Не можешь служить двум господам. «Никто не может служить двум господам

27. «Невозможно служить двум господам».

Мат. 6,24: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (богатству)".

Мат. 22,21 в т. ч.: «Тогда говорит им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божье Богу».

В Евангелии от Матфея 6,24 Христос учит нас, что мы не можем служить одновременно и Богу и маммоне, т. е. богатству, которое есть «корень всех зол» (1Тим. 6,10). В переносном смысле это означает, что мы не можем служить одновременно Богу и греху.

Что же касается Мат. 22,21, то здесь Христос отвечает на вопрос фарисеев: «позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» (ст. 17). На этот вопрос Христос ответил, что принадлежащее Богу мы должны отдать Богу. А то, что принадлежит кесарю, - надо отдать кесарю. Таким образом мы, как Его творение, исполняем наш долг перед Богом, и, как граждане страны, выполняем наши гражданские обязанности перед государством.

В Архимандрит Виктор (Мамонтов) - Проповеди. Нельзя служить двум господам.

Нынешнее Евангелие от Матфея говорит нас о промысле Божьем. Бог Отец, сотворивший весь мир и человека как венец Своего творения, продолжает общаться со своим творением. Неправы те люди, которые утверждают, что Бог создал этот мир и отстранился от него. Если бы не было Божьего попечения, наступи какое-то нарушение, сразу же прекратилась бы жизнь на земле. Но Господь хранит физический мир, не нарушая его строй и порядок. Тем более Господь хранит человека.
В будущей жизни человеку надлежит быть в тесном единении с Богом. Пока что мы живем временной жизнью, но во втором пришествии Иисуса Христа, когда наступит кончина этого мира и все человечество предстанет на Страшном Суде, прекратится время и наступит Вечная Жизнь. Где уже не стареют, где нет течения времени, где не едят, не пьют, не размножаются, не одеваются, о чём заботится так много людей в этой жизни.
Конечно, материальные заботы нужны человеку. Тело нуждается в пище: если его не подкрепить, оно истощиться и умрет. Тело нуждается в одежде: зимой ему холодно, летом оно требует иных одежд. Нужны человеку вода и прочие материальные блага, которые дает ему окружающая природа. Но, беря эти блага, человек поступает порой неразумно, не естественно. Естественно - поесть, противоестественно - объедаться, естественно - прикрыть наготу, неестественно любить наряды, вещи и много о них заботиться и тратить много времени, разорять своих родителей ради моды, ради тщеславия, ради того, чтобы показать свою похоть развратившемуся миру. Естественно человеку - принять вино, в псалме написано: «Вино веселит, хлеб крепит». Противоестественно - упиваться. А сейчас недуг пьянства так распространился, что этим грешат не только лица мужского пола, но и женского. Часто можно увидеть на улице людей, которые валяются в канавах, которые уже не способны ни жить в семье, ни трудиться. На работу они ходят раз в неделю, а деньги, которые получают пропивают. Их так поработил дьявол, что алкоголь стал для них идолом.
Лукавый обманывает людей, уводит их в мир забот и попечений. Человек намеренно занимается добыванием пищи, пития, одежды и говорит: «Если я этого не сделаю, то кто это сделает за меня?» Когда человек так размышляет, то совершенно забывает Бога. Разве может младенец, который живет у своих родителей рассуждать так? Было бы смешно слышать из младенческих уст такие рассуждения. Он не заботиться ни о чем, живет как малая птичка в семейном кругу. Он не знает сколько, сколько в кошельке у мамы денег и сколько требуется тратить на его жизнь. Господь говорит, чтобы мы учились жить так же.
Человек, который живет только умом и не верит в Бога, говорит: «Если я не буду трудиться, буду сидеть сложа руки, кто же меня обеспечит? Кто все даст мне?» Господь не призывает нас к беспечности, к лености к тунеядству. Он хочет, чтобы мы в своих силах не полагались на себя и на свои силы. Верующий человек всегда думает скромно о добытых материальных благах, не приписывает полученное себе, потому что знает, что силы добыть дал ему Господь.
У нас должна быть уверенность в том, что, если сегодня Господь дает нам потребное для жизни, завтра Он тоже подаст, и уже излишне заботиться о завтрашнем и послезавтрашнем дне. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Разумно ли идти к источнику воду с водой? Разумно ли идти на роскошный пир с пищей?» Глядя на такого человека, подумают, что он повредился умом. И мы должны знать, что сокровищница Господня никогда не оскудевает, все благопотребное для нас в ней есть. Мы должны укреплять связь с Богом. Не имея благодати Святого Духа, мы не сможем войти в Царство Небесное, наследовать Его дар, потому что мы не знаем, что Бог есть Любовь. Любовь это ключ, который открывает нам дверь в Царство Небесное.
Сейчас народ стремиться к обогащению. Люди видят, что истощаются материальные блага, поэтому их хотят захватить, удержать, накопить, разными способами, в основном нечестными. Труженики как трудились на своей земле, так и продолжают трудиться. Они держат естественный ритм жизни. Этот ритм разрушают те, кто хищнически относится к жизни и к земным благам. Они накапливают эти блага ради безумной жизни, ради сластолюбия, ради увеселения, удовлетворения противоестественных потребностей. Жизнь наша складывается так, что одни живут естественной жизнью, а другие противоестественной. Те, кто живет противоестественной жизнью, так полюбили деньги, что поставили их на первое место. Богатство стало для них идолом. Господь говорит, что нельзя служить двум господам: «Богу и мамоне». У нас только один господин - Господь. Дело не в богатстве, а в нашем отношении к нему. Ветхозаветный праведник Авраам, праведный Иов и многие другие были очень богатыми людьми, но богатство не владело ими. Аминь.

