"Всю жизнь я писал любовь к России" (памяти В. Распутина)


В Иркутской ОДБ им. Марка Сергеева школьникам рассказали о жизни и творчестве всемирно известного писателя, классика русской литературы, сибирского прозаика Валентина Григорьевича Распутина.

Уроки памяти «Мир и слово Валентина Распутина» и литературный час «Военное детство» прошли для старшеклассников 39-й и 46-й школ и для учащихся 7-го класса СКШ № 11 г. Иркутска в отделе краеведения и библиографии Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева. Все мероприятия были посвящены дню рождения и годовщине со дня смерти всемирно известного писателя, классика русской литературы Валентина Григорьевича Распутина.

Миновал год без В. Г. Распутина, который всего несколько часов не дожил до своего дня рождения. На уроках памяти библиотекари познакомили подростков с биографией знаменитого прозаика, чье детство прошло в глухой сибирской деревне, в 400 километрах от Иркутска. Сюжеты произведений представителя деревенской прозы, прототипы героев взяты в основном из детских лет его жизни. Как отмечал сам Валентин Григорьевич: «…Писатель начинается в детстве от впечатлений, которыми напитывается именно тогда. Он может затем долго не знать себя как писателя, а может быть, и никогда не узнать, однако душа засеяна, вздобрена, и она при направленном обращении к ней в любой момент способна дать урожай».

Беседа со школьниками прошла с показом слайд-презентации. В ней были использованы снимки известного иркутского фотохудожника Бориса Дмитриева, который, в частности, проиллюстрировал сборник очерков Валентина Распутина «Сибирь, Сибирь...».

И конечно, главное, о чем шла речь с читателями подрастающего поколения, – это о любви писателя к родной России, Сибири, о его борьбе за сохранение чистоты сибирской жемчужины – озера Байкал и реки Ангары, с которой была тесно связана жизнь прозаика.

Старшеклассники с интересом слушали рассказ библиотекаря. Выходец из крестьянской семьи, благодаря таланту и трудолюбию Валентин Распутин стал одним из классиков русской литературы. Вообще, это был замечательный человек, скромный и деликатный в повседневной жизни, непримиримый и твердый при защите главных человеческих ценностей. Все его художественные произведения, публицистика, выступления – это обращение к душе человека. Недаром Валентина Григорьевича называют совестью России.

Затем библиотекари пригласили молодых людей ознакомиться с оформленной в отделе книжной выставкой «Всю жизнь я писал любовь к России», где представлены произведения В. Г. Распутина разных лет. Особенно привлекали внимание читателей юбилейные и подарочные издания книг автора, сборники очерков «Земля у Байкала», а также повесть «Прощание с Матерой», иллюстрированная иркутянином, заслуженным художником РФ Сергеем Элояном.

А в ходе литературного часа «Военное детство» семиклассники посмотрели отрывки из фильма по рассказу В. Распутина «Уроки французского». Во время беседы учащиеся активно задавали вопросы, обсуждали поступки главного героя, сравнивали послевоенную жизнь и отношения людей тех лет с нашим временем. После мероприятия ребята долго не расходились, с интересом рассматривая книги на выставке.

Красной нитью через все мероприятия прошла мысль о важности чтения и самостоятельного открытия для себя удивительного мира прозаика. Вдохновляюще звучала цитата иркутского критика В. Семеновой: «Что значит помнить писателя? Это значит помнить то главное, ради чего он жил, – его книги. Но прежде их надо прочитать!».


Каширцева Ирина Николаевна, главный библиотекарь,
Журавлева Екатерина Леонидовна, главный специалист по связям с общественностью
Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева
Фото И. Н. Каширцевой

Литературный вечер по творчеству Распутина В.Г. предназначен для учащихся 7 - 9 классов. Содержит биографические данные писателя, инсценировки отрывков из произведений "Прощание с Матёрой", "Уроки французского", сведения о самобытности языка писателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературный вечер, посвящённый жизни и творчеству В.Г. Распутина

Цели : углубить знания учащихся о творчестве и личности В. Г. Распутина,

показать высокую гражданственность, самобытность его творчества

На примере творчества В. Г. Распутина воспитывать у учащихся стремление занимать активную жизненную позицию.

Развивать устную речь учащихся, умение свободно владеть словом, чувствовать и передавать то, что тревожит, волнует автора, а также свое собственное отношение к поднятой им проблеме, развивать артистические, художественные способности ребят.

Оформление : выставка книг В.Г. Распутина, иллюстрации учащихся к его произведениям

Столы можно составить буквой «П», в центре на столике цветы. Необходимо пространство для инсценировок.

Ход вечера.

Звучит музыка Листа «Шум леса». На экране слайды Выходят ведущие.

1 ведущий:

До сих пор ходят глупые сказки,

Что Сибирь – де без солнца, без ласки,

До сих пор ходят басни досужие,

Что Сибирь знаменита лишь стужею.

Мол метели там песни заводят,

Да медведи по улицам бродят.

До сих пор ещё часто при встрече

Спросит, ахая, житель столичный:

Из Сибири? Да что вы? Далече!...

Глухомань вам неужто привычна?

2 ведущий:

Да, Сибирь далеко от столицы,

Да, здесь вьюга неделями злится,

Да, садами наш край еще беден,

Да, в тайге есть, конечно, медведи,

Но медвежьим одним лишь невежды

Край сибирский считают, как прежде!

3 ведущий:

А какие тут дивные вёсны!

А какие тут звонкие сосны!

Тихо кедры мохнатые дремлют,

Разбежались цветы по увалам.

Поглядишь – не поверишь: на землю

Словно радуга с неба упала.

1 ведущий:

Но богат наш сибирский край, прежде всего, людьми. Многие из них прославили Сибирь. Среди них Валентин Распутин.

(Ведущие уходят)

На экране – портрет Распутина.

1 группа рассказывает о детстве писателя.

1 ученик: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве»,- писал В.Г. Распутин.

2 ученик: Обратимся к детству В.Г. Распутина, которое сделало его писателем. «Родился я в трёхстах километрах от Иркутска,- рассказывает писатель,- в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я – коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил, воевал… Словом, был как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва – едва управлялась с делами и семьёй, ей забот, сколько помню, всегда хватало».

3 ученик. Детство Распутина совпало с войной: в первый класс Аталанкской начальной школы будущий писатель пошёл в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь была трудной, полуголодной. Здесь же, в Аталанке, научившись читать, Распутин полюбил книги.

4 ученик. Окончив четыре класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учёбу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это целых 50 километров от родной деревни. Каждый день не наездишься – надо перебираться туда жить, одному, без родителей, без семьи. К тому же, как напишет потом Валентин Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым».

О том, как чувствовал себя подросток в незнакомом городе, о чём думал, чем занимался, повествует Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского»

Инсценировка эпизода из рассказа «Уроки французского»

(После уроков, замирая от страха, я ждал Лидию Михайловну в коридоре. Она вышла из учительской и, кивнув, завела меня в класс. Как всегда, она села за стол, я хотел устроиться за третьей партой, подальше от нее, но Лидия Михайловна показала мне на первую, прямо перед собой.

Это правда, что ты играешь на деньги? - сразу начала она. Она спросила слишком громко, мне казалось, что в школе об этом нужно говорить только шепотом, и я испугался еще больше. Но запираться никакого смысла не было, Тишкин успел продать меня с потрохами. Я промямлил:

Правда.

Ну и как - выигрываешь или проигрываешь? Я замялся, не зная, что лучше.

Давай рассказывай, как есть. Проигрываешь, наверное?

Вы... выигрываю.

Хорошо, хоть так. Выигрываешь, значит. И что ты делаешь с деньгами?

В первое время в школе я долго не мог привыкнуть к голосу Лидии Михайловны, он сбивал меня с толку. У нас в деревне говорили, запахивая голос глубоко в нутро, и потому звучал он вволюшку, a у Лидии Михайловны он был каким-то мелким и легким, так что в него приходилось вслушиваться, и не от бессилия вовсе - она иногда могла сказать и всласть, а словно бы от притаенности и ненужной экономии. Я готов был свалить все на французский язык: конечно, пока училась, пока приноравливалась к чужой речи, голос без свободы сел, ослаб, как у птички в клетке, жди теперь, когда он опять разойдется и окрепнет. Вот и сейчас Лидия Михайловна спрашивала так, будто была в это время занята чем-то другим, более важным, но от вопросов ее все равно было не уйти.

Ну, так что ты делаешь с деньгами, которые выигрываешь? Покупаешь конфеты? Или книги? Или копишь на что-нибудь? Ведь у тебя их, наверное, теперь много?

Нет, не много. Я только рубль выигрываю.

