Тематика индивидуальных проектов по информатике. Индивидуальный проект по информатике

Темы проектов по информатике в 7 классе

Internet - игрушка, помощник или враг?
MS PowerPoint - область применения и скрытые возможности.
Алгоритм - модель деятельности.
Аппаратные и программные средства для разработки презентаций.
Безопасный Интернет дома.
Будущее компьютеров
Виды информационных технологий.
Визитная карточка.
Влияние компьютера на здоровье человека.
Возможности и перспективы развития компьютерной графики.
Война ПК и книги.
Выбери ПК.
Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС.

Жизненный цикл программных систем.
Зрительные иллюзии.
Измерение информации.
Информационно-комуникационные технологии в киноиндустрии. Создание фильма «Аватар».
Исторический ракурс: от абака до персонального компьютера
История Операционных Систем для персонального компьютера (сравнение старых и новых версий).
История хранения информации
Как стать WEB-дизайнером.
Как украсть информацию?
Клавиатура. История развития.
Клиентские программы для работы с электронной почтой. Особенности их использования и конфигурирования.
Компьютерная графика.
Компьютерная революция: социальные перспективы и последствия.
Компьютерный сленг.
Кто владеет информацией, тот владеет миром.

Мир компьютерного дизайна
Мои любимые компьютерные программы
Мультимедиасистемы. Компьютер и видео.
Мультимедиасистемы. Компьютер и музыка.
О гиперссылке.
Образовательные ресурсы сети Internet.
Досуговые ресурсы сети Internet.
Полезные программы для Вашего компьютера.
Разнообразные способы кодирования информации..
Роль компьютерных игр в жизни учащихся.
Россия и Интернет

Дисплеи, их эволюция, направления развития.
Печатающие устройства, их эволюция, направления развития.
Сканеры и программная поддержка их работы.
Средства ввода и вывода звуковой информации.
История формирования всемирной сети Internet. Современная статистика Internet.
Структура Internet. Руководящие органы и стандарты Internet.
Каналы связи и способы доступа в Internet.
Модемы и протоколы обмена.
Оборудование и цифровые технологии доступа в Internet.
Создание анимации» (на свободную тему) в программе Macromedia Flash
Создание стиля оформления доклада
Технологии в облаках.
Технология обработки текстовой информации.
Файлы и файловая система
Хранение информации
Двоичное кодирование информации.
Эволюция ЭВМ
Электронные учебники по выбранным темам.
Язык компьютера и человека.

Темы проектов по информатике в 8 классе

3D - моделирование.
Hardware&Software.
Вирусы и борьба с ними.
Влияние интернет СМИ на формирование нравственности.
«Визуальное» программирование. VISUAL BASIC, C, PROLOG.
Все о DELPHI.
Где и как можно использовать роботов?
Графика в среде программирования PascalABC.
Информационное общество
Информация в живой и неживой природе.
Использование компьютерных технологий при изучении английского языка.
История и развитие концепции свободного программного обеспечения.
История компьютерного пиратства и систем защиты информации.
Как возникли различные системы счисления.
Как кодируется графическое изображение.
Как устроен Интернет?
Кибернетика - наука об управлении.
Коммуникационные технологии.
Компьютеризация 21 века. Перспективы.
Кроссворды по информатике.
Методы обработки и передачи информации
Методы управления проектами при разработке программных систем.
Методы проектирования программных систем.
Модульный подход к программированию.
Структурный подход к программированию.
Объектный подход к программированию.
Декларативный подход к программированию.
Параллельное программирование.
Case - технологии разработки программных систем.
Доказательное программирование.
Внешние команды MS DOS.
История развития операционной системы WINDOWS.

Сравнительный анализ операционных систем WINDOWS и MAC OS.
Особенности операционной системы WINDOWS NT WORKSTATION.
Перспективы развития операционной системы WINDOWS.
Особенности и возможности файловых оболочек типа VOLKOV COMMANDER, DOS NAVIGATOR, FAR, DISC COMMANDER и т.п.
Утилиты NORTON UTILITS и подобные.
Искусственный интеллект и логическое программирование.
Макропрограммирование в среде Microsoft OFFICE.
Программирование на HTML, JAVA.
Издательская система TEX как система программирования.

Никлаус Вирт. Структурное программирование. Pascal и Modula.
Что мы знаем о Fortran?
История языка Бейсик.
Язык Ассемблера.
Алгоритмический язык Ершова.
Все о Logo-мирах.
История программирования в лицах.
Язык программирования ADA.
Язык программирования PL/1.
Язык программирования Algol.
Язык программирования Си.
О фирмах-разработчиках систем программирования.
Языки программирования в СУБД.
О системах программирования для учебных целей.
Программное обеспечение сети Internet: операционные системы серверов.
Программное обеспечение сети Internet: серверное программное обеспечение.
Протоколы и сервисы сети Internet.
Развитие стандартов кодирования сообщений электронной почты.
Телеконференция системы Usenet.

