Одной рукой и узла не завяжешь. Тренинг на тему "одной рукой узла не завяжешь" Одной рукой в ладоши не хлопнешь

Разделы: Школьная психологическая служба

Цель : актуализация навыков сотрудничества.

Задачи:

  • создание позитивного психологического климата в группе;
  • развитие умения работать в паре, в группе;
  • определение условий эффективного взаимодействия.

Используемые материалы:

  • бейджи в форме цветка для каждого из участников занятия (цветы различаются по цвету – желтые и оранжевые – и по форме – колокольчики и ромашки);
  • плакат с названием темы занятия;
  • иллюстрации к сказке «Репка» и басне «Лебедь, рак и щука» (см. Приложение 1 );
  • напечатанные на листе бумаги лабиринты (см. Приложение 2 ), 24 кубика из набора Б.Никитина, карточки – ориентиры по количеству учащихся и пустые поля из клеток 3x4 (размеры клетки соответствует размерам грани кубика);
  • цветные карандаши;
  • скотч, газеты, ножницы, степлер;
  • кружочки, вырезанные из цветной бумаги (желтые, зелёные и красные), два мешочка из ткани.

План занятия:

  1. Приветствие. Упражнение «Плечо к плечу»
  2. Введение в тему. Беседа «Одной рукой узла не завяжешь».
  3. Основное содержание занятия. Упражнение «Лабиринты». Упражнение «Собери узор из кубиков». Упражнение «Строим дом».
  4. Подведение итогов занятия.

Ход занятия

1. Приветствие.

Ведущий выдает каждому ребёнку бейдж в форме цветка (дети записывают своё имя на бейдже), здоровается с участниками занятия и предлагает поприветствовать друг друга, выполнив следующее упражнение.

Упражнение «Плечо к плечу»

Ведущий: «Ребята, вы сегодня, конечно, уже приветствовали друг друга. Я предлагаю вам поздороваться без слов, прикосновениями. Встаньте, пожалуйста, в круг. Поприветствуйте своего соседа, соприкоснувшись с ним локтями». После этого, ведущий просит детей «поздороваться» плечами, мизинцами рук, пятками, коленями, кончиками ботинок и т.п.

2. Введение в тему. Беседа «Одной рукой узла не завяжешь».

Ведущий открывает на доске тему занятия: «Тему нашей встречи можно обозначить известной поговоркой: «Одной рукой узла не завяжешь». Как вы думаете, о чём говорит нам эта поговорка, каков ее смысл?» Участники занятия высказывают свое мнение. Ведущий обращает их внимание на то, что сотрудничество людей при выполнении какого-то дела необходимо для достижения общей цели.

Затем ведущий предлагает посмотреть на иллюстрации к сказке «Репка» и к басне А.И.Крылова «Лебедь, рак и щука». Ребята вспоминают содержание сказки и басни. Психолог может попросить кого-либо из детей рассказать сказку, а басню прочитать сам, так как не все ребята её помнят наизусть (см. Приложение 3 ). После этого ведущий спрашивает участников занятия о следующем:

1. герои, какого произведение совместно пробуют достичь поставленной цели (герои и сказки, и басни);

2. почему Лебедь, Рак и Щука не смогли, даже действуя одновременно, сдвинуть воз с поклажей, а герои, сказки, благодаря согласованным друг с другом действиям, добились желаемого;

3. что необходимо было сделать Лебедю, Раку и Щуке, чтобы их действия привели к желаемому итогу.

Ведущий: «Итак, для того, чтобы достичь какого-либо результата в совместной работе, необходимо умение слушать друг друга, уступать другому, договариваться. Давайте попробуем выполнить задание, в котором вы сможете проявить все эти навыки».

Дети объединяются в пары по цвету цветочков. Ведущий предлагает одним парам выполнить упражнение «Лабиринт», а другим - упражнение «Собери узор из кубиков».

3. Основное содержание занятия.

Упражнение «Лабиринты»

Ведущий: «Сейчас мы будем проходить лабиринты. Для этого вы в паре должны определить, кто будет закрывать глаза и карандашом прочерчивать путь, а кто будет ему помогать в этом, смотря на сам лабиринт и сообщая товарищу с помощью слов «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т. д. правильный путь». Психолог выдаётизображение лабиринтов .

