Составить вопросный план к рассказу огурцы. Конспект урока по литературному чтению "Н

Урок литературного чтения в 3 классе

по УМК «Перспектива»

тема: Н. Носов «Огурцы»

Конспект урока

Тема : Н.Носов «Огурцы».

Тип урока : урок открытия новых знаний

Оборудование: презентация, выставка книг Н.Носова, рисунки по его рассказу, карточки с заданиями

Цели урока:

    Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к героям художественного произведения;

    Научить составлять план текста; пересказывать текст, используя план и иллюстрации;

    подбирать пословицы к содержанию текста;

    формулировать правила дружеских отношений; адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Задачи урока:

образовательные:

способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;

содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;

создать условия для выразительного чтения;

способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;

развивающие:

формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;

воспитательные:

воспитание нравственных чувств и этического сознания: уважение к пожилым людям, любовь и бережное отношение к чувствам близких.

уважение к труду других людей, осознание ценности быть честным; отрицательное отношение ко лжи.

Планируемые результаты

Предметные умения:

Составлять план текста, пересказывать, используя план и иллюстрации;

Пересказывать текст от лица главного героя;

Формулировать правила дружеских отношений.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

Проявлять желание читать произведения о детях;

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание по алгоритму;

Адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Познавательные:

Определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.

Коммуникативные:

адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

Ход урока.

    Мотивация учебной деятельности.

Начинаем урок литературного чтения. Приятно общаться с человеком весёлым и доброжелательным. Начнём урок с приветствия. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.

2. Речевая разминка. Проверка дом. задания.

(слайд)

Доброе дело крепко.

Доброму добрая память.

Не устоять худу против добра.

На свете не без добрых людей.

Прочитайте глазами. Что вы прочитали?

Прочитайте шёпотом. Прочитайте шёпотом и медленно. Прочитайте громко и медленно. Прочитайте выразительно, делая акцент на главном слове.

Что объединяет эти пословицы? (они о добре)

Проверим, как вы выполнили задание в «Творческой тетради»?

(дети читают пословицы)

Оценивают себя на листе оценивания.

    Актуализация знаний.

Рассмотрите иллюстрации к произведениям одного замечательного автора.(слайд)

Кто узнал эти произведения? Назовите. («Огурцы» «Заплатка» «Мишкина каша»)

Перед вами выставка книг Н.Носова. Какие его произведения вам знакомы?

4. Тема и цель урока.

Отгадайте загадку. Назовите тему урока.

Я забрался в огород,

Зонт зелёный там растёт,

Кто-то хитрый под зонтом

Отыскал тенистый дом.

Вот он! Вот он! Мой хитрец-

Вкусный, спелый …..(огурец)

Как вы думаете, о чём может быть рассказ с таким названием?

Какую цель вы перед собой поставите?

5. Работа по теме урока.

А) Первичное чтение. Читает выразительно учитель.

К какому жанру относится произведение? Почему?

Проверим, как вы внимательно слушали рассказ. Прочитайте вопросы, выберите правильные ответы. (Дети в паре работают на карточке)

1. Куда ходили Павлик и Котька?

А) на рыбалку

Б) на огород

В) в лес

2. В каком настроении пришёл Котька домой?

А) грустном

Б) радостном

В) задумчивом

3. Как встретила сына мама?

А) просила вернуть огурцы

Б) засолила огурцы

В) отдала огурцы соседям

4. Почему Котька не хотел возвращаться на огород?

А) было стыдно

Б) было далеко идти

В) боялся сторожа

5. Как повёл себя сторож с мальчиком?

А) отругал, накричал

Б) спокойно поговорил

В) ничего не сказал

6. Какое душевное состояние было у Котьки по пути домой?

А) грустное

Б) безразличное

В) радостное

Проведите самопроверку. (слайд)

(А, Б, А, В, Б, В)

    Физминутка.

(под музыку дети повторяют движения героев на доске)

    Продолжение работы над произведением.

Читаем рассказ ещё раз. А чтобы не было затруднений при чтении, потренируемся. Читайте целыми словами. (слайд)

место – поместил – поместились

Читайте первый раз плавно, по слогам, затем – целыми словами.

о-гля-ды-вать-ся – оглядываться

о-ста-но-вил-ся – остановился

Читайте внимательно.

соврал – сорвал совать – соврать

нарвали – наврали выпрошу - выброшу

Читаем до слов «Ну, и я взял» (оцениваем чтение ученика)

Что вы узнали о двух друзьях?

