Изо 4 кл деревня деревянный мир. Урок с презентацией на тему «Деревня-деревянный мир

С чего начинается родина, отчизна?

Правильно, то есть с малой родины.

Тонкие берёзы, русские избы и огороды, обнесённые простеньким плетнём, - всё это такое близкое и родное. Это всё малая родина, о которой с любовью рассказывает в картине -пейзаже "Село Хмелёвка" Н.М.Ромадин.

Николай Михайлович Ромадин родился в 1903 году в семье железнодорожника. С одиннадцати лет стал сам зарабатывать деньги и помогать большой семье. Он одновременно учился и работал. Юношей ушёл добровольцем в Красную армию. Ромадин получил художественное образование в Москве в Высших художественно- технических мастерских. Он написал очень много картин-пейзажей. Все они говорят о глубокой любви художника к русской природе с её широкими далями, многоводными реками, холмами и лесами.

Рассмотрите пейзаж "Село Хмелёвка" Н.М.Ромадина. (слайд 3)

Какие чувства рождает у вас эта картина?

Где расположено село Хмелёвка?

Какое время года изображено на картине? Можно ли сказать, что это золотые дни осени? Почему?

Сравните окраску осеннего леса с окраской воды, берегов и неба. Какое настроение выражено в этой картине?

Почему изменилась окраска дальнего берега реки?

Можно ли сказать, что пейзаж освещён солнцем? Почему?

Как связан между собой образ русской природы и русской деревни?

Какое впечатление создаёт у вас картина в целом?

Художественный язык картины "Село Хмелёвка" очень выразителен. На берегу Волги живописно раскинулось село Хмелёвка, привольно расположившееся среди широких русских просторов. Сизые избы, крытые где тёсом, где соломой, разбросанные по склонам балки, оставляют впечатление какой-то сиротливой и нежной горечи.

Несказанное, синее, нежное...

Тих мой край после бурь, после гроз.

И душа моя - поле безбрежное -

Дышит запахом мёда и роз.

Эта улица мне знакома,

И знаком этот низенький дом.

Проводов голубая солома

Опрокинулась под окном.

Я люблю этот дом деревянный,

В брёвнах теплилась грозная мощь,

Наша печь как-то дико и странно

Завывала в дождливую ночь.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

С.Есенин

Центром села всегда оставалась церковь (храм), а в деревне - соответственно часовня. Даже если центром большого села становилась торговая площадь,

то церковь всегда строилась на краю торга. (слайд 4)

Давайте послушаем стихотворение

о храме, которое подготовили ученики нашего класса.

ШАТРОВЫЙ ХРАМ

Венчая живописную вершину,

Возвысившись на острове святом,

Никольский скит, подобно исполину,

Застыл на небосводе голубом.

Шатровый храм стоит так одиноко!

Сверкает златым куполом во тьме

У входа в бухту Ладоги глубокой

Красуется в туманной тишине.

Священный уголок земного рая,

Где вековые сосны до небес,

И плещут волны, скалы омывая,

У пристани стоит поклонный крест.

Мох стелется широкими коврами,

Гармония присутствует во всем,

Порой земли не чувствуешь ногами,

На время забываешь о былом.

Душа найдет здесь полную свободу,

Приобретая веру и покой,

И, вдохновившись дивною природой,

Частичку счастья унесет с собой!

Н. В. Вотинцева

Конспект урока по ИЗО

Учитель: Горшкова В.В.

Тема урока: Деревня – деревянный мир.

Цели:

- познакомить уча щихся с деревянной архитектурой;

- рассмотреть разнообраз ие сельских деревянных построек;

- фо рмировать конструктивный навык;

Укреплять межпредметные связи;

- развивать творческие способности учащихся;

- воспитывать интерес к народному искусству.

Оборудование:

материалы: карандаш простой, карандаши цветные, ластик.

наглядность: образец рисунка, картинки.

Ход урока:

I Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я, меня зовут Виктория Владимировна , присаживайтесь

Проверьте все ли у вас на партах. У вас должны быть простые и цветные карандаши, ластик .

Сегодня мы отправимся на много лет назад, а куда, вы узнаете, прочитав ребус. (Деревня)

А как вы думаете, от чего произошло это слово?

