Конспект образовательной деятельности по экологии «Путешествие капельки. Конспект нод «Путешествие капельки» (старшая группа) Занятие по экологии путешествие с капелькой воды

Конспект занятия «Путешествие капельки»

Тема : Путешествие с капелькой воды .

Цель : 3акрепление 3наний детей о воде, о ее свойствах, создание целостного представления о воде как о природном явлении.

Задачи :

Образовательные : 3акреплять знания детей о свойствах воды (вкус, цвет, запах, текучесть, а также о источниках ее загрязнения.

Развивающие : способствовать развитию любознательности, мышления, речи, внимания, памяти детей;

Воспитательные : воспитывать бережное отношение к природе, а в частности- воде, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Интеграция образовательных областей : познание, коммуникация, здоровье

Возраст детей : средняя группа (4-5 лет)

Форма проведения : занятие - путешествие .

Виды деятельности : познавательно- исследовательская.

Предварительная работа : Беседа на тему : «Где встречается вода» , «Для чего и кому нужна вода» . Чтение рассказов, сказок познавательного характера; наблюдения за превращениями воды на прогулке , во время опытов, разучивание физ. минутки.

Словарная работа : путешествие , спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода

Оборудование : экран, проектор, кукла «Капитошка» , песенка для конкурса «Капельки , прыг, прыг, прыг» (А. Яранова), маски-капельки (по количеству детей,аудиозапись журчания ручейка,видео-слайды, инвентарь для опытов : стаканы с водой, пустые стаканы, гуашь, молоко, ложечки, чашка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Воспитатель : Дорогие ребята, сегодня к нам пожаловали гости . Давайте поздороваемся и подарим им свои улыбки и хорошее настроение!

I.Вводная часть. Мотивационный момент

Воспитатель : А теперь послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое я подготовила для вас :

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить :

Без воды нам не прожить ! (Н. Рыжова)

Воспитатель : Ребята, я думаю, вы уже поняли, о чем будет наш разговор (Ответы детей)

Воспитатель : Да, верно,о воде!

Игровая ситуация.

Я приглашаю вас в царство Волшебницы Воды. Отправимся мы в это путешествие не одни . Посмотрите, это волшебный сундучок. Давайте откроем и посмотрим, что в нем.

(звучит аудиозапись журчания ручейка)

Это капелька , которую зовут Капитошка. Она прибыла чтобы позвать вас в небольшое путешествие, потому что она много всего знает о водице. Вы не против? (Ответы детей) Ну тогда отправляемся!

Воспитатель : Мальчики и девочки, посмотрите, этот шар- наша планета Земля, здесь мы и живем. Как вы считаете, что закрашено на ней голубым цветом? (Ответы детей)

Воспитатель : Да, верно, и это все вода. Большая часть воды находится в океанах и морях, озерах, прудах, реках, ручьях.

Воспитатель : А вы знаете где еще встречается вода? А в нашей группе где можем ее увидеть? (Ответы детей)(фото мест из группы, где есть вода)

Ну, что ж, а теперь капелька предлагает нам немного отдохнуть.

Физкультминутка : Физминутка «Дождик»

Дождик песенку поет : (руки поднять над головой)

Кап, кап, кап. (хлопаем в ладоши)

Только кто ее поймет (руки развести в стороны)

Кап, кап, кап. (хлопаем в ладоши)

Не поймем ни я, ни ты, (руки к груди, вперед)

Но зато поймут цветы. (руки сложить в бутон)

И весенняя листва, (покачиваем руками над головой)

И зеленая трава. (наклон вниз покачиваем руками)

Лучше всех поймет зерно - (присесть)

Прорастать начнет оно : (поднимаемся, руки поднять вверх)

Кап, кап, кап. (хлопаем в ладоши

Воспитатель : Ребята, а еще капелька приготовила для нас загадки. Вы готовы их отгадать? Капелька сказала мне по секрету, если мы правильно отгадаем загадку, ответ появится на экране.

С неба к нам приходит он,

В серой дымке небосклон.

На веселый душ похож.

Что это? Конечно. (Дождь)

Он всё время занят делом ,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути. (Снег)

Пушистая вата

Плывёт куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Облако)

С неба падают крупинки,

Это маленькие льдинки.

