Машиностроительный комплекс в россии. Машиностроительный комплекс россии

Машиностроение — производитель машин и механизмов — главная отрасль промышленности, показатель ее технического развития и в целом уровня развитости экономики страны. В развитых странах машиностроение дает 35-40% стоимости промышленной продукции. Россия, где первые заводы появились лишь в начале XX в., к 1990 г. производила все основные виды машин и заняла 2-е место в мире после США по объему их производства. По темпам роста машиностроение обгоняло все другие отрасли (и вышло на первое место к 1990 г. по доле в суммарном выпуске промышленности).

В годы реформ машиностроение испытало более сильный спад, чем промышленность в целом — до 1/3 продукции к уровню 1990 г., а в некоторых отраслях спад достиг 80-90%. Это снизило долю в ВВП промышленности с 30% до 20%, что грозит России утратой статуса индустриально развитой страны.

Машиностроение — самый сложный комплекс по организации производства, составу отраслей, особенностям их развития и размещения. Главная черта этой отрасли — специализация предприятий на выпуске отдельных узлов, деталей и агрегатов с последующей их сборкой на «головных» заводах. В СССР насчитывалось более 10 тыс. «головных» и сборочных заводов, их филиалов и смежников. Они разместились во всех районах страны, ее крупных и средних городах. Таким образом, машиностроение способствовало развитию регионов и связей между ними, что усиливало единство страны. Эта же специализация и кооперация заводов способствовала резкому спаду в отрасли, т.к. многие заводы-смежники оказались после распада СССР вне России.

Важной чертой машиностроения была концентрация конечного выпуска техники на небольшом числе заводов, что позволяло снижать удельные расходы. Так, в 80-е годы около трети готовых машин производили 10 заводов-гигантов. Сейчас они с трудом поддаются реконструкции и переводу на выпуск серийных модификаций машин, что становится основным путем развития мирового машиностроения.

Особенность состава России — преобладание отраслей «тяжелого» и «среднего» машиностроения, выпускающих технику для горнодобычи, металлургии, энергетики, строительства, большегрузного транспорта, а также , на которые приходилось более 50% его объемов. О высокой развитости ВПК говорит рис. который показывает присутствие его производств во всех крупных городах России, а также в прошлом «закрытых» городах, специализировавшихся на выпуске самой современной военной техники и оружия. Выпуск техники для личного потребления и отраслей социального значения — медицинской, полиграфической, швейной, пищевой, а также бытового оборудования составлял лишь малую долю машиностроения. Отставало от потребностей страны и тонкое, и точное машиностроение — электроника, производство средств автоматики, телемеханики, современной связи. Практически все отрасли научнотехнического прогресса были ориентированы на потребности ВПК, чем объясняется успешное развитие в стране авиации и ракетнокосмической техники.

Разные отрасли машиностроения по-разному реагировали на экономические реформы. Так, производство тракторов и комбайнов снизилось в 15 раз, самолетов и большегрузных машин — в 10 раз, станков и военной техники — в 8-10 раз, энергетического оборудования — в 4 раза. С 1999 г. началось восстановление машиностроительного комплекса. Лучшими показателями характеризуется выпуск легковых и грузовых машин малой мощности, автобусов и вагонов, энергетической и сельскохозяйственной техники.

Особенности размещения машиностроения

По мере развития машиностроение «сдвигалось» от центров металлургической промышленности, где производилась «тяжелая» техника, к районам, где сосредоточены квалифицированные трудовые ресурсы. Особенно это было характерно для «среднего» машиностроения, выпускающего все виды движущейся транспортной техники. Современные же виды точного наукоемкого машиностроения — авиакосмическое, приборостроительное, электротехническое и электронное — размещаются вблизи крупнейших научно-технических центров и в столичных ареалах. В настоящее время в России сложились следующие районы размещения машиностроения:

Центр и Северо-Запад как первые районы российского машиностроения сохранили и развили производство практически всех видов
машин — энергетического и электротехнического оборудования автомобилей автобусов тепловозов, вагонов, тракторов. Но особенно они выделяются сложными и точными производствами — станков, приборов, инструментов, электроники, оптики, телерадиотехники. Здесь сосредоточено более половины авиакосмического комплекса страны.

Волго-Вятский и Поволжский районы — крупнейшие производители транспортных средств. Здесь производят 80% легковых и грузовых машин страны, троллейбусы и автобусы. Во многих городах региона делают самолеты, вертолеты, ракеты, и Астрахань — центры , трактора выпускают в и т.д. Вторая специализация — выпуск техники для нефтедобычи, нефтехимии, энергетики. В этом регионе машиностроение дает 35-40% объемов промышленного производства — больше, чем в других районах страны.

Урал — главный район тяжелого и оборонного машиностроения, развивающийся на основе собственного производства металлов. Здесь выпускается металлургическое оборудование, подъемные и буровые установки, тяжелые станки, землеройная техника и тяжелые самосвалы, турбины и трактора. На Урале производили все виды военной техники: танки, артиллерию, ракеты разного типа, оружие ПВО, стрелковое оружие, машины пехоты, взрывчатые вещества; разрабатывались новые виды военной и космической техники и материалы к ней. В связи с тем, что именно тяжелое и оборонное машиностроение резко снизили объемы производства, экономическая ситуация на Урале особенно тяжелая.

