Древняя Спарта: что важно знать. Как жили спартанцы

Σπαρτιᾶται ) или гомеи (ὅμοιοι или ὁμοῖοι «равные») - сословие в Спарте , мужчины, обладавшие полными гражданскими правами. Представляли собой сословие профессиональных воинов, для которых военная служба была единственной обязанностью. Зарождение сословия приходится на время реформ Ликурга в VIII в. до н. э. , заложивших основы спартанского государства.

Уклад спартиатов

Для воспитания граждан была создана всеобщая система воспитания - агогэ . Все мальчики из семей граждан с семилетнего возраста попадали в закрытые полувоенные школы - агелы , где обучались до 18-20 лет. Основное внимание при обучении уделялось физической подготовке, военному делу и идеологии. Условия были весьма суровы, недостаток питания и комфорта должны были приучить юношей к лишениям, связанным с военной службой. Наставники поощряли соперничество и соревнования между обучающимися, выявляя таким образом потенциальных лидеров .

Никто не мог стать гражданином, не пройдя обучение в агеле. Исключениями являются спартанские цари (не обязанные проходить такое обучение) и историк Хилон , получивший гражданство за величайшие заслуги перед Спартой. Закончив обучение, спартанец получал гражданские права и становился членом сисситии . Однако он по-прежнему находился под контролем воспитателей и старших товарищей по сисситии. Лишь достигнув 30 лет, спартиат получал право на частную жизнь и мог покинуть казарму. Однако и здесь он не мог быть полностью свободен: гражданин должен был иметь семью и детей, холостяки и бездетные сурово порицались .

Военная служба была главной и безусловной обязанностью граждан, она же была единственной возможностью выдвинуться и занять более заметное общественное положение. Все другие занятия, кроме связанных с войной, были запрещены или считались неподобающими гражданину.

Гражданин, достигший возраста 60 лет и добившийся уважения в обществе, мог быть избран в герусию - совет старейшин .

Место в структуре общества

В военно-аристократическом государстве Спарты спартиаты являлись правящим сословием. Однако, в силу своей немногочисленности и необходимости поддерживать функционирование государства, сами спартиаты были далеко не свободны в своих занятиях - вся их жизнь с детства и до старости была строго регламентирована законами и обычаями, а обязанности, возложенные на них, должны были выполняться неукоснительно, под страхом изгнания или лишения гражданства.

Упадок спартиатов

К V-IV вв до н. э. сословие стало приходить в упадок. Его численность сильно сократилась из-за множества войн, в которые была вовлечена Спарта, а низкая рождаемость (из-за поздних браков и замкнутости сословия) не могла возместить потери. Кроме того, в ходе завоевательных войн спартанцы познакомились с образом жизни окружающих народов. Роскошь, удобства и свобода жизни произвели на них впечатление, и Ликурговы установления, несколько сотен лет державшие Спарту в экономической и идеологической изоляции, стали постепенно забываться.

Поражение Спарты в битве при Левктрах нанесло непоправимый ущерб численности спартиатов и положило конец гегемонии Спарты в Элладе, а последовавший захват Эпаминондом Фиванским Мессении, земли, принадлежавшей спартиатским родам, стал сильным ударом по спартанской экономике. Спарта из могущественного государства, распространявшего своё влияние на всю Элладу, превратилась в силу локального значения. Военное сословие потеряло своё значение и Спарта перешла от профессиональной армии к армии-ополчению, такой же, как у других греческих полисов.

из Плутарха:
ДРЕВНИЕ ОБЫЧАИ СПАРТАНЦЕВ

1. Каждого входящего в сисситии старший, указывая на двери, предупреждает:
"Ни одно слово не выходит за них".

3. На своих сисситиях спартанцы пьют мало и расходятся без факелов. Им
вообще не разрешается пользоваться факелами ни в этом случае, ни когда они ходят по другим дорогам. Это установлено, чтобы они приучались смело и бесстрашно
ходить по дорогам по ночам.

4. Спартанцы изучали грамоту только ради потребностей жизни. Все же остальные виды образования изгнали из страны; не только сами науки, но и людей,
ими занимающихся. Воспитание было направлено к тому, чтобы юноши умели
подчиняться и мужественно переносить страдания, а в битвах умирать или
добиваться победы.

5. Спартанцы не носили хитонов, целый год пользуясь одним-единственным гиматием. Они ходили немытые, воздерживаясь по большей части как от бань, так и от того, чтобы умащать тело.

6. Молодые люди спали совместно по илам на ложах, которые сами приготовляли из росшего у Еврота тростника, ломая его руками без всяких орудий. Зимой они добавляли к тростнику еще растение, которое называют ликофон, так как считается, что оно способно согревать.

7. У спартанцев допускалось влюбляться в честных душой мальчиков, но вступать с ними в связь считалось позором, ибо такая страсть была бы телесной, а не духовной. Человек, обвиненный в позорной связи с мальчиком, на всю жизнь лишался гражданских прав.

8. Существовал обычай, по которому старшие возрастом расспрашивали младших,
куда и зачем они ходят, и ругали тех, кто не хотел отвечать или придумывал отговорки. Тот же, кто, присутствуя при этом, не выбранит нарушителя этого закона, подлежал такому же наказанию, как и сам нарушитель. Если же он возмущался наказанием, то подвергался еще большему поношению.

9. Если кто-нибудь провинился и был обличен, то должен был обойти кругом
алтарь, находившийся в городе, и петь при этом песню, сочиненную ему в укор, то
есть сам себя подвергнуть поруганию.

10. Молодые спартанцы должны были почитать и слушаться не только собственных отцов, но заботиться и обо всех пожилых людях; при встречах уступать им дорогу, вставать, освобождая место, а также не подымать шум в их присутствии. Таким образом, каждый в Спарте распоряжался не только своими детьми, рабами, имуществом, как это было в других государствах, но имел также права и на
собственность соседей. Это делалось для того, чтобы люди действовали сообща и
относились к чужим делам, как к своим собственным.

