Друг сталина по духовной семинарии. Поэт Иосиф Сталин

Миф № 104. Сталин - недоучившийся семинарист

Миф № 105. Сталин - "выдающаяся посредственность"

Сочетание этих мифов - одна из основ всей антисталинианы. Авторство принадлежит Троцкому. Сатаневший от злобы на Сталина "бес мировои революции" использовал в своей пропаганде любые возможности, чтобы опорочить и оклеветать Сталина. А что было в действительности?

А в действительности Горийское духовное училище он окончил в 1894 году практически на круглые пятерки, в том числе и по поведению. Вот краткая выписка из его аттестата: "Воспитанник Горийского духовного училища Джугашвили Иосиф… поступил в сентябре 1889 года в первый класс училища и при отличном поведении (5) показал успехи:

По Священной истории Ветхого Завета - (5)

По Священной истории Нового Завета - (5)

По Православному Катехизису - (5)

Изъяснению богослужения с церковным уставом - (5)

русскому с церковнославянским - (5)

греческому - (4) очень хорошо

грузинскому - (5) отлично

Арифметике - (4) очень хорошо

Географии - (5)

Чистописанию - (5)

Церковному пению

русскому - (5)

В тифлисской духовной семинарии учился он хуже, однако отнюдь не потому, что внезапно поглупел. А только лишь потому, что по мере взросления круг его интересов резко расширялся, чему в колоссальной степени способствовали как хорошая библиотека самой семинарии, развитие книгоиздательства в Российской империи, так и пребывание в крупном городе, центре всего Кавказского края. Сталин стал читать много произведений русской и грузинской классики, различной переводной литературы, а также так называемой запрещенной литературы. В архиве тифлисской духовной семинарии сохранился "Журнал поведения" за 1896 г., в котором есть несколько записей о чтении семинаристом Джугашвили "запрещенных книг", в частности, романов Виктора Гюго "93-й год" и "Труженики моря". За чтение запрещенной в семинарии литературы Сталина неоднократно наказывали длительным карцером. Инспектор семинарии Гермоген в марте 1897 г. записал в "Журнале поведения", что "Джугашвили уже в 13-й раз замечен за чтением книг из "Дешевой библиотеки" (была такая популярная серия. - A.M.) и у него отобрана книга "Литературное развитие народных рас". В это же время он стал приобщаться и к чтению литературы социал-демократического направления. Стал читать произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, Чернышевского, Бакунина, Кропоткина, Плеханова, Каутского, Лафарга, а чуть позже и Ленина. В конце концов жизненные приоритеты Сталина резко изменились, и он потерял всякий интерес к учебе в семинарии, все более уходя в революционную деятельность. В результате в 1899 г. он был исключен из семинарии. Сталин сам впоследствии не раз говорил, что его "вышибли из семинарии за пропаганду марксизма". Так что с точки зрения голого факта - да, действительно, Сталин не завершил обучение в духовной семинарии. Ну и что из этого должно вытекать?! Что он «академиев» не кончал?! Ну и что из этого?! Тут ведь и спорить не о чем - да, действительно не завершил обучение в семинарии. Когда ему было учиться, если далее революционная деятельность, аресты и ссылки и вовсе не давали шанса окончить какое-либо высшее учебное заведение?! Он ведь все по тюрьмам да ссылкам, а после октября 1917 г. так и вовсе недосуг был, ибо на него всегда взваливали столько обязанностей, что только диву-то и даешься, как он еще успевал в кратчайшие сроки организовывать высокоэффективную работу.

И все же что касается "недоучившегося семинариста" должен сказать, что это наглая ложь. Именно при «недоучке» страна прошла уникальнейший исторический путь - всего за тридцать лет, из которых спокойных наберется едва ли полтора десятка, от деревянной сохи до атомной бомбы и практически полностью завершенной подготовки к запуску в космос первого в истории человечества искусственного спутника Земли!

Многие и по сей день уверены, что в космос СССР потому прорвался первым, что-де у нас тогда был "дорогой Никита Сергеевич Хрущев". Но что бы сделал Хрущев, не будь великого сталинского наследства, которое он незаконно захватил? Советская наука была сориентирована на прорыв в космос еще Сталиным. Именно при нем этим исследованиям был дан такой мощный импульс, что к концу 1950-х гг. СССР стал пионером в освоении космического пространства.

Это при «недоучке» в СССР каждые 29 часов в строй входило новое предприятие еще в первой пятилетке. А во второй - каждые 10 часов, в третьей (вплоть до 22 июня 1941 г.) - каждые 7 часов, а в первой послевоенной, когда только экономический ущерб составлял 2,6 триллиона настоящих, а не современных «деревянных» рублей - каждые 6 часов! Что хотите говорите или думайте, но «недоучкам» подобное совершенно не по плечу. Не говоря уже о Величайшей Победе в такой ожесточенно свирепой схватке цивилизаций, как Великая Отечественная война. Именно «недоучка» совместным с народом великим трудом и вывел нашу страну на самые передовые позиции в мире буквально по всем показателям, реализовав на практике все те прогнозы, которые были сделаны русскими и западными учеными и специалистами еще в начале прошлого века. Пусть и под названием Советский Союз, но Россия стала глобальным фактором всемирно-исторического значения.

По признанию многочисленных друзей и недругов, "недоучившийся семинарист" Сталин всю жизнь старательно учился. Более того, он так глубоко вгрызался в «гранит» любой науки, с которой в интересах развития СССР ему приходилось сталкиваться, что лучшие специалисты, научные работники, конструкторыц Страны Советов, не говоря уже о зарубежных деятелях, не раз пасовали перед его точными, остро целенаправленными и сугубо профессиональными вопросами и ответами.

Вот всего лишь пара штрихов к интеллектуальным способностям Сталина.

1. Нижеследующий пример специально привожу в изложении антисталинистов, ссылающихся также на ярого антисталиниста. Итак, из книги братьев Роя и Жореса Медведевых "Неизвестный Сталин" (М., 2007. С. 574–575): "…В 1925 году Сталин решил обзавестись настоящей личной рабочей библиотекой. В мае 1925 года он поручил своему помощнику и секретарю И. Товстухе заняться этим делом и завести в штате генсека должность библиотекаря. На вопрос Товстухи: "Какие книги должны быть в библиотеке?" - Сталин ответил письменно на листке из ученической тетради. Фотокопия этой большой записки была недавно опубликована в журнале "Новая и новейшая история" историком Б.С. Илизаровым. Вот основная часть этой записки:

"Записка библиотекарю. Мой совет (и просьба):

а) философия; б) психология; в) социология; г) политэкономия; д) финансы; е) промышленность; ж) сельское хозяйство; з) кооперация; и) русская история; к) история других стран; л) дипломатия; м) внешняя и вн. торговля; н) военное дело; о) национальный вопрос; п) съезды и конференции; р) положение рабочих; с) положение крестьян; т) комсомол; у) история других революций в других странах; ф) о 1905 годе; х) о Февральской революции 1917 г.; ц) об Октябрьской революции 1917 г.; ч) о Ленине и ленинизме; ш) история РКП(б) и Интернационала; щ) о дискуссиях в РКП (статьи, брошюры)); щ1) профсоюзы; щ2) беллетристика; щЗ) худ. критика; щ4) журналы политические; щ5) журналы естественно-научные; щб) словари всякие; щ7) мемуары.

2. Из этой классификации изъять книги (расположить отдельно):а) Ленина, б) Маркса, в) Энгельса, г) Каутского, д) Плеханова, е) Троцкого, ж) Бухарина, з) Зиновьева, и) Каменева, к) Лафарга, л) Люксембург, м) Радека.

Эта записка составлена, как мы видим, очень профессионально точно, хотя даже по фотокопии видно, что Сталин трудился над составлением своего поручения не больше 20–30 минут".