И больше не играешь?

А рубль? Почему рубль? Что ты с ним делаешь?

Покупаю молоко.

Молоко?

Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне. Не смея поднять глаза на нее, я не посмел и обмануть ее. Да и зачем, в конце концов, мне было обманывать?

Она помолчала, рассматривая меня, и я кожей почувствовал, как при взгляде ее косящих внимательных глаз все мои беды и несуразности прямо-таки взбухают и наливаются своей дурной силой. Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки. Я еще раньше заметил, с каким любопытством поглядывает Лидия Михайловна на мою обувку. Из всего класса в чирках ходил только я. Лишь на следующую осень, когда я наотрез отказался ехать в них в школу, мать продала швейную машину, единственную нашу ценность, и купила мне кирзовые сапоги.

И все-таки на деньги играть не надо, - задумчиво сказала Лидия Михайловна. - Обошелся бы ты как-нибудь без этого. Можно обойтись?

Не смея поверить в свое спасение, я легко пообещал:

Я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать веревками.)

Звучит музыка. Выходят ведущие.

1 ведущий.

Родной сибирский говорок,

Как тёплый лёгонький парок

У губ, когда мороз под сорок.

Как омуль, вымерший почти,

Нет-нет он вдруг блеснёт в пути

Забытым всплеском в разговорах.

2 ведущий.

Родной сибирский говорок,

Меня ты, паря, уберёг

От всех прилизанных речей

Из гладких ровных кирпичей,

Где нет наличников резных

И голубятен озорных,

Как над тобой, моя изба.

Как над тобой, моя судьба.

3 ведущий.

Я был во всём огромном мире

Послом не чьим-нибудь – Сибири,

Хоть я совсем не дипломат.

И до конца – в ответ наветам –

Сибирским буду я поэтом,

А тот, кто мне не верит в этом,

Что ж – тот ничо не понимат.

1 ведущий.

Как же начинался писатель Распутин?

2 группа. Становление писателя.

1 ученик.

«По образованию я журналист, окончил Иркутский университет. Начинал с молодёжной газеты. На третьем году работы послали меня подготовить очерк о лесозаготовителях в один из районов Иркутской области. Я такой очерк написал. Но мне сказали. Что очерка не получилось, материал ближе к рассказу. Эта подсказка редактора и послужила толчком к серьёзному отношению к литературе. Рассказ назывался «Я забыл спросить у Лёшки» и был опубликован в нашем иркутском альманахе «Ангара» в 1961 году», - говорит Распутин в одном из интервью.

2 ученик.

Будучи журналистом, Распутин написал две книжки очерков о людях современной Сибири, её стройках – Братской, Саяно-Шушенской ГЭС, дороге Абакан – Тайшет.

3 ученик.

Читателям всегда интересно заглянуть в творческую лабораторию писателя. Вот что говорит о своей работе Распутин: « Начинаю писать тяжело – страница-полторы в день. Чаще всего не знаю, что будет в следующей главе. Постепенно материал проясняется, впереди брезжит финал повествования, я уже представляю, как к нему подобраться, и тогда пишу очень много, часто не хватает дня. Пишу карандашом, к сожалению, очень мелко, приходиться потом самому перепечатывать написанное»

4 ученик.

Много сейчас говорят о языке повестей Распутина. Читателей радует его свежесть, образность, неповторимость. Валентин Григорьевич как-то сказал: «Не сочтите за нескромность, но я считаю, что языку, каким пишут «деревенские» писатели – Астафьев, Белов, - выучиться нельзя. Этот язык принадлежит им и их героям, с которыми они долго жили, впитали его. Мои сибиризмы – это моя терминология, язык, на котором говорят сибиряки»

5 ученик

Вот некоторые сибиризмы Распутина.

Шпарить – быстро, энергично говорить

Пошвыркать – похлебать

Вякать – болтать, говорить

Непогодье – плохая погода, ненастье

Тюкать – несильно ударять

Хлюзда – плут, обманщик

Притайка – то, что спрятано

Обутка – обувь

Драть – убегать

Инсценировка эпизода из повести «Прощание с Матёрой» (из 2 главы «Старухи втроём сидели за самоваром…»

На импровизированной сцене стоит стол, накрытый скатертью. На нем самовар, чашки с блюдцами.

Автор : Старухи втроем сидели за самоваром и то умолкали, наливая и прихлебывая из блюдца, то опять как бы нехотя и устало принимались тянуть слабый, редкий разговор. Сидели у Дарьи, самой старой из старух; лет своих в точности никто из них не знал, потому что точность эта осталась при крещении в церковных записях, которые потом куда-то увезли - концов не сыскать. О возрасте старухи говорили так:

Дарья :

Я, девка, уж Ваську, брата, на загорбке таскала, когда ты на свет

родилась. Я уж в памяти находилась, помню.

Настасья:

Ты, однако, и будешь-то года на три меня постаре.

Дарья:

Но, на три! Я замуж-то выходила, ты кто была - оглянись-ка! Ты ишо

без рубашонки бегала. Как я выходила, ты должна, поди-ка, помнить.

Настасья:

Я помню.

Дарья:

Ну дак от. Куды тебе равняться! Ты супротив меня совсем молоденькая.

Третья старуха, Сима, не могла участвовать в столь давних

воспоминаниях, она была пришлой, занесенной в Матеру случайным ветром меньше десяти лет назад,- в Матеру из Подволочной, из ангарской же деревни, а туда - откуда-то из-под Тулы, и говорила, что два раза, до войны и в войну, видела Москву, к чему в деревне по извечной привычке не очень-то доверять тому, что нельзя проверить, относились со смешком. Как это Сима, какая-то непутевая старуха, могла видеть Москву, если никто из них не видел? Ну и что, если рядом жила? - в Москву, поди, всех подряд не пускают. Сима, не злясь, не настаивая, умолкала, а после опять говорила то же самое, за что схлопотала прозвище "Московишна".

Настасья:

Утром подымусь, вспомню со сна... ой, сердце упрется, не ходит,

Осподи!.. А Егор пла-а-чет, плачет. Я ему говорю: "Ты не плачь, Егор, не надо", - а он: "Как мне нe плакать, Настасья, как мне не плакать?!" Так и иду с каменным сердцем ходить, убираться. Хожу, хожу, вижу, Дарья ходит, Вера ходит, Домнида - и вроде отпустит маленько, привыкну. Думаю: а может, попужать нас только хочут, а ниче не сделают.

Дарья:

Че нас без пути пужать?

Настасья:

А чтоб непужаных не было.

Им предстояло самое скорое, раньше других, прощание с Матерой. Когда дело дошло до распределения, кому куда переезжать, дед Егор со зла или от растерянности подписался на город, на тот самый, где строилась ГЭС. Там для таких же, как они, одиноких и горемычных из зоны затопления, ставились специально два больших дома. Условия были обменные: они не получают ни копейки за свою избу, зато им дают городскую квартиру. Позже дед Егор, не без подталкивания и нытья Настасьи, одумался и хотел переиграть город на совхоз, где и квартиру тоже дают, и деньги выплачивают, но оказалось, что поздно, нельзя.

Дарья:

Зато никакой тебе работушки, Я у дочери в городе-то гостевала - дивля: тут тебе, с места не сходя, и Ангара, и лес, и уборна-баня, хошь год на улицу не показывайся. Крант, так же от как у самовара, повернешь - вода бежит, в одном кранту холодная, в другом горячая. И в плиту дрова не подбрасывать, тоже с крантом - нажмешь, жар идет. Вари, парь. Прямо куды тебе с добром! - баловство для хозяйки. А уж хлебушко не испекчи, нет, хлебушко покупной. Я с непривычки да с невидали уж и поохала возле крантов этих - оне надо мной смеются, что мне чудно. А ишо чудней, что баня и уборна, как у нехристей, в одном закутке, козле кухоньки. Это уж тоже не дело. Сядешь, как приспичит, и дрожишь, мучишься, чтоб за столом не услыхали. И баня... какая там баня, смехота одна, ребятенка грудного споласкивать. А оне ишо че-то булькаются, мокрые вылазят. От и будешь ты, Настасья, как барыня, полеживать, все на дому, все есть, руки подымать нe надо. А ишо этот... телехон заимей. Он тебе: дрынь-дрынь, а ты ему: ле-ле, поговорела, и опеть на боковую.

Настасья:

Ой, не трави ты мое сердце! (прижимала к груди дряблые руки, закрывала глаза). Я там в одну неделю с тоски помру. Посередь чужих-то! Кто ж старое дерево пересаживает?!

