Васильев а зори здесь тихие нравственный. Cочинение «Сочинение о войне по роману Васильева «А зори здесь тихие…

Война – не место для женщины. Но в порыве защитить свою страну, своё отечество, даже представительницы прекрасной половины человечества готовы сражаться. Борис Львович Васильев в повести «А зори здесь тихие…» смог передать тяжёлую судьбу пятерых девушек–зенитчиц и их командира во время второй войны.

Сам автор утверждал, что в качестве основы сюжета было выбрано реально произошедшее событие. Семеро солдат, проходивших службу на одном из участков Кировской железной дороги, смогли дать отпор немецко-фашистским захватчикам. Они сразились с диверсионной группой и предотвратили подрыв своего участка. К сожалению, в конце живым остался лишь командир отряда. Ему в последствии выдадут медаль «За боевые заслуги».

Эта история показалась писателю интересной, и он решил воплотить её на бумаге. Однако когда Васильев приступил к написанию книги, он осознал, что в послевоенное время было освещено множество подвигов, и такой поступок является лишь частным случаем. Тогда автор решил изменить пол своих героев, и повесть заиграла новыми красками. Ведь освещать женскую долю на войне решался не каждый.

Смысл названия

Название повести передает эффект неожиданности, который обрушился на героев. Этот разъезд, где происходило действие, был действительно тихим и спокойным местом. Если вдалеке оккупанты бомбили Кировскую дорогу, то «здесь» царила гармония. Те мужчины, которых направляли его охранять, спивались, потому что делать там нечего: ни боев, ни нацистов, ни заданий. Как в тылу. Именно поэтому туда послали девушек, как бы зная, что с ними ничего не случится, участок безопасный. Однако читатель видит, что враг только усыплял бдительность, планируя атаку. После трагических событий, описанных автором, остается только горько посетовать на неудавшееся оправдание этой жуткой случайности: «А зори здесь тихие». Тишина в названии также передает эмоцию траура – минуту молчания. Сама природа скорбит, видя такое надругательство над человеком.

Кроме того, название иллюстрирует мир на земле, которого добивались девушки, отдавая свои молодые жизни. Они достигли своей цели, но какой ценой? Их усилиям, их борьбе, их крику с помощью союза «а» противопоставляется эта кровью омытая тишина.

Жанр и направление

Жанр книги – повесть. Она очень небольшая по объему, читается на одном дыхании. Автор намеренно вынул из военных будней, хорошо знакомых ему, все те бытовые подробности, которые замедляют динамику текста. Он хотел оставить только эмоционально заряженные фрагменты, вызывающие неподдельную реакцию читателя на прочитанное.

Направление – реалистическая военная проза. Б. Васильев повествует о войне, используя реальный жизненный материал для создания сюжета.

Суть

Главный герой – Федот Евграфыч Васков, является старшиной 171 железнодорожного уезда. Здесь спокойно, и прибывшие в эту местность солдаты часто начинают выпивать от безделья. Герой пишет на них рапорты, и в конечном итоге ему отправляют девчат-зенитчиц.

Поначалу Васков не понимает, как обращаться с юными девушками, но, когда дело доходит до военных действий, все они становятся единой командой. Одна из них замечает двух немцев, главный герой понимает, что это диверсанты, которые собираются пройти тайно через лес к важным стратегическим объектам.

Федот быстро собирает группу из пяти девушек. Они идут по местной тропе, чтобы опередить немцев. Однако выясняется, что вместо двух человек во вражеском отряде шестнадцать бойцов. Васков знает, что им не справиться, и он отсылает одну из девушек за подмогой. К сожалению, Лиза погибает, утонув в болоте и не успев передать послание.

В это время, стараясь хитростью обмануть немцев, отряд старается отвести их как можно дальше. Они изображают лесорубов, стреляют из-за валунов, находят место отдыха немцев. Но силы не равны, и в ходе неравной битвы погибают остальные девушки.

Герою всё же удаётся захватить оставшихся солдат в плен. Спустя много лет он возвращается сюда, чтобы привезти на могилу мраморную плиту. В эпилоге молодые люди, увидев старика, понимают, что оказывается и тут шли бои. Повесть заканчивается фразой одного из молодых ребят: «А зори-то здесь тихие-тихие, только сегодня разглядел».

Главные герои и их характеристика

  1. Федот Васьков – единственный выживший из команды. Впоследствии потерял руку из-за ранения. Храбрый, ответственный и надёжный человек. Считает неприемлемым пьянство на войне, рьяно отстаивает необходимость дисциплины. Несмотря на сложный характер девушек, заботится о них и очень переживает, когда осознает, что не уберег бойцов. В конце произведения читатель видит его с приёмным сыном. Что означает, что Федот сдержал обещание, данное Рите – позаботился о ее сыне, ставшем сиротой.