Им вообще никто не рад,

Потому что это (Град!

Воспитатель : Ребята, я думаю, мы прекрасно справились с заданием!

Капелька Капитошка приглашает нас продолжить наше путешествие . Чтобы оно было интересным и увлекательным, мы тоже на время превратимся в капельки .

(Я читаю волшебные слова и надеваю на головы маски-капельки )

Туча по небу гуляла.

Туча бусы растеряла.

Скачут бусы по дорожке

Как хрустальные горошки.

Поскакали! (дети прыгают на двух ногах на месте)

По песочку! (дети трут ладошкой о ладошку)

По камушкам! (ноготками стучат по полу)

По мостовой! (дети кулаками стучат по полу)

По болоту! (дети ладошками хлопают по надутым щекам, выдувая воздух)

Понравилось путешествие ?

(ответы детей)

Воспитатель : Ой, взгляните на экран, пока мы путешествовали с нашей капелькой, она испачкалась. Как же и где так произошло? (Ответы детей)

Воспитатель : Ребята, оказывается, наша капелька стала такой грязной потому, что люди построили много заводов и фабрик. От этих предприятий загрязняется и воздух - его загрязняют дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря и загрязняют их. А еще много людей выбрасывают различный мусор в воду. Думаю, нашей капельке нужно помочь . Как же мы с вами можем помочь ей? (ответы детей)

Воспитатель : Ребята, люди очень часто оставляют мусор после отдыха на берегу водоемов и этим тоже загрязняют воду. Давайте с вами уберем весь мусор и постараемся помочь капельке стать чище . Вы согласны?

Игра «Очищаем капельку »

Для участия необходимо организовать 2 команды по 4 человека. Выигрывает та команда, которая соберет больше мусора.

Воспитатель : Молодцы, ребята, вы очистили берег реки от мусора, а наша капелька стала очень чистой . Она благодарит вас за помощь. Скажите мне, пожалуйста, как же нужно вести себя на природе, чтобы не загрязнять воду? (ответы детей)

Воспитатель : От загрязнения воды страдает всё живое . Ели вода загрязнённая, то она очень вредна для жизни человека и всего живого.

Воспитатель : А теперь капелька предлагает нам немного поиграть, а заодно и узнать об основных свойствах воды . Проведем с вами несколько опытов :

Опыт N1. «Вода - это жидкость»

(на столе стоят стаканы с водой, пустые стаканчики, дети переливают воду из одной емкости в другую)

Воспитатель : Ребята, что же мы можем сказать о воде? Какая она?

Вода - это жидкость. Ее можно налить во что-нибудь, ее можно вылить, и даже перелить, как делали мы с вами.

Опыт N2. «Вода бесцветная»

На столе у воспитателя стакан с водой, стакан с молоком, ложечка.

Воспитатель : Ребята, я опускаю ложечку в стакан с молоком. Видно ложечку? (нет) . А теперь я опущу ложечку в стакан с водой. Видно ложечку? Скажите мне, какого же цвета молоко? (белого) А вода какого цвета? Верно, вода не имеет цвета, она бесцветная.

Воспитатель : Ребята, а как вы считаете, может ли вода стать другого цвета? Давайте посмотрим. На столе у воспитателя два стакана с водой,гуашь.

Воспитатель : Я сейчас в воду добавлю волшебную краску, и мы увидим, что произойдет с водой. Вода осталась прежней? Вода изменила свой цвет.

Воспитатель : Значит какой делаем вывод? (вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили)

Наша капелька очень благодарна вам за помощь, и хочет показать фильм, откуда и какая вода поступает в водопроводный кран.

  1. Просмотр слайд-шоу

(слайд-шоу сопровождается рассказом воспитателя)

Слайд 1. Наш город Можайск большой и красивый. Чистой воды требуется для употребления очень много.

Слайд 2. У реки длинный путь.

Слайд 3. Вода спешит по течению. Веселые, озорные, шумные капельки брызгами разлетаются в разные стороны.

Слайд 4. Речная вода нужен и деревьям, и цветам, и полям, и лугам, и птицам, и животным, и людям.