В Центрально-Черноземном и Северо-Кавказском районах развито машиностроение, обслуживающее местные отрасли. В первую очередь, это выпуск тракторов, комбайнов и другой техники для агрохо- зяйственного комплекса, горнодобывающей техники для КМА и Донбасса, для местной энергетики и . Единственный в России завод «Атоммаш» в Волгодонске выпускает оборудование для атомных электростанций. Заметную роль играет производство бытовой техники — телевизоров, холодильников, счетных машин и др.

Север и Сибирь — это районы военного и тяжелого машиностроения. Большинство заводов размещены в городах вдоль Транссибирской магистрали и в портовых городах. Здесь производят военные самолеты, танки, тяжелые ракеты, подводные лодки, системы управления ими. Выпускается горнодобывающее, лесохозяйственное и заводское оборудование, трактора и комбайны. Центрами приборостроения и точного машиностроения стали Новосибирск, Томск, Омск. В целом этот регион дает менее 20% машиностроительного производства, поэтому много машин гражданского назначения ввозится из Европейского региона или импортируется.

Перспективы машиностроения связаны с тремя направлениями:

  • Выход на мировой уровень через сотрудничество с отраслями научно-технического прогресса, чьи достижения уже используются в производстве авиационной, космической и военной техники;
  • Выход на региональные рынки развивающихся стран с производством энергетической, лесозаготовительной, горнодобывающей, металлургической техники — не дорогой и надежной в эксплуатации;
  • Обеспечение внутреннего рынка, индивидуального и предпринимательского спроса автотранспортом, вездеходными машинами, легкими судами и самолетами, малогабаритной сельхозтехникой, оборудованием для легкой и , для подсобного домашнего хозяйства, индивидуального строительства.

В целом, необходима переориентация машиностроения с продукции производственного назначения на продукцию мелкосерийного и индивидуального спроса и социального назначения.

Вам предстоит узнать: Состав машиностроительного комплекса. Состав машиностроительного комплекса. Классификация машиностроительных отраслей. отраслей. Состав машиностроительного комплекса. Состав машиностроительного комплекса. Классификация машиностроительных отраслей. отраслей. Где и почему размещаются машиностроитель- Где и почему размещаются машиностроитель- ные предприятия. ные предприятия. Где и почему размещаются машиностроитель- Где и почему размещаются машиностроитель- ные предприятия. ные предприятия. Значение машиностроительного комплекса. Значение машиностроительного комплекса. Проблемы машиностроительного комплекса. Проблемы машиностроительного комплекса.


Машиностроение – ведущая отрасль промышленности как по величине (около 40% всех занятых и около 20% валовой продукции), так и по значению: технический уровень всех отраслей хозяйства, производительность труда в них зависят от того, какими приборами, оборудованием пользуются их работники. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности как по величине (около 40% всех занятых и около 20% валовой продукции), так и по значению: технический уровень всех отраслей хозяйства, производительность труда в них зависят от того, какими приборами, оборудованием пользуются их работники. Поэтому развитие машиностроения, постоянное обновление его продукции – необходимое условие прогресса во всем хозяйстве страны. Поэтому развитие машиностроения, постоянное обновление его продукции – необходимое условие прогресса во всем хозяйстве страны. Что такое машиностроение?


Состав машиностроения Машиностроительный комплекс - сложное межотрас- левое образование, охватывающее машиностроение и металлообработку. Машиностроение включает много специализированных отраслей, сходных по технологии и используемому сырью. (см схему)схему К металлообработке относятся промышленность металлических конструкций и изделий, а также ремонт машин и оборудования. В состав комплекса входит «малая металлургия» - производство стали и проката на машиностроительных предприятиях.


Станкостроительная и инструментальная промышленность Производство нефтепро - мыслового и бурового геолого-разведочного оборудования Энергетическое Автомобилестроение Горношахтное и горнорудное Горношахтное и горнорудное Авиастроение Приборостроение Строительно-дорожное Производство оборудования для легкой и пищевой промышленности Производство оборудования для легкой и пищевой промышленности Металлургическое Машиностроение для животноводства и кормопроизводства Электротехническое Тракторостроение Судостроение Подъемно-транспортное Сельскохозяйственное Электронное Химическое Производство нефтегазоперерабатывающего оборудования Производство нефтегазоперерабатывающего оборудования Машиностроение








Главный фактор размещения любого машиностроитель- ного завода – его положение по отношению к другим машиностроительным заводам. Главный фактор размещения любого машиностроитель- ного завода – его положение по отношению к другим машиностроительным заводам. Это обусловлено тем, что для предприятий характерно широкое развитие специализации. Это обусловлено тем, что для предприятий характерно широкое развитие специализации. Специализация - это сосредоточение предприятия на выпуске однородной продукции. подетальная - выпуск отдельных деталей и узлов; предметная - выпуск определенных видов готовых изделий; технологическая - выполнение одной или нескольких операций технологического цикла. технологическая - выполнение одной или нескольких операций технологического цикла.


