Сочинение по рассказу паустовского телеграмма. Аргументы из литературы по направлению «Равнодушие и отзывчивость

Сочинение по тексту

«Равнодушие - это паралич души», - писал известный русский писатель А.П. Чехов. Действительно, душевная чёрствость иногда больнее злости, ненависти, жестокости.

Передо мной фрагмент из рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма», в котором, на мой взгляд, автор тоже поднимает проблему равнодушия людей друг к другу.

Автор раскрывает её на примере взаимоотношений Насти и её матери - Катерины Ивановны. Писатель обращает внимание читателя на то, что старая мать любит дочь и мечтает в последний раз приласкать её. Но автор с горечью отмечает, что Настя бросила самого близкого ей человека («Как Катерина Ивановна жила … никому не известно»). К.Г. Паустовский, осуждает поведение Насти, поэтому не указывает причин, по которым она не навещает мать. А пейзажное описание осеннего сада создаёт символический образ холодного и тёмного мира, в котором угас свет человеческой любви. Горечь и сожаление звучат в словах рассказчика: «Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!» Изображая тёплое отношение героя-повествователя к Катерине Ивановне, автор подчёркивает в конце текста, что живые, любящие родители - это счастье!

Невозможно не согласиться с мнением писателя. Мы должны быть добрее и внимательнее друг к другу, отзываться на чужую боль и беду, заботиться о своих близких и родных. Какими бы ни были родители, дети не должны оставлять их беде. Русская литература не раз обращалась к этой проблеме.

Княжна Марья Болконская из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» любит, уважает своего отца и до самой смерти заботится о нём, хотя у старого князя скверный характер. Он может сказать колкость своей дочери, не всегда доверяет ей, грозится прочитать письмо подруги, навязывает ей изучение столь нелюбимой ею математики. Но важнее для дочери любовь отца к ней, а не эти частности её проявления, которые она готова простить.

А вот другой дочери - героине повести «Станционный смотритель» А.С. Пушкина - выпало счастье иметь мягкосердечного и нежного отца. Однако её роковая страсть к гусару заставляет совершить жестокость - она тайно бежит из дому, не получив благословения родителя и не сообщив ему о себе ничего. Обезумевший от горя отец спивается и умирает, а дочь появляется лишь на его могиле.

Читая печальные строки рассказа К.Г. Паустовского, начинаешь размышлять о том, как важно самому не повторить ошибок дочери Катерины Ивановны, о том, что нужно всегда, несмотря ни на что, находить время для своих родителей, дарить им свою любовь и внимание, а также о том, что нельзя проходить мимо чужой беды. Внимание, сочувствие, сострадание - вот что может спасти нас, людей, от душевного холода.

Текст К.Г. Паустовского:

(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость.

(2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете.(3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает - забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.
(8)- Дорогой мой, - сказала Катерина Ивановна, - уж вы не взыщите с меня, со старой.

(9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.
(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22)- Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(По К.Г. Паустовскому)

Тема: «Пока не стало поздно»

(анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»)

    Обучение анализу прозаического произведения.

    Умение применять при анализе нужные литературоведческие термины.

    Воспитание любви и благодарности к ближнему, раскрытие лучших душевных качеств учащихся при помощи интеграции (взаимодействия музыки, живописи, литературы)

ОБОРУДОВАНИЕ:

    Выставка репродукций картин художников России.

    Юрий Ракша, советский художник 1983 г

    Сергей Герасимов М, советский художник 1986 г

    Юрий Пименов М, советский художник 1986 г

    Изобразительное искусство 20 в. г. Челябинск

    Картины Саенко А.Б. «Мать», «Ожидание».

    Музыкальный диск «Одинокий пастух»

    Э. Мериконе «Профессионал»

    Витас «Мама»

    Тексты рассказа

    Презентация, слайды, ЦОР БЭНП

Журнал «Уроки литературы» № 2 2002 год.

ОФОРМЛЕНИЕ КЛАССА:

  1. Выставка репродукций картин известных художников («Материнство»)

    Оформление доски

    портреты

  • вопросы для проверки домашнего задания

    Выставка сочинений учащихся на тему «Моя мама».

ЭПИГРАФ : « Есть на свете прекраснейшее существо у которого мы всегда в долгу – это мать» (М.Горький)

СЕТКА ВРЕМЕНИ:

оргмомент (1 мин)

анализ сочинения (3 мин)

опрос (по терминологии) – 5 мин

слово учителя – 5 мин

Беседа о впечатлении от выставки – 3 мин

Рассказ от лица Бондарева – 1 мин

Беседа (фронт) по выяснению усвоения содержания – 7 мин

Групповая работа – 10-15 мин

Анализ текста – 20 мин – 30 мин

Сочинения учащихся – 10 мин

Слово учителя – 5 мин

Стихотворение Острового – 3 мин

Витас – 3 мин или Гурцкая «Знаешь, мама»

Письменная работа на выяснение восприятия «Мои мысли после прочтения рассказа»

    ХОД УРОКА

монолог метафора

диалог контраст

полилог цветовая гамма

1.оргмомент (анализ сочинений)

    3.мини-опрос (выразительное чтение)

4.Эпические произведения (прозаические)

Рассказ- повесть- роман = история человеческой жизни.

Повествование – описание – рассуждение

пейзаж эпитет портрет диалог метафора

портрет сравнение монолог полилог контраст

Ему было 104 года. Мужественное, суровое лицо… К.Г. Паустовский

Что говорят о нем другие? Юрий Бондарев «Мастер»

История создания рассказа «Телеграмма»

    Чтение учителем главы из книги «Зарубки на сердце»

    Музыка на диске (№2) ЦОР (смотри приложение)

    Что значит зарубки на сердце? (что-то неизгладимое, болезненный след в душе)

Итак, ребята, рассказ « Телеграмма». Тема: Взаимоотношения матери и дочери.

Почему же рассказ назван «Телеграмма» (загадка? символ? опасность?)

? Композиция рассказа:

1 часть Мать «Эх, горе, горе»

2 часть Дочь «Эх, ты сорока»

3 часть Телеграмма

4 часть эпилог (развязка событий)

? Признаки рассказа

    краткость

    малое количество действующих лиц

    история 1 семьи

    Анализ содержания рассказа

    Пейзаж (стр. 310 чтение учащихся)

    Эпитеты (холодный, ненастный)

    Метафоры (трава полегла, тучи тащились)

    Цветовая гамма (непрямая – почернели)

    Подсолнечник – символ – одиночество

Обратимся к сюжету:

Что мы знаем о Екатерине Петровне и Насте (дом под охраной областного музея, К.П. жила в Париже, была похоронах Гюго, Настя в Ленинграде)

Другие действующие лица (сторож Тихон, девочка Манюшка). Пейзажная зарисовка (стр 312), проанализируем по той же схеме), отличаются ли эти описания? Какое производит более тяжелое впечатление?

радация – усиление признака, запись в тетради.

    Как общаются К.П. и дочь (деньги – словно откупается)

    Как показана слабость К.П. (стр. 312) (мышь не боится, почтальон придерживал руку; забывала о старости)

Задание: работа в парах (подберите ряд эпитетов (синонимов или контекстных синонимов) к описанию К.П.

фото А. Заболоцкого «Старуха» (старая, слабая, беспомощная, беззащитная, брошенная, обиженная, забытая и т.д.)

Ученик работает со словарем синонимов. Нам очень важно проследить за душевным состоянием героини.

Стр.314. Чтение учителя (музыка № 5) (слайд)

  • Ребята, осень в природе и жизнь К.П. угасают вместе.?? Почему К.П. пишет письмо дочери? Что подтолкнуло ее? (поняла что умирает…)

    Только мастерство Паустовского, тонкого психолога, помогает нам понять это. Параллель: природа – К.П. = одно целое. Какие глаголы показывают потерю последней надежды (шла - побрела).

Метафоры: (позабытые звезды смотрели на землю, стоял озябший). Чем живет К.П. (воспоминаниями). Как относится К.П. к природе саду, (жалеет). В чем контраст? (она жалеет, а дочь ее не жалеет). А может все же кто-то жалеет? (Манюшка, Тихон), парадокс в том, что жалеть должны родные, а жалеют чужие. (рассказ Парадокс) Короленко.

Анализ части « Дочь» Групповая работа стр. 314-315 – 3 группы.

Настя – отношение к письмам. Контраст во внешности.

Портрет: Сольвейг – холодные глаза

Страница 315-316 – 1 группа

Расскажите о Тимофееве (маленький, злой, буркнул сердито, сказал угрюмо, приказал, остроносый, сутулый, крикнул, забегал) Мог ли он пробиться сам? (презентация,

Страница 316 –317 2 группа

Почему решила бороться за Тимофеева? Почему он не едет к матери? В чем парадокс поступков?

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ВЫСТАВКИ

Итак, выставка состоялась.

Чего добилась Настя? Что чувствует сейчас? (радость, гордость за себя что все хвалят?) и вдруг – телеграмма, страница 317- 318.

Настя вернулась « В наши дни», какие глаголы использует автор (незаметно открыла, ничего не поняла, скомкала, нахмурилась. Почему?)

Страница 318 – цепь событий.

Слова о доброте – внимательность художника – взгляд Гоголя. Почему не созналась художнику? – (стыдно) (слайд 5)

Почему Гоголь, а не Пушкин (сатирик, видит все насквозь)

Интересный прием Паустовского: воздействовало на Настю искусство. Скульптура Гоголя, так талантливо выполнена, что кажется одушевленной. Величие искусства и таланта воедино.

Есть три великие вещи в мире: музыка, живопись и слово. Я хочу, чтобы вы это почувствовали так, как почувствовала это Настя…

Страница 318-319 чтение эпизода учителем (музыка) ЦОР, Чайковский «Времена года»

    что поняла Настя? Почему плачет?

    Почему нашли билет для нее?

    Думает ли она о чем–нибудь?

Настя едет, а в это время в Заборье….

    Катерина Петровна не вставала 10-й день.

1 ряд – портрет К.П. (хотела подняться, не смогла бледная, маленькая)

2 ряд – 2 телеграмма. Почему догадалась К.П.

3 ряд – умерла К.П. сразу после этой телеграммы. Почему? (умерла надежда и умерла К.П.)

(Введение слайда 7.)

    За добро плати добром, не будь пустельгой

Кто это пустельга? (хищная птица семейства соколиных и пустой человек. А Настя и то и другое. Это ребята назидание всем.)

    Похороны . Индивидуальная карточка. Зачем введен образ учительницы?. Что хотел показать автор (пересказ эпизода и вывод)

    Пейзаж.
  • зачитаем цитаты

    что изменилось

    цветовая гамма

    что чувствует природа (печаль и радость)

    почему не было описаний Ленинграда – одного из красивейших городов мира(природу видят душевные, добрые люди, а не радушные, пустые)

    Эпилог

Чтение без музыки. О чем плачет Настя? Изменится ли? Почему уехала крадучись? (нет ей прощения, виновата перед матерью, не успела, опоздала)?

Мы любим своих мам, ребята, это видно из ваших добрых слов, которые вы написали больше месяца назад (узнать цитату из своего сочинения. Прочитать её). «Я расскажу вам о маме». Хочу чтобы чувства ваши сохранились всю жизнь.

(Введение слайда 9,анимация медленная)

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Жестокость равнодушия. Стена.

Которая так часто холодна.

В кровь об неё мы расшибаем лбы.

Не чувствуя углов своей судьбы

Жестокость равнодушия,

Она не виновата в том,

Что холодна…

Да, чаще виноваты люди. Сегодня, ребята немного особенный урок. Мы анализировали замечательный рассказ К.Г. Паустовского « Телеграмма». Перед нами стояли обычные цели урока: научиться, суметь, развить, воспитать. И мы сегодня учились анализу прозаического произведения, умению находить в тексте различные художественные средства (эпитеты, метафоры и др). Но, для меня все же самое главное, если после этих двух уроков вы выйдете чуть добрее. Нельзя за 40 или 80 минут научить сочувствию, состраданию, сопереживанию, но все же мы вместе делаем шаг вперед на пути благородных и чистых чувств.

Главное – не опоздать. (стихотворение С. Острового – Мать).

Первое слово ребенок сказал: - мама

Вырос! Солдатом пришел на вокзал, - мама

Вот он в атаке на дымную землю упал

Мама! Встал. И пошел.

И губами горячими к жизни припал.

А у меня нет мамы. Она умерла.

Вот и еще одной мамою стала на свете меньше

Зачем же ты мама, в постель земляную легла?

Или жесткой кровать показалась тебе на рассвете?

А рассвет был из солнца, из зелени, из синевы.

Пенье птиц было слышно из самых далеких планет

Розоватые голуби вылетали из мокрой травы,

долго пили зарю и тонули в далеких просветах.

Ты ведь очень любила, когда зажигался рассвет.

Не опоздайте ребята. Мне повезло, моей маме80 лет, я счастлива общением с ней. Но лучше с юных лет сохранить нежное отношение к матери, чтобы потом ни о чем не жалеть.

Витас «Мама»,или Гурцкая «Знаешь, мама»

Итог урока. Оценки

Д/з «Мои мысли после прочтения рассказа»

Последующее задание: проверка знаний в конце курса (в виде теста или кроссворда)

ПРИЛОЖЕНИЕ «Зарубки на сердце» К.В. Паустовский

Одна из основ писательства – хорошая память…. Расскажу о том, как был написан мною рассказ « Телеграмма».

Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в свое время гравера Пожалостина. Там одиноко доживала свой век дряхлая ласковая старушка – дочь Пожалостина, Катерина Ивановна. Единственная её дочь, Настя, жила в Ленинграде и совсем забыла о матери – она только раз в два месяца присылала Катерине Ивановне деньги….

Позади двора с обветшалыми службами шумел на ветру большой и такой же запущенный, как и дом, сырой и озябший сад.

Я приехал работать и первое время писал у себя в комнате с утра до темноты…

Но потом перенес работу на вечер. Было жаль просиживать немногие дневные часы в комнате, когда я мог в это время бродить по лесам и лугам, уже готовым к приходу зимы.

Я бродил подолгу и видел много примет осени. По утрам в лужах под стеклянной коркой льда были видны пузыри воздуха. Иногда в таком пузыре лежал, как в полом хрустальном шаре, багровый или лимонный лист осины или березы. Мне нравилось разбивать лед, доставать эти замершие листья и приносить их домой. Скоро у меня на подоконнике собралась целая куча таких листьев…

Чем угрюмее были тучи, волочившиеся по земле мокрые, обтрепанные подолы, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе ложились на бумагу слова…

Я не изучал тот старый дом, где жил, как материал для рассказа. Я просто полюбил его за угрюмость и тишину, за бестолковый стук ходиков, постоянный запах березового дыма из печки, старые гравюры на стенах (их осталось очень мало, так как почти все гравюры у Катерины Петровны забрал областной музей); « Автопортрет Брюллова, « Несение креста», « Птицелов» Перова и портрет Полины Виардо.

Стекла были старенькие и кривые. Они переливались радужным блеском, и язычок свечи отражался в них почему – то два раза.

Вся мебель – диваны, столы и стулья – была сделана из светлого дерева, блестела от времени и пахла кипарисом, как иконы.

В доме было много смешных и уже ненужных вещей: медные ночники в виде факелов, замки с секретом, фарфоровые пузатые флакончики с окаменелыми кремами и надписью на этикетках « Париж», запыленный букетик камелий…

Было три толстых календаря – за 1848, 1850 и 1853 годов. Там в списках придворных дам я нашел Наталью Николаевну Ланскую – жену Пушкина и Елизавету Ксаверьевну Воронцову – женщину связанную с Пушкиным любовью. И почему – то мне стало грустно от этого. До сих пор не могу понять почему…

По вечерам я ходил в Катерине Петровне пить чай.

Она сама уже плохо видела, и к ней прибегала два раза или три раза в день для всяких хозяйственных поделок соседская девчонка Нюрка, по характеру своему угрюмая и всем недовольная.

Нюрка ставила самовар и пила с нами чай, громко высасывая его из блюдечка. На все тихие речи Катерины Ивановны Нюрка отзывалась только одними словами: - Ну вот еще! Чего выдумали? Но на деле Нюрка пожалуй единственная любила то старую бархатную шляпку с чучелом птицы колибри, то стеклярусовую наколку или желтое от времени кружевце… Катерина Ивановна никогда не выпускала из рук старенькую атласную сумочку. Там хранилась все её богатства: письма Насти, скудные деньги, паспорт, фотография той же Насти – красивой женщины с тонкими изломанными бровями и затуманенным взглядом – пожелтевшая фотография самой Катерины Петровны, когда она была еще девушкой – воплощение нежности и чистоты.

Катерина Петровна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. Но я знал от соседей и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриевича, сторожа при пожарном сарае, что у Катерины Петровны не жизнь, а горе горькое. Настя вот уже как четвертый год не приезжает, - забыла, значить мать, а дни у Катерины Петровны считанные. Не ровен час так и умрет она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы..

Настя присылала Катерине Петровне деньги, но и бывало с перерывами. Как Катерина Петровна жила во время этих перерывов- никому неизвестно

Однажды Катерина Ивановна попросила проводить её в сад, - в нем она не была с ранней весны, все не пускала слабость.

    Дорогой мой, сказала Катерина Ивановна, - уж не взыщите вы с меня, со старой. Хочется мне напоследок посмотреть сад. В нем я еще девушкой зачитывалась Тургеневым. Да и кое-какие деревья я посадила сама..

Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.

Катерина Ивановна остановилась возле обветренной липы, оперлась на неё рукой и заплакала. Я крепко держал её чтобы она не упала. Плакала она как очень старые люди не стыдясь своих слез.

    Не дай Вам бог, родной мой, - сказала она мне, дожить до такой одинокой старости! Не дай Вам бог!

Я осторожно повел её домой и подумал, как был бы я счастлив если б у меня была такая мать!

Вечером Катерина Ивановна дала мне связку желтых от старости писем, оставшихся от отца. Я читал эти письма как всегда ночью. Ветер проносился за стеной, шумел в мокрых, голых кустах, и лампа потрескивала, как бы разговаривая от скуки сама с собой. Почему – то странно и хорошо было читать эти письма из Рима именно здесь, в ненастную ночь, слушая как деревенский сторож стучит у околицы в колотушку.

А еще через несколько дней Катерина Ивановна слегла и уже не вставала. У нее ничего не болело. Жаловалась она только на усталость. Я послал Насте телеграмму в Ленинград. Нюрка перебралась в комнату Катерины Ивановны, чтобы на всякий случай быть поближе. Однажды ночью Нюрка сильно застучала мне в стенку и крикнула испуганным голосом: - Идите! Бабка помирает!

Катерина Ивановна лежала без сознания и только чуть заметно дышала. Я попробовал пульс – он не бился, а тихо дрожал, тоненький как паутина.

Я оделся, зажег фонарь и пошел в сельскую больницу за доктором. Больница была далеко в лесу. Черный ветер нес с порубки запах опилок. Была поздняя ночь, даже не лаяли собаки.

Врач впрыснул Катерине Ивановне камфору, повздыхал и ушел…

Умерла Катерина Ивановна к утру. Мне пришлось закрыть ей глаза. Я должно быть никогда не забуду, как я осторожно прижал её полузакрытые веки и неожиданно из под них скатилась тусклая слеза.

Нюрка задыхаясь от плача, дала мне помятый конверт и сказала: - Тут Катерина Ивановна велела в чем её хоронить.

Я вскрыл конверт, прочел несколько слов, написанных дрожащей рукой, - приказ о том, что на неё надеть после смерти, - и отдал записку женщинам, что пришли утром прибрать Катерину Ивановну в последний путь.

Потом пришел на кладбище выбрать место для могилы, а когда вернулся, Катерина Ивановна уже лежала, прибранная на столе, и я остановился, пораженный.

Она лежала тоненькая как девушка, в старинном бальном платье золотистого цвета, со шлейфом. Шлейф был свободно обернут вокруг её ног. Из под него были видны маленькие черные замшевые туфли…

Настя опоздала на три дня и приехала уже после похорон. Все рассказанное выше – это и есть тот писательский житейский материал, их которого рождается проза…

(Во время чтения проецируется слайд 2, 3 с применением ЦОР БЭНП «МХК», Музыка.

В приложение входят отдельно оформленные сочинения детей, написанные примерно за месяц, сданные для выставки в классе. Учитель предупреждает, что анализ будет дан позднее, и он откроет небольшой секрет. Предполагается, что дети должны узнать свой отрывок (сотри слайд 9)

В рассказе Паустовского “Телеграмма” герои проживают жизнь далеко от родных людей, забывая о том, что человеческий век недолог. Описание старого, ветхого дома Екатерины Петровны, её унылого быта и душевного состояния – пронзительны, глубоки и сильны настолько, что хочется изменить сюжет произведения. Автор в изображении последних дней жизни пожилой женщины безжалостно реалистичен, образ её дочери не вызывает сострадания. Она живёт в параллельной “вселенной”, где высокопарно рассуждают о заботе и любви к ближнему, о смысле человеческой жизни. За этой суетой Настя забывает о родной матери…

Характеристика героев “Телеграмма”

Главные герои

Екатерина Петровна

Пожилая женщина, одинокая, доживающая жизнь в ветхом доме без детей и хозяина. Её отец был художником, она жила в Париже и видела похороны Виктора Гюго. Дочь раз в несколько месяцев присылает ей 200 рублей, а матери мерещится, что они пахнут Настиными духами. Екатерина Петровна отчаянно скучает, но не жалуется. Она любит дочь, которая навещала её около 3 лет назад. Чувствуя, что зиму ей не пережить, она пишет письмо дочери с просьбой увидеться. Настя забывает письмо в сумочке, ей некогда прочитать его. Женщина доживает свой век одиноко, даже перед смертью ей не удаётся увидеть родную дочь.

Настя

Живёт в Ленинграде, работает в Союзе Художников. Ей некогда навещать мать, она занята работой, хлопотами, чужими жизнями и интересами. Добившись выставки странного привередливого скульптора, Настя вдруг вспоминает о матери. Понимая, что опоздала, она идёт на вокзал, едва успевает на последний поезд. Плачет, вспоминая детство и мать. Она не успела встретиться с мамой, приехала на второй день после похорон. Ей стыдно и больно, побыв немного дома, она уезжает, прячась от соседей и знакомых.

Тихон

Сторож, сосед Екатерины Петровны. Он знал отца женщины, помнил и уважал его. Приходил к Екатерине Петровне занимался хозяйством, рубил дрова, говорил с ней. Искренне жалеет женщину, видя её тоску по дочери. Тихон отправляет Насте в Ленинград телеграмму, сообщая, что мать умирает. В последний день жизни Екатерины Петровны Тихон взял на почте бланк и написал на нём телеграмму от имени Насти – дочери старушки – о том, что она едет. Перед смертью, когда Тихон читает “придуманную” телеграмму, Екатерина Петровна, благодарит его за доброту…она всё понимает.

Манюшка

Соседская девочка, она приносит Екатерине Петровне воду, убирает в её доме, готовит. За её помощь старушка дарит ей разные старомодные вещи, которые ничего не значат для девушки. Она живёт в деревне, аристократический раритет её не трогает, она искренне пытается помочь женщине, облегчить её страдания. Свои последние дни Екатерина Петровна, практически потеряв зрение и не вставая, проводит в обществе Манюшки.

Второстепенные персонажи

В произведении автор поднимает проблемы нравственности: ответственности, доброты, раскаяния, вины, совести. Важную роль играют картины природы: они созвучны душевному состоянию одинокой женщины, подчёркивают события, происходящие в рассказе. Главный герой “Телеграмма” – человеческое одиночество, самое страшное, что может быть – одинокая старость. Написанный сразу после войны, рассказ Астафьева “Телеграмма” попал в список самых известных произведений соцреализма.

Тест по произведению

«Невозможно вернуться назад» (идейно-образный анализ рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»)

Афонина Наталья Геннадьевна, МБОУ СОШ № 3, учитель русского языка и литературы, г. Бирск, Башкортостан

Предмет (направленность): литература

Возраст детей: 8 класс

Место проведения: класс.

Цели

Учебные:

    понимание ключевых проблем изучаемого произведения;

    умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев;

    определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

    формулирование собственного отношения к проблематике и героям произведения;

Метапредметные:

Коммуникативные УУД

    Умение осмысленного чтения и адекватного восприятия прочитанного;

    умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

    Умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

    Умение создавать устные монологические высказывания разного типа;

    уметь вести диалог;

Познавательные УУД

    умение понимать проблему,

    подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,

    выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях,

    формулировать выводы;

    умение работать с разными источниками информации, находить ее и анализировать;

    умение строить схемы;

    Регулятивные УУД

    умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

    умение самостоятельно определять цели своей работы;

    Воспитательные:

    совершенствование духовно-нравственных качеств личности: воспитание чувства уважения, внимательного отношения к окружающим;

    воспитание внимательного и ценностного отношения к художественному слову.

Тип урока : анализ произведения (В.Голубков), урок изучения художественного произведения (Кудряшёв)

Форма урока : урок-беседа

Оборудование: мультимедиапроектор, схема, учебник, презентация

Материнское сердце в детях, а детское - в камне.

Народная пословица

I . Организационное начало.

Добрый день, ребята. На улице кружится и медленно падает снег. Давайте и мы с вами побудем снежинками. Лёгкие красивые нежные снежинки-девочки неслышно опускаются на свои стульчики, а за ними большие сильные снежинки-мальчики быстро и тихо присаживаются рядом. Молодцы! Все готовы. Давайте начнём наш разговор.

II. Мотивация (эмоциональная)

Медлительной чредой нисходит день осенний,

Медлительно крутится желтый лист,

И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист -

Душа не избежит невидимого тленья.

Так, каждый день стареется она,

И каждый год, как желтый лист кружится,

Всё кажется, и помнится, и мнится,

Что осень прошлых лет была не так грустна.

Однажды в такую же осень К.Г.Паустовский приехал работать в одну деревню под Рязанью. Был октябрь. Писатель с удовольствием бродил по окрестностям, замечая малейшие приметы осени и размышляя о своих будущих произведениях. Вот что он писал потом в книге «Золотая роза»: «Важно было ощущение осени, тот строй чувств и мыслей, какой она вызывала. А все, что называется материалом, -люди, события, отдельные частности и подробности, -это, как я знал по опыту, надежно спрятано до поры до времени где-то внутри этого ощущения осени. И как только я вернусь к этому ощущению в каком-нибудь рассказе, то все это тотчас появится в памяти и перейдет на бумагу.»

Ощущения тех осенних дней вылились на бумагу в печальном, трогательном рассказе «Телеграмма». А назвала я наш урок «Невозможно вернуться назад…». О чём мы будем говорить? (о том, что нужно всё делать вовремя)

III. Актуализация и фиксация (этап всесторонней проверки знаний)

Итак, скажите, пожалуйста, когда посылают телеграммы? (Когда нужно сообщить что-то срочное. Когда стряслась беда. Когда у человека радость.)

– А сколько было телеграмм послано в рассказе?

– Куда, кому и кем они были отправлены?

1 – дочери Насте в Ленинград: Катя умирает. Тихон.

2 – матери Катерине Петровне в Заборье: Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя.

IV. Постановка проблемы (этап подготовки к активному и сознательному усвоению материала)

– Обе телеграммы были отправлены Тихоном, но одна – от имени Насти.

Т.е. от матери к дочери и от дочери к матери. Исходя из этого, определите тему рассказа. (Взаимоотношения родителей и детей).

Насколько важен этот вопрос в современной жизни?

Часто ли вы задаётесь вопросом, что главное в отношениях между родителями и детьми? Жалели ли вы когда-нибудь о чём-то, что не успели сделать или сказать?

Об этом размышляет и Паустовский в своём рассказе. Какова будет цель нашего урока? (на примере рассказа «Телеграмма» понять, на чём должны основываться отношения между родителями и детьми)

Вы правы. Я думаю, понять это – важно каждому из нас. В продолжение урока мы будем заполнять схему, которая поможет нам понять суть отношений между родителями и детьми и сделать выводы в конце урока.

V. Поиск путей решения поставленной проблемы (этап усвоения новых знаний)

Кто герои рассказа? О ком рассказывает писатель в начале рассказа?

Расскажите об обитательнице старого дома. Что задело, затронуло вас в судьбе этой женщины?

– Какими художественными средствами рисует трагизм положения Катерины Петровны Паустовский? (Описание пейзажа, интерьера.)

Чтение картины осеннего пейзажа. (Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года. Октябрь”)

Назовите ключевые слова пейзажа, рисующие картину холодной осени (холодный, ненастный, почернели, тучи, дождь)

Какое настроение вызывает пейзаж? (печальное)

Как это настроение помогает понять состояние Катерины Петровны?

Какая яркая деталь не вписывается в общий тон? (подсолнечник)

Почему подсолнечник?

Слово учителя:

В китайской символике означает долгожительство.

Подсолнечник- м. подсолнух южн. растен. солнечник (Даль)

Поклонение, безрассудная страсть, выражаемая в рабском следовании за Солнцем. Постоянно меняющееся положение символизирует ненадежность и ложное богатство.(Ожегов)

Какое из этих значений помогает понять образ Катерины Петровны?

Продолжите фразу: “Как доцветал маленький подсолнечник, так и ….”.

Вывод : В начале рассказа с помощью пейзажа задаётся тон. Пейзаж печален, когда печален человек

Читаем второй абзац. Назовите цвета интерьера (пожелтевший, сумрачный, серый, тусклый.)