Упражнение «Собери узор из кубиков».

Одному ребёнку из пары выдаётся рисунок узора, состоящего из 12 кубиков различных цветов, а его партнёру по упражнению – пустое поле из соответствующего количества клеточек. Тот ребёнок, у которого карточка, не показывая её своему товарищу, объясняет последнему узор, описывая лишь местоположение кубиков в узоре (например, «в нижнем левом углу кубик стоит белой стороной»).

После того, как ребята справятся с заданием, ведущий предлагает ответить на вопрос о том, легко или сложно было выполнить упражнение и почему, что помогло ребятам правильно выполнить задание.

Упражнение «Строим дом»

(модификация упражнения «Вавилонская башня» Д.В.Рязановой )

Ребята по просьбе психолога объединяются в две группы по виду цветочков. Каждая группа получает скотч, ножницы, степлер и стопку газет. Ведущий: «Вам необходимо построить дом. Дом должен быть как можно выше. После постройки он должен простоять хотя бы несколько минут. Нельзя использовать столы, стулья, другие предметы и людей». Ребята в группах обсуждают способы выполнения задания, а потом приступают к его выполнению. На выполнение задания даётся 7 минут.

После этого участники обсуждают выполнение последнего упражнения, отвечая на вопросы ведущего: «Как себя чувствовал каждый из них, легко ли им было выполнять задание, как ребятам удалось прийти к единому мнению, чтобы построить башню, какие условия необходимы для успешного сотрудничества людей друг с другом». Ведущий также просит ребята подумать, как они работали: как герои сказки или как герои басни Крылова А.И.?


4. Подведение итогов занятия.

Ведущий протягивает каждому ребёнку по очереди мешочек с кружочками, вырезанными из цветной бумаги, и предлагает выбрать соответствующий кружочек: кружочек зелёного цвета, если занятие понравилось, было интересно, жёлтого – какие-то упражнения были не совсем интересны, а другие понравились, красного – если на занятии было скучно (ребёнок может не показывать остальным, фигуру какого цвета он вытащил).

После того, как каждый ребёнок выбрал кружочек, кружочки опускаются в другой мешочек, а из него высыпаются на стол. Ведущий анализирует результаты «анонимного» голосования и просит ребят высказать своё мнение о том, что удивило, обрадовало, заинтересовало их на занятии.

Использованная литература:

  1. Осипова А.А. и др. Диагностика и коррекция внимания. Стимульный материал. М.: ТЦ Сфера, 2004г.
  2. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: с чего начать? М.: Генезис, 2003г., 198с.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. РУЗЫ»

Тренинг по теме:

«Одной рукой узла не завяжешь».

Провела: воспитатель группы продленного дня

МБОУ «СОШ № 2 Г. Рузы»

Притеева Светлана Николаевна,

2013 г.

Тема: «Одной рукой узла не завяжешь».

Цель : актуализировать навыки сотрудничества; создание позитивного психологического климата в группе; развивать умения работать в паре, в группе.

Оборудование: бейджики в форме цветка для каждого, плакат с названием темы, иллюстрации к сказке «Репка» и басне «Лебедь, рак и щука», напечатанные на листе бумаги лабиринты, кубики, карточки, цветные карандаши, скотч, газеты, ножницы, степлер, кружочки, вырезанные из цветной бумаги, два мешочка из ткани.

Дата проведения: ноябрь 2013 г.

Ход тренинга.

I . Организационный момент.

1. Приветствие.

Воспитатель выдает каждому ребёнку бейдж в форме цветка (дети записывают своё имя на бейдже и предлагает поприветствовать друг друга, выполнив следующее упражнение.

2. Упражнение «Плечо к плечу».

Воспитатель: «Ребята, вы сегодня, конечно, уже приветствовали друг друга. Я предлагаю вам поздороваться без слов, прикосновениями. Встаньте, пожалуйста, в круг. Поприветствуйте своего соседа, соприкоснувшись с ним локтями». После этого, ведущий просит детей «поздороваться» плечами, мизинцами рук, пятками, коленями, кончиками ботинок и т.п.