Уже летом 1925 г. началось комплектование библиотеки Сталина, которое продолжалось в течение нескольких лет. В дальнейшем она пополнялась сотнями и тысячами книг ежегодно. "В его библиотеке были все российские и советские энциклопедии, большое количество словарей, особенно словарей русского языка и словарей иностранных слов, разного рода справочников. В библиотеке Сталина имелась практически вся российская литературная классика: и отдельные книги, и собрания сочинений. Особенно много было книг Пушкина и о Пушкине. Сталин получал все новые книги по интересовавшим его темам, которые издавались в СССР. Немало книг он получал и от авторов. По свидетельству Л. Спирина, к концу жизни Сталина общее количество книг в его библиотеке превышало 20 тысяч, из которых на 5,5 тысячах книг имелся штамп: "Библиотека И.В. Сталина", а также порядковый номер".

2. Ю.И. Мухин в книге "Убийство Сталина и Берия" (М., 2007. С. 42–43) приводит потрясающий пример того, как Сталин все время напряженно учился:

"А вот прочтите его письме жене, Надежде Аллилуевой, написанное им во время лечения на Кавказе 14 сентября 1931 г. (выделения в тексте сделаны Сталиным).

"Здравствуй, Татька!

Письмо получил. Хорошо, что научилась писать обстоятельные письма. Из твоего письма видно, что внешний облик Москвы начинает меняться к лучшему. Наконец-то!" Рабочий техникум" по электротехнике получил. Пришли мне, Татька, "Рабочий техникум" по черной металлургии. Обязательно пришли (посмотри мою библиотеку - там найдешь) .В Сочи - ничего нового. Молотовы уехали. Говорят, что Калинин собирается в Сочи. Погода здесь пока хорошая, даже замечательная. Скучновато только.

Как ты поживаешь? Пусть Сетанка (дочь Сталина Светлана, которую он звал Сетанкой. - A.M.) напишет мне что-нибудь. И Васька тоже. Продолжай информировать. Целую. Твой Иосиф.

P.S. Здоровье у меня поправляется. Медленно, но поправляется".

Заметьте, что именно 52-летний глава СССР, забыв сообщить о своем здоровье, просит ему прислать. Это не ракетки для тенниса, не акваланг для подводного плавания, не горные лыжи - это учебники.

…Он был образован так, как, пожалуй, никто в мире, и его призывы к соратникам "самим овладевать техникой" были не пустым звуком".

С этим примером Ю.И. Мухин увязывает следующую историю (Указ. соч. С. 41–42), показывающую, сколь положительную роль такая учеба сыграла в дальнейшем:

"В 1939 г. немцам срочно потребовался пакт о ненападении с СССР. Нам он тоже был нужен, как воздух. Но Сталин не потерял самообладания и условием заключения пакта о ненападении поставил немцам требование кредита и поставки на сумму этого кредита оружия и промышленного оборудования для производства оружия. Немцы вынуждены были уступить - они дали СССР кредит в 200 млн. марок (их собственный золотовалютный запас в это время был всего 500 млн.) и заключили с СССР еще и дополнительное торговое соглашение на поставку оружия и оборудования в обмен на сырье.

Делалось все это в спешке, и наши внешнеторговые организации, видимо, немцев «обули». (Вынужден слегка подправить коллегу - никакой спешки не было. «Обували» немцев сознательно и целенаправленно, с четким пониманием того, что делают, так как в составе германской торгово-экономической делегации был ценный агент советской военной разведки, который заблаговременно сообщил о том, что интересует немцев. - A.M.) Думаю, что они в контрактах оговорили вес поставляемого в Германию железа в руде в тоннах, но «забыли» указать нижний предел железа в руде в процентах. В результате СССР стал в обмен на оружие отгружать в Германию не руду, а породу со своих отвалов, которую в доменную печь ну никак нельзя было грузить (по правилам металлургии, руду с менее чем 50 % железа в домну загружать нельзя. - А. М.).

Когда немцы поняли, что именно мы им всучили, то в Москву, невзирая на праздники, прибыл из Германии К. Риттер, посол по особым поручениям. Сталин принял его прямо на Новый год - в ночь с 31 декабря 1939 г. на 1 января 1940 г. Стенограмма переговоров Риттера со Сталиным свидетельствует, что Риттер сходу "взял быка за рога" (это Риттеру так казалось, а на самом-то деле упомянутый выше агент, который в то время уже работал в посольстве Германии в Москве, успел сообщить своему куратору в ГРУ, какие претензии Риттер намеревается выдвинуть Сталину. - A.M.).

"Риттер заявляет, что он будет касаться только крупных вопросов. Его интересует поставка железа и железной руды, связанная с большими поставками в Советский Союз оборудования, которое содержит очень много металлов. Вначале немецкая сторона просила 4 млн. тонн железной руды и 5 млн. тонн лома. Далее выяснилось, что металла потребуется в связи с большими заказами очень много, во всяком случае больше, чем предусмотрено ранее. Советская сторона заявила нам 3 млн. тонн железной руды с содержанием 38,42 % железа. Это содержание железа не удовлетворит немецкую сторону. Риттер просит поставить полтора миллиона тонн железной руды с 50 % содержанием железа. Кроме того, 200 тыс. тонн чугуна и 200 тыс. тонн лома. Он заявляет, что поставляемое железо и чугун будут возвращены обратно Советскому Союзу готовыми изделиями.

Тов. Сталин отвечает, что советская сторона не может выполнить требования немцев, т. к. наша металлургия не имеет техники обогащения руды и советская промышленность потребляет сама всю железную руду с высоким содержанием железа. Через год советская сторона, может быть, будет иметь возможность поставить железную руду с большим содержанием железа, но в 1940 г. этой возможности не имеется. Немецкая сторона имеет хорошую обогатительную технику железной руды и может потреблять железную руду с содержанием железа 18 %"".

Далее Мухин поясняет уже как профессиональный металлург: "Автор закончил металлургический институт с "красным дипломом", поэтому ответственно заявляет: так "отбить наезд" Риттера, как это сделал Сталин, мог только очень хороший инженер-металлург, поскольку в те годы обогащением руды только-только начали заниматься и не каждый металлург об этом знал".

Сталин настолько глубоко знал многие отрасли экономики, науки, военного дела, культуры и искусства, что его советы и рекомендации воспринимались с искренней благодарностью даже академиками. Мало кто из его современников мог профессионально спорить с ним по тончайшим нюансам тех или иных достижений науки, конструкторской мысли, экономической деятельности, не говоря уже об истории и политике. Его высочайшую компетентность в вопросах политики, экономики, науки и культуры отмечали многие из его современников.

Вот еще один небольшой пример, на этот раз из области политики. Ныне живущие среди нас академики Российской академии образования Д.В. Колосов и В.А. Пономаренко из многих трудов Сталина проанализировали всего две статьи:

"О политической стратегии и тактике русских коммунистов" (1921 г.) и "К вопросу о стратегии и тактике русских коммунистов" (1923 г.). И сделали следующий вывод: "Если оценивать содержание этих работ по общепринятым в науке критериям, то выводов здесь больше, чем на очень сильную докторскую диссертацию по специальности «политология» или, точнее, "политическая технология". Причем своей актуальности они не утратили спустя много лет. Здесь нет «красивых» слов, ярких образов «высокого» литературного стиля - только технология политики".

А это означает, что уже в начале 1920-х гг. Сталин был более чем сильным доктором философии или политологии, а точнее, мог бы претендовать как минимум на звание члена-корреспондента Академии наук!

Точно таким же более чем сильным доктором наук Сталин был и в области экономики, техники, военного дела, геополитики и т. д. И это, подчеркиваю, многократно отмечали как его друзья, так и недруги, причем и отечественные, и зарубежные.

Только такому самовлюбленному индюку и демагогу, как Троцкий, а также его прошлым и современным «наследничкам» в лице резвых на перо, но тугих даже на элементарную мысль всякого рода «исследователей» могло прийти в голову обозвать Сталина "недоучившимся семинаристом" или "гениальной посредственностью". Ничего себе "посредственность"!

То, что было построено под руководством этой "недоучившейся гениальной посредственности", выдержало и страшнейший катаклизм Второй мировой войны, и бесчисленные штормы холодной войны, и беспрецедентную глупость на редкость убогих в интеллектуальном смысле преемников, и сильнейшие ураганы перестройки и постперестройки, сохраняя (пока еще!) за Россией кровью выстраданное право именоваться державой!

