Логопедические стишки и скороговорки. Скороговорки для детей для развития речи и дикции по годам

Современный мир предлагает малышам огромное количество интерактивных игрушек, высокотехнологичных развлечений, эффективных обучающих методик. Вместе с тем статистические показатели безжалостны: каждый четвертый ребенок в мире страдает задержкой речевого развития. Как помочь малышу не попасть в печальную статистику расскажет статья.

#1. Большую часть нашего времени (около 16 часов в сутки) мы общаемся. Очевидно, что именно от коммуникативных навыков зависит успех человека буквально в любой сфере деятельности, поскольку речевые характеристики являются важной частью его образа. Недостатки речи могут оказать негативное влияние на будущее ребенка. К таким недостаткам относят:

  • монотонную или слишком экспрессивную интонацию
  • несоблюдение пауз
  • плохую дикцию
  • слишком быстрый или медленный темп речи
  • тихий или слишком громкий голос

Большинство недостатков вполне исправимы. И помогут в этом не нашумевшие методики заокеанских светил, а простые и несправедливо забытые скороговорки

#2. Игра - самый естественный вид деятельности ребенка. Именно поэтому игровые формы - оптимальный путь привлечения ребенка к обучению. Увлекаясь игрой со словесным материалом, в том числе скороговорками, дети сами того не замечая, сформируют ряд очень важных навыков, которые со временем

  • лягут в основу четкой размеренной речи
  • помогут быстро освоить чтение

#3. Каждый ребенок индивидуален. Общее и речевое развитие детей одного возраста может иметь некоторые различия. В таблице внизу приводится ориентировочный порядок усвоения детьми звуков русского языка

Важно: если в 6 лет ребенок имеет речевые проблемы, например, не произносит некоторые звуки, родителям необходимо обратиться к логопеду

Скороговорки для развития речи и дикции у детей

Скороговорки - это не только замечательное фольклорное наследие, но и любимый инструмент большинства логопедов

Скороговорки

  • эффективно тренируют артикуляцию звуков
  • способствую приобретению навыков правильной речи
  • исправляют дефекты речи
  • избавляют от косноязычия
  • развивают фонематический слух, ведь чтобы воспроизвести фразу ребенок должен ее правильно услышать.

Чем раньше вы начнете рассказывать малышу скороговорки и чистоговорки, тем быстрее он научится слушать и слышать различные звуковые сочетания, а со временем попытается повторить их самостоятельно

Прежде, чем начать «скороговорить» для благодарной публики, примите во внимание несколько полезных советов:

  1. Для начала проговорите скороговорку медленно, попробуйте ее «на вкус», чтобы правильно запомнить все звуковые комбинации. Ваша задача на этом этапе: научится четко произносить каждый звук каждого слова. Если вы учите скороговорку вместе с ребенком, придерживайтесь того же правила: медленно и четко проговаривайте каждое слово.
  • Не ждите, что малыш повторит все и сразу
  • Не злитесь, если результат будет отличаться от ожидаемого
  • Время занятия для ребенка: 5-10 минут (в зависимости от возраста ребенка)
  • Количество занятий: не ограничено
  1. Скороговорки можно не только говорить. Их можно шептать и даже петь. Можно проговаривать с разными интонациями и в разных «стилях». Главное при этом - четкое произношение всех звуков и звукосочетаний. Внимательно следите за этим
  2. Когда вы полностью уверены в четкости произношения всех слов, можете попробовать проговорить витиеватое предложение максимально быстро. Порадуйте себя и ребенка!


Прежде чем вы начнете учить скороговорку, совсем не лишней для ребенка станет логопедическая гимнастика-разминка. Такие упражнения не только «разогреют» артикуляционные органы, но и укрепят их. Классический набор артикуляционных техник представлен в видео «Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений / Articulating gymnastics»

Видео: Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений / Articulating gymnastics

Правильная артикуляция звука [ш] должна выглядеть следующим образом

Правильная артикуляция звука [ш] Для самых маленьких хорошим началом станут не скороговорки, а чистоговорки




  • Ша-ша-ша - мама моет малыша
  • Ша-ша-ша - мама кормит малыша
  • Ша-ша-ша - мама любит малыша
  • Ша-ша-ша - мы качаем малыша
  • Шу-шу-шу - я письмо пишу
  • Шу-шу-шу - шарф повяжем малышу
  • Шу-шу-шу - шапку свяжем малышу
  • Шо-шо-шо - на прогулке хорошо
  • Шо-шо-шо - в нашем доме хорошо
  • Шо-шо-шо - летом в парке хорошо
  • Аш-аш-аш - у (имя ребенка) карандаш
  • Аш-аш-аш - мы доделали шалаш
  • Ши-ши-ши - что-то шепчут камыши

А для старших говорунов подойдут и веселые скороговорки-стишки



Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, не спишь»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише»

Маша кашу не доела,
Маше каша надоела!
- Маша, кашу доедай!
Маме не надоедай!

Кошка в штанишках?
- В штанишках не кошках.
- Мошка в штанишках?
- В штанишках не мошка.
- Мышка в штанишках?
- В штанишках не мышка.
- Мишка в штанишках?
- В штанишках Мишка!

Яша кушал кашу,
Антошка - картошку,
Гошка - окрошку,
Лешка - лепешку,
Валюшка - ватрушку,
Иришка - пышку,
Танюшка - плюшку,
А Мишель ел вермишель!

У Мишутки в лукошке
Мыши, лягушки, кошки,
Шарики, шайбы, катушки,
Клавиши, шторы, подушки,
Кувшины, горшки, матрешки,
Швабры, шкафы, поварешки,
Машины, шурупы, ракушки…
Игрушки, игрушки, игрушки

Шапка - на Колюше,
Шляпа - на Андрюше,
Ушанка - на Грише,
Галоши - на Мише,
Башмаки - на Витюше,
Капюшон - на Валюше,
Шинель - на Игоряше,
Рубашка - на Любаше,
Шлем - на Кирюше,
Шарф - на Катюше,
Кашне - на Алеше,
Штаны - на Платоше,
Шуба - на Илюше,
Шорты - на Ванюше.

А теперь можно освоить и самые настоящие скороговорки



  • Кошка на окошке шьёт рубашку для Ермошки
  • Леша и Глаша едят пшеничную кашу
  • Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки
  • Шли шестнадцать мышей, несли шестнадцать грошей, две мыши поплоше несли по два гроша
  • Яшма в замше замшела
  • Шапкой Миша шишку сшиб
  • В шалаше шесть шалунов

Прежде всего, ознакомьтесь с правильной артикуляцией звука [щ]

Правильная артикуляция звука [щ] Чистоговорки настроят на работу маленьких непосед

  • Аща-аща-аща - впереди густая чаща
  • Ащ-ащ-ащ - мы купили плащ
  • Ащу-ащу-ащу - не ходите дальше в чащу
  • Ещ-ещ-ещ - в сетях бьется лещ
  • Ещ-ещ-ещ - на собаке клещ
  • Оща-оща-оща - шумит дубовая роща
  • Ощ-ощ-ощ - в огороде хвощ
  • Ощу-ощу-ощу - берегите рощу
  • Ущ-ущ-ущ - за забором плющ
  • Ща-ща-ща - мы несем домой леща
  • Ща-ща-ща - пояс от плаща
  • Ще-ще-ще - (имя ребенка) в плаще
  • Щё-щё-щё - повторим ещё
  • Щи-щи-щи - (имя ребенка) любит щи
  • Щу-щу-щу - (имя ребенка) я ищу

После чистоговорок можно приступать к занимательным стишкам



Стихи-скороговорки на букву «Щ» для детей

Хлещет, хлещет дождь,
Скрылся волк под хвощ.
Хвост под хвощом,
А сам под дождем

Щеголь щетку уважает,
Щеткой щеголь пыль счищает.
Если вещь не вычищать,
Нечем будет щеголять!