II . Основная часть.

1. Беседа «Одной рукой узла не завяжешь».

Воспитатель открывает на доске тему занятия: «Тему нашей встречи можно обозначить известной поговоркой: «Одной рукой узла не завяжешь». Как вы думаете, о чём говорит нам эта поговорка, каков ее смысл?» Участники занятия высказывают свое мнение. Воспитатель обращает их внимание на то, что сотрудничество людей при выполнении какого-то дела необходимо для достижения общей цели.

Затем воспитатель предлагает посмотреть на иллюстрации к сказке «Репка» и к басне А.И. Крылова «Лебедь, рак и щука». Ребята вспоминают содержание сказки и басни.

Воспитатель:

Герои, какого произведение совместно пробуют достичь поставленной цели (герои и сказки, и басни);

Почему Лебедь, Рак и Щука не смогли, даже действуя одновременно, сдвинуть воз с поклажей, а герои, сказки, благодаря согласованным друг с другом действиям, добились желаемого;

Что необходимо было сделать Лебедю, Раку и Щуке, чтобы их действия привели к желаемому итогу.

Воспитатель: «Итак, для того, чтобы достичь какого-либо результата в совместной работе, необходимо умение слушать друг друга, уступать другому, договариваться. Давайте попробуем выполнить задание, в котором вы сможете проявить все эти навыки».

Дети объединяются в пары по цвету цветочков. Ведущий предлагает одним парам выполнить упражнение «Лабиринт», а другим - упражнение «Собери узор из кубиков».

2. Упражнение «Лабиринты».

Воспитатель: «Сейчас мы будем проходить лабиринты. Для этого вы в паре должны определить, кто будет закрывать глаза и карандашом прочерчивать путь, а кто будет ему помогать в этом, смотря на сам лабиринт и сообщая товарищу с помощью слов «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т. д. правильный путь».

3 . Упражнение «Собери узор из кубиков».

Одному ребёнку из пары выдаётся рисунок узора, состоящего из 12 кубиков различных цветов, а его партнёру по упражнению – пустое поле из соответствующего количества клеточек. Тот ребёнок, у которого карточка, не показывая её своему товарищу, объясняет последнему узор, описывая лишь местоположение кубиков в узоре (например, «в нижнем левом углу кубик стоит белой стороной»).

После того, как ребята справятся с заданием, им нужно ответить на вопрос о том, легко или сложно было выполнить упражнение и почему, что помогло ребятам правильно выполнить задание.

4. Упражнение «Строим дом».

Ребята объединяются в две группы по виду цветочков. Каждая группа получает скотч, ножницы, степлер и стопку газет.

Воспитатель: «Вам необходимо построить дом. Дом должен быть как можно выше. После постройки он должен простоять хотя бы несколько минут. Нельзя использовать столы, стулья, другие предметы и людей». Ребята в группах обсуждают способы выполнения задания, а потом приступают к его выполнению.

После этого участники обсуждают выполнение последнего упражнения, отвечая на вопросы воспитателя: «Как себя чувствовал каждый из них, легко ли им было выполнять задание, как ребятам удалось прийти к единому мнению, чтобы построить башню, какие условия необходимы для успешного сотрудничества людей друг с другом». Воспитатель также просит ребята подумать, как они работали: как герои сказки или как герои басни Крылова А.И.?

III . Итог тренинга.

Подведение итогов.

Воспитатель протягивает каждому ребёнку по очереди мешочек с кружочками, вырезанными из цветной бумаги, и предлагает выбрать соответствующий кружочек: кружочек зелёного цвета, если занятие понравилось, было интересно, жёлтого – какие-то упражнения были не совсем интересны, а другие понравились, красного – если на занятии было скучно (ребёнок может не показывать остальным, фигуру какого цвета он вытащил).

После того, как каждый ребёнок выбрал кружочек, кружочки опускаются в другой мешочек, а из него высыпаются на стол. Воспитатель анализирует результаты «анонимного» голосования и просит ребят высказать своё мнение о том, что удивило, обрадовало, заинтересовало их на занятии.