Так строят истинные гении - гении созидания! И им дипломы о "поверхностном образовании" не нужны!

1.3. Духовная семинария и первые шаги в революцию

В сентябре 1894 года, после сдачи приёмных экзаменов, Иосиф Джугашвили был зачислен в православную духовную семинарию в Тифлисе, которая была тогда одним из лучших учебных заведений Закавказья.
Здание семинарии располагалось в центре Тифлиса, неподалёку от Эриванской площади. На балконе здания висели на железной штанге колокола. В большом дворе около здания росли акации, около которых были скамейки, у стены были сложены большие поленницы дров. Между стеной и дровами было довольно широкое укрытое место с углом, в этом углу часто сидели Иосиф и его товарищи, дискутируя по разным вопросам. Иосиф часто здесь один читал книги.
В глубине двора помещалась начальная школа для детей, которые жили у себя дома и в которой воспитанники 5-го и 6-го классов семинарии давали им пробные уроки.
Напротив входа в здание семинарии была больница, а при входе в него на первом этаже – помещения для инспектора, надзирателей и канцелярии. В подвале располагались гардероб и столовая с кухней. Посреди второго этажа была церковь семинарии. Вокруг неё с окнами на улицу – классы, учительская и квартира ректора с секретной дверью, через которую ректор мог незаметно войти в церковь и наблюдать за поведением учеников. Библиотека и спальные комнаты были на третьем этаже.
В семинарии господствовал иезуитский режим, вызвавший у Иосифа протест и революционные настроения. Он начал тайно посещать нелегальный социал-демократический кружок.
Под влиянием русских марксистов, проживавших в Закавказье И. Джугашвили включился в революционное движение. В нелегальном кружке изучал труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, Г. В. Плеханова.
В августе 1898 года он и формально вступает в Тифлисскую организацию Российской социал-демократической рабочей партии, став членом группы «Месаме-даси» – первой социал-демократической организации в Грузии. В 1893 – 1898 годах эта руппа сыграла положительную роль в распространении марксизма, несмотря на свою политическую неоднородность: её большинство стояло на позициях «легального марксизма», склоняясь к буржуазному национализму. Сталин, Кецховели, Цулукидзе представляли то революционное марксистское меньшинство «Месаме-даси», которое стало зародышем революционной социал-демократии в Грузии. И. Джугашвили вёл пропаганду марксистских идей среди рабочих Тбилисских ж.-д. мастерских.
Сам И.В. Сталин позже так вспоминает об этом периоде в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом:
«Людвиг. Разрешите задать Вам несколько вопросов из Вашей биографии. Когда я был у Масарика, то он мне заявил, что осознал себя социалистом уже с 6-летнего возраста. Что и когда сделало Вас социалистом?
Сталин. Я не могу утверждать, что у меня уже с 6 лет была тяга к социализму. И даже не с 10 или с 12 лет. В революционное движение я вступил с 15-летнего возраста, когда я связался с подпольными группами русских марксистов, проживавших тогда в Закавказье. Эти группы имели на меня большое влияние и привили мне вкус к подпольной марксистской литературе.
Людвиг. Что Вас толкнуло на оппозиционность? Быть может, плохое обращение со стороны родителей?
Сталин. Нет. Мои родители были необразованные люди, но обращались они со мной совсем не плохо. Другое дело православная духовная семинария, где я учился тогда. Из протеста против издевательского режима и иезуитских методов, которые имелись в семинарии, я готов был стать и действительно стал революционером, сторонником марксизма, как действительно революционного учения.
Людвиг. Но разве Вы не признаёте положительных качеств иезуитов?
Сталин. Да, у них есть систематичность, настойчивость в работе для осуществления дурных целей. Но основной их метод - это слежка, шпионаж, залезание в душу, издевательство, - что может быть в этом положительного? Например, слежка в пансионате: в 9 часов звонок к чаю, уходим в столовую, а когда возвращаемся к себе в комнаты, оказывается, что уже за это время обыскали и перепотрошили все наши вещевые ящики... Что может быть в этом положительного?» (И. Сталин. Беседа с немецким писателем Эмилем Людвигом 13 декабря 1931 г. Соч., т. 13, СС. 115-114).
Одной из первых книг, прочитанных им в 1894 году, был «Капитал» Карла Маркса. Этот труд основоположника марксизма заложил в юном Сталине основы понимания сущности отношений между трудом и капиталом и капиталистического воспроизводства и в дальнейшем использовался им при разработке базы социалистического производства в годы первых пятилеток в СССР.
Увлекаясь изучением марксистской и чтением художественной литературы, Сталин, в период учёбы в Тифлисской семинарии, написал несколько стихотворений, очень понравившихся Илье Чавчавадзе, который опубликовал их в редактируемой им газете на первой странице, на видном месте. В июне–декабре 1895 года на страницах газеты «Иверия» за подписью И. Дж-швили, а затем - Сосело, было напечатано пять стихотворений Иосифа, из которых одно посвящено писателю Рафаэлу Эристави, другое называется - «Луне», а остальные не озаглавлены. Шестое стихотворение, «Старец Ниника», было напечатано в газете “Квали” в июле 1896 года. Эти стихи Чавчавадзе помещал на видном месте первой странице.
Так что уже с юных лет Иосиф Джугашвили стал знаменитым, внеся и свои творения в сокровищницу грузинской культуры.
В 1901 году грузинский общественный деятель М. Келенджеридзе составил пособие по теории словесности, в котором поместил среди лучших образцов грузинской классической литературы стихотворение за подписью Сосело. В 1907 году он же составил и издал “Грузинскую хрестоматию или сборник лучших образцов грузинской словесности” (т. I), в которой на 43-й странице поместил стихотворение Джугашвили, посвященное Р. Эристави.
Обычно человек, пишущий стихи, выдаёт то сокровенное, что находится в его душе. Например, в стихотворении, посвящённом Рафаэлу Эристави, дух патриотизма совершенно отчётливо звучит в каждой строфе. А «Утро» юного Иосифа завершают такие строчки:
«Цвети, о Грузия моя!
Пусть мир царит в родном краю!
А вы учебою, друзья,
Прославьте Родину свою!»

Великим патриотом своей Родины (Грузии, России, СССР) он был до конца своей жизни.

Из книги: Савельев И.В., Харчиков А.А. Космический Корабль ИС – 130. Книга 1. Взлёт. Часть первая. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ. 1.3. Духовная семинария и первые шаги в революцию

Рецензии

Спасибо, Игвас. Я прежде читал, что Сталин учился в семинарии очень хорошо. И по свидетельству одноклассников, даже в курилке разговаривал не о девках, а о Боге. Его взгляды менялись под влиянием революционеров постепенно, стали появляться выговоры за дисциплинарные проступки - смех в церкви, опоздания с каникул, но учился по-прежнему на отлично. А причиной отчисления стала неявка на выпускной экзамен. Это меня очень удивило.

Сейчас очень много клеветы на него. У него были ошибки, так зачем ещё выдумывать? И тем не менее, трудно найти политическую фигуру, более популярную в нашем народе, чем он.

В семинарии

Говорили, что безусловные успехи Coco в учении усилили существовавшую в школе напряженность в отношениях между детьми из богатых и бедных семей. Переходя из класса в класс как лучший ученик, он окончил школу в 1894 г. в возрасте 14 лет и получил диплом с отличием, который редко выдавался учащимся из бедных семей.

Такер Р. С. 81

В 1894 году Иосиф покинул Гори и поступил в Тифлисскую духовную семинарию. Большинство из почти шестисот студентов этого учебного заведения рассматривали учебу в нем не как подготовку к духовной карьере, а как ступень светского университетского образования. Дело было в том, что русский царь не позволил открыть в Тифлисе университет, опасаясь его превращения в очаг националистической крамолы. В это время проводились мероприятия по всеобщей русификации, и в качестве языка преподавания в семинарии был введен русский язык вместо ранее использовавшегося грузинского. Эта мера в сочетании с жесткой дисциплиной, царившей в семинарии и делавшей жизнь в ней похожей скорее на казарму, чем на духовное учебное заведение, стала причиной неоднократных конфликтов между студентами и начальством.

