Лирика и ее виды. Лирика как род литературы

В лирике на первом плане единичные состояния человеческого сознания. В лирическом произведении событийный ряд изображается весьма скупо, а иногда и вовсе не изображается. Лирика изображает само по себе эмоциональное состояние. Лирика тяготеет главным образом к малой форме. Лирическое произведение в подавляющем большинстве случаев имеет стихотворную форму. Лирика бывает описательной (пейзаж), повествовательной (рассказ о событии) или медитативной (размышления).

Носителя переживаний в лирическом произведении называют лирическим героем. Лирический герой не только тесно связан с автором, но и в большинстве случаев является неотделимым от него.

Лирика - литературный род, выражающий мысли, чувства и переживания субъекта, провоцирующий у читателя/слушателя иллюзию сопереживания и тяготеющий к стиховой форме. Согласно теории Веселовского, лирика ведет свое происхождение от обрядового хора, как и другие роды лит-ры, это объяснение считается недостаточным, т.к. существовали и трудовые и бытовые песни.

Платон назвал лирику простым повествованием в противоположность в противоположность подражанию, которое осуществляется в драме, эпос же смешивает и то и другое. Аристотель всю поэзию считал подражанием, но один из трех способов подражания определял по-платоновски: это такой способ, когда автор определяется самим собой и не меняется.

В лирике на первом плане единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления. Если в лирическом пр-нии обозначается какой-л. событийный ряд, то весьма скупо без сколько-нибудь тщательной детализации. Гаспаров ищет сюжет везде, но это очень спорно, традиционно считается, что в лирике его нет.

Лирическое переживание предстает как принадлежащие носителю речи, оно не столько обозначено словами, сколько выражено. Только в лирике система худ. средств всецело подчиняется раскрытию цельного движения челов. души

Лирическая эмоция – сгусток, квинтэссенция душевного опыта ч-ка. Гинзбург: лирика – «самый субъективный род лит-ры, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей». В основе – душевное озарение, результат творч. Достраивания и преображения того, что испытано.

Лирика не замыкается в сфере внутренней жизни людей, их психологии как таковой. Лирика – художественное освоение сознания и бытия (Поспелов). Таковы философские, пейзажные, гражданские стихотворения.

Лирика способна запечатлеть:

Простр-врем. Представления

Связь чувства с фактами быта и природы

Религиозный характер и т.п.


Лирика тяготеет к малой форме (хотя есть и лир. поэмы) Принцип лир. рода лит-ры как можно короче и как можно полнее. Приближается к сентенциям.

Состояние человеческого сознания воплощается в лирике либо прямо и открыто, либо по преимуществу косвенно.

Для лирики характерно:

Тяготение к стихотв. ф-ме

Экспрессивность речи, доходящая до предела

Автопсихологичность, т.к. лир герой/субъект связан с автором, его мироотношением, опытом, настроением, манерой речевого поведения и т.п.

Суггетивность – максимальная внушающая, заражающая сила.

Посмотрите лекцию по лирике, если есть, там цитаты, которые нравятся Чернышевой.

Виды лирики:

Описательная (пейзажная)

Повествовательная (событие, эпизод)

Ролевая (монолог от лица персонажа)

Медитативная (любовная, философская)

Лирический герой и субъект

Для Чернышевой: лир. субъект ближе к личности автора, чем лир. герой. Герой = роль, субъект = субъект тв-ва.

Для Волковой: субъект – образ из 1 стихотворения, герой – собирательный образ всего тв-ва или цикла (Тынянов: «образ поэта в лирике»). Если перепутаете и скажете, Чернышевой то, что предназначается для Волковой, ссылайтесь на Лидию Гинзбург.

Ведущие лирические жанры (основное условие – они должны быть поддержаны традицией):