Как вы относитесь к поступку Павлика? А с вами когда- нибудь такое было?

Как мама оценила поступок Котьки?

Как можно озаглавить эту часть? (каждый пункт плана появляется на слайде)

(«Котька пришёл домой радостный»)

Читаем до слов «Котька повернулся и медленно пошёл по улице».

Как Котька отреагировал на требование мамы отнести огурцы на грядку?

Какие серьёзные слова сказала мама? О чём они говорят? Какие чувства были у мамы в тот момент?

Как озаглавим эту часть?

(«Пусть лучше у меня не будет сына»)

Прочитаем этот диалог по ролям выразительно.

Что чувствовал Котька, когда шёл по улице? Какие черты характера проявились у Котьки? Каким изобразил его автор? Что ещё можно сказать о Котьке?

Как озаглавим эту часть?

(«Шёл по улице и плакал»)

Читаем до слов «Иди, иди, сынок»

Как сторож оценил раскаяние Котьки? Каким был дедушка-сторож? В чём вы почувствовали его строгость? В чём проявилась доброта? Как нужно читать слова героев?

Прочитаем отрывок по ролям.

Как озаглавим эту часть?

(«Сам понимать должен»)

Прочитайте последние три строчки. Чему радовался Котька?

Как озаглавим?

(«На душе у него было радостно»)

Мы разобрали весь рассказ и составили план. (слайд)

Он поможет вам дома подготовить пересказ этого рассказа. А чтобы вы его не забыли, я напечатала план на карточках, которые вы возьмёте домой.

Какой поступок совершил Котька в конце рассказа? Можно ли его поступок назвать благородным?

Прочитайте пословицы на доске. Соотнесите их с текстом. (слайд)

На обмане далеко не уедешь.

За правое дело стой смело.

Кто выбрал пословицу 1 отметьте себя.

Найдите в рассказе предложение, в котором заключена основная мысль.

(«А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен»)

Сделайте вывод. (выносится на доску) слайд

Какой жизненный урок преподала мама сыну?

Чему учит нас история с Котькой? (честности, чувству товарищества, обдумывать свои поступки)

Почему свой рассказ Н.Носов назвал «Огурцы»?

    Рефлексия

Что же почерпнули из этого урока? Начните свой ответ словами:

Я никогда не думал, а теперь понял…

Я понял, что за плохой поступок …

Сегодня на уроке вы хорошо поработали. Посмотрите в свои листы самооценки. Поднимите руку у кого более трёх «!» Вы получаете пятёрку. У кого два – четыре.

9. Домашнее задание.

Пересказ рассказа Н.Носова «Огурцы» по плану. По желанию сделать свои иллюстрации к рассказу.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Н.Носов «Огурцы»

Исупова Язиля Сабирьевна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9

с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Елабуга, РТ

Учитель начальных классов

Цель урока:

    Развитие у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; освоение форм драматизации.

    Формирование способности работать с разными информационными текстами, фотографиями, репродукциями картин, иллюстрациями.

    Развитие интереса к чтению.

    Формирование способностей взаимодействовать в паре, группе.

    Формирование системы ценностей, принятых в обществе.

Задачи урока:

1.Личностные УУД

    включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

    осознание ответственности ученика за общее благополучие класса.

2.Регулятивные УУД

Ученик развивает навыки:

    принимать и сохранять учебную задачу;

    планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

    осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

    вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

    адекватно понимать оценку взрослого;

    взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

3.Познавательные УУД

Школьник учится:

    осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебных заданий (находить нужную информацию в библиотеке, в справочной и энциклопедической литературе, в периодической печати);

    подробно, кратко пересказывать произведение, создавать тексты по аналогии;

    устанавливать причинно-следственные связи;

    обобщать полученные знания;

    осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

    осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе.

4.Коммуникативные УУД

Школьник учиться:

    Допускать возможность существования у людей разных точек зрения на поступки героев, на изображаемое событие;

    слушать собеседника;

    самостоятельно задавать вопросы;

    строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге;

    контролировать действия партнёра;

    эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Планируемые результаты
(личностные, метапредметные и предметные)

Осмысление понятий «благородный поступок», «честность»,«верность слову», пословицы «Жизнь дана на добрые дела»;

Определение главной мысли в тексте, определение последовательности событий; отбор опорных (ключевых) слов для создания

собственного текста;

Поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге;

Осмысление правил взаимоотношений в обществе.

Оборудование урока:

    Литературное чтение. Учебник. 3 класс. Часть 1.

