Сочинение «Образ Якима Нагого. Герои "Кому на Руси жить хорошо" (Н.А.Некрасов): характеристика персонажей Якин нагой

Слайд 1

Образ персонажа Яким Нагой в поэме А.Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Исполнитель: Ученицы 10 класса МБОУ СОШ №9 Мосунова Полина Кадникова Мария Мухина Лада Руководитель: Плохотнюк Инга Владимировна

Слайд 2

Нагой Яким-персонаж поэмы. В деревне Босове Яким Нагой живет, Он до смерти работает, До полусмерти пьет!- В поэме ему доведено выступить выступить в защиту народа от имени народа.
Место персонажа в произведении

Слайд 3

Крестьянин беден. После проживания в Петербурге на заработках он решил потягаться в суду с купцом и проиграл оказавшись в тюрьме. «Как липочка, ободранный» возвращается он на родину, к тяжкому труду. Так же у него сгорел дом из которого уцелели только картинки.
Характеристика персонажа

Слайд 4

Внешность героя вызывает жалость. У него «впалая грудь» и «вдавленный» живот, волосы же напоминают песок. «У глаз, у рта излучины, как трещины», «шея бурая» «кирпичное лично» Одновременное в его образе появляется человек неразрывно связанный с землей, что становится походить на «ком земли» и на «пласт, сохой отрезанный»

Слайд 5

Перед нам предстает человек, который на протяжении 30-ти лет занимает тем, что: «До смерти работает До полусмерти пьет!...» Все время работая, он оставался нищим, как и многие судьбы крестьянин на то время. Яким, был честным крестьянином который любил правду и честный труд
Своеобразие мировосприятия

Слайд 6

Монолог Якима оказывает большое влияние на читателей и людей того времени. Его монолог наполнен твердой верой в то, что « загремит гром» и Русь воспрянет.

Слайд 7

После всего пережитого у Якима хватает сил заступиться за своих соотечественников: «да, пьяных мужиков много, но трезвых- больше, они все великие люди в работе и в гульбе».
Область чувств

Слайд 8

У Якима была одна старть: он очень любил лубочные картинки, которые покупал своему сыну. Во время пожара, он бросился спаться в первую очередь картины, а его жена иконы. Этот поступок свидетельствует о духовности русского народа, ставящего на первое место материальные ценности.

Слайд 9

По нашему мнению, автор относится к Якиму Нагой как к крестьянину очень хорошо. Он выставил его как лицо, защищается все души крестьян, несломленного человека и давшему ему очень интересную судьбу жизни, не похожую на другие жизни крестьян. И наделил самым дорогим, это постановление духовных ценностей выше, чем физические.
Авторское отношение к персонажу

Слайд 10

С помощью портрета мы видим нашего героя ничем не отличающего от других крестьян. Он так же работает как все и пьянсвует. Мы видим его как и большую часть крестьян.
Какие черты личности выявляются:

Слайд 11

Слайд 12

Со стороны других людей, Яким кажется им непонятен, так как во время пожара он в первую очередь спасал не свои деньги, а картинки. Яким как многие люди спасает то, что ему дорого. И дороже всего. Народ, его описывающий считают его «убогеньким» старичком

Слайд 13

Барин, пришедший посмотреть на мужиков, решил посмеяться над ними из-за их пьянства, но Яким требует от барина, что ты тот « Шальных вестей, бессовестных, о нас не разноси!». Со взгляда барина, Яким является лодырем, который только и пьянствует, и над которым можно посмеяться.

Слайд 14

Из его биографии персонажа мы узнаем, что: Яким, старик убогенький Живал когда-то в Питере Да угодил в тюрьму: С купцом тягаться вздумалось! Как липочка ободранный Вернулся он на родину И за соху взялся» Из его биографии можно сделать вывод о том, что этот крестьянин не желал полностью все свои годы провести в деревни, он желал лучшей жизни, но судьба его сложилась печально. Вернувшись на родину, он продолжил жить как все крестьянины и продолжать работать и трудиться честным трудом.

Слайд 15

Яким находясь с новыми людьми в обстановке не стесняет своих пламенных речей, говорит все правдиво. Из этого можно сделать вывод что в новой обстановке этот персонаж не будет врать, что угодить кому-либо. Он будет говорить то, что думает и считает правильным.