Послание, элегия, ода, эпиграмма, эпитафия, эпиталама, сонет, рондо, триолет

Является ли «лир. стихотворение» жанром – спорный вопроотс

Драма Драматические произведения (др. - гр. drama - действие), как и эпические, воссоздают событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Подобно автору эпического произведения, драматург подчинен «закону развивающегося действия» . Но развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Собственно авторская речь здесь вспомогательна и эпизодична. Таковы списки действующих лиц, иногда сопровождаемые краткими характеристиками, обозначение времени и места действия; описания сценической обстановки в начале актов и эпизодов, а также комментарии к отдельным репликам героев и указания на их движения, жесты, мимику, интонации (ремарки). Все это составляет побочный текст драматического произведения. Основной же его текст - это цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов. Отсюда некоторая ограниченность художественных возможностей драмы. Писатель-драматург пользуется лишь частью предметно-изобразительных средств, которые доступны создателю романа или эпопеи, новеллы или повести. И характеры действующих лиц раскрываются в драме с меньшей свободой и полнотой, чем в эпосе. При этом драматурги, в отличие от авторов эпических произведений, вынуждены ограничиваться тем объемом словесного текста, который отвечает запросам театрального искусства. Время изображаемого в драме действия должно уместиться в строгие рамки времени сценического. А спектакль в привычных для новоевропейского театра формах продолжается, как известно, не более трех-четырех часов. И это требует соответствующего размера драматургического текста. Вместе с тем у автора пьесы есть существенные преимущества перед создателями повестей и романов. Один изображаемый в драме момент плотно примыкает к другому, соседнему. Время воспроизводимых драматургом событий на протяжении "сценического эпизода не сжимается и не растягивается; персонажи драмы обмениваются репликами без сколько-нибудь заметных временных интервалов, и их высказывания, как отмечал К.С. Станиславский, составляют сплошную, непрерывную линию. Если с помощью повествования действие запечатлевается как нечто прошедшее, то цепь диалогов и монологов в драме создает иллюзию настоящего времени. Жизнь здесь говорит как бы от своего собственного лица: между тем, что изображается, и читателем нет посредника-повествователя. Действие воссоздается в драме с максимальной непосредственностью. Оно протекает будто перед глазами читателя.Драма ориентирована на требования сцены. А театр - это искусство публичное, массовое. Спектакль впрямую воздействует на многих людей, как бы сливающихся воедино в откликах на совершающееся перед ними. Назначение драмы, по словам Пушкина, - действовать на множество, занимать его любопытство» и ради этого запечатлевать «истину страстей» Особенно тесными узами связан драматический род литературы со смеховой сферой, ибо театр упрочивался и развивался в неразрывной связи с массовыми празднествами, в атмосфере игры и веселья. То же самое правомерно сказать о театре и драме иных стран и эпох..Знаменательны (в качестве характеристики драматического рода литературы) упреки Толстого в адрес У. Шекспира за обилие гипербол, из-за чего будто бы «нарушается возможность художественного впечатления». «С первых же слов, - писал он о трагедии «Король Лир», - видно преувеличение: преувеличение событий, преувеличение чувств и преувеличение выражений». В оценке творчества Шекспира Л. Толстой был неправ, но мысль о приверженности великого английского драматурга к театрализующим гиперболам совершенно справедлива. Сказанное о «Короле Лире» с не меньшим основанием можно отнести к античным комедиям и трагедиям, драматическим произведениям классицизма, к пьесам Ф. Шиллера и В. Гюго и т. п.В XIX–XX вв., когда в литературе возобладало стремление к житейской достоверности, присущие драме условности стали менее явными, нередко они сводились к минимуму. У истоков этого явления так называемая «мещанская драма» XVIII в., создателями и теоретиками которой были Д. Дидро и Г.Э. Лессинг. Произведения крупнейших русских драматургов XIX в. и начала XX столетия - А.Н. Островского, А.П. Чехова и М. Горького - отличаются достоверностью воссоздаваемых жизненных форм. Но и при установке Драматургов на правдоподобие сюжетные, психологические и собственно речевые гиперболы сохранялись. Театрализующие условности дали о себе знать даже в драматургии Чехова, явившей собой максимальный предел «жизнеподобия». Всмотримся в заключительную сцену «Трех сестер». Одна молодая женщина десять-пятнадцать минут назад рассталась с любимым человеком, вероятно, навсегда. Другая пять минут назад узнала о смерти своего жениха. И вот они, вместе со старшей, третьей сестрой подводят нравственно-философские итоги прошедшему, размышляя под звуки военного марша об участи своего поколения, о будущем человечества. Вряд ли можно представить себе это происшедшим в реальности. Но неправдоподобия финала «Трех сестер» мы не замечаем, так как привыкли, что драма ощутимо видоизменяет формы жизнедеятельности людей.Сказанное убеждает в справедливости суждения А. С. Пушкина (из его уже цитированной статьи) о том, что «самая сущность драматического искусства исключает правдоподобие»; «Читая поэму, роман, мы часто можем забыться и полагать, что описываемое происшествие не есть вымысел, но истина. В оде, в элегии можем думать, что поэт изображал свои настоящие чувствования, в настоящих обстоятельствах. Но где правдоподобие в здании, разделенном на две части, из коих одна наполнена зрителями, которые условились etc» .Наиболее ответственная роль в драматических произведениях принадлежит условности речевого самораскрытия героев, диалоги и монологи которых, нередко насыщенные афоризмами и сентенциями, оказываются куда более пространными и эффектными, нежели те реплики, которые могли бы быть произнесены в аналогичном жизненном положении. Условны реплики «в сторону», которые как бы не существуют для других находящихся на сцене персонажей, но хорошо слышны зрителям, а также монологи, произносимые героями в одиночестве, наедине с собой, являющиеся чисто сценическим приемом вынесения наружу речи внутренней (таких монологов немало как в античных трагедиях, так и в драматургии Нового времени). Драматург, ставя своего рода эксперимент, показывает, как высказался бы человек, если бы в произносимых словах он выражал свои умонастроения с максимальной полнотой и яркостью. И речь в драматическом произведении нередко обретает сходство с речью художественно-лирической либо ораторской: герои здесь склонны изъясняться как импровизаторы-поэты или мастера публичных выступлений. Поэтому отчасти прав был Гегель, рассматривая драму как синтез эпического начала (событийность) и лирического (речевая экспрессия).Драма имеет в искусстве как бы две жизни: театральную и собственно литературную. Составляя драматургическую основу спектаклей, бытуя в их составе, драматическое произведение воспринимается также публикой читающей.Но так обстояло дело далеко не всегда. Эмансипация драмы от сцены осуществлялась постепенно - на протяжении ряда столетий и завершилась сравнительно недавно: в XVIII–XIX вв. Всемирно-значимые образцы драматургии (от античности и до XVII в.) в пору их создания практически не осознавались как литературные произведения: они бытовали только в составе сценического искусства. Ни У. Шекспир, ни Ж. Б. Мольер не воспринимались их современниками в качестве писателей. Решающую роль в упрочении представления о драме как произведении, предназначенном не только для сценической постановки, но и для чтения, сыграло «открытие» во второй половине XVIII столетия Шекспира как великого драматического поэта. Отныне драмы стали интенсивно читаться. Благодаря многочисленным печатным изданиям в XIX–XX вв. драматические произведения оказались важной разновидностью художественной литературы. В XIX в. (особенно в первой его половине) литературные достоинства драмы нередко ставились выше сценических. Так, Гете полагал, будто «произведения Шекспира не для телесных очей», а Грибоедов называл «ребяческим» свое желание услышать стихи «Горя от ума» со сцены. Получила распространение так называемая Lesedrama (драма для чтения), создаваемая с установкой прежде всего на восприятие в чтении. Таковы «Фауст» Гете, драматические произведения Байрона, маленькие трагедии Пушкина, тургеневские драмы, по поводу которых автор замечал: «Пьесы мои, неудовлетворительные на сцене, могут представить некоторый интерес в чтении».Принципиальных различий между Lesedrama и пьесой, которая ориентирована автором на сценическую постановку, не существует. Драмы, создаваемые для чтения, часто являются потенциально сценическими. И театр (в том числе современный) упорно ищет и порой находит к ним ключи, свидетельства чему - успешные постановки тургеневского «Месяца в деревне» (прежде всего это знаменитый дореволюционный спектакль Художественного театра) и многочисленные (хотя далеко и не всегда удачные) сценические прочтения пушкинских маленьких трагедий в XX в.Давняя истина остается в силе: важнейшее, главное предназначение драмы - это сцена. «Только при сценическом исполнении, - отметил А. Н. Островский, - драматургический вымысел автора получает вполне законченную форму и производит именно то моральное действие, достижение которого автор поставил себе целью».Создание спектакля на основе драматического произведения сопряжено с его творческим достраиванием: актеры создают интонационно-пластические рисунки исполняемых ролей, художник оформляет сценическое пространство, режиссер разрабатывает мизансцены. В связи с этим концепция пьесы несколько меняется (одним ее сторонам уделяется большее, другим - меньшее внимание), нередко конкретизируется и обогащается: сценическая постановка вносит в драму новые смысловые оттенки. При этом для театра первостепенно значим принцип верности прочтения литературы. Режиссер и актеры призваны донести поставленное произведение до зрителей с максимально возможной полнотой. Верность сценического прочтения имеет место там, где режиссер и актеры глубоко постигают драматическое произведение в его основных содержательных, жанровых, стилевых особенностях. Сценические постановки (как и экранизации) правомерны лишь в тех случаях, когда имеется согласие (пусть относительное) режиссера и актеров с кругом идей писателя-драматурга, когда деятели сцены бережно внимательны к смыслу поставленного произведения, к особенностям его жанра, чертам его стиля и к самому тексту.В классической эстетике XVIII–XIX вв., в частности у Гегеля и Белинского, драма (прежде всего жанр трагедии) рассматривалась в качестве высшей формы литературного творчества: как «венец поэзии». Целый ряд художественных эпох и в самом деле проявил себя по преимуществу в драматическом искусстве. Эсхил и Софокл в период расцвета античной культуры, Мольер, Расин и Корнель в пору классицизма не имели себе равных среди авторов эпических произведений. Знаменательно в этом отношении творчество Гете. Для великого немецкого писателя были доступны все литературные роды, увенчал же он свою жизнь в искусстве созданием драматического произведения - бессмертного «Фауста».В прошлые века (вплоть до XVIII столетия) драма не только успешно соперничала с эпосом, но и нередко становилась ведущей формой художественного воспроизведения жизни в пространстве и времени. Это объясняется рядом причин. Во-первых, огромную роль играло театральное искусство, доступное (в отличие от рукописной и печатной книги) самым широким слоям общества. Во-вторых, свойства драматических произведений (изображение персонажей с резко выраженными чертами, воспроизведение человеческих страстей, тяготение к патетике и гротеску) в «дореалистические» эпохи вполне отвечали тенденциям общелитературным и общехудожественным.И хотя в XIX–XX вв. на авансцену литературы выдвинулся социально-психологический роман - жанр эпического рода литературы, драматическим произведениям по-прежнему принадлежит почетное место.

Жанры лирики берут свое начало в синкретических видах искусства. На первом плане оказываются личные переживания и чувства человека. Лирика - самый субъективный род литературы. Диапазон его достаточно широк. Лирическим произведениям свойственен лаконизм высказывания, предельная концентрация мыслей, чувств и переживаний. Через различные жанры лирики поэт воплощает то, что его волнует, огорчает или радует.

Особенности лирики

Сам термин происходит от греческого слова lyra (разновидность музыкального инструмента). Поэты периода античности исполняли свои произведения под аккомпанемент лиры. В основе лирики - переживания и думы главного героя. Его часто отождествляют с автором, что не совсем верно. Характер героя зачастую раскрывается через поступки и действия. Большую роль играет прямая авторская характеристика. Немаловажное место отводится Наиболее часто используется монолог. Диалоги встречаются редко.

Главным средством выражения считается размышление. В некоторых произведениях переплетаются лирики и драмы. В лирических сочинениях отсутствует развернутый сюжет. В некоторых присутствует внутренний конфликт героя. Существует и «ролевая» лирика. В таких произведениях автор играет роли разных лиц.

Жанры лирики в литературе тесно переплетаются с иными видами искусства. Особенно с живописью и музыкой.

Виды лирики

Как лирика была сформирована в Древней Греции. Наивысший расцвет произошел в Древнем Риме. Популярные античные поэты: Анакреонт, Гораций, Овидий, Пиндар, Сапфо. В эпоху Возрождения особо выделяются Шекспир и Петрарка. А в 18-19 веках мир был потрясен поэзией Гете, Байрона, Пушкина и многих других.

Разновидности лирики как рода: по выразительности - медитативная или суггестивная; по тематике - пейзажная или урбанистическая, социальная или интимная и т. д.; по тональности - минорная или мажорная, комическая или героическая, идиллическая или драматическая.

Виды лирики: стихотворная (поэзия), драматизированная (ролевая), прозаическая.

Тематическая классификация

Жанры лирики в литературе имеют несколько классификаций. Наиболее часто такие сочинения распределяют по тематике.

  • Гражданская. На первый план выступают общественно-национальные вопросы и чувства.
  • Интимная. Передает личные переживания, которые испытывает главный герой. Подразделяется на следующие типы: любовная, лирика дружбы, семейная, эротическая.
  • Философская. В ней воплощается осознание смысла жизни, бытия, проблемы добра и зла.
  • Религиозная. Чувства и переживания о высшем и духовном.
  • Пейзажная. Передает размышления героя о природных явлениях.
  • Сатирическая. Разоблачает человеческие и общественные пороки.

Разновидности по жанрам

Жанры лирики многообразны. Это:

1. Гимн - лирическая песнь, выражающая празднично-приподнятое чувство, образовавшееся от какого-то хорошего события или исключительного переживания. Например, «Гимн чуме» А. С. Пушкина.

