Рассказ о дирижерах и об их роли в оркестре. По мановению руки Место где стоит дирижер как называется

«Дирижера можно сравнить сразу с двумя людьми: во-первых, с режиссером в драматическом театре, во-вторых - с регулировщиком движения. Техническая функция дирижера заключается в том, чтобы координировать между собой различные группы в оркестре. В симфоническом оркестре может быть от 60 до 120 человек, это многолюдное собрание. На сцене все эти люди сидят таким образом, что друг друга они зачастую не видят и не слышат. Скажем, через звуковую стену, которая разделяет первые скрипки, сидящие по переднему краю, и тромбоны в глубине, в правом дальнем углу, до них попросту не доходит, что играют другие. Если оркестранты при этом разойдутся - будет катастрофа, начнется какофония.

Чтобы предотвратить это, как раз и нужен дирижер - чтобы музыканты были скоординированы между собой, чтобы они играли слаженно, в едином темпе и настроении, что называется, «дышали вместе». Плюс ко всему этому дирижер должен заблаговременно показать вступление тех или иных инструментов. Конечно, музыканты сами умеют считать паузы, могут отсчитать 25 тактов и снова вступить, но иногда количество тактов в паузе измеряется сотнями, а иногда у некоторых инструментов в произведении всего несколько нот, а между ними минуты полнейшего молчания. Дирижер должен точно знать партитуру и указать музыкантам момент вступления. Функция дирижера в таком виде существовала не всегда, только с начала XIX века. До этого в оркестре, конечно же, было первое лицо, но это был либо первый скрипач, либо человек за клавесином - нередко это был сам композитор, дирижирующий собственное произведение. Но оркестры во времена барокко были меньше, ими было гораздо проще управлять, и инструментов было меньше - и не только в количественном отношении. В XVIII столетии в оркестре было гораздо меньше разновидностей духовых и ударных инструментов, чем в романтическом оркестре времен Чайковского и Вагнера.

Клаудио Аббадо дирижирует Первую симфонию Густава Малера

Но не надо забывать про вторую, творческую функцию дирижера. Вообще, если назвать любого дирижера в лицо регулировщиком, это будет как пощечина, и плохих дирижеров оркестранты называют именно так, имея в виду, что они только умеют показывать темп и ритмическую сетку - и ничего более. Хороший же дирижер сродни хорошему режиссеру в театре: это человек, который выстраивает форму спектакля, задает темп, ритм, настроение, обрисовывает характеры героев - в данном случае разных инструментов симфонического оркестра. А самое главное, он создает интерпретацию произведения, которое ему доверено.

Дирижеры, как и музыканты других специальностей, учатся в консерватории - но считается, что это возрастная профессия. Говорят, что 40–50 лет для дирижера - это молодость, зрелость наступает позже. В консерватории работают над дирижерской техникой, над тем, чтобы движения рук и корпуса были максимально понятными, четкими и ясными. Это своего рода хиромантия, или, более примитивно, сурдоперевод: ты должен не произнося ни слова, объяснить свои намерения музыкантам - темп, нюансы, динамику, характер музыкальной фразы, особенности баланса оркестровой фактуры, какие группы инструментов в данный момент более важны, какие - менее. Это невербальный способ коммуникации с помощью жестикуляции, который осуществляется не только руками, но и всем корпусом. Некоторые особо колоритные дирижеры даже танцуют за пультом, но это ни о чем не говорит - иногда такие активные телодвижения абсолютно бесполезны, хорошие дирижеры часто ограничиваются очень экономными жестами - а звучание оркестра при этом может напоминать извержение вулкана.

Леонард Бернстайн дирижирует Шестую симфонию Бетховена

Симфонический оркестр - не машина, а партитура - не точная инструкция к применению, не все указания, которые там есть, точно применимы к музыке. Да, конечно, там есть обозначения темпа, штрихов, детали артикуляции и фразировки, но это скорее руководство к действию, не цель, а средство ее достижения. Скажем, темп adagio, медленно, - в нем одном есть свои градации и изменения, и у каждого дирижера время в adagio пульсирует по-разному - это и есть простор для интерпретации. Авторский текст не воспринимается как непреложная данность. Это точка отсчета для дирижера, для создания его собственного прочтения и видения: так же, как пьеса Чехова, Гете или Ибсена - точка отсчета для режиссера. Только в классической, академической музыке есть незыблемое правило: авторский текст дается без конструктивных изменений. Нельзя поменять инструментовку, поменять части симфонии местами, кардинально изменить темп, поменять характер на противоположный. Вы создаете интерпретацию в рамках тех границ, которые даны композитором. Режиссеры в драматическом театре свободнее: они делают с пьесой, что хотят, - для них авторский текст - это гипс, из которого они могу слепить то, что им угодно. Дирижеры имеют дело с законченным произведением искусства, их задача - придать ему новый ракурс, новое звучание, свою индивидуальную интонацию. Это сложнее - но так еще интереснее».

