Кто написал теремок автор чарушин. VII
Планируемые результаты образования:
Личностные: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Познавательные: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.
Регулятивные: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения.
Беляева Ирина Владимировна, 13.03.2017
3842 269
Содержимое разработки
МКОУ СОШ с. Кремово
Настрой на урок
Прозвенел уже звонок -
Начинается урок.
А теперь все повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, друзьям
И садитесь по местам.
Проверка домашнего задания
Конкурс проектов «Город букв».
Постановка цели урока
Расставьте книги по порядку и прочтите слово
сказка
Речевая разминка
Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.
Работаем с книгой
Прочтите пословицу
Почему говорят
Сказка – мудрость народа,
его мечты и желания
– Какие буквы закрыты карточками?
Отгадайте сказку
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов.
Е. И. Чарушин
« Посмотрел картинки?
Прочёл эту книжку?
Узнал, как звери и птицы учат своих детей добывать еду, себя спасать? А ты человек-хозяин всей природы, тебе всё знать нужно.»
Рассказчик- анималист
(художник, изображающий животных.)
Действующие лица:
Словарная работа.
ос-та-но-ви-лась
в те-ре-моч-ке
не-вы-со-ком
не от-ве-ча-ет
у-вёр-тыш?
Чтение сказки
с. 33 - 36
Действующие лица:
квакушка
сестричка
Кому принадлежат?
Чук! Чук!
Тяф! Тяф!
Пик! Пик!
Ква! Ква!
Отгадайте загадки
– имена героев сказки Е. Чарушина «Теремок».
Мала, а никому не мила.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
На овчарку он похож.
Зимой белый, летом серый
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
Рыжая, с пушистым хвостом,
Живёт в лесу под кустом.
Какая пословица?
- В тесноте, да не в обиде.
- В тесноте, да не в обиде.
- Знает сорока, где зиму зимовать.
- Согласие крепче каменных стен.
Игра «Чье это прозвище?»
кумушка, сестричка;
бирюк, хватыш, «зубами щёлк»;
толстопятый, косолапый, «давай реветь»;
норушка;
квакушка;
побегайчик, косой, серый, длинноухий, хваста;
серый лоб, бестолковый боб, мурлыка;
дереза;
ряба, татарушка, пеструшка.
– Где так называют животных?
речь размеренная, простая, твёрдая, без затей;
Итог урока. Рефлексия.
– Чему учит нас эта сказка?
– С какой сказкой мы сегодня познакомились?
Домашнее задание
с. 32 – 36
- Рисунок
- Чтение по ролям
Лецких Л.А. учитель начальных классов МАОУ СОШ №21, г.Кунгур У р о к 8. Е. ЧАРУШИН «ТЕРЕМОК» Ц е л и деятельности педагога: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу; научить различать народные и авторские сказки. Тип урока: изучение новых знаний. Планируемые результаты образования: П р е д м е т н ы е: знакомство с понятием «авторская сказка»; умение выразительно читать целыми словами и по ролям, делить текст на части и пересказывать их, используя соответствующую лексику. Л и ч н о с т н ы е: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков. М е т а п р е д м е т н ы е (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): Познавательные: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Регулятивные: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения. Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно иллюстративный, частичнопоисковый. Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими); иллюстрации к сказке «Теремок»; рисунки с изображением героев сказки; схема; карточки с загадками; рисунок теремка. С ц е н а р и й у р о к а I. Актуализация знаний. Личностные УУД: умение испытывать эстетические чувства на основе знакомства с разными видами искусства, оценивать свои эмоциональные реакции. К о н к у р с п р о е к т о в «Город букв». II. Постановка цели урока.