2. Инвектива. Означает внезапное обличение или сатирическое высмеивание реального лица. Для данного жанра характерна смысловая и структурная двуплановость.

3. Мадригал. Изначально это были стихотворения, изображающие сельскую жизнь. Спустя несколько столетий мадригал существенно трансформируется. В 18-19 веках свободной формы, воспевающие красоту женщины и содержащие комплимент. Жанр интимной поэзии встречается у Пушкина, Лермонтова, Карамзина, Сумарокова и других.

4. Ода - хвалебная песнь. Это поэтический жанр, окончательно сформировавшийся в эпоху классицизма. В России данный термин введен В. Тредиаковским (1734 год). Теперь она уже отдаленно связана с классическими традициями. В ней происходит борьба противоречивых стилевых тенденций. Известны торжественные оды Ломоносова (развивающие метафорический стиль), анакреонтические - Сумарокова, синтетические - Державина.

5. Песня (песнь) - одна из форм словесно-музыкального искусства. Бывают лирические, эпические, лиро-драматические, лиро-эпические. Лирическим песням не свойственно повествование, изложение. Для них характерно идейно-эмоциональное выражение.

6. Послание (письмо в стихах). В русской данная жанровая разновидность была чрезвычайно популярна. Послания писали Державин, Кантемир, Костров, Ломоносов, Петров, Сумароков, Тредиаковский, Фонвизин и многие другие. В первой половине 19 столетия они также были в ходу. Их пишут Батюшков, Жуковский, Пушкин, Лермонтов.

7. Романс. Так называется стихотворение, имеющее характер любовной песни.

8. Сонет - твердая стихотворная форма. Состоит из четырнадцати строк, которые, в свою очередь, распадаются на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета).

9. Стихотворение. Именно в 19-20 веках данная структура становится одной из лирических форм.

10. Элегия - еще один популярный жанр лирической поэзии меланхолического содержания.

11. Эпиграмма - короткое стихотворение лирического склада. Характеризуется большой свободой содержания.

12. Эпитафия (надгробная надпись).

Жанры лирики Пушкина и Лермонтова

А. С. Пушкин писал в разных лирических жанрах. Это:

  • Ода. Например, «Вольность» (1817).
  • Элегия - «Погасло дневное светило» (1820).
  • Послание - «К Чаадаеву» (1818).
  • Эпиграмма - «На Александра!», «На Воронцова» (1824).
  • Песня - «О вещем Олеге» (1822).
  • Романс - «Я здесь, Инезилья» (1830).
  • Сонет, сатира.
  • Лирические сочинения, выходящие за рамки традиционных жанров - «К морю», «Деревня», «Анчар» и многие другие.

Многогранна и тематика у Пушкина: гражданская позиция, проблема свободы творчества и многие другие темы затрагиваются в его произведениях.

Разнообразные жанры лирики Лермонтова составляют основную часть его литературного наследия. Он является продолжателем традиций гражданской поэзии декабристов и Александра Сергеевича Пушкина. Изначально самым любимым жанром был монолог-исповедь. Затем - романс, элегия и многие другие. А вот сатира и эпиграмма встречаются в его творчестве крайне редко.

Заключение

Таким произведения могут быть написаны в различных жанрах. Например, сонет, мадригал, эпиграмма, романс, элегия и т. д. Также лирика нередко классифицируется по тематике. Например, гражданская, интимная, философская, религиозная и проч. Стоит обратить внимание на тот факт, что лирика постоянно обновляется и пополняется новыми жанровыми образованиями. В поэтической практике встречаются жанры лирики, заимствованные из смежных видов искусства. Из музыки: вальс, прелюдия, марш, ноктюрн, кантата, реквием и т. д. Из живописи: портрет, натюрморт, этюд, барельеф и проч. В современной литературе происходит синтез жанров, поэтому лирические произведения делят на группы.

Жанры лирики помогают нам классифицировать этот особый род литературы, который в первую очередь обращается к личным чувствам поэта и читателя, их настроени...

От Masterweb

17.04.2018 12:00

Жанры лирики помогают нам классифицировать этот особый род литературы, который, в первую очередь, обращается к личным чувствам поэта и читателя, их настроению. Лирика отражает чувствительные переживания, эмоции, часто произведения этого рода литературы характеризуются задушевностью и взволнованностью.

Стихотворение

Стихотворение - основной жанр лирики, который знаком всем без исключения. Это произведение относительно небольшого размера, написанное обязательно стихами.

В широком смысле под стихотворением понимают произведения разных жанров и даже типов, к ним нередко относят элегии, сонеты и баллады, но в XIX-XX веках существовало более четкое определение. В этот период под стихотворением понимали исключительно произведение, позволяющее отразить внутренний мир автора, многосторонние проявления его души, оно должно было быть связано с лиризмом.

С развитием классического стихотворения более ясным стало его предназначение для лирического освоения мира. Отдельно подчеркивалось, что в стихотворении автор всегда стремится соединить жизнь в одном мгновении, сосредоточившись на состоянии окружающего мира. В этой основополагающей функции жанр лирики стихотворение противопоставляется новеллам и рассказам, написанным в стихах, а также лирическим поэмам, в которых описывается большое количество взаимосвязанных между собой переживаний.

Можно встретить много примеров стихотворений в творчестве Пушкина. Жанр лирики, которому посвящен этот раздел нашей статьи, был для него одним из основных в работе. В качестве иллюстрации можно привести стихотворение "Зимняя дорога".

Сквозь волнистые туманыПробирается луна,На печальные поляныЛьет печально свет она.По дороге зимней, скучнойТройка борзая бежит,Колокольчик однозвучныйУтомительно гремит.Что-то слышится родноеВ долгих песнях ямщика:То разгулье удалое,То сердечная тоска...Ни огня, ни черной хаты,Глушь и снег... Навстречу мнеТолько версты полосатыПопадаются одне...Скучно, грустно... Завтра, Нина,Завтра к милой возвратясь,Я забудусь у камина,Загляжусь не наглядясь.Звучно стрелка часоваяМерный круг свой совершит,И, докучных удаляя,Полночь нас не разлучит.Грустно, Нина: путь мой скучен,Дремля смолкнул мой ямщик,Колокольчик однозвучен,Отуманен лунный лик.

Сонет


Изучив основные жанры эпоса, лирики и драмы, вы сможете легко ориентироваться в мировой и отечественной литературе. Еще один популярный жанр, о котором обязательно необходимо рассказать в этой статье, это сонет.

В отличие от большинства других жанров лирики, у сонета строго определенная структура. Он обязательно состоит из 14 строк, которые образуют два катрена и два терцета. Так выглядит классический сонет, но в литературе также популярен так называемый шекспировский сонет, который состоит из трех катренов и одного финального заключительного двустишия. Особую популярность сонет именно в таком виде получил благодаря английскому поэту и драматургу Уильяму Шекспиру.

Считается, что в сонете обязательно должен присутствовать эмоциональный и сюжетный перелом. Часто их тема посвящена любви.

В России сонеты также имели определенную популярность. Как правило, их писали 5-стопным ямбом с незначительными отклонениями. Наиболее известны отечественные сонеты Генриха Сапгира, Тимура Кибирова, Сергей Калугина.

В качестве примера можно привести сонеты Уильяма Шекспира, которые на русском языке хорошо известны в переводах Бориса Пастернака.

Измучась всем, я умереть хочу.Тоска смотреть, как мается бедняк,И как шутя живется богачу,И доверять, и попадать впросак,И наблюдать, как наглость лезет в свет,И честь девичья катится ко дну,И знать, что ходу совершенствам нет,И видеть мощь у немощи в плену,И вспоминать, что мысли замкнут рот,И разум сносит глупости хулу,И прямодушье простотой слывет,И доброта прислуживает злу.Измучась всем, не стал бы жить и дня,Да другу трудно будет без меня.

Ода

Среди жанров эпоса, лирики, драмы присутствуют схожие, которые направлены дна реализацию той или иной цели. Например, оды обязаны восхвалять конкретного человека, событие или государство. Подобные аналоги есть и в других родах литературы.

В России ода одно время была чрезвычайно популярна. При этом зародилась ода в Древней Греции, в римской литературе этот жанр лирики был распространен благодаря Горацию. В России его использовали в XVIII веке. Самые яркие представители - Гавриил Державин и Михаил Ломоносов. В пример и приведем произведение Державина.

