Секреты красоты анжелины воронцовой. Секреты красоты анжелины воронцовой Муж анжелины воронцовой

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.сайт.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Администрация сайта Михайловского театра – уполномоченные сотрудники на управление Сайтом, действующие от имени Михайловского театра.

2.1.3. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.4. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.сайт.

2.1.5. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.

3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

Доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

Приобретение электронных билетов;

Предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

Получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

Доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

Доступ к средствам поиска и навигации;

Предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

Иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.2. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.3. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.4. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Администрация сайта Михайловского театра вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.2. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.3. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.3. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.4. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.

5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Администрацией сайта Михайловского театра.

5.5. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.6. Пользователь должен незамедлительно уведомить Администрацию сайта о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Администрацией сайта Михайловского театра не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.

7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Администрация сайта Михайловского театра вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Администрация сайта не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.

Администрация сайта имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.

8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.

9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail); платежные реквизиты (в случае использования сервиса, позволяющего приобрести электронные билеты в Михайловский театр);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Администрации сайта Михайловского театра право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

Сбор и накопление;

Хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления администрации Сайта;

Уточнение (обновление, изменение);

Уничтожение.

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях

Исполнения обязательств, принятых на себя Администрацией сайта Михайловского театра в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.

Красота Анжелины Воронцовой неотразима. Увидела ее впервые Одиллией с Денисом Родькиным. 12 апреля 2012 года Андрис Лиепа на сцене Большого театра устроил юбилейный концерт в честь своего выдающегося отца Мариса Лиепы. Выбор концертной программы был безупречен. На сцене блистали звезды отечественные и зарубежные, исполняя и классику и творения современных балетмейстеров. Но у меня в памяти от всего этого великолепия остались два дуэта - Воронцова и Родькин в «Лебедином», и Цискаридзе с Валентиной Терешкиной в «Легенде о любви».
На тот момент имя Воронцовой мне ни о чем не говорило, но изумительный танец завораживал. Ее невозможно было спутать ни с кем.

В балетное училище пришла поздно в 12 лет и сразу попала в третий класс. Лауреат многих конкурсов. Первым был «Хрустальный башмачок» в Харькове. Вторым в 2008 году «Арабеск» в Перми, где на юную ученицу обратили внимание Екатерина Сергеевна Максимова, любимая ученица Улановой, и ее супруг, председатель жюри Владимир Васильев.
Великий артист балета, видевший на своем веку все и вся, так охарактеризовал ученицу Воронежского хореографического училища: «Анжелина Воронцова произвела фурор! Она настолько ярка, что я до сих пор под впечатлением! У нее прекрасные внешние и физические данные - необычно высокий большой шаг, великолепный подъем, красивые линии. Плюс редкий артистический дар. И в Мариинке, и в Большом театре есть танцовщицы, одаренные физически, но я нигде не видел девочки, которая в 16 лет обладала бы таким артистизмом! Мы уже имеем имя, которое может стать гордостью всего русского балета! Я горжусь, что именно фонд Улановой, который я возглавляю, ее отметил, дав ей эту премию («Арабеск»)».
Васильев номинировал Воронцову на всероссийскую премию в области литературы и искусства «Триумф», которую она получила в следующем 2009 году. После успеха на конкурсе юная балерина перевелась в Московскую государственную академию хореографии. По ее окончанию Анжелина пополнила свою копилку достижений новой победой - на XI московском международном конкурсе артистов балета взяла золото в дуэте с Артемом Овчаренко.
По просьбе Екатерины Максимовой негласное руководство над Анжелиной взял Николай Цискаридзе: «Мне предстояло работать с уникальной натурой. Но следует отметить, что когда у молодой девушки, помимо редких творческих способностей, есть еще и безупречные внешние данные, то это настоящая трагедия. Такие люди зачастую становятся объектами для зависти».
Воронцова дебютировала на сцене Большого театра в «Пахите» в дуэте с лучшим премьером Николаем Цискаридзе в 2010 году.От записи Гран па от 18 января у меня до сих пор мурашки по коже. Эти потрясающие 32 фуэте с руками на талии, сложнейший вариант, который делала в «Дон Кихоте» Екатерина Максимова. Редко кто может повторить. После того выступления стало ясно — на небе Большого театра зажглась новая звезда.

