Остаются ли верующие праведниками, если они грешат? Тезисы: «семь раз упадет праведник и встанет Бедный вечный город.

Свт. Кесарий Арелатский

С Божьей помощью мы и можем, и должны пребывать без великих грехов. Малые же прегрешения кружатся вокруг точно мухи, постоянно нас тревожа и жаля. <…> Ибо помышлением ли, или изволением, словом ли, или делом, нуждою ли, или слабостью, или забвением прокрадываются к нам многочисленнейшие грехи. Ведь тот, кто считает лишь смертные грехи и против таковых только ревнует вести брань, а на малые ополчается либо мало, либо вообще никак, подвергает себя не меньшей опасности, чем тот, кто совершает великие грехи. Итак, не будем же презирать грехи наши за то, что малы, но убоимся их потому, что числом велики. Ведь и капли дождевые малы, но по многочисленности своей и реки наполняют, и дома подкапывают, а иногда и напором своим горы движут.

Проповеди.

Прп. Иоанн Кассиан

ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель

Что же касается малозначительных грехов, в которые и праведник семь раз в день впадает, то покаяние за них никогда не должно прекращаться, ибо мы каждодневно волею или неволею делаем их то по неведению, то по забвению, в мысли и в слове, то по обольщению, то по неизбежному увлечению или по немощи плоти. О таких грехах говорит Давид, умоляя Господа очистить и простить: Кто усмотрит погрешности свои? От тайных [моих] очисти меня (Пс 18:13) ; и апостол Павел: …не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим 7:15, 24) .

Собеседования.

Прп Исидор Пелусиот

седмерицею бо падет праведный и востанет, нечестивии же изнемогут в злых

На слова: седмерицею падет праведный

Сие: седмерицею падет праведный , - сказано не просто, но потому, что борющийся законно падет необходимо и подвижнически. Сие же не во всяком случае является причиною поражения, но часто приводит и к победе. И многие, пав, истощили силу тех, которые думали устоять, ударом ноги заставив их повергнуться всем телом на землю и похитив у них победу. Почему приточник не только сказал: падет , но присовокупил: и возстанет , - чтобы указать на венец. Если же человек, когда и падет, немедленно соберется с силами и восстанет, то рассуди, насколько он доблестен.

Письма. Книга III.

Прп. Максим Исповедник

Семь раз упадет праведник и встанет

Справедливо будет полагать, что здесь говорится о единственном истинном праведнике - Господе нашем Иисусе Христе. Так вот, если сказано, что Он в нас упал и поднялся, из человеколюбия восприняв все наше, то наша природа упала семь раз. В первый раз, когда произошло преступление праотца; во второй раз, когда Каин дерзнул совершить кровопролитие, первым изобретя убийство для [человеческой] природы; в третий раз - в поколение Ноя, в котором не пребывал Дух Божий, ибо эти люди были плоть ; в четвертый раз, когда возводили башню; в пятый раз - в поколение Авраама, из которого он один ходил пред Богом; в шестой раз - при Моисее: его поколение настолько впало в безбожие, что Моисей был послан Богом, дабы избавить его от такого нечестия; в седьмой раз - в поколение пророков, которое мерой зла превзошло предшествующие поколения. Так вот, как было сказано, наша природа упала семь раз, и Господь, движимый неизреченным человеколюбием, восстановил эту природу, соединив ее с Собою по ипостаси.

Вопросы и затруднения.

Блаж. Августин

ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель

Семь раз упадет праведник, и встанет (Притч 24:16) означает, что сколько бы раз праведный ни падал, он не погибнет.

О граде Божьем.

В соответствии со всякой неудачей, какая происходит в глазах людей с человеком, сказано: семь раз упадет ; а о том, что приобретет он ото всех этих несчастий, говорится: встанет (Притч 24:16) .

Ибо семь раз падет праведник и встанет, а нечестивые изнемогут в бедствиях (Притч 24:16; LXX). Когда невзгоды выпадают нечестивым, то в них они ослабевают; когда невзгоды выпадут праведным, то укрепляет Господь всех павших… и воодушевляет всех отверженных, всех, кто принадлежит Ему. Ибо Бог гордым противится (Иак 4:6) .

Толкование на Псалмы.

