Ссудный процент — что это? Ссудный процент. Дифференциация ставок ссудного процента Ссудный процент достигает минимального значения

Один из важнейших принципов кредитования – платность. Плата за кредит выступает в форме ссудного процента . Но его роль выходит далеко за рамки измерения стоимости ссужаемых денег. Ссудный процент есть часть прибавочной стоимости, которую функционирующий капиталист уплачивает кредитору за пользование ссудой. Отношение суммы ссудного процента к сумме ссуды, выраженное в процентах, называется нормой ссудного процента и его ставкой.

Функционирующий капиталист-заемщик и кредитор делят прибыль, доля которой для последнего представляет собой ссудный процент – цену ссудного капитала. Уровень ссудного процента складывается на основе соотношения спроса и предложения кредита. Инвестиции за счет кредита будут привлекательны до тех пор, пока ожидаемая рентабельность превышает текущую норму процента или равна ей. Изменения спроса и предложения денежных средств ведут к колебаниям процента, которые, в свою очередь, действуют на спрос на инвестиции и уровень дохода. В то же время инфляция, особенности денежно-кредитного регулирования, неразвитость денежного рынка, используемые формы государственного регулирования отдельных отраслей экономики не позволяют проценту в полной мере осуществлять регулирующую функцию. Экономическая ситуация в стране влияет на роль ссудного процента как элемент экономического регулирования.

Поскольку ссудный процент является частью прибавочной стоимости, произведенной капиталистом, очевидно, что норма процента зависит от прибыли. Понятно, что в нормальных, обычных условиях верхним пределом ставки является норма прибыли. Если ставка процента достигает средней нормы прибыли, очевидно, что функционирующий капиталист не получит предпринимательского дохода и у него не будет никакого интереса брать ссуду. "Так как процент есть просто та часть прибыли, которую... промышленный капиталист должен уплачивать денежному капиталисту, то максимальным пределом процента служит сама прибыль, причем часть, достающаяся функционирующему капиталисту, была бы тогда равна нулю. За исключением отдельных случаев, когда процент фактически может быть больше, чем прибыль, но тогда он не может уплачиваться из прибыли – можно бы, пожалуй, считать максимальным пределом процента всю прибыль минус ту ее часть, которая сводится к плате за надзор" .

Минимальная граница процента не поддается определению, поскольку при нулевой ставке ни один ссудный капиталист не будет заинтересован выдавать ссуду. "Минимальный предел процента, – писал К. Маркс, – не поддается определению. Он может упасть до какого угодно уровня. По тогда снова и снова выступают противодействующие обстоятельства и поднимают его выше этого относительного минимума" .

Поскольку объект деления между кредитором и заемщиком в условиях конкурентной экономики – средняя норма прибыли, то под влиянием колебаний спроса и предложения ставка процента будет скользить вниз или вверх в пределах от нуля до средней нормы прибыли.

Уровень процента определяется конкуренцией не только между кредиторами и заемщиками, но также и внутриотраслевой конкуренцией между банками и фондовым рынком за привлечение и размещение денежных ресурсов, а также межотраслевой конкуренцией в виде перелива капитала из кредитно-финансовой сферы в нефинансовую и обратно. Если норма прибыли в производстве будет ниже, чем в банковской сфере, то капитал будет мигрировать из производства в банки, и наоборот.

На уровень ссудного процента (табл. 6.4) влияют следующие факторы.

  • 1. Международная миграция капиталов, состояние национальных валют и платежного баланса. Укрепление валюты притягивает зарубежный капитал, способствует росту спроса на валюту и росту процентной ставки.
  • 2. Уровень и динамика инфляции. Снижение покупательной способности денег ведет к обесценению возвращаемых кредитору средств и провоцирует повышение ссудного процента.
  • 3. Режим налогообложения в разных секторах экономики и льготы для покупателей государственных ценных бумаг.
  • 4. Общее состояние экономики и факторы рисков. Чем больше риски, тем выше уровень ссудного процента.
  • 5. Денежно-кредитная политика государства. Государство может оказывать как понижательное, так и повышательное воздействие на уровень процентных ставок в стране, влияя на них как прямо – с помощью понижения или повышения учетной ставки (ставки рефинансирования в России), так и косвенно – посредством регулирования норм обязательного резервирования, рефинансирования коммерческих банков и операций на открытом рынке.
  • 6. Состояние бюджета государства, масштабов и условий размещения государственных ценных бумаг.

Таблица 6.4

Причины колебаний ссудного процента

Как видно из табл. 6.4, на колебания уровня ссудного процента влияют и макроэкономические, и частные факторы. Внешние риски не поддаются управлению, а лишь учитываются при формировании ставок. Денежно-кредитная политика центрального банка регулирует объем денежной массы в обращении и тем самым рыночные процентные ставки. Применяя систему льгот в налогообложении, государство стимулирует соответствующие экономические процессы и, в конечном счете, влияет на процентную ставку. Частные факторы проявляются в условиях банковской деятельности, в положении на рынке кредитных ресурсов, характере операций и степени риска кредитора.

Ссудный процент не только важная экономическая категория, по и один из основных инструментов регулирования экономики.

Во-первых, это стержневой механизм реализации кредитных отношений. Понижение ссудного процента стимулирует кредитную экспансию, расширение производства и потребления, рост инвестиций, занятости населения, но может провоцировать инфляцию. Повышение ссудного процента оказывает противоположное воздействие на инвестиции, производство и потребление.

Во-вторых, повышение или понижение ссудного процента воздействует на миграцию капитала из одной страны в другую, на состояние платежного баланса и валютный курс, причем влияние это неоднозначное. Так, повышение процентной ставки выше среднемирового уровня, с одной стороны, привлекает иностранных инвесторов, но выталкивает за границу отечественных заемщиков, поскольку стоимость кредита там ниже, чем на внутреннем рынке.

В-третьих, изменение кредитных ставок оказывает влияние на межотраслевую миграцию капитала внутри страны.

В-четвертых, регулирующая роль ссудного процента выходит далеко за рамки непосредственно кредитного процесса. Он становится исходной базой для оценки недвижимости, включая землю, жилье и т.п., ее доходности, определения курса акций и т.п.

Существует несколько видов процентных ставок. Они определяются отношением абсолютной суммы процентных платежей, например, за год к величине ссудного капитала. Могут быть фиксированные и плавающие процентные ставки. Фиксированная ставка устанавливается на весь период пользования ссудой без одностороннего права ее пересмотра. Ставка по средне- и долгосрочным кредитам, как правило, является плавающей. Она складывается из фиксированной величины и подвижной основы, меняющейся в соответствии с рыночной конъюнктурой и представляющей собой, как правило, межбанковскую ставку предложения кредитных ресурсов. Процентные ставки кредитного и фондового рынков образуют систему. В нее входят ставки по банковским кредитам и депозитам, казначейским, банковским и корпоративным векселям, государственным и корпоративным облигациям, процентные ставки межбанковского рынка и др.

Кредитные ставки подразделяются на учетные ставки процента, банковские процентные ставки по ссудам и межбанковские процентные ставки. Учетная ставка процента устанавливается центральным банком для кредитования коммерческих банков (рефинансирования). Это один из инструментов регулирования объема денежной массы в обращении, темпов инфляции, состояния платежного баланса и валютного курса.

Повышение официальной процентной ставки приводит к подорожанию кредитных ресурсов и уменьшению предложения их на рынке, сжатию денежной массы, замедлению темпов инфляции и, к сожалению, вызывает уменьшение объемов инвестиций. Например, опасаясь роста инфляции в связи с ожидаемым "наводнением" нефтедолларами, вызванным подорожанием нефти из-за сокращения поставок на мировой рынок Ливией и другими странами Африки, Банк России объявил о повышении процентной ставки с 28 февраля 2011 г. на 0,25%.

Понижение официальной процентной ставки приводит к противоположным результатам. Связь массы денежных средств с процентной ставкой Дж. М. Кейнс выразил в виде функции. В точке, соответствующей заданному предложению денежных средств, достигается равновесная норма процента.

Банк России осуществляет кредитование коммерческих банков под залог ценных бумаг путем предоставления ломбардных кредитов, кредитов на условиях овернайт и внутридневных кредитов. Банковские процентные ставки по ссудам означают, что одним из субъектов кредитных отношений является банк. Он размещает в ссуду свои и привлеченные средства. Доля получаемого им дохода является компенсацией за посредничество и риск невозврата долга заемщиком. При определении нормы процента банк учитывает уровень базовой процентной ставки и премию за риск. Базовая процентная ставка рассчитывается по формуле

где Пбаз – базовая процентная ставка; С1 – средняя реальная цена всех кредитных ресурсов на планируемый период; С 2 – отношение планируемых расходов на обеспечение работы банка к ожидаемому объему продуктивно размещенных средств; М п – планируемый уровень прибыльности ссудных операций банка с минимальным риском.

Среднюю реальную цену кредитных ресурсов определяют как среднеарифметическое взвешенных отдельных видов ресурсов:

где С 1 – средняя реальная цена всех кредитных ресурсов на планируемый период; С j – реальная цена ресурсов; А j – удельный вес ресурса в общей сумме мобилизуемых банком средств; j – вид ресурса (привлеченного пассива); п – количество видов ресурсов.