Слайд 16

Яким Нагой поднимает проблему общественного пьянства. Он говорит о что, что: бедствия, нищета-всем этим оправдывается мужицкое пьянство, и не стоит мерить крестьянина «на мерочку господскую». Выпивка заставляет мужика хотя бы на время забить и умерить свой гнев. Так же в поэме А.Н.Некрасов дает образ того, что однажды Русь воспрянет, так как монолог Якима носит еще революционные манеры.
Общественная проблема и образ

Слайд 17

https://ru.wikisource.org/wiki/Кому_на_Руси_жить_хорошо_(Некрасов)/Часть_первая/Глава_III._Пьяна_ночь http://all-biography.ru/books/nekrasov/komu-na-rusi-zhit-horosho/yakim-nagoy-obraz http://www.litra.ru/composition/get/coid/00069601184864045411/woid/00075401184773069188/ http://lit-helper.com/p_Harakteristika_geroev_Komu_na_Rusi_jit-_horosho_Nekrasova_N_A http://all-biography.ru/books/nekrasov/komu-na-rusi-zhit-horosho/obrazy-krestyan http://www.a4format.ru/pdf_files_bio2/4720a8c5.pdf http://all-biography.ru/books/nekrasov/komu-na-rusi-zhit-horosho/yakim-nagoy-obraz
Источники:

Слайд 18

Работу выполнили ученицы 10 класса: Мосунова Полина Кадникова Мария Мухина Лада

Над своей поэмой Н. А. Некрасов работал в течение долгого времени - начиная с 1860-х годов и вплоть до конца своей жизни. При жизни отдельные главы произведения были опубликованы, однако полностью оно увидело свет только в 1920-м году, когда К. И. Чуковский решил выпустить полное собрание сочинений поэта. Во многом произведение «Кому на Руси жить хорошо» построено на элементах русского народного творчества, язык поэмы близок к тому, который был понятен крестьянам того времени.

Основные персонажи

Несмотря на то что Некрасов планировал в своей поэме осветить жизнь всех сословий, основные герои «Кому на Руси жить хорошо» - это все же крестьяне. Поэт рисует их жизнь в мрачных тонах, в особенности, сочувствуя женщинам. Самыми яркими образами произведения являются Ермила Гирин, Яким Нагой, Савелий, Матрена Тимофеевна, Клим Лавин. При этом перед глазами читателя предстает не один лишь мир крестьянства, хотя на нем и сделан основной акцент.

Нередко школьники получают в качестве домашнего задания описать кратко героев «Кому на Руси жить хорошо» и их характеристики. Для получения хорошей оценки обязательно нужно упомянуть не только о крестьянах, но и о помещиках. Это князь Утятин со своей семьей, Оболт-Оболдуев, великодушная губернаторша, управляющий-немец. Для произведения в целом характерно эпическое единство всех действующих героев. Однако вместе с этим поэт представил и немало личностей, индивидуализированных образов.

Ермила Гирин

Этот герой «Кому на Руси жить хорошо», по мнению тех, кто с ним знаком - счастливый человек. Окружающие люди его ценят, а помещик проявляет уважение. Ермила занимается общественно полезным делом - содержит мельницу. На ней он работает, не обманывая простых крестьян. Гирин пользуется доверием у всех. Это проявляется, к примеру, в ситуации сбора денег на сиротскую мельницу. Ермила оказывается в городе без денег, а мельница выставлена на продажу. Если он не успеет вернуться за деньгами, то она достанется Алтынникову - от этого никому не поздоровится. Тогда Гирин решает обратиться к народу. И люди объединяются для того, чтобы сделать хорошее дело. Они верят в то, что их деньги пойдут на добро.

Этот герой «Кому на Руси жить хорошо» был писарем и помогал обучиться грамоте тем, кто ее не знает. Однако странники не сочли Ермилу счастливым, ведь он не выдержал самого трудного испытания - властью. Вместо своего родного брата Гирин попадает в солдаты. Ермила раскаивается в содеянном. Его уже нельзя считать счастливым.

Яким Нагой

Одним из главных героев «Кому на Руси жить хорошо» является Яким Нагой. Сам себя он определяет так - «до смерти работает, до полусмерти пьет». История Нагого проста и в то же время очень трагична. Когда-то он жил в Петербурге, однако попал в тюрьму, потерял имение. После этого ему пришлось поселиться в деревне и приняться за изматывающую работу. В произведении ему доверено защищать сам народ.

Духовные потребности человека неистребимы

Во время пожара Яким теряет большую часть нажитого, так как принимается спасать картинки, которые приобрел для своего сына. Однако и в своем новом жилище Нагой принимается за старое, покупает другие картинки. Почему он решает спасти эти вещи, на первый взгляд, являющиеся простыми безделушками? Человек старается сохранить то, что ему дороже всего. И эти картинки оказываются для Якима дороже денег, нажитых адским трудом.

