Программа совместной работы школы и детского сада. Формы и методы работы сотрудничества детского сада и школы

Любовь Гостюжева
Программа «Взаимодействие детского сада и школы»

Структура программы.

I РАЗДЕЛ

1.1. Актуальность___стр 3 -4

1.1.1. Цели и задачи освоения Программы___стр4 -6

1.1.2. Алгоритм работы по преемственности детского сада и школы___ стр 7

1.1.3. Формы осуществления преемственности:___стр 8

1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы___стр 9

2.1. Средства обеспечения Программы___стр 10

III. РАЗДЕЛ

3.1. План работы ___стр 10

Изучив концепцию содержания непрерывного образования, различные нормативные документы по вопросам преемственности нами была составлена программа "Взаимодействие детского сада и школы".

1.1. Актуальность

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального

образования играет координация взаимодействия между педагогическими

коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников.

Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление.

Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами

занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в

детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты,

сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы.

Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к

осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели

выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это

одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

1.1.1. Цели и задачи освоения Программы

Цель программы:

реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и

начального школьного образования, придание педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

Исполнители:

заведующий детским садом, воспитатели, учителя начальных классов.

Объекты программы: дети дошкольного (старшая, подготовительная группы) и школьного возраста (1 класс, родители, педагоги.

Цели непрерывного образования:

Воспитание нравственного человека.

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.

Задачи непрерывного образования:

на дошкольной ступени:

приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;

развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение

детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста).

на ступени начальной школы:

осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения

в соответствии с ними;

готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др);

желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности:

совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального

образования, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализации процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Проблемы непрерывного образования.

Формирование и развитие образования в каждом звене осуществляется без опоры на

предшествующее образование и без учета дальнейших перспектив.

Разрыв между конечными целями и требованиями при обучении отдельным предметам на различных этапах образовательного процесса. Несогласованность между “входными” и “выходными” требованиями детского сада и школы.

Необеспеченность учебного процесса в системах преемственного образования учебно-методическими материалами и дидактическими пособиями, несовершенство существующих учебных пособий и их несоответствие новым целям и требованиям обучения.

Несовершенство существующих систем диагностики при переходе учащихся с одного

образовательного уровня на другой.

Отсутствие системности при отборе содержания обучения и организации учебного материала по ступеням.

Слабая управленческая и организационная преемственность, т. е. трудности в общем руководстве всем процессом воспитания, обучения и развития учащихся в обеих подсистемах комплекса “детский сад- школа”.

Недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования.

1.1.2. Алгоритм работы по преемственности детского сада и школы

1 этап - поступление ребенка в детский сад:учет и постановка детей в детский сад,

медицинское обследование,

адаптационный период ребенка при поступлении в детский сад,

педагогическое и психологическая диагностика при поступлении ребенка в детский сад

2 этап: подготовка ребенка к обучению.

Методическая работа:

Проведение общих педагогических советов воспитателей и учителей начальных

классов по проблемным вопросам воспитания и обучения детей.

Проведение открытых уроков и занятий

Ведение индивидуаальных диагностических карт на каждого ребенка с целью дальнейшего отслеживания роста и развития детей,

Выявление наиболее острых проблемных вопросов при обучении детей в начальной школе, % неуспевающих и второгодников)

3 этап – плавный переход из детского сада в школу.

Педагогическая диагностика детей, характеристики на детей, адаптация первоклассников в школе. Заполнение диагностических карт на каждого ребенка. Дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание педагогической помощи детям и родителям. Проведение общих родительских собраний, консультаций, бесед с психологом.

1.1.3. Формы осуществления преемственности

I. Работа с детьми:

1) экскурсии в школу;

2) знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

3) участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

4) выставки рисунков и поделок;

5) встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;

6) совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

7) участие в театрализованной деятельности;

8) Беседы о школе рассматривание картин, чтение худ. лит- ры, знакомство со школьными атрибутами;

9) дидактические игры и др.

II. Работа с педагогами:

1) совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

2) проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

3) взаимодействие педагогов ДОУ и школы;

4) открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

5) педагогические наблюдения.