Образы девушек:

  1. Елизавета Бричкина – трудолюбивая девушка. Она родилась в простой семье. Её мать больна, а отец работает лесником. До войны Лиза собиралась переехать из деревни в город и учиться в техникуме. Она умирает при выполнении приказа: тонет в болоте, пытаясь привести солдат на подмогу своей команде. Погибая в трясине, она до последнего не верит в то, что смерть не даст ей реализовать честолюбивые мечты.
  2. Софья Гурвич – рядовой боец. Бывшая студентка Московского университета, отличница. Она изучала немецкий язык и могла быть хорошим переводчиком, ей прочили большое будущее. Выросла Соня среди дружной еврейской семьи. Умирает, пытаясь вернуть командиру забытый кисет. Она случайно встречает немцев, которые закалывают её двумя ударами в грудь. Хоть на войне у нее не все получалось, она упорно и терпеливо выполняла свои обязанности и достойно приняла смерть.
  3. Галина Четвертак – самая младшая из группы. Она сирота, выросла в детском доме. На войну идёт ради «романтики», но быстро понимает, что это не место для слабых. Васков берёт её с собой в воспитательных целях, но Галя не выдерживает давления. Она паникует и пытается убежать от немцев, но те убивают девушку. Несмотря на трусость героини, старшина говорит остальным, что она погибла в перестрелке.
  4. Евгения Комелькова – молодая красивая девушка, дочь офицера. Немцы захватывают её деревню, она успевает спрятаться, но всю её семью расстреливают у неё на глазах. На войне проявляет храбрость и героизм, Женя заслоняет собой сослуживцев. Сначала её ранят, а затем расстреливают в упор, ведь она отвела отряд на себя, желая спасти остальных.
  5. Маргарита Осянина – младший сержант и командир отделения зенитчиц. Серьёзная и рассудительная, была замужем и имеет сына. Однако муж погибает в первые дни войны, после чего Рита стала ненавидеть немцев тихо и безжалостно. Во время сражения её смертельно ранят, и она выстреливает себе в висок. Но перед смертью просит Васькова позаботиться о сыне.
  6. Темы

    1. Героизм, чувство долга . Вчерашние школьницы, ещё совсем молодые девушки уходят на войну. Но делают они это не из-за нужды. Каждая приходит по своей воле и, как показала история, каждая вложила все свои силы, чтобы противостоять немецко-фашистским захватчикам.
    2. Женщина на войне . В первую очередь в произведении Б. Васильева важен тот факт, что девушки находятся не в тылу. Они наравне с мужчинами воюют за честь своей родины. Каждая из них – это личность, у каждой были планы на жизнь, своя семья. Но жестокая судьба отнимает это всё. В устах главного героя звучит мысль о том, что война страшна тем, что, отнимая жизни женщин, она губит жизнь целого народа.
    3. Подвиг маленького человека . Ни одна из девушек не была профессиональным бойцом. Это были обычные советские люди с разными характерами и судьбой. Но война сплачивает героинь, и они готовы сражаться вместе. Вклад в борьбу каждой из них не был напрасным.
    4. Мужество и смелость. Некоторые героини особенно выделились на фоне остальных, проявив феноменальную отвагу. Например, Женя Комелькова ценой жизни спасла товарищей, обратив преследование врагов на себя. Она не боялась рискнуть, так как была уверена в победе. Даже получив ранение, девушка лишь удивилась, что такое произошло с ней.
    5. Родина. Васков винил себя за то, что случилось с его подопечными. Он представлял, что их сыновья поднимутся и выскажут упрек мужчинам, которые не смогли уберечь женщин. Он не верил, что какой-то Беломорканал стоит этих жертв, ведь его и так охраняли сотни бойцов. Но в разговоре со старшиной Рита пресекла его самобичевание, сказав, что отчество – это не каналы и дороги, которые они защищали от диверсантов. Это вся русская земля, которая требовала защиты здесь и сейчас. Именно так автор представляет родину.

    Проблемы

    Проблематика повести охватывает типичные проблемы из военной прозы: жестокость и человечность, смелость и трусость, историческая память и забытье. Также она передает специфическую новаторскую проблему – судьба женщины на войне. Рассмотрим самые яркие аспекты на примерах.