11. Если кто-нибудь наказывал мальчика и он рассказывал об этом своему отцу,
то, услышав жалобу, отец счел бы для себя позором не наказать мальчика вторично.
Спартанцы доверяли друг другу и считали, что никто из верных отеческим законам
не прикажет детям ничего дурного.

12. Юноши, где только предоставляется случай, воруют продовольствие, обучаясь таким образом нападать на спящих и ленивых стражей. Попавшихся наказывают голодом и поркой. Обед у них такой скудный, что они, спасаясь от нужды, вынуждены быть дерзкими и ни перед чем не останавливаться.

13. Вот чем объясняется недостаток питания: оно было скудным для того, чтобы юноши привыкли к постоянному голоду и могли его переносить. Спартанцы считали, что получившие такое воспитание юноши будут лучше подготовлены к войне, так как будут способны долгое время жить почти без пищи, обходиться без всяких приправ и
питаться тем, что попадет под руку. Спартанцы полагали, что скудная пища делает юношей более здоровыми, они не будут склонны к тучности, а станут рослыми и даже красивыми. Они считали, что сухое телосложение обеспечивает гибкость всех
членов, а грузность и полнота этому препятствуют.

14. Весьма серьезно спартанцы относились к музыке и пению. По их мнению, эти искусства были предназначены ободрять дух и разум человека, помогать ему в его
действиях. Язык спартанских песен был прост и выразителен. В них не содержалось
ничего, кроме похвал людям, благородно прожившим свою жизнь, погибшим за Спарту и почитаемым как блаженные, а также осуждения тех, кто бежал с поля боя, о
которых говорилось, что они провели горестную и жалкую жизнь. В песнях
восхваляли доблести, свойственные каждому возрасту.

17. Спартанцы не разрешали никому хоть сколько-нибудь изменять установлениям
древних музыкантов. Даже Терпандра, одного из лучших и старейших кифаредов
своего времени, восхвалявшего подвиги героев, даже его эфоры подвергли наказанию, а его кифару пробили гвоздями за то, что, стремясь добиться разнообразия звуков, он натянул на ней дополнительно еще одну струну. Спартанцы любили только простые мелодии. Когда Тимофей принял участие в карнейском празднике, один из эфоров, взяв в руки меч, спросил его, с какой стороны лучше обрубить на его инструменте струны, добавленные сверх положенных семи.

18. Ликург покончил с суевериями, которыми были окружены похороны, разрешив хоронить в черте города и вблизи святилищ, и постановил не считать ничего,
связанного с похоронами, скверной. Он запретил класть с покойником какое-либо
имущество, а разрешил только заворачивать его в листья сливы и пурпурное покрывало и так погребать, всех одинаково. Он запретил надписи на могильных памятниках, за исключением тех, которые были воздвигнуты погибшим на войне, а
также плач и рыдания при похоронах.

19. Спартанцам не разрешалось покидать пределы родины, чтобы они не могли
приобщаться к чужеземным нравам и образу жизни людей, не получивших спартанского
воспитания.

20. Ликург ввел ксеноласию - изгнание из страны иноземцев, чтобы, приезжая в
страну, они не научили местных граждан чему-либо дурному.

21. Кто из граждан не проходил всех ступеней воспитания мальчиков, не имел
гражданских прав.

22. Некоторые утверждали, что, если кто из иноземцев выдерживал образ жизни,
установленный Ликургом, то его можно было включить в назначенную ему с самого
начала мойру.

23. Торговля была запрещена. Если возникала нужда, можно было пользоваться слугами соседей как своими собственными, а также собаками и лошадьми, если, только они не были нужны хозяевам. В поле тоже, если кто-либо испытывал в чем-нибудь недостаток, он открывал, если было нужно, чужой склад, брал необходимое, а потом, поставив назад печати, уходил.

24. Во время войн спартанцы носили одежды красного цвета: во-первых, они
считали этот цвет более мужественным, а во-вторых, им казалось, что кроваво-красный цвет должен нагонять ужас на не имеющих боевого опыта противников. Кроме того, если кто из спартанцев будет ранен, врагам это будет незаметно, так как сходство цветов позволит скрыть кровь.

25. Если спартанцам удается победить врага хитростью, они жертвуют богу Арею быка, а если победа одержана в открытом бою, - то петуха. Таким образом они приучают своих военачальников быть не просто воинственными, но и осваивать полководческое искусство.

26. К своим молитвам спартанцы присоединяют также просьбу даровать им силы переносить несправедливость.

27. В молитвах они просят достойно вознаградить благородных людей и больше
ничего.

28. Они почитают Афродиту вооруженную и вообще всех богов и богинь изображают с копьем в руке, ибо считают, что всем им присуща воинская доблесть.

29. Любители поговорок часто приводят слова: "Не приложивши рук, богов не призывай", то есть: призывать богов нужно только, если принялся за дело и работаешь, а
иначе не стоит.

30. Спартанцы показывают детям пьяных илотов, чтобы отвратить их от пьянства.

31. У спартанцев был обычай не стучать в дверь, а подавать голос из-за двери.

33. Спартанцы не смотрят ни комедий, ни трагедий, чтобы не услышать чего-либо, сказанного в шутку или всерьез, идущего вразрез с их законами.

34. Когда поэт Архилох пришел в Спарту, его в тот же день изгнали, так как он написал в стихотворении, что бросить оружие лучше, чем умереть:

Носит теперь горделиво саиец мой щит безупречный:
Волей-неволей пришлось бросить его мне в кустах.
Сам я кончины зато избежал. И пускай пропадает
Щит мой. Не хуже ничуть новый могу я добыть.

35. В Спарте доступ в святилища открыт одинаково как юношам, так и девушкам.

36. Эфоры наказали Скирафида за то, что многие обижали его.

37. Спартанцы казнили человека только за то, что, нося рубище, он украсил
его цветной полосой.

38. Они сделали выговор одному юноше только за то, что он знал дорогу, ведущую из гимнасия в Пилею.

39. Спартанцы изгнали из страны Кефисофонта, который утверждал, что способен целый день говорить на любую тему; они считали, что у хорошего оратора размер речи должен быть сообразен с важностью дела.