III. Работа с родителями:

1) совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

2) круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

3) консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;

4) дни открытых дверей;

5) анкетирование, тестирование родителей;

6) образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей

7) визуальные средства общения;

1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы

Обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения

Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению

Положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком

Мотивационная готовность детей к обучению в школе

Создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое условие

непрерывного образования

II РАЗДЕЛ

2.1. Средства обеспечения Программы

Воспитательно-образовательная работа в МБДОУ базируется на основной

образовательной программе МБДОУ, которая обеспечивает разностороннее развитие

детей в возрасте от 2 до 8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей

по основным направлениям: физического, социально-личностного, познавательного,

речевого, художественно-эстетического. Содержание образовательного процесса

выстроено в соответствии с программами:

Комплексная примерная общеобразовательная программа дошкольного образования

«От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.

Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания

ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности,

всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с

возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в

современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности

жизнедеятельности дошкольника.

III. РАЗДЕЛ

I. 3.1. План работы

II. На основании созданной программы составляется план работы на год.

Приложение 1 – план совместной работы со школой на2012 -2013г/

Приложение 2 – план совместной работы со школой на2013 -2014г

Сотрудничество общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения

Автор: Галицкая Майя Александровна, учитель русского языка ГУО "Недойская базовая школа Буда-Кошелёвского района" Гомельской области Республики Беларусь

Тема: сотрудничество общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения
Актуальность проекта:
В современном обществе ребёнок становится полноценным членом общества только тогда, когда усвоит социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе. Это возможно при условии эффективной адаптации ребёнка в школьном коллективе, с одной стороны, а с другой – способности противостоять тем жизненным коллизиям, которые мешают его развитию, самореализации, самоутверждению.
Одной из главных помех при адаптации первоклассника в школьной среде является стрессовая ситуация, в которую он попадает, приходя в школу. Смена места пребывания, окружения, ритма деятельности, содержательности его повседневной жизни негативно отражается на психике ребёнка. С этим связан и психологический кризис 6-и лет, который наступает в результате того, что нервная система малыша не справляется с той непомерной нагрузкой и новыми впечатлениями, которые появляются с переходом его на следующую ступень жизненного развития.
Таким образом, для наиболее успешной адаптации выпускника дошкольного учреждения необходимо, чтобы пограничный период смены деятельности и социального статуса ребёнка (дошкольник – младший школьник) проходил как можно спокойнее, учитывая при этом личностные и психологические особенности шестилетних детей.
Цели :
сглаживание последствий переходного периода детский сад – школа;
создание условий для максимально бесстрессовой адаптации первоклассника в школе.
Предполагаемый результат: выпускник детского дошкольного учреждения социально адаптирован и социально защищён согласно психовозрастным потребностям, готов к началу обучения в общеобразовательной школе.

Задачи:
воспитывать активность ребёнка во взаимодействии с окружающей средой;
вырабатывать культуру поведения (выработка привычек и правил поведения в обществе);
вырабатывать социальную культуру (правильное отношение к окружающей действительности, к природе);
воспитывать гражданственность (правильное отношение к труду, общественной и частной собственности);
научить ребёнка применять имеющиеся у него знания, умения и навыки общения и взаимодействия с окружающим миром;
дать соответствующие возрасту общеобразовательные знания, представления о себе и окружающих;
формировать национальную культуру (уважение к государственным символам, сохранение культурных традиций страны, воспитание на историческом национальном наследии);
развивать уровень креативности (способности к творчеству) посредством вовлечения в различные виды деятельности;
повысить игровую культуру шестилеток, так как центральное новообразование психики ребёнка этого возраста – сюжетно-ролевая игра.

