Бессоюзные сложные предложения. Урок-практикум

Cлайд 1

БЕССОЮЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ по материалам учебника Русский язык. 9 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта, - М.:Дрофа, 2008 Составила учитель русского языка и литературы Корзунова Ж.В.

Cлайд 2

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ЗАПЯТАЯ И ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ Схема предложения. Смысловые отношения Чем можно заменить знак в БСП Примеры , . Перечисление фактов и Луна сияла, июльская ночь была тиха. […]; […]. Перечисление фактов и Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал.

Cлайд 3

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ДВОЕТОЧИЕ Схема предложения. Смысловые отношения Чем можно заменить знак в БСП Примеры : [причина ]. потому что Вдруг потемнело: набежала на солнце туча. : [пояснение ]. а именно Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы. : [дополнение]. что Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

Cлайд 4

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ТИРЕ Схема предложения. Смысловые отношения Чем можно заменить знак в БСП Примеры - . противопоставление а Лето припасает – зима поедает. [время ] - . когда Кончил дело – гуляй смело. [условие] - . если Посеешь ветер – пожнешь бурю.

Cлайд 5

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ТИРЕ Схема предложения. Смысловые отношения Чем можно заменить знак в БСП Примеры - [вывод, следствие]. так что Дети стали большими – им надо серьезно учиться. - . Быстрая смена событий Раздался выстрел – зверь упал. - [сравнение ]. как, словно, будто Скажет слово – соловей запоет.

Cлайд 6

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении В одном предложении могут совмещаться разные значения: условия и времени; следствия и быстрой смены действия и т.д. Ворона каркнула во всё воронье горло: сыр выпал – с ним была плутовка такова. (причина и следствие) На основе материалов к Н. В. Егоровой к учебнику «Русский язык. 9 кл.»

Cлайд 7

Тренировочные упражнения На основе пособия «Справочник школьника, 5-11 классы: Русский язык. Литература. История Отечества. Английский язык / Под общей ред. О. Л. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003 Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Определите тип сложного предложения. Не бывать бы счастью _ да несчастье помогло (посл.). Либо я всё устрою по-прежнему _ либо я его на дуэль вызову (И. Тургенев). Лес _ в который мы вступили _ был чрезвычайно стар (И. Тургенев). Кто говорит, тот сеет _ кто слушает, тот собирает (А. Пушкин). Выхожу один я на дорогу _ сквозь туман кремнистый путь блестит _ ночь тиха (М. Лермонтов).

Cлайд 8

Тренировочные упражнения На основе пособия «Справочник школьника, 5-11 классы: Русский язык. Литература. История Отечества. Английский язык / Под общей ред. О. Л. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003 6. Красный свет камина трепетал на полу, на зеркалах, на потолке _ длинные причудливые тени от пальм дрожали и перепутывались (А. Куприн). 7. Солнце светит одинаково всем _ и человеку, и зверю, и деревцу (М. Пришвин). 8. Я доверяю любящим _ они великодушны (К. Паустовский). 9. Я помню чудное виденье _ передо мной явилась ты (А. Пушкин). 10. Люди вели себя по-разному _ одни беспокойно оглядывались, другие словно застыли. Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Определите тип сложного предложения.

Cлайд 9

Тренировочные упражнения На основе пособия «Справочник школьника, 5-11 классы: Русский язык. Литература. История Отечества. Английский язык / Под общей ред. О. Л. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003 11. Обычай мой такой _ с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой (И. Крылов). 12. Кошки дерутся _ мышам раздолье (посл.). 13. Солнце дымное встает _ будет день хороший (А. Твардовский). 14. Придет вечер _ обо всем поговорим. 15. Ты запела песню светлую _ словно колокольчики звенят! 16. Добро творишь _ себя возвышаешь, зло творишь _ себя унижаешь (посл.) Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Определите тип сложного предложения.