Слайд 5. Большие насосы качают речную воду в большие трубы, образуют водозабор .

Слайд 6. Потом вода путешествует по трубам . Эти трубы называют водопроводными.

Слайд 7. По водопроводным трубам вода бежит в водоочистную станцию, где воду очищают от грязи, водорослей, песка, пыли.

Слайд 8. В специальных лабораториях улучшают запах воды, следят за качеством воды.

Слайд 9. После всех процедур очищенная вода идет в город по водопроводным трубам. Они могут проходить над землей и под землей.

Слайд 10. Вот уже очищенная вода в городе, в каждой квартире.

Слайд 11. Чистая вода бежит в кране, можно пить, готовить пищу, можно помыть лицо, руки, полить цветы, сделать уборку в комнате.

Слайд 12. Чистая вода есть в ванной комнате, мы можем купаться, принимать душ.

Вот так речная вода приходит к нам в дом уже очищенной и полезной. Чтобы вода была такой чистой, люди затрачивают много сил и труда. Поэтому надо беречь воду.

III. Заключительная часть. Итог деятельности.

Воспитатель. Сегодня вы очень многое узнали о воде. А что вам запомнилось и понравилось больше всего в нашем путешествии? Капелька приготовила нам еще один сюрприз, угощаем детей.

Пояснительная записка . В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Мною разработан конспект образовательной деятельности экологического цикла.

Образовательная область : Познание.

Интеграция : Коммуникация, Художественное творчество.

Виды деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Форма - проведения : занятие - путешествие.

Возраст детей : средняя группа (4-5 лет)

Цели и задачи:

1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);

2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;

3. Прививать бережное отношение к воде;

4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.

Обогащение словаря: путешествие, спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода.

Материал : кукла «Капитошка», капли воды (большие и маленькие), три ёмкости для опыта, воронка, плакат с изображением факторов, подтверждающих необходимость воды на Земле; готовые шаблоны для аквариума, макароны - рыбки.

Предварительная работа : заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за рыбками в аквариуме (замена воды), за цветами (полив); совместное изготовление коллажа «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)

Пояснительная записка . В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Мною разработан конспект образовательной деятельности экологического цикла.

Образовательная область : Познание.

Интеграция : Коммуникация, Художественное творчество.

Виды деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Форма - проведения : занятие - путешествие.

Возраст детей : средняя группа (4-5 лет)

Цели и задачи:

1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);

2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;

3. Прививать бережное отношение к воде;

4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.

Обогащение словаря: путешествие, спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода.

Материал : кукла «Капитошка», капли воды (большие и маленькие), три ёмкости для опыта, воронка, плакат с изображением факторов, подтверждающих необходимость воды на Земле; готовые шаблоны для аквариума, макароны - рыбки.

Предварительная работа : заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за рыбками в аквариуме (замена воды), за цветами (полив); совместное изготовление коллажа «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

Ход занятия

1. Организационный момент

Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте вспомним наш девиз: «С голубого ручейка

Начинается река

А игра - начинается с улыбки!»

(дети проговаривают вместе с воспитателем)

2. Игровая ситуация

Ребята, кто-то спешит к нам в гости! Кто же это?

Это капелька, которую зовут Капитошка.

Наша гостья нам представилась, а теперь давайте, и мы назовём свои имена. (Каждый ребёнок берёт в руки куклу (картинку) и называет своё имя)

А пришла она к нам в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в группе.

Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.

3. Путешествие-поиск капелек по группе

(Дети идут по группе делают остановки)

В уголке природы: возле растений.

Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают большую капельку)

У аквариума: рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивают большую капельку)

Ребята, а какая вода нужна рыбкам чистая или грязная? За рыбками нужно ухаживать, чистить аквариум, менять воду, следить, чтобы рыбкам в нём было уютно.

Около раковины (мойки): помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку)

В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую капельку)

У стола, на котором стоит графин с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают большую капельку)

В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают большую капельку)

Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут у нас в групповой комнате, чтобы Капитошка знала сколько их.

(Все вместе пересчитывают капельки)

Вот Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.

4. Физкультминутка

«Рыбки весело плескались

В тёплой, солнечной воде.

