Тема: «Образ Василия Теркина в произведении Твардовского. А.Т

Вася Тёркин – настоящий герой. Я знаю, что он был и до сих пор любим многими. Его можно принять за настоящего человека, а не за выдуманного персонажа. Он и сейчас вызывает симпатию, даже восхищение.

Мало того, что ему удалось сбить немецкий самолёт, при том Вася в пехоте, которую обожает… Он немца и голыми руками скрутил. Хотя в сцене боя показано, как это всё было сложно. Немец тот откормленный, гладкий, сильный. А Вася-то исхудал, устал. Конечно, он с шуткой просит добавки у местного повара. И в общем-то получает её, но повар не очень доволен – продуктов, наверняка, мало. И он даже замечание Тёркину делает: «А не пойти ли вам во флот, такому обжоре». Но Тёркин, что является замечательным его качеством, не обижается. Он отшучивается, его трудно задеть.

Но и он (весельчак такой) испытывает негатив. Например, когда его малую Родину принижают. Это когда в госпитале юный герой оскорбился, что его Тёркин принял за земляка. А чем Смоленская земля хуже?! И ради неё Тёркин готов совершать подвиги. Ил когда сослуживец сокрушается, что потерял кисет, Тёркин психует в итоге. Он растеряхе раз сказал с улыбкой, два – с шуткой, а тот всё не унимается. Но понятно, что это было для потерявшего последней каплей. Тот даже жалуется, что потерял семью, дом, а вот теперь и тот кисет. Но Тёркин щедро отдаёт свой, говоря, мол, главное – не потерять Родину. А для этого что надо? Не унывать, во-первых!

То есть Василий – оптимист, он щедрый и смелый. Он уважает мирных жителей: детей, стариков… Кстати, начальство тоже. Вот он там рассуждал о генерале – насколько тот должен быть умным. Но этот опыт и потому, что когда солдат ещё в люльке был, будущий генерал уже воевал.

Вспоминается сцена с вручением ордена. Когда вызвали Тёркина к тому самому генералу, а у солдата вещи мокрые – только постиранные. И Вася не спешит к генералу, хотя времени ему дали «две минуты», ведь нельзя в мокрых штанах. Он понимает, что есть определенные границы, которые нельзя нарушать.

Пока вижу одни плюсы в Васе. Лень тоже не про него. Он не смог бы отсиживаться в тылу или госпитале, когда война… Единственное, что у меня б от него голова заболела. Уж слишком много шуток-прибауток.

Но в страшное время войны так и было нужно, думаю.

Вариант 2

Василий Тёркин – это собирательный образ русского солдата. Откуда он взялся? Твардовскому писали солдаты со всех фронтов, рассказывали свои истории. Именно некоторые из них и легли в основу подвигов Тёркина. Поэтому, он такой узнаваемый, такой народный. Да вот в соседней роте там Ваня или Петя сделал точно так же, как Тёркин.

Весёлый, неунывающий балагур, умеющий всё мастерить своими руками.

Он служил в «царице полей» - матушке-пехоте, которая прошагала до самого Берлина через всю Европу. Василию удалось сбить немецкий самолёт. А в рукопашной драке он одолел здорового фрица. А когда у повара просит добавки, а она не предусмотрена – продуктов не хватает, он ворчит и посылает его на флот. Флотских в то время кормили лучше, чем пехоту.

Тёркин – это собирательный персонаж, и каждый солдат узнавал в нём знакомые черты. Каждая глава – это отдельный рассказ об очередном подвиге Василия. Твардовский писал поэму не после войны, а во время боевых действий, в промежутках между боями. Он был фронтовым корреспондентом.

Тёркин был как живой. Он общался с солдатами на равных, давал дельные советы. Солдаты с нетерпением ждали выхода каждой новой главы во фронтовой газете. Тёркин был для всех другом и товарищем. Он был одним из них. Если Тёркин мог такое сделать, значит, точно так мог поступить каждый солдат. Солдаты с удовольствием читали про его подвиги-приключения.

Твардовский специально придумал своего Тёркина для того, чтобы он помогал солдатам морально. Поддерживал их боевой дух. Тёркин, значит, «тёртый».

Вот он переплавляется на противоположный берег под огнём неприятеля. Живой, доплыл, а дело было поздней осенью. Вода в реке студёная. Но надо было кому-то лично доставить донесение, т.к. не было связи.

Другие гонцы не доплыли до берега. А Вася доплыл. На карту была поставлена жизнь многих солдат и офицеров, которые переплавлялись с одного берега на другой, и попали под огонь фашистов.

И за свой подвиг ничего не требует. Даже и орден не нужен. Он согласен на медаль. А медаль «За отвагу» считалась солдатским орденом. Ну, ещё сто граммов спирта внутрь, чтобы согреться. Зачем всё на кожу тратить? Ещё у него есть силы и шутить.

Сочинение Образ Василия Теркина образ с характеристикой с примерами и цитатами из текста

Свою поэму Твардовский писал не после войны в тиши кабинетов, а практически на ней, в промежутках между военными действиями. Только что написанная глава сразу же публиковалась во фронтовой газете. А её уже ждали солдаты, всем были интересны дальнейшие приключения Тёркина. Твардовский получал сотни писем со всех фронтов от таких же солдат, как Василий Тёркин.

Они ему рассказывали интересные истории про подвиги своих однополчан. Некоторые эпизоды Твардовский потом «приписывал» своему герою. Вот поэтому он получился таким узнаваемым и народным.