Ноймайр А. С. 333

Мы чувствовали себя как арестанты, которые должны провести здесь без вины молодые годы...

Иремашвили И. С. 120

Тифлисская православная семинария являлась тогда рассадником всякого рода освободительных идей среди молодежи, как народническо-националистических, так и марксистско-интернационалистических; она была полна различными тайными кружками.

Иосиф Виссарионович Сталин: Краткая биография. С. 7

…Уже в первые семинарские годы [Иосиф] заметно изменился. Он производил впечатление скорее замкнутого и погруженного в себя человека, быстро научился непроницаемой завесой скрывать свои мысли и чувства от окружающих - качество, позднее ставшее определяющим элементом его тактики.

Ноймайр А. С. 335

Воспоминания Иремашвили несравненно живее и ближе к правде. Он рисует Иосифа долговязым, жилистым, веснушчатым мальчиком, исключительно по настойчивости, замкнутости и властолюбию умевшим добиваться поставленной цели, шло ли дело о командовании над товарищами, о метании камней или о карабкании по скалам. Coco отличался горячей любовью к природе, но не чувствовал привязанности к ее живым существам. Сострадание к людям или животным было ему чуждо: «Я никогда не видел его плачущим». «Для радостей или горестей товарищей Coco знал только саркастическую усмешку». Все это, может быть, слегка отшлифовалось в памяти, как камень в потоке, но это не выдумано.

Троцкий Л. С. 223

Иремашвили писал, что в то время Иосиф был худым и жилистым, с орлиным носом, узким лицом с оспинами, темными глазами, живыми и беспокойными. Он был маленького роста, но сильный и лучше всех умел драться. Но Иосиф был «не похож на других», и его не любили за его манеры. Как и многие способные люди, переживающие свою бедность, низкое происхождение или физические недостатки, он был агрессивным. Ему приходилось таким образом утверждать себя. Он был «хорошим другом до тех пор, пока ты подчинялся его властолюбивой воле».

Грей Я. С. 22

В момент поступления в семинарию Иосифу было всего 14 лет, по своему телосложению он был скорее слабым и тщедушным, но, тем не менее, очень скоро не только одноклассники, но и преподаватели обратили внимание на отличавшее его высокое чувство собственного достоинства, необычное в столь юном возрасте. Возможно, дело было в матери, которая, будучи сама неграмотной, добилась того, что ее сын стал студентом семинарии, и тем самым обеспечила для него лучшее будущее. Ее несокрушимая вера в единственного и несомненно умного сына вселила в него убежденность, возможно, даже с оттенком веры в предопределенность, в том, что он, как «делегат» матери, должен совершить в свой жизни нечто значительное.

Ноймайр А. С. 333

Около шестисот учеников, практически все время (за исключением примерно одного часа в послеобеденное время) находившихся взаперти в строении казарменного типа, которое некоторые называли «каменным мешком», вели строго регламентированную жизнь: в 7.00 - подъем, утренняя молитва, чай, классные занятия до 14.00, в 15.00 - обед, в 17.00 - перекличка, вечерняя молитва, чай в 20.00, затем самостоятельные занятия, в 22.00 - отбой.

Такер Р. С. 85

Стоило монахам потушить лампы и удалиться, как Иосиф доставал свечку и при ее слабом свете читал, нередко проводя за книгой бессонные ночи. Последствия сказались: он стал выглядеть больным. Иной раз приятели отбирали у ненасытного чтеца книгу и тушили свечу.

Яковлев Н. Н. С. 25

…Когда ему было 15-16 лет, Coco придумал пополнять свое образование путем... чтения книг в букинистических магазинах, подолгу простаивая у прилавка погруженным в чтение якобы «рассматриваемой» книги.

Когда же эта уловка была обнаружена и ему чуть было не запретили доступ в книжные магазины, молодой Джугашвили придумал другую штуку: он стал брать книги в магазине, для чтения напрокат, платя по 10 коп. за сутки. Но он не читал эти книги, а уговорил нескольких друзей коллективно переписывать их. Переписывали сразу два человека - каждый по странице, сидя по обе стороны раскрытой на столе книги. Этот прием настолько убыстрял переписывание, что довольно толстую книгу ценой в 3 рубля друзья успевали переписать за три дня, и она, следовательно, обходилась им всего в 30 коп. (на троих), т.е. вдесятеро дешевле. Рукописи тщательно переплетались и таким путем в сравнительно короткое время у Coco составилась довольно приличная библиотека. Когда его исключили из семинарии и он стал работать в обсерватории, то эта «библиотека» хранилась у него в комнате. Позднее, когда Иосиф Джугашвили перешел на нелегальное положение (1901 г.) библиотечку рассовали по друзьям, но пользоваться ею продолжали вместе.

О составе книг этой библиотеки мы имеем приблизительное представление из воспоминаний Ладо Кецховели и других грузинских революционеров (Стуруа, Джибладзе). Там были книги Маркса, Энгельса, Гете, Шиллера, Аристотеля, Шекспира, Дарвина, Гейне, Адама Смита, Туган-Барановского, Струве, Плеханова, Белинского, Чернышевского, Писарева, Тургенева, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина и грузинских писателей - Бараташвили, Чавчавадзе, Казбеги, Нинощвили, Иоселиани, Акакия Церетели и др.

Похлебкин В. С. 73–74

автора

В семинарии 1 Молодая гвардия. 1939. № 12. С. 23; Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений: Летнее расписание 1894 г. СПб.,

Из книги Кто стоял за спиной Сталина? автора Островский Александр Владимирович

Последний год в семинарии В мае 1898 г. Сеид Девдориани закончил семинарию и поступил в Юрьевский университет{1}. Руководство ученическим кружком, который он возглавлял, перешло к Сосо Джугашвили. «Через несколько месяцев, - вспоминал С. Девдориани, - в Юрьеве я получил

Из книги Кто стоял за спиной Сталина? автора Островский Александр Владимирович

Последний год в семинарии 1 ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 2. Ч. 1. Д. 12. Л. 181

Из книги Ближний круг Сталина. Соратники вождя автора Медведев Рой Александрович

Большевик из духовной семинарии Анастас Микоян родился в Армении в селе Санаин в семье бедного сельского плотника. По окончании начальной школы отец отдал способного мальчика учиться в армянскую духовную семинарию в Тифлисе. Это было одно из лучших учебных заведений в

Из книги Дело всей жизни автора Василевский Александр Михайлович

ЮНЫЕ ГОДЫ Первые шаги. - Кинешемские будни. - «Хлебная комиссия». - Кострома и костромичи. - В стенах семинарии. - Накануне войны Моя биография вплоть до Великого Октября не содержит в себе ничего особенного. Я выходец из духовного сословия. Но таких людей в России

Из книги История русской церкви (Синодальный период) автора Цыпин Владислав

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ПРОГРАММА по Истории Русской Церкви для учащихся 4 класса Московской Духовной семинарии (Сектор заочного обучения) 1 билет – 1. РПЦ в канун петровских реформ.Общая характеристика синодальной эпохи. Обзор источникови литературы по синодальному периоду

Из книги Сталин в жизни автора Гусляров Евгений

В семинарии Говорили, что безусловные успехи Coco в учении усилили существовавшую в школе напряженность в отношениях между детьми из богатых и бедных семей. Переходя из класса в класс как лучший ученик, он окончил школу в 1894 г. в возрасте 14 лет и получил диплом с отличием,

Страница 1 из 32

МИФЫ О ДЕТСТВЕ СОСО

Фальсификаторы биографии вождя изменяют произвольно его национальную принадлежность (О.Мандельштам: «и широкая грудь осетина»), ставят под вопрос отцовство Виссариона Джугашвили, выдвигая нелепые версии о «возможной» принадлежности отцовства известному путешественнику М.Н. Пржевальскому, капиталисту-промышленнику Г. Г. Адельханову, горийскому виноторговцу Якову Эгнатошвили (Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. СПб., 2000. С. 387 – 388, 37 – 38, 555 – 556), «влиятельному чиновнику при царе», «зажиточному князю», (Антонов-Овсеенко А.В. Сталин и его время// Вопросы истории. 1989. № 7), «купцу-еврею» (Радзинский Э.С. Сталин. М.,1997. С. 27) и, наконец, даже … императору Александру III (Адамович А. Дублёр // Дружба народов. 1998. № 11. С.168). Многие авторы ошибочно утверждают, что отец И.В. Сталина умер в 1890 году, за 19 лет до своей фактической смерти, которая установлена документально. (РГАСПИ. Ф.71. Оп.1. Д.275. Л.23; ГФ ИМЛ. Ф.8. Оп.5. Д.415. Л.1; Д.416. Л. 1 – 9). (Виссарион Джугашвили).

