Пароход святитель николай. Пароход-музей святитель николай

Как и обещал ув. tiny_rat дошёл до парохода музея. До этого мне уже приходилось бывать на нём, но экспозиция была раньше, конечно, другой: В детстве - пароход иллюстрировал рассказ о Ленине. В другой раз когда посещал - было две экспозиции - Ленин и цесаревич Николай. Потом ещё как-то был, но в памяти ничего не осталось.

Почему я считаю этот пароход символичным - на нём в разное время успели побывать цесаревич Николай - будущий император, и Ленин - будущий вождь революции.

Немного истории из ВиКи :

Грузопассажирский речной пароход построен в 1886 году в городе Тюмени. Команда 12 человек. Капитаном парохода с 1907 года по 1927 год был Николай Федорович Сивков.
«Святитель Николай» принадлежал купцу А. М. Сибирякову. Был в своё время самым быстроходным судном на Енисее. Курсировал между Енисейском, Красноярском и Минусинском.
На этом пароходе 1 июля 1891 года в Красноярск из села Берёзовского прибыл цесаревич, будущий император России Николай II.
30 апреля 1897 года на пароходе Св. Николай из Красноярска до Новосёлово с В. В. Старковым и Г. М. Кржижановским к месту ссылки ехал В. И. Ульянов (Ленин).
После Октябрьской революции 1917 года пароход был переименован в «Николай». В 1927 году пароход был переоборудован в несамоходную нефтеналивную баржу. В 1960 пароход был отправлен на кладбище кораблей.
В 1970 году пароход был восстановлен, на нём была развёрнута экспозиция, посвящённая жизни В. И. Ленина в ссылке и его пребыванию на судне.
В настоящее время используется в качестве судна-музея. Площадь экспозиции 300 м². Стоит на набережной Енисея в центре Красноярска. Зачастую называется «Св. Николай».

Рассказа как такового не будет, да и экскурсовода не было, будем смотреть фотографии:

На пароходе работает несколько небольших выставок:
-"Дама сдавала багаж..." Около-железнодорожная тематика






Есть замечательная рында, в которую, конечно, рука тянется позвонить

В этой каюте экспозиция - что-то о Ленине

Экспозиция посвященная командору Резанову , которого в Красноярске помнят.

Экспозиция с рассказом о тракте






Небольшая экспозиция про сам пароход:


Сегодня очень трудно понять каким пароход был в прошлом

Выставка посвященная визиту цесаревича Николая.


Рассказ с таблички:
Николай Александрович Романов в Енисейской губернии:
Первого июля 1891 года губернский город Красноярск было не узнать: вычищенный, с отремонтированными тротуарами и фасадами зданий, он выглядел, как новенький. Особую нарядность и шарм придавали многочисленные праздничные гирлянды из зелени и живых цветов, а также вновь возведенные постройки: триумфальная арка, здание губернской мужской гимназии.
Подобные приготовления не были случайными: город впервые встречал особого гостя - наследника русского престола цесаревича Николая Александровича Романова (1868-1918).
Поездка цесаревича Николая Романова по Сибири была особой. Во-первых, в Сибирь ехал не просто представитель царствующего дома, а наследник престола; во-вторых поездка завершала его путешествие на Восток. В это время в экономической жизни России, и в Сибири особенно, происходит оживление, связанное с подготовкой к строительству Транссибирской железнодорожной магистрали (Трансиб).
По территории Сибири наследник и его свита ехали по тракту "поездом", состоящим из 42-х экипажей. особый отпечаток на поездку наследника наложило покушение на его жизнь в городе Отсу (Япония). Были приняты особые меры к охране, сопровождению, местам остановок цесаревича. По свидетельству современников, были определены дома, где должен был пребывать наследник. На территории Енисейской губернии его принимали братья Гадаловы: Иван Герасимович в г.Канске, Николай Герасимович - в г. Красноярске.
В Красноярск Николай Романов прибыл через село Березовское, где ликующая толпа встречала долгожданных гостей. У Триумфальной арки, украшенной живыми цветами и зеленью, Николай вышел из экипажа и пешком спустился с горы на приготовленный для него пароход купца А.М.Сибирякова "св.Николай". До Красноярска высокий гость плыл по Енисею, а экипажи были отправлены трактом до города.
На пароходе гостям был подан чай, после чего цесаревич переоделся и вышел на верхнюю палубу, оставаясь там до конца пути.
Высокие гости были встречены колокольным звоном с начала самого старого Воскресенского собора, а затем торжественной службой в новом Богородице-Рождественском соборе. В ходе визита цесаревич Николай и его свита успели посетить большое количество учебных и благотворительных учреждений. Череда визитоов и встреч не прекращалась в городах губернии до позднего вечера.
В Красноярске как в центре губернии была организована большая выставка, которая рассказывала о хозяйственной, научной и культурной жизни региона, о народах его населяющих. большое внимание наследник обратил на зал, в котором были представлены экспозиции Красноярского и Минусинского музеев. При осмотре коллекции Красноярского музея Николая сопровождал основатель музея Иннокентий Алексеевич Матвеев. По его просьбе наследник оставил автограф в специально приготовленной книге.