Один в поле не воин. Одной рукой и узла не завяжешь.
См. ОДИНОЧЕСТВО

  • - Неодобрительно о желании получить сразу слишком много, не имея достаточных на то оснований; также порой и о неспособности использовать одновременно разные возможности...

    Словарь народной фразеологии

  • - Сиб. Неодобр. Без всяких изменений. ФСС, 94...
  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - пол-узл"...

    Русский орфографический словарь

  • - См. ТЛЕН -...
  • - см. Руку протянуть...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ЖИВОТНОЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ВОЛЯ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ПРЯМОТА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ТОРОВАТОСТЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ТОРОВАТОСТЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. РОЗНОЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Кар. Наскоро. СРГК 4, 151...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Народн. Неодобр. О двуличном человеке. ДП, 661; Жиг. 1969, 208...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Народн. Неодобр. То же, что одной рукой даёт, другой отнимает. Жиг. 1969, 208...

    Большой словарь русских поговорок

  • - нареч, кол-во синонимов: 1 один в поле не воин...

    Словарь синонимов

"Одной рукой и узла не завяжешь." в книгах

От года до трех лет – игры одной рукой

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

От года до трех лет – игры одной рукой Чем младше ребенок, тем примитивнее должны быть игры, и, конечно, лучше не доиграть, чем вызвать отторжение, так как большинство детей с радостью копируют движения взрослых.* * * По ладошке, по дорожке ходит маленькая кошка, В маленькие

Дотянуться и дотронуться до кого-нибудь – одной рукой

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Дотянуться и дотронуться до кого-нибудь – одной рукой Примерно на пятом месяце захват двумя руками, больше напоминающий объятия, прогрессирует к более точному подведению одной руки. Совершая первые касательно-хватательные движения, ребенок задействует всю кисть и

Стадия 2. Поднятие и опускание ци одной ноги с одной рукой

Из книги Пробуждение энергии жизни. Освобождение пойманной в ловушку Ци автора Францис Брюс

Стадия 2. Поднятие и опускание ци одной ноги с одной рукой На этом этапе вы научитесь двигать руками через свое энергетическое поле, чтобы энергия:1) поднялась из земли внутри вашей ноги, по передней части бедра, а затем вверх по туловищу на переднюю часть плеча и2) снова

Двойной подъем одной рукой

Из книги Школа карточных фокусов автора Коцыло Виталий Васильевич

Двойной подъем одной рукой Допустим, вам необходимо показать три карты. Это можно выполнить, проводя дублирование одной рукой. Положение карт следующее: верхняя карта - индифферентная, под ней три карты, которые требуется показать. Эти четыре карты вы держите так, как

Рулите одной рукой

Из книги Полный контроль автора Паркс Ли

Рулите одной рукой Я твердо убежден, что рулить нужно только одной - внутренней - рукой. Вы должны не только толкать, но при необходимости и тянуть рукоятку руля. Я считаю, что прикладывать усилия обоими руками в противоположных направлениях неизмеримо труднее, чем

«Одной рукой глаза мои накрыл…»

Из книги Из круга женского: Стихотворения, эссе автора Герцык Аделаида Казимировна

«Одной рукой глаза мои накрыл…» Одной рукой глаза мои накрыл, Другую мне на сердце положил, Дрожащее, как пойманная птица, И вдруг затихшее, готовое молиться, И ждущее Его завет. Но я не знала: здесь Он или нет, Лежала долго так, боясь пошевелиться. И тлела жизнь, как бледною

5. «Под одной рукой»

Из книги Жизнь без подгузника! автора Бауэр Ингрид

5. «Под одной рукой» Некоторые родители предпочитают держать ребенка под одной рукой, словно футбольный мячик. Это выглядит забавно. В этой позе малышок сидит у вас под мышкой, его попа находится сзади, а голова и ножки - впереди. Родитель в этой позе может присесть, а

Второе упражнение - круговое движение одной рукой

Из книги Ежедневная гимнастика для людей умственного труда автора Кораблев Н В

Второе упражнение - круговое движение одной рукой Исходное положение. Стоя. Ступни на ширине плеч. Левая рука на поясе. Правая рука отведена назад и вверх, кисть сжата в кулак. Вдох (рис. 90).Выполнение. Круговые движения правой рукой: назад, вниз, вперед, вверх

