А зори здесь тихие сила духа. Борис Васильев «А зори здесь тихие…

Когда я читала книгу «А зори здесь тихие…», мне показалось, что я полностью перешла в мир этой книги, настолько сильно я сопереживала героям. Всё-таки, какие смелые девушки! Признаюсь честно, я плакала в конце, когда они все погибли! Я бы очень хотела, чтобы эту книгу прочитали все. Она этого достойна. Это память обо всех юных солдатах той страшной войны…

Аня Горгома, 12 лет

Туапсинский район, Краснодарский край

В повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» рассказано о героизме советских девушек на фронте во время Великой Отечественной Войны. Читая эту повесть, я плакала. Жаль было девчонок, почти моих ровесниц, которые, рискуя жизнью, пытаются помочь фронту. Мысленно задавала себе вопрос: «А способна ли я на такие поступки?». Ведь жизнь одна, хочется просто быть счастливой. И я поняла: девочки и были счастливы тем, что смогли защитить то, что им дороже всего: детей, любимых, матерей, Родину. Мне очень понравилось это произведение, ведь именно такие книги помогают становиться настоящими людьми.

Юлия Колесникова, 16 лет

Венцовская детская библиотека, филиал № 4

МКУ «ВБС с/п "Венцы-Заря"» МО Гулькевичский район

Однажды в библиотеке я увидела книгу Б. Васильева «А зори здесь тихие…». Книгу я прочла на одном дыхании, но какой глубокий след она оставила в моей душе! Хрупкие молодые девушки удерживали фашистов в лесу. Огромным мужеством нужно обладать, чтобы вот так защищать свою Родину.

Наталья, 17 лет

г. Краснодар

Произведение Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» повествует о Великой Отечественной войне. Читая страницу за страницей, я о многом размышлял, ведь книга основана на реальных событиях и в ней рассказывается о молодых девушках, участвовавших в боях за Родину. Сейчас мы живем в мирное время, а в те годы умирали восемнадцатилетние девушки, каждая со своей судьбой. Война оборвала их жизни, их мечты… Если бы не война, то жизни Риты, Жени, Лизы, Сони, Гали сложились бы по-другому.

Мы знакомы со многими книгами о войне, но советую всем прочитать именно эту книгу – книгу о вкладе женщин в Победу за мир, ведь это Победа досталась дорогой и тяжелой ценой.

Аян Сырымов

8-й «Б» класс, гимназия № 45

г. Караганда, Республика Казахстан

Недавно я прочитала книгу Бориса Васильева «А зори здесь тихие». В книге рассказывается о героизме и мужестве девушек во время Великой Отечественной войны. Главные герои: пять молодых, вставших на защиту Родины девушек и старшина Васков. У каждого из них были планы, мечты, но всё перечеркнула война.

Что же будет с ними? Какие испытания будут у них на пути?.. Узнать это вы сможете, прочитав эту замечательную книгу. Я думаю, эта повесть запомнится всем читателям надолго.

Катыгорох Лада, 13 лет

Крымская центральная детская библиотека А. А. Лиханова

Краснодарский край

Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» – одно из многих произведений литературы, посвящённое подвигу русских солдат в годы Великой Отечественной войны. Но эта повесть не просто о солдатах, сражавшихся за победу, а о судьбах совсем юных девушек, ставших на защиту Отечества.

Действие повести разворачивается на 171-м железнодорожном разъезде в мае 1942 года. Автор повести этим показал, что победа в боях «местного» значения оплачена такой же кровью, как и при масштабных сражениях. Это является идеей произведения.

В повести действуют шесть главных герое: пять девушек-зенитчиц и старшина Васков.

Федоту Васкову тридцать два года. По окончании четырёх классов полковой школы он за десять лет дослужился до старшинского звания. После финской войны его бросила жена, а сына он вытребовал через суд и отправил к матери в деревню, где его убили немцы. Это горе состарило старшину, он кажется суровым, чёрствым.

Младший сержант Рита Осянина стала женой красного командира в неполные восемнадцать лет. Её сын Алик был отправлен к родителям, а Рита заняла место в строю после геройской гибели мужа на второй день войны, о чём она узнала через месяц после его гибели.

Соня Гуревич – сирота. Её родители, скорее всего, погибли в Минске, захваченном немцами. В это время Соня училась в Москве, готовилась к сессии. В отряде она была переводчицей.

Галя Четвертак воспитывалась в детском доме и не знала своих родителей.

Лиза Бричкина выросла в семье лесника. Она собиралась учиться в техникуме, но её планы нарушила война.

Самая красивая и беспечная из героинь повести – это Женя Комелькова. Она, дочь командира Красной армии, полюбила полковника Лужина, который был женат. За связь с ним её перевели служить на 171-й разъезд.

У каждой девушки до войны была своя судьба, они мечтали о счастливом будущем, но их общей судьбой стала война и трагическая гибель. Ценой своих жизней они выполнили приказ.

«У войны неженское лицо», понятия «женщина» и «война» несовместимы и противоестественны. Автор повести, описывая быт героинь, как бы противопоставляет их суровую солдатскую службу и редкие часы отдыха, когда бойцы предстают молодыми девушками, которые хотят быть красивыми, счастливыми, несмотря на тяготы войны.

Война в повести Б. Васильева представлена не громкими сражениями, сложными военными операциями, а будничной службой, которую несут хрупкие, совсем ещё юные девушки. Это подчёркивает и простой язык разговорной речи, которым автор описывает несправедливость и жестокость войны.

Одной из особенностей произведения является вставная новелла. Автор повествует там о прошлой мирной жизни героинь. Там они счастливы и беззаботны. Описание природы в произведении в виде красивых пейзажей противопоставляется ужасу и грязи войны. Как будто вся живая природа взывает к разуму людей: «Прекратите войну, остановитесь!».

