Возвращение бледного императора. Возвращение бледного императора Купить билеты на концерт marilyn manson

Вряд ли ошибусь, если скажу, что на вопрос «А кого вы знаете из готических исполнителей» большая часть далеких от нормальной музыки обывателей ответит «Ну этот, как его, страшный такой, с выбеленной рожей, во, Мерлин Менсон, вспомнил(а)». Ну действительно, не ждать же, что назовут Joy Division и Cocteau Twins. Мэнсона вообще у нас уже многие годы прямо-таки обожают – не зря он и «Олимпийский» в свое время собирал. Хотя последний приезд получился, прямо скажем, не очень – причем не по вине фанатов музыканта или его самого. Просто Брайан попал под руку больных на голову православных фанатиков, которые умудрились еще и святой водой на него плеснуть! Дымиться и покрываться ожогами от этого мистер Уорнер, привыкший к нападкам христиан еще в родных Штатах еще 20 лет назад, конечно же, не стал, но осадочек остался. Прошло несколько лет, «сорок сороков» и им подобные упыри перестали подавать признаки активности – а значит, можно снова приехать, тем более на носу выход нового альбома.

И как оказалось, поклонники уже заждались – а владельцы Stadium Live получили третий sold out в этом году (после Disturbed и Evanescence). Как водится, здание опоясывали спрашивающие лишние билетики люди, для некоторых из которых, судя по гриму, каждый день является хэллоуином. Внутри же ждал… внезапный разогрев, которого, если верить комментариям в соцсетях, быть не должно было. Вообще подобрать подходящий суппорт к такому неординарному хедлайнеру достаточно проблематично, потому подобран был по принципу «какой уж есть». А есть у нас Deform с вокалистом в маске пасхального кролика. Банкет на пасху удался на славу, потому и кролик соответствующий – упитанный и навеселе. Музыкально – вполне себе терпимый русскоязычный industrial rock, который, однако, конкретно здесь смотрелся не слишком уместо. Ладно бы перед KMFDM или Dope Stars Inc., к примеру… Но не выглядеть несколько нелепо перед Самим не получилось, хотя в отрыве от контекста ребята вроде неплохие и порцию аплодисментов урвали.

Посетившие не один и не два концерта Мэнсона наверняка помнят, что почти каждый раз он устраивал для своих поклонников впечатляющее шоу, потому наверняка начали потирать руки в предвкушении, когда сцена скрылась за занавесом. Надолго скрылась, надо сказать, особо нетерпеливые даже стали скандировать «Где король?». Когда где-то в 15 минут десятого занавес распахнулся, то стало непонятно, чем они там всё это время занимались. Никаких особых декораций, видеорядов, костюмированных представлений и тому подобного – просто музыканты, из которых массам реально известен разве только Твигги Рамирес, и сам постаревший Мэнсон. Тем не менее, свежая песня с грядущего альбома, “Revelation #12”, звучит достаточно приятственно и многообещающе. А уж после нее начинается то, что все присутствующие так давно ждали – знакомые и любимые “This Is the New Shit”, “mOBSCENE”, “The Dope Show”… На “No Reflection” даже включился видеоряд, после которого… музыканты покинули сцену. Ок, допустим, Брайану стало жарко и душно, что при такой погоде и огромном скоплении народа неудивительно. Паузу скрасил неизвестный доселе инструментал (как потом стало известно, называется он «1°»), после чего на сцену вернулся Тот Самый Мэнсон, которого мы ранее лицезрели на концертах – на ходулях с костылями. Разумеется, долго он так ходить не мог – последовала очередная пауза, длившаяся дольше самой песни… а потом еще одна, и еще. Да, Мэрилин переодевался сначала в черный плащ с очками на пол-лица, потом в красную фату «невесты»… Но постоянные паузы самое редкое через две песни все равно действовали удручающе. А после “Irresponsible Hate Anthem” лавочка и вовсе закрылась. Вот вы серьезно, 14 треков, из которых 2 коротких инструментала? Нет, конечно, зрители послушали часть наиболее значимых хитов группы (среди которых, что любопытно, не было ни одного с “The Pale Emperor”), лицезрели на бэкграунде огромную фотку своего кумира, которая в итоге даже может попасть на обложку “Heaven Upside Down”), но ощущение незавершенности, скомканности никуда не исчезает. По неподтвержденным данным в VK, на сцену кто-то кидал бутылки, что могло встревожить пошатнувшуюся во время прошлого визита психику ветерана шок-рока. В итоге же – неплохой, но все-таки недостаточно яркий, особенно по сравнению с прошлыми перформансами, и больно уж непродолжительный концерт, сумевший оправдать ожидания далеко не всех. Да и «вовремя» потерявшие ключи от выхода секьюрити при максимальной набитости зала тоже настроение вряд ли кому поднимут.

Сет-лист:

1. Revelation #12
2. This Is the New Shit
3. mOBSCENE
4. The Dope Show
5. Great Big White World
6. No Reflection
7. 1°
8. Sweet Dreams (Are Made of This) (Eurythmics cover)
9. Disposable Teens
10. We Know Where You Fucking Live
11. The Beautiful People

Encore:
12. Coma White
13. SAY10 (Acoustic)
14. Irresponsible Hate Anthem

Выражаем благодарность КА Мельница за предоставленные аккредитации.