Дарья:

Всех нас, девка, пересаживают, не однуе тебя. Всем тепери туды дорога. Только успевай, господь, прибирай

Настасья:

Не равняй меня, Дарья, не равняй. Вы все в одном будете месте, а я на

отдельности. Вы, которые с Матеры, друг к дружке соберетесь, и веселей, и

будто дома. А я? Ой, да че говореть?!

Не спрашивая у Настасьи, Дарья взяла ее стакан, плеснула в него из

заварника и подставила под самовар - большой, купеческий, старой работы, красно отливающий чистой медью, с затейливым решетчатым низом, в котором взблескивали угли, на красиво изогнутых осадистых ножках. Из крана ударила тугая и ровная, без разбрызгов, струя - кипятку, стало быть, еще вдосталь, - и потревоженный самовар тоненько засопел. Потом Дарья налила Симе и добавила себе - отдышавшись, приготовившись, утерев выступивший пот, пошли по новому кругу, закланялись, покряхтывая, дуя в блюдца, осторожно прихлебывая вытянутыми губами.

Настасья:

Четвертый, однако, стакан.

Дарья:

Пей, девка, покуль чай живой. Там самовар не поставишь. Будешь на

своей городской фукалке в кастрюльке греть.

Настасья:

Пошто в кастрюльке? Чайник налью.

Сима:

Без самовара все равно не чай. Только что не всухомятку. Никакого

скусу. Водопой, да и только.

Дарья:

Доведись до меня, взяла бы и никуды нe тронулась. Пушай топят, ежли

так надо.

Сима:

И потопят

Дарья:

Пушай. Однова смерть - че ишо бояться?!

Настасья:

Ой, да ить неохота утопленной быть.Грех, поди-ка. Пускай лучше в землю укладут. Всю рать до нас укладали, и нас

туды.

Угарно и сладко пахло от истлевающих в самоваре углей, косо и лениво

висела над столом солнечная пыль, едва шевелящаяся, густая; хлопал крыльями и горланил в ограде петух, выходил под окно, важно ступая на крепких, как скрученных, ногах, и заглядывал в него нахальными красными глазами. В другое окно виден был левый рукав Ангары, его искрящееся, жаркое на солнце течение и берег на той стороне, разубранный по луговине березой и черемухой, уже запылавшей от цвета.

Выходят ведущие.

1ведущий.

Мечтою чуть не каждый ныне

Стать дворянином обуян –

В архивной утопает тине,

А я горжусь, что из крестьян!

И я горжусь, что наши деды

Растили хлеб, а в дни войны

С мечом шагали до Победы,

Не посрамив родной страны.

2 ведущий.

Ну кто вот так ещё до боли

Любил свой васильковый край?

Они сначала вспашут поле,

Потом уж соберутся в рай.

Хотелось бы поймать жар-птицу,

Чтоб стала жизнь светлей кругом,

И разве кто на заграницу

Из них сменял бы отчий дом?!

3 ведущий.

Не зря в душе растёт тревога:

Заполонил поля бурьян.

Дворян в России стало много,

Зато поди найди крестьян.

3 группа. Вечные и современные проблемы в творчестве писателя.

1 ученик.

От любви к малой родине берут истоки все книги Распутина. Неслучайно в повести «Прощание с Матёрой» легко прочитывается судьба родной деревни писателя – Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления. У Распутина Матёра – и остров, и одноимённая деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Но вот надумали построить на реке мощную гидроэлектростанцию. Остров попадал в зону затопления. Всю деревню надо было переселять в новый посёлок на правом берегу Ангары. Но эта перспектива никак не радовала стариков. Душа, например, бабки Дарьи обливалась кровью. Ведь в Матёре не только она выросла. Это родина её предков. А сама Дарья считает себя хранительницей традиций своего народа.

2 ученик.

Подобная участь постигла и село Аталанка, с которой связаны детские годы Распутина. Его перенесли на другое место. В новую Аталанку переехала мать писателя. Но можно ли на новое место перенести прежний жизненный уклад? Оказалось, что нет. Ведь совершился не просто переезд. Людям пришлось менять ремёсла. Рукотворные моря лишили их привычного уклада. Негде стало сеять хлеб. Многие новые пашни не годились: кругом была в основном глина. В землю тоннами вбухивали удобрения, но они мало помогали. Вот почему стали меняться нравы.

3 ученик.

После публикации повести Распутин говорил журналистам: «Не стоит обольщаться – нам уже не вернуть многие добрые традиции. Теперь речь идёт о том, чтобы сохранить оставшиеся, не отказываться от них с той же лёгкостью и бесшабашностью, как это было до недавних пор». Этому – спасению Земли, жизни, полезных традиций – посвящено практически всё творчество и вся общественная деятельность писателя.

4 ученик.

Для Распутина любовь к земле не абстрактное понятие. Она подкреплена конкретными делами: борьбой за Байкал, стремлением сохранить исторические облики российских городов, возвращением древним центрам страны прежних названий.

Звучит музыка. Загорается яркий свет. Вечер заканчивается.


Разделы: Литература

Цель вечера: продолжить знакомство с творчеством В.Г.Распутина; ввести ребят в духовный мир В.Распутина, в нравственный мир его героев, выявить гражданскую позицию художника.

Оформление:

  • книжная выставка с эпиграфом:

“Если соберем волю каждого в одну волю – выстоим!
Если соберем совесть каждого в одну совесть – выстоим!
Если соберем любовь к России каждого в одну любовь – выстоим!”

(В.Г.Распутин)

  • портрет писателя;
  • фотографии и слайды
  • видеозаписи о Байкале

Ход урока

Зал поделен на несколько зон:

  • Биограф
  • Литературовед
  • Критик
  • Консультант
  • Исполнители
  • Гости – зрители

Выступления биографа: Валентин Григорьевич Распутин (1937) - один из признанных мастеров “деревенской прозы”, один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы, прежде всего с точки зрения нравственно- философских проблем. И снова слово самого писателя: “Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы. Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки, еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды, грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за весла, чтобы грести к островам, где косили сено, потом снова шли в лес – большинство наших радостей и наших занятий было связано с рекой и тайгой. Это была она, известная всему свету река, о которой слагались легенды и песни”.

Ведущая: В.Распутин – из плеяды писателей, способных встревожить души юных читателей, передать им свою человеческую, гражданскую боль за землю, за человека на ней, за происходящее. Чтобы понять раздумья, чувства, заботы писателя, важно знать об истоках его жизни.

Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством.

Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький поселок. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к этому центру все новые и новые края, можем сменить место жительства и переехать… Но центр по-прежнему там, на нашей “малой” родине. Ее сменить нельзя.

“Малая” родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки. Я, например, когда испытываю нечто вроде молитвы, то вижу себя на берегу старой Ангары, которой теперь нет, возле моей родной Аталанки, острова напротив и заходящее за другой берег солнце. Сам Распутин уверен, что все мы с рождения впитываем в себя картины своей Родины.

…Немало в жизни повидал я всяких красот, рукотворных и нерукотворных, но и умирать я буду с этой картиной, дороже и ближе которой для меня ничего нет. Я верю, что и в моем писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотмеченную минуту вышел я к Ангаре и обомлел – от вошедшей в меня красоты обомлел от явившегося из нее сознательного и материального чувства родины.

Поэтический отклик Станислава Куняева на “Прощание с Матерой”.

Валентину Распутину

На родине, как в космосе, не счесть
Огня и леса, камня и простора,
Все не вместишь, не потому ли есть
У каждого из нас своя Матера,
Своя Ока, где тянет холодок
В предзимний день от влаги загустевшей,
Где под ногой еще хрустит песок
Крупнозернистый и заиндевевший…
Прощай, Матера! Быть или не быть
Тебе в грядущей жизни человечьей –
Нам не решить, но нам не разлюбить
Твоей судьбы непостижимо вещей.
Я знаю, что необозрим народ,
Что в нем, как в море, света или мути,
Увы, не счесть… Да будет ледоход,
Да будут после нас иные люди!
Прощай, Матера, боль моя, прощай,
Прости, что слов заветных не хватает,
Чтоб вымолвить все то, что, через край
Переливаясь, в синей бездне тает…

Литературовед ведет разговор о повести “Прощание с Матерой”.

Какие общечеловеческие проблемы в этой повести? (О совести, о вечных ценностях, о родине, о смысле человеческой жизни)

Консультант:

Гибель Матеры – это тяжелое время для многих жителей деревни. А тяжелое время - это время испытаний человека. Как писатель выявляет, кто есть кто?

Через отношение к родной земле, к “малой” родине.

И к родной избе, и к могилам тоже! Через отношение к родным могилам и жителей, и начальства, для которого эти могилы ничего не значат.

Необходимо ли затопление Матеры? Ради кого, ради чего это делается?