Познавательные УУД: уметь определять новый жанр литературного произведения, сравнивать произведения разных жанров. – Расставьте книги по порядку и прочтите слово. О т в е т: сказка. – Любите ли вы читать сказки? – Какие сказки вы знаете? – Назовите свои любимые сказки. – Сегодня на уроке мы начнём знакомство с произведениями нового раздела. Прочтите, как он называется. III. Изучение нового материала. 1. Р е ч е в а я р а з м и н к а. – Прочтите скороговорку: Лена искала булавку, А булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, Искала булавку весь день. 2. Ч т е н и е д и а л о г а с писателем на с. 30 (часть 1). Рассматривание книг со сказками. Познавательные УУД: знать основы смыслового чтения художественного текста, понимать и интерпретировать знаки, символы. Учащиеся читают текст по цепочке. – Почему говорят, что сказка – мудрость народа, его мечты и желания? – Прочтите записанную на доске пословицу. – Какие буквы закрыты карточками? (Буквы к и м). – Объясните смысл этой пословицы. 3 . П о д г о т о в к а к ч т е н и ю с к а з к и Е. Ч а р у ш и н а «Теремок». Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам.
Личностные УУД: уметь испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с иллюстрациями к сказке. Э в р и с т и ч е с к а я б е с е д а. – Сегодня мы отправляемся в сказку. Угадайте, как она называется. Мышка дом себе нашла, Мышка добрая была: В доме том в конце концов Стало множество жильцов. («Теремок».) Н а д о с к е рисунок теремка. (По ходу сказки один из учеников помогает учителю менять изображения животных на доске.) – Прочтите названия животных – героев сказки «Теремок» – сначала по слогам, затем целыми словами: мышканорушка, лягушкапопрыгушка, зайчик побегайчик, лисичкасестричка, волчоксерый бочок, медведь косолапый. – В чем необычность имён героев сказки? – На какие особенности героев указывают их имена? – В каком порядке появлялись в сказке герои? – Рассмотрите иллюстрации к русской народной сказке «Теремок». Расположите их по порядку изложения событий в сказке. – Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами. остановилась – остановилась в теремочке в теремочке – невысоком – невысоком не отвечает не отвечает – распевать распевать – увёртыш – увёртыш забралась – забралась Объясните значение слова «увёртыш». Увёртыш – умеющий увёртываться от опасности. 4 . Ч т е н и е с к а з к и заранее подготовленными учащимися. Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы. – При чтении интонацией выделяйте слова и предложения. Обратите внимание на знаки препинания. Постарайтесь голосом передать особенности поведения и характера действующих лиц сказки.
5 . А н а л и з п р о и з в е д е н и я. Познавательные УУД: уметь устанавливать причинноследственные связи между поступками персонажей сказки; уметь работать по схеме, знать её строение и свойства. – Понравилась ли вам сказка? – Что понравилось больше? – Какие герои сказки вам понравились? – Чем сказка Е. Чарушина «Теремок» похожа на русскую народную сказку? – Чем отличается? Учитель демонстрирует схему. – Объясните, какие сказки называют народными, а какие – авторскими. – Приведите примеры народных сказок. – Какие авторские сказки вы знаете? Ф и з к у л ь т м и н у т к а Учащиеся выполняют упражнения за учителем. Катилось яблоко Вкруг хоровода. Кто его поднял, Тот воевода. – Воевода, воевода, Выбегай из хоровода! Раз, два, не воронь, Беги, как огонь! IV. Закрепление нового материала. 1. В ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е с к а з к и п о р о л я м. Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвуя в коллективной деятельности. 2. П о д г о т о в к а к п е р е с к а з у с к а з к и. Личностные УУД: ориентация на выполнение моральных норм на основе оценки поступков литературных героев. Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения.
