Игровое упражнение веселые фигуры. Игровые занимательные задачи для дошкольников (Михайлова З.А.)


Серия «Пять фигур» - это обучающие и познавательные игры, где яркий и красочный сюжет выполнен на карточках различной геометрической формы.
Серия игр «Пять фигур» поможет вам в простой игровой форме познакомить ребенка с такими сложными, но важными и нужными в повседневной жизни вещами, как правила поведения дома и на улице, в общественных местах, на дороге, в чрезвычайных ситуациях, с историей окружающих его вещей. Эти знания помогут вашему ребенку самостоятельно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, стать воспитанным, культурным и образованным человеком.
Игра «Правила этикета» познакомит вашего ребенка с правилами поведения в обществе. Она направлена на развитие логического мышления, памяти, внимания, изучение геометрических фигур и расширение кругозора.
Как играть
Разложите карточки и внимательно рассмотрите их вместе с ребенком. Расскажите ему о культуре поведения в общественных местах. Рассмотрите каждую ситуацию, представленную на карточках, объясняя, как нужно себя вести. Затем к большой карточке с сюжетом подберите две маленькие, на одной из которых изображено правильное поведение, на второй - неправильное. Если вы правильно подобрали карточки, то при сложении должна получиться одна из пяти фигур. Разберите фигуры и предложите ребенку самостоятельно подобрать карточки друг к другу.
В комплект игры входит:
- Карточки фигурные большие - 5 шт.
- Карточки фигурные маленькие -10 шт.


Учимся распознавать цвета и формы. Сортируем и считаем фигуры. Игра достаточно простая, но для самых маленьких игроков - интересная! Есть паровоз и четыре вагона с «пассажирами» (силуэтами геометрических форм), а также дополнительные детали разного цвета (в виде кружков, треугольников, квадратов и прямоугольников).Задача: рассортировать детали (геометрические формы) и усадить в каждый вагон соответствующее количество «пассажиров». Кстати, обратите внимание: фигурки отличаются не только формой и цветом, но и «выражением лица». А это уже знакомство с некоторыми эмоциями – тоже очень важный тренажер.Только для личного использования!


Игра для детей, которые только начали знакомство с геометрическими фигурами.
В архиве 4 карточки с изображением овечки, рыбки, улиточки и черепашки,
на которых расположены фигуры разного размера.
Карточки с геометрическими фигурами надо вырезать и предложить ребенку
правильно заполнить пустые места на картинке.
Также геометрические фигуры отличаются по размеру (от меньшего к большему)
и цвету (от светлого к темному).




Автор-составитель: limush


Цель: ознакомление детей с пятью геометрическими формами их названиями.
Как играть: Вместе с ребенком рассмотрите геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.
Покажите ребенку красочные картинки с птицами, рассмотрите, вспомните, как они называются.
Теперь птичек надо спрятать от диких животных, т.е. разложить все геометрические фигуры на картинки,
так чтобы они совпали с нарисованными.
Можете сами придумать любой ход игры.


В состав игры входят большие карты с силуэтами картинок и маленькие карточки с рисунками предметов.
Перед началом игры рассмотрите большие карты с силуэтами, на что (кого) они похожи.
К каждой форме большой карты нужно подобрать пару - предмет с таким же размером и внешними очертаниями.
Пусть малыш начнет со знакомых, понятных ему силуэтов и затем постарается подобрать все пары в игре.
Цель игры - научить ребенка группировать предметы по форме. Играть можно на внимательность и на скорость подбора пар.
Автор-составитель: limush

Занятие 1

Программное содержание

Развивать умение измерять длину предметов с помощью условной меры.

Демонстрационный материал . Карточки с цифрами 8 и 10, 3 обруча, набор кругов, треугольников, квадратов разного размера (большие и маленькие) и цвета (красные, синие, желтые), 2 карточки с изображением моделей задач (см. рис. 61), песочные часы с интервалами в 1 и 3 минуты, фишки, 2 картинки с изображением матрешек , отличающихся друг от друга (см. рис. 60).

Раздаточный материал. Тетради в клетку, 2 набора карточек с цифрами и арифметическими знаками, карандаши.
Методические указания

Дети делятся на 2 команды.

I часть. Дидактическая игра «Найди различия». У каждой команды картинка с изображением матрешек (см. рис. 60).
Рис. 60
Воспитатель предлагает детям найти отличия между матрешками в течение 3 минут (ставит песочные часы).

По истечении времени команды поочередно называют различия. За каждое правильно найденное различие воспитатель дает команде фишку. Побеждает команда, набравшая большее количество фишек.

II часть. Игровое упражнение «Составь задачу для друзей».

На столе воспитателя 2 карточки с изображением моделей к задачам на сложение и вычитание (см. рис. 61).
Рис. 61
Воспитатель предлагает каждой команде выбрать модель и составить по ней задачу для другой команды в течение 1 минуты (устанавливаются песочные часы).

Команды представляют свои задачи и обосновывают правильность их составления. Воспитатель оценивает результаты работы фишками.

Команды решают задачи, записывают их решение с помощью цифр и арифметических знаков, отвечают на вопросы задач и обсуждают правильность решения. За правильное решение задачи воспитатель дает команде фишку.

III часть. Игровое упражнение «Рисуем и измеряем линии».

В тетради дети определяют точку начала выполнения нового задания, отсчитав от предыдущего задания 4 клетки вниз.

Воспитатель дает каждой команде карточку с цифрой, обозначающей количество клеток в отрезке (8 и 10), и предлагает нарисовать отрезок соответствующей длины.

Воспитатель уточняет: «Сколько клеток в вашем отрезке? Чему равна длина отрезка?» Дети выкладывают ответ на доске при помощи цифр 8 и 10. Затем дает задание: «Разделите отрезок на части, равные двум клеткам. Сколько пар клеток уложилось в длине отрезка?» (В отрезке восемь клеток – четыре пары, десять клеток – пять пар.)

Вызванные дети выкладывают на доске ответы с помощью карточек с цифрами.

Воспитатель спрашивает: «Почему получилось разное количество пар клеток?»(Длина отрезков разная.)

Правильность выполнения задания оценивается фишкой.

IV часть. Эстафета фигур (блоки Дьенеша).

Перед командами на полу лежат три обруча, пересеченные между собой.