Какой предмет помогал Катерине Петровне переживать длинные ночи? (керосиновый ночник)

Расскажите о своих ассоциациях с этим предметом? (огонь, тепло, жизнь, трепет, волнение, маяк, одиночество)

– Какой вы увидели Катерину Петровну? Докажите текстуально. Найдите слова, характеризующие Катерину Петровну (слаба, слепа, сгорбленная, маленькая, шепчет, тихонько плачет, шла медленно, ощупью)

Какое «горе горькое» терзает эту маленькую тихую женщину? Докажите текстуально. (думала о ней все дни, перебирала пухлые бумажки, от денег пахло Настиными духами)

– Какими словами вы бы определили душевное состояние Катерины Петровны? (Надежда, разочарование, осознание одиночества, душевная боль)

– Как передал писатель угасающую надежду старой женщины на то, что дочь приедет? В какой пейзажной зарисовке об этом говорится? (сад и клён)

Найдите ключевые слова, передающие угасание надежды (позабытые звёзды, клён облетевший, озябший, ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи)

Что поняла Катерина Петровна после этой прогулки? (дни сочтены, дочь не приедет)

На какой отчаянный поступок решается героиня? (пишет письмо)

Чтение письма учителем (музыка, слайд 4)

– Что вас затронуло в этом письме? (О смерти она сказала очень просто и думает она о саде)

Вывод : Что нужно было матери, чтобы счастливой прожить свои последние дни? (внимание, участие)

Много ли она хотела? Кто мог сделать её счастливой?

– Расскажите, пожалуйста, о дочери.

Почему, рассказывая о дочери, Паустовский не даёт описания природы? (Она недобрый, чёрствый человек. Такие люди не замечают природы)

– Перечитаем портрет Насти.

Почему художники прозвали её Сольвейг? Согласны ли вы с этим?(слайд 5)

Слово учителя: СОЛЬВЕЙГ (норв. Solveig) - героиня драматической поэмы Генрика(Хенрик) Иогана Ибсена «Пер Гюнт». Сольвейг в переводе означает “солнечный путь”. Сольвейг могла взглядом вызвать в чьей-нибудь душе светлый праздник, она отличалась добротой, отзывчивостью, верностью.

Могла ли Настя устроить праздник?

Но какую деталь внешности Насти подчёркивает автор? (Холодные глаза) (Настя праздник устраивает, а глаза у неё холодные. А ведь они – зеркало души. Значит, и душа у неё холодная. Сравнение с Сольвейг оказалось ошибочным).

Давайте остановимся на моменте, когда Настя получила письмо от матери. Что она с ним сделала? (Она положила его в сумочку нераспечатанным, подумав, что, раз письмо пришло, мать жива.)

– А когда получила телеграмму? Найдите глагол, рисующий её состояние. (Нахмурилась)

Почему? (Неприятное известие. Это нарушило её планы.)

Почему Настя не открыла старому художнику правду? (Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у неё умирает мать.)

– Считаете ли вы, что такие взаимоотношения между матерью и дочерью нормальные?

Почему Настя, помогая безвестному художнику, забывает о матери? Она бездушная? Чёрствая? (такова жизнь, когда приходится лгать себе и другим, когда, заботясь о многих, не замечаешь, как плохо самому близкому тебе человеку, и оправдываешь слепоту души ложью – такая жизнь ненормальна, она фальшива, беспокойна).

Лексико-семантическая работа

В психологии есть такое понятие КАТАРСИС (от греческого katarsis – очищение) – эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное трагедией, страданием. Такое же очищение через страдание проходит и Настя

С чего оно началось? («Взгляд Гоголя в мастерской скульптора Тимофеева, укоризненный и честный, сверлил её».)

– Почему именно Гоголь? (Гоголь – сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной способностью сразу угадывать человека.)

О чём говорил взгляд сатирика? (“А письмо-то в сумочке нераспечатанное, – казалось, говорили сверлящие глаза Гоголя. – Эх ты, сорока!”)

– Что стоит за этим “эх ты!”? (Презрение, укоризна.)

– Очерствела ли душа Насти до конца? (Душа Насти не очерствела до конца. Будь так, она бы не почувствовала и смутные укоры и сверлящий взгляд Гоголя не ощутила бы.)

Чтение отрывка стр. 318 со слов “Валил водянистый снег…”.до «…лишь бы ты простила»

Успела Настя попросить прощения у матери? (Нет. Мать умерла и похоронена посторонними людьми, односельчанами. Дочь не успела увидеть мать в последний раз.)

Чтение эпилога учителем

– Как вы думаете, эта часть важна? Докажите свою мысль.

Почему Настя плакала? (слезы боли и раскаяния, холод души растоплен)

Обратите внимание на эпиграф к уроку. Исчез ли камень, о котором гласит русская пословица, с сердца Насти?

Слово учителя : Настя в переводе с греческого – “воскресшая”. Наверное, недаром это имя дал своей героине Паустовский. «За добро плати добром, не будь пустельгой» - говорит Тихон Манюшке.

Кто это пустелга? (Пустельга́ - 1) птица, которая живет в пустынных местах 2) "пустой человек",)

Что значит пустой человек? (недобрый, невнимательный, чёрствый)

Только ли к Манюшке обращены эти слова?

Может ли Настя что-то исправить? Что чувствует Настя? (Холодная комната, тяжесть в душе, чувство непоправимой вины)

В чём она сейчас нуждалась? (в прощении, заботе)

Кто мог бы помочь и простить её, успей она вовремя? (Мать)

Можно ли сомневаться в том, что мать простила бы её? (Работа с эпиграфом.)