Обычные люди, далекие от классической музыки, не всегда понимают, чем именно занимается этот человек в смокинге, машущий руками перед старающимися сыграть как можно лучше музыкантами. Тем не менее, ни один оркестровый концерт без этого участника не обходится. Что делает дирижер, в чем его роль и почему слушатели покупают билеты охотнее, если он знаменит?

От Древней Греции до наших дней

Задолго до Тосканини, Фуртвенглера, фон Караяна и Бернстайна их работу выполнял уже Ферекид из Патр, известный в Древней Греции как «Задаватель ритма». Согласно историческим источникам, еще в 709 г. до н.э. он управлял группой из восьмисот музыкантов золотым жезлом, поднимая и опуская его и добиваясь, чтобы музыканты «начинали одновременно» и «все могли держаться вместе».

Функции дирижера изменились за последние тысячу с лишним лет, но профессия эта по-прежнему окутана определенной мистической аурой. И в самом деле, вызывает удивление способность одного человека, держащего в руке лишь деревянную палочку, обеспечивать слаженное звучание иногда сотен инструментов.

Как получается, что звуки, изливающиеся в результате этого таинственного танца у пульта, иногда вызывают возвышенный восторг, охватывающий слушателей, которые потом всю жизнь не могут забыть охвативших их чувств?

Это великая тайна искусства, и полностью разгадать ее, слава Богу, невозможно.

Если проводить более приземленные аналогии, то дирижер - это музыкальный эквивалент менеджера спортивной команды. Никогда нельзя в точности оценить, что он делает, - но всегда понятно, какого результата он добивается. Оркестр, в принципе, может обойтись без дирижера, но все же в большинстве случаев предпочитают играть под его руководством. Так что, собственно, он делает? Вот некоторые из множества вещей, которыми дирижер сознательно или бессознательно занимается за пультом.

Человек-метроном

«Весь долг дирижера состоит в его способности всегда указывать правильный темп», - так сказал Рихард Вагнер, который сам владел в совершенстве этой профессией, а также был великим композитором. Обычно для управления оркестром используется правая рука (с палочкой или без), но и другие составляющие влияют на безупречность исполнения. Дирижера нельзя заменить метрономом (что прекрасно показано в аллегорическом фильме Феллини «Репетиция оркестра»), его действия означают гораздо больше.

Интерпретация

Профессия дирижера состоит в воплощении в жизнь партитуры. Для этого в качестве инструмента он использует свое собственное понимание произведения и выражает его посредством индивидуального языка жестов. Он как бы «лепит» музыкальную линию, подчеркивает нюансы и отдельные музыкальные элементы, управляя музыкантами, и, по сути, многое создает заново. Эти процессы, как правило, выражаются левой рукой. В то время как у всех дирижеров есть некоторые общие жесты, большинство величайших из них обладают собственным уникальным стилем. К примеру, Фуртвенглер в некоторые моменты спонтанно производил довольно странные движения. Валерий Гергиев шевелил пальцами, выражая характер музыки, сам он объяснял эту манеру тем, что был пианистом.

Умение слушать

«Лучшие дирижеры - лучшие слушатели», - утверждает Том Сервис, журналист, автор увлекательной книги «Музыка как алхимия: Путешествия с великими дирижерами и их оркестрами». Они, подобно громоотводу, принимают на себя эмоциональную нагрузку произведения, и фокусируют внимание на самых сильных его сторонах. Для дирижера важно понимать музыку глубже обычных людей, а потом выразить собственное гиперосознание, сделав его общедоступным.

Диктатура

«Вы должны навязать свою волю - не силой, но вы должны быть в состоянии убедить людей в правильности вашей точки зрения!» - сказал Пьер Булез, легендарный композитор и дирижер. Хотя большинство дирижеров в наши дни считают себя демократами, это просто не может быть правдой. Это не значит, что без диктаторства не обойтись, но это непросто. Булез приводит в пример Берлинский филармонический оркестр, называя его группой индивидуумов: «Если дирижер не задаст им коллективную направленность, то они будут лишены руля и ветрил».