В каждом обруче набор фигур: в первом обруче – желтые круги, треугольники и квадраты; во втором обруче – квадраты разного размера и цвета; в третьем обруче – большие квадраты и треугольники (красные, желтые, синие).

Воспитатель задает детям вопросы: «Какие фигуры лежат в обручах? Чем похожи фигуры в каждом обруче? Чем отличаются фигуры в каждом обруче?»

Далее проводится эстафета: какая команда быстрее заполнит «окошки». Первая команда кладет в «окошко» большие и маленькие квадраты желтого цвета, вторая – большие квадраты разного цвета. («Какие фигуры будут в пустых „окошках“?») Дети обосновывают свои действия.

Занятие 2

Программное содержание

Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Развивать умение последовательно называть дни недели, месяцы и времена года.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Картинки с изображением времен года, карточки с цифрами и арифметическими знаками.

Раздаточный материал. Тетради в клетку с изображением числовой линейки (см. рис. 62), карточки с цифрами и арифметическими знаками , картинки «Зажги лампу» (см. рис. 64), цветные карандаши, 2–3 набора карточек с цифрами от 1 до 7.
Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Круглый год».

На столе картинки с изображением времен года.

Воспитатель говорит: «Назовите времена года. (Осень, зима, весна, лето.) Вспомните названия месяцев осени (зимы, весны, лета)».

Дети делятся на 4 команды.

Воспитатель дает задание каждой команде: собрать картинки с определенным временем года, определить, какие месяцы на них изображены, и построить их по порядку. После выполнения задания дети называют времена года и их месяцы.

II часть. Игровое упражнение «Числовая линейка».

У детей в тетрадях дано изображение числовой линейки (см. рис. 62).
Рис. 62
Воспитатель говорит: «Все числа живут на числовой прямой. У каждого числа свое место. Рассмотрите линейку и назовите числа на ней. Какое число идет после числа три? Какое число стоит перед числом пять? Какое число стоит между числами семь и девять?

Воспитатель обращает внимание детей на картинку на доске (см. рис. 63) и поясняет: «Мальчик шел к своему другу и считал шаги. Каждая клетка на числовой линейке обозначает один шаг. Сначала он сделал три шага, а потом еще два шага. (Обводит двумя дугами сверху соответствующее количество клеток.) Составьте задачу про мальчика».
Рис. 63
Воспитатель выслушивает варианты задач, вместе с детьми выбирает правильно составленную задачу и определяет ее структуру (условие, вопрос). Обводит снизу общее количество клеток (3). Дети повторяют задачу целиком и решают ее с помощью числовой линейки в тетради:

Красным карандашом отмечают количество «шагов», которое мальчик сделал сначала (3 клетки), и ставят вертикальную черту;

Красным карандашом отмечают количество шагов, которое мальчик сделал потом (2 клетки), и ставят еще одну вертикальную черту.

Ребенок на доске, а остальные дети на столе выкладывают решение задачи с помощью цифр и арифметических знаков и читают запись. Дети отвечают на вопрос задачи и обосновывают решение.

III часть. Игровое упражнение «Зажги лампу».

У детей картинки «Зажги лампу» (см. рис. 64). Воспитатель предлагает детям рассмотреть их и уточняет: «Какие светильники надо включить? (Люстру, торшер, настольную лампу.) От каждого выключателя цветным карандашом проведите шнур к соответствующей лампе».
Рис. 64
Дети проверяют друг у друга правильность выполнения задания.

IV часть. Игровое упражнение «Живая неделя».

Дети делятся на команды по 7 человек, каждая из них берет карточки с цифрами от 1 до 7 и определяет свой день недели.

Воспитатель читает стихотворение. По мере называния дней недели дети выстраиваются в шеренгу, образуя неделю.


Жаль, всего семь дней в неделе -
Дел навалом y Емели:
В
понедельник на печи
Протирает кирпичи.
Не скyчает и во
вторник -
Он плетет слонy намордник.
Языком молотит в
среду
И баклyши бьет соседy.
После дождичка в
четверг
Он пyскает фейерверк.
Пятница – тяжелый день:
Тень наводит на плетень.
И
суббота не сyббота:
У него на мyх охота.
Но седьмой настанет день -
Сдвинет шапкy набекрень.
Потому что
воскресенье -
Это праздник и веселье:
И, улегшись на печи,
Ест Емеля калачи!
В общем, трудно жить Емеле.
Было б восемь дней в неделе -
Вот тогда бы он успел
Сделать много важных дел!

А.Усачев

Каждая команда называет дни недели. Дети начинают двигаться под музыку по кругу. С окончанием музыки они образуют новую неделю от заданного воспитателем дня и называют ее дни. Игра повторяется 2–3 раза со сменой карточек внутри команды.

Занятие 3

Программное содержание

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Цветные карандаши, образец лабиринта (см. рис. 66), числовая линейка, 2 сюжетные картинки с 8–10 отличиями.

Раздаточный материал. Тетради в клетку с изображением двух числовых линеек , состоящих из 10 клеток (см. рис. 62), карандаши, картинки с изображением лабиринтов (см. рис. 66).
Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Сделай картинки похожими».

На доске 2 картинки. Воспитатель предлагает детям рассмотреть их, найти отличия между ними и дорисовать предмет так, чтобы они стали похожи.

II часть. Игровое задание «Рисуем задачу».

У детей тетради в клетку с изображением двух числовых линеек. Воспитатель спрашивает: «Сколько клеток на числовой линейке?» (Десять клеток.)

Дети дугой отмечают на числовой линейке сначала 4 клетки, а затем еще 5 клеток (правильность выполнения задания они сверяют с образцом на доске). На основании рисунка делают запись для будущей задачи с помощью цифр и арифметических знаков.

Дети читают запись, вызванный ребенок выкладывает ее на доске. По записи дети составляют задачу. Воспитатель выслушивает варианты задач. Дети вместе с воспитателем обосновывают правильность их составления, решают и отвечают на вопросы задачи, объясняют ее решение.

На второй числовой линейке дети дугами обозначают 9 клеток (сверху) и 5 клеток (снизу слева). Затем аналогично составляют и решают задачу на вычитание.
Физкультминутка

Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие движения.


Покажите пальцем зайца,
(Правую руку сжать в кулак и выпрямить средний и указательный пальцы.)
Книжку,
(Положить рядом две раскрытые ладони.)
Орех.
(Сжать кулак.)
Указательному пальцу
Все известно лучше всех.
(Вытянуть вверх указательный палец, согнуть и разогнуть его.)