(Что касается даты рождения самого И.В.Сталина, то в метрической книге Успенского собора и в свидетельстве об окончании Горийского духовного училища указана другая дата – 6 (18) декабря 1878 года, а дата крещения – 17 (29)декабря 1878 г.). Однако, в истории останется та официальная дата – 21 декабря 1879 года, которую признавал сам И.В. Сталин при жизни, независимо от того, по каким мотивам он выбрал именно её.

Детские болезни и происшествия

В 5 лет Иосиф заболел оспой, которая оставила свои отметины на его лице на всю жизнь, в 6 лет вследствие сильного ушиба плечевого и локтевого суставов у И.В.Сталина на протяжении всей жизни остался дефект левой руки.

«Однажды Сосо попал под фаэтон и еле спасся от смерти. Если бы не его крепкое телосложение, мы и всё человечество потеряли бы того, кто носит имя великого Сталина».(Из воспоминаний Г.И. Елисабедашвили. Материалы Тбилисского филиала ИМЭЛ).

(Стремясь вызвать негативное отношение к Сталину, идеологи антисталинизма, вопреки нормам общечеловеческой этики и морали, не гнушаются спекулировать и на физических недостатках вождя...).

В 1886 году Иосиф, грузинский мальчуган с незаурядными интеллектуальными данными из очень бедной семьи предпринимает попытку поступить в Горийское православное духовное училище, однако ему это не удаётся сделать по той простой причине, что в этом училище преподавание ведётся на русском языке, которым он совершенно не владеет. (Много лет спустя сын Сталина Василий скажет своей сестре Светлане «по секрету»: «А знаешь, отец-то наш, оказывается, раньше был грузином»...)

Обучать его русскому языку взялись дети Христофора Чарквиани по просьбе матери Иосифа; занятия шли успешно и уже к лету 1888 г. Сосо приобрёл необходимые знания и навыки для поступления не в первый подготовительный класс при Горийском духовном училище, а сразу во второй подготовительный. (ГФ ИМЛ Ф.8. Оп.2. Ч.1.Д.54. Л. 202 – 204.)// (РГАСПИ. Ф.558. Оп.4 Д.669. Л.5 (П. Капанадзе).

Спустя 35 лет, 15 сентября 1927 года Екатерина Джугашвили напишет благодарственное письмо учителю русского языка Горийского духовного училища Захарию Алексеевичу Давиташвили: «Я хорошо помню,что Вы особо выделяли моего сына Сосо, и он не раз говорил, что это Вы помогли ему полюбить учение и именно благодаря Вам он хорошо знает русский язык… Вы учили детей с любовью относиться к простым людям и думать о тех, кто находится в беде». (Джугашвили Е.Г. – З.А. Давиташвили. 15 сентября 1927 г. На грузинском языке. Перевод Д.В. Давиташвили // Архив Д.В. Давиташвили.)

В 1889 году Иосиф успешно закончил второй подготовительный класс и был принят в училище. В детстве у него на полке стоял учебник грамматики, на котором рукой будущего вождя было написано: «Сия книга принадлежит ученику первого класса Горийского духовного училища Иосифу Джугашвили, 1889 г.». (ГФ ИМЛ. Ф.8. Оп.5. Д.213. Л.16).

«Сосо был во втором (подготовительном – Л.Б.) отделении, когда Бесо стал говорить, что он возьмёт ребёнка из училища и повезёт его в Тифлис для обучения своему ремеслу. Долго разъясняли ему мой муж, Эгнаташвили и другие близкие товарищи Бесо всю несуразность такого решения...».
(Из воспоминаний Машо Абрамидзе-Цихитатришвили. Материалы Тбилисского филиала ИМЭЛ).

«Мать Сосо, Кеке, была прачкой. Она зарабатывала мало и с трудом воспитывала своего единственного сына. После того, как Виссарион Джугашвили уехал из Гори, Сосо остался на попечении своей матери. Мать очень любила Сосо и решила отдать его в школу. Судьба улыбнулась Кеке: Сосо приняли в духовное училище. Ввиду тяжёлого положения матери и выдающихся способностей ребёнка Сосо назначили стипендию: он получал в месяц три рубля. Мать его обслуживала учителей и школу, зарабатывала до десяти рублей в месяц, и этим они жили». (Из воспоминаний Г.И. Елисабедашвили. Материалы Тбилисского филиала ИМЭЛ).

Это ЧП произошло 6 января 1890 года: первоклассник Сосо Джугашвили вторично попал под фаэтон. Мчавшийся экипаж сшиб Иосифа на землю и переехал ему ногу, которую повредил настолько, что отцу пришлось везти его в Тифлис в лечебницу, где Иосиф пробыл долго, вследствие чего вынужден был прервать занятия почти на целый год.(ГФ ИМЛ. Ф. Оп.6. Д.306. Л.13). Устроившись рабочим на обувную фабрику Адельханова, Виссарион Джугашвили решил не возвращаться в Гори и оставить сына при себе, определив для себя, что тот пойдёт по его стопам и станет сапожником. По воспоминаниям С.П. Гогличидзе (Материалы Тбилисского филиала ИМЭЛ), «маленький Сосо работал на фабрике: помогал рабочим, мотал нитки, прислуживал старшим». Однако в Тифлис приехала за сыном мать и забрала его в Гори, где он продолжил образование. (ГФ ИМЛ. Ф.8. Оп.2. Ч.1.Д.48. Л.14 – 15. (Из беседы с Е. Джугашвили в мае 1935). В 1894 году И.В. Сталина окончил четырёхклассное Горийское духовное училище. Закончил его с отличием и был рекомендован для поступления в духовную семинарию.(Островский А.В. – Кто стоял за спиной Сталина? С-Пб. М., 2002. Фото № 7. Свидетельство об окончании Горийского духовного училища). Надпись на мемориальной доске гласила: «Здесь, в бывшем духовном училище, учился с 1-го сентября 1888 года до 1-го июля 1894 года великий Сталин».

Тифлисская духовная семинария

С 1894 по 1899 годы И.В. Сталин учится в Тифлисской православной духовной семинарии, в одном из лучших по тем временам учебных заведений Закавказья, расположенном в центре Тифлиса, неподалёку от Эриванской площади на углу Лорис-Меликовского проспекта и Пушкинской улицы. «Тифлисская православная семинария являлась тогда рассадником всякого рода освободительных идей среди молодёжи, как народническо-националистических, так и марксистско-интернационалистических; она была полна различными тайными кружками». (Иосиф Виссарионович Сталин. Краткая биография. М., 1948. С.7).