Не существовало реального человека с таким именем и фамилией. Этот образ собирательный. В нём собрано всё самое хорошее, что присуще русскому солдату. Поэтому, каждый мог в нём узнать себя. Твардовский специально придумал его, чтобы он в трудную минуту, как живой, настоящий человек помогал солдатам морально. Всем и каждому был лучшим другом. В каждой роте и взводе был свой Василий Тёркин.

Откуда Твардовский взял такую фамилию? «Тёркин», значит, тёртый калач, битый жизнью. Русский человек может всё перетерпеть, пережить, перетереть, притереться ко всему.

Из поэмы можно немного узнать о биографии Тёркина. Он родом из Смоленской области, крестьянствовал. Добродушный русский парень, простой в общении, любит рассказывать всякие байки, балагур и весельчак. На фронте с первых дней войны. Был ранен.

Смелый, мужественный, бесстрашный. В нужный момент взял командование взводом на себя. Именно его отправили через реку с донесением о том, что взвод закрепился на противоположном берегу. Те, кто отправлял, понимали - шансов добраться у него мало. Но он добрался. В одиночку, вплавь, в ледяной ноябрьской воде.

Как и все русские крестьяне, Тёркин мастер на все руки. Что он только не делал - починил часы, наточил пилу, да ещё и на гармошке играет. Наверняка был первым парнем на деревне. Скромный «…зачем мне орден, я согласен на медаль…»

Он в холодных окопах лежал под шкальным огнём фашистов. Перед лицом смерти он не струсил, а попросил у неё отсрочку на один день, чтобы увидеть победу и салют. И смерть отступила.

Изначально Твардовский планировал Тёркина как фельетонный образ для того, чтобы развлекать солдат, поднимать их боевой дух. Но не заметил, как сам влюбился в своего героя, и решил сделать его образ настоящим, а не карикатурным. Наделить его лучшими человеческими чертами - находчивостью, мужеством, патриотизмом, гуманизмом, чувством воинского долга.

Автор сравнивает любимого героя с героем русских народных сказок, солдатом, который умудрился сварить суп из топора. Т.е. он находчивый и смекалистый, может найти выход из любой, на первый взгляд, безвыходной ситуации. «Русский чудо-человек». На таких, как Тёркин, вся Россия держится.

Поэма написана простым языком, легко и надолго запоминается.

Сочинение 4

Вася Теркин, конечно, персонаж известный и даже всеми любимый. Но всё-таки, у меня несколько другое мнение.

Я думаю, что он именно персонаж, а не реальный герой. То есть видно, что такого человека не существует, не может существовать на деле. Слишком уж он бодрый, оптимистичный, радостный такой… Меня бы он, честно говоря, раздражал. Удивляюсь, как его никто не стукнул из солдат. То есть поднимать моральный дух, конечно, хорошо, а вот куролесить, когда вокруг война...

Например, в сцене с потерянным кисетом. Бойцу, который потерял дорогую вещь, явно не до шуток. Со стороны может показаться, что кисет – это ерунда. Но понятно же, что для бойца эта потеря стала последней каплей, как говорят. Держался он, когда потерял дом, семью, но держался из последних сил. А тут – кисет…

А наш «герой» Вася не понимает страданий солдата. Смеётся, издевается, стыдит! К чему-то говорит, что Родину потерять – вот это страшно. Но оно и понятно, сравнил: кисет и Родину.

Итак, Теркин слишком уж позитивен. Я не уверен, что такой человек (с такими лихими замашками) смог бы продержаться на реальном фронте.

Но конечно, Твардовский старался вложить много хороших качеств в своего героя. И смело сражается он с немцами, и в госпитале его не удержать… Однако каким небывалым везением должен всё же обладать Василий, чтобы из ружья сбить немецкий самолёт! Это похоже, скорей, на солдатскую байку! Впрочем, вот такой он Тёркин – везунчик. По факту, ему повезло и в рукопашном с немцем, хотя фриц и был откормлен, силён. Повезло, когда его в избушке раненого подобрали танкисты наши, довезли до врача – спасли.

Думаю, что в то время фронтовое нужен был такой герой. Он почти богатырь, почти Иван-дурак. Он вселяет читателям веру в победу. Поэт его устами повторяет, что мы не проиграем в этой войне. К счастью, слова эти воплотились в реальность.

И всё-таки, для меня этот герой слишком прост. Но это только моё личное мнение.

Вариант 5

Александр Трофимович Твардовский - автор незабываемого произведения « Василий Тёркин» Будучи сам в гуще событий, так как он сам воевал на фронте и прошёл всю войну в качестве военного корреспондента, много общался с солдатами, и сам не раз попадал в разные сложные ситуации. Всё что он описывает в своей книге, он слышал от простых бойцов, пехотинцев. Во времена Великой Отечественной пехота сыграла важнейшую роль в истории войны, и главным образом именно ей принадлежит главная заслуга в победе. Вот и главный герой повести у автора принадлежал к пехоте.