    1. Проблема войны . Борьба не разбирает, кого убить, а кого оставить в живых, она слепа и равнодушна, подобна разрушительной стихии. Поэтому случайно гибнут слабые и ни в чем не повинные женщины, а единственный мужчина выживает, тоже случайно. Они принимают неравный бой, и вполне естественно, что им никто не успел помочь. Таковы условия военного времени: везде, даже в самом тихом месте, опасно, везде ломаются судьбы.
    2. Проблема памяти. В финале старшина приходит на место страшной расправы с сыном героини и встречает молодых людей, которые удивляются тому, что в этой глуши происходили бои. Таким образом, выживший мужчина увековечивает память о погибших женщинах, устанавливая мемориальную плиту. Теперь потомки будут помнить их подвиг.
    3. Проблема трусости . Галя Четвертак не смогла воспитать в себе необходимую храбрость, и своим неразумным поведением она осложнила проведение операции. Автор не винит ее строго: девушка и так воспитывалась в тяжелейших условиях, ей не у кого было учиться вести себя достойно. Родители бросили ее, побоявшись ответственности, так и сама Галя испугалась в решающий момент. На ее примере Васильев показывает, что война – это не место для романтиков, потому что борьба всегда не красива, она чудовищна, и выдержать ее гнёт дано не каждому.

    Смысл

    Автор хотел показать, как русские женщины, издавна славящиеся своей силой воли, боролись с оккупацией. Он не зря рассказывает о каждой биографии в отдельности, ведь по ним видно, с какими испытаниями прекрасный пол сталкивался в тылу и на передовой. Пощады не было никому, и в этих условиях девушки принимали на себя удар противника. Каждая из них пошла на жертву добровольно. В этом отчаянном напряжении воли всех народных сил и кроется главная мысль Бориса Васильева. Будущие и настоящие матери пожертвовали естественным долгом – рожать и воспитывать будущие поколения – ради того, чтобы спасти весь мир от тирании нацизма.

    Разумеется, главная идея писателя – гуманистический посыл: женщинам не место на войне. Их жизни топчут тяжелые солдатские сапоги, как будто им на пути попадаются не люди, а цветы. Но если враг посягнул на родную землю, если он безжалостно истребляет все, что дорого сердцу, то даже девушка способна бросить ему вызов и победить в неравной борьбе.

    Вывод

    Каждый читатель, конечно, подводит нравственные итоги повести самостоятельно. Но многие из тех, кто вдумчиво читал книгу, согласятся с тем, что она повествует о необходимости сохранения исторической памяти. Нам необходимо помнить о тех немыслимых жертвах, которые добровольно и осознанно приносили наши предки во имя мира на Земле. Они шли в кровавый бой, чтобы истребить не только оккупантов, но и саму идею нацизма, лживую и несправедливую теорию, которая сделала возможным множество беспрецедентных преступлений против прав человека и его свобод. Эта память нужна, чтобы русский народ и его не менее отважные соседи осознавали свое место в мире и его современной истории.

    Все страны, все народы, женщины и мужчины, старики и дети смогли объединиться ради общей цели: возвращения мирного неба над головой. Значит, и сегодня мы «можем повторить» это объединение с тем же великим посылом добра и справедливости.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Антитеза в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»

«У войны не женское лицо», - эти слова передают безжалостную, противоестественную всему человеческому суть любой войны. Особенно ярко ее смертоносная сущность воспринимается в противопоставлении с женщиной, которая всегда являлась воплощением любви, тепла, материнства. Именно об этом, на наш взгляд, повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…».

Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске в семье потомственного русского офицера. Прямо со школьной скамьи в июле 1941 года он добровольцем ушёл на войну, потому что бредил военной романтикой и рвался на фронт. Но романтика кончилась сразу: в1941 году Борис попал в окружение, чудом остался жив, рискуя умереть от голода; в 1943 году под Вязьмой в составе десантного подразделения подорвался на мине. Но после госпиталя он сразу отправился поступать в Военно-техническую академию бронетанковых войск. Писать Борис Васильев начал оставаясь кадровым офицером.

Объясняя появление повести, автор писал: «9 июля 1941 года (это был его второй день на войне ) мы, бойцы комсомольского истребительного батальона, задачей которого была борьба с диверсантами, вышли на своё первое задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, в ароматах нагретой солнцем хвои и трав, я увидел двух мёртвых деревенских девчушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага… Я потом повидал немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог… »

При анализе произведения нами было выявлено, что автором достаточно широко используется приём контраста – антитеза (др.-греч. ντίθεσις - противоположение) -стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Женщина… – это воплощённая гармония жизни.

А война – всегда дисгармония.

И женщина на войне – это самое невероятное,

несочетаемое сочетание явлений.

Б.Л. Васильев

В основу повести положен маленький, совсем незначительный в масштабах Великой Отечественной войны эпизод - гибель девушек-бойцов в бою «местного значения», но автор рассказал о нём так, что перед читателем встаёт вся минувшая война.

Начало повести читается очень легко, просто, некоторые сцены вызывают искреннюю улыбку. Вот как описан быт зенитчиц: «днём разводили бесконечные постирушки» , беззаботно прогуливались по лесу, «трещали, как сороки», загорали, а вместо настоящих солдатских команд – просто «насмешка полная» («Люда, Вера, Катенька – в караул! Катя – разводящая» ). Мы видим, что автор подчёркивает и легкомысленность в одежде «не по уставу»: «сапоги на тонком чулке», а «портянки намотаны, словно шарфики». Когда читаешь всё это, то не верится, что в конце погибают эти озорные и весёлые подруги, что рядом - страшная, беспощадная война.

