Задания для квеста с применением карт проппа. Карты Проппа - помощник логопеда в обучении дошкольников пересказу и сочинению сказок

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 7»

152150 Ярославская область, г. Ростов, Микрорайон № 1, д.10.

МАСТЕР – КЛАСС

в IX Межрегиональном этапе XVI Международной Ярмарке

Социально – педагогических инноваций

Тема выступления на мастер - класс:

«Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию»

Рос

Ход мастер – класса:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня для Вас мастер – класс проведут педагоги МДОУ «Детский сад № 7»: Абрамова Л.И. и Морозова Н.Н.

Итак, наша профессиональная деятельность связана с детьми. А какой он «современный ребенок?»

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, какими были его сверстники несколько десятилетий назад.

Современные дети более активны, подвижны, информированы во многом, каждый ребенок индивидуален и неповторим.

Это не только потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье.

А чтобы соответствовать современным требованиям, понимать детей, быть участником процесса формирования личности ребенка, воспитателю необходимо быть искателем, странником, всегда находящимся в пути и открывать для себя и воспитанников – что то НОВОЕ!

Для этого воспитателям детских садов необходимо овладевать современными образовательными технологиями (техниками), с помощью которых можно реализовать требования новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Одной из ведущих задач, которую решает наше дошкольное образовательное учреждение, является развитие речи детей.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.

Исходя из этого, нами было рассмотрено множество технологий (техник), направленных на речевое развитие дошкольников.

С одной из них мы вас сегодня познакомим «Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию».

Итак, что такое карты Проппа и как с ними работать?

Всем нам известно, что для развития связной речи самая благодатная почва, имеющая большие развивающие и воспитательные возможности – это сказка.

А известный фольклорист Владимир Яковлевич Пропп, занимался изучением сказок. Автор отмечает, что все сюжеты сказок основаны на одинаковых действиях их персонажей, которые он называет «функциями».

Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 31 карты. Позднее они были сокращены до 28.

Одна карта - это определённое событие сказки.

Их различное соединение и различная последовательность расположения дает возможность придумывать бесконечное множество сказочных историй.

Карты Проппа стимулируют развитие психических процессов, позволяют детям удержать в памяти большое количество информации, активизируют связную речь.

Для того чтобы детям было легче освоить карты Проппа нами работа была разделена на несколько этапов:

На первом этапе (средний дошкольный возраст) мы знакомили детей с композицией жанра сказка (зачин, основная часть, концовка);

На втором этапе (средний дошкольный возраст) играли в подготовительные игры:

«Любимый сказочный герой»

«Чудеса в решете»

«Кто на свете всех злее?»

«Образ-рисунок» (перекодирование в образа в рисунки)

На третьем этапе (старшая группа) шло знакомство с обозначениями карт Проппа. Сначала читали небольшую сказку, потом сопровождали ее выкладыванием из 4 - 6 карт.

На четвёртом этапе (старшая группа) мы предлагали детям пересказать сказку, опираясь на карты Проппа.

На пятом этапе (подготовительная группа) дети пытались сочинить собственные сказочные истории, опираясь, на схематические изображения

В рамках данного педагогического проекта «Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию» нами был разработан уникальный вид игрового пособия «Помогай город».

Целью которого является развитие связной монологической речи дошкольников посредством усвоения содержания сказки и её пересказывания, а также составления собственных текстов сказочного содержания с помощью карт Проппа.

Данное пособие представляет собой разновидность наглядного моделирования построения сказочного сюжета с помощью любимой детьми игры со строительным материалом.

С использованием таких приемов конструирования работа над усвоением содержания сказки и пересказом становится более эффективной.

Все вы, наверное задаётесь вопросом: «А почему у этого пособия такое интересное название?»

Предлагаю во всём разобраться.

Сейчас мы продемонстрируем, как работать с данным пособием, но вначале хочу обратить ваше внимание на макет удивительно сказочного города, который дети строили постепенно в процессе знакомства с фолклористом Владимиром Яковлевичем Проппа и придуманными им картами.

Теперь уже у этого города есть своя судьба, своё лицо и свой характер именно той группы детей, с которым было апробировано это пособие.

Город они назвали «Помогай город».

Вы спросите: «Почему они так назвали?»