Упражнение повторяется 2–3 раза со сменой рук.

III часть. Игровое упражнение «Спрячь фигуры».

От предыдущего задания в тетрадях дети отсчитывают вниз 4 клетки. Воспитатель дает им новое задание: «Нарисуйте квадрат со стороной, равной двум клеткам. Отступите три клетки и нарисуйте еще один такой же квадрат. Продолжите рисовать квадраты до конца строки».

После выполнения задания уточняет у детей: «Какую фигуру мы уже прятали в квадрат?»(Круг.)

Ребенок на доске с помощью воспитателя показывает, как вписать круг в квадрат. Дети выполняют задание в тетрадях.

Воспитатель предлагает детям подумать, какую еще фигуру можно спрятать в квадрат. (Треугольник.) Показывает, как вписать треугольник в квадрат: верхнюю сторону квадрата надо разделить пополам и поставить точку, а затем прямыми линиями соединить ее с левым нижним и с правым нижним углами квадрата (см. рис. 65).
Рис. 65
Воспитатель выясняет у детей, где спряталась третья сторона треугольника. (В стороне квадрата.)

Дети отсчитывают от предыдущего задания вниз две клетки и рисуют квадраты в строчку на расстоянии две клетки друг от друга и вписывают в них треугольники.

Воспитатель оценивает работу, и дети рисуют соответствующие солнышки.

IV часть. Игровое упражнение «Ищем дорожку к домику».

У детей картинки с изображениями лабиринтов (см. рис. 66). Воспитатель предлагает рассмотреть схему пути на графическом рисунке и прочертить дорогу к домику в соответствии со схемой. Вызванный ребенок выполняет задание на образце и комментирует свои действия.
Рис. 66

Занятие 4

Программное содержание

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение в пределах 10.

Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Развивать умение создавать сложные по форме предметы из отдельных частей по представлению.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Числовая лента, на которой написаны числа от 1 до 20 (некоторые из них пропущены), карточки с цифрами и арифметическими знаками, две числовые линейки на доске.

Раздаточный материал. Тетради с изображениями двух числовых линеек (без дуг) и геометрических фигур (см. рис. 67–69), карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, наборы геометрических фигур и счетных палочек , листы бумаги.
Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Найди пропущенные числа».

Дети рассматривают числовую ленту, определяют пропущенные числа и по очереди заполняют пустые окошки карточками с цифрами. Затем называют числа в прямом и в обратном порядке.

II часть. Игровое упражнение «Петя в царстве Математики».

Воспитатель говорит детям: «Петя может вернуться из царства Математики, когда составит задачу. Он составил такую задачу: „Я съел пирожное „Наполеон“ и эклеры. Сколько пирожных я съел?“ Уточняет: Можно ли решить Петину задачу? Почему ее нельзя решить?» (В задаче нет чисел.)

Дети помогают Пете составить задачу правильно: «Я съел одно пирожное „Наполеон“ и восемь эклеров. Сколько всего пирожных я съел?»

Дети определяют структуру задачи и решают ее с помощью числовой линейки в тетради: сначала обозначают дугой сверху первое число и кладут карточку с соответствующей цифрой, потом обозначают дугой сверху второе число и кладут карточку с цифрой (см. рис. 67).

Вызванный ребенок работает на доске.
Рис. 67
Дети отвечают на вопрос задачи, записывают и читают ее решение.

Пете предлагают составить другую задачу на вычитание. Он составляет: «Я заказал девять пирожных и съел восемь из них». (В задаче нет вопроса.)

Проводится аналогичная работа (см. рис. 68).
Рис. 68
Физкультминутка «Шалтай-Болтай»

Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения:


Шалтай-Болтай висел на стене
(Дети поднимают руки вверх.)
Шалтай-Болтай свалился во сне.
(Наклоняются вперед и вниз и размахивают руками.)
Никто не может Шалтая-Болтая,
Шалтая-Болтая поднять.
Никто не может Шалтая-Болтая,
Шалтая-Болтая поднять.

Упражнение повторяется 2–3 раза. III часть. Игровое упражнение «Поможем Пете нарисовать фигуры». У детей в тетрадях изображены геометрические фигуры (см. рис. 69).
Рис. 69
Воспитатель спрашивает у детей: «Какие фигуры надо нарисовать? Сколько клеток пропущено между фигурами?»

Дети дорисовывают фигуры до конца строчек. Вызванные дети по очереди рисуют по одной фигуре на доске.

IV часть. Дидактическая игра «Составь картинку».

Дети парами на листах бумаги выкладывают придуманные картинки с помощью геометрических фигур и счетных палочек. По окончании выполнения задания рассказывают о своих работах.

Занятие 5

Программное содержание

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Закреплять умение составлять число из двух меньших и раскладывать его на два меньших числа в пределах 10.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Мяч, ключ, конверт, образец ключа на доске в клетку (см. рис. 71).

Раздаточный материал . Тетради в клетку с образцом рисунка (см. рис. 70), карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, рабочие тетради.
Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Отгадай число».

Дети стоят полукругом. Воспитатель по очереди бросает им мяч и дает задания: «Назовите число, которое составляют следующие числа: пять и два, два и четыре, пять и три, четыре и шесть . Назовите числа, которые составят число три. (Один и два, два и один.) Назовите числа, которые составят число пять (семь, девять)».

II часть. Игровое упражнение «Составь задачу».

Дети в тетради определяют точку начала выполнения задания: от нарисованного задания отсчитывают вниз три клетки.

Воспитатель предлагает: «Начертите отрезок длиной десять клеток. На нем отсчитайте шесть клеток и соедините их дугой сверху. Отсчитайте еще три клетки и тоже отметьте их дугой сверху. Снизу отметьте дугой общее количество клеток. На какое арифметическое действие можно составить задачу?» (На сложение.)

Дети составляют задачи. Воспитатель выслушивает варианты задач и вместе с детьми выбирает одну из них. Дети обсуждают ее решение, записывают с помощью цифр и знаков, читают запись и отвечают на вопрос задачи.

Воспитатель дает детям следующее задание: «Отступите от числовой линейки вниз четыре клетки и нарисуйте отрезок длиной в десять клеток. Отсчитайте девять клеток и соедините их дугой сверху. От последней клетки дуги отсчитайте влево четыре клетки и соедините их дугой снизу».

