Что такое эмоции, какими они бывают.


Эмоции (лат. emovere – возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов. Специфика. Выражаются, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности. Главная особенность человеческих эмоций состоит в том, что в общественно–исторической практике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как некоторое общепринятое описание. На этой основе существует, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства, которые имеют достаточно жесткую привязку к определенной исторической эпохе. Виды:
— эмоциональный тон ощущений выступает базовой формой эмоций и представляет собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые;
— собственно эмоции имеют выраженную связь с локальными ситуациями, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без актуального действия ситуации их образования, тогда они выступают ориентирами деятельности;
— чувства, как устойчивые эмоциональные отношения к отдельным аспектам действительности;
— аффекты, представляют собой очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации.
Эмоциональный тон ощущений (чувственный тон ощущений) — форма позитивных эмоций, которая не имеет предметной отнесенности. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые. Представляет собой наиболее раннюю стадию развития эмоций в филогенезе.
В гештальпсихологии близкое значение имеет понятие прельщение.
Прельщение (переживание прелести – от нем. Anmutungserlebnis) — диффузный эмоциональный (чувственный) отклик на воспринимаемые или воображаемые признаки предмета, возникновение этого явления обусловлено деятельностью субкортикальных отделов мозга и вегетативной нервной системы. При его анализе существенно углубляется понимание динамики познавательных процессов. Это понятие рассматривалось в качестве теоретического конструкта в психологии В. Вундта, а особенно широко использовалось в рамках гештальтпсихологии, в частности Ф. Крюгером, Э. Вартеггом.
Негативные эмоции (лат. negatio – отрицание и emovere – возбуждать, волновать) — форма эмоций, которая субъективно предстает как неприятные переживания. Приводят к реализации адаптивного поведения, направленного на устранение источника физической или психологической опасности.
Виды. В рамках когнитивной психологии и психотерапии (А.Т. Бек, А. Эллис) их специфика определяется через те или иные интеллектуальные действия:
— гнев возникает при возникновении препятствий на пути достижения цели и служит для пробуждения энергии, требующейся для разрушения препятствия;
— печаль возникает в ситуации потери значимого объекта и служит к снижению уровня энергии для дальнейшего ее использования;
— страх помогает избежать опасности или мобилизоваться для нападения;
— презрение поддерживает собственную самооценку и поведение доминирования;
— застенчивость сигнализирует о потребности в уединении и интимности;
— чувство вины устанавливает подчиненную роль в социальной иерархии и свидетельствует о возможности потери самоуважения;
— отвращение приводит к отталкиванию вредных объектов.
Чувства — форма эмоций, которая включает в себя эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира.
Астенические чувства (греч. asthenes – слабый) — форма эмоций, в которых ведущими выступают такие переживания, как подавленность, уныние, печаль, нелокализованный страх. Свидетельствуют об отказе от борьбы с трудностями в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки.
Диагностика. О переживании человеком астенических чувств можно судить по внешним признакам, например, он сутулится, его дыхание замедляется, глаза тускнеют.
Стенические чувства (греч. sthenos – сила) — положительные эмоциональные состояния, которые связаны с повышением уровня жизнедеятельности и характеризуются возникновением ощущений возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости. При этом дыхание становится более частым, глубоким и легким, активизируется работа сердца, в целом организм в физиологическом плане подготавливается к большим затратам энергии.
Настроение (психическое состояние) — форма эмоций, которая характеризуется дифузностью, отсутствием четкой осознанной привязки к определенным предметам или процессам, и достаточной устойчивостью, которая позволяет рассматривать настроение в качестве отдельного показателя темперамента. Основой признак того или иного настроения — эмоциональный тон, положительный или отрицательный. Настроению свойственно циклическое изменение (подъем и спад настроения), но слишком выраженные скачки могут свидетельствовать о психическом неблагополучии, в частности о маниакально–депрессивном психозе.
Считается, что настроение выступает интегральной характеристикой системы деятельностей индивида, которая сигнализирует о процессах реализации деятельностей и их согласованности друг другу. В качестве основных психических состояний выделяют бодрость, эйфорию, усталость, апатию, депрессию, отчуждение, утрату чувства реальности.
Диагностика. Изучение психических состояний осуществляется, как правило, методами наблюдения, опросов, тестирования, а также экспериментальными методами, основанных на воспроизведении различных ситуаций.
Аффект (лат. affectus – душевное волнение, страсть) — форма эмоций, которая представляет собой бурную, чаще всего кратковременную эмоцию. Возникает в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций. Аффект сопряжен с выраженными двигательными и органическими проявлениями, приводит к затормаживанию или нарушению всех других психических процессов (восприятия, мышления) и реализации соответствующих поведенческих реакций. На основе пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы (страх, гнев), которые могут запускаться, без достаточного осознания вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект первоначально.
Ажитация (лат. agitare – возбуждать) — психопатологическое нарушение, при котором аффективное напряжение, вызванное стрессом (авария, угроза для жизни, цейтнот), неконтролируемо переходит в движение. Характеризуется моторным беспокойством, потребностью в движении. Может сопровождаться ощущение пустоты в голове, неспособностью рассуждать и действовать логически, а также вегетативными нарушениями, такими как, учащенные дыхание и сердцебиение, потливость, дрожание рук, бледность. Выступает также как сопутствующее явление при многих психических заболеваниях (кататония, тревожный невроз, ажитивная депрессия, инволюционная депрессия, сенильный спад).
