Крым памятник затопленным кораблям. Памятник затопленным кораблям (Севастополь)

Памятник затопленным кораблям - мемориальный памятник в городе Севастополь (Крым). Является одним из главных символов города и его популярных достопримечательностей.

Монумент находится в Севастопольской бухте и посвящен героической, Первой обороне Севастополя. Сооружен в 1905 г. в честь 50-летия обороны города в период с 1854 по 1855 гг. во время Крымской войны. Тогда в бухте для сдерживания англо-французского флота по указу выдающегося адмирала Павла Степановича Нахимова было затоплено более 10 судов, а после того, как обороняющиеся покинули Южную бухту, был затоплен весь оставшийся флот.

Памятник представляет собой мемориальную колонну, которая возвышается на небольшом каменном острове в 20 м. от набережной. Высота памятника вместе с постаментом - 16,7 м. На вершине колонны установлена фигура двуглавого орла, в клюве которого - траурный венок с якорем. На груди орла изображен щит со святым Георгием Победоносцем. На постаменте памятника барельеф с затопленными кораблями.

Если вы попадете на набережную Приморского бульвара, обязательно полюбуйтесь на памятник затопленным кораблям в . Он установлен на искусственной скале из гранита в нескольких метрах от берега. Сооружение представляет собой колонну, на вершине которой восседает двуглавый орел из бронзы, увенчанный короной, размах его крыльев 2,67 м. Смотрит величественная птица в сторону моря.

Авторы: скульптор Амандус Адамсон, архитектор В. А. Фельдман, военный инженер О. И. Энберг. С 1969-го года изображение достопримечательности красуется на гербе города-героя, а с 2000-го – и на флаге Севастополя.

Напротив памятника на берегу установлены два якоря от затопленных кораблей и памятная доска, сообщающая, что в 1905 году здесь царскими войсками были расстреляны матросы крейсера «Очаков». Поэтому и стена называется «расстрельной».

История памятника затопленным кораблям

Открытие монумента состоялось в 1905 году. Его установили в честь 50-летней годовщины .
События, в честь которых поставили памятник, разворачивались во время Крымской войны. В те дни (середина XIX века) бои шли на нескольких морях, в том числе на Белом, Баренцевом и побережье Камчатки. Однако именно в Крыму сражения стали самыми жестокими, а противостояние самым продолжительным.

Российской империи пришлось вступить в противостояние с армией коалиции, состоявшей из британских и французских войск. На стороне союзников сражались также королевство Сардиния и Османская империя.

В сентябре 1854 года флот врагов грозил подойти вплотную к берегам крымского города. Тогда командир российского корабля «Селафаил» капитан А.А. Зарин озвучил идею — затопить перед входом в бухту часть устаревших судов. Первым он предложил пустить на дно свой корабль.

Через два дня потопили семь единиц флота. Всего же за годы Крымской войны на дно легло около двух десятков русских кораблей. Их мачты, выступавшие над волнами, не пускали врагов в бухту. Экипажи при этом, с пушками и снаряжением, сошли на берег и героически сражаться на бастионах и редутах города.

Выдержал революцию, войну и землетрясение

После революции 1917 года по стране прошла волна смены памятников, напоминающих об императорском прошлом. Однако бронзового двуглавого орла, всматривающегося в морскую даль с колонны, никто не тронул. Впрочем, как-то раз прозвучало предложение вместо короны водрузить над головой у птицы пятиконечную звезду.

Памятное сооружение устояло во время землетрясений 1927 года в Крыму, не получило повреждений и в годы Великой Отечественной войны, хотя сам город был практически разрушен.

Как добраться до памятника затопленным кораблям?

Место это знаковое, сердце Севастополя. Здесь полно исторических и памятных мест, всегда много людей. Поэтому общественный транспорт ходит активно, а вот найти место для парковки автомобиля довольно сложно. Чтобы посмотреть памятник затопленным кораблям в Севастопольской бухте, необходимо добраться до центра города. Затем от площади Нахимова нужно пройти пешком в сторону моря. При среднем темпе ходьбы вам понадобится всего несколько минут.

Близ памятника затопленным корабля находится драконий мостик (мост влюбленных), солнечные часы, мемориал «С пользой и во славу России». Всего в нескольких минутах ходьбы от берега расположены такие популярные достопримечательности Севастополя как.

Хобби севастопольского преподавателя физики и математики Владимира Салтанова — Памятник затопленным кораблям. Он всесторонне изучает главный символ Севастополя — от истории его создания до количественных характеристик. Причем делает он это не только по книгам, справочникам и путеводителям, но и на основе самостоятельных практических исследований. Версию истории памятника В.Салтанова мы представляем сегодня читателям «Севастопольской газеты».