Это необходимо. ГЭС возводят на благо людей. Ради тех же материнцев и еще, может быть, тысяч и миллионов. Сколько еще таких Матер до сих пор без света!

Ведущий: В.Г. Распутин. Русский писатель – это пророк, гражданин, учитель и совесть нации. Ему пришлось главные вопросы: “ Кто виноват?” “Что делать?” “Когда же придет настоящий день?” “Что с нами происходит?”

Вот высказывания В.Распутина

  • Его мысли и убеждения, и чувства. О русском народе: “Как бы хотелось призвать к старому нравственному правилу: нельзя мне поступать дурно, ибо я русский. Когда-нибудь, будем надеяться, русский человек возведет эти слова в свой главный жизненный принцип и сделает их национальным путеводством”.
  • О православии: “Нас отрывают от веры – не оторвемся. Душа русского человека нашла свой подвиг и свое пристанище в православии, и только там мы обретем ее для искупительных и спасительных трудов, только там соединимся в своем временном и вечном призвании, а не в блудливых похождениях по задворкам чужих толков и религий.
  • Об интернационализме: “Я за тот интернационализм, в котором, не мешая друг другу, а только дополняя, будет существовать расцветка всех нации. Понятие “национализм” сознательно оболгано. Судить о нем следует не по крайностям и дури, которых не миновать во всякой здоровой идее, а по сердцевине и нравственно-духовным началам”.
  • О гражданственности: “Почему-то стало принятым считать, что гражданин – это непременно бунтарь, ниспровергатель, нигилист, человек, рвущии свою сращенность с отечественным строем души.
    А если рвущий, не принимающий, ненавидящий – какой же он, простите, гражданин?! Позиция, свойственная гражданину, должна быть со знаком плюс, а не минус. Она должна быть созидательного, преобразовательного к лучшему, домостроительного характера, иметь сыновние, а не прокурорские обязанности”.
  • О строе: “Я бы не стал решительно отдавать предпочтение какой-то одной системе – капитализму или социализму. Дело не в названиях, не в обозначениях, они могут быть условными, а в содержании их, в наполнении, в гибком соединении их лучших сторон, в том, что более соответствует хозяйственной “фигуре” народа. Решительно менять в таких случаях “одежку” - занятие опасное”.
  • О правах человека: “ В самом деле, подмена воистину дьявольская: права человека сделались отрицанием прав народа, а человек-то с правами – это, конечно, не рядовая личность, а или хам с телевидения, или плут размера Чубайса и Абрамовича, вокруг которых пасутся стада адвокатов”.

Эти высказывания писателя относятся к разным годам постсоветского периода, начиная с 1991 года. Уже 15 лет писатель хочет достучаться до наших сердец, хочет быть услышанным.

А мы не слышим. А, может быть, надо вслушаться и вчитаться нам всем в слова нашего земляка, иркутянина, настоящего гражданина своего Отечества. Может быть, что-то прозреет в наших душах, и мы обретем память человеческую и повернемся лицом не к сиюминутной суете каждого дня, а вспомним что мы - тоже граждане этого из нас зависит многое в судьбе нашей страны.И,может быть,и в наших судьбах что-то изменится…

Литературовед:

Повесть “Живи и помни” была написана в 1974 году и родилась из соприкосновения пережитого писателем в детстве с его сегодняшними размышлениями о деревне военных лет. Трудно и тяжело было всем – и на фронте, и в тылу. Просто и буднично рассказывает писатель о цене предательство. Предательства, которое выросло из небольших уступок совести, долгу, чести. Погубив себя, Андрей Гуськов губит самых дорогих и любимых людей.

Критик:

А что было предосудительного в том, что Гуськов после тяжелейшего ранения отчаянно захотел хоть ненадолго вернуться на родину, лишь взглянуть на свою Атамановку, прижать к груди Настену, перемолвиться со стариками?

Консультант:

Но ведь шла война и она устанавливала свои жесткие законы. Писатель вовсе не предает беглеца суду военного трибунала, напротив, внешние обстоятельства даже благоприятствуют герою повести. Ему не встретились ни патрули, ни проверки, не было придирчивых расспросов.

Но избежав трибунала, Гуськов все же не ушел от суда. Этот суд может быть, более суровый. Суд совести. Он сам превратил себя в изгоя, не значащийся ни в живых, ни в мертвых, бродит Андрей Гуськов по родной округе, постепенно теряя человеческий облик.

Изменив солдатскому долгу, Гуськов предал не только себя, но и свою жену, которую отлучил от деревни и от народа.

Гуськов у Распутина – человек не столько слабый, сколько эгоистичный. Настена, напротив, натура цельная, чистая, бескорыстная. И есть жестокая несправедливость в том, что замечательные качества героини расходуются впустую, на цель ничтожную – на Гуськова.

Придав Родину, Гуськов предает и самого близкого ему человека.

Отчаявшись найти выход из глупого тупика, бросается Настена в ледяные воды Ангары. Для Валентина Распутина неприемлема философия всепрощения.

В этом состоит трагический и высокий нравственный урок для настоящих и будущих поколений.

Литературовед:

Повесть В. Распутина “Дочь Ивана, мать Ивана”.

Консультант:

Давайте все вместе попытаемся ответить на вопрос: в чем же заключается правда последней повести Распутина?

Одни сочтут главным и важным убийством – мщение за поругание юной девушки. Но если это главное, почему Распутин, в отличие от многих современных авторов, не описывает ни сцены насилия, ни сцены убийства? Другие – показать правду о существующем положении для новых хозяевах жизни. И все же, как бы мы ни бились над вопросом о том, что является главным в повести, однозначного ответа найти не сможем – ни один ответ не вместит в себя всей полноты правды писателя.

При внимательном прочтении повести мы увидим, что Тамара Ивановна решилась на собственное правосудие только после того, как почувствовала, поняла, что следовать способен принять взятку. Героиня поняла, что надеяться на наше правосудие нельзя, что право далеко от истины. Тамара Ивановна и является тем человеком, который всей жизнью и решительным поступком своим свидетельствуют о необходимости и возможности остаться человеком. Авторское понимание правды – это правда народная: о Тамаре Ивановне говорят в городе как о героине, “ в колонии она пользуется авторитетом…”

Дочь Ивана, мать Ивана имеет силу отстоять свою правду, имеет силу вобрать в свое сердце беду своей дочери, направить сына на верный путь и этом ее правда и ее величие.

Невозможно согласиться с прославлением героини повести Тамары Ивановны, невозможно оправдать выстрел.

Если, по логике повести все беды от рынка, от торгашества, от продажности - и насилие совершается на его задворках – и “правосудие” там же, - то почему умная и волевая мать не уберегла дочь раньше? Почему разрешила уйти из школы, которой не верила. Почему пустила на рынок, не помогла искать другую профессию? Мать борется за будущее – но почему не защитила раньше? Почему не думает, как воскресить душу дочери, а, уходя в тюрьму, оставляет наедине с собой…

Кроме того, образ сына Ивана не совсем убедителен. В большинстве примеров он, на мой взгляд, идет простым, легким путем и взволнован ли он тем, как сложиться судьба матери, Тамары Ивановны, сможет ли он утешить сестру? Если внимательно проанализировать поступки Ивана, то увидишь, что у него нет воли к добру, а есть только рассуждения. И он отправляется работать не в школу, где нужен, но где слишком трудно, а выбирает путь более простой.

Уроки совести и правды показали, что и у многих наших учеников нашлись заветные слова, чтобы выразить свое отношение к творчеству В. Распутина. Свидетельство тому их признания: “Мне дорог и близок Распутин, потому что он в своих произведениях описывает человеческие чувства и душевные качества, которые я очень ценю в людях. Все, что я прочла у него пронизано любовью к простым людям с их порой нелегкой судьбой”; “Распутин пишет о нашей сегодняшней жизни, исследует ее из глубины, будит мысль, заставляет работать душу”; “Повесть Распутина заставляет задуматься над каждым словом. Пишет он просто, но в то же время глубоко и о серьезном. Он прекрасный психолог, художник. Я ясно представляю созданные им картины жизни, волнуюсь, переживаю за судьбы людей. Собираюсь еще раз перечитать его повести. Уверена, что открою для себя новое”