– Отгадайте загадки – имена героев сказки Е. Чарушина «Теремок». Зимой белый, летом серый. (Заяц.) Мала, а никому не мила. (Мышка.) Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. (Лягушка.) Рыжая, с пушистым хвостом, Живёт в лесу под кустом. (Лиса.) На овчарку он похож. Что ни зуб – то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (Волк.) Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь.) Учитель открывает на доске карточки с изображением героев сказки. – Расположите карточки с героями в том порядке, в котором они появляются в сказке. – Как ведут себя герои сказки? – Чем она закончится? – Чему учит эта сказка? – Прочтите пословицы, записанные н а д о с к е: В темноте, да не в обиде. Знает сорока, где зиму зимовать. Согласие крепче каменных стен. – Объясните смысл этих пословиц. – Какая из них подходит к нашей сказке больше всего? 3. П е р е с к а з сказки. Познавательные УУД: уметь оценивать поступки и сравнивать характеры героев сказки; выдвигать гипотезы других вариантов окончания сказки и обосновывать их. – Придумайте свой вариант окончания сказки. – Какие слова произнесет волк? – Какие слова произнесет медведь? 4. И г р а «Чье это прозвище?». Коммуникативные УУД: уметь формулировать ответ на вопрос учителя, аргументировать свою позицию. Н а д о с к е записаны прозвища: кумушка, сестричка (лиса); бирюк, хватыш, «зубами щёлк» (волк); толстопятый, косолапый, «давай реветь» (медведь);
Норушка (мышка); квакушка (лягушка); побегайчик, косой, серый, длинноухий, хваста (заяц); серый лоб, бестолковый боб, мурлыка (кот); дереза (коза); ряба, татарушка, пеструшка (курица). – Где так называют животных? 5. И г р а «Чей это голос?». Регулятивные УУД: уметь самостоятельно оценивать правильность выполненных действий; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников. – Узнайте героев сказок о животных по их голосам: голос тоненький, тихий, дрожащий, плачущий (заяц); голос вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса); голос низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь); голос хриплый, грубый, «толстый» (волк); голос звонкий, чёткий (петух); речь размеренная, простая, твёрдая, без затей (кот); голосок тоненький, притворный (коза); голос занудливый (баран). V. Итог урока. Рефлексия. Коммуникативные УУД: уметь обсуждать содержание сказки и характер героев; высказывать своё отношение, оценивать высказывания партнёра. – С какой сказкой мы сегодня познакомились? – Кто автор этой сказки? – Чему учит нас эта сказка? Внеурочная деятельность. Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Подготовить иллюстрации к сказке; выразительное чтение сказки по ролям. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 8 Евгений Иванович Чарушин (1901–1965) был писателем, в рассказах которого «чувствуется такой напряженный слух и такой пристальный взгляд художника» (С. Маршак). Ещё в детстве Е. И. Чарушин полюбил природу, наблюдал за животными, пытался их рисовать, писал стихи. Принято считать, что свою деятельность в детской литературе Е. Чарушин начал как иллюстратор книг В. Бианки «Мурзук» (1927 г.) и А. Лесника «Волк» (1928 г.). Это не совсем точно. Как показано современным исследователем
детской литературы Гр. Гродонским, первые свои литературные произведения Чарушин создал раньше, чем рисунки. В 1924 году он написал рассказы «Первый тетерев» (опубликован в 1930 г.), «У Ивана Ивановича» (1927 г.), «Облава» (1931 г.). Чуть позже были напечатаны в журналах рассказы «Медвежата», «Волчишко», «Ёж», «Щур». А в 1931 г. вышла первая книга Е. Чарушина «Волчишко и другие рассказы». В дальнейшем Е. И. Чарушин совмещал обе свои профессии – писателя и художника. Ему принадлежат превосходные рисунки к книгам В. Бианки, М. Пришвина, И. СоколоваМикитова, К. Ушинского, С. Маршака. Наиболее близки Е. Чарушину писатели В. Бианки и М. Пришвин. От Бианки у него интерес к научному наблюдению природы и точному объяснению повадок зверей. Желание передать маленькому читателю красоту окружающего мира роднит Е. Чарушина с М. Пришвиным, неустанно проповедовавшим идею единения человека и природы, необходимость «родственного внимания» человека к окружающему миру. «Все мои рассказы, – говорил Е. Чарушин, – так или иначе связаны с моим детством и юношескими годами. И пишу я о живых существах и об охоте». Мир детства и мир зверей тесно сплелись в художественном мире писателя. «Больше всего я люблю, – писал Е. Чарушин, – изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных потому, что в них уже угадывается взрослый зверь».
Класс: 1
Задачи:
- познакомить со сказкой “Теремок”;
- развивать навык выразительного чтения сказки по ролям;
- способствовать развитию интереса к произведениям устного народного творчества.