40. Мальчиков в Спарте пороли бичом на алтаре Артемиды Орфии в течение
целого дня, и они нередко погибали под ударами. Мальчики гордо и весело
соревновались, кто из них дольше и достойнее перенесет побои; победившего славили, и он становился знаменитым. Это соревнование называли "диамастигосис", и происходило оно каждый год.

41. Наряду с другими ценными и счастливыми установлениями, предусмотренными Ликургом для своих сограждан, важным было и то, что отсутствие занятий не считалось у них предосудительным. Спартанцам было запрещено заниматься какими бы то ни было ремеслами, а нужды в деловой деятельности и в накопительстве денег у
них не было. Ликург сделал владение богатством и незавидным и бесславным. Илоты, обрабатывая за спартанцев их землю, вносили им оброк, установленный заранее; требовать большую плату за аренду было запрещено под страхом проклятия. Это было сделано для того, чтобы илоты, получая выгоду, работали с удовольствием, а спартанцы не стремились бы к накоплению.

42. Спартанцам было запрещено служить моряками и сражаться на море. Однако позднее они участвовали в морских сражениях, но, добившись господства на море, отказались от него, заметив, что нравы граждан изменяются от этого к худшему.
Однако нравы продолжали портиться и в этом, и во всем другом. Раньше, если
кто-либо из спартанцев скапливал у себя богатство, накопителя приговаривали к
смерти. Ведь еще Алкамену и Феопомпу оракулом было предсказано: "Страсть к накопленью богатств когда-нибудь Спарту погубит". Несмотря на это предсказание, Лисандр, взяв Афины, привез домой много золота и серебра, а спартанцы приняли его и окружили почестями. Пока государство придерживалось законов Ликурга и данных клятв, оно в течение пятисот лет первенствовало в Элладе, отличаясь хорошими нравами и пользуясь доброй славой. Однако постепенно, по мере того как законы Ликурга стали нарушать, в страну проникали корысть и стремление к обогащению, а сила государства уменьшалась, да и союзники по этой же причине стали относиться к спартанцам враждебно. Так обстояли дела, когда после победы Филиппа при Херонее все эллины провозгласили его главнокомандующим на земле и на море, а позднее, после разрушения Фив, признали его сына Александра. Одни только лакедемоняне,
хотя их город не был укреплен стенами и из-за постоянных войн у них оставалось совсем немного людей, так что одолеть это утратившее военную мощь государство
было совсем нетрудно, одни лишь лакедемоняне благодаря тому, что в Спарте еще теплились слабые искры Ликурговых установлении, осмелились не принимать
участия в военном предприятии македонян, не признавать ни этих, ни правивших в
последующие годы македонских царей, не участвовать в синедрионе и не платить
фороса. Они не отступали полностью от Ликурговых установлении, пока их
собственные граждане, захватив тираническую власть, не отринули вовсе образ жизни предков и таким образом не сблизили спартанцев с другими народами.
Отказавшись от былой славы и свободного высказывания своих мыслей, спартанцы
стали влачить рабское существование, а теперь, как и остальные эллины, оказались
под властью римлян.

Откуда взялись спартанцы

Кто такие спартанцы? Почему их место в древнегреческой истории выделено по сравнению с другими народами Эллады? Как выглядели спартанцы, можно ли понять, чьи родовые черты они наследовали?

Последний вопрос кажется очевидным только на первый взгляд. Очень просто считать, что греческая скульптура, представляющая образы афинян и жителей других греческих полисов, в равной мере представляет и образы спартанцев. Но где же тогда изваяния спартанских царей и полководцев, которые на протяжении веков действовали успешнее, чем вожди других греческих городов-государств? Где спартанские олимпийские герои, имена которых известны? Почему их облик не отразился в древнегреческом искусстве?

Что произошло в Греции между «гомеровским периодом» и началом становления новой культуры, чье зарождение отмечено геометрическим стилем – примитивными росписями ваз, больше похожими на петрогрифы?

Вазопись герметического периода.

Как могло столь примитивное искусство, датируемое 8 в. до н. э. превратиться в великолепные образцы росписи по керамики, бронзового литья, скульптуры, архитектуры к 6–5 вв. до н. э.? Почему Спарта, возвысившись вместе с остальной Грецией, испытала культурный упадок? Почему этот упадок не помешал Спарте выстоять в борьбе с Афинами и на короткое время стать гегемоном Эллады? Почему военная победа не увенчалась созданием общегреческого государства, а вскоре после победы Спарты греческая государственность была разрушена внутренними распрями и внешними завоеваниями?

На многие вопросы ответ следует искать, вернувшись к вопросу о том, кто жил в Древней Греции, кто жил в Спарте: каковы были государственные, хозяйственные и культурные устремления спартанцев?

Менелай и Елена. Крылатый Бореад парит над сценой встречи, напоминая сюжет о похищении Орфии, подобный похищению Елены.

Согласно Гомеру, спартанские цари организовали и возглавили поход против Трои. Может быть, герои троянской войны это и есть спартанцы? Нет, герои этой войны к известному нам государству Спарта не имеют никакого отношения. Их отделяют даже от архаичной истории Древней Греции «темные века», которые не оставили археологам никаких материалов и не отразились в греческом эпосе или литературе. Герои Гомера – это изустная традиция, которая пережила расцвет и забвение народов, давших автору «Илиады» и «Одиссеи» прообразы известных доныне персонажей.

Троянская война (13–12 вв. до н. э.) прошла задолго до рождения Спарты (9–8 вв. до н. э.). Но народ, впоследствии основавший Спарту, вполне мог существовать, а позднее – участвовать в завоевании Пелопоннеса. Сюжет о похищении Парисом Елены, супруги «спартанского» царя Менелая, взят из доспартанского эпоса, родившегося среди народов крито-микенской культуры, предшествовавшей древнегреческой. Он связан с микенским святилищем Менелайон, где в архаичный период отправлялся культ Менелая и Елены.

Менелай, копия с изваяния 4 в до н. э.