Название работы: Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное жизни и творчеству В.Г.Распутина «Всю жизнь я писал любовь к России» (памяти В.Г.Распутина) Автор Страшко Елена Анатольевна Место выполнения работы Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края Тихорецкий индустриальный техникум пос. Парковый 2015 г. Внеклассное мероприятие по литературе, творчеству В.Г.Распутина посвященное жизни и «Всю жизнь я писал любовь к России» (памяти В.Г.Распутина) Разработано преподавателем ГБПОУ КК ТИТ Страшко Еленой Анатольевной Ведущий 1 Леонид Леонов, русский писатель, в своё время говорил, что русская литература передаётся через теплопожатие: Пушкин жал руку Гоголю, Гоголь - Тургеневу, Тургенев - Толстому, Толстой - Горькому, Горький Леонову. Можно сказать, что Леонов передал русскую литературу через теплопожатие Валентину Григорьевичу Распутину. Ведущий 2 Захар Прилепин, современный писатель, лауреат многих премий в области литературы, вспоминал в день смерти Распутина: « Для меня Валентин Григорьевич - после того как я прочёл «Деньги для Марии», «Живи и помни» - все его удивительные, пушкинской прозрачности и силы повести - был в одном ряду с Пушкиным, Достоевским, Леоновым. Признаться, я всегда ставил его как писателя выше Астафьева и Шукшина (каждый из которых тоже обладал даром небывалым) - Валентин Григорьевич был мне ближе, о его сердечность, несуетность, честность - греться можно.» Ведущий 3 Валентин Распутин – из плеяды писателей, способных встревожить души читателей, передать им свою человеческую, гражданскую боль за землю, за человека на ней, за происходящее. Его произведения отличались от общего потока современной литературы яркой самобытностью. Писал Распутин просто, но в то же время глубоко и о серьёзном. Ведущий 1 Читая повести Распутина, ясно представляешь созданные им картины жизни, волнуешься, переживаешь за судьбы людей. Заглядывая внутрь человеческой души, писатель размышляет, откуда в людях появились эгоизм, черствость, бездушие. Он исследует вечные вопросы добра, справедливости, долга, ставит своих героев в такие жизненные ситуации, которые требуют полного проявления моральных качеств человека. Ведущий 2 Недаром интерес к его книгам огромен во всём мире. Повести и рассказы Распутина переведены на все европейские языки, по его произведениям ставятся спектакли и фильмы. Творчество Распутина во многом автобиографично, что подчеркнуто названием первого сборника его рассказов "Я забыл спросить у Лешки" (1961). Ведущий 3 Жизнь самого писателя и его героев протекает в Сибири, на берегах великой Ангары. Этой земле, этой красоте и ее людям посвящены все его раздумья, все его книги. Основное место действия его произведений – Приангарье: сибирские деревни и поселки. Природа, ставшая близкой писателю в детстве, оживает вновь на страницах его произведений и говорит с нами неповторимым распутинским языком. Ведущий 1 15 марта 1937 года в семье молодого работника райпотребсоюза из районного поселка Усть-Уда, затерявшегося на таежном берегу Ангары почти на полпути между Иркутском и Братском, появился сын Валентин, впоследствии прославивший этот чудный край на весь мир. «Родился я в трехстах километрах от Иркутска, в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я – коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошный»,- писал В.Г. Распутин. Ведущий 2 Отец – Распутин Григорий Никитич, вернулся с фронта с орденами и медалями. «Работал начальником почты, а потом случилась недостача. Он ехал на пароходе оплачивать переводы и пенсии, - вспоминает Валентин Григорьевич. – Выпил, сумку с деньгами у него срезали. Деньги были небольшие, но тогда за эти деньги давали большие сроки». В 1947 году Григорий Никитич был отправлен на Колыму на 7 лет. Ведущий 3 Мать – Распутина Нина Ивановна, после ареста мужа одна воспитывает троих детей. Ведущий 1 Вскоре семья перебралась в родовое отцовское гнездо – деревню Аталанка, которая впоследствии попала в зону затопления после строительства Братской ГЭС. Красота природы Приангарья захлестнула впечатлительного парнишку с первых же лет жизни, навсегда поселившись в потаенных глубинах его сердца, души, сознания и памяти, проросла в его произведениях зернами благодатных всходов, вскормивших своей духовностью не одно поколение россиян. Ведущий 2 В 1976 году Распутин подарил поклонникам своего творчества повесть – «Прощание с Матерой», посвященную жизни сибирской глубинки. В повести рассказывается о деревне Матере, находящейся на острове посреди Ангары, подготовленной к затоплению в связи со строительством ГЭС. Таким образом, автор противопоставлял традиционный уклад жизни укладу жизни индустриального общества. Ведущий 3 В Аталанке была только четырехлетка. На дальнейшую учебу Валентина снарядили в Усть-Удинскую среднюю школу. Взрослел паренек на собственном голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. Об этом сложном периоде жизни Распутин позже напишет в рассказе «Уроки французского», удивительно трепетном и правдивом. "Уроки французского" повествуют о военном детстве, о голодном мальчике, который живет один в чужом городе, куда приехал учиться. (слайд 15 , видео «Эпизоды из фильма «Уроки французского») Ведущий1 В аттестате зрелости Валентина были только пятерки. Спустя пару месяцев, летом того же 1954 года, блестяще сдав вступительные экзамены, он стал студентом филологического факультета Иркутского университета, о писательской деятельности и не помышлял, мечтал стать учителем. Ведущий 2 Но однажды, оказавшись без денег (в университете перестали выдавать стипендию), он согласился поработать параллельно с учёбой. Писал о том, что было необходимо редакции иркутской газеты "Советская молодёжь". Репортажи, заметки, очерки – здесь Распутин научился слушать людей, вести с ними беседы, вдумываться в их чаяния. Окончив историко-филологический факультет Иркутского университета (1959), в течение ряда лет - до того, как стать профессиональным писателем, - работал журналистом в Сибири. В альманахе "Ангара" стали появляться его очерки, написанные для газеты. Ведущий 3 В качестве разъездного корреспондента молодой журналист обошёл пешком и исколесил междуречье Енисея, Ангары и Лены. Работая специальным корреспондентом "Красноярского комсомольца", Распутин писал статьи о строительстве железной дороги Абакан-Тайшет, о Братской и Красноярской ГЭС. Ведущий 1 Распутин - один из самых ярких представителей так называемой "деревенской прозы", расцвет которой пришелся на 1970-е гг. Известность пришла к молодому прозаику с появлением повести "Деньги для Марии", опубликованной в альманахе "Ангара", в 1967 году. К этому времени Распутин был принят в Союз писателей СССР. Ведущий 2 Повесть принесла Распутину всесоюзную и всемирную славу. В полную же силу талант Распутина раскрылся в повести «Последний срок» (1970) В основе - бесхитростная житейская история: последние дни старухи Анны, дни подведения итогов. Как на исповеди, развертывается судьба человека. Свою жизнь она «как работу, довела до конца». Анна – один из потрясающих женских образов Распутина, пример трудолюбия, бескорыстия, ответственности перед работой, детьми, окружающими. Ведущий 3 К ней из разных городов и сёл собрались, чтобы проститься, её взрослые дети – каждый со своим характером, со своей судьбой. Мать при смерти, и всеми владеет общее чувство потери, чувство долга, по которому они, уже многие годы не встречаясь, оказались все вместе под отчим кровом. И характеры их в этом общем чувстве как бы сливаются, стираются, для них же самих перестают иметь существенное значение. В "Последнем сроке" Распутина появляется уникальный взгляд на земной мир как временное обиталище человека. Ведущий 1 "Живи и помни" (1974) - так называется новая повесть. Распутин вновь избирает критическую ситуацию, проверяющую нравственные устои личности. Сюжетная канва повести – примерный солдат Андрей Гуськов в 1944 году, когда уже близка победа, дезертирует из армии – поначалу настораживает, но все-таки повесть - чисто распутинская. Ведущий 2 И здесь в центре – таежная деревня с точно выписанными образами, потому что для писателя, как всегда, важен не сюжет, не событие, как таковое, а важны характеры, психологическое исследование предательства, его истоков и последствий. Срывающийся от односельчан Андрей смотрит со стороны, на себя, на свою счастливую прошлую жизнь, безвозвратно уходящую и не имеющую будущего. Он живёт отшельником в лесу. Редкие встречи с женой Настёной, которая ждёт от него ребёнка, не приносят ему радости. Ведущий 3 В постоянном страхе и напряжении, Гуськов постепенно утрачивает человеческий облик. В центре внимания