Беда Достопочтенный

ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель

Никто, наверное, не подумает, что сможет, как учит Пелагий, прожить свободно от прегрешений и долгов, когда увидит, что и апостолы по наставлению Господа молились об отпущении своих грехов. Также и в другом месте написано: … семь раз упадет праведник, и встанет (Притч 24:16) , - ибо, действительно, невозможно, чтобы кто-либо из святых ни разу не поскользнулся на одном из тех незначительных грехов, что допускаются в речи, в помыслах, по незнанию, по забвению, по необходимости, по воле, по неожиданности. Однако при этом они не перестают быть праведными, ибо тотчас, с Божьей помощью, встают.

…Пусть даже праведнику и случится согрешить по немощи плоти или незнанию, он все же не перестает быть праведным: он ежедневно допускает подобного рода неизбежные грехи, но ежедневно и излечивает себя целебной мазью молитвы и добрых дел, которая тотчас поднимает на ноги согрешившего праведника, не позволяя ему пасть на землю и осквернить прахом пороков свадебные одежды любви и веры.

О семи Кафолических посланиях.

Магн Аврелий Кассиодор

ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель

Сказано, что христианин возрождается двумя способами: когда, от смерти греховной в мире сем освобождаясь по благодати, он становится оправданным Богом, как и премудрейший Соломон говорит: …семь раз упадёт праведник и встанет (Притч 24:16) . Говорится и о том общем воскресении, в котором праведные наследуют вечную награду.

Изъяснение Псалмов.

1–2. Предостережение от подражания людям нечестивым. 3–6. Похвала мудрости и ее благотворным следствиям. 7–10. Против глупости, коварства и под. 11–12. Увещание защищать приговоренных к смерти. 13–14. Увещание стремиться к мудрости. 15–18. Против коварства и злорадства. 19–22. Призыв к великодушию и предостережение от сообщества с мятежниками. 23–29. Предостережение против лицеприятия, пристрастий и неправды. 30–34. Изображение гибельности, лености и ее последствий.

. Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними,

. потому что о насилии по­мышляет сердце их, и о злом говорят уста их.

Мысль этих стихов представляет раскрытие .

. Мудростью устрояет­ся дом и ра­зу­мом утверждает­ся,

. и с уменьем внутрен­ности его наполняют­ся всяким драгоцен­ным и пре­красным имуще­с­т­вом.

. Человек мудрый силен, и человек ра­зу­мный укрепляет силу свою.

. Поэтому с обдуман­ностью веди войну твою, и успех будет при множе­с­т­ве совещаний.

В противоположность нечестию мудрость благочестие для обладателей ее соединяется с разного рода вещественными благами – в быту домашнем (ст. 3–4) и общественном, напр., в воинском деле (ст. 5–6).

. Для глупого слишком высока мудрость; у ворот не откроет он уст сво­их.

. Кто замышляет сделать зло, того называют зло­умышлен­ником.

. Помысл глупости – грех, и кощун­ник – мерзость для людей.

Глупый и нечестивый, напротив бессилен и беспомощен в том случае, когда ему предстоит выступить в какой-либо общественной деятельности; вся его энергия обращена на коварные замыслы (ст. 8) и вся исчерпывается греховными пред Богом и мерзкими пред людьми деяниями (ст. 9).

. Если ты в день бедствия ока­за­л­ся слабым, то бедна сила твоя.

. Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обречен­ных на убие­ние?

. Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испыту­ю­щий сердцá раз­ве не знает? Наблюда­ю­щий над душею твоею знает это, и воз­даст человеку по делам его.

Мудрость же владеет искусством спасать себя (ст. 10) и других, даже из крайних бедствий (ст. 11), причем устраняется, опровергается всегда возможная эгоистическая отговорка черствого сердца «я не знаю такого-то, следовательно, свободен от обязанностей в отношении к нему» – указанием на всевидящий и всеобъемлющий Промысл Божий, пред которым не оправдается никто, допускающий погибнуть своим собратьям. В объяснение наставления стиха 11 некоторые указывали на раввино-талмудические правила, обязывавшее всякого человека, знавшего что-либо в оправдание осужденного на смерть, непременно выступить со своим показанием (Мишна, Сан-хедрин VI, 1). Но едва ли обычай этот имел уже место в библейскую эпоху; притом наставление ст. 11 относится не только к судебным делам, но имеет и более широкий объем, относясь ко всевозможным случаям смертной опасности ближних. h5 . Ешь, сын мой, мед, по­тому что он при­ятен, и сот, который сладок для гортани твоей:

. таково и по­знание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее, то есть будущность, и надежда твоя не по­теряна.