Работа с детьми:
научить детей вступать в контакт с окружающими, со сверстниками так, чтобы не нарушить имеющихся отношений;
вовлекать ребят для закрепления навыков в многоплановые социальные контакты на основе интереса к определённым видам деятельности;
принципы и методика работы с детьми в процессе взаимодействия должны находиться в строгом соответствии с психологическими закономерностями формирования личности;
создать все условия для выявления и развития потенциальных внутренних резервов личности;
оказать психологическую помощь в приспособлении к меняющимся условиям повседневной жизни;
помочь усвоить национальные и общечеловеческие нравственные ценности;
научить ребят применять имеющиеся у них знания, умения, навыки человеческого общения в повседневной жизни.
Работа с педагогическими кадрами:
создание учебно-воспитательной системы, способствующей обмену опытом и взаимосотрудничеству школы и детского сада;
организация и методическое обеспечение взаимодействия членов педагогического коллектива школы с членами воспитательского состава детсада.
Объект проектной деятельности (база внедрения):
Дошкольники 4 – 6 лет.

Субъекты проектной деятельности:
члены педагогического коллектива школы:

Педагог – организатор;
- школьный психолог;
- педагог-дефектолог (при необходимости);
- социальный педагог;
- руководители кружков;
- учителя начальных классов;
- учитель, принимающий выпускников детсада;
- лидер детского объединения.
- творчески работающие учителя.

Члены ученического коллектива школы:
- актив системы детского самоуправления;
- актив БРПО (Белорусская республиканская пионерская организация);
- ребята, посещающие кружки и занятия по интересам;
- "Октябрята";
- ребята, желающие оказать помощь в сотрудничестве.

Родительская общественность;
Члены воспитательского состава детского сада.

Формы и методы работы:
Вовлечение в совместную игровую деятельность школьников разных возрастов и дошкольников;
Организация совместного проведения мероприятий, КТД различной направленности (игровых, познавательных, развивающих, творческих, интеллектуальных);
Организация экскурсионных программ для дошкольников в рамках «школа – сад»;
Организация и проведение совместной творческой деятельности (выставок, конкурсов, фестивалей);
Работа социально-психологических служб по изучению личностно-психических качеств и свойств каждого ребёнка с последующим внедрением дифференцированных, личностно ориентированных методов и форм работы;
Индивидуальная работа по формированию, развитию и усовершенствованию знаний, умений и навыков в соответствии с возрастными особенностями, требуемых ситуацией.

Сроки и графики внедрения:
5 лет
Этапы планирования:
Подготовительный этап - 2 года:
Создание творческой группы из составов учителей, воспитателей, школьников и родителей;
Разработка программы сотрудничества и взаимодействия общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения;
Планирование учебно-методических комплексов;
Разработка комплексно-целевой системы педагогической деятельности и взаимодействия;
Создание аналитического материала для диагностики реализации проекта.

Основной этап – 2 года:
Проведение плановых учебно-методических мероприятий для участников проектной деятельности;
Выявление, обобщение и распространение лучшего опыта участников проектной деятельности по сотрудничеству и взаимодействию общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения;
Организация и внедрение учебно-воспитательной программы взаимодействия;
Наблюдение за выполнением проектной деятельности;
Аналитическая деятельность по реализации задач проекта.

Заключительный этап – 1 год:
Мониторинг и оценка результатов проекта;
Информационно-аналитическая работа по подведению итогов проектной деятельности;
Сопровождение первоклассников в первый год обучения в школе.

Критерии, по которым будет отслеживаться качество проекта:

1. Уровень социализации и адаптации детей на пограничном периоде «сад – школа»:
Уровень мотивации детей на учёбу;
Оценка возможности каждого ребёнка проявить свой творческий потенциал;
Степень реализации ценностных ориентаций первоклассника;
Степень влияния на детей различных факторов социального окружения;
Место школы в формировании личности ребёнка;
Уровень подготовленности детей начать обучение в школе.

2. Степень соответствия воспитательных услуг запросам и ожиданиям родителей:
Сравнительный анализ мнений первоклассников, участников
проектной деятельности, родителей относительно удовлетворённости проводимой работой.

3. Оценка социокультурной ситуации:
Оценка деятельности субъектов проектной работы по развитию общекультурного кругозора учащихся;
Уровень коммуникативных умений первоклассников;
Уровень ценностных ориентаций;
Уровень воспитанности детей, наличие негативных явлений в адаптации первоклассников, их анализ;
Наличие социокультурных мероприятий в проектной деятельности;
Состояние взаимоотношений между первоклассниками и другими членами школьного коллектива.
Нормативное обеспечение:
Кодекс Республики Беларусь «Об образовании»;
Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь;
Программа воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь;
Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка».