В прошении на имя ректора о. Серафима семинарист Иосиф Джугашвили 28 августа 1895 года пишет: «Отец мой уже три года не оказывает мне отцовского попечения в наказание за то, что я не по его желанию продолжил образование… В прошлом году я был принят на полуказённое содержание… В настоящее время у матери моей ослабли глаза, вследствие чего она не может заниматься ручным трудом (единственный источник дохода) и заплатить за меня остальные 40 рублей. Посему я вторично прибегаю к стопам Вашего Высокопреподобия и прошу покорнейше оказать мне помощь принятием на полный казённый счёт, чем окажете величайшую милость». (Островский А.В. – Указанная книга. Фото № 11. Прошение семинариста Иосифа Джугашвили). В этом же году И.В. Сталин устанавливает связь с подпольными группами русских революционных марксистов, высланных царским правительством в Закавказье (И.И. Лузин, О.А. Коган, Г.Я. Франчески, В.К. Родзевич-Белевич, А.Я. Краснова и др.): «В революционное движение я вступил с 15-летнего возраста, когда я связался с подпольными группами русских марксистов, проживавших тогда в Закавказье. Эти группы имели на меня большое влияние и привили мне вкус к подпольной марксистской литературе». (Сталин И.В. Сочинения.Т.13. С.113).

Пробы пера юного Сосо Джугашвили

О классике грузинской литературы Илье Григорьевиче Чавчавадзе Иосиф Виссарионович Сталин всю свою жизнь сохранял самые тёплые воспоминания. В беседе с кинорежиссёром М.Чиаурели, И.В. Сталин заметил: «Не потому ли мы проходим мимо Чавчавадзе, что он из князей? А кто из грузинских писателей дал такие страницы о феодальных взаимоотношениях помещиков и крестьян, как Чавчавадзе? Это была, безусловно, крупнейшая фигура среди грузинских писателей XIX и начала XX века».

Если бы И.В. Сталин решил посвятить свою жизнь поэзии, то И. Чавчавадзе мог бы сыграть значительную роль в жизни юного И.В. Сталина, когда он отобрал несколько лучших стихотворений шестнадцатилетнего семинариста и опубликовал их в издававшейся им тифлисской литературной газете «Иверия», в номерах от 17 июня, 22 сентября, 11, 25 и 29 октября 1895 года: посвящённое поэту Рафаэлу Эристави «Когда крестьянской горькой долей...», «Луна», «Шёл он от дома к дому...», «Когда луна своим сияньем...», «Утро». А шестое стихотворение «Старец Ниника» появилось на страницах газеты «Квали» 28 июля 1896 г.

Как начинающий поэт, И.В.Сталин сразу же получил признание. Так, его стихотворение «Утро», по рекомендации Ильи Чавчавадзе, вошло в букварь «Дэда Эна» и многие годы оно оставалось одним из любимейших первых стихотворений грузинской детворы. Вот это стихотворение:

УТРО

Раскрылся розовый бутон,
Прильнул к фиалке голубой,
И, лёгким ветром пробуждён,
Склонился ландыш над травой.
Пел жаворонок в синеве,
Взлетая выше облаков,
И сладкозвучный соловей
Пел детям песню из кустов:
«Цвети, о Грузия моя!
Пусть мир царит в родном краю!
А вы учёбою, друзья,
Прославьте Родину свою!»

А вот другой перевод этого же стихотворения:

Рядом с фиалкой-сестрой
Алая роза раскрылась,
Лилия тоже проснулась
И ветерку поклонилась
В небе высоко звенели
Жаворонка переливы
И соловей на опушке
Пел вдохновенно, счастливо:
«Грузия, милая, здравствуй!
Вечной цвети нам отрадой!
Друг мой, учись и Отчизну
Знанием укрась и обрадуй».

Кто перевёл эти и другие стихи молодого И.В. Сталина о родном крае, о милой его сердцу Грузии на русский язык с языка оригинала, к сожалению, не установлено. Известно, однако, что из всего, что было написано юным поэтом Сосо Джугашвили, сохранились всего лишь шесть опубликованных им стихов, тех, что были напечатаны в газетах «Иверия» и «Квали» в 1895 – 1896 годах.

Да, Илья Чавчавадзе мог бы сыграть определённую роль в судьбе Иосифа Джугашвили, если бы тот пожелал стать поэтом. Но И.В. Сталин выбрал дорогу профессионального большевика-революционера ленинской школы, дорогу, полную не только героики и романтики, но и тяжких испытаний, дорогу, в общем-то, неблагодарную, хотя и благородную...

В 1901 году, когда И.В. Сталин целиком погружается в революционную работу, организовывает демонстрации и забастовки рабочих в Тифлисе, создаёт вместе с Ладо Кецховели при финансовой помощи бакинского «Саввы Морозова» - купца первой гильдии Петроса Багирова подпольную большевистскую типографию «Нина», создаёт сначала Тифлисский, а затем и Батумский комитеты РСДРП ленинско-искровского направления, а ровно через полгода последует его первый арест, общественный деятель

М. Келенджеридзе, составивший пособие по теории словесности, помещает в книге среди лучших образцов грузинской классической литературы два стихотворения за подписью – Сосело:


«Когда луна своим сияньем
Вдруг озаряет мир земной,
И свет её над дальней гранью
Играет бледной синевой,
Когда над рощею в лазури
Рокочут трели соловья,
И нежный голос саламури
Звучит свободно, не таясь,
Когда, утихнув на мгновенье,
Вновь зазвенят в горах ключи,
И ветра нежным дуновеньем
Разбужен тёмный лес в ночи,
Вновь попадёт в свой скорбный край,
Когда кромешной тьмой томимый,
Увидит солнце невзначай, –
Тогда исчезнут злые тучи,
И закипит младая кровь,
Надежда голосом могучим
Во мне пробудит сердце вновь.
Стремится ввысь душа поэта,
И сердце бьётся неспроста:
Я знаю, что надежда эта
Благословенна и чиста».

ЛУНА

«Плыви, как прежде, неустанно
Над скрытой тучами землёй,
Своим серебряным сияньем
Развей тумана мрак густой.
К земле, раскинувшейся сонно,
С улыбкой нежною склонись,
Пой колыбельную Казбеку,
Чьи льды к тебе стремятся ввысь.
Но твёрдо знай, кто был однажды
Повергнут в прах и угнетён,
Ещё сравняется с Мтацминдой,
Своей надеждой окрылён.
Сияй на тёмном небосклоне,
Лучами бледными играй,
И, как бывало, ровным светом
Ты озари мне отчий край.
Я грудь свою тебе раскрою,
Навстречу руку протяну,
И снова с трепетом душевным
Увижу светлую луну».

Вариант перевода одной из строф :

«И знай, кто пал золой на землю,
Кто был так долго угнетён,
Тот станет выше гор великих,
Надеждой яркой окрылён».

Но на этом М. Келенджеридзе не остановился.В 1907 году он составил и издал «Грузинскую хрестоматию, или сборник лучших образцов грузинской словесности» (т.1), в которой на 43-й странице поместил стихотворение И.В. Сталина, посвящённое поэту Рафаэлу Эристави:


«Когда крестьянской горькой долей,
Певец, ты тронут был до слёз,
С тех пор немало жгучей боли
Тебе увидеть довелось.
Когда ты ликовал, взволнован
Величием своей страны,
Твои звучали песни, словно
Лились с небесной вышины.
Когда, Отчизной вдохновлённый,
Заветных струн касался ты,
То, словно юноша влюблённый,
Ей посвящал свои мечты.
С тех пор с народом воедино
Ты связан узами любви,
И в сердце каждого грузина
Ты памятник воздвиг себе.
Певца Отчизны труд упорный
Награда увенчать должна:
Уже пустило семя корни,
Теперь ты жатву пожинай.
Не зря народ тебя прославил,
Перешагнёшь ты грань веков,
И пусть подобных Эристави
Страна моя растит сынов».

Не забудем, что в том, 1907 году И.В. Сталин, будучи в розыске на нелегальном положении, выпускает газеты «Мнатоби», «Чвени Цховреба», «Дро», где печатает не только массу статей, но и выдающееся произведение марксизма – «Анархизм или социализм?»; у него и его молодой жены Екатерины Сванидзе появляется сын – Яков Джугашвили; Сталин участвует в работе V Лондонского съезда РСДРП; по дороге из Лондона в Тифлис останавливается на неделю у Григория Чочия в Париже; в Тифлисе на Эриванской площади совершается экс под руководством Камо; И.В. Сталин переезжает в Баку, где редактирует газеты «Бакинский пролетарий» и «Гудок»; внезапно заболевает и умирает жена...

