Сергей Дягилев: великий импресарио. Сергей Дягилев

Дягилев Сергей Павлович (1872-1929), театральный деятель, искусствовед, пропагандист русского искусства за рубежом.

Родился в Новгородской губернии 19 (31) марта 1872, в дворянской семье генерал-майора царской армии. В детстве брал уроки фортепиано и композиции, занимался пением со знаменитым итальянским баритоном А.Котоньи. Закончил Санкт-Петербургский университет (факультет права), одновременно учился в классе композиции Н.А.Римского-Корсакова в Петербургской консерватории. В университете вместе с друзьями Александром Бенуа и Львом Бакстом организовал неформальный кружок, где обсуждались вопросы искусства.

Дягилев - издатель (1899-1904). В конце 1890-х стал одним из создателей художественного объединения «Мир Искусства» и редактором (совместно с А.Н.Бенуа) одноименного журнала (1898/99— 1904), где публиковал новейшие произведения иностранных писателей и художников, давал отчеты о выставках, о новых течениях в театре и музыке, изобразительном искусстве. И сам писал статьи и рецензии о спектаклях, выставках, книгах. Параллельно с журналом издавал книги по истории русского искусства: Альбом литографий русских художников (1900), И.Левитан (1901), первый том Русской живописи в XVIII в., посвященный произведениям Д.Левицкого (1903), награжден Уваровской премией Академией Наук. В 1899-1901 был редактором «Ежегодника императорских театров», который превратил из казенного официального вестника в интересный художественный журнал.

Дягилев - устроитель выставок (1899-1906). С 1899 организовал выставки картин художников круга «Мира искусства» в Европе. Устроил выставку русских исторических портретов в Таврическом дворце в Петербурге (1905), в 1906 организовал в Париже выставку, посвященную русской живописи и скульптуре за два столетия, включая произведения иконописи.

Дягилев - театральный деятель и антрепренер (1899-1929). В 1899 руководил на сцене Мариинского театра постановкой балета Л.Делиба Сильвия, которая закончилась неудачей. Пытаясь обновить сценографию балета, в 1901 был уволен за подрыв академических традиций.

С 1907 организовывал ежегодные выступления русских музыкантов, т.н. «Русские сезоны за границей»: первым стал сезон «Исторических русских концертов», в которых выступили Н.А.Римский-Корсаков, С.В.Рахманинов, А.К.Глазунов, Ф.И.Шаляпин совместно с артистами и хором Большого театра, дирижировал Артур Никиш, непревзойденный интепретатор Чайковского. С этих концертов началась мировая слава Шаляпина. Неслыханный успех подвигнул Дягилева на подготовку другого сезона - русской оперы. Создал комитет под председательством А.С.Танеева, и в 1908 представил в Париже шедевры русской музыки: оперу Борис Годунов с участием Ф.И.Шаляпина в декорациях А.Я.Головина, сцены из опер: Руслан и Людмила М.И.Глинки, Ночь перед Рождеством, Снегурочка, Садко и Царь Салтан Н.А.Римского-Корсакова.

В Петербурге приступил к подготовке третьего, балетного сезона. В комитет по подготовке вошли хореограф М.М.Фокин, художники А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.А.Серов, балетный критик В.Я.Светлов, чиновник Императорского Двора В.Ф.Нувель, большой знаток балета статский советник, генерал Н.М.Безобразов. Комитет работал под патронажем великого князя Владимира Александровича, президента Российской Академии Художеств. Был утвержден репертуар из балетов М.М.Фокина (Шехерезада Н.А.Римского-Корсакова, Клеопатра А.С.Аренского, Павильон Армиды Н.Н.Черепнина, сцены Половецких пляскок из оперы А.П.Бородина Князь Игорь). С помощью М.Ф.Кшесинской получил субсидию. Создается труппа из молодежи, интересовавшейся хореографией М.М.Фокина (А.П.Павлова, Т.П.Карсавина), А.Р.Больм, А.М.Монахов, В.Ф.Нижинский, из Москвы приглашены В.А.Коралли, Е.В.Гельцер, М.М.Мордкин). Но ссора с могущественной Кшесинской и смерть Владимира Александровича осложнили подготовку. Нужно было обладать большими организаторскими способностями, чтобы возродить сезон, он нашел новых покровителей, французских меценаток Мисию Серт, графиню де Грюффиль и др. Оперно-балетный Сезон 1909 все же состоялся и длился два месяца.

Русский балет очаровал всех оригинальностью хореографии, высоким уровнем исполнительского мастерства, танцем кордебалета, блестящей живописью декораций, эффектными костюмами. Каждый спектакль представлял собой изумительное по красоте и совершенству единое художественное целое.

Открытием Дягилева стал Нижинский, огромный успех снискали Павлова и Карсавина, сразу же получившие предложения от ведущих театров мира. С 1909 дягилевские сезоны стали ежегодными и получили название «Русских сезонов за границей» (до 1913 они были чисто балетными, с уходом Фокина, Нижинского, Павловой вновь стали оперно-балетными). Поставлены оперы М.П.Мусоргского Борис Годунов, Хованщина, Псковитянка и др. Примером удачного объединения оперы и балета стала опера Римского-Корсакова Золотой Петушок (1914), куда были включены балетные сцены в постановке М.Фокина. С 1910 труппа приобретает интернациональный характер, в нее вливаются известные в будущем танцовщики Патрик Кей (Антон Долин), Элис Маркс (Алисия Маркова), Идрис Станнус (Нинет де Валуа), Мари Рамбер и др.