Методическое обеспечение:
Научно-методические материалы по проблеме проекта;
Методические наработки членов педагогических коллективов школы и детского сада;
Методическая литература.

Тема: «Скоро в школу я пойду»

Выполнила: Гусева Н.Е

воспитатель МБДОУ № 36

г. Елабуга


Возраст детей: Подготовительный к школе возраст 6-7 лет

Тип проекта: Информационно – ориентированный,

Исполнители:

Воспитатель подготовительной группы;

Учителя начальных классов;

Музыкальный руководитель;

Педагог-психолог;

Родители;

Дети.

Продолжительность проектной деятельности: Среднесрочный проект – 2 месяца,

Цель: Формирование положительного отношения детей к предстоящему школьному обучению, личностных качеств, адекватной самооценки и психологической готовности в целом.

Задачи:

    Обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребенка, укрепляя психическое здоровье дошкольника;

    Формировать у детей и родителей положительное отношение к школе включая в целостный пед.процесс, разносторонние формы совместной деятельности;

    Развивать у детей предпосылки к учебной деятельности: коммуникативные и поведенческие навыки, познавательные процессы, адекватную самооценку, способствующие принятию новой социальной позиции "школьника";

    Способствовать сотрудничеству, организации преемственности ДОУ со школой, знакомство со школой и профессией учитель;

    Повышать уровень компетентности родителей по вопросу формирования психологической готовности ребёнка к школе, разработав комплекс мероприятий, собраний, рекомендаций для родителей в этом направлении.

    Создание предметно-развивающей среды для ознакомления детей со школой.

Проблема.

Мы живем в XXI веке, в котором очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения детей заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы и методы обучения. Важной задачей любого образовательного учреждения является разностороннее развитие личности каждого ребенка и его социальная адаптация в обществе. От того, как ребенок подготовлен к школе, каково его психическое здоровье, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.

Значительное количество детей, несмотря на “паспортный” возраст и имеющиеся у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы “психологически”, то есть не готовы к школьному типу обучения. Сама логика жизни подсказывает, что необходимо разрабатывать критерии и показатели психологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться лишь на физический или паспортный возраст детей.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят перемены. С внедрением ФГОС в дошкольное образование целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершение ими дошкольного образования: готовность принять на себя роль ученика, развитие мотивов учения, способность подчинить импульсивные желания сознательно поставленным целям, развитие моральных мотивов, способность критичной самооценки своих действий, предпочтение социальных способов оценки своих знаний.

Подготовить ребенка в соответствии с этими требованиями – главная задача дошкольного образования.

С внедрением ФГОС особенно важной становится преемственность дошкольного образования и начального школьного обучения, необходимо создать условия преемственности детского сада и школы путем проведения различных совместных мероприятий.

В образовательном пространстве участвуют педагоги, родители и дети, следовательно, проводимые мероприятия должны быть ориентированы на всех участников образовательного процесса


Актуальность:

Большую роль в подготовке детей к школе играют родители, но не все из них знают, как правильно готовить ребёнка к будущей школьной жизни. Основная причина ошибок родителей при подготовке детей к школе - недостаточный уровень образовательной культуры семьи. Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Одним из основных компонентов психологической готовности к школе является мотивационная готовность к школе. Мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребенка в знаниях, умениях, а также стремление их совершенствованию. Мотивационная готовность к школе является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятие им «позиции школьника

Таким образом, становится актуальна потребность в психологической подготовке дошкольника к обучению в школе, актуально проводить систему мероприятий, способствующих формированию «внутренней позиции школьников». Значит, возникает потребность в организации мероприятий, подготавливающих детей к школе.

Этапы работы:

Подготовительный этап:

Целью данного этапа является создание условий для реализации выбранной темы. Подготовительный этап условно разделён на блоки и включает в себя:
Сбор информации по данной теме.
Изучение родительских запросов, их компетентности по данной теме.
Разработку перспективного плана и составление конспектов совместной деятельности педагога с детьми, а также с родителями
Подбор материала (игрового и методического).