Аффективный застой (лат. affectus – душевное волнение, страсть) (аккумуляция аффекта) — аффективное напряжение, которое не может быть отреагировано из–за сдерживания (внешние обстоятельства, воспитание, невроз). Накопление аффектов субъективно переживается как напряжение и беспокойстве. В той или иной сигнальной ситуации может быть разрешен в виде аффективного взрыва. В течение более или менее продолжительного времени происходит накопление незначительных по силе отрицательных эмоций, после чего наступает психическая разрядка в виде бурного и мало управляемого аффективного взрыва, который запускается без видимых причин. Но иногда может также и постепенно снижаться без каких–либо эксцессов.
Теории эмоций.
Теория эмоций В. Вундта — теория структуры эмоций. В. Вундт выделил три измерения эмоций: удовольствие — неудовольствие, успокоение — возбуждение, напряжение — разрядка.
Критика. Э.Б. Титченер показал, что эти измерения нельзя считать независимыми факторами.
Концепция выразительных движений создана Ч. Дарвиным. Это — теория происхождения эмоций, в которой сформулировано предположение о том, что выразительные движений человека являются рудиментами инстинктивных действий живого существа, связанных с борьбой, нападением, защитой потомства и т.п.
Критика. Данная концепция не может объяснить всего богатства человеческих выразительные движений (улыбка, сдерживаемые слезы).
Теория Джемса–Ланге разработана одновременно и независимым образом У. Джемсом и К.Г. Ланге. Это — объяснительная модель возникновения эмоций, которая представляет собой сосудо–двигательную теорию эмоций, в которой ведущую роль отводилась соматовегетативному компоненту. Та или иная эмоция представляет собой ощущения, вызываемые изменениями в произвольной сфере (внешние движения) и непроизвольной (сердечная, сосудистая, секреторная деятельность). Таким образом, периферические органические изменения трактовались не как следствие эмоционального процесса, а как их причина. Особенность подхода Ланге заключалась в том, что он делал акцент лишь на сосудистой системе. В ней эмоции трактовались как субъективные образования, возникающие в ответ на нервное возбуждение, обусловленное состоянием иннервации и шириной кровеносных сосудов висцеральных органов.
Критика. Один из первых предпринял попытку экспериментальной проверки теории Джемса–Ланге Ч.С. Шеррингтон, для чего перерезал шейный отдел спинного мозга и блуждающие нервы. В результате этого показал, что отделение висцеральной нервной системы от центральной нервной системы не изменяет общего поведения животного в ответ на эмоциогенное воздействие. В дальнейшем окончательно была опровергнута У.Б. Кенноном (1871–1945), американским физиологом и психофизиологом. Им было показано, что при эмоциональном возбуждении происходит выброс адреналина, который обеспечивает мобилизацию организма к активным действиям. При этом усиливается сердцебиение, повышается уровень сахара в крови, расширяются зрачки, происходит торможение пищеварения.
Биологическая теория эмоций разработана П.К. Анохиным. Это — теория эмоций, которая объясняет возникновения положительных (отрицательных) эмоций тем, что нервный субстрат эмоций активируется в тот момент, когда обнаруживается совпадение (рассогласование) акцептора действия, как афферентной модели ожидаемых результатов, с одной стороны, и сигнализации о реально достигнутом эффекте, с другой.
Потребностно–информационная теория предложена П.В. Симоновым (1964 г.). Здесь постулируется, что эмоция является отражением мозгом человека и животных какой–либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Соотношение этих переменных представлено в формуле: Э = f [П, (Ин–Ис), ...], где Э — эмоция; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин–Ис) — оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и приобретенного опыта; Ин — информация о средствах, ресурсах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности, Ис — информация о средствах, ресурсах и времени, которыми располагает субъект в данный момент времени.
Теория активации эмоций (M.B. Arnold, 1950); (G. Lindsey, 1951) происходит из более старой таламической теории У. Кеннона и Ф. Барда, здесь более подчеркнута роль внутренних структур мозга. Сенсорные раздражители поступают от периферии к кортексу, оцениваются; там присоединяются чувственные оценки и заложенные в таламусе образцы поведения. После этого происходит переход к органу реализации. Оттуда идет обратное сообщение, которое снова проходит оценивание и очувствование. Эта теория способна объяснить наблюдаемое в клинике внезапное пробуждение аффекта.
Двухкомпонентная теория С. Шехтера постулирует, что переживание эмоций обусловлено сочетанием двух факторов. С одной стороны, должно быть физиологическое возбуждение, с другой, ситуация должна допускать осмысленную когнитивную интерпретацию этого возбуждения в терминах эмоций. Эта теория основывалась на экспериментах, в которых испытуемым делались инъекции возбуждающего препарата.
Дифференциация эмоций.
Базальные эмоции (греч. basis – основа и лат. emovere – возбуждать, волновать) представлены минимальным набором, на базе которого могут формироваться все другие эмоциональные процессы и состояния. Именно эти эмоции фиксируются при электрической стимуляции различных подкорковых зон мозга. К базальным эмоциям относят эмоции радости, горя (печали), страха, гнева, удивления, отвращения. В других исследованиях выделяется несколько иной набор: гнев, страх, радость, горе, любовь (эротика), нежность.
Дифференциальная теория эмоций предложена К. Изардом (род. 1923), американским психологом. В ней выделяется три уровня эмоций: нейрофизиологический, экспрессивный, субъективный. На основе выраженности этих уровней дано описание таких фундаментальных эмоций, как: интерес–возбуждение, радость, удивление, горе–страдание–депрессия, гнев–отвращение–презрение, страх–тревожность, стыд–застенчивость, вина.
Теория адаптационного синдрома разработана Х. Селье (1936 г.). Адаптационный синдром (лат. adaptare — приспособлять и греч. syndrome — сочетание) — приспособительная реакция организма, которая Включает в себя комплекс реакций адаптации живого организма в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия (стрессоры). Основными физиологическими проявлениями адаптационного синдрома являются: нарушение обмена веществ с преобладанием процессов распада, увеличение коры надпочечников, уменьшение вилочковой железы, селезенки и лимфатических узлов.
Динамика. В адаптационный синдром обычно входит три стадии:
— на первой („стадии тревоги“), которая продолжается от нескольких часов до двух суток, оказываются пройденными две фазы — шока и противошока, на последней из которых происходит мобилизация защитных реакций организма;