В основе композиции (начала и конца) заложена антитеза – основной авторский приём, помогающий раскрыть сущность войны - СМЕРТЬ - в её страшном, уродливом несоответствии с самой ЖИЗНЬЮ. Первая часть повести оттеняет трагизм событий, о которых будет рассказано дальше. Больно читать о том, как гибнут девушки. “Рита заплакала, плакала беззвучно, без вздохов, просто по лицу текли слезы: она поняла, что Женьки больше нет. Рита спросила у Васкова, болит ли раненая рука. Он стиснул зубы. Закачался, баюкая руку.

Болит?
– Здесь у меня болит. – Он ткнул в грудь. – Здесь свербит, Рита. Так свербит! Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?
– Ну, зачем так… Все же понятно, война, – сказала Рита.
– Пока война, понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что же это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли? Что же это вы со смертью их оженили, а сами целенькие? Дорогу Кировскую берегли да Беломорский канал? Да там ведь тоже, поди, охрана, там ведь людишек куда больше, чем пятеро девчат да старшина с наганом…
– Не надо, – тихо сказала Рита. – Родина ведь не с каналов начинается. А мы ее защищали.»

Невозможность предположить такую «страшную» развязку усиливает впечатление.

Противопоставление мы можем наблюдать и во временной и пространственной организации произведения. Автор начинает повествование, точно указывая время действия - « в мае 1942 года ». Май – весенний месяц, когда всё, возрождаясь, цветет, распускается, стремится выше. В повести же май – время, когда начинается история о гибели девушек.

Место действия автор точно также определяет в самом начале: неведомый никому разъезд. Он не только говорит, что это « 171 разъезд », но и пишет: « А здесь был курорт. От тишины и безделья солдаты млели…». Автор словно успокаивает нас, подчёркивая, что с девчатами-зенитчицами ничего не может произойти. Но всё не так просто: вот встреча Риты Осяниной с вражеской разведкой и – это уже не «курорт», а страшные «будни» войны, где привычна «встреча со смертью».

Писатель всегда с нежностью писал о своей жене: « Именно на втором инженерно-танковом факультете я встретил свою будущую жену, с которой прожил всю жизнь и которую люблю сейчас так, как не любил и во времена юности своей» . У неё было необычное имя – Зоря. Возможно, именно поэтому автор использовал это слово в названии такого «женского» произведения.

Название повести необычно. О тмечая его многозначность и ёмкость, мы видим в нём элемент противопоставления.

Можно отметить контрастность природы и войны, тихих зорь и жестокого боя. Выражение о тихих зорях несколько раз встречается в повести. Третья глава начинается словами: « А зори здесь были тихими-тихими ». Именно в этой главе и говорится о том, как Рита встретила вражеских разведчиков. А вот Федот Васков даёт поручение Соне Гурвич в ожидании подхода врага: « А в голос всё-таки не читай. Ввечеру воздух сырой тут, плотный, а зори здесь тихие, и потому слышно аж за пять верст. И поглядывай. Поглядывай, боец Гурвич» .

Автор в названии использует противительный союз - А, следовательно, в полностью восстановленном предложении подразумевается противопоставление. Девочки-зенитчицы возвратили тишину зорям. Автор как бы напоминает о тихих днях, которые могли бы не прерываться. Девушки погибли во имя этой тишины, тихих зорь. Тема зорь проходит через всю повесть. Утром, на рассвете, происходят наиболее важные события. Тихие зори подчёркивают красоту и торжественность суровой северной природы, покой и тишину. Н азвание – контраст тому, о чём в повести рассказывается. В заглавии скрыт протест против войны.

Все тяготы, несправедливости и жестокости автор описывает с неподражаемой простотой и краткостью. Но это не вредит восприятию повести. Сцены из жизни девушек емки и кратки, но дают полное представление о каждой героине. Все девушки совершенно разные по происхождению, образованию, отношению к жизни. Подчёркивается неповторимость их характеров. Сколько девушек - столько судеб.

«Портрет в литературном произведении – изображение наружности человека: черт его лица, фигуры, поз, мимики, жестов, одежды – используется как одно из средств характеристики человека» . При описании каждой из героинь мы находим антитезу. Вот описание Жени Камельковой: «… высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские: зелёные, круглые, как блюдца» . Именно эта деталь - « детские » глаза -, данная в противопоставление яркой «взрослой» красоте Женьки, подчёркивает её чистую душу, её доброту.