Мудрость по спасительным плодам своим подобна сладости и пользе меда; и плоды эти не только сказываются в настоящем, но достигают и пределов будущего (ст. 14, сн. ).

. Не зло­умышляй, нечестивый, про­тив жилища праведника, не опустошай места по­коя его,

. ибо семь раз­ упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в по­гибель.

. Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселит­ся сердце твое, когда он споткнет­ся.

. Иначе, увидит Го­с­по­дь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой.

Внушается при несчастиях праведников и нечестивых обращать внимание на конечный исход, неодинаковый для одних и других страданий (ст. 16). Вместе с тем делается предостережение от злорадства врагу при его несчастии, так как это неугодно Господу (ст. 17–18, сн. ).

. Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым,

. потому что злой не имеет будущности, – светильник нечестивых угаснет.

. Бойся, сын мой, Го­с­по­да и царя; с мятежниками не сообщайся,

. потому что внезапно при­дет по­гибель от них, и беду от них обо­их кто пред­узнает?

Повторяется (ср. ст. 1) наставление – не завидовать нечестивым (см. 19), так как конечная участь их будет безотрадна (ст. 20, сн. ). В заключение указывается на страх Божий, но при этом с собственно страхом Божиим предписывается и страх перед царем, как представителем правления Божия в обществе людей (ст. 21–23, сн. ; ).

. Ска­за­но также мудрыми: иметь лицеприятие на суде – нехорошо.

. Кто говорит виновному: «ты прав», того будут про­клинать народы, того будут не­на­видеть племена;

. а облича­ю­щие будут любимы, и на них при­дет благо­слове­ние.

. В уста целует, кто отвечает словами верными.

. Соверши дела твои вне дома, окончи их на по­ле твоем, и по­том устрояй и дом твой.

. Не будь лжесвидетелем на ближнего твоего: к чему тебе обманы­вать устами тво­ими?

. Не говори: «как он по­ступил со мною, так и я по­ступлю с ним, воз­дам человеку по делам его».

Новая группа изречении «мудры х» начинается осуждением лицеприятия (ст. 23–24), за которое угрожается проклятием народов: извращение правды и справедливости на суде всюду служит источником гибели благосостояния народов. Напротив, высоко одобряется неподкупность и верность в словах, суждениях и делах (ст. 25–25, сн. 28). Два других наставления этого отдела – одно практического свойства: прежде внутреннего благоустройства дома и семьи необходимо устроить самую внешнюю сторону жизни – полевое и домашнее хозяйство (ст. 27), другие – чисто нравоучительного, и притом с характером евангельской чистоты и высоты: не должно воздавать злом за зло (ст. 29, сн.

. «немного по­спишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, по­лежишь, –

. и при­дет, как про­хожий, бедность твоя, и нужда твоя – как человек вооружен­ный».

Пагубные последствия лености изображаются на примере состояния поля и виноградника ленивого. Это – не аллегория духовной распущенности, как полагали некоторые толкователи, а прямое изображение порока лености с гибельными ее следствиями – урок, почерпнутый Премудрыми из опытного наблюдения (ст. 32). Ст. 33–34 представляют воспроизведение .

Притчи 24:16

Бога не удивишь падениями. Его слово нас успокаи­вает: "Ничего, что ты снова упал, у тебя есть еще один шанс подняться". "О, это происходило уже семь раз! У меня уже больше нет сил и веры в себя!" - в отчаянии говорим мы. А Бог снова отвечает: "Не беспокойся. До­статочно тебе благодати Моей, чтобы ты поднялся и в этот раз!"

Когда мы падаем и даже в эти тяжелые времена по­нимаем, что Бог нас любит, то становимся более уве­ренными в себе, приобретаем силу не грешить и споты­каемся все реже и реже. Бог снова и снова доказывает Свою любовь к нам, когда мы, опять совершив ряд ошибок, приходим к Нему, а Он поднимает нас, про­должает любить. Это доверие и служит лучшим моти­вом еще большей любви к Господу.

Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?

Римлянам 2:4

Но мы ни в коем случае не должны пренебрегать Бо­жьей добротой. Божья благость - это не вседозволен­ность, но помощь, когда мы попадаем в ловушку греха.