В 1911 сформировал собственную труппу, получившую название «Русский Балет Сергея Дягилева» в 1913, которая гастролировала в Лондоне, Риме, Милане, Мадриде, Барселоне, Лозанне, Берлине, городах Америки. После начала первой мировой войны в 1914 переводит антрепризу в Нью Йорк, в 1917 труппа распалась, т.к. большая часть осталась в США.

Дягилев возвращается в Европу и создает новую труппу, которая существовала до 1929. За годы работы труппа поставила более 20 балетов, в том числе 8 балетов Стравинского, открыв его музыку западной публике, способствовала возрождению балета в Европе, где он существовал на подмостках мюзик-холлов, и Америке, где классического балета не было. Новаторское по характеру оформление балетных и оперных спектаклей, выполненное А.Н.Бенуа, Л.С.Бакстом, А.Я.Головиным, Н.К.Рерихом, Н.С.Гончаровой и др. художниками, оказало огромное влияние на дальнейшее развитие мировой сценографии. Успех «Русского балета» удерживался на завидном уровне в течение многих лет. Режиссер труппы С.Л.Григорьев писал: «Завоевать Париж трудно. Удерживать влияние на протяжении двадцати сезонов - подвиг».

Театральный и художественный деятель, издатель, критик, организатор «Русских сезонов» и труппы «Русский балет Дягилева» в Париже.

Сергей Павлович был импресарио и антрепренер от Бога: высочайшего класса профессионал, эрудит, смелый новатор, не терпящий рутины в искусстве, блестящий организа-тор, умеющий находить таланты и продвигать их.

Он вдохновлял музыкантов, художников, хореографов, танцовщиков, давал им творческие задания и требовал, чтобы работа, за которую он хо-рошо платил, была гениальной.

Малявин. Дягилев в цилиндре. 1902

Родился будущий деятель ис-кусства 31 марта 1872 года в селе Грузино Новгородской губер-нии. Мать умерла во время ро-дов. Его детство прошло в Петербурге, где служил отец, полковник кавалерии, знавший и ценивший русское ис-кусство. Дом Дягилевых был наполнен музыкой и пени-ем, так как вся семья любила петь и играть на различ-ных инструментах.

В детстве Сергей брал уроки фортепиано и композиции, занимался пением со знаменитым итальянским баритоном Котоньи. Дягилев закончил Санкт-Петербургский университет (факультет права), одновременно учился в классе композиции Римского-Корсакова в Петербургской консерватории. В университете вместе с друзьями Александром Бенуа и Львом Бакстом организовал неформальный кружок, где обсуждались вопросы искусства.

В конце 1890-х Сергей Павлович стал одним из создателей художественного объединения «Мир Искусства» и совместно с Бенуа был редактором одноименного журнала (1898/99 — 1904), где публиковал новейшие произведения иностранных писателей и художников, давал отчеты о выставках, о новых течениях в театре и музыке, изобразительном искусстве. Он сам писал статьи и рецензии о спектаклях, выставках, книгах. Параллельно с журналом издавал книги по истории русского искусства: Альбом литографий русских художников (1900), Левитан (1901), первый том Русской живописи в XVIII века, посвященный произведениям Левицкого (1903), награжден Уваровской премией Академией Наук.

В 1899-1901 Дягилев был редактором «Ежегодника императорских театров», превратившегося из официального вестника в интересный художественный журнал.

С 1899 Сергей Дягилев организовал в Европе выставки картин художников круга «Мира искусства». Устроил выставку русских исторических портретов в Таврическом дворце в Петербурге (1905), в 1906 организовал в Париже выставку, посвященную русской живописи и скульптуре за два сто летия, включая произведения иконописи.

Перед открытием художественной выставки в Париже 1906. Шервашидзе, Бенуа, Бакст, Дягилев, Грабарь, Кругликова.

В 1899 Сергей Павлович руководил на сцене Мариинского театра постановкой балета Делиба Сильвия, которая закончилась неудачей. Пытаясь обновить сценографию балета, в 1901 он был уволен за подрыв академических традиций .


Участники «Русских исторических концертов в Париже» в гостях у композитора Сен-Санса. Париж. Фото 1907

С 1909 главным делом жизни Сергея Павловича ста-ли «Русские сезоны» в созданной им балетно-оперной ан-трепризе. Талантливый театральный деятель собрал труп-пу из танцоров Императорских театров России и во время летнего отпуска вывез ее в Париж. Первый «Сезон» от-крылся 19 мая того же года в театре «Шатле» спектаклем, оркестрованным композитором Глазуновым. Для афи-ши с силуэтом балерины позировала знаменитая Анна Павлова, а выполнял заказ известный художник Валентин Серов. Выступления прошли с огромным успехом.



В последу ющие годы Дягилев пригласил к сотрудниче-ству в свой балет таких звезд, как: композиторы Стра-винский, Прокофьев, Дебюсси, Равель; артисты балета Павлова, Карсавина, Кшесинская, Фо-кин, Нижинский. Успех спектаклей опреде-лялся великолепными постановками, непревзойденными исполнителями и новаторскими декорациями, которые оформляли знаменитые художники: Пикассо, Рерих... Стравинский вспоминал: «Он определял тему, выбирал художников, хорео-графов, ком позиторов, исполнителей ролей, руководил репетиция-ми. Каждая постановка своей оригинальностью отражала его личное соучастие».

Сергей Дягилев был красивый, респектабель-ный господин, немного полноватый, с седой прядью в черных волосах и печальными задумчивыми глазами, но его в нешность совсем не вязалась с взрыв-ным, жестким и требовательным характером.



С 1913 балетная группа стала именоваться «Русский балет Сергея Дягилева». В том году во время лондонских гастролей, были показаны «Борис Годунов», «Хованщи-на», «Псковитянка», а в следующем сезоне — «Золотой петушок» (опера, преобразованная в балет) и «Князь Игорь». И во всех спектаклях пел знаменитый Шаляпин, что гарантировало успех.

