Основы основ. Позиции рук и ног в классическом танце

Классическая школа балета базируется на основных позициях, служащих опорой и началом для всех остальных балетных па. Из основных позиций образуется множество других танцевальных положений. Балетные позиции выполняются в положении стоя, при этом все мышцы собраны, живот втянут, ягодицы подобраны, осанка прямая. В классическом балете все позиции ног выстраиваются выворотно,), при этом ноги должны быть вывернуты по всей своей длине, начиная с бёдер и заканчивая стопами. Для точного описания всех позиций обратимся к «Основам классического танца» А.Я. Вагановой.

Эти пять исходных положений ног общеизвестны. Их пять, потому что при всем желании вы не найдете шестого положения для выворотных ног, из которого было бы удобно и легко двигаться дальше. Есть les fausses positions (обратные позиции), с носком, обращенным внутрь, и есть полувыворотные положения - позиции ног, применяемые при изучении исторического танца. Но les bonnes positions (выворотные) являются основными для классического танца.

Для читателей, не знающих танца, привожу описание позиций ног: I - обе ступни, повернутые совершенно выворотно, соприкасаются только пятками и образуют одну прямую линию; II - ступни также на одной линии, но между пятками - расстояние величиной в длину одной ступни; III - ступни соприкасаются (выворотно) пятками, которые заходят одна за другую до полуступни; IV - аналогична V позиции, но одна из ног выдвинута в том же положении вперед или назад, так что между ступнями - расстояние маленького шага; V - ступни соприкасаются (выворотно) во всю свою длину, так что носок одной ноги примыкает к пятке другой ноги.

Позиции рук

В своей книге Ваганова описывает три основных позиции рук; все остальные положения, по ее мнению, являются их разновидностью.

Подготовительное положение рук .

Обе руки опущены вниз, кисти направлены внутрь, близки одна к другой, но не соприкасаются, локти слегка округлены, так чтобы рука не соприкасалась с корпусом от локтя до плеча, чтобы рука не прилегала под мышкой. Все пальцы сгруппированы совершенно свободно и мягки в суставах; большой палец соприкасается со средним; кисть не сломана в запястье, но продолжает общую округлую линию всей руки от плеча. Если с начала экзерсиса большой палец не примкнут к третьему, то в процессе экзерсиса от переключения внимания на работу ног, корпуса и проч. он постепенно все больше и больше отходит, и кисть приобретает растопыренный вид. Кончик у мизинца и указательного пальца в закругленном виде. Впоследствии разрешается слегка отойти от группировки пальцев, их как бы сама природа заставила, для придания легкости кисти руки, естественным порядком без напряжения отойти, что и дает художественную окраску кисти руки.

Руки подняты впереди корпуса немного выше пояса. Они должны быть несколько пригнуты, чтобы, открываясь на II позицию, могли свободно разогнуться, раскрыться на всем своем протяжении. При поднимании на I позицию рука поддерживается от плеча до локтя напряжением мускулов верхней своей части.

Руки отведены в сторону, чуть-чуть округло согнуты в локте. Следует хорошо поддерживать локоть тем же напряжением мускулов верхней части руки. Отнюдь нельзя затягивать плечи назад или поднимать их. Нижняя часть руки, от локтя к кисти, удерживается на одном уровне с локтем. Кисть, которая невольно, вследствие этого напряжения, падает и имеет повисший вид, надо тоже поддерживать, чтобы и она участвовала в движении. Удерживая руку в таком положении во время урока, мы даем ей наилучшее воспитание для танца. Сначала она имеет вид искусственный, деланный, но результат скажется потом. О руке уже не придется заботиться, локоть никогда не будет провисать, рука будет легка, отзывчива на каждое положение корпуса, будет жива, естественна и максимально выразительна.

Руки подняты вверх с округлыми локтями, кисти направлены внутрь близко одна к другой, но не соприкасаются и должны быть видимы глазами без поднимания головы. Опуская руки и заканчивая движение из III позиции через II вниз в подготовительное положение, следует это движение делать совершенно просто: рука сама придет в должное положение, достигнув своей конечной позиции внизу. Нужно тщательно избегать неправильной манеры некоторых педагогов, насаждающих приторную пластику: доведя руку до II позиции, они отводят ее несколько назад и при этом поворачивают кисть ладонью вниз, ломая линию. Движение оказывается разбитым, ненужно усложненным и манерным, рука сама повернется естественно, когда надо.

И напоследок детально разберем положение кисти в позициях, и самые распространенные ошибки.