Увы, предсказание многоопытного танцовщика оказалось верным. С 2011 года Воронцовой перестали давать главные партии, за исключением новогоднего «Щелкунчика», которого Цискаридзе отказывался танцевать с кем то еще. Евгений Маликов написал несколько статей а защиту «русской балерины». Его поддержал Александр Дольчев. Но ситуации в Большом это не меняло. С изумлением я узнала, что вместе с Цискаридзе Анжелина подготовила роль Одетты -Одиллии, но ей не дают ее танцевать! Слова балетного худрука: «Посмотри в зеркало. Ну какая из тебя Одетта?» заставили меня усомниться в компетентности этого балетного деятеля. И я все ждала пояления Анжелины в образе Лебедя хотя бы в концертах. Белого лебедя уже видела, хотелось взглянуть на Черного.
В ноябре 2012 года Андрис Лиепа праздновал уже свое пятидесятилетие на сцене Кремлевского дворца съездов. Первым актом шла «Шехерезада» с участием самого юбиляра в роли царя Шахрияра, Илзе Лиепы как Зобеиды и Николая Цискаридзе как Золотого раба. Второе отделение отводилась концертным номерам. И я была уверена в том, что увижу опять Анжелину и Дениса, но уже в черном па-де-де, запись которого гуляла в интернете с 2011 года.

Увы, надеждам моим не суждено было сбыться. Год спустя из интервью Николая Максимовича осенью 2013 года узнала о закулисных интригах тех вечеров, зрителем которых я являлась. Сергей Филин объявил выговор Цискаридзе за неявку на генеральную репетицию «Жизели», хотя премьер заранее оговорил свое отсутствие. Анжелину же не отпустили. Денис Родькин танцевал с солисткой из «Стасика» Семеняченко. Он был неотразим, но партнерша в тот вечер, увы, подкачала. Как же не хватало в тот вечер на кремлевской сцене прекрасной Анжелины, которая была вынуждена репетировать одну из двух вилисс в «Жизели».
На следующий вечер на новой сцене Большого шла эта «Жизель» (в редакции Владимира Васильева, то есть с вилиссами в свадебных нарядах) с Николаем Цискаридзе и Анной Антоничевой. Все закулисные страсти ощущались зрителями. В воздухе того вечера повисла духота как затишье перед бурей. Многие опасались замены Цискаридзе в последний момент. Это зрительское волнение чувствовали капельдинерши, которые сразу предупреждали: «Сегодня Цискаридзе».
Но во втором акте я не могла оторвать глаз от одной из двух вилисс по имени Анжелина: «Боже, какая бы это была Жизель! Какой фантастический по красоте дуэт они бы составилис Цискаридзе!» Вместо Антоничевой (пусть не обижается на меня) я представляла с Николаем Максимовичем Анжелину! Она была настолько хороша, что на поклонах заслужила огромный букет.
Я видела их вдохновенный танец в двух новогодних «Щелкунчиках» 31 декабря 2012 и 2 января 2013 года. Последние «Щелкунчики» Цискаридзе на сцене Большого театра.
А Анжелина после этой новогодней феерии, когда Цискаридез танцевал Конрада и принца Дезире, была безбожно разлучена с ним и задвинута во второстепенные роли двенадцатой одалиски в «Корсаре» 1 марта и феи Серебра в «Спящей красавице» 16 марта 2013 года, когда вместо Дмитриченко Синюю птицу танцевал Денис Родькин. В последующих интервью балерина признавалась, что танцевала на автомате.
Моя мечта о дуэте Цискаридзе с Воронцовой в «Жизели» сбылась в мае того же года, но не на сцене Большого театра, а в Казани на Нуриевском фестивале. В последних интервью Николай Максимович рассказывает как тяжело ему давались последние «Жизели» — к домику Жизелю граф Альберт уже не бежал, но шел, а это неправильно. Но он лукавил. Та «Жизель» с Анжелиной вдали от Большого была особенной. Смогла посмотреть ее в записи. И поняла, что тогда в ноябре не ошиблась - это был фантастический дуэт! Особенно второй акт. Невесомые, высокие, пролетные прыжки Анжелины - это чудо! Она летала, парила над сценой, еще раз заставляя сожалеть о невозможности это станцевать на сцене Большого.