Проводится аналогичная работа на составление и решение задачи на вычитание.

III часть. Игровое упражнение «Рисуем крепость».

У детей в тетрадях образцы рисунка (см. рис. 70).
Рис. 70
Воспитатель обговаривает с детьми последовательность выполнения рисунка и предлагает продолжить рисование крепости , не отрывая руки от бумаги. Затем просит детей нарисовать ключ от крепости, который спрятан в конверте. Дети отступают от задания вниз 5 клеток, ставят точку и рисуют ключи по образцу воспитателя.
Рис. 71
IV часть. Игровое упражнение «Соедини предметы и числа» (рабочая тетрадь, с. 16).

Дети выполняют задание по инструкции воспитателя: «Заполните числовую линейку. Соедините линиями предметы на карточках с соответствующими цифрами».

Дети поочередно называют предметы, их количество и соответствующую цифру.

Занятие 6

Программное содержание

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Закреплять представления об объемных и плоских геометрических фигурах.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Дидактический наглядный материал

Раздаточный материал. Карточки, на которых даны схемы расположения столов в группе с указанием места каждого ребенка (см. рис. 72), рабочие тетради, тетради в клетку с образцом рисунка (см. рис. 73), карандаши.
Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Найди свое место».

У детей карточки со схемами расположения столов в группе (см. рис. 72). На карточках точкой отмечено место каждого ребенка:
Рис. 72
Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки и определить, с какой стороны расположен ряд, в котором стоит их стол, какой стол по порядку в ряду, с какой стороны их место за столом. После выполнения задания несколько детей рассказывают, где они сидят.

II часть. Игровое упражнение «Составим задачу» (рабочая тетрадь, с. 9, задание В).

Воспитатель предлагает детям составить задачу на основе записи. Выслушивает варианты задач и вместе с детьми выбирает одну из них для решения.

Дети определяют структуру, с помощью какого арифметического действия они будут решать задачу, решают ее и записывают ответ в пустую клетку.

Воспитатель обращает внимание детей на следующую запись (пример на вычитание).

Работа проводится аналогично.

III часть. Игровое упражнение «Море волнуется».

У детей в тетрадях дан образец рисунка (см. рис. 73).
Рис. 73
Воспитатель предлагает детям сначала по точкам, а потом самостоятельно нарисовать волны.

Дети рассматривают следующий рисунок (см. рис. 74).
Рис. 74
Воспитатель уточняет: «Что изображено на картинке? Из каких геометрических фигур составлен кораблик?»

Беданокова Тайбат Заурбиевна
Учебное заведение: МБДОУ №1 "Насып" аул Хакуринохабль Республика Адыгея
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-04-26 Конспект занятия в ДОУ «Математическая минутка «Весёлые фигуры» Беданокова Тайбат Заурбиевна Развитие представления детей о геометрических фигурах, привитие умения различать предметы по высоте, развивать навыка ориентирования на вербальную инструкцию и пошаговое ее выполнение с помощью педагога - цели данного занятия.

Просмотреть свитедельство о публикации


Конспект занятия в ДОУ «Математическая минутка «Весёлые фигуры»

Цели:

обучающие:

— развивать представления детей о геометрических фигурах;

— прививать умения различать предметы по высоте;

— развивать навык ориентирования на вербальную инструкцию и пошаговое ее выполнение с помощью педагога;

— активизировать процессы внимания.

воспитательные:

— развитие навыков взаимодействия с окружающими людьми;

— привитие интереса к произвольной деятельности;

Оборудование:

— пособие «Пароход» (индивидуальные наборы для различения предметов по высоте);

индивидуальные наборы для геометрического лото: карточка с изображением фигур, вырезанные из картона треугольник, круг, квадрат.

Ход занятия

I . Организационный момент.

Эмоциональный настрой учащихся на совместную деятельность.

Упражнение «Ладошки».

Дети стоят в кругу.

Воспитатель:

Здравствуйте, дети! Давайте, поздороваемся друг с другом ладошками и улыбнемся друг другу!

II . Основной этап.

Детям предлагается занять свои места.

1. Дидактическая игра «Геометрическое лото».

На столах разложены карточки и тарелочки с фигурами.

Воспитатель:

Ребята, давайте красиво сядем, правильно положим руки на столы. Посмотрите, что лежит у вас на столах? (Карточки)

На них нарисованы фигуры. Может кто-то знает, какие фигуры изображены на карточках? (Треугольник, круг, квадрат)

— Правильно, это треугольник, круг и квадрат.

Воспитатель демонстрирует изображения геометрических фигур, просит повторить названия фигур (индивидуально, хором).

Воспитатель:

У каждого из вас есть тарелочка с фигурами, которыми мы с вами будем накрывать такие же нарисованные фигуры на карточках.

− Покажите, где нарисован квадрат? Возьмите из тарелочки такие же фигуры и накройте ими квадраты.

− Покажите, где нарисован круг? Возьмите из тарелочки такие же фигуры и накройте круги на своём игровом поле.

− Покажите, где нарисован треугольник. Возьмите из тарелочки такие же фигуры и накройте треугольники.

Дети вы молодцы, у всех карточки покрыты фигурами из тарелочки.

2. Упражнение «Пароходы».

Воспитатель:

Ребята, давайте красиво сядем, правильно положим руки на столы.

Посмотрите, что у меня в руках. Это называется пароход. У него есть трубы.

Давайте произнесем звук, как гудит пароход. («У-У-У-У»)

Сейчас каждый сделает свой пароход. Выставляем из мешочков трубы на стол.

А теперь давайте найдем самую низкую трубу. (Правильно выбранную трубу ставят в пароход, в направлении слева направо)

Теперь, давайте посмотрим: какая труба по высоте следующая? Нам нужна самая низкая труба из тех, которые остались на столе. (Проводится индивидуальное обращение к детям: покажи низкую трубу)

Поэтапно вставляются все трубы в пароход.

Дети, вы собрали свои пароходы. Покажите все вместе:

самую низкую трубу;

самую высокую трубу.

III. Заключительная часть.

Воспитатель:

Дети, о каких геометрических фигурах мы говорили сегодня? (Треугольник, круг, квадрат)

Из чего мы собирали пароход? (Из труб)

Дети, вы все – молодцы!

. .