Давайте вместе с вами отправимся в русскую деревню и превратимся в мастеров. Итак, все готовы. Займите свои рабочие места и в путь.

II Знакомство с новой темой.

1. Вводная беседа.

Давным-давно, когда Россию называли Русью, не было ни больших городов, ни современных каменных зданий. Были только поля, да густые темные леса. Испокон веков Россия была лесной страной.

Богата лесами наша земля,

И лес в ней и строен, и ровен.

Когда-то и стены, и башни Кремля,

И те собирали из бревен.

Дерево являлось наиболее доступным материалом для создания предметов быта и обихода. И, конечно, из дерева русские мастера строили себе жилища.

А как же называлось такое жилище? (Изба)

Какой смысл в древности вкладывали в это слово?

(Это слово звучало в древности как «истьба», «истопка», т. е. жилище, которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода.)

Отгадайте загадку и вы узнаете, какое дерево использовали для ее строительства.

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень ровно я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке.

Что за дерево догадались? (Сосна)

Сосна была основным материалом для строительства.

А какая часть дерева использовалась в строительстве? (Ствол)

Из стволов изготавливались различные строительные материалы: брусья, доски, бревна.

Из бревен рубили избу мужики,

Один лишь помощник-топор.

Но древние избы и ныне крепки,

И тонок на ставнях узор.

Какой инструмент был необходим при строительстве из дерева? (Топор)

А как называется профессия человека, который строит что-либо из дерева? (Плотник)

А гвозди у плотников в старину были? (Нет)

А как же тогда бревна и брусья между собой соединялись? (При помощи вырубок)

Каждый ряд скрепленных друг с другом бревен составлял венец. Венец на венец – и вырастает клеть или сруб. Срубы – это основа любого строительства на Руси. Если этот сруб предназначался для жилья, то он назывался рубленой избой. Вспомните, а что называли хоромами? (Большие избы, богато украшенные) А теремами? (Высокие сооружения с жилыми помещениями на верху)

Ребята, а кто может перечислить составные части русской избы? (изображено на доске)

(Сруб, выпуски, крыша, конек, причелина, полотенце, гребень, чело, лобовая доска, наличник)

Древние мастера вкладывали глубочайший смысл не только в постройку дома, но и в его украшение. Как украшались русские избы?

(Резьбой)

Какие составные части избы обязательно украшали? (Причелины, полотенце, лобовую доску)

Какие мотивы использовались в резьбе? (Резная круглая розетка – символическое изображение солнца, изображения птиц и коней, головы коня над избой)

Какой смысл вкладывали мастера в украшение избы? (Знаки – обереги на самых ответственных местах как бы защищали от злых духов)

Избы в деревнях раньше никогда не красили, ни чем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева.

Какие еще постройки можно встретить в деревне? (Амбары – для хранения зерна, сараи, колодцы, баньки, мельницы, богато украшенные ворота – въезд во двор, церковь)

Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. А как вы думаете, откуда древние мастера черпали свой опыт, вдохновение? (От природы, передавали из поколения в поколение)

III Практическая работа

- Ребята, начнем практическую работу. Обратите внимание на поэтапное выполнение рисунка.

IV Анализ работ

Группы по очереди представляют свои работы.

Правильно ли составлена композиция?

V Итог

Мы с вами построили удивительную деревню. А сейчас возвращаемся обратно. Чем вам сегодня запомнилось наше путешествие в русскую деревню? Что узнали нового интересного?




Презентация выполнена по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд", на основе учебника для 4 класса начальной школы "Изобразительное искусство. Каждый народ - художник" Автор - Л.А. Неменская.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Деревня-деревянный мир.

Деревня- «дерево» Избы рубили из дерева отсюда и слово «деревня». И. СТОЖАРОВ. Северные сёла.

Деревня - это не только жилые избы. Это целый деревянный мир построек разного назначения: колодцы, ворота - въезд во двор, амбары, сараи, гумно, баньки у самой воды.

САРАЙ - помещение для хранения различных вещей. АМБАР – помещение для хранения зерна и припасов

Деревенские избы в старину ставились не по порядку, а, как говорили на «радостном месте», чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать. Со временем стали их выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «улица», а из улиц – деревня. Деревни строились вдоль рек.