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке!»

(движения выполняются под музыкальное сопровождение)

5. Гимнастика для глаз

За - За - За - берегу свои глаза. Прослеживать взглядом движения пальца

Вправо-влево.

Зу - Зу - Зу - я увидела осу. Описать в воздухе рукой большой круг.

Са - Са - Са - на носу сидит оса. Коснуться пальцем кончика носа,

Проследить взглядом.

Ай - Ай - Ай - ты глазами поморгай. Быстро поморгать глазами.

Бай - Бай - Бай - крепко глазки закрывай. Крепко зажмурить глаза.

6. Экспериментальная деятельность «Как воду сделать чистой»

Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.

Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить - эту или эту? А почему?

Потому что здесь вода чистая, а в этом графине грязная. Воду нужно пить чистую и кипячёную.

Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим в неё листок специальной бумаги и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается. Вода стала чистой.

А что стало с нашей бумагой? Она стала грязной.

7. Массаж лица

Водичка, водичка, умой моё личико. Потереть ладонями щёки.

Чтобы глазки блестели. Пальцами провести, не надавливая по закрытым

глазам от внутреннего края века к внешнему.

Чтобы щёчки краснели. Подушечками пальцев легонько постукивать по

Щекам.

Чтоб смеялся роток. Помассировать пальцами подбородок.

Чтоб кусался зубок. Помассировать большими пальцами вески.

8. Совместная деятельность

Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки? В чистой.

Ребята у меня есть маленький волшебный аквариум с чистой водой. И живёт в этом аквариуме золотая рыбка. Но ей очень грустно быть одной и она просит нас помочь ей приобрести новых друзей. Я предлагаю ребята, поселить новых рыбок в аквариум. Рыбки наши из макарон, на клеящейся основе. Вы их, пожалуйста, расположите по всему аквариуму.

Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков, чтоб они хорошо работали.

9. Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Дождик, дождик кап, да кап (Пальцем правой руки дотрагиваться до ладошки левой руки, имитируя капельки)

Ты не капай больше так! (Пальцем левой руки дотрагиваться до ладошки правой руки, имитируя капельки)

Хватит землю поливать, (Грозить указательным пальцем, знак отрицания)

Нам пора идти гулять! (Двумя пальцами каждой руки имитировать шаги)

10. Практическая деятельность . Дети распределяют рыбок по аквариуму. Индивидуальная помощь. Ребята работают под музыку.

Посмотрите, какой у нас получился красивый аквариум, сколько в нём рыбок, теперь золотой рыбке будет не скучно в таком замечательном аквариуме. Ребята, вы молодцы очень хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы, помогли золотой рыбке приобрести друзей.

11. Итог.

Ребята, давайте ещё раз скажем Капитошке, где же у нас живут сестрички-капельки.

Для чего нам нужна вода?

Как нужно беречь воду?

Я знаю, что некоторые ребята выучили стихотворения для нашей сегодняшней встречи. И сейчас они расскажут их нам и Капитошке.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

Без неё нам не умыться,

Не покушать, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Вы её в пруду найдёте

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница - вода!

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда!

Ребята, Капитошка всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки, которые будут поить нас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

(Каждому ребёнку вручается капелька)

Спасибо тебе Капитошка, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу на занятии.


Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе

«Путешествие капельки»

Воспитатели: Гатина Г.Ш,Совгатова А.Р.

Цель:

    Дать детям представление о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни.

    Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.

    Учить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно беречь.

    Прививать бережное отношение к воде.

(Воспитатель приводит в группу девочку-Капельку)

М /пр.: - Познакомьтесь, это Капелька и она хочет разыскать своих сестричек.

Капелька: Здравствуйте, я Капелька. Меня пригласили в гости мои сестрички, которые живут у вас в д/саду. Помогите мне, ребята, их разыскать.

Восп-ль: Ребята, а где же у нас в д/с могут жить капельки воды?

Дети:

    В комнатных растениях – цветы живые и без воды завянут, засохнут и погибнут.

    В аквариуме – рыбы живут в воде, без неё они погибнут. Им надо много воды, чтобы плавать.

    В группе надо мыть игрушки.