Да все очень просто.

В центре этого города мы с детьми сначала построили самый главный Дом - «Дом Проппа». (Показываю).

В него заселяли постепенно по мере знакомства - карты Проппа. Их было много 28. Каждая из них имеет свой номер и своё обозначение. Дети назвали эти карты – помощниками, потому что с их помощью вырастал каждый следующий дом новостройки. От этого и произошло название города и дидактического пособия.

Затем дети строили другие дома и заселяли в них другие сказки.

Сегодня мы вам предлагаем построить новый дом и заселить в него знакомую вам сказку, тем самым понять принцип работы с пособием.

Но для начала мы хотим вас познакомить с картами Проппа и их функциями.

Карта - Жили – были

(Создаем сказочное пространство. Каждая сказка начинается с вводных слов «давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»).

Карта – Запрет

Запрет («не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»)

Нарушение запрета

(персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо - антагонист, вредитель)

Враг начинает действовать.

Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоком).

Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).

Наталья Николаевна:

Сейчас я причитаю знакомую вам сказку. Ваша задача внимательно её прослушать.

(Читает)

Кто из Вас догадался, что это за сказка? (Кот, петух и лиса)

Название сказки мы поселим на крышу дома.

Теперь с помощью карт Проппа вам нужно пересказать сюжет этой сказки.

Вы наверное обратили внимание, что в каждом «кирпичике» по два кармана.

Все мы с вами знаем, что практически у каждого ребёнка есть ведущая система восприятия: слуховая, зрительная, кинестетическая (двигательная).

Дети с ведущей кинестетической системой плохо запоминают информацию зрительную и слуховую. Поэтому работая с этим пособием, для таких детей и детей с особыми образовательными потребностями мы предусмотрели второй карман, в который они вставляют вместе с картой свой рисунок.

Таким образом работа проходит через все анализаторы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Благодаря проводимой работе, мы видим положительные результаты в развитие связной монологической речи дошкольников.

В ходе реализации данного проекта с помощью нетрадиционного материала дети стали с лёгкостью запоминать и пересказывать сказочные тексты, с удовольствием придумывали и создавали новые продукты своей деятельности.

Сегодня мы с вами очень плодотворно потрудились. Вы большие молодцы. А нашу свами встречу хочу подытожить следующими строками:

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них!

Сочинять нам сказки

Карты помогали:

Речь нам развивали,

Мыслить заставляли.

Интересна техника

Представленная нами,

В этом убедились

Вы сегодня сами!

Спасибо за внимание!


Трифанова Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №35"
Населённый пункт: город Анжеро-Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Знакомство детей с картами Проппа"
Дата публикации: 20.01.2018
Раздел: дошкольное образование

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ СКАЗОЧНИКОВ

Сказка-это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это

«золотой ключик» к изменению мира, к его творчеству, к созидательному преобразованию.

К.И.Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке

человечность - эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям

другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и

гуманизирует детскую психику, т.к слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным

участником и всегда отождествляет себя с тем персонажем, кто борется за справедливость, добро

и свободу.

Но вместе с тем ребенок-существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и

действовать, творить, опираясь на них.

Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей,

позволяют изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению в школе.

Карты Проппа или сказочные ситуации, как называл их известный ученый-фольклорист В.Я.Пропп,

тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, он выделил 31 постоянную функцию.

В своей работе «Грамматика Фантазии» Д.Родари сократил их количество до 20.

Последовательность их может варьироваться и не в каждой сказке они могут содержаться в

полном объеме. Д.Родари отмечал, что преимущество карт очевидно, т.к каждая карта - целый

срез сказочного мира; каждая карта находит отклик во внутреннем мире ребенка. Карты Проппа,

как конструктор , из деталей которого можно сложить сказку. Сказочных ситуаций или функций 20:

Нарушение запрета

Вредительство

Отъезд героя

Встреча с дарителем

Волшебные дары или волшебное средство

Появление героя

Вредитель или антигерой

Возвращение домой

Прибытие домой

Ложный герой

Трудные испытания

Ликвидация беды

Узнавание героя

Изобличение ложного героя

Наказание ложного героя

Свадьба или счастливый конец.