писателя – нравственные и философские проблемы, вставшие как перед самим Андреем, так и – в ещё большей степени – перед его женой. Доведённая до отчаянья, преследуемая односельчанами, догадавшимися о её свиданиях с мужем, Настёна бросается в Ангару. Ведущий 1 Суть повести Распутина справедливо определяет писатель В. Астафьев: "Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твоё – рядом с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразумением ли, оборачивается ещё большим горем для твоей родины и народа, а стало быть, и для тебя". И написана повесть ради живых: живи и помни, человек, для чего ты пришел в этот мир. Единство судьбы человека с судьбой народа – вот идея повести. Без этого нет человека. Символическую роль во многих произведениях Распутина играет Ангара. Вот и здесь она и поддерживает и оберегает, и судит и казнит. В творчестве В. Г. Распутина остро поставлены проблемы отношений человека и природы. Ведущий 2 В 1985 году на страницах "Нашего современника" публикуется повесть Распутина «Пожар», которую можно воспринимать как продолжение "Прощания с Матёрой". Здесь пожар для Распутина – символ, огненный знак беды, следствие неблагополучия в обществе. "Пожар" появился в переломное для страны время – в самом начале активного поиска выхода из создавшегося положения, решительного поворота к правде. Но и сегодня, когда мы многое успели узнать и осознать, повесть Распутина остаётся одним из самых сильных произведений современности. Сила её в правде жёсткой и резкой, продиктованной любовью к человеку, ответственностью за судьбу народа. Вместо того, чтобы совместно бороться с бедой, люди поодиночке, состязаясь друг с другом, растаскивают выхваченное из огня добро. Ведущий 3 Валентин Распутин – большой мастер, умный и чуткий к нашим тревогам и бедам. Для него любовь к земле не абстрактное понятие, она подкреплена конкретными делами. Как истинный русский писатель, он очень хорошо понимал свой долг перед родиной и совершил свой нравственный подвиг – стал писать статьи в защиту Байкала, бороться за его спасение. Ведущий 1 В 90-е годы писал много рассказов: «Век живи, век люби», «Женский разговор», «Что передать вороне?», «В ту же землю», "Россия молодая", «В больнице» рассказы, поражающие глубочайшим психологизмом. В круг писательского внимания Валентина Распутина всё чаще попадают проблемы городской жизни, чувства и помыслы городской интеллигенции. Ведущий 2 В 1989-1990 - Народный депутат СССР. Летом 1989 года на первом съезде народных депутатов СССР Валентин Распутин впервые высказал предложение о выходе России из СССР. Впоследствии Распутин утверждал, что в нём «имеющий уши услышал не призыв к России хлопнуть союзной дверью, а предостережение не делать с одури или сослепу, что одно и то же, из русского народа козла отпущения». Ведущий 3 В 1990-1991 - член Президентского совета СССР при М. С. Горбачёве. Комментируя этот эпизод жизни, В. Распутин заметил: «Моё хождение во власть ничем не кончилось. Оно было совершенно напрасным. […] Со стыдом вспоминаю, зачем я туда пошёл. Моё предчувствие меня обмануло. Мне казалось, что впереди ещё годы борьбы, а оказалось, что до распада остались какие-то месяцы. Я был как бы бесплатным приложением, которому и говорить-то не давали» Ведущий 1 С 1967 года Валентин Григорьевич был членом Союза писателей Советского Союза. В 1986 году он был избран секретарем правления Союза писателей СССР и секретарем правления Союза писателей РСФСР. Распутин был сопредседателем и членом правления Союза писателей России. Ведущий 2 С 1979 года Валентин Распутин входил в редакционную коллегию книжной серии "Литературные памятники Сибири" Восточно-Сибирского книжного издательства; серия перестала выходить в начале 1990-х годов. В 1980-х годах писатель был членом редакционной коллегии журнала "Роман-газета". В первой половине 1980-х годов писатель начал заниматься общественной деятельностью, став инициатором кампании за спасение озера Байкал от стоков Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Ведущий 3 Он публиковал очерки и статьи в защиту озера, принимал деятельное участие в работе природоохранных комиссий. В августе 2008 года в рамках научной экспедиции Валентин Распутин совершил погружение на дно Байкала на глубоководном обитаемом аппарате "Мир". Ведущий 1 В 1989-1990 годах писатель был депутатом Верховного Совета СССР. В 1990-1991 годах являлся членом Президентского совета СССР. В июне 1991 года во время выборов президента России был доверенным лицом Николая Рыжкова. В 1992 году Распутин был избран сопредседателем Русского национального собора (РНС), на первом соборе (съезде) РНС был переизбран сопредседателем. В 1992 году входил в политсовет Фронта национального спасения (ФНС). Ведущий 2 Позже писатель заявлял, что не считает себя политическим деятелем, так как "политика – дело грязное, порядочному человеку там делать нечего; это не значит, что в политике не бывает порядочных людей, но они, как правило, обречены". Ведущий 3 В нем чувствовался надлом. Этот надлом зафиксировали телекамеры летом 2006-го: сгорбленная спина уходящего из иркутского аэропорта. Там сгорела в самолете его дочь Мария. Ведущий 1 Мария Распутина, музыковед, органист, преподаватель Московской консерватории. Погибла в авиакатастрофе 9 июля 2006 года в Иркутске. В память о ней в 2009 году советский русский композитор Роман Леденёв написал «Три драматических отрывка» и «Последний полёт». В память о дочери Валентин Распутин передал Иркутску эксклюзивный орга́н, сделанный много лет назад петербургским мастером Павлом Чилиным специально для Марии. Ведущий 2 Валентин Распутин был лауреатом Государственной премии СССР (1977, 1987). В 1987 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Писатель был награжден орденами Знак Почета (1971), Трудового Красного Знамени (1981), двумя орденами Ленина (1984, 1987), а также орденами России – За заслуги перед Отечеством IV (2002), и III степеней (2007),Александра Невского (2011). Ведущий 3 В 2013 году Распутин стал лауреатом Государственной премии в области гуманитарной деятельности. Среди его многочисленных наград – премия Иркутского комсомола имени Иосифа Уткина (1968), премия имени Л.Н. Толстого (1992), премия имени Святителя Иннокентия Иркутского (1995), литературная премия Александра Солженицына (2000), премия имени Ф.М. Достоевского (2001), премия имени Александра Невского "России верные сыны" (2004), а также премия президента РФ в области литературы и искусства (2003). Премия «Лучший зарубежный роман года. XXI век» (Китай, 2005). Ведущий 1 В 2008 году писатель получил премию "Большая книга" в номинации "За вклад в литературу". В 2009 году Валентин Распутин был удостоен премии правительства РФ в области культуры. В 2010 году писателю была присуждена премия Святых равноапостольных братьев-просветителей славян Кирилла и Мефодия. Ведущий 2 В 2012 году умерла супруга, Светлана Ивановна. Смерти жены и дочери подломили и самого писателя. О себе уже и не думал, все мысли - о России. Это и было литературным и гражданским завещанием великого писателя: беречь и хранить Россию, как бы трудно нам ни было. Ведущий 3 Владимир Бондаренко, публицист, написал: «Потому и становятся его слова - завещанием всей будущей России: «Кажется, нет никаких оснований для веры, но я верю, что Запад Россию не получит, - писал Распутин. - Всех патриотов в гроб не загнать, их становится все больше. А если бы и загнали – гробы поднялись бы стоймя и двинулись на защиту своей земли. Такого еще не бывало, но может быть. Я верю - мы останемся самостоятельной страной, независимой, живущей своими порядками, которым тыща лет. Однако легкой жизни у России не будет никогда. Наши богатства – слишком лакомый кусок». Ведущий 1 15 марта 2015 года, не дожив всего лишь несколько часов до 78 лет, в больнице, скончался один из ярких русских писателей – Валентин Григорьевич Распутин. Список использованных ресурсов: 1) МАУК «Централизованная библиотечная система» Информационнобиблиографический отдел. Библиографический очерк (к 75-летию писателя). Ангарск, 2012 2) Валентин Распутин: библиографический очерк: (к 75-летию со дня рождения Валентина Распутина) / сост. гл. библиограф Г. Н. Ковалева; МАУК ЦБС Информационно-библиографический отдел. – Ангарск, 2012. – 28 с.: ил. 3) Материалы интернет-издания «Свободная пресса» 4) Материалы Википедии 5) Фрагменты и кадры из х/ф «Уроки французского» " (1978) Евгения Ташкова, "Прощание" (1981) Ларисы Шепитько и Элема Климова, "Живи и помни" (2008) Александра Прошкина. 6) Материалы РИА Новости 7) Видео с сайта YouTube 8) Фрагмент произведения композитора Романа Леденёва «Последний полёт».