    Миляуше Равиловне надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль.

    Надежде Михайловне надо много воды, чтобы стирать в д/саду бельё.

    На кухне надо много воды, чтобы приготовить обед всем детям.

    В туалете нужна вода, чтобы умываться.

(После каждого ответа на мольберт вывешивается капелька)

Капелька:

«Без меня вам не умыться, не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить: «Без воды вам не прожить!»

Вы меня в реке найдёте и в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда ваша спутница – вода!»

Восп-ль: Где ещё в природе встречается вода?

Дети: В пруду, озере, ручейке, море, океане, роднике, луже.

Восп-ль: А какой может быть вода в этих водоёмах?

Дети: Грязной, чистой, пресной, солёной,

Восп-ль: И тухлой в болоте. Ребята, вода из большой реки течёт по трубам, по водопроводу и попадает к нам в д/с и в ваш дом. А какой водой мы с вами пользуемся? Какая вода течет из крана?

Дети: Чистая и пресная.

(Экспериментальная деятельность)

Восп-ль: Перед вами 2 стакана с водой. Вода в них одинаковая?

Дети: Нет чистая и грязная.

Восп-ль: А вы хотели бы выпить эту воду? Почему? А эту? Почему? Давайте вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим специальную ткань-фильтр и начнём пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрим, что у нас получится?

Эксперимент мы проведем,

Воду чистую найдем.

Грязь не пустим через фильтр,

Чтобы водой могли напиться!

Вода стала чистой, и если её вскипятить, то можно будет её выпить, а фильтр стал грязный.

Восп-ль: Да, без чистой воды мы не сможем прожить. Нам нужна только чистая вода! Кому ещё нужна чистая, пресная вода?

(Дети выбирают карточки и прикрепляют к схеме)

Дети: Растениям, человеку, птицам, рыбам, зверям, дом. животным насекомым.

Восп-ль: А сейчас мы отдохнём.

Физ. минутка

Костя утречком проснулся,

Сам оделся, сам обулся

И скорее на простор

Вышел из дому во двор.

Видит – множество зеркал

Кто – то всюду разбросал.

В зеркалах огромный дом

Отразился кверху дном

Отразился карагач,

И на нём сидящий грач.

Присмотрелся – и, друзья,

Вдруг увидел он себя.

Интересно Косте стало –

На себя ботинком встал они его ботинок сходу

Вдруг нырнул. Куда? Под воду.

Вот такие вот дела!

Это что за зеркала?

Восп-ль: Отдохнули, а теперь расскажем, как человек использует воду?

(Дети находят, показывают картинку и рассказывают)

Дети: Умывается, моется под душем, в ванной, в бане, стирает, убирает дома, поливает огород, поля, готовит обед, пьёт, поит животных.

Восп-ль: Использует на фабриках и заводах. Очень много пресной воды люди тратят, а много ли её в природе?

(Высказывания детей)

Капелька: Очень, очень мало пресной воды на земле и её надо беречь и экономить.

Восп-ль:

    Да, воду надо беречь!!!

    Не выливать и ничего не бросать в реку.

    Не мыть машины на берегу.

    На заводах и фабриках строить очистные сооружения.

(Рассмотреть иллюстрации)

От загрязнения страдает всё живое: погибают в грязной реке растения и рыбы, грязная вода вредна для животных, птиц и здоровья человека. Не пейте некипяченую воду из реки, озера – в ней могут быть микробы.

А как воду можно экономить?

Дети:

    При умывании не включать сильно кран, чтобы много воды не утекло.

    Закрывать хорошо кран после потребления.

    Охлаждать летом газ. воду, квас в холодильнике, а не под струёй воды.

Восп-ль: Молодцы, правильно. Сейчас я вам прочитаю стих о том, что может случиться, если не экономить воду.

(Чтение стих. Б Заходера «Что случилось с рекой»)

Течёт река издалека… Течёт река…Течёт река…

Как хорошо, когда река и широка, и глубока!

Над ней – пышнее облака, свежей дыханье ветерка,

Стройнее, выше лес над ней, и луг прибрежный – зеленей!..