В Париже труппа играла «Жизель». «Шехерезаду», «Пет-рушку», «Жар-Птицу». Позднее балет с большим успехом гастролировал в Риме, Берлине, в го-родах Америки. Так Дягилев внес огромный вклад в пропаганду русского искусства за рубежом и дал толчок к возрождению, а иногда возникновению нацио-нальных балетов других стран.


Ларионов Михаил Фёдорович. Дягилев, Прокофьев, Ларионов на репетиции балета "Шут" (1921)

Шли годы... Слухи о Дягилеве то поднимались, как морские волны, то падали... То он стал «лордом», то был «другом испанского короля» (испанский король почему-то чаще других коронованных особ фигурирует в качестве «друга артистов»), то Сергей Павлович чуть ли не был банкротом, впадал в нищету, и его видели с протянутой рукой на улицах Чикаго, Буэнос-Айреса. И как ни странны, ни фантастичны были слухи, решительно все могло случиться с этим необыкновенным искателем счастья...

В 1927 Сергей Павлович осуществил свой самый, по-жалуй, рискованный и смелый проект, предложив париж-ской публике, среди которой было много эмигрантов, балет «Стальной скок» (название придумал он сам). В интер-вью, появившемся в русской газете «Возрождение», Дяги-лев так объяснил смысл своей неожиданной инициативы: «Я хотел изобразить современную Россию, которая жи-вет, дышит, имеет собственную физиономию. Не мог же я ее представить в дореволюционном духе! Это постанов-ка не большевистская, ни антибольшевистская, она вне пропаганды». Всего же знаменитому театральному деяте-лю удалось организовать около 80 оригинальных балет-ных и оперных спектаклей. Он часто говорил: «За мной вечно следуют восемь вагонов декораций и три тысячи костюмов».



В мае—июле 1929 балет Дягилева, как всегда триумфаль-но, выступил в Париже, Берлине и Лондоне, после чего все ушли на каникулы. Мэтр уехал отдыхать в Венецию и умер там 19 августа (уж не сбылось ли, в самом деле, пред-сказание лондонской гадалки о смерти «на воде»?). В ли-тературе встречаются несколько самых разных причин его кончины: паралич, сменившийся коматозным состояни-ем, заражени е крови, диабет.

«Он умер один, в гостиничном номере, бед-ный, каким был всегда. Он жил здесь в кредит, не имея возможности оплатить комнату». По словам учеников Дя-гилева, «он тратил миллионы и миллионы меценатских денег на своих артистов и практически ничего на себя. Всю жизнь маэстро прожил в гостиницах, имея только два костюма и пальто». Итальянский композитор Казелла

Дягилев Сергей Павлович | Знаменитые, великие, гениальные люди....



Не являясь профессионало м ни в одном виде ис-кусств, Дягилев сыграл выдающуюся роль в исто-рии русской культуры начала XX века. «Дягилевская эпоха мирового балета» признана временем наивысшего расцвета балетного искусства.

Как только речь заходит об искусстве ХХ века, мы неизбежно соприкасаемся с именем величайшего импресарио Дягилева. Он оказал огромное влияние на развитие оперы и балета, музыки и живописи, и даже истории моды. Сергей Павлович не боялся рискованных экспериментов и умел открывать таланты. Под его влиянием формировался и художественный стиль многих французских живописцев, среди которых Пикассо и Брак. На рубеже XIX-XX веков эмоциональный, нередко меняюший мнение Илья Репин обвинил Сергея Дягилева и его сотрудников по «Миру искусства» в «игнорировании русского», в «непризнании существования русской школы». Позже мирискусники, ревнуя к его более молодым сподвижникам - представителям следующих художественных поколений, упрекали своего бывшего вождя в отрыве от традиций отечественной культуры. В один из наиболее мрачных периодов советского времени и те и другие, вслед за репинской кличкой «чужаки России», получили ждановскую - тогда грозную - «космополиты». Но это уже в прошлом, и ныне все более ясными становятся национальные истоки и «Мира искусства», и деятельности выдающегося импресарио в целом.

Справедливы слова Михаила Нестерова о Дягилеве: «…вопреки всему [ он ] был русским. Ни его космополитизм, ни манеры, ни лоск, ни прекрасный пробор и седой клок волос на голове - ничто не мешало ему быть русским… Недаром в его жилах текла мужицкая кровь даровитого самородка-пермяка, и весь яркий талант его был русский талант…»



"Русские сезоны" Сергея Дягилева в Европе - одни из самых известных театральных событий начала ХХ века. Чтобы понять причины возрождения русского балета в начале ХХ века и осознать ценность просветительной работы Сергея Дягилева в мире искусства, необходимо ознакомиться с биографией великого антрепренёра, понять его личностные мотивы, пускай даже о них не принято говорить вслух.

Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца.

Сергей Дягилев

Сергей Павлович Дягилев родился в дворянской семье 19 (31 марта) 1872 года в Селищах Новгородской губернии. Мать умерла вскоре после его рождения, и Сергей был воспитан мачехой, образованной интеллигентной женщиной. По долгу военной службы отца семья Дягилевых живёт то в Санкт-Петербурге, то в Перми. Окончив пермскую гимназию в 1890 году, 18-летний Сергей Дягилев отправляется в Петербург и поступает на юридический факультет, параллельно учась музыке у Н.А. Римского-Корсакова. В доме своей тётушки Анны Философовой он находит себе друга-сверстника - кузена Диму Философова, который становится его любовником на следующие 10 лет.