В мае 2013 года вела анонимно «репортаж» об этом выступлении у балетфрендов, получая зуботычины и зубоскальство. А попытка завести отдельную тему «Анжелина Воронцова» вызвали отповедь модератора Михаила Александровича, который тему просто удалил. Кстати, его спор с Николайем Цискаридзе случился как раз из-за трактовки образа графа Альберта.
Последнее же выступление Цискаридзе в роли графа Альберта 5 июня 2013 года, увы, было не с Анжелиной и едва не закончилось сердечным приступом от всего перенесенного и пережитого за год - у Большого театра по свидетельству зрителей дежурила скорая помощь.
Летом 2013 года Анжелина вслед за своим педагогом и партнером Николаем Цискаридзе покинула Большой театр. Началась новая жизнь в Петербурге в Михайловском театре. Главные роли следовали одна за другой. В дуэте с другим беглецом из Большого знаменитым Иваном Васильевым (фамилия Васильев воистину судьбоносная для Воронцовой) блистательно станцованы Жанна из «Пламени Парижа», Китри из «Дон Кихота» и Лауренсия в «Лауренсии» Крейна. Их выступления произвели фурор.

А какой комический дуэт Редисочки и сеньора Помидора они представили публике несколько лет спустя на представлении «Чиполлино» в честь Владимира Кехмана! Театр едва не разнесла восторженная публика.
У Анжелины в Питере стала появляться своя публика, которая ходит в театр на «Воронцову». Энергетика новых партий была такова, что вернула балерину на сцену Большого театра! Эта сцена как магнитом притягивает своих потерянных звезд вопреки воле и мнению начальства. В ноябре 2015 года Большой театр праздновал 90 летие Майи Михайловны Плисецкой концертом, составленным с ее пожеланиями. Должны были быть представлены ее самые знаменитые роли. И не нашлось другой балерины, которая могла бы станцевать прыжковую вариацию Лауренсии. Была приглашена Анжелина Воронцова. И это был невероятный успех. На вечере после концерта ей об этом сказал супруг Плисецкой композитор Родион Щедрин.

Михайловский театр под руководством главного балетмейстреа Михаила Мессерера проводит мудрую репертуарную политику, сочетая классику, советское наследие и современных балетмейстеров. Анжелина станцевала Машу и Аврору в «Щелкунчике» и «Спящей красавице» в редакции испанского балетмейстера Начо Дуато, а также Джульетту в его «Ромео и Джельетте» и в его одноактных балетах «Белая тьма» и «Прелюдия».
Но я снова ждала ее Одетту. Дебют в «Лебедином озере» был объявлен 5 июля 2014 года. Но дебютировала балерина на день раньше. Старнцевала два «Лебедных» подряд. Я была на втором спектакле. В царской ложе присутствовал Николай Цискаридзе. В Михайловском театре идет старая редакция Асафа Мессерера со счастливым концом. Анжелина была великолепна и Белым и Черным лебедем. Она доказала всем скептикам, что она - настоящая и непревзойденная Одетта, ни на кого не похожая.


А вместе с Николаем Максимовичем они танцуют в бесподобной «Тщетной предосторожности»! Это настоящий праздник для зрителя! На спектакле в июне 2015 года занавес поднимался 8 раз! Зрители не хотели отпускать Анжелину и ее строгую матушку, вдову Симон в исполнении….Цискаридзе. Этот дуэт тоже очень органичен для них. Фактически на сцене Цискаридзе исполняет ту роль, которую он играл в жизни Воронцовой своей помощью, советом, поддержкой. Публика обожает их новый дуэт.
Анжелина продолжает осваивать классический репертуар. «Корсар» она начала Гульнарой, а продолжила Медорой. В «Баядерке» дебютировала сначала Гамзатти, а потом Никией. Их дуэт с Денисом Родькиным продолжается на «выездах» — например, недавно они станцевали Никию и Солора в Новосибирском театре. Анжелина там частая и любимая гостья. И снова Большой позвал Анжелину! 6 июня 2018 года вместе с Денисом Родькиным они блестяще станцевали Гамзатти и Солора на Гала Бенуа де ля Данс.