А рядом с красавицей Женькой Галка – худющая « замухрышка», «Четвертачок », « При её росте, - думает Васков, - и ведро – бочажок » . Отношение к ней Федота Евграфыча определила «с возмущением» сама Галка: «Как с маленькой вы…» Но тем ценнее этот «солдатик», потому что выполнять ей приходится большую работу. Вспомним, как переносит девушки трудности пути. Галка потеряла сапог. «Молчит его гвардия. Пыхтит, ойкает, задыхается. Но лезут. Упрямо лезут, зло» . И ни слова жалобы. Наоборот, простуженная Галка обижается: « А почему меня в запасные?» А потом вместе с Соней жгла костры на виду у немцев.

Соня – «худющая, как весенний грач», сапоги у неё на два номера больше, она топает ими; на спине – вещмешок. В руках – винтовка. Она «сильно умаялась, аж приклад по земле волочился». А «личико» «остренькое, некрасивое, но уж очень серьёзное». Васков думает о ней «жалостливо» и невольно задаёт ей вопрос, как ребёнку: « Тятя с маманей живы у тебя? Или сиротствуешь?» А после ответа и вздоха Сони «полоснуло Васкова по сердцу от вздоха этого. Ах, заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу-то у тебя?..»

Противопоставлением автор подчёркивает, что тяжелейшую ношу война возложила на хрупкие эти плечи. Но в таком случае, возможно, Рите Осяниной и легче, чем другим, ведь её портрет автор рисует совершенно иными красками: «… строга. Не засмеётся, только что поведёт чуть губами, а глаза по-прежнему серьёзными остаются » . Более того Б.Васильев, говоря о жёсткости Риты, пишет: «… ненавидеть она научилась тихо и беспощадно …» . Но мы видим, как трудно Рите быть сильной, не свойственно ей, женщине-матери, быть солдатом с оружием в руках. Вот её первая «победа»:

«-Стреляй, Рита! Стреляй! – кричали ей зенитчицы.

А Рита ждала, не сводя перекрёстка с падающей точки. И когда немец перед самой землёй рванул парашют… она плавно нажала гашетку. Очередью из четырёх стволов начисто разрезало чёрную фигуру, девчонки, крича от восторга, целовали её, а она улыбалась наклеенной улыбкой. Всю ночь её трясло. Помкомвзвода Кирьянова отпаивала чаем, утешала:

-Пройдёт, Ритуха. Я, когда первого убила, чуть не померла, ей-богу. Месяц снился, гад…»

«Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорит Б.Васильев, - была много труднее, чем всё, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий» . Антитезой в характеристиках героинь автор усиливает трагедию судеб девушек.

Автор создаёт образы совершенно различных девушек, подчёркивая этим, что самые разные люди в момент, когда Родина в опасности, становятся плечом к плечу, забывая о том, что один - деревенский, другой - городской, что кто-то учится в институте, а кто-то только в техникум собирается, кто-то уже вдова, оставшаяся с ребёнком на руках, а кто-то просто придумывает своего возлюбленного.

В величайших художественных произведениях нет « полых, пустотелых» слов, это в полной мере относится и к именам собственным. Известно, что глубокое и всестороннее познание художественного произведения предполагает осмысление использованной автором системы имён. Писатель тщательно продумывает, какие имена собственные он может и должен включить в текст своего сочинения, иначе говоря, какое имя будет носить герой. На наш взгляд, в произведениях Бориса Васильева крайне значима ономастика (в данном случае, антропонимика). Думается, что имена здесь являются «скрытоговорящими» , создавая художественный образ, автор находит такие имена собственные, посредством которых раскрываются подчас неуловимые, невидимые черты характера.

др.-греч. μαργαρίτης («маргаритис») - жемчужина.

Когда мы говорим о человеке, имеющем огромное значение, мы говорим, что это «настоящая жемчужина». Этим подчеркивается незаменимость человека, который – драгоценность. Но невозможно и здесь обойтись без подчёркивания противопоставления. Это истинная драгоценность, а не безделушка. Это ценность, без которой невозможна жизнь. Рита Осянина именно такая. Не случайно она негласный командир в маленьком девчачьем отряде.

Галина

Женское имя - от (γαλήνη) - спокойствие, безмятежность, тишина.

В этом «воробушке» бушевали настоящие страсти, которые проявляются в её мечтах.

Евгения

Женское имя, производное от мужского имени . Происходит от εὐγενής (eugenes) -«высокородная, благородная, потомок благородного рода».

Красота Евгении – признак «породы», родовитости, но её жизнь в противовес значению имени иногда демонстрировала противоположное. Вот неблаговидный поступок, за который Женю осуждает и Рита Осянина - роман с женатым: « Как же ты могла?. Но Женька могла многое: вот она останавливает врага, выйдя из укрытия и купаясь под прицелом автомата, вот уводит врагов от раненой подруги… и всё это ценой собственной жизни. Что может быть ещё более ярким доказательством благородства?

Софья

Женское имя – от σοφία - «мудрость, разумность, наука».