Жизнь героев «Кому на Руси жить хорошо» - это непрекращающаяся работа, результаты которой попадают в чужие руки. Но душа человека не может довольствоваться таким существованием, в котором есть место только для бесконечного каторжного труда. Дух Нагого требует чего-то высокого, а эти картинки, как ни странно, являются символом духовности.

Бесконечные невзгоды только укрепляют его жизненную позицию. В III главе он произносит монолог, в котором детально описывает свою жизнь - это каторжный труд, результаты которого оказываются в руках трех дольщиков, бедствия и беспросветная нищета. И этими бедствиями он оправдывает свое пьянство. Оно было единственной радостью для крестьян, единственным занятием у которых был тяжкий труд.

Место женщины в произведении поэта

Значительное место в произведении Некрасова занимают и женщины. Их долю поэт считал самой трудной - ведь именно на плечи русских крестьянок ложился долг воспитания детей, сохранения домашнего очага и любви в суровых русских условиях. В произведении «Кому на Руси жить хорошо» герои (точнее, героини) несут самый тяжелый крест. Наиболее детально их образы описаны в главе под названием «Пьяная ночь». Здесь можно столкнуться с непростой судьбой женщин, работающих прислугой в городах. Читатель встречает Дарьюшку, которая исхудала от непосильной работы, женщин, у которых обстановка в доме хуже, чем в аду - где зять постоянно берется за нож, «того гляди, убьет».

Матрена Корчагина

Кульминацией женской темы в поэме является часть под названием «Крестьянка». Ее главный персонаж - это Матрена Тимофеевна по фамилии Корчагина, жизнь которой является обобщением бытия русской крестьянки. С одной стороны, поэт демонстрирует всю тяжесть ее судьбы, но с другой - несгибаемую волю Матрены Корчагиной. Народ считает ее «счастливой», и странники отправляются в путь, чтобы своими глазами посмотреть на это «чудо».

Матрена поддается на их уговоры и рассказывает о своей жизни. Она считает свое детство самой счастливой порой. Ведь ее семья была заботливой, никто не пил. Но вскоре настал тот момент, когда нужно было выходить замуж. Здесь ей вроде бы повезло - супруг любил Матрену. Однако она становится младшей снохой, и ей приходится угождать всем и каждому. Рассчитывать на доброе слово она даже не могла.

Только с дедушкой Савелием Матрена могла раскрыть душу, поплакаться. Но даже дед, хоть и не по своей воле, но причинил ей страшную боль - не усмотрел за ребенком. После этого судьи обвинили в убийстве младенца саму Матрену.

Счастлива ли героиня?

Поэт подчеркивает беспомощность героини и словами Савелия велит ей терпеть, ведь «нам правду не найти». И эти слова становятся описанием всей жизни Матрены, которой пришлось пережить и потери, и горе, и обиды от помещиков. Только один раз ей удается «отыскать правду» - «вымолить» супруга от несправедливой солдатчины у помещицы Елены Александровны. Возможно, именно поэтому Матрену стали звать «счастливой». А быть может и потому, что она, в отличие от некоторых других героев «Кому на Руси жить хорошо», не сломалась, несмотря ни на какие невзгоды. По мнению поэта, доля женщины является самой тяжелой. Ведь ей приходится страдать и от бесправия в семье, и волноваться за жизнь близких людей, и выполнять непосильную работу.

Гриша Добросклонов

Это один из главных героев «Кому на Руси жить хорошо». Родился он в семье бедного дьяка, который к тому же был ленивым. Мать его являла собой тот образ женщины, который был детально описан в главе под названием «Крестьянка». Гриша сумел понять свое место в жизни уже в юном возрасте. Этому способствовала трудовая закалка, голодное детство, великодушный характер, жизнестойкость и упорство. Гриша стал борцом за права всех униженных, он стоял за интересы крестьян. На первом месте у него находились не личные потребности, а общественные ценности. Основные черты героя - это неприхотливость, высокая работоспособность, умение сострадать, образованность и острый ум.

Кто может обрести счастье на Руси

На протяжении всего произведения поэт пытается ответить на вопрос о счастье героев «Кому на Руси жить хорошо». Возможно, именно Гриша Добросклонов - самый счастливый персонаж. Ведь когда человек делает доброе дело, у него появляется приятное ощущение собственной ценности. Здесь же герой спасает целый народ. С самого детства Гриша видит несчастных и притесненных людей. Некрасов считал способность к состраданию источником патриотизма. У поэта человек, который сострадает народу, поднимает революцию - это Гриша Добросклонов. В его словах отражена надежда на то, что Русь не погибнет.