Cлайд 10

Слайд 2

Цели:

создать условия для повторения и закрепления материала о бессоюзном сложном предложении; формирование навыков пунктуационной грамотности учащихся путём сравнивания и обобщения наблюдений над ролью бессоюзных сложных предложений в художественном тексте; привитие любви к родному языку, к чтению художественной литературы.

Слайд 3

Эпиграф (тезис)

Бессоюзные сложные предложения широко используются в произведениях художественной литературы

Слайд 4

Слайд 5

Запятая и точка с запятой в БСП

Перечисление фактовВ лесу весело и беззаботно поют птицы, над цветами летают бабочки ; ; . - перечисление фактов, предложения распространены, внутри уже могут быть знаки препинанияКусты орешника разрослись по берегам ручья; к воде склонили свои жёлтые головки цветы купальницы; воздух наполнен запахами лета.

Слайд 6

Двоеточие в БСП

: [причина].Путешественники спешили: в горах ночь наступает быстро. : [поясняет].Погода была ужасная: ветер вырывал кусты и молодые деревья с корнем. : [дополняет].Павел почувствовал: чья-то рука легла ему на плечо. : Путешественники смотрели на восток: над горизонтом медленно поднималось ярко-красное солнце

Слайд 7

Тире в БСП

Противопоставление Все ожидали увидеть его на балу - он бросил всё неожиданно и уехал в дальнюю деревню. [время, условие] - .Придёт отец - поедем на выставку. - [вывод, следствие].Ласточки летают низко над землёй - жди дождя. - [быстрая смена событий]. Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

Слайд 8

Работа с поэтическим текстом

В поле чистом с..р..брит(?)ся Снег в..лнистый и р..бой Светит месяц тройка мчит(?)ся По дороге столбовой. Пой в часы дорожной скуки На д..роге в тьме н..чной Сла..ки мне родные звуки Звонкой песни удалой А.С. Пушкин

Слайд 9

Тест:

Какова роль тире в предложении:Высоко над нами зашумел ветер - предвестник бури.а) разделяет подлежащее и сказуемое;б) обозначает пропуск члена предложения;в) разделяет части БСП;г) отделяет предложение. Укажите, почему стоит тире в предложении:Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы.а) содержание одного предложения сопоставлено другому;б) предложения рисуют быструю смену событий;в) второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении

Слайд 10

3. Объясните, почему стоит двоеточие в БСП: Перебрав по пальцам знакомые сёла, я обнаружил: они все стояли на реке. а)второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом;б) второе предложение распространяет один из членов первого предложения;в) второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание. 4. Какое утверждение является неверным:а) в БСП простые предложения связываются в устной речи интонациейб) смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений.в) знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

Слайд 11

Сочинение-рассуждение «Нужны ли бессоюзные сложные предложения?»

Приведите аргументы, доказывая свою точку зрения. Желаю удачи, терпения и творческого вдохновения!

Посмотреть все слайды

Бессоюзное сложное предложение Уроки в 9 классе Учитель Тетерина Л. Н. Сравните 2 предложения