Будущие спартанцы в дорийском нашествии – та часть завоевателей Пелопоннеса, которая шла впереди, сметая микенские города и умело штурмуя их мощные стены. Это была сама воинственная часть войска, которая продвинулась дальше всех, преследуя врага и оставляя позади тех, кто удовлетворился достигнутыми результатами. Быть может, именно поэтому в Спарте (сама дальняя точка континентального завоевания, после которой оставалось покорять только острова) была установлена военная демократия – здесь традиции народа-войска имели самые прочные основания. И здесь же напор завоевания был исчерпан: армия дорийцев сильно поредела, они составляли меньшинство населения в самых южных землях Эллады. Именно это обусловило как многонародный состав жителей Спарты, так и обособленность властвующего этноса спартиатов. Спартиаты властвовали, а процесс культурного развития продолжали подвластные – свободные жители периферии спартанского влияния (периеки) и приписанные к земле илоты, обязанные содержать спартиатов как защищающую их военную силу. Культурные запросы воинов-спартиатов и торговцев-периеков причудливо смешались, создав немало загадок для современных исследователей.

Откуда же взялись дорийские завоеватели? Что это были за народы? И как они пережили три «темных» века? Положим, что связь будущих спартанцев с Троянской войной, достоверна. Но при этом роли по сравнению с сюжетом Гомера меняются местами: спартанцы-троянцы разгромили спартанцев-ахейцев в карательном походе. Да и остались в Элладе навсегда. Ахейцы и троянцы после этого жили бок о бок, переживая тяжелые времена «темных веков», смешивая свои культы и героические мифы. В конце концов, поражения были забыты, а победа над Троей стала общим преданием.

Прообраз смешанного сообщества можно рассмотреть в соседней со Спартой Мессении, где так и не образовалось государственного центра, дворцов и городов. Мессенцы (и дорийцы, и завоеванные ими племена) жили в небольших селениях, не обнесенных оборонительными стенами. Во многом та же картина наблюдается и в архаической Спарте. Мессения 8–7 вв. до н. э. – слепок более ранней истории Спарты, возможно, дающий общую картину жизни Пелопоннеса в «темные века».

Так откуда же пришли спартанцы-троянцы? Если из Трои, то эпос Троянской войны со временем мог быть усвоен на новом месте поселения. В таком случае возникает вопрос, почему завоеватели не вернулись в свои земли, как это сделали жестокие ахейцы, разорившие Трою? Или почему они не построили новый город хотя бы в чем-то приближающийся к прежнему великолепию их столицы? Ведь микенские города ничуть не уступали Трое в высоте стен и размерах дворцов! Почему завоеватели предпочли забросить покоренные города-крепости?

Ответы на эти вопросы связаны с загадкой раскопанного Шлиманом города, который с античных времен был известен как Троя. Но совпадает ли эта «Троя» с гомеровской? Ведь имена городов переезжали и переезжают с места на место до сегодняшнего дня. Пришедший в упадок город может быть забыт, а его тезка может стать широко известным. У греков фракийскому городу и острову Фасос в Эгейском море соответствует Фасос в Африке, рядом с которым находился Милет – аналог более известного ионийского Милета. Идентичные названия городов присутствуют не только в древности, но и в современности.

Трое может быть приписан сюжет, связанный с другим городом. Например, в результате преувеличения значимости отдельного эпизода длительной войны или превознесения малозначительной операции в ее финале.

Можно сказать наверняка, что описанная Гомером Троя – это не Троя Шлимана. Шлимановский город беден, незначителен по численности населения и в культурном отношении. Три «темных» века могли сыграть злую шутку с бывшими троянцами: они могли забыть, где размещалась их замечательная столица! Ведь присвоили же они себе победу над этим городом, поменявшись местами с победителями! А может быть, они еще несли в своей памяти смутные воспоминания о том, как сами стали хозяевами Трои, отняв ее у прежних владельцев.

Раскопки и реконструкция Трои.

Скорее всего, Троя Шлимана – промежуточная база троянцев, изгнанных из своей столицы в результате неизвестной нам войны. (Или же, напротив, хорошо известной нам от Гомера, но связанной вовсе не с Троей Шлимана.) Они принесли с собой имя и, возможно, даже завоевали этот город. Но жить в нем не смогли: слишком агрессивные соседи не позволили им спокойно вести хозяйство. Поэтому троянцы двинулись дальше, вступив, в союз с дорийскими племенами, пришедшими из Северного Причерноморья по привычному транзитному пути всех степных мигрантов, приходящих из далеких южноуральских и приалтайских степей.

Вопрос «где настоящая Троя?» на нынешнем уровне знаний неразрешим. Одна из гипотез состоит в том, что гомеровский эпос был принесен в Элладу теми, кто вспоминал в изустных преданиях о войнах вокруг Вавилона. Блеск Вавилона, действительно, может походить на блеск гомеровской Трои. Война Восточного Средиземноморья с Междуречьем – масштаб, действительно, достойный эпоса и многовековой памяти. Экспедиция кораблей, которая достигает бедной шлимановской Трои в три дня и воюет там десять лет – не может быть основой для героической поэмы, волновавшей греков много столетий.

Раскопки и реконструкция Вавилона.

Троянцы не воссоздали свою столицу на новом месте не только потому, что память о настоящей столице иссякла. Иссякли и силы завоевателей, которые терзали остатки микенской цивилизации многие десятилетия. Дорийцы, вероятно в массе своей ничего не хотели искать на Пелопоннесе. Им хватало других земель. Поэтому спартанцам пришлось одолевать местное сопротивление также постепенно, десятилетиями и даже столетиями. И держать строгий военный порядок, чтобы самим не быть завоеванными.

Микены: Львиные ворота, раскопки крепостных стен.

Почему троянцы не построили города? Хотя бы на месте одного из микенских городов? Потому что с ними не было строителей. В походе было только войско, которое не смогло вернуться. Потому что некуда было возвращаться. Троя пришла в упадок, завоевана, население рассеяно. На Пелопоннесе оказались остатки троянцев – войско и те, кто покинул разоренный город.

Будущие спартанцы удовлетворились бытом сельских жителей, которым более всего угрожали ближайшие соседи, а не новые нашествия. А троянские предания остались: они были единственным предметом гордости и воспоминанием о былой славе, основой культа героев, которому суждено было восстановиться – выйти из мифа в реальность в сражениях Мессенских, греко-персидских и Пелопонесских войн.