БОГО Ты, пространством бесконечный,Живый в движеньи вещества,Теченьем времени превечный,Без лиц, в трех лицах Божества,Дух всюду сущий и единый,Кому нет места и причины,Кого никто постичь не мог,Кто все Собою наполняет,Объемлет, зиждет, сохраняет,Кого мы нарицаем - Бог!Измерить океан глубокий,Сочесть пески, лучи планет,Хотя и мог бы ум высокий,Тебе числа и меры нет!Не могут Духи просвещенны,От света Твоего рожденны,Исследовать судеб Твоих:Лишь мысль к Тебе взнестись дерзает,В Твоем величьи исчезает,Как в вечности прошедший миг.Хао́са бытность довременнуИз бездн Ты вечности воззвал;А вечность, прежде век рожденну,В Себе Самом Ты основал.Себя Собою составляя,Собою из Себя сияя,Ты свет, откуда свет исте́к.Создавый все единым словом,В твореньи простираясь новом,Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек.Ты цепь существ в Себе вмещаешь,Ее содержишь и живишь;Конец с началом сопрягаешьИ смертию живот даришь.Как искры сыплются, стремятся,Так солнцы от Тебя родятся.Как в мразный, ясный день зимойПылинки инея сверкают,Вратятся, зыблются, сияют,Так звезды в безднах под Тобой.Светил возженных миллионыВ неизмеримости текут;Твои они творят законы,Лучи животворящи льют;Но огненны сии лампады,Иль рдяных кристалей громады,Иль волн златых кипящий сонм,Или горящие эфиры,Иль вкупе все светящи миры,Перед Тобой - как нощь пред днем.Как капля, в море опущенна,Вся твердь перед Тобой сия;Но что мной зримая вселенна,И что перед Тобою я? -В воздушном океане оном,Миры умножа миллиономСтократ других миров, и то,Когда дерзну сравнить с Тобою,Лишь будет точкою одною;А я перед Тобой - ничто.Ничто! - но Ты во мне сияешьВеличеством Твоих доброт;Во мне Себя изображаешь,Как солнце в малой капле вод.Ничто! - но жизнь я ощущаю,Несытым некаким летаюВсегда пареньем в высоты.Тебя душа моя быть чает,Вникает, мыслит, рассуждает:Я есмь - конечно, есь и Ты.Ты есь! - Природы чин вещает,Гласит мое мне сердце то,Меня мой разум уверяет;Ты есь - и я уж не ничто!Частица целой я вселенной,Поставлен, мнится мне, в почтеннойСредине естества я той,Где кончил тварей Ты телесных,Где начал Ты Духов небесныхИ цепь существ связал всех мной.Я связь миров, повсюду сущих,Я крайня степень вещества,Я средоточие живущих,Черта начальна Божества.Я телом в прахе истлеваю,Умом громам повелеваю;Я царь, - я раб, - я червь, - я бог!-Но будучи я столь чудесен,Отколь я происшел? - Безвестен;А сам собой я быть не мог.Твое созданье я, Создатель,Твоей премудрости я тварь,Источник жизни, благ Податель,Душа души моей и Царь!Твоей то правде нужно было,Чтоб смертну бездну преходилоМое бессмертно бытие́;Чтоб дух мой в смертность облачилсяИ чтоб чрез смерть я возвратился,Отец! в бессмертие Твое́.Неизъяснимый, непостижный!Я знаю, что души моейВоображении бессильныИ тени начертать Твоей.Но если славословить должно,То слабым смертным невозможноТебя ничем иным почтить,Как им к Тебе лишь возвышаться,В безмерной разности терятьсяИ благодарны слезы лить.

Романс

В жанре лирики произведения, написанные в виде романсов, занимают особое место. Ведь это особый жанр, который находится на пересечении литературы и музыки. Как правило, это небольшое поэтическое произведение, положенное на музыку.

Отечественный романс в основном сформировался в начале XIX века. Большое влияние на него оказал популярный в ту пору романтизм. Самыми известными представителями этого жанра стали Варламов, Алябьев, Гурилев. Во многих русских романсах можно встретить цыганские мотивы, так сформировались даже несколько поджанров. Например, жестокий или салонный романс.

На начало XX столетия пришелся так называемый золотой век русского романса, когда тон задавали Вертинский, Вяльцев, Плевицкая, во времена советской власти этот жанр не утратил своей популярности.

В качестве примера можно привести классический роман Вертинского.

У меня завелись ангелята,Завелись среди белого дня.Все, над чем я смеялся когда-то,Все теперь восхищает меня!Жил я шумно и весело - каюсь,Но жена все к рукам прибрала,Совершенно со мной не считаясь,Мне двух дочек она родила.Я был против. Начнутся пеленки...Для чего свою жизнь осложнять?Но залезли мне в сердце девчонки,Как котята в чужую кровать!И теперь с новым смыслом и цельюЯ, как птица, гнездо свое вьюИ порою над их колыбельюСам себе удивленно пою:-Доченьки, доченьки,Доченьки мои!Где ж вы, мои ноченьки,Где вы соловьи?..Много русского солнца и светаБудет в жизни дочурок моих,И что самое главное - этоТо, что Родина будет у них!Будет дом. Будет много игрушек.Мы на елку повесим звезду.Я каких-нибудь добрых старушекСпециально для них заведу.Чтобы песни им русские пелиЧтобы сказки ночами плели,Чтобы тихо года шелестели,Чтобы детства - забыть не могли!Правда, я постарею немного,Но душой буду юн, как они!И просить буду доброго Бога,Чтоб продлил мои грешные дни.Вырастут доченьки,Доченьки мои...Будут у них ноченьки, будут соловьи!А закроют доченьки оченьки мои,Мне споют на кладбище те же соловьи!

Поэма


В жанре лирики роман нам встретить не удастся, зато его полноценным аналогом можно считать поэму. Это достаточно крупное по объему произведение, которое носит лиро-эпический характер, что и позволяет ему выделяться среди других подобных произведений.

Как правило, оно принадлежит определенному автору, имеет не только стихотворную, но и повествовательную форму. Литературные критики выделяют романтическую, героическую, сатирическую, критическую поэмы.

На протяжении истории литературы этот жанр перенес немало изменений. Например, если много веков назад поэма была исключительно эпическим произведением, в качестве примера можно привести "Илиаду" Гомера, то уже в XX веке появились образцы исключительно лирических образцов этого жанра, к которым можно отнести "Поэму без героя" Анны Ахматовой.

Интересно, что так иногда называют и прозаические произведения. Например, "Москва - Петушки" Венедикта Ерофеева, "Мертвые души" Николая Гоголя, "Педагогическая поэма" Антона Макаренко.

Примером послужит отрывок из "Поэмы без героя" Анны Ахматовой.

Я зажгла заветные свечиИ вдвоем с ко мне не пришедшимСорок первый встречаю год,Но Господняя сила с нами,В хрустале утонуло пламяИ вино, как отрава жжет...Это всплески жуткой беседы,Когда все воскресают бреды,А часы все еще не бьют...Нету меры моей тревоги,Я, как тень, стою на порогеСтерегу последний уют.И я слышу звонок протяжный,И я чувствую холод влажный.Холодею, стыну, горюИ, как будто припомнив что-то,Обернувшись в пол оборотаТихим голосом говорю:Вы ошиблись: Венеция дожейЭто рядом. Но маски в прихожейИ плащи, и жезлы, и венцыВам сегодня придется оставить.Вас я вздумала нынче прославить,Новогодние сорванцы.Этот Фаустом, тот Дон Жуаном...

Элегия


Описывая, какие жанры в лирике заслуживают наибольшего внимания, нужно обязательно рассказать про элегию. Это своеобразный эмоциональный результат глубокого философского раздумья, который заключен в поэтическую форму. Как правило, в элегии автор пытается разобраться в сложных жизненных проблемах.

Элегия зародилась в древнегреческой поэзии. В то время так называли стихотворение, написанного строфой определенного размера, не вкладывая в это понятие больше никакого смысла.

У греческих поэтов элегия могла быть и обличительной, и философской, и печальной, и политической, и воинственной. У римлян элегии в основном посвящали любви, при этом произведения стали более свободной формы.

Первые успешные попытки писать элегии в русской литературе предпринял Жуковский. До этого были пробы пера в этом жанре Фонвизина, Аблесимова, Богдановича, Нарышкина.

Новую эпоху в русской поэзии положил перевод Жуковского элегии Грея под названием "Сельской кладбище". После этого жанр окончательно вышел за риторические рамки, обозначив, что главным является обращение к интимности, искренности и глубине. Такая перемена хорошо заметна в новых приемах стихосложения, которые использует Жуковский и поэты следующих поколений.

К XIX веку стало модно называть свои произведения элегиями, так часто делают Баратынский, Батюшков, Языков. Со временем эта традиция сошла на нет, но элегический тон остался в работах многих поэтов не только XIX, но и XX веков.

В качестве классического примера правильным будет рассмотреть как раз отрывок из "Сельского кладбища" в переводе Жуковского.

Уже бледнеет день, скрываясь за горою;Шумящие стада толпятся над рекой;Усталый селянин медлительной стопоюИдет, задумавшись, в шалаш спокойный свой,В туманном сумраке окрестность исчезает...Повсюду тишина; повсюду мертвый сон;Лишь изредка, жужжа, вечерний жук мелькает,Лишь слышится вдали рогов унылый звон.Лишь дикая сова, таясь под древним сводомТой башни, сетует, внимаема луной,На возмутившего полуночным приходомЕе безмолвного владычества покой.