Специализация – необходимое условие повышения эффек- тивности работы промышленности. Специализация – необходимое условие повышения эффек- тивности работы промышленности. В современной экономике практически отсутствуют пред- приятия, обходящиеся только своими силами, ничего не по- лучая со стороны. В современной экономике практически отсутствуют пред- приятия, обходящиеся только своими силами, ничего не по- лучая со стороны. Обратная сторона этого процесса – кооперирование. Обратная сторона этого процесса – кооперирование. Кооперирование - это объединение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции. Современные крупные автомо- бильные заводы связаны с сотнями предприятий, поставляющих («по кооперации») отдельные детали, узлы, материалы, а судостроитель- ные и авиационные заводы – с тысячами смежников. Современные крупные автомо- бильные заводы связаны с сотнями предприятий, поставляющих («по кооперации») отдельные детали, узлы, материалы, а судостроитель- ные и авиационные заводы – с тысячами смежников.


Отрасль Факторы размещения Крупные центры оборудование для металлургии и горно-добывающей пром. энергетическое машиностроение тяжелые станки и кузнечно- прессовое оборудование локомотивостроение тракторостроение сельскохозяйственные машины автомобилестроение (легковые) автомобилестроение (грузовые) автобусы и троллейбусы Пользуясь текстом учебника (стр), картами атласа, заполните таблицу:




За девяностые годы спад производства в машиностроении был большим, чем в других отраслях. Это чаще всего объясняется тем, что машиностроительные предприятия наиболее сильно пострадали от разрыва производственных связей с бывшими союзными республиками СССР. За девяностые годы спад производства в машиностроении был большим, чем в других отраслях. Это чаще всего объясняется тем, что машиностроительные предприятия наиболее сильно пострадали от разрыва производственных связей с бывшими союзными республиками СССР. Но не менее важна и другая причина – более низкое качество многих видов машин по сравнению с импортными (отставание по техническому уровню и по надежности). Особенно это характерно для потребительских товаров. Но не менее важна и другая причина – более низкое качество многих видов машин по сравнению с импортными (отставание по техническому уровню и по надежности). Особенно это характерно для потребительских товаров. Из такой ситуации возможны два выхода: Из такой ситуации возможны два выхода: 1) Можно потребовать от правительства введения высоких пошлин на импортные машины. (Этого, например, добился Волжский на импортные машины. (Этого, например, добился Волжский автозавод) автозавод) 2) Создавать конкуренцию, заставлять отечественных производи- телей повышать качество своей продукции. телей повышать качество своей продукции.


Повторение Определите, центры какого машиностроения перечислены в каждой группе: 1.Елабуга, Ижевск, Калининград, Москва, Нижний Новгород, Ростов-на- Дону, Серпухов, Таганрог, Тольятти, Ульяновск - … легковое автомобилестроение 2. Миасс, Москва, Набережные Челны, Нижний Новгород - … грузовое автомобилестроение 3. Курган, Ликино-Дулёво, Нижний Новгород, Павлово, Ульяновск - … автобусостроение 4. Коломна, Людиново, Муром, Новочеркасск - … локомотивостроение 5. Абакан, Брянск, Тверь, Калуга, Нижний Тагил, Новоалтайск, Чита - … вагоностроение 6. Владимир, Волгоград, Липецк, Петрозаводск, Рубцовск, Чебоксары, Челябинск - … тракторостроение


Практическая работа. Обозначение на контурной карте основных центров автомобилестроения, судостроения, станкостроения и железнодорожного и сельскохозяйственного машиностроения. Ход работы. 1. Используя данные таблицы, на контурную карту России нанесите: - государственную границу России; - границы её экономических районов; - различными цветами обозначьте важнейшие центры машиностроения России и подпишите их названия. 2. Сделайте вывод о размещении машиностроения России.


Легковое автомобилестроение: Елабуга, Ижевск, Калининград, Москва, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Серпухов, Таганрог, Тольятти, Ульяновск. Грузовое автомобилестроение: Миасс, Москва, Набережные Челны, Нижний Новгород. Автобусостроение: Курган, Ликино-Дулёво, Нижний Новгород, Павлово, Ульяновск. Троллейбусостроение: Уфа и Энгельс. Локомотивостроение: Коломна, Людиново, Муром, Новочеркасск. Вагоностроение: Абакан, Брянск, Тверь, Калуга, Нижний Тагил, Новоалтайск, Чита. Производство вагонов метро: Мытищи и Санкт-Петербург. Судостроение и судоремонт: Архангельск, Астрахань, Благовещенск, Великий Устюг, Владивосток, Зеленодольск, Калининград, Красноярск, Москва, Мурманск, Нижний Новгород, Новодвинск, Санкт-Петербург, Сыктывкар, Тюмень, Усть-Кут, Хабаровск. Станкостроение: Вологда, Воронеж, Иваново, Златоуст, Киров, Коломна, Москва, Новосибирск, Оренбург, Рязань, Самара, Ульяновск, Челябинск. Тракторостроение: Владимир, Волгоград, Липецк, Петрозаводск, Рубцовск, Чебоксары, Челябинск. Комбайностроение: Бежецк, Биробиджан, Красноярск, Люберцы, Омск, Ростов-на-Дону, Рязань, Таганрог.