Повесть поражает глубиной трагизма судеб главных героев. Произведение заставляет по-новому задуматься над последствиями, которые несёт за собой война. В одно мгновение мирная жизнь, мечты о будущем превратились в кровь и смерть. Наш мир так же хрупок, как и героини повести, и так же несовместим с убийствами и войнами. Но девушки смогли противостоять жестокости войны, они в неравном бою вышли победителями противника, превосходящего и числом, и силою, и выучкой.

Эта повесть заставляет нас, не знающих войн, задуматься о том, что нужно сделать, чтобы никогда не повторился этот ужас, чтобы наши девушки никогда не знали, как тяжелы грубые солдатские сапоги, как некрасивы серые шинели.

Автор повести жестоко распорядился судьбой героинь. Но после прочтения произведения остаётся всё-таки светлое чувство, потому что гибель девушек не была бессмысленной. Они, молодые, только начинавшие жить, и есть настоящие герои войны и её победители.

Валерия Рангаева, 15 лет

г. Сызрань


Анализ произведения Васильева “А зори здесь тихие” будет полезен при подготовке к урокам литературы учащимся 8 классов. Это удивительно проникновенное трагичное повествование о роли женщин на войне. Автор затрагивает проблемы исторической памяти, мужества и смелости, героизма и трусости, нечеловеческой жестокости. Судьбы пяти молодых девушек, для которых первый бой стал последним, правдиво и трогательно изобразил писатель, прошедший всю войну – Борис Васильев.

Краткий анализ

Год написания – 1969 год.

История создания – первоначально текст был задуман, как рассказ о семи героях, которые смогли отстоять свой боевой объект ценой собственной жизни. Однако, переосмыслив сюжет, добавив ему новизну, автор изменил задумку – появилось 5 зенитчиц, которые попали под командование сержанта Васкова.

Тема – подвиг женщин на войне.

Композиция – повествование от лица сержанта, его глазами автор показывает события на разъезде. Воспоминания, ретроспектива, картины из прошлого – достаточно частый приём, гармонично вплетающий в повествование истории судеб девушек и самого сержанта.

Жанр – повесть.

Направление – реалистическая военная проза.

История создания

Первая публикация состоялась в журнале “Юность” в 1969 году. Борис Васильев хотел написать повесть о подвиге, который реально имел место в 1942 году в одной небольшой заставе. Семь солдат, участвовавших в операции ценой своей жизни остановили неприятеля. Но написав несколько страниц, автор понял, что его сюжет один из тысячи, таких историй масса в литературе.

И он решил, что в подчинении у сержанта будут девушки, а не мужчины. Повествование заиграло новыми красками. Этот рассказ принёс огромную славу автору, ведь о женщинах на войне никто не писал, эта тема была оставлена без внимания. Очень ответственно писатель подошёл к созданию образов зенитчиц: они совершенно уникальны и абсолютно правдоподобны.

Тема

Тема совершенно новая для военной прозы: война глазами женщины. Художественно преобразовывая действительность, одаривая героинь совершенно разными индивидуальными чертами, автор добился удивительного правдоподобия. Люди поверили в реально существовавших девчонок, особенно после экранизации повести в 1972 году.

Смысл названия раскрывается в самом конце повести, когда выживший старшина с сыном одной из погибших зенитчиц после войны приезжают на место гибели девушек, чтобы установить памятник. И фраза, ставшая названием повести звучит, как мысль о том, что жизнь продолжается. Траурное спокойствие этих слов контрастирует с ужасной трагедией, которая случилась здесь. Основная мысль , заложенная в название повести – правильно живёт лишь природа, в ней всё тихо и спокойно, а в человеческом мире – бури, смятение, ненависть, боль.

Подвиг на войне – обычное дело, но женщина-боец – это нечто трогательно-священное, наивное и беспомощное. Не все героини понимают, что такое война, не все видели смерть: они юны, старательны и полны ненависти к врагу. Вот только ко встрече с настоящей войной девушки не готовы: реальность оказывается страшнее и беспощаднее, чем могли ожидать юные “бойцы в юбках”.

Каждый прочитавший повесть Васильева неминуемо приходит к выводу, что трагедии можно было избежать, если бы старшина и его “боевые единицы” были более опытны, если бы… Но война не ждёт готовности, смерть на войне – не всегда подвиг, есть случайность, есть глупость, есть неопытность. Правдивость произведения – секрет его успеха и признания таланта автора, а проблематика – залог востребованности произведения. То, чему учит это произведение, должно оставаться в сердцах будущих поколений: война – это страшно, она не различает пола и возраста, мы должны помнить тех, кто отдал свои жизни за наше будущее. Идея всего творчества Бориса Васильева о войне: мы должны помнить о тех страшных годах в жизни страны, хранить и передавать это знание из поколения в поколение, чтобы война не повторилась.

Композиция

Повествование ведётся от лица сержанта Васкова, его воспоминания составляют основной сюжет. Повествование перемежёвывается лирическими отступлениями, отрывками из детства из воспоминаний различных лет, которые всплывают в памяти старшины. Через его, мужское восприятие автор подаёт образы нежных трогательных девушек-зенитчиц, раскрывает мотивы, по которым они оказывается на фронте.

Чтобы познакомить читателей с очередной героиней, автор просто переносит действие в её прошлое, прокручивая самые яркие моменты из жизни персонажа. Картины мирной жизни настолько не стыкуются с ужасами войны, что возвращаясь к событиям на разъезде, читатель невольно желает вернуться в мирное время. Композиционно повесть содержит все классические компоненты: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпилог.