Плавниками трепеща,
И зубаста и тоща,
Пищи на обед ища,
Ходит щука круг леща.
Вот так штука!
Тщетно тщится щука
Ущемить леща.
Вот так штука!

Банщик, литейщик, купальщик,
Гонщик, дробильщик, ныряльщик,
Мойщик, лудильщик, трамвайщик,
Щеголь, денщик, барабанщик,
Пильщик, ямщик, фехтовальщик
Тащили дощатый ящик.
В ящике - щебенка, щетки,
Клещи, счеты и трещотки

И, наконец, пришло время скороговорок



Скороговорки на букву «Щ» для детей
  • Щуку я тащу, тащу, щуку я не отпущу
  • Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ
  • Волки рыщут, пищу ищут
  • Чешуя у щучки, щетинка у чушки
  • Тщетно тщится щука ущемить леща

Звук [л], наравне со звуком [р], - самые коварные и труднопроизносимые. Именно поэтому, допустимая возрастная норма для самостоятельного освоения этих звуков - 5 лет

Правильная артикуляция [л] выглядит следующим образом

Правильная артикуляция звука [л] Разминка - важная составляющая логопедических занятий. Не пренебрегайте чистоговорками. Именно они подготовят артикуляционный аппарат ребенка к работе

Чистоговорки на букву «Л» для детей

  • Ул-ул-ул - наш малыш уснул
  • Ол-ол-ол - (имя ребенка) сел/села за стол
  • Ло-ло-ло - нам вместе весело
  • Ыл-ыл-ыл - я машину мыл
  • Ла-ла-ла - отвесная скала
  • Лу-лу-лу - обойдем скалу
  • Ле-ле-ле - гнезда на скале
  • Лю-лю-лю - (имя ребенка) я люблю

Логопедические стихи с веселыми текстами помогут освоить сложные звуки



Лунный свет голубой
Спать ослу не давал,
Сел осел на валун
И зевал, и зевал…
И случайно осел
Проглотил вдруг луну,
Улыбнулся, вздохнул -
И спокойно уснул

Лисицы лают, глухомань.
Лежит в листве под липой лань.
Линь в глубине холодных вод
Лениво, но легко плывет.
Луна лучиться, как латунь,
Лягушкой лакомится лунь.
Летит веселая пчела,
Легла на лес ночная мгла

Топали до тополя.
Дотопали до тополя.
До тополя дотопали,
Да ноги-то оттопали

Куклу Милу Люда мыла,
С куклы грязи не отмыла.
Но от мыла кукла Мила
Полиняла, как могла.
От обиды куклу Люда
Обменяла на осла



Стихи-

Мила маме, как могла,
Хоть мала, но помогла.
Долго дела не искала:
Полотенце полоскала,
Вилки вымыла и ложки,
Молоком поила кошку,
Пол метелкой подмела
От угла и до угла…
Отдохнуть она хотела -
Не могла сидеть без дела:
Лоскуты нашла на полке,
И булавки, и иголки,
И для куклы Мила стала
Платье шить и одеяло.
Хлопотунью эту Милу
Мама еле уложила

Зря ласка лаской названа:
Совсем не ласкова она.
У ласки злые глазки.
Не жди от ласки ласки!

И для самых серьезных говорунов остается самое серьезное испытание - скороговорки на звук [л]



Скороговорки на букву «Л» для детей
  • Клава клала лук на полку
  • Вкусная халва - мастеру хвала
  • Около кола колокола
  • Лайка - на лавке. У лайки лапки. На лапках - лапти
  • Поле не полото, поле не полито. Надо полю-то попить, надо поле-то полить
  • Летели лебеди с лебедятами
  • Сел сокол на гол ствол


Скороговорки на букву «Л» для детей

Скороговорки на букву «р» для детей

Ох уж этот несговорчивый звук [Р]! Сколько расстройств из-за него у мнительных родителей! Но, уделяя должное внимание сложному звуку и следуя советам логопеда, всему можно научиться: даже рычать, как тигренок

Чистоговорки со звуком [Р] для разминки



Чистоговорки со звуком [Р]
  • Ре-ре-ре - все деревья в серебре
  • Ре-ре-ре - хитрый лис сидит в норе
  • Ря-ря-ря - взошла алая зоря
  • Рю-рю-рю - я обед тебе сварю
  • Арь-арь-арь - скушай, деточка, сухарь
  • Ра-ра-ра - (имя ребенка) спать пора
  • Ро-ро-ро - на полу стоит ведро
  • Ры-ры-ры - кружат-кружат комары
  • Ор-ор-ор - подмели мы двор


Чистоговорки со звуком [Р] Освоив предложенные чистоговорки, вы можете придумывать новые двустишья вместе с ребенком

А если придумывать не очень хочется - выучите с ребенком логопедические стишки

Приготовила Раиса
Для Бориса суп из риса
Подарил Борис Раисе
Тридцать три и три ириса

Страусы строят гнезда в сторонке.
Странными смотрятся эти воронки.
Ямы в песке роют быстро и просто
Стройные птицы высокого роста

На корме, кроме Ромки,
Егор и Артемка.
На корме, кроме Марка,
Рита и Тамарка

Кар! - кричит ворона - Кража!
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку.
- Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи.
Жить не можешь без обмана:
У тебя ведь нет кармана!
- Как?! - подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно.
- Что ж вы раньше не сказали?
Караул! Карман украли!

У костра под горкой
Верочка с Егоркой.
Верочка с Егоркой
Твердят скороговорки.
Разговор у них проворный,
Быстрый и скороговорный:
«Марширует офицер,
Рапортует инженер,
Разгорается костер», -
Рады Вера и Егор

Ружье, заряженное пробкой,
Ёрш подарил рыбешке робкой.
С тех пор драчливый черный рак
Не затевает с нею драк

А после веселых стихов можно и скороговорками заняться

  • Артем трет на терке морковь
  • Брадобрей бритвой бреет бороды
  • Все бобры добры к своим бобрятам
  • Григорий - брат Георгия
  • Кобры - в террариуме, а карпы - в аквариуме
  • Рыбы в пруду - пруд пруди
  • Тридцать три трубача трубят тревогу
  • Трое трубачей трубили в трубы


Скороговорки со звуком [Р]

Для большинства детей в возрасте 3-4 лет сложными звуками являются

  • [Ш], [Ж],[Щ ]
  • [Л], [Р]

Учитывая юный возраст говорунов, выбирайте речевой материал, не отягощенный сложными для произношения звуками

Приведенные ниже скороговорки не содержат сонорных [л], [р], свистящих, шипящих и звука [ф]

  • Веня и Иван не виноваты
  • Увидим Вадима и удивим
  • В вагоне Вова и Матвей, Викентий, Витя и Авдей
  • Поведет Вениамина к медведям и пингвинам
  • Внимание: в водоеме водяной
  • Видите: на диване у Вовы два удава
  • Конфеты - фее, конфетти - Тимофею
  • У Фимы - финики. У Фани - фантики
  • У Федота - фагот
  • Не бубни, бей в бубон
  • Бегу к быку и от быка бегу
  • На копытах - подковы
  • Пете не допить напиток
  • Пони в попоне
  • Попугая не купают! Попугая не пугают! Попугая покупают!
  • В водоеме воды видимо-невидимо
  • Дома - домовой, в воде - водяной
  • Один да один - два
  • Опятки не на пятке
  • У Антона - антенна
  • У Тани - тайна. Это Танина тайна. И Таня таит эту тайну
  • У Капы - компот
  • У кока - какао
  • Кое-кто кое-кому кое-куда кое-как кидает кое-какой камень
  • Бабе Яге маги не помогают магией
  • Вьюги не на юге
  • Игнат помогает готовить Инге и Агнии
  • Подходит выходной. В выходной отдохнем
  • На охоте - Ахмед Ахмедов, Пахом Пахомов, Михей Михеев и Тихон Тихонов
  • У хана - хна
  • У совы есть совесть
  • Всем бы вместе сесть и поесть
  • Осенью у Сени сени в сене
  • Зимой беззаботная Зоя зябнет
  • Не забудьте незабудки
  • Звонок звонко звенит: «Ззззззззззззз!»