Рассмотрим карты Проппа на примере сказки «Гуси-лебеди».(запрет, нарушение запрета,

вредительство, отъезд героя, задача, волшебные дары, сверхъестественные свойства антигероя,

борьба, победа, возвращение домой, наказание ложного героя, счастливый конец.)

Свою работу с картами Проппа построила следующим образом.

На первом этапе знакомлю детей с жанром литературного произведения -сказкой; выявляем ее

отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки - ее композицию.

Присказка. Зачин(приглашение в сказку) настраивает слушателей на особый лад,

переносит в сказочный мир. Ее цель- подготовить аудиторию к слушанию сказки,

заинтересовать. (За далекими полями, за глубокими морями; В некотором царстве, в

небесном государстве жили-были…)

Повествование –насыщена событиями и так называемыми сказочными формулами:

речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и

описания персонажей(Сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером

описать; Избушка, избушка встань к лесу задом, а ко мне - передом и т.д).

Концовка как и присказка ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к

реальной действительности.(Устроили пир на весь мир, я там был мед-пиво пил, по усам

текло, а в рот не попало; Вот вам сказка, а мне бубликов связка …).

На втором этапе проводятся «подготовительные игры».

«Чудеса в решете»-выявление различных чудес: как и с помощью чего осуществляется

превращение, волшебство.

«Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку.

« Что в дороге пригодится»-основные волшебные средства сказки(скатерть-самобранка,

аленький цветочек)

«Узнай героя»-выявление позитивных и негативных черт характера героев.

«Что общего»-сравнительный анализ сказок с точки зрения сходства и различий между

« Четвертый лишний» - определение лишнего предмета.

«Решение сказочных задач»

«Бюро находок»-найден золотой инкубатор для золотых яиц; утеряна трехворотниковая

кольчуга и.т.д

«Сказочный словарь» - придумайте новое небывалое слово и по возможности объясните

его или нарисуйте: сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка.

На третьем этапе- непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки. Читаем

сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа (схематическими

изображениями).По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:

Выставить карты по ходу сюжета

Найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке

Найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки

Определить отсутствие знакомой карты

Отделить лишнюю карту

На четвертом этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа. Для этого нужно

выделить узловые моменты сказки, выстраиваются схемы по сюжету сказки и пробуем рассказать

по картам Проппа.

На пятом этапе происходит сочинение собственных сказок- предлагается набор из 5-6 карт,

заранее оговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие

волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка,какие сказочные слова будут в

сказке и.т.д. Можно также использовать такие игры, как: « Салат из сказок», « Опорные слова»,»

«Добавление», « Сказочный треугольник(разделение на три группы, где у каждой свое задание), «

Сказочная путаница». Затем вводится новые характеристики антигероев и рассмотрение их с

другой стороны(Баба Яга как даритель) и.т.д. В конце концов, дети приходят к сочинению своей

неповторимой волшебной сказки.

Таким образом можно прийти к тому, что ребенок полюбит язык, поймет глубинный смысл

звуков, слов и фраз, научится играть со словами,станет сочинять.

Карта Проппа

Цель урока: знакомство детей с картами Проппа; обучение детей использованию карт для

сочинения новых сказок.

Цель урока: Знакомство детей с картами Проппа, обучение детей использованию карт для

сочинения новых сказок.

Задачи урока:

Учить образовывать существительные в родительном и творительном падежах

множественного числа.

Развивать воображение, образное мышление, связную речь. Воспитывать человечность:

способность переживать судьбу сказочных героев, как свою.

Способствовать через сказку развитию общения со сверстниками, доброте, дружбе.

Ход занятия

1. Игра “Что в дороге пригодится?”

Дети входят под музыку “В гостях у сказки”.

Воспитатель предлагает отправиться за тридевять земель в тридесятое царство. Давайте

подумаем, что нам в дороге пригодиться?

На чем можно быстро отправиться к месту поисков?

На ковре-самолете

В сапогах-скороходах

На крылатом коне

На сивке-бурке

На коньке-горбунке

На сером волке

На летучем корабле и т.д.

Кто нам может указать дорогу?

Кто нам поможет от голода и жажды не умереть?

Скатерть-самобранка

То, не знаю что и т.д.