Оборудование:
- выставка книг со сказками;
- иллюстрации к сказке “Теремок”;
- раздаточный материал (разрезная мозаика, пословицы);
- таблицы для чтения.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель:
Мы друг друга понимаем?
Хорошо уже читаем?
Буквы все мы тоже знаем?
На уроке засыпаем?
– Посигнальте мне, обозначьте своё настроение.
Напоминаю:
- красный цвет- тревожное настроение, вы чем-то обеспокоены, огорчены;
- зелёный цвет – хорошее, радостное настроение, вам комфортно.
II. Познавательная минутка
(Проводится два раза в неделю). (”Жужжащее” чтение. Учащиеся читают заранее подготовленные учителем небольшие по объёму тексты познавательного характера.)
– Что интересного узнали из прочитанного сегодня? (Ответы учащихся).
III. Подготовительные упражнения
(Дыхательная гимнастика .)
– Перейдём к гимнастике, которая поможет нам подготовиться к работе
Упражнение “Мы дышим”
Глубокий вдох носом. Выдох – через рот. (3–4 раза)
Представьте, что у нас три свечи. Делаем глубокий вдох и три прерывистых выдоха. Задуем каждую свечу. Представьте, что перед вами большой именинный пирог. Сделаем глубокий вдох и постараемся задуть как можно больше свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Упражнение “Разомнём язычок”
Расчешем губки. Раз-два. Просушим. Покрутим язычком во рту.
Упражнение “Чистим зубы”
– Разогреем мышцы языка, губ, щёк. Для этого выполним упражнение “Чистим зубы”. Приоткроем рот и кончиком языка почистим внешнюю сторону верхних зубов, нижних зубов. Почистим зубы с внутренней стороны.
IV. Отработка навыка чтения
а) работа в подгруппах;
(Учащиеся первого и второго ряда работают в парах по карточкам.)
– Составьте слова, взяв из первого столбика первый слог, а из второго – второй слог. Запишите их в свою тетрадь.
– Читаем верно, чётко, отрывисто.
– Читаем первую строку на выдохе.
– Читаем по цепочке.
– Читаем “за указкой” учителя.
– Проверим, как выполнили работу ребята, работавшие в парах.
Назовите слова, которые у вас получились.
(Учащиеся называют слова, учитель вывешивает на доску карточку с названным словом.)
V. Проверка домашнего задания
– Ребята, вам предлагалось дома подобрать загадки о сказках или о героях, которые встречаются в этих сказках. Пожалуйста, вам слово.
а) блиц-опрос.
– Очень быстро ответьте на вопросы ваших друзей: (Вопросы были даны заранее.)
- Сколько человек тянуло репку? (Трое.)
- Какого зверя называют Топтыгин? (Медведя.)
- На чём передвигается Баба-Яга и ведьма? (На ступе.)
- Отчество известного змея из сказок. (Горыныч.)
- Героиня какой сказки проснулась от поцелуя принца? (Спящая красавица.)
- Чем играл Иванушка из сказки “Гуси-Лебеди” у Бабы- Яги? (Золотым яблочком.)
- Кто выручил из беды Петушка в р.н.с. “Кот, Петух и Лиса”? (Кот.)
- Чем ловил рыбу волк в сказке “Лисичка-Сестричка и серый волк”? (Хвостом.)
Физкультминутка
VI. Изучение нового материала
а) Вступительная беседа .
– Вы любите сказки?
– Какие сказки, кроме уже названных, вы ещё знаете?
– Я вижу, что вы знаете много сказок. Это хорошо. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел, который называется так: (на доске): Сказки. Загадки. Небылицы.
– Наш урок будет посвящен первой теме этого раздела. Мы подговорим о сказках.
– Какие виды сказок бывают? (волшебные, бытовые, о животных).
– Почему одни сказки мы называем народными, а другие – авторскими?
– Кто мне подскажет, чем заканчиваются сказки?
– Давайте прочитаем пословицу (пословица записана на доске ).
– Читаем по слогам.
– Читаем уверенно, целыми словами.
– Как вы её понимаете?