Микропроцессоры, история создания, использование в современной технике.
Мир без Интернета
Моделирование геометрических операций в графических редакторах.
Нормальные алгоритмы Маркова и ассоциативные исчисления в исследованиях по искусственному интеллекту.
Популярные антивирусные программные средства.
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.
Правила этикета при работе с компьютерной сетью.
Применение в цифровой электронике двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления.
Принтеры - сравнение старых и новых моделей.
Программирование в PHP DevelStudio.
Распознавание текста и системы компьютерного перевода.
Самые популярные онлайн-игры.
Современные накопители информации, используемые в вычислительной технике.
Современные парадигмы программирования. Что дальше?
Создание искусственного интеллекта как искусственного разума: миф или реальность?
Социальные сети в жизни учащихся нашей школы.
Спам и защита от него.
Техника безопасности при работе с ПК 30 лет назад и сейчас.
Шифрование информации.
Языки программирования - история их создания, использования, дальнейшего развития

Темы исследовательских проектов по информатике 9 класс

На данной странице подобраны актуальные темы проектов по информатике и ИКТ для 9 класса , на основе которых ученик вместе с учителем может выбрать для себя наиболее подходящую требованиям идею для изучения. Тема должна содержать информативную основу - методы исследовательской работы, теоретическую значимость, практическую значимость работы и пр.

Данный раздел содержит темы проектов по информатике для 9 класса школы, посвященные таким сферам изучения компьютерных технологий - сеть Интернет, авторское право в Интернете и киберпреступность, история создания и развития ЭВМ, информационные справочные и поисковые системы и прочее.

Представленные ниже темы исследовательских работ по информатике для 9 класса можно видоизменить, конкретизируя или расширяя формулировку. Например, можно добавить практические методы исследования - наблюдение, интервью, анкетирование, опрос. Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Данные темы проектных исследовательских работ по информатике рекомендуются для школьников 9 класса, которые желают улучшить свои знания по предмету информатика и в дальнейшем продолжить изучение информационных технологий и программирования.

Авторское право и Internet.
Векторные графические редакторы.
Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа».
Интернет-зависимость - проблема современного общества.
Информационный бизнес.
Искусственный интеллект и ЭВМ.
Киберпреступность.
Кодирование и обработка звуковой информации.
Компьютер внутри нас. (какие информационные процессы происходят внутри человека, (безусловный рефлекс, ощущение боли) и оценить их с точки зрения теории информации)
Мировые информационные войны.
Обучающие системы. Средства создания электронных учебников.
О программах-браузерах в Интернете.
О программах-поисковиках в Интернете.
Обучающие системы.Средства создания систем диагностики и контроля знаний.
Пакет MathCad.
Развитие программных средств математических вычислений от Eureka до Mathematica.
Информационная система (база данных) «Борей».
Информационные справочные системы в человеческом обществе.
Информационные поисковые системы в человеческом обществе.
Базы данных и Интернет.
Геоинформационные системы.
Проектирование и программирование баз данных.
Информационная система «Галактика».
Информационная система «Консультант плюс»
Информационная система «Гарант плюс».
Докомпьютерная история развития вычислительной техники.
Вклад Ч.Бэббиджа в разработку принципов функционирования автоматических цифровых вычислительных машин.
Работы Дж. Фон Неймана по теории вычислительных машин.
История создания и развития ЭВМ 1-го поколения.
История создания и развития ЭВМ 2-го поколения.
История создания и развития ЭВМ 3-го поколения.
История создания и развития ЭВМ 4-го поколения.
Микропроцессоры, история создания, использование в современной технике.
Персональные ЭВМ, история создания, место в современном мире.
Супер-ЭВМ, назначение,возможности, принципы построения.
Проект ЭВМ 5-го поколения: замысел и реальность.
Многопроцессорные ЭВМ и распараллеливание программ.
Интерактивные элементы Web-страниц и скрипты.
Поисковые сайты и технологии поиска информации в Internet.
Электронная коммерция и реклама в сети Internet.
Молодёжный компьютерный сленг
Операционная система. Принципы и задачи.
Организация данных
Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.
Проблема защиты интеллектуальной собственности в Интернете.
Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML.
Растровые графические редакторы.
Системы управления распределенными базами данных. ORACLE и другие.
Сравнение мобильных операционных систем iOS и Android.
Сетевые и телекоммуникационные сервисные программы.
Системы компьютерной алгебры.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 имени В.В.Клочкова

Творческий проект

«Создание мультфильма на ПК в программе MS Power Point »

Работу выполнили:

Юрасова Наталья Николаевна

Шихотова Мария Александровна

учащиеся 8 д класса

Руководитель:

Виноградова Елена Н иколаевна

учитель информатики и ИКТ

г. Чкаловск

2015

По продолжительности

Мультфильмы длительностью обычно более 70 минут

(обычно около 25-30 минут)

По способу показа

Театральный мультфильм - такие мультфильмы сначала показывают в кинотеатрах, а позже на телевидении и видеоносителях. Сейчас обычно таким способом показывают только полнометражные мультфильмы, хотя иногда (например, у многих диснеевских мультфильмов) перед полнометражным показывают короткий мультфильм. Раньше, до широкого распространения телевизоров, в кинотеатрах показывали и короткометражные мультфильмы.

Полнометражный мультфильм, который по какой-то причине не стали показывать в кинотеатре.

Короткометражные мультфильмы и , которые показывают по телевизору и распространяют на видеоносителях.

3.Мультфильмы: вред или польза для детей?