Машиностроительный комплекс - это совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины. Этот комплекс является ведущим среди остальных комплексов, поскольку именно он создает машины и оборудование, применяемые повсеместно в промышленности, сельском хозяйстве, быту и на транспорте. Следовательно, главная задача машиностроения — вооружить народное хозяйство все более совершенными машинами. Поэтому именно машиностроительный комплекс по праву является основой научно-технического прогресса и расширенного развития всей российской экономики.

Современный машиностроительный комплекс России состоит из нескольких десятков отраслей (более 70), каждая из которых выпускает продукцию определенного назначения. Число машиностроительных отраслей непрерывно возрастает. По роли и значению в народном хозяйстве их можно объединить в три взаимосвязанные группы (табл. 11.1).

Таблица 11.1 Машиностроительный комплекс

Отрасли, обеспечивающие развитие НТР во всем

народном хозяй­стве

Отрасли, обеспечи­вающие развитие НТР

в машиностроении

Отрасли, обеспечивающие развитие НТР в отдель­ных

отраслях народного хозяйства

Приборостроение. Химическое машино­строение. Электротехническое машиностроение. Энергетическое маши­ностроение

Станкостроение и инструментальная промышленность

Строительно-дорожное машиностроение. Тракторное и сельско­хозяйственное машино­строение. Автомобилестроение

Для обеспечения своего лидерства машиностроению необходимы определенные условия. Первое, если темпы развития хозяйства страны принять за единицу, машиностроение должно развиваться в два раза быстрее, а важнейшие его отрасли (электроника, приборостроение и др.) — в четыре раза быстрее. В России это условие не соблюдается (соотношение 1:0,98:1). Кроме того, нормальное развитие машиностроения невозможно без взаимодействия с другими межотраслевыми комплексами. Необходимы высококачественный металл, пластические и другие синтетические материалы, лес, стекло и т.д. Поэтому границы самого машиностроительного комплекса постоянно расширяются за счет усиления связей с наиболее прогрессивными производствами.


Важнейшие отрасли машиностроения и их размещение в России:

1. Транспортное машиностроение включает: а) автомобилестроение (Москва, Нижний Новгород, Тольятти, Ульяновск, Павлов и др.), б) железнодорожное машиностроение (Новочеркасск, Брянск, Санкт-Петербург, Тверь и др.), в) городской электротранспорт (Энгельс – троллейбусы, Усть-Катава – трамваи), г) судостроение (Санкт-Петербург, Мурманск, Владивосток, Комсомольск-наАмуре).

2. Сельскохозяйственное машиностроение: а) производство комбайнов (Ростов-на-Дону, Таганрог, Красноярск, Тула), б) тракторное (Волгоград, Владимир, Челябинск, Санкт-Петербург).

3. Энергетическое машиностроение: Санкт-Петербург, Подольск, Таганрог, Волгодонск, Екатеринбург, Москва.

4. Тяжелое машиностроение: Екатеринбург, Орск, Электросталь, Иркутск.

Географию машиностроения определяет целый ряд факторов:

· Наукоемкость. Современное машиностроение немыслимо без широкого внедрения научных разработок. Поэтому производство наиболее прогрессивной и сложной техники концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой;

· Военно-стратегический фактор. Предприятия, выпускающие продукцию оборонного значения, размещаются с учетом интересов национальной безопасности. Как правило, они удалены от границ, сконцентрированы в закрытых городах, доступ в которые ограничен;

· Трудоемкость . Выпуск машин требует очень больших затрат рабочего времени. Поэтому многие отрасли машиностроения тяготеют к районам с большой концентрацией населения. Необходимы высококвалифицированные рабочие и инженерно-технические кадры;

· Металлоемкость. Производство некоторых видов машин и оборудования (металлургического, энергетического, горно-шахтного) требует много металла. Поэтому приближение металлоемких отраслей к металлургическим базам уменьшает затраты на доставку сырья;

· Специализация и кооперирование. Машины состоят из множества деталей и агрегатов. Изготовить все на одном заводе невозможно, проще произвести их на специализированных предприятиях, установивших связи по кооперации. Поэтому в различных районах страны строят комплексы взаимосвязанных машиностроительных предприятий, позволяющих создавать заводы-филиалы в малых и средних городах;

· Транспортный фактор. Поскольку перевозка машин или их деталей осуществляется на большие расстояния и в разных направлениях, машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях;

· Ориентация на потребителя. Продукция машиностроения потребляется повсеместно. Многие его предприятия расположены в районах потребления, например, тракторы для вывозки леса производятся в Карелии (Петрозаводске), комбайны для уборки зерновых — в Ростове-на-Дону.