– Для того, чтобы узнать, что за сказку мы будем читать сегодня, вам необходимо выполнить следующее задание.
– В моём сказочном сундучке находятся вещи, которые принадлежат героям сказок. Попробуйте угадать сказку и назвать героя, которому принадлежит этот предмет. Если вы ответите правильно, то сможете открыть одну букву из названия нашей сказки.
(На доске карточки с перевёрнутыми буквами ТЕРЕМОК . Учитель поочерёдно достаёт из сундучка следующие предметы. Учащиеся называют сказку, в которой можно встретить данный предмет. В случае правильного ответа, учащиеся имеют право открыть любую букву ).
- Яйцо.
- Мочалка.
- Зеркальце.
- Пирожок.
- Варенье.
- Мука.
- Стетоскоп.
– Итак, вы догадались, что это сказка... в обработке Евгения Чарушина.
(Слово учителя о писателе, показ портрета).
VII. Подготовка к чтению
– Вспомните главных действующих лиц русской народной сказки “Теремок”.
– Для того чтобы узнать тех героев, которые придут к нам в гости сегодня, вам необходимо поработать в группах. Кто напомнит мне правила работы в группе? (Не шуметь. Работать дружно, слаженно. Советоваться с товарищами.)
(Учащиеся работают в группах постоянного состава. Каждой группе предлагается собрать из пазлов сказочного героя, прикрепить полученное изображение на доску).
– Что общего у всех этих героев? (Из одной сказки – “Теремок”).
Вспомните, в каком порядке они появлялись?
Ребята, эта сказка хорошо знакома вам с детства. Давайте попробуем дать характеристику героям этой сказки. Для этого я предлагаю вам поиграть в игру “Разведчики”. Напомню, что выкрикивать с места нельзя, играем молча.
– Найдите в периметре класса карточку с указанием качества любого из представленных здесь героев и прикрепите её под изображением данного героя.
VIII. Инсценировка сказки
– Вот теперь самое время поиграть в театр.
– Кто из вас был в театре?
– Кто знает, как нужно вести себя во время просмотра?
(Заранее подготовленные учащиеся показывают отрывок из сказки “Теремок”).
IX. Проверка понимания услышанного
– Понравилась вам сказка?
– Игра какого героя больше всего понравилась? Почему?
– Каких героев мы здесь не увидели?
– Знаете ли вы, чем закончится сказка?
– Какие слова произнесёт волк – из-за куста хватыш?
– Какие слова произнесёт медведь – всем пригнетыш?
– Если у вас будет желание, то дома вы прочтёте сказку до конца и выучите слова любого сказочного героя. А на следующем уроке вы попробуете себя в роли актёра.
Физкультминутка
X. Работа по тексту
а) Выборочное чтение .
– Найдите в тексте отрывок, в котором есть внешнее описание теремка.
– Найдите в тексте и прочитайте слова мышки.
– Найдите в тексте слова лягушки, когда она просилась в теремок. Прочитайте.
– Найдите в тексте все слова зайца. Прочитайте их.
б) Чтение “Спотыкаясь о камешки” (для учащихся с низким темпом чтения ).
Представьте себе – течёт ручеек. На его пути встречается камешек. Что делает ручеек? Приостанавливается, огибает его и течёт дальше. А теперь представьте, что наш голос – ручеек. А камешки – знаки препинания. Читаем, спотыкаясь о камешки.
(Остальные учащиеся работают в группа по заданию учителя.)
– Соберите пословицу. Зачитайте её классу.
(По ходу работы на доске вывешиваются карточки с текстом получившихся у ребят пословиц:
В тесноте, да не в обиде.
Знает сорока, где зиму зимовать.
Согласие крепче каменных стен.)
– Какая из записанных на доске пословиц больше всего подходит к этой сказке?
– Как вы её понимаете?
– Прочитаем её хором.
XI. Подведение итогов
– Как называется сказка, с которой сегодня познакомились?