Смотреть мультфильмы любят практически все дети. Некоторые малыши, замерев от восторга, могут часами наблюдать за приключениями мультипликационных героев. Поэтому, многие родители задаются вопросом: « Вред или пользу получают их дети от частого просмотра мультиков?». Мультфильм, как и сказки, оказывают большое влияние на развитие и мировоззрение детей. Однако родителям нужно следить за тем, что смотрит их ребенок. Есть весьма поучительные мультики, которые подсказывают ребенку, как лучше поступить в той или иной ситуации, рассказывают ему о том, что нехорошо дразнится, ябедничать, жадничать. Такие анимационные фильмы помогают родителям в воспитании и дают детям небольшой жизненный урок на примере персонажей.

Но есть и такие мультфильмы, которые приносят больше вреда, чем пользы. В них демонстрируют агрессивность главных героев или чрезмерную сексуальность. На слабую, еще не сформированную детскую психику такие мультфильмы оказывают негативное действие. Дети усваивают информацию быстро и воспринимают увиденное на экране буквально. Сейчас в изобилии представлены мультфильмы о монстрах, роботах и мутантах. Такие «шедевры» обычно изобилуют сценами насилия. Доказано, что мультфильмы, в которых ребёнок видит жестокие действия, могут способствовать развитию немотивированной агрессии по отношению к окружающим. Безусловно, мальчики должны расти сильными и храбрыми, ведь они будущие защитники, но родителям лучше оградить маленьких вояк от излишне кровавых мультипликационных сцен. Мальчишкам будут полезны фильмы о борьбе, мужестве и героизме, где главный герой борется за правду, но не совершает намеренных убийств. Хорошо, если главный персонаж - это человек, ведь мультфильмы о лишенных эмоций роботах-убийцах не внесут в личность малыша ничего хорошего.

Малышам лучше начать знакомство с миром мультипликации со старых советских мультиков. Это добрые и наивные истории о зверюшках, а также поучительные русские народные сказки. Такие мультфильмы учат малышей дружбе, вежливости, доброте и состраданию.

В ходе исследования был проведён социологический опрос, в результате которого была получена информация о значении мультфильмов.

Всего в опросе участвовало 21 человек. В ходе опроса участникам были заданы следующие вопросы:

1. Самый любимый мультфильм?

2. Мультфильм, вызывающий наибольшее количество улыбок.

3. Мультфильм, вызывающий наибольшее количество слез.

4. Любимый мультяшный зверёк/питомец?

5. Как вы считаете, мультфильмы влияют на развитие ребенка? Если да то как?

Диаграмма 1. Результаты опроса на определение самого любимого фильма

Диаграмма 2. «Мультфильм, вызывающий наибольшее количество улыбок»

Диаграмма 3. « Мультфильм, вызывающий наибольшее количество слез»

Диаграмма 4. Результаты опроса «Любимый зверек (питомец) из мультфильма»

Диаграмма 5. «Влияют ли мультфильмы на развитие детей?»

В итоге мы сделали следующие выводы. В основном все участники опроса положительно относятся к мультфильмам. Считают, что они воспитывают такие качества в детях, как взаимопомощь, милосердие, любовь к миру, трудолюбие и др. Большинство считает, что мультфильмы не наносят вреда ребёнку.

Заключение

Мы научились создавать мультфильм на ПК в программе MS Power Point . Выяснили что такое мультипликация, как и когда она появилась, какие бывают мультфильмы.

Экспериментальным путём создали мультфильм в среде Power Point, применив эффекты анимации для оживления персонажа. Разработали практические рекомендации по созданию мультфильма в среде Power Point. Мы научились организовывать непрерывную циклическую демонстрацию презентации.

Список используемой литературы

1.Информатика: Учебник для 5-6 класса. Автор Л.Л. Босова. (

(от multiplicatio - умножение, увеличение, возрастание, размножение) - технические приёмы получения движущихся изображений, иллюзий движения и/или изменения формы объектов (морфинг) с помощью нескольких или множества неподвижных изображений и сцен. В частности персонажей или сцен кино- или телефильмов. Благодаря технике мультипликации появилось мультипликационное анимационное искусство кинематографа и художественного телевидения.

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ И ДОКЛАДОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ 9 КЛАСС
Кроссворды по информатике.

РАЗДЕЛ: АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Методы обработки и передачи информации
Методы управления проектами при разработке программных систем
Методы проектирования программных систем
Модульный подход к программированию
Структурный подход к программированию
Объектный подход к программированию
Декларативный подход к программированию
Параллельное программирование
Case - технологии разработки программных систем
Доказательное программирование
Программирование на HTML, JAVA
Издательская система TEX как система программирования
Современные парадигмы программирования. Что дальше?
Никлаус Вирт. Структурное программирование. Pascal и Modula
Что мы знаем о Fortran?
История языка Бейсик
Язык Ассемблера
Алгоритмический язык Ершова
Сравнение мобильных операционных систем iOS и Android
Сетевые и телекоммуникационные сервисные программы

РАЗДЕЛ: КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ И ИНТЕРНЕТ
Авторское право и Internet
Интернет-зависимость – проблема современного общества
Информационный бизнес
Искусственный интеллект и ЭВМ
Киберпреступность
Компьютер внутри нас. (какие информационные процессы происходят внутри человека, (безусловный рефлекс, ощущение боли) и оценить их с точки зрения теории информации)
Мировые информационные войны
Обучающие системы. Средства создания электронных учебников
О программах-браузерах в Интернете
О программах-поисковиках в Интернете
Обучающие системы.Средства создания систем диагностики и контроля знаний