  • Толстые сосульки свисавшие с крыш обтаивали на солнце и капли падая с них звонко ударяли о лёд пели песню весны.
  • Толстые сосульки свисавшие с крыш обтаивали на солнце капли падая с них звонко ударяли о лёд пели песню весны.
  • Найдите грамматические основы. Расставьте знаки препинания. В чём разница?
Проверьте
  • Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце, и капли, падая с них, звонко ударяли о лёд, пели песню весны.
  • Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце; капли, падая с них, звонко ударяли о лёд, пели песню весны.
Какие предложения называются сложными бессоюзными? Бессоюзное сложное предложение - это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации Не сули журавля в небе -дай синицу в руки. Девочка плачет: потеряла мячик. Дождь закончился, туча отошла к лесу. Наступила зима; охотник, собрав всё необходимое, переселился в зимовьё. Знаки препинания Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях (на границе между частями нет ни союзов, ни союзных слов) , что отражается и в постановке знаков препинания. В бессоюзном сложном предложении ставятся запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Теория & 216 1. Читаем параграф (п. 1.) 2. Приведите примеры сложных бессоюзных предложений. 3.Запишем два из них. 4 .Составим схему. Какое утверждение является неверным? А) В бессоюзных сложных предложениях простые предложения связываются в устной речи интонацией Б) Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений В) Знаки препинания в бессоюзных сложных предложений не зависят от характера смысловых отношений между его частями Запятая в бессоюзном сложном предложении 1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если в нем просто перечисляются какие-то факты. В этом случае после запятой легко можно вставить союз И. Только что смеркалось, я велел казаку нагреть чайник по-походному. (По М.Ю.Лермонтову) 2. Между частями бессоюзного сложного предложения, в котором перечисляются какие- то факты, может ставиться точка с запятой, если части предложения сильно распространены (содержат однородные члены, причастные или деепричастные обороты, уточнения и т.д.) Голова его болела; он встал было на ноги, повернулся в своей каморке и упал опять на диван. (Ф.М.Достоевский) 3. Точка с запятой может быть поставлена также в таком бессоюзном предложении, где части совершенно не зависят друг от друга. Такое сложное предложение можно, не разрушая смысла, разбить на несколько простых. На нем был надет лейб-кампанский мундир; голова его была сильно перепачкана грязью и в нескольких местах побита. (М.Е.Салтыков-Щедрин) Объясните постановку знаков препинания. Теплым ветром потянуло, смолк далекий гул, поле тусклое уснуло, гуртовщик уснул. (А.Фет) Простое, перечисление событий Ночь была лунная, душная; белые стены замоскворецких домов, вид тяжелых ворот, тишина и черные тени производили в общем впечатление какой-то крепости. (По А.П.Чехову) Каждая часть предложения осложнена. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
    • Двоеточие в БСП выполняет свою обычную функцию – разъяснительно – пояснительную.
Двоеточие ставится: 1.2 часть раскрывает содержание 1 части (а именно) Я увидел занятную картину: два человека били друг друга шапками. 2. Во 2 части есть дополнение (союз ЧТО) Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь 3. 2 часть указывает на причину 1 части (потому что): 3. 2 часть указывает на причину 1 части (потому что): Всю дорогу молчали: говорить было не о чем. 4. Между предложениями можно поставить слова «и увидел», «и услышал». Я взглянул на него: глаза его были печальны. Объясните постановку двоеточия Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его плеча. Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Было жарко: топилась печь. Расставьте знаки препинания Замолкли звуки чудных песен не раздаваться им опять приют певца угрюм и тесен и на устах его печать. Разница между умным и глупым в одном первый всегда подумает и редко скажет второй всегда скажет и никогда не подумает. Перед глазами ходил океан и колыхался и гремел и сверкал и угасал и светился и уходил в бесконечность. Тире в бессоюзном сложном предложении 1. Между 1 и 2 частью – быстрая смена событий. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. 2. 1 и 2 части резко противопоставляются. Косили версту – выкосили грош. 3. 2 часть является выводом из 1 части. Денег у него много – как не занять? 4.2 часть указывает на условие или причину совершения действия 1 части. 4.2 часть указывает на условие или причину совершения действия 1 части. Любишь кататься – люби и саночки возить. Уже семь – пора вставать. 5. 1 часть указывает на время совершения 1 части. Пашню пашут – руками не машут. 6. Одна часть содержит сравнение с другой. Молвит слово – соловей поёт. Основное – для тире Время – когда? Условие – при каком условии? Противопоставление - А - Вывод – ну и что из этого следует? Объясните постановку тире Чайка прилетела – скоро лёд пойдёт. Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце. На дворе стоял мороз – в доме было тепло. Не поклонишься до земли – грибка не поднимешь. Улетают птицы – уходит лето. Объясните постановку знаков препинания
  • За столом и на скамейках сидели приезжие якуты; на столах стояли чашки с водкой; кое – где перемещались кучки играющих в карты.
  • Макар ясно видел острые уши лисицы; ее пушистый хвост вилял из стороны в сторону, как будто заманивая Макара в чащу.
  • Ему, как местному жителю, татарин оказал больше почета: широко отворив двери, он поддал бедняге сзади ногою леща.
  • Поп Иван и не обижался; ему требовалось одно: всякий раз надо было поставить бутылку водки.
Объясните постановку знаков препинания 5. Только в трех местах тихо мерцали расплывчатые фосфорические пятна - снаружи сквозь оконные льдины тускло заглядывал в юрту мертвящий якутский мороз. 6. Еду к вашим воротам и думаю: неужто не пустит меня ночевать. 7. Из глубины души уже подымались в нем призывы тайги, его манила уже от серых будней безвестная, заманчивая и обманчивая даль. Проверьте
  • Перечисление событий
  • Второе предложение осложнено
  • Пояснение
  • Пояснение
5. Вывод 6. Пояснение 7. Перечисление событий Расставьте недостающие знаки препинания. (Письменно)
  • Пламя осветило его лицо глаза глядели тускло.
  • Перестал слушаться жизнь моя кончилась.
  • У него была задняя мысль выведать кое – что от старого попика.
  • Макар удивился при виде этой бешеной скачки как мог он пеший догнать конного татарина.
  • И потом туманы заколыхались золотые воины наклонились долу.