Что вы знаете о главном символе Севастополя — Памятнике затопленным кораблям? Каковы общая высота монумента, расстояние от берега, размер колонны? И, вообще, скульптурное изображение какой именно птицы венчает знаменитый рукотворный севастопольский символ? Эти и другие вопросы севастопольский преподаватель физики и математики В.Салтанов неоднократно задавал жителям Севастополя и выяснил следующее: большинство опрошенных имеют об этом весьма расплывчатое представление.

О том, что памятник связан с событиями Первой обороны Севастополя, как правило, верно отвечает большинство опрошенных, но вот в деталях... Оказывается, далеко не все уверены в том, что колонну венчает изображение орла. Некоторые, например, считают, что это чайка.

А вот сколько метров от берега до памятника? Какие только цифры не называют экскурсоводы: 10 метров, 15, 12, 25! В.Салтанов не поленился и измерил расстояние лично… Впрочем, не будем забегать вперед, а расскажем обо всем по порядку.

Тема настолько увлекла В.Салтанова, что он принялся изучать памятник со всей серьезностью настоящего исследователя и продолжает делать это уже много лет. И вот что выяснил.

Чтобы помнили

В канун 50-летнего юбилея Первой обороны города в России было решено воссоздать картину защиты Севастополя и превратить былые места сражений в огромный мемориальный комплекс, который должен был напоминать потомкам о том, как «...русская армия и флот в 11-месячной тяжкой борьбе задерживали нашествие грозной союзной силы».

В 1899 году был образован специальный комитет по восстановлению памятников Севастопольской обороны, который возглавил сам Великий князь Александр Михайлович — сын младшего брата императора Александра II, Великого князя Михаила Николаевича, участника обороны Севастополя, заслужившего Георгиевский крест в Инкерманском сражении.

5 августа 1903 года газета «Крымский Вестник» в статье, посвященной 50-летию Севастопольской обороны, писала: «Государю-Императору благоугодно было назначить празднование юбилея Севастопольской обороны осенью 1904 года... В самом городе, на берегу бухты у Приморского бульвара, разбитого на месте бывшей Николаевской батареи, будут отмечены два события обороны — переправа гарнизона через рейд и преграждение входа в Севастопольскую бухту...»

К тому времени комитет уже рассматривал различные предложения, связанные с возведением монумента, посвященного (ну, если по сути) заграждению севастопольского фарватера.

В архиве Музея ЧФ РФ и по сей день хранятся два проекта памятника, разработанные до 1901 года. Авторы одного из них — севастопольский архитектор A.Вейзен, инженеры Ф.Еранцев и Г.Долин, другого — начальник инженерной службы Севастопольской крепости инженер-подполковник Ф.Энберг.

A.Вейзен планировал возвести «Общий знак обозначения линии затопления кораблей» на берегу, на существующем и сейчас полукруглом «пятачке» над морем. После чего, вероятно, и возникла идея монумента. Таким образом, спустя 50 лет после обороны 1854-1855 гг. в память о затоплении кораблей на второй линии заграждения, недалеко от бывшей Николаевской батареи, в море в десяти греческих саженях от берега был возведен монумент.

Со стороны набережной его восьмигранный пьедестал украсила небольшая (50х75 см) бронзовая картина, на которой величественно и грозно скрещивают мачты идущие на дно корабли.

Памятникъ затопления кораблей

Тогда же родилось и первое название — «Памятникъ затопления кораблей». Именно так он упомянут в сообщении строительной комиссии, которая объявила о полном завершении работ 29 июля 1905 года. С этого времени новые путеводители упоминают монумент на своих страницах.

Правда, вначале, не решаясь использовать какое-либо определенное название, писали просто: «Вблизи яхт-клуба, у Приморского бульвара, на искусственно сделанном из гранита островке высится 9-саженной высоты гранитная колонна, увенчанная орлом, в память затопления кораблей Черноморского флота в 1854 г. для заграждения входа в Севастопольскую бухту неприятелю».

Было и такое «полное» описание: «Памяти заграждения фарватера затопленными кораблями, начало которого мы сделали еще 11-го сентября 1854 г., поставлен в воде против центральной части бульвара подобающий монумент».

В путеводителе по Крыму 1914 года уже есть фотография с подписью: «Памятник затопленным кораблям» и лаконичный рассказ: «В нескольких саженях от берега, на отдельной скалке колонна — памятник кораблям, затопленным 11 сентября 1854 г.».