Образ получился собирательным и усреднённым. Он обычный парень, мечтающий о любви, о счастье, семье и о мирной жизни. Один участник войны написал: Немцы любили, умели и хотели воевать, а мы воевали по необходимости. Тёрки тоже воевал по необходимости. На его любимую землю напал жестокий враг. Его безмятежная счастливая жизнь в колхозе была жестоко оборвана грозной бедой, и война стала для него работой, как горячая страда в колхозе, когда грянули дожди. Вся страна превратилась в единый боевой лагерь, и даже в тылу фашист не мог спать спокойно. Тёркин бесконечно любит свою родину, называя землю «матушкой». Его жизнерадостностью, смелостью и добротой пронизана каждая глава книги. Жизнелюб и добряк Тёркин и в огне не горит и в воде не тонет. Потому что очень велика его воля к победе над фашистами, чтобы освободить матушку землю от проклятого захватчика. Он смекалист, так как мастерски выходит из всех передряг, в которые его ставит автор. Кроме того, он обладает большим чувством юмора, что помогает с легкостью, навеселе переносить тяготы и трудности фронта, и, что не маловажно помогает читателю с замиранием сердца следить за приключениями нашего героя и переживать за него.

На фронте все солдаты с нетерпением ждали выхода каждой новой главы про Тёркина. Они любили его как брата и как друга. И каждый находил в себе и в своих товарищах что-то от любимого героя. Автор пытается показать через своего Тёркина каким должен быть русский народ. Только великое мужество, бескорыстие и доброта могли привести страну к победе. И мы победили, потому что русские инженеры были талантливее, технологи гениальнее, а наши двенадцати- и четырнадцатилетние мальчишки, вставшие к станкам вместо ушедших на фронт отцов, оказались более умелыми и выносливыми, чем великовозрастные немецкие солдаты. И про каждого из них можно сказать, что его звали Василий Тёркин. Солдаты сражались и умирали не потому, что их посылали командиры на смерть, а потому что они сражались за родину!!! Этот подвиг был, есть и будет всегда, это особенность русского солдата - жертвовать собой: брестская крепость держалась до ноября, все погибли за родину! И таких примеров десятки тысяч!

«Василий Тёркин» можно назвать бестселлером того времени. Слава русскому солдату!

Несколько интересных сочинений

  • Три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича сочинение

    В романе Федора Михайловича Достоевского “Преступления и наказание” было всего три встречи, три так называемых поединка между Раскольниковым, главным героем романа, и Порфирием Петровичем

  • Сочинение Самоубийство Катерины в Грозе Островского

    Самоубийство Катерины в «Грозе» является драматической развязкой произведения. Вся пьеса Островского построена на внутрисемейном конфликте, отображающем жизнь и пороки общества того времени.

  • Сочинение по картине Поповича Не взяли на рыбалку (описание)

    О. Попович - один из самых близких русскому духу художников. На своих картинах он изображает те привычные ситуации, с которыми каждый не раз сталкивался в жизни.

  • Образ и характеристика Сергея Паратова в пьесе Бесприданница Островского сочинение

    Сергей Сергеевич Паратов – один из центральных образов в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница». Человек яркий, сильный, богатый, уверенный в себе, Сергей Паратов всегда и везде был центром внимания.

  • Крестьяне и хозяйство Манилова в поэме Мертвые души

    С первых минут пребывания в Маниловке становилось понятно, что заманить гостей сюда непросто. Вся обстановка поместья, дом, открытый всем ветрам, двор с жиденькими березами, нелепые клумбы свидетельствуют об отсутствии хозяйской руки

«Василий Теркин» - одно из главных произведений Александра Трифоновича Твардовского, получившее всенародное призвание. Это поэма о чести и доблести русского солдата, о любви к Родине, о доброте к людям, о сплоченности и мужестве. Все описанные качества не случайно так ярко подчеркиваются в персонажах, ведь действие поэмы разворачивается в период Великой отечественной войны. В такое время необходимо проявлять в себе лучшие человеческие качества, иначе война поглотит тебя своей жестокостью и кровавостью, превратит из человека в машину для убийств. Не секрет, что всякая война угнетенно действует на людей. В армии нередко наблюдается упадок боевого духа. Но всегда находится такой солдат, который способен был бы вытащить всех из этой трясины печали и злости. В произведении Твардовского этот герой - Василий Теркин – собирательный образ простого русского солдата-труженика.

Сам автор-рассказчик указывает на то, что Василий Теркин – «просто парень сам собой, он обыкновенный». Такие есть в каждом взводе, но у них особая цель. Они не хватают звезд с небес, не блещут умом, они не размышляют, для чего вообще нужна война: «Ну, война – так я же здесь». Они принимают все как есть и просто выполняют свою работу. Но как они её выполняют! Отваги им не занимать. Чего стоит только эпизод с переправой, где Василий Теркин вплавь перебрался по ледяной реке с левого берег на правый, чтобы доложить, что на правом берегу солдаты держатся и просят «огоньку», т.е. оружейной помощи. А затем, выпив рюмку и немного обогревшись, поплыл назад. Это ли не изумительный пример самоотверженности?! Также доказательством отважности Теркина может послужить случай, где он оборонялся один в доме на немецкой стороне: «В обороне нынче – я. На прицеле вход и выход, две гранаты под рукой». В стычке солдат был ранен немцем в плечо, но все равно продолжал сражаться, пока его не забрали русские танкисты. Ко всему прочему Василий Теркин не честолюбив. Он идет в бой, не думая о награде, а только о защите и освобождении Родины. Медаль ему нужна лишь для того, чтобы хвастаться перед девушками. Хотя по своим заслугам он заслужил целый орден, но он «не гордый». Автор-рассказчик выражает эту мысль не только подобным монологом Теркина, но еще и особой фразой, которую он повторяет несколько раз на протяжении всей поэмы: «Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле».