Течёт река… Течёт река… Поит поля и города,

Несёт и лодки, и суда, и рыбы ходят в глубине,

И раки ползают на дне. Ты хороша река, весной

И осень, и в летний зной! Купанье!

Что за благодать! Кому – попробуй отгадать!

Приятней плыть в живой волне: рыбятам или ребятне?

Вся живность счастлива вполне! Но что такое? Караул!!!

Нет, нет, никто не утонул. Нет, нет, как раз наоборот:

На мель садится пароход! Средь бела дня какой скандал!

Наверно, лоцман маху дал? Да нет! Далёко до буйка…

Тут глубока была река. Была. Вот именно – Б Ы Л А.

Была, да, видимо, сплыла. Ах, реку мы не узнаём.

Река становится ручьём! Уже и лодки на мели,

Пловцы вдруг посуху пошли, а рыбы?

В горе и тоске бедняжки бьются на песке!

Так что же с ней стряслось, с рекой?

Увы, друзья, ответ такой: Дошкольник Сидоров Иван

Забыл закрыть на кухне кран.

Вы скажете: «Какой пустяк!» Пустяк… Добро б ручей иссяк,

А то вон из-за пустяка пропала целая река!

Капелька: Ребята, запомните пословицу: «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан».

Восп-ль: Давайте повторим её вместе и на память мы с Капелькой вам хотим подарить волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой, только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

(Капелька раздаёт детям голубые стеклянные бусины)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 110 городского округа Самара

Составил: Воспитатель МБДОУ д/с № 110 Чижкова Ю.В. 2015

Актуальность.

В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Мною разработан конспект образовательной деятельности экологического цикла.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Вид проекта:

  • групповой, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)

Участники: воспитатель, дети средней группы.

Виды деятельности:

  • познавательно-исследовательская,
  • коммуникативная,
  • двигательная,
  • продуктивная.

Форма - проведения:

  • занятие - путешествие.

Возраст детей:

  • средняя группа (4-5 лет)

Цели и задачи:

  1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении) ;
  2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;
  3. Прививать бережное отношение к воде;
  4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
  5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.

Обогащение словаря: путешествие, спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода.

Материалы и оборудование:

кукла «Капелька» ; капли воды (большие и маленькие) вырезанные из бумаги; три ёмкости для опыта; воронка; плакат с изображением факторов, подтверждающих необходимость воды на Земле; готовые шаблоны для аквариума - рыбки.

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности

  • Двигательная
  • Игровая
  • Коммуникативная
  • Музыкальная
  • Продуктивная
  • Физминутка

Восприятие художественной литературы и фольклора

  • Игровая ситуация.
  • Вопросы, ответы, показ картинок, словесные игры.
  • Классическая музыка
  • Рисование, создание аквариума с рыбками.
  • Чтение и заучивание стихов.

Предварительная работа:

  • заучивание стихов о воде;
  • рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде;
  • уход за цветами (полив) ;
  • совместное изготовление коллажа «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»
  • предварительное раскрашивание рыбок по выбору детей, красками или карандашами

Ожидаемый результат:

  1. Дети должны получить первичные представления о значении воды.
  2. Дети должны почувствовать любовь и заботу, по отношению к растениям и живым организмам.
  3. Получение эмоционального удовлетворения от участия в путешествии.
  4. Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности (рисования) .

Итоговый результат: дошкольники стали осознанно, внимательнее и наблюдательнее относиться к природному богатству - воде, что отражается в их рисунках и рассказах.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте вспомним наш девиз:

«С голубого ручейка
Начинается река
А игра - начинается с улыбки!»

(дети проговаривают вместе с воспитателем)

2. Игровая ситуация

Ребята, кто-то спешит к нам в гости! Кто же это?

Это куколка, которую зовут Капелька.

Наша гостья нам представилась, а теперь давайте, и мы назовём свои имена. (Каждый ребёнок берёт в руки куклу (картинку) и называет своё имя)

А пришла она к нам в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в группе.

Ребята, давайте покажем Капельке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.

3. Путешествие-поиск капелек по группе

(Дети идут по группе делают остановки)

В уголке природы: возле растений.

Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода.