    Т. Коти. Творческая тетрадь. 3 класс.

    Н. Носов. Огурцы

    Портрет Н. Носова

    Презентация «Герои книг Н. Носова»

    Интернет ресурсы.

Вид урока – комбинированный

Возраст: 3 класс

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: работа в парах, групповая работа, самостоятельная работа.

Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время (мин)

I .Организационный момент

ЦЕЛЬ: Создание

эмоционального

фона урока

УУД: личностные

II .Рефлексия

Все уселись на свои места, настроились на работу. С каким настроением вы пришли? Покажите мне его при помощи «маленького человечка». Обозначьте своё настроение.

Проверка домашнего задания.

Какое домашнее задание выполняли?

Прочитайте какие пословицы и поговорки вы записали в первый

столбик (добро - имущество, достаток), а какие - во второй (добро - благо).

Объясните их смысл.

Какие пословицы из книги В. Даля вы выписали?

Почему выбрали именно эти пословицы?

Определите тему урока, рассмотрев героев произведений и назвав автора.

Зачитывают пословицы, распределяют по группам. Чтение пословиц

Учащиеся объясняют смысл

Ответы детей

Основной этап урока.

1. Работа с ресурсом.

ЦЕЛЬ: Формирование способности работать с разными информационными текстами, фотографиями, репродукциями картин, иллюстрациями.

УУД : познавательные, регулятивные.

2. Подготовка к восприятию

3.Словарная работа

4.Чтение и анализ рассказа Н.Носова Огурцы

5. Работа по учебнику.

ЦЕЛЬ: слушать собеседника; строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге; осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

УУД: коммуникативные, познавательные, личностные

Презентация

Ресурс: Портрет Н.Носова

Вид ЦОР: Фотография.

Аннотация: сравнивание.

(Демонстрация ресурса)

1.Рассмотрите фотографию Н.Носова

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в Киеве. Его отец был актером. После окончания школы-семилетки Николай Носов работал на бетонном заводе. В 19 лет он поступил учиться в Киевский художественный институт, но в конце 1920-х годов перевелся на режиссерский факультет Государственного института кинематографии, который и окончил в 1932 году. С этого же года он больше двадцати лет проработал кинорежиссером и художником-мультипликатором. Рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазеры» и другие были объединены в сборнике «Тук-тук-тук» и изданы в 1945 году. Носов ввёл в детскую литературу нового героя - наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу, одержимого жаждой деятельности и постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации.

Широкую известность детскому писателю принесла повесть "Витя Малеев в школе и дома. И, по сей день огромным успехом у юных читателей пользуется трилогия о Незнайке - " Приключения Незнайки и его друзей» (1953-1954), «Незнайка в Солнечном городе»(1958), «Незнайка на Луне» (1964-1965). По этим сказочным повестям поставлено несколько анимационных фильмов. Носов в своих произведениях выступает и как популяризатор знаний политехнических, экономических: знакомя детей с житейскими правилами, он подает их так, что полезные и интересные знания приходят к читателям как бы сами собой.

– Угадайте название рассказа Н. Носова.

Я забрался в огород, зонт зелёный там растет.
Кто-то хитрый под зонтом отыскал тенистый дом.
Эй, ты кто? Ищу, зову, разгребаю я ботву.
Вот он! Вот он! Мой хитрец – вкусный, спелый огурец!

Назовите произведение, с которым мы познакомимся сегодня.

а) читай целыми словами.

место – поместил – поместились.

б) Читай первый раз плавно, по слогам, затем – целыми словами.

о-гля-ды-вать-ся – оглядываться

о-ста-но-вил-ся – остановился

в) Читай внимательно.

Соврал – сорвал

Совать – соврать

Нарвали – наврали

Выпрошу – выброшу

В рассказе встретятся такие выражения: за пазухой, бежать во весь дух, не было ни души.

Как вы их понимаете?

Понравился ли рассказ? Какие чувства вы испытывали,

когда читали это произведение: грусть, радость, сожаление, сочувствие.

Почему рассказ называется «Огурцы»? Об огурцах ли идёт речь?

Какое событие легло в основу рассказа?

С каким настроением пришёл Котька домой? Почему?

Как менялось его настроение во время разговора с мамой? Почему?

Подготовьте разметку диалога Котьки и мамы для выразительного чтения. Как должна меняться интонация голоса Котьки? Меняется ли громкость голоса? А как меняется интонация голоса мамы? А громкость?

Как вы относитесь к поступку Котьки?