Впрочем, Василий Теркин дорог товарищам не только из-за своих подвигов, не только тем, как он проявляет себя в бою, но важнее всего его способность развеселить и подбодрить. Он повторяет «не унывай» каждый раз, когда видит упадническое настроение в строю. Он умеет найти правильные слова: «Срок придет, назад вернемся, что отдали – все вернем». Игра Теркина на гармошке заставляет пуститься в пляс машинистов: «Как-то вдруг теплее стало на дороге фронтовой». И играет он для того, чтобы поднять настроение людям, играет он для других, не для себя. Можно сказать, что все добрые дела Василий Теркин делает, не задумываясь. Потому что доброта для него естественна, она в его сердце. Это простой солдат, который помогает старикам с починкой часов, дарит бабушке коня и прочую утварь, не может шутить над пленными, отдает свой кисет бородачу, чтобы тот не отчаивался. Теркин, кажется, готов последнюю рубаху с себя снять и отдать нуждающемуся. В этом его несоизмеримая значимость, такой простотой и добротой он ценен для своих товарищей, для всей России в общем.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что Твардовский изображает русского солдата-труженика не просто храбрым воином, а прежде всего человеком. Причем, человеком с большой буквы. Автор показывает, как важно проявлять не только смелость и отвагу на войне, но и доброту, сострадание, отзывчивость.

В самый разгар Великой Отечественной войны, когда вся наша страна защищала родину, в печати появляются первые главы поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин», где в образе главного героя выведен простой русский солдат, «парень обыкновенный».

Сам писатель вспоминал, что начало работы над «Василием Теркиным» сопровождалось трудностями: нелегко оказалось найти требуемую художественную форму, определить композицию и особенно сложно выбрать главного героя, который был бы понятен не только читателю военного времени, но и оставался бы современным на долгие годы. Александр Трифонович Твардовский нашел своего героя – Василия Теркина, образ которого помогал и бойцам на фронте, и их женам и детям в тылу, и интересен также современному читателю. Что же сделало литературный образ Теркина таким популярным на протяжении стольких лет?

Любой художественный образ обладает не только индивидуалистическими, личными чертами, но и несет в себе нечто собирательное, общее, является выразителем, характерным героем своего времени. С одной стороны Василий Теркин не похож на остальных солдат в роте: он весельчак, его отличает своеобразное чувство юмора, он не боится опасности, но в то же время Твардовский, создавая своего героя, не брал какого-то конкретного человека за образец, поэтому у писателя получился собирательный образ солдата, защитника русской земли, готового в любой момент отразить нападения врага:

Впрочем, что там думать, братцы,

Надо немца бить спешить.

Вот и все, что Теркин вкратце

Вам имеет доложить.

Теркин смел, отважен, он не боится ни пуль, ни вражеских бомбежек, ни ледяной воды. В любой ситуации герой умеет постоять за себя и не подвести других. Бойцу на привале Теркин друг, старику и старухе в полуразрушенной избе – сын, молодой женщине, отправившей на фронт всех своих близких – брат. Характер героя соткан из десятков и сотен характеров простых русских солдат, наделен общечеловеческими чертами: добротой, уважением к людям, порядочностью.

А.Т. Твардовский наделяет своего героя говорящей фамилией: Теркин, недаром самая расхожая фраза поэмы: «Перетерпим. Перетрем». Сила русского духа такова, что человек все может перетерпеть, многое может пережить, но от этого он не становится злее, нетерпимее, а наоборот, стремится помочь людям, пытается заставить их поверить в собственные силы:

Он вздохнул у самой двери

И сказал:

– Побьем, отец…

Смекалист и находчив Теркин не только на войне, во время боя, но и в обычной жизни. Таким образом, мирная и военная жизнь сливаются воедино. Герой как бы живет на войне, постоянно мечтая о победе, о простой деревенской работе.

По-разному называет писатель Василия Теркина в поэме, то он – «парень обыкновенный», с присущими любому человеку слабостями, то богатырь.

Постепенно из индивидуальной личности образ героя вырастает до уровня литературного обобщения:

То серьезный, то потешный,

Нипочем, что дождь, что снег, –

В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек…

Важен и тот факт, что писатель не отделяет Теркина от себя. В главе «О себе» он пишет:

Я за все кругом в ответе,

И заметь, коль не заметил,

Что и Теркин, мой герой,

За меня гласит порой.

Приближая героя к себе, делая Василия Теркина своим земляком, А.Т. Твардовский говорит о прямой связи между людьми в годы войны, о том, что каждый стремится к мирной жизни, к возвращению в родной дом.

Поэтому поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» так популярна до сих пор, ведь ее главный герой похож на самого обыкновенного человека.