Справедливости ради отметим, что Ф.Энберг нашел более оригинальное решение. Он предложил установить в море два белокаменных обелиска. Один недалеко от набережной Приморского бульвара, другой вблизи Константиновского равелина. Ближайший к Приморскому бульвару обелиск увенчан двуглавым орлом, который, склонив обе головы, держит в клювах венок. При этом нижняя часть венка свисает ниже капители. Орел как бы опускает венок на воду бухты. На берегу, там, где сейчас стоит подпорная стена с якорями, автор предлагал выстроить павильон с двумя статуями.

В свое время именно этот проект и был отправлен в столицу на высочайшее утверждение.

К лету 1901 года его с некоторыми обязательными к исполнению поправками вернули в Севастополь. Архитектор В.Фельдман, следуя замечаниям, внес существенные изменения в проект: он заменил квадратную колонну на круглую и предложил воздвигнуть ее на искусственной скале, выступающей из моря.

Кстати, около 30 лет назад дочь Ф.Энберга Рогнеда Вундер передала Национальному музею героической обороны и освобождения Севастополя фотографию этого проекта. На фотографии надпись: «Акварель Фельдмана, 23 мая 1903 г.», а на самом рисунке видно, что над капителью колонны как бы парит двуглавый орел, несущий в клювах венок и якорь на цепи (одним клювом орел держит венок, а другим поддерживает цепь с якоря).

Три в одном

Амандус Адамсон
Однако севастопольцы привыкли связывать Памятник затопленным кораблям с именем эстонца Амандуса Адамсона. Долгое время севастопольским исследователям памятника не было известно о каких-либо свидетельствах того, что А.Адамсон когда-либо бывал в Севастополе. И вот относительно недавно (в 2011 году) краткую информацию об этом В.Салтанову удалось прочитать в архивном экземпляре газеты «Крымский Вестник».

Напомним, А.Адамсон — автор памятника «Морякам броненосца «Русалка» (Таллин, 1902), в создании которого признанный художник и скульптор проявил себя как мастер монументального искусства. К тому же он — действительный член Академии художеств, в списке работ которого и «Памятник затопления кораблей в Севастополе». Таким образом, можно с уверенностью сказать, что у Памятника затопленным кораблям три главных автора: военный инженер Фридрих Оскар (Оскар Иванович) Энберг, архитектор Валентин Августович Фельдман и скульптор Амандус Генрих (Аманд Иванович) Адамсон.

Именно эти авторы упомянуты на аннотационной доске, украшающей верхнюю кромку подпорной стены напротив Памятника затопленным кораблям: «Чугунный барельеф установлен 16.10.2005 г. Севастопольским эстонским национально-культурным обществом во главе с Эрихом Рихардовичем Каллингом к 100-летию со дня сооружения памятника и 150-летию со дня рождения А.Г. Адамсона».

Непобежденный

Интересное обстоятельство: памятник уцелел, пережив революцию 1917 года. Каким образом? В то время монумент получил очередное наименование: «Колонна памяти погибшим морякам». За всю историю в справочниках, путеводителях и периодической литературе у памятника встречается более 10 различных названий. Правда, движимые благими побуждениями, борцы с пережитками прошлого предлагали заменить над орлом императорскую корону на звезду с электроосвещением.

Вполне возможно, что именно тогда с короны сняли крест. Да, революционный «ветер перемен» был тогда посерьезнее землетрясения 1927 года, которое монумент тоже выдержал.

Другой удивительный факт: несмотря на самое опасное расположение, Памятник затопленным кораблям каким-то непостижимым образом выстоял в горниле Великой Отечественной и в мае 1944 года встретил освободителей. И это, заметьте, при том, что рано утром 22 июня 1941 года, между монументом и берегом взорвалась одна из первых неконтактных мин, сброшенных в Севастопольскую бухту. Другая, неразорвавшаяся, была обнаружена водолазами рядом с этим местом в июле 2005 года. А 9 мая 1944 года передовые отряды Красной Армии, подойдя к набережной Приморского бульвара, увидели в море не только чудом уцелевший памятник, но и горящий рядом с ним немецкий танкер «Продромос». На многих фотографиях того времени хорошо виден громадный шлейф черного дыма, который вырывался из подбитого фашистского танкера, лежащего у подножия Памятника затопленным кораблям.



