Женский образ в романе "Герой нашего времени": сочинение. Сочинение на тему женские образы в романе «Герой нашего времени Женский образ вера из героя нашего времени

В романе Лермонтова «Герой нашего времени» присутствуют четыре ключевых женских персонажа. Как сказал известный критик В.Г. Белинский, женские образы в этом произведении удались на славу.

Хронологический порядок частей романа нарушен, поэтому первой в жизни Григория Александровича Печорина появляется так называемая ундина - барышня из главы «Тамань». Герой впечатлен и заинтригован, как это явствует из его описания:

«Решительно, я никогда подобной женщины не видывал. Она была далеко не красавица, но… «…»… в ней было много породы… «…»… правильный нос свел меня с ума».

Печорин, видя ее впервые, пытается понять мотив ее действий, но безуспешно:

«На лице ее не было никаких признаков безумия; напротив глаза ее с бойкой проницательностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою властью, и всякий раз они как будто бы ждали вопроса».

В сущности, девушка-русалка или, как называет ее герой, ундина - единственный женский персонаж, оказавший ему некое противостояние. И чисто физическое (пыталась утопить), и психологическое (ей он совершенно не нужен и не важен, она просто боится его, как свидетеля). И да, эта женщина вела с ним игру, руководствуясь сугубо своими соображениями. Никакой личной заинтересованности именно в нем у барышни не было, на его месте мог оказаться любой, не к месту проявивший свое любопытство. Она целует его с целью заманить в море, где рассчитывает избавиться от потерявшего голову молодого человека. Но замысел ее не удался: Печорин уже в ту пору головы своей не терял, хотя и проявил известную слабость в этом вопросе.

Далее по хронологии речь идет о событиях в Пятигорске, где появляется княжна Мери. Эта бедная девушка впервые столкнулась с мужчиной, имеющим иные взгляды на жизнь, нежели те, которые приняты в современном обществе, и оказалась к этому не готова. По всему видно, что ее судьба должна была бы сложиться по «стандартной» схеме того времени… но и тогда, и сейчас, по всей видимости, у «плохих» юношей шансы на успех были выше.

Мери - прелестная романтическая девушка, которая доверчиво попадается в ловушку более опытного и менее сентиментального человека. Подкупает ее то, что Печорин по-своему честен: он не ловелас, стремящийся обольстить юную невинную барышню. Его задел Грушницкий - просто потому что эти два типа людей редко могут мирно сосуществовать в тандеме, и несчастную княжну «зацепило» по инерции. Она не жеманная кисейная девица, которая тонко играет по общепринятым правилам светского окружения, она искренне влюбилась, доверилась… но не тому. Ее беда в том, что она, вольно или невольно, но слишком романтизировала облик Печорина.

В сущности, он не лгал княжне, не пытался ее скомпрометировать. Но их взаимоотношения он рассматривал будто бы извне - в то время, как она оказалась в самом центре событий. Героиня вызывает симпатию и искреннее сочувствие, поскольку она не глупа, добра и самоотверженна. Взять хоть пресловутый эпизод со стаканом, который она помогла Грушницкому поднять: ведь она опасливо взглянула в сторону матери, но это было уже запоздалым проявлением внимания к правилам общества. А первичным позывом души было помочь нуждающемуся.

Одновременно с княжной Мери в романе появляется еще одна женщина - Вера. Только она, в отличие от княжны, встречает Печорина не впервые. Между ними были близкие отношения в прошлом, и в Пятигорске они снова вспыхивают - во всяком случае, со стороны Веры. Печорин считает ее единственной женщиной в мире, которую он не в силах был бы обмануть. Определенно сказать, с чем это связано, сложно. Но, кроме всего прочего, ни об одной другой женщине в романе сердце героя не болит.

