Конспект урока ударные и безударные гласные. Конспект логопедического занятия "безударные гласные" II

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 Курского района Ставропольского края

Разработка урока по русскому языку

Тема: «Ударные и безударные гласные. Проверяемые и непроверяемые гласные в слогах. Закрепление »

2 класс

Учитель начальных классов

Безнощенко Светлана Ивановна

2017 г.

Тема: «Ударные и безударные гласные. Проверяемые и непроверяемые гласные в слогах. Закрепление»

Планируемые результаты:

Предметные: отработать умение правильного написания слов с непроверяемыми безударными гласными; повторить словарные слова», познакомить с новым словарными словами; развивать умение учащихся высказываться, развивать орфографическую зоркость, мышление, внимание, память;

Личностные: воспитывать любовь к русскому языку, доброжелательность друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать.

Системно – деятельностные: формирование умения запоминать правописание словарных слов.

Оборудование урока : словарные слова, карточки, тетради, учебник русского языка.

Ход урока.

I. Организационный момент. Психологический настрой.

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!

Я хочу, чтобы такое настроение у вас сохранилось до конца урока.

А. Актуализация знаний. Б еседа;

Ребята, давайте вспомним, над, чем мы работали на прошлом уроке?

Когда у нас гласные звуки находятся в сильной позиции? (Под ударением)

Когда гласные звуки находятся в слабой позиции? (Без ударения)

Что надо всегда помнить?

Как проверить безударный гласный звук?

Как это можно сказать в стихотворной форме?

/1. Гласный ставь под ударенье, чтоб развеять все сомненья.

2. Слуху вы не доверяйте, удареньем проверяйте./

Какие безударные гласные необходимо проверять? (а,о,е,и,я)

Б. Минутка чистописания.

Давайте эти буквы свяжем одной веревочкой и хорошо запомним, что эти безударные в корне надо проверять.

о а е я и и я е а о

В. Практическая работа. Игра: «Покажи безударную гласную»

Я сейчас буду называть слова, а вы должны показать на сигнальных кругах нужную букву и устно подобрать проверочное слово.

З.лёный, др.жит, л.ства, п.хучий, кр.снеют, зв.зда, к.рмушка, тр.щат, скр.пят, .зёра.

II. Мотивация к деятельности. Выход на новую тему.

Индивидуальная работа.

А. Дети записывают отгадки, определяют орфограмму и пишут проверочное слово.

ЗАГАДКИ:

    Домовитая хозяйка 4. Зимой бело,

Полетает над лужайкой- Весной черно,

Похлопочет над цветком- Летом зелено,

Он поделится медком. Осенью стрижено.

    Меня бьют, колотят, 5. По морю идет, идет,

Ворочают, режут,- А до берега дойдет-

Я всё терплю, Тут и пропадет.

И всем добром плачу.

    Горит столб, а дыму нет. 6. По земле ползет,

А к себе не подпускает.

Пчела-пчёлы, поле, волна-волны, земля-земли, свеча-свечи, змея – змеи.

Какое слово здесь лишне? Почему?

(Поле – оно проверочное, остальные проверяемые).

Б. Фонетический разбор слова: ЗМЕЯ.

Змея – 2 сл., 2 гл., 2 согл.

з - з - согл., звонк., тв, парн.

м - м

е - и

я - й а

    б. – 5 зв.

В. Коллективная работа.

1 ряд – к слову БЕРЕЗА подбирает однокоренные слова и выделяет корень.

2 ряд – придумывает и записывает предложение со словом МАЛИНА и подчеркивает главные члены предложения

3 ряд – (у доски) вставить пропущенные буквы и объяснить.

ФИЗМИНУТКА

Вы, наверное, к\устали?

Да!

И поэтому все встали:

Дружно вытянули шеи

И гуси, пошипели ш-ш-ш

Пошипели, помолчали

И, как зайка, поскакали,

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали.

Топай, мишка, хлопай, мишка,

Приседай со мной братишка.

Руки вверх, вперёд и вниз

Улыбайся и садись.