— на второй стадии („стадии сопротивляемости“) повышается устойчивость организма к вредоносным воздействиям;
— после этой стадии происходит либо выздоровление, либо она сменяется третьей стадией („стадией истощения“), которая может окончиться гибелью организма.
Стресс (англ. stress – напряжение) — состояние психического напряжения, которая обусловлена выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность, как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации). К возникновению стрессовых состояний могут приводить, например, сильные физические и психические травмы, кровопотеря, мышечные нагрузки, инфекции.
Дистресс (греч. dys – приставка, означающая расстройство + англ. stress — напряжение) — форма стресса, которая В основе дистресса лежат попытки адаптации к неблагоприятной среде, связанные с выраженными негативными эмоциями и оказывающие вредное влияние на здоровье.
Эмоциональные явления.
Гедонизм (греч. hendone – наслаждение) — понятие античной культуры (в частности, древнегреческой этики), которое обозначало веселье и удовольствие как принцип жизни. В философии киренаиков оно было положено в основу всего мироздания. При этом смыслом жизни признавалось не только телесное, но и духовное наслаждение.
Атараксия (греч. ataraxia – невозмутимость) — понятие античной культуры (древнегреческой этики), которое обозначало душевное равновесие, которое для мудрого человека должно быть идеалом жизненных устремлений и которое достигается за счет отказа размышлять над метафизическими вопросами (о боге, о смерти, об обществе) и высказывать какие–либо суждения о них. При этом, как считалось, происходит переориентация человека на восприятие каждого момента жизни во всей его полноте и нахождение истинной радости, заключенной в нем.
В настоящее время гедонизм становится объектом экспериментального исследования. Опыты с „расщепленным мозгом“, проведенные Р. Сперри и М. Газзанигой, показали, что с помощью электрошока или снотворного, вводимого в сонную артерию, можно отключить одно или другое полушарие головного мозга. Если отключается правое полушарие, то человека охватывает эйфория. Он становится возбужден, весел, говорлив, импульсивен и беззаботен. Но если отключается левое полушарие, то возникает депрессивное настроение, мир окрашивается в черный цвет. В нейропсихологических исследованиях Р. Дэвидсона, проведенных в этой же традиции, делается попытка локализовать способность к переживанию радости и счастья в левой предлобной доле коры.
Ангедонизм (греч. a – отрицательная частица + hedone – наслаждение) — клиническое нарушение, выступающее как неспособность переживать радость, в том числе от секса, доставлять себе удовольствие простыми развлечениями (кино, чтение, музыка и т.д.).Часто бывает следствием тяжелых переживаний. Может выступать базовым признаком шизофрении.
Чувство бесчувствия — психопатологическое нарушение, которое характеризуется субъективным впечатлением о собственной внутренней пустоте, смерти чувств, чувство, что больше нет чувств. Больные жалуются на то, что они не чувствуют больше любовь к своим детям, супругам, нет радости от ранее приятных занятий. При этом само это состояние может порождать мучительные эмоции. Оно выступает типичным проявлением при эндогенной депрессии, при неврозах, но также и при возникновении шизофрении и других психозов.
Эйфория (греч. euphoria – состояние удовольствия) — радостное, веселое настроение, которое характеризуется достаточной стойкостью. В поведенческом плане наблюдается двигательное оживление, многословие, психомоторное возбуждение. Иногда не имеет объективных причин для своего появления. В этих случаях в качестве причин могут выступать олигофрения, поражения лобных долей мозга, некоторые психические расстройства.
Вершинное переживание — понятие теории самоактуализации личности А. Маслоу, которая представляет собой глубинное переживание индивида, выступающее ключом в процессе его самоактуализации. К вершинным А. Маслоу относил такие переживания, как экстаз, восторг, любовь, наслаждение от произведений искусства и от природы.
Катарсис (греч. katharein – очищение) — понятие, введенное Аристотелем в „Поэтике“ для обозначения очищающего действия трагедии на зрителей. Это — форма эмоций, которая представляет собой сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением, например в произведении искусства. Для целенаправленной проработки тех или иных конфликтных ситуаций он стал использоваться в психоанализе. Считается что, за счет этого индивид избавляется от болезненного аффекта и невротических симптомов.
Фрустрация (лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) — негативное психическое состояние, которое ообусловлено невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается, возможен полный отказ от нее.
Стыд — негативная эмоция, которая свидетельствует о возможности потери самоуважения при его переживании акцентируется самосознание, и индивид начинает воспринимать себя как маленького, беспомощного, скованного, глупого, ни к чему не годного и не способного. Исходно, к переживанию стыда ведут ситуации социального неодобрения личности или неудач в осуществлении ею какой–либо деятельности.
Страх — негативное эмоциональное состояние, которая Возникает, прежде всего, в ситуациях, когда мотивация избегания не может быть реализована. Возникает, если индивид имеет побуждение и осознанную цель покинуть ситуацию, но продолжает в силу внешних причин оставаться в ней. В подобных условиях локальный страх может стать генерализованным. Как показано в экспериментах И.П. Павлова и Дж. Вольпе, на основе генерализованного страха происходит научение и страх приобретает форму личностной нелокализованной тревожности, или, связываясь с широким кругом более или менее случайных предметов или ситуаций, становится фобией. По Х. Айзенку, предпосылками возникновения тревожности выступают высокие показатели таких личностных факторов, как невротизм и интроверсия.
Фобии (греч. phobos – страх) — навязчиво возникающие состояния страха. Представляют собой один из видов невротических нарушений. Могут быть изолированными и множественными, сочетаясь с другими навязчивостями, в частности с обсессивно–компульсивными. Фобии могут быть связаны с развитием психозов, неврозов и психопатий. Виды:
— агорафобия, страх открытого пространства, немотивированное опасение переходить улицы и площади, быть в толпе и транспорте, заставляющее больного большую часть времени проводить дома. Может выступать компонентом невротической и циклотимической депрессии;