Игры и упражнения для детей 4-5 лет

(Для каждой возрастной группы указаны игры, апробированные в работе с детьми. Игры, рекомендованные для одной возрастной группы, могут быть использованы в работе с детьми других возрастов, в иных вариантах )

1. Пример

Игры на составление целого из частей (геометрической фигуры, изображения) и на воссоздание силуэтов из наборов геометрических фигур.

К ним относятся игры "Составь картинку", магнитные фигурки, геометрические мозаики и др. Специально изготовленные наборы геометрических фигур (квадратов или треугольников) также являются материалом для таких игр.

Назначение. Развитие у детей сенсорных умений и способностей, аналитического восприятия. Дети учатся различать геометрические фигуры, составлять из них какое-либо изображение, картинку, геометрическую фигуру по образцу, указанию педагога, по собственному замыслу.

Руководство состоит в направлении практических действий на воссоздание фигуры или силуэта, реализацию замысла (составить задуманную фигуру, картинку), освоение детьми практических способов размещения фигур в пространстве, сочетания одних с другими, развития замысла. Детям предлагается в индивидуальной или коллективной игре, организованной по типу дидактической, составить картинку по расчлененному, контурному образцу, без образца, по замыслу (рис. 73).

2. Пример

Игровые упражнения "Дорисуй", "Дострой"

На листах бумаги изображаются геометрические фигуры, например круги разных размеров, на расстоянии один от другого. Ребенок должен дорисовать, закончить изображение предмета, имеющего в своей структуре круглую форму. Дети рисуют снеговика, неваляшку, девочку, куклу, зайца, часы и более сложные формы. Аналогичны упражнения, состоящие в том, что к взятой за основу геометрической фигуре, например треугольнику, надо присоединить другие фигуры и получить при этом какой-либо силуэт: елку, домик, флажок, корабль и др.

Назначение. Развитие у детей геометрического воображения, пространственных представлений, закрепление знаний о геометрических фигурах, их свойствах. Развитие игрового замысла, умений ставить и реализовать игровую задачу.

Руководство. Воспитатель предлагает ребенку назвать предметы, имеющие в строении изображенную или предложенную им геометрическую фигуру, затем составлять или дорисовывать то, что ему интересно, не повторять работ товарищей. Воспитатель привлекает детей к оценке работ, подчеркивает их разнообразие, выделяет наиболее удачные.

3. Пример

Игры и упражнения с цветными счетными палочками

Из них дети составляют различные изображения, геометрические фигуры, элементарно видоизменяют их. Даются задания с последующим усложнением. Дети составляют из палочек сначала предметные изображения: дома, кораблики, несложные постройки, предметы мебели, после этого геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники и четырехугольники разных размеров и с различным соотношением сторон, а затем - снова различные предметные изображения, но на основе предварительного анализа, членения сложной формы с выделением в ней геометрических фигур. Геометрические фигуры используются теперь в качестве образца для определения формы предметов. Возможно составление геометрических фигур по заданию, по условию, из определенного количества палочек, элементарное преобразование составленных фигур. Прямоугольник из 6 палочек разделить одной палочкой на 2 равных квадрата, квадрат из 4 палочек - на 2 равных треугольника, прямоугольника.

Игровые упражнения организуются по инициативе детей, небольшими подгруппами, каждый из них активно действует при этом практически.

Назначение. Развитие пространственных представлений, закрепление знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур.

Руководство. Воспитатель ведет работу так, чтобы способствовать проявлению детьми самостоятельности, оригинальности в процессе создания изображений, наводящими вопросами активизировать детскую мысль, обеспечивать реализацию замысла.

4. Пример

Логические задачи

"Найди ошибку", "Какая фигура следующая", "Какая фигура здесь лишняя и почему", "Найди, чем отличается" (рис. 74.) эти задачи изображаются графически на таблицах, группируются по видам, предоставляются детям в свободное пользование. Возможна организация игр-занятий с подгруппой детей. Руководящую роль берет на себя воспитатель.

Назначение. Развитие логического мышления, умения доказывать правильность решения, опровергать неправильное, рассуждать.

Руководство. Постепенно усложнять логические задачи: от нахождения ошибки, закономерности в 3-4 чередующихся фигурах к увеличению их количества и характера. Использовать систему вопросов для анализа задач: "Рассмотри и назови изображение на таблице. Чем отличаются предметы, что в них одинаково? Какую фигуру нужно нарисовать следующей и почему? Обведи фигуры пальчиком, а потом скажи, какая лишняя".

В математическом развитии дошкольников широко используется важное средство обучения - игра. Однако эффективным оно становится в том случае, если применяется «в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах».

Наиболее часто для закрепления представлений о геометрических фигурах используются дидактические игры и упражнения. Рассмотрим наиболее интересные из них.

Игры для младших дошкольников.

Игра «Геометрическое лото». Для игры понадобятся карточки, на которых в ряд изображены геометрические фигуры (одноцветные контуры). На карточках - разный подбор фигур. На одной - круг, квадрат, треугольник; на другой - круг, квадрат, круг; на третьей - треугольник, треугольник, круг; на четвертой - квадрат, треугольник, круг и т. л. Кроме того, у каждого ребенка - набор геометрических фигур той же величины, что и контурные изображения на карточках (по две фигуры каждой формы разных цветов).

В начале занятия ребенок раскладывает все фигуры перед собой. Карточка лежит на столе перед ним. Воспитатель показывает фигуру, предлагает детям найти у себя такую же и разложить на карточках так, чтобы они совпали с нарисованными.

В зависимости от знаний и умений детей игру упрощают или усложняют (фигур может быть больше или меньше).

Игра «Разложи в коробки». В этой игре используются коробки, на которых даны контурные изображения фигур, и различные по цвету и величине круги, квадраты, треугольники.

Задание детям - навести порядок, разложить все фигуры по коробкам. Дети - вначале рассматривают коробки и определяют, в какую из них что нужно положить. Затем они раскладывают фигуры по коробкам, соотнося их форму с контурным изображением.

В такой игре дети учатся группировать геометрические фигуры, абстрагируясь от цвета и величины.

Игра «Найди свой домик». Детям раздают геометрические фигуры, отличающиеся по цвету и величине. В трех обручах в разных углах комнаты на полу лежат круг, квадрат и треугольник.