Упражнение 16: ТЯГА ГАНТЕЛИ ОДНОЙ РУКОЙ

Из книги Диета 5:2. Бикини-диета автора Уайтхарт Жаклин

Упражнение 16: ТЯГА ГАНТЕЛИ ОДНОЙ РУКОЙ Задействованные участки тела: верхний отдел спины, руки.? Выставьте скамью на уровне бедра, возьмите в одну руку гантель.? Упритесь правым коленом и ладонью правой руки в скамью, выпрямите спину и выпрямите левую руку, держащую

Рывок одной рукой

Из книги Гири. Спорт сильных и здоровых автора Воротынцев Алексей Иванович

Рывок одной рукой Рывок - заключительное упражнение классического двоеборья в гиревом спорте. По правилам соревнований, в рывке гиря из положения «в висе» поднимается вверх на прямую руку одним непрерывным движением. Опускается в и.п. также одним движением, не касаясь

Одной рукой в ладоши не хлопнешь

Из книги Литературная Газета 6271 (№ 16 2010) автора Литературная Газета

Одной рукой в ладоши не хлопнешь Общество Одной рукой в ладоши не хлопнешь РЕЗОНАНС Совершенно с вами согласна («Школа как поле битвы», «ЛГ», № 12), одного пряника для воспитания мало. В школе не выстроена система стимулов и наказаний, отсюда все проблемы. Нельзя наказать

Хлопок одной рукой

автора Кукушкин С. А.

Хлопок одной рукой

Из книги Притчи. Ведический поток автора Кукушкин С. А.

Хлопок одной рукой К Мастеру дзэн по имени Суйво пришел ученик в слезах и отчаянии.- Придется мне в стыде и смятении вернуться домой, - сказал он, - раз я не могу решить заданную мне задачу.Три года назад Суйво велел ему медитировать на тему: услышать звучание хлопка одной

Упражнение 14 Жимы гантелей одной рукой лежа

автора Лагутин Михаил Петрович

Упражнение 14 Жимы гантелей одной рукой лежа Упражнение направлено на большие грудные мышцы. Исходное положениеЛежа на горизонтальной опоре так, чтобы голова, плечи и ягодицы были плотно прижаты к скамье. Спина ровная, ступни шире плеч и упираются в пол. Одна рука

Упражнение 16 Отведение гантели одной рукой лежа

Из книги Красивая грудь. 25 лучших упражнений автора Лагутин Михаил Петрович

Упражнение 16 Отведение гантели одной рукой лежа Упражнение направлено на большие грудные мышцы. Исходное положениеЛежа на горизонтальной опоре так, чтобы голова, плечи и ягодицы были плотно прижаты к скамье. Спина ровная, ступни шире плеч и упираются в пол.Возьмите в

Упущенные выгоды России и Белоруссии

Предстоящий визит президента Владимира Путина в Белоруссию должен решить много вопросов. На заседании Высшего государственного совета Союзного государства Беларуси и России будет рассмотрен проект союзного бюджета на 2008 год, предполагается подписание конституционного акта, провозглашающего Союзное государство. Не последнее место займет и обсуждение проблем торгово-экономического сотрудничества.

Факторы политического порядка в последнее время часто мешают взаимовыгодному экономическому сотрудничеству России и Белоруссии. От этого теряют обе стороны, вокруг РФ и Беларуси быстро создается экономическое пространство Евросоюза.
давно и тесно взаимосвязаны. Если Москва хочет превратить партнерские отношения с Минском в «скоростную магистраль с двусторонним движением», прежде всего следует отделить политику от экономики, отказаться от принципа «Если что - отключим газ». Согласно исследованиям специалистов, обеим странам взаимовыгодны не столько межгосударственные, сколько межотраслевые и межрегиональные программы, нацеленные, прежде всего, на восстановление прежних и развитие новых кооперационных связей. В то же время существует эффективная союзная межгосударственная программа, охватывающая несколько отраслей в обеих странах.
Направления развития российско-белорусского сотрудничества обусловлены не только самой географией Союза, но и отраслевыми особенностями РФ и Белоруссии. Так, Беларусь располагает крупными мощностями по производству разнообразного современного оборудования, то есть, средств производства и специализированного транспорта, а также по переработке лесного, энергетического, продовольственного, многих видов текстильного, химического и металлургического сырья. При вложении российских инвесторов в их модернизацию, по оценкам экспертов Всероссийского научного института конъюнктурных исследований и Торгово-промышленной палаты РФ, можно на 12-15 процентов повысить насыщение нашего рынка продуктами глубокой переработки российского же сырья. Прежде всего лесного, текстильного и рыбного, а также на 15 процентов увеличить обеспеченность многих российских отраслей современным оборудованием. Взамен белорусские предприятия-производители будут получать недостающее сырье, заказы и капиталовложения. Выгодность такого комплексного взаимодействия обеих стран доказывает, например, давнее сотрудничество Белоруссии с Карелией и Калининградской областью в лесном и рыбном хозяйстве.