РАЗДЕЛ: МОДЕЛИРОВАНИЕ
Компьютерные модели
Моделирование: дом моей мечты
3D моделирование
Моделирование в среде графического редактора
Моделирование как метод исследования
Демонстрационно-обучающая программа по математике «Скорость движения»
Компьютерная модель движения заряженной частицы в однородном магнитном поле
Компьютерная поддержка решения алгебраических уравнений численными методами
Компьютерная поддержка темы «Построение и преобразование графиков функций»
Компьютерное моделирование движения заряженной частицы в электростатическом поле
Моделирование графиков функций
Решение систем уравнений методами Крамера и Гаусса с использованием ЭВМ
Создание графических образов математических объектов на языке Visual Basic
Информационные справочные системы в человеческом обществе
Информационные поисковые системы в человеческом обществе
Базы данных и Интернет
Геоинформационные системы
Проектирование и программирование баз данных
Информационная система «Галактика»
Информационная система «Консультант плюс»
Информационная система «Гарант плюс»

Коммунальное государственное учреждение

Общеобразовательная средняя школа-гимназия №1

им . Н. А. Островского”

Учебно -Исследовательская работа

Тема:

Предмет: информатика

Выполнил: ученик 8 класса

Белясов Владимир

Руководитель: учитель информатики

СтарожиловаН.В.

Г. Шемонаиха

2014-20

Абстракт 3

Введение 4

1. Теоретическая часть 5

3. Практическая часть 13

3.1. Данные анкетирования 13

3.2. Анализ анкет 15

Заключение 16

Терминологический словарь 17

Список источников 17

Приложение 1 Анкета

Приложение 2 Анкеты, заполненные нашими учащимися

Абстракт

Цель: выяснить, какие социальные сети являются более популярными среди учащихся нашей школы.

Задачи:

    Составить анкеты для учащихся нашей школы

    Обработать данные полученные с помощью анкет.

Методы: Анкетирование, статистическая обработка полученных данных, поиск информации в различных источниках.

Гипотеза

Введение

Практически каждый человек использует социальные сети в своей жизни.

На сегодняшний день социальные сети являются очень популярными. Согласно результатам опросов, лишь 2% людей ни разу не пользовались ими и не могут точно сказать, что же это такое. Вместе с тем, пользователей, которые ежедневно посещают всевозможные соцсети и проводят в них как минимум час, 67%. Итак, очевиден тот факт, что социальные сети притягивают людей, заставляя их тратить немалую долю свободного времени. Для чего же на самом деле они используются?

Основная масса людей пользуется ими как средством поиска друзей детства, старых знакомых, бывших однокурсников или одноклассников, в общем, кого угодно. Потому что в них можно увидеть многих, с кем нет возможности реального общения – людей, живущих за границей.

И тогда нам пришла идея узнать, какие социальные сети нравится нашим ученикам, что их там интересует и зачем они там регистрируются. Всё это будет изложено в нашем проекте.

1. Теоретическая часть

http://blog.allstatus.ru/o-polze-i-vrede-socialnyx-setej.html

«ГУ Дуйсекинская Основная

общеобразовательная школа»

Тема: История развития вычислительной техники.

Исполнитель:Смоль Инна

6 класс Дуйсекинская ООШ

Железинский район

Павлодарская область

Руководитель:

Касымжанова Мадина Кайратовна,

учитель информатики Дуйсекинской ООШ

Актуальность

Введение

Первые шаги в развитии счетных устройств

Развитие вычислительной техники в начале 20 века

Появление и развитие вычислительной техники в 40-х годах 20 века

Развитие вычислительной техники в 50-х годах 20 века

Развитие вычислительной техники в 60-х годах 20 века

Развитие вычислительной техники в 70-х годах 20 века

Развитие вычислительной техники в 80-х годах 20 века

Развитие вычислительной техники в 90-х годах 20 века

Роль вычислительной техники в жизни человека

Мои исследования

Заключение

Список литературы

Актуальность

Математика и информатика используются во всех сферах современного информационного общества. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требуют математической и информационной грамотности и компетентности. Однако на сегодняшний день в школьном курсе информатики и ИКТ зачастую предлагается односторонний образовательный подход, не позволяющий должным образом повысить уровень знаний из-за отсутствия в нём математической логики, необходимой для полного усвоения материала. Кроме того, отсутствие стимуляции творческого потенциала учащихся негативным образом отражается на мотивации к обучению, и как следствие, на конечном уровне умений, знаний и навыков. Как можно изучать предмет не зная его истории. Данный материал можно использовать на уроках истории, математики и информатики. В наше время трудно представить себе, что без компьютеров можно обойтись. А ведь не так давно, до начала 70-х годов вычислительные машины были доступны весьма ограниченному кругу специалистов, а их применение, как правило, оставалось окутанным завесой секретности и мало известным широкой публике. Однако в 1971 году произошло событие, которое в корне изменило ситуацию и с фантастической скоростью превратило компьютер в повседневный рабочий инструмент десятков миллионов людей.