Вспомните помощников, выполняющие любое приказание героя:

Двое из сумы

Джин из бутылки

Волшебная лампа Алладина

Молодцы из ларца

Вспомните чудодейственные напитки, плоды:

Живая и мертвая вода

Молодильные яблоки

Плоды (орехи, яблоки), от которых растут уши, нос.

Назовите музыкальные инструменты:

Рог (появляется войско)

Назовите помощников, которые нужны, чтобы задержать погоню?

Гребешок в волосы воткнуть (умирает – оживает)

Гребешок – лес

Полотенце – речка

Щетка, зуб – горы

Другие средства:

Матушкино благословение, куколка, топор (обухом вверх или вниз)

2 . Перенесение в тридесятое царство за тридевять земель (волшебное средство “то – не знаю

Отгадайте волшебное средство, с помощью которого мы совершим путешествие в волшебную

страну? – “Только позвал, откуда не возьмись, появился стол, на нем разные кушанья, закуски,

заедки, вина и меды”?

Воспитатель: Сват Наум, ты здесь? Покажись нам.

Воспитатель: Сват Наум, доставь нас в тридевятое царство.

(Звучит сильный ветер, буйный ветер, в конце ослабевает)

Дети держась за руки, “сворачиваются” в клубок.

Подхватил детей буйный ветер и понес – горы и леса, города и деревни так внизу и мелькают.

Ослабевает ветер и мы спустились в тридесятое царство.

Воспитатель: Мы стоим на перекрестке трех дорог возле большого камня, а на камне надпись:

“Прямо пойдешь – доброе дело сделаешь”

“Направо пойдешь – пропадешь (сам пропадешь или с друзьями расстанешься навсегда)

“Налево пойдешь – игрушку найдешь”

3. “Налево пойдешь – игру найдешь”

(на пеньке игра, ее охраняет змея Скарапея) – Игра “Конструктор сказок”

В.Я. Пропп изучил много сказок и составил конструктор, с помощью карт Проппа можно легко

сочинять сказки.

Задания: Отгадайте, кто я? Из какой сказки

4. “Путешествие по прямой дорожке ”. “Прямо пойдешь – доброе дело сделаешь”

Цель: Воспроизведение сказки “Красная шапочка” (старая сказка по – новому), дифференциация

на смысловые части и соотнесение с определенной функцией (отлучка, запрет, нарушение

запрета, беда, выход из беды, волшебные средства, трудности и испытания, победа).

Стоит небольшой старинный

Дом над зеленым бугром,

У входа висит колокольчик,

Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо

В него позвонишь,

То поверь,

Что в доме проснется старушка,

Седая, седая старушка,

И сразу откроет дверь

Старушка приветливо скажет:

– Входи, не стесняйся, дружок! –

На стол самовар поставит,

В печи испечет пирожок

И будет с тобою вместе

Чаек распивать дотемна,

И старую добрую сказку

Расскажет тебе она.

Давайте позвоним в колокольчик.

– Никто не открывает.

В дверях записка: “Злая колдунья перепутала все страницы в моей книге сказок. Помогите собрать

книжку, и я тогда смогу вернуться в свою избушку”.

Отдельно лежат странички из книг по сказкам “Красная шапочка”, “Три поросенка”, “Кот в сапогах”,

“Маша и медведь”, “Маленький Мук”, “Доктор Айболит”.

Жила – была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку

каждый день и прозвали ее Красной шапочкой. Однажды Красная шапочка пошла к

бабушке отнести горшочек масла и пирожок.

“Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай”,– наказывала ей мама. Ни с кем не

разговаривай по дороге, это очень опасно.

Но девочка собирала цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она

рассказала ему, что идет к бабушке, которая живет на краю деревни.

Волк побежал к бабушке по короткой дорожке. Бежит, а навстречу ему... Наф – Наф.

Обрадовался волк, хотел его съесть, а поросенок предложил ему отправиться нему в гости,

где ждут его два братца Ниф – Ниф и Нуф -Нуф.

Волк решил съесть поросят и отправился в гости к Наф -Нафу. Но Наф – Наф быстро

захлопнул дверь перед самым носом волка. Волк потерял время

И когда пришел к бабушке, Красная Шапочка была уже там.