Машиностроение и металлообработка охватывает несколько десятков специализированных отраслей, сходных по технологии и использованием сырья. Кроме того, в состав этого межотраслевого комплекса входит "малая металлургия" - производство стали и проката на машиностроительных предприятиях. Комплексы отраслей машиностроения рассматриваются в пределах государства, экономических районов, подрайонов и даже отдельных городов. Они являются сложными межотраслевыми образованиями, которые отличаются широким развитием связей на основе производственного кооперирования. Связи машиностроения с другими отраслями и межотраслевыми комплексами - это одно из важных условий функционирования хозяйственных комплексов экономических районов. Выпуская орудия труда для разных отраслей, машиностроения обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства, реализует достижения научно-технического прогресса. Особенно важная роль принадлежит верстатобудуванню, производству вычислительной техники и электротехнической промышленности.

Машиностроительный комплекс Украины характеризуется сложной отраслевой структурой. В зависимости от целевого назначения выпускаемой продукции все отрасли машиностроение делят на следующие основные группы: энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное, строительно-дорожное, производство технологического оборудования для различных отраслей промышленности и др. Каждая группа объединяет несколько отраслей, подобных за использованием сырья и технологией производства.

Функционально любой машиностроительный комплекс может быть расчленен по стадиям технологического процесса на заготовку, механическую обработку и составление. Заготовка представлена специализированными предприятиями и в значительной степени разрозненными цехами небольшой мощности при машиностроительных заводах. Поэтому очевидно, что в машиностроительных комплексах отдельных регионов необходимо повышать концентрацию и углублять специализацию заготовительных производств. Благодаря этому достигается пропорциональность развития отдельных технологических стадий единого производственного процесса. Недостаточный уровень концентрации выпуска специализированных изделий является причиной того, что многие машиностроительных предприятий вынуждены производить их у себя с повышенными затратами труда и материальных средств. Учитывая это, необходимо соблюдать эффективного размещения предприятий машиностроения, рационального сочетания сборочных предприятий со специализированными заводами, которые выпускают узлы и детали для использования в машиностроении.

Размещение предприятий машиностроения зависит от многих факторов. Так, некоторые отрасли тяготеют к металлургическим базам в связи с высокой металлоемкостью их продукции, другие развиваются в районах высокой технической культуры с достаточным количеством квалифицированных кадров. Подавляющее большинство производств машиностроения сосредоточена в районах потребления готовой продукции. Последние имеют значительные преимущества по сравнению с другими районами, потому что в машиностроении затраты сырья на 1 т готовой продукции составляют в среднем 1,3-1,5 т, а затраты на транспортировку любой машины гораздо выше, чем затраты на транспортировку металла, используемого для ее производства. Поэтому довольно часто встречаются случаи, когда даже металлоемкие производства размещаются в районах потребления.

Оптимальные условия для развития машиностроительных комплексов состоят в тех районах, где источники сырья совпадают с местами потребления готовой продукции. При этом значительно сокращаются транспортные расходы на перевозку сырья (металла), машин и оборудования, устанавливаются прочные производственные связи между предприятиями машиностроения и черной металлургии. Отходы машиностроения широко используются металлургическими предприятиями, которые специализируются на выпуске тех сортов металла и литья, необходимые машиностроительным заводам.

Размещение машиностроения и формирования машиностроительных комплексов зависят от развития специализации и кооперирования. Благодаря этим двум формам общественной организации производства обособляются отдельные отрасли, достигается четкое разделение труда между предприятиями внутри отдельно взятой отрасли и между различными отраслями. На основе различных форм специализации производства можно выделить следующие группы отраслей машиностроения: 1) предметной специализации (энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное машиностроение и др.); 2) подетальной специализации (производство подшипников, запасных частей для различных деталей); 3) технологической специализации (производство литья, кузнечно-прессовых аппаратов и др, 4) производство ремонтных работ.

Функциональное назначение выделенных групп отраслей в корне отличается. Отрасли предметной специализации поддерживают широкие связи по сбыту продукции в виде готовых изделий. Поэтому предприятия этих отраслей имеют четко выраженную потребительскую ориентацию. Для отраслей технологической и подетальной специализации характерны производственные связи, на основе которых можно достичь обслуживание потребностей одного большого региона или нескольких регионов. Углубление подетальной и технологической специализации производства ведет к изменениям в размещении машиностроительных предприятий и развития производственного кооперирования. Увеличивается количество предприятий-смежников, которые обеспечивают работу главных заводов - интеграторов производства. Подетальная специализация получила широкое развитие в автомобиле-, тракторо-, комбайно-, приборостроении, радиоэлектронной промышленности и в других отраслях. В результате подетальной специализации предприятий-смежников растет доля полуфабрикатов в себестоимости готовой продукции главных заводов. При этом для машиностроения характерны производственные связи по линии кооперирования со многими отраслями промышленности, в частности с химическими производствами, предприятиями текстильной и лесной промышленности.

Необходимо отметить, что подетально и технологически специализированные предприятия-смежники часто размещаются в небольших городах и поселениях городского типа, чтобы рациональнее использовать трудовые ресурсы. Главные предприятия размещаются, как правило, в крупных промышленных центрах. Такой характер размещения, например, характерен для крупных промышленных агломераций - Киевской, Харьковской, Днепропетровско-Днепродзержинской, Донецко-Макеевской, Львовской, Одесской и др.