Введение

Люди учились считать, используя собственные пальцы. Когда этого оказалось недостаточно, возникли простейшие счётные приспособления. Особое место среди них занял АБАК, получивший в древнем мире широкое распространение. Затем спустя годы развития человека появились первые электронные вычислительные машины (ЭВМ). Они не только ускорили вычислительную работу, но и дали толчок человеку для создания новых технологий. Слово «компьютер» означает «вычислитель», т.е. устройство для вычислений. Потребность в автоматизации обработки данных, в том числе вычислений, возникла очень давно. В том, вне всякого сомнения знаменательном году ещё почти никому не известная фирма Intel из небольшого американского городка с красивым названием Санта-Клара (шт. Калифорния), выпустила первый микропроцессор. Именно ему мы обязаны появлением нового класса вычислительных систем – персональных компьютеров, которыми теперь пользуются, по существу, все, от учащихся начальных классов и бухгалтеров до учёных и инженеров. В конце XX века невозможно представить себе жизнь без персонального компьютера. Компьютер прочно вошел в нашу жизнь, став главным помощником человека. На сегодняшний день в мире существует множество компьютеров различных фирм, различных групп сложности, назначения и поколений. В данном реферате мы рассмотрим историю развития вычислительной техники, а также краткий обзор о возможностях применения современных вычислительных систем и дальнейшие тенденции развития персональных компьютеров.

Развитие вычислительной техники

в начале 20 века

1904 г. Известный русский математик, кораблестроитель, академик А.Н.Крылов предложил конструкцию машины для интегрирования обычных дифференциальных уравнений, которая была построена в 1912 году.

Английский физик Джон Амброз Флеминг(1849-1945), изучая "эффект Эдисона", создает диод. Диоды используются для преобразования радиоволн в электросигналы, которые могут передаваться на большие расстояния.Через два года усилиями американского изобретателя Ли ди Фореста появляются триоды.

1907 год. Американский инженер Дж.Пауэр сконструировал автоматический карточный перфоратор. Петербургский ученый Борис Розинг подает заявку на патент электронно-лучевой трубки как приемника данных. 1918 год. Русский ученый М.А.Бонч-Бруевич и английские ученые В.Икклз и Ф.Джордан (1919) независимо друг от друга создали электронное рыле, названное англичанами триггером, которое сыграло большую роль в развитии компьютерной техники.

В 1930г.Виннивер Буш (Vannevar Bush, 1890-1974) конструирует дифференциальный анализатор. По сути, это первая успешная попытка создать компьютер, способный выполнять громоздкие научные вычисления. Роль Буша в истории компьютерных технологий очень велика, но наиболее часто его имя всплывает в связи с пророческой статьей "As We May Think" (1945), в которой он описывает концепцию гипертекста.Конрад Цузе (Konrad Zuse) создал вычислительную машину Z1, которая имела клавиатуру для ввода условий задачи. По завершению вычислений результат высвечивался на панели с множеством маленьких лампочек. Общая площадь, которую занимала машина составляла 4 кв.м.

Конрад Цузе запатентовал способ автоматических вычислений.Для следующей модели Z2 К.Цузе придумал очень остроумное и дешевое устройство ввода: Цузе стал кодировать инструкции для машины, пробивая отверстия в использованной 35-миллиметровой фотопленке.

В 1838г. американский математик и инженер Клод Шеннон и русский ученый В.И.Шестаков в 1941 году показали возможность аппарата математической логики для синтеза и анализа релейно-контактных переключательных систем.

В 1938 году в телефонной компании Bell Laboratories создали первый двоичный сумматор (электрическая схема, выполнявшая операцию двоичного сложения) - один из основных компонентов любого компьютера. Автором идеи был Джордж Стибиц(George Stibits), экспериментировавший с булевой алгеброй и различными деталями - старыми реле, батарейками, лампочками и проводками. К 1940 году родилась машина, умевшая выполнять над комплексными числами четыре действия арифметики.

Появление и

в 40-х годах 20 века.

В 1941 году инженер фирмы IBM Б.Фелпс начал работу по созданию десятичных электронных счетчиков для табуляторов, а в 1942 году создал экспериментальную модель электронного множительного устройства. В 1941 году Конрад Цузе построил первый в мире действующий релейный двоичный компьютер Z3 с программным управлением. Одновременно с постройкой ENIAC, также в обстановке секретности, создавалась ЭВМ в Великобритании. Секретность была необходима потому, что проектировалось устройство для дешифровки кодов, которыми пользовались вооруженные силы Германии в период второй мировой войны. Математический метод дешифровки был разработан группой математиков, в число которых входил Алан Тьюринг (Alan Turing). В течение 1943 году в Лондоне была построена машина Colossus на 1500 электронных лампах. Разработчики машины - М.Ньюмен и Т.Ф.Флауэрс. Хотя и ENIAC, и Colossus работали на электронных лампах, они по существу копировали электромеханические машины: новое содержание (электроника) было втиснуто в старую форму (структуру доэлектронных машин).В 1937 году гарвардский математик Говард Эйкен (Howard Aiken) предложил проект создания большой счетной машины. Спонсировал работу президент компании IBM Томас Уотсон (Tomas Watson), который вложил в нее 500 тыс.$. Проектирование Mark-1 началось в 1939 году, строило этот компьютер нью-йоркское предприятие IBM. Компьютер содержал около 750 тыс. деталей, 3304 реле и более 800 км проводов. В 1944 году готовая машина была официально передана Гарвардскому университету. В 1944 году американский инженер Джон Эккерт(John Presper Eckert) впервые выдвинул концепцию хранимой в памяти компьютера программы.Эйкен, располагавший интеллектуальными ресурсами Гарварда и работоспособной машиной Mark-1, получил несколько заказов от военных. Так следующая модель - Mark-2 была заказана управлением вооружения ВМФ США. Проектирование началось в 1945 году, а постройка закончилась в 1947 году.Mark-2 представляла собой первую многозадачную машину - наличие нескольких шин позволяло одновременно передавать из одной части компьютера в другую несколько чисел.