Как только ребенок понял правила игры, четко и быстро повторяет скороговорки с легкими звуками, переходите к сложным фразам


Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить



Петр Петрович,
По прозванью Перепелович,
Приручил перепелку.
Перепелка принесла
Петру Петровичу
Перепеловичу перепелят



  • Коси коса пока роса. Роса долой, коса домой
  • Три дроворуба на трех дворах дрова рубят
  • Сыворотка из-под простокваши
  • У бобра шапка добра
  • Пойду в лес по рябую корову
  • Морская волна сильна и вольна
  • В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи


Сложные скороговорки для детей

Откуда на просеке просо?
Просыпали просо здесь просто.
Про просо просянки прознали.
Без спроса все просо склевали.

Стаффордширский терьер ретив,
А черношёрстный ризеншнауцер резв.

В Переславль послали посылку, для последующей пересылки

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали

Поломала я язык, по-переламывала, пока молола языком перемалывала

Квартира картографа в картах, а портретиста в портретах

Собирала Маргаритка маргаритки на горе,
Растеряла Маргаритка маргаритки на траве

Смешные и не всегда логичные скороговорки - замечательный способ не только исправить речевые проблемы, но и весело провести время с ребенком. Цените эти минуты игры и доверия. Небольшие игровые задания внизу помогут вам разнообразить занятия










Видео: Скороговорки. Мультики для самых маленьких

Одна из главных задач ребёнка первых пяти лет жизни – это освоение речи. Это включает в себя и освоение достаточного запаса слов, и правила их построения, и правильное произношение звуков родного языка. Успех этого важного для малыша дела зависит в первую очередь от семьи. Но если бедность словарного запаса у своего малыша, ошибки в построении фраз родители замечают и стремятся исправить, то дефекты дикции у ребенка (кроме звука р) зачастую ими не опознаются вовремя. Здесь на помощь приходят специалисты в детском саду.

Правильно подобранные считалки и скороговорки для детей 4-5 лет в детском саду становятся одними из самых популярных упражнений для развития речи. Но воспользоваться смешными и полезными словесными играми могут и родители, и все, кто заинтересован в отработке чистоты звуков у детей, формировании у них красивой, правильной дикции.

Считалки, скороговорки, чистоговорки, поговорки – всё это прекрасные развивающие , которые служат для развития памяти, речи и дикции ребёнка. Они известны людям, наверно, с того времени, как человек начал говорить. В чём-то они похожи, но немного и различаются.

Считалки – это рифмованные четверостишия, которые используются в разных играх для того, чтобы выбрать водящего. Они создавались не для развития дикции, а для упорядочения игры. В них нет намеренно усложненных звуковых сочетаний. Наоборот, они легки для запоминания. Хотя для ребенка 3-5 лет многие звуки и без усложнения трудны для произношения.

Но так как считалки являются важной частью игры, дети охотно их разучивают и повторяют затем и сами, без намеренного побуждения взрослыми. Так как в такой момент для ребенка важно быть понятым другими участниками игры, он стремится произносить слова четко и разборчиво. Так считалки служат для развития памяти и речи детей. Лето, осень – самое подходящее время для игр детей на свежем воздухе с использованием считалок.

Русские скороговорки и чистоговорки, в отличие от считалки, намеренно включают в себя слова и сочетания звуков, которые трудны для быстрого произношения.

Чистоговорки, как и поговорки, это народное творчество, словесная шутка, ловушка для языка того, кто попробует произнести быстро внешне простые слова. Трудными их делает порядок и подбор в предложении.

Скороговорки – это почти то же, что и чистоговорки. Недаром, эти слова часто заменяют друг друга, но у скороговорки может быть известный автор. Зачастую русские скороговорки или чистоговорки – это оформленные в шутливую, игровую форму поговорки, пословицы. То есть фразы, несущие в себе жизненный опыт. «Нашего пономаря не перепономаривать стать» (человека не переделаешь)

Сегодня специалисты придумывают и разрабатывают такие развивающие логопедические стихи, которые помогут ребенку отработать произношение конкретного звука.

Скороговорки. Мультики для самых маленьких

Звук Л

Начинают разучивать считалки, скороговорки уже с детьми трёх – четырех лет. Это упражнения на произношение простых букв – Л, Н, Т. В этом возрасте чисто произнести даже эти звуки не так просто.

Звук Г

В освоении звука Г малышам помогут считалки, поговорки, игры. Например, такая игра, как «Гуси, гуси, га-га-га…».

Так же необходимо развивать слуховое внимание, учиться различать схожие звуки – Г. К, Х. В этом детям поможет разучивание скороговорок со схожими звуками.

Упражнения на смешанные звуки

Только отработав простые звуки, с дошкольниками 4-5 лет переходят к освоению более сложных, смешанных звуков. К таким относят шипящие звуки, Р, Ц.

Для их отработки дети не только разучивают стихи, поговорки и считалки, но и выполняют специальные упражнения для развития речи.

Для хорошей дикции у детей необходимо развивать слуховое внимание, правильную постановку дыхания, сам артикуляционный аппарат – мышцы языка, губ.

Для развития правильного вдоха и выдоха с ребенком можно поиграть в такие игры :

  • «Самый большой пузырь» – это выдувание мыльных пузырей.
  • Ещё одно упражнение, служащее той же цели – «Бумажный футбол». Из тонкого листочка бумаги скатывается маленький легкий шарик. Задача малыша задуть его в обозначенные какими-нибудь предметами ворота.
  • «Буря в стакане». В стакан с водой опускается трубочка и малыш выдувает воздух, стараясь устроить как можно больше пузырей.

Звук Ж

Скороговорки с шипящими звуками довольно коварны. В отличии от звука Р, который детям дается трудно и неумение.

В отличии от звука Р, который детям дается трудно и неумение его произносить слышно сразу, шипящие произносятся, но не чисто, путаясь с другими, похожими. Для хорошей дикции необходимо, чтобы шипящие произносились правильно.

Для закрепления произношения шипящих можно поиграть с детьми в игру «Изобрази зиму», где они голосом должны изобразить шум вьюги, свист метели и т.д. Или изображая лето, изобразить жужжание насекомых.

Звук Р

В освоении звука Р особенно важно развитие артикуляционного аппарата. Поэтому разучивать сложные поговорки, считалки или смешные стихи с этим звуком, надо в сочетании с выполнением гимнастики для губок и языка. Например, такие упражнения:

  • «Кисточка». Изображая побелку, водить язычком по небу вперед – назад.
  • «Моем стены». Языком водить вправо – влево по внутренней стороне зубов вначале вверху, затем внизу
  • «Вверх – вниз». Высунутый язычок качает вверх – вниз.