Характерной особенностью территориальной организации машиностроения является формирование локальных машиностроительных комплексов на основе кооперирования производства. Локальные комплексы возникают там, где промышленные предприятия объединены общностью транспортно-географического положения, производственной инфраструктуры и взаимными производственно-экономическими и производственно-технологическими связями. Некоторые авторы ограничивают территорию локальных комплексов рамками отдельно взятого города (территориально-промышленного центра), другие считают, что это образование может формироваться в пределах территориально-совместимых нескольких промышленных центров и пунктов. При этом в обоих случаях подчеркивается, что главным признаком комплексов является наличие прочных связей между предприятиями машиностроения, что способствует их взаимодействия.

Рассматривая машиностроительный комплекс, как сложное межотраслевое образование, необходимо придерживаться классификации всех отраслей за особенностями их размещения и степени расчленения технологического процесса. Выделяют такие группы объединенных отраслей: тяжелое машиностроение, общее машиностроение, среднее машиностроение, производство точных машин, механизмов, приборов и инструментов; производство металлических изделий и заготовок, ремонт машин и оборудования.

Группа тяжелого машиностроения охватывает производство металлургического, горного и подъемно-транспортного оборудования, энергетических блоков (паровых котлов, атомных реакторов, турбин и генераторов), а также других металлоемких и крупногабаритных изделий. Предприятия тяжелого машиностроения имеют полный производственный цикл, включающий заготовку, механическую обработку и сборку готовых изделий. Подавляющее их большинство находится в металлургических базах или вблизи них, а в некоторых случаях ориентируется и на районы потребления.

Крупнейшим предприятием тяжелого машиностроения в Украине Новокраматорский завод (г. Краматорск Донецкой области). Здесь выпускается оборудование для металлургических заводов и для горнорудной промышленности, роторы для турбин, шагающие экскаваторы, прокатные станы, тяжелые металлорежущие станки. Вторым крупным предприятием в Донбассе Горловский машиностроительный завод, производящий оборудование для угольных шахт и другие сложные машины для различных отраслей горной промышленности. Центрами тяжелого машиностроения являются Донецк, Луганск, Харьков, Днепропетровск, Кривой Рог, Мариуполь и др. Большинство заводов тяжелого машиностроения тяготеют к центрам производства металла и до потребителей готовой продукции.

Среди крупнейших предприятий энергетического машиностроения выделяется Харьковский турбинный завод, который является главным производителем турбин мощностью до 1 млн кВт. Мощное предприятие тяжелого машиностроения размещено в металлургическом центре Приазовья - Мариуполе. Здесь производят оборудование для металлургической и угольной промышленности, строительной индустрии, автомобильной и дорожной промышленности. Производство металлургического оборудования, тяжелых прессов, металлоконструкций сосредоточено в городах Приднепровья - Днепропетровске, Кривом Роге и Марганце. Немало центров выпускают оборудование для химической и нефтехимической промышленности. В частности, Сумское машиностроительное производственное объединение производит технологические линии для азотно-тукової промышленности, оборудование для компрессорных станций; производственное объединение "Большевик" в Киеве специализируется на производстве оборудования для переработки полимерных материалов; Дрогобычский долотный завод выпускает инструмент для бурения нефтяных и газовых скважин.

Необходимо отметить, что 85 % всей продукции тяжелого машиностроения выпускается в Донецкому, Приднепровском и Северо-Восточном (Харьковском) промышленных районах. Причем более 60 % ее производства приходится на Донбасс.

Группа общего машиностроения представлена предприятиями, занимающимися сборкой металлических конструкций и изготовлением крупных по размерам заготовок. К ней относятся такие важные отрасли: транспортное машиностроение (без автомобилестроения), производство технологического оборудования для промышленности (кроме легкой и пищевой) и строительства, сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения).

Одна из ведущих отраслей - локомотивостроения. Главное предприятие - Луганский тепловозостроительный завод, что выпускает магистральные тепловозы. С ним кооперируется Харьковский завод транспортного машиностроения. Другие заводы осуществляют ремонт тепловозов и размещены, как правило, в крупных железнодорожных узлах.

В тесной связи с локомотивобудуванням развивается вагоностроение. Оно представлено заводами: в Мариуполе (металлические вагоны-цистерны), Кременчуге (Крюковский завод большегрузных полувагонов), Днепродзержинске (вагоны для перевозки руды и угля), Стаханове (промышленные вагоны).

Судостроение специализируется на строительстве судов различного назначения - морских, океанических, речных и комбинированных типов: танкеров, сухогрузных, дизель-електроходів, рыболовных траулеров. Крупнейшими центрами морского судостроения в Украине Николаев, Херсон, Керчь - важные порты Причерноморского района. Центром речного судостроения является Киев. Судоремонтная промышленность развита в Одессе, Ильичевске, Севастополе, Мариуполе, а также в Измаиле, Килии, Вилково (на Дунае).

Группа среднего машиностроения охватывает отрасли с высоким уровнем развития специализации и кооперирования производства. На размещение предприятий этой группы решающее влияние имеет фактор наличия квалифицированных трудовых ресурсов. К важнейших отраслей среднего машиностроения относятся: автомобилестроение, тракторостроение, станкостроение.