Если наша гипотеза верна, то население Спарты было разнообразным – более разнообразным, чем в Афинах и других греческих государствах. Но живущим раздельно – в соответствии с закрепившимся этносоциальным статусом.

Расселение народов в Древней Греции.

Можно предположить существование следующих групп:

а) спартиаты – люди с восточными («ассирийскими») чертами, родственные населению Междуречья (их образы мы видим преимущественно на вазописи) и представлявшие южно-арийские миграции;

б) дорийцы – люди с нордическими чертами, представители северного потока арийских миграций (их черты воплотились в основном в скульптурных изваяниях богов и героев классического периода греческого искусства);

в) ахейцы-завоеватели, а также микенцы, мессенцы – потомки коренного населения, в незапамятные времена переселившегося сюда с севера, частично представленные также уплощенными лицами далеких степных народов (например, знаменитые микенские маски из «дворца Агамемнона» представляют два типа лиц – «узкоглазые» и «лупоглазые»);

г) семиты, минойцы – представители ближневосточных племен, распространившие свое влияние по побережью и островам Эгейского моря.

Все эти типы можно наблюдать в изобразительном искусстве спартанской архаики.

В соответствии с привычной картиной, которую дают школьные учебники, хочется видеть Древнюю Грецию однородной – заселенной греками. Но это неоправданное упрощение.

Кроме родственных племен, которые в разное время заселяли Элладу и получили название «греки», здесь было множество других племен. Например, остров Крит населялся автохтонами, находящимися под властью дорийцев, Пелопоннес также был заселен в основном автохтонным населением. Наверняка илоты и периеки к дорийским племенам имели очень отдаленное отношение. Поэтому можно говорить лишь об относительном родстве греческих племен и об их различии, зафиксированном разнообразными наречиями, иногда крайне сложными для понимания жителями крупных торговых центров, где формировался общегреческий язык.

Из книги Несбывшаяся Россия автора

Глава 2 ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ? Ровно бьются портупеи, Мягко пляшут рысаки. Все буденовцы - евреи, Потому что казаки. И. Губерман СОМНИТЕЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯСовременные ученые повторяют еврейские традиционные сказания про то, что евреи переселялись строго с запада на восток. Из

Из книги Правда и вымысел о советских евреях автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 3 Откуда взялись ашкенази? Ровно бьются портупеи, Мягко пляшут рысаки. Все буденовцы - евреи, Потому что казаки. И. Губерман. Сомнительная традицияСовременные ученые повторяют еврейские традиционные сказания про то, что евреи переселялись строго с запада на

Из книги Тайны русской артиллерии. Последний довод царей и комиссаров [с иллюстрациями] автора

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Эти странные спартанцы Спартанское государство располагалось в южной части греческого полуострова Пелопоннес, а его политический центр находился в области Лакония. Государство спартанцев в древности именовалось Лакедемон, а Спартой звалась группа из четырех (позднее

Из книги Взлет и падение Османской империи автора Широкорад Александр Борисович

Глава 1 Откуда взялись османы? История Оттоманской империи началась с незначительного случайного эпизода. Небольшое огузкое племя кайы, около 400 шатров, прикочевало в Анатолию (северная часть полуострова Малая Азия) из Средней Азии. Однажды вождь племени по имени

Из книги АвтоНАШЕСТВИЕ на СССР. Трофейные и лендлизовские автомобили автора Соколов Михаил Владимирович

Из книги Славяне, кавказцы, евреи с точки зрения ДНК-генеалогии автора Клёсов Анатолий Алексеевич

Откуда взялись «новые европейцы»? Большинство наших современников настолько привыкли к своей территории обитания, особенно если на ней жили предки столетия вглубь, не говоря о тысячелетиях (хотя про тысячелетия никто определенно не знает), что любые сведения о том, что

Из книги Исследование истории. Том I [Возникновение, рост и распад цивилизаций] автора Тойнби Арнольд Джозеф

Из книги Всемирная военная история в поучительных и занимательных примерах автора Ковалевский Николай Федорович

Ликург и спартанцы Свобода по-спартанскиНаряду с Афинами другим ведущим государством Древней Греции была Спарта (или Лакония, Лакедемон). С нею в мировой истории связаны образцы мужественного, «спартанского» воспитания и военных доблестей.По законодательству Ликурга

Из книги Советские партизаны [Мифы и реальность] автора Пинчук Михаил Николаевич

Откуда взялись партизаны? Напомню определения, приведенные во 2-м томе «Военного энциклопедического словаря», подготовленного в Институте военной истории Минобороны Российской федерации (издание 2001 года):«Партизан (франц. partisan) - лицо, добровольно сражающееся в составе

Из книги Славяне: от Эльбы до Волги автора Денисов Юрий Николаевич

Откуда взялись авары? Упоминаний об аварах в произведениях средневековых историков довольно-таки много, но описаний их государственного устройства, быта и классового деления представлено совершенно недостаточно, а сведения об их происхождении весьма противоречивы.В

Из книги Русь против варягов. «Бич Божий» автора Елисеев Михаил Борисович

Глава 1. Да кто же вы такие? Откуда вы взялись? С этого вопроса можно смело начинать практически любую статью, в которой речь пойдет о Руси и варягах. Ибо для многих любознательных читателей это вопрос совсем не праздный. Русь и варяги. Что это? Взаимовыгодное

Из книги Пытаясь понять Россию автора Фёдоров Борис Григорьевич

ГЛАВА 14 Откуда взялись российские олигархи? На этих страницах уже неоднократно встречался термин "олигархи", однако значение его в условиях нашей действительности никак не разъяснялось. Между тем, это весьма заметное явление в современной российской политике. Под

Из книги Всякий, даровитый или бездарный, должен учиться… Как воспитывали детей в Древней Греци автора Петров Владислав Валентинович

Но откуда же взялись философы? Если попытаться описать общество «архаической Греции» одной фразой, то можно сказать, что оно было проникнуто «военным» сознанием, а лучшими его представителями были «благородные воины». Хирон, принявший у Феникса эстафету воспитания