Дирижер-проводник

Во многих языках слово «дирижер» звучит как «кондуктор». Что же, что-то общее есть, ведь каждый слушатель ухом воспринимает музыку, а смотрит на то, что делает дирижер, и через этот зрительный образ происходит визуальная связь, своеобразный мост между нашими глазами и мелодическими ощущениями. Иногда от пульта просто невозможно отвести взгляд, это зрелище завораживает.

«Дирижировать намного труднее, чем играть на одном инструменте. Вам нужно знать культуру, все рассчитать и спроецировать то, что вы хотите услышать» - утверждает Булез.

А что, кроме музыки?

Дирижерам необходимы музыкальный инстинкт, интуиция и врожденная музыкальность, но кроме этого нужно много знать. Прежде чем занять место у пульта, они, как правило, тратят много часов на подготовку. Часто она носит академический характер, охватывая изучение исторических документов, таких как письма, технические характеристики инструментов определенного периода или биографические моменты авторов. Как и все великие тайны, великая музыка происходит только от огромного количества тяжелой работы.

Роль дирижера в оркестре.

  1. Руководить процессом исполнения, так как для дирижера оркестр - инструмент, как для пианиста - рояль, скрипача - скрипка, но намного более богатый по тембру и возможностям, чем сольный инструмент.

1.1 С технической стороны - показывать вступления, задавать темп, характер, динамику, баланс звучания инструментов.

1.2 С художественной стороны - раскрывать замысел автора, и интерпретировать его со своей точки зрения.

  1. Заниматься творческим планированием.

Очень часто в коллективе постоянный дирижер (иногда главный дирижер) является художественным руководителем.

Он отвечает за планирование сезона - где и какие концерты оркестр будет играть, каких солистов приглашать, с кем сотрудничать, в каких фестивалях участвовать. Так же на нем лежит ответственность за все совершенные в этом направлении шаги.

Истории существования оркестров без дирижера имеются, но обычно коллективы были маленькие (например струнные или духовые оркестры, либо барочные ансамбли) и в них был яркий лидер, который нес на себе описанные выше функции, просто по какой-то причине не назывался дирижером.

Выше упомянутый Первый Симфонический Ансамбль имеет о своей деятельности очень разные отзывы. Но что бы иметь некоторое представление, о восприятии его, как симфонического оркестра без дирижера приведу цитаты Кусевицкого и Петри по книге Арнольда Цуккера Пять лет Персимфанс и «Интервью с С.А. Кусевицким», «Последние Новости», Париж, 4 мая 1928.

Кусевицкий узнал о существовании Персимфанса из писем московских друзей и из газет. С интересом прочитал он в парижской русской прессе статью о Персимфансе Виктора Вальтера. Он разделял доводы критика о том, что трактовка музыкального произведения не может быть коллективной, что «...Цейтлин – <...> не только талантливый скрипач, но <...> артист, обладающий дирижерскими данными, не только музыкальными, но и психическими, то есть умением повелевать», что «...он и есть душа Персимфанса, или, иначе говоря, этот оркестр без дирижера имеет тайного дирижера»

На вопрос парижского журналиста, не смущают ли его опыты Персимфанса, Кусевицкий отвечал, что они только облегчают работу дирижерам, так как приучают оркестровых музыкантов к внутренней дисциплине. «Ибо все равно без нас, дирижеров, не обойтись, если хотят не механического, а одухотворенного исполнения. Признавая, что, работая без дирижера, оркестр может достигнуть, хотя и ценой гораздо больших усилий и большего количества репетиций, хорошей согласованности в игре, Кусевицкий подчеркнет однако главное:" «...здесь нет индивидуального творчества, нет руководящего одухотворяющего начала»

Таким образом мнение Кусевицкого, которому не довелось слышать игру Персимфанса, полностью совпало и с мнением, высказанным в Москве Прокофьевым, и с парадоксальным комплиментом выступавшего с оркестром пианиста Эгона Петри: «Каждому дирижеру я желаю такого замечательно выученного оркестра, как Ваш, но и Вам также желаю гениального дирижера»

Да, это возможно. С 1922 по 1932 год в Москве играл уникальный оркестр Персимфанс (Первый симфонический ансамбль Моссовета). Он был создан именно для этой цели - стать первым оркестром без дирижера. Музыканты отлично справились с этой задачей, они профессионально исполняли свои произведения.