Главные герои

Жанр

Произведение написано в среднем жанре военной прозы – повести. Термин “лейтенантская проза” появился в литературе благодаря тем, кто пройдя фронтовые годы в младшем офицерском составе стал писателем, освещая события, пережитые в годы Отечественной войны. Повесть Васильева также относится к лейтенантской прозе, у автора свой неповторимый взгляд на военную действительность.

В содержательном плане произведение вполне достойно романной формы, а идейная составляющая, пожалуй, не имеет равных в русской литературе того периода. Война женскими глазами ещё страшнее от того, что рядом со смертью соседствуют каблуки и красивое женское бельё, которое упорно прячут красавицы в вещмешках. Повесть Васильева совершенно уникальна своим пронзительным трагизмом, жизненностью и глубоким психологизмом.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 421.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ПОВЕСТИ Б. Л. ВАСИЛЬЕВА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ … »

1.Вступление.

Отражение событий военных лет в литературе.

2. Основная часть.

2.1 Изображение войны в повести.

2.2 Галерея женских образов.

2.3 Старшина Васков - главный герой повести.

2.4 Образ врага в повести.

3. Заключение.

Истинный патриотизм.

Я только раз видала рукопашный.

Раз - наяву. И тысячу - во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Ю.В. Друнина

Великая Отечественная война - одно из определяющих событий в истории нашей страны. Практически нет ни одной семьи, которую бы не затронула эта трагедия. Тема Великой Отечественной войны стала одной из главных тем не только в литературе, но и в кинематографии, изобразительном искусстве ХХ века. В первые же дни войны появились очерки военных корреспондентов, произведения писателей и поэтов, оказавшихся на полях сражений. Было написано огромное

количество рассказов, повестей и романов о войне. Повесть Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие … » - одно из наиболее лирических произведений о войне. События повести разворачиваются в 1942 году на севере России, в батальоне, куда судьба после ранения забросила главного героя, старшину Васкова, Героя назначают командовать «женским» взводом девушек-зенитчиц. Автор рисует женщин разных, не похожих друг на друга, но объединённых одной целью - борьбой с врагом Родины. По воле судьбы героини оказались на войне, там, где женщине не место. Каждая из девушек уже столкнулась со смертью, с болью утраты. Ненависть к врагам - вот, что движет ими, что даёт им силы для борьбы.

Рита Осянина - командир первого отделения взвода. Её муж-пограничник погиб на второй день войны «в утренней контратаке», а сын живёт у родителей. Рита ненавидит врагов «тихо и беспощадно». Она сурова, замкнута, строга к себе и другим бойцам.

Женя Комельнова - яркая красавица, высокая, рыжеволосая. У Жени, как и у Риты, тоже есть «личный счёты» к фашистам. На её глазах расстреляли всю семью. После этой трагедии Женя оказалась на фронте. Несмотря на это, героиня сохранила природную весёлость. Она общительная и озорная, смешливая и кокетливая.

Лиза Бричкина - дочь лесника. Она рано повзрослела, пять лет ухаживала за больной матерью, вела хозяйство, успела поработать в колхозе. Война помешала героине поступить в техникум. Лиза по-крестьянски основательная, знает и любит лес, не боится любой работы, всегда готова прийти на помощь подругам.

Соня Гурвич - девушка из « очень большой и очень дружной» семьи. Её отец был врачом в Минске. Девушка проучилась год в университете, но началась война, её возлюбленный ушёл на фронт, и Соня тоже не смогла оставаться дома.

О судьбе семьи, оказавшейся в оккупированном фашистами Минске, Соня ничего не знает. Она живёт надеждой, что им удалось уцелеть, хотя понимает, что надежда эта призрачная. Соня умная и образованная, «отличница в школе и университете», владеет немецким в совершенстве, любит поэзию.

Галя Четвертак воспитывалась в детском доме, она подкидыш. Может быть, поэтому она живёт в воображаемом мире, придумывает себе маму -«медработника», может приврать. На самом деле это не ложь, говорит автор, а «желания, выдаваемые за действительность». Мечтательная по характеру

девушка поступила в библиотечный техникум. А когда она училась на третьем курсе, началась война. Гале отказали в военкомате, так как она не подходила ни по росту, ни по возрасту, но она проявила недюжинное упорство и «В порядке

исключения» её послали в зенитную часть.

Героини не похожи друг на друга. Именно этих девушек старшина Васков берёт с собой, чтобы проследить за немцами. Но врагов оказывается не двое, а намного больше. В результате все девушки погибают, в живых остается только

старшина. Смерть настигает героинь в разных ситуациях: и по неосторожности в болоте, и в неравном бою с врагами. Васильев восхищается их героизмом. Нельзя сказать, что девушкам незнакомо чувство страха. Впечатлительная Галя Четвертак очень напугана смертью Сони Гурвич. Но девушке удаётся преодолеть страх, и в этом её сила и мужество. В моменты гибели ни одна из девушек не жалуется на судьбу, никого не обвиняет. Они понимают, что их жизни принесены в жертву во имя спасения Родины. Автор подчеркивает неестественность происходящего, когда женщина, чьё предназначение - любить, рожать и воспитывать детей, вынуждена убивать. Война - ненормальное состояние для человека.