Цель Бога больше, чем просто предотвращение каких-то поступков. Он хочет, чтобы мы узнали истину, полюбили Его и именно из-за этой любви не хотели бы грешить и огорчать Его. Для Бога важны не правила, а взаимоотношения. И там, где мы ошибаемся, Он под­сказывает нам выход. Именно богатство Его любви, доброты приводит нас к истинному покаянию. Он по­беждает нас и покупает нас не Своим законом, а благо­датью. Это Его оружие, Его карающий меч.

К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

Галатам 5:13,14

Если мы не поймем и не научимся жить по благода­ти, то просто отгородимся от мира и станем недоступ­ными и надменными. Мы будем фанатиками, которые судят всех и гордо превозносятся над другими, считают себя праведниками. В своих глазах мы станем велики­ми людьми, но, в действительности, будем очень легки на весах Божьих. Л. Н. Толстой сказал: "Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель - то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь".

Скрижали сердца

От сложнейших правил и запретов в Ветхом завете Бог переводит нас к другому способу существования - жизни в соответствии со своими внутренними принци­пами. У каждого из нас индивидуальная внутренняя духовная ответственность. Мы можем действовать по личному усмотрению в соответствии со своей совестью, голосом Божьим внутри нас. Бог всегда хочет, чтобы мы поступали не по внешним правилам и запретам, но по тому, что написано на скрижалях нашего сердца.



Недавно я услышал результаты одного любопытного исследования. Психологи изучали вопрос о том, что ру­ководит людьми. Они взяли большое число респонден­тов и создали условия, чтобы те думали, что за ними никто не наблю­дает. К примеру, студентам "случай­но" оставили правильные ответы теста на столе преподавателя, когда тот вышел. Или около рабочих оставили стройматериалы, которые якобы забыли перево­зящие их курьеры. И вот какой был результат. Если лю­ди были уверены, что никто не узнает об их лукавстве или воровстве, то они с удовольствием брали то, что им не принадлежало. Более семидесяти процентов, будучи уверенными, что им ничего за это не будет, пошли на нечестный шаг. И только тридцать процентов руковод­ствовались внутренними принципами. Им было все равно, что их никто за этот поступок не будет ругать, что они могут избежать ответственности. Они не могли пойти против своей внутренней позиции. Даже когда их никто не видел, они вели себя так, словно вокруг них находится много свидетелей. Именно об этих людях можно сказать, что их жизнь управляема изнутри, а не снаружи.

Во втором Послании Коринфянам 3:3 Павел радуется за своих последователей, что они своим служением по­казывают, что законы Божьи в их жизни записаны "не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца".

Религия говорит, что в точности нужно делать и что нельзя, таким образом, принося скованность и зажатость. Мы перестаем быть творческими, потому что это возможно только в любви. Мы отучаемся думать и при­нимать собственные решения. Нами начинают управ­лять правила, уставы и замечания. Мы действуем не по любви, а по принуждению.

Закон не может, да и никогда не предназначался для того, чтобы принести свободу. Истина делает нас сво­бодными. А чтобы познать истину, нужно иметь право выбора.


Одна из проповедей Пастора Аркадия Хемчана.


И сказал Иисус ученикам Своим: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах (Лк.24:44).



А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает (Евр.11:6).


Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав; потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло от того, что он не знает, что будет; и как это будет - кто скажет ему? (Еккл.8:5-7).


Иисус сказал ученикам Своим: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют (Лк.8:10).


Псалом Давида. Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани, милость моя и ограждение мое, прибежище мое и Избавитель мой, щит мой, - и я на Него уповаю; Он подчиняет мне народ мой (Пс.143:1-2).


1. Господь, твердыня моя;


2. Господь научающий руки мои битве;


3. Господь научающий персты мои брани;


4. Господь милость моя;


5. Господь ограждение мое;


6. Господь прибежище мое;


7. Господь Избавитель мой;


8. Господь щит мой;


9. Господь упование моё;


10. Господь подчиняет мне.


Господь – мой Щит.


1. Защита от гнева Божия.


2. Защита от обольщения лукавого.


3. Защита от злого и клеветнического языка.


4. Защита от суетной жизни, переданной от отцов.


5. Защита от проклятия болезни.


6. Защита от проклятия нищеты.


7. Защита от проклятия преждевременной смерти.


1. Определения, заключённые в имени Бога «Щит».


2. Роль Бога, как Щита, в защите человека.


3. Роль человека, в соработе с именем Бога «Щит».


4. Результаты от соработы с Щитом Бога в жизни человека.


Определение имени Бога, в достоинстве «Щита».