— гисофобия, патологическая боязнь высоты;
— канцерофобия, страх раковой болезни;
— клаустрофобия, страх закрытых помещений;
— эритрофобия, страх покраснеть;
— танатофобия, страх смерти, и др.
Тревога — отрицательное эмоциональное переживание, которое обусловлено ожиданием чего–то опасного. Имеет диффузный характер, не связана с конкретными событиями. При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания, усиление сердцебиения, увеличение кровотока, повышение артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога чувствительности.
Характеризуется различной интенсивностью; изменчивостью во времени; наличием осознаваемых неприятных переживаний напряженности, озабоченности, беспокойства, опасения; сопровождается выраженной активацией вегетативной нервной системы.
В теории Дж.А. Грэя тревога рассматривается как тормозящая система, включаемая раздражителями, сигнализирующими о врожденных биологически важных стимулах и о новых раздражителях, а также о предстоящем наказании и лишении вознаграждения. Мозговыми структурами этой системы являются септальная зона перегородки, гиппокамп и их соединение, нейрокортикальные входы в септо–гиппокампальную систему, восходящие норадренэргические и серотонинэргические входы в септо–гиппокампальную систему, дофаминэргический восходящий вход в префронтальную кору и норадренэргический холинэргический вход в септо–гиппокампальную систему.
Виды. Выделяют состояние тревоги и личностную тревожность.
Состояние тревоги (реактивная тревога) — реакция на непосредственно действующие раздражители. Для человека в качестве актуально действующих стрессоров часто выступают социально–психологические ситуации, в которых ожидается негативная оценка, агрессия со стороны других, т.е. все то, что ставит под удар его самоуважение и престиж.
Тревожность — черта личности, которая связана с фоновым снижением порога чувствительности по отношению к стрессорам. Индивид склонен воспринимать угрозу своему Я в самых различных ситуациях, в том числе и нейтральных, и реагировать на эти ситуации повышением реактивной тревоги.
Проявляется в легком и частом возникновении состояний тревоги. Тревожность возникает при благоприятном фоне свойств нервной и эндокринной систем, но формируется прижизненно, прежде всего, в силу нарушения форм внутри— и межличностного общения, например между родителями и детьми.
Трехфазная теория невроза.
Трехфазная теория невроза предложена Х. Айзенком и С. Рэчманн — теория, описывающая развитие невроза как системы выученных поведенческих реакций. Развитие невроза, прежде всего фобического, представляется здесь как проходящее ряд стадий. На первой стадии происходит событие, закономерно вызывающее сильную эмоциональную реакцию, например, страх. Во временной близости с этим событием происходит изначально нейтральное событие, которое ассоциативно связывается с травмирующим событием первой ситуации и с эмоциональным откликом на нее. Это — вторая стадия. На третьей стадии, если подкрепление не наступает, т.е. если первая ситуация не повторяется, происходит угашение эмоциональной реакции, но если ситуация повторяется, то возникает невроз, в котором эмоциональная реакция запускается уже нейтральными, но ассоциированными с травмирующими, событиями.
Дерефлексия.
Дерефлексия (лат. de... – приставка, обозначающее отделение + reflexio – отражение) как психотерапевтический прием логотерапии и экзистенциального анализа разработана В. Франклом. Заключается в том, что пациент, страдающий от того или иного функционального симптома, формулирует для себя цель смириться с ним, воспринимая его как неустранимое зло, и в тех ситуациях, которые вызывают его проявления, переключать свое внимание с нарушенной функции на другую деятельность, придавая тем самым самой ситуации новый смысл. Ситуация благодаря этому перестает восприниматься как еще одна попытка избавиться от симптома, а рассматривается, например, как возможность полноценного общения с другим человеком. Франкл иллюстрирует этот прием симптомом вагинизма, при котором женщина получает от логотерапевта инструкцию, переключиться с ожидания удовлетворения ее самой на удовлетворение мужчины и воспринимать эту ситуацию в контексте нового смысла (семейное благополучие, а не эгоцентрическое стремление к удовольствиям). В качестве механизма действия этого приема рассматривается смена „гиперинтенции на эмоции“, когда только они рассматриваются как основная ценность, на „трансценденцию“, под которой понимается ориентация на предметные отношения и общечеловеческие ценности. При этом не только снимается субъективная болезненность функциональных симптомов, но и они сами, из–за перемещения внимания на другие процессы, могут быть устранены. Наиболее эффективен данный психотерапевтический прием при ипохондрической симптоматике, при которой органические процессы оказываются в центре повышенного внимания пациента.
Контекст. Данный прием имеет много общего с „разобусловливанием“ в классической теории условных рефлексов, при котором достаточно долгое неподкрепление условного рефлекса приводит к его угасанию.
Литература по разделу Эмоции:
Анохин П.К. Эмоции / Большая медицинская энциклопедия. 2–е изд. 1964, т. 35, с. 339–367;
Аргайл М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990;
Бергсон А. Смех // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд–во МГУ, 1984, с. 186–191;
Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М.: Изд–во МГУ, 1980;
Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд–во МГУ, 1976;
Джемс У. Что такое эмоция? / Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд–во МГУ, 1984, с. 83–92;
Изард К. Эмоции человека. М.: Изд. Мос. Унив., 1980;
Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / (Ред.) Леви Л. Эмоциональный стресс. Л., 1970;
Мак–Дугалл У. Различение эмоции и чувства / Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд–во МГУ, 1984, с. 103–107;
Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд–во МГУ, 1984;
Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979;
Роджерс К.Р. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд–во МГУ, 1984, с. 235–237;
Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979, с. 123;
Симонов П.В. Потребностно–информационная теория эмоций / Вопросы психологии. 1982, N 6, с. 44–56;
Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981;
Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М.: Мир, 1983;
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990;
Ханин Ю.Л. Исследование тревоги в спорте / Вопросы психологии, 1978, N 6, с. 94–106.