Главный герой повести - старшина Федот Васков. Он происходит из простой семьи, доучился до четвёртого класса и вынужден был бросить школу, так как умер отец. Тем не менее позже он закончил полковую школу. Личная жизнь у

Васкова не удалась: жена сбежала с полковым ветеринаром, а маленький сын умер. Васков уже успел повоевать, был ранен, имеет награды. Девушки-бойцы сначала посмеивались над своим простоватым командиром, однако вскоре оценили его смелость, прямоту, душевную теплоту. Он всячески старается помочь девушкам, впервые столкнувшимся лицом к лицу с врагом. Рита Осянина просит Васкова позаботиться о её сыне. Через много лет уже пожилой старшина и взрослый сын Риты установят на месте её гибели мраморную плиту. Образы врагов нарисованы автором схематично и лаконично. Перед нами не конкретные люди, их характеры и чувства не описаны автором. Это фашисты, захватчики, посягнувшие на свободу другой страны. Они жесток и и беспощадны. Такое

изображение врагов было характерно для ранних произведений о войне. Читатель не испытывает к ним ни жалости, ни сочувствия. В повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие … » мы не найдем описания сражений, не познакомимся с образами выдающихся военачальников, не встретим описания пафосного самопожертвования во имя Родины. Это повесть о другом подвиге, оставшемся неизвестным широкой общественности, не отмеченном высокими наградами. Это подвиг прекрасных молодых женщин, пожертвовавших собой, до конца исполнивших свой долг перед Родиной, в борьбе за свободу своей страны, за счастливую жизнь будущих поколений.

«Не все солдаты встретят день победный, Не всем прийти на праздничный парад. Солдаты смертны. Подвиги бессмертны. Не умирает мужество солдат.» Б. Серман «Поэзия подвига и героизма» – основа всей повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» Наверное, именно благодаря этой поэзии читательский интерес к повести не угасает до сих пор. До сих пор мы с неослабевающим вниманием следим за передвижением маленького отряда старшины Васкова, почти физически ощущаем опасность, облегченно вздыхаем, когда ее удается избежать, радуемся смелости девушек и вместес Васковым тяжело переживаем их гибель. Никто не мог знать, что, получив задание пойти и захватить в плен двух немецких разведчиков, маленький отряд из шести человек наткнется на шестнадцать фашистских солдат. Силы несравнимы, но ни старшине, ни пятерым девушкам даже в голову не приходит отступить, Они не выбирают. Всем пяти юным зенитчицам суждено погибнуть в этом лесу. И не всех настигнет героическая смерть. Но в повести все мерится одинаковой мерой. Как говорили в войну, жизнь одна и смерть одна. И всех девушек одинаково можно назвать подлинными героинями войны. Писатель представил нам пять совершенно различных характеров. Рита Осянина, волевая и нежная, богатая душевной красотой. Она – самая мужественная, бесстрашная, она - мать. Женька Комелькова – веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюризма, отчаянная и уставшая от войны, от боли и любви, долгой и мучительной, к женатому человеку. Соня Гуревич – воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура – «прекрасная незнакомка», вышедшая из томика стихов А. Блока. Лиза Бричкина… «Эх, Лиза-Лизавета, учиться бы тебе!» Учиться бы, повидать бы большой город c его театрами и концертными залами, его библиотеками и картинными галереями… Война помешала. Не найти тебе своего счастья, не слушать тебе лекций: не успела увидеть все, о чем мечтала, Галя, так и не повзрослевшая, смешная и по-детски неуклюжая детдомовская девчонка. Записки, побег из детского дома и тоже мечты… стать новой Любовью Орловой. На первый взгляд, что может быть общего у ответственной, строгой Риты Осяниной, неуверенной в себе фантазерки Гали Четвертак, метательной Сони Гурвич, молчаливой Лизы Бричкиной и озорной дерзкой красавицы Женьки Комельковой? Но, как ни странно, между ними не возникает даже тени непонимания. Это объясняется в немалой степени тем, что их сблизили исключительные обстоятельства. Недаром потом Федот Евграфыч назовет себя братом девушек, недаром возьмет на себя заботу о сыне погибшей Риты Осяниной. Есть еще в этих шестерых, несмотря на разность возрастов, воспитания, образования, единство отношения к жизни, людям, войне, преданность Родине и готовность отдать за нее жизнь. Им шестерым нужно, во что бы то ни стало держать свои позиции, словно именно за ними «вся Россия сошлась». И они держат. Глупо погибает Галя Четвертак, но мы не осуждаем ее. Может быть, она была слишком слаба и неуверенна, но ведь женщина вообще не должна быть на войне. А Галя все-таки старалась по мере своих сил: несла на себе тяжелый груз вещей, шла по ледяной земле в одной берестяной чуне. Пусть она не совершила подвига» не вступила в прямую схватку с врагом, но она и не отступила, упрямо идя вперед и выполняя приказания старшины. Смерть Сони Гурвич кажется случайностью, но она связана с самопожертвованием. Ведь, когда она бежала навстречу своей гибели, ее вело естественное душевное движение сделать приятное доброму и заботливому старшине – принести оставленный кисет. Так же жертвует собой и Лиза Бричкина. Смерть ее ужасна и мучительна. Пусть она пала не па поле боя, но при этом погибла при исполнении своего долга, спеша поскорей перейти болото и привести подмогу. В конце концов со старшиной остались две самые храбрые и стойкие девушки – Рита Осянина и Женька Комелькова. Женька, спасая старшину, убила немецкого солдата, размозжив ему голову прикладом винтовки. Она же бесстрашно купается на глазах у врагов, изображая простую деревенскую девушку. И она же отводит врагов за собой в лес, подальше от раненой Риты Осяниной. Рита ранена осколком в то время, как она отстреливалась от врагов. Это была не первая перестрелка, где девушки показали себя. Увы, силы были неравны, и Рите с Женей суждено было погибнуть мучительной смертью: одна была ранена в живот и пустила себе пулю в лоб, другую в упор добили немцы. Тяжелые испытания выпали и на долю старшины Васкова. Ему было суждено схоронить всех своих бойцов, превозмочь горе, раны и нечеловеческую усталость и в последней исступленной схватке жестоко отомстить врагам, а потом еще до конца дней нести в душе тяжесть оттого, что не уберег девушек. Каждая из девушек оплатила свой «личный счет» к захватчикам. У Риты Осяниной на второй день войны погиб муж, у Жени на глазах расстреляли всю семью, родители Сони Гурвич погибли. Этот «личный счет» каждой связан со счетом всей страны. Ведь сколько женщин и детей остались вдовами и сиротами. Поэтому, мстя немцам за себя, девушки мстили и за всю страну, за всех ее жителей. Героини повести, молоденькие девушки, были рождены для любви и материнства, а вместо этого взяли в руки винтовки и занялись неженским делом – войной. Даже в этом уже состоит немалый героизм, ведь все они сами добровольно пошли на фронт. Истоки их героизма – в любви к Родине. Отсюда начинается путь к подвигу. Подлинная поэзия подвига и героизма требует простоты, естественности, реализма. Именно такова повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» Это чистое и светлое произведение о том, что в исключительных обстоятельствах человек, преданный Родине и готовый пожертвовать собой, становится героем.