Таинственная вуаль

Еще один необъяснимый факт: в это трудно поверить, но у всемирно известного памятника до недавнего времени не было ни одного достоверного описания. Если читать путеводители, справочники и более серьезную краеведческую литературу, создается впечатление, что наш монумент наглухо закрыт какой-то таинственной вуалью.

Может быть, как раз поэтому практически во всех описаниях присутствуют ошибки и неточности. Сами по себе они уже стали историей и даже своеобразной литературной достопримечательностью.

Еще одна загадка кроется в следующем: только со стороны моря открываются главные детали оригинальной скульптурной композиции. Если от закругленного выступа набережной смотреть на орла сбоку, то хорошо видно, что головы его вовсе не склонены и венок опирается на капитель. К верхней же части венка прикован висящий на цепи морской якорь. По отношению к зрителю, смотрящему со стороны бухты, левая половина венка сложена из лавровых листьев, которые символизируют славу, победу, триумф, очищение, а правая — из дубовых листьев с желудями, которые также символизируют славу, силу, стойкость, зрелость, потенциальные возможности и уверенность в своих силах. Увенчанный большой императорской короной с изображением Георгия Победоносца на груди, могучий орел чествует героев и он... обращен к морю.

Поэтому в сознании тех, кто смотрит на него со стороны Севастопольской бухты, возникает простое и красивое определение: Памятник затопленным кораблям — торжественный Монумент Славы. Со стороны набережной верхнюю часть пьедестала украшает бронзовый барельеф, изображающий затопление кораблей. В правом нижнем углу подпись автора: «А.Адамсонъ Скульп. 1904». Ниже барельефа на гранитных плитах пьедестала высечены слова: «Въ память кораблей, затопленныхъ въ 1854 и 1855 гг. для заграждения входа на рейдъ».


На фото 1963 года видно основание памятника

А теперь работа над возможными ошибками. Итак, общая высота памятника — 16,7 м, высота колонны — 7,1 м, средний диаметр колонны — 0,95 м, размах крыльев орла — 2,67 м.

На вершине скалы с противоположных сторон встроены два гранитных барельефа. На левом изображено число «1854», на правом — «1855».

Со стороны моря раньше была закреплена выступающая из морских волн бронзовая мачта парусного корабля. Чтобы убедиться в том, что все это именно так, В.Салтанову пришлось не однажды вскарабкиваться на искусственную скалу памятника, демонстрируя поистине чудеса скалолазания в попытках заснять тот самый, необходимый ему фрагмент.

А чтобы убедиться в том, что от берега до памятника на самом деле 23 метра (10 саженей), стоит, как настоящий исследователь, попробовать преодолеть это расстояние вплавь. Кстати, у В.Салтанова получилось на полметра больше!?

Слушала и запоминала Евгения ЩЕРБАКОВА

Символ Севастополя - Памятник затопленным кораблям. Фото crimea-voyage.info.

Facebook

Twitter

Заграждение фарватера

В начале Крымской войны, после неудачного для русской армии Альминского сражения, реальная угроза нависла над Севастополем. Для предотвращения прорыва неприятельского флота на внутренний рейд, по приказу главнокомандующего князя А.С. Меншикова были затоплены устаревшие парусные суда на входе в Севастопольскую бухту.

Вспоминая ту "Предмировую" войну и затопление кораблей Черноморского флота, чаще всего называют дату 11(23) сентября 1854 года, когда на траверзе Константиновской и Александровской батарей стали на дно корабли "Варна", "Силистрия", "Селафаил", "Три святителя", "Уриил" и два фрегата: "Сизополь" и "Флора". Но после осенне-зимних штормов, вследствие частичного разрушения этой преграды, в ноябре-декабре пришлось дополнительно затопить корабль "Гавриил" и корвет "Пилад". Так общее число парусных судов на линии заграждения достигло девяти.

А 13(25) февраля 1855 года на дно Севастопольской бухты между Михайловской и Николаевской батареями стали корабли "Двенадцать апостолов", "Ростислав", "Святослав" и фрегаты "Кагул" и " Мессемврия". Через трое суток, 16(28) февраля, к ним присоединился фрегат "Мидия". Так, шестью судами была образована вторая линия заграждения.

Команды 15 затопленных военных судов пополнили ряды защитников севастопольских бастионов.

Многие факты говорят о том, что вопрос защиты Севастопольской бухты обсуждался задолго до начала военных действий. Поэтому ещё с 1853 года начали проводить различные мероприятия по проверке эффективности береговых батарей. В августе 1854 года для этой цели пожертвовали одним старым купеческим бригом. Пользуясь попутным ветром, на нём поставили паруса, закрепили руль и пустили его плыть под выстрелами всех береговых орудий. Но каково же было всеобщее удивление, когда судно получило только незначительные повреждения, а в фортах от учащённых выстрелов, наоборот, появились заметные трещины... Так пришли к не простому, но самому разумному выходу из создавшегося положения: в помощь береговым батареям поперёк фарватера поставить на дно устаревшие парусные суда.