Эмоции - это особый вид психологических состояний человека, они проявляются в виде переживаний, ощущений, настроения, чувств. Практически все психические состояния и процессы сопровождаются эмоциями, выраженными в той или иной мере и форме. Главная роль эмоций заключается в налаживании четкой связи между объективной реальностью и оценочным восприятием человека. Суть этого психологического явления прекрасно раскрывает фраза «есть контакт», если бы не существовало эмоций, человек был бы равнодушен ко всему на свете, ничего бы его не интересовало, не волновало - а значит, ничего бы и не происходило! Далее более детально рассмотрим основные виды эмоций и их роль в общей картине психологистических процессов.

Роль и природа эмоций

Эмоции позволяют человеку давать оценку всему, что происходит вокруг и внутри него. «Язык эмоций» один для всех живых существ на нашей планете, собака, не владея человеческим языком, прекрасно понимает, что происходит с человеком, просто наблюдая за ним, «считывая» его эмоции. Человек с другого конца земли, имея другое воспитание, другую культуру и мировосприятие, способен без слов понять состояние человека «считывая» его эмоции. Некоторые сверхчувствительные люди способны считывать эмоции на расстоянии, даже время им не помеха. «Техника считывания» дается всем живым существам с момента рождения, ребенок еще не получивший «обработку социумом», не имея никакого жизненного опыта способен с первых дней жизни (впрочем, даже в утробе матери) «считывать» эмоции. Каким образом происходит этот процесс досконально исследовать невозможно, так как многое для человека еще не ведомо, нет таких приборов и понятий способных дать четкие ответы.

Виды эмоций

Эмоция, как радуга может быть абсолютно разной и нет предела «тональности» ее проявления. Но все же можно выделить основные виды эмоций , каждый из них рождает ощущения. На «языке» этих ощущений разговаривает между собой весь мир, не открывая рта, этот язык знают собаки и кошки, тигры и львы, китайцы и европейцы, он един для всего. Самые распространенные виды эмоций это радость и гнев, всему живому на свете ведомы печаль и страх, все живое на свете испытывало ощущение отвращения и удивления. Видов эмоций на самом деле больше чем песка на морском берегу, это насколько тонкая субстанция, что способна создавать неимоверные комбинации, грани между которыми насколько тонки, что иногда практически неощутимы.

Именно таким образом радость неимоверным образом перетекает в гнев, милость в немилость, а человек имеет способность одновременно ощущать любовь и ненависть по отношении к одному и тому же объекту одновременно. Основные виды эмоций человека живые существа определяют, прежде всего, по выражению лица и поведению человека. Очень точно по человеку определить во всех тонкостях, какую именно эмоцию он переживает практически невозможно, можно только «попасть в диапазон» вида эмоции. Например, можно определить, что человек испытывает радость, но в какой мере – неизвестно, возможна эта радость с оттенком надежды или умиления, а может там еще более запутанный коктейль.

Условно эмоции можно поделить на положительные, нейтральные и отрицательные, попробуем перечислить основные из них.

  1. К положительным эмоциям принадлежат:
  • удовольствие,
  • восторг,
  • радость,
  • уверенность,
  • симпатия,
  • любовь,
  • нежность,
  • блаженство.
  • К негативным эмоциям принадлежат:
    • злорадство,
    • месть,
    • горе,
    • тревога,
    • тоска,
    • страх,
    • отчаянье,
    • гнев.
  • Нейтральными можно назвать:
    • любопытство,
    • изумление,
    • безразличие.

    Исследования ученых зоологов показали, что даже животные без труда определяют виды эмоций , которые переживают их соплеменники и даже человек. Кроме того, они способны сопереживать, испытывая то же самое. Каждый вид эмоций создает своеобразный резонанс, как вирус «заражает» все вокруг себя, заставляя испытывать то же самое. Есть также много исследований доказывающих, что на основные виды эмоций реагируют не только люди и животные, но и растения и даже объекты неживой природы.