Прочитайте разговор сторожа и Котьки. Каким вы увидели дедушку?

Какой поступок совершил Котька в конце рассказа?

Можно ли его поступок назвать благородным ?

Соотнесите пословицы с текстом произведения:

«На обмане далеко не уедешь»; «За правое дело стой смело».

Рассмотрите иллюстрации. Какие моменты на них изображены? Почему именно этот текст иллюстрировал художник?

Какие подписи можно сделать к иллюстрациям?

Какие опорные слова можно выделить в данных подписях? Расскажите, что изображено на иллюстрациях.

Как вы думаете, каким человеком вырастет Котька?

Как описанный случай повлияет на всю его дальнейшую жизнь?

Рассматривают фотографию Н.Носова

Слушают учителя

Работа над фразеологизмами.

Приводят свои примеры

Выполнение заданий на с. 19 учебника.

Ответы детей на вопросы учителя

Физминутка

Вид ЦОР: презентация физкультминутки

«Крошка Енот»

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

(движения маятника)

Вот и стали мы сильней,

(показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

(Демонстрация презентации)

Дети выполняют зарядку

Итоги урока.

ЦЕЛЬ: обобщать полученные знания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

УУД: познавательные.

р егулятивные

Создайте собственный текст по аналогии с рассказом Н. Носова «Огурцы».

С чего можно начать рассказ?

Какой пословицей можно закончить?

Придумайте заголовок.

Отражает ли он главную мысль рассказа?

Поработаем в парах, сделаем проверку друг у друга

Выберите с каждого ряда лучшую работу

Давайте оценим работу

Беседа с учащимися.

Ответы на вопросы детей

Ученики выполняют творческое задание

Взаимопроверка творческого задания

Домашнее задание (на выбор)

Перескажите текст рассказа Н. Носова «Огурцы».

Придумайте продолжение рассказа Н. Носова «Огурцы».

Сделайте свои иллюстрации к рассказу.

Найдите в домашней библиотеке или школьной книги Н. Носова.

Запись домашнего задания в дневник.

Приложение к плану-конспекту урока

Н.Носов. Огурцы

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации http://ped-kopilka.ru/poslovicy-i-pogovorki/poslovicy-o-trude.html

Электронная физминутка

Интерактивное задание

Класс: 3

Цели: Развитие у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; развитие скорочтения, освоение форм драматизации.

  • Формирование умения определять и анализировать композицию произведения;
  • Умение анализировать характер и поступки героев;
  • Умение составлять план рассказа.
  • Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • Совершенствовать навыки выразительного чтения;
  • Воспитание нравственных качеств личности.

Оборудование:

  • Портрет писателя Н.Н. Носова
  • Выставка книг писателя
  • Набор карточек с названиями его произведений
  • Отрывки из произведений для чтецкой разминки
  • Карточки с пословицами, словами синонимами для тренировки многосложных слов из рассказа
  • “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова
  • Кассеты с записью из мультфильма о Незнайке для физкультминутки

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

– Ребята, сегодня я предлагаю провести наш урок литературного чтения немного иначе, чем всегда.

Давайте отправимся с вами в театр, где вы попробуете проявить себя в роли актёров.

Все уселись на свои места, настроились на работу. С каким настроением вы пришли? Покажите мне его при помощи “маленького человечка”. Обозначьте своё настроение.

2. Проверка домашнего задания

– Давайте проверим, все ли готовы к нашему путешествию. Посмотрим, как вы выполнили домашнее задание.

– На прошлом уроке мы познакомились со шведской сказкой “Принцесса-лгунья”

  • Найдите и прочитайте, за что принцесса полюбила пастуха.
  • Кто помог Перу? Каким образом? Почему?
  • Кто из героев сказки принадлежит чудесному миру?
  • Дома вы должны были нарисовать девушку-звезду, какой вы её себе представляете? (рис. на доске ).
  • Какая идея этой сказки?
  • Какая пословица подходить больше всего к нашей сказке?
  • Прочитайте пословицу медленно.
  • Подумайте, о чём говориться в скороговорке
  • Проговорите пословицу несколько раз: сначала медленно, а затем всё быстрее и быстрее.
  • Произнесите пословицу несколько раз вслух в быстром темпе.
  • Кто без ошибок быстрее произнесёт пословицу.
  • Произнесите пословицу с разной интонацией:, выражая радость, грусть, удивление, гнев, страх, с! , с?. интонацией.
  • Произнесите пословицу, выделяя на каждое слово ударение.