    Провести опрос детей.

    Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал, игрушки, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности по подготовки детей к обучению в школе

Основной этап:

Содержание работы построено по блокам педагогического процесса:
1.блок – непосредственная образовательная деятельность.
2.блок – совместная деятельность воспитателя с детьми (беседы, чтение художественной литературы, игры).
3. блок – свободная самостоятельная деятельность.
4. блок – взаимодействие с родителями (анкетирование, беседы, индивидуальные консультации и т.д)

Заключительный этап:

    Он включает в себя диагностический блок, цель которого - подведение итогов работы, выявление результатов

    Экскурсия в школу.

    Выставка работ «Я ученик» (с участием детей, родителей, педагогов)


Совместная деятельность

воспитателя и детей:

    Беседа «Чем я буду заниматься в школе», «О школе, чему там учат»

«Мы – будущие первоклассники», «Профессия-учитель»

«Кем я стану, когда закончу школу» и другие.

    Чтение произведений на тему «Школа»

    Д/игра «Приключения портфеля»

    Рисование «Я и школа»

    Развлечение совместно с учениками 1 «А» класса

    Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

    Вечер загадок «Скоро в школу».

    Слушание и разучивание песен и стихов о школе

    Встреча с первоклассниками (бывшими воспитанниками ДОУ)

    Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».

    Беседа о школьной библиотеке.

    Выставка детских работ «Я рисую школу

    Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Школа»

    Экскурсия в школу

    Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Самостоятельная деятельность детей:

  • Сюжетно-ролевая игра «Школа», «Семья»; «Библиотека».

    Дидактические игры «Собери портфель» и другие.

    Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики на тему школа..

    Чтение стихотворений о школе

    Составление икебан, букетов из природного материала для подарка школе.

    Рисование « Я рисую школу», «Мой портфель».

    Рассматривание картин, иллюстраций, открыток со школьной тематикой.

Взаимодействие с родителями:

    Анкетирование «Готов ли ваш ребёнок к школе?»

    Анкетирование родителей по готовности их ребенка к школьному обучению.

    Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

- «Советы родителям будущих первоклассников»;

- «Готовим руку к письму»;

- «Как подготовить ребенка к школе»;

- «Формирование произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста»

-«Что должен знать ребёнок, поступающий в школу»

    Посещение занятий в подготовительных группах по желанию родителей

    Совместные праздники с участием родителей

    Папка-передвижка «Психологическая готовность к школе»

    Консультации: «Роль семьи в воспитании будущего школьника», «Роль семьи в воспитаниибудущего школьника».

    Беседы родителей с учителями начальных классов по пред школьной подготовке.

    Родительское собрание «Ребенок на пороге школы»

    Презентация «Психологическая готовность к школе»

    Круглый стол: «В семье первоклассник».

    Изготовление макетов для игр детей, атрибутов для сюжетно-ролевых игр

    Изготовление с детьми книжек- малышек на тему школа



Ожидаемый результат:

Предполагаем, что целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми, их родителями приведет к положительной динамике следующих показателей:

    Повысится уровень психологической подготовки детей 7-летнего возраста к школе, сформируется личностно-мотивационная готовность к школе;

    Повысится уровень сформированности личностных качеств дошкольников (любознательности, инициативности, произвольности и т.д.) . Дошкольники будут более активными в познании нового, уверенными в своих силах и возможностях.

    Повысится уровень компетентности родителей по вопросу формирования психологической готовности ребёнка к школе, а так же уровень активного участия родителей в образовательном процессе;

    Исчезнет страх перед будущим поступлением в школу и переход из детского сада в школу и адаптация в условиях школы пройдут естественно и безболезненно для детей.

Всё выше изложенное приведёт к успешному обучению в школе.