«Вера больна, очень больна… «…»… я боюсь, чтобы не было у нее чахотки», «сердце мое болезненно сжалось…»

По всей видимости, если б Печорин мог (не боялся!) любить всей душой, как многие другие люди, он любил бы именно Веру. Но сейчас речь не о нем, а о ней: она сумела стать ему близким человеком, другом, можно сказать. Забегая вперед, могу сказать, что Бэла другом ему не являлась никаким образом, да и княжна Мери не удостоилась такого доверия. Ради Печорина Вера пожертвовала своим семейным благополучием, признавшись мужу, что любит другого, а по тем временем это не сейчас на развод подать… И нельзя сказать, чтоб все было втуне: получив ее прощальное письмо, герой опрометью мчится ее догонять, но не успевает, и мы видим непривычную картину, в которой он лежит, обессиленный, и отчаянно рыдает, лежа в мокрой траве.

И, наконец, Бэла. Самый трагический женский персонаж… Юная черкешенка, похищенная из отчего дома, вырванная из привычной жизни, окружения, традиций… Все бы ничего, если б после ее похищения можно было бы все вернуть на свои места. Ну, понял Григорий Александрович: не мое, надоело, - и ушла восвояси, откуда пришла. Порыдает, успокоится, встретит другого! Но сейчас не двадцать первый век с привычным явлением временного сожительства без обязательств: сошлись - разошлись, все свободны. Обратно в аул Бэле дороги нет, она уже «отрезанный ломоть», и ничего хорошего ее там не ждет, хоть и говорит герой: «… если хочешь, вернись к отцу, - ты свободна». И в крепости она оказалась не ко двору. Бедная девочка! Вот уж точно жертва Печорина.

Все его душещипательные мысли, все рассуждения, весь романтический ореол - все уже неважно. Да, он приносит всем сплошные страдания: ундине, с которой он даже не знаком! – ломает сложившуюся жизненную колею своим внезапным вторжением, Вера уже вторично разрушает семью, Мери еще долго не оправится от болезненного разочарования… но так варварски поступает, пожалуй, он только с Бэлой.

Опять-таки, не со зла… но это я все о Печорине. Он, видите ли, поручил духанщице приучить ее к мысли, «что она моя, потому что она никому не будет принадлежать, кроме меня…». Он приглянулся ей сразу, когда она его впервые увидела на свадьбе в ауле. Но разница между ее и его понятием о счастье и семье немыслимая. Бэла здесь - жертва, отчасти это обусловлено менталитетом, отчасти - обстоятельствами. Она могла расцвести, могла! Но для этого нужна была любовь, которая подпитывала ее изначально, с первый дней в крепости.

Бэла не просила ничего иного, кроме любви, а это оказалось для Печорина непосильной платой. Она не реагировала на подарки и красивые слова, пока он не решился на крайние меры: «Я виноват перед тобой и должен наказать себя: прощай, я еду - куда? Почему я знаю! Авось недолго буду гоняться за пулей…».

Бэла не перенесла мысли о возможной гибели любимого из-за нее. За что, как станет ясно чуть далее по тексту, заплатила своей собственной жизнью.

Нельзя сказать, что героини романа похожи между собой. У них различны семейное и социальное положения, вера, род занятий. Единственное, что их объединяет - корень их несчастий на данный момент времени. Беспощадная любовь к человеку, который не смог сделать ни одну из них счастливой в силу собственной неспособности к счастью как таковому…

Роман Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени" вышел в свет в 1840 году, однако он по-прежнему читаем и любим людьми разных возрастных категорий. Что же привлекает современного читателя к роману, написанному в позапрошлом веке?

Композиция произведения

Необычна композиция произведения.

Роман состоит из нескольких частей, включающих в себя рассказ странствующего по Кавказу офицера ("Бэла" и "Максим Максимыч") и записки самого Печорина, которые попали в руки этого офицера: "Тамань", "Княжна Мери" и "Фаталист".

Но порядок повестей не совпадает с хронологией событий. Автор специально нарушает последовательность событий в описании биографии Григория Александровича. Это помогает писателю привлечь внимание читателей к герою, к его личности и судьбе. Таким образом, в начале романа мы знакомимся с героем, в середине - узнаем о его смерти, а затем он сам рассказывает свою историю. Это придает роману особую интригу, романтичность и глубокий психологизм, и помогает всесторонне и полностью раскрыть личность главного героя.