VI. Этап вывода (выхода из проблемы)

Сделайте вывод. Всегда ли те, кто нам по-настоящему нужен, будут рядом с нами? О чём мы должны помнить? О чём предупреждает нас Паустовский, рассказывая историю Насти и её мамы?

Вывод: Оказывается, к тому, кто был и, кажется, будет всегда, можно не успеть и не сказать ему о чём-то очень важном, можно очень многое потерять в суете жизни, в якобы важных и первостепенных делах.

У поэта Н.Новикова есть такие стихи:

Никогда ничего не вернуть,
Как на солнце не вытравить пятна,
И, в обратный отправившись путь,
Всё равно не вернёшься обратно.
Эта истина очень проста,
И она, точно смерть, непреложна,
Можно в те же вернуться места,
Но вернуться назад
Невозможно…

Так почему рассказ называется «Телеграмма»?

Кому адресована?

О чём она?

VI. Рефлексия (слайд 6)

Обратимся к схеме. На чём должны строиться отношения между родителями и детьми? (на любви, заботе, уважении, ответственности)

Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя. Адресуйте её самому себе.

Я понял, что…

Я постараюсь…

Я задумался о …

Мне захотелось…

Почему наш урок называется «Невозможно вернуться назад…»?

VII. Домашнее задание и его комментирование (слайд 7)

Сочинение-миниатюра «Невозможно вернуться назад»

    Литература. 8 класс: учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях /Авт.-сост. Г.И.Беленький. – М.: Мнемозина, 2007.

С самого начала, как только я узнала об произведении Константина Паустовского "Телеграмма" я начала думать, о чем же в нём пойдет речь. Если посмотреть на год написания, то можно предположить, что будет затронута военная тематика, но на самом деле Константин Георгиевич описал взаимоотношения родителей и детей.

Сюжет рассказа повествует о жизни Катерины Павловна, эта женщина была уже старушкой и всё время ждала свою дочь Настю. Женщина понимала, что на самом деле Насте уже не интересна её жизнь, ведь девушка молода и у неё свои интересы и дела, но Катерина Павловна не винила свою дочь в этом, она все прекрасно понимала, и поэтому просто ждала.

Настя же в это время была занята обыденной жизнью, она находила возможность помогать и думать о других, в то время, когда забыла про самого дорого человека. Автор описывает девушку положительными качествами, подчеркивая в ней доброту, отзывчивость, красоту.

Терпение Катерины Петровны в итоге заканчивается, и женщина уже находясь в полном отчаянии, перестает верить в то, что дочь проведает её хотя бы перед смертью. В итоге мама Насти умирает, так и не дождавшись вестей от дочери. Это событие стало уроком для Манюшки и учительницы, у которой также была старушка мать. Произведение Константина Паустовского заканчивается тем, что Настя всё же приезжает к маме, но лишь через день после смерти.

Рассказ "Телеграмма" произвел на меня очень сильно впечатление, я сразу задумалась о своих родных, о том, что нужно быть более внимательной и уделять больше времени семье. Нужно чаще говорить близким, что любишь их, просто обнимать и беречь от бед. Может показаться, что только после этого рассказа я начала понимать важность своей семье, но самом деле это не так.

Просто такие произведения дают возможность лишний раз задуматься о полезном, подумать о том, какие ты поступки совершаешь, и что близкие делают для тебя. Ведь человек не всегда может понять значимость каких-либо факторов, пока что-то не потеряет. Я рада, что прочитала это произведение и советую его к прочтению. Автор показал трагичность жизни и то, как мы не ценим то, что имеем. Константин Георгиевич пытался донести, что нужно ценить и обдумывать поступки сразу, чтобы потом не жалеть о содеянном. К сожалению не каждый из нас имеет родителей, по той или иной причине.

Это значит, что любовь нужно отдать тем, кто тебя воспитал, кто вложил все силы в тебя.

Несколько интересных сочинений

  • Описание внешности Дубровского из романа Дубровский

    В романе «Дубровский» А.С. Пушкина главный герой Владимир Дубровский представлен в образе благородного разбойника. Автор рисует черты его внешности достаточно кратко и лаконично.

  • Характеристика и образ Капитана Миронова (Капитанская дочка) сочинение

    Одним из положительных героев повести «Капитанская дочка» является Иван Кузмич Миронов. Больше двадцати лет он уже занимает должность коменданта Белогорской крепости.

  • Анализ рассказа Астафьева Людочка

    Произведение относится к философской лирической прозе писателя и в качестве основной тематики рассматривает вопрос о падении нравственности и деградации личности, описывая жестокую действительную реальность.

  • Образ и характеристика Плюшкина в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

    В знаменитой поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» ярко представлены характеры людей на примере помещиков. В их чертах показаны все слабости, которые могут быть у человека

  • В современном мире очень сложно находиться без общества. Именно поэтому мы вынуждены искать новые знакомства и заводить друзей. Даже если человек совсем одинок, он все равно находится в обществе


Top