После Великой Отечественной войны в Украине создано автомобильную промышленность. Выделяются специализированные автозаводы в городах Кременчуг (выпуск большегрузных автомобилей), Запорожье (завод малолитражных легковых автомобилей), Львов (автобусный завод и "Автопогрузчик"), Луцк (легковые автомобили с повышенной проходимостью), Луганск, Одесса, Симферополь (автоскладывания), Чернигов, Херсон, Краснодон (автозапчасти). В Киеве сосредоточено производство мотоциклов, во Львове - мопедов, Харькове - велосипедов.

Тракторостроение охватывает предприятия, выпускающие различные типы тракторов и двигателей для них, самоходных шасси, запасных частей, агрегатов, узлов и деталей к тракторам. Начало развития этой отрасли приходится на 1923 г., когда впервые были выпущены колесные тракторы на Токмакском заводе "Красный прогресс" и гусеничные на Харьковском паровозостроительном заводе. После ввода в эксплуатацию в 1931 г. Харьковского тракторного завода началось массовое производство тракторов. В Харькове есть и другие крупные заводы, связанные с тракторобудуванням, - "Серп и Молот", "Поршень", завод тракторных пусковых двигателей. Они производят узлы и детали к тракторам и кооперируются с тракторным заводом. Кроме Харькова, крупные предприятия по производству деталей и запасных частей для тракторов размещено в Чугуеве, Кременчуге, Киеве, Белой Церкви, Луганске, Виннице, Одессе.

Станкостроение размещается преимущественно в центрах развитого машиностроения с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими учреждениями. В Украине станкостроение лучше всего развито в Донецкому, Приднепровском и Северо-Восточном районах. Крупнейшие заводы станкостроения: Краматорский тяжелого машиностроения, Харьковский агрегатных станков, Киевский станков-автоматов, Львовский фрезерных станков, Одесский станкостроительный, Житомирский станков-автоматов и др.

Производство точных машин и механизмов, приборов и инструментов сосредоточено в районах высокой технической культуры, квалифицированной рабочей силы и достаточной обеспеченности трудовыми ресурсами. В этой группе машиностроение развито сборочное производство на основе кооперации различных предприятий. К важнейшим производствам относятся: выпуск телевизоров (Львов, Киев, Харьков, Симферополь), приборов и инструментов (Киев, Харьков, Днепропетровск, Запорожье, Одесса, Львов). Особое значение приобретает электротехническая промышленность, предприятия которой производят разнообразные машины и устройства, предназначенные для производства, передачи, преобразования и потребления электроэнергии. Мощнейшие предприятия сосредоточены в Харькове (заводы "Электротяжмаш", электротехнический, "Электромашина"), Запорожье (трансформаторный завод), а также заводы в Киеве, Полтаве, Львове.

При размещении предприятий машиностроения Украины ориентируются на: 1) крупные экономические центры, которые характеризуются наиболее благоприятными экономическими и природными условиями; 2) специализированные экономические районы и зоны; 3) определенные ячейки на ограниченной территории, где интенсивно идут процессы комплексообразования; 4) небольшие и средние города всех экономических районов страны. Вследствие размещения объектов формируется территориальная структура машиностроительного комплекса (рис. 2.6).

Территориальная структура меняется под влиянием технико-экономических, социально-политических и природных факторов. Интеграция и комплексообразования в машиностроении является причиной осложнения территориальной структуры производства, в частности формирование в экономических районах сложных функциональных машиностроительных комплексов межрайонного значения.

Сосредоточение машиностроительных предприятий может иметь вид машиностроительных пунктов, центров, узлов, агломераций и районов. Все они выступают элементами территориальной структуры машиностроительного комплекса. Простейшим по составу является машиностроительный пункт, в котором размещаются одно или несколько предприятий. Доля пунктов в общем производстве продукции машиностроительного комплекса незначительна.

В результате сосредоточения машиностроительных предприятий в средних и крупных городах формируются машиностроительные центры и узлы.

Если машиностроительный центр объединяет несколько средних или крупных машиностроительных объектов, выступают частями промышленного комплекса города, то машиностроительный узел - это система взаимосвязанных предприятий в одном или нескольких близ расположенных городах с общностью промышленного "сервиса" (единых инфраструктурных отраслей). Чаще всего машиностроительные узлы формируются на базе развития тех центров, в которых ма-

Рис. 2.6. в

шинобудування является профильной отраслью. Если концентрация предприятий машиностроения в узлах достигает наивысшего уровня на основе единой инфраструктуры, мощной производственной и научной базы, тогда возникает сплошной индустриальный ландшафт - машиностроительная агломерация.

Машиностроение становится доминирующим, оно определяет экономическую и социальную структуру агломерационного промышленного образования. В машиностроительных узлах и агломерациях Украины сосредоточено более двух третей машиностроения. Они являются объективной основой для отделения машиностроительных районов и районных машиностроительных систем. Районные системы является континуальними, то есть в их состав включаются все машиностроительные предприятия определенного района. Путем формирования таких систем в современных условиях можно упорядочить производственно-территориальные связи машиностроительных предприятий.

