Какой предстает наташа в гостях у дядюшки. Образ Наташи Ростовой методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Л.Н. Толстой известен не только как гениальный писатель, чьи произведения давно вошли в золотой фонд русской классики, но и как самобытный философ, который пытался разобраться в проблемах бытия. Всемирно известна его статья «Исповедь», посвященная поиску смысла жизни.
В период создания «Войны и мира» Толстой разрабатывал главный критерий «положительности» героя. По мнению писателя, персонаж только тогда становится положительным, когда встает на путь, ведущий к сближению с народом.
Этот путь проходят в романе все герои. Не является исключением и любимая героиня писателя Наташа Ростова.
С простым народом она сталкивается во множестве эпизодов. Одним из самых ярких является эпизод гостеприимного приема детей Ростовых их дядюшкой в деревне Михайловке. В это время Наташа уже было обручена с князем Андреем, который пребывал за границей на лечении.
Толстой рисует свою героиню как гармонично развивающуюся личность, у которой находятся в равновесии и физические, и душевный силы. Уже из первых строк седьмой главы мы узнаем, что дядюшка называет Наташу «графинюшкой». Но он не вкладывает в это слово какой-то пренебрежительности, а, на мой взгляд, подчеркивает разницу между условиями ее и его жизни. Когда она верхом подъезжает к дому дядюшки, он начинает менять свое отношение к ней. «Вот так графиня молодая… День отъездила, хоть мужчине впору, и как ни в чем не бывало!» - скажет он потом.
Отношение Наташи к простому народу проявляется уже в начале 7-ой главы. На молодую графиню сбегается посмотреть вся дворня, вслух высказывая свое мнение о ней. При этом Наташа не выражает недовольства или гнева по поводу невоспитанной челяди.
Далее, когда все трое Ростовых располагаются в кабинете дядюшки, следует еще одна, казалось бы, незначительная сцена, очень ярко дополняющая образ Наташи: «Немного погодя дядюшка вошел в казакине, синих панталонах и маленьких сапогах. И Наташа почувствовала, что это тот самый костюм, в котором она с удивлением и насмешкой видала дядюшку в Отрадном».
Этот эпизод позволяет нам понять, что героине не чуждо ничто народное. Она, попадая в такую обстановку, может органично с ней сливаться.
Наташе нравится все, что она видит. Она пробует то, что приготовила Анисья Федоровна. Ей «так весело было на душе, так хорошо в этой новой для нее обстановке, что она только боялась, что слишком скоро за ней приедут дрожки».
Следующая сцена, показывающая близость Наташи Ростовой к народу, - это сцена игры на балалайке Митьки- кучера. Услышав звуки «Барыни», она раз сто просит кучера снова сыграть эту мелодию, сопровождая игру восклицаниями «отлично», «прелесть».
Искренность ее мнения подчеркивается примечанием писателя о реакции на звуки балалайки Николая Ростова. Он «с некоторым невольным пренебрежением» сказал «хорошо, «отлично», «как будто ему совестно было признаться в том, что ему очень были приятны эти звуки». Таких чувств не могла испытывать Наташа. Она, напротив, упрекнула брата за тон, в котором он высказывался.
Кульминационным моментом эпизода является сцена танца Наташи под гитару. Толстой пишет: «Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой–француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы…? Но дух и приемы эти были те самые… русские, которых и ждал от нее дядюшка». Увидев это, Анисья Федоровна прослезилась, «глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей… графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».
Помимо «мысли народной», которая получает развитие в данном эпизоде, намечается здесь и «мысль семейная», которая найдет воплощение в конце романа. Она проявляется в размышлениях Наташи о ее будущем муже Андрее Болконском, о том, как он отнесся бы к такому сближению с народом. Героиня приходит к заключению, что князь Андрей, бесспорно, одобрил бы такое поведение Наташи.
В эти рассуждения Наташи Ростовой Толстой вкладывает мысль о том, что супруги должны жить и мыслить одинаково. Такого единения Наташа добьется только в браке с Пьером Безуховым, чьи жизненные идеалы были близки идеалам Наташи.
Таким образом, мы с полной уверенностью можем сказать, что в данном эпизоде Наташа Ростова гармонично сливается с народом, его духом и традициями. А это, по мысли писателя, приносит огромное счастье, подтверждением чего станут размышления Наташи на обратном пути из дядюшкиной деревни: «.. Никогда уже я не буду так счастлива, спокойна, как теперь».
За холодной ключевой,
Кричит, девица, постой! —
Играл дядюшка, сделал опять ловкий перебор, оторвал и шевельнул плечами.