Г. Словарная работа.

Ребята, как мы называем слова, в которых в корне есть гласная, не проверяемая ударением?

А теперь мы с вами поработаем со словами, в которых тоже есть безударная гласная, но она особая, её нельзя проверить, её нужно запомнить – это словарные слова.

III . Сообщение темы и цели урока. Постановка учебной задачи урока:

Все ли безударные гласные можно проверить?

Сегодня на уроке мы будем работать над правописанием слов с безударной гласной в корне слова, а также познакомимся со словами с непроверяемой гласной в слогах.

Работа по теме урока

    Пришла я сегодня в класс, а на столе корзина с овощами. Её прислала нашему другу Буратино бабушка. Буратино захотел поблагодарить бабушку за посылку. Сел он бабушке писать письмо и стал старательно каждую букву проверять. А в некоторых словах буквы никак не проверяются. Давайте напишем эти слова, а затем поможем Буратино записать пропущенные буквы.

Текст письма : «Дорогая бабушка! Большое спасибо за к.рзину с.в.щами. Мне очень понравились и сладкий г.рошек, и спелый п.м.дор, и хрустящий огурец, и сочная м.рковь. До свидания. Буратино.»

Сегодня мы будем учиться запоминать словарные слова вместе с волшебницей из сказки «Золушка». Помните, как она превратила в сказке тыкву в карету? А сегодня вместе с ней мы будем превращать буквы... в рисунки.

(показываю овощи, записываем слова, и буквы с непроверяемой гласной превращаем в рисунки.)

Учебно – познавательная деятельность.

ГОРОХ – надо запомнить безударную гласную о. Волшебница коснулась палочкой буквы и она а\превратилась в … Кто догадался? (в горошину ) Ведь буква о и горошина так похожи по форме.

ПОМИДОР – в слове помидор безударные гласные – о и – и – нужно их запомнить. Волшебница палочкой дотронется до буквы о. О превратилась в помидор, слово от радости запело: « Я по-ми-до-р». Букву и нам поможет запомнить нота МИ из песенки.

Огурец – имеет форму овала, вытянутую, напоминает нам тоже букву о. Давайте букву о превратим в рисунок – огурец.

Морковь – нарезать морковь кружочками и приставить их в слове.

Овощи – волшебная палочка превратила букву о в капусту. Капуста по форме круглая – напоминает букву о .

Корзина – волшебница превратила букву о в корзину.

В тетрадях:

Горох, помидор, огурец, Морковь, овощи, корзина.

    Загадки:

Берегите уши, нос, Трещала с самого утра:

Ведь на улице … ( мороз ) «Пора! По-р-р-ра!»

А что - пора?

Привезли во двор песок Такая с ней морока

Золотую гору: Когда трещит … (сорока)

Без гвоздей и без досок

Можно строить … (город) Рано утром всех на луг

Собирает нас пастух

Маленький мальчишка А к вечеру всем молока

В сером армячишке Я людям дать готова

По двору шныряет Угадали, кто же я?

Крохи собирает… (воробей) Конечно, же … (корова)

Дедушка Рох – посеял горох

Уродился я неплох

С грядки хвастался … (горох)

В тетрадях:

Мороз, город, воробей, сорока, корова, горох.

IV . Закрепление и обобщение. Р абота с книгой;

Упражнение № 339, с.180

Какие пословицы о труде вы знаете?

Труд всегда дает, а лень только берет.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Сделал дело, гуляй смело.

V . Рефлексия.

К концу подходит наш урок –

Пора нам подвести итог.

Кто легко справился с заданиями?

Кто испытывал затруднения?

Что нового вы узнали на уроке?

Чему научились?

Молодцы!

Тема: «Безударные гласные»

Задачи.

Образовательные:

- учить пользоваться алгоритмом проверки слов с безударной гласной в корне слова;

Развивать умение объяснять правописание слов с безударной гласной;

Учить подбирать проверочные слова.

Коррекционные:

Развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать;

Развивать память внимание, анализировать словарь.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность.