В вашем браузере отключен JavaScript

От Матфея, глава 6

1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
4 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;
12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло;
23 если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

Пост по-древнееврейски называется словом «цом». Посты существуют, по сути, во всех религиях мира и представляют собой религиозные запреты или ограничения на употребление определенной пищи или питья. Религиозно-нравственное предназначение поста состоит в том, чтобы достигнуть победы духовно-нравственного начала над чувственным, духа над греховной и похотливой плотью. То есть пост представляет собой такие действия, которые помогают человеку достичь очищения его души, помогают возвысить свое духовное начало над телесным, помогают превозмочь свои плотские желания и помыслы и подчинить греховную телесную природу разуму и светлому духовному началу. При помощи поста человек очищается духовно и приближается к Богу, так как правильное исполнение поста всегда сопровождается молитвой и покаянием в своих грехах.

Современное православное богословие рассматривает пост как одно из действенных средств психологического воздействия на духовную природу человека, способствующих очищению и обновлению человеческой души. У древних евреев посты применялись очень часто во время общественных бедствий или какой-либо опасности. В Палестине пост рассматривался как религиозная обязанность верующих, проявляющаяся в полном или частичном воздержании от любой или определенной еды и питья с вознесением молитв и принесением жертв Богу. «Тогда все сыны Израилевы и весь народ пошли и пришли в дом Божий и, сидя там, плакали пред Господом, и постились в тот день до вечера, и вознесли всесожжения и мирные жертвы пред Господом» ().

С древнейших времен пост соблюдался и частными лицами перед исполнением ими особо важного дела, когда человек с постом и молитвой обращался за помощью к Богу. Например, постился Моисей на горе Синайской во время принятия Законов Завета от Бога. «И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил» (). Постился и Сам Господь, перед тем как вступить на путь Своего общественного служения. Постились древние евреи и тогда, когда с ними происходило какое-либо несчастье, или когда они узнавали какую-либо дурную весть. Например, постился царь Давид когда узнал о смерти царя Саула. «И рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле» ().

В древние времена к постам прибегали во всех значительных событиях жизни. Например, ниневитяне постились после проповеди пророка Ионы, которая своим содержанием потрясла их. «И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого.» (). Пост был известен и широко применялся ещё с ветхозаветных времен.

В христианстве пост возник с появлением первой церкви, на основании примера, данного людям Самим Иисусом Христом. «И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (). А также примера, данного нам Святыми Апостолами. «Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (). «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» ().

Согласно сообщениям древнейших церковных писателей, таких как Ипполит, Тертуллиан , Епифаний, Августин, Иероним, во времена основания первой христианской церкви и был введен в христианскую практику богослужения первый пост, установленный Апостолами и длящийся сорок дней. В качестве примера для установления первого в христианстве поста, Апостолы использовали обращение к посту Моисея (), Илии «И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива.» (), и Самого Иисуса Христа (). С тех древнейших пор и поныне в христианстве существуют различные посты, имеющие свою классификацию, обрядность и специфику соблюдения.

– Никто не может служить двум господам; ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне.

Какие здесь разумеются два господина, спрашивает Святой праведный Иоанн Кронштадтский Чудотворец, которым невозможно служить в одно и то же время?

Один – это Господь и Бог, другой – богатство или любогреховная плоть наша. В которой действует диавол, силящийся приковать ее к миру.

Очевидно, невозможно работать вместе Богу и любогреховной плоти – именно потому, что Бог требует от нас святости, неуклонного и точного исполнения воли Своей. А плоть непрестанно подстрекает ко греху – к чревоугодию, пьянству, блуду, зависти, вражде, лихоимству и сребролюбию, к лености и прочее.

Как согласить служение Богу и плоти? Очевидно, нельзя! Слово Божие прямо говорит, что те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5. 24). И отнюдь не служат многогрешной плоти, не угождают ей.

– Плоти угождения не творите в похоти (Рим. 13,14), – говорит святой апостол Павел. И всегда бывает так, что, кто угождает своей плоти, тот нерадит об угождении Богу, о спасении души своей. Об исправлении своем, о добродетельной жизни. Не исправляет сердца своего, не устремится духом к горнему Отечеству, но весь бывает, как бы прикован к земле, к земным наслаждениям.

Кто любит свою многогрешную плоть, тот не любит Бога. Тому тяжкими кажутся заповеди Его. Тот не любит ближнего. Он не попечется о его спасении, потому что и о своем не заботится.

Не поможет в нужде, потому что слишком много любит сам себя. И лучше исполнит свои прихоти, чем отдаст собственность свою на нужду ближнего.

– Посему говорю вам, – продолжает Господь, – не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа, не больше ли пищи, и тело одежды?

Забота неуместная, неразумная, слишком усиленная забота о пище, питье, одежде весьма вредит христианскому житию. Она-то и есть то, что назвал Господь раньше служением мамоне.

Эта неправильная забота наша о пище, питье и одежде ставит вверх дном всю жизнь нашу. Вместо того чтобы заботиться главным образом о душе, об очищении, исправлении, освящении ее – вообще о спасении, мы печемся ежедневно о том, во что одеться и об угождении своему алчному чреву.

А душу – это бессмертное существо, сотворенное по образу и подобию Божию, – погибающую заживо во грехах, оставляем в пренебрежении, без исправления. Или даже ежедневно прилагаем грехи ко грехам. Тело насыщаем и пресыщаем, а душу оставляем голодать. Тело украшаем, а душу безобразим. Тело оживляем, а душу убиваем.


Top