В 1948 году Сергеем Александровичем Лебедевым(1990-1974) и Б.И.Рамеевым был предложен первый проект отечественной цифровой электронно - вычислительной машины. Под руководством академика Лебедева С.А. и Глушкова В.М. разрабатываются отечественные ЭВМ: сначала МЭСМ- малая электронная счетная машина (1951 год, Киев), затем БЭСМ- быстродействующая электронная счетная машина (1952 год, Москва). Параллельно с ними создавались Стрела, Урал, Минск, Раздан, Наири.В 1949г. введена в эксплуатацию английская машина с хранимой программой - EDSAC (Electronic Delay Storage Automatic Computer) -конструктор Морис Уилкис (Maurice Wilkes) из Кембриджского университета. ЭВМ EDSAC содержала 3000 электронных ламп и в шесть раз производительнее своих предшественниц. Морис Уилкис ввел систему мнемонических обозначений для машинных команд, названную языком ассемблера.В 1949г. Джон Моучли (John Mauchly) создал первый интерпретатор языка программирования под названием "Short Order Code".

Развитие компьютерной техники

в 50-х годах 20 века.

В 1951 году была закончена работа по созданию UNIVAC (Universal Automatic Computer). Первый образец машины UNIVAC-1 был построен для бюро переписи США. Синхронная, последовательного действия вычислительная машина UNIVAC-1 создана была на базе ЭВМ ENIAC и EDVAC.Работала она с тактовой частотой 2,25 МГц и содержала около 5000 электронных ламп. Внутреннее запоминающее устройство, емкостью 1000 двенадцатиразрядных десятичных чисел, было выполнено на 100 ртутных линиях задержки.

Этот компьютер интересен тем, что он был нацелен на сравнительно массовое производство без изменения архитектуры и особое внимание было уделено периферийной части (средствам ввода-вывода).Джей Форрестер запатентовал память на магнитных сердечниках. Впервые такая память применена на машине Whirlwind-1. Она представляла собой два куба с 32х32х17 сердечниками, которые обеспечивали хранение 2048 слов для 16-разрядных двоичных чисел с одним разрядом контроля четности.В этой машине была впервые использована универсальная неспециализированная шина (взаимосвязи между различными устройствами компьютера становятся гибкими) и в качестве систем ввода-вывода использовались два устройства: электронно-лучевая трубка Вильямса и пишущая машинка с перфолентой (флексорайтер).

"Традис", выпущенный в 1955г. - первый транзисторный компьютер фирмы "Белл телефон лабораторис" - содержал 800 транзисторов, каждый из которых был заключен в отдельный корпус.В 1957г. в модели IBM 350 RAMAC впервые появилась память на дисках (алюминиевые намагниченные диски диаметром 61 см). Г.Саймон, А.Ньюэлл, Дж.Шоу создали GPS - универсальный решатель задач. В 1958г. Джек Килби из Texas Instruments и Роберт Нойс из Fairchild Semiconductor независимо друг от друга изобретают интегральную схему.1955-1959 гг. Российские ученые А.А. Ляпунов, С.С. Камынин, Э.З. Любимский, А.П. Ершов, Л.Н. Королев, В.М. Курочкин, М.Р. Шура-Бура и др. создали "программирующие программы" - прообразы трансляторов. В.В. Мартынюк создал систему символьного кодирования - средство ускорения разработки и отладки программ. 1955-1959 гг. Заложен фундамент теории программирования (А.А. Ляпунов, Ю.И. Янов, А.А. Марков, Л.А. Калужин) и численных методов (В.М. Глушков, А.А. Самарский, А.Н. Тихонов). Моделируются схемы механизма мышления и процессов генетики, алгоритмы диагностики медицинских заболеваний (А.А. Ляпунов, Б.В. Гнеденко, Н.М. Амосов, А.Г. Ивахненко, В.А. Ковалевский и др.). 1959 г. Под руководством С.А. Лебедева создана машина БЭСМ-2 производительностью 10 тыс. опер./с. С ее применением связаны расчеты запусков космических ракет и первых в мире искусственных спутников Земли. 1959 г. Создана машина М-20, главный конструктор С.А. Лебедев. Для своего времени одна из самых быстродействующих в мире (20 тыс. опер./с.). На этой машине было решено большинство теоретических и прикладных задач, связанных с развитием самых передовых областей науки и техники того времени. На основе М-20 была создана уникальная многопроцессорная М-40 - самая быстродействующая ЭВМ того времени в мире (40 тыс. опер./с.). На смену М-20 пришли полупроводниковые БЭСМ-4 и М-220 (200 тыс. опер./с.).

Развитие компьютерной техники

в 60-х годах 20 века.