Ход занятия.

1. Оргмомент

Подбор слов с ударением на 1, 2, 3 слоге (при затруднении - опора на предметные картинки).

2. Основная часть

1. Самомассаж лицевой мускулатуры, снятие напряжения.

Нежно поглаживаем лоб от середины к вискам.

От внутренней стороны глаза вокруг век – «очки».

От крыльев носа к ушным раковинам.

От середины подбородка к ушным раковинам.

Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя спокойствие осеннего дня, доброту и красоту. А выдохните через ротик все обиды и огорчения, плохое настроение. (3 раза)

2. Повторение темы прошлого занятия.

Вспомните тему занятия. Чем различается произнесение ударных и безударных гласных? (ударные гласные произносим чётче, громче). Как мы обозначали ударные и безударные слоги на ритмической схеме слова? Составьте и запишите ритмические схемы слов: дождливый, стрела, медвежонок, освободить. (1 ученик работает у доски).

3. Посмотрите на ритмические схемы. Сколько ударных слогов в каждом слове? (1) В все остальные какие? (безударные). Вспомните второе слово (записать на доске: стр___ла). На какую гласную падает ударение? Какая гласная безударное? Что труднее выделить, ударную или безударную гласную? Почему (звучит нечетко). Если безударные гласные трудно расслышать, какие еще могут возникнуть трудности? (можно допустить ошибку при написании). Назовите тему занятия. Для чего нам нужно изучать эту тему? В безударной позиции мы можем ошибиться, выбирая между буквами: а-о, е-и, е-я, и-я.

4 . Что же нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать букву? Вспомните правило. Чтобы найти проверочное слово, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.

Каким должен стать безударный гласный звук в проверочном слове? (ударным)

Составляется памятка-алгоритм:

Ударение

Изменять слова можно так:

1. Если слово обозначает один предмет, можно изменить его так, чтобы оно обозначало много предметов (один-много).

2. Наоборот (много-один).

3. Вчера-сегодня.

4. Сегодня-вчера.

Игры в мяч.

Тренировка в подборе проверочных слов - игры с перекидыванием мяча (ученики указывают ударную гласную).

ОДИН-МНОГО

Стена – стены

сосна –

гроза –

страна –

плечо –

ядро –

коза –

вода -

ВЧЕРА - СЕГОДНЯ

Плати – платит

прости –

плясал –

носил –

выдал –

чертил –

тащил -

СЕГОДНЯ-ВЧЕРА

Везёт – вёз

цветет –

пасет –

метет –

плетет -

МНОГО – ОДИН

Дела – дело

ряды –

снега –

грибы -

5. Работа по карточкам.

Прочитайте слово в первом столбике. Из второго столбика выберите и подчеркните только те слова, которые будут проверочными. Почему не все родственные слова являются проверочными?

Для сильных уч-ся. 6. Игра «Эстафета»

На доске записаны столбики слов с безударными гласными.

Поделимся на две команды. Вам необходимо выполнить задание по проверке безударных гласных. Каждый член команды должен подчеркнуть в слове безударную гласную и написать проверочное слово, поставить ударение. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.

Столы гора река сестра

старик коса слеза солить

Дома роса стена дрова

перо моря соринка глотать

7. Игра «Угадайка».

Прочитайте слова в 1 столбике. Подберите к каждому слову противоположное по смыслу из 2 столбика, вставьте в него пропущенную букву. Объясните свой выбор. Пользуйтесь алгоритмом.

друзья

ругать

теплый

легкий

темно

начало

маленький

б__льшой

к__нец

хв__лить

х__лодный

св__тло

т__жёлый

вр__ги

Чтобы выполнить следующее задание, нужно быть внимательным, уметь сосредоточиться. Внимательно прочитайте записанные на доске пары слов, запомни их. Через несколько минут я закрою слова в правом столбике.

-А теперь, опираясь на первое слово, запишите в тетради по памяти вторые слова. Подберите к ним проверочные слова и напишите их, выделите ударные и безударные гласные.