Для лучшего усвоения материала небольшой видеоматериал на эту тему. Всем успехов в изучении классического танца =)

    Первая позиция - Восприятие мира с вашей собственной точки зрения, ассоциированно; одна из трех позиций восприятия. (Смотри также: Вторая позиция и Третья позиция) …

    Первая позиция - нлп Восприятие мира с вашей собственной точки зрения, ассоциированно; одна из трех позиций восприятия. (Смотри также:Вторая позиция и Третья позиция) …

    ПОЗИЦИЯ - ПОЗИЦИЯ, позиции, жен. (лат. positio положение). 1. Положение, расположение (книжн.). Сильная позиция гласного в слове. 2. Место, служащее для расположения войск в бою (воен.). Выгодная позиция. Артиллерийская позиция. || чаще мн. Район боевых… … Толковый словарь Ушакова

    Наша точка зрения; одна из трех умственных позиций: первая позиция ассоциирован с самим собой; вторая позиция с точки зрения другого человека; третья позиция с внешней точки зрения по отношению ко всем людям в данной ситуации. Краткий толковый… … Большая психологическая энциклопедия

    Позиция (хореография) - У этого термина существуют и другие значения, см. Позиция. Позиция (балет) Терминология в балете Происхождение фр. position Автор Пьер Рамо (фр. Pierre Rameau) Появился … Википедия

    позиция - 1) Сумма категориальных признаков (род, число, падеж и т.п.) для первичного элемента словоформы. Для элементов других уровней позиция может означать порядок следования (первая позиция и т.д.). 2) (синтакс.). Способность словоформы занимать… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Позиция восприятия - Наша точка зрения; одна из трех умственных позиций: первая позиция ассоциирован с самим собой; вторая позиция с точки зрения другого человека; третья позиция с внешней точки зрения по отношению ко всем людям в данной ситуации … Словарь нейролингвистического программирования

    Позиция восприятия - нлп Наша точка зрения; одна из трех умственных позиций: первая позиция ассоциирован с самим собой; вторая позиция с точки зрения другого человека; третья позиция с внешней точки зрения по отношению ко всем людям в данной ситуации … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Первая мировая война - Первая мировая война … Википедия

    ПОЗИЦИЯ - (лат., положение). 1) Положение, расположение, постановка, размещение; 2) Постановка ног в танцах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПОЗИЦИЯ 1) местность, занимаемая войсками в силу тактических… … Словарь иностранных слов русского языка

Книги

  • Школы игры на виолончели , К.Ю.Давыдов , Виолончельная Школа К. Ю. Давыдова была написана в 1887 1888 гг. Это сочинение выдающегося русского виолончелиста и педагога, получившее заслуженное признание всего виолончельного мира… Категория: Искусство Серия: Издатель: ЁЁ Медиа , Купить за 1838 руб
  • Практики осознанных сновидений. Книга первая. Удивительные истории из снов. Реальнее и чище прикосновение иного. Какая глубина и понимание духовных слов. Но память, память остается за порогом , Андрей Накагава , Автор описал четвертое состояние осознания – осознающее себя пространство, не привязанное к какому-либо телу – это позиция наблюдателя сновидения. В этой книге заложено понимание заповеди –… Категория: Современная русская литература Издатель:

Позицией называется исходное положение, принимаемое боксером в начале боя и сохраняемое им в течение всего боя между моментами атаки и защиты. Нужно, однако, сказать, что позиция очень сильно видоизменяется в зависимости от индивидуальности боксера; кроме того, опытный боксер, будет изменять свою позицию, применяясь к особенностям противника.

Позиция имеет своей задачей создать наиболее выгодное положение для нападения и защиты и дать возможность боксеру сохранить полную подвижность. Поэтому правильной позицией может быть названа только та, которая способствует быстрому нанесению удара и перемещению боксера вперед, назад и в стороны.

Типовая позиция

Положение ног и корпуса. При типовой позиции (рис. 1) ноги боксера располагаются следующим образом: ступня левой ноги направлена на противника, пятка несколько повернута наружу, правая нога отставлена на полшага назад и вправо, ступня почти параллельна левой ступне и несколько приподнята. Колено правой ноги немного согнуто, тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги. Корпус обращен вполоборота к противнику, левое плечо впереди и немного выше правого. Поясница не напряжена и немного согнута.