Проверь себя

Пламя осветило его лицо: глаза глядели тускло. (и я увидел)

  • Пламя осветило его лицо: глаза глядели тускло. (и я увидел)
  • Перестал слушаться - жизнь моя кончилась. (следствие)
  • У него была задняя мысль: выведать кое – что от старого попика. (а именно)
  • Макар удивился при виде этой бешеной скачки: как мог он, пеший, догнать конного татарина. (пояснение)
  • И потом туманы заколыхались, золотые воины наклонились долу.
Допишите, образуя БСП: А) Нас охватило чувство страха … (причина) Б) Я давно написал другу письмо … (противопоставление) В) Раздался удар грома … (быстрая смена событий) Перепишите сложные союзные предложения, перестроив их в бессоюзные. Расставьте знаки препинания А. Любите книгу, так как она открывает вам много интересного. Б. Я повторил приглашение, но он ничего не ответил. В. Было решено, что на сборы выезжаем завтра. Продолжите предложение Даша задумчиво перелистывала страницы книги…, чтобы получились предложения следующих типов: А простое с однородными членами (без союзов) Б бессоюзное сложное предложение, между частями которого надо поставить запятую В бессоюзное сложное предложение, между частями которого надо поставить точку с запятой Укажите, почему стоит тире в БСП: Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. А) Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого Б) Предложения рисуют быструю смену событий В) Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении Объясните, почему стоит двоеточие в БСП: Перебрав по пальцам знакомые сёла, я обнаружил: они все стояли на реке. А) Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом. Б) Второе предложение поясняет первое, то есть раскрывает его содержание. В) Второе предложение распространяет один из членов первого предложения. Домашнее задание 1.&216/ Упр. 170 2. Упр.179

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Третье марта Классная работа Виды БСП Цели: систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения;

2 слайд

Описание слайда:

Соотнести виды предложений и примеры Сложносочинённое предложение Вы должны были, братья, устоять, как стена. Простое предложение Садков одинаково хорошо писал не только городские, но и сельские пейзажи. Бессоюзное сложное предложение Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня.. Предложение с однородными членами Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо. Сложноподчиненное предложение Все хотели знать, как он путешествовал, что видел. Предложение с обращением Скрывать истину было бесполезно, да я и не собирался этого делать. Сложносочинённое предложение Вы должны были, братья, устоять, как стена. Простое предложение Садков одинаково хорошо писал не только городские, но и сельские пейзажи. Бессоюзное сложное предложение Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня.. Предложение с однородными членами Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо. Сложноподчиненное предложение Все хотели знать, как он путешествовал, что видел. Предложение с обращением Скрывать истину было бесполезно, да я и не собирался этого делать.