Смелость и трусость

Б. Васильев. А зори здесь тихие...

Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» - одно из самых пронзительных по своей лиричности и трагедийности произведений о войне.
Пять девушек-зенитчиц во главе со старшиной Васковым в мае 1942 года на далеком разъезде противостоят отряду отборных немецких диверсантов-десантников - хрупкие девушки вступают в смертельную схватку с крепкими, обученными убивать мужчинами. Светлые образы девушек, их мечты и воспоминания о любимых, создают разительный контраст с нечеловеческим лицом войны, которая не пощадила их - юных, любящих, нежных. Но и через смерть они продолжают утверждать жизнь и милосердие.
Молодые девчонки вырваны из мирной жизни и брошены в ужасы войны. Они по-женски, по-детски беззащитны, неумелы, неопытны. Вот во время налета «мессеров» убили подносчицу, на похоронах «девчонки ревели в голос». Не укладывается встреча со смертью в их радостную молодость!
Легко и наивно они воспринимают испытания. «Захихикали, дуры, - беззлобно, правда, отмечает про себя старшина Васков, обучающий их по-утиному подавать сигналы в лесу.
Собираясь на ответственное задание, старшина вынужден учить свой отряд пользоваться портянками: ведь «портянки намотаны, словно шарфики».
Идут они в свой первый бой, не зная об этом и думая об этом, даже не подозревая об опасности. Хотя первая встреча с войной за хрупкими плечами многих из них уже была. Рита Осянина в первые дни войны потеряла мужа: «старший лейтенант Осянин погиб во второй день войны в утренней контратаке». И научилась она ненавидеть «тихо и беспощадно» врагов, разрушивших ее недолгое счастье. У Жени Комельковой маму, сестру и братишку из пулемета уложили - так расстреляли семьи комсостава. Соня Гуревич из интеллигентной еврейской семьи. Семья осталась в оккупированном Минске. Только надежда, что могли скрыться, спасала ее от тяжелой тоски. «Ах, заморыш ты воробьиный, по силе ли горе на горбу-то у тебя», - жалеет ее Васков.
По силам ли горе им всем? По силам ли солдатская доля этим хрупким девчонкам? Война об этом не спрашивала.
В команде Васкова пять девчонок-зенитчиц. Среди их особым обаянием выделяется Женька Комелькова. Она красавица. Девчата восхищаются: «Русалка! У тебя кожа прозрачная! Тебя в музей нужно! Под стекло на черном бархате!» а ее швырнули в войну. Общительная, озорная, артистичная, смелая, поистине героична. Она не раз выручала своих подруг, старшину Васькова. Сцена купания в озере под дулами немецких автоматов - это настоящий героизм. Ведь она понимает, что в любой момент в нее могут выстрелить, но до конца смело и отчаянно играет свою роль. Только Васков, заглянувший ей в лицо, увидел, что «она улыбается, а глаза, настежь распахнутые, ужаса полны, как слезами».
Потом она поможет Васкову одолеть немца, добивая его прикладом своей винтовки.
Нет, не женское это дело - убивать! Потом «ее тошнило, выворачивало, и она всхлипывала, все кого-то звала. Маму что ли…». Так она переживает свой подвиг. Как и ее подруга, Рита Осянина, впервые расчетливо и умело убившая немецкого парашютиста, всю ночь не спала - «трясло ее!»
Но мир повернулся так, что смерть стала рядом. Пришлось убивать, пришлось дерять подруг, погибать самим. Младший сержант Рита Осянина ранена осколком гранаты в живот. Она понимает, что рана безнадежна, и мужественно выбирает смерть.
А отчаянная Женька не верит в смерть - ни в свою, ни в Ритину. Женька ничего не боялась и в счастливое беззаботное время: «скакала на лошадях, стреляла в тире, сидела с отцом в засаде на кабанов, гоняла на отцовском мотоцикле по военному городку…». А в своем последнем бою смело и отчаянно уводит в лес немцев - подальше от раненой Риты. «Она верила в себя и сейчас, не на мгновенье не сомневаясь, что все окончится благополучно. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно умирать в девятнадцать лет…».
Страшно погибает Лиза Бричкина - тонет в болоте, не выполнив поручения Васкова. Очень жаль эту девушку из глухого брянского уголка. Молодость ее прошла в одиночестве. Все 19 лет она прожила в ожидании завтрашнего дня. Ей так хотелось ласки, заботы, любви. Как искренне она влюбилась в старшину Васкова. И эта мечта не сбылась.
Можно ли считать героями Соню Гурвич и Галю Четвертак? Симпатии автора к ним несомненны. «Отличница, круглая отличница и в школе и в институте», - вспоминают о ней подруги после ее гибели. Умненькая девочка читает наизусть Блока, знает немецкий язык. Нет в ней физической силы: гнется как тростинка, голосок писклявый. Но сколько в ней женской доброты, человеческой чуткости. Когда есть из одного котелка со старшиной Васковым, норовит подбросить ему «самое варево». И погибает она, когда бежит за забытым кисетом старшины.
По-особому жалеет автор и Галю Четвертак. Вся она такая «худющая, востроносая, косички из пакли и грудь плоская, как у мальчишки», «замухрышка». И неумеха. Сапог в болоте потеряла, простудилась. Она фантазерка и даже вруша. Врет, что ее мама- медицинская сестра, а сама из детдома, подкидыш. В первом бою испугалась настолько, что и выстрелить ни разу не смогла». Подруги ее даже за это судить собрались. Но и второй свой бой она не выдержала - просто не вынесла присутствие немцев рядом!
Но мудрый старшина Васков защищает и ее: «Трусости не было»., «Погибли наши товарищи смертью храбрых. Четвертак - в перестрелке, а Лиза Бричкина в болоте утопла…»
Остальных немцев пленил Васков, личность незаурядная, великодушная, героическая. С нелегкой личной судьбой. Человек «почти без образования», но такой мудрый по-житейски, огромной человеческой доброты. Заботливый, внимательный к своим зенитчицам, подмечает и поддерживает их настроение. Свою шинель отдал больной Четвертак, вступается за нее, когда девчонки собираются судить ее за трусость. Каждую понимает, каждую жалеет.
Он опытный воин: все правильно рассчитал, сумел одолеть с отрядом болото, взять удар на себя. Не предвидел он только, что вместо двух диверсантов, как донесла Рита, отряд наткнется на 16 автоматчиков -здоровенных мужчин. Но отступать Васков не собирался.
«Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно - держать… И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, именно он, Федот Евграфыч Васков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия».
Один берет в плен оставшихся четырех немцев. Вместе с пятью девчонками он, сам тяжело раненный, одолел вооруженный фашистский отряд. После войны он станет отцом для сына погибшей Риты Осяниной.
А зори здесь тихие… Так восторгаются и рыбаки тишиной озера. Но чтобы наступила эта тишина, какую цену пришлось заплатить нашим людям.

Повесть "А зори здесь тихие", написанная Васильевым Борисом Львовичем (годы жизни - 1924-2013), появилась на свет впервые в 1969 году. Произведение, по словам самого автора, основано на реальном военном эпизоде, когда после ранения семеро солдат, служивших на железной дороге, не дали ее взорвать немецкой диверсионной группе. После сражения удалось выжить лишь одному сержанту, командиру советских бойцов. В данной статье мы проведем анализ "А зори здесь тихие", опишем краткое содержание этой повести.

Война - это слезы и горе, разрушение и ужас, безумие и истребление всего живого. Она всем принесла беду, постучавшись в каждый дом: жены потеряли мужей, матери - сыновей, дети вынуждены были остаться без отцов. Множество людей прошли через нее, испытали все эти ужасы, но им удалось выстоять и победить в тяжелейшей из всех войн, когда-либо перенесенных человечеством. Анализ "А зори здесь тихие" начнем с краткого описания событий, попутно комментируя их.

Борис Васильев в начале войны служил молодым лейтенантом. В 1941 году он ушел на фронт, еще будучи школьником, и через два года был вынужден покинуть армию в связи с тяжелой контузией. Таким образом, войну этот писатель знал не понаслышке. Поэтому его лучшие произведения - именно о ней, о том, что человеку удается остаться человеком, лишь выполнив до конца свой долг.

В произведении "А зори здесь тихие", содержание которого составляет война, она ощущается особенно остро, поскольку повернута непривычной для нас гранью. Все мы привыкли ассоциировать с ней мужчин, а здесь главные герои - девушки, женщины. Они встали против врага одни посреди земли русской: озер, болот. Противник - выносливый, сильный, беспощадный, хорошо вооруженный, многократно превосходит их по числу.

События разворачиваются в мае 1942 года. Изображается железнодорожный разъезд и его командир - Федор Евграфыч Васьков, 32-летний мужчина. Солдаты прибывают сюда, но потом начинают гулять и пить. Поэтому Васьков пишет рапорты, и в конце концов ему присылают девчат-зенитчиц под командованием Риты Осяниной, вдовы (ее муж погиб на фронте). Затем приезжает Женя Комелькова, вместо убитой немцами подносчицы. У всех пяти девушек был свой характер.

Пять разных характеров: анализ

"А зори здесь тихие" - это произведение, в котором описаны интересные женские образы. Соня, Галя, Лиза, Женя, Рита - пять разных, но в чем-то очень похожих девушек. Рита Осянина - нежная и волевая, отличается душевной красотой. Она - самая бесстрашная, мужественная, она - мать. Женя Комелькова - белокожая, рыжая, высокая, с детскими глазами, всегда смешливая, веселая, озорная до авантюризма, уставшая от боли, войны и мучительной и долгой любви к женатому и далекому человеку. Соня Гурвич - это ученица-отличница, утонченная поэтическая натура, как будто вышедшая из книги стихов Александра Блока. всегда умела ждать, она знала, что предназначена для жизни, и невозможно ее миновать. Последняя, Галя, всегда активнее жила в воображаемом мире, чем в действительном, поэтому очень боялась этого беспощадного ужасного явления, которое представляет собой война. "А зори здесь тихие" изображает эту героиню смешной, так и не повзрослевшей, неуклюжей по-детски детдомовской девочкой. Побег из детского дома, записки и мечты... о длинных платьях, сольных партиях и всеобщем поклонении. Она хотела стать новой Любовью Орловой.

Проведенный анализ "А зори здесь тихие" позволяет сказать, что никто из девушек так и не смог осуществить свои желания, потому что они не успели прожить жизнь.

Дальнейшее развитие событий

Герои "А зори здесь тихие" сражались за Родину, как никто, никогда и нигде не дрался. Они всей душой ненавидели врага. Девушки выполняли приказы всегда четко, как и следует молодым солдатам. Они испытали все: потери, переживания, слезы. Прямо на глазах этих бойцов умирали их хорошие подруги, но девушки держались. Они стояли насмерть до самого конца, никого не пропустили, и таких патриотов были сотни и тысячи. Благодаря им удалось отстоять свободу Родины.

Смерть героинь

Разная смерть была у этих девушек, как и разными были жизненные пути, по которым следовали герои "А зори здесь тихие". Рита была ранена гранатой. Она понимала, что не сможет выжить, что рана смертельна, а умирать придется мучительно и долго. Поэтому, собрав остаток сил, она выстрелила себе в висок. У Гали смерть была столь же безрассудной и болезненной, как и сама она - девушка могла бы спрятаться и сохранить себе жизнь, но не сделала этого. Остается лишь предполагать, что двигало ей тогда. Возможно, просто минутное смятение, возможно, трусость. У Сони смерть была жестока. Она даже не сумела понять, как лезвие кинжала пронзило ее жизнерадостное молодое сердце. У Жени - немного безрассудная, отчаянная. Она до самого конца верила в себя, даже когда уводила от Осяниной немцев, ни на миг не сомневалась в том, что все завершится благополучно. Поэтому даже после того, как первая пуля попала ей в бок, она лишь удивилась. Ведь так неправдоподобно, несуразно и глупо было умирать, когда тебе всего девятнадцать лет. Смерть Лизы случилась неожиданно. Это была очень глупая неожиданность - девушку затянуло в болото. Автор пишет, что до последнего мгновения героиня верила, что "завтра будет и для нее".

Старшина Васков

Старшина Васков, о котором мы уже упомянули в кратком изложении "А зори здесь тихие", остается в итоге один среди муки, беды, наедине со смертью и тремя пленными. Но теперь у него впятеро больше сил. То, что было в этом бойце человеческого, лучшего, но спрятанного глубоко в душе, раскрылось внезапно. Он перечувствовал и пережил и за себя, и за его девочек-"сестричек". Старшина сокрушается, он не понимает, почему это произошло, ведь им детей рожать надо, а не умирать.

Итак, по сюжету все девушки погибли. Что же руководило ими, когда они шли в бой, не жалея собственной жизни, отстаивая свою землю? Возможно, всего лишь долг перед Отчизной, своим народом, возможно, патриотизм? Все смешалось в этот момент.

Старшина Васков в итоге винит во всем себя, а не ненавистных ему фашистов. Как трагический реквием воспринимаются его слова о том, что он "всех пятерых положил".

Заключение

Читая произведение "А зори здесь тихие", невольно становишься наблюдателем будней зенитчиков на разбомбленном разъезде в Карелии. В основу этой повести положен эпизод, незначительный в огромных масштабах Великой Отечественной войны, но о нем рассказано так, что все ее ужасы встают перед глазами во всем своем уродливом, страшном несоответствии с сущностью человека. Оно подчеркивается и тем, что названо произведение "А зори здесь тихие", и тем, что ее герои - девушки, вынужденные участвовать в войне.

В разных жизненных ситуациях люди действуют по-разному. Кто-то готов на решительные поступки, а в ком-то просыпается страх. Истинная сущность человека проявляется только тогда, когда он сталкивается с проблемами и опасностями. Один демонстрирует смелость характера, другой в подобной ситуации кажется трусом. Но это вовсе не значит, что смелый человек ничего не боится.

У каждого есть свои страхи. Намного важнее преодолевать их. Далеко не каждый может смело смотреть в лицо опасности и бороться со своими страхами.

Говорят, что женщинам не место на войне. Но девушки-героини бессмертной повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие" перечеркивают это убеждение. Несомненно, гибель каждой из них ужасна, но ни одна ни на минуту не позволила себе струсить, спрятаться, уйти сторону. Девушки не побоялись принять неравный бой, зная заранее, что вряд ли им удастся выжить. В этой повести не нашлось место трусости - ведь не каждый может найти в себе такую смелость, такую храбрость, как эти девчонки. Важно, что их нельзя сравнивать друг с другом: ни отчаянную Женю с потерявшей голову от страха Галей или неосторожной Соней, ни Лизу, которая погибла, торопясь донести новые сведения о немцах, с Ритой, погибшей в муках, - каждая показала беспримерную храбрость во имя победы своей страны.

Государство, в котором ты живёшь, несомненно оказывает влияние на твою судьбу.

И если героини Бориса Васильева отдали жизнь за свою страну, то жители Единого Государства, описанные в романе-антиутопии Е. Замятина "Мы", находились во власти тоталитаризма. В первом случае читателя поражает смелость героев, во втором мы удивлены страхом героев пойти против государства. Но в то же время здесь показаны герои, идущие против законов и правил: это и д-503, и i-330, и о-90, которая, зная, что ее ждет казнь, всё-таки решается родить ребенка. Персонажи заметно меняются по ходу романа. Такие люди вершат историю.

В истории было много примеров храбрых людей. Но смелый в одной ситуации человек в других условиях может повести себя иначе, не справиться со страхом. Истинная смелость проявляется, когда мы пытаемся произвести на кого-то впечатление, показаться смелым в глазах окружающих. Смелость - это умение держать себя в руках, трезво оценивать обстановку и закрывать глаза на свои страхи, ведь, как сказал Бернард Шоу, "быть рабом страха - самый худший вид рабства."

Обновлено: 2018-08-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

27 февраля у нас в школе в преддверии 70-летия Великой Победы прошла премьера спектакля "А зори здесь тихие..." Присутствуя в зрительном зале, я буквально перенеслась в прошлое, с головой окунулась в события военного времени. Пережила вместе с героями всё: счастье, боль, радость и страх. Всё было настолько реалистично, что я чуть не расплакалась. Изумительно! Хочется отметить хорошую актёрскую игру, прекрасные костюмы и декорации и отличную работу режиссёра. Великолепно были сыграны сцены гибели молоденьких девушек, защищавших Родину ценой своей жизни.