    Жизнь без эмоций невозможна! Основные виды эмоций испытывают все, но не все испытывают тончайшие их проявления, их ощущают только существа тонкой душевной организации. Их «радары» настроены на более тонкое восприятие, и сила их эмоций имеет более высокое энергетическое проявление. Существуют так называемые «грубые» люди, они менее чувствительны к эмоциям, не способны ощутить все тонкости их проявления, улавливают исключительно самые распространенные виды эмоций (радость, страх, гнев, восхищение и т.д.)

    Существует особый вид эмоций, который называется «аффект». Это особое состояние человека, которое связано с «выключением» обычного рационального мышления, в таком состоянии человек действует «стереотипно», в нем как бы включается «аварийная программа» заложенная генетически или навязанная социумом. Чаще всего возникают такие реакции, как бегство, оцепенение, агрессия.

    Ученые высказывают мнение, что чем выше существо находится на эволюционной лестнице, тем богаче его гамма эмоциональных состояний. Жизненный опыт заставляет согласиться с этим утверждением лишь отчасти, некоторые люди, к примеру, бывают невероятно «глухи» к переживаниям других, в то же время животные оказываются более восприимчивыми. К сожалению, это неоспоримый факт! Скептики возразят и скажут, что все же даже такого «глухого» человека можно «раскачать» на более тонкое ощущение и проявление своих эмоций. Но жизненный опыт все чаще говорит об обратном…

    от франц. emotion - волнение, от лат. emoveo - потрясаю, волную) - реакция человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску и охватывающая все виды чувствительности и переживаний; эмоциональный - относящийся к чувству, продиктованный чувством; у Н.Гартмана - также ведомый стремлением; эмоциональное мышление - мышление, находящееся под влиянием чувства, настроения.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ЭМОЦИЯ

    проявление аффективной жизни, обычно сопровождающееся приятным или мучительным состоянием сознания. Эмоция - это беспокойство различной глубины, нарушение равновесия. Это беспокойство может быть сильным, влекущим за собой повышенную оживленность (например, гнев, энтузиазм), или же, наоборот, спад оживления (например: страх, любовь «с первого взгляда»). Эмоция, таким образом, действует или как возбудитель, или же, наоборот, вызывает оцепенение. Крайний вариант физических последствий - обморок, но чаще всего они ограничиваются сухостью во рту, покраснением или бледностью, лица, раздражением кожи (волосы дыбом или «гусиная кожа»). Некоторые полагают, что эмоция - это знак неприспособленности к реальности; в действительности же неприспособленность имеет место, лишь когда довольно слабой «причине» соответствует непропорциональная ей «эмоциональная реакция» как следствие недостаточного ческих последствий - обморок, но чаще всего они ограничиваются сухостью во рту, покраснением или бледностью, лица, раздражением кожи (волосы дыбом или «гусиная кожа»). Некоторые полагают, что эмоция - это знак неприспособленности к реальности; в действительности же неприспособленность имеет место, лишь когда довольно слабой «причине» соответствует непропорциональная ей «эмоциональная реакция» как следствие недостаточного контроля мозговых центров. Как правило, эмоция представляет собой временное состояние неуравновешенности, знаменующее усилие, предпринимаемое организмом, чтобы приспособиться к обстоятельствам. Согласно природе этого беспокойства различают эмоцию-шок (выражение, сегодня уже устаревшее и замененное на «эмоциональный шок») и эмоцию-чувство; вторая будет более длительной, чем первая, но более размытой (например, моральная эмоция, эмоция эстетическая, эйфория). Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Психология эмоций, это вся теория о эмоциях, собранная в психологии: сведения о природе, структуре, функциях и динамике протекания эмоций или эмоциональных процессов. Существует множество теорий, эмоций, но теория Ч.Дарвина была исторически первой. И до сих пор, она считается очевидной, и не подлежащей сомнению.

    Эмоции- история происхождения

    Эмоции это эволюционное приспособление, биологически обобщенные формы поведения организма в типичных ситуациях. Именно благодаря эмоциям организм человека обнаруживает весьма выгодное приспособление к окружающим условиям, поскольку он, может с большой скоростью реагировать на него определенным эмоциональным состоянием, то есть он может быстро определить, полезно или вредоносно для него данное конкретное воздействие.Аффекты и эмоции часто развиваются не под влиянием непосредственного чувственного впечатления, а более сложным психическим путем, например, в связи с воспоминанием, но тем не менее, начальный источник изменения настроения или развития аффективного состояния лежит и в этих случаях в раньше бывшем раздражении органов чувств.

    В древние времена также появилась потребность в более эффективном способе мобилизации сил организма для выживания, а также побуждением, и направлением физической активности, и активности мозговой деятельности, и для отбора сигналов восприятия мира. Чувства и эмоции стали выполнять эти функции в ответ на необходимость выживания и познания мира. В результате, появились первые эмоции, которые стали основанием для всех появления других чувств и переживаний.

    Теорий о происхождении чувств и эмоций и мнений, относительно того, какие именно эмоции нужно считать первичными и вторичными, существует огромное количество. Но обычно выделяют 7: интерес, печаль, радость, злость, (гнев), страх, отвращение, удивление.
    Не будем описывать их все, просто определим, почему они основные. Позднее причины возникновения этих эмоций стали разнообразнее, а ситуации, в которых они проявлялись, усложнились. Все эти эмоции являются основанием наших современных чувств, они имеют разное соотношение и пропорции. Например, чувство презрения происходит из смешения двух эмоций гнева и радости. Например, человек, злиться на какого- либо другого человека, и вместе с тем радуется, что он лучше; в ненависти складываются эмоции гнева на объект, удивление этому объекту, и в тоже время интересу к нему и т.д..