3 слайд

Описание слайда:

Свистят клесты, звенит синица, смеётся кукушка. (М. Горький) Б) [ , ];. (перечисление, но части сложного предложения осложнены) Дорога вилась передо мной между густым кустарником орешника, уже заметные мраком; я продвигался вперед с трудом. (И. Тургенев) : [причина]. Я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. (М. Лермонтов) : [пояснение]. (а именно) Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. (А. Пушкин) : [дополнение]. (что?) Но решено: завтра двину рать. (А. Пушкин) Поработаешь до поту – поешь в охоту. (Пословица) А) [условие] – . (если) А) ,,. (перечисление, значение одновременности) Б) [время] – . (когда) Ехал сюда – рожь начала желтеть. (М. Пришвин)

4 слайд

Описание слайда:

– [следствие]. Вдруг мужики с топорами явились – лес зашумел, застонал, затрещал. (Н. Некрасов) – . (противопоставление (а, но)) Лето припасает – зима поедает. (Пословица) – . (сравнение (будто, как)) Молвит слово – соловей поёт. (Пословица) От вида БСП зависит расстановка знаков препинания интонация смысловое значение

5 слайд

Описание слайда:

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Валяться было не время: начиналась весенняя суета перед севом. 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

6 слайд

Описание слайда:

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Вдруг слышу: кто-то зовёт меня по имени, тихонько так, почти шёпотом. 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет смысл первой части. 4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

7 слайд

Описание слайда:

Сложные предложения отличаются от сложных предложений тем, что в них выражены смысловые отношения между частями. бессоюзные союзных менее четко

8 слайд

Описание слайда:

Какое утверждение является неверным? А) В БСП простые предложения связываются в устной речи интонацией; Б) Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений; В) Знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

9 слайд

Описание слайда:

Какова роль тире в предложении «Высоко над горами зашумел ветер – предвестник бурана»? А) разделяет подлежащее и сказуемое; Б) обозначает пропуск члена предложении; В) отделяет приложение.

10 слайд

Описание слайда:

Укажите, почему стоит тире в БСП «Песенка кончилась – раздались обычные рукоплескания». А) содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого; Б) предложение рисует быструю смену событий; В) второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Дидактическая задача: повторить изученное раннее и приобрести новые знания.

Место урока в теме: первый урок в теме «БСП»

Оборудование: учебники, рабочие тетради, мультимедийная презентация для урока, рабочий компьютер учителя, рабочий лист урока, диагностический лист самоанализа знаний, умений и навыков, карточки для учащихся, распечатанные тексты и тестовые задания.

Цели и задачи :

Образовательные : - знать грамматические признаки БСП, опознавать их в тексте; выявлять смысловые отношения между частями БСП;формирование умений определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания.

Развивающие : формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать; развитие творческих способностей.

Воспитательные : формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП; активизирование познавательной деятельности учащихся;обеспечение благоприятной психологической обстановки.

Задачи личностного развития :

Способствовать формированию правильной устной речи учащихся;

Создавать условия для усвоения новых знаний о БСП, используя элементы исследования;

Развивать умения анализировать языковой материал.

Методы : диалогический, коллективный, самостоятельный.

Структура урока: мотивация, введение в тему урока, погружение в тему урока, первичное закрепление знаний, расширение знаний, итог, закрепление, рефлексия.

Структура урока:

I. Организационный этап

1 мин.

II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знанийКонтрольно – подготовительный этап.

7 мин.

III. Этап усвоения новых знаний

15 мин.

IV. Этап первичной проверкии усвоения знаний

12 мин.

V. Закрепление знаний.

8 мин

V. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению.

2 мин.

VI. Этап рефлексии.

1 мин.

ХОД УРОКА

1.Оргмомент

(Цель – создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу).

Здравствуйте, ребята! Давайте настроимся на серьёзную работу, сосредоточимся…А теперь -улыбнёмся друг другу и мне. Нам сегодня особенно необходимо хорошее настроение: сложная работа нам предстоит!