Баллада


Баллада - известный лирический жанр, к которому часто обращались поэты-романтики в XVIII и XIX веках. В Россию он пришел параллельно с популярностью романтизма в литературе.

Первой русской балладой, которая к тому же была оригинальной и по содержанию, и по форме, стало произведение Гавриила Каменева под названием "Громвал". Но самым известным представителем этого жанра по праву считается Василий Жуковский, который даже получил прозвище от современников "балладник".

В 1808 году Жуковский пишет "Людмилу", которая производит сильное впечатление на окружающих, затем переводит лучшие баллады европейских поэтов-романтиков, под чьим влиянием жанр и проникает в России. Это, в первую очередь, Гете, Шиллер, Скотт. В 1813 году выходит знаменитая баллада Жуковского "Светлана", которую многие литературные критики до сих пор считают его лучшим произведением.

Писал баллады и Пушкин, в частности, к этому жанру многие исследователи относят его "Песнь о вещем Олеге". Чтобы получить полноценное представление об этом оригинальном жанре, в качестве примера приведем отрывок из "Светланы" Жуковского.

Раз в крещенский вечерокДевушки гадали:За ворота башмачок,Сняв с ноги, бросали;Снег пололи; под окномСлушали; кормилиСчетным курицу зерном;Ярый воск топили;В чашу с чистою водойКлали перстень золотой,Серьги изумрудны;Расстилали белый платИ над чашей пели в ладПесенки подблюдны.

Роман в стихах


Роман в стихах - это жанр, который застыл на стыке поэзии и прозы. В нем органично сочетаются композиция, система персонажей, хронотопы, в авторских вариациях возможны аналогии между стихотворным эпосом и непосредственно романом в стихах.

Становление этого жанра происходит, когда уже окончательно оформился жанр поэмы. Роман в стихах, как правило, более объемное произведение, которое ставит перед собой более глобальные задачи. При этом границы между этими жанрами остаются в известной степени условными.

В России самым известным романом в стихах является произведение Пушкина "Евгений Онегин", отрывок из него и приведем в качестве примера. Многие критики считают, что именно на примере этой "энциклопедии русской жизни" можно наглядно увидеть, чем отличается роман в стихах от поэмы. В частности, в первом можно наблюдать развитие характеров персонажей и аналитическую установку, чего не встретить в большинстве поэм.

Мой дядя самых честных правил,Когда не в шутку занемог,Он уважать себя заставилИ лучше выдумать не мог.Его пример другим наука;Но, боже мой, какая скукаС больным сидеть и день и ночь,Не отходя ни шагу прочь!Какое низкое коварствоПолуживого забавлять,Ему подушки поправлять,Печально подносить лекарство,Вздыхать и думать про себя:Когда же черт возьмет тебя!

Эпиграмма

Эпиграмма - лирический жанр, который одно время был чрезвычайно популярен, хотя многие связывают его больше не с литературой, а с публицистикой и журналистикой. Ведь это совсем небольшое по размеру произведение, в котором высмеивается какое-либо общественное явление или конкретный человек.

В русской поэзии известные эпиграммы начал писать еще Антиох Кантемир. Этот жанр был популярен среди поэтов XVIII века (Ломоносова, Тредиаковского). Во времена Пушкина и Жуковского сам жанр несколько трансформировался, превратившись больше в сатиру салонного характера, схожую с альбомными стихами.

Примером эпиграммы будет одно из произведений Жуковского.

НОВОПОЖАЛОВАННЫЙ"Приятель, отчего присел?"-"Злодей корону на меня надел!" -"Что ж! я не вижу в этом зла!"-"Ох, тяжела!"Василий Жуковский

Лимерик


Закончим наш обзор основных лирических жанров несколько легкомысленным лимериком. Он появился в Англии, имеет четкую форму и определенное содержание.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Лирика, как литературный род

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Деление поэзии на три основных рода является в теории литературы традиционным. Эпос, лирика и драма представляются основными формами всякого поэтического творчества. При этом под эпосом разумеется поэзия, объективно повествующая о фактах и явлениях; под драмой -- произведения, требующие сценического исполнения, но прежде всего характеризующиеся тем, что каждое действующее лицо, выражая свои убеждения, чувства, стремясь к своим целям, сочетается с другими действующими лицами в некоторое объективное целое.

Лирика -- это поэзия, объектом которой являются личные или коллективные переживания человека в форме непосредственно выражаемых чувств.

Предмет ом изображения в лирике - являются впечатления, переживания, размышления автора об огромном, разнообразном, таинственном мире. Чувства передаются поэтом не как нечто застывшее - они развиваются, изменяются, переходят одно в другое. В лирике сюжет практически отсутствует или слабо выражен, но есть конфликт и композиция, а художественные детали служат для раскрытия внутреннего мира лирического героя, его мыслей, чувств, желаний. Поэтому изображенный мир в лирике обладает большой степенью условности.

Главный объект художественного познания в лирике - это характер самого "носителя речи", прежде всего его внутренний мир, его эмоции. В отличие от эпического произведения, при чтении которого возможно сопоставить разные точки зрения на происходящее, в лирике мы верим автору, принимая его ощущения, чувства как единственно возможные в описываемой им ситуации.

Герой стихотворного поэтического произведения называется лирическим. Лирический герой не просто связан тесными узами с автором, с его мироотношением, духовно-биографическим опытом, душевным настроем, манерой речевого поведения, но оказывается (едва ли не в большинстве случаев) от него неотличимым. Лирика в основном ее "массиве" автопсихологична.

Внутренний мир лирического героя создается особыми художественными средствами: стихотворной организацией речи, размером стиха и построением отдельных предложений, музыкальным ритмом, расширением лексического значения слов за счет необычного языкового окружения, новых связей. Лирический герой выражает не только личные переживания поэта, но и, как всякий образ, содержит в себе обобщение.

Сюжета, как он понимается в эпосе (развитие событий) в лирике, по сути, нет. Иногда говорят о лирическом сюжете, имея в виду развитие чувств героя стихотворения. Очень часто внешние явления, побудившие поэта взяться за перо, бывают незначительными, но они вызывают в нем множество чувств, мыслей, ассоциаций, которые и становятся предметом изображения. Так в стихотворении И.А.Бунина "Отчего ты печально, вечернее небо..." герой находится на берегу моря и наблюдает, как "закат угасает". Вечернее небо и море - безмолвные собеседники героя. Он думает о мире как едином целом, о быстротечности времени, хрупкости человеческой жизни:

Отчего ты печально, вечернее небо?

Оттого ли, что жаль мне земли,

Что туманно синеет безбрежное море,

И скрывается солнце вдали?

Отчего ты прекрасно, вечернее небо?

Оттого ль, что далеко земля,

Что с прощальною грустью закат угасает

На косых парусах корабля

И шумят тихим шумом вечерние волны

И баюкают песней своей

Одинокое сердце и грустные думы

В беспредельном просторе морей?

В лирике описывается состояние человека и окружающий его мир через призму души лирического героя.

1. Особенности лирики

Непосредственность и прямота самовыражения - одно из важнейших свойств лирики. "Он (лирический поэт), - писал Гегель, - может внутри себя самого искать побуждения к творчеству и содержания, останавливаясь на внутренних ситуациях, состояний, переживаниях и страстях своего сердца и духа. Здесь сам человек в его субъективной внутренней жизни становится художественным произведением, тогда как эпическому поэту служат содержанием отличный от него герой, его подвиги и случающиеся с ним происшествия". Подобные мысли высказывались и впоследствии. Лирик, утверждал немецкий поэт И. Бехер, это человек, выражающий самого себя. Он сам - "герой" своей лирики.

В лирическом творчестве "объект" и "субъект" художественного изображения близки друг другу и в большинстве случаев как бы сливаются: тем и другим является внутренний мир автора. Познание жизни здесь выступает, прежде всего, как самопознание. В этом одна из причин особого обаяния лирики. Читатель вступает с поэтом в тесный душевный контакт, который невозможен при восприятии эпических или драматических произведений.

Самовыражение в лирике заметно отличается от выражения человеком своих мыслей в повседневности. Лирический поэт воплощает в стихах далеко не все пережитое. В сферу его творчества попадают наиболее значительные эмоции. Лирика не просто воспроизводит чувства поэта, но в значительной мере их активизирует, облагораживает, создает заново. Лирическое переживание поэтому обретает особую интенсивность и насыщенность. Эмоции, запечатленные в лирике, обладают необычной емкостью. Они оказываются близкими и созвучными безгранично широкому кругу людей.