Вечные вопросы в романе

Великолепные пейзажные зарисовки, язык романа, который приводил в восхищение таких мастеров слова, как Гоголь и Чехов, интересная композиция - всё это придает роману самобытность.

Но, самое главное в романе - это проникновение в сердца и души человеческие и поиски ответов на извечные вопросы о предназначении человека. Зачем человек приходит в этот мир? Что такое дружба, любовь, жизнь и смерть? Что такое судьба? Ответы на все эти вопросы ищет Григорий Александрович Печорин.

Главный герой романа

Григорий Александрович Печорин - главный герой произведения. Он - человек сложный и противоречивый. По его собственным словам, в нем как бы живут два человека, один из которых совершает поступки, а второй является самым строгим судьей.

Герой чувствует своё высокое предназначение, но растрачивает себя по пустякам. Ему скучно, и от скуки он играет своей жизнью и жизнями других людей. Он приносит страдания, но при этом страдает сам. Лучше всего глубину и многогранность натуры Печорина мы понимаем через его мысли, описанные им в дневнике, через поступки, через отношения с другими главными героями романа.

Женские образы романа

Главными героями, а точнее героинями, помогающими глубже понять суть Печорина, являются четыре женских образа, которым по воле судьбы была уготована встреча с Григорием Александровичем. Женщины - это самая сильная страсть героя, он честно признается, что " кроме их на свете ничего не любил".

Женщины, которые привлекают его, - молодые, красивые, яркие, самобытные, сильные, под стать герою романа. А самое главное, у них есть то, чего нет у самого Печорина и что он так жадно пытается найти - умение любить верно, преданно, самозабвенно. Героини не находят счастья в любви, но перенесенные страдания раскрывают в полной мере все качества их души. Они любят, ненавидят, ревнуют, сострадают. Они живут, а не убегают от жизни. Каждый женский образ , представленный в романе, - это один из ликов Вечной Женственности, облагораживающей человека и поднимающей его над суетностью бытия.

Бэла

Первой на страницах романа "Герой нашего времени" появляется поэтический образ черкешенки Бэлы. Шестнадцатилетняя дочь черкесского князя привлекает сердце героя своей непохожестью на светских женщин его круга. Она непосредственна, открыта.

Хотя Бэла очень юна и неопытна, завоевать её сердце непросто: ни подарки, ни красивые слова не помогают Печорину. Свои чувства к Печорину она бесхитростно проявляет только после его слов о том, что он собирается уехать на войну, чтобы сложить там голову. Полюбив героя, девушка всецело предается страсти, она проявляет лучшие свойства своей натуры:верность, преданность, чуткость.

Чуткое сердце девы гор чувствует охлаждение Печорина, она сама начинает вянуть и угасать. Но даже страдая от равнодушия, она ни в чем не упрекает героя, ни выпрашивает его внимания, не навязывает ему себя, сохраняет чувство собственного достоинства, гордость. Любовь приносит Бэле одни страдания: двое мужчин любят её, один изводит её своим безразличием, а другой наносит смертельный удар кинжалом. Перед смертью все мысли девушки обращены к любимому - она переживает, что разная вера не даст им встретиться на небесах, что другая женщина будет рядом с ним в раю. Целует его так, как будто в поцелуе старается передать ему свою душу. Ни жалоб, ни обвинений, ни упреков. Сильная, гордая, страстная, нежная, трепетная - воплощенная женственность! Бэла - самый трагический женский образ в романе "Герой нашего времени".

Вера

Следующий женский образ в романе "Герой нашего времени"- это образ Веры. Предыстория отношений Печорина и Веры нам мало известна, но мы понимаем, что её любовь к герою прошла испытание разлукой и временем. Умница Вера - единственная женщина в "Герое нашего времени", которая поняла сущность души Печорина, поняла и приняла его со всеми достоинствами и недостатками.