Приём «Кроссворд» (при решении которого ученики прочтут название вида сложного предложения, который и будет темой урока)

Учитель: Для определения темы урока мы отгадаем слово.

Отгадайте слово и подумайте, как оно может быть связано с новой, пока неизвестной темой урока.

Приставка в слове беспокойный (бес-)

Корень - часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз).

Суффикс как в слове сонный (-Н-)

Окончание прилагательного в ср.роде ед.числа

Учитель: в результате у нас получилось слово?

Ответы учащихся.

Учитель: сформулируйте тему урока.

Ответы учащихся.

Запись темы в тетрадь: «Бессоюзное сложное предложение» Слайд

2. Разминка

Подготовка к ГИА.

1. Определите количество букв и звуков в данных словах. В каком слове звуков больше, чем букв? (А4) Слайд

Традиция, шинель, гигантский, асфальт, рояль.

2 . Буквенный диктант (А6)

Вспомним правописание приставок на з- и с-. Отработаем задание ГИА А6, формулировка которого звучит как: «В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук»

1. бе…ценный, бе..граничный, и..чезать
2. бе..цельный, ра..смотреть, в..порхнуть
3. ра..порядок, бе..конечный, ра..гадать

Проверка:

1.с, з, с
2. с, с, с
3. с, с, з

3.Повторение по теме «Синтаксис» (графический диктант)

Учащимся на слух даётся тезис. Он может быть правильным или неправильным. Соответственно ученик либо соглашается (+), либо не соглашается (-). Свои ответы он рисует в строчку в виде графика со знаками + или -.

1. Предложения могут быть простыми и сложными.

2. Сложные союзные предложения могут быть сложносочинёнными, сложноподчинёнными.

3. Сложноподчинённые предложения употребляются с подчинительными союзами и союзными словами, состоят из главной и придаточной части.

4. Придаточные определительные отвечают на вопросы косвенных падежей, придаточная часть чаще относится к глаголу.

5. Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы обстоятельства и относятся чаще ко всему главному предложению.

6.Предложения, части которого связаны при помощи сочинительных союзов, называются___сложносочиненными.______________________.

7.. Есть сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными.

Получается следующая запись:

+ + + - - ++

1 2 3 45 6 7– номер вопроса

Готовимся к ГИА Слайд 3,4

4.В7 . В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

Любовь же и дружба,(1) разрастаясь и распространяясь на многое,(2) обретают новые силы,(3) становятся все выше,(4) а человек,(5) их центр,(6) мудрее.

В.7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Анна Федотовна ощупала каждый листок,(1) удостоверилась,(2) что они подлинные,(3) аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5) чтобы я слышала.

3. Контрольно – подготовительный этап.

Расставить номера предложений в таблицу, определить, с помощью чего связаны части сложного предложения. Слайд

(Таблица на доске, после выполнения задания ученики выходят к доске и заполняют таблицу.)

    Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.

    Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться.

    С утра было жутко холодно, но к обеду выглянуло солнце.

    Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками.

    Домик, куда меня привели, был небольшой, но уютный.

    Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.

    Я сразу понял, что это дело мне по силам.

    Где тонко, там и рвется.

(Третья колонка в таблице пока никак не обозначена.)

ССП

СПП

БСП

2, 3

1 (прид.врем.), 4 (прид.цели)

5 (прид.опр.), 7 (прид.изъяс.)

8 (прид. места)

6, 9

Почему никуда не отнесли 6 и 9 предложение?

4. Объяснение нового материала.

Давайте вернёмся к этим предложениям:

Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года; синея, блещут небеса.

1)Какое это предложение по количеству грамматических основ? Докажите.

2)При помощи чего соединяются части этого сложного предложения? Способ связи…

(Части данных предложений связаны только с помощью интонации.)

3)Каковы смысловые отношения между частями сложного предложении?

4) О каком типе сложных предложений пойдет сегодня речь? (О БСП – заполнение третьей колонки.) Части БСП формально независимы, самостоятельны, поэтому схематично их можно изобразить квадратными скобками.