Решил добавить ещё инфу ()

1 – якорный клюз, 2 – шейма (основная якорная цепь), 3 – привальный брус, 4 – адмиралтейский якорь, 5 – фиш-балка, 6 – фор-штаг, 7 – фальшборт, 8 – крестовый чугунный кнехт, 9 – круглый иллюминатор, 10 – тамбур входа в носовые помещения под палубой, 11 – мачта, 12 – надстройка, 13 – прямоугольный иллюминатор, 14 – ванты, 15 – леерное ограждение, 16 – спасательный круг, 17 – прогулочная палуба, 18 – дымовая труба, 19 – штурвальная рубка, 20 – бортовой отличительный огонь, 21 – мостик, 22 – кожух гребного колеса, 23 – гребное колесо с деревянными плицами и эксцентриковым механизмом, 24 – деревянный кранец, 25–паровой свисток, 26 – форсовая труба предохранительного клапана, 27 – буксирный гак на дугообразной скобе, 28 – переходной трап, 29 – буксирная арка, 30 – кормовое пассажирское помещение, 31 – флагшток, 32 – сорлинь, 33 – перо руля, 34 – кронштейны обноса, 35 – механизм поворота плиц, 36 – решетки защиты румпельного привода, 37 – деревянный привальный брус, 38 – бортовая надстройка на обносе, 39 – -трап для выхода на прогулочную палубу, 40 – скамейка для пассажиров, 41 – вентиляционный дефлектор, 42 – пожарные ведра, 43 – якорно-швартовный ручной шпиль, 44 – палубный клюз шеймы, 45 – прямой кнехт («уши»), 46 – жесткий тент, 47 – деревянный настил бортовых обносов.

Музей-пароход «Святитель Николай» (Красноярск, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

На вечном приколе на набережной Енисея стоит самый быстроходный и комфортабельный для своего времени (а это конец 19 века) колесный пароход «Святитель Николай». В 1891 г. именно на нем в Красноярск прибыл цесаревич Николай II, а в 1897-м на нем же в ссылку в село Шушенское отправился Владимир Ленин. Кому и чему только ни служило судно: после списания превратилось в баржу, после служило сливной базой, затем попало в лом и ждало разборки на металл. Но пароход был спасен токарем Львом Арутюновым: он не только покопался в истории, доказав, что списанная баржа - не что иное, как корпус того самого парохода, на котором отбыл в ссылку Ленин, но и преодолел долгую бюрократическую переписку и многочисленные запросы. В итоге «Святитель Николай» был восстановлен в Подтесове, затем его доставили на историческую родину - в Красноярск. Сейчас это музей, пароход-музей.

В 1891 г. на пароходе «Святитель Николай» в Красноярск прибыл будущий император России Николай II, а в 1897-м на нем же в ссылку в село Шушенское отправился Владимир Ленин.

Вот еще любопытные факты из истории парохода-музея. Чтобы установить его на то место, где он сейчас находится - возле Красноярского музейного центра, бывшего Музея Ленина, в течение месяца поднимали уровень воды на Красноярской ГЭС. Затем еще месяц вода сходила, и после пароход укрепили на пьедестале. Енисей, по всей видимости, никак не мог смириться с тем, что пароход превратился в музей: в 2006 г. случился паводок, затопило набережную города, больше месяца «Святитель Николай» стоял в воде по иллюминаторы. Реставрация прошла только спустя годы - в краевой казне попросту не было денег на восстановление музея.

Фото: Музей-пароход «Святитель Николай»

Фото и описание

Музей-пароход «Святитель Николай» – уникальная достопримечательность Красноярска. Музей располагается в центре города на набережной Енисея. Музей был создан в 1970 г. к 100-летней годовщине В.И.Ленина. Что касается самого парохода, то ему уже более 100 лет и на сегодняшний день он является уникальным памятником истории и техники.

Пароход был построен в 1886 г. на средства, выделенные крупным сибирским золотопромышленником Александром Михайловичем Сибиряковым. Заложен он был в городе Красноярске, а туерная лебёдка и две паровые машины были изготовлены в шведском Гётеборге. Из Швеции до Томска их доставляли на поезде, а от Томска до Красноярска на подводах. Железный корпус и четыре котла для парохода заказали в Тюмени. Собранный и освященный в Красноярске пароход назвали в честь Николая Чудотворца, покровителя всех мореплавателей и путешественников.