Пока только в Белоруссии - единственной из всех стран СНГ - максимально быстрыми темпами развиваются производство и экспорт многих видов оборудования, в том числе перерабатывающего.

В России же не хватает современных мощностей как для переработки разнообразного собственного сырья, так и оборудования для перерабатывающих предприятий, что постоянно отмечается на заседаниях российского правительства.
Пример взаимовыгодного технологического и, скажем так, сбытового взаимодействия - союзная программа по дизелестроению. Как считают белорусский премьер-министр Сергей Сидорский и губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын, ярославское дизеле- и моторостроение, благодаря активному технологическому содействию со стороны Белоруссии, уже переходит на выпуск двигателей общеевропейского стандарта Евро-3. В ближайшие четыре-пять лет в производство малых и средних дизелей современного эксплуатационно-экологического уровня в Ярославской области намечено совместно инвестировать до 700 миллионов долларов.
В 2007 году, в рамках программы, будет произведено около 63 тысяч двигателей, примерно треть из них получит белорусская сторона. Далее намечены совместные разработка и внедрение новых образцов стационарных дизель-установок, специализированных грузовых автомобилей для многих отраслей и двигателей для дизель-поездов. Эти проекты будут развиваться на основе совместных научных и последующих инвестиционных проектов.
Российскому сельскому хозяйству крайне важен белорусский опыт по расширению лесных площадей, лесополос в сельском хозяйстве и восстановлению болот: для улучшения климата, повышения плодородия почв и продуктивности растениеводства с животноводством. Опять же, среди стран СНГ Белоруссия в этой сфере лидирует, в стране развивается производство соответствующего оборудования и техники. Спрос же на такую технологию в России стабильно высок - в связи с быстрым распространением эрозии почв. К 2010 году впервые будет составлен атлас сельскохозяйственных земель России и Белоруссии, наши специалисты считают опыт соседей по возвращению в оборот сельхозземель крайне ценным. А потому его уже успешно перенимают. Скажем, по проекту лесовосстановления в Беларуси в нынешнем году для обеспечения сырьем теплоэнергетических установок создано 160 га «энергетических плантаций» быстрорастущих лесопород. Теперь такие же «питомники» создаются или будут созданы в 30 субъектах федерации. Зачем это нужно богатой нефтью стране? По мнению доктора технических наук Серафима Аламьева, в бывшем СССР именно белорусское производство установок по выработке газа и жидкого топлива из возобновляемых ресурсов развивается максимальными темпами, а спрос на них в России, по очевидным причинам, намного больший, чем в Беларуси».

Еще в 2000 году обсуждался проект союзной программы по комплексной переработке в Белоруссии лесного сырья из Томской области.

Дефицит современных лесоперерабатывающих мощностей в центрально-европейской России и в Западной Сибири фактически обрекает западносибирский и коми-уральский лес на экспорт. У белорусов же - переизбыток мало- и среднемощных предприятий по переработке леса при большой нехватке сырья. Продукцию свою они «возвращают» в центральные российские регионы. Скажем, в ноябре губернатор Иркутской области Александр Тишанин и премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский договорились о «бартере»: лесосырье в обмен на готовую продукцию, прежде всего - мебель. Реализация плана упрощается тем, что российские железнодорожные тарифы на перевозку лесосырья ниже, чем на перевозку продуктов его переработки. Но та же мебель не будет слишком дорогой: невелики расстояния. По расчетам специалистов двух стран, даже при создании лесоперерабатывающих предприятий в приграничных областях себестоимость аналогичной белорусской продукции будет минимум на четверть меньше, а отпускные цены - на треть ниже.
Фундаментом нашего сотрудничества стало быстрорастущее прямое экономическое партнерство между производственниками - «горизонтальное» развитие отношений идет динамичнее межгосударственного. Прямые связи приобрели многоуровневый характер, «спустившись» до уровня районов и отдельных городов Белоруссии и России. Первые два места в списке регионов - торговых партнеров уверенно занимают Москва и Санкт-Петербург. К примеру, только за январь-август нынешнего года взаимный товарооборот Москвы и Беларуси достиг 2646.3 миллиона долларов, вырос почти на 16 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. Государство - регион - город. И вот уже несколько лет - отдельный округ города. Почти все административные округа Москвы установили тесные связи с городами и областями Республики Беларусь.
Растем «вверх» или же, прежде всего, успешно работаем «на низовом уровне»? Скорее всего, последнее. Когда мы обоснованно радуемся успехам союзного партнерства, то говорим, прежде всего, о сотрудничестве региональном, прямых связях. О выполнении - точнее, крайне медленной реализации программ союзного значения - объявляем куда реже. С чего вдруг?
К сожалению, многие союзные программы, как деликатно сообщил один из российских аналитиков, «пока далеко не в полной мере выполняют возложенные на них задачи, проблемы многообразны, и значительная часть их связана с финансовыми трудностями». Несвоевременное оформление заказов на получение продукции, запоздалое и неполное финансирование, внезапно возникающие проблемы на предприятиях-смежниках, высокие транспортные тарифы в РФ - главные причины этих проблем. Чтобы не сказать - провалов. Специалисты сетуют: в России часто снижаются тарифы на импорт товаров из дальнего зарубежья товаров. Тех самых товаров, спрос на которые - в РФ и Беларуси - как раз призваны обеспечить именно союзные программы.

Получается, что, скажем, российской стороне куда выгоднее импортировать готовые телевизоры и комплектующие к ним, льняные изделия, оборудование для химического машиностроения, чем «вкладываться» в развитие российско-белорусской научно-технологической базы для этих отраслей и, соответственно, наращивать их мощности.

Например, «Славянская бумага»: пошлины в РФ на импорт целлюлозно-бумажной продукции остаются низкими, 5-9 процентов, хотя для обеспечения внутреннего спроса на эту продукцию за счет собственного, да и российско-белорусского ее производства оговаривалось повышение пошлин - по крайней мере, на какое-то время. Но давление со стороны ВТО и традиционных экспортеров, таких, как Канада, Финляндия, Швеция и Норвегия вынудило Москву сохранить пошлины низкими. Вдобавок, перевозка бумаги из Скандинавии в европейский регион России несопоставимо дешевле, нежели стоимость поставок сырья из Урала и Сибири в Белоруссию и последующего «возврата» оттуда «славянской» бумаги.
Если есть конкретные проекты, то есть и финансовые расчеты по их реализации. Сегодня лоббируемый многими отечественными чиновниками переход на новую схему финансирования союзных проектов, кредитования не из бюджета Союзного государства, а через банки, может похоронить большинство разработок. Кредитные требования банков смогут выполнять немногие предприятия, зато наверняка в коммерческие банки станут «перекачиваться» крупные суммы для погашения процентной ставки. Использование средств Союзного бюджета и их своевременное поступление отслеживают различные ведомства, эти деньги, в большинстве своем, поступают, что называется, задним числом, а реальная отдача от союзных инвестиций зачастую недостоверно оценивается.
Вот так и выглядят лишь несколько причин пробуксовки союзных и других совместных задумок - нынешних и перспективных. Как пояснил мне кандидат экономических наук Валерий Ягоев, участвовавший в разработке российско-белорусских проектов, «многочисленные согласования и несвоевременное подписание документов «профильными» чиновниками вносят свою лепту в финансовые проблемы Союза, из-за роста цен и тарифов несвоевременно поступающие деньги оказываются обесцененными. Потому, к примеру, постоянно переносится на будущие годы финансирование многих программ и проектов». Сегодня эксперты наших двух стран делают ставку на разработку проектов, не требующих кардинальных и долгосрочных изменений в таможенно-тарифной политике, то есть на уровне отдельных регионов, отраслей и предприятий.
Самую четкую и трезвую оценку положения дел дал глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин, заявивший, что союзному государству не удалось реализовать ни одну из четырех серьезных программ, в частности, «Дизельное автомобилестроение» и «Союзный телевизор» и задавшемуся вопросом: «Насколько вообще эффективно делать те программы, которые финансируются за счет союзного бюджета?» Но сделал это он три года назад.
С тех пор, похоже, больные проблемы нашего экономического партнерства в Москве стараются не выносить на публику, о них предпочитают говорить глухо и «в общем». В Минске называют вещи своими именами. На недавней встрече с российскими журналистами президент Беларуси Александр Лукашенко пояснил: «Россия - наш основной рынок. В недавнем прошлом вообще был, наверное, единственным. Сегодня мы уже в Россию продаем значительно меньше, чем, допустим, в Европейский союз. И это плохо. Основа во взаимоотношениях между государствами - торговля. К сожалению, мы вынуждены искать альтернативные рынки.