Муниципальное основное общеобразовательная учереждение «Платовская ООШ»

Исследовательская работа по по литературе

Тема: «Образ Василия Теркина в произведении Твардовского»

Проверил: учитель

Платовка 2011

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Поэма «Василий Теркин» - свидетельство истории. Сам писатель был военным корреспондентом, ему была близка военная жизнь. В произведении видна четкость происходящего, образность, точность, что заставляет нас по-настоящему поверить поэме.
Главный герой произведения – Василий Теркин – простой русский солдат. Само его имя говорит об обобщенности его образа. Он был близок солдатам, был одним из них. Многие даже, читая поэму, говорили, что настоящий Теркин есть у них в роте, что он сражается вместе с ними. Образ Теркина имеет также и народные, фольклорные корни. В одной из глав Твардовский сравнивает его с солдатом из известной сказки «Каша из топора». Автор представляет Теркина находчивым солдатом, умеющим найти выход из любой ситуации, проявить ум и смекалку. В других главах герой представляется нам могучим богатырем из старинных былин, сильным и бесстрашным.
Что же сказать о качествах Теркина? Все они, безусловно, достойны уважения. Про Василия Теркина легко можно сказать: «он в воде не тонет и в огне не горит», и это будет чистой правдой. Герой проявляет такие качества, как смелость, отвага, мужество, а доказательство тому – такие главы, как «Переправа» и «Смерть и воин». Он никогда не унывает, шутит (например, в главах «Теркин-Теркин», «В бане»). Он показывает свою любовь к жизни в «Смерти и воине». Он не дается в руки смерти, противостоит ей и выживает. И, конечно, в Теркине присутствуют такие качества, как великий патриотизм, гуманизм и чувство воинского долга.
Василий Теркин был очень близок солдатам Великой Отечественной войны, он напоминал им их самих. Теркин вдохновлял солдат на подвиги, помогал им в годы войны и может даже, в какой-то степени, война была выиграна благодаря ему.


– солдат (затем офицер) из смоленских крестьян: «…парень сам собой Он обыкновенный».
Теркин воплощает лучшие черты русского солдата и русского народа. Теркин воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. Девиз Теркина.: «Не унывай», несмотря ни на какие трудности. Так, герой, чтобы восстановить связь с бойцами, находящимися на другом берегу реки, дважды переплывает ее в ледяной воде. Или, чтобы провести во время боя телефонную линию, Теркин в одиночку занимает немецкий блиндаж , в котором попадает под обстрел. Как-то раз Теркин вступает в рукопашный бой с немцем и, с огромным трудом, но все-таки берет врага в плен. Все эти подвиги герой воспринимает как обычные действия на войне. Он не кичится ими, не требует за них награды. И только в шутку говорит, что для представительности ему просто необходима медаль. Даже в суровых условиях войны Теркин сохраняет все человеческие качества. Герою присуще огромное чувство юмора, помогающее самому Т. и всем окружающим выжить. Так, он шутками ободряет бойцов, ведущих тяжелый бой. Теркину дарят гармонь убитого командира, и он играет на ней, скрашивая солдатские минуты отдыха По дороге на фронт герой помогает старым крестьянам по хозяйству, убеждая их в скорой победе. Встретив угнанную в плен крестьянку, Т. отдает ей все трофеи. У Теркина нет девушки, которая писала бы ему письма и ждала с войны. Но он не унывает, воюя за всех русских девушек. Со временем Теркин становится офицером. Он освобождает родные места и, глядя на них, плачет. Имя Теркина становится нарицательным. В главе «В бане» солдата с огромным количеством наград сравнивают с героем поэмы. Характеризуя своего героя, автор в главе «От автора» называет Теркина «святым и грешным русским чудо - человеком».

Теркин из винтовки неожиданно для себя сбивает немецкий штурмовик; завидующего ему сержанта Т. успокаивает: «Не горюй, у немца этот / Не последний самолет». В главе «Генерал» Т. вызывают к генералу, который награждает его орденом и недельным отпуском, однако выясняется, что использовать его герой не может, поскольку его родная деревня пока занята немцами. В главе «Бой в болоте» Т. шутками ободряет бойцов, ведущих тяжелый бой за место, называемое «населенный пункт Борки», от которого осталось «место черное одно». В главе «О любви» выясняется, что у героя нет девушки, которая бы проводила его на войну и писала ему письма на фронт; автор шутливо призывает: «Обратите нежный взгляд, / Девушки, к пехоте». В главе «Отдых Теркина» нормальные бытовые условия представляются герою «раем»; отвыкнув спать в постели, он не может заснуть, пока не получает совет - надеть на голову шапку, чтобы имитировать полевые условия. В главе «В наступлении» Т., когда убивают командира взвода , принимает командование на себя и первым врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. В главе «Смерть и воин» Т., лежа раненным в поле, беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов его обнаруживают бойцы похоронной команды. Глава «Теркин пишет» представляет собой письмо Т. из госпиталя к однополчанам: он обещает непременно вернуться к ним. В главе «Теркин - Теркин» герой встречает однофамильца - Ивана Теркина; они спорят, кто из них «истинный» Теркин (это имя стало уже легендарным), но не могут определить, поскольку очень похожи друг на друга. Спор разрешает старшина, который объясняет, что «По уставу каждой роте / Будет придан Теркин свой». Далее, в главе «От автора», изображается процесс «мифологизации» персонажа; Т. назван «святым и грешным русским чудо-человеком». В главе «Дед и баба» вновь идет речь о старых крестьянах из главы «Два солдата»; проведя два года в оккупации, они ожидают наступления Красной Армии; в одном из разведчиков старик узнает Т., который стал офицером. В главе «На Днепре» говорится о том, что Т. вместе с наступающей армией все ближе к родным местам; войска форсируют Днепр, и, глядя на освобожденную землю, герой плачет. В главе «По дороге на Берлин» Т. встречает крестьянку, некогда угнанную в Германию, - она возвращается домой пешком; вместе с солдатами Т. дарит ей трофеи: коня с упряжкой, корову, овцу, домашнюю утварь и велосипед . В главе «В бане» солдата, на гимнастерке которого «Ордена, медали в ряд / Жарким пламенем горят», восхищенные бойцы сравнивают с Т.: имя героя уже стало нарицательным.