Дмитрий Философов, работа Л. Бакста

Юриста из Дягилева не получилось, спустя несколько лет после окончания университета он совместно с Философовым и его школьным другом А.Н. Бенуа создаёт первый в России художественный журнал «Мир искусства», объединивший вокруг себя таких видных деятелей искусства, как Врубель, Серов, Левитан и другие. Параллельно с этим Сергей Дягилев и компания организовывают резонансные выставки: в 1897 - выставку немецких акварелистов, позже - выставку скандинавских художников, выставку русских и финляндских художников в Музее Штиглица (1898) и другие.

С 1899 года потенциал Дягилева проявляется в чиновнической сфере. Директор Императорских Театров князь Сергей Волконский назначает Сергея Дягилева чиновником по особым поручениям и доверяет ему редактирование «Ежегодника Императорских Театров». Сергей Дягилев не только превращает его в художественное издание, но и привлекает в Императорские Театры А.М. Васнецова, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакста, А.В. Серова, К.А. Коровина и других. Но это сотрудничество тоже не имеет продолжения из-за разногласий Сергея Дягилева с начальством во время подготовки балета «Сильвия». К тому же, отношения с Философовым тоже сошли на нет из-за вмешательства поэтессы Зинаиды Гиппиус, котора всячески пыталась переманить Философова жить одной семьёй вместе с ней и её мужем Дмитрием Мережковским. Эти драматические события закончились переездом Сергея Дягилева из Петербурга и прекращением существования журнала «Мир искусства» в 1904 году.

Б. Кустодиев. Групповой портрет участников общества "Мир искусства"

И если разрыв длительных отношений стал ударом для Дягилева , то он точно пошёл на пользу популяризации русского искусства в Европе. С 1907 года открывается именно та страница биографии великого импресарио, благодаря которой Сергей Дягилев и стал известным. А именно, начинаются ежегодные заграничные концерты русских артистов - «Русские сезоны» . Первый сезон был чисто музыкальный, в нём принимали участие Н.А. Римский-Корсаков, Ф.И. Шаляпин, А.К. Глазунов, С.В. Рахманинов и др.

В 1908 году Европа в рамках «Русских сезонов» увидела русскую оперу: «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Руслан и Людмила» М.И. Глинки и др. Но и эти мероприятия стали убыточными, несмотря на видимый успех, что окончательно убедило Сергея Дягилева следовать вкусам публики и показывать Европе балет, к которому он относился откровенно пренебрежительно, как к бессодержательному и низкоинтеллектуальному виду искусства.

Но именно в организации балетных «Сезонов» и проявился незаурядный дар Сергея Дягилева как первооткрывателя талантов. В 1908 году он знакомится с юным танцором Вацлавом Нижинским и, вдохновлённый любовью, становится его покровителем и создаёт величайшие балеты специально для него. Для заграничных гастролей были также приглашены знаменитые артисты: А.П. Павлова, Т.П. Карсавина, Е.В. Гельцер и М.М. Фокин. Хореографическими стараниями последнего под руководством Дягилева роль мужчины-танцора на сцене кардинально изменилась. Если раньше мужчины исполняли второстепенную, вспомогательную роль «костыля» для балерин, выполняя поддержки для них, то теперь протеже Сергея Дягилева стали блистать, они выполняли сложные элементы, создавая смелые постановки на противостоянии мужского и женского. Организованные Сергеем Дягилевым балеты увидели в Париже, Лондоне, Риме и даже в США. Балетные «Сезоны» завершились в 1913 году, совпав с разрывом отношений Дягилева и Нижинского (опять из-за женщины).

Вацлав Нижинский

С началом Первой мировой войны Сергей Дягилев окончательно мигрирует в Европу. У него появляется новый возлюбленный - молодой танцор Леонид Мясин, и начинается новый этап работы. Дягилев занимается развитием созданной им в 1911 году балетной труппы «Русский балет Дягилева », которая существовала до смерти создателя в 1929 году. В течении 20 лет в антрепризе Сергея Дягилева работали знаменитые артисты, в том числе Серж Лифарь, а спектакли оформляли , Л.С. Бакст, А.Н. Бенуа, Н.К. Рерих, А.Я. Головин, М.Ф. Ларионов, Анри Матисс, Пабло Пикассо, а музыку писали Клод Дебюсси, Морис Равель, Эрик Сати, Игорь Стравинский и Сергей Прокофьев.

Леонид Мясин

Умер Сергей Дягилев 19 августа 1929 года в Венеции в результате осложнений из-за сахарного диабета и фурункулёза. Похоронен на острове Сан-Микеле.

Похороны Сергея Дягилева в Венеции

Посмертная маска Сергея Дягилева

Могила Сергея Дягилева на острове Сан-Микеле

Многие слышали, что Сергей Дягилев как-то связан с балетом, но мало кто знает, что возрождённый им русский балет - это было не что иное, как выражение любви к мужчинам. Он ими восхищался, он им покровительствовал. Многие современники вспоминают, что закулисная атмосфера дягилевских балетов была откровенно гомосексуальной. Но именно гомосексуальная сторона личности Сергея Дягилева была наиболее созидательной, в корне изменив суть и отношение к балету, воспитав и подарив миру величайших балетмейстеров, танцоров и других артистов, превратив должность антрепренёра в искусство.

Портрет Сергея Дягилева кисти Валентина Серова

Сергей Павлович Дягилев (1872-1929) - знаменитый театральный и художественный деятель России. Являлся критиком и создателем журнала "Мир искусства". Занимался организацией "Русских сезонов" во Франции, а именно в Париже. Сергей Павлович Дягилев открыл для искусства многих известных хореографов. Практически всю жизнь посвятил пропаганде русского балета в Западной Европе.