Она покорилась своей судьбе и продолжает любить его вопреки голосу разуму, который подсказывает ей ненавидеть источник страданий. Как говорит сама героиня, её любовь "срослась" с её душой, "потемнела, но не угасла". Она страдает, скрывает свою страсть от мужа, мучается ревностью. Вся глубина и сила её чувства наиболее полно раскрывается в её последнем письме, письме - прощании, письме - исповеди. Она понимает, что больше никогда не увидит возлюбленного и просит героя всегда помнить её, не любить, а только помнить. Но ревность не дает покоя сердцу Веры, в последних строчках письма она умоляет Печорина не жениться на Мери.

Княжна Мери

Мери Лиговская - молодая аристократка, воспитанная в светском обществе.Она хорошо образованна, умна. Вокруг неё всегда толпа поклонников, но сердце Мэри свободно, пока на её жизненном пути не появляется Печорин, для которого юная неопытная девушка становится игрушкой от скуки. Печорину ничего не стоит влюбить в себя княжну. Любовь преображает девушку, пробуждая лучшие качества её сердца, с неё слетает светский лоск, перед нами открывается живая душа, способная на сильные чувства. Она искренне благодарна герою за помощь на балу, она со слезами на глазах слушает слова о его печальной участи быть непонятым и одиноким в толпе.

Мери сама признается в любви к Печорину, пренебрегая условностями света. При последней встрече вид в страдающей девушки вызывает жалость героя. Чтобы положить конец её надеждам, он признается в том, что для него все было игрой. Её гордости нанесен сокрушительный удар, и всю силу своего неразделенного чувства она превращает в ненависть. Сможет ли Мери ещё раз полюбить с такой же силой? Не очерствеет ли её душа? Не станет ли холодным и безразличным её сердце?

Ундина

Есть ещё один необычный женский образ в "Герое нашего времени" - девушка-контрабандистка. Ундина - так назвал её герой за внешнее сходство с русалкой. Её обворожительная внешность и необычное поведение сразу привлекают внимание Печорина и сулят ему интересное приключение.

Гибкая, стройная, длинноволосая, с магнетической силой в глазах, девушка обворожила героя и завлекла его в ловушку, едва не утопив в море, при этом проявив недюжинную ловкость и силу. Что же толкает её на преступление? Страх, что офицер донесет коменданту о том, что увидел ночью, заставляет её действовать смело и решительно. Хитрости и изобретательности ей тоже не занимать: она знает, как заинтересовать мужчину, сыграв на мужском тщеславии. Встретились два противника, достойные друг друга по силе духа. И если Печорин тешит своё любопытство и ищет развлечений, борясь со скукой, то девушка защищает свою любовь, своё счастье, свою привычную жизнь. В её душе уживаются жестокость, меркантильность и любовь к Янко. Девушка тоскует по нему, нетерпеливо ждет, с тревогой вглядываясь в бушующую даль моря. Она сама похожа на море, такая же дикая и непокорная.

В романе Лермонтова показаны образы его современниц, они очень разные и по вере, и по социальному статусу, но каждая из них по- своему прекрасна благодаря сердцу, способному к настоящей и верной любви.

Краткое сочинение по литературе на тему: Женские образы в романе «Герой нашего времени». Характеристика Бэлы, Княжны Мери, Ундины, Веры

М.Ю. Лермонтов создал один из первых русских психологических романов, в котором главную роль играет не сюжет, а раскрытие души. Повествование направлено на то, чтобы показать все грани характера главного героя, Григория Печорина. Встречи с разными людьми, общение и взаимодействие с ними также передают его личные качества. А каковы же женские персонажи романа?

Первой перед читателями предстает Бэла – самая экзотическая из всех девушек. Она, дочь кавказского князя, «черкешенка», увлекла главного героя пленительной, чистой внешностью, огромными глазами и «диким», неиспорченным светскими условностями поведением. Печорин украл Бэлу из отчего дома, гордая девушка сначала отвергала похитителя, а потом страстно полюбила. Героиня жила и горела этой первой любовью. Печорин стал для нее всем, она не пыталась его привлечь или нарочито отвергнуть, чтоб разжечь интерес, как делали светские красавицы, Бэла просто любила и отдавала всю себя. Но герою наскучили и эти настоящие чувства, он охладел к черкешенке, оставлял ее одну, хотя за ней охотился ее поклонник. В один из таких одиноких дней девушка была убита. Умирая, она остается самоотверженно любящей, не обвиняет Печорина, а переживает о другом: «Начала печалиться о том, что она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григория Александровича». Бэла – образец нравственной чистоты и самопожертвования, она — погибшая надежда Печорина на воскрешение своей души.