Первый приз юности «Хрустальный башмачок» оказался пророческим. Золушка Воронцовой стала настоящим украшением феерического спектакля в Михайловском со всеми 3 D эффектами.
Сейчас она готовится дебютировать в «Спартаке». Памятуя ее опыт исполнения двух партий в «Кормаре», «Пламени Парижа» и «Баядерке», не удивлюсь, если Анжелина станцует и верную Фригию, и коварную Эгину.
«Лебединое озеро» на некоторое время исчезло из репертуара Воронцовой, но вот к моей радости появились записи ее июльского выступления этого года. И если сравнить запись из 2011 года с июлем 2018, то прогресс очевиден: вихревой темп двойных фуэте!


Анжелине Воронцовой всего 26 лет, но она - признанная прима Михайловского театра, одного из ведущих мировых театров. Не только красавица и умница, но и великая труженница. «Работает как пчелка» — улыбаются коллеги по цеху. За пять лет с лета 2013 года ею станцовано свыше 20 (!) главных партий! Увы, статья в Википедии не приводит и трети из станцованного балериной в Михайловском.

Судьба предложила ей такие сценарии, что впору было не только на сцене в «Жизели» сойти с ума, но и в жизни. Все испытания она выдержала с честью и достоинством. К ней с полным правом применимы любимые слова ее педагога Цискаридзе. Из лорда Теннисона. Из «Улисса». Нашему читателю они известны из романа Каверина «Два капитана»:
Но воля непреклонно нас зовет
Бороться и искать, найти и не сдаваться.
Вот так и Анжелина Воронцова боролась и искала, нашла и не сдалась. Николай Цискаридзе может гордиться своей ученицей.

СПИСОК РОЛЕЙ АНЖЕЛИНЫ ВОРОНЦОВОЙ В МИХАЙЛОВСКОМ ТЕАТРЕ за 2013-18 годы.
1. Жанна. «Пламя Парижа».
2. Диана. «Пламя Парижа».
3. Китри. «Дон Кихот».
4. Лауренсия. «Лауренсия».
5. Балерина. «Класс- концерт».
6. Мария. «Привал кавалерии».
7. Редисочка «Чиполлино».
8. Маша. «Щелкунчик».
9. Аврора. «Спящая красавица».
10. Джульетта. «Ромео и Джульетта».
11. Девушка. «Белая тьма».
12. Гульнара. «Корсар».
13. Медора. «Корсар».
14. Гамзатти. «Баядерка».
15. Никия. «Баядерка».
16. Лиза «Тщетная предосторожность».
17. Сильфида. «Сильфида».
18. Золушка. «Золушка».
19. Одетта-Одилия. «Лебедтное озеро».
20. Жизель. «Жизель».
21. Балерина. «Прелюдия».

Российская балерина Анжелина Воронцова , известна своими выступлениями в труппах Большого (Москва) и Михайловского (Санкт-Петербург) театров.

Анжелина родилась и выросла в Воронеже. Балетом она увлеклась «непростительно» поздно – в 12 лет. Считается, что в этом возрасте уже поздно начинать, но за плечами у Воронцовой на тот момент были несколько лет в художественной гимнастике, и это позволило ей без труда «войти» в новый для нее мир артистов. Обучение балетному искусству Анжелина начала в Воронежском хореографическом училище и еще будучи школьницей завоевала две свои первые награды - «Хрустальную туфельку» в Харькове и призовое место конкурса «Арабеск» в Перми. Сразу же после этого она была приглашена в столицу, где подающую большие надежды юную балерину сразу перевели в Московскую государственную академию хореографии.

Творский путь Анжелины Воронцовой / Anzhelina Vorontsova

Дальнейшая творческая судьба Анжелины уже была решена на несколько лет вперед. Сразу после выпуска из академии ее «забрала» балетная труппа Большого театра, где Воронцова очень скоро начала исполнять сольные и главные партии.

В 18 лет Анжелина приняла участие в Московском международном конкурсе артистов балета и хореографов, где завоевала Золотую медаль.

В 2013 году балерина переезжает в Петербург, где становится артисткой Михайловского театра. По словам Анжелины, причиной этого стал творческий застой в рамках Большого театра. Воронцовой хотелось большего, и Михайловский дал ей шанс получить это. На сцене петербургского театра молодая балерина играет ведущие партии в таких известных постановках, как «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Жизель, или Вилисы», », «Спящая красавица», «Баядерка», «Дон Кихот», «Корсар» и других.