Среди крупнейших машиностроительных узлов выделяют: Харьковский, Киевский, Днепропетровский, Запорожский, Одесский, Львовский, Луганский, Краматорский и др. Машиностроительные районы охватывают значительные по площади территории. их выделяют в пределах нескольких административных областей, имеющих территориальную общность и характеризуются комплексностью развития машиностроения. Это, в частности, такие машиностроительные районы Украины: Северо-Восточный (Харьковский), в который входят Харьковская, Полтавская, Сумская области; Приднепровский (Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская области); Центральный (Киевская, Черниговская, Житомирская, Черкасская области); Западный (Львовская, Ивано-Франковская, Волынская, Ровенская, Закарпатская области), Подольский (Винницкая, Хмельницкая, Тернопольская, Черновицкая области); Южный (Одесская, Николаевская, Херсонская области и Автономная Республика Крым).

В машиностроительном комплексе, который определяет развитие и технический прогресс других отраслей экономики Украины, должна быть осуществлена структурная перестройка, прежде всего за счет приоритетных направлений промышленной и научно-технической политики в отраслях, характеризующихся высоким экспортным потенциалом. Однако за последние годы темпы производства машиностроительной продукции снижались. Большинство продукции оказалась неконкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках из-за высокой ее себестоимости.

Сложное состояние машиностроения и металлообработки выражает динамика объемов производства их продукции, которые в 2010 г. составили 34 % от ежегодного докризисного уровня. В 2010 г. все отрасли машиностроительного комплекса, кроме горношахтного и горнорудного, химического и нефтехимического машиностроения выпустили продукции больше, чем в предыдущем году (табл. 2.7).

Существующая структура машиностроения Украины характеризуется преобладанием металлоемких отраслей с недостаточным развитием наукоемких. Это негативно отражается на развитии машиностроительного комплекса, прежде всего на экономических показателях. Постепенное повышение эффективности и качества работы предприятий машиностроительного комплекса будет происходить путем структурной перестройки и совершенствования территориальной организации" формирование замкнутых технологических цепочек на территории государства и экономических районов.

С целью совершенствования территориальной организации машиностроительного комплекса необходимо особое внимание уделить формированию районных территориальных систем машиностроительных предприятий, которые связаны с межотраслевыми комплексами, которые являются приоритетными в период структурных преобразований в экономике Украины. В связи с этим приобретает решающее значение расширения производства машин и оборудования для газодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности Украины и оборудования для перерабатывающих отраслей АПК. Второе приоритетное направление заключается в развитии специализированных комплексов, которые могут производить продукцию для внешнего рынка и усилить роль украинской промышленности во внешнеэкономических связях. К таким комплексам относятся наукоемкие высокотехнологичные отрасли самолето-, судо - и приборостроения.

Таблица 2.7. в

Понятие о машиностроительном комплексе и формах организации производства

Определение 1

Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей и производств, которые занимаются производством машин и механизмов.

В состав комплекса входит примерно $19$ крупных отраслей и подотраслей, которые производят как средства производства, так и предметы широкого потребления, бытовую технику. Машиностроение принадлежит к тройке отраслей, определяющих характер и темпы НТР. Чем совершеннее средства производства (машины и механизмы), тем эффективнее производство.

Для машиностроения характерны такие формы организации производства, как специализация, кооперирование, концентрация.

Определение 2

Специализация – это выпуск предприятием однородной продукции или выполнение подобных операций.

Специализация бывает предметная и постадийная (поэтапная, операционная). Благодаря специализации происходит увеличение производства количества продукции, улучшение ее качества и снижение себестоимости.

Определение 3

Кооперирование – это такая форма организации производства, при которой для выпуска готовой продукции объединяется несколько предприятий на основе специализации.

Оно широко применяется в автомобилестроении, авиастроении.

Определение 4

Концентрация – это такая форма организации производства, при которой на одном предприятии происходит сосредоточение многих видов производства, укрупнение предприятий.

Структура машиностроительного комплекса России

Машиностроительный комплекс России имеет сложную разветвленную отраслевую структуру. Географии предприятий машиностроения зависит от многих факторов и определяется особенностями готовой продукции.

Сырьем для машиностроительного комплекса служит продукция металлургии. Сам комплекс делится на собственно машиностроение и металлообработку.

Продукция машиностроения делится на две группы – группа «А» - средства производства и группа «Б» - предметы потребления.

Наиболее известными и главными составляющими машиностроительного комплекса являются:

  • тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение;
  • электротехническая промышленность;
  • химическое и нефтяное машиностроение;
  • станкостроительная и инструментальная промышленность;
  • приборостроение;
  • тракторное и сельскохозяйственное машиностроение;
  • машиностроение для легкой и пищевой промышленности.

Отраслевая структура претерпевает изменения под влиянием НТР и общественно-политических процессов.

Особенности и значение машиностроительного комплекса России

Большая доля продукции машиностроения России предназначена для военно-промышленного комплекса и АПК. Важную роль играют отрасли электроэнергетической и электротехнической промышленности, производства вычислительной техники, приборостроения и станкостроения.


Top