Биография

Сергей Павлович Дягилев родился в дворянской семье 31 марта (по юлианскому календарю 19 марта) 1872 года. Отец - Павел Павлович Дягилев - офицер. Местом рождения является Новгородская губерния, а именно местечко Селище. Павлович, личная жизнь которого всегда привлекала внимание, рос без матери. Во время родов мать Дягилева скончалась.

Детство и семья

Расти Сергею Павловичу пришлось с мачехой. Однако она относилась к нему с такой же любовью, как и к собственным детям. Подобное отношение привело к тому, что смерть брата для Дягилева стала трагедией. Это стало причиной того, что Сергей Павлович не стремился возвратиться в родные места.

Отец деятеля являлся потомственным дворянином. Занимал должность кавалергарда. Однако многочисленные долги вынудили его бросить армию и переехать жить в Пермь. В то время данный город считался глубинкой страны. Дом семьи стал центральным в жизни Перми. Не было отбоя от людей, желающих посетить дом Дягилевых. Часто семья проводила вечера, на которых пели песни для гостей. Молодой Сергей Павлович Дягилев также брал уроки музыки. Вообще, он сумел получить отличное и очень разностороннее образование. После того как юноша вернулся назад в Санкт-Петербург, он ни в чем не уступал жившим там интеллигентам. Сергей Павлович Дягилев был очень начитан, чем удивлял многих своих сверстников.

Молодость

Возвратиться в культурную столицу России Дягилев смог в 1890 году. Сергей Павлович имел весьма обманчивую внешность. Выглядел он как обычный провинциал, имел телосложения здоровяка. Несмотря на это, был очень образован, начитан, а также без труда общался на нескольких языках. Все это позволило ему с легкостью вписаться в жизнь университета, в котором он начал обучение. Учился он в Петербурге на юридическом факультете.

Осваивая азы права и юриспруденции, студент начал интересоваться театральной и музыкальной деятельностью. Сергей Павлович Дягилев, биография которого очень насыщена, начал брать уроки игры на фортепиано, а также посещать класс в консерватории. Также юноша начал писать музыку и занимался изучением истории художественных стилей.

Первое путешествие по Европе Дягилев Сергей Павлович совершил во время каникул. Молодой человек хотел найти свое призвание и сферу деятельности. В тот момент он начал заводить дружбу со многими известными людьми.

Окончание университета

Так как Дягилев был очень одарен от природы, то сумел за четыре года пройти шестилетний курс обучения. В эти годы он начал понимать, что обязательно должен добиться чего-нибудь в жизни. Несмотря на успешное окончание университета, Дягилев Сергей Павлович, личная жизнь которого достаточно интересна, осознал тот факт, что его не влечет быть юристом. Все больше и больше он начинает погружаться в искусство. Вскоре он делает выбор, который оставил след во всей русской культуре. Он начинает пропагандировать искусство.

Деятельность

Сергей Павлович Дягилев, интересные факты из жизни которого могут увлечь многих, стал заниматься общественной деятельностью. Вообще, ее можно было разделить на несколько частей. Первый этап его жизни связан с образованием организации "Мир искусства". Появилась она в 1898 году, и была связана с рядом других деятелей. В 1899 - 1904 годах выступал в роли редактора совместно с Бенуа в одноименном журнале.

Финансирование он получал от крупных меценатов, а некоторый период спонсировал его сам Николай II.

Дягилев Сергей Павлович, краткая биография о котором не даст полной информации о его жизни, также являлся инициатором проведения ряда выставок. Каждая из них была организована на высшем уровне.

Высказывания о Репине и работа в "Ежегоднике императорских театров"

В определенный период жизни Дягилев принял решение создать монографии об известных художниках. Вскоре им была написана работа о Репине, который, по его мнению, был ближе к "Миру искусства", нежели к передвижникам. В ту пору мало кто сомневался, что у Репина отсутствовал дар изображения реалистичных картин. Однако большинство не заметило, что художник начал постепенно изображать личность, применяя модернистские приемы. Его талант был изумительно предугадан Дягилевым, что было доказано самим временем.

Власти видели, что Сергей Павлович Дягилев, фото которого представлены в статье, буквально переполнен энергией. Благодаря этому в период с 1899 по 1901 год он получил должность редактора в журнале "Ежегодник императорских театров". Однако, как многим известно, Дягилев имел своеобразный характер, постоянно отстаивал свою точку зрения, нередко провоцировал скандалы. После одного из горячих конфликтов Сергей Павлович был уволен и потерял возможность трудиться в государственных учреждениях. Вступился за Дягилева Николай II, который просил секретаря Танеева взять его к себе на службу.

Новые проекты

Проекты, которыми Дягилев занимался последние десять лет, перестают его интересовать. Следующий период времени он проводит в разъездах по городам России, в которых изучает и собирает предметы искусства. Их он решает представить русскому читателю. Вскоре он начинает выступать со статьями перед заинтересованными людьми, а также пишет обзор о творчестве Левицкого. В то время художник был мало кому известен. Именно Дягилев открыл общественности талант Левицкого. За это он был представлен к награде Уварова.

Далее он решил заняться организацией выставки, на которой будут представлены работы художников с 1705 по 1905 год. Для того чтобы собрать коллекцию картин ему пришлось объехать многие города России. Собрать ему удалось шесть тысяч работ. Также Сергей Павлович хотел написать историю живописи с XVIII века. Но выполнить данный замысел у него не получилось. Собирая картины, Дягилев смог глубоко зучить живопись той поры.

К сожалению, надолго выставка не сохранилась. После ее завершения для картин не было выделено специальных комнат, и им было суждено отправиться назад к своим авторам. Большинство из этих работ были уничтожены в ходе революции.