В следующей главе нас ждет «ундина» – самая загадочная героиня, о ней неизвестно ничего, даже имени. Она привлекла героя таинственностью и красотой, от нее так и веяло какой-то авантюрой. Ловкость, проницательность, коварство, подвижность – эти качества роднят девушку со змеей. Да и занимается она совсем не честным делом: вместе с лодочником Янко они промышляют контрабандой. «Ундина» развеяла на некоторое время скуку Печорина, когда он раскрывал ее тайну. Однако момент, когда герой узнал, что девушка — контрабандистка, чуть не стал роковым: хитрая «русалка» (так еще ее называет Печорин) пригласила любопытного мужчину на свидание и чуть не утопила. «Ундина» выражает собой переменчивую судьбу, но и сама становится ее жертвой: после разоблачения они с Янко скрываются.

Княжна Мери – самая знатная из девушек, представительница «водяного общества». Героиня уже отравлена светом: поверхностная, ветреная, фальшивая: «Княжне также не раз хотелось похохотать, но она удерживалась, чтоб не выйти из принятой роли: она находит, что томность к ней идет, – и, может быть, не ошибается». Однако эта красивая девушка с выразительным лицом и «бархатными глазами» привлекает не только внешностью. Княжна умна, образована, способна еще к сильным чувствам, потому что неопытна, ей еще не приходилось обмануться. А вот с Печориным пришлось. Герой сыграл на романтических чувствах девушки и соблазнил ее со скуки, от желания досадить «заклятому другу» Грушницкому, из соображений близости княжны к давно любимой Вере. Печорин разбил Мери сердце, возможно, после него она и обретет те привычные для света холодность и бесчувственность, которых ей так не хватало.

Вера – самая значимая для героя женщина. Она уже не юна, многое пережила, как и герой. Они любили друг друга и раньше, и чувство не угасло на момент новой встречи. Вера – единственная, кто по-настоящему знает Печорина, перед ней не надо разыгрывать роли, ей не надо врать. Но это понимание не делает героиню счастливой. Она замужем за нелюбимым и медленно умирает: «Очень хорошенькая, но очень, кажется, больная… Не встретили ль вы ее у колодца? – она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке черная родинка: ее лицо меня поразило своей выразительностию» — говорит о ней доктор Вернер. Вера готова на все ради любви, она жертвует собой, принимает Печорина со всеми его недостатками, а он, в свою очередь, не может ее обмануть и забыть. Краткий миг встречи сменяется трагическим расставанием: Вера вынуждена уехать. И она, и он понимают, что будущего нет, оттого горше их расставание и слаще их безнадежная любовь.

Неординарная личность Печорина раскрывается через призму его взаимоотношений с другими персонажами романа. Женские образы в романе «Герой нашего времени» объединяет главный виновник описанных событий Григорий Александрович Печорин, ставший в их жизни причиной бед и несчастий.

Три героини. Вера замужняя дама из светского общества со статусом и положением. Мери родственница Веры. Молода, хороша собой. Печорин влюбляет девушку в себя ради развлечения. Бэла дочь князя. Была похищена Печориным, став его наложницей.

Княжна Мери

Мери Лиговская девушка из высшего общества. Молода. Красива. Ее семья считается одной из лучших в столице. Хорошо образована. Воспитана. Богата. Независимая и гордая. Смелая. Иначе как назвать ее поступок, когда она решила первой признаться в любви Печорину. В те времена это было непозволительно.

Григорий разглядел в девушке черты, импонировавшие ему. Могла по-детски обидеться, надув губки. Умела быть благодарной. Это было заметно, когда Печорин избавил ее от общества надоедливого кавалера, выпившего и пристающего к ней. Он стал спасителем, принцем, которого она ждала. Ради него готова была бросить все, рвануть на край света, если бы позвал.