С одной стороны, имя идеально подходит героине: студентка вуза, обожающая поэзию. Но разве мудро бежать за забытым кисетом Васкова по лесу, напичканным врагом? Глупо? Для многих это является именно таковым, некоторые, не стесняясь, говорят: «Глупая смерть». Мы же уверены, имя здесь Соне Гурвич дано не от противного: высшая мудрость – жить ради других; высшая мудрость – уметь чувствовать, что дорого другим.

Елизавета

Женское имя – от ( אלישבע ) Элише́ва - букв. «Бог мой - клятва», «почитающая ».

Единственное из женских имен в повести, в этимологии которого есть «нечто божественное». Сразу появляются ассоциации с патриархальностью, русской деревней. Лиза Бричкина – человек деревенский по сути, близка природе. Но интересно то, что в имени Васкова, который так нравится Лизе и который чувствует в Лизе родственную душу, тоже есть корень «бог». Родственные этимологически эти герои близки друг другу и по духу.

Федот

Мужское имя – от (Θεόδοτος ) - «отданный, посвященный Богу, богам».

Таким образом, имена в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» являются одним из ярких средств характеристики литературного персонажа , этимология имени позволяет чётче воспринимать художественный образ, в некоторых именах просматривается противопоставление, полное или частичное.

Если для мужчины защита отечества - это долг, священная обязанность, то женщины, уходя на фронт, брали на себя эту обязанность добровольно. Они осваивали профессии, которые до того считались только мужскими: летчик, танкист, зенитчик... Им было трудно, но они все равно шли. Поэтому можно утверждать, что им было труднее .

Понимая, насколько разные героини повести, мы осознаём, что в одном они все же схожи: их судьбы сломала, изуродовала война. Получив приказ не пропустить немцев к железной дороге, девушки ценой собственных жизней выполнили его. Сцены гибели - одни из самых трагических и тяжёлых страниц повести. Девушки не сломались перед лицом смерти.

Красавица Женька Комелькова – настоящая артистка, она заставляет немцев думать, что они наткнулись на целую бригаду лесорубов. «- Девчата, айда купаться! – звонко и радостно кричала Комелькова, танцуя в воде. – Ивана зовите!.. Эй, Ванюша, где ты?... » Ей придётся ещё раз играть перед врагом, уводя солдат от раненой подруги. А когда она осталась лицом к лицу с врагами, то отстреливалась до последнего - « стреляла, пока были патроны ». Немцы ранили ее вслепую, « а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо… » Здесь мы тоже видим элементы противопоставления: спасти или спастись, мужчины добивают раненую девушку, враг восхищён красотой Женьки. Автор словно задаёт нам вопросы в таких сценах, не используя вопросительных конструкций.

В сцене гибели Риты имеется страшное противопоставление: человек на войну идёт, осознавая, что ему придётся убивать врага, Рита убивает себя. Для её спасения Женька и Васков сделали всё, НО она не может быть обузой… И вот Васков « скорее почувствовал, чем расслышал этот слабый, утонувший в ветвях выстрел » .

Рисуя гибель Лизы Бричкиной, автор использует антитезу в пейзаже, в том, что видит Лиза в последний раз. Спеша добраться до разъезда, доложить об изменившейся ситуации, Лиза утонула в болоте: « Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила».

Цель исследования: Изучить и кратко осветить творческий путь Бориса Васильева. Рассмотреть идейно- художественное своеобразие повести « А зори здесь тихие…». Выяснить, почему писатель назвал свою повесть так, и в чем многозначность и емкость заглавия. Воспитать патриотические чувства к Родине, к памяти о тех, кто не вернулся с фронтов Великой Отечественной войны.




Биография писателя Борис Васильев Родился 21 мая 1924 года, в Смоленске. Отец кадровый офицер Красной Армии. После окончания 9-го класса, в семнадцать лет, добровольцем пошел на фронт. В 1943 году поступил на учебу в военно- техническую академию бронетанковых и механизированных войск. После её окончания, в 1948 году, работал по специальности инженером- испытателем боевых машин.


Борис Васильев В 1954 году ушел из армии и занялся профессиональной литературной деятельностью. Печатается с 1954 года. Известность ему принесла повесть «А зори здесь тихие…». Автор многих повестей, романов, пьес, а также публицистики. По книгам и сценариям Бориса Васильева снято более 15 фильмов. В 1993 году подписал «Письмо 42-х». В 2006г. участвовал в выпуске книги «Автограф века». Центральное место в творчестве Бориса Васильева занимает тема Великой Отечественной войны.






В повести "А зори здесь тихие..." трагические действия происходят на мало кому ведомом 171-м разъезде, в лесу, в стороне от которого немцы круглосуточно бомбят Мурманскую дорогу. Название повести является полной противоположностью событиям самой повести. До героического и трагедийного, одновременно, возвышается подвиг старшины Васкова и пяти девушек-зенитчиц.