«Быть готовым к школе – не значить уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе - значить быть готовым всему этому научить»

(Венгер Л.А,)

Реализация взаимодействия ДОУ и начальной ступени общеобразовательной школы

Вопросы взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и средних общеобразовательных школ в целях обеспечения преемственности дошкольной и начальной ступеней образования остаются актуальными на всем протяжении существования системы образования, основанной на выделении основных этапов образования согласно возрасту ребенка, т.е. уже около ста лет.
На сегодняшний день проблема сохранения единого образовательного пространства является актуальной для современного дошкольного образования, поскольку, с одной стороны, необходимо учитывать цели и содержание дошкольного образования на соответствующих возрастных этапах развития ребенка, вводимых новыми образовательными стандартами. А с другой – потребностью в качественной его подготовке к школе на основе единых требований к работе детского сада и школы.
Уровень требований к поступающим в школу детям усложняется из года в год. Вследствие чего, детскому дошкольному образовательному учреждению необходимо обеспечивать проведение мероприятий по преемственности дошкольной и начальной ступеней образования, поскольку основные мероприятия по подготовке детей к школе выполняют детские сады. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит его дальнейшее обучение.
Задача ДОУ состоит в том, чтобы на протяжении всего периода воспитания и обучения ребенка, начиная с младшей группы, постепенно закладывать основу его готовности к обучению в школе, формируя у него систематизированные знания об окружающей действительности, умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач.
Но основные мероприятия по подготовке к обучению на начальной ступени общеобразовательной школы проводятся на этапе посещения ребенком подготовительной группы и первого класса школы.
Основными направлениями оптимизации взаимодействия ДОУ и начальной ступени общеобразовательной школы являются
1. Организационно-правовое.
2. Организационно-коммуникативное.
3. Организационно-педагогическое.
Таким образом, сегодняшнему руководителю ДОУ необходимо осуществить определенные управленческие действия организационного характера, направленные на
создание правовой базы взаимодействия между ДОУ и общеобразовательной школой,
обеспечение коммуникации между ДОУ и начальной ступени общеобразовательной школы,
организацию педагогических мероприятий в рамках взаимодействия ДОУ и начальной ступени общеобразовательной школы.
Последовательно рассмотрим необходимые мероприятия в рамках каждого направления.
В первую очередь целесообразно юридически закрепить основные позиции сотрудничества ДОУ и общеобразовательной школы путем заключения договора о сотрудничестве между ДОУ и общеобразовательной школой. Этот документ определит цели, задачи, основные направления, формы и средства взаимодействия, что является крайне важным с точки зрения организации процесса (как управленческой функции). Заключение договора о сотрудничестве позволит избежать недопонимания между субъектами взаимодействия и, как следствие, игнорирования проведения необходимых мероприятий. Определение форм и средств взаимодействия поможет выявить зоны ответственности ДОУ и общеобразовательной школы, что является необходимым, поскольку проведение мероприятий предполагает использование материальных и кадровых ресурсов.
Основной частью договора должно стать приложение «Проект совместной деятельности по обеспечению взаимодействия между ДОУ и общеобразовательной школой», включающий в себя перечень и план – график мероприятий.
Данный перечень будет включать в себя совокупность мероприятий в рамках организационно-коммуникативного и организационно-педагогического направления.
Важной задачей ДОУ и общеобразовательной школы является организация коммуникации между администрациями учебных заведений, специалистами детского сада и начальной школы, родителями, воспитанниками детского сада и первоклассниками.