Этот проект был создан на общественных началах по инициативе его участников, у каждого из них было основное место работы и они могли репетировать только в свободное время. Оркестр со временем стал очень популярен и имел большой успех, но тут появились завистники и стали появляться бюрократические проблемы, критические публикации, в прессе пытающиеся разоблачить «шарлатанов», не все готовы были смириться, что можно обойтись без дирижера. Основные обвинения заключались в том, что музыканты оркестра тратили на разучивание партий намного больше времени, чем классические оркестры. Но в действительности это было не так, нескольких репетиций было достаточно на разучивание музыкальных произведений.

На энтузиазме музыкантов оркестр смог просуществовать 10 лет, несмотря на постоянные бюрократические барьеры и травлю. К тому же в 1932 году в стране сложилась другая идеологическая обстановка и такие эксперименты стали нежелательны. После этого были попытки создать нечто подобное, но такого профессионального уровня никто достичь не смог.

Как следует из ответа выше, оркестр без дирижера - это возможно, но только как исключение. Классическая музыка достаточно консервативна и массово отказываться от дирижеров никто не спешит, с ними гораздо легче координировать и задавать темп игры десятков человек. Также дирижер исполняет роль руководителя оркестра. Создать профессиональный коллектив гораздо легче, имея того, кто несет за всех ответственность и принимает решения, анархические идеи пока не получили широкого распространения.

Во-первых, дирижер нужен для того, чтобы произведение звучало согласно своей эпохе и чтобы все музыканты играли про одно и то же, а не так, что арфистка играет про спокойное море, а струнники - про траурное шествие в конце второго действия Ромео и Джульетты. Оркестр сам с собой не договорится, а когда дирижер скажет, то так и будет.

Во-вторых, дирижер всегда (ну почти) показывает ритмическую сетку, почти всегда показывает вступления. Да, музыканты не тупые и сами считают, но: нужно вместе начать, вместе закончить; бывают места, где хрен ты сам посчитаешь.

В-третьих, это только современная попсятина идеально ровная, академическая же музыка изобилует изменениями темпа. Больше всего их в музыке романтиков. Само сабой 80 человек синхронно про себя одинаково не замедлят и не ускорят. Нужно, чтобы это делал кто-то один.

В-четвертых, игра с солистом (будь это игра с солирующим инструментом или, в качестве возведения в абсолют, опера, где солистов хоть пятой точкой жри, и все норовят показать, как они умеют вокализировать) - это чертово минное поле, в котором оркестровое сопровождение должно быть именно так, как написано. В смысле не раньше и не позже солиста. И вот этим ловцом солиста тоже выступает дирижер.

В-пятых, дирижер должен знать каждую партию (а их от пяти и до >40 может быть), следить, чтобы все партии шли по ритмической сетке вовремя, выстраивать балланс звука, и т.д.

Изначально, дирижеров не было, и оркестром управлял во время игры первый скрипач или клависинист. Потом появился капельмейстер - человек, который стоял перед оркестром лицом в зал и БИЛ ПАЛКОЙ ПО ПОЛУ ВО ВРЕМЯ ИГРЫ, отстукивая ритм! Первым лицом к оркестру повернулся Вагнер.

И на примере постановки новой оперы:

  1. Дирижер дает распоряжение библиотекарю найти такие-то ноты
  2. Изучает литературу касательно данного спектакля (либретто, историю написания, биографию композитора, изучает время, в котором разворачивается действие спектакля и т.д.)
  3. Затем он сверяет каждый экземпляр каждой партии с партитурой
  4. Проводит рояльные репетиции с солистами
  5. Проводит рояльные репетиции с хором
  6. Проводит репетиции с хореографами (если есть что танцевать)
  7. Проводит репетиции с оркестром
  8. Проводит сводные репетиции
  9. Дирижирует спектакль
    _

А еще дирижер является представителем оркестра: если есть какие-то проблемы - их решает дирижер, за оркестр заступается дирижер, лещей раздает дирижер, фестивали и конкурсы ищет дирижер.

В общем, дирижер - это не только выйти перед всем оркестром помахать, сорвать все апплодисменты и уйти с цветами.