Около раковины (мойки) : помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку)

В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую капельку)

У стола, на котором стоит бутыль с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают большую капельку)

В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают большую капельку)

Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут у нас в групповой комнате, чтобы Капелька знала сколько их.

(Все вместе пересчитывают капельки)

Вот Капелька, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.

4. Физкультминутка

«Рыбки весело плескались
В тёплой, солнечной воде.
То сожмутся, разожмутся
То зароются в песке!»

(движения выполняются под музыкальное сопровождение)

5. Гимнастика для глаз

За - За - За - берегу свои глаза. Прослеживать взглядом движения пальца

Вправо-влево.

Зу - Зу - Зу - я увидела осу. Описать в воздухе рукой большой круг.

Са - Са - Са - на носу сидит оса. Коснуться пальцем кончика носа,

Проследить взглядом.

Ай - Ай - Ай - ты глазами поморгай. Быстро поморгать глазами.

Бай - Бай - Бай - крепко глазки закрывай. Крепко зажмурить глаза.

6. Экспериментальная деятельность «Как воду сделать чистой»

Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.

Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить - эту или эту? А почему?

Потому что здесь вода чистая, а в этом графине грязная. Воду нужно пить чистую и кипячёную.

Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим в неё листок специальной бумаги и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается. Вода стала чистой.

А что стало с нашей бумагой? Она стала грязной.

7. Массаж лица

Водичка, водичка, умой моё личико. Потереть ладонями щёки.

Чтобы глазки блестели. Пальцами провести, не надавливая по закрытым

глазам от внутреннего края века к внешнему.

Чтобы щёчки краснели. Подушечками пальцев легонько постукивать по

Чтоб смеялся роток. Помассировать пальцами подбородок.

Чтоб кусался зубок. Помассировать большими пальцами вески.

8. Совместная деятельность

Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки? В чистой.

Ребята у меня есть маленький волшебный аквариум с чистой водой. И живёт в этом аквариуме золотая рыбка. Но ей очень грустно быть одной и она просит нас помочь ей приобрести новых друзей. Я предлагаю ребята, поселить новых рыбок в аквариум. Рыбки наши из макарон, на клеящейся основе. Вы их, пожалуйста, расположите по всему аквариуму.

Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков, чтоб они хорошо работали.

9. Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Дождик, дождик кап, да кап (Пальцем правой руки дотрагиваться до ладошки левой руки, имитируя капельки)

Ты не капай больше так! (Пальцем левой руки дотрагиваться до ладошки правой руки, имитируя капельки)

Хватит землю поливать, (Грозить указательным пальцем, знак отрицания)

Нам пора идти гулять! (Двумя пальцами каждой руки имитировать шаги)

10. Практическая деятельность. Дети распределяют рыбок по аквариуму. Индивидуальная помощь. Ребята работают под музыку.

Посмотрите, какой у нас получился красивый аквариум, сколько в нём рыбок, теперь золотой рыбке будет не скучно в таком замечательном аквариуме. Ребята, вы молодцы очень хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы, помогли золотой рыбке приобрести друзей.

Ребята, давайте ещё раз скажем Капельке, где же у нас живут сестрички-капельки.

Для чего нам нужна вода?

Как нужно беречь воду?

Я знаю, что некоторые ребята выучили стихотворения для нашей сегодняшней встречи. И сейчас они расскажут их нам и Капельке.

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.

Без неё нам не умыться,
Не покушать, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!

Вы её в пруду найдёте
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница - вода!

На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!

Ребята, Капелька всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки, которые будут поить нас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

(Каждому ребёнку вручается капелька)

Спасибо тебе Капелька, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу на занятии.

Итог: дошкольники стали осознанно, внимательнее и наблюдательнее относиться к природному богатству - воде, что отражается в их рисунках и рассказах. Считаю, что в процессе решения задач образовательной деятельности я смогла воспитать способность любить, ценить и рационально использовать природное богатство.

Используемая литература:

  1. Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ» Издательство «Учитель» стр. 199
  2. Денисенкова Н. «Ваш ребёнок познаёт мир» - №2, 2000 г.
  3. Николаева С. «Формирование начал экологической культуры младшего дошкольного возраста» Дошкольное воспитание №8, 1999 г.

Top