Помещики

Среди героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо», как было указано, есть и немало помещиков. Один из них - Оболт-Оболдуев. Когда крестьяне спрашивают его о том, счастлив ли он, в ответ он лишь смеется. Затем с некоторым сожалением вспоминает ушедшие годы, которые были полны достатка. Однако реформа 1861 года отменила крепостное право, хотя и не была доведена до конца. Но даже изменения, которые произошли в общественной жизни, не могут заставить помещика трудиться и почитать результаты труда других людей.

Под стать ему еще один герой «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова - Утятин. Он всю жизнь «чудил и дурил», а когда нагрянула общественная реформа, то его хватил удар. Его дети, чтобы получить наследство, вместе с крестьянами разыгрывают настоящий спектакль. Ему внушают, что он не останется ни с чем, а на Руси до сих пор господствует крепостничество.

Дед Савелий

Характеристика героев «Кому на Руси жить хорошо» была бы неполной без описания образа деда Савелия. Читатель знакомится с ним уже тогда, когда тот прожил долгую и тяжелую жизнь. В старости Савелий живет вместе с семьей сына, он приходится свекром Матрены. Стоит отметить, что старик недолюбливает свою семью. Ведь домочадцы обладают не лучшими характеристиками.

Даже в родном кругу Савелия называют «клейменым, каторжным». Но он не обижается на это и дает достойный ответ: «Клейменый, да не раб». Таков характер этого героя «Кому на Руси жить хорошо». Краткое описание характера Савелия можно дополнить и тем фактом, что он не прочь иногда подшутить над членами своего семейства. Главное, что отмечается при знакомстве с этим персонажем - это его отличие от остальных, как от сына, так и от других обитателей дома.

«Да выискался пьяненький
Мужик,- он против барина
На животе лежал»…

Такими строчками в поэму Некрасова вводится один из образов бедных крестьян – образ Якима Нагого. Этот персонаж, точно так же, как и семь странников, является собирательным образом русского мужика, поэтому характеристика образа Якима Нагого в поэме «Кому на Руси жить хорошо» так важна для целостного понимания произведения.

Для создания этого образа Некрасов использует прием «говорящих имен» – Яким носит фамилию Нагой и живет в деревне Босове, что недвусмысленного свидетельствует о его нищете. История жизни Якима, изложенная им самим, и вправду не богата радостью. Долгое время он жил в Санкт-Петербурге на заработках, но потом из-за тяжбы с купцом оказался в тюрьме. «Как липочка, ободранный» возвращается он на родину, к оставленному тяжкому труду, и вот уже тридцать лет как безропотно работает.

Описание внешности Якима не может не вызвать жалости. У него «впалая грудь» и «вдавленный» живот, волосы же напоминают песок. Одновременно в описании внешности героя проявляется другая сторона его образа – это человек, неразрывно связанный с землей, до такой степени, что и сам он начал походить на «ком земли», на «пласт, сохой отрезанный».

Такие сравнения традиционны для русского фольклора, в частности, в стихе «О Егории Хоробром» также встречается сравнение рук человека с древесной корой. И неудивительно, ведь при создании этого образа Некрасов обильно пользовался фольклором, насыщая речь персонажа перефразированными пословицами и прибаутками. Русский народ неотделим от своей земли и своей речи – вот что становится понятно при близком знакомстве с образом Якима. В то же время, автор размышляет над тем, что такая жизнь, как сейчас, не приносит крестьянину никакой радости, ведь он трудится не для себя, а для помещика.

Перед читателем предстает человек, все силы которого забрала работа. В его жизни не осталось никакой отдушины, разве что выпивка. Яким, который «до смерти работает, /До полусмерти пьет!..», не отличается этим от остального крестьянства. Но разве он виноват в этом? Нет, и поэтому в уста именно этого персонажа Некрасов вкладывает пламенную речь-обличение против укоренившегося представления о русском мужике как о горьком пьянице.

«Шальных вестей, бессовестных, о нас не разноси!» – вот чего требует Яким от барина, пришедшего посмеяться над мужицким пьянством. Непосильный труд, результаты которого зачастую отбираются помещиком или уничтожаются бедствием и неизмеримое горе – вот что, по его мнению, толкает крестьянина на пьянство. Но в то же время в его речи звучит надежда на то, что со временем все изменится: «нас хмель не одолит!

». В поэме «Кому на Руси жить хорошо» образ Якима не складывается из одного пьянства –здесь показана многогранность его души. Была у Якима одна страсть: он очень любил лубочные картинки, которые покупал своему сыну. Когда загорелась изба Якима, он первым делом вынес из огня эти картинки, а не свои сбережения. Жена же его в это время спасала иконы, так и сгорели все деньги семьи – 35 целковых. Этот поступок как нельзя лучше свидетельствует о духовности русского народа, не ставящего на первое место материальные ценности.