ВАСИЛИЙ ТЁРКИН - Это реалистический образ большой обобщающей силы, герой «обыкновенный», по словам Твардовского, родившийся в особой, неповторимой атмосфере военных лет; образ-тип советского солдата, органически вошедший в солдатскую среду, близкий своему собирательному прототипу биографией, образом мышления, поступками и языком. По словам, В. Т, «утратив богатырское телосложение», «обрел богатырскую душу». Это поразительно верно понятый русский национальный характер, взятый в его лучших чертах. За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и органично присущее чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой момент. За быва-лостью и жизнелюбием - драматический поединок со смертью человека, оказавшегося в условиях войны. Развившийся по мере написания и одновременной публикации поэмы, образ В. Т. приобрел масштабность героя эпического произведения о судьбах советского воина и его Родины. Обобщенный тип советского воина отожествился с образом всего воюющего народа, конкретизировавшись в живом, психологически богатом характере В. Т, в котором каждый фронтовик узнавал себя и своего товарища. В. Т. стал нарицательным типом, войдя в один ряд с такими героями, как Тиль де Костера и Кола Роллана.

После окончания войны и публикации первой поэмы о В. Т. читатели просили Твардовского написать продолжение о жизни В. Т. в мирное время. Сам Твардовский считал В. Т. принадлежащим военному времени. Однако его образ понадобился автору при написании сатирической поэмы о сущности бюрократического мира тоталитарной системы, которая получила название «Теркин на том свете». Олицетворяющий жизнеспособность русского национального характера, В. Т. демонстрирует, что «самое страшное для государства мертвых - живой человек» (С. Лесневский).

После выхода в свет второй поэмы Твардовского обвинили в предательстве своего героя, который стал «покорным» и «вялым». во второй поэме продолжает свой спор со смертью, начатый в первой, но по законам жанра в сказках о путешествии в преисподнюю от героя требуется не активная борьба, которая невозможна среди мертвых, а способность пройти через испытания и выдержать их. Положительное начало в сатире имеет смех, а не герой. Твардовский следует традициям произведений Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Достоевского («Бобок»), Блока («Пляски смерти»).

С триумфальным успехом воплотил на сцене московского Театра сатиры (режиссер В. Плучек).

Читатель просил у Твардовского продолжения В. Т. «Наш Василий, - сообщает Твардовский, - прибыл на тот свет, а на этом - убыл». Поэма кончается намеком-обращением к читателю: «я тебе задачу задал». И В. Т, и Твардовский остались верны себе - бой «ради жизни на земле» продолжается.

Балагуру смотрят в рот,
Слово ловят жадно.
Хорошо, когда кто врет
Весело и складно.
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Не высок, не то чтоб мал,
Но герой - героем.

Я большой охотник жить
Лет до девяноста.

И, у заберегов корку
Ледяную обломав,
Он как он, Василий Теркин,
Встал живой, - добрался вплавь.
И с улыбкою неробкой
Говорит тогда боец:
- А еще нельзя ли стопку,
Потому как молодец?

Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.

Теркин, Теркин, добрый малый...

Великая Отечественная война относится к тем событиям в истории страны, которые надолго остаются в памяти народа. Такие события во многом меняют представления людей о жизни и о искусстве. Война вызвала небывалый всплеск в литературе, музыке, живописи, кино. Но, пожалуй, не было и не будет более популярного произведения о войне, чем поэма Александра Трифоновича Твардовского “Василий Теркин”.
А. Т. Твардовский писал о войне не понаслышке. В самом начале войны он, как и многие другие писатели и поэты, уходит на фронт. И проходя по дорогам войны, поэт создает удивительный памятник русскому солдату, его подвигу. Героем “Книги про бойца”, как определил сам автор жанр своего произведения, становится Василий Теркин, который являет собой собирательный образ русского солдата. Но в книге есть еще один герой - сам автор. Мы даже не можем утверждать, что это всегда сам Твардовский. Скорее, речь идет о том обобщенном образе автора-повествователя, который присутствует в “Евгении Онегине”, “Герое нашего времени” и других произведениях, составляющих основу русской литературной традиции. Хотя некоторые факты из поэмы совпадают с реальной биографией А. Т. Твардовского, автор явно наделен многими чертами Теркина, они постоянно вместе (“Теркин - дальше. Автор - вслед”). Это позволяет нам говорить о том, что автор в поэме - это тоже человек из народа, русский солдат, который отличается от Теркина, по сути, лишь тем, что “в столице курс прошел”. А. Т. Твардовский делает Теркина своим земляком. А потому слова

Я дрожу от боли острой,
Злобы горькой и святой.
Мать, отец, родные сестры
У меня за той чертой -

становятся словами и автора, и его героя. Удивительный лиризм окрашивает те строки поэмы, в которых говорится о “малой родине”, что была у каждого из солдат, принимавших участие в войне. Автор любит своего героя, восхищается его поступками. Они всегда единодушны:

И скажу тебе, не скрою, -
В этой книге там ли, сям,
То, что молвить бы герою,
Говорю я лично сам.
Я за все кругом в ответе,
И заметь, коль не заметил,
Что и Теркин, мой герой,
За меня гласит порой.