3. Подготовка к восприятию текста

– Молодцы! Я вижу, все хорошо подготовились, и мы можем отправляться в театр. Закройте все глаза. Раз! Два! Три! Открываем глаза.

(На доске – рисунок театра.)

Вот мы и в театре. Теперь я для вас не учитель, а главный режиссёр. А вы для меня – актёры. Сегодня мы познакомимся с новым рассказом. Встречайте главного актёра театра.

Коротышка озорной
В яркой шляпе голубой.
Неумейка и зазнайка
И зовут его…Незнайка.

(Звучит музыка, появляется сказочный персонаж Незнайка.)

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – Незнайка! А знаете ли вы, кто придумал меня и всех моих друзей из Цветочного города? Это писатель Николай Николаевич Носов. Но он писал книги не только о нас – сказочных человечках, но и о таких ребятах, как вы.

Ребята, книжки Н.Носова в библиотеке всегда самые потрёпанные. Как вы думаете, почему? Правильно, их читают, они никогда не залеживаются на полках.

Незнайка: Ребята, а что вы знаете о самом писателе Н.Н.Носове?

(Свободные высказывания детей.)

На доске портрет Н. Носова.

Биографические сведения о Н.Н.Носове.

Учитель: Н.Н. Носов говорил: “Стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь и у меня было много о чём порассказать людям”.

Ученица: Он много знал и обладал от природы разнообразными талантами, и многое в жизни ему пришлось испробовать. Ещё в юности ему случалось быть землекопом и косарем, возчиком брёвен и рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и фотографией, учился играть на скрипке и мандолине, играл в шахматы, выпускал рукописный журнал “Икс”. А потом поступил в Московский институт кинематографии и стал работать в кино, снимать разные учебные, научные и мультипликационные фильмы.

Как и многие знаменитые писатели, Н.Н.Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ “Затейники” он отнёс в журнал “Мурзилка”. Это было в 1938 году.

Знакомство с выставкой книг Н.Н.Носова.

Учитель: Н.Н.Носов – автор таких произведений как “Мишкина каша”, “Живая шляпа”, “Фантазёры”. За этим рассказом последовали другие. Посмотрите на нашу выставку книг. Широкую известность принесли автору повести о школьной жизни: “Весёлая семейка”, “Дневник Коли Синицына”, “Витя Малеев в школе и дома”, а также целая серия романов – сказок “Приключения Незнайки и его друзей”, “Незнайка в Солнечном городе”, “Незнайка на Луне”. Персонажи этих книг полюбились не только нашим, но и зарубежным ребятам. Их знают в Голландии, Польше, Чехии, Словакии. Аргентине, Болгарии, Индии, Франции, Вьетнаме, Румынии и даже в Японии. Так что кто ещё не знаком с ними, отправляйтесь в нашу библиотеку. Уверяю вас, вы не пожалеете.

Н.Н.Носов умер 31 год назад. Но все до настоящего времени с удовольствием читают его произведения.

4. Физкультминутка

Незнайка: А сейчас объявляется антракт. Давайте немного отдохнём.

5. Первичное чтение

– Угадайте название рассказа Н. Носова.

Я забрался в огород, зонт зелёный там растет.
Кто-то хитрый под зонтом отыскал тенистый дом.
Эй, ты кто? Ищу, зову, разгребаю я ботву.
Вот он! Вот он! Мой хитрец – вкусный, спелый огурец!

А теперь я прочту вам рассказ Н.Н.Носова “ Огурцы” (Звучит фонограмма.)

– Кто главный герой этого произведения?

А сейчас для вас, как для начинающих актёров, задание: отработать чтение “трудных” слов.

6. Подготовка к восприятию

(стр. 115 учебника.)

а) читай целыми словами.

место – поместил – поместились.

б) Читай первый раз плавно, по слогам, затем – целыми словами.

о-гля-ды-вать-ся – оглядываться
о-ста-но-вил-ся – остановился

в) Читай внимательно.

Соврал – сорвал
Совать – соврать
Нарвали – наврали
Выпрошу – выброшу.

7. Чтение и анализ рассказа Н. Носова

– Хорошо. Теперь вы готовы к самостоятельному чтению этого текста. Читать будете по “цепочке”. Обратите внимание на знаки препинания в конце предложений.

а) чтение учеником вслух до слов: “…Котька начал вынимать огурцы из карманов”.

(Ответы 1–2 учеников.)

– Озаглавьте эту часть. (Котька пришёл домой радостный.)