«В этом домике живут все круги,- говорит воспитатель,- в этом - все квадраты, а в этом - все треугольники». Когда все найдут свои домики, детям предлагается «погулять»: побегать по группе. По сигналу воспитателя (удар в бубен) все находят свой домик, сравнивая свою геометрическую фигуру с той, что находится в домике. Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики местами.

Игра «Найди пару». На столе лежат вырезанные из бумаги рукавички, на одной из которых изображены, например, круг и треугольник, на другой - круг и квадрат, на третьей - два треугольника и т.д. У каждого из детей тоже по одной рукавичке, они должны найти себе парную рукавичку, ориентируясь по рисунку.

Игра «Найди свою фигуру». Воспитатель делает из картона ящик, в котором прорезаны отверстия треугольной, круглой, квадратной формы. Цель занятия - научить детей различать и правильно называть геометрические фигуры.

Педагог делит детей на две группы: у одних - геометрические фигуры, подобранные соответственно прорезям на ящике; у других - конверты с изображением круга, треугольника, квадрата. Игра заключается в том, что одни дети опускают в ящик геометрические фигуры (каждую в соответствующую прорезь), а другие должны выбрать их из ящика, ориентируясь по изображениям на своих конвертах.

В такой игре обязательно возникает познавательное общение детей, благодаря чему появляется речевая активность играющих. Например, ребенку всегда важно не только то, правильно ли он нашел свою фигуру, но и то, правильно ли нашел фигуру его товарищ. При этом дети очень хорошо видят ошибки друг друга: «Что ты берешь? У тебя же треугольник!» или «Это, это бери! Видишь: здесь квадрат и вот квадрат».

Все подобные игры ценны тем, что перед детьми стоит лишь игровая задача, а то, что при этом усваивается тот или иной программный материал, знает только воспитатель, организующий занятие.

Игры для детей среднего возраста.

Игра «Чудесный мешочек» хорошо знакома дошкольникам. Она позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся модели геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру, которую он хочет показать.

Усложнить игру можно, если ведущий дает задание найти в чудесном мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы чудесный мешочек был в руках у каждого ребенка.

Игра «Чудесный мешочек» может проводиться также с моделями геометрических тел, с реальными предметами, имеющими четко выраженную геометрическую форму.

Игра «Кто больше увидит?». На фланелеграфе в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагают назвать как можно больше различных фигур, которые были на фланелеграфе. Чтобы дети не повторяли ответы товарищей, ведущий может выслушивать каждого ребенка отдельно. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур, он становится ведущим. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.

Игра «Найди такой же». Перед детьми лежат карточки, на которых изображены три-четыре различные геометрические фигуры. Воспитатель показывает свою карточку (или называет, перечисляет фигуры на карточке). Дети должны найти такую же карточку и поднять ее.

Игра «Посмотри вокруг» помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы.

Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды.

Ведущий (им может быть воспитатель или ребенок) предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов, не имеющих углов, и т.д. За каждый правильный ответ играющий или команда получает фишку, кружок. Правилами предусматривается, что нельзя называть дважды один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.

Игра «Геометрическая мозаика» предназначена для закрепления знаний детей о геометрических фигурах, формирует умение преобразовывать их, развивает воображение и творческое мышление, учит анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец.

Организуя игру, воспитатель заботится об объединении детей в одну команду в соответствии с уровнем их умений и навыков. Команды получают задания разной трудности. На составление изображения предмета из геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу, работа по нерасчлененному образцу, работа по условиям (собрать фигуру человека - девочка в платье), работа по собственному замыслу (просто человека). Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети должны самостоятельно договориться о способах выполнения задания, о порядке работы, выбрать исходный материал.

Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур. В заключение игры дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

Одним из вариантов игры может стать выполнение заданий различной сложности по желанию детей индивидуально.

Знания детей о геометрических фигурах закрепляются также в подвижных играх. Игра «Найди свой домик». Дети получают по одной модели геометрической фигуры и разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все собираются у своего домика с изображением фигуры. Усложнить игру можно, переместив домик.

Детей учат видеть геометрическую форму в окружающих предметах: мяч, арбуз - шар; тарелка, блюдце, обруч - круг; крышка стола, стена, пол, потолок, окно - прямоугольник; платок- квадрат; косынка - треугольник; стакан - цилиндр; яйцо, кабачок - овал.

Можно рекомендовать такие задания. Детям раздают по нескольку предметных картинок. Воспитатель или ребенок достает наугад из чудесного мешочка одну из геометрических фигур и называет ее. У кого на рисунке предметы, близкие к этой форме (круглой, овальной, квадратной, прямоугольной, четырехугольной), поднимают карточку.

Другое задание. На доске висит картина, на которой изображено много различных предметов (дома, транспорт, игрушки, спортивный инвентарь, фрукты, овощи, мебель, посуда и т.д.). У детей в руках модели геометрических фигур. Воспитатель указывает на один из предметов. Ребята определяют, какой формы данный предмет, показывают соответствующую геометрическую фигуру и называют на картине другие предметы такой же формы.

Упражнения на узнавание и называние геометрических фигур, а также на узнавание формы в разных предметах можно проводить и на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, во время наблюдений и экскурсий в природу, а также вне занятий, используя любимые детьми настольные игры «Домино», «Геометрическое лото» и т.д.

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений для детей старшего дошкольного возраста.

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат - составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

Игра "Танграм"

"Танграм" - одна из несложных игр. Называют ее и "Головоломкой из картона", "Геометрическим конструктором" и др. Игра проста в изготовлении. Квадрат размером 8X8 см из картона, пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу (рис. 1).

Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

Последовательные этапы освоения игры "Танграм" в группе детей старшего дошкольного возраста.

Первый этап - ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2-3 имеющихся новой.

Цель. Упражнять детей в сравнении треугольников по размеру, составлении из них новых геометрических фигур: квадратов, четырехугольников, треугольников.

Материал: у детей наборы фигур к игре "Танграм", у воспитателя фланелеграф и набор фигур к нему.

Ход работы. Воспитатель предлагает детям рассмотреть набор фигур, назвать их, сосчитать и определить общее количество. Дает задания:

Вопросы для анализа: "Сколько больших, одинаковых по размеру треугольников? Сколько маленьких? Сравните этот треугольник (среднего размера) с большим и маленьким. (Он больше самого маленького и меньше самого большого из имеющихся.) Сколько всего треугольников и какого они размера?" (Два больших, 2 маленьких и 1 средний по размеру.)