8. Работа с деформированными фразами в парах:

Не спеши отвечать, торопись понять.

Весна красна цветами, а осень- плодами.

Как вы понимаете эти пословицы? Найдите слова с безударными гласными в корне, подберите к ним проверочные слова, вставьте пропущенные буквы. Запишите по память с проговариванием. Проверьте по образцу.

3. Обобщение.

Тема занятия. Как проверить написание безударной гласной в корне слова?

4. Итог занятия.

Основные цели:

  • развивать умение выделять в словах ударный слог, распознавать ударные и безударные гласные;
  • создать условия для развития умений подбирать проверочные слова.

Дидактические материалы: учебник «Русский язык» Т.М. Адрианова, В.А. Илюхина (УМК «Планета знаний») - АСТ Астрель, Москва, 2015 год, интерактивное приложение к учебнику «Русский язык» 1 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, интерактивное дидактическое пособие «Супер-физкультминутка» (автор Д. Тарасов, руководитель проекта «VIDEOUROKI.NET»

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска «SMART Notebook»

Краткая аннотация к работе: урок ОНЗ для учащихся 1 класса составлен по дидактической системе деятельностного метода Л.Г.Петерсон, с использованием ИКТ технологии, игровой технологии, здоровье сберегающей технологии. Ученики на уроке выполняют пробное действие, сталкиваются с затруднением, ставят перед собой цель на уроке, определяют тему, выводят на основе наблюдений правило, работают в парах и самостоятельно, оценивают свои успехи. Урок разработан в соответствии с ФГОС.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Начать наш сегодняшний урок мне бы хотелось с вьетнамской пословицы.

«Дойти можно лишь тогда, когда идёшь. Узнать можно лишь тогда, …» В этой пословице пропущено два слова. Вы сможете узнать эти слова, если выполните задание.

Перед вами группа слов.

КОГТИ, ВОДА, УЧИШЬСЯ, МОЛЧИШЬ, МОРОСЯЩИЙ

Разделите слова на слоги. Если вы выделите ударные слоги и сложите их вместе, то узнаете, какие слова пропущены.

Но сначала давайте вспомним. Какой слог называется ударным?

Соберите слова. Что у вас получилось? (КОГ ДА У ЧИШЬ СЯ)

Прочтите пословицу полностью. («Дойти можно лишь тогда, когда идёшь. Узнать можно лишь тогда, когда учишься»)

Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Если не будешь учиться, то ничего не узнаешь и не добьёшься успеха)

А что значит учиться? (Чтобы узнать новое, надо понять, что ты не знаешь и постараться самому найти способ)

Хотите сегодня получить новые знания?

Я желаю вам удачи. Начинаем работу.

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

С чего мы начинаем каждый наш урок? (С повторения знаний, которые нам необходимы для открытия нового)

Задание 1

ГРИБЫ ГРИБНОЙ ГРИБОЧЕК ГРИПП ГРИБНИК

Какое слово в этом ряду лишнее? Почему? (Грипп, так как все остальные слова родственные)

Почему вы так решили? (Они все по значению связаны с грибами и у них есть общая часть слова)

Выделите корень в этих словах. (Корень ГРИБ)

Задание 2

Вставьте пропущенные буквы и запишите слова. Обозначьте в словах ударение.

З..΄ ..МЛИ Н..΄ ..РЫ Г..΄ ..РЫ В..΄ ..ЛНЫ

Проверьте правильность выполнения задания. (На сдоске появляется образец для самопроверки: земли, норы, горы, волны)

У кого возникли трудности с выполнением? Почему вы все с лёгкостью справились с этим задание? (Потому что эти гласные стоят под ударением они в сильной позиции)

Задание 3

Определите пропущенную букву в слове и покажите на веере с буквами

  1. Выявление причины затруднения

Ваши мнения разошлись. Кто из вас может доказать свой выбор, то есть сослаться на известный вам всем эталон (правило)?

Почему вы не смогли доказать? (Потому что мы ещё не изучали такое правило).