В качестве скороговорки можно использовать хорошо известную детям потешку «Сорока-ворона кашу варила…»

Сложные скороговорки

Следующим этапом в освоении звуков становятся сложные скороговорки. Сложные это такие скороговорки, которые тренируют не одну букву, а произношение сразу трёх звуков. Если в них отрабатываются только две буквы, то обязательно в очень трудном звуковом сочетании.

Как правильно разучивать с детьми такие сложные поговорки? Вот несколько советов.

  1. Вначале взрослый медленно проговаривает развивающие чистоговорки вместе с ребенком, затем темп постепенно увеличивается.
  2. Разучивать стихотворные скороговорки лучше отбивая ритм ладошками. Это поможет ребенку их запомнить.
  3. Если ребенку не понятен смысл отдельных слов или всей скороговорки, объясните их ему. Понимание облегчит запоминание и поможет избежать ошибок в произношении.
  4. Не заставляйте детей, поиграйте с ними тогда, когда у них появится настроение.
  5. Не ругайте, если что-то не получается.

подряд

Скороговорки появились очень давно. Существуют они у многих народов. Разумеется, придумывались скороговорки не для развития речи и не для обучения. Изначально их функция была исключительно развлекательной. Во время праздников или народных гуляний люди просто собирались вместе и пытались быстро произнести сложные фразы с повторяющимися звуками. Звучало это забавно. Всем было весело.

Однако со временем основная задача скороговорок изменилась. Сейчас первоочередное значение имеет развивающая функция скороговорок. Хотя и развлекательный фактор сохранился. Ведь работать с данным вариантом народного творчества детям весело и интересно.

Что же такое скороговорка? Чаще всего – это небольшой стишок или фраза с большим количеством труднопроизносимых слов или сочетаний звуков, которые нужно проговаривать не только правильно, но и быстро. Именно благодаря этому и происходит развитие речи. Ребёнок учится владеть своим языком, привыкая быстро и чётко произносить даже сложные сочетания звуков.

В чём отличие детских скороговорок от прочих развивающих речь упражнений

Изначально не было различия между скороговорками и чистоговорками. Однако современные логопеды стали чётко различать два этих понятия. Чистоговорки используют в основном для отработки правильной дикции. Их необязательно говорить быстро. Главное, правильно и чётко проговаривать все звуки.

Скороговорки условно делятся на взрослые и детские. Отличия в них совсем незначительные. Для ребёнка важно, чтобы фраза имела определённый смысл и была весёлой. В противном случае он просто откажется её повторять, поскольку не будет понимать о чём этот «стишок» или ему будет откровенно скучно.

Польза скороговорок

Главная польза скороговорок заключается в том, что они способствуют развитию речевого аппарата. В результате маленький человечек начинает говорить более понятно, выразительно и чётко. Однако это не единственный плюс подобных упражнений.

Как это ни парадоксально, но скороговорки учат детей говорить более медленно, проговаривая окончания слов. Действительно, в большинстве случаев ребёнку нужно не только быстро повторить фразу, но и чётко проговорить все слоги, иначе получится бессмыслица. Благодаря этому дети и учатся «не съедать» концовки слов.

Скороговорки хорошо развивают память. Ведь малышам приходится их заучивать. Более того, произнося скороговорку, ребёнок осмысливает сказанное, а также сопоставляет между собой различные словосочетания. А это тоже очень хороший навык.

Помимо этого, в процессе изучения скороговорок ребёнок привыкает слушать других людей. Ведь очень сложно понять скороговорку, если не концентрировать внимание на сказанном. Этот навык очень пригодиться будущим школьникам, чтобы быть собранным, слушать и понимать учителя.

Ну, и наконец, игра со скороговорками – это просто весело. Очень забавно слышать свои и чужие ошибки в путь и труднопроизносимых, но достаточно простых по смыслу фразах. Такое времяпрепровождение в формате родитель + ребёнок будет очень полезным для будущих взаимоотношений.

Ну и наконец, играть со скороговорками можно где угодно: дома, по дороге в садик и даже в дальней поездке. Уместно будет такое развлечение и на любом детском празднике. Дошколята, да и школьники, с удовольствием втягиваются в подобные забавы.

Как правильно работать со скороговорками

Сейчас скороговорки в своей работе активно используют логопеды. Но это совсем не значит, что родители не могут заниматься с ребёнком самостоятельно. И при этом совсем не обязательно, чтобы у ребёнка наблюдались проблемы с речью. В любом случае дополнительная тренировка речевого аппарата лишней не будет.

Когда уже можно начинать учить скороговорки? Да практически в любом возрасте. Как только ребёнок научился более-менее говорить, ему уже можно зачитывать эти короткие и весёлые стишки. Сначала все слова надо проговаривать очень чётко и медленно, чтобы ребёнок понял, как правильно нужно произносить слова. Постепенно малыш втянется в процесс и начнёт повторять скороговорки за мамой или папой, а потом уже будет рассказывать их без особого труда, причём по памяти.

Кстати, заставлять маленького человечка повторять скороговорки не стоит. Он и сам это начнёт делать, как только поймёт суть игры. При этом задача родителей создать весёлую атмосферу. Тогда малыш быстрее втянется в процесс. А чтобы ребёнку было ещё интереснее, его можно попросить делать хлопок после произнесения каждого слога или «отстукивать» слоги мячиком.

Но это всё общие правила. Если же перейти от слов к практике, то работу со скороговорками можно разбить на несколько отдельных этапов:

  1. Выучить скороговорку . Для этого её надо произносить медленно, чётко проговаривая как гласные, так и согласные звуки. Важно, чтобы ребёнок не просто запомнил все слова стишка или фразы, но и научился повторять их абсолютно правильно.
  2. Правильная артикуляция . После завершения процесса заучивания можно переходить к следующему – безголосому этапу. Для этого надо также медленно и чётко повторять скороговорку, но беззвучно. При этом артикуляционный аппарат (язык, губы и зубы) должны работать. Задача данного упражнения добиться правильной артикуляции.
  3. Шептание . Этот этап тоже не требует быстрого произношения. В данном случае проговаривать скороговорку нужно шёпотом. При этом задача родителей – отследить, чтобы ребёнок именно шептал, а не «шипел». Все слова должны произнеситься чётко и разборчиво.
  4. Медленное повторение . Теперь можно и приступить к повторению скороговорки по памяти в полный голос. Однако торопить ребёнка не следует. Пусть сначала научится проговаривать заданную фразу медленно, но качественно.
  5. Интонационные изменения . Это один из самых весёлых этапов. Ребёнку надо предложить проговаривать скороговорку с разными интонациями, например: в вопросительной или восклицательной формах, весело или грустно, задумчиво или агрессивно, напевая или на разные голоса. Детям нравится такая игра. Кстати, на этом этапе скорость произношения тоже не важна. Главное, научить ребёнка пользоваться своим голосом.
  6. Непосредственно скороговорка . И вот только теперь можно приступать к быстрому проговариванию. Тут заданий можно придумать очень много, например: кто быстрее проговорит скороговорку без ошибок или повторить фразу без запинки три-четыре раза подряд и т.д.

Работа над отдельными звуками

Скороговорки бывают разные, но все они имеют одну цель – отработку какого-либо конкретного звука. Конечно, если ребёнку надо поработать над дикцией, то работать можно с любыми произведения данного вида народного творчества.