Автор в поэме является посредником между героем и читателем. С читателем постоянно ведется доверительный разговор, автор уважает “друга-читателя”, а потому стремится донести до него “правду сущую” о войне. Автор ощущает свою ответственность перед читателями, он понимает, насколько важно было не только рассказать о войне, но и вселить в читателей (а мы помним, что “Василий Теркин” издавался отдельными главами в течение войны, а замысел восходит еще ко времени финской войны) веру в несокрушимость духа русского солдата, оптимизм. Иногда автор как бы приглашает читателя проверить истинность своих суждений и наблюдений. Такой непосредственный контакт с читателем весьма способствует тому, что поэма становится понятной большому кругу людей.
В поэме постоянно сквозит тонкий авторский юмор. В самом начале поэмы автор называет шутку самой необходимой в солдатском быту вещью:

Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.

Текст поэмы наполнен прибаутками, присказками, поговорками, причем определить, кто является их автором: автор поэмы, герой поэмы Теркин или народ вообще - невозможно.
Поражает наблюдательность автора, зоркость его взгляда и мастерство передачи деталей фронтового быта. Книга становится своеобразной “энциклопедией” войны, написанной “с натуры”, в походной обстановке. Автор верен не только деталям. Он прочувствовал психологию человека на войне, ощутил такой же страх, голод, холод, так же радовался и горевал... А главное - “Книга про бойца” написана не по заказу, в ней нет ничего показного, нарочитого, она явилась органичным выражением потребности автора поведать современникам и потомкам о той войне, в которой “бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле”.

Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на одном из хуторов Смоленщины, в крестьянской семье. Для формирования личности будущего поэта имела значение и относительная начитанность его отца, любовь к книге, которую он воспитывал в своих детях. “Целые зимние вечера, - пишет Твардовский в своей автобиографии,- у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги. Первое мое знакомство с «Полтавой» и «Дубровским» Пушкина, «Тарасом Бульбой» Гоголя, популярнейшими стихотворениями Лермонтова, Некрасова, А.К. Толстого, Никитина произошло таким именно образом”.

В 1938 году в жизни Твардовского произошло важное событие - он вступил в ряды Коммунистической партии. Осенью 1939 года, сразу после окончания Московского института истории, философии и литературы (ИФЛИ), поэт участвовал в освободительном походе Советской Армии в Западную Белоруссию (в качестве специального корреспондента военной газеты). Первая встреча с героическим народом в военной обстановке имела большое значение для поэта. По словам Твардовского, полученные тогда впечатления предваряли те более глубокие и сильные, которые нахлынули на него в годы ВОВ. Художники рисовали занятные картинки, изображающие необычные фронтовые приключения бывалого солдата Васи Теркина, и поэты составляли к этим картинкам текст. Вася Теркин - лубочный персонаж, совершавший сверхъестественные, головокружительные подвиги: он добывал языка, притворившись снежным комом, накрывал врагов пустыми бочками и закуривал, сидя на одной из них, “он врага на штык берет, как снопы на вилы”. Этот Теркин и его однофамилец - герой одноименной поэмы Твардовского, приобретшего всенародную известность, - несравнимы.
Для некоторых недогадливых читателей Твардовский впоследствии специально намекнет на глубокое различие, существующее между подленным героем и его однофамильцем:
Заключить теперь нельзя ли,
Что, мол горе не беда,
Что ребята встали, взяли
Деревушку без труда?
Что с удачей постоянной
Теркин подвиг совершил:
Русской ложкой деревянной
Восемь фрицев уложил!

Такая лубочная героика была в духе Васи Теркина - героя юмористической страницы газеты «На страже Родины».
Однако подписи к рисункам помогали Твардовскому добиваться непринужденности разговорной речи. Эти формы сохраняться и в «настоящем» “Василии Теркине”, значительно усовершенствовавшись, выражая глубокое жизненное содержание.
Первые замыслы создать серьезную поэму о герое народной войны, относятся к периоду 1939-1940 годов. Но эти замыслы значительно изменились впоследствии под влиянием новых, грозных и великих событий.
Твардовского всегда интересовала судьба своей страны в переломные моменты истории. История и народ - вот главная его тема. Еще в начале 30-х годов он создал поэтическую картину сложной эпохи коллективизации в поэме «Страна Муравия». Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) А..Т. Твардовский пишет поэму «Василий Теркин» о Великой Отечественной войне. Решалась судьба народа. Поэма посвящена жизни народа на войне.
Твардовский - поэт, глубоко понявший и оценивший красоту народного характера. В «Стране Муравии», «Василии Теркине» созданы образы масштабные, емкие, собирательные: события заключены в очень широкие сюжетные рамки, поэт обращается к гиперболе и иным средствам сказочной условности. В центре поэмы образ Теркина, объединяющий композицию произведения в единое целое. Теркин Василий Иванович - главный герой поэмы, рядовой пехотинец из смоленских крестьян.