Из книги Кто такие Айны? автора Wowanych Wowan

Откуда вы взялись, «настоящие люди»? Европейцы, столкнувшиеся с айнами в XVII веке, были поражены их внешним видом.В отличие от привычного вида людей монголоидной расы с жёлтой кожей, монгольской складкой века, редкими волосами на лице, айны обладали необыкновенно густыми

Из книги Дым над Украиной автора ЛДПР

Откуда взялись западенцы В начале ХХ в. в состав Австро-Венгерской империи входило Королевство Галиции и Лодомерии со столицей в Лемберге (Львове), в состав которого помимо этнических польских территорий входили Северная Буковина (современная Черновицкая область) и

Спартанцы - жители одного из древнегреческих полисов (городов - государств) на территории Древней Греции, существовавшего с 8 в. до н.э. Спарта прекратила существование после римского завоевания Греции во 2 половине 2 в. до н.э, однако упадок Спарты начался уже с 3 в. до н.э. Спартанцы создали оригинальную и самобытную цивилизацию, разительно отличающуюся от цивилизации остальных древнегреческих полисов, и до сих пор привлекающую к себе внимание исследователей. Основой спартанского государства были законы Ликурга - спартанского царя жившего в 7 в до н.э.

Природа

Спартанское государство располагалось в южной части греческого полуострова Пелопоннес. Географическое положение Спарты отличалось изолированностью. Спарта располагалась в долине зажатой между рекой и горами. В долине находилось большое количество плодородных земель, а предгорья изобиловали дикорастущими фруктовыми деревьями, реками и ручьями.

Занятия

Основным занятием спартанцев было военное дело. Ремеслом и торговлей занимались периэки - лично свободные, но лишенные политических прав жители Спарты. Земледелием занимались илоты - жители покоренных спартанцами земель, превращенные в государственных рабов. В связи с нацеленностью спаратанского государства на равенство всех свободных граждан (причем равенство не в правовом, а в буквальном - бытовом смысле) из ремесел было распространено только изготовление самых необходимых предметов - одежды, посуды и прочей хозяйственной утвари. В связи с военной направленностью Спарты на высоком техническом уровне находилось лишь изготовление оружия и доспехов.

Средства передвижения

Спартанцы использовали лошадей, повозки и колесницы. Согласно законам Ликурга спартанцы не имели право быть моряками и воевать на море. Однако в более поздние периоды спартанцы имели военный флот.

Архитектура

Спартанцы не признавали излишеств и потому их архитектура (как внешнее, так и внутренне убранство строений) отличалась крайней функциональностью. Естественно, что при таком подходе спартанцы не создали выдающихся архитектурных сооружений.

Военное дело

Армия спартанцев имела жесткую организационную структуру, которая, эволюционировала и отличалась в разные временные периоды. Тяжеловооруженные пехотинцы - гоплиты набирались из граждан Спарты и составляли основу армии. Каждый спартанец являлся на войну с собственным оружием. Комплект оружия был четко регламентирован, и состоял из копья, короткого меча, круглого щита и доспехов (бронзовые шлем, панцирь и поножи). Каждый гоплит имел слугу-оруженосца из илотов. В армии также служили периэки, вооруженные луками и пращами. Спартанцы не знали фортификации и осадного дела. В поздние периоды истории Спарта имела военный флот и одержала ряд морских побед, однако спартанцы никогда не уделяли большого внимания военному делу на море.

Спорт

Спартанцы с детства готовились к войне. С 7 лет ребенка забирали у матери, и начинался длительный и сложный процесс обучения, длящийся 13 лет. Это позволяло к 20 годам воспитать сильного, умелого и опытного воина. Спартанские воины были лучшими в Древней Греции. В Спарте практиковалось множество видов атлетических занятий и соревнований. Спартанские девочки также проходили военно-атлетическую подготовку, включающую в себя такие разделы как бег, прыжки, борьбу, метание диска и копья.

Искусство и литература

Спартанцы презирали искусство и литературу, признавая только музыку и пение. Спартанские танцы имели скорее военную, чем эстетическую направленность.

Наука

Спартанцы изучали только азы грамоты - чтение, письмо, военные и религиозные песни; историю, религию и традиции Спарты. Все остальные виды науки и образования (в том числе люди ими занимающиеся) были изгнаны из страны и запрещены.

Религия

В целом Спартанцы придерживались древнегреческой политеистической религии, с тем отличием, что в Спарте справлялось меньше религиозных праздников, и справлялись они с меньшей помпой. До определенной степени роль религии в Спарте взяла на себя спартанская мораль.

Во II тыс. до н. э. на юг Балканского полуострова вторгаются греческие племена. В тесных рамках, очерченных природой страны (небольшие долины, огороженные высокими горами), развивалась особая греческая цивилизация в виде городов-государств (полис ). В историческое время греки никогда не были единым государством: их взаимоотношения между собою строились как отношения международные. Однако в определенный момент среди многочисленных полисов важную роль стали играть Спарта и Афины. Поэтому в дисциплине «История государства и права зарубежных стран» изучается Спарта как пример греческой монархии и Афины как пример демократии.

Государство Спарта

Возникновение государства в Спарте

На Пелопонесском полуострове самым ранним полисным государством стала Спарта. По сравнению с другими греческими полисами, становление здесь государства имело значительные особенности.В IХв. до н. э. дорийские племена вторгаются в Лаконию и вытесняют или порабощают местное население – ахейцев, что приводит впоследствии к объединению родоплеменной верхушки завоевателей и покоренных.

Завоеватели разделялись на три клановых племени, каждое из которых подразделялось на девять фратрий («братств»), представляющих религиозно-правовые объединения с внутренним самоуправлением.

Дорийцы селились в независимых деревнях (их насчитывалось около ста), организованных в шесть царств. Они делились на три родовые филы , дополнительно разделяясь на пять групп (деревень), получивших топографические названия. Затем происходит объединение пяти деревень в Спартанское государство. Территория Лаконии распределялась по округам (обам ), число которых и их организация неизвестны. Пять «царей» составили Совет полиса. В период 800-730 г. до н. э. спартиаты покорили все остальные деревни, и их жители стали вассалами – периэками (бук. «живущие вокруг»).