«А зори здесь тихие…» Девушки – зенитчицы отправляются в разведку под командованием старшины Васкова. Несмотря на ужасы войны, этот « пенек замшелый» сохранил лучшие человеческие качества. Он сделал все ради спасения жизни девушек, но его душа все равно не может успокоиться. Он осознает свою вину перед ними. Смерть пяти девчат оставляет глубокую рану в сердце старшины, он не может найти оправдания ей в своей душе. Пытаясь захватить врага, старшина не забывает о девушках, он все время старается увести их от грозящей опасности. Гибель каждой из пяти девушек – это подвиг.


Федот Васков Главный герой, Федот Васков, по «собственному желанию» получает в распоряжение женский зенитно-пулеметный батальон. О своем старшине девушки невысокого мнения, постоянно подтрунивают над ним, называя «пенек замшелый». И действительно, В свои тридцать два года старшина Васков был «старше самого себя», он немногословен, но много знает и умеет.


Рита Осянина Строгая, редко смеющаяся девушка. Перед самой войной она вышла замуж. Родила сына, и «более счастливой девушки просто не могло быть». Старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны. Рита научилась ненавидеть, тихо и беспощадно, и, решив отомстить за мужа, пошла на фронт. Во взводе Васкова она сдружилась с Женей Комельковой и Галкой Четвертак.




Соня Гурвич Соня-девушка, выросшая в большой еврейской семье. Она знала немецкий язык и могла быть хорошей переводчицей, однако, переводчиков было много, поэтому её направили в зенитчицы. Соня вторая жертва во взводе Васкова. Она отбегает от остальных, чтобы найти кисет старшины, и натыкается на патрульных диверсантов, убивших Соню ударом ножа в грудь.


Лиза Бричкина Боец Лиза Бричкина сразу же понравилась Васкову. Судьба ее тоже не пожалела: с детства ей самой пришлось вести хозяйство, так как мать её сильно болела. Она кормила скотину, убирала в доме. Готовила еду. Мечтательная Лиза гибнет, желая поскорее перейти болото и привести подмогу. Эта девушка умирает с мыслью о своем завтрашнем дне.


Галя Четвертак Галя Четвертак жила в придуманном ею мире, сказочном и прекрасном. Она «всю жизнь мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении». Этот созданный мир она пыталась перенести в реальную жизнь, постоянно что-то выдумывая. Но война не пощадила хрупкий мир девушки, бесцеремонно вторгнувшись и разрушив его. А разрушение всегда чревато страхом, с которым не смогла справиться молодая девушка.




Автор подчеркивает противопоставление мира и тишины тем событиям, о которых рассказывает. Отметим контрастность природы и войны. Тихих зорь и жестокого боя. Девочки –зенитчицы возвратили тишину зорям. Выражение о тихих зорях несколько раз встречается в повести. Девушки погибли во имя этой тишины и тихих зорь. Уже в заглавии скрыт протест против войны.


В чем многозначность и ёмкость заглавия? Тема зорь, рассвета, тихого утра проходит через всю повесть. Утром, на рассвете происходят наиболее важные события. Тихие зори подчеркивают красоту и торжественность суровой северной природы, покой и тишину, когда трудно представить, что где-то рядом- кровь, смерть, война.


В повести Бориса Васильева « А зори здесь тихие…» мы можем посмотреть на войну глазами женщины. Истинное восхищение вызывают подвиги девушек- бойцов, которые становятся еще более значимыми, так как совершены хрупкими созданиями. Девушки погибают, и теплота, любовь, таящаяся в их сердцах, навсегда ложатся в сырую землю: МЫ НЕ ЖДАЛИ ПОСМЕРТНОЙ СЛАВЫ, НЕ ХОТЕЛИ СО СЛАВОЙ ЖИТЬ. ПОЧЕМУ ЖЕ В БИНТАХ КРОВАВЫХ СВЕТЛОКОСЫЙ СОЛДАТ ЛЕЖИТ? Ю. Друнина. Прочитав произведение Б. Васильева, каждый не раз задумается о войне, её бессмысленности и последствиях. Это произведение должно оставить неизгладимое впечатление у современного поколения, чтобы каждый задумался о том, что война не должна повториться.




ЛИТЕРАТУРА: Б.Васильев. Повести. Дрофа. Москва- 2007г. Пособие для учителя «Уроки внеклассного чтения». Москва « Просвещение». 2008г. Новое в преподавании в школе « Проектная деятельность на уроках литературы», издательство «Учитель», составитель:Г.В.Цветкова Интернет-ресурсы.

Мужество - есть великое свойство души. Люди, прошедшие через войну, знали, что значило быть смелым и действовать сообща. Были среди них и фронтовые эссеисты. Так, например, Борис Васильев , пройдя через Великую Отечественную войну, также как и многие другие советские писатели, посвятил целое произведение теме мужества и патриотизма. Повесть «А зори­ здесь тихие» была четырежды экранизирована, много раз театрализована и даже упоминалась в оперной постановке.