Мери Печорину не нужна. Да, она была милой, нравилась ему, но узы брака не для него. Когда Григорий признается, что ему не нужна любовь, для Мери это стало ударом, но она его выдержала гордо и достойно. После расставания княжна долго будет вспоминать несостоявшийся роман, ненавидя себя за то, что пошла на поводу своих чувств.

Бэла

Гордая черкешенка. Дитя гор. Трогательная, ранимая. Воспитана в строгости. Любила свободу и независимость, но лишилась всего, когда родной брат Азамат выкрал девушку из родительского гнезда, передав в руки Печорина в обмен за коня. Долго девушка не могла привыкнуть к новому положению. Не принимала подарки от похитителя, не подпускала к себе. Сердце постепенно оттаивало, раскрываясь навстречу любви. Но что ожидать от самовлюбленного эгоиста. Григорий быстро охладел к Бэле. Наигрался и бросил.

Только Максим Максимыч понимал девушку и переживал за нее, как за родную дочь. Он видел, как Бэла страдает. Когда Бэла умирала от ножевого ранения, штабс-капитан понимал, что это лучший выход. Она не смогла бы жить без любви. Для Печорина ее смерть ничего не значила. Во время похорон на лице не дрогнул ни один мускул. Он понимал причастность к смерти Бэлы. Не забери ее из родительского дома, жизнь черкешенки могла сложиться по-другому. Бэла ушла в мир иной с сожалением, что на том свете не сможет быть вместе с любимым. Разная вера мешала объединить души на небесах. Загубленная Печориным юная душа, не сумевшая противостоять его чарам.

Вера Лиговская

Светская дама. Замужем. Печорин знаком с ней по Петербургу. Спустя годы они вновь встретились, уже в Кисловодске, куда княгиня приехала поправить пошатнувшееся здоровье. Чувства вспыхнули по новой. Казалось, не было стольких лет разлуки. Они вновь молоды, беззаботны и счастливы. Эмоциональна. Любила и понимала Печорина лучше его самого. Выйдя замуж за старого князя женщина не чувствовала себя счастливой. Родив общего ребенка супруги не стали ближе. Когда Вера узнает о дуэли Печорина и Грушницкого, она в страхе за жизнь любимого признается мужу в измене.

Вера знала, что вместе им не быть. Она смертельно больна, но видеть Печорина каждый день выше ее сил. Вместе с мужем она спешно покидает Кисловодск. Григорий бросается вслед, но не успевает. Загнав коня, падает от собственного бессилия на траву, рыдая, как маленький ребенок. Потеряв Веру навсегда, Григорий понимает, насколько она важна ему и дорога.

Все три женских персонажа объединяло одно. Они искренны в чувствах. Неповторимые, яркие личности. Красивые, умные, с добрыми сердцами, открытой душой. Но ни одна не смогла удержать рядом Печорина, для которого свобода важней всего, а чувства, по его мнению, это пустое.

Нет ничего на свете прекраснее женщины Тютчев Окольно посвящено стихов, рассказов, романов, повестей русской женщине! Ей посвящают музыку, во имя нее Совершают подвиги, делают открытия, стреляются, сходят с ума. О ней поют. На ней держится земля. В русской литературе женщины воспеты особенно впечатляюще. Писатели, изображая в произведениях лучших своих героинь, выражали через них свою жизненную философию. И, на мой взгляд, роль женщины в обществе самая важная. О женских образах девятнадцатого столетия принято говорить "пленительные". И это правда. Женщина источник радости, силы и вдохновения. Лермонтов писал: "И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови". Эти слова как нельзя лучше раскрывают характер главного героя Печорина и его отношение к женщинам. Их в романе три: Бэла, княжна Мери и Вера.