Слушая концерт, Вы видите финальную часть процесса, который растягивается на много дней, а то и недель и в ходе которого оркестр под управлением сначала концертмейстера, а затем и самого дирижёра разучивает новое или репетирует уже известное произведение. Эти репетиции - нудная черновая работа, в ходе которой отрабатываются многочисленные детали. Дирижёр добивается от исполнителей правильных, с его точки зрения, нюансов и акцентов, пауз и ритма - всего того, что и делает живое исполнение неповторимым и привлекательным. Но если присмотритесь к музыкантам во время исполнения, то заметите, что они регулярно отрываются от партитуры для того, чтобы следить за дирижёром. Это - всегда его концерт, его интерпретация, роль музыкантов - важная, но подчинённая.

Конечно, каждый музыкант в отдельности уже является профессионалом и может безошибочно исполнить свою партию. Но задача дирижер такова - он должен вдохновить весь оркестр, передать его участникам свою энергию и харизму, чтобы получился не какой-то шум, а настоящая музыка! Оркестр - это инструмент, можно сказать, а дирижер на нем играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер.
Расскажу немного дирижёрской палочке. Сначала это была баттута такая, трость, которой колотили об пол, отбивая ритм. Не знаю, правда ли, уж больно страшно звучит, хотя историки, вроде, согласны. Дирижёр и композитор Люлли умер, шарахнув себе по ноге этой баттутой и подхватив чего-то эдакое, смертельное, от гангрены.
Палочки Направника и Чайковского - это такие изящно оформленные дубины кило на полтора. Ясно дело, что первый скрипач боялся.
Но дальше стало проще, с приходом на рынок фиберглассовых палок страдать стали сами дирижёры. Ашкенази (вероятно, от блестящего владения техникой дирижирования) проткнул себе ей руку насквозь. А вот Гергиев как-то дирижировал почти что карандашом, палкой, длиной сантиметров 20. Страшно подумать, что же будет дальше. Некотрые дирижёры вообще не пользуются палочкой, может быть это и лучше, по-моему, руки выразительнее.
Основная функция дирижёра, разумеется, не отбивание такта, а именно вдохновение всего оркестра, как я уже написал выше. Интересно то, что один и тот же оркестр с разными дирижёрами будет звучать абсолютно по-иному.
Музыка, можно сказать, это не то, что написано в партитуре, и даже не то, что играют оркестранты, а это то, что за всем этим лежит. Именно дирижёр должен из нот и звуков создать нечто такое, что будет заставлять слушателей испытывать сильные эмоции.
Бывают оркестры и без дирижёра, это называется ансамблем. Здесь каждый музыкант должен слышать каждого коллегу, выстраивая музыку в общий замысел. С оркестром это просто невозможно, в оркестре очень много музыкантов, и слишком они все разные.
Хороший дирижер может заставить плохой оркестр играть так хорошо, как никогда до этого. Плохой дирижер способен развалить даже то, что было не так плохо. По-моему, 90 % успеха зависит именно от дирижера. По-настоящему профессиональный дирижер сумеет создать уровень исполнения оркестра если не хороший, то по крайне мере приличный.

Я играла в оркестре в этом году. У нас был очень хороший дирижёр. Он показывает где надо вступать, какие штрихи и оттенки делать. Он руководит всеми инструментами, то есть оркестром.

Дирижёр видит партии всех инструментов. Следит над общим настроением оркестра.

Это то что самое, что отдел был бы без руководителя)

Играющие смотрят и на ноты, и на дирижера. Я уже отвечал на этот вопрос здесь (поиск по слову дирижер). Дирижер - это как режиссер в театре, или в фильме. Он видит картину произведения в целом (а актер - только текст своей роли, музыкант - своей партии), и соответствующе строит спектакль или фильм, ставит акценты, задает и создает эмоциональную картину произведения, помогая произведению "зазвучать" а не быть просто пробубненным "по нотам".

Дирижер - это человек, который управляет оркестром в целом. "Махание руками" помогает оркестрантам считать такты, и не потеряться в партитуре (которая может насчитывать сотни тактов в каждой своей части).