– Чему она нас учит? (Дружбе, доброте …)
– Я сейчас зажгу свечу. Это непростой огонёк. Это огонёк человеческой души. У кого в сердце горит такой огонёк, тот настоящий человек, настоящий друг. Я хочу, чтобы вы всегда чувствовали плечо друг друга, поддерживали в сложных ситуациях. У каждого из вас на парте лежит “язычок пламени” (вырезанный из цветной бумаги). Я попрошу вас взять его и подойти ко мне. Давайте встанем поближе друг к другу и сделаем большой костёр дружбы. Как эти лучики, будьте всегда дружны!
» на тему «Е. Чарушин. «Теремок» »
Урок 7
Е. ЧАРУШИН «ТЕРЕМОК»
Цели:
– совершенствовать навыки выразительного чтения, чтения целыми словами;
– развивать речевые умения, творческие способности, память;
– упражнять в чтении по ролям;
– продолжить формирование умений анализировать произведения и сравнивать их.
Оборудование
: выставка книг со сказками (народными и авторскими); иллюстрации к сказке «Теремок»; рисунки с изображением героев сказки, теремка; схема; карточки с загадками.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Выставка творческих страничек из книги «Русская азбука».
III. Постановка цели урока.
– Расставьте книги по порядку и прочтите слово.
Ответ:сказка.
– Любите ли вы читать сказки?
– Какие сказки вы знаете?
– Назовите свои любимые сказки.
– Сегодня на уроке мы начнем знакомство с произведениями нового раздела. Прочтите, как он называется.
IV. Изучение нового материала.
1. Речевая разминка.
– Прочтите скороговорку:
Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.
2. Чтение диалога с писателем на с. 30 учебника.
Рассматривание книг со сказками.
Учащиеся читают текст по цепочке.
– Почему говорят, что сказка – мудрость народа, его мечты и желания?
– Прочтите записанную на доске пословицу «С...аз...а – ложь, да в ней на...ё... – добры... ...олодца... уро... .»
– Какие буквы закрыты карточками? (Буквы к
и м
.)
– Объясните смысл этой пословицы.
3. Подготовка к чтению сказки Е. Чарушина «Теремок».
– Сегодня мы отправляемся в сказку. Угадайте, как она называется?
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов.
(«Теремок».)
На доске рисунок – теремок.
По ходу сказки один из учеников помогает учителю менять изображения животных на доске.
– Прочтите названия животных – героев сказки «Теремок» – сначала по слогам, затем целыми словами:
Мышка-норушка
лягушка-попрыгушка
зайчик-побегайчик
лисичка-сестричка
волчок – серый бочок
медведь косолапый
– В чем необычность имен героев сказки?
– На какие особенности героев указывают их имена?
– В каком порядке появлялись в сказке герои?
– Рассмотрите иллюстрации к русской народной сказке «Теремок». Расположите их по порядку изложения событий в сказке.
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами.
ос-та-но-ви-лась
– остановилась
в те-ре-моч-ке
– в теремочке
не-вы-со-ком
– невысоком
не от-ве-ча-ет
– не отвечает
рас-пе-вать
– распевать
у-вёр-тыш
– увёртыш
за-бра-лась
– забралась
Объясните значение слова «увёртыш».
Увёртыш
– умеющий увертываться от опасности.
4. Чтение сказки заранее подготовленными учащимися.
– При чтении выделяйте слова и предложения интонацией. Обратите внимание на знаки препинания. Постарайтесь голосом передать особенности поведения и характера действующих лиц сказки.
5. Анализ произведения.
– Понравилась ли вам сказка?
– Что понравилось больше?
– Какие герои сказки вам понравились?
– Чем сказка Е. Чарушина «Теремок» похожа на русскую народную сказку?
– Чем отличается?
Учитель демонстрирует схему.
– Объясните, какие сказки называют народными, а какие – авторскими.
– Приведите примеры народных сказок.
– Какие авторские сказки вы знаете?
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Катилось яблоко
Вкруг хоровода.
Кто его поднял,
Тот воевода.
– Воевода, воевода,
Выбегай из хоровода!
Раз, два, не воронь,
Беги, как огонь!
V. Закрепление нового материала.
1. Выразительное чтение сказки по ролям.
2. Подготовка к пересказу сказки.