страница 1

Внеклассное мероприятие для старших классов, посвященное 75 – летию со дня рождения русского писателя Валентина Григорьевича Распутина подготовила заведующая библиотекой МКОУ «СОШ с. Сафаровка» Сунчаляева Асия Абдулловна.

Оформлен стенд, посвященный юбилею писателя, содержащий листовые цветные иллюстрации.

Добрый день, ребята!

Сегодня мы с вами побеседуем о творчестве русского писателя Валентина Григорьевича Распутина, затем проведем литературный суд по его произведению «Живи и помни».

Валентин Григорьевич Распутин родился в крестьянской семье 15 марта 1937 года, в поселке Усть-уда Иркутской области, расположенном на берегу Ангары, в трехстах километрах от Иркутска. Рос в этих же местах, в приютившейся неподалеку (по сибирским меркам), всего в полусотне километров от Усть-Уды, деревне с красивым напевным именем Аталанка.

Мать – Распутина Нина Ивановна, отец – Распутин Григорий Никитич.

Жизнь и творчество Валентина Григорьевича Распутина немыслимы без влияния самой Сибири – тайги, Ангары, без родной деревни, чистого, незамутненного народного языка. Недаром он и сейчас живет в Иркутске, часто приезжая в Москву.

В большом автобиографическом очерке одной поездки «Вниз и вверх по течению», опубликованном в 1972 г., Распутин описывает свое детство: родную природу, односельчан – все то, что формирует душу ребенка и его характер.

В 1974 году в иркутской газете «Советская молодежь» Распутин писал: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывает и укрепляет в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве».

В первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пришел в 1944 году. И хотя в Аталанке не гремели бои, жизнь, как и везде в те годы, была трудной, полуголодной. «Для нашего поколения был очень труден хлеб детства», - спустя десятилетия отметит писатель. Но о тех же годах он скажет: «Это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед держались вместе».

Окончив местную начальную школу, он вынужден был уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет написан знаменитый рассказ «Уроки французского» и создан фильм).

Распутин хотел стать учителем. В те годы он много читал, любимыми его писателями были Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, И. А. Бунин, Н. С. Лесков, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет. Учась в университете, он стал сотрудничать в газетах. 1957 года на страницах газеты «Советская молодежь» появился первый материал Распутина. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лешки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).

Окончив университет в 1959 году, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан – Тайшет и писал об этом. В 1966 году в Восточно-Сибирском книжном издательстве вышла его книга «Край возле самого неба». Потом в Красноярском издательстве выходит книга очерков «Костровые новых городов». Появляются рассказы «Человек с того света», «Маша куда-то ушла», «Рудольфио».

В 1967 году в «Литературной России» был опубликован рассказ «Василий и Василиса». С этого рассказа наступил как бы новый период в творчестве Распутина – он стал профессиональным писателем. В том же 1967 году появляется его повесть «Деньги для Марии», которая привлекла к автору внимание критиков и принесла ему заслуженную всесоюзную славу.

В 1969 году в журнале «Наш современник» появилась новая повесть Распутина «Последний срок». Повесть эту писатель назвал главной среди своих книг. Тема повести – щемящая тема жизни и смерти. Что оставляет человек, уходя из жизни? Старуха Анна – и её дети: Варвара, Люся, Илья, Михаил, Таньчора. В 1974 году тоже в «Нашем современнике» публикуется его повесть «Живи и помни», за которую писатель был удостоен в 1977 году Государственной премии.

В 1976 году появилась повесть «Прощание с Матёрой» («Наш современник» № 9-10,за 1976 год). Деревню должны затопить, а её жителей перевозят на новое место жительства, в новый поселок. Не всех это устраивает. В 1983 году вышел на экраны кинофильм «Прощание», снятый по этой повести режиссёрами Ларисой Шепитько и Элемом Климовым.

В июльском номере за 1985 год редакция журнала «Наш современник» публикует повесть Распутина «Пожар». Эта повесть будто бы продолжает написанную ранее повесть «Прощание с Матёрой».

Все произведения Распутина: рассказы и очерки, статьи и публикации – наполнены болью о России, о её судьбе, о её людях.

В статье «Мой манифест» он написал: «Мы оказались вдвинуты в жестокий мир законов, каких прежде не знала наша страна… Столетиями литература учила совести, бескорыстию, доброму сердцу – без этого Россия не Россия и литература не литература… К нашим книгам вновь обратятся сразу же, как только в них появится волевая личность – не супермен, играющий мускулами и не имеющий ни души, ни сердца: не мясной бифштекс, приготовляемый на скорую руку для любителей острой кухни, а человек, умеющий показать, как стоять за Россию, и способный собрать ополчение в её защиту».

С 1967 года Распутин – профессиональный литератор и член Союза писателей СССР.

НАГРАДЫ:


  1. Герой Социалистического труда (1987)

  2. Два ордена Ленина (1984, 1987)

  3. Трудового Красного Знамени (1981)

  4. Знак Почета (1971)

  5. Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2007)

  6. Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2002)

  7. Орден Александра Невского (2011).
ПРЕМИИ:

  1. Лауреат Государственной премии СССР (1977, 1987)

  2. Лауреат премии Иркутского комсомола им. Иосифа Уткина (1968)

  3. Лауреат премии им. Л. Н. Толстого (1992)

  4. Лауреат премии Фонда развития культуры и искусства при Комитете культуры Иркутской области (1994)

  5. Лауреат премии им. Святителя Иннокентия Иркутского (1995)

  6. Лауреат премии журнала «Сибирь» им. А. В. Зверева

  7. Лауреат премии Александра Солженицына (2000)

  8. Лауреат Литературной премии им. Ф. М. Достоевского (2001)

  9. Лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства (2003)

  10. Лауреат премии им. Александра Невского «России верные сыны» (2004)

  11. Лауреат премии «Лучший зарубежный роман года. XXI век» (Китай, 2005)

  12. Лауреат Всероссийской литературной премии имени Сергея Аксакова (2005)

  13. Лауреат премии Правительства России за выдающиеся заслуги в области культуры (2010)

  14. Лауреат премии Международного фонда единства православных народов (2011).
Валентин Григорьевич – Почётный гражданин Иркутска (1986), Почётный гражданин Иркутской области (1998).

15 марта 2012 года Валентину Григорьевичу Распутину исполнилось 75 лет. Писатель живет и работает в Иркутске и Москве.

В очерках, рассказах, повестях Распутина немало автобиографичного, того, что он сам пережил, увидел и сумел потом воплотить в художественном слове. Природа, ставшая близкой в детстве, ожила и заговорила неповторимым своим языком в книгах. Конкретные люди стали литературными героями.

Карандаш… Бумага…

Вроде ерунда:

Чёрные на белом буковки, словечки.

А прочтёшь, бывает, строчку иногда –

И тепло вдруг станет, как зимой у печки.

Флор Васильев, перевод с удмуртского.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ СУД

ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ В. РАСПУТИНА

«ЖИВИ И ПОМНИ»

Сценарий мероприятия для старших классов


  1. Место проведения: компьютерный класс.

  2. Слайд 1:
Тема: Нравственный закон, которым держится жизнь.

Цель: Показать, что происходит с человеком, нарушившим нравственный закон;

воспитывать патриотизм, чувство ответственности за содеянное, вдумчивого читателя.

Эпиграф:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство,

А есть еще:

Совесть,

Честь…

А если бы все понимали,

Что это не просто слова,

Каких бы мы бед избежали…

А. Яшин

3. Слайды (кадры) из фильма «Живи и помни»

(после демонстрации слайдов начинается литературный суд). Суд проходит на фоне одного из слайдов.


  1. Сцена: три стола: один – в центре, два – по краям. На столах таблички с надписями: судья, прокурор, адвокат, Андрей Гуськов, Настена.
Свидетели сидят в первых рядах.

  1. На столе судьи – книга В. Распутина «Живи и помни».

  2. Театральные реквизиты: гимнастерка с орденами, пилотка, костюм судьи, прокурора, платки разноцветные, шапка, кепка.

  3. Состав суда:
Судья, секретарь, прокурор, адвокат, подсудимый

Свидетели: Настена, Михеич, Семеновна, Иннокентий Иванович


  1. Автор – Валентин Григорьевич Распутин

  2. Фотограф
Ход мероприятия:

Вступительное слово библиотекаря:

Сегодня участникам суда предстоит осудить или оправдать главных героев: Андрея Гуськова, Настену. Они, оказавшись один на один со своей совестью, поступили так, а не иначе.

СЕКРЕТАРЬ: - Прошу всех встать. Суд идет!

СУДЬЯ: Слушается дело по обвинению Андрея Гуськова по факту измены Родине в годы Великой Отечественной войны, потере нравственно-гражданских качеств.

СЕКРЕТАРЬ: Оглашается состав суда:

- судья

- прокурор

- адвокат

- подсудимый: Андрей Гуськов

Свидетели:

Настена


-Михеич

Семеновна


СУДЬЯ: Прошу садиться! Слово для обвинения предоставляется прокурору. Подсудимый, встаньте!

ПРОКУРОР: Андрей Гуськов обвиняется в дезертирстве, измене Родине, предательстве по отношению к своим боевым товарищам, воровстве, смерти жены, а также потере нравственно-гражданских качеств.