Потом последовало завоевание Мессении (740-720 г. до н. э.) и аннексия страны, которая была распределена на доли для спартиатов, а в горную местность были оттеснены периэки. Благодаря этим завоеваниям Спарта превратилась в потенциально богатейшее и самое могущественное государство в Греции VIII в. до н. э.

В условиях завоевательных войн государственное устройство Спарты подверглось некоторым изменениям. Общественное развитие Спарты приняло застойный характер: долго сохранялись элементы общинного строя, городская жизнь и ремесло развивались слабо. Жители в основном занимались сельским хозяйством.

Поддержание порядка и господства над порабощенным населением обусловило военный строй всей жизни спартиатов. Законодателю Ликургу (VIII в. до н. э.) приписывают установление общественного порядка и государственного строя посредством издания договора (Ретры ). Он создает Совет старейшин Герусию («старее», «старейшина»). Затем он взялся за передел земли , что имело социально-политическое значение, и, по словам древнегреческого писателя Плутарха (вторая половина I в. до н. э.), реформатор это сделал, «дабы изгнать наглость, зависть, злобу, роскошь и еще более старые, еще более грозные недуги государства – богатство и бедность». С этой целью он уговорил спартанцев объединить все земли, а затем разделить их заново. Земли, относящиеся к городу Спарте, он разделил на 9 тысяч участков по числу спартанцев, а лаконские земли – на 30 тыс. участков между периэками. Каждый надел должен был приносить по 70 медимнов (один медимн – около 52 литров сыпучих тел) ячменя.

Третьей его реформой стало разделение движимого имущества, чтобы уничтожить всяческое неравенство. С этой целью он выводит из употребления золотые и серебряные монеты, заменив их на железные (огромного размера и веса). По свидетельству Плутарха, «для хранения суммы, равной десяти минам (одна мина – в среднем от 440 до 600 грамм), требовался большой склад, а для перевозки – парная запряжка». К тому же, это железо нельзя было использовать для других целей, т. к. оно было закалено посредством окунания в уксусе, и это лишило метал крепости, он становился хрупким. У спартиатов пропала охота к воровству и брать взятки, ибо нечисто нажитое нельзя было спрятать, поэтому в Лаконии исчезли многие виды преступлений. Ликург изгнал из страны бесполезные и лишние ремесла, что также было направлено против роскоши, и потому дома были сделаны только при помощи топора и пилы. И постепенно, по словам Плутарха, роскошь «увяла и исчезла».

С целью уничтожить у спартиатов страсть к богатству, реформатор учреждает общие трапезы (сисситии ), на которых совершеннолетние граждане по 15 человек собирались вместе и вкушали одинаковую простую пищу. Каждый сотрапезник вносил ежемесячные взносы продовольствием и деньгами. Запрещалось обедать дома. Во время трапезы спартиаты зорко следили друг за другом, и если видели, что человек не ест и не пьет, порицали его, называя «разнузданным и изнеженным». Трапезы не только боролись с богатством, но и способствовали сплочению воинов, т. к. сотрапезники не разъединялись друг с другом и на поле битвы, входя в одно воинское подразделение.

В быту спартанцы сохранили много обычаев, восходивших к глубокой древности. Например, союзы по возрастным группам, представлявшие, видимо, своего рода дружины, имевшие места постоянных собраний (лесхи ), где проходили не только общие трапезы, но устраивались и развлечения, на которых молодежь и зрелые воины проводили большую часть времени не только днем, но и ночью.

Для борьбы с богатством и установлением равенства предписывалось богатым жениться на бедных, а состоятельным женщинам – выходить замуж за бедных.

Ликург учреждает обязательное единообразное воспитание и обучение спартанцев. Это распространялось и на девушек. Реформатор отрегулировал и брачно-семейную сферу, и женщины во многом были уравнены с мужчинами, занимаясь спортом и военным делом.

Общественный строй

Господствующим классом были спартанцы, пользующиеся всеми политическими правами. Они обеспечивались земельными наделами, передаваемыми им вместе с рабами (илотами ), которые обрабатывали их и фактически содержали спартанцев. Последние жили в городе Спарте, представляющем из себя военный лагерь. Плутарх писал, что «никому не разрешалось жить так, как он хочет, точно в военном лагере; все в городе подчинялись строго установленным правилам и делали то из полезных для государства дел, которое им было назначено».

Государство брало заботу о воспитании детей: с 7 лет мальчиков отрывали от семьи и они проходили выучку под руководством особых лиц (педономов ) и в особых школах – агелах (бук. «скот»). При этом особое внимание обращалось на физическое воспитание, на выработку качеств стойкого и выносливого воина, на дисциплину, привычку повиноваться старшим и властям. Даже говорить они должны были кратко, лаконично. «Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя обойтись», – замечал Плутарх.

С возрастом требования становились жестче: дети ходили босиком, с 12 и до 16 лет их приучали ходить нагими (в том числе и девушек), получая на год всего лишь по одному плащу. Их кожа была загорелой и грубой. Спали они вместе на постелях из тростника. С 16 лет юноша (эфеб) вносился в списки полноправных граждан. Обучение заканчивалось в 20 лет, и до 60 лет спартанцы оставались военнообязанными. Жениться им разрешалось только с 30 лет, когда спартанец считался совершеннолетним и приобретал политические права. Число спартанцев было невелико, к V в. до н. э. их насчитывалось не более 8 тысяч, а позднее – значительно меньше – около 1 000 человек.

В процессе завоевания часть покоренного населения была превращена в рабов (илотов ). Они были прикреплены к клерам, на территории которых им надлежало под контролем специально уполномоченных государством лиц вести хозяйство. Они считались государственной собственностью и передавались в распоряжение спартанцев, которые могли их убить, передать другому согражданину или продать за границу. С разрешения властей господин мог отпустить илота на волю и в этом случае отпущенный именовался неодамодом. Своей земли илоты не имели, а обрабатывали земельные участки спартанцев, платя им половину урожая. Илотов призывали в войско в качестве легковооруженных воинов.