С чем вы столкнулись? (Мы столкнулись с затруднением)

А как нужно относиться к затруднению? (Спокойно, не расстраиваться)

Вспомните шаги учебной деятельности. Что нужно сделать, если столкнулся с затруднением? (Нужно остановиться и подумать, а потом самому найти способ решения)

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Давайте вспомним, с каким заданием вы не смогли справиться? (Мы не смогли вставить гласную в корне слова РОГА)

Почему вы не смогли вставить пропущенную букву? Ведь вы с лёгкость справились с таким же предыдущим заданием. Чем отличается гласная в этом слове? (Она находится не под ударением, а в предыдущем задании гласные были под ударением)

Какую же цель мы поставим на сегодняшнем уроке? (Научиться правильно писать слова с безударными гласными в корне)

Правильно. Значит, чему будет посвящён наш урок? Сформулируйте тему урока. (Ударные и безударные гласные)

  1. Реализация построенного проекта

Давайте вместе разбираться. Прочитайте пары слов.

сте/на΄ - сте΄/ны

до/ма΄ - дом

зем/ля΄ - зе΄м/ли

Понаблюдайте за этими парами слов. Что в них изменилось? (Одно слово обозначает один предмет, а другое – несколько таких же предметов)

Понаблюдайте, как звучат гласные в ударных и безударных слогах. Где произношение совпадает с написанием? (Произношение совпадает с написанием, если гласная стоит под ударением)

Как вы считаете, какое слово в каждой паре нужно проверять, а какое не требует проверки? (Слово, где гласная стоит не под ударением, требует проверки, так как произношение не совпадает с написанием и можно допустить ошибку. Слово, где гласная стоит под ударением не требует проверки)

Сделайте вывод, какое слово может быть использовано для проверки написания безударного гласного. (Надо изменить форму слова так, чтобы гласный был под ударением)

Давайте сверим наш вывод с правилом в учебнике. Прочитайте правило.

Молодцы! Вы сами сделали правильный вывод.

Физкультминутка.

  1. Первичное закрепление во внешней речи

Новое знание вы открыли, что же теперь нужно сделать? (Потренироваться)

Я предлагаю вам потренироваться применять новое правило, выполнив следующее задание. Я буду вам читать стихотворение, а вы дополните недостающие слова.

Безударный – гласный слабый,

Плохо слышный и усталый,

Он не может нам сказать,

Какую букву написать.

Сильный звук – ударный гласный –

В каждом слове лишь один.

Слышен громко, четко, ясно.

Если вдруг, дружочек, слышишь

безударный гласный звук,

Будь внимательным, мой друг,

гласный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

«сосна» - на «…» (сосны),

«вода» - на «…» (воды)

«дела» - на «…» (дело)

«трава» - на «…» (травы)

Ударение в корне слышим –

Смело гласную … (напишем).

Кто допустил ошибки? Ребята, кто торопился и не думал прежде, чем ответить? Вы сможете потренироваться применять новое знание, выполнив ещё одно задание. Но теперь не спешите, будьте внимательны.

Помогите нашему мышонку спуститься с горы. Найдите для каждого слова проверочное.

слоны΄ сло΄н

сосна΄ стре΄лы

стрела΄ ря΄д

письмо΄ со΄сны

ряды΄ пле΄чи

плечо΄ пи΄сьма

Каким правилом вы пользовались, выполняя это задание? (Мы находили форму слова, где безударная гласная становится ударной).

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

Пришло время самостоятельной работы, чтобы каждый из вас проверил свои знания.

Выполните упражнение №2. Спишите, текст, вставляя пропущенные буквы.

Проверим правильность выполнения самостоятельной работы.

(Проводится фронтальная проверка)

У кого есть ошибка, то поставьте на полях рядом с заданием «?», если ошибок не было поставьте знак «+»

  1. Включение в систему знаний

Подумайте и скажите, чем вам поможет новое знание, которое вы открыли сегодня на уроке? (Мы сможем писать грамотно и не допускать ошибок)

На каких уроках вам может пригодиться это знание? (На всех)

А в каких случаях эти знания вам ещё могут пригодиться? Только ли в учебной деятельности вам могут пригодиться эти знания? (Дети приводят свои примеры)

Давайте проверим, кто уже может грамотно писать.