5)Составим схему данного предложения.

Исходя из анализа данных предложений, давайте попытаемся сформулировать цель сегодняшнего урока. . Используйте опорные слова:

1) Познакомиться с …

2) Учиться …

Определить, чем отличаются бессоюзные сложные предложения

Как найти их в тексте.

Научиться отделять интонацией простые предложения в составе бессоюзного сложного;

Выявлять смысловые отношения между частями БСП

Учебник, правило

5.Первичное закрепление знаний

«На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно».Слайд

Среди данных предложений найдите БСП, выпишите, подчеркните грамматические основы, назовите знаки препинания, разделяющие части БСП. (см.слайд)

Давайте сделаем вывод, какие знаки препинания разделяют части БСС

Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях , что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией . В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме.

В союзных сложных предложениях смысловые отношения определяются по союзам, поэтому отношения более четкие.
Смысловые отношения БСП выражаются менее четко, чем в союзных Слайд

Попробуем установить смысловые отношения между частями в следующих БСП.. Поможет нам в этом сопоставление их с союзными.(бессоюзное предложение нужно преобразовать в синонимичное союзное и определить, в каких отношениях друг с другом находятся части союзного предложения). Слайд

Вывод: Выбор знака препинания в БСП определяется смысловыми отношениями, которые устанавливаются между его частями.

Примечание: Некоторые значения БСП могут совпадать (например, условия и времени; следствия и быстрой смены событий). Смысл предложений может зависеть от конкретной интонации, поэтому допускаются разные толкования:

Село опустело, молодежь разъехалась. (Перечисление.)

Село опустело: молодежь разъехалась. (Причина.)

Физкультминутка.

Чтобы в космос нам слетать,
Нужно много нам читать, считать, писать.
Нужно сильными, здоровыми нам быть.
Физкультуру нужно нам любить.

Космонавты большое внимание уделяли физической культуре, спорту.
Решающую роль в развитии силы, быстроты, ловкости и выносливости играют физические упражнения.

Встали, тянемся к звездам, солнцу, тянем позвоночник (руки вверх). Посмотрели направо, затем налево
Закрыли глаза – чертим восьмерку перевернутую, бесконечность, совершаем полет вокруг земли.
Прямая спина, расправленные плечи, развернутая грудь, поднятая голова – все это признаки красоты, здоровья и физической работоспособности человека

Проанализируйте предложения. Определите значения частей БСП

1 в. Со значением причины;

2 в. Со значением дополнения (изъяснительные отношения)

(слабым учащимся с памяткой – подсказкой).

1.В космос космонавты берут с собой портрет Гагарина: он пример мужества, отваги, верности к долгу перед нашей великой Родиной.

2. Будущие космонавты уяснили: главной задачей будет оценка возможностей человека вести полезную работу в космосе

3.Гагарину хватало времени на все: он был предельно организованным человеком и знал цену времени.

4.Каждый космонавт знает: самое тягостное время – последние минуты на Земле, вне корабля.

6. Закрепление

Мини -тест


    Если части сложного предложения соединены между собой только интонацией, то такое предложение называется…


А) сложносочиненным В) сложным бессоюзным

Б) сложноподчиненным Г) простым, осложненным


    Сложные бессоюзные предложения отличаются от сложных союзных тем, что:


А) в них более четко выражены смысловые отношения между частями

Б) в них между частями нельзя вставить союз

В) в них менее четко выражены смысловые отношения между частями

Г) в них отсутствуют отношения между частями


    Какие знаки могут стоять между частями БСП?


А) запятая, тире, дефис, двоеточие В) запятая, тире, точка с запятой, двоеточие

Б) запятая, точка с запятой Г) тире, двоеточие


4.

Какие предложения являются бессоюзными?

А) Пыль вихрем неслась по дороге, и серое облако закрывало весь горизонт.

Б) Море покрылось багрянцем, навстречу солнцу поднималось розово-дымчатое облако мягких очертаний.

В) Когда дождь прекратился, мы решили снова развести костёр.

Г) Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души

Д) Удилище согнулось в дугу, леска со свистом врезалась в воду.

.Взаимопроверка.

.Работа с заданиями ГИА. В9

- Среди предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью.

(учащимся выдается текст каждому на парту)

7. Итоги.

    О каком типе сложных предложений сегодня шла речь?

    Почему так называются такие предложения?

    Какие знаки препинания употребляются для выделения частей БСП?

    Какие затруднения возникли у вас сегодня на уроке?

    Что показалось наиболее легким?

8. Рефлексия.(Слайд)

Таблица-памятка

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БСП

Знаки препинания

Значение

Примеры

перечисление фактов

(потому что, так как, ибо)

пояснение

(а именно)

дополнение

(что) (и увидел, и услышал, и почувствовал)

противопоставление

(а, но, да=но)

(когда)

(если)

вывод, следствие

(так что, поэтому)

быстрая смена событий

сравнение

(как, словно, будто)

Расставить номера предложений в таблицу, определить, с помощью чего связаны части сложного предложения.

1 Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.

2 Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться.

3 С утра было жутко холодно, но к обеду выглянуло солнце.

4 Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками.

5 Домик, куда меня привели, был небольшой, но уютный.

6 Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.

7 Я сразу понял, что это дело мне по силам.

8 Где тонко, там и рвется.

9 Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года; синея, блещут небеса.

Среди данных предложений найдите БСП, выпишите, подчеркните грамматические основы, назовите знаки препинания, разделяющие части БСП

    Я вас любил – меня вы не любили.

    Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса.

    В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.

    Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и быстро неслась дальше.

    Шел мокрый снег, и ветер хлестал по лицу.

    Вся поверхность земли представлялась зелено – золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов.

    Я понял, что долго не смогу притворяться.

    Я понял: долго не смогу притворяться.

Самоанализ урока

Данный урок является первым в теме «Бессоюзное сложное предложение», это комбинированный урок, так как, с одной стороны, повторяется и закрепляется ранее изученная тема, с другой стороны, вводится и закрепляется новый материал по теме.

Перед собой я поставила следующие цели и задачи :

Образовательные : - знать грамматические признаки БСП, опознавать их в тексте; выявлять смысловые отношения между частями БСП;формирование умений определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания.

Развивающие : формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать; развитие творческих способностей.

Воспитательные : формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП; активизирование познавательной деятельности учащихся;обеспечение благоприятной психологической обстановки.

Задачи личностного развития :

Способствовать формированию правильной устной речи учащихся;

Создавать условия для усвоения новых знаний о БСП, используя элементы исследования;

Развивать умения анализировать языковой материал.

Методы : диалогический, коллективный, самостоятельный.

Структура урока: мотивация, введение в тему урока, погружение в тему урока, первичное закрепление знаний, расширение знаний, итог, закрепление, рефлексия

Для достижения данных целей мною были использованы элементы проблемно-диалогического обучения и информационно-коммуникативные технологии, которые позволили активизировать внимание обучающихся, включить их в самостоятельную работу, использовать элементы исследовательской деятельности. Обучающиеся самостоятельно формулировали цели урока, на основе синтаксического и смыслового анализа предложений. Кроме того, на уроке была организована работа с текстом, подготовлены тестовые задания, подобные заданиям А4-А6 ГИА, В7,В9, что способствовало закреплению навыка работы с текстом, смыслового его анализа.

На физкультминутке вспомнили первого космонавта Ю.Гагарина, памятную дату 12 апреля. Это способствует реализации воспитательных целей урока, расширению кругозора обучающихся

Все поставленные цели были достигнуты. Урок был результативен, что показало выполнение тестов по закреплению материала.

МОУ Большепечерская ООШ

Конспект открытого урока по русскому языку

с использованием ИКТ

9 класс

Тема: Бессоюзное сложное предложение.

Провела: Архипова Н.А.

2013 – 2014 уч.г.


Top