В 1960 г. короткое время группой CADASYL (Conference on Data System Languages) под руководством Джоя Вегштайна и при поддержке фирмы IBM был разработан стандартизированный деловой язык программирования COBOL (Comnon business oriented language - общепринятый деловой ориентированный язык). Этот язык ориентирован на решение экономических задач, а точнее - на обработку информации. В этом же году Ж. Шварц и др. из фирмы System Development разрабатывают язык программирования Jovial (Джовиал). Название происходит от Jule"s Own Version of International Algorithmic Language. Процедурный ЯВУ, версия Алгола-58. Использовался главным образом для военных приложений ВВС США. Фирма IBM разработала мощную вычислительную систему Stretch (IBM 7030). 1961 г. Фирма IBM Deutschland реализовала подключение компьютера к телефонной линии с помощью модема. Также американским профессором Джоном Маккартни разработан язык LISP (List procssing language - язык обработки списков). Дж.Гордон, руководитель разработки систем моделирования фирмы IBM, создал язык GPSS (общецелевая система моделирования). Сотрудниками Манчестерского университета под руководством Т.Кильбурна создана вычислительная машина Atlas, в которой впервые реализована концепция виртуальной памяти. Появился первый миникомпьютер (PDP-1), до 1971 г., времени создания первого микропроцессора (Intel 4004). В 1962 г. Р.Грисуолд разработал язык программирования СНОБОЛ, ориентированный на обработку строк. Стив Рассел разработал первую компьютерную игру. Что это была за игра, к сожалению, не известно. Э.В.Евреиновым и Ю.Косаревым предложена модель коллектива вычислителей и обоснована возможность построения суперкомпьютеров на принципах параллельного выполнения операций, переменной логической структуры и конструктивной однородности. Д.Слотник из фирмы Wesinghouse Electric опубликовал статью о проекте системы SOLOMON. Фирма IBM выпустила первые устройства внешней памяти со съемными дисками. Кеннет Айверсон (Kenneth E. Iverson, IBM) опубликовал книгу, названную “A Programming Language” (APL). Первоначально этот язык служил нотацией для записи алгоритмов. Первая реализация APL/360 – в 1966 г. Adin Falkoff (Harvard, IBM). Имеются версии интерпретаторов для ПК. Из-за трудности чтения программ на АПЛ его иногда называют “Китайским Бейсиком”. Вообще-то это процедурный, очень компактный, язык сверхвысокого уровня. Требует специальной клавиатуры. Дальнейшее развитие – APL2. 1963г. Утвержден американский стандартный код для обмена информацией - ASCII (American Standard Code Informatio Interchange). Фирма General Electric создала первую коммерческую СУБД (систему управления базами данных).1964г. У.Дал и К.Нюгорт создали язык моделирования СИМУЛА-1.В 1967г. под руководством С.А.Лебедева, В.М.Мельникова

Развитие компьютерной техники

в 80-х годах 20 века.

1981г. фирма Compaq выпустила первый Laptop. Никлаус Вирт разработал язык программирования МОДУЛА-2. Создан первый портативный компьютер - Osborne- 1 весом около 12 кг. Несмотря на довольно успешное начало, через два года компания обанкротилась. 1981 г. Фирма IBM выпустила первый персональный компьютер IBM PC на базе микропроцессора 8088. 1982 г. Фирма Intel выпустила микропроцессор 80286. Американская фирма по производству вычислительной техники IBM, занимавшая до этого ведущее положение по выпуску больших ЭВМ, приступила к изготовлению профессиональных персональных компьютеров IBM PC с операционной системой MS DOS. Фирма Sun начала выпускать первые рабочие станции. Фирма Lotus Development Corp. выпустила электронную таблицу Lotus 1-2-3. Английской фирмой Inmos на основе идей профессора Оксфордского университета Тони Хоара о "взаимодействующих последовательных процессах" и концепции экспериментального языка программирования Дэвида Мэя был создан язык ОККАМ.1985г. фирма Intel выпустила 32-битный микропроцессор 80386, состоящий из 250 тыс. транзисторов. Сеймур Крей создал суперкомпьютер CRAY-2 производительностью 1 млрд. операций в секунду. Фирма Microsoft выпустила первую версию графической операционной среды Windows. Появление нового языка программирования C++.

Развитие компьютерной техники

в 90-х годах 20 века.

1990г. фирма Microsoft выпустила Windows 3.0. Тим Бернерс-Ли разработал язык HTML (Hypertext Markup Language - язык разметки гипертекста; основной формат Web-документов) и прототип Всемирной паутины. Cray выпустил суперкомпьютер Cray Y-MP C90 с 16 процессорами и со скоростью 16 Гфлопс. 1991г.Фирма Microsoft выпустила ОС Windows 3.1. Разработан графический формат JPEG Филипп Циммерман придумал PGP, систему шифрования сообщений с открытым ключом. 1992г. Появилась первая бесплатная операционная система с большими возможностями - Linux. Финский студент Линус Торвальдс (автор этой системы) решил поэкспериментировать с командами процессора Intel 386 и то, что получилось, выложил в Internet. Сотни программистов из разных стран мира стали дописывать и переделывать программу. Она превратилась в полнофункциональную работающую операционную систему. История умалчивает о том, кто решил назвать ее Linux, но как появилось это название - вполне понятно. "Linu" или "Lin" от имени создателя и "х" или "ux" - от UNIX, т.к. новая ОС была очень на нее похожа, только работала теперь и на компьютерах с архитектурой х86. DEC представил первый 64-битный процессор RISC Alpha. 1993г. Фирма Intel выпустила 64-разрядный микропроцессор Pentium, который состоял из 3,1 млн. транзисторов и мог выполнять 112 млн. операций в секунду. Появился формат сжатия видео MPEG. 1994 г. Начало выпуска фирмой Power Mac серии фирмы Apple Computers - Power PC. 1995 г. фирма DEC объявила о выпуске пяти новых моделей персональных компьютеров Celebris XL. Компания NEC объявила о завершении разработок первого в мире кристалла с объемом памяти 1 Гбайт. Появилась операционная система Windows 95. SUN представила язык программирования Java. Появился формат RealAudio - альтернатива MPEG. 1996 г.Фирма Microsoft выпустила Internet Explorer 3.0- достаточно серьезного конкурента Netscape Navigator. 1997 г. Фирма Apple выпустила операционную систему Macintosh OS 8.