б) Выразительное чтение учащихся до слов: “Котька повернулся и медленно – медленно пошёл по улице”.

Это I часть – вступление, из которого мы узнали, в какой обстановке будет развиваться действие.

– Что мы узнали о двух друзьях?

– Как вы относитесь к поступку Павлика?

– Какой Павлик? (Хитрый, неискренний – эти слова вывешиваются на доске.)

– Каким вы представляете Котьку? (Глупый, доверчивый.)

– Чему радовался Котька? – Какая у Котьки мама? В чём проявляется её строгость? Справедливость? Доброта? Настойчивость? В чём проявляется её любовь к сыну?

– Озаглавьте эту часть. (Пусть лучше у меня не будет сына.)

в) Чтение II части до слов: “ Котька побежал домой…”

– Это Кульминация – наивысшая точка развития сюжета, в которой конфликт максимально обострён и требует немедленного разрешения. Что думал Котька, когда шёл по улице? (Зачитать.)

– Какие чувства испытывал Котька? (Досаду, печаль, тревогу, волнение, страх.)

– Какие черты характера проявились здесь у Котьки?

– Что ещё можно сказать о Котьке? (Доверчивый, честный.)

– Каким был дедушка-сторож? (Честным, трудолюбивым.)

– В чём вы почувствовали его строгость? (Зачитать: “А ты на Павлика не смотри…”)

– В чём проявилась доброта дедушки? (Мудрый – не кричал, не наказал.)

– Озаглавьте эту часть. (Встреча с дедушкой – сторожем)

г) чтение III части учащимися вслух. (Развязка – логическое заключение).

– Каким вы видите здесь Котьку? Какими словами характеризуется отношение дедушки к Котьке? (“Сынок”.)

– Почему дедушка так обращается к мальчику? Чему радовался Котька в конце рассказа? Озаглавьте III часть рассказа. (Одобрение дедушки.)

– Каким вы увидели мальчика? Понравился ли вам герой рассказа? Почему?

– Найдите в этом рассказе предложение, в котором выражена главная мысль. (“А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен”.) Сделайте вывод.

Вывод: Вот, что бывает с человеком, когда он совершает необдуманный поступок.

– От чьёго имени ведётся рассказ?

Так как вы актёры, попробуйте проинсценировать этот рассказ.

Найдём интонацию чтения, исходя из содержания текста и понимания поступка и характера героя рассказа. С каким подтекстом звучать фразы мамы?

(Необходимо выразить возмущение, строгость.)

– Какую интонацию используем в репликах Котьки на протяжении всего рассказа:

  • Радость
  • чувство удивления
  • досады
  • растерянности

8. Проверка знания текста

На доске приготовлены листочки. Необходимо последовательно их распределить.

  1. Котька пришёл домой радостным.
  2. Всё равно они уже расти не будут.
  3. Пусть лучше у меня не будет сына…
  4. Он шёл по улице и плакал. Ему было страшно.
  5. А ты на Павлика не смотри, сам…
  6. На душе у него было радостно.

(На доске запись этих предложений.)

– Молодцы! Справились!

Из трёх пословиц выберите одну, которая выражает главную мысль этого произведения:

  • Стыдно сказать, а грех утаить.
  • Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.
  • Правда дороже золота.

В заключении урока хочу вас спросить, так почему свой рассказ Н.Носов назвал “Огурцы”? (Огурцы были испытанием для Котьки. Из всего случившегося он вышел достойно.)

9. Подведение итогов

– Молодцы! Вы отлично справились. Сегодня на уроке вы показали себя настоящими актёрами: выразительно читали, работали над текстом, инсценировали отрывок. Я думаю, когда вы подрастёте, вас с удовольствием возьмут работать в любой театр.

– Чью работу на уроке вы бы хотели отметить?

– Какую оценку поставите?

– С каким настроением вы заканчиваете урок?

– Покажите мне его при помощи “маленького человечка”.

– На этом наше путешествие закончено. Всем спасибо за урок.

Главный герой рассказа — мальчик по имени Котька. Вместе с другом Павликом он возвращался с рыбалки. Дорога проходила мимо огуречного поля, и Павлик подговорил Котьку набрать огурцов. Так они и сделали, но мальчиков заметил сторож. Сторож начал свистеть в свисток и ребята убежали. Павлик после этого решил не рисковать и не носить домой огурцы, добытые таким сомнительным способом. Он отдал свою долю Котьке.

