Соловецкое восстание место восстания. Соловецкое восстание

Посреди Белого моря на Соловецких островах находится одноименный монастырь. На Руси он прославлен не только, как величайший среди монастырей, поддерживающих старые обряды. Благодаря сильному вооружению и надежному укреплению Соловецкий монастырь во второй половине 17 века стал важнейшим постом для военных, отражающих атаки шведских захватчиков. Местные жители не оставались в стороне, постоянно поставляя его послушникам провиант.

Знаменит Соловецкий монастырь и иным событием. В 1668 году его послушники отказались принять новые церковные реформы, утвержденные патриархом Никоном, и дали отпор царским властям, организовав вооруженное восстание, именованное в истории Соловецким. Сопротивление длилось вплоть до 1676 года.

В 1657 году верховная власть духовенства разослала религиозные книги, по которым требовалось теперь вести службы по-новому. Это распоряжение Соловецкие старцы встретили однозначным отказом. После все послушники монастыря воспротивились власти поставленного Никоном человека на должность настоятеля и назначили своего. Им стал архимандрит Никанор. Конечно, эти действия не остались незамеченными в столице. Приверженность старым обрядам был осуждена, а в 1667 году власть направила на Соловецкий монастырь свои полки, чтобы отобрать его земли и другое имущество.

Но монахи не сдались военным. На протяжении 8 лет они уверенно сдерживали осаду и были верны старым устоям, превратив монастырь в обитель, защищающую послушников от нововведений.

До последнего Московское правительство надеялось на тихое урегулирование конфликта и запрещало атаковать Соловецкий монастырь. А в зимнее время полки вообще оставляли осаду, возвращаясь на большую землю.

Но в итоге власть все же решилась провести более сильные военные атаки. Произошло это после того, как Московское правительство узнало о сокрытии монастырем недобитых некогда отрядов Разина. Было решено атаковать стены обители из пушек. Воеводой, возглавившим подавление восстания, назначили Мещеринова, который немедленно прибыл в Соловки для выполнения распоряжений. Однако, сам царь настаивал на помиловании виновников мятежа в случае их раскаяния.

Нельзя не отметить, что желающие покаяться царю нашлись, но были немедленно схвачены другими послушниками и заточены в темницу в монастырских стенах.

Не раз и не два полки пытались захватить осажденные стены. И лишь после продолжительных штурмов, многочисленных потерь и доклада перебежчика, который указал неизвестный до тех пор вход в крепость, полки наконец заняли ее. Отметим, что на тот момент на территории монастыря осталось очень мало бунтующих, а тюрьма была уже пуста.

Предводители мятежа в количестве примерно 3 десятков человек, старавшихся сохранить старые устои, были немедленно казнены, другие монахи сосланы в остроги.

Как итог, Соловецкий монастырь - теперь лоно новообрядчества, а его послушники - исправные никониане.


Оцените новость

Соловецкое восстание, которое проходило с 1668 г. по 1676 г. на сегодняшний день является одним из самых примечательных событий в русской истории. Восстание было организовано монахами, которые отказались от нововведений патриарха Никона.

Соловецкое восстание: причины

Для начала стоит отметить, что в начале 17 века превратился в важный военный объект в связи с Русско-шведской войной. Ведь все его здания был прекрасно укреплены, что позволяло защитить земли от вторжения врагов. Кроме того, каждый человек, живший в монастыре или возле него, был вооружен и прекрасно обучен защищаться от нападения. Кстати, в то время население составляло 425 человек. А на случай осады со стороны шведских войск в монастыре хранилось огромное количество съестных запасов.

Первое недовольство священнослужителей вызвала реформа который осуждал старообрядчество. В 1636 году в Соловецкий монастырь была выслана целая партия новых, исправленных согласно реформе, книг по богослужению. Но монахи, даже не посмотрев на книги, запечатали из в сундуки и отправили на хранение в Это было первым выражением недовольства органами правления.

Стоит также напомнить, что начало 17 века сопровождалось постоянными массовыми восстаниями против правительства и нововведений. Это было неспокойное время, когда даже мельчайшие изменения могли перерасти в настоящий мятеж. И Соловецкое восстание не стало исключением из общих закономерностей. Некоторые историки пытались выставить мятеж монахов как сопротивление невежественных церковников и приверженцев старой веры.

Соловецкое восстание и боевые действия

На самом деле в мятеже участвовали не только монахи Соловецкого монастыря. К ним присоединились беглые солдаты, недовольные крестьяне, а также сподвижники Степана Разина. После такого пополнения восстание уже приобрело некое политическое значение.

Стоит отметить, что первые несколько лет практически никаких боевых действий не предпринималось. Царь надеялся на мирное решение столь щекотливого вопроса. Например, правительственные войска перебирались на только в летнее время. Несколько месяцев они пытались, хотя и безуспешно, блокировать связь мятежных монахов с материком. холода, войска перемещались в Сумский острог. Интересно, что большая часть стрельцов попросту распускалась по домам. Такое сравнительно мирное положение выдерживалось вплоть до 1674 года.

Именно в 1674 году правительство выяснило, что за стенами монастыря скрываются Кожевников, Сарафанов и прочие братья Разина по оружию. С тех пор начались настоящие атаки, которые сопровождались жертвами. Правительство разрешило активные боевые действия, включая и обстрел стен монастыря.

А в декабре 1675 года монахи приняли решение больше не молиться за царя. Такое «нововведение» понравилось далеко не всем мятежникам, поэтому некоторых из них пришлