Почему Добролюбов назвал Катерину "лучом света в тёмном царстве"? Почему луч света в темном царстве добролюбов.

Николай Борисов

Почему Н.А.Добролюбов называет Катерину “лучом света в тёмном царстве”?

Николай Александрович Добролюбов – известный русский критик, писатель, автор замечательных стихотворений. Молодой сподвижник Н.Г.Чернышевского и Н.А.Некрасова, он оставил яркий след в истории русской литературы. Добролюбову были свойственны революционно-демократические убеждения, которые полностью определили собой характер его литературно-критической деятельности.

Статья “Луч света в тёмном царстве” была напечатана в “Современнике” в 1860 году, за год до смерти Добролюбова. Статьи критика этого времени приобретают ярко выраженную политическую окраску. В статье он размышляет о скором конце “тёмного царства”, главным образом рассматривая фигуру Катерины, жены сына купчихи Кабановой.

В своей статье он вступает в полемику с другими критиками, доказывая правоту своего мнения и им, и нам. Во многом с Добролюбовым можно согласиться, но в некотором поспорить.

Название статьи отсылает нас к образу Катерины, “луча света в тёмном царстве”, лучику нравственности в жестоком и сером мире Кабановых и Диких. Добролюбов пишет: “…если какой-нибудь критик упрекает Островского за то, что лицо Катерины в “Грозе” отвратительно и безнравственно, то он не внушает особого доверия к чистоте собственного нравственного чувства”. Сам Николай Александрович придерживается прямо полярной позиции. Он однозначно присваивает Катерине положительный знак, отвергая всё прочее мнение и не допуская нашего, если оно отлично от его собственного.

Мы замечаем в статье следующие слова: «Критика – не судейская, а обыкновенная, как мы её понимаем, - хороша уж и тем, что людям, не привыкшим сосредотачивать своих мыслей на литературе, даёт, так сказать, экстракт писателя, и тем самым облегчает понимание произведения”.

Добролюбов закрывает глаза на то, что Катерина по сути своей противоречива и Островский первоначально даёт нам такое представление о ней. Мы же можем посмотреть на Катерину с другой стороны: как на изменницу, самоубийцу и клятвопреступницу. Однозначно неправильно было со стороны великого критика называть Катерину “борцом”, если она и борец, то боролась лишь сама с собой, с внутренним искушением (и, кстати, борьбу сдала), а не с тем, чему можно было противиться: с самодурством свекрови, с её морально устаревшими устоями, с обществом, которое вполне можно назвать пошлым мирком обывателей.

Но мы можем также пойти по другому пути, взглянуть на Катерину, как на наивную и религиозную девушку Катю, заблудшую, обессиленную внутренней борьбой, любовью к недостойному этого человеку, самодурству свекрови, девушку, чьи детские мечты и наивные христианские идеалы рухнули после замужества. С этой позиции и смотрит на неё Добролюбов. Пусть она действует совершенно непоследовательно, так сказать, повинуясь женской логике, пусть она медленно входит в это серое общество, свыкаясь со “свинцовыми мерзостями дикой русской жизни” (как много лет позже напишет в “Детстве” Максим Горький), но Катерина, в отличие от Ларисы из “Бесприданницы” не желает себя оправдать, она согрешила и кается в этом, судорожно ищет выход из по определению небезвыходной ситуации, натыкается на издевательства Кабанихи и не находит для себя никакого более уместного выхода, кроме самоубийства. Возможно, вышеизложенные мотивы и побудили Н.А.Добролюбова назвать Катерину “лучом света в тёмном царстве”. «Тёмное царство”, кстати говоря, название более ранней статьи критика, где он показывает серое общество скупых, бессердечных и не умеющих прощать обывателей, и не видит в нём никакого “луча”. Но, увлёкшись оправданиями поступков Катерины и жалостью к ней, критик не видит, по нашему мнению, более яркого и прямого “луча” – часового мастера-самоучку Кулигина, а ведь он личность гораздо более непротиворечивая и цельная, чем Катерина. Он желает обустроить Калинов, помочь его жителям и опять, как Катерина, натыкается на сопротивление архаичных, но высокопоставленных самодуров.

Можно ли занять среднюю между явным обожествлением Катерины и явным её унижением позицию? Конечно, да, и именно с неё мы и попытаемся взглянуть на её личность, поступки и обстоятельства, побудившие её совершить тяжкий грех – самоубийство, как бы подытожить наше мнение.

Давайте, попробуем задать себе вопрос: что же за ошибки совершила Катерина? Во-первых, послушала Варвару, которая по-хорошему, должна была предостеречь её от измены, но наоборот выступила в роли ветхозаветного змия, искушавшего Адама и Еву. Но Катерина, в отличие от Евы, не сдаётся соблазну без боя. Она вступает в долгую и мучительную борьбу с собой, но Варвара наносит ещё один удар, который сыграл роль яблока – приносит ключ. Если Катерина сумела бы до конца соблюсти свою моральную конституцию, она бы выбросила ключ. Но всё же, Варвара – не змий. Она неумышленно соблазняет Катерину, в отличие от коварного Сатаны, да потом ещё жалеет её, пытается исправить содеянное.

Во-вторых, Катерине следовало вообще с самого начала понять, что Борис отнюдь не тот благородный, мужественный человек, которого ей так красиво нарисовало сердце. Понять, что он слаб и ничтожен, можно было уже из того, что он оправдывается перед Катериной, когда приходит на свидание вторым:

“Борис: Вы сами велели мне прийти…”

В-третьих, не следовало поддаваться эмоциям и при Кабанихе просить у мужа прощения за измену, ведь Тихон – не деспот, он человек, способный в душе понять и простить, а его мать – бессердечная лживая старуха, способная везде видеть лишь Тьму.

Конечно, это отнюдь не все причины, это только, так сказать, макрофакторы, в ситуации Катерины ещё есть множество микрофакторов. Но это наша позиция, Добролюбов пошёл не по нашему “среднему” пути рассуждения, а, согласно своей радикальной позиции, ударился в явное сочувствие к Катерине, увидел лишь одну сторону монеты, и в итоге назвал её “лучом света в тёмном царстве”, хотя этот луч значительно меркнет по ходу развития действия.

Определение образа героини драмы А. Н. Островского «Гроза» Катерины Кабановой как «луча света в темном царстве» принадлежит Н. А. Добролюбову и дано им в критической статье, посвященной анализу драмы. Почему Добролюбов так называет героиню? По мысли критика, Катерина - это «русский сильный характер», поражающий «своей противоположностью всяким самодурным началам». С точки зрения окружающих, она «странная, сумасбродная, «мудреная» какая-то, потому что «она никак не может принять в себя их воззрений и наклонностей». Она правдива: ничего не умеет и не считает нужным скрывать, она не может терпеть «напраслину», смело возражая свекрови. Она не приемлет двойного стандарта поведения: «что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю». Она решительна и горда, еще с детства не терпит обиды, и поэтому, если не захочет жить в доме мужа, «коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой», «…хоть ты меня режь!». Добролюбов видит в этом стремление к свободе, к духовному раскрепощению - отсюда образ птицы в неволе, мечтающей о свободе: «Отчего люди не летают?» Но ее естественные стремления и поступки так противоречат правилам окружающей среды, что вступают в непримиримый конфликт с ними. Рассматривая роль и место женщины в обществе, Н. А. Добролюбов говорит о том, что она наиболее слабый, наиболее угнетаемый член общества, и справедливо полагает, что наиболее сильный протест рождается как раз в груди наиболее угнетенных. Именно так он расценивает события, приведшие к самоубийству Катерины. Она вышла замуж за Тихона по воле родителей и искренне пытается любить мужа. Но он так слаб, так ничтожен, что просто недостоин любви Катерины. Он грубо оскорбляет ее чувства, повторяя за матерью наказы Катерине перед своим отъездом. Она просит взять ее с собой, но слышит раздраженное: «…ты еще навязываешься со мной». Ей, конечно же, обидно: «Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?» И просьба ее к Тихону взять с нее «страшную клятву» - последняя попытка героини остаться верной мужу в своих мыслях и чувствах, не поддаться той потребности в любви, которую она испытывает. Тоска и однообразие семейной жизни, постоянные придирки свекрови, унижения, желание «воли» и свободы своих чувств и мыслей - вот все то, что толкнуло ее на «запретное» чувство к чужому мужчине. Любовь к Борису возникла «на безлюдье»: он кажется таким вежливым, чутким, понимающим. И показательна борьба, происходящая в душе героини (в сцене с ключом), - от сопротивления греху к тому, что она его внутренне оправдывает и мечтает о счастье. Самое страшное для Катерины - суд собственной совести, ведь она глубоко религиозна, и сознание греха отравляет счастье ее запретной любви. Поэтому так боится Катерина грозы: ей страшно предстать перед судом Бога со всеми своими грешными мыслями, не покаявшись на исповеди. Муки совести в сочетании с неумением лгать, эмоциональность, восприимчивость ко всем внешним проявлениям осуждения того, что творится в ее душе, - все это приводит экзальтированную женщину к публичному покаянию в старой часовне. После такого позора ее жизнь в семье Кабановых становится еще тяжелее: Марфа Игнатьевна тиранит ее с большим усердием, получив подтверждение своим взглядам: «Вот, сынок, куда воля-то ведет!» При прощании с Борисом Катерина убеждается в том, что он ей ни в чем не помощник: он не возьмет ее с собой, не защитит - он слишком слаб. Добролюбов расценивает дальнейшую душевную борьбу Катерины и ее отчаянное решение о самоубийстве как протест против самодурных начал, убивающих живую душу. «В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, - протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за ее живую душу. «Конец драмы кажется Добролюбову «отрадным» именно в силу того, что появилась героиня, способная на протест, на «восстание против угнетения и произвола старших». «Грустным» и «горьким» показывает критик такое освобождение, но оно лучшее, что находит героиня в такой жизни, «где живые завидуют умершим». С точкой зрения Н. А. Добролюбова не соглашался критик Д. И. Писарев, считавший ее самоубийство одним из тех «внутренних противоречий», которые характерны для ее неуравновешенной, экзальтированной натуры. Он считает, что «лучом света в «темпом царстве» может быть назван совсем иной характер - разумный,
развитой, несущий в «темное царство» какие-либо «светоносные идеи». Катерина же, по мнению Д. И. Писарева, не может быть таким «светлым явлением»: несмотря на свою страстность, нежность, искренность, она совершает массу «нелепостей» и неожиданно для себя самой решается на самоубийство. Такая нелогичность в поступках, такое кидание из одной крайности в другую не одобряются критиком. Но едва ли можно согласиться, что «Добролюбов ошибся в оценке женского характера», скорее, ошибается сам Писарев: он не учитывает эмоциональности героини, ее нерационального, по-женски чувствительного, отношения к жизни, острой реакции на обиды и унижения. Скорее, Писарев не знает характерных особенностей женского характера - жизни чувств, жизни души. Поэтому самоубийство Катерины можно объяснить ее отчаянием, но нельзя забыть, что говорила героиня о своем характере: «В окно выброшусь, в Волгу кинусь! Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

Поэтому точка зрения Н. А. Добролюбова кажется более обоснованной: самоубийство Катерины Можно рассматривать именно как протест, как «страшный вызов самодурной силе», а следовательно, сама Катерина, конечно же, «луч света в «темном царстве», наглядное доказательство близкого крушения старого мира.

Драма А.Н. Остовского «Гроза» несет в себе глубокий общественный смысл. В ней речь идет даже не о частной истории, произошедшей в провинциальном городке.
«Гроза» прочитывается как трагедия общественных отношений и как трагедия рус-ской женщины в «темном царстве». В этом самом «темном царстве» возникает яркая, светлая, способная на протест личность. Она, то есть главная героиня драмы Катерина, не желает гнуться Под давлением патриархального деспотизма и открыто объявляет протест.
Так сложилось, что в жизни против Катерины обернулось все. Она, гордая, во-левая женщина, была отдана замуж за слабого и безвольного Тихона, который под-чинялся беспрекословно своей деспотичной матери.

Одухотворенная, мечтательная, светлая натура Катерины оказалась в плену ханжества, жестоких законов, лжи. К тому же ей выпало несчастье полюбить неса-мостоятельного и бескрылого Бориса. Внутренний мир Бориса совершенно незнаком Катерине, и в своих мечтах она наделила его всевозможными достоинствами, а на самом деле Борис не имеет ни четких нравственных принципов, ни жизненных ориентиров, ни чувства собственного достоинства. Отношения с Катериной не возвысили его, не окрылили.

Катерина же любит сильно, глубоко, самозабвенно. Любовь вызывает у нее ог-ромный эмоциональный подъем, и возникает желание стать птицей и полететь, широко раскинув крылья.
Героиня чувствует себя в Калинове очень одиноко. Она любит детей, но лишена радости материнства. Вспоминая свое детство, она поэтизирует те времена, когда жила в родительском доме. Характер воспоминаний детства свидетельствует об одухотворенности Катерины и ее восприимчивости к красоте. Даже во сне она видит необыкновенную красоту: «Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные... А то будто я летаю, так и летаю по воздуху».
Катерина свободолюбива, но постоянно испытывает домашний гнет и беско-нечные несправедливые упреки. Кабанова никогда не отступает то своих постулатов, а свободолюбивая, с развитым чувством собственного достоинства Катерина не позволяет глумиться над собой. Она справедливо возражает Кабановой, и при этом придерживается собственной внутренней культуры, сознает свою правоту: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тебя тоже любит»; «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю»; «Напраслину-то терпеть кому ж приятно».
Не находит она поддержки и понимания и у своего мужа, Тихона. Так, перед отъездом он по указке матери дает Катерине унизительные наказы. Слова Тихона глубоко ранят героиню: «Не разберу я тебя, Катя! То слова от тебя не добьешься, не то что ласки, а то сама лезешь. (...) Вы меня уж заездили совсем! Я не чаю, как выр-ваться-то; а ты еще навязываешься со мной». Тихон не способен поддержать свою жену. Катерина предчувствует, что после отъезда Тихона случится беда.
У Катерины есть большая мечта - стать свободной в своих поступках, в чув-ствах, освободиться от каждодневной кабалы, «где все как будто из-под неволи». Героиня совершенно четко представляет, на какие поступки она может быть способна, что свидетельствует о ее объективном отношении к самой себе: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Так и произошло. Каждое слово героини мотивировано складом ее характера, сложившимися жизненными обстоятельствами и общей обстановкой, царившей в городе. Катерина уже в начале пьесы появляется со словами, которые предрекают ее скорую смерть: «Я умру скоро... Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то!... Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю». Катерина говорит о зарождающемся в ней чувстве, и она предвидит, что оно принесет ей беду. Дей-ствительно, прощание с Борисом подвело черту под жизнью Катерины. Она осознает, что вернуться к прежней удушающей жизни она просто не в состоянии. Возврат к прошлому означает для нее духовную смерть. Героиня же предпочла смерть физическую насилию над волей. Она, глубоко религиозная натура, не побоялась совершить самого страшного греха - самоубийства, потому что смерть Катерина воспринимает как переход в новое состояние, состояние счастья и свободы
Добролюбов не случайно назвал Катерину «лучом света в темном царстве». «Луч света» - это живая и чистая душа Катерины, но, увы, она не соответствовала законам мрачного патриархально-деспотического уклада жизни. Однако со смертью Катерины этот луч не погас - мы видим, что поступок героини оказал влияние на многих горожан. Тихон, например, потрясенный смертью жены, осмеливается бросить в лицо матери обвинение: «Маменька, вы ее погубили, Вы, вы, вы...» Варвара же убегает из дому с Кудряшом. Требование безропотного повиновения и беспрекословного подчинения встречают протест. Грядущие перемены в обществе уже кажутся близкими. Добролюбов писал: «Конец этот нам кажется отрадным... в нем дан страшный вызов самодурной силе. (...) В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина».

содержимое:

Драма А. Н. Остовского «Гроза » несет в себе глубокий общественный смысл. В ней речь идет даже не о частной истории, произошедшей в провинциальном городке.

«Гроза» прочитывается как трагедия общественных отношений и как трагедия рус-ской женщины в «темном царстве». В этом самом «темном царстве» возникает яркая, светлая, способная на протест личность. Она, то есть главная героиня драмы Катерина, не желает гнуться Под давлением патриархального деспотизма и открыто объявляет протест.

Так сложилось, что в жизни против Катерины обернулось все. Она, гордая, во-левая женщина, была отдана замуж за слабого и безвольного Тихона, который под-чинялся беспрекословно своей деспотичной матери.

Одухотворенная, мечтательная, светлая натура Катерины оказалась в плену ханжества, жестоких законов, лжи. К тому же ей выпало несчастье полюбить неса-мостоятельного и бескрылого Бориса. Внутренний мир Бориса совершенно незнаком Катерине, и в своих мечтах она наделила его всевозможными достоинствами, а на самом деле Борис не имеет ни четких нравственных принципов, ни жизненных ориентиров, ни чувства собственного достоинства. Отношения с Катериной не возвысили его, не окрылили.

Катерина же любит сильно, глубоко, самозабвенно. Любовь вызывает у нее ог-ромный эмоциональный подъем, и возникает желание стать птицей и полететь, широко раскинув крылья.

Героиня чувствует себя в Калинове очень одиноко. Она любит детей, но лишена радости материнства. Вспоминая свое детство, она поэтизирует те времена, когда жила в родительском доме. Характер воспоминаний детства свидетельствует об одухотворенности Катерины и ее восприимчивости к красоте. Даже во сне она видит необыкновенную красоту: «Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные… А то будто я летаю, так и летаю по воздуху».

Катерина свободолюбива, но постоянно испытывает домашний гнет и беско-нечные несправедливые упреки. Кабанова никогда не отступает то своих постулатов, а свободолюбивая, с развитым чувством собственного достоинства Катерина не позволяет глумиться над собой. Она справедливо возражает Кабановой, и при этом придерживается собственной внутренней культуры, сознает свою правоту: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тебя тоже любит»; «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю»; «Напраслину-то терпеть кому ж приятно».