Свое господство над илотами спартанцы поддерживали террором: ежегодно им объявлялась война (криптии ), во время которой сильных и смелых илотов убивали. Господин, укрывший сильного илота, наказывался. Кроме этого, илоты ежегодно получали определенное количество ударов без всякой вины для того, чтобы они не разучились чувствовать себя рабами. Древнегреческий историк Ксенофонт писал, что они готовы были съесть своих господ с кожей и волосами. Поэтому спартанские воины всегда ходили вооруженными. Число илотов в несколько раз превышало число спартанцев.

Покоренные жители горных районов Спарты – периэки также не пользовались политическими правами, но были свободными, занимая промежуточное положение между илотами и спартиатами. Они могли приобретать собственность и совершать сделки. Главными их занятиями являлись торговля и ремесло. Они несли воинскую повинность в качестве тяжеловооруженных воинов. Периэки находились под надзором гармостов . Высшим должностным лицам Спарты – эфорам – предоставлялось право предавать периэков смертной казни без суда.

Государственный строй

Он был монархическим и являлся образцом рабовладельческой аристократии. Народное собрание (апелла) не играло большой роли и собиралось один раз в месяц. В нем участвовали граждане, достигшие 30 лет и сохранившие свои земельные наделы и связанные с их обладанием политические права. Созывалось собрание царями, а потом эфорами, которые и председательствовали. Помимо очередных собраний созывались и чрезвычайные, в которых принимали участие лишь граждане, находившиеся в данный момент в городе. Такие собрания назывались малыми собраниями (микра апелл). Выступать в собрании с речами и предложениями могли лишь должностные лица и послы иностранных держав.

К компетенции народного собрания относилось законотворчество; избрание должностных лиц и послов; вопросы союза с другими государствами; вопросы войны и мира (во время войны оно решало, кому из двух царей идти в поход); вопросы Пелопонесского союза; производило прием новых граждан или лишало отдельных спартанцев прав гражданства. Собрание также выступало и судебным органом, когда дело шло о низложении должностного лица за его преступления. В случае возникновения спора о наследовании престола оно выносило свое решение. Голосование производилось криком или расхождением участников собрания по сторонам. Аристотель называл такой способ ведения народного собрания «детским».

Царская власть осуществлялась двумя царями (архагетами или базилевсами ) и была наследственной. Двойная царская власть, по всей видимости, возникла в результате объединения верхушки племен дорийцев и ахейцев. Однако царская власть была в основном реальной только в военное время, когда базилевсы могли издавать все распоряжения, и им докладывали обо всех делах; они приобретали право жизни и смерти над воинами. Каждые восемь лет коллегия высших должностных лиц в Спарте (эфоры ) проводила гадание по звездам, в результате которого цари могли быть преданы суду или отстранению от должности. Эфоры сопровождали царя в военном походе и наблюдали за ним. Ежемесячно эфоры и цари приносили друг другу клятву: базилевсы клялись, что будут царствовать по законам, а эфоры клялись от имени государства, что при соблюдении царями своей клятвы государство будет незыблемо блюсти их власть.

Кроме военной власти, цари обладали жреческой и судебной, входили в состав герусии – совета старейшин. Цари также наблюдали за правильностью распределения и использования земельных наделов. В позднейшее время они распоряжались и выдачей замуж девушек, ставших наследницами родовых клеров. Цари были окружены почетом, в их пользу устанавливались различные сборы, все должны были вставать перед ними.

Герусия (совет старейшин) состояла из 28 членов и двух царей. Свое начало она ведет от родоплеменной организации, от совета старейшин. Члены герусии (геронты ) были, как правило, из представителей знатных родов и с 60-летнего возраста, т. к. уже были освобождены от военной службы. Их избрание происходило в народном собрании криком, и избранным считался тот, которому кричали сильнее, чем другим кандидатам. Они занимали должность пожизненно. Герусия первоначально созывалась царями, а потом – эфорами. Ее компетенция была следующей: предварительное обсуждение дел, которые должны были рассматриваться в народном собрании; переговоры с другими государствами; судебные дела (государственные и уголовные преступления), а также против царей; военные вопросы. Однако совет старейшин не располагал законодательной инициативой. Дела по имущественным спорам были подсудны эфорам. Роль герусии уменьшалась с увеличением роли эфоров.

Эфоры («наблюдатели») – коллегия высших должностных лиц, которая занимала совершенно исключительное положение в государстве. Первоначально они являлись заместителями царей в гражданском суде, впоследствии их власть настолько расширилась, что перед ней склонялись и цари. Эфоры ежегодно избирались народным собранием криком в количестве пяти человек. Во главе коллегии стоял первый эфор, именем которого обозначался год. Полномочия эфоров: созыв герусии и народного собрания, руководство ими; внутреннее управление; контроль за должностными лицами и проверка их отчетов, а также отстранение от должности за проступки и передача суду; надзор за нравами и за соблюдением дисциплины; внешние сношения; гражданская юрисдикция. Во время войны руководили мобилизацией войск, отдавали приказ о выступлении в поход, а двое эфоров сопровождали царя в военном походе. Они также объявляли криптии против илотов и периэков. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения по большинству голосов. Отчитывались они перед своими преемниками по истечении годичного срока.

Такой государственно-политический строй у спартанцев оставался почти неизменным в течение многих веков. Спартанцы осуществляли военное лидерство среди греческих полисов, с этой целью в VI в. до н. э. они возглавили Пелопонесский союз для борьбы за главенство в Элладе. После победы в Пелопонесской войне над Афинами и ее союзниками, другими греческими полисами, спартанское общество, разбогатев, стало расслаиваться. В результате этого сокращается число полноправных граждан, которых в конце IV в. до н. э. стало насчитываться около 1 000 человек. В следующем веке в результате очередного политического кризиса в Спарте почти ликвидируются старые институты власти, и цари становятся диктаторами. Во II в. до н. э. восставшие илоты захватывают власть, а в середине этого века государство Спарта становится частью провинции Римской империи.


Top