Вот сейчас я слышу: в Российской Федерации резко подскочили и продолжают расти цены на продукты питания. Ну и чего вы добились, закрыв рынок для белорусских дешевых товаров? Это же ненормальные отношения в рамках Союзного государства».

А по поводу российских инвестиций абсолютно честно признал: «Вот недавно я утвердил очередной проект на полмиллиарда долларов - «Могилевское химволокно». Это флагман Советского Союза по нефтехимии. Мы его реализуем за два - три года и увеличим в 2.5 раза выпуск продукции, которая востребована в мире. Китайцы нам предложили под малый процент кредит. Ну почему не россияне?! Ведь деньги же ваши, там стабилизационные, прочие фонды - они же есть. Они же, если мертвым грузом лежат, то при такой инфляции что же получается? Притом же возвратные средства. И это же в окупаемый проект. Пусть бы через банки. Нам ведь не надо это бесплатно».
В Москве и Минске прекрасно понимают, что потенциал взаимовыгодного российско-белорусского взаимодействия едва ли имеет пределы. Но «незавершенка» в наших политических отношениях, конечно же, сильно тормозит создание цивилизованных и прозрачных правил партнерства. Как и положено, перечислив вначале успехи сотрудничества, российские должностные лица в конце завершают свои победные рапорты обтекаемыми фразами, вроде: «Для того, чтобы союзные программы стали более действенным инструментом российско-белорусской интеграции, необходимы совместные целенаправленные усилия обеих сторон по решению имеющихся проблем».
И это, при всей размытости призыва, тоже верно. За первые шесть месяцев нынешнего года в союзном государстве освоено лишь 34 процента средств, предусмотренных в союзном бюджете на данный период. Скажем, буквально простаивает союзная программа по созданию единой энергоустановки для сельского хозяйства - по вине российской стороны, не использовавшей еще ни копейки…
Похоже, не «масштабная гигантомания», а конкретика будет впредь преобладать в союзных экономических начинаниях.

На том же заседании союзного Совмина было признано: взаимовыгодные российско-белорусские проекты - это не только и столько межгосударственные программы, сколько те проекты, которые решают четко сформулированные задачи в отдельно взятых регионах, отраслях и на предприятиях.

Естественно, к обоюдной выгоде партнеров. И - вовсе не последнее по значимости: как отметил на состоявшемся недавно в Минске заседании Союзного кабинета министров председатель правительства РФ Виктор Зубков, такой подход позволяет лучше отслеживать использование финансовых средств в совместных программах.
Как говорит белорусская пословица, одной рукой и узла не завяжешь. Только опора на собственные силы и ресурсы позволит нам добиться подлинного возрождения наших стран. Если крепкий узел российско-белорусских отношений мы хотим «завязать» вместе, нужно лишь понять, где мы находимся. После чего честно обозначить цель, к которой стремимся.

Специально для Столетия


Top