Спишите из упражнения №5 предложение, вставляя пропущенные буквы. Поставьте в этих словах знаки ударения и подчеркните слова с безударными гласными, которые надо проверить. Не забудьте проверить их.

1 ряд списывает первое предложение, 2 ряд – второе, 3 ряд – третье. Работать будете в парах. Прежде, чем записать, обсудите выбор буквы.

(После выполнения проводится проверка по образцу).

  1. Рефлексия деятельности на уроке

- Пришла пора завершить нашу работу. О чём мы сегодня говорили на уроке? (Тема нашего урока «Безударные и ударные гласные гласные»)

Какое новое знание вы открыли о безударных гласных? (Мы узнали, как правильно писать слова с безударными гласными)

Настало время оценить свою работу на уроке. Откройте свой личный еженедельник первоклассника и найдите сегодняшний урок. Если вы поняли тему урока и можете рассказать о новом знании другим, у вас не было ошибок при выполнении самостоятельной работы, то закрасьте кружок напротив нашего урока зелёным цветом.

Если вы не поняли тему урока и у вас были ошибки при выполнении самостоятельной работы – красным цветом. Если у вас остались вопросы или вы допустили ошибки в самостоятельной работе – жёлтым цветом.

Поднимите руки, кто закрасил зелёным цветом.

А кто жёлтым? Почему вы закрасили жёлтым цветом?

Кто красным? Почему?

Молодцы те, кто честно оценил свою работу и не побоялся признаться в ошибках. Главное – честно оценить свою работу, чтобы понимать, что вам ещё нужно сделать для улучшения своего результата.

Спасибо за урок. Завтра мы продолжим тренироваться правильно обозначать буквой безударные гласные звуки при письме и вы обязательно добьётесь успеха. Пожелайте друг другу удачи.

Конспект логопедического занятия для группы детей с ФФНР. 2 класс.

Учитель-логопед ВКК

Буркова Галина Салимгареевна,

Гимназия № 212 «Екатеринбург - Париж",

г. Екатеринбург, 2014 г.

Тема : Ударные и безударные гласные в корне.

Цели :

1.Коррекционно-образовательные :

Показать разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции;

Тренировать в подборе проверочных слов;

Закрепить умения составлять словосочетания, предложения, писать тексты со словами с безударными гласными.

2. Коррекционно-развивающие :

Развивать общую моторику и пространственную координацию;

Развивать моторику пальцев рук (координация, переключение);

Развивать кинестетические ощущения от положения органов артикуляции;

Развивать зрительную и слуховую память;

Развивать абстрактное мышление.

3. Коррекционно-воспитательные :

Развитие навыка самоконтроля;

Развитие навыка аккуратного письма;

Развивать сознательное отношение к учебной деятельности.

Оборудование: гласные буквы, вырезанные из картона, разной величины, карточки с заданиями, материал для развития общей моторики и пространственной ориентировки, мяч.

Ход урока

Этапы

занятия

-Вспомните правило о проверке безударных гласных в словах:

Безударный тихий гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука.

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья.

Слуху вы не доверяйте!

Удареньем проверяйте!

- Прочитайте слова. Перенесите ударение на безударную гласную. Запишите ударный слог. Спишите слова. Вода, во.., во… Зима, зи.., зи.. . Река, ре.., ре.. . - Спишите слова: трава - травинка, травушка, травы, травянистый. Почему не все эти слова являются проверочными? - Тренировка в подборе проверочных слов с перекидыванием мяча. Один - много: стена- стены, сосна- сосны, гроза, страна, плечо, ядро, коза, вода; Вчера – сегодня: платил –платит, просил- просит, плясал, носил, вязал, чертил, тащил; Много – один: дела- дело, ряды -ряд, грибы, поля, снега,…. Сегодня – вчера : везёт- вёз, цветёт- цвёл, пасёт, метёт, плетёт,… - Спишите слова, вставляя пропущенную букву. Поставьте ударение.