Да, у оркестрантов есть ноты, у каждого свой кусочек общей партии оркестра. Но именно дирижер "слышит" все произведение в целом. От дирижера зависит, как будет прочитано произведение, "написанное" на бумаге его автором. Его можно просто быстро пробубнить без выражения (при этом все слова, написанные автором, будут вроде бы прочитаны, а впечатления никакого). А можно сделать это с выражением, красиво. Но когда видишь только свою строчку (причем разные инструменты могут видеть разные кусочки в разных местах полного произведения, да еще и надо считать такты до вступления) сделать это довольно сложно. Дирижер слышит произведение целиком (а отдельный музыкант обычно только себя, соседа, в лучшем случае свою группу, например духовых), и помогает музыкантам сыграть все произведение в целом, выразительно.

Роль дирижёра огромна. Без него ни один оркестр ничего не исполнит, во всяком случае, путного. Поставьте небольшой эксперимент в домашних условиях: возьмите небольшой фрагмент литературного текста и по очереди прочитайте его со своими родными - Вы будете поражены тем, что это один и тот же текст: различные интонации, акценты, темп чтения будут существенно менять Ваше восприятие содержания. А теперь послушайте одно и то же музыкальное произведение в исполнении разных дирижёров - тот же эффект.

На Арзамасе есть замечательный курс "Как слушать классическую музыку". там можете найти ответ на свой вопрос в эпизоде № 4. Если что, вот ссылка:

Во-первых не нотная тетрадь, а партия. А у дирижёр партитура, где сведены все партии, что позволяет ему видеть и слышать музыкальное произведение в целом. В отличии от рядового участника оркестра, который ориентируется в основном на то, что написано у него в партии. И это первая причина, по которой нужен дирижёр. Во-вторых, оркестр может насчитывать довольно большое количество участников. А далеко не у всех пусть даже и профессиональных музыкантов идеальное чувство ритма. Представьте себе: сидит 100 человек, которым не только нужно ритмично сыграть свою партию, но и сделать это вместе с другими оркестрантами, да ещё и произвести все темповые отклонения, указанные в нотах... Без дирижёра осуществить это может только не очень большой по составу, но очень сыгранный оркестр (иногда дирижёры в таких условиях специально опускают руки и уходят в зал, но это всего лишь трюк, и все время так играть невозможно). Далее следует третья причина, которуй уже упоминал предыдущий отвечающий. Главная задача дирижёра - создание высокохудожественного музыкального образа, исполнения, которое бы в полной мере отвечало авторскому замыслу и раскрывало суть музыки. Когда играет один музыкант - это полностью на его совести. Когда играет ансамбль - музыканты обсуждают это и приходят к консенсусу. Но сколько музыкантов, столько и мнений. Когда музыкантов много, выработать общую концепцию исполнения становится сложно. Поэтому эту функцию и берет на себя один человек - дирижёр. Во многом он определяет, какой будет музыка (как она будет исполнена). Дирижёр должен обладать глубоким пониманием музыки и уметь с помощью жестов донести свое видение до оркестра и слушателей. Есть на мой взгляд и ещё одна причина, довольно тривиальная: не все приходят на концерт, чтобы послушать музыку. Некоторые неискушенные слушатели приходят и "посмотреть". Дирижёр в данном случае выступает своеобразным центром внимания.

Наверняка, смотря на то, как дирижер машет палочкой перед целым оркестром, возникали мысли, зачем он там нужен, ведь оркестр и сам прекрасно играет, подглядывая в ноты. А дирижер при том, что хаотично машет руками, ничем больше не занимается. В чем заключается его работа?

Оказывается, роль дирижера в оркестре далеко не последняя, а даже, можно сказать, главная. Ведь, как правило, оркестр состоит из нескольких десятков музыкантов, каждый из них играет свою партию на определенном инструменте. И да, музыканты смотрят в ноты. Но! Если не будет человека, который руководит их игрой, музыканты быстро собьются с такта или ритма, концерт будет испорчен.

Что же делает дирижер? По сути, работа дирижера – руководить оркестром. Движениями рук и палочки он показывает, как играть оркестру: тихо, громко, быстро или медленно, плавно или отрывисто, а может им вообще нужно остановиться. Дирижер чувствует музыку всем телом и душой, знает, как играет каждый музыкант, и как должна звучать музыка в целом. Он выравнивает звучность оркестра.