Гаврилова Валентина, ученица 9 "А"

Если бы за спектакль «А зори здесь тихие…» мы, зрители, ставили оценку, я бы поставила за него «5+». Постановка произвела на меня огромное впечатление. Отличная постановка, по-настоящему блестящая игра актёров, костюмы и реквизит, сама эпоха того времени - всё произвело на меня огромное впечатление. Спасибо, Вам, Ольга Викторовна, за такой спектакль накануне большого праздника – Дня Победы.

Панова Юлия, 10 кл.

Борис Васильев, автор повести «А зори здесь тихие…», говорил: «Если человек чувствует боль, он жив, а если человек чувствует боль другого человека, он – Человек». Все зрители в зале так переживали за Женьку, Риту, Лизу, Галку, Соню, чувствовали такую боль, когда они умирали, что на глазах многих, и ребят, и взрослых, выступали слёзы. А это значит, что все мы – Люди! Спасибо всем, кто помог своей замечательной игрой ещё раз почувствовать себя человеком!

С.В.Чабрикова, учитель русского языка и литературы.

Нет слов!!! Весь спектакль на одном дыхании! Мы словно побывали на настоящей войне, забыли о том, что на сцене наши одноклассники. Какие же вы молодцы!

Калинина Лиза, 10кл.

Выступление школьного театра «Пигмалион» вижу впервые. Спектакль «А зори здесь тихие…» в исполнении учащихся моей школы – просто замечательная работа талантливого коллектива под руководством О.В.Лобан. Так достоверно сыграны образы юных девушек-зенитчиц, что многие в зале от их гибели были растроганы до слёз.

Климкина Ольга, 10кл.

В театре меня поразила игра всех актёров. Но хотелось бы сказать о выступлении «автора» – Прибе Алексея, без которого игра на сцене не была бы полной, а тому, кто не читал эту повесть, не всё было бы понятно из происходящего на сцене. Алексей – молодец: выучил такой большой объём материала. Своим спокойным, тихим, размеренным голосом он помог нам увидеть происходящее вне сцены.

Конкин Дмитрий, 10кл

Подвиг, который совершили пять юных девушек-зенитчиц, никого не оставил равнодушным в школьном зале. На хрупкие плечи совсем юных защитниц Родины легла огромная ответственность - не пропустить немцев к железнодорожному мосту. Проявив героизм и мужество, они выполнили свой долг. Мне очень понравилась постановка, где присутствовала прекрасная игра актёров, профессиональные спецэффекты, реквизит и костюмы, передающие дыхание той эпохи. Становится понятно, что никогда не победить ту страну, в которой с такой ненавистью к врагу и любовью к Родине воюют девушки.

Медведева Анастасия, 10кл.

Из всех постановок школьного театра «Пигмалион» «А зори здесь тихие…» - самая напряжённая. Каждого из присутствующих в зале не покидало ощущение, что мы находимся в гуще событий. И девушки-зенитчицы, и бывалый вояка Васков никого не оставили равнодушными. В некоторые моменты было сложно удержать слёзы, подступающие к глазам. Актёрский коллектив правильно и полно передали содержание повести Б.Л. Васильева.

Шапошникова Ксения, 11кл.


Мужество - есть великое свойство души. Люди, прошедшие через войну, знали, что значило быть смелым и действовать сообща. Были среди них и фронтовые эссеисты. Так, например, Борис Васильев , пройдя через Великую Отечественную войну, также как и многие другие советские писатели, посвятил целое произведение теме мужества и патриотизма. Повесть «А зори­ здесь тихие» была четырежды экранизирована, много раз театрализована и даже упоминалась в оперной постановке.

На мой взгляд, такую популярность она снискала, именно благодаря теме мужества, в данном случае, мужества пяти отважных девушек-зенитчиц. Главные героини по разным причинам решили воевать за родину. У каждой из них была своя история и каждая в душе желала только мирного неба для своих родных. Рита Осянина - смелая двадцатилетняя зенитчица с суровым взглядом вынуждена была защищать свою семью, своего маленького сына, который из-за войны остался без отца.

Мужество Риты проявилось не только в добровольном выборе служить на благо Родине, но и в отношении к своим подругам, соратникам и просто окружающим людям. Во время операции по захвату немецких диверсантов она до последней минуты защищала интересы девушек своего отряда, также как и озорная, самоуверенная, бойкая Женя Комелькова . Женя была совсем юной, когда ее близких расстреляли фашисты. Ей удалось спастись, но жизнь уже не была такой как раньше.

Так как Женя всегда была весела и артистична, окружающие думали, что девушку ничего не тревожит. На самом деле, в глубине души она была изранена, и только желание отомстить за родных придавало ей мужества. Женя стойко прошла через всю операцию по захвату фашистов на 171-м железнодорожном разъезде. Умерла она смертью героя, уводя диверсантов от раненой подруги. Не менее героически себя проявили и три другие девушки в отряде Риты - Соня Гурвич , Галя Четвертак и Лиза Бричкина . Все они шли на смерть добровольно, понимая, что их цель победить врага и не дать в обиду друга.

Мужество было отличительной чертой еще одного героя произведения - старшины Васкова . В обычной жизни Федот Евграфыч ничем выдающимся не отличался, но ради девушек своего отряда был готов убить любого. В конце повести он так и поступил. Васков убил одного из немцев-диверсантов, скрывавшихся в лесу, а остальных взял в плен. До последних дней он не забывал подвиг пяти отважных зенитчиц, которые за короткое время стали для него почти семьей.


Top