С одной стороны, мысль правильная, а с другой... топить свои собственные корабли страшно даже подумать. Поэтому окончательная формулировка такого решения требовала не столько тактической мудрости, сколько мужества и решительности.

9 сентября на военном совете начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал Корнилов предложил выйти в море и всеми силами атаковать корабли противника, а в случае неудачи сцепиться на абордаж и умереть со славой, взорвав себя и часть неприятельского флота. Но командир линейного корабля "Селафаил" капитан 1-го ранга Зорин решился высказать иную точку зрения. Он предложил затопить поперёк входа в бухту часть старых судов, а моряков свести на берег, и там, на бастионах, защищать Севастополь. С этим предложением согласились многие, в том числе и командир эскадры вице-адмирал Павел Степанович Нахимов.

Эффективность такого действия признал и неприятель:

Если бы русские не заградили вход в Севастопольскую бухту, затопив пять своих кораблей и два фрегата, я не сомневаюсь, что союзный флот после первого же выдержанного им огня проник бы туда с успехом и вступил бы из глубины бухты в сообщение со своими армиями, – писал командовавший французским флотом вице-адмирал Гамелен.

Ключом к быстрой и лёгкой победе была Севастопольская бухта. Но даже явное преимущество нападавших не могло принести им успеха. Предпринятая ими морская атака севастопольских батарей закончилась конфузом, многие их корабли получили серьёзные повреждения и поспешили оказаться вне досягаемости выстрелов русских бомбардиров.

Позднее для захвата бухты англичане придумали более радикальное средство... Трудно судить, какой бы мог быть толк от их изобретения, и не получили бы они так же "по ушам" как в контрминной войне, однако на этот раз вмешалась сама природа. 2 ноября во время шторма ушёл на дно винтовой пароход "Принц", который вёз секретное оружие для подрыва затопленных русских судов, заградивших вход в Севастопольскую бухту.

Но как это ни покажется странным, самую большую опасность представляли не вражеские корабли и даже не их "секретное оружие", а то искреннее и честное, но всё же ошибочное убеждение, что корабли в бухте вообще не нужно было топить. Некоторые исследователи даже после войны придерживались того мнения, что заграждение фарватера затопленными кораблями было ошибкой.

Поэтому надо отдать должное главнокомандующему князю Меншикову, что он настоял именно на таком поистине спасительном решении.

Не будем забывать, что целью англо-франко-турецкой коалиции был захват всего Крыма. И падение Севастополя в начале кампании делало этот план не таким уж фантастическим.

Без преувеличения можно сказать, что заграждение фарватера существенно уменьшило возможности противника и явилось первым решающим фактором, повлиявшим на ход войны. Многократно превосходящий по силе и возможностям неприятельский флот значительно утратил своё опасное преимущество без единого выстрела и практически без потерь с нашей стороны.

Затопленные корабли меньше всего заслуживали быть названными потерей. Именно они в обороне больше всех и участвовали, закрыв путь к победе всему неприятельскому флоту.

Когда через 349 дней после начала обороны русское героическое войско оставило южную сторону, неприятельские армии, доведённые за время осады до крайнего морально-психологического истощения, о Крыме уже не мечтали. И европейские политики были вынуждены отказаться от своих "наполеоновских" планов.

11 месяцев слабо укреплённый город сковывал многократно превосходящие силы противника. О беспримерном героизме державших оборону доблестных воинах с уважением писали газеты даже тех государств, которые всё новыми и новыми силами пытались стереть с лица земли непобедимые бастионы.

349-дневная эпопея Севастополя прославила его защитников на весь мир.

Торжественный монумент

Через 50 лет после героической обороны в память о затоплении кораблей, на второй линии заграждения, недалеко от бывшей Николаевской батареи, в море, в десяти саженях (23 м) от берега возвели монумент. Со стороны набережной его восьмигранный пьедестал украсила небольшая (50 х 75 см) бронзовая картина, на которой величественно и грозно скрещивают мачты идущие на дно корабли. Тогда же родилось и первое название: "памятникъ затопленiя кораблей". Именно так он упомянут в сообщении строительной комиссии, которая объявила о полном завершении работ 29 июля 1905 года.