Дома Котька радостно сообщил маме, что принес огурцы. Но когда мама узнала, откуда они взялись, то не обрадовалась. Мама объяснила Котьке, что он и его друг Павлик украли огурцы, и велела отнести их обратно на поле. Было уже поздно и на улице стемнело. Котька боялся идти один в темноту, но мама была непреклонна. Пришлось мальчику идти обратно.

По дороге Котька от страха громко плакал. Когда он дошел до поля, на его плач вышел сторож. Котька все ему рассказал и вернул украденные днем огурцы. Сторож тоже сказал Котьке, что воровать нехорошо. Когда же Котька стал оправдываться, что его подговорил на этот поступок Павлик, сторож заметил, что надо жить своим умом и решения принимать самостоятельно, без чужих подсказок.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Огурцы» состоит в том, что брать чужое, воровать – это очень плохо. Даже если что-то чужое легкодоступно, как огурцы на колхозном поле, все равно этого брать нельзя. Рассказ учит тому, что следует быть ответственным за свои деяния. Котька совершил плохой поступок, взял чужое. Его мама хоть и проявила жесткость, отправив сына возвращать огурцы, но сделала она все правильно. Котька в результате на всю жизнь должен запомнить преподанный мамой урок, что воровать – это очень плохо.

В рассказе «Огурцы» мне понравился сторож с огуречного поля. Он по-доброму отнесся к Котьке, который принес украденные огурцы обратно и не стал его сильно ругать. Сторож также объяснил Котьке, что не стоит совершать поступки под влиянием уговоров другого человека. Все решения в жизни следует принимать самостоятельно.

Какие пословицы подходят к рассказу «Огурцы»?

На чужой медок не разевай роток.
На друга надейся, а сам не плошай.
Сам смекай, где берег, где край.

Задачи урока:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе

по УМК «Перспектива»

тема: Н. Носов «Огурцы»

Конспект урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 3

Учебник :

Тема : Н.Носов «Огурцы».

Тип урока : урок открытия новых знаний

Оборудование: презентация, выставка книг Н.Носова, рисунки по его рассказу, карточки с заданиями

Цели урока:

  1. Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к героям художественного произведения;
  2. желание читать художественные произведения о дружбе.
  3. Научить составлять план текста; пересказывать текст, используя план и иллюстрации;
  4. подбирать пословицы к содержанию текста;
  5. читать рассказ по ролям;
  6. формулировать правила дружеских отношений; адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Задачи урока:

образовательные:

способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;

содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;

создать условия для выразительного чтения;

способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;

развивающие:

формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;

воспитательные:

воспитание нравственных чувств и этического сознания: уважение к пожилым людям, любовь и бережное отношение к чувствам близких.

уважение к труду других людей, осознание ценности быть честным; отрицательное отношение ко лжи.

Планируемые результаты

Предметные умения:

Составлять план текста, пересказывать, используя план и иллюстрации;

Пересказывать текст от лица главного героя;

Формулировать правила дружеских отношений.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание по алгоритму;

Адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Познавательные:

Определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

– подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.

Коммуникативные:

адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

Средства обучения:

Климанова Л.Ф. Литературное чтение,3 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2013.

С.В.Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М: «ВАКО» 2014

Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Начинаем урок литературного чтения. Приятно общаться с человеком весёлым и доброжелательным. Начнём урок с приветствия. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.

2. Речевая разминка. Проверка дом. задания.

(слайд)

Доброе дело крепко.

Доброму добрая память.

Не устоять худу против добра.

На свете не без добрых людей.

Прочитайте глазами. Что вы прочитали?

Прочитайте шёпотом. Прочитайте шёпотом и медленно. Прочитайте громко и медленно. Прочитайте выразительно, делая акцент на главном слове.

Что объединяет эти пословицы? (они о добре)

Проверим, как вы выполнили задание в «Творческой тетради»?

(дети читают пословицы)

Оценивают себя на листе оценивания.

  1. Актуализация знаний.

Рассмотрите иллюстрации к произведениям одного замечательного автора.(слайд)

Кто узнал эти произведения? Назовите. («Огурцы» «Заплатка» «Мишкина каша»)

Перед вами выставка книг Н.Носова. Какие его произведения вам знакомы?

Ученик готовил сообщение о Н.Н.Носове. (презентация) Оцени себя.

4. Тема и цель урока.

Отгадайте загадку. Назовите тему урока.

Я забрался в огород,

Зонт зелёный там растёт,

Кто-то хитрый под зонтом

Отыскал тенистый дом.

Вот он! Вот он! Мой хитрец-

Вкусный, спелый …..(огурец)

Как вы думаете, о чём может быть рассказ с таким названием?