Во-первых: В достоинстве и проявлении Щита, Бог является непосредственно только для Авраама и его потомков:


После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика (Быт.15:1).


Чтобы стать потомками Авраама – необходимо родиться свыше через принятие Иисуса Христа Своим Спасителем:


Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою – ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, - дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою (Гал.3:13-14).


Результатом, что мы приняли Иисуса Христа – будет познание, что во Христе Иисусе, Бог не вменяет нам греха.


Блажен человек, которому Господь не вменит греха. Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность. Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.


И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,


И отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании. Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование – быть наследником мира, но праведностью веры (Рим.4:8-13).


Бог становится нашим Щитом, – когда мы оставляем или забываем, свой народ и дом своего отца:


И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя,


И возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные (Быт.12:1-3).


Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего (Пс.44:11).


Бог становится нашим Щитом, – когда мы берём на себя ответственность за защиту своего призвания.


Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана; и, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска;


И возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ. Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская; и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего, -


И благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего (Быт.14:14-20).


Князья народов собрались к народу Бога Авраамова, ибо щиты земли – Божии; Он превознесен над ними (Пс.46:10).


Во-вторых: Щитом для всех детей Авраама – является кровь завета, нанесённая на перекладину и косяки дверей их естества:


И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую (Исх.12:13).


И сделал царь Соломон двести больших щитов из кованого золота, - по шестисот сиклей кованого золота пошло на каждый щит, - и триста щитов меньших из кованого золота, - по триста сиклей золота пошло на каждый щит; и поставил их царь в доме из Ливанского дерева (2.Пар.9:15,16).


Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца (1Пет.1:18,19).


Двести щитов:


И венцы на обоих столбах вверху, прямо над выпуклостью, которая подле сетки; и на другом венце, рядами кругом, двести гранатовых яблок (3.Цар.7:20).


Из сынов Иссахаровых пришли люди разумные, которые знали, что когда надлежало делать Израилю, - их было двести главных, и все братья их следовали слову их (1.Пар.12:32).


А мой виноградник у меня при себе. Тысяча пусть тебе, Соломон, а двести - стерегущим плоды его (Песн.8:12).


И дал Давид Орне за это место шестьсот сиклей золота (1.Пар.21:25).


И сделал Святое Святых: длина его по широте дома в двадцать локтей, и ширина его в двадцать локтей; и покрыл его лучшим золотом на шестьсот талантов (2.Пар.3:8).


Триста щитов:


Хелкия и Захария и Иехиил, начальствующие в доме Божием, дали священникам для жертвы пасхальной триста волов (2.Пар.35:8).


И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей (Быт.5:22).


И сделай его так: длина ковчега триста локтей (Быт.6:15).


И было число лакавших ртом своим с руки триста человек; весь же остальной народ наклонялся на колени свои пить воду (Суд.7:6).


И пошел Самсон, и поймал триста лисиц, и взял факелы, и связал хвост с хвостом, и привязал по факелу между двумя хвостами (Суд.15:4).


В-третьих: Щитом для всех детей Авраама – является истина Бога, означенная в Писании:


Щит и ограждение – истина Его (Пс.90:4).


Ты покров мой и щит мой; на слово Твое уповаю (Пс.118:114).


Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин.8:31,32).


В-четвёртых: Щитом для всех детей Авраама – является благоволение Бога:


Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его (Пс.5:13).


Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение (Иер.31:3).


Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того,


Которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения (2.Фес.2:7-10).


В-пятых: Щитом для всех детей Авраама – является соработа нашей веры с верой Божией:


А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого (Еф.6:16).


У потомков Рувима и Гада и полуплемени Манассиина было людей воинственных, мужей носящих щит и меч, стреляющих из лука и приученных к битве, сорок четыре тысячи семьсот шестьдесят, выходящих на войну (1.Пар.5:18).


В-шестых: Щитом для всех детей Авраама – является защита и уважение суверенных границ, как своих, так и своего ближнего:


Не передвигай межи давней и на поля сирот не заходи, потому что Защитник их силен; Он вступится в дело их с тобою (Прит.23:10-11).


Люди, обладающие и зависящие от контролирующего духа теряют право на защиту Божию. . .


Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал.5:1).


В-седьмых: Щитом для всех детей Авраама – является их правое сердце:


Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем (Пс.7:11).


Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь (Пс.65:18).


Ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель (Прит.24:16).




Top