– Отгадайте загадки – имена героев сказки Е. Чарушина «Теремок».
Зимой белый, летом серый.
(Заяц.)
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка.)
Мала, а никому не мила.
(Мышка.)
Рыжая с пушистым хвостом,
Живет в лесу под кустом.
(Лиса.)
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк.)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь.)
Учитель открывает на доске карточки с изображением героев сказки.
– Расположите карточки с героями в том порядке, в котором они появляются в сказке.
– Как ведут себя герои сказки?
– Чем она закончится?
– Чему учит эта сказка?
– Прочтите пословицы, записанные на доске.
> В темноте, да не в обиде.
> Знает сорока, где зиму зимовать.
> Согласие крепче каменных стен.
– Объясните смысл этих пословиц.
– Какая из них подходит к нашей сказке больше всего?
3. Пересказ сказки.
– Придумайте свой вариант окончания сказки.
– Какие слова произнесет волк?
– Какие слова произнесет медведь?
4. Игра «Чье это прозвище?».
На доске записаны прозвища:
> кумушка, сестричка (лиса);
> бирюк, хватыш, «зубами щелк» (волк);
> толстопятый, косолапый, «давай реветь» (медведь);
> норушка (мышка);
> квакушка (лягушка);
> побегайчик, косой, серый, длинноухий, хваста (заяц);
> серый лоб, бестолковый боб, мурлыка (кот);
> дереза (коза);
> ряба, татарушка, пеструшка (курица).
– Где так называют животных?
5. Игра «Чей это голос?».
– Узнайте героев сказок о животных по их голосам:
> голос тоненький, тихий, дрожащий, плачущий (заяц);
> голос вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса);
> голос низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь);
> голос хриплый, грубый, «толстый» (волк);
> голос звонкий, четкий (петух);
> речь размеренная, простая, твердая, без затей (кот);
> голосок тоненький, притворный (коза);
> голос занудливый (баран).
VI. Итог урока.
– С какой сказкой мы сегодня познакомились?
– Кто автор этой сказки?
– Чему учит нас эта сказка?
Домашнее задание:
1) подготовить иллюстрации к сказке;
2) выразительное чтение сказки по ролям.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 7
Евгений Иванович Чарушин (1901–1965) был писателем, в рассказах которого «чувствуется такой напряженный слух и такой пристальный взгляд художника» (С. Маршак).
Еще в детстве Чарушин полюбил природу, наблюдал за животными, пытался их рисовать, писал стихи.
Принято считать, что свою деятельность в детской литературе Чарушин начал как иллюстратор книг В. Бианки «Мурзук» (1927 г.) и А. Лесника «Волк» (1928 г.). Это не совсем точно. Как показано современным исследователем детской литературы Гр. Гродонским, первые свои литературные произведения Чарушин создал раньше, чем рисунки. В 1924 году он написал рассказы «Первый тетерев» (опубликован в 1930 г.), «У Ивана Ивановича» (1927 г.), «Облава» (1931 г.). Чуть позже были напечатаны в журналах рассказы «Медвежата», «Волчишко», «Еж», «Щур». А в 1931 г. вышла первая книга Е. Чарушина «Волчишко и другие рассказы».
В дальнейшем Чарушин совмещал обе свои профессии – писателя и художника. Ему принадлежат превосходные рисунки к книгам В. Бианки, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, К. Ушинского, С. Маршака.
Наиболее близки Чарушину писатели В. Бианки и М. Пришвин. От Бианки у него интерес к научному наблюдению природы и точному объяснению повадок зверей. Желание передать маленькому читателю красоту окружающего мира роднит Е. Чарушина с М. Пришвиным, неустанно проповедовавшим идею единения человека и природы, необходимость «родственного внимания» человека к окружающему миру.
«Все мои рассказы, – говорил Е. Чарушин, – так или иначе связаны с моим детством и юношескими годами. И пишу я о живых существах и об охоте». Мир детства и мир зверей тесно сплелись в художественном мире писателя. «Больше всего я люблю, – писал Чарушин, – изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных потому, что в них уже угадывается взрослый зверь».
Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.