На уровне администрации учебных заведений и специалистов детского сада и начальной школы необходимо проведение педагогических советов и заседаний методических объединений, с целью определения целей и ключевых направлений сотрудничества.
Оптимизации взаимодействия ДОУ и начальной ступени общеобразовательной школы способствует создание координационного совета по вопросам преемственности и взаимодействия.
На уровне воспитателей детского сада, учителей начальных классов, педагогов – психологов, логопедов, социальных педагогов, медицинских работников необходимо
проведение семинаров и круглых столов по вопросам преемственности и адаптации к школе с целью определения задач и конкретных мероприятий;
взаимопосещение воспитателями и учителями начальных классов, набирающими детей в первый класс в следующем учебном году, уроков и занятий друг друга. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что дает возможность совершенствовать методы обучения детей с учетом особенностей их личностного и интеллектуального развития.
На уровне воспитателей детского сада, учителей начальных классов, родителей будущих первоклассников и воспитанников детского сада традиционными формами коммуникации являются
знакомство со школой в форме экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу, посещение музея школы (при наличии), школьной библиотеки, спортивного и актового залов, беседы и встречи с учащимися школы (первоклассниками, которые посещали тот же детский сад);
знакомство со школой в День открытых дверей, на который организуется концерт с участием воспитанников детского сада, первоклассников и других желающих учеников школы, организуется выставка детских рисунков и поделок.
Также развитию коммуникативных связей на этом уровне способствуют проведение совместных праздников детсадовцев и первоклассников, совместное участие первоклассников и детей подготовительной группы в праздниках, развлечениях, играх – соревнованиях, эстафетах. Все это вызывает у ребят желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.
Однако знакомство со школой важно не только для будущего первоклассника, но и для его родителей, которым предстоит сделать выбор школы с учетом сегодняшнего разнообразия программ обучения и широкого спектра образовательных услуг. При этом необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребенка («зону его ближайшего развития» о которой родители, не имеющие педагогического образования как правило не задумываются), личностные качества будущего учителя и многое другое.
На уровне воспитателей, учителей начальной школы, педагогов – психологов, логопедов, социальных педагогов, медицинских работников и родителей необходимы
проведение анкетирования родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии начала школьной жизни ребенка;
проведение работы с родителями на протяжении всего учебного выпускного года:
 оформление информационных стендов, папок-передвижек «Советы будущим первоклассникам», «Психологическая готовность ребенка к школе: параметры готовности и рекомендации родителям по их развитию», «Готовность к школе: готовим ребенка, готовимся сами», «Мотивация к учебе», «Социально-психологическая готовность. Коммуникативные навыки»;
 проведение родительских собраний, круглых столов по проблемам подготовки ребенка к школе, выбора школы и будущих программ обучения детей, на которых учителя будущих первоклассников и психолог школы могут ответить на все вопросы родителей;
 проведение индивидуальных консультаций с родителями.
Все это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребенок находится еще в детском саду.
Работа с родителями тем более важна, поскольку на сегодняшний день актуальной является проблема завышения требований к готовности ребенка к школьному обучению. В части при поступлении в гимназию или лицей от выпускника детского сада зачастую требуется, чтобы он бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое.
Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям высокого уровня развития ребенка без учета его индивидуальных особенностей. Хорошим считается детский сад, из которого дети переходят в «элитную» школу. И приходится содержание дошкольного образования выстраивать в «школьной» логике – практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложненной математике, вместо развития познавательных процессов.
Игра и другие, специфичные для этого возраста виды деятельности, вытесняются поурочными занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учебе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.
Сотрудничество психологов детских садов и школ по проблеме преемственности, формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребенка, а не накопление знаний, поможет исправить эту негативную практику, сохранить здоровье детей, не ущемляя законное право ребенка на образование.
В связи с этим, для оптимизации взаимодействия ДОУ и начальной ступени общеобразовательной школы необходимо:
обеспечение проведения занятий, направленных на формирование готовности детей к обучению к школе с учетом их возрастных и личностных особенностей;
ведение совместной деятельности по адаптации детей к школе;
проведение диагностики готовности к школе;
совместное со школой комплектование 1-х классов из выпускников ДОУ;
проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.
Комплексное проведение вышеперечисленных мероприятий позволит оптимизировать взаимодействие ДОУ и начальной ступени общеобразовательной школы и достичь необходимого уровня преемственности и непрерывности образовательного процесса.

Авторы: Смирнова Елена Григорьевна, заведующий МБДОУ детским садом №70 комбинированного вида, г.Одинцово, студентка 2 курса магистратуры, факультет менеджмент АНОО ВПО Одинцовский гуманитарный университет, г. Одинцово Московская область

Булинок М.Б., заведующий МБДОУ детским садом №41 комбинированного вида, г.Одинцово, студентка 2 курса магистратуры, факультет менеджмент АНОО ВПО Одинцовский гуманитарный университет, г. Одинцово Московская область

Джамалова Т.Ю. кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента АНОО ВПО Одинцовский гуманитарный институт,
г. Одинцово Московская область

Наименование материала: статья, методическая разработка
Наименование предмета: управление

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений. Обычно в начале года педагогами составляется совместный план, целью которого является конкретизация работы по трем основным направлениям:

1. Работа с детьми:

Экскурсии в школу;

Посещение школьного музея, библиотеки;

Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

Выставки рисунков и поделок;

Встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

Совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

Участие в театрализованной деятельности;

Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом).