Экзальтированный, манерный, играющий на эпатаже и отвращении Мэрилин Мэнсон опять в Москве. Самый гламурный и неоднозначный музыкант тяжелой сцены.

Мэрилину Мэнсону еще нет и пятидесяти, однако биография у него уже как у настоящего рок-патриарха. Можно вспомнить и миллионные продажи, и кучу больших и малых ролей в кино и на телевидении, и список его гротескных муз, идеально подходивших по образу сутулому бледному гиганту. При этом сам Мэнсон в эпатаж всегда вкладывал серьезную философию: «Всё, что я делаю, говорю, и то, как я живу, - это я в образе Мэрилина Мэнсона. Я живу так, как будто нет никакого завтра. Это лучший способ иметь надежду на будущее. Когда нечего терять, потому что ты уже всё потерял».

Это глэм-рок двадцать первого века. Очень злой, горький и неуютный. Но в то же время невероятно притягательный. Сейчас музыкант записывает свой 10-й студийный альбом под рабочим названием «SAY10», релиз которого состоится 14 февраля. И скорее всего на московском концерте мы услышим песни уже из нового альбома.

Заждались российские поклонники и самого "бледного императора", чьи концерты в 2014-м были сорваны невменяемыми провокаторами . С тех пор Брайан Хью Уорнер успел написать и анонсировать (но - увы - не выпустить) новую пластинку, изменить (к неудовольствию многих фанатов) ее название с Say10 на Heaven Upside Down и сняться в кино , однако к нам все это время не заглядывал. Так что ажиотаж вокруг концерта, прошедшего вечером понедельника в Москве, вполне понятен. Даже при ценах, которые кусались - и делали это довольно агрессивно.

Спустя три года Мэнсон все-таки отправился в "Mother Russia", о чем сразу поспешил сообщить в своем Instagram.

Благополучно пережившей несуразный разогрев публике пришлось перетерпеть еще несколько десятков минут, пока хедлайнеры готовились к выступлению. Ожидание сглаживало оригинальное звуковое сопровождение - на радость почитателям уникального таланта Диаманды Галас над полным залом громогласно раздавались женские вопли, а непосредственное начало праздника предваряла классическая The End от The Doors.

Трансляция камланий Моррисона прервалась воем сирены, черный занавес упал - и Твигги Рамирес с компанией с места в карьер начали рубить Revelation #12 - трек из нового альбома. Всего москвичи услышали пять свежих песен - включая кавер на прославленный великим Джонни Кэшем фолк-стандарт God’s Gonna Cut You Down. Правда, он прозвучал не вживую: под его запись посетители клуба, услышавшие, кстати, мэнсоновскую версию песни первыми, уже расходились по домам.

Другие вещи из грядущего полноформатника - We Know Where You F… Live и 1° - показали, что он вполне может стать одним из музыкальных событий года (если, конечно, таки выйдет), а акустическая версия Say10 подтвердила: блюзовое настроение Мэнсона не покинуло. И это, пожалуй, можно считать хорошей новостью, памятуя об отличном предыдущем альбоме Pale Emperor . С которым, впрочем, у нового релиза, как и было обещано, явно будет мало общего.

Вышедший в 2015-м альбом музыканты, к сожалению, решили проигнорировать, сосредоточившись в основном на жестких хитах, записанных до 2003-го включительно (хотя вот блеклому Born Villain (2012) в сет-листе нашлось место - его представила песня No Reflection). Сразу за Revelation последовали энергичные боевики из The Golden Age of Grotesque - This Is The New S… и mOBSCENE, затем - шлягеры постарше: ироничная The Dope Show, Great Big White World с ее космическим проигрышем, полная подростковой ярости Disposable Teens, не нуждающаяся в особых представлениях The Beautiful People, флегматичная Coma White и, разумеется, хрестоматийный кавер на Sweet Dreams британской иконы синти-попа Eurythmics.

Сам Мэнсон, хотя уже давно не тинейджер (через два года эксцентричный артист отметит 50-летний юбилей), не забывал менять экстравагантные наряды, обаятельно паясничать, общаться с залом и вообще смотрелся бодро - даже недавняя личная трагедия профессионалу такого уровня помешать выдать отличное шоу не в состоянии. Во время исполнения финальной песни - искрящегося бешеной энергией The Irresponsible Hate Anthem - он даже позволил себе слегка атаковать ударную установку.

Пожалуй, главным недостатком минувшего выступления группы Marilyn Manson в российской столице стала его скоротечность. Кое-где (но не везде) в рамках текущего тура он успел сыграть на пару песен больше. Кто-то наверняка остался недоволен отсутствием в программе таких культовых вещей, как I Don’t Like the Drugs и Rock Is Dead, а The Deep Six и Reflecting God, как выяснилось, вообще были исключены из нее в последний момент. С другой стороны, что может быть лучшим признаком отличного концерта, чем то, что основным его изъяном оказалась непродолжительность?


Top