Вывод

Персональный компьютер быстро вошёл в нашу жизнь. Ещё несколько лет назад было редкостью увидеть какой – нибудь персональный компьютер - они были, но были очень дорогие, и даже не каждая фирма могла иметь у себя в офисе компьютер. Теперь же в каждом третьем доме есть компьютер, который уже глубоко вошёл в жизнь человека.Современные вычислительные машины представляют одно из самых значительных достижений человеческой мысли, влияние которого на развитие научно-технического прогресса трудно переоценить. Область применения ЭВМ огромна и непрерывно расширяется.

Мои исследования

Тест на знание истории развития ЭВМ

1. Первая ламповая ЭВМ называлась:

а) Урал - 11; б) ЭНИАК; в) Днепр.

2. Кто из перечисленных ученых не связан с историей создания вычислительных машин:

а) Чарльз Беббидж; б) Исаак Ньютон;

в) Блез Паскаль.

3. Первые ЭВМ были созданы в XX веке...

а) в 40-е годы; б) в 60-е годы; в)в 70-е годы.

4. Основной элементной базой ЭВМ четвертого поколения являются:

а) электромеханические схемы; б) СБИС.

в) электровакуумные лампы;

Итоги тестирования показали что учащиеся 5-9 класса владеют информацией о развитии компьютерной техники

Рост числа компьютеров у учащихся:

Количество учащихся

Количество ПК

Рост компьютеров в школе

Количество ПК

Заключение

К сожалению, невозможно в рамках реферата охватить всю историю компьютеров. Можно было бы ещё долго рассказывать о том, как в маленьком городке Пало-Альто (шт. Калифорния) в научно-исследовательском центре Xerox PARK собрался цвет программистов того времени, чтобы разработать революционные концепции, в корне изменившие образ машин, и проложить дорогу для компьютеров конца XX века. Как талантливый школьник Билл Гейтс и его друг Пол Аллен познакомились с Эдом Робертсоном и создали удивительный язык БЕЙСИК для компьютера Altair, что позволило разрабатывать для него прикладные программы. Как постепенно менялся облик персонального компьютера, появились монитор и клавиатура, накопитель на гибких дисках, так называемых дискетах, а затем и жесткий диск. Неотъемлемыми принадлежностями стали принтер и «мышь». Можно было бы рассказать о невидимой войне на компьютерных рынках за право устанавливать стандарты между огромной корпорацией IBM, и молодой Apple, дерзнувшей с ней соревноваться, заставившей весь мир решать, что лучше Macintosh или PC? И о многих других интересных вещах, происходивших совсем недавно, но ставших уже историей. Для многих мир без компьютера – далёкая история, примерно такая же далёкая, как открытие Америки или Октябрьская революция. Но каждый раз включая компьютер, невозможно перестать удивляться человеческому гению, создавшему это чудо.Современные персональные IBM PC – совместимые компьютеры являются наиболее широко используемым видом компьютеров, их мощность постоянно растёт, а область применения расширяется. Эти компьютеры могут объединяться в сети, что позволяет десяткам и сотням пользователей лгко обмениваться информацией и одновременно получать общий доступ к базам данных. Средства электронной почты позволяют пользователям компьютеров с помощью обычной телефонной сети посылать текстовые и факсимильные сообщения в дручие города и страны и получать информацию из крупных банков данных. Глобальная система электронной связи Internet обеспечивает крайне низкую цену возможность оперативного получения информации из всех уголков земного шара, предоставляет возможности голосовой и факсимильной связи, облегчает создание внутрикорпоративных сетей передачи информации для фирм, имеющих отделения в разных городах и странах. Однако возможности IBM PC – совместимых персональных компьютеров по обработке информации всё же ограничены, и не во всех ситуациях их применение оправдано. Для понимания истории компьютерной техники рассмотренный реферат имеет, по крайней мере, два аспекта: первый – вся деятельность, связанна с автоматическими вычислениями, до создания компьютера ENIAC рассматривалась как предыстория; второй – развитие компьютерной техники определяется только в терминах технологии аппаратуры и схем микропроцессора.

Список литературы:

1. Гук М. «Аппаратные средства IBM PC» – СПб: «Питер», 1997г.

2. Озерцовский С. «Микропроцессоры Intel: от 4004 до Pentium Pro», журналComputer Week #41 –

3. Фигурнов В.Э. «IBM PC для пользователя» – М.: «Инфра-М»,

4. Информатика 5-6 класс, Беляева Н.А, Давыденко С.П


Top