2. Взаимодействие педагогов:

Совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

Семинары, мастер- классы;

Круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

Проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

Педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями:

Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

Родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

Консультации с педагогами ДОУ и школы;

Встречи родителей с будущими учителями;

Дни открытых дверей;

Творческие мастерские;

Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

Образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

Семейные вечера, тематические досуги;

Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.) ;

На протяжении уже нескольких лет наша дошкольная разновозрастная группа сотрудничает с филиалом «Желтухинская ООШ».

Проанализировав всю предшествующую работу по преемственности, мы пришли к выводу, что, прежде всего, необходима выработка единой, системной и последовательной работы двух структур, дошкольного и начального образования. Мы пересмотрели нашу работу и разработали план совместных мероприятий, реализация которого ставила задачу не увеличения количества методических мероприятий, а улучшения качества преемственных связей между дошкольным и начальным звеном, позволяющим понять работу каждого изнутри.


Планируя работу, мы ориентируемся на портрет выпускника дошкольного образовательного учреждения, который должен соответствовать современным требованиям, предъявляемым к детям, идущим в первый класс.

В совместной работе эффективными стали такие формы взаимодействия, как взаимное знакомство с образовательными программами дошкольной группы и школы, организация совместных педагогических советов, мастер-классов. Еще одно важное, на наш взгляд, направление работы дошкольной группы и школы - организация совместных праздников, выставок, участие в проектной деятельности и других интересных мероприятиях.

Воспитатели подготовительной группы посещают уроки по математике, русскому языку в первом классе. Учитель, который на следующий учебный год набирает первоклассников, посещает занятия по обучению грамоте в дошкольной группе. Знакомство со спецификой планирования работы в дошкольной группе и тематическими планами проведения уроков в школе дает возможность педагогам обмениваться опытом, находить оптимальные методы, приемы и формы работы, знакомит с обстановкой и организацией жизни и обучения детей. Такое сотрудничество формирует у педагогов понимание значимости процесса развития ребенка, а не накопления знаний, помогает сохранять здоровье детей, определяет выбор способов индивидуального подхода к будущему ученику.

В течение года дважды проводится диагностика детей подготовительных групп школьным педагогом-психологом. Первая: в сентябре-ноябре – для выявления уровня развития и выстраивания процесса обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей детей. Вторая: в апреле-мае – для определения достигнутого уровня. Между диагностиками педагогом-психологом ведется работа по коррекции тех или иных отклонений совместно с воспитателями и родителями.

Экскурсии дошкольников в школьные музей и библиотеку оставляют особенно радостные впечатления у детей. Дети узнают условия и традиции школьной жизни.

В течение года дошкольники посещают кружок «Школа будущего первоклассника». Где успевают привыкнуть и полюбить свою первую учительницу.

Хорошей традицией является то, что в дни школьных каникул первоклассники могут вновь вспомнить дошкольное детство, увидеть воспитателей, поиграть в своей группе. И, самое главное, почувствовать, что их помнят в детском саду, им рады, их любят здесь, интересуются их успехами и затруднениями. С другой стороны, дети подготовительной группы с радостью встречаются со своими повзрослевшими друзьями, обмениваются впечатлениями, свободно общаются с ними, включаются в совместные игры, занятия.

Учащиеся школы, в свою очередь, являются участниками праздников и мероприятий в дошкольной группе, играя роли сказочных персонажей.

За весь год, наши дети много узнают о школе, с легкостью ориентируются в здании школы. С удовольствием туда идут. И мы надеемся, что вся работа, проведенная нами, сложится в систему и поможет нашим выпускникам легко адаптироваться и хорошо учиться.


Top