Родина- р-дной, страны – стр-на, воды- в-да, реки- р-ка, росы- р-са, белый- б-лить.

Дополнительные тренировочные упражнения по данной теме:

    Подберите только те слова, которые являются проверочными к выделенным словам:
- садовый – посадить, посадка , сады, садик , садовник; - лесистый – лесник, лес, залесье, перелесок , лесорубы; - лиса – лисица, лисята, лисий , лисичка, лисонька ; - снежок - снегирь, снежный , снеговик, снег, подснежник ; - Почему не все родственные слова являются проверочными? 2 . Вставить безударную гласную в корне. Доказать, что это нужная буква, подобрав проверочное слово. Сначала повторить правило проверки безударных гласных в корне слова. М.ряк- (море), тр.пьё –(тряпка), С. лач- (сила), в.ренье –(варит), Н. члег- (ночь), д.брота –(добрый), Ст.рик – (старый), м.рщинка – (морщить), Х. трец – (хитрый), с.лонка- (соль).

3. Выписать из предложений парами однокоренные слова, поставить ударение, безударные гласные подчеркнуть. Списать предложения, вставляя безударные гласные. Образец: ч а с-ч а сы Объяснить, почему одно слово является проверочным для другого. Целый час я решал задачу. Наши ч.сы идут верно. Ветер надул парус . Корабль подн.л п.руса . У больного поднялся жар. Дедушка сегодня болен . С.довник осмотрел посадки . В. ренье варят в т.зах . Налей воды в таз .

4. По цепочке у доски. Найти безударную гласную в слове, проверить её, подобрав несколько проверочных слов. Поставить ударение в проверочных словах. Например , кормушка-корм, кормит, подкормка. Боец, снеговик, часовой, скрипач, топить, глотать, шагать, блестеть, вредить, клевать, свистеть, глазной, мясной, ночной, грибной и др.

5. К данным словам подобрать родственные слова, которые отвечают на вопрос - Что делал? Записать слова парами. Подчеркнуть безударные гласные в словах. Образец : к О сит - к о с и л Ходит, тащит, точит, хвалит, носит, катит, кормит, ловит, варит, бросить.

Конспект урока по коррекции дисграфии с группой обучающихся 3 класса

Тема: Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Цель: Закреплять навык правописания слов с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слова.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

    Формировать умение распознавать и грамотно писать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова,

    Формировать умение подбирать проверочные слова, проверять словарные слова по орфографическому словарю.

Коррекционно-развивающие:

    Развивать орфографическую зоркость.

    Развивать словесно-логическое мышление, внимание, межполушарное взаимодействие, общую и мелкую моторику.

    Обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Коррекционно-воспитательные:

    Воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в парах.

    Воспитывать адекватную самооценку.

Оборудование : алгоритм, магниты, маркер, слова напечатанные, орфографические словари на каждого, наглядное пособие «Правило правописание безударной гласной в корне слова», мячи-массажёры», ребусы, табло и магниты, 2 карточки со словосочетаниями.

Приветствие детей:

Вот и снова дан звонок, начинается урок.

Интересные задания – для вас.

Пожелаем вам удачи, в добрый час!

Настраиваются на урок.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

II . Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Вспомним, чему учились на прошлых уроках?

Какие слова называются родственными?

Проверим ваши знания. Выполним задание «4-ый лишний». Прочитайте слова, выделите корень. Назовите лишнее слово и объясните свой выбор.

Полёт гора медовый вода

лето горе медок провод

лётчик горка медный водичка

летать горный мёд водяной

Ответы детей: Учились подбирать родственные слова, выделять корень.

Родственные слова - слова, имеющие одинаковый корень и близкие по значению.