Однако при выявлении проблем в произношении какого-то определённого звука, упор нужно делать на него. Кстати, скороговорки могут быть полезны и при работе с произношением при изучении иностранного языка. К счастью, подобные речевые забавы до сих пор «в ходу» не только у русского народа.

Скороговорки для развития речи детей от 4 до 12 лет

Для детей 4-5 лет

В этом возрасте большинство детей испытывает проблемы с произношением звуков [р], [л] и [л’], а также с шипящими [ш] и [с]. Поэтому наиболее подходящими скороговорками для этого возраста являются:

Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку греку цап.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Карл украл у Клары кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

Коля колья колет. Поля поле полет.

Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

На горе Арарат растет крупный виноград.

На дворе трава, на траве дрова, на дровах детвора.

Проворонила ворона воронёнка.

У мыши в норке сыра корка.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Для детей 5-6 лет

Обычно в 5-6 лет дети достаточно хорошо справляются со всеми звуками. Однако над дикцией большинства из них надо поработать. А в этом помогут такие скороговорки:

Баран буян залез в бурьян.

Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.

Купила бабуся бусы Марусе.

Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить.

Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

Оса боса и без пояса.

Петр Петрович, по прозванью Перепелович, приручил перепелку. Перепелка принесла Петру Петровичу Перепеловичу перепелят.

У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

Для детей 7-8 лет

В принципе, скороговорки для детей старшего возраста тоже в большей степени рассчитаны на совершенствование дикции. Единственное их отличие – увеличение сложности:

Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса порвали в драке альбатросы.

Ёжик ёжится у ёлки: укололся об иголки. Ёлка ёжится, дрожа: укололась об ежа.

Красный краб кричит УРА! Резать торт пришла пора.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Мила мыла мишку мылом. Мила мыло уронила. Уронила Мила мыло. Мила мишку не домыла.

По дороге топал Топаль, Топаль топал в Севастополь. Ну а рядом топал Сева, Топаль справа, Сева слева.

Рисовала Лариса акварелью нарциссы. Георгины гуашью рисовала Наташа.

Саша шапкой шишку сшиб.

Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Три чёрных котёнка у Тёмки-кротёнка стащили три тонких картонки в потёмках.

Для детей 9-10 лет

Если для дошколят и совсем младших школьников используются простые и чаще всего короткие стишки. То школьникам постарше можно предложить выучить и проговорить сложные и забавные словосочетания или практически полноценные стихотворения:

Говорит попугай попугаю:

– Я тебя, попугай, попугаю!

Отвечает ему попугай:

– Попугай, попугай, попугай!

Граф Тото играет в лото,

А графиня Тото знает про то,

Что Граф Тото играет в лото,

Если бы граф Тото знал про то,

Что графиня Тото знает про то,

Что граф Тото играет в лото,

То б граф Тото никогда бы в жизни

Не играл бы в лото.

Ежели вы не жили возле ежевичника,

Но ежели вы жили возле земляничника,

То значит, земляничное варенье вам привычное

И вовсе не привычное варенье ежевичное.

Ежели вы жили возле ежевичника,

То значит, ежевичное варенье вам привычное,

И вовсе не привычное варенье земляничное.

Но ежели вы жили возле ежевичника,

И ежели вы жили возле земляничника,

И ежели вы времени на лес не пожалели,

То значит, преотличное варенье ежевичное,

Варенье земляничное вы ежедневно ели.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Нет абрикоса, кокоса, редиса,

Палтуса, уксуса, кваса и риса,

Компаса нет, баркаса и троса,

Термоса, пресса, индуса-матроса,

Баса нет, вкуса, веса и спроса,

Нет интереса – нет и вопроса.

Сиреневенький глазовыколупыватель с полувыломанными ножками.

Триста тридцать три корабля лавировали, лавировали, да и не вылавировали.

Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться,

Уж уж от ужаса стал уже,

Не ешь ужица ужа-мужа,

Без ужа-мужа будет хуже.

Четыре черненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно четко.

Четыре черных коня чёрту совсем не чета в четвёртый четверг ноября.

Для детей 10-12 лет

Для тренировки ребят ещё более старшего возраста можно вводить скороговорки, состоящие из абстрактных понятий:

Скороговорун скороговорил: все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Но заскороговорившись, все-таки выскороговорил: все скороговорки перескороговоришь, перевыскороговоришь.

Жили-были три китайца – Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,

И еще три китаянки – Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.

Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,

Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.

Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой – Шах,

У Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой – Шах-Шарах,

У Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони – Шах-Шарах-Шарони.

Шли Струмай, Строкциг, Марнос, Прокцогцзинь и Пригноцкроз. Рядом с ними были сыны: Струмайка Процгович, Странцигка Инкогнитович, Прокцогцзинь Прозсикович и Карзациг Пригноцкроз.

Короткие скороговорки

Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются короткие скороговорки. Их легко запомнить и весело повторять. Вот только несколько примеров подобных разговорных упражнений:

А мне не до недомогания.

Ай вы, львы, не вы ли выли у Невы?

Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.

Клара-краля кралась к Ларе.

Лезут козы в гpозу в лозу – лозу козы в гpозу гpызут.

Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

Наша дочь речистая, у нее речь чистая.

Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

Осип охрип, а Архип осип.

По семеро в сани уселись сами.

Смешные скороговорки

Разучивая скороговорки, не стоит забывать и об их развлекательной функции. Даже взрослым порой забавно произносить некоторые труднопроизносимые фольклорные присказки:

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.

Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь.

Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше.

Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Косарь Косьян косой косит косо. Не скосит косарь Косьян покоса.

Либретто «Риголетто».

Не хочет косой косить косой, говорит: коса коса.

Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.

Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.

Скор оговор ки для детей на букву Р

Одним из самых сложных звуков для детей, да и для некоторых взрослых, является [р]. Наверное, именно поэтому скороговорки с этим звуком являются наиболее известными и популярными:

Бородатый барабашка барабанит в барабан.

Бравый корнет взошёл на корвет, корнет с корвета шлёт всем привет.

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!»

Испугался грома Рома.

Заревел он громче грома.

От такого рёва гром

Притаился за бугром.

Как на утренней на зорьке

Два Петра и три Федорки

Соревнуются с Егоркой

Говорить скороговоркой.

Круглов и Круглова крутили, крутили круглыми кружками круглые гири.

Подорожник по дороге

Собирал прохожий строгий.

Выбирал себе прохожий

Подорожник подороже.

Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.

Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.

Я бродил один у горки, собирал скороговорки.

И последний совет родителям. Прежде чем бежать к логопеду, выберете время, отложите свои дела, оторвитесь от компьютеров / планшетов и позанимайтесь с ребёнком самостоятельно. Ведь малышу гораздо интереснее проводить время с папой и мамой.