Среднюю реальную цену ресурса отдельного вида устанавливают на основе его рыночной номинальной цены и корректировки на норму обязательного резерва, депонируемого в Банке России:

где C j – реальная цена ресурсов; Р – рыночная номинальная процентная ставка; Н – норма обязательного процента (Н = 100).

В настоящее время С j незначительно различаются по видам ресурсов.

Премия за риск зависит:

  • от кредитоспособности заемщика;
  • наличия и вида обеспечения по ссуде;
  • срока кредита;
  • прочности взаимоотношений клиента с банком;
  • кредитной истории клиента.

Межбанковская процентная ставка используется по кредитам на межбанковском рынке, открывающем коммерческим банкам доступ к ресурсам для обеспечения ликвидности и получения доходов по временно свободным денежным средствам, которые нельзя разместить на более выгодных условиях. Номинальная, или рыночная, ставка процента определяется соотношением

I=r + е,

где I – номинальная ставка процента; r – реальная ставка процента; е – темп инфляции.

Это соотношение справедливо для небольших значений r и е. В противном случае необходимо учитывать начисления на кредит (г ):

i = (l + r ) (1 ) 1 =r+е + r е.

На международном финансовом рынке наиболее известна ставка ЛИБОР (LIBOR ). Эта шкала процентных ставок применяется лондонскими банками на европейском межбанковском рынке в разных валютах на сроки от одного до двенадцати месяцев. В зависимости от конъюнктуры рынка лондонские банки самостоятельно устанавливают и меняют ставку ЛИБОР. Ее рассматривают как подвижную основу плавающей процентной ставки.

Основной объем сделок на межбанковском рынке России заключается на условиях овернайт. Ставки определяются рыночной конъюнктурой и зависят от платежеспособности коммерческого банка. Ее оценка проводится при установлении и пересмотре лимита кредитного риска на каждый банк, с которым заключается соглашение о межбанковских операциях. Депозитные ставки всегда ниже кредитных па несколько пунктов. Разницу между кредитной и депозитной процентными ставками называют "спред" или "процентная маржа". За счет нее покрываются банковские расходы и формируется банковская прибыль. Депозитные и кредитные ставки подвержены колебаниям в одинаковом направлении.

  • Маркс К. Капитал. Т. I. С. 393.
  • Маркс К. Капитал. Т. II. С. 393.

Главной чертой ссудного капитала как экономической категории является передача стоимости во временное пользование с целью реализации его специфического качества - способности приносить прибыль в виде процента. Ссудный процент выступает как цена ссудного капитала. Его экономическую природу определяют производственные отношения. Процент является оплатой потребительной стоимости ссудного капитала, тогда как цены обычных товаров представляют собой денежное выражение их стоимости.

Процент выражает отношения между кредиторами и заемщиками в процессе производства. Источником ссудного процента является прибыль. Количественным выражением процента является его ставка.

Ставка процента - это отношение годового дохода, полученного на ссудный капитал, к сумме предоставленного кредита, умноженное на 100. Ссудный процент не может быть больше прибыли, а ставка процента - больше нормы прибыли. В противном случае экономический результат для заемщика будет отрицательным.

С макроэкономической точки зрения равновесная ставка процента формируется через механизм спроса и предложения на денежные ресурсы. Денежное предложение в настоящее время регулируется государством и зависит от его политики. Спрос на денежные ресурсы можно разделить на спрос для обращения и спрос со стороны активов.

Спрос для обращения состоит в том, что людям нужны деньги как средство обращения. Они оплачивают покупки, коммунальные расходы, лечение, образование. Предприятия также оплачивают труд, материалы и т.д. Поэтому спрос для обращения определяется общим уровнем цен или номинальным валовым национальным продуктом. С увеличением общего количества товаров и услуг растет потребность в деньгах для их оплаты. Спрос на денежные средства для обращения изменяется: прямо пропорционально номинальному ВНП и обратно пропорционально скорости обращения денежной единицы.

На рис. 1.1а спрос на деньги для обращения изображен вертикальным отрезком До, поскольку он не зависит от процентной ставки, а только от уровня номинального ВНП.

Денежные средства используют и как средства сбережения. Однако сберегать можно не только в деньгах, но и в других активах: акциях, облигациях. В каждом из активов есть свои плюсы и минусы. Владея акцией или облигацией, человек получает на свой актив определенный доход, но он теряет в ликвидности, поскольку этот актив еще нужно превратить в деньги при необходимости. К тому же, такие активы подвергаются риску обесценивания ввиду падения курса акций либо стоимости облигаций. Владея деньгами, человек получает абсолютную ликвидность своего актива, но подвергает его инфляции. Кроме того, человек несет вмененные издержки в виде неполученных доходов, если бы средства были помещены на вклад или в ценные бумаги, приносящие доход.

Рисунок 1.1а - Спрос для обращения

Рисунок 1.1б - Спрос со стороны активов

Рисунок 1.1 - Спрос на денежные средства (млрд. грн.).

Таким образом, приходится решать, сколько активов держать в деньгах, а, сколько во вкладе или ценных бумагах. Решение данного вопроса в первую очередь зависит от уровня процентной ставки. Если облигация или вклад приносят 20% дохода, то владение деньгами как активами означает потерю с 1000 грн. суммы в 200грн. в год. Понятно, что спрос на деньги со стороны активов будет иметь обратно пропорциональную зависимость. Если процентная ставка, или вмененные издержки владения деньгами высоки, то люди предпочитают уменьшать количество денежных средств. И наоборот, если ставка процента низкая, то владение деньгами не столь обременительно в отношении вмененных издержек. Обратная зависимость между процентной ставкой и количеством денег в качестве активов отражена на рисунке 1.1б прямой До.

Общий денежный спрос (Д) и денежное предложение (П), образующие денежный рынок, изображены на рис.1.2.


Рисунок. 1.2- Денежный рынок

Общий денежный спрос образовался путем смещения линии До на рис. 1.1б на величину спроса До на рис. 1.1а, то есть сложили две составляющие денежного спроса. Следует отметить, что изменение номинального ВНП в результате роста производства либо цен, а также снижения производства и цен, приведет соответственно к смещению линии спроса к Д2 и Д1 и установлению соответствующих им процентных ставок.

Пересечение спроса на деньги и предложения денег определяют цену равновесия, то есть процентную ставку, уплачиваемую за использование денежных средств. Каким же образом рынок поддерживает равновесие? Что происходит с процентной ставкой? Предположим, что предложение денег уменьшилось с 400 до ЗОО млрд. грн. (П1). При прежней равновесной ставке 30% теперь нехватка денег составляет 100 млрд. грн. Совместными усилиями компенсировать нехватку денег за счет продажи активов с фиксированным доходом (облигации) увеличивается предложение облигаций и снижается их цена, чем обеспечивается рост доходности облигаций, т.е. процентной ставки. Она составит 35% и, таким образом, увеличатся вмененные издержки, что означает снижение потребности в деньгах как активе. В результате рынок вернулся к равновесию при денежном предложении 300 и ставке 35% Аналогично, при увеличении денежного предложения до уровня 500 (П2) приводит к избытку денежных средств в сумме 100. Избыточные денежные средства стараются поместить в другие финансовые активы (облигации), что приводит к повышению спроса на них и повышению цены. При фиксированной ставке дохода это означает снижение доходности облигаций до уровня 20% Снижение вмененных издержек владения деньгами означает рост готовности обладать наличностью. Таким образом, денежный рынок вновь вернулся к равновесию при ставке процента 20% и денежном предложении 500 млрд.грн.

Итак, механизм приведения денежного рынка в равновесие выглядит следующим образом:

Процентные ставки и активы с фиксированным доходом находятся в обратной зависимости;

Отклонения на денежном рынке изменяют цены облигаций и меняют уровень процентной ставки;

Изменение процентной ставки влияет на готовность людей иметь деньги в том или ином размере;

Изменившаяся готовность людей хранить деньги восстанавливает равновесие на рынке;

Равновесная процентная ставка уравнивает между собой количество предлагаемых и требуемых денег.

Существует целый набор макроэкономических факторов, оказывающих непосредственное влияние на уровень процента.

Во-первых, масштаб производства, или ВНП.

Во-вторых, размер денежных накоплений.

В-третьих, циклическое колебание производства.

В-четвертых, темп инфляции. При усилении инфляции процентные ставки увеличиваются. Существуют номинальные и реальные (за минусом обесценивания денег) процентные ставки. Если темп инфляций обгоняет рост процентов, то выигрывает заемщик, поскольку долг возвращается «дешевыми» деньгами.

В-пятых, государственное регулирование процентных ставок. Государство дифференцирует процентные ставки, исходя из задач регулирования экономики, программ экономического развития и политических целей. В 1981-84 гг. США проводило политику высоких процентных ставок с целью сдержать инфляцию, повысить курс доллара, привлечь капиталы. Это вызвало повышение процента и в Западной Европе, которая стала жертвой протекционизма США. С середины 80-х годов, наоборот, с целью поощрения экспорта товаров и уменьшения дефицита торгового баланса стимулировалось снижение процентных ставок.

На микроуровне процентные ставки устанавливаются ввиду следующего:

1 Степень риска. Чем больше вероятность невозврата ссуды, тем выше процент с целью компенсации риска.

2 Срок кредита. При долгосрочном кредитовании выше риск изменения экономических условий и появления вмененных издержек.

3 Размер ссуды. Меньшая по размеру ссуда идет под больший процент, так как издержки на ее оформление одинаковы с крупной ссудой.

4 Личность клиента. Самым крупным и надежным заемщикам обеспечивается самая низкая ставка.

Рассматривая влияние ссудного процента на экономику, необходимо рассмотреть его влияние на инвестиции, поскольку кредит берется для осуществления инвестиционных проектов. Целью и изначальным мотивом осуществления расходов является, конечно, прибыль. Предприятия только тогда будут осуществлять закупки оборудования, расширять мощности, когда ожидают получения выгоды. Предположим, что предприятие закупило оборудование на 10000 грн., ожидая при этом увеличения производства продукции и выручки. Если оборудование служит 2 года, а полученный доход без эксплуатационных издержек составил 13000 грн. за 2 года, то прибыль от осуществления данного инвестиционного проекта составила 1500 грн. в год, или 15% составила норма чистой прибыли.

В приведенный пример необходимо ввести еще одну составляющую расходов - процентную ставку. Это цена, которую должно заплатить предприятие за денежный капитал, потраченный на приобретение оборудования. В случае, если чистая норма прибыли (15%) превышает ставку процента (например, 10%),тогда инвестирование будет прибыльным. Однако если уровень процента составит 20% и превышает норму прибыли, то проект будет невыгодным.

Рассматривая влияние ставки процента на инвестиционные проекты, следует принимать во внимание уровень инфляции. При наличии инфляции различают номинальные и реальные ставки процента. Реальная ставка процента равна номинальной за вычетом уровня инфляции.

Предположим, что ставка процента при закупке оборудования составляла 20% при норме прибыли 15%. Казалось бы, что инвестиции не выгодны. Однако, допустим, что уровень инфляции составляет 10%, тогда реальная ставка процента равна 10%, и инвестиции следует осуществить.

Перейдем теперь от влияния процента на инвестиции отдельного предприятия к рассмотрению зависимости общего уровня инвестиций от величины нормы прибыли и ставки процента. Понятно, что будет очень мало инвестиционных решений, позволяющих получить огромную норму прибыли, несколько больше проектов с нормой прибыли пониже и достаточно много проектов с низкой прибыльностью. Таким образом, зависимость будет носить обратный характер. Чем ниже норма прибыли, тем больше будет инвестиционных решений.

Инвестиции выгодны только при превышении нормы прибыли над процентной ставкой. Следовательно, зависимость между уровнем процентной ставки и объемом общих инвестиций тоже будет носить обратный характер.


Рисунок 1.3 - Кривая спроса на инвестиции

Предположим, что ставка процента составляет 25%, тогда из рис. 1.З видим, что будет осуществлено относительно мало инвестиций (20 млрд. грн.), поскольку норма прибыли проектов должна превышать 25%. При снижении ставки процента до 15% видим, что количество и сумма инвестиций значительно возрастает (50 млрд. грн.), так как становятся прибыльными проекты с меньшей нормой прибыли.

Используя указанную зависимость между процентной ставкой и уровнем инвестиционных расходов, государство стимулирует предприятия к инвестициям в период экономического спада, и наоборот, повышает ставку в фазе подъема с целью сдерживания экономики от «перегрева».

Необходимо отметить, что изменение уровня цен обладает эффектом процентной ставки. С ростом уровня цен увеличивается количество денег, необходимое для закупки товаров и услуг. В случае же фиксированного денежного предложения повышение спроса на деньги дает рост процентной ставки и, соответственно, снижение инвестиций. И наоборот, снижение уровня цен вызывает сокращение спроса на деньги и, как следствие, снижение ставки процента, что приводит к росту инвестиционных расходов.

Для дальнейшего рассмотрения влияния процентной ставки на экономику не обойтись без понятия учетной ставки. Одной из функций центрального банка является роль заимодателя для коммерческих банков, испытывающих временные потребности в ресурсах, такой кредит гарантируется со стороны коммерческих банков обеспечением в виде государственных ценных бумаг. Подобно коммерческим банкам, взимающим проценты по кредитам, центральный банк также взыскивает процент, называемый учетной ставкой.

Центральный банк вместе с правительством могут изменять учетную ставку, по которой кредитуются коммерческие банки. Для коммерческих банков учетная ставка является издержками увеличения ресурсов. Таким образом, снижение учетной ставки увеличивает склонность коммерческих банков к приобретению ресурсов. А увеличение возможности кредитования означает увеличение денежного предложения. Рост учетной ставки понижает интерес банков к заимствованию ресурсов у центрального банка. Следовательно, с увеличением процентной ставки денежное предложение в стране ограничивается.

Учетная ставка является одним из основных инструментов денежно-кредитного регулирования государства. Уменьшение учетной ставки представляет собой составную часть политики «дешевых денег», поскольку облегчает доступ к ресурсам и способствует росту денежного предложения, инвестиций и совокупных расходов. Наоборот, увеличение учетной ставки означает проведение политики «дорогих денег» для ограничения денежного предложения, понижения совокупных расходов и снижения инфляционного давления.

Значение учетной ставки как инструмента регулирования несколько ослабляется тем фактом, что не все банки и не всегда пользуются ресурсами центрального банка. Поэтому, если снижение учетной ставки происходит в период слабого кредитования банков, то оно окажет слабое влияние на денежное предложение и способность банков к кредитованию. Однако, изменение учетной ставки имеет важный информационный эффект, служит ясным и понятным способом информирования экономики о направлении кредитно-денежной политики.

Соединим в единую схему денежный рынок, ссудный процент и инвестиции, чистый национальный продукт (ЧНП), чтобы отследить весь механизм влияния процента на экономику и уровень ЧНП.


Рисунок 1.4 а - Денежный рынок


Рисунок 1.4 б - Спрос на инвестиции

Рисунок 1.4 в - Равновесный ЧНП

Рисунок 1.4 - Кредитно-денежная политика и изменение ЧНП

На рис 1.4.а изображен денежный рынок, на котором пересечение спроса и предложения на денежные средства определяют равновесную ставку процента. При данном предложении денег, равном 400млрд.грн. равновесная ставка процента составляет 25%.

Ставка на уровне 25% определяет на рис 1.4б объем инвестиций в сумме 15 млрд. грн., который предприятиям будет выгодно произвести. Особенно чувствительны к изменению процентной ставки крупные и долгосрочные инвестиции. Кроме того, на уровень инвестиций оказывает влияние ставка по другим возможным вложениям в активы, например, облигации. Падение ставки процента делает выше разницу между нормой прибыли и ставкой, инвестирование становится прибыльнее. И наоборот, повышение ставки процента делает привлекательнее вложения в облигации. Таким образом, процентная ставка влияет на инвестиции, а через них на производство, занятость и уровень цен.

На рис. 1.4 15 млрд. грн. инвестиций при равновесной ставке процента определяют объем равновесного ЧНП на уровне 900млрд. грн., где инвестиции (И) пресекаются со сбережениями (С).

Если при равновесном ЧНП на уровне 900млрд. грн. в экономике существует значительная безработица, спад производства, то государству следует использовать политику «дешевых» денег. Учетная ставка будет понижена, ресурсы для банков станут доступнее, денежное предложение возрастет. Рост денежного предложения понизит процентную ставку, которая в свою очередь увеличит инвестиции и уровень ЧНП. Увеличение ЧНП определяется степенью роста инвестиций и размером мультипликатора дохода. В нашем примере расширение предложения до 450млрд.грн. снижает ставку процента до 23%, которая увеличивает объем инвестиций на 5 млрд. грн. с 15 до 20. Сдвиг графика инвестиции с И1 до И2 на 5 млрд. грн. при мультипликаторе дохода равному 4 объем ЧНП увеличится до 920млрд.грн.

Если же в первоначальном варианте ЧНП присутствовала инфляция спроса, государству следует применить политику «дорогих» денег. Это означает повышение учетной ставки и ограничение кредитных ресурсов. Денежное предложение уменьшается, вызывая рост процентной ставки. Это, в свою очередь, сокращает инвестиции, уменьшает совокупные расходы и ограничивает инфляцию спроса. На рисунке эта ситуация выглядит следующим образом. Снижение денежного предложения до З60 млрд. грн. повышает ставку процента до 27%, вызывая при этом сокращение объема инвестиций до 10 млрд. грн. Снизившиеся инвестиции дают новый равновесный уровень ЧНП - 880 млрд. грн., ликвидировав инфляционный взрыв.

В результате методологического рассмотрения ссудного процента и кредита выяснили, что процент выступает в качестве цены ссудного капитала. Это оплата потребительной стоимости ссудного капитала, его способности функционировать в качестве реального капитала.

Ссудный процент можно рассматривать на макроэкономическом и микроэкономическом уровне. С точки зрения макроэкономики ставка процента определяется в результате спроса и предложения на денежные средства. На уровень процента оказывают влияние следующие факторы.

1 Масштаб производства, или ВНП. С ростом масштабов производства увеличивается потребность в деньгах для покупки возросшего количества товаров и услуг;

2 Размер денежных накоплений. Увеличение уровня денежных сбережений снижает количество наличных денег в обращении.

3 Циклические колебания производства. В период подъема растет спрос на кредиты с целью приобретения реального капитала для расширения производства. В период спада наблюдается затруднение реализации товаров и, в связи с этим, рост спроса на деньги для оплаты долгов поставщикам.

4 Темп инфляции. При усилении инфляции процентные ставки увеличиваются. Существуют номинальные и реальные (за минусом обесценивания денег) процентные ставки. Если темп инфляции обгоняет рост процентов, то выигрывает заемщик, поскольку долг возвращается "дешевыми" деньгами.

5 Государственное регулирование. Государство дифференцирует процентные ставки исходя из задач регулирования экономики, программ экономического развития и политических целей. В 1981-84 гг. США проводило политику высоких процентных ставок с целью сдержать инфляцию, повысить курс доллара, привлечь капиталы.

На микроуровне процентные ставки по кредиту устанавливаются в зависимости от показателей:

степень риска;

срок кредита;

размер ссуды;

личность клиента;

монополизация рынка.

Ставка процента ввиду своей экономической роли активно влияет на экономику. В частности, уровень инвестиций находится в обратной зависимости от процентной ставки. Инвестиции же, в свою очередь, воздействуют на уровень занятости, доходов и ВВП. Эта зависимость положена в основу денежного регулирования экономики, политики дорогих и дешевых денег, уменьшения или увеличения равновесного уровня чистого национального продукта.

Если в экономике существует значительная безработица, спад производства, то государству следует использовать политику "дешевых" денег. Учетная ставка будет понижена, ресурсы для банков станут доступнее, денежное предложение возрастет. Рост денежного предложения понизит процентную ставку, которая в свою очередь увеличит инвестиции и уровень ЧНП.

В первом разделе дипломной работы были рассмотрены теоретические основы кредитования, сущность, назначение и роль кредита, его формы, виды и функции, а также вопрос влияния на экономику ссудного процента. Во втором разделе будет проведен анализ порядка установления, начисления и взыскания процентов по кредитам на примере кредитного продукта «овердрафт» на основе данных по КБ «Приватбанк».

Ссудный процент является своеобразной ценой, ссужаемой во временное пользование стоимости.

Классификация видов ссудного процента основывается на формах кредита (коммерческий процент, банковский, потребительский и т.д.) видах кредитных учреждений (учетный процент центрального банка, банковский, ломбардный), сроках ссуд (по ссудам краткосрочным или ставкам денежного рынка, по долгосрочным ссудам или ставкам по облигационным займам), видам суд (процент по ссудам в оборотные средства, по овердрафту, по учету векселей, по целевым ссудам и т. д.), видах операций (процент по ссудам, по межбанковским кредитам, депозитный), по способу начисления (простые и сложные проценты, обыкновенные и точные и т.д.).

Независимо от вида договорной ссудный процент должен формироваться на основе цены кредитных ресурсов и маржи, необходимой для данного коммерческого банка. При этом цена кредитных ресурсов должна учитываться не рыночная (цена привлечения ресурсов), а реальная. Достаточная для банка процентная маржа должна покрывать общебанковские издержки и создавать прибыль. Кроме того, процент по договору должен учитывать темпы инфляции и банковские риски.

При формировании рыночного уровня ссудного процента на отклонение его величины от средней нормы прибыли влияют как общие факторы, действующие на макро-уровне, так и частные, лежащие в основе проведения процентной политики отдельных кредиторов.

К числу общих факторов относятся:

  • - соотношение спроса и предложения заемных средств;
  • - регулирующая направленность политики Центрального банка РФ;
  • - степень инфляционного обесценения денег.

Последний из названных факторов оказывает особое влияние на уровень ссудного процента. Об этом свидетельствует практика всех стран, прошедших по пути перехода от плановой экономики к рыночным отношениям, к числу которых соответственно относится и Россия.

Частные факторы определяются конкретными условиями деятельности кредитора, его положением на рынке кредитных ресурсов, характером операций и степенью риска.

Ссудный процент- цена ссуженной во временное пользование стоимостью в денежной форме или в форме материальных ценностей. При производственном использовании кредита источником ссудного процента является прибыль, полученная предпринимателем в результате использования ссуженной стоимости.

Движение средней нормы процента определяется соотношением спроса и предложения на рынке ссудного капитала.

Уровень процентной ставки по каждой конкретной ссуде зависит от множества факторов. Которые постоянно меняются:

  • 1) Срок кредита Т: повышается Т = повышается риск невозврата кредита = повышается процентная ставка
  • 2) Размер кредита: повышается сумма кредита(S) = снижаются издержки банка по обслуживанию кредита(C) = снижается процентная ставка(i); повышается сумма кредита(S) = повышается величина потерь при неплатежеспособности заемщика(L) = повышается процентная ставка(i). Поэтому в зависимости от размера кредита процентная ставка дифференцируется по мелким, средним и крупным кредитам. Пониженная S = повышение C = повышается i ; пониженная S = понижается L = понижается i.
  • 3) Обеспеченность кредита. Кредит: а)необеспеченный = повышается риск = повышается процентная ставка; б) ссуды, имеющие надежное обеспечение в виде ликвидного (движимого/недвижимого) имущества, быстро реализуемых ценных бумаг = понижается риск = понижается процентная ставка.
  • 4) Направление использования кредита. Повышенные процентные ставки устанавливаются по ссудам с повышенным кредитным риском. Например, по ссудам выдаваемым для устранения финансовых затруднений на инвестиционные цели и т.п.

Факторы влияющие на уровень ссудного процента могут быть связаны с различными экономическими процессами, происходящими на макро-уровне:

  • 1. фаза промышленного цикла (а) начало промышленного подъема - норма ссудного процента остается низкой, так как товаропроизводители используют преимущественно собственный, а не заемный капитал; б) высшая стадия промышленного цикла - норма ссудного процента растет, так как увеличение кредитных вложений превосходит рост производства, кредит используется не только на расширение производства, но и на спекулятивные операции на валютном, фондовом и товарном рынках; в) период кризиса - норма ссудного процента достигает максимального уровня, так как происходит погоня за деньгами, как платежным средством в то время как предложение ссудного капитала сокращается; г) депрессия - норма ссудного процента минимальная, предложение ссудного капитала увеличивается, а спрос падает, в результате сокращения и застоя производства объема промышленного и товарного капитала сокращается, а высвобожденные из оборота денежные средства увеличивают ссудный капитал.)
  • 2. уровень инфляции
  • 3. изменение спроса на кредиты вследствие неопределенности перспектив экономического развития
  • 4. денежно-кредитная политика ЦБ РФ
  • 5. дефицит государственного бюджета.

Простые и сложные проценты

Простые ставки ссудных (декурсивных) процентов применяются обычно в краткосрочных финансовых операциях, когда интервал начисления совпадает с периодом начисления (и составляет, как правило, срок менее одного года), или когда после каждого интервала начисления кредитору выплачиваются проценты. Естественно, простые ставки ссудных процентов могут применяться и в любых других случаях по договоренности участвующих в операции сторон.

Введем следующие обозначения:

i(%) - простая годовая ставка ссудного процента;

i- относительная величина годовой ставки процентов;

Iг- сумма процентных денег, выплачиваемых за год;

I- общая сумма процентных денег за весь период начисления;

P- величина первоначальной денежной суммы;

S - наращенная сумма;

кн - коэффициент наращения;

n- продолжительность периода начисления в годах;

д - продолжительность периода начисления в днях;

К - продолжительность года в днях.

Величина К является временной базой для расчета процентов.

В зависимости от способа определения продолжительности финансовой операции рассчитывается либо точный, либо обыкновенный (коммерческий) процент.

Дата выдачи и дата погашения ссуды всегда считаются за один день. При этом возможны два варианта:

вариант 1 используется точное число дней ссуды, определяемое по специальной таблице, где показаны порядковые номера каждого дня года; из номера, соответствующего дню окончания займа, вычитают номер первого дня;

вариант 2. берется приблизительное число дней ссуды, когда продолжительность полного месяца принимается равной 30 дням; этот метод используется, когда не требуется большая точность, например, при частичном погашении займа.

Точный процент получают, когда за временную базу берут фактическое число дней в году (365 или 366) и точное число дней ссуды.

Приведенным выше определениям соответствуют формулы:

  • (1.4)
  • (1.5)
  • (1.6)

Применяя последовательно формулы (1.4), (1.3), (1.2) и (1.6), получаем основную формулу для определения наращенной суммы1:

На практике часто возникает обратная задача: узнать величину суммы Р, которая в будущем должна составить заданную величину S. В этом случае Р называется современной (текущей, настоящей2, приведенной) величиной суммы S.

Определение современной величины Р наращенной суммы S называется дисконтированием, а определение величины наращенной суммы S-компаундингом.

В применении к ставке ссудного процента может также встретиться название математическое дисконтирование, несовместимое, кстати говоря, с учетными ставками, которые будут рассматриваться в следующем разделе.

Из формулы (1.7) получаем формулу, соответствующую операции дисконтирования:

Преобразуя формулу (1.7) (т. е. заменяя входящие в нее выражения на эквивалентные и выражая одни величины через другие), получаем еще несколько формул для определения неизвестных величин в различных случаях:

Иногда на разных интервалах начисления применяются разные процентные ставки. Если на последовательных интервалах начисления n1, n2,..., nN используются ставки процентов i1, i2,..., iNто по формулам (1.2) и (1.3) сумма процентных денег в конце первого интервала составит:

в конце второго интервала:

При N интервалах начисления наращенная сумма составит

Для множителя наращения, следовательно, имеем

Рассмотрим несколько примеров, соответствующих различным наборам исходных данных.

Ссуда в размере 50 000 руб. выдана на полгода по простой ставке процентов 28% годовых. Определить наращенную сумму.

По формуле (1.7)

Кредит в размере 10 000 000 руб. выдан 2 марта до 11 декабря под 30% годовых, год високосный. Определить размер наращенной суммы для различных вариантов (обыкновенного и точного) расчета процентов.

В случае точных процентов берем д = 284.

По формуле (1.8) получаем:

2. Для обыкновенных процентов с точным числом дней ссуды имеем

Для обыкновенных процентов с приближенным числом дней ссуды (д = 280) по формуле (1.8) получаем

Кредит в размере 20 000 000 руб. выдается на 3,5 года. Ставка процентов за первый год -- 30%, а за каждое последующее полугодие она уменьшается на 1%. Определить множитель наращения и наращенную сумму.

По формуле (1.15):

По формуле (1.14):

Определить период начисления, за который первоначальный капитал в размере 25 000 000 руб. вырастет до 40 000 000 руб., если используется простая ставка процентов 28% годовых.

По формуле (1.10) получаем

Определить простую ставку процентов, при которой первоначальный капитал в размере 24 000 000 руб. достигнет 30 000 000 руб. через год.

По формуле (1.13) определяем

Кредит выдается под простую ставку 26% годовых на 250 дней. Рассчитать сумму, получаемую заемщиком, и сумму процентных денег, если требуется возвратить 40 000 000 руб.

По формуле (1.9) (операция дисконтирования) имеем

Из формулы (1.4) получаем

а) сокращение инвестиций;

б) увеличение инвестиций;

в) увеличение ВВП;

г) подрыв стимула хозяйственной активности населения.

а) стимулирует производительный труд;

б) способствует уменьшению разрывов в доходах лиц различных социальных категорий;

в) ведет к усилению социальной дифференциации;

г) используется для поддержания уровня жизни лиц с фиксированными доходами.

82. Личный доход – это:

а) весь доход, предназначенный для личных расходов, после уплаты налогов;

б) ВНП минус амортизация;

в) стоимость произведенных за год товаров и услуг;

г) доход, полученный домохозяйствами в течение данного года, включая сумму, которую составляют их налоги.

83. Политика доходов в административно-командной экономике основывается на:

а) распределении благ по потребностям;

б) равном распределении на душу населения;

в) нормативном распределении;

г) распределении по труду.

84. В коротком периоде при повышении уровня цен занятость возрастет, если:

а) рост номинальной зарплаты отстает от роста уровня цен;

б) рост реальной ставки зарплаты отстает от роста средней производительности труда;

в) индексация заработной платы отстает от инфляции;

г) повышается реальная ставка зарплаты.

85. Добровольно уволившийся работник во время поиска новой работы подвержен форме безработицы:

а) циклической;

б) структурной;

в) фрикционной;

г) застойной.

86. Эгалитарный принцип социальной справедливости подразумевает, что:

а) справедливость устанавливается рынком;

б) все члены общества получают равные блага;

в) максимизирует полезность наименее обеспеченных лиц;

г) максимизирует полезность всех членов общества.

87. Правительство в текущем году увеличило расходы на образование населения за счет сокращения затрат на содержание государственного аппарата. Вследствие этого :

а) вырос реальный национальный доход текущего года;

б) возрос перманентный доход страны;

в) вырос номинальный национальный доход текущего года;

г) национальный доход возрастет в следующем году.

88. Система обязательного социального страхования охватывает всех,кроме:

а) пенсионеров работающих по найму;

в) временно нетрудоспособных.

89. Основной тенденцией политики доходов и заработной платы в экономически развитых странах является:

а) сокращение реальной заработной платы при увеличении числа получателей трансфертных платежей;

б) нарастание дифференциации доходов и сокращение социальных программ;



в) постепенное увеличение нормы заработной платы и повышение равномерности распределения доходов.

г) последовательное увеличение налога на прибыли, и увеличение трансфертных платежей.

90. Государственная политика доходов в странах с рыночной экономикой – это:

а) поддержание сопоставимого уровня заработной платы в различных отраслях национальной экономики;

б) установление государством размера заработной платы и жалованья всем категориям занятых;

в) перераспределение доходов через систему налогов и социальных выплат с целью сглаживания социальных различий;

г) противодействие инфляции.

91. Неравенство доходов – это:

а) различия в налогообложении доходов;

б) неравномерное распределение национального дохода между населением страны;

в) разница в доходах от собственности, предпринимательском доходе и трудовых доходах;

г)различия в уровне оплаты труда.

92. “Полная занятость” – это:

а) абсолютное отсутствие безработицы;

б) уровень безработицы, равный сумме уровней фрикционной и структурной безработицы при нулевом уровне циклической безработицы;

в) когда число незанятых к наличной рабочей силе составляет 9-10%;

г) естественный уровень безработицы для конкретного государства.

93. Кривая Лоренца показывает:

а) степень неравномерности персонального распределения доходов;

б) ставок налогообложения от уровня доходов;

в) динамику изменения доходов за период;

г) уровень доходов различных групп населения.

94. Продление срока выплат пособий по безработице за счет увеличения дефицита госбюджета относится к мероприятиям :

а) политики предложения;

б) комбинированной политики

в) фискальной политики

г) кредитно-денежной политики.

95. Изменения в уровне реальной заработной платы можно определить путем сопоставления номинальной заработной платы с динамикой:

а) уровня цен на товары и услуги;



б) нормы прибыли;

в) ставки налогообложения;

г) ставки банковского процента.

а) различия в рыночной стоимости “товарной корзины” двух разных временных периодов;

б) различия в уровнях цен двух разных стран;

в) различия между структурой производства в данном и предыдущем году;

г) разницу между уровнем оптовых и розничных цен.

97. Минимальный размер заработной платы устанавливается:

а) тарифным соглашением;

б) государством для госслужащих и предпринимателями для наемных работников;

в) государственным законом;

г) индивидуально для каждого работника.

98. Потерявший работу человек из-за спада в экономике попадает в категорию безработных, охваченных:

а) фрикционной формой безработицы;

б) застойной формой безработицы;

в) циклической формой безработицы;

г) структурной формой безработицы.

99. Если человек болен и не может работать, то он:

а) относится к числу неполных занятых;

б) не учитывается в составе рабочей силы;

в) рассматривается, как потерявший возможность поступить на работу;

в) относится к числу безработных.

100. Продление срока выплат пособий по безработице за счет увеличения дефицита госбюджета относится к мероприятиям:

а) политики предложения;

в) кредитно-денежной политики;

в) фискальной политики;

г) комбинированной политики.

101.Предмет финансового права:

а).отношения по поводу оборота денежных средств

б) отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств

в). научные представления по вопросам экономической деятельности

102. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований – это:

а).деятельность по взиманию налогов и сборов

б). деятельность по финансированию и кредитованию за счет средств бюджета

в) деятельность по сбору, распределения и использованию фондов денежных средств для достижения задач и функций государства и муниципальных образований

103. В финансовом праве в основном используется метод:

а) властных предписаний

г). сочетания императивного и диспозитивного методов

104.Финансы – это:

а).совокупность наличных денег на территории государства

б).совокупность финансовых институтов

в) отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств

105. Что является отличительной чертой метода финансового права:

а).возможность вступать в договорные отношения

б) юридическое неравенство субъектов финансовых правоотношений

в).возможность выбора варианта поведения из нескольких предложенных государством

106. К особенностям финансово-правовых норм относятся:

а) их преимущественно императивный характер

б).регулируют именно финансовые отношения

в).регулируют денежно-имущественные отношения

г).регулируют все экономические отношения

107. Какой из актов может являться нормативно-правовым источником финансового права:

а).судебный акт суда общей юрисдикции

б).судебный акт арбитражного суда

в).постановление прокурора

г) инструкция Министерства финансово РФ

д).инструкция Министерства здравоохранения и социального развития РФ

108. Санкция финансово-правовой нормы – это:

а).обязанность субъекта финансово-правового отношения

б) мера государственного принуждения

в).объем правоспособности участника отношения

г).полномочия участника финансового правоотношения

109.В финансовом праве преобладают нормы:

а).запрещающие

б).уполномочивающие

в) обязывающие

110. Регулирование денежного обращения является функцией:

а). Правительства РФ

б). Государственной Думы РФ

г). Министерства финансов

д) Центрального банка РФ

111 . Финансовые правоотношения – это:

а) общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований по поводу формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств

б).денежные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления

в).общественные отношения властного имущественного характера в сфере экономики

112. Финансовая правоспособность - это:

а) способность иметь финансовые права и обязанности, предусмотренные в законе

б).это способность лица самостоятельно либо через законных представителей приобретать, осуществлять, изменять и прекращать финансовые права и обязанности

в).способность лица отвечать за неисполнение и неправомерную реализацию финансовые прав и обязанностей

113. К публично-правовым образованиям как субъектам финансового права относятся:

а).органы государственной власти, организации

б).только муниципальные образования

в) Российская Федерация в целом и ее субъекты, муниципальные образования

114. Право на использование бюджетных средств относится:

а).к процессуальным бюджетным правам

б) к материальным бюджетным правам

в).правам на установление федеральных налогов и сборов

115. Центральный банк РФ как субъект финансового права относится:

а).к публично-правовым образованиям

б) к коллективным субъектам

в). к индивидуальным субъектам

116. Предварительный финансовый контроль осуществляется:

а).после проведения финансовой операции

б).во время проведения финансовой операции

в) до совершения финансовой операции

117. По результатам аудиторской проверки аудитор:

а).составляет акт проверки

б) выражает свое мнение в аудиторском заключении

в).составляет справку

118. Общая цель деятельности Счетной палаты РФ:

а) осуществление государственного финансового контроля за исполнение федерального бюджета

б).проведение ревизий на государственных унитарных предприятиях

в).противодействие легализации доходов, полученных преступным путем

119. Целью аудита является:

а).проверка основных средств предприятия

б).проверка прибыльности и доходности производства

в) выражение мнения о достоверности финансовой отчетности проверяемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству

120. В чьем ведении находится Федеральное казначейство:

а).Государственной думы РФ

б).Центрального банка РФ

в) Министерства финансов РФ

г).Правительства РФ

121. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов утверждаются в форме:

а) федеральных законов

б).федеральных конституционных законов

в).указов Президента

122. Какой из ниже перечисленных фондов не относится к государственным внебюджетным фондам:

а).Пенсионный фонд РФ

123. Под бюджетом понимается:

а). бюджеты всех уровней

б).классификация расходов и доходов государства

в) форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления

124.Бюджетный год начинается:

б). с момента утверждения закона о бюджете

125. В Российской Федерации бюджетная система включает в себя:

а).бюджет РФ и бюджеты субъектов РФ

б).государственный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов

в) бюджеты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и бюджеты государственных внебюджетных фондов

126. В состав доходов бюджетной системы входят:

а).оборотная кассовая наличность и прочие доходы

б) налоговые и неналоговые доходы

в).безвозмездные перечисления в виде дотаций, субвенций, субсидий

г).доходы от ведения предпринимательской деятельности ее субъектами

127.Признак нецелевого характера использования свойствен безвозмездным перечислениям в виде:

а).субвенций и дотаций

б).субвенций и субсидий

в).субсидий и дотаций

г) дотаций

128.Расходы бюджетов осуществляются в форме:

а) бюджетных ассигнований

б).бюджетных обязательств

в).расходных обязательств

129. Первичное (исходное) правоотношение, в рамках которого возникает обязанность выплатить средства из бюджета:

а) расходное обязательство

б).бюджетное обязательство

в).расходы бюджета

130. Обязанной стороной в расходном обязательстве является:

а).Центральный банк РФ

б) публично – правовое образование

в).организации и физические лица

131. Публичное обязательство может быть предусмотрено:

а).договором

б) только законом

в).как законом, так и договором

132. Расходы бюджета – это:

а).денежные средства, направляемые на финансирование государственных

б).организаций и учреждений

в) денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления

г).денежные средства, выделяемые из федерального бюджета

133.Бюджетный процесс – это:

а).деятельность органов бюджетного контроля по выявлению бюджетных правонарушений и взысканию причиненного ущерба

б) деятельность органов государственной власти и местного самоуправления и участников бюджетного процесса, регламентированная бюджетным законодательством, по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также контролю за составлением, рассмотрением и исполнением бюджетов

в) деятельность органов местного самоуправления по контролю за формированием, расходованием и использованием фондов денежных средств

134.Правовая форма отчета об исполнении бюджета Российской Федерации:

а).классификация доходов государства

б).бюджетная роспись

в) федеральный закон

135.Государственная Дума рассматривает проект Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год:

а) в трех чтениях

б).в четырех чтениях

в).до преодоления всех разногласий с Правительством РФ

136.Составление проекта федерального бюджета возлагается на:

а).Государственную Думу РФ с участием Счетной палаты РФ

б) Правительство РФ

в). Президента РФ

г).Федеральное Казначейство

137.Проект бюджета на очередной финансовый год представляется Государственной Думе:

а).одновременно с представлением бюджетного послания Президента Федеральному Собранию

138. Бюджеты государственных внебюджетных фондов утверждаются:

а) Федеральным Собранием РФ

б).Правительством РФ

в).органами данных фондов

139.Средства какого государственного внебюджетного фонда направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т. п.:

а).Федерального фонда обязательного медицинского страхования

б) Фонд социального страхования РФ

в) Пенсионного фонда РФ

140.Какой из ниже перечисленных фондов не относится к государственным внебюджетным фондам:

а).Пенсионный фонд РФ

б).Фонд социального страхования РФ

в) резервный фонд Правительства РФ

141. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется:

а) Федеральным казначейством РФ

б).Федеральным Собранием РФ

в).Правительством РФ

142.Денежные средства государственных внебюджетных фондов находятся в собственности:

а).самих фондов

б) Российской Федерации

в).субъектов РФ и муниципальных образований

в).организаций и физических лиц, вносящих взносы в эти фонды

143.Право хозяйственного ведения предполагает:

а) предприятие самостоятельно распоряжается полученной прибылью

б).предприятие имеет право на получение только части прибыли

в).предприятие не имеет права распоряжаться полученной прибылью

144. Средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества:

а).распределяются поровну между всеми уровнями бюджетной системы

б).не подлежат зачислению в бюджет

в) подлежит зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме

145.Средства, получаемые Центральным банком РФ, поступают:

а).100% в государственный бюджет

б).полностью остаются самому банку

в) 50% перечисляется в бюджет, 50% остаются банку

146.Кредитная организация – это:

а).учреждение, созданное для предоставления кредитов гражданам и юридическим лицам

б).банки и валютные биржи

в) юридическое лицо, осуществляющее банковские операции для цели извлечения прибыли на основании лицензии, выданной Центральным банком РФ

147. Осуществлять денежную эмиссию может:

а) Центральный банк РФ

б).любая банковская организация

в).небанковская организация

148. Центральный банк РФ является плательщиком:

б) налог на прибыль организаций

в).имущество организаций

149. Какой орган осуществляет лицензирование деятельности кредитных организаций:

а).Министерство финансов

в) Центральный банк РФ

150. В чьей компетенции находится право осуществлять денежную эмиссию:

а).Министерства финансов

б).Правительства РФ

в) Центрального банка РФ

г).Государственной Думы РФ

151. Дотации - это:

а).денежные средства, передаваемые государственным внебюджетным фондам и государственным предприятиям для выполнения их функциональных задач;

б).бюджетные средства, предназначенные для выплаты государственного долга;

в).бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня на безвозвратной и безвозмездной основе;

г).бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

152. Отличительным признаком субвенции является:

а).безвозмездность;

б).безвозвратность;

в).целевой характер;

г).верно все перечисленное.

153. Отличительным признаком субсидии является:

а).безвозмездность;

б).безвозвратность;

в).целевой характер;

г).долевое финансирование.

154 .Трансферты населению - это:

а).все виды денежных перечислений в бюджеты нижестоящего уровня;

б).бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению социального характера, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления;

в).выплаты из консолидированного бюджета в адрес региональных и местных бюджетов,

г).при условии обязательном направлении субъектами РФ и местными органами власти населению в режиме социальной помощи.

155. Финансовая помощь, осуществляемая в форме дотаций, субвенций, субсидий, учитывается:

1.в составе доходов консолидированного бюджета;

2.в доходах того бюджета, который является получателем этих средств;

3.в составе бюджета, передающего эту помощь;

4.в расходной части бюджета, средства которого передаются нижестоящим бюджетам.

156 . Бюджетный процесс - это:

а).регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением;

б).способ исполнения бюджета по доходной и расходной части, а также применения мер ответственности за нарушения установленного порядка в этой сфере;

в).порядок подготовки проектов бюджетов, их утверждения, а также государственного управления бюджетной деятельностью и применения мер ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

157 . Финансово-правовая норма (норма финансового права) - это:

а).установленное гражданским обществом и обеспеченное им определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования общественных денежных фондов и доходов;

б).установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников;

в).установленное государством определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников;

г).установленное гражданским обществом и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников;

158. Бюджетный период:

а).длится 1 календарный год;

б).состоит из стадии исполнения бюджета - бюджетного года;

в).включает период времени от начала составления проекта бюджета до утверждения отчета об исполнении бюджета.

159. Проект федерального закона о федеральном бюджете должен быть внесен в Государственную Думу РФ не позднее:

160. Проект федерального закона о федеральном бюджете проходит в Государственной Думе РФ:

а).3 чтения;

б).4 чтения;

в).количество чтений определяется Регламентом Государственной Думы.

161. Президент РФ, не позднее марта месяца года, предшествующего финансовому, выступает перед Государственной Думой с:

а).прогнозом социально-экономического развития;

б).ежегодным посланием Федеральному Собранию;

в).бюджетным посланием;

г).отчетом об исполнении бюджета.

162. Предметом финансового права являются:

а).общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и местным самоуправлением финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств;

б).общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств;

в).общественные отношения, возникающие в процессе осуществления местным самоуправлением финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.

163. Бюджетная роспись - это:

а).документ, представляемый бюджетным учреждением в Государственную Думу РФ, чтобы получить предусмотренные бюджетом бюджетные ассигнования;

б).документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ;

в).документ, конкретизирующий бюджетную классификацию на предмет учета особенностей каждого получателя бюджетных средств.

164. Сбюджетным посланием перед Федеральным Собранием РФ выступает:

а).Президент РФ;

б).Председатель Счетной палаты РФ;

в).Министр финансов;

г).Председатель Правительства РФ.

165. Бюджетные ассигнования - это:

а).часть бюджетных средств, передаваемых на возвратной основе на обеспечение инвестиционных задач государственного сектора экономики;

б).бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств;

в).бюджетные средства, предназначенные для передачи государственным внебюджетным фондам, в случае дефицита их бюджетов;

г).средства федерального бюджета, предназначенные для передачи их в бюджеты нижестоящего уровня, либо в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

166. Бюджетные обязательства - это:

а).обязательства одних участников бюджетного процесса по отношению к другим участникам бюджетного процесса;

б).обязанности органов, исполняющих бюджет, предоставлять бюджетные средства в соответствии с законом (решением) о бюджете и сметой доходов и расходов;

в).расходные обязательства, исполнение которых предусмотрено законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год;

г).обязательства главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств по финансированию бюджетных получателей.

167. Бюджетный кредит - это:

а).форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;

б).кредитные средства, которые бюджет вправе получить на возмездных условиях в кредитной организации;

в).часть бюджетных расходов, направляемых на возмездной основе иностранным государствам, в том числе странам СНГ;

г).форма предоставления безвозвратной помощи получателям бюджетных средств, в соответствии с утвержденной бюджетной росписью.

168. Из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ предоставляются:

а).трансферты;

б).дотации;

в).субвенции;

г).субсидии;

169. Бюджетный год в РФ равен:

а).календарному году;

б).бюджетному периоду;

в).сельскохозяйственному году.

170. 3авершение бюджета происходит:

г).иной вариант ответа.

171. Принцип единства кассы в процессе исполнения бюджета предполагает:

а).зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета;

б).использование только одного счета банков в процессе обслуживания доходов и расходов бюджетов всех уровней;

в).передачу прав по формированию доходов и расходов бюджетов федерального, регионального и местного уровней в Федеральное казначейство РФ;

г).порядок открытия только в Банке России одного счета, на который должны зачисляться все доходы и с которого должны производиться все расходы бюджетов.

172. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется:

а).Центральным банком РФ;

б)Федеральным казначейством РФ;

в).Правительством РФ;

г).каждым уровнем власти самостоятельно.

173. Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляет:

а).Федеральное Собрание РФ;

б).Счетная палата РФ;

в).Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ;

г).Специалисты в области страхования Министерства экономики РФ;

174. 3аконодательно установленными формами страхования являются:

а).обязательное, имущественное, личное, страхование ответственности и др.;

б).обязательное и добровольное;

в).страхование, осуществляемое российскими и зарубежными страховщиками;

г).обязательное, личное, на случай пожара, страхование жизни, гражданской ответственности и др.

175.Эмиссию наличных денег в РФ осуществляет:

а).Министерство финансов РФ;

б).Правительство РФ;

в).Центральный банк РФ;

г).Федеральное Собрание РФ;

176. Надзора за банковской деятельностью осуществляет:

а).Центральный банк РФ (Банк России);

б).Счетная палата РФ;

в).Министерство финансов РФ;

г).Федеральное Собрание РФ;

177. Центральный банк РФ (Банк России) подотчетен:

а).Счетной палате РФ;

б).Федеральному Собранию РФ;

в).Правительству РФ

г).Государственной Думе РФ.

178. Основным методом финансового контроля является:

а).наблюдение;

б).ревизия;

в).обследование;

г).проверка.

179. Юридическое лицо обязано согласовать лимит остатка кассы:

а).с налоговой инспекцией;

б).с банком, в котором открыт расчетный счет;

в).с местной администрацией;

г).с финансовым органом субъекта РФ.

180. Предельный размер наличной денежной суммы, которую юридические лица вправе передавать другим юридическим лицам в качестве платежа по одной сделке, составляет:

а).10 тыс. рублей;

б).60 тыс. рублей;

в).100 тыс. рублей.

181. Валютный контроль в РФ осуществляется:

а).органами валютного контроля;

б).агентами валютного контроля;

в).органами и агентами валютного контроля.

182. Порядок ведения кассовых операций на территории РФ устанавливает:

а).Центральный банк РФ;

б).Федеральное казначейство РФ;

3.Министерство финансов;

В).Правительство РФ.

183. Расчеты между юридическими лицами в РФ должны осуществляться:

а).в безналичной форме;

б).в наличной форме;

в).в безналичной и наличной форме;

г).с использованием кредитных карт.

184. К способам правового регулирования денежного обращения относятся:

а).денежная реформа;

б).деноминация;

в).эмиссия денег;

г).все перечисленное.

185. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах включает в себя:

а).совокупность всех нормативных актов по налогам и сборам;

б).совокупность Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах;

в).совокупность федеральных законов и подзаконных нормативных актов о налогах и сборах;

г).совокупность федеральных законов и норм права о налогах и сборах.

186. 3аконодательство субъектов РФ о налогах и сборах включает в себя:

а).совокупность законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с Налоговым кодексом;

б).совокупность только одних законов субъектов РФ о налогах и сборах;

в).совокупность Налогового кодекса, законов РФ, субъектов РФ и подзаконных нормативно - правовых актов о налогах и сборах;

г).совокупность принятых законов и иных правовых норм, принятых законодательными органами субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом.

187 . Кнормативно-правовым актам органов местного самоуправления о налогах и сборах относятся:

а).все нормативные акты, принятые представительными и исполнительными органами власти муниципальных образований;

б).нормативные акты, которые приняты представительными органами местного самоуправления;

в).все нормативные акты и нормы права, которые приняты органами местного самоуправления.

188. 3аконодательство о налогах и сборах регулирует отношения:

а).властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;

б).властные отношения между Правительством РФ и Министерством по налогам и сборам, налоговой полицией, таможенными органами, а также между налоговыми органами и налогоплательщиками, налоговыми агентами;

в).между налогоплательщиками и налоговыми агентами, между налоговыми органами и органами общей компетенции, между правоохранительными органами и налогоплательщиками.

189. Виды финансового контроля:

а).предварительный, текущий и основной;

б).предварительный, текущий и дополнительный;

в).предварительный, текущий и последующий.

190. Доходы бюджетов образуются за счет:

а).за счет любой деятельности, не запрещенной действующим законодательством;

б).налоговых доходов и безвозмездных перечислений;

в).налоговых и неналоговых видов доходов;

г).налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений

191. Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов:

а).двух уровней;

б).трех уровней;

в).четырех уровней.

192. Дефицит бюджета - это:

а).превышение доходов бюджета над его расходами;

б).превышение расходов бюджета над его доходами;

в).превышение прибыли бюджета над его убытками.

193. Профицит бюджета - это:

а).превышение расходов бюджета над его доходами;

б).превышение прибыли бюджета над его убытками;

в).любой вариант, в зависимости от ситуации;

г).превышение доходов бюджета над его расходами.

194. Временное управление бюджетом предусмотрено в случае:

а).если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала финансового года;

б).если закон (решение) о бюджете не вступил в силу до начала финансового года;

в).если закон (решение) о бюджете вступил в силу с начала финансового года частично;

г).временное управление бюджетом законодательством не предусмотрено.

195. При рассмотрении в последнем чтении законопроект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год:

196.Деньги выполняют функцию:

а)средства контроля

б) средства платежа

в)фискальную

197. Срок изъятия из обращения банкнот и монет при их обмене на банкноты и монеты нового образца установлен:

а). от трех до пяти лет

б) без ограничения

в) в течение 1 года

г) от 1 года до 5 лет

Ссудный процент как базис мирового экономического и политического управления: прошлое и настоящее. Проблемы ссудного процента: исторические решения и невозможность их решения в настоящем и будущем. Невозможность дальнейшего банковского кредитования, основанного на ссудном проценте.

Институт кредитования под определенный процент, не зависящий от прибыли заемщика, не мог появиться раньше таких институтов как государственная регистрация частной собственности, судопроизводство, страхование, нотариат и некоторые другие, например, система судебных исполнителей и система исполнения наказания (тюрьмы, каторги, публичные казни), без которых кредитование на профессиональном уровне было бы весьма проблематично.


Чтобы масштабы перетекания собственности в руки ростовщиков не принимали катастрофических для государства и населения масштабов, этим не очень благородным и богоугодным делом было разрешено (до эпохи Реформации) заниматься ограниченному кругу «профессиональных финансистов» - евреям, исповедующим иудаизм и составлявшим относительное меньшинство от коренного населения. Но и такое ограничение в средние века приводило к массовым недовольствам подданных европейских монархий, которые зачастую выходили из-под контроля и заканчивались погромами, которые получили название «еврейских» (в средние века плодами деятельности ростовщиков кормилась так или иначе вся еврейская община (еврейский квартал), поэтому и доставалось всем членам еврейской общины без разбора).

Хотя ростовщики в частности и евреи в целом были постоянным поводом для недовольства населения европейских государств (главным образом из-за того, что евреи предпочитали заниматься «избранными» профессиями и имели больше доходов, чем обычные городские и сельские жители), европейские монархи вынуждены были их терпеть, потому что евреи платили немалые налоги, а своими кредитами стимулировали торговлю и ремесла, также финансировали расходы европейских аристократических домов.

1492 год официально признан годом окончания Реконкисты и образования Испании как единого государства. Видимо, по случаю этого государственного праздника супружеская пара король Фердинанд Второй Арагонский и королева Изабелла Кастильская подписали Альгамбрский декрет об изгнании евреев из Испании, Сардинии и Сицилии.

«Предпосылкой изгнания стали мощные антисемитские настроения в Испании XV века, в основе которых лежал социальный конфликт между преимущественно крестьянским коренным населением и немногочисленной еврейской общиной, активно занимающейся торговлей и ростовщичеством, а также проникшей во многие сферы административного управления, в том числе финансового. Ростовщичество было запрещено для христиан как грех, но широко использовалось евреями и к концу века привело к тяжёлому социальному конфликту» (Википедия).

Миф о том, что миром правят евреи, всего лишь миф, или в лучшем случае часть правды. Если бы евреи правили миром с незапамятных времен, то не знала бы таких понятий как «исход евреев», «еврейские погромы», «холокост», «антисемитизм», «жидовство», «еврейский мировой заговор», «сионизм», «бей жида - спасай Россию» и «если в кране нет воды…»

Ни один народ мира не пользуется такой «любовью» со стороны коренного населения, как евреи. И это правители мира, которым принадлежат все богатства и судьбы всех народов мира! Тут явно какой то подвох, который, впрочем, лежит на поверхности.

Евреи как мировой институт ссудного кредитования и его лицо на самом деле не обладают ВЕРХОВНОЙ властью над мировыми финансами. Так же, как политики Запада не являются ВЕРХОВНОЙ политической властью в своих странах. Президент или, иначе, председатель - это человек, который сидит впереди, то есть лицо публичное. А тот, кто им управляет, находится СЗАДИ него, в тени, за кулисами.

Кому-то очень удобно, чтобы все шишки доставались евреям. Если бы евреям действительно принадлежали все (или почти все, как многие думают) мировые финансы, то еврейский образ представал бы перед нами не в виде комичного человека в шляпе с бородой, пейсами и в очках. Роль евреев, точнее, ее мировой сионистской верхушки - быть громоотводом, эдаким глобальным и универсальным козлом отпущения (с пейсами и бородой), с чем евреи вполне и справляются.

Если бы евреи действительно правили миром, то государство Израиль было бы самым древним и самым мощным государством мира с непрекращающейся историей. Мировое еврейство и современное государство Израиль - это всего лишь финансовый и военно-политический инструмент в руках настоящих хозяев западного мира. Можно предположить, что старые европейские аристократические династии не утратили свою власть в западном мире. А еврейские банкирские дома как служили им столетия назад, так и продолжают сохранять им верность до сих пор.

Безусловно, среди евреев есть очень богатые и влиятельные люди. Формально они владеют чуть ли не половиной всего, что есть на земном шаре. Но между властью формальной и фактической очень большая разница. Попробуйте сделать в Яндексе запрос «абрамович кош...», и у Яндекса появится подсказка: «абрамович кошелек путина». Какую миссию выполняет в Лондоне Роман Аркадьевич и для чего ему нужны футбольный клуб английской премьер-лиги, три гигантские яхты и несколько миллиардов долларов, мы можем только догадываться.

А если кто-то думает, что фигуры Ротшильдов и Рокфеллеров уж точно звезды первой величины в глобальном устройстве мира, то, значит, кому-то очень нужно, чтобы кто-то так думал.

Исключений быть не может: настоящие учредители и бенефициары западного мироустройства не будут светиться ни на политической сцене, ни на финансовой. Потому что те дела, которые они обделывают через своих «топ-менеджеров» в политике и экономике, не дают им ни малейшего шанса выйти на поверхность из тени, во всяком случае, при дневном свете.

Проблема ссудного процента как глобального института управления заключается в том, что он не привязан к результатам деятельности заемщика. Поведение ростовщиков в экономике подобно раковым клеткам, которые убивают здоровый организм. Чтобы сохранить финансовые инструменты управления, основанные на ссудном проценте и при этом не разрушить свои национальные экономики, хозяевам западного мира не оставалось никакого другого выбора, кроме организации мировых войн на чужих территориях как средства списания накопленных ими долгов. Но наличие ядерного у более чем одной страны разорвало этот удобный исторический способ решения проблем ссудного процента.

Пример России и Китая, когда управление страной осуществляется через институт национального лидера - кошмарная реальность для современного Запада и его учредителей. Ведь суть «демократии» - это уход от личной ответственности с помощью фиктивных выборов и выставления в роли глав государств и правительств своих марионеток - мальчиков для битья. При такой схеме государство не может аккумулировать больше средств, чем частные финансовые структуры. Государство должно находиться в подчинении у частного капитала. В противном случае произойдет то, что произошло в России: государство начинает все тверже и тверже диктовать свою волю частному капиталу. Институт ссудного процента как раз и служил для перетягивания денежных средств и финансовых потоков из государственной казны и карманов граждан в частные банки. А поддержание деятельности государственных институтов и штанов у населения осуществлялось за счет кредитов и постоянном уменьшении кредитной ставки практически до нуля, резерв уменьшения которой уже исчерпан.

Военное списание долгов в мировом масштабе уже невозможно.

Отменить ссудный процент - это усиление государства и ослабление частных финансовых институтов, что для Запада смерти подобно.

Перейти от «демократической» схемы управления к прямому управлению с институтом национального лидера - это уже ни в какие ворота не лезет с точки зрения западной цивилизации.

А вот в России депутаты ГД РФ уже рассматривают законопроекты по появлению на территории РФ мусульманских банков, в основе которых отсутствует ссудный процент. Сначала это будут исламские банки иностранных, прежде всего арабских государств на территории РФ, чтобы обкатать на них работу исламского банкинга в России. А потом это будет ЗАКОН, который запретит ссудный процент и производные от него не только в нашей стране, но и во всех странах мира (в том числе и государствах Запада как проигравшей стороны).

Заемщики мусульманских кредитов отдают банку в качестве вознаграждения за его финансовые услуги часть прибыли по сделкам или проектам развития, на которые пошли кредитные средства. А если нет прибыли, одни убытки, то нет и обязательной ответственности перед банком своим имуществом или имуществом наследников. Мусульманские банки не загоняют в долговую кабалу своих заемщиков. По сути, мусульманское банковское кредитование - это венчурное инвестирование с высокой долей риска: нужно не столько с документами заемщика работать, сколько с самим человеком, и внимательно изучить его дело.

Скорый финансовый крах западного мира (его агонию мы уже видим) повлечет повсеместную отмену ссудного процента. А за этим последует и отмена сложных налогов, заточенных под институты ссудного процента. Скорее всего, налоги с частного бизнеса будут составлять меньшую часть доходов в государственный бюджет. Потому что это будут налоги с малого и среднего бизнеса. А вот крупный бизнес будет иметь только государственную прописку и государственное же финансирование. Ситуация, когда предприниматели и граждане платят процентов банкам по кредитам больше, чем налогов государству, абсурдна, и такое положение вещей не может продолжаться вечно.

У ссудного процента нет никаких перспектив выхода из кризиса. Более справедливый банк БРИКС оторвет страны третьего мира от своих бывших метрополий раз и навсегда. Европа и в средние века не могла прожить без товаров из Азии, а теперь к азиатским товарам добавились еще нефть и газ Ближнего Востока и России. Пора бы уже Европе и Америке понять, что у них ПОЛНАЯ зависимость от остального мира, а их глобальные финансовые институты управления - всего лишь программы в компьютерах и помещения со специально обученным персоналом. Создать альтернативу этим технологиям не составит особого труда для таких стран как Россия и Китай.

Не пройдет и десяти лет, как ссудный процент будет окончательно похоронен, а мир станет более справедливым и менее кровожадным.


Top