2. Взять 2 больших треугольника и составить из них последовательно: квадрат, треугольник, четырехугольник. Один из детей составляет фигуры на фланелеграфе. Воспитатель просит назвать вновь полученную фигуру и сказать, из каких фигур она составлена.

3. Из 2 маленьких треугольников составить те же фигуры, располагая их по-разному в пространстве.

4. Из большого и среднего по размеру треугольников составить четырехугольник.

Вопросы для анализа: "Какую фигуру составим? Как? (Присоединим к большому треугольнику средний или наоборот.) Покажите стороны и углы четырехугольника, каждой отдельной фигуры".

В итоге воспитатель обобщает: "Из треугольников можно составлять новые различные фигуры - квадраты, четырехугольники, треугольники. Фигуры присоединяются одна к другой по сторонам". (Показывает на фланелеграфе.)

Цель. Упражнять детей в умении составлять новые геометрические фигуры из имеющихся по образцу и замыслу.

Материал: у детей - наборы фигур к игре "Танграм". У воспитателя - фланелеграф и таблицы с изображенными на них геометрическими фигурами.

Ход работы. Дети, рассмотрев фигуры, делят их по заданию воспитателя на 2 группы: треугольники и четырехугольники.

Воспитатель поясняет, что это набор фигур к игре, называется она головоломка или танграм; так ее назвали по имени ученого; придумавшего игру. Можно составить много интересных изображений.

Составить четырехугольник из большого и среднего треугольников.

Составить новую фигуру из квадрата и 2 маленьких треугольников. (Сначала - квадрат, затем - четырехугольник.).

Составить новую фигуру из 2 больших и среднего треугольника. (Пятиугольник и четырехугольник.)

Воспитатель показывает таблицы и просит детей составить такие же фигуры (рис. 2). Дети последовательно составляют фигуры, рассказывают, как они делали, называют их. Воспитатель составляет их на фланелеграфе.

Дается задание на составление нескольких фигур по собственному замыслу детей.

Итак, на первом этапе освоения игры "Танграм" проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой, соотношение сторон фигур по размерам. Задания видоизменяют. Дети составляют новые фигуры по образцу, устному заданию, замыслу. Им предлагают выполнить задание в плане представления, а затем - практически: "Какую фигуру можно составить из 2 треугольников и 1 квадрата? Сначала скажите, а затем составьте". Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры - составлению фигур-силуэтов по расчлененным образцам (Фигурой силуэтом называют предметное плоское изображение, составленное из частей игры). Второй этап работы с детьми является наиболее важным для усвоения ими в дальнейшем более сложных способов составления фигур.

Для успешного воссоздания фигур-силуэтов необходимо умение зрительно анализировать форму плоскостной фигуры и ее частей. Кроме этого, при воссоздании фигуры на плоскости очень важно умение мысленно представить изменения в расположении фигур, которые происходят в результате их трансфигурации. Наиболее простым видом анализа образца является зрительный, но он невозможен без развитого умения видеть пропорциональное соотношение частей фигуры. Способ составления (расположения составных частей) фигуры-силуэта из геометрических фигур играющий вынужден искать, опираясь на данные анализа, в процессе апробирования различных намеченных вариантов составления.

Игры на составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам (второй этап работы) должны быть эффективно использованы воспитателем не только с целью упражнения в расположении частей составляемой фигуры, но и в приобщении детей к зрительному и мысленному анализу образца.

Детям показывают расчлененный образец (заяц) (рис.3) и объясняют цель: составить такого же: Несмотря на кажущуюся легкость "копирования" способа пространственного расположения частей, дети допускают ошибки в соединении фигур по сторонам, в пропорциональном соотношении. Ошибки объясняются тем, что детям этого возраста недоступен самостоятельный анализ расположения частей. Они затрудняются в определении и назывании относительной величины составных частей, размерных соотношений.

Так, дети могут вместо большого треугольника поместить средний по размеру и заметить ошибку только после указания взрослого. Таким образом, исходя из особенностей анализа и практических действий детей, можно определить содержание работы на втором этапе развертывания игр: это усвоение детьми плана анализа предъявляемого образца, начиная с основных частей, и выражение речи способа соединения и пространственного расположения частей.

За анализом следуют упражнения в составлении, ориентируясь на образ. Образец не убирается, дети могут вновь обращаться к нему в случае затруднения. Он должен быть изготовлен в виде таблицы на листе бумаги и равен по размеру фигуре-силуэту, получаемому в результате составления из имеющегося у детей набора фигур к игре. Это облегчает на первых занятиях анализ и сопоставление (проверку) воссозданного изображения с образцом. На следующих занятиях, по мере накопления опыта в составлении фигур, нет необходимости придерживаться этого правила.

Более сложной и интересной для ребят деятельностью является воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененным) - третий этап освоения игры, что является доступным детям 6-7 лет при условии их обучения (рис. 4).


Воссоздание фигур по контурным образцам требует зрительного членения формы той или иной фигуры на составные части, т. е. на те геометрические фигуры, из которых она составлена. Оно возможно при условии правильного расположения одних составных частей относительно других, соблюдения пропорционального соотношения их по величине. Воссоздание осуществляется в ходе выбора (поисков) способа составления на основе предварительного анализа и последующих практических действий, направленных на проверку различных способов взаимного расположения частей. На этом этапе обучения одна из главных задач состоит в развитии у детей умения анализировать форму плоскостной фигуры по контурному ее изображению, комбинаторных способностей.

При переходе от составления фигур-силуэтов по расчлененным образцам к составлению по образцам без указания составных частей важно показать детям, что без предварительного тщательного рассматривания образца составить фигуру на плоскости трудно. Детям предлагают составить 1-2 фигуры силуэтов по образцам контурного характера из числа тех, что составлялись ими ранее по расчлененным образцам. Процесс составления фигуры при этом проходит на основе сформированного представления и проведенного в начале занятия зрительного анализа образца. Такие упражнения обеспечивают переход к воссозданию фигур по более сложным образцам.

Учитывая то, что безошибочно указать расположение составных частей в анализируемом нерасчлененном образце детям сложно, необходимо предлагать им провести предположительный анализ образца. При этом каждый анализирует образец самостоятельно, после чего выслушиваются несколько вариантов расположения частей, правильность или ошибочность которых воспитатель не подтверждает. Это побуждает к практической проверке результатов предварительного анализа расположения частей в составляемой фигуре, поиску новых способов пространственного расположения составных элементов.