Видео — детские скороговорки «Повтори»

Звук Б 1. Бредёт бобёр С бревном устало - Бревно бобру бока намяло. 2. Все бобры для своих бобрят добры. 3. Боровик растет в бору, боровик беру в бору. 4. В бидоне не бетон, в бидоне не батон, в бидоне не бутон. 5. Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, выбалтывала, выбалтывала, да не выболтала. 6. Идут бобры во сыры боры. Бобры храбры, для бобрят добры. 7. В букваре у Буратино брюки, булка и ботинок. 8. Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была. 9. Шёл по улице бычок. Смотрит: мусорный бачок! Куда бычку податься? Перевернул бычок бачок: Потом улёгся на бочок: Лежит бычок на бочке - Лежит бачок на бычке. Звук В 1. Я во двор вела вола, за рога вела вола, а вол в огород меня завел. 2. Воробья врачи спасли, в вертолет его внесли. Вертолет вертел винтами, волновал траву с цветами. 3. Ва-ва-ва,ва-ва-ва вот высокая трава. Вы-вы-вы,вы-вы-вы даже выше головы. Ве-ве-ве,ве-ве-ве васильки видны в траве. Ву-ву-ву,ву-ву-ву -Васильков букет нарву. 4. Из окошка видит Вова: Подошла к пруду корова. И нахмурил брови Вова, Глаз не сводит он с пруда: Выпьет воду всю корова- Где купаться мне тогда? 5. У девчонки, у Варюшки потерялись варежки. Помогали две Валюшки искать Варе варежки. 6. Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка, в этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка. 7. Водовоз вез воду из-под водопровода. 8. Верзила Вавила весело ворочал вилы. 9. Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот. 10. Ва-ва-ва, ва-ва-ва - вот высокая трава. Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы. Ве-ве-ве, ве-ве-ве - васильки видны в траве. Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву. Звук Г 1. Шел гуськом гусак с гусаком. Смотрит свысока гусак на гусака. Ой, выщиплет бока гусак у гусака. 2. В огороде рос горох, а за речкой - гречка. Старый наш козел Тимоха в огороде рвал горох, гречку рвал за речкой. 3. Груша гусениц не любит, грушу гусеница губит. 4. Глядят грачата на галчат, глядят галчата на грачат. 5. На иве галка, на берегу – галька. 6. Ехал Грека через реку. Видит Грека – в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку – цап. 7. На горе гогочут гуси, под горой огонь горит. 8. Груздь на солнце греет бок. В кузовок иди, грибок! 9. Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, прививки делать им пора для укрепления пера!» 10. Купили Егорке салазки для горки. Всю зиму Егорка катался на горке. 11. В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка. 12. Галка села на палку, палка ударила галку. 13. Отыскал на кухне угол, с головой забрался в уголь. 14. Голубь, гусь и галка - вот и вся считалка. 15. Ги-ги-ги,ги-ги-ги Гена, маме помоги. Га-га-га,га-га-га у меня болит нога. Гу-гу-гу,гу-гу-гу мыть посуду не могу. Ги-ги-ги,ги-ги-ги не гуляй из-за ноги. Гу-гу-гу,гу-гу-гу вот гулять-то я могу. Га-га-га,га-га-га не болит уже нога. Звук Д 1. Дед Данила делил дыню: дольку - Диме, дольку - Дине. 2. Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил. 3. Ехал в санках Дёма к дому. Повстречала дрёма Дёму, одолела Дёму дрёма, дремлет Дёма возле дома. 4. Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел. 5. Один Дима дома, но Дима дома не один. Дома один Дима и два Вадима. 6. На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора. 7. Стоит гора посреди двора, на дворе – трава, на траве – дрова. 8. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три двора. Отвори, Варвара, ворота, у двора на траве коли дрова. 8. Дождик, дождик, не дожди! Дождик, дождик, подожди! Дай дойти до дому Дедушке седому! 9. Дятел, дятел - наш приятель Дуб долбит, как долотом. Помоги нам, дядя дятел, Для скворцов построить дом. Звук Ж 1. Хорош пирожок, внутри творожок 2. Мужа жена обожать должна 3. Журавль дружил бы с жабой, кабы желал бы дружбы этой жабы. 4. В живом уголке жили ежи да ужи. 5. Слишком много ножек у сороконожек. 6. Задрожали зайки, увидев волка на лужайке. 7. Лежебока, рыжий кот, отлежал себе живот. 8. Жук жуку жужжал: « Жжжу - жжжу. Я с ежом давно дружу…» 9. Над Жорой жук, кружа, жужжит. От страха Жора весь дрожит. Зачем же Жора так дрожит? Совсем нестрашно жук жужжит. 10. Жу-жу-жу, жу-жу-жу В зоопарк пришли к моржу. Жа-жа-жа, жа-жа-жа Испугались мы моржа. Же-же-же, же-же-же Сидят птички на морже. Жу-жу-жу, жу-жу-жу Ближе подошли к моржу. Жи-жи-жи, жи-жи-жи Повернулись к нам моржи. Жу-жу-жу, жу-жу-жу Рыбку бросили моржу. Жи-жи-жи, жи-жи-жи Очень мирные моржи. 11. Жа-жа-жа-,жа-жа-жа тут ежата у ежа. Жу-жу-жу,жу-жу-жу как-то уж пришел к ежу. Жи-жи-жи-,жи-жи-жи мне ежаток покажи. Жу-жу-жу,жу-жу-жу я с ужами не дружу. Жа-жа-жа,жа-жа-жа уж уходит от ежа. 12. Испугались медвежонка Ёж с ежихой и с ежонком, Чиж с чижихой и с чижонком, Стриж с стрижихой и с трижонком. Звук З 1. Лиза купила Зине корзину в магазине. 2. У маленькой Зины зайка спит в корзине. 3. У Зины много забот, заболел у зайки живот. 4. Зимним утром от мороза на заре звенят березы. 5. Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет. 6. Зоиного зайку зовут Зазнайка. 7. Зеленая береза стоит в лесу, оя под березой поймала стрекозу. 8. Соня Зине принесла бузину в корзине. 9. Зря Захар козла дразнил – козел задиру не забыл 10. Встретиться Змей и Змея захотели. Встретиться Змей и Змея не сумели. Змей в облаках, а Змея на земле. Надо бы Змею спуститься к Змее. 11. Знать бы, зачем залилась спозаранку в зарослях зелени крошка-зарянка Знать бы, зачем, заглядевшись в зенит, звонко и весело зяблик звенит? Знать бы, зачем зашуршала змея? Знать бы, зачем зеленеет земля? Знать бы... 12. В звезде найдёшь ты букву «з», И в золоте, и в розе, В земле, в алмазе, в бирюзе, В заре, в зиме, в морозе. Звук К 1. Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке. 2. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. 3. Клала Клава лук на полку,Кликнула к себе Николку. 4. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон.Как в капюшоне он смешон! 5. Клубок упал на пол, кот катал клубок. 6. У Кондрата куртка коротковата. 7. Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски. Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать. 8. Ка-ка-ка,ка-ка-ка вот течет река Ока, Ко-ко-ко,ко-ко-ко там рыбак недалеко. Ке-ке-ке,ке-ке-ке ловит рыбу на Оке. Ку-ку-ку,ку-ку-ку нет удачи рыбаку. Ки-ки-ки, ки-ки-ки -помогите,рыбаки! Ку-ку-ку,ку-ку-ку вот подмога рыбаку. Ко-ко-ко-,ко-ко-ко рыба ловится легко. Ка-ка-ка,ка-ка-ка есть улов у рыбака. Звук Л 1. На мели мы налима ловили. 2. Палку толкал лапой Полкан. 3. Коля колья колет, Поля поле полет. 4. Лена искала булавку, а булавка упала под лавку. 5. Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли. Но щенок породы колли убежал от Поли в поле. 6. Корили Кирилла: «Не дразни гориллу!» Корили гориллу: "Не дразни Кирилла!» 7. Лара для Леры брала эклеры. С кремом эклеры у Лары и Леры. 8. Есть у Ляли кукла Леля. Леля сделана из льна – Ляле нравится она. 9. Не жалела мама мыла, Мама Милу мылом мыла. Мила мыло не любила, Но не ныла Мила. Мила - молодчина! 10. На лугу под лопухом у лягушки летний дом, А в болоте лягушачьем у неё большая дача. 11. Лайка с болонкой лаяли звонко. Иволга долго пела над Волгой. 12. Валя на проталинке намочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на завалинке. Звук М 1. Марина грибы мариновала, Марина малину перебирала. 2. Кот молоко лакал, а Миша мыло искал. 3. Вы малину мыли ли? - Мыли, но не мылили. 4. Маша - малышка, у Маши пустышка 5. Мёд медведь в лесу нашел, мало мёду много пчел. 6. Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. 7. Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила. 8. Маленькая болтунья молоко болтала, болтала да не выболтала. 9. Наши руки были в мыле, мы посуду мыли сами, помогали нашей маме. 10. Макар макал макароны в молоко, а макака макала Макара в реку. 11. Милая Мила мылась мылом. Намылилась, смыла – так мылась Мила. 12. Козел-мукомол, кому муку молол? А кому не молол? - От того, кому молол, получал пироги; от того, кому не молол, получал тумаки. Звук Н 1. Няня нянчит Надю с Ниной. 2. Нашего пономаря никто не перепономарит, а наш пономарь всех перепономарит. 3. Борона боронила неборонованное поле. 4. Ан-ан-ан - шел домой баран. 5. Но-но-но – у нас темно. 6. На-на-на – стоит стена. 7. Ну-ну-ну - саночки тяну. 8. Горюет норка у горы – Не добраться до норы. На горе у норки норка – Не доступна норке норка. Звук П 1. Пекарь пек калачи в печи. 2. У Потапа не пяток пяток - пяток опяток; а у питона – ни опяток, ни пяток. 3. Кота Потап по лапе хлопал, и от Потапа кот утопал. 4. Про пестрых птиц поет петух, про перья пышные, про пух. 5. Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!» Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!» 6. П, П, П! – пускает пар Полный чая самовар. Каша на плите пыхтит, Из-под крышки пар летит. Паровоз пары пускает, Путь по рельсам пробегая. Плавно по реке плывет, Паром пышет пароход… 7. У Любашки- шляпка, У Полюшки- плюшка, У Павлушки- шлюпка, У Илюшки- клюшка. 8. Наша острая пила – Не пила, а пела. Не пила, не ела, Ни разу не присела. Звонко пела, как могла, Развеселая пила. 9. Шли три пекаря, три Прокопия пекаря, Три Прокопьевича; говорили про пекаря, Про Прокопия пекаря, про Прокопьевича. Звук Р 1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке. 2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка. 3. Проворонила ворона вороненка. 4. Приготовила Лариса для Бориса суп из риса. 5. Марина малину перебирала, Арина грибы мариновала. 6. Рубили дроворубы сыры дубы на срубы. 7. Ромка ранил рогаткой рябчика. 8. Кран обходится без рук, Вместо рук у крана крюк. 9. У Вари на бульваре варежки пропали, Воротилась Варя вечером с бульвара, И нашла в кармане варежки Варвара. 10. Сорок сорок для своих сорочат Сорок сорочек, не ссорясь строчат. Сорок сорочек прострочены в срок - Сразу поссорились, Сразу поссорились, Сразу поссорились сорок сорок. Звук С 1. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня. 2. Сидели, свистели семь свиристелей. 3. Саша любит сушки, Соня – ватрушки. 4. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. 5. Села Олеся, с печи ноги свеся, не смейся, Олеся, а на печи грейся. 6. У Саньки новенькие санки. 7. Ах, вы, сени, сени, сени Вышел в сени сонный Сеня. И в сенях споткнулся Сеня, И кувырк через ступени. 8. Сосулька испугалась высоты, Сосулька от испуга стала плакать; И потому опять настала слякоть. 9. Соня, погляди в окно, Сколько снегу нанесло! И в лесу, и в саду Сосны, ели - всё в снегу. 10. Сосать сосульку-вот беда!- нам строго запрещается. Но почему она тогда сосулькой называется? 11. Пёс лису учуять смог - Сразу подал голосок. Унеслась лиса в лесок - Сала дали псу кусок. Звук T 1. Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетёрка с тетеревятками в лесу на ветке. 2, Ткёт ткач ткани на платье Тане. 3. Где растяпа да тетеря – там не прибыль, а потеря. 4. В печурке – три чурки, три гуся, три утки. 5. У Тани тайна, это Танина тайна, И Таня таит эту тайну. 6. Картина опутана паутиной, на картине Лилипуты в паутине. 7. Токарь в коротайке окоротал таратайку. 8. Толком толковать, да без толку расперетолковывать. 9. Только Таня утром встанет, танцевать Танюшу тянет. Что тут долго объяснять! – Таня любит танцевать. Звук Ф 1. Наш Филат не бывает виноват. 2. Филипп к печке прилип. 3. У Фани – фуфайка, у Феди – туфли. 4. Михаил играл в Футбол, он забил в ворота гол. 5. Флот плывет к родной земле, флаг на каждом корабле. 6. У Фадея дафнии. 7. Филя в фильме – фельдфебель. 8. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча. 9. На фотографии у Федора – Федора, на фотографии у Федоры – Фёдор. 10. В огороде Фёкла ахала и охала: уродилась свёкла не на грядке, около. Жалко Фёкле свёклу. Жаловалась Фёкла: "Заблудилась свёкла!" 11. Жил в горах волшебник Феликс С буквой Ф и птицей Феникс. Зажигал фонарик Феликс, Загоралась птица Феникс. Звук Х 1. Вкусная халва мастеру хвала. 2. Прохор и Пахом ехали верхом. 3. Муха-горюха села на ухо. 4. Хороша будет уха. 5. На Тихоне хитон. 6. Хорь мохнатый, а Михей лохматый. 7. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: «ха-ха-ха-ха-ха!» 8. Был саду переполох – там расцвел чертополох. Чтобы сад твой не заглох, пропололи чертополох. 9. Хотим поехать на оленях, архарах, буйволах, тюленях, тапирах, Леопардах, львах, верблюдах, мулах и волнах. 10. Хлопотун-хлопотун и хлопотунья-хлопотунья хлопотали и хохотали. 11. Ха-ха-ха, ха-ха-ха - есть у нас два петуха. Хи-хи-хи, хи-хи-хи - всё дерутся петухи. Ху-ху-ху, ху-ху-ху - клювы все у них в пуху. Хи-хи-хи, хи-хи-хи - хватит драться, петухи! Ха-ха-ха, ха-ха-ха - без хвостов два петуха. 12. Ха-ха-ха, ха-ха-ха - на обед у нас уха. Хи-хи-хи, хи-хи-хи - дай попробовать ухи. Хе-хе-хе, хе-хе-хе - соль одна в твоей ухе. Хи-хи-хи, хи-хи-хи - не хочу такой ухи! Звук Ц 1. Не велика птица синица, да умница. 2. Бегают две курицы прямо на улице. 3. В цветнике цветут цветы. 4. В теплице у цветовода цвели гиацинты, купальницы, цикломены, ценарарии и циннии. 5. В цветнике у цветовода цветут гиацинты и циннии. 6. Летит скворец: зиме конец. 7. Цыпленок пьет из блюдца воду. 8. Ученица-озорница получила единицу. 9. Цыпленок цапли цепко цепляется за пень. 10. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. 11. В цирке не циркуляры и циркули, в цирке тигрицы, львицы и медведицы. 12. Лекции доцента – о локации. 13. Огурцы-молодцы зеленобелогубы. 14. На оконце у бойца-македонца копьецо. 15. Отец деда – дед отца, дед отца – отец деда. Звук Ч 1. У четырех черепашек по четыре черепашенка 2. Чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали. 3. На верхушке каланчи день и ночь кричат грачи. 4. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. 5. Течет речка, печет печка. 6. В четверг четвертого числа В четыре с четвертью часа Четыре черненьких чертенка Чертили черными чернилами чертеж. 7. Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая. Черепаха всех смешит, потому что не спешит. А куда спешить тому, кто всегда в своем дому. 8. Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход, В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота! Звук Ш 1. Шерсть в кудряшках у барашка. 2. В ночной тиши у камыша чуть слышны шорохи ужа. 3. Дали Глаше простокваши, а у Глаши – каша. 4. Саша шапкой шишки сшиб. 5. Сшила Саша Сашке шапку. 6. Шапка да шубка – вот весь Мишутка. 7. Шишки на сосне, шашки на столе. 8. В ложке у Антошки кашки немножко, а у Тимошки в ложке немножко картошки. 9. Пляшут мышки-шалунишки, Кто на чашке, кто на крышке. Тише, тише, тише, мышки, Не мешайте спать братишке. 10. Сшили штанишки плюшевому мишке На штанах - кармашки, на кармашках - пряжки Звук Щ 1. Волки рыщут, пищу ищут. 2. Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке. 3. Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля. 4. Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей. 5. Этой щеткой чищу зубы, этой щеткой – башмаки. Этой щеткой чищу брюки, все три щетки мне нужны. 6. Щука проглотила щётку, щётка ей щекочет глотку. - Удивительное дело! Что же я за рыбку съела?