На мой взгляд, такую популярность она снискала, именно благодаря теме мужества, в данном случае, мужества пяти отважных девушек-зенитчиц. Главные героини по разным причинам решили воевать за родину. У каждой из них была своя история и каждая в душе желала только мирного неба для своих родных. Рита Осянина - смелая двадцатилетняя зенитчица с суровым взглядом вынуждена была защищать свою семью, своего маленького сына, который из-за войны остался без отца.

Мужество Риты проявилось не только в добровольном выборе служить на благо Родине, но и в отношении к своим подругам, соратникам и просто окружающим людям. Во время операции по захвату немецких диверсантов она до последней минуты защищала интересы девушек своего отряда, также как и озорная, самоуверенная, бойкая Женя Комелькова . Женя была совсем юной, когда ее близких расстреляли фашисты. Ей удалось спастись, но жизнь уже не была такой как раньше.

Так как Женя всегда была весела и артистична, окружающие думали, что девушку ничего не тревожит. На самом деле, в глубине души она была изранена, и только желание отомстить за родных придавало ей мужества. Женя стойко прошла через всю операцию по захвату фашистов на 171-м железнодорожном разъезде. Умерла она смертью героя, уводя диверсантов от раненой подруги. Не менее героически себя проявили и три другие девушки в отряде Риты - Соня Гурвич , Галя Четвертак и Лиза Бричкина . Все они шли на смерть добровольно, понимая, что их цель победить врага и не дать в обиду друга.

Мужество было отличительной чертой еще одного героя произведения - старшины Васкова . В обычной жизни Федот Евграфыч ничем выдающимся не отличался, но ради девушек своего отряда был готов убить любого. В конце повести он так и поступил. Васков убил одного из немцев-диверсантов, скрывавшихся в лесу, а остальных взял в плен. До последних дней он не забывал подвиг пяти отважных зенитчиц, которые за короткое время стали для него почти семьей.

Средняя оценка: 3.9

Война - это смерть, страх, ненависть. Женщина - это жизнь, милосердие, любовь. Женщина и Война - порой реальность ставит эти несовместимые и противоречивые понятия рядом, заставляя Женщину противостоять Войне и побеждать в этом противостоянии. Подвиги советских женщин на фронтах Великой Отечественной войны тому наглядный пример.

Одно из произведений советской литературы, повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие» показывает как страшна война и как совсем молодые девушки, еще не успевшие вступить во взрослую жизнь, ценой собственной жизни защищают то, чем дорожат, наравне с солдатами-мужчинами.

Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галя Четвертак, Соня Гурвич - пять девушек-зенитчиц во главе со старшиной Васковым выступают на перехват фашистской диверсионной группы и уходят в бессмертие.Борису Васильеву удалось создать правдивое и в высшей степени эмоциональное произведение, отражающее беспощадность войны. Героини Васильева молоды, полны отваги, решимости и надежд. Уходя на задание, девушки не знают, что им готовит судьба, но они готовы остановить врага и, в конце концов, делают это, но непомерно высокой оказывается цена победы.

Старшина и пять девченок против шестнадцати хорошо обученных диверсантов... Васков старается, насколько возможно, беречь девушек, но они погибают одна за другой. Первой гибнет Лиза Бричкина, так и не успевшая дойти до своих, чтобы позвать на помощь, ей очень хотелось поддержать девчонок, поэтому и торопилась, не убереглась на болоте, утонула в трясине, отпрянув в страхе с тропы. Соня Гурвич, умная и талантливая девушка, читавшая нараспев стихи Блока, даже не успела понять, что напоролась на немецкий нож. Галя Четвертак, самая молодая, по-детски радовалась, что ее взяли на ответственное задание. А потом не выдержала эмоционального напряжения, не справилась с собственным страхом. Рита Осянина и Женька Комелькова нарушают приказ старшины и не уходят с позиций, ввязавщись в бой с гитлеровцами. У них «свой счет к войне имеется». Они пришли мстить за родных, за разбитую и искалеченную жизнь. Воевать с таким настроем можно, а выжить и жить дальше нельзя.

«Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!..»,- как в отчаянии выкрикивал Басков, - остановили превосходящий по численности отряд хорошо вооруженных и обученных фашистов. По словам автора, повесть основана на реальном эпизоде в ходе войны, отличия лишь в том, что места советстких бойцов заняли молодые девушки. Исторический факт, ставший основой сюжета - пусть героический, но всего лишь эпизод большой войны. В интерпретации Б. Васильева он вызвал большой резонанс в читательской среде и его повесть стала одной из самых популярных книг 1960-1970-х годов о Великой Отечественной войне.


Top