— Ну, ну, голубчик, дядюшка, — таким умоляющим голосом застонала Наташа, как будто жизнь ее зависела от этого. Дядюшка встал, и как будто в нем было два человека — один из них серьезно улыбнулся над весельчаком, а весельчак сделал наивную и аккуратную выходку перед пляской. — Ну, племянница! — крикнул дядюшка, взмахнув к Наташе рукой, оторвавшей аккорд. Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движенье плечами и стала. Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, — этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de châle давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею. Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке. — Ну, графинечка, чистое дело марш! — радостно смеясь, сказал дядюшка, окончив пляску. — Ай да племянница! Вот только бы муженька тебе молодца выбрать, чистое дело марш! — Уж выбран, — сказал, улыбаясь Николай. — О? — сказал удивленно дядюшка, глядя вопросительно на Наташу. Наташа с счастливой улыбкой утвердительно кивнула головой. — Еще какой! — сказала она. Но как только она сказала это, другой, новый строй мыслей и чувств поднялся в ней. «Что́ значила улыбка Николая, когда он сказал: „уж выбран“? Рад он этому или не рад? Он как будто думает, что мой Болконский не одобрил бы, не понял бы этой нашей радости. Нет, он бы все понял. Где он теперь?» — подумала Наташа, и лицо ее вдруг стало серьезно. Но это продолжалось только одну секунду. «Не думать, не сметь думать об этом», — сказала она себе и, улыбаясь, подсела опять к дядюшке, прося его сыграть еще что-нибудь. Дядюшка сыграл еще песню и вальс; потом, помолчав, прокашлялся и запел свою любимую охотницкую песню:Как со вечера пороша
Выпадала хороша...
Наташа Ростова - одна из самых любимых героинь Л. Н. Толстого. Образ ее многогранен. Раскрывая его, писатель ставил своей целью показать всю красоту и неординарность души Наташи, богатство ее внутреннего мира. В контексте романа о «войне народной» Толстой акцентировал в своем женском идеале именно черту народности, показывая истинно русский характер Наташи. Она воспитывалась в семье, для которой характерна была близость к народу, к природе. Выросшая в простоте, девочка «умела понять все то, что было... во всяком русском человеке». Особенно ярко народность характера Наташи проявляется в гостях у дядюшки.
В первых же слов описания двора и дома хозяина мы попадаем в простой, трогательный, истинно русский мир. Простодушная дворня удивлена видом женщины верхом на коне: «...Многие, не стесняясь ее присутствием, подходили к ней, заглядывали ей в глаза и при ней делали о ней свои замечания...». Такие естественные проявления чувств и эмоций резко контрастируют с этикетом, принятым в светских салонах на французский манер. В связи с этим хочется отметить, что почти все диалоги представителей высшего света писатель дает на французском языке, что создает атмосферу некоторой неуютности, холодности. В то время как для народного бытописания он использовал живой, образный язык.
Так же естественно в своей легкой неприбранности и жилье дядюшки: «...не видно было, чтобы цель живших людей состояла в том, чтобы не было пятен...». Несколько раз писатель упоминает о запахах, присущих этому жилищу: «в сенях пахло свежими яблоками... », «в кабинете слышался сильный запах табаку и собак ».
Толстой противопоставляет жизнь поместного дворянства, естественного в своих проявлениях, близкого к простому народу, полной условностей и напыщенности жизни высокомерного светского общества. Видим мы это и из сцены появления переодетого дядюшки: «...этот самый костюм, в котором она с удивлением и насмешкой видала дядюшку в Отрадном,- был настоящий костюм, который был ничем не хуже сюртуков и фраков».
Примечательно и настроение героев, которых охватило беспричинное веселье, что, опять же, правилами высшего общества не поощряется.
Мастерски сумел передать Толстой и особую прелесть настоящей русской красавицы Анисьи Федоровны: «...толстая, румяная, красивая женщина лет сорока, с двойным подбородком и полными румяными губами». И все, чего касались ее руки, «отзывалось сочностью, чистотой, белизной и приятной улыбкой». По-крестьянски просты и блюда, поданные гостям: «травник, наливки, грибки, лепешечки... сотовый мед... яблоки, орехи...».
Очень кратко, но емко описывается жизнь дядюшки, который «имел репутацию благороднейшего и бескорыстнейшего чудака», пользующегося уважением во всей округе. И опять невольно вспоминаются напыщенные, честолюбивые представители светского общества - стяжатели и карьеристы в большинстве своем.
Мила привычка дядюшки - слушать после охоты игру дворового Митьки на балалайке. Писатель тонко подметил, как Николай Ростов, тяготеющий к высшему свету, похвалил игру Митьки «с некоторым невольным пренебрежением, как будто ему совестно было признаться в том, что ему очень были приятны эти звуки». А Наташе «эта песня казалась... в эту минуту верхом музыкальной прелести». И уже абсолютный восторг у всех вызвала игра самого дядюшки на гитаре: «запел в душе у Николая и Наташи мотив песни» (русской песни!). «Анисья Федоровна закраснелась», а взгляд самого дядюшки, грубоватого по сути своей мужчины, стал «вдохновенным». Впечатлительная Наташа решает оставить игру на арфе и учиться играть на гитаре. Ее пленила манера пения дядюшки, который «пел так, как поет народ», оттого его напев и был так хорош. И, конечно, кульминационным моментом этого эпизода является русский народный танец в исполнении Наташи. «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала... этот дух, откуда взяла она эти приемы,., те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские...»