Покорение Европы

Дягилев вскоре начал понимать, что в России он сделал все, что мог. Здесь он организовал первый художественный журнал, однако не смог продолжать его выпуск. Тем не менее, не получилось у Сергея Павловича создать на родине национальный музей, а также не были реализованы интересные идеи о русском балете и опере.

В 1906 году он отправляется покорять Европу, организовал в Париже показ "Русское искусство". Вслед за ними прошли выставки русских художников в Венеции, Берлине, а также Монте-Карло.

Данные демонстрации стали открытием "Русского сезона". Нередко Дягилев упоминал, что в его жилах течет кровь самого Петра I. Дела, которые совершал Дягилев Сергей Павлович, были по-настоящему масштабные и новаторские. Например, в показах балета он сумел совместить живопись, музыку, а также исполнение. Именно Дягилев приучил жителей Франции к русскому балету. Благодаря ему лучшими балетными школами считаются именно российские. Кроме этого, Дягилев привнес в мировое искусство целый ряд новых имен. Он открыл для балета новых гениальных танцоров - Вацлава Нижинского, и других. Именно он стал основоположником мужского балетного танца. Чем руководствовался Дягилев Сергей Павлович? Ориентация его стала той созидательной силой, которая сподвигла деятеля на воплощение смелых идей. Дягилев был гомосексуалистом. Он любил мужчин, восхищался ими, занимался карьерой своих любовников.

Восхождение

Появление и деятельность Дягилева в европейской культуре происходило поэтапно. Первым шагом стали выставки картин русских художников, а также икон. Со временем у него начали появляться связи, благодаря которым он смог организовать масштабный концерт русской музыки.

Впоследствии он начал привлекать к выступлениям самых известных русских танцовщиков, а через полтора года приходит к решению создания собственной труппы.

Списки выступлений, которые составлялись Дягилевым, поражают. В 1907 году организованы пять симфонических выступлений, которые проводились с участием таких знаменитых музыкантов, как Шаляпин, Рахманинов. Следующий год был посвящен показам русских опер. Поставлен известный "Борис Годунов", а в 1909 году Франция увидела "Псковитянку". Французская публика была восхищена выступлениями, почти все зрители плакали и кричали.

После балетных постановок 1910 года многие женщины начали себе делать прически, похожие на те, которые были у артистов во время выступлений.

Показы балета

Огромную популярность в Европе имели балеты, которые организовывал Дягилев. В течение двадцати лет было показано шестьдесят восемь балетов. Некоторые из них вошли в мировую классику, например, "Жар-птица". Сергей Павлович смог открыть миру нескольких талантливых режиссеров.

Еще в 1911 году деятель сумел собрать у себя в труппе самых известных танцовщиков Москвы и Санкт-Петербурга. В определенный момент времени он отправился с выступлениями в Соединенные Штаты Америки. Вскоре началась Первая мировая война, а вскоре и революция 1917 года. Все эти перемены помешали группе вернуться на родину, но расставаться они не собирались.

Все мероприятия, которые проводил Дягилев, были нацелены на успех. Происходило это во многом благодаря его энергичности. Он без труда мог уговорить, убедить, зарядить соратников своим энтузиазмом.

Последние годы

На последних этапах жизни Дягилев все меньше интересовался балетом. Новым его занятием стало коллекционирование. Достаточно долгий период Сергей Павлович не имел постоянного пристанища. Однако в определенный момент он остановился в Монако. Здесь он начал собирать у себя дома ценнейшие произведения искусства, а также редкие автографы, книги, рукописи и так далее. У Сергея Павловича начались серьезные проблемы с финансами, а также в отношениях с очередным любовником Нижинским.

В 1921 году Дягилев узнал, что у него сахарный диабет. Однако предписания врача и диету он не соблюдал. Это спровоцировало развитие фурункулеза. Результатом стали инфекции, резкое повышение температуры. К тому моменту еще не был открыт пенициллин, поэтому болезнь была очень опасна. 7 августа 1929 года у него произошло заражение крови. Последующие дни он не вставал с постели, а ночью 19 августа его температура поднялась до сорока одного градуса. Дягилев потерял сознание и умер на рассвете. Похоронен Сергей Павлович в Венеции.

Жизнь и судьба Дягилева весьма необычны. Все время он метался между выбором, в какой культуре ему оставаться - русской или европейской. Делал смелые эксперименты, которые практически все стали успешными, принесли немало прибыли Дягилеву, а также признание и любовь публики. Его деятельностиь несомненно очень повлияла не только на русскую, но и на всю мировую культуру.

«Русские сезоны» Сергея Павловича Дягилева

«И что же Вы, уважаемый, здесь делаете? – спросил однажды Сергея Дягилева король Испании Альфонсо во время встречи с известным антрепренером «Русских сезонов». – Вы не дирижируете оркестром и не играете на музыкальном инструменте, не рисуете декорации и не танцуете. Так что же Вы делаете?» На что тот ответил: «Мы с Вами похожи, Ваше Величество! Я не работаю. Я ничего не делаю. Но без меня не обойтись».

Организованные Дягилевым «Русские сезоны» были не просто пропагандой русского искусства в Европе, они стали неотъемлемой частью европейской культуры начала ХХ в. и неоценимым вкладом в развитие балетного искусства.

Предыстория «Русских сезонов»

Сочетание юридического образования и интереса к музыке развило в Сергее Дягилеве блестящие организаторские способности и умение разглядеть талант даже в начинающем исполнителе, дополненное, говоря современным языком, жилкой менеджера.

Близкое знакомство Дягилева с театром началось с редактирования «Ежегодника Императорских театров» в 1899 году, когда он служил при Мариинском театре в Петербурге. Благодаря содействию художников группы «Мир искусства», к которой принадлежал и чиновник по особым поручениям С. Дягилев, он превратил издание из скупого статистического свода в настоящий художественный журнал.