Стали они жить – поживать, горя не знать

Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, а когда прибежал к ней, у нее в гостях был

Доктор Айболит, который зашел узнать, как со здоровьем у бабушки.

А тут и Красная шапочка подошла.

Волк побежал к бабушке, а Красная шапочка встретила Карлсона, который предложил ей

прокатиться до бабушки и пили чай с вареньем. А волка угостили сосисками и он остался

сторожить дом у бабушки.

Воспитатель: Вот как замечательно получилось.

Перепутались страницы в волшебной книге, но что удивительно,получились новые и интересные

сказки.. Эти сказки сочинили мы сами и дарим старушке “Старые сказки на новый лад”.

5. Возвращаемся к перекрестку. “Направо пойдешь – пропадешь”

Избушка Бабы-Яги.

Б.-Я.: “Фу-фу-фу! Прежде русского духа слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух

на ложку садится, сам в рот катится.”

Вос-ль: Ты, бабусенька не бранись, слезь-ка с печи, да на лавочку садись. Успеешь на наших

косточках покататься. Лучше поиграй-ка с нами. Угадай, из какой сказки сыновья Маланьи.

Отгадаешь – мы останемся у тебя. Не отгадаешь – нас с миром отпускаешь.

Физминутка Игра “У Маланьи, у старушки”

Цель: Формирование грамматического строя речи. Образование слов в творительном и

родительном падежах единственного и множественного числа, образование новых слов с

помощью суффиксов (объедало, воевало, холодило, убегайло, стреляло, слухало, опивало)

У Маланьи, у старушки,

В тесной маленькой избушке,

Было пять сыновей

И все без бровей.

Вот с такими ушами,

Вот с такими глазами

Вот с такой головой

Вот такой бородой

Ничего не ели

Целый день глядели

И делали все вот так!

Вос-ль:– Кто нам помог Б.-Я. победить. Верно смекалка – уму добавка. На волшебство надейся, а

сам не плошай.

6. Скорей, сват Наум, возвращай нас в детский сад.

Звучит “сильный вихрь” – Подхватил буйный ветер и понес детей: горы и леса, города и деревни

так внизу и мелькают. Ослаб ветер и мы спустились. В гостях хорошо, а дома лучше.

7. Игра “Репортер”

Сочинение сказок по картам Проппа по опорным таблицам.

Давайте назовем карты Проппа. Перечисление: отлучка (отъезд героя из дома),

запрет, нарушение запрета, беда, выход из беды, волшебные средства, трудности и испытания,

Цель: Воспроизведение новых, придуманных детьми сказок, по порядку функций (по картам

Проппа), (использование карт из игры “Конструктор сказок”, “опорные” карты).

Сказка “Про добрую девочку Машу”.

Сказка “Заколдованная царевна”.


Карты Проппа как средство обучения детей

старшего дошкольного возраста

творческому рассказыванию (из опыта работы).
Л.Т. Агафонова

(воспитатель высшей кв. категории)

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения. Основные функции воображения - преобразование полученного опыта вследствие различных комбинаций пережитых впечатлений.

В возрасте 5-6 лет у дошкольников, помимо речевой готовности к словесному творчеству , формируются и определенные психологические предпосылки. Известный ученый А.В. Запорожец рассматривает воображение как психический процесс, имеющий в дошкольном возрасте наибольшую пластичность и легко поддающийся педагогическому воздействию, и отмечает важность планомерной, последовательной работы по переводу хаотично возникающих воображаемых образов в «зримую» для ребенка «новую продукцию».

При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок я использую карты Проппа (Приложение 1). Примеры сказок, придуманных детьми, смотрите в приложении № 2.

Замечательный фольклорист В.Я. Пропп, изучая сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Этих функций - 31, но, разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, однако, не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события.

Основных, главных функций Пропп выделил 20. Для работы с детьми дошкольного возраста достаточно восьми.

Целесообразность карт Проппа


  1. Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.

  2. Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное , логическое мышление.

  3. Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.