С тех пор прошло больше века, и у памятника сложилась своя история, такая же удивительная и уникальная, как и сам монумент.

Например, мало кому известно, что после передачи мемориального сооружения в ведение городской управы, так до сих пор и не состоялось его торжественное открытие. Помешали далеко не праздничные события русско-японской войны и начало первой русской революции.

В 30-40-е годы Монумент получил очередное наименование: "колонна памяти погибшим морякам" (за всю историю в справочниках, путеводителях и периодической литературе у Памятника встречается более 10-ти различных названий).

Движимые благими побуждениями борцы с пережитками прошлого предлагали заменить над орлом императорскую корону на звезду с электроосвещением. Возможно, именно тогда с короны сняли крест и придумали легенду, что на капители памятника "бронзовый орёл держит в клюве лавровый венок".

Этот "ветер перемен" был посерьёзнее землетрясения 1927 года, которое Монумент тоже выдержал.

Другой удивительный факт: несмотря на самое опасное расположение, он каким-то непостижимым образом выстоял в горниле Великой Отечественной и в мае 1944 года встретил освободителей.

Уже в самом начале войны, рано утром 22 июня 1941 года, между Монументом и берегом взорвалась одна из первых мин, сброшенных в Севастопольскую бухту (другая, неразорвавшаяся, была обнаружена водолазами рядом с этим местом в июле 2005 года). Здесь в ходе боевых действий падали бомбы и летали снаряды. А 9 мая 1944 года передовые отряды красной армии, подойдя к набережной Приморского бульвара, увидели в море не только чудом уцелевший Памятник, но и горящий рядом с ним немецкий танкер "Продромос". На многих фотографиях того времени хорошо виден громадный шлейф чёрного дыма, который вырывался из подбитого фашистского танкера, лежащего у подножья Памятника Затопленным кораблям.

Обратимся к монументу

Стоя на берегу, хорошо любоваться его гранитным пьедесталом и семиметровой диоритовой колонной, но только со стороны моря в символическом образе двуглавого орла можно увидеть, как через много лет после легендарных событий великая держава Россия чествует своих героев. В том числе и тех, чьими усилиями задача обороны Севастопольской бухты была успешно решена с уникальной экономией сил и средств.

По отношению к зрителю, смотрящему со стороны бухты, левая половина венка сложена из лавровых листьев, которые символизируют славу, победу, триумф, очищение, а правая – из дубовых листьев с желудями, которые также символизируют славу, силу, стойкость, зрелость, потенциальные возможности и уверенность в своих силах.

Увенчанный большой императорской короной, с изображением Георгия Победоносца на груди, могучий орёл чествует героев.

Он обращён к морю. Поэтому, в сознании тех, кто смотрит на него со стороны Севастопольской бухты, возникает простое и красивое определение: памятник Затопленным кораблям – торжественный монумент славы.

У всемирно известного мемориального сооружения три главных автора: военный инженер Фридрих Оскар (Оскар Иванович) Энберг, архитектор Валентин Августович Фельдман и скульптор Амандус Генрих (Аманд Иванович) Адамсон.

В газете "Крымский Вестник" удалось обнаружить краткое сообщение о том, что А.Г. Адамсон посетил Севастополь 25 октября 1904 года. Возможно, он привозил отлитые в Петербурге бронзовые детали Памятника и наблюдал за их установкой, ведь работы шли не только до осени 1904 года, но и после этого времени, поскольку празднества были отложены до окончания русско-японской войны, и официальная передача монумента городу состоялась только в 1905 году. Технической стороной дела руководил талантливый военный инженер, строитель Фридрих Оскар Энберг.

Волшебная каpта

В некоторых путеводителях говорится, что на памятнике Затопленным кораблям есть карта Севастопольской бухты с обозначением линий затопления кораблей.

Однако, если подплыть к памятнику и внимательно его осмотреть, никакой карты вы не увидите. Но зато на бронзовой картине, в правом нижнем углу можно заметить отчетливый автограф Амандуса Генриха Адамсона: "А.Адамсонъ Скульп. 1904".

Амандус Генрих Адамсон

В некоторых источниках говорится, что "автор памятника долгое время оставался неизвестным. Лишь в 1949 году в Центральном государственном историческом архиве города Ленинграда был обнаружен список произведений известного эстонского скульптора Амандуса Адамсона (1855-1929), составленный им самим, в связи с избранием его действительным членом Академии художеств. В этом списке указан и памятник затопленным кораблям".

Видимо, кому-то проплыть 20 метров от набережной и подняться на высоту 7 метров над уровнем моря было сложней, чем добраться до ленинградского архива.