Бэла юная черкешенка, о которой мы узнаем из рассказа Максима Максимыча. Печорин, увидев ее на свадьбе, был пленен ее внешностью и какой-то необычайностью. Она показалась ему воплощением непосредственности, естественности, то есть всего того, чего Печорин не встречал в знакомых ему светских дамах. Его очень увлекла борьба за Бэлу, но когда все преграды были уничтожены и Бэла с радостью приняла свою судьбу, Печорин понял, что он обманут: "...любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни, невежество и простодушие одной также надоедают, как и кокетство другой". Не следует забывать, что это мнение не автора, а Печорина, который, как известно из содержания романа, быстро во всем разочаровывался.

У Бэлы сильный цельный характер, в котором есть и твердость, и гордость, и постоянство, ведь воспитывалась она в традициях Кавказа.

Совсем другой выглядит княжна Мери. О ней мы узнаем из дневника Печорина, в котором подробно описано "водяное общество "Пятигорска, где пребывал герой. Уже в первом разговоре с Грушницким о княжне Мери звучит ироничный, несколько насмешливый тон повествования.

Мери Лиговская совсем молода, хороша собой, неопытна, кокетлива.

Она, естественно, не особенно хорошо разбирается в людях, не видит фарсовости Грушницкого, недопонимает рассчитанности игры Печорина. Ей хочется жить так, как принято в их знатном кругу, с некоторым тщеславием, блеском. Мери становится предметом соперничества между Грушницким и Печориным. Эта недостойная игра одного губит, другого забавляет. У Печорина, впрочем, есть и своя цель: бывая у Лиговских, он имеет возможность видеть там Веру.

Думаю, что в такой обстановке княжне Мери было очень трудно стать самой собой и, возможно, проявить свои лучшие качества.

Почему Печорину так скучно и одиноко? Ответить на этот вопрос значит раскрыть причину его горестей. Печорин неординарная личность, следовательно, он по-своему искал это в женщинах, искал ту, которая могла бы целиком захватить его душу. Но таковой не было. И, на мой взгляд, Лермонтов ставил перед собой задачу шире, чем показ молодых, неопытных, несчастных девушек, раздавленных эгоизмом Печорина.

Любовь Печорина дана в набросках. Лермонтов не показал целиком этого чувства. Печорин плакал, когда загнал коня, но не догнал Веру.

Однако это был всего лишь временный порыв души, но не более.

Утром он вновь стал самим собой. Вера это всего лишь больное прошлое Печорина. Он не был счастлив с ней, потому что она была чужой женой, что, разумеется, было невыносимо для самолюбия Григория. Нет! Это не для Печорина! Может быть, поэтому, чтобы компенсировать потерянное равновесие, он так холоден с юными, влюбленными в него женщинами.

Лермонтов отрицает свою причастность к Печорину, заявляя, что портрет героя составлен из пороков всего общества. Однако я уверена, что отношения Печорина и Веры это отражение трагической неразделенной любви Лермонтова к Вареньке Бахметьевой. Лермонтов любил Вареньку всю свою короткую жизнь. Он писал о ней: "У ног других не забывал я взор твоих очей, любя других, я лишь страдал любовью прежних дней". Как похож любовный почерк самого Лермонтова на почерк Печорина. Лермонтов был красив, его любили многие женщины, но он постоянно возвращался к образу своей любимой.

О жизни М.Ю. Лермонтова написана замечательная книга Новикова "О душах живых и мертвых", о нем создано много критических статей и заметок. Если Пушкин является создателем первого реалистического романа о современности, то Лермонтов автор первого реалистического романа в прозе. Его роман отличается той глубиной психологического анализа, которая,позволила Чернышевскому видеть именно в Лермонтове непосредственного предшественника Толстого. М.Ю.

Лермонтов, по моему мнению, не случайно уделил огромное внимание женским образам в своем романе. Ни одна серьезная проблема, тем более проблема героя и времени, не может быть рассмотрена вне прекрасной и лучшей половины человечества, вне ее интересов, переживаний и чувств. Одно из открытий, сделанных писателем, было использование принципа: расскажите, кто любит этого человека, и я составлю о нем представление. Мне кажется, что изображение женских характеров в романе придало главному герою и самому роману неповторимость, свежесть и четкость его восприятия, а также тот комплекс переживаний, который глубоко проникает в душу и остается там навсегда.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


Top