Лев Толстой восхищается своей героиней, многогранностью ее самобытного характера, отсутствием в ней фальши, наигранности. Она - сама искренность, непосредственность, истинная дочь своего народа. Это восхищение передается и читателю, мы вместе с автором любуемся Наташей, чей образ так ярко раскрыл великий писатель.
Что это? я падаю! у меня ноги подкашиваются» , — подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты или спасены пушки. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, — совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!.. »
- Описание дуба
На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.
"Весна, и любовь, и счастие!" - как будто говорил этот дуб. - И как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман. Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они - из спины, из боков; как выросли - так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам".
Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.
"Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!" Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом, возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, и пришел к тому же прежнему успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.
III. Описание дуба
"Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны,- подумал князь Андрей. - Да где он",- подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя - ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. "Да это тот самый дуб", - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое, укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна - и все это вдруг вспомнилось ему.
"Нет, жизнь не кончена в 31 год,- вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!"
IV. Танец Наташи
Наташа сбросила себя платок, который был, накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала.
Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала,- эта Графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой,- этот дух, откуда взяла она эти приёмы, которые танцы с шалью давно бы должны были вытеснить? Но дух и приёмы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от неё дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил, было, Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошёл, и они уже любовались ею.
Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисия Фёдоровна, которая тотчас подала её необходимый для её дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тётке, и в матери, и во всяком русском человеке.
Глава 7, часть 4, том 2
Если спросить у читателя, какой том романа «Война и мир» ему особенно понравился, то он, без всякого сомнения, ответит: второй. Этот том отличается какой-то особой духовностью, мы попадаем в теплую атмосферу дома Ростовых, всегда полного гостей, участвуем в их семейных праздниках, музыкальных вечерах, чувствуем, какие нежные и добрые отношения царят между родителями и детьми.
Здесь как нельзя кстати приходится фраза французского писателя, в которой он утверждал, что самой большой в мире роскошью является роскошь человеческого общения.
В этом плане особенно показательная седьмая глава четвертой части, в которой изображаются молодые Ростовы: Николай, Наташа и Петя, которые возвращаются с охоты и останавливаются для отдыха в доме небогатого помещика, дальнего родственника их семьи, который владел лишь небольшой деревенькой Михайловкой.
Молодежь называет его дядюшкой, да и Толстой не зовет его иначе. У этого героя нет в романе имени, может быть потому, что в его лице автор изображает яркого представителя народа. Эту мысль подтверждает и знакомство с характером дядюшки. Он очень любит охоту, вот он летит на лошади за зайцем, затем, когда его пес Ругай этого зайца сбивает, дядюшка потряхивает зверюшкой, чтобы с нее стекла кровь.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Он очень доволен, ведь охота оказалась удачной. Потом Ростовы гостят у дядюшки, дом которого явно отличается от тех условий, к которым они привыкли. Стены дома увешаны шкурами убитых зверей, вокруг старая, местами ободранная мебель, порядка нет, но и запущенность тоже не наблюдается, зато вкусно пахнет яблоками. Однако Ростовым не важна обстановка, они чувствуют добрую атмосферу этого дома и наслаждаются ею. Они с удовольствием танцуют, слушают музыку.
В седьмой главе нет сюжета как такового. На первый взгляд, эта глава кажется вполне рядовой, но на самом деле она выполняет очень важную функцию в композиции второго тома. Здесь прослеживается нерасторжимая связь любимых героев Толстого с народом. Эта связь чувствуется в тот момент, когда Наташа и Николай слушают народную музыку и приходят от нее в восторг. А ведь они воспитаны на утонченной европейской музыке, которая исполняется на клавикордах, и при этом им близки и понятны простые народные песни. В связи с этим мы обращаем внимание и на дядюшку, который поет так, как поет народ, просто, наивно полагая, что весь смысл в песне заключен только в словах, а напев приходит сам собой, отдельного напева не бывает и нужен он только для того, чтобы песня была складной.
Смутную грусть навевает на нас концовка седьмой главы. Наташа беседует с Николаем на подъезде к Отрадному. Несмотря на то, что вокруг сырая и темная ночь, у героев приподнятое настроение, на душе у них радостно и светло. Им вспоминается дядюшка, его гостеприимный дом, охота, песни. Но Наташа чувствует, что такой счастливой и спокойной, как теперь, она уже больше не будет.
Наташа и Николай подъезжают к дому, его окна мягко мерцают в мокром бархате ночи, а в гостиной горит огонь. От этих слов веет теплотой поэзии, как и от всей главы. Ростовы пережили в гостях у дядюшки лучшие моменты своей жизни, которые надолго останутся в их памяти. И нам созвучны их чувства.
Обновлено: 2012-05-02
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.