Описание памятника Затопленным кораблям

Всемирно известный Монумент создан по проекту скульптора академика А.Г.Адамсона, архитектора В. А. Фельдмана и военного инженера Ф. О. Энберга. Он представляет собой стоящую в море, в 23 метрах от набережной искусственную гранитную скалу с выступающим из неё в сторону набережной восьмигранным пьедесталом, на вершине которого возвышается светло-серая диоритовая колонна коринфского ордера с обращённым в сторону моря бронзовым орлом на капители.

Фото Р. Мустафина 2009г.

Двуглавый орёл, увенчанный большой императорской короной, расправив могучие крылья, держит в клювах венок с якорем (висящий на цепи морской якорь прикован к верхней части сложного венка из лавровых и дубовых листьев). На груди орла – щит с рельефным изображением Святого Георгия Победоносца.

База колонны, её капитель и вся скульптурная композиция, венчающая колонну, также как и орёл выполнены из бронзы.

Со стороны набережной верхнюю часть пьедестала украшает бронзовый барельеф, изображающий затопление кораблей. В правом нижнем углу подпись автора: "А. Адамсонъ Скульп. 1904". Ниже барельефа на гранитных плитах пьедестала высечены слова: "Въ память кораблей затопленныхъ въ 1854 и 1855 г.г. для загражденiя входа на рейдъ". Общая высота памятника – 16,7 м, высота колонны – 7,1 м, средний диаметр колонны – 0,95 м, размах крыльев орла – 2,67 м.

На вершине скалы, с противоположных сторон встроены два гранитных барельефа. На левом – изображено число "1854", на правом – "1855".

Со стороны моря раньше была закреплена выступающая из морских волн бронзовая мачта парусного корабля.

На подпорной стене набережной напротив Монумента установлены два якоря с затопленных кораблей.

Памятник Затопленным кораблям – главный символ Севастополя, сооружён в 1905 году к 50-летию Первой героической обороны.

Севастополь-это особенный город. Уникальная атмосфера, морские пейзажи, яркое солнце-только этого уже достаточно, чтобы привлечь сюда множество туристов.
Но кроме этого город может похвастаться разнообразными архитектурными достопримечательностями, а его многочисленные памятники-рассказать о славных воинских подвигах, которыми так богата его история.

Памятник, о котором пойдет речь – яркая и любимая туристами достопримечательность Севастополя. Монумент можно без преувеличения назвать гордостью Крыма. В 1969 году он был изображен на гербе города-героя, а в 2000-на флаге.

Как добраться к памятнику?

Лучше всего начинать движение от площади Нахимова или с Приморского бульвара. Достопримечательность расположена в Артбухте. Высота монумента-более 16 метров, поэтому его отовсюду хорошо видно.

Устройство памятника

В 23 метрах от берега установлена гранитная скала. Из нее выступает величественный каменный пьедестал, на котором высится семиметровая колонна. На ее вершине сидит двуглавый орел, чья голова увенчана императорской короной. В клюве он держит венок и якорь. Половину венка составляют листья лавра, другую- листья дуба. Лавр символизирует славу, победу и триумф, а дуб-силу, стойкость и зрелость. На груди орла сияет щит с изображенным на ним Святым Георгием Победоносцем. На пьедестале находится барельеф со сценой затопления кораблей. Под изображением выбиты слова: «Въ память кораблей затопленныхъ в 1854 и 1855 г.г.для загражденiя входа на рейдъ». На набережной напротив памятника стоят два якоря с тех самых кораблей.

Проект монумента был создан скульптором А.Г. Адамсоном, архитектором В.А.Фельдманом и военным инженером Ф.О. Энбергом.

Интересно, что орел «смотрит» не на набережную, а на море. То есть увидеть монумент во всей его красе можно только из акватории. В этом заключается символизм Памятника затопленным кораблям: он чествует героев-моряков, поэтому и взгляд его обращен в ту сторону, где началась героическая борьба защитников города.
Высота всей композиции — 16,7 метров, размах крыльев орла — 2,67 метра. Вся композиция выполнена из бронзы.

История памятника

В начале Крымской войны, когда несколько важных сражений были уже проиграны, Севастополь находился под реальной угрозой захвата неприятелем. На военном штабе 9 сентября 1853 состоялось обсуждение, какую тактику выбрать для защиты города.

Выступавший вице-адмирал Корнилов высказал предложение всем кораблям выйти в море, чтобы изо всех сил атаковать неприятеля, а если это не удастся - идти на абордаж и погибнуть смертью храбрых, уничтожив такой ценой и часть флота противника.