Когда спустя год работы редактором «Ежегодника» Дягилеву было поручено организовать балет Л. Делиба «Сильвия, или Нимфа Дианы», произошел скандал из-за модернистских декораций, которые никак не вписывались в консервативную атмосферу театра того времени. Дягилева уволили и он вернулся к живописи, организовывая на территории России выставки полотен европейских художников и «мирискуссников». Логическим продолжением данной деятельности стала в 1906 году знаковая художественная выставка на парижском Осеннем салоне. С этого события история Сезонов и началась…

Взлеты и падения…

Вдохновленный успехом Осеннего салона, Дягилев не желал останавливаться и, решив основать в Париже гастроли русских деятелей искусства, он сначала отдал предпочтение музыке. Итак, в 1907 году Сергей Павлович организовывает «Исторические русские концерты», в программу которых входили 5 симфонических концертов русской классики, прошедшие в зарезервированной для «Сезонов» парижской Гранд-Опера. Высокий бас Шаляпина, хор Большого театра, дирижерское мастерство Никиша и восхитительная фортепианная игра Гофмана пленили парижскую публику. К тому же, тщательно подобранный репертуар, в который вошли отрывки из «Руслана и Людмилы» Глинки, «Ночи под Рождество», «Садко» и «Снегурочки» Римского-Корсакова, «Чародейки» Чайковского, «Хованщины » и «Бориса Годунова» Мусоргского, произвел настоящий фурор.

Весной 1908 г. Дягилев снова едет покорять сердца парижан: в этот раз оперой. Однако «Борис Годунов» собрал далеко не полный зал и вырученные деньги едва покрыли расходы труппы. Необходимо было срочно что-то решать.

Зная, что нравится тогдашней публике, Дягилев пошел на компромисс с собственными принципами. Он презирал балет, считая тот примитивным развлечением для таких же примитивных умов, но в 1909 году чуткий к настроениям публики антрепренер привез 5 балетов: «Павильон Армиды», «Клеопатра», «Половецкие пляски», «Сильфида » и «Пир». Поразительный успех постановок, выполненных подающим великие надежды хореографом М. Фокиным, подтвердил правильность выбора Дягилева. Лучшие артисты балета из Москвы и Санкт-Петербурга – В. Нижинский, А. Павлова, И. Рубинштейн, М. Кшесинская, Т. Карсавина и другие – составили ядро балетной труппы. Хотя уже через год Павлова покинет труппу из-за разногласий с импресарио, «Русские сезоны» станут в ее жизни тем трамплином, после которого слава балерины будет только расти. Афиша работы В. Серова, выполненная для гастролей 1909 года и содержащая изображение застывшей в грациозной позе Павловой, стала для артистки пророчеством о славе.

Именно балет принес «Русским сезонам» громкую славу, и именно труппа Дягилева повлияла на историю развития данного вида искусства во всех странах, где им приходилось выступать с гастролями. С 1911 года «Русские сезоны» содержали исключительно балетные номера, труппа стала выступать в относительно стабильном составе и получила название «Русский балет Дягилева». Теперь они выступают не только на парижских Сезонах, но и ездят на гастроли в Монако (Монте-Карло), Англию (Лондон), США, Австрию (Вена), Германию (Берлин, Будапешт), Италию (Венеция, Рим).

В дягилевских балетах с самого начала прослеживалось стремление к синтезу музыки, пения, танца и изобразительного искусства в одно целое, подчиненное общей концепции. Именно эта черта была революционной для того времени и как раз благодаря этой особенности выступления Русского балета Дягилева вызывали то бури аплодисментов, то шквалы критики. Находясь в поиске новых форм, экспериментируя с пластикой, декорациями, музыкальным оформлением, антреприза Дягилева существенно опережала свое время.

В доказательство этого можно привести тот факт, что состоявшаяся в Париже (Театр на Елисейских полях) в 1913 году премьера «Весны священной» – балета по мотивам русских языческих обрядов, – была заглушена свистами и криками возмущенной публики, а в 1929 г. в Лондоне (Театр "Ковент-Гарден") ее постановка увенчалась восторженными возгласами и неистовыми аплодисментами.

Непрекращающиеся эксперименты породили такие своеобразные спектакли, как «Игры» (фантазия на тему тенниса), «Голубой бог» (фантазия на тему индейских мотивов), 8-минутный балет «Послеполуденный отдых фавна», названный публикой самым непристойным явлением в театре из-за откровенно эротической пластики корифея, «хореографическая симфония» «Дафнис и Хлоя» на музыку М. Равеля и др.


Дягилев – реформатор и модернист балетного искусства

Когда труппа Дягилева пришла в балет, там наблюдалась полная закоснелость в академическом консерватизме. Великому импресарио предстояло разрушить существующие каноны, и на европейской сцене это, конечно, было гораздо проще сделать, чем в России. В постановках Дягилев непосредственного участия не принимал, но он был той организующей силой, благодаря которой его труппа добилась мирового признания.

Дягилев интуитивно понял, что главное в балете – талантливый балетмейстер. Он умел увидеть организаторский дар даже в начинающем хореографе, как это было в случае с М. Фокиным, и умел воспитать необходимые для работы с его труппой качества, как это случилось с 19-летним В. Мясиным. Он также пригласил в свой коллектив Сержа Лифаря сначала в качестве исполнителя, а позже сделал из него новую звезду в плеяде балетмейстеров труппы Русского балета.