Выпивка заставляет мужика хотя бы на время забыться и умерить свой гнев, но однажды «загремит гром» и Русь воспрянет. Монолог, наполненный твердой верой в эти события, Некрасов вкладывает в уста пьяницы, что как нельзя лучше передает его понимание крестьянской души и любовь к своему народу. Неудивительно, что отрывок из поэмы про Якима Нагого пользовался у читателей «Кому на Руси жить хорошо» особой любовью. Именно его не раз цитировали в публицистике, на него в своих работах опирались революционеры и другие писатели, в частности – Н. Чернышевский и Н. Добролюбов. Образ Якима интересен и сегодня, в первую очередь благодаря своей неподдельной искренности.

«Да выискался пьяненький
Мужик,- он против барина
На животе лежал»…

Такими строчками в поэму Некрасова вводится один из образов бедных крестьян – образ Якима Нагого. Этот персонаж, точно так же, как и семь странников, является собирательным образом русского мужика, поэтому характеристика образа Якима Нагого в поэме «Кому на Руси жить хорошо» так важна для целостного понимания произведения.

Для создания этого образа Некрасов использует прием «говорящих имен» – Яким носит фамилию Нагой и живет в деревне Босове, что недвусмысленного свидетельствует о его нищете. История жизни Якима, изложенная им самим, и вправду не богата радостью. Долгое время он жил в Санкт-Петербурге на заработках, но потом из-за тяжбы с купцом оказался в тюрьме. «Как липочка, ободранный» возвращается он на родину, к оставленному тяжкому труду, и вот уже тридцать лет как безропотно работает.

Описание внешности Якима не может не вызвать жалости. У него «впалая грудь» и «вдавленный» живот, волосы же напоминают песок. Одновременно в описании внешности героя проявляется другая сторона его образа – это человек, неразрывно связанный с землей, до такой степени, что и сам он начал походить на «ком земли», на «пласт, сохой отрезанный».

Такие сравнения традиционны для русского фольклора, в частности, в стихе «О Егории Хоробром» также встречается сравнение рук человека с древесной корой. И неудивительно, ведь при создании этого образа Некрасов обильно пользовался фольклором, насыщая речь персонажа перефразированными пословицами и прибаутками. Русский народ неотделим от своей земли и своей речи – вот что становится понятно при близком знакомстве с образом Якима. В то же время, автор размышляет над тем, что такая жизнь, как сейчас, не приносит крестьянину никакой радости, ведь он трудится не для себя, а для помещика.

Перед читателем предстает человек, все силы которого забрала работа. В его жизни не осталось никакой отдушины, разве что выпивка. Яким, который «до смерти работает, /До полусмерти пьет!..», не отличается этим от остального крестьянства. Но разве он виноват в этом? Нет, и поэтому в уста именно этого персонажа Некрасов вкладывает пламенную речь-обличение против укоренившегося представления о русском мужике как о горьком пьянице.

«Шальных вестей, бессовестных, о нас не разноси!» – вот чего требует Яким от барина, пришедшего посмеяться над мужицким пьянством. Непосильный труд, результаты которого зачастую отбираются помещиком или уничтожаются бедствием и неизмеримое горе – вот что, по его мнению, толкает крестьянина на пьянство. Но в то же время в его речи звучит надежда на то, что со временем все изменится: «нас хмель не одолит!

». В поэме «Кому на Руси жить хорошо» образ Якима не складывается из одного пьянства –здесь показана многогранность его души. Была у Якима одна страсть: он очень любил лубочные картинки, которые покупал своему сыну. Когда загорелась изба Якима, он первым делом вынес из огня эти картинки, а не свои сбережения. Жена же его в это время спасала иконы, так и сгорели все деньги семьи – 35 целковых. Этот поступок как нельзя лучше свидетельствует о духовности русского народа, не ставящего на первое место материальные ценности.

Выпивка заставляет мужика хотя бы на время забыться и умерить свой гнев, но однажды «загремит гром» и Русь воспрянет. Монолог, наполненный твердой верой в эти события, Некрасов вкладывает в уста пьяницы, что как нельзя лучше передает его понимание крестьянской души и любовь к своему народу. Неудивительно, что отрывок из поэмы про Якима Нагого пользовался у читателей «Кому на Руси жить хорошо» особой любовью. Именно его не раз цитировали в публицистике, на него в своих работах опирались революционеры и другие писатели, в частности – Н. Чернышевский и Н. Добролюбов. Образ Якима интересен и сегодня, в первую очередь благодаря своей неподдельной искренности.


Top