Не находит она поддержки и понимания и у своего мужа, Тихона. Так, перед отъездом он по указке матери дает Катерине унизительные наказы. Слова Тихона глубоко ранят героиню: «Не разберу я тебя, Катя! То слова от тебя не добьешься, не то что... ласки, а то сама лезешь. Вы меня уж заездили совсем! Я не чаю, как выр-ваться-то; а ты еще навязываешься со мной». Тихон не способен поддержать свою жену. Катерина предчувствует, что после отъезда Тихона случится беда.

У Катерины есть большая мечта — стать свободной в своих поступках, в чув-ствах, освободиться от каждодневной кабалы, «где все как будто из-под неволи». Героиня совершенно четко представляет, на какие поступки она может быть способна, что свидетельствует о ее объективном отношении к самой себе: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Так и произошло. Каждое слово героини мотивировано складом ее характера, сложившимися жизненными обстоятельствами и общей обстановкой, царившей в городе. Катерина уже в начале пьесы появляется со словами, которые предрекают ее скорую смерть: «Я умру скоро… Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то!… Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю». Катерина говорит о зарождающемся в ней чувстве, и она предвидит, что оно принесет ей беду. Дей-ствительно, прощание с Борисом подвело черту под жизнью Катерины. Она осознает, что вернуться к прежней удушающей жизни она просто не в состоянии. Возврат к прошлому означает для нее духовную смерть. Героиня же предпочла смерть физическую насилию над волей. Она, глубоко религиозная натура, не побоялась совершить самого страшного греха — самоубийства, потому что смерть Катерина воспринимает как переход в новое состояние, состояние счастья и свободы

Добролюбов не случайно назвал Катерину «лучом света в темном царстве». «Луч света» — это живая и чистая душа Катерины, но, увы, она не соответствовала законам мрачного патриархально-деспотического уклада жизни. Однако со смертью Катерины этот луч не погас — мы видим, что поступок героини оказал влияние на многих горожан. Тихон, например, потрясенный смертью жены, осмеливается бросить в лицо матери обвинение: «Маменька, вы ее погубили, Вы, вы, вы…» Варвара же убегает из дому с Кудряшом. Требование безропотного повиновения и беспрекословного подчинения встречают протест. Грядущие перемены в обществе уже кажутся близкими. Добролюбов писал: «Конец этот нам кажется отрадным… в нем дан страшный вызов самодурной силе. В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина».

Главной героиней пьесы А.Н. Островского « » является . Критики относят ее образ к самым сильным и волевым женским персонажам того времени. Известные литераторы называют Катерину лучиком света в «темном царстве». Почему так? Да потому что эта девушка не похожа на остальных жителей города Калинов, она не имеет равных в своем стремление к свободе, в своей душевной чистоте и в своих высоких чувствах любви.

Знакомясь с героиней, мы понимаем, что она достаточно мечтательная натура. Мы часто наталкиваемся на ее раздумья о том, как же прекрасно было бы стать птицей или бабочкой и порхать с дерева на дерево, с цветка на цветок. Трогает читателя рассказ Катерины о своем детстве, о жизни в родительском доме. Она не знала бед и страданий, проводила свободные часы в своем любимом саду, любовалась цветами и радовалась прекрасной жизни. Она верила во Всевышнего и постоянно проговаривала молитвы к небесам.

Попадая в мир «темного царства», после своего замужества, девушка оказалась, словно в аду. Катерина постоянно ощущает угнетения , ведь она была не похожа на остальных, покорных жертв усадьбы Кабановых и всего городка.

С развитием сюжета мы наблюдаем за тем, как в душе такой чистой и невинной женщины зарождается глубокое и высокое чувство – любовь. Она понимает, что ее внутренний мир меняется. Она становится личностью, которая способна пойти против религиозных устоев и последовать воле своего сердца. Катерина испытывает настоящие чувства любви к Борису и отдается в его объятия. Она изменяет своему мужу Тихону и тем самым вызывает гнев Кабанихи и остального окружения. Ее душевный грех и ожесточенное отношение окружающих не оставляют девушке иного выхода – она заканчивает свою жизнь самоубийством. Главная героиня погибает. Но, своим поступком она наносит непоправимый удар миру «темного царства», миру жестокости, лицемерия, черствости, ненависти и злости.

Вот почему образ Катерины можно назвать настоящим лучиком света в той общественной темноте и беспроглядной глуши людских душ.


Top