Постановки «Русских сезонов» находились под мощным влиянием творчества художников-модернистов. Над декорациями и костюмами работали художники тяготеющего к символизму объединения «Мир искусств» А. Бенуа, Н. Рерих, Б. Анисфельд, Л. Бакст, С. Судейкин, М. Добужинский, а также авангардисты Н. Гончарова, М. Ларионов, испанский монументалист Х.-М. Серт, итальянский футурист Д. Балла, кубисты П. Пикассо, Х. Грис и Ж. Брак, французский импрессионист А. Матисс, неоклассицист Л. Сюрваж. В качестве декораторов и художников по костюмам в дягилевских постановках были задействованы также такие знаменитые личности, как К. Шанель, А. Лоран и другие. Как известно, форма всегда влияет на содержание, что и наблюдала публика «Русских сезонов». Не только декорации, костюмы и занавес поражали своей художественной выразительностью, эпатажностью, игрой линий: вся постановка того или иного балета была пронизана модернистскими веяниями, пластика постепенно вытесняла сюжет из центра внимания зрителя.

Музыку к постановкам Русского балета Дягилев использовал разнообразнейшую: от мировых классиков Ф. Шопена , Р. Шумана, К. Вебера , Д. Скарлатти, Р. Штрауса и русских классиков Н. Римского-Корсакова , А. Глазунова, М. Мусоргского, П. Чайковского , М. Глинки до импрессионистов К. Дебюсси и М. Равеля, а также современных ему русских композиторов И. Стравинского и Н. Черепнина.

Европейский балет, переживавший в начале ХХ века кризис своего развития, был одарен молодыми талантами Русского балета Дягилева, освежен его новыми техниками исполнения, новой пластикой, непревзойденным синтезом различных видов искусств, из которого рождалось нечто совершенно непохожее на привычный классический балет.

Интересные факты

  • Хотя «Исторические русские концерты» и причисляют к «Русским сезонам», только афиша 1908 года впервые содержала это название. Впереди таких сезонов было еще 20, но гастроли 1908 г. были последней попыткой антрепренера обойтись без балета.
  • Чтобы поставить «Послеполуденный отдых фавна» длительностью всего 8 минут, Нижинскому понадобилось провести 90 репетиций.
  • Заядлый коллекционер, Дягилев мечтал заполучить неопубликованные письма А. Пушкина к Наталье Гончаровой. Когда ему наконец-то передали их в июне 1929 г., антрепренер опаздывал на поезд – предстояли гастроли в Венеции. Дягилев положил письма в сейф, чтобы прочесть их после прибытия домой… но вернуться с Венеции ему уже не судилось. Земля Италии приняла великого импресарио на веки.
  • Во время исполнения сольной партии в балете «Ориенталии» в 1910 году В. Нижинский совершил свой знаменитый прыжок, прославивший его как «летающего танцора».
  • Перед каждым исполнением балета «Призрак розы» костюмер заново пришивал лепестки розы к костюму Нижинского, потому что после очередного представления он их отрывал и раздаривал многочисленным поклонницам танцора.

Фильмы о С. Дягилеве и его деятельности

В фильме «Красные башмачки» (1948) личность Дягилева получила художественное переосмысление в персонаже под фамилией Лермонтов. В роли Дягилева – А. Уолбрук.

В художественных фильмах «Нижинский» (1980) и «Анна Павлова» (1983) личности Дягилева также уделено внимание. В его роли – А. Бейтс и В. Ларионов соответственно.

Документальный фильм А. Васильева «Судьба подвижника. Сергей Дягилев» (2002) повествует об основоположнике журнала «Мир искусств» и антрепренере «Русских сезонов».

Весьма интересный и захватывающий фильм «Гении и злодеи уходящей эпохи. Сергей Дягилев» (2007) рассказывает о малоизвестных фактах, связанных с Дягилевым и его продюсерской деятельностью.

В 2008 г. в цикле «Балет и власть» было посвящено фильмы Вацлаву Нижинскому и Сергею Дягилеву, впрочем, их неоднозначные отношения и талант юного танцовщика стали объектом внимания множества фильмов, которые заслуживают на отдельный обзор.

В фильме «Коко Шанель и Игорь Стравинский» (2009) затронута тема отношений антрепренера с композитором, который написал музыку ко многим его спектаклям.

Документальный фильм «Париж Сергея Дягилева» (2010) является самой фундаментальной киноработой о жизни и деятельности талантливого антрепренера.

Первый из фильмов цикла «Исторические путешествия Ивана Толстого» посвящен Сергею Дягилеву – «Драгоценная связка писем» (2011).

Сергею Дягилеву посвящена и одна передача из цикла «Избранники. Россия. Век ХХ» (2012).

Документальный фильм «Балет в СССР» (2013) (Цикл передач «Сделано в СССР») частично затрагивает тему «Русских сезонов».

Выпуск ТВ «Абсолютный слух» от 13.02.2013 повествует о Дягилеве и искусстве XX века, а от 14.01.2015 – о первых постановках балета «Послеполуденный отдых фавна».

В рамках цикла передач «Загадки Терпсихоры» вышли два фильма – «Сергей Дягилев – человек искусства» (2014) и «Сергей Дягилев – от живописи к балету» (2015).

Дягилева можно по праву считать родоначальником отечественного шоу-бизнеса. Он сумел сыграть на эпатажности представлений своей труппы и целеустремленно насыщал выступления различными модернистскими приемами на всех уровнях композиции: декорации, костюмы, музыка, пластика – все несло на себе отпечаток самых модных веяний эпохи. В русском балете начала ХХ века, как и в остальных направлениях искусства этого времени, была отчетливо видна динамика от активных поисков Серебряного века новых средств выразительности до надрывных интонаций и ломаных линий искусства авангарда. «Русские сезоны» подняли европейское искусство на качественно новый уровень развития и по сей день не перестают вдохновлять творческую богему на поиски новых идей.

Видео: Смотреть фильм о «Русских сезонах» Дягилева


Top