СУДЬЯ: Подсудимый, вы имеете право на защиту в лице адвоката. Вы признаете себя виновным?

ПОДСУДИМЫЙ: Нет!

СУДЬЯ: Расскажите подробнее основные факты вашей биографии, приведшие вас к преступлению.

ПОДСУДИМЫЙ: Я, Андрей Гуськов, уроженец деревни Атамановка Иркутской области. Женат на Гуськовой Настене, имею преклонного возраста. В 1941 году был призван на фронт, честно воевал четыре года, дважды ранен, контужен, служил в разведке, зимой 1945 года находился на излечении в госпитале в Новосибирске. Врачи говорили, что я отвоевался, но почему-то после излечения я получил приказ о возвращении на фронт. Вот тут во мне все возмутилось: дом был недалеко, больше всего я думал о Настене, родителях. Ведь я же с первых дней в этом кровавом пекле. Думал, только на один день загляну к родным. Вместо того чтобы сесть в поезд, идущий на запад, я сел в поезд, который увез меня в Иркутск. Месяц прожил у глухонемой женщины Татьяны, затем по ночам добирался до Атамановки. Ночью подошел к дому, взял топор. Вскоре встретился с Настеной.

ПРОКУРОР: Вы отрицаете факт дезертирства, в то время когда ваши товарищи и с ними вся страна сражалась с врагом?

ПОДСУДИМЫЙ: Я не отрицаю, но считаю, что свой долг перед Родиной я выполнил, честно отвоевав четыре года. Я ведь не какой-то молодой пацан, только что взявший в руки оружие.

ПРОКУРОР: Вам предъявлено обвинение в доведении жены Настены до самоубийства. Именно из-за вас она вынуждена была лгать Михеичу, Семеновне, односельчанам, она, которая никогда не могла сказать неправду. Вы её использовали в своих интересах.

ПОДСУДИМЫЙ: Я не согласен. Настена сама приходила ко мне, по собственному желанию: приносила продукты, ружье, а что у нас должен был появиться ребенок, так это для нее большое счастье, да и для меня тоже.

АДВОКАТ: Я протестую против обвинения прокурора. За все годы войны Андрей пользовался авторитетом у товарищей, а жена погибла сама, вследствие погони за ней. Встречи происходили по взаимному согласию. В конце концов, она – жена Андрея, поэтому не могла поступить иначе.

ПРОКУРОР: Хорошее согласие! Ведь это вы, Андрей, пригрозили Настене: «Скажешь кому – убью, мне терять нечего!»

ПОДСУДИМЫЙ: Я оказался в безвыходной ситуации. В любом случае, если бы я сдался сам, получил бы расстрел. Если бы выловили – тоже расстрел, я это прекрасно понимал. Вину свою в этом признаю.

ПРОКУРОР: Вы также обвиняетесь в садизме: убили теленка на глазах у коровы-матери и наблюдали его предсмертные судороги, представляя свой конец.

АДВОКАТ: Я протестую. Потребность в пище необходимость, кроме охоты и рыбалки в тайге питаться нечем.

ПРОКУРОР: Вот поэтому вы и сняли с кукана рыбу у своих односельчан, тем самым подтвердив факт воровства.

ПОДСУДИМЫЙ: Мне нужно было чем-то жить.

АДВОКАТ: Протестую! Мой подзащитный находился в исключительных обстоятельствах.

СУДЬЯ: Прошу садиться. Приглашается свидетель Гуськова Настена. Прошу говорить только правду. Дача ложных показаний влечет уголовную ответственность.

Когда вы увиделись в первый раз с мужем? Почему не поставили органы власти в известность? Для чего продали часы?

НАСТЕНА: В начале февраля у нас пропал топор. Только домашние знали, где он хранится. Я сразу подумала об Андрее, взяла краюху хлеба, истопила баню, стала ждать. Вскоре объявился Андрей. С Андреем я была готова разделить всю чашу позора. Именно поэтому я вынуждена была лгать Михеичу, продавать часы, чтобы купить Андрею продукты. В День Победы я радовалась вместе со всеми, но и понимала, что не имею права на эту радость. Была, конечно, и обида: «А как же я? А обо мне он подумал?»

Может, и хорошо, что меня с ребенком ожидал такой конец, всю жизнь на нем бы лежало пятно предательства отца, да и на мне тоже. Однажды я несла чугунок с картошкой, а из него выпали две картофелины, я подумала, что вот и мы с Андреем остались в стороне от людей.

СУДЬЯ: Прошу садиться! Приглашается свидетель Михеич. Догадывались ли вы о присутствии сына вблизи Антоновки?

МИХЕИЧ: Догадывался. Сначала исчез топор, потом ружье, от Андрея не было вестей. Приезжали из города, интересовались, не появлялся ли Андрей. А вот беременность Настены подтвердила все мои подозрения. Я её просил: «Христом Богом молю, дай последний раз увидаться. Че ж он мою седину-то позорит?» А она: «О чем ты, тятя?»

СУДЬЯ: Прошу садиться! Вызывается свидетель, мать Андрея Гуськова, Семеновна. Догадывались ли вы о присутствии сына?

СЕМЕНОВНА: Нет, не догадывалась. До последнего думала, что он без вести пропавший, пусть хоть мертвый огонек мне светит!

ПРОКУРОР: Как вы отнеслись к беременности невестки?

СЕМЕНОВНА: Я ей сказала: «Ты девка, не брюхата ли? О-ёёёй! Стыд-то какой, Господи! Андрюшка прийдет, а она готовая! Брысь из дому, блудня!» А о том, что Андрей не на фронте, даже мысли не допускала.

СУДЬЯ: Прошу садиться! Вызывается свидетель Иннокентий Иванович.

ПРОКУРОР: Почему Вы с милиционером Бурдаком гнались на лодке за Настеной?

Иннокентий Иванович: Я давно её подозревал, еще когда часы мне предлагала, а когда спросил, кто её такой медалью наградил, сомнений не осталось.

СУДЬЯ: Прошу садиться. Приглашается свидетель Надька. Почему вы думали, что ребенок у Настены от Андрея?

НАДЬКА: Сначала я не думала, удивилась. Это че на самом деле деется? Вот это свистулька-пикулька! Андрей ведь убьет! А потом слышу от баб, будто пузо от своего мужика наростила. Андрей, как ты мог подставить под такой удар жену и своего ребенка? Двумя жизнями пришлось расплачиваться за твой позор. Настену деревня не отвергла бы совсем, но пятно на них лежало бы всю жизнь.

ПРОКУРОР: На основании показаний прошу перевести Настену из свидетелей в обвиняемые.

АДВОКАТ: Я протестую! Она пострадала больше всех!

СУДЬЯ: Протест удовлетворен. Переходим к прениям сторон. Слово для обвинения предоставляется прокурору.

ПРОКУРОР: Уважаемый суд! Факт дезертирства доказан. Предлагаю признать Андрея Гуськова виновным в измене Родине, в смерти жены и не родившегося ребенка и в воровстве.

Часть 1: Назначить ему высшую меру наказания: расстрел.

Часть 2: Признать полную потерю нравственно-гражданских качеств.

АДВОКАТ: В связи с признанием своей вины перед Родиной прошу смягчить приговор: исключить пункт об убийстве жены и ребенка, о воровстве.

СУДЬЯ: Подсудимый, признаете ли Вы свою вину?

ПОДСУДИМЫЙ: Да, полностью.

СУДЬЯ: Суд удаляется в совещательную комнату для вынесения приговора.

СЕКРЕТАРЬ: Прошу всех встать, суд идет!

СУДЬЯ: Предоставляется последнее слово подсудимому.

ПОДСУДИМЫЙ: Я согласен с приговором.

АВТОР В. РАСПУТИН: Утеря нравственных устоев влечет за собой потерю нравственного человеческого облика вообще. Одно преступление Андрея потянуло другие. Но Андрей обречен мною на жизнь, чтобы нести нравственное наказание за свое преступление. Потому повесть и называется «Живи и помни». Это наказ и всем нам.

В ролях:

Судья: Амирова Лилия 11 кл.

Секретарь: Бахтиева Регина 8 кл.

Прокурор: Сунчаляев Руслан 11 кл.

Адвокат: Амиров Эльбрус 9 кл.

Подсудимый: Абдрахманов Артур 9 кл.

Настена: Тимербулатова Лидия 9 кл.

Михеич: Янбулатов Наиль 11 кл.

Семеновна: Кабулова Рузиля 8 кл.

Иннокентий Иванович: Бахтиев Рамазан 8 кл.

Фотограф: Жалилов Виль 9 кл.


Top