Однако командир «Селафаила» Зорин неожиданно предложил другое решение. Он сказал речь, в которой призвал затопить старые суда таким образом, чтобы они преградили вход в бухту. Моряков же поставить на бастионы для защиты города на суше.

Это было сложное для всех решение. Топить свои корабли непросто. Но главнокомандующий князь Меньшиков, собравшись с духом, все же отдал такой приказ. Вице-адмирал Нахимов также поддержал это решение. Оба они знали, что целью неприятельской коалиции, в которую входили Англия, Франция и Турция, был захват всего Крыма. И, конечно, Севастополь просто обязан был устоять, чтобы не дать свершиться этим планам!

Всего затопили 15 кораблей: 9 на первой и 6 на второй линиях. Их экипаж перешел на бастионы и держал оборону там.
Такой маневр русского войска значительно повлиял на ход войны, ведь мощный неприятельский флот был практически нейтрализован, при этом без единого выстрела!
Поэтому те 15 кораблей, которые были затоплены, в полной мере заслужили звание защитников Севастополя.

После этого город оборонялся еще 349 дней, и эта эпопея вошла во все учебники истории и военного дела как пример стойкости и мужества российского войска. После того, как город все-таки пал, у неприятеля уже не осталось сил для захвата всего полуострова.
К 50-летию описанных событий и возведен памятник, о котором идет речь. С тех пор он стал одним из самых любимых достопримечательностей горожан и их гостей.

Война длилась 349 дней

Памятник в годы войны


Хоть памятник и представлял собой отличную мишень, он чудом уцелел в годы Великой Отечественной войны.

Бомбить Севастополь начали уже 22 июня 1941 года, а одна из бомб даже разорвалась между монументом и берегом. Эта бомба не нанесла монументу вреда, как и многие другие, которые потом не раз падали рядом. Но урон памятник все-таки понес, да и мудрено было остаться невредимым в те страшные годы. Барельеф монумента повредили пули, колонна и капитель тоже были посечены осколками, а в крыльях орла появились пробоины.

Но несмотря на это бойцы советской армии, войдя в город освободителями 9 мая 1944 года, были поражены. Памятник стоял почти целый, а у его подножия горел подбитый немецкий танкер. Эта поразительная картина запечатлена на многих фотографиях того времени.

Памятник Затопленным кораблям в наше время

В канун 100-летия памятника в 200 году его отреставрировали. Укрепили гранитные глыбы, которые за столетие сильно вымыло море, сделали косметический ремонт и заново установили крест на короне орла: в советское время он был варварски спилен. Кроме того, вокруг подводного основания памятника возвели бетонную стену, чтобы создать искусственную преграду для морских волн.

Хотели восстановить и мачту парусного корабля, которая изначально выступала из морских волн. В 1975 году она погибла при сильном шторме. Но, к сожалению, на это финансирования уже не хватило.

Фото Памятника Затопленным кораблям

  • Есть мнение, что крылья орла спроектированы не случайным образом: якобы одно крыло повторяет профиль адмирала Нахимова, а другое-императора Николая I, то есть русского императора и главнокомандующего флота, которые вели ту войну. Многие туристы, рассматривая памятник со стороны моря, уверяют, что так оно и есть, хотя документального подтверждения этой легенде не существует.
  • Памятник затопленным кораблям-это народное название. Так получилось, что этот величественный монумент так никогда и не был открыт официально. В разное время в документах его именовали по-разному. Историки насчитывают от 10 до 17 названий этой достопримечательности! К примеру, 3 августа 1905 года царской канцелярией был издан документ, предписывающий именовать памятник «Местом заграждения Севастопольского фарватера». Однако, как нетрудно заметить, название так и осталось народным-Памятник затопленным кораблям.
  • Монумент возведен на старой устричной банке. Сейчас она, конечно, давно мертва, но в свое время здесь располагался респектабельный ресторан «Поплавок», в центре которого был устроен бассейн. Из него на глазах у гостей доставали свежих устриц прямо к столу.

Любимое место туристов
Сегодня Памятник затопленным кораблям по праву считается визитной карточкой Севастополя. Из всего множества туристов, посещающих город, вряд ли хоть один уехал, не навестив его и не сделав фото на его фоне. Сюда водят экскурсии, как взрослые, так и детские. Ребятам особенно интересно послушать занимательный рассказ экскурсовода о беспримерном мужестве защитников города, которому посвящен этот величественный монумент.


Top