На репетициях оркестра все свои действия дирижер громко проговаривает словами, не забывая при этом выполнять соответствующие жесты. Так музыканты запоминают, привыкают и исполняют ту партию, которую требует руководитель. На концерте же главным «оружием» дирижера становятся движения палочки, рук, пальцев, раскачивания в стороны, незначительные наклоны тела, разнообразные движения головой, мимика лица и взгляд – все это помогает руководить оркестром. Работа дирижера очень сложная и ответственная, ведь он в ответе и перед композитором, чье произведение исполняет, и перед оркестром, который ему бесконечно доверяет, и перед слушателями, что могут полюбить музыку благодаря его хорошей работе или остаться к ней равнодушными в противном случае.

Хорошо знают коллектив «Школа / Škola crew». Артисты всегда предваряют исполнение классических композиций небольшой лекцией, на которой объясняют, как слушать то, что сейчас прозвучит.

сайт продолжает серию материалов, в которых пианистка и участница «Школа / Škola crew» Александра Стефанова помогает разобраться в классике и во всем, что связано с ее исполнением.

Оркестр может играть без дирижера?

— На дирижере лежит грандиозная ответственность. Ему нужно, чтобы все 80-90 человек в оркестре (а их может быть и больше) играли в правильном ритме, понимали, кому и когда нужно вступать.

Если состав оркестра немаленький, то музыкант, который, например, сидит в правом углу, скорее всего, не слышит, что играет его коллега в левом. Просто физически невозможно распознать, когда зазвучал дальний инструмент. Музыкант слышит только ближайших соседей. Без дирижера ошибиться было бы проще простого — необходим человек, который подскажет, когда начинать играть.

Однако был и оркестр без дирижера — Персимфанс (Первый симфонический ансамбль). Он существовал в СССР с 1922 по 1932 год. Музыканты в нем рассаживались по кругу, чтобы видеть друг друга, а кому как играть — договаривались на репетициях. Этот оркестр, кстати, возобновил свое существование благодаря стараниям Петра Айду. Он признается, что это не совсем точная копия того оркестра — музыканты продолжают традиции, сложившиеся в 20-х годах ХХ века. Примерно один-два раза в год оркестр представляет публике различные программы. 25 ноября он выступит в концертном зале «Зарядье».

В партитуре дирижера записаны все инструменты?

— Да. С ее помощью дирижер видит все. В ней все инструменты, вся канва произведения. Если пианист, допустим, выражает себя и задумку композитора только посредством фортепиано, то дирижер, можно сказать, играет сразу на всех инструментах оркестра.

Почему у дирижеров одно и то же произведение может звучать по-разному?

— Дирижер должен донести до зрителя мысль, которую заложил в музыку композитор. При этом дирижер учитывает, к какой эпохе принадлежит произведение. Например, если это барокко, скрипка должна звучать более приглушенно (раньше у нее были по-другому устроены струны). Но следовать этому или нет — конечно, личное дело каждого. Именно поэтому у дирижеров получаются разные интерпретации одних и тех же симфоний. Иногда они звучат даже с разной скоростью. Дирижер может смотреть на произведение иначе, чем его коллеги, использовать свой личный опыт, который сказывается на музыке.

Как раньше обходились без дирижера?

— Профессия дирижера появилась относительно недавно, в начале XIX века. Раньше оркестром управлял один из музыкантов, чаще всего — скрипач (выбирали самого опытного). Он отсчитывал такт ударами своего смычка или же просто кивками головы. Иногда в роли главного был клавесинист или виолончелист. Но музыка развивалась, материал усложнялся, и человек просто не успевал одновременно и руководить, и играть.

Если заглянуть в еще более далекое прошлое, то, например, в древнегреческом театре во главе хора был корифей. На его ногах были сандалии с железными подошвами, с помощью них ему было удобно отбивать ритм.

А палочкой дирижеры всегда пользовались?

— Нет. Дирижерская палочка в том виде, в котором мы знаем ее сегодня, появилась в XIX веке. Некоторое время до нее использовали баттуту. Это могли быть жезл или трость, служившие для отбивания такта. Кстати, именно баттута стала причиной смерти Жан-Батиста Люлли, создателя французской оперы и придворного композитора короля Людовика XIV. Отбивая ритм во время исполнения произведения Te Deum, написанного по случаю выздоровления короля после тяжелой болезни в 1687 году, Люлли пробил стопу острым наконечником баттуты. Началось заражение крови, и композитор вскоре скончался.

Еще использовали свернутые в трубочку ноты, другие предметы, дирижировали и руками.

Но пользоваться или нет палочкой сегодня — это личное дело каждого дирижера. Валерий Гергиев, например, предпочитает держать в руках зубочистку.


Top