В своё время «Святитель Николай» являлся самым быстроходным судном на Енисее. Он курсировал между Красноярском, Енисейском и Минусинском. С 1907 г. по 1927 г. капитаном парохода был Н. Ф. Сивков. Команда состояла из 12 человек.

В июне 1891 г. на этом судне проделал путь от Березовки до города Красноярска возвращавшийся из путешествия цесаревич Николай, а в 1897 г., этим же пароходом доставляли в Минусинск В.И. Ульянова. Сегодня в каютах парохода можно увидеть восковые фигуры всех его исторических личностей.

В 1927 г. пароход был списан, после чего его корпус переделали в судоходную баржу, после – в нефтеналивную. Кроме того, пароход несколько раз менял свое название. В 1960 г. корпус парохода поставили в Подтесово, на так называемое пароходное кладбище.

В 1968-1970 г., благодаря содействию ветеранов Енисейского пароходства, судно было восстановлено на судоремонтном заводе в Красноярске. Внутри разместили коллекцию, рассказывающую о деятельности В.И Ленина в ссылке, а также о его нахождении на судне. В настоящее время экспозиция музей размещена на территории в 300 кв.м.

Грузопассажирский двухколесный железный речной пароход «Св. Николай» был построен в 1886 г. в г. Тюмени на заводе Курбатова по заказу сибирского промышленника и судовладельца А. М. Сибирякова для работы на Енисее и Ангаре. Затем пароход доставили по частям в разобранном виде в Красноярск на чугунолитейный завод, принадлежавший И. И. Кузнецову, где он и был собран.

В 1887 г. пароход начал совершать свои первые рейсы до Минусинска и затем регулярно работал на линии Минусинск — Енисейск. Он был самым быстроходным по тем временам судном на Енисее. Доставленная из Швеции паровая машина мощностью 160 номинальных сил (500 л. с.) вращала гребные колеса, которые обеспечивали скорость движения парохода до 9 верст в час против течения реки и 25 верст в час по течению. Его длина составляла 56,2 м, ширина 8,25 м, осадка с полным грузом 1,25 м. Топливом служили дрова, в сутки сжигали 50 кубометров.

Пароход принимал на борт от 150 до 200 пассажиров. Именно на нем 1 июля 1891 г. совершил короткую поездку цесаревич Николай, будущий император России, возвращаясь из путешествия на Восток. 30 апреля 1897 г. В. И. Ленин со своими соратниками Г. М. Кржижановским и В. В. Старковым отправились на этом пароходе в г. Минусинск, следуя к месту ссылки.

После октябрьской революции 1917 г. пароход был назван «Николай». В 1918 г. по решению Енисейского губернского Совета рабочих и солдатских депутатов было решено эвакуировать пароход в Архангельск, поскольку Красноярск был окружен чехословацкими войсками. Однако «Николай» не дошел до низовьев Енисея и вернулся в Красноярск. В августе 1920 г. он был переименован и назывался «Красноармеец», позже работал под № 218, с 1921 г. назывался «Фридрих Энгельс». Позже был списан как самоходное судно и превратился в баржу «Туба», а в конце 50-х гг. прошлого столетия под № 318 служил сливной базой в Подтесово до списания в металлолом.

В 1968-1970 гг. сначала в Подтесово, а затем на Красноярском судоремонтном заводе конструкторы Енисейского речного пароходства и завода по присланным из Тюмени и Тобольска чертежам, а также по сохранившимся архивам пароходства восстановили внешний вид и внутреннюю начинку парохода. Реконструкция была приурочена к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. В 1970 г. пароход был восстановлен, на нем была развернута экспозиция, посвященная жизни В. И. Ленина в ссылке и его пребыванию на судне.

До 1987 г. пароход стоял на набережной у Красноярского театра оперы и балета. В 1987 г. по решению крайкома КПСС на Красноярской ГЭС в течение месяца поднимали уровень воды в Енисее, чтобы отбуксировать пароход к музею Ленина. Там его установили на подготовленный пьедестал. Затем примерно через месяц вода в Енисее вернулась на прежний уровень, и пароход удалось окончательно закрепить на новом месте стоянки.

17 июля 2006 г. из-за массового таяния снегов и циклона на юге края уровень Енисея поднялся настолько, что «Св. Николай» оказался в воде. Существовала опасность, что музей оторвется от пьедестала и уйдет вниз по течению. В срочном порядке были эвакуированы выставки и экспозиции музея. От воды пострадала обшивка нижних палуб и кают, были повреждены коммуникации. Музей потребовал серьезной реставрации, на которую ушло около четырех лет. В 2010 г. музей вновь открылся для посетителей.


Top