Подготовительные игры

Прежде чем приступить к непосредственному сочинению сказок по картам Проппа, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых ребята познакомятся и освоят все сказочные функции:


  1. «Чудеса в решете» - как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия);

  2. «Кто на свете всех злее?». Выявление злых и коварных сказочных героев , описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируются и положительные герои);

  3. «Заветные слова» - попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры, раскаяние ложного героя);

  4. «Что в дороге пригодится?» (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.). Придумывание новых предметов-помощников;

  5. «Что общего?» - сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними («Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович» и «Госпожа Метелица»);

  6. «Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т.д.);

  7. «Хороший - плохой» - выявление положительных и отрицательных черт характера героев, их действий;

  8. «Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, содержащие прямо противоположные функции. Основная цель игры - осмысление назначения той или иной функции. Например, заданы функции: «запрет - нарушение закона».
Придумайте два предложения, можно из разных сказок, главное, чтобы они соответствовали сути функций.

Запретила сестрица Аленушка пить братцу водицу из копытца;

А собака свое: «Тяф! Тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут!».

Методика работы с картами Владимира Яковлевича Проппа известна давно. Но свою актуальность она не потеряла и в настоящее время. Задачи, которые решаются при помощи данной методики полностью соответствуют положениям и требованиям ФГОС ДО:

— формируется умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев;

— карты развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь;

— карты развивают активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.

Фольклорист Владимир Яковлевич Пропп подробно изучал сказки народов мира, анализировал сотни сюжетов и выделил 31 постоянную функцию , без которых не обходится ни одно сказочное произведение. Не обязательно, что они все вместе будут присутствовать в сказке, иногда нарушается их последовательность, но идея, содержание сказки при этом не страдают.

Дж. Родари сократил число этих функций до 20 :

  1. запрет или предписание; 2. нарушение; 3. вредительство; 4. отъезд героя; 5. задача; 6. встреча с дарителем; 7. волшебные дары; 8. появление героя; 9. сверхъестественные свойства антигероя; 10. борьба; 11. победа; 12. возвращение домой; 13. прибытие домой; 14. ложный герой; 15. трудные испытания; 16. ликвидация беды; 17. узнавание героя; 18. изобличение ложного героя; 19. наказание ложного героя; 20. Свадьба или счастливый конец.

Вот некоторые примеры: запрет выступает в роли сильнейшего мотива и заставляет спорить с существующим авторитетом. В сказке «Крошечка — Хаврошечка» корова говорит: «Не ешь моего мяса, косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади, каждое утро водой поливай». В данном случае Хаврошечка не нарушила запрет. А в «Гуси-лебеди» — родители запретили выходить из дома. Аленушка не послушалась. Происходит нарушение правил . Вредительство совершает недоброжелатель главного героя (гуси-лебеди). Жар-птица ворует золотые яблоки («Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке».

Кстати, все детективы (фильмы и книги) можно разложить по данным функциям достаточно легко.

Методика

Перечисленные 20 функций необходимо нарисовать и изготовить в виде карт. На каждой карте придумывается любое символическое изображение. Не забывайте, что знакомство со сказочными функциями предполагает накопление большого набора сказочных образов , персонажей, знание многих сказок и секреты построения волшебных сказок (структуру).

Присказка. Зачин (Приглашение в сказку).

Уже сама присказка настраивает слушателей на особый лад, переносит их в сказочный мир. Присказки звучат знаменательно, многообещающе. Роль присказки сходна с ролью былинного запева и большей частью не связана с сюжетом сказки. Цель — подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать. Воспитатель может начать так:

  1. Вы хотите сказочку? Сказочка — это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита облачным поясом.
  2. За далекими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жили-были…
  3. В некотором царстве, в некотором государстве…или в тридевятом царстве, тридесятом государстве…

Концовка

Концовка, как и присказка, ограничивает (отделяет) сказку от реальной жизни и возвращает слушателей к реальной действительности. Варианты концовок:

  1. Устроили пир на весь мир, я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало.
  2. Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
  3. Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.

Присказка и концовка составляют обрамление, в которое сказочник включает повествование .

Сказка обычно насыщена традиционными, так называемыми, сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей, постоянными эпитетами и т.д.:

  1. Царь начал пиры пировать, гостей созывать.
  2. Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила — к лесу задом, ко мне передом.
  3. Сделался такой молодец — ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать.
  4. Конь бежит, земля дрожит, из ушей пламя пышет.
  5. Меч-кладенец, Василиса-прекрасная, скатерть-самобранка и т.д.

Необходимо объяснить детям, что сказка начинается с какого-то необычайного события, где главную роль играет волшебное существо. Рано или поздно герой сказки сталкивается со злыми силами или с большими трудностями, препятствиями, затем преодолевает их. Трудные задания герой, как правило, выполняет при помощи волшебных предметов или существ.

Когда у детей будет в запасе знание многих волшебных сказок, можно провести несколько тематических занятий или игр-заданий, викторин на тему: «Сказочные герои (героини)», Сказочные чудовища», «Волшебные помощники», «Волшебные превращения». «Путешествие по тридевятому царству (определяется место действия в сказках)», «Сказочная цифра 3 (прием троекратных повторений)», «В гостях у сестер-присказок, братьев-зачинов, подружек-концовок» желательно с использованием произведений живописи, музыки как дополнительных средств воздействия на ребенка.

Подготовительные игры-задания , которые можно включить в образовательную деятельность:

Чудеса в решете. В процессе этой игры выявляют происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство. Уточняют волшебные слова, предметы и их действие.

— Кто на свете злее всех (добрее всех)? Выявление злых и коварных героев (добрых), описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища. Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких героев, какова их роль в развитии сюжете. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (наверное для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и верный друг).

Заветные слова . В процессе этой игры ребята делают попытку вычленить самые действенные, значимые слова (волшебные, приговоры).

— Что в дороге пригодиться ? На основе анализа волшебных сказочных предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек и т.д.), придумывают новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет (ручка, ботинок), а может быть он начнет выполнять не свойственные ему функции — котелок как гнездо, сумка, зеркало.

— Что общего. Игра предполагает сравнительный анализ различных сюжетов с точки зрения сходства и различия («Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа метелица»)

Работу по сочинению сказок можно разделить на два этапа:

1 этап — непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки.

Начать занятие можно так: «На лесной полянке в небольшой резной избушке живут сказочные действия. Живут они очень дружно, помогают друг дружке сказки сочинять. Давайте-ка познакомимся с ними»

Педагог может взять не все 20, а наиболее часто встречающиеся в сказках. Например: герой покидает дом, запрет, нарушение запрета, трудная задача, волшебное средство, помощь, герой спасается от преследования, борьба, враг побежден, счастливый конец.

Читаете сказку, затем «раскладываете» ее по функциям. Позднее дети сами находят обозначенную функцию словесно, выкладывают карточки с функциями.

По мере накопления опыта работы с картами и с функциями детям можно предложить задания:

  • найти знакомые «волшебные карты» в новой, только что прочитанной сказке;
  • самостоятельно определить отсутствие знакомой карты;
  • выставить карты в том порядке, в котором они заданы сюжетом новой сказки;
  • найти ошибку в расположении карт по сюжету новой сказки.

На материале сказочных текстов провести упражнения на формирование образности речи. Они делают процесс восприятия более глубоким, заостряют внимание на языковом материале, заставляют задумываться о значении используемых в тексте слов и выражений.

Например, Баба Яга — скажи по-другому . Или: Как говорили раньше ? (Конь златогривый, меч булатный, утро вечера мудренее и т.д.). Похвали Бабу Ягу .

На 2 этапе проводится обучение сочинению собственных сказок при помощи «волшебных карт».

Детям предлагается набор из 5-6 карт. Они могут придумывать вдвоем, втроем (так проще справиться со сложным заданием). Сочиняя группами, ребенок может заметить неточность в рассказе товарища (речевые, логические ошибки), самому быть внимательным при сочинении.

Например, задание — сочинить сказку «Про елочку». Предложено 5 карт — отлучка, запрет, нарушение запрета, волшебное средство, счастливый конец. Можно дать карты по порядку, а можно предложить самим подумать, как их расположить.

Или — придумать сказку о Бабе-Яге и Кощее. Условие : они добрые и помогают людям. Какая волшебная карта будет главной («помощь»), какие карты могли бы сделать сказку более интересной, полной приключений и неожиданностей (запрет, нарушение запрета, трудная задача, счастливый конец)?