    Определение эмоции

    К. Э. Изард даёт такое определение эмоции: «эмоция - это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия». Часто страх называют чувством, поскольку четкой и ясной границы между чувствами и эмоциями нет.

    Часто эмоции также называют эмоциональным процессом, А. Н. Леонтьев, относит довольно большой класс процессов, которые имеют отношение к внутренней регуляции деятельности. Ученый считает, что они отражают смысл, имеющийся у объектов и ситуаций, которые воздействуют на субъекта, и значения для о его существования. А. Н. Леонтьев определяет эмоциональный процесс так: «у человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т. п., которые роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в ходе развития эмоции утрачивают свою, прямую инстинктивную основу, приобретают сложнообусловленный характер, дифференцируются и образуют многообразные виды так называемых высших эмоциональных процессов: социальных, интеллектуальных и эстетических, которые у человека составляют главное содержание его эмоциональной жизни».

    Теория эмоций Дарвина

    Ч. Дарвин в свое время выдвинул гипотезу, что мимические движения людей сформировались из «полезных» движений. Т.е., что в мире животных было реакцией, которая имела какое-то приспособительное значение, сегодня на человеческом уровне воплощается и распознается как выражение эмоций. Это могут быть и части, остатки «полезных» действий и немного преобразованные действия. Мимика возникла именно из преобразованных полезных действий, часто она представляется в форме ослабленной, смягченной форме этих полезных движений.

    К примеру, оскал зубов при ярости, гневе, остаточная реакция от использования их при угрозе, борьбе и любой агрессии или, улыбка, которая выражает приветливость, участие, вроде- бы противоположность напряжения мышц, типичного для агрессивных чувств, но возникает из того же полезного движения. А дрожь - выражение эмоционального возбуждения – это последствие напряжения мышц для мобилизации организма, например, для реакции убегания. Следовательно, мимика обусловлена врожденными реакциями, а из этого следует, что мимические механизмы тесно связаны с определенными эмоциями.

    Теория эмоций Джеймс-Ланге

    Теория Джеймс-Ланге, утверждает, что событие, вызывает физиологическое возбуждение, а потом мы интерпретируем это возбуждение. Только после нашего толкования возбуждение мы можем испытывать эмоции. Если возбуждение мы не заметили, не думали о нем, блокировали, то мы не будем испытывать никаких эмоций на основе этого события. К примеру. Вы, идете по темному скверу, поздней ночью. И вдруг слышите шаги позади вас, начинаете дрожать, сердце начинает биться быстрее, и дыхание сбивается, вы покрываетесь липким потом. Почувствовали и испугались. Т.е человек сам заметил эти физиологические изменения в организме, и интерпретировал их как подготовку тела к страшной ситуации, или столкновения со страшным объектом. И уже затем, вы испытываете страх.

    Теория эмоций Кэнна-Барда

    Эта теория утверждает, что мы испытываем физиологическое возбуждение и эмоциональное в то же самое время, но он не придает никакого внимания на роли и внешнему поведению в этом процессе. Пример все тот же. Вы идете поздно ночью по темному скверу, поздно ночью.И вдруг слышите шаги позади вас, начинаете дрожать, сердце начинает биться быстрее, и дыхание сбивается, вы покрываетесь липким потом. А в то же время, как происходят физиологические изменения, одновременно с этим, вы испытываете чувство страха.

    Теория Шахтер-Зингера

    По этой теории, сами события вызывают физиологическое возбуждение в первую очередь. Затем, вы должны определить причину этого возбуждения, и только тогда вы сможете ощутить страх, или другую эмоцию Вы идете поздно ночью по темному скверу, поздно ночью. И вдруг слышите шаги позади вас, начинаете дрожать, сердце начинает биться быстрее, и дыхание сбивается, вы покрываетесь липким потом. Обнаружив, что возбуждены, вы понимаете, что это связана с тем, что вы идете в темноте в одиночку. А такое поведение является опасным, и поэтому, вы чувствуете эмоцию страха.

    Оценочная теория эмоций

    Эта теория утверждает, что мысль должна предшествовать любой эмоции или физиологическому возбуждению. Другими словами, вы должны сначала подумать о ситуации, прежде чем можете испытать эмоции. Например, вы идете поздно ночью по темному скверу, поздно ночью. И слышите шаги позади вас, и думаете, это может быть грабитель или маньяк, а потом уже появляются все перечисленные или не перечисленные проявления страха .

    Теория обратной связи лица

    По этой теории, эмоции происходят из-за изменения в наших лицевых мышцах. Другими словами, когда мы улыбаемся, мы затем испытываем удовольствие или счастье. Когда мы хмуриться, то мы испытываем грусть. Это изменение в наших лицевых мышц, и мозг создают основу наших эмоций. Так же, как есть огромное количество различных проявлений в нашем лице, так есть, неограниченное количество эмоций. К примеру, опять мы поперлись в этот сквер. И слышим шаги, сзади нас, ваши глаза расширяются, зрачки сужаются, сжимаются зубы и ваш мозг интерпретирует эти изменения лица, как выражение страха. Поэтому вы испытываете чувство страха.