В центре - на лучшем и видном месте ставили церковь. Сюда люди приходили со своими надеждами, несли своё горе и радости. Древние церкви немногим отличались от избы. У них только на крыше, на тонкой шейке – главка, как бы повязанная косынкой.

От образа скромной крестьянской церкви мастера постепенно перешли к шатровому зодчеству. Праздничная устремлённость преодолела будничность, и родилась церковь-царевна. Шаг за шагом шло развитие архитектурных форм от простого к сложному. Это особенно видно в образе знаменитого Преображенского собора с острова Кижи в Карелии

Это четырёхугольный сруб - «четверик», на котором стоит «восьмерик» -восьмигранное основание шатра. Как хор устремляются в верх купола-луковки. Главки словно объединены могучей силой, но мягкой, доброй-женственной. Вот и кокошники появились как украшения у соборов. Внизу такое здание часто бывало окружено гостеприимным крыльцом-гульбищем. Шатровый храм

В Древней Руси считалось, что деревня без мельницы, самая бедная.

Создайте коллективное панно «Образ русской деревни» Задание

Источники: Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. Учеб. для 4 кл нач.школы. / Под редакцией Б.М.Неменского, М. Просвещ. 2010 http://findmapplaces.com Саранск 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

презентация к уроку изобразительное искусство 5 класс по программе Б. М.Неменского «Одежда говорит о человеке». (Обобщение темы)

Урок – путешествие во времени. О серьёзном несерьёзно. Цели урока: 1.Закрепить знания об одежде разных народов определенной эпохи, составить умозаключение о назначении одежды людей...

Данная работа послужит хорошей наглядностью в погружении учеников в изучаемый материал. От исторических истоков - до всем нам хорошо знакомой русской деревни, подводит нас слайд за слайдом. Подробно освещается эволюция деревенского жилища. Далее, в следующем методическом материале, содержится информация о строительстве деревянного дома, которая помогает конструировать его на уроках технологии (художественного труда)

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация «Русская деревня» Составитель: учитель ИЗО Максимова Жанна Анатольевна школа №411

наша Родина - Русь, Россия наши предки - славяне

Сказитель Баян

летописец

А.Хуторной Летописец

Сайда Афонина.Просветитель Преп. Иосиф Волоколамский

Центр просвещения на Руси - православные монастыри

Свято-Троицкая Сергиева лавра Свято-Успенская Киево-Печерская лавра

Великий летописец - Нестор Преподобный

Религия древних славян – язычество (многобожие)

Мировое дерево (дерево миров)

Верховный владыка Вселенной, олицетворение Бога Рода. Имя Сварога – происходит от старославянского корня «сва» - небо («свет, свят») и «рог» - символ мужского начала. Сварог

Перун - Бог древних славян (Ярило)

В.И.Филякин Берегиня

Макошь - Земля - олицетворяет собой женское начало природы и является супругой Сварога. Выражение Мать - Земля, современный вариант имени древней славянской богини Символ Макоши в вышивке

Дочери Макоши

Птица Гамаюн-посланница богов, В.Корольков рассказывающая людям будущее

Птицы Сирин и Алконост В.М.Васнецов 1896

люди поклонялись богам советовались с ними, приносили подношения

клялись в военской верности и отваге

повсюду стояли их идолы Чугриев В.Ю. Славянская деревня

О богах слагали мифы и сказания

В честь богов устраивались гулянья Лебедев К.В. Ночь на Ивана Купалу

Так было до тех пор, пока князь Владимир не принес на Русь христианскую православную ВЕРУ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

долой идолов

Виктор Васнецов. Крещение князя Владимира Фрески Владимирского собора

Виктор Васнецов. Крещение Руси Фрески Владимирского собора

Станислав Бабюк. Свержение Перуна

Поселение славян

Славяне жили племенными общинами, поселениями, деревнями, городами.

Свои поселения славяне обносили стенами Гардарика

Строили на возвышенности, чтобы рядом были -

лес и река

Такой славяне представляли реку

Борис Ольшанский

Места добрые недобрые

Недобрыми - считались места старых пожарищ

Места с искаженными деревьями

Места с искаженными деревьями

Места со странными,

страшными деревьями

Для поселения выбирали светлые "чистые", без дурной славы места

Панасенко. Родина

Что нам стоит дом построить!