Метод обучения следующий: 1) стать прямо, ноги вместе (как в строю), корпус не напряжен, 2) повернуться и пол-оборота направо, 3) переставить левую ногу на полшага в сторону, 4) повернуть левую ступню на пол-оборота влево, 5) лицо и левое плечо повернуты по линии: правая пятка, левый носок, 6) пятку правой ноги отделить от пола приблизительно на 2 – 2 1 / 3 см.

Положение рук. Левая рука полусогнута; часть руки от плеча до локтя защищает левую сторону груди и сердце; предплечье направлено на противника; кулак составляет прямое продолжение предплечья и находится не ниже солнечного сплетения и не выше левого плеча. Тыловая сторона кулака направлена наружу.

Правая рука полусогнута, часть руки от плеча до локтя защищает правую сторону груди, предплечье защищает печень и солнечное сплетение, кулак находится не ниже левого соска и не выше подбородка. Тыловая сторона кулака обращена наружу.

Следует также указать на правильный способ держать кулак. Большой палец должен быть согнут, и второй сустав его прижат ко вторым суставам указательного и среднего пальцев. Запястье не должно быть согнуто, и кулак всегда является продолжением предплечья. Кулаки должны быть сжаты слабо.

Мышцы всего тела готовы к движению, но не напряжены.

Положение головы. Голова повернута вполоборота налево и несколько наклонена вниз. Подбородок опущен, но не прижат к груди.

Преимущества типовой позиции. Преимущества этой позиции следующие: равномерное распределение веса и свободное положение ног позволяют боксеру быстро и неожиданно передвигаться в любом направлении. Левая рука готова к прямому удару, к хуку или к апперкоту.

Наиболее уязвимые части тела (нижняя челюсть, подбородок, солнечное сплетение) защищены правой рукой.

Ошибки. У начинающих наблюдаются следующие ошибки:

а) вес тела распределен неправильно; перенесение веса тела на переднюю ногу затрудняет движение вперед, на заднюю – назад;

б) слишком широко расставлены ноги, или слишком сильно согнуты колени; это также сильно уменьшает подвижность и устойчивость;

в) опущена левая рука, и тем самым замедлен «прямой» левой;

г) опущена правая рука, что вызывает открытие челюсти;

д) руки прижаты к телу, и боксер лишен возможности быстро нанести удар;

е) голова наклонена налево; это открывает челюсть для удара справа. Дело в том, что при указанной позиции, благодаря положению рук и повороту корпуса, левое плечо несколько поднято, а правое опущено; наклон головы налево, к поднятому левому плечу, совершенно закрывает левую сторону челюсти, но вместе с тем совершенно открывает правую. При указанном выше положении головы челюсть равномерно защищена обоими плечами;

ж) кулаки сильно сжаты, что вызывает напряжение всех мышц рук и тем лишает удар необходимой быстроты;

з) пятка задней ноги не отделена от пола, что лишает заднюю ногу роли пружины при начале удара.

Описанная нами позиция есть позиция левосторонняя, при которой к противнику обращены левая рука и левое плечо. Эта левосторонность объясняется следующим: у большинства боксеров правая рука гораздо сильнее левой, но зато левая рука быстрее правой. Поэтому левая рука служит для разведки, обмана, завязки боя и встречных ударов при атаке противника. Правая же рука остается в запасе до тех пор, пока ошибка противника или подготовительная работа левой руки не даст возможности уверенно и точно нанести удар в незащищенное место. Для того чтобы левая рука могла выполнять возложенные на нее задачи, нужно, чтобы она была возможно ближе к противнику.

Защитная позиция (крауч)

Бывают моменты боя, когда боксеру целесообразно принять более закрытую позицию, так называемый «крауч» (рис. 2).

Когда во время боя бойцы удаляются друг от друга, целесообразно принять более открытую позицию, несколько опустить руки и выпрямиться, а при бое на близкой дистанции – более закрытую позицию (crouch, крауч).

Положение ног в защитной позиции такое же, как и при типовой; поясница и спина согнуты несколько больше, голова наклонена вниз, так что подбородок касается груди и лоб обращен к противнику, обе руки полусогнуты, кулаки немного выше солнечного сплетения и направлены на противника, тыльные стороны наружу и немного вниз, левое плечо чуть-чуть впереди правого.

Крауч принимает боксер, когда ему приходится работать с более быстрым противником и ему необходимо уменьшить площадь для попадания ударов. Крауч, давая большее закрытие, вместе с тем сильно уменьшает подвижность боксера; в силу этого, имея преимущество перед своим противником в скорости и легкости передвижения, не следует им злоупотреблять.


Top