А вот и шестое из известных стихов И.В. Сталина, которое было опубликовано им, как нам уже известно, в газете «Квали» в 1896 году. Оно тоже не имеет названия:

И, наконец, мистически-пророческое стихотворение, где И.В. Сталин, как бы предвидит почти за шесть десятилетий, что произойдёт что-то непоправимое, которое перечеркнёт все его добрые усилия, всю его жизнь.

Вот второй вариант перевода этого удивительно пророческого стихотворения:

Есть и третий вариант перевода этого стихотворения:

Сегодня мы можем смело утверждать, что его стихи перешагнули грань тысячелетий...

Выбрав дорогу революционной борьбы, И.В. Сталин с 1896 года на протяжении двух лет в Тифлисской духовной семинарии И.В. Сталин руководит нелегальным марксистским кружком учащихся. Кружок собирался на квартире Вано Стуруа в доме № 194 по улице Елизаветинская (впоследствии улица называлась по имени Клары Цеткин) (Заря Востока. 1939. 17 июля (Г. Нинуа).

А с 1898 года И.В. Сталин вступает в грузинскую социал-демократическую организацию «Месаме - даси» («Третья группа»). И.В. Сталин, В.З. Кецховели и А.Г.Цулукидзе образуют ядро революционного меньшинства этой организации. В октябре-декабре 1898 года, по мере увлечения общественно-политической деятельностью, Иосиф Джугашвили, при всех своих незаурядных способностях, становится одним из самых недисциплинированных семинаристов: 9 октября – карцер за отсутствие на утренней молитве, 11 октября – карцер за нарушение дисциплины во время литургии, 25 октября – снова карцер за опоздание из отпуска на три дня, 1 ноября – строгий выговор за то, что не поздоровался с преподавателем С.А. Мураховским, 24 ноября – строгий выговор за то, что смеялся в церкви, 16 декабря – карцер за пререкание во время обыска. (РГАСПИ. Ф.558.Оп.4. Д.53. Л.2, 157 и без номера).

Впоследствии, вспоминая этот период своей жизни, вождь скажет: «Из протеста против издевательского режима и иезуитских методов, которые имелись в семинарии, я готов был стать и действительно стал революционером, сторонником марксизма, как действительно революционного учения».(Сталин И.В. Сочинения. Т.13. С.113).

В 1898 – 1899 годах И.В. Сталин руководит в железнодорожном депо кружком, в состав которого входят Василий Баженов, Алексей Закомолдин, Леон Золотарёв, Яков Кочетков, Пётр Монтин (Монтян). В качестве пропагандиста «товарищ Сосо» проводит занятия в рабочих кружках на обувной фабрике Адельханова, на заводе Карапетова, на табачной фабрике Бозарджианца, а также в Главных тифлисских железнодорожных мастерских.(РГАСПИ.Ф.71. Оп.10. Д.266. Л.15).

«Я вспоминаю 1898 год, когда я впервые получил кружок из рабочих железнодорожных мастерских… Здесь, в кругу этих товарищей, я получил тогда первое своё боевое крещение… Моими первыми учителями были тифлисские рабочие» (Сталин И.В. Сочинения. Т.8. С.174). Революционная пропаганда привела к тому, что 14 – 19 декабря состоялась шестидневная забастовка рабочих-железнодорожников, вдохновителем которой был семинарист «товарищ Сосо».(ГАРФ. Ф. 124. Оп.7.1898. Д.144. Л.1 –6) . 29 мая 1899 года принимается решение об исключении Иосифа Джугашвили из семинарии с мотивировкой «за неявку на экзамены по неизвестной причине» (Каминский В., Верещагин И. Детство и юность вождя. – Молодая гвардия. 1939. № 12. С. 86). Фактически – за пропаганду марксизма среди семинаристов и рабочих железнодорожных мастерских.


Иосиф Сталин - генеральный секретарь ВКП(б) - КПСС (1922-1953)

И.В. Сталин родился 9 декабря (по григорианскому календарю 21 декабря) 1879 г. Родители по-разному представляли себе судьбу сына. В 1888г. мать записала его в местное духовное училище. Но вскоре Виссарион забрал его оттуда, так как хотел, чтобы сын стал тоже сапожником. Но все-таки вскоре мать его опять вернула в училище. В 1890 г. умер отец. Мать работала прачкой в богатых семьях. Эта женщина прожила долгую жизнь. Она увидела, как ее сын стал руководителем гигантской страны. Сама она вела скромную, простую жизнь в Грузии. По просьбе сына она на короткое время переселилась в Кремль, но вскоре вернулась обратно домой. Там она и умерла в 1937 году.
В духовном училище Джугашвили считался одним из лучших учеников. Он выделялся природным умом и хорошей памятью. В июне 1894 года, по окончании училища был отмечен как лучший ученик, и по советам учителей в сентябре 1894 года поступил в Тифлисскую православную духовную семинарию. В эти годы он был слушателем семинарии, получавший стипендию. Семинаристы жили по жесткому расписанию, инспектора поддерживали жесткую дисциплину. Учась в семинарии, молодой Джугашвили анализировал свои ранние жизненные впечатления. Он попал в такое общество, в котором молодой человек, думавший самостоятельно и отличавшийся упрямством, должен был бороться за себя. Еще не достигнув 16 лет он начал печатать свои стихи в местной газете. О последних годах обучения Сталина в семинарии известно очень мало. В семинарии он много читал, регулярно посещал библиотеку. Постоянно получал предупреждения за чтение запрещенной литературы. Упрямый по характеру он часто спорил с товарищами по общественным и научным проблемам.
Первое знакомство с марксизмом относится к 1897 году. По настоянию своих знакомых Саши Цулукидзе и Ладо Кецховели он начинает внимательно знакомиться с социалистической и марксистской литературой. Крутым поворотом на пути революционного становления молодого Джугашвили явился август 1898 года. Тогда он стал членом социал-демократической организации под названием «Месаме Даси». Позднее с этого момента отсчитывался партийный стаж Сталина. Организация, название которой в переводе означает «третья группа», была образована в 1892 году, и, поскольку у нее не было националистических целей, царские власти проявили к ней терпимость и позволили ей действовать легально. В конце 1898 года Джугашвили регулярно принимает участие в сходках читательского социалистического кружка «Месаме Даси». В то время он еще только учился писать практические работы. Весной 1899 года все чаще молодой Джугашвили вступал в конфликты с дирекцией семинарии. После того как он получил сразу несколько замечаний по поводу неявки на экзамен и нарушения режима, его исключили из семинарии. Потом он остался без работы и на короткое время вернулся домой в Гори. В конце года 28 декабря он получил работу и служебную квартиру в Тифлисской физической обсерватории. Имея работу для прикрытия, он посвятил себя нелегальной деятельности. Участвовал в организации революционных выступлений.
В 1900 году в Тифлис прибыл В.К. Курнатовский – представитель редакции «Искры», которую редактировал Ленин, и познакомился с руководителем демонстрации. Это был первый контакт Джугашвили с революционными силами за пределами Закавказья.