Многие лирические произведения представляют собой прямое излияние души: поэт размышляет о собственных чувствах, как бы погружая читателя в свой внутренний мир. Это - лирика чувства ("На холмах Грузии лежит ночная мгла..." А.С.Пушкина, "Вчера еще в глаза глядел..." М. Цветаевой, "Не жалею, не зову, не плачу..." С.Есенина). Лирические высказывания могут быть рассуждениями на общие проблемы. Это - лирика мысли, обсуждающая какие-то проблемы бытия - социальные, политические, философские, нравственные, эстетические, художественные. Особенно большое значение она обрела в девятнадцатом веке. "Лирический поэт нашего времени, - писал Белинский, - более... спрашивает и исследует, нежели безотчетно восклицает... Мысль - вот предмет его вдохновения"

Существуют также описательные и повествовательные формы лирического творчества. Описательная лирика воссоздает окружающие людей вещи, природу черты внешности человека, его внутренний облик. Повествовательные стихотворения - это, как правило, лаконичные рассказы о каких-то фактах, событиях.

В некоторых стихотворениях прямое излияние души, рассуждение, описание и повествование составляют нерасторжимое единство. Особенно это характерно для поэзии двадцатого века, начиная с Блока.

Речь лирического произведения экспрессивна. Это проявляется и в подборе слов, и в синтаксических конструкциях, и в иносказаниях и в фонетико-ритмическом построении текста. На первый план в лирике выдвигаются "семантико-фонетические эффекты" в их неразрывной связи с ритмикой, как правило, напряженно-динамичной. При этом лирическое произведение в подавляющем большинстве случаев имеет стихотворную форму, тогда как эпос и драма обращаются преимущественно к прозе. Лирика в прозе встречается нечасто.

Речевая экспрессия в лирическом роде поэзии нередко доводится как бы до максимального предела. Такого количества смелых и неожиданных иносказаний, такого гибкого и насыщенного соединения интонаций и ритмов, таких проникновенных и впечатляющих звуковых повторов и подобий, к которым охотно прибегают поэты-лирики, не знают ни "обычная" речь, ни высказывания героев в эпосе и драме, ни повествовательная проза, ни даже стихотворный эпос.

Важнейший элемент композиции лирического произведения - его концовка - то есть разряжение нараставшего эмоционального напряжения, вывод из размышления, обобщение частного случая.

В понятие стиховой композиции входит много компонентов. Это стихотворный размер, длина стиха, наличие или отсутствие стихотворного переноса, строфика, рифма, способы рифмовки. Это интонационно-ритмическая организация речи, специфический стиховой синтаксис (повторы, рефрены, анафоры и др.), звуковая инструментовка стиха.

Строгая интонационно - ритмическая упорядоченность лирических произведений свидетельствует об их родстве с музыкой. Первоначально лирика и музыка были неразрывно связаны: лирические произведения пелись, словесный текст сопровождался мелодией.

2. История возникновения лирики

Лирика - один из древнейших литературных жанров, возникший в Древней Греции много веков назад. Термин происходит от греческого слова "лирикос", что значит "исполняемый на лире" или "поющий под лиру". Греки называли этим словом вовсе не стихи, а песни, которые пели под лиру.

Появление произведений лирического жанра относят к VII-VI вв. до н.э. и обуславливают, прежде всего, значительными переменами, произошедшими в жизни большинства греческих общин. В связи с идеологической борьбой обострились противоречия между коллективом и личностью. Именно они привели к появлению такого жанра, который предоставлял возможность самовыражению личности. Такую возможность древнегреческим авторам дала лирика.

Греческую лирику принято делить на три жанра: элегию, ямб и мелику (песенную лирику). Не все эти жанры исполнялись под звуки лиры: для элегии и ямбов музыкальное сопровождение было не обязательно; иногда ямбы сопровождались звуками флейты, а мелические произведения могли исполняться под звуки, как лиры, так и флейты.

В основе лирики лежит преимущественно культовая и обрядовая фольклорная песня. За каждым видом лирики, как и за всяким жанром греческой поэзии, был закреплен определенный стихотворный размер; только мелические поэты могли пользоваться различными размерами даже внутри одного стиха.

Элегия - это, как правило, стихотворение наставительного содержания, не имевшее в Греции обязательного скорбного характера. Элегия может содержать в себе просто размышление на самые разнообразные темы: военные, политические и любовные элегии. Как и все другие виды лирики Древней Греции, элегии большинства поэтов того времени сохранились в незначительных фрагментах. Более или менее связанные отрывки дошли до нас от таких поэтов, как Тиртей (военная элегия), Мимнерм (любовная элегия), Солон (политическая элегия). Любовь в творчестве большинства древнегреческих лириков изображается как чувство легковесное, не предполагающее ни глубокой привязанности к своему объекту, ни уважения к нему, в нем преобладает чувственность.

Второй лирический жанр , ямбы, коренным образом отличается от элегии, носившей преимущественно наставительный характер, содержащей патриотический призыв или иного рода размышление автора. Ямбы - это такие стихи, в которых автор кого-то дразнит, обвиняет, бранит. Ямбография - один из древнейших видов древнегреческой поэзии, связанный с культом богини плодородия Деметры. Для праздников плодородия был характерен разгул, перебранка, сквернословие, пение насмешливых, обличительных песен.

Главной особенностью третьего лирического жанра , мелики, является ее связь с музыкальным сопровождением, которая просматривалась ярче, чем в элегии и ямбах. Но постепенно мелика утратила органическую связь с музыкой и стала чисто литературным жанром. Ее главное отличие от ямбов и элегии, где чередовались стихи или двустишия одного размера, заключается в том, что мелические стихотворения были построены в основном на чередовании строф сложных и разнообразных по размерам. Мелическую поэзию в Древней Греции принято делить на сольную (монодическую) и хоровую. Хоровая мелика имела особенно тесную связь с культом. Она служила какому-либо коллективу, общине, городу в торжественных случаях, поэтому отличалась пышным приподнятым стилем. К хоровой лирике относятся гимны богам, энкомии (гимны в честь определенного лица), эпиникии - песни, прославляющие победителей спортивных состязаний. Своего расцвета достигла хоровая лирика в Спарте, где вся жизнь человека была посвящена выполнению патриотического долга. Гордой суровой морали спартанцев служил поэт Пиндар (VI-V вв. до н.э.).

Лирика, появившаяся много тысячелетий назад, пережила века, прошла все эпохи и продолжает жить и развиваться. Несомненно, форма ее неоднократно менялась и будет меняться. Но, о чем бы ни писали поэты, содержание оставалось и останется неизменным. В этом роде литературы всегда будет хорошо слышен голос автора, передающего в своих произведениях чувства и мысли.

3. Характеристика лирических жанров

Жанр - понятие достаточно широкое, в художественном творчестве любой автор мыслит жанровыми категориями. В известном смысле жанр - рама, в которую вмещается жизненный опыт автора. Но рама диктует при этом не только объем текста, но способ его организации.

Согласно античной классификации лирику можно разделить на: сонет, отрывок, сатиру, эпиграмму и эпитафию, дифирамб (симпатия к одному лицу), послание (обращение к лицу в форме письма).

Сонет - одна из поэтических форм эпохи Возрождения. Драматургический жанр, в котором его структура и композиция объединены по смыслу, как борьба противоположностей. Сонет, излюбленный жанр Уильяма Шекспира, имеет каноническую форму стихотворения, состоящую из 14 строк. В свою очередь сонет делится на итальянский и английский. Итальянский сонет состоит из двух катренов (четверостишье, связанное с представлениями о составных частях мира: земля, вода, воздух, огонь) и двух трехстиший. Английский же сонет состоит из трех катренов и одного двустишья. Таким образом, структура и является основным отличием между английским и итальянским сонетом.

Отрывок представляет собой фрагмент произведения или же намеренно незавершенное стихотворение философского содержания.

Сатира, как жанр, представляет собой лиро-эпическое произведение, призванное высмеять какое-либо явление действительности, либо общественные пороки, по сути своей это злая критика общественной жизни.

Эпиграмма - короткое сатирическое произведение. Особенно популярным этот жанр был среди современников Пушкина, когда злая эпиграмма служила оружием мести автору-сопернику, позже эпиграмму возродил Маяковский.

Эпитафия представляет собой надгробную надпись, посвященную усопшему, часто эпитафия пишется в стихотворной форме.

Это деление сохранялось долго, но примерно в середине 19 века и позднее стали появляться лирические жанры большой формы, например, лирическая поэма (Уитмен "Листья травы", Блок "Соловьиный сад"). Они сменили короткую лирическую песню - элегию (Жуковский, Лермонтов, Беранже). Такие жанры роднятся с жанром баллады ("Людмила" и "Светлана" В.Жуковского, "Рыцарь на час" Н.Некрасова). Некоторые лирические жанры вследствие их музыкального оформления называют романсами.