«Просто парень сам собой
Он обыкновенный»

Теркин воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. Герой по имени Василий Теркин сначала фигурирует в стихотворных фельетонах Твардовского периода советско-финской войны (1939-1940).Слова героя поэмы:

«Я вторую, брат, войну
На веку воюю»

Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. Теркин с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. Судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни. Теркин дважды переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с наступающими подразделениями; Теркин в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает под обстрел собственной артиллерии; по дороге на фронт Теркин оказывается в доме старых крестьян, помогает им по хозяйству; Теркин ступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом, одолевая, берет его в плен. Неожиданно для себя Теркин из винтовки сбивает немецкий штурмовик; завидующего ему сержанту Теркин успокаивает:
«Не горюй, у немца этот
Не последний самолет»

Теркин принимает командование взводом на себя, когда убивают командира, и первым врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. Лежа раненным в поле, Теркин беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов, его обнаруживают бойцы, и он говорит им:

«Уберите эту бабу,
Я солдат еще живой»

В образе Василия Теркина объединены лучшие нравственные качества русского народа: патриотизм, готовность к подвигу, любовь к труду.
Черты характера героя и трактуются поэтом как черты образа собирательного: Теркин неотделим и неотъемлем от воинствующего народа. Интересно, что всем бойцам - независимо от их возраста, вкусов, воинского опыта - хорошо с Василием; где бы он не появился - в бою, на отдыхе, в пути, - между ним и бойцами мгновенно устанавливается контакт, дружелюбие, взаимное расположение. Об этом говорит буквально каждая сцена. Бойцы прислушиваются к шутливым пререканиям Теркина с поваром при первом же появлении героя:
И усевшись под сосной,
Кашу ест, ссутулясь.
“Свой?” - бойцы между собой,-
“Свой!” - переглянулись.

Мне не надо, братцы, ордена,
Мне слава не нужна.

Теркину свойственно уважение и бережное отношение мастера к вещи, как к плоду труда. Недаром он отнимает у деда пилу, которую тот корежит, не умея ее наточить. Возвращая готовую пилу хозяина, Василий говорит:

На -ко, дед, бери, смотри.
Будет резать лучше новой,
Зря инструмент не кори.

Теркин любит работу и не боится ее (из разговора героя со смертью) :

Я работник,
Я бы дома в дело вник.
-Дом разрушен.
-Я и плотник.
-Печки нету.
-И печник…

героя - обычно синоним его массовости, отсутствие в нем черт исключительности. Но эта простота имеет в поэме и другой смысл: прозрачная символика фамилии героя, теркинское “перетерпим-перетрем” оттеняет его умение преодолевать трудности просто, легко. Таково его поведение и тогда, когда он переплывает ледяную реку или спит под сосной, вполне довольствуясь неудобным ложем, и т.д. В этой простоте героя, его спокойствии, трезвости взгляда на жизнь выражены важные черты народного характера.

В поле зрения А.Т.Твардовского в поэме «Василий Теркин» находится не только фронт, но и те, кто трудятся в тылу ради победы: женщины и старики. Персонажи поэмы не только воюют - они смеются, любят, беседуют друг с другом, а самое главное - мечтают о мирной жизни. Реальность войны объединяет то, что обычно несовместимо: трагедию и юмор, мужество и страх, жизнь и смерть.
В главе «От автора» изображается процесс «мифологизации» главного персонажа поэмы. Теркин назван автором «святым и грешным русским чудо - человеком». Имя Василия Теркина стало легендарным и нарицательным.
Поэма «Василий Теркин» отличается своеобразным историзмом. Условно ее можно разделить на три части, совпадающие с началом, серединой и концом войны. Поэтическое осмысление этапов войны создает из хроники лирическую летопись событий. Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в победу - вторую, радость освобождения Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы. Это объясняется тем, что А.Т.Твардовский создавал поэму постепенно, на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941-1945г.
Оригинальна и композиция поэмы. Не только отдельные главы, но и периоды, строфы внутри глав отличаются своей законченностью. Это вызвано тем, что поэма печаталась по частям. И должна быть доступной читателю с «любого места».
В поэме 30 глав. В двадцати пяти из них полно, всесторонне раскрывается герой, который попадает в самые разнообразные военные ситуации. В последних главах Теркин не появляется вовсе («Про солдата сироту», «По дороге на Берлин»). Поэт сказал о герое все и не хочет повторяться, делать образ иллюстративным.
Не случайно и то, что произведение Твардовского начинается и заканчивается лирическими отступлениями. Открытый разговор с читателем приближает к внутреннему миру произведения, создает атмосферу общей причастности к событиям. Поэма заканчивается посвящением павшим.
Твардовский рассказывает о причинах, которые толкнули его на такое построение поэмы:
“Я не долго томился сомнениями и опасениями относительно неопределенности жанра, отсутствие первоначального плана, обнимающего все произведение наперед, слабой сюжетной связанности глав между собою. Не поэма - ну и пусть себе не поэма, - решил я; нет единого сюжета - пусть себе нет, не надо; нет самого начала вещи - некогда его выдумывать; не намечена кульминация и завершение всего повествования - пусть, надо писать о том, что горит, не ждет…”
Конечно, сюжет в произведении необходим. Твардовский об этом отлично знал и знает, но стремясь донести до читателя «сущую правду » войны, он полемически заявлял о своем отказе от сюжета в обычном понимании этого слова.

На войне сюжета нету…
................
Впрочем, правде не во вред.

Правдивость, достоверность широких картин жизни поэт подчеркнул тем, что назвал «Василия Теркина» не поэмой, а «книгой про бойца». Слово «книга» в этом народом смысле звучит как-то по-особому значительно, как предмет «серьезный, достоверный, безусловный», - говорит Твардовский.
Поэма «Василий Теркин» - эпическое полотно. Но в ней мощно звучат и лирические мотивы. Твардовский мог назвать (и назвал) поэму «Василий Теркин» своей лирикой, ибо в этом произведении впервые столь ярко, многообразно и сильно выразился облик самого поэта, черты его личности.


Top