С детьми оговариваются следующие положения:

  • кто будет главным героем;
  • кто будет мешать герою;
  • кто будет помогать решать ему трудную задачу (волшебные помощники, другие герои);
  • придумать название к сказке;
  • какие зачины и концовки будут использованы;
  • придумывание сказочных слов и выражений;
  • присутствие главных и второстепенных героев, встречи, поступки героев, их нравственные характеристики.

Количество игровых приемов и ситуаций зависит от вашей фантазии. Можно предложить игровые приемы :

у знакомой сказки пропадают карты. Например, «Никита Кожемяка» — пропали «герой вступает в борьбу», «враг побежден». Дети должны проанализировать последствия отсутствия определенных функций по сюжету;

— или предлагаете карту «Трудная задача» и задаете вопрос : «Какая карта может быть следующей? Почему?»

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлении, то пишите в

Сказки - мощный фольклорный жанр. Чаще всего про волшебство или героизм, преимущественно в прозе. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, вымышленность сюжета. А ещё они идеально помогают решать сложные проблемы. Как?

Посмотрите для разминки короткий ролик о том, как можно рассказать историю с помощью визитных карточек, а потом вернёмся к сказкам.

Наш соотечественник - Владимир Яковлевич Пропп , филолог и фольклорист, изучал русскую и германскую филологию, и серьёзно занимался вопросами изучения русской народной сказки.

Самая известная работа учёного - «Морфология сказки », которую он опубликовал в 1928 году. В ней он выделил повторяющиеся постоянные элементы (функции) действующего лица, положив начало структурно-типологическому изучению нарратива.

О чём вообще речь?

«Рассматривая этносы, ещё не расставшиеся с тотемизмом (и не имеющие сказок как таковых), находящие в процессе его разложения и современные сказки «культурных» народов, Пропп приходит к выводу о единстве происхождения волшебной сказки».

То есть, все сказки мира состоят из этих функций (в литературоведении функция - это действие персонажа как актанта). Всего их 31, и они нам сильно помогут!

31 функция

Отлучка кого-либо из членов семьи
запрет, обращенный к герою
нарушение запрета
выведывание
выдача
подвох
невольное пособничество
вредительство (или недостача)
посредничество
начинающееся противодействие
герой покидает дом
даритель испытывает героя
герой реагирует на действия будущего дарителя
получение волшебного средства
герой переносится или приводится к месту нахождения предмета поисков
герой и антагонист вступают в борьбу
героя метят
антагонист побежден
беда или недостача ликвидируется
возвращение героя
герой подвергается преследованиям
герой спасается от преследования
герой не узнанным прибывает домой или в другую страну
ложный герой предъявляет необоснованные притязания
герою предлагается трудная задача
задача решается
героя узнают
ложный герой или антагонист изобличается
герою дается новый облик
враг наказывается
герой вступает в брак

Что дальше?

А дальше всё просто. С помощью этих функций можно разложить любую сказку или историю на составляющие. А затем проанализировать, поменять функции местами и собрать свою собственную сказку. Использовать все функции не обязательно, да и пожалуй вы не найдёте множества сказок со всеми функциями сразу.

А чтобы было совсем легко, каждую функцию можно поместить на отдельную карточку и добавить туда тематический рисунок. Парочка ссылок в конце поста - архивы с такими карточками (там не все, полного набора я так и не нашёл).

Иии?

И вот вы решаете свою сложную проблему, вы - главный герой. Ваша проблема - злой враг и особое обстоятельство. У вас есть - друзья и помощники, ресурсы. Вы выбираете способ достижения цели - привычный метод, или что-то более экзотичное, типа квантового прыжка в подпространство. Добираете ещё парочку функций из списка, определяете их роли в вашей сказке, и начинаете раскладывать карты… Ах, да. Финал должен быть счастливый. Врага задавили, особое обстоятельство преодолели, друзей не потеряли и приобрели новых, да и по дороге нашли богатство. Мечта!

Где ещё можно использовать?

Сочинять собственные сказки
- развивать фантазию у детей и взрослых
- разрабатывать цифровые продукты
- веселиться с друзьями
- проводить брейнштормы и геймштормы

Детство - это мифология.
Это сказочные ответы на реальные вопросы.
В.С. Рабинович

Ссылки

StoryMaps - крутое и бесплатное приложение для создания историй и развития писательских навыков у детей
Дизайн для этого приложения нарисовал дизайнер


Top