    Вокруг эмоций и чувств человека сконцентрировано огромное количество разнообразных мифов. Связано это с тем, что люди плохо представляют себе их разнообразие и важность. Чтобы научиться правильно понимать друг друга, необходимо разобраться, какие виды эмоций существуют, и узнать их характеристики. Кроме того, нужно научиться отличать подлинные чувства от простой показухи.

    Что такое эмоции и чувства?

    Эмоциональная сфера человека являет собой сложное хитросплетение элементов, которые вместе позволяют переживать всё происходящее с ним и вокруг него. Состоит она из четырёх основных компонентов:

    • Эмоциональный тон – это реагирование в форме переживания, которое задаёт состояние организма. Именно оно информирует организм о том, насколько удовлетворены его текущие потребности, насколько ему сейчас комфортно. Если прислушаться к себе, то можно оценить свой эмоциональный тон.
    • Эмоции – это субъективные переживания, касающиеся ситуаций и событий, важных для человека.
    • Чувство – это устойчивое эмоциональное отношение человека к какому-то объекту. Они всегда субъективны и появляются в процессе взаимодействия с окружающими.
    • Эмоциональное состояние отличается от чувства своей слабой направленностью на объект, а от эмоции – большей продолжительностью и устойчивостью. Оно всегда запускается определёнными чувствами и эмоциями, но при этом как бы само по себе. Человек может быть в состоянии эйфории, гнева, подавленности, меланхолии и т.д.

    Видео: Психология. Эмоции и чувства

    Функции и виды эмоций

    Эмоции в большей или в меньшей мере регулируют жизнь каждого из нас. Обычно за ними признают четыре основные функции:

    • Мотивационно-регулирующая, призванная побуждать к действию, направлять и регулировать. Нередко эмоции полностью подавляют мышление в регуляции поведения человека.
    • Коммуникативная отвечает за взаимопонимание. Именно эмоции сообщают нам о психическом и физическом состоянии человека и помогают выбирать правильную линию поведения при общении с ним. Благодаря эмоциям мы может понимать друг друга, даже не зная языка.
    • Сигнальная позволяет сообщать о своих потребностях окружающим при помощи эмоционально-выразительных движений, жестов, мимики и т.д.
    • Защитная выражается в том, что моментальная эмоциональная реакция человека способна в некоторых случаях спасти его от опасностей.

    Учёными уже доказано, что чем более сложно организовано живое существо, тем богаче и разнообразнее та гамма эмоций, которую оно способно пережить.

    Эмоции и чувства

    Кроме того, все эмоции можно разделить на несколько видов. Характер переживания (приятное или неприятное) определяет знак эмоции – положительный или отрицательный. Также эмоции делятся на виды в зависимости от влияния на деятельность человека - стенические и астенические. Первые побуждают человека на действие, а вторые, наоборот, приводят к скованности и пассивности. Но одна и та же эмоция может по-разному влиять на людей или на одного человека в непохожих ситуациях. Например, сильное горе одного повергает в уныние и бездействие, а второй человек ищет утешение в работе.

    Эмоции есть не только у людей, но и у животных. Например, переживая сильный стресс, они могут менять свое поведение - становиться более спокойными или нервными, отказываться от пищи или перестать реагировать на окружающий мир.

    Также вид эмоций определяет их модальность. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость, а остальные являются лишь их своеобразным выражением. Например, боязнь, беспокойство, тревога и ужас являются разными проявлениями страха.

    Главные эмоции человека

    Как мы уже говорили, эмоции обычно бывают связаны с текущим моментом и являются реакцией человека на изменение его текущего состояния . Среди них выделяется несколько главных:

    • радость – интенсивное переживание удовлетворенности своим состоянием и ситуацией;
    • страх – защитная реакция организма в случае угрозы его здоровью и благополучию;
    • волнение – повышенная возбудимость, вызванная как положительным, так и отрицательным переживанием, принимает участие в формировании готовности человека к важному событию и активизирует его нервную систему;
    • интерес – врождённая эмоция, подстёгивающая познавательный аспект эмоциональной сферы;
    • удивление – переживание, отражающее противоречие между уже имеющимся опытом и новым;
    • обида – переживание, связанное с проявлением несправедливости по отношению к человеку;
    • злость, гнев, ярость – отрицательно окрашенные аффекты, направленные против ощущаемой несправедливости;
    • смущение – переживание за произведенное на окружающих впечатление;
    • жалость – всплеск эмоций, возникающий, когда страдания другого человека воспринимаются как свои собственные.

    Большинство из нас легко отличает эмоции другого по внешним проявлениям

    Виды чувств человека

    Чувства человека часто путают с эмоциями, но они имеют много отличий. Для возникновения чувств необходимо время, они более стойки и реже изменяются. Все их делят на три категории:

    • Моральные (нравственные или эмоциональные) чувства возникают по отношению к поведению окружающих людей или самого себя. Их развитие происходит в ходе любой деятельности и обычно бывает связано с принятыми в обществе моральными нормами. В зависимости от того, насколько происходящее соответствует внутренним установкам человека, у него появляется чувство негодования или, наоборот, удовлетворения. К этой же категории относятся все привязанности, симпатии и антипатии, любовь и ненависть.
    • Интеллектуальные чувства испытываются человеком в ходе умственной деятельности. К ним относят вдохновение, радость от успеха и стресс от неудачи.
    • Эстетические чувства человек испытывает, создавая или оценивая что-то прекрасное. Это может относиться как к предметам искусства, так и к природным явлениям.
    • Практические чувства порождает деятельность человека, её результаты, успешность или неудача.
    
    Top