Для строительства важно было взять "правильное" дерево

Верили, что деревья живые, все видят и слышат

Могучие, старые деревья не срубали

Славяне верили, что в них живут души мудрецов

Нельзя было срубать молодые, подрастающие деревья

Какие породы деревьев использовали для строительства дома?

Шишкин И. Дубовая роща

Шишкин И. Березовая роща

Шишкин И. Верхушки сосен

Шишкин И. Еловый лес

Прежде чем срубать дерево, к нему шли на поклон, просили у него прощения и объясняли необходимость сруба.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русская деревня

Центром и душой каждой деревни, каждого села является церковь - храм Божий

Деревянные дома строили простые – одноэтажные и более сложные, двухэтажные

Археологические раскопки дают самую интересную и достоверную информацию о жизни поселений наших древних и не очень далеких предков

Троицкий раскоп 12 век. Новгород

Юрьево городище Новгород Музеи деревянного зодчества

Свои первые дома славяне устраивали в земле (землянки)

Землянка без стен и с печкой каменкой

Землянка со стенами, кровлей и глинобитной печкой с жаровней

Укрепляются стены и кровля землянки

Дом выбрался из-под земли, появляется волоковое оконце и крыльцо

Совершенствуется конструкция крыши, укрепляется фундамент, увеличивается окно

Тип урока: комбинированный.

Цели:

  • Приобщение к истокам родного искусства.
  • Формирование эстетических представлений о русском деревянном зодчестве.
  • Развитие творческих способностей в создании художественного образа.

Задачи:

  • Познакомить с традиционным образом русской деревни, конструкцией дома.
  • Научить изображать образ избы.
  • Дать представление о традиционных украшениях избы и их значении.

Оборудование: презентации, иллюстрации, рисунки, художественные принадлежности.

План урока:

I. Организационная часть:

Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний:

Испокон веков на Руси люди жили в гармонии с природой. Земля – не только красота природы, она сохраняет глубокие следы событий людской жизни.

Как на Руси строили поселения? Деревни строились вдоль рек, на холмах с белыми церквами на их вершинах, с горящими на солнце куполами и разносящимися далеко колокольным звоном. Избы строились из обтёсанных, некрашеных брёвен, которые в пасмурный день смотрелись как серебряные, а на солнце – как тёплый, светящийся мёд. Всё это знаки обетованного мира. Эти поселения были близки природе, украшали её.
Но человек может портить природу, и этому много примеров. Пригороды застроены разными постройками с огородными участками, не соответствующими эстетическим критериям. В старину деревни имели определённый строй, и несли опыт вековых традиций.

III. Введение в тему: «Образ традиционного русского дома»

Мастер Постройки помогает понять мудрость деревянных построек старой русской архитектуры. Изба – строение лесного края. Мастера строили в основном без гвоздей, топором.

Просмотр презентации «Русские избы» о красоте русского зодчества (Приложение 1 )

IV. Практическая часть

Создавая образ деревни, нужно иметь ввиду богатство деревянного мира: избы, амбары, сараи, риги, бани, мельницы, колодцы, церкви, часовни, ограды, ворота.
Существовало много типов изб: амбары, изба на подклети с «поветью» (второй этаж), крыльцо, гульбище (функция, образ гостеприимства).

Задание: Работа над образом традиционного русского дома – избы.

Просмотр презентации «Деревня» (Приложение 2 )

Показ приёмов работы (на доске) гуашевыми красками, широкие горизонтальные мазки с пробелами изображают бревенчатые стены. Необходимо подобрать характерный цвет дерева: серебристо-серый, золотисто-коричневый. Смежные стены решаются в контрасте. Нужно обратить внимание на то, что окна лучше изображать после того, как будут написаны стены. Резные доски украшений избы изображают контрастным цветом тонкой кистью. В ходе работы решаются задачи изображения пространства, колористической цельности образа.

V. Итог

Рефлексия, вернисаж.

VI. Задание: Подготовка художественных принадлежностей.


Top