Каждый ребёнок поочерёдно выполняет задание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с логопедом и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

III . Постановка учебной задачи

Тему нашего урока вы узнаете, выполнив следующее задание. Прочитайте слова, поставьте ударение, выделите корень, вставьте пропущенные буквы маркером, объясните написание:

Св_сток зв_нить

м_рковь л_гушка

На какие две группы можно разделить эти слова? Слова с проверяемой безударной гласной и с непроверяемой безударной гласной (словарные слова). Какая тема урока? Поверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Какую цель поставим? Чему будем учиться на уроке?

Учиться грамотно писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слова.

Дети поочерёдно выполняют задание (читают слово, ставят ударение, выделяют корень и подбирают проверочные слова, вставляют карточку-букву).

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

IV . Построение проекта выхода из затруднения

Скажите, как мы можем проверить написание словарных слов? С помощью орфографического словаря (показ ). А лучше словарные слова запоминать, т.к. не всегда в жизни мы можем воспользоваться орфографическим словарём.

Как мы должны проверять проверяемую безударную гласную в корне слова?

Вспомним правило правописания безударной гласной в корне слова. (Показ наглядного пособия с правилом после ответов детей)

Учёные подсчитали, что это правило чаще других применяется в русском языке.

А ещё я предлагаю запомнить небольшой стишок:

Если буква гласная вызвала сомнение

Ты её немедленно поставь под ударение.

Предлагаю поработать в группе и составить алгоритм проверки безударной гласной в корне слова. Для чего? Чтобы запомнить, какие действия мы должны совершать по порядку для проверки безударной гласной.

Алгоритм проверки безударной гласной в корне слова

    Прочитай слово

    Поставь ударение

    Выдели корень.

    Подбери проверочное слово: измени слово или подбери родственное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.

    Запиши слово, вставляя букву, подчеркни орфограмму.

Дети называют правило : Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы этот безударный гласный стал ударным.

На магнитной доске плакат с алгоритмом и пунктами.

Дети в группе составляют порядок действий и прикрепляют на плакат по пунктам на магниты.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

VI . Подготовка кистей и пальцев рук к письму

Прежде, чем приступить к выполнению письменных упражнений сделаем массаж кистей и пальцев рук при помощи массажных мячей.

Дети повторяют за логопедом движения.

V П. Первичное закрепление

1-е упражнение «Лестница».

Используя алгоритм проверки безударной гласной, «спуститесь по лестнице». На доске – слова:

Пов_р

стр_ла

к_бина

гр_чата

д_журный

п_чтальон

ск_листый

м_линовый

Назовите словарные слова? Проверьте их написание по своим орфографическим словарям.

Дети поочерёдно работают у доски, остальные – в тетрадях.

Регулятивные:

Познавательные:

VII . Закрепление материала.

Работа в парах

Предлагаю поработать в парах.

2-е упражнение. Работа со словосочетаниями. (запись на карточках).

Прочитайте словосочетания. Как думаете, какое задание нужно выполнить?

Выполняем упражнение, используя порядок действий проверки безударной гласной (алгоритм). Будьте внимательны. Проверяйте словарные слова по словарю, если сомневаетесь в их написании. Записи выполняем на карточке фломастером.

1 карточка:

Др_жать () от м_роза ()

др_знить () с_баку ()

кр_кливая () в_рона ()

2 карточка:

Т_жёлый () т_пор ()

гн_здо () с_роки ()

б_льшой () п_рог () ПРОВЕРКА!

Что заметили? Одно слово в словосочетании с проверяемой безударной гласной, а другое – с непроверяемой, словарное слово.

Подобрать проверочные слова, записать их в скобках, вставить пропущенные буквы. Указать в скобках, если слово словарное.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

VIII . Физминутка

    Упражнение на внимание . Если я назову слова с корнем лес , то вы руки поднимаете вверх, а если слова с корнем лет или лёт , то разводите руки в стороны.

Лётчик, лесной, лесоруб, летать, перелесок, лётный, лесок, летающий, лесничий, самолёт.

    Гимнастика для глаз.

Выполняют упражнение на внимание

IX . Работа с предложениями

Составьте с данными словосочетаниями предложения.


Top