К 3-м годам у ребенка накапливается большой словарный запас и формируется фразовая речь, но большинство детей говорят еще не четко и невнятно. Как правило дети еще не выговаривают звук Р и шипящие звуки. Для формирования у детей четкой и правильной речи мы предлагаем вашему вниманию ряд упражнений.

Упражнения направлены на выработку четкого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата. Для подготовки ребенка к данным занятиям необходимо провести с ребенком несколько занятий на развитие продолжительного и плавного выдоха.

Для этого можно использовать мыльные пузыри. Поиграть с ребенком в игру "Надуй самый большой пузырь" или повыдувать воздух через трубочку в стакан с водой.

Закреплению правильного произношения способствует повторение чистоговорок, заучивание загадок, потешек, считалок и стихотворений, насыщенных определенными звуками.

Упражнение: Опиши картинку

Показываем ребенку картинки с героями сказок или животными и просим ребенка рассказать кого он видит, описать какой этот персонаж. Например: зайка - серый, мягкий и пушистый. Если у ребенка возникли трудности с описанием, помогите ему. Для детей постарше (4-5 лет) можно усложнить задание: пусть составят рассказ не отдельными словами, а целыми предложениями. Например: вот зайка. Он живет в лесу. Он серый и пушистый. Данное упражнение расширяет словарный запас ребенка и способствует развитию мышления.

Чистоговорки


Звуки М, П, Б

1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.
2. Уп-уп-уп-уп - я готовлю папе суп.
3. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.
4. Мама Милу в ванне мыла.
5. Петя пилил пилой пень.
6. Любят бананы все обезьяны.

Звуки Т, Д, Н

1. Та-та-та, та-та-та- хвост пушистый у кота.
2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду - дети бегают в саду.
3. Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.
4. Собака Том сторожит дом.
5. Дарья дарит Дине дыни.
6. Няня нянчит Надю с Ниной.

Звуки К, Г, Х, Й

1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.
2. Га-га-га у козы рога.
3. Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.
4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.
5. На горе гогочут гуси.
6. Хомячку на ухо села муха.

Звуки Ф, В

1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.
2. Ву-ву-ву - в лесу видели сову.
3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
4. Наш Филат не бывает виноват.

Звук С(сь).

1. У Сони сани с горки едут сами.
2. Сеня в лесу встретил лису.
3. У нас газ погас.
4. Су-су-су-су - тихо осенью в лесу.
5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.

Звук З

1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.
2. У Зины козлик в корзине.
3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
5. У Зины звонок звенит звонко.
6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

Звук Ц

1. Цы-цы-цы- есть хотят птенцы.
2. Из колодца вода льется.
3. Не велика птица синица, да умница.
4. Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.
5. Цыпленок пьет из блюдца воду.
6. Слава поставил цветы на подоконник.
7. Цы-цы-цы- мы помыли огурцы.
8. Нет конца у моего кольца.

Звук Ш

1. Нашей Маше дали мало каши.

Звук Ж

1. Жа-жа-жа убежали два ежа.
2. Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.
3. Хорош пирожок, внутри творожок.

Звук Ч

1. Ча-ча-ча - сидит зайчик у врача.
2. Чу-чу-чу - врач идет к грачу.
3. Шубка овечки греет лучше печки.
4. У четырех черепах по четыре черепашонка.

Звук Щ

1. Ща-ща-ща- Коля ходит без плаща.
2. Щи-щи-щи- ищем мы щавель на щи.
3. Для ухи нужны лещи, а щавель - на щи.

Звук Л (Ль)

1. Лу-лу-лу- наточил Толя пилу
2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!
3. Дед Данила делил дыню.
4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

Звук Р (рь)

1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.
2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.
3. У меня на кармашке маки и ромашки.

Упражнения на смешанные звуки

  • Стоит воз овса, возле воза овца.
  • Собака сидит на цепи.
  • Заглянет солнце и к нам в оконце.
  • На круше у Шура жил журавль.
  • Кошка спит, а мышку видит.
  • Ежик лежит под ёлкой.
  • Лёжа хлеба не добудешь.
  • Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
  • Мальчик чистит лошадку щеткой.
  • Щенок играет с мячом.
  • Са-ша-ша- Соня моет малыша.
  • Ас-аш-аш - под сосной стоит шалаш.
  • Шесть мышат в шалаше шуршат.
  • Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
  • Вымыли мышки миски для мишки.
  • Ча-ца-ца- стоит мальчик у крыльца.
  • Ца-ча-ча растет птенчик у грача.
  • У волчицы волчата, у курицы и цапли- цыплята.
  • Девочка пьет чай из чашки.
  • Ща-са-са- под кустом сидит лиса.
  • У гусыни усов ищи-не ищи- не сыщешь.
  • Щи да каша -пищи наша. Всякой вещи свое место.
  • Рыбу ловит рыболов.
  • Весь в реку ушел улов.
  • Вкусная халва, мастеру хвала.
  • Римма и Тима шли мимо тира.
Можно и самому придумать шутливые фразы, типа:
  • "да-да-да - в огороде лебеда",
  • "ду-ду-ду - растут яблоки в саду",
  • "ша-ша-ша - принесли домой ерша"
  • "ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"
  • "жа-жа-жа - есть иголки у ежа"
  • "чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"
  • "жу-жу-жу - я на солнышке лежу" ... и так далее.


Скороговорки

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ехал Грека через реку,
видит Грека - в реке рак,
сунул Грека руку в реку,
рак за руку греку - цап.

Карл украл у Клары коралы,
Клара у Карла украла кларнет.

На дворе трава,
на траве дрова,
на дровах детвора.

Кукушка кукушонку купила капюшон,
надел кукушонок капюшон,
как в капюшоне он смешон.


Top