За играми на составление фигур-силуэтов по образцам следуют упражнения в составлении изображений по собственному, замыслу. На занятии детям предлагают вспомнить, какие плоские фигуры они учились составлять, и составить их. Каждый из детей составляет поочередно по 3-4 фигуры. Эти занятия включают и элемент творчества. При передаче формы некоторых фигур-силуэтов дети воспроизводят общие очертания формы, а составные элементы отдельных частей располагают несколько иначе, чем это делали ранее по образцу.

В играх по самостоятельному придумыванию и составлению фигур-силуэтов дети, задумав составить какое-либо изображение, мысленно, в плане представления, членят его на составные части, соотнося их с формой танграмов., затем составляют. Дети придумывают и составляют интересные фигуры-силуэты, которыми можно дополнить запас образцов к игре "Танграм".

Игра-головоломка "Пифагор"

(Головоломка "Пифагор" выпускается промышленностью с прилагаемым к ней комплектом образцов)

В работе с детьми 6-7 лет игра используется с целью развития мыслительной деятельности, пространственного представления, воображения, смекалки и сообразительности.

Описание игры. Квадрат размером 7X7 см разрезан так, что получается 7 геометрических фигур: 2 разных по размеру квадрата, 2 маленьких треугольника, 2 - больших (в сравнении с маленькими) и 1 четырехугольник (параллелограмм). Дети называют эту фигуру-четырехугольник (рис. 5).

Цель игры состоит в составлении из 7 геометрических фигур - частей игры, плоских изображений: силуэтов строений, предметов, животных.

Набор к игре представлен фигурами. Поэтому игра может быть использована воспитателем в обучении детей на занятиях с целью закрепления представлений о геометрических фигурах, способах видоизменения их путем составления новых геометрических, фигур из 2-3 имеющихся.

Приобщение детей к игре "Пифагор" начинается с ознакомления с набором фигур, которые потребуются для игры. Необходимо рассмотреть все геометрические фигуры, сосчитать, назвать их, сравнить по размеру, сгруппировать, отобрав все треугольники, четырехугольники. После этого предложить детям из набора фигур составить новые. Из 2 больших, а затем и маленьких треугольников составить квадрат, треугольник, четырехугольник. При этом вновь полученные фигуры равны по размеру имеющимся в наборе. Так, из 2 больших треугольников получается четырехугольник такого же размера, квадрат, равный по величине большому квадрату. Надо помочь детям заметить это сходство фигур, сравнить их по размеру не только на глаз, но и накладывая одну фигуру на другую. После этого можно составлять и более сложные геометрические фигуры - из 3, 4 частей. Например, из 2 маленьких треугольников и маленького квадрата составить прямоугольник; из параллелограмма, 2 больших треугольников и большого квадрата - прямоугольник.

Учитывая опыт, накопленный детьми в процессе освоения игры "Танграм", воспитатель в ходе обучения новой игре использует ряд методических приемов, способствующих проявлению у детей интереса к ней, помогающих детям быстро освоить новую игру, проявляя при этом творчество и инициативу. На занятии воспитатель предлагает детям образцы на выбор - расчлененные и контурные. Каждый из детей может выбрать образец по желанию и составить фигуру. Воспитатель указывает, что сложнее и интереснее составлять фигуру-силуэт по образцу без указания составных частей. При этом надо самостоятельно найти способ расположения частей (рис. 6).

В процессе руководства деятельностью детей по составлению фигур-силуэтов воспитатель использует разнообразные методы, помогающие поддерживать у ребят интерес, стимулирующие активную умственную деятельность.

1. В случае затруднения в составлении фигуры-силуэта по нерасчлененному образцу предложить ребенку образец с указанием места расположения 1-й и 2-й части игры из заданных 7 частей. Остальные ребенок располагает самостоятельно. Так, в силуэте грибка указывается расположение одного из больших треугольников. В домике - большого квадрата и треугольника (рис. 7). В данном случае решение задачи по составлению фигуры частично подсказывается ребенку взрослым. Это влияет на результативность составления фигур, процесс поиска способа их расположения становится короче и успешнее. Дети могут накладывать части игры прямо на образец.

геометрический фигура мышление дошкольник

2. Взрослый, наблюдая за процессом составления ребенком фигуры, подтверждает правильное расположение отдельных частей игры.

Например, в ходе составления фигуры-силуэта треугольника в зависимости от хода поисков пространственного расположения частей воспитатель указывает на правильное определение места для треугольников или квадратов (рис. 8). В этом случае ребенок оперирует с меньшим количеством фигур, самостоятельно располагая их. Это также влияет на успешность выполнения задания.

3. Анализируя образец, воспитатель предлагает ребенку рассмотреть его, подумать, как расположены в нем части игры. Разрешить ему начертить на бумаге способ расположения частей или сделать разметку непосредственно на образце, на доске мелом. Использование приемов графического изображения, практических путей поиска способов расположения фигур делает анализ более точным. Дети быстро догадываются о способе расположения, дают свои варианты составления фигуры-силуэта.

4. После рассматривания образца, т.е. зрительно-мысленного анализа его, воспитатель просит ребенка рассказать о способе расположения фигур. При этом подчеркивает, чтобы свою догадку он проверял практически, каждый раз отбрасывая неверные пути решения. Такой анализ возможен при условии развитого анализирующего восприятия, гибкости и подвижности мысли, постоянной ориентировки на образ составляемой фигуры-силуэта. Настойчивый поиск новых способов сочетания фигур приводит ребенка к положительному результату.

5. Важна положительная оценка активности поисков способа расположения фигур, осуществляемых детьми практически, мысленно или в сочетании мысленных и практических действий: поощрять, одобрять проявление сообразительности, настойчивости, инициативы, стремление придумать и составить совершенно новую фигуру или частично видоизменить образец.

6. По мере освоения детьми способов составления фигур-силуэтов уместно предлагать им задания творческого характера, стимулировать проявления смекалки, находчивости. Вновь придуманные и составленные детьми фигуры-силуэты зарисовываются в индивидуальный альбом.

В ходе обучения на занятиях дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) быстро осваивают игры на воссоздание из специальных наборов фигур образных, сюжетных изображений, которые становятся для них одним из средств заполнения досуга.


Top