Анжелина Воронцова: «Вы знаете, это какие-то заблуждения, что любого артиста, который приходит в театр извне, встречают с неодобрением. Поверьте, это не так. Когда выходишь на сцену, всем сразу становится понятно, достоин ты этого или нет. Если ты не дотягиваешь до этого уровня, тогда начинаются какие-то разговоры. Но меня все это обошло стороной. Труппа Михайловского театра очень доброжелательная. Ни с одним человеком здесь у меня нет проблем».

Анжелина Воронцова , балерина Михайловского театр а, рассказала сайт , какой косметикой предпочитает пользоваться, как ухаживает за собой и о том, как ей удается сохранить фигуру.

сайт: Пользуетесь декоративной косметикой в обычной жизни?

Анжелина Воронцова: Конечно, пользуюсь, но не интенсивно. Обычно крашу ресницы и наношу бальзам на губы. Если предстоит какая-то встреча, то обязательно выравниваю тон кожи лица, позволяю себе более яркую помаду или блеск, наношу легкие румяна, выделяю брови и использую тушь для ресниц. Глаза сильно красить не люблю, поэтому стрелки не рисую и тенями не пользуюсь.

сайт: Из чего состоит ваш ежедневный ритуал ухода за собой?

Анжелина Воронцова: Прежде всего, это очищение. Утром и вечером обязательно. Потом термальная вода, затем увлажняющий крем. В течение дня между репетициями протираю лицо тоником, но делаю это не часто, чтобы не высушить кожу и не нарушить водный баланс. Два раза в неделю наношу маски Eve Lom Moisture Mask или Masque Eclat Express nettoyant à l’argile rouge Formule Intensive от Sisley . Секретов особенных нет, главное - правильно подобранные средства.

сайт: Какой уход вы обеспечиваете своим волосам?

Анжелина Воронцова: Волосы я не крашу, очень довольна своим природным цветом волос. Подстригаю их не часто, но если иду в салон, то только в тот, где используют горячие ножницы. Мне такой способ действительно помогает, ни одного секущегося кончика у меня нет. Уделяю особое внимание средствам, которые защищают мои волосы от щипцов и шпилек-невидимок, потому что на спектаклях мои волосы никто не щадит: используется огромное количество лака, а иногда даже и клея. Перед выходом на сцену всегда использую MoltoBene «Одежда для волос» Salon Feel Hair Dresser . Это средство очень хорошо защищает волосы от повреждений.

сайт: Ваша последняя бьюти-покупка?

Анжелина Воронцова: Не так давно я перешла на кремы и очищение аптечных марок. И последняя бьюти-покупка - это кремы фирмы Noreva Laboratoires Exfoliac : восстанавливающий крем и Global 6 . А также маска из этой же серии Masque desincrustant .

сайт: Без каких бьюти-средств вы не можете обойтись?

Анжелина Воронцова: Наверно, это бальзам для губ от Clarins (Moisture Replenishing Lip Balm ). Ничего лучшего для увлажнения губ я еще не нашла.

сайт: Есть ли у вас список бьюти-табу?

Анжелина Воронцова: Не представляю себя заснувшей с косметикой на лице. Считаю, что снятием макияжа нельзя пренебрегать ни при каких обстоятельствах. Еще облупившийся лак на ногтях. Хотя где-то я читала, что это сейчас вроде как в моде. Не понимаю этого новшества.

сайт: Как вам удается сохранять свою фигуру?

Анжелина Воронцова: Я заметила, что самые счастливые и здоровые люди, это те, которые едят только тогда, когда они действительно этого хотят. И это, наверное, главное правило. Сейчас открою страшную тайну - балерины часто едят ночью. Целый день мы репетируем, потом спектакль и иногда просто физически некогда поесть. А ночью, наконец-таки, мы свободны и наступает время еды. Конечно, ем я не каждую ночь, через раз стараюсь устраивать разгрузочные дни. А так, лучшая диета - это работа.

сайт: Вы предпочитаете аппаратную салонную косметологию или больше доверяете народным средствам?

Анжелина Воронцова: Абсолютно точно я отдаю предпочтение современной косметологии. Не так часто я хожу к косметологу, хотя всеми силами стараюсь сделать это системой. А вот народные средства не использую вообще. Считаю, что наука настолько далеко ушла вперед, что использовать яичный желток как маску для волос уже давно не актуально.