Баллада -- жанр лирической поэзии, к которому относят произведения с повествовательным компонентом. Развилась из народных плясовых песен любовного содержания, распространённых у южно-романских народов, первоначально в Провансе, а затем в Италии. Приблизительно с XII века балладой называлось небольшое лирическое стихотворение, состоявшее из трёх или четырёх строф, чаще же восьми, десяти или двенадцати строф, перемежающихся с припевом (рефреном), и обыкновенно имевшее содержанием любовную жалобу. Первоначально такое произведение пелось для сопровождения танцев.

В Италии между многими другими баллады сочиняли также Петрарка и Данте. Этой формой небольшого эпического стихотворения любили пользоваться провансальские трубадуры. При Карле V баллады вошли в употребление и в северной Франции. При Карле VI сочинением баллад прославились Ален Шартье и герцог Карл Орлеанский

Лиро-эпический жанр литературно-художественного произведения сочетает признаки эпоса и лирики: сюжетное повествование о событиях соединяется в них с эмоционально-медитативными высказываниями повествователя, создающими образ лирического "я". Связь двух начал может выступать как единство темы (революция -- тема эпического повествования в "Хорошо!" В. В. Маяковского), как психологическая мотивировка (лирический комментарий в "За далью -- даль" А. Т. Твардовского), как элемент художественной концепции (лирическая тема в "Евгении Онегине" А. С. Пушкина вносит веяние духовной свободы во внутреннюю атмосферу романа, где герои -- "невольники" чести, страсти, судьбы). Композиционно это соединение часто оформляется в виде лирических отступлений. Расцвет лиро-эпического жанра происходит в литературе сентиментализма и романтизма, когда возрастает интерес к личности рассказчика и ниспровергаются жанрово-родовые каноны. Наиболее характерным для лиро-эпического жанра в 19--20 вв. является жанр поэмы.

Поэма - это произведение в стихах ("Руслан и Людмила" А.С. Пушкина, "Мцыри" М.Ю. Лермонтова, "Василий Теркин" А.Т. Твардовского), которое занимает промежуточное положение между эпосом и лирикой. В лиро-эпической поэме событийный сюжет, нередко разворачивающийся в странствиях, выступает как результат авторского переживания. Поэмой называют также древнюю и средневековую эпопею, безымянную и авторскую. Известно много жанровых разновидностей поэмы: героическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная, в том числе ирони-комическая, поэма с романтическим сюжетом, лирико-драматическая. Ведущей ветвью жанра долгое время считалась поэма на всенародно-историческую или всемирно-историческую (религиозную) тему ("Энеида" Вергилия, "Божественная комедия" Данте, "Потерянный рай" Дж. Мильтона и др.). Одновременно весьма влиятельной в истории жанра ветвью была поэма с романическими особенностями сюжета, связанная в той или иной степени с традицией средневекового, преимущественно рыцарского, романа. Постепенно в поэме выдвигается на первый план личностная, нравственно-философская проблематика, усиливаются элементы лирико-драматические, открывается и осваивается фольклорная традиция -- особенности, характерные уже для предромантических поэм ("Фауст" И. В. Гёте, поэмы В. Скотта). Расцвет жанра происходит в эпоху романтизма, когда крупнейшие поэты различных стран обращаются к созданию поэмы. "Вершинные" в эволюции жанра романтической поэма произведения приобретают социально-философский или символико-философский характер ("Медный всадник" А. С. Пушкина, "Демон" М. Ю. Лермонтова, "Германия, зимняя сказка" Г. Гейне). Во 2-й половине XIX в. очевиден спад жанра, что не исключает появления отдельных выдающихся произведений ("Песнь о Гайавате" Г. Лонгфелло). В поэмах Н. А. Некрасова ("Мороз Красный нос", "Кому на Руси жить хорошо") проявляются жанровые тенденции, характерные для развития поэмы в реалистической литературе (синтез нравоописательного и героического начал). В поэме XX в. душевные переживания соотносятся с великими историческими потрясениями, проникаются ими как бы изнутри ("Облако в штанах" В. В. Маяковского, "Двенадцать" А. А. Блока, "Первое свидание" А. Белого).

По отношению к прозаическим произведениям лиро-эпического жанра чаще употребляется термин "лирическая проза", она широко представлена современными автобиографическими произведениями, эссе, очерками, путевыми дневниками (А. Сент-Экзюпери, М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский).

Лиро-драматический жанр - жанр смешанной формы, сочетающий в себе особенности изображения действительности, присущие лирике и драме. Например: А.П. Чехов "Вишневый сад".

Заключение

Лирика ближе к природе, чем какой-либо иной род поэзии. В. Гюго полагал, что литература начиналась с лирики и выражала восторг перед мирозданием в гимнах, одах, а ранее всего в псалмах. В защиту приоритета лирики говорят и новейшие открытия древних памятников.

Лирическое начало проявилось не только в поэзии, но и в прозе. Следует обратить внимание на постоянное использование в процитированных текстах слов "поэт", "поэзия" там, где на современный лад следовало бы сказать "автор", "литература". Пушкин восклицал: "А местами, какая поэзия!" - по поводу "Вечеров на хуторе близ Диканьки". А то, что Гоголь назовет поэмою "Мертвые души" - с формальной точки зрения - прозаический роман. Все это, при внимательном рассмотрении, не противоречит теории трех литературных родов. Надо только уметь творчески ее применять. Соотношение эпического, лирического и драматического начал в творчестве конкретного писателя и в художественных исканиях, присущих той или иной эпохе, тому или иному поколению, - интереснейший предмет, исследуя который, можно познать не только историю и перспективы, но, пожалуй, и саму суть словесного искусства.

Л. Я. Гинзбург в монографии о лирике как роде литературы предприняла попытку охарактеризовать специфику лирического способа мышления. В своем труде исследовательница указала, что лирика является "самым субъективным родом литературы", что "она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей". Здесь же Гинзбург отметила: "По самой своей сути лирика - разговор о значительном, высоком, прекрасном (иногда в противоречивом, ироническом преломлении), своего рода экспозиция идеалов и жизненных ценностей человека".

Своеобразие лирики как рода художественной литературы заключается в том, что она представляет собой очень общую, абстрактную содержательность,-- между тем как целостный смысл произведения неповторим и конкретен. Но без постижения этой общей содержательности формы (например, содержания "лирики вообще"; лирического стихотворения определенной эпохи-- а лирика каждой эпохи имеет свою формальную определенность -- вообще; лирики данной группы поэтов вообще; наконец, данного поэта вообще) мы не сможем схватить и конкретное содержание данного, неповторимого произведения. Без знаний родовых, видовых и специфических особенностей лирики нет возможности грамотно изучать лирику в школе. Восприятие произведения, прежде всего, начинается с усвоения типа произведения, его жанра, стиля, размера, и лишь затем открывается путь к постижению конкретного, непостижимого смысла лирического произведения. Незнание особенностей лирики как рода художественной словесности может привести к неправильному подходу и изучению произведения, к неправильной интерпретации смысла, вложенного поэтом в произведение.

Список литературы

лирика элегия ямб мелика

1. Гинзбург Л.Я. "О лирике" М.: "Интрада", 1997 г.;

2. Есин А. Б., Ладыгин М. Б. "Справочник школьника. Литература" М.: Издательский дом "Дрофа", 1997 г.;

3. Поспелов Г. Н., Николаев П. А. и др. " Введение в литературоведение" М.: Высшая школа, 1993 г.;

4. Томашевский Б. В."Теория литературы. Поэтика" М.: Аспект-Пресс,1996 г.;

5. Хализев В.Е. " Теория литературы" М.: Высшая школа, 1999 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Словарные пласты в лирике Бродского. Основные способы изображения Бродским лирического героя. Фрагментарность изображения (синекдоха, метонимия). Пространство и время в интерпретации Бродского. "Лексическая дерзость" как определяющая черта поэтики.

    реферат , добавлен 24.11.2010

    Новаторство и традиции русской поэзии начала ХХ века, основательная трансформация традиционных жанров оды, романса, элегии и развитие нетрадиционных жанров: фрагмент, миниатюра, лирическая новелла. Особенности творчества Есенина, Блока, Маяковского.

    презентация , добавлен 15.09.2014

    Особенности развития жанра элегии - лирического стихотворения, проникнутого грустными настроениями. Художественные принципы поэта-романтика Баратынского Е.А. Особенности поэтики Баратынского на примере анализа элегии "Разуверение". Значение творчества.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2011

    Общее описание различных взглядов на развитие натурфилософии в русской поэзии. Литературный анализ категории "поэтической вселенной" в лирике А.Ю. Шадринова. Особенности построения пространственно-временной модели природного мира в творчестве автора.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2017

    Лирический герой и авторская позиция в литературоведении, особенности их разграничения. Эпос и лирика: сопоставление принципов. Приемы воплощения и способы выражения авторской позиции. Специфика лирического героя и автора в поэзии Пушкина и Некрасова.

    дипломная работа , добавлен 23.09.2012

    Грустные размышления лирического героя над таинственной и удивительно живописной стихией воды в элегии В.А. Жуковского "Море". Изменение и развитие образа моря на протяжении стихотворении. Смысловые части элегии "Море" и обращение к пейзажной лирике.

    сочинение , добавлен 16.06.2010

    Творческое становление А. Ахматовой в мире поэзии. Изучение её творчества в области любовной лирики. Обзор источников вдохновения для поэтессы. Верность теме любви в творчестве Ахматовой 20-30 годов. Анализ высказываний литературных критиков о её лирике.

    реферат , добавлен 05.02.2014

    Краткая биография Валерия Перелешина. Своеобразие творчества. Особенности "эмигрантской литературы". Влияние постсимволизма на раннюю лирику Перелешина. Конфликт тела и души как отличительная особенность лирики Валерия Перелешина. Лирический герой.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2004

    Пейзаж как содержательный элемент литературного произведения, история его возникновения и типология. Эволюция творчества К. Паустовского. Литературно-эстетические взгляды К. Паустовского и особенности художественного изображения природы в его творчестве.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2012

    Жизненный и поэтический путь Н.М. Рубцова, истоки лирического характера и пейзажная лирика в его поэзии. Мир крестьянского дома, старины, церкви и русской природы - рубцовское понятие Родины. Значение темы дороги для понимания всей поэзии Н. Рубцова.

1. Психолого-педагогические и методические основы работы над лирическим произведением в школе

1.1 Понятие о лирике как роде художественной словесности

Анализ художественного произведения с учетом его родовой и жанровой специфики - одна из активно разрабатываемых проблем методической науки. Значительный вклад в ее решение внесли М.А.Рыбникова, З.Я.Рез, В.Г.Маранцман, М.Г.Качурин.
Задача данного параграфа выявить особенности лирики как литературного рода, которые следует учитывать при организации учебного процесса по литературе.

Жизнь человеческого общества трудно представить себе вне художественной литературы. Литературные произведения принято разделять на три основных рода (или, иначе, вида): эпос, лирику и драму. Это разделение восходит к временам Древней Греции, и впервые было намечено философом Аристотелем в его трактате «Об искусстве поэзии» (IV в. до н.э.).

Впервые в VII-VI вв. до н. э. появился новый жанр - лирика. Аристотель определяет лирику по способу подражания, при котором «поэт остается самим собой». Современные исследователи, комментируя высказывание Аристотеля, отмечают, что древнегреческий философ отмечал в лирике, прежде всего, ее отличия от эпоса и драмы - то, что в ней «не происходит превращения говорящего в героя, что обязательно в драме и возможно в эпосе». ]

Второй после античности виток осмысления лирики как рода литературы приходится на Новое время. Г.Гегель, одним из первых осмысливший родовую специфику лирики, выделил в этом роде литературы способность не зависеть от словесного наполнения. Он определяет лирику как «субъективную форму поэзии». Субъективность становится главной характеристикой художественного мира лирики: «В лирике удовлетворяется потребность высказать себя и воспринять душу в этом ее самовыражении Содержанием является отдельный субъект и тем самым обособленность ситуации и предметов, а также способа, каким вообще при таком содержании доводит себя до сознания душа с ее субъективным суждением, ее радостями, изумлением, болью и чувством».

Сделаем сравнительный анализ определений данного понятия с целью выявления жанрово-видовых особенностей данного рода литературы.

С.П.Белокуров считает, что «лирика – это один из трех основных родов литературы, выдвигающий на первый план субъективное изображение действительности: отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений автора, вызванные теми или иными обстоятельствами». В лирике, по его мнению, жизнь отражена в переживаниях поэта (или лирического героя): о ней не повествуется, а создается образ-переживание. Важнейшее свойство, которое выделяет С.П.Белокуров, - способность передавать единичное (чувства, состояния) как всеобщее. Характерные особенности лирики: стихотворная форма, ритм, отсутствие фабулы.

Д.Н.Ушакова считает, что «лирика - вид поэзии, преимущественно выражающий личные настроения и переживания автора».

В.Я.Шилин дает следующее определение лирики как рода художественной словесности: «Лирика – один из трех основных родов словесного искусства, как правило, использующий стихотворную форму. В отличие от эпоса и драмы, лирика отражает отдельные состояния характера в определенные моменты жизни». Лирика, по его определению, является прямым выражением индивидуальных чувств и переживаний, а речевая форма лирики есть внутренний монолог, преимущественно стихотворный.

И.А.Кленина утверждает, что: « Лирика – это один из основных литературных родов, воплощающий самые глубокие, задушевные переживания личности, вызывающие у читателя/слушателя обязательное чувство сопереживания, тяготеющий к стихотворной форме выражения».

В. А. Богданов определяет лирику таким образом: «Лирика (от греч. (греческий) lýга - музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т.д.), один из трёх родов художеств. литературы (наряду с эпосом и драмой), в пределах которого мироотношение автора (или персонажа) раскрывается как непосредственное выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр». В лирическом образе, считает Богданов, через крупицу живого чувства (мысли, переживания) поэта выражает себя всё извечное бытие, глубинные социально-политические и духовно-исторические конфликты, напряжённые философские и гражданские искания.

Корман Б.О. определяет лирику как «один из трех литературных родов. Произведение лирического рода есть такое произведение, считает ученый, в котором весь текст принадлежит одному субъекту речи. Такова схема формально-субъектной организации лирического произведения. Весь текст лирического произведения, по мнению Кормана Б.О., организуется субъектом сознания с обязательной прямо-оценочной точкой зрения. Такова схема субъектно-объектных отношений лирического произведения.

По мнению Тодоров Л. лирика - «один из трех основных родов художественной литературы наряду с эпосом и драмой. Выраженное в лирике состояние характера приобретает приметы художественного образа, и мы говорим об образе-переживании как об индивидуализированной и типической картине духовного мира человека. Изображение характера в его отдельном состоянии придает лирике черты, отличающие ее от других жанров. Непосредственное переживание как бы отодвигает на второй план жизненные ситуации, поступки, действия. В лирике перед нами живая взволнованная человеческая речь, художественно организованная в целостную выразительную систему языка - стихотворную речь.

Сравнив определения различных ученых, можно выделить следующие жанрово-видовые особенности лирики как рода художественной литературы: субъективность, стихотворная форма, ритм, отсутствие фабулы, способность передавать единичное как всеобщее, отражение отдельных состояний характера в определенные моменты жизни, прямое выражение авторских чувств и переживаний, наличие лирического героя.

Каждый литературный род дифференцируется на виды. Под видом в теоретической поэтике понимают устойчивый тип поэтической структуры в пределах литературного рода. При указанном подходе к основным видам эпоса ученые относят эпопею, роман, повесть, рассказ, новеллу и, некоторые

из них, очерк. У драмы в качестве устойчивого типа поэтической структуры

выделяют трагедию, комедию и собственно драму. Лирический тип поэтической структуры характеризуют стихотворение, поэма, песня. Под жанром понимают некие содержательные формы, на которые подразделяется каждый литературный вид. Часто термины «вид» и «жанр» употребляются как синонимы, а более дробное деление жанра называется жанровой разновидностью. В литературоведении выделяют следующие жанры лирики как рода художественной словесности: ода,
гимн, элегия, идиллия, сонет, песня, романс, дифирамб, мадригал, дума,
послание, эпиграмма, баллада. Более подробно эти жанры рассматриваются в таблице «Жанровое разнообразие лирике на примере творчества М.Ю.Лермонтова» [Приложение 1]

Л. Я. Гинзбург в монографии о лирике как роде литературы предприняла попытку охарактеризовать специфику лирического способа мышления. В своем труде исследовательница указала, что лирика является «самым субъективным родом литературы», что «она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей». Здесь же Гинзбург отметила: «По самой своей сути лирика – разговор о значительном, высоком, прекрасном (иногда в противоречивом, ироническом преломлении), своего рода экспозиция идеалов и жизненных ценностей человека».

Своеобразие лирики как рода художественной литературы заключается в том, что она представляет собой очень общую, абстрактную содержательность,- между тем как целостный смысл произведения неповторим и конкретен. Но без постижения этой общей содержательности формы (например, содержания «лирики вообще»; лирического стихотворения определенной эпохи- а лирика каждой эпохи имеет свою формальную определенность - вообще; лирики данной группы поэтов вообще; наконец, данного поэта вообще) мы не сможем схватить и конкретное содержание данного, неповторимого произведения. Без знаний родовых, видовых и специфических особенностей лирики нет возможности грамотно изучать лирику в школе. Восприятие произведения, прежде всего, начинается с усвоения типа произведения, его жанра, стиля, размера, и лишь затем открывается путь к постижению конкретного, непостижимого смысла лирического произведения. Незнание особенностей лирики как рода художественной словесности может привести к неправильному подходу и изучению произведения, к неправильной интерпретации смысла, вложенного поэтом в произведение.


Top