Какую цель вы перед собой поставите?

5. Работа по теме урока.

А) Первичное чтение. Читает выразительно учитель.

К какому жанру относится произведение? Почему?

Проверим, как вы внимательно слушали рассказ. Прочитайте вопросы, выберите правильные ответы. (Дети в паре работают на карточке)

1. Куда ходили Павлик и Котька?

А) на рыбалку

Б) на огород

В) в лес

2. В каком настроении пришёл Котька домой?

А) грустном

Б) радостном

В) задумчивом

3. Как встретила сына мама?

А) просила вернуть огурцы

Б) засолила огурцы

В) отдала огурцы соседям

4. Почему Котька не хотел возвращаться на огород?

А) было стыдно

Б) было далеко идти

В) боялся сторожа

5. Как повёл себя сторож с мальчиком?

А) отругал, накричал

Б) спокойно поговорил

В) ничего не сказал

6. Какое душевное состояние было у Котьки по пути домой?

А) грустное

Б) безразличное

В) радостное

Проведите самопроверку. (слайд)

(А, Б, А, В, Б, В)

  1. Физминутка.

(под музыку дети повторяют движения героев на доске)

  1. Продолжение работы над произведением.

Читаем рассказ ещё раз. А чтобы не было затруднений при чтении, потренируемся. Читайте целыми словами. (слайд)

Место – поместил – поместились

Читайте первый раз плавно, по слогам, затем – целыми словами.

О-гля-ды-вать-ся – оглядываться

О-ста-но-вил-ся – остановился

Читайте внимательно.

Соврал – сорвал совать – соврать

Нарвали – наврали выпрошу - выброшу

Читаем до слов «Ну, и я взял» (оцениваем чтение ученика)

Что вы узнали о двух друзьях?

Как вы относитесь к поступку Павлика? А с вами когда- нибудь такое было?

Как мама оценила поступок Котьки?

Как можно озаглавить эту часть? (каждый пункт плана появляется на слайде)

(«Котька пришёл домой радостный»)

Читаем до слов «Котька повернулся и медленно пошёл по улице».

Как Котька отреагировал на требование мамы отнести огурцы на грядку?

Какие серьёзные слова сказала мама? О чём они говорят? Какие чувства были у мамы в тот момент?

Как озаглавим эту часть?

(«Пусть лучше у меня не будет сына»)

Прочитаем этот диалог по ролям выразительно.

Что чувствовал Котька, когда шёл по улице? Какие черты характера проявились у Котьки? Каким изобразил его автор? Что ещё можно сказать о Котьке?

Как озаглавим эту часть?

(«Шёл по улице и плакал»)

Читаем до слов «Иди, иди, сынок»

Как сторож оценил раскаяние Котьки? Каким был дедушка-сторож? В чём вы почувствовали его строгость? В чём проявилась доброта? Как нужно читать слова героев?

Прочитаем отрывок по ролям.

Как озаглавим эту часть?

(«Сам понимать должен»)

Прочитайте последние три строчки. Чему радовался Котька?

Как озаглавим?

(«На душе у него было радостно»)

Мы разобрали весь рассказ и составили план. (слайд)

Он поможет вам дома подготовить пересказ этого рассказа. А чтобы вы его не забыли, я напечатала план на карточках, которые вы возьмёте домой.

Какой поступок совершил Котька в конце рассказа? Можно ли его поступок назвать благородным?

Прочитайте пословицы на доске. Соотнесите их с текстом. (слайд)

На обмане далеко не уедешь.

За правое дело стой смело.

Кто выбрал пословицу 1 отметьте себя.

Найдите в рассказе предложение, в котором заключена основная мысль.

(«А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен»)

Сделайте вывод. (выносится на доску) слайд

Какой жизненный урок преподала мама сыну?

Чему учит нас история с Котькой? (честности, чувству товарищества, обдумывать свои поступки)

Почему свой рассказ Н.Носов назвал «Огурцы»?

  1. Рефлексия

Что же почерпнули из этого урока? Начните свой ответ словами:

Я никогда не думал, а теперь понял…

Я понял, что за плохой поступок …

Сегодня на уроке вы хорошо поработали. Посмотрите в свои листы самооценки. Поднимите руку у кого более трёх «!» Вы получаете пятёрку. У кого два – четыре.

9. Домашнее задание.

Пересказ рассказа Н.Носова «Огурцы» по плану. По желанию сделать свои иллюстрации к рассказу.



Top