сайт: Как вы относитесь к пластическим операциям и подтяжкам?

Анжелина Воронцова: Я отношусь вполне положительно. Тут главное чувство меры и хороший врач. Если есть возможность исправить то, что не устраивает в себе, а никакие другие меры кроме операционного вмешательства уже не помогают, то почему бы и не прибегнуть к помощи пластической операции. Главное, не злоупотреблять.

сайт: Какой совет вы бы дали читательницам сайт?

Анжелина Воронцова: Не злитесь и не ругайтесь. Нет ничего хуже злых, завистливых и сварливых женщин. Тогда и выглядеть будете лучше. Ведь красота идет изнутри.

Фото : Сергей Мисенко , Татьяна Бочкарева .

Бывший премьер Большого театра, ректор Академии русского балета им. А.Я. Вагановой Николай Цискаридзе рассказал изданию sobesednik.ru , что «роковая» балерина из Воронежа, бывшая солистка Большого театра вышла замуж. Женился и танцовщик Павел Дмитриченко, с которым её связывала молва.

Анжелина Воронцова, чьё имя два года назад связывали с нападением на худрука балета ГАБТа Сергея Филина, заключила брак. Но не с танцовщиком Павлом Дмитриченко, который сейчас отбывает срок. Анжелина стала женой другого мужчины.

Это страшное ЧП в мире искусства никто не забыл. Сергею Филину плеснули в лицо кислотой, а заказчиком этого чудовищного преступления был назван один из ведущих танцовщиков Большого Павел Дмитриченко. По версии следствия, Анжелина была его девушкой, Филин не давал ей расти, всячески притеснял, вот Дмитриченко и отомстил.

По словам педагога и первого партнёра Воронцовой в Большом театре Николая Цискаридзе, «в том, что говорили и писали, правды процента на три». Цискаридзе рассказал, что на момент совершения преступления Павел и Анжелина уже практически расстались.

Год назад, будучи в тюрьме, Павел женился, - рассказал Николай Цискаридзе. А совсем недавно, 21 сентября 2015 года Анжелина вышла замуж за Михаила Татарникова, главного дирижёра и музыкального руководителя Михайловского театра. Там она сейчас в штате в качестве ведущей балерины.

Балерину пытались сломать закулисные интриганы, которых немало в балетном мире. Кто именно, Цсикаридзе не назвал. Но у неё, как видим, всё складывается хорошо - и в карьере, и в личной жизни. Уже в Михайловском театре в Санкт-Петербурге она станцевала 17 партий. А вот Павлу Дмитриченко интриганы сломали карьеру и жизнь. Хотя в его вине даже после суда есть большие сомнения.

По мнению Цискаридзе, Дмитриченко в профессию уже не вернётся. В отличие от Воронцовой, его карьера закончена. «Даже обольщаться не стоит. Паша, думаю, как никто это понимает. Балет – это ежедневные тренировки. Даже полгода или год перерыва для балета слишком много. А тут слишком большой перерыв», - уточнил Николай Максимович.

Анжелина Воронцова родилась в Воронеже 17 декабря 1991 года. Училась в гимназии № 4 и занималась художественной гимнастикой, выступала на общероссийских соревнованиях. Балетом начала заниматься в 12 лет. В 2003-2008 гг. училась в Воронежском хореографическом училище, в котором её педагогами были известные в прошлом балерины, народные артистки РСФСР: сначала Марина Леонькина, потом - Набиля Валитова и Татьяна Фролова.

В 2008 году была принята в Московскую государственную академию хореографии по классу педагога Н. Архиповой. В 2009 году окончила Академию и была приглашена в труппу Большого театра России. Репетировала под руководством Николая Цискаридзе, он же был первым партнёром Воронцовой в спектаклях Большого театра.

С июля 2013 года - балерина Михайловского театра. В текущем репертуаре балерины - ведущие и сольные партии в балетах «Жизель, или Вилисы», «Лебединое озеро», «Баядерка», «Дон Кихот», «Привал кавалерии», «Лауренсия», «Пламя Парижа», «Класс-концерт», «Тщетная предосторожность», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Прелюдия», «Белая тьма». Принимала участие в гастролях Михайловского театра в США.


Top