Весной 1901 года тифлисские социал-демократы готовились к празднованию 1 мая. Охрана арестовала многих революционеров. Добрались и до Джугашвили. Сделали обыск в его квартире. Пришлось ему перейти на нелегальное положение. В течение 16 лет он жил под различными фамилиями, скрываясь от полиции. Джугашвили стал профессиональным революционером, солдатом подпольной организации, боровшейся за власть. Джугашвили среди революционеров был известен под кличками – Коба, Иванович, Василий. Он с самого начала относился к типу социал-демократов организаторов – людей практики. В нем не чувствовалась одухотворенная решительность интеллигента, хотя с 1901 года он регулярно работал в партийной печати. Его образованность напоминала образованность самоучки. Его произведения не несли следов работы над литературой, выходившей за рамки прочитанного в семинарии. Как в то время, так и позднее, он скорее писал для сравнительно необразованных людей. Во всех его работах и выступлениях до конца жизни чувствовалась склонность к диалектике. Он с большим удовольствием использовал форму вопросов и ответов. Ход его мысли был прост и прямолинеен. Эти особенности стиля можно объяснить как внутренним движением его души, так и влиянием обучения в духовной семинарии. Для его статей не было характерно теоретизирование, поэтому они, несомненно, были общедоступны и понятны. В условиях начала XX века эта особенность имела первостепенное значение для революционера пропагандиста.
В ноябре 1901 года Джугашвили становится членом тифлисского комитета РСДРП. Но многие товарищи были недовольны его грубостью и манерой поведения. Именно тогда он взял себе псевдоним – Коба из романа Александра Казбеш «Отцеубийца». В романе Коба неподкупен, крепок духом, неустрашим. В 1902-1903 гг. Коба шесть раз подвергался арестам, сочинял прокламации, отсидел год в тюрьме. Шесть раз он был сослан в Сибирь и столько же раз ему удавалось бежать.
На II съезде РСДРП наметился раскол партии на меньшевиков и большевиков. Большевистские принципы построения партии полностью соответствовали характеру Кобы. Он относился к тому типу профессиональных революционеров, для которых ленинское понимание построения партии имело решающее значение. Однако в годы подполья стало явным расхождение взглядов Ленина и Кобы. По мнению Ленина, партия должна быть авангардом масс. Коба же определенным образом абсолютизировал организацию. Он склонялся к тому, что закрытая организация испытанных борцов стоит больше, чем стихийные движения масс.
Меньшевик Арсенидзе в воспоминаниях о Кобе этого периода характеризовал у него полное отсутствие человеческих мотивов революционера. Отсюда и вытекало его отношение к людям как к вещам, а к вещам он подходил исключительно на основе чистой целесообразности. Не чувствовался в нем характерный для революционера внутренний огонь, не было видно душевной теплоты. Выражался он грубо, а в речи чувствовалась сила и настойчивость. В этот период своей деятельности Коба пишет листовки, брошюры, принимает участие в заседании конференции 1905 года, где впервые встретился с Лениным.
О своих впечатлениях он позднее писал: «Я надеялся увидеть горного орла нашей партии, великого человека, великого не только политически, но и физически… Каково же было мое разочарование, когда я увидел самого обыкновенного человека, ниже среднего роста, ничем не отличающегося от обыкновенных смертных».
Коба, будучи типичным представителем российских комитетчиков, обходился, в отличие от Ленина, без непосредственных связей с международным рабочим движением. Его опыт формировался в условиях царского самодержавия. Это воспитывало в нем сочувствие к кадрам, работавшим внутри страны, вызывало симпатию к образу мышления практических организаторов, и порождало недоверие к эмигрантам.
На съезде партии в Стокгольме обсуждался вопрос о боевых отрядах партии. Была принята резолюция с осуждением террористических акций (грабеж банков, почтовых вагонов, перевозящих деньги), которые в тот период все меньше носили политический характер. Но Кобы продолжал руководить этими акциями террора. Его даже хотели судить партийным судом за нарушение этой резолюции.
О Сталине говорят, что теория не была его сильной стороной. Когда он познакомился с марксизмом, то его привлекла ориентированность на политическую практику. Марксизм был для Сталина единым учением, которое дает веру в ликвидацию социального неравенства и указывает практике путь, ведущий к этому.
В 1909-1910 годах он опубликовал ряд статей «Партийный кризис и его задачи», «Письма с Кавказа», «Наши цели», «Наказ петербургских рабочих своему рабочему депутату». В эти годы он активно работает в VI (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП, побывал в Москве, в Кракове, в Вене. В Вене он познакомился с Троцким, Н.И. Бухариным.
В 1914 году он написал статью «марксизм и национальный вопрос». Ленин с одобрением оценил эту работу. Интересы классовой борьбы требовали объединения пролетариата каждой нации в централизованную партию. И 10 лет спустя именно по этому вопросу между Лениным и Сталиным вспыхнул самый значительный политический конфликт.
У Сталина почти не было друзей. Он всю свою жизнь подчинил требованиям нелегальной борьбы. Когда он находился в ссылке, жил подчеркнуто замкнуто, ни с кем особо не общаясь. Что касается замкнутости, то она была в природе его души, к тому же умение молчать помогало ему в нелегальной работе. В более поздние годы как сотрудники, так и враги Сталина могли убедиться в непредсказуемости его поведения. Сталин никогда никому не доверял своих затаенных мыслей. Он обладал выдающейся способностью молчать, в то время, когда все слишком много говорили. В своих ссылках он мало общался с товарищами по партии. Свердлов, живший с ним в ссылке, писал о нем как о большом индивидуалисте. «В условиях тюрьмы человек перед вами обнажается, проявляется во всех своих мелочах. С товарищем Сталиным мы теперь на разных квартирах, редко и видимся».
Джугашвили был неизменно горд, замыкался в себе со своими мыслями и планами. По отношению к Свердлову вел себя заносчиво и отклонил предложенное тем примирение.

Массы все больше поворачивались к большевикам, стремившимся с весны 1917 года к переходу от буржуазно-демократической революции к революции пролетарской. К моменту выхода из подполья в большевистской партии насчитывалось 24 тысячи членов.
Сталин и Каменев, приехавшие из ссылки, возглавили газету «Правда». Статья «О войне» вызвала всеобщее недоумение в партийных кругах. Умеренный тон статья вызвал негодование среди петроградских рабочих. Они потребовали исключение Сталина и Каменева из партии.
В другой своей статье «Об условиях победы русской революции» Сталин не дает никаких рекомендаций относительно политики в отношении временного правительства. Об общей слабости политической оценки обстановки Сталиным хорошо свидетельствует тот факт, что редактируемая им «Правда» не опубликовала серию писем Ленина под названием «Письма издалека», за исключением первого письма, отредактированного и значительно сокращенного работниками «Правды». В этот период Сталин не мог дать четкой последовательной программы действий. Возвращение Ленина на родину изменило соотношение сил в партии. Апрельские тезисы Ленина отвечали сокровенным мечтам масс. Сталин быстро, без колебаний, присоединился к новой линии. Это видно по его статьям и выступлениям после VII (Апрельской) Всероссийской конференции РСДРП(б). Сталин, несмотря на свои заблуждения в прошлом, стремления к соглашательству, сравнительно небольшую известность в широких кругах партии, на Апрельской конференции, был избран в состав ЦК. В ходе конференции он выступил с докладом по национальному вопросу. Его роль в течение 1917 года ни в коем случае не была второстепенной. В вопросах тактики он допускал колебания. Но как типичный организатор он несколько раз в течение лета испытывал трудности.
В июле, в период обостренной политической обстановки, когда партия почти готова была выдвинуть лозунг вооруженного выступления, его опять охватили сомнения. Сначала он выступил за восстание, затем изменил свою точку зрения, а позже уже отрицал, что вообще когда-то думал о вооруженном выступлении.
В период подготовки Октябрьского вооруженного восстания во взглядах Сталина можно проследить характерную двойственность Его каждодневные политические маневры, тактические шаги преследовали цель добиться равновесия и примирения взглядов в ходе дискуссий. Он хотел этого достичь любой ценой, даже тогда, когда наступило время неотложных, решительных действий. В подобном духе в качестве одного из редакторов центрального партийного органа газеты «Рабочий путь» он подвергал цензуре статьи Ленина, которые считал недопустимо острыми по тону, даже воспрепятствовал публикации некоторых писем. Сталин редко выступал перед широкой публикой. Сильный грузинский акцент и неторопливые, медлительные жесты делали из него плохого оратора. Однако в качестве «газетного оратора» он был действительно эффективен. Своими постоянными вопросами и ответами оказывал воздействие на читателя. Но в те дни автор на жгучие вопросы тех дней давал относительно прохладные ответы.
Точно не известно, где провел судьбоносный день 25 октября Сталин, который в то время проживал на квартире своего будущего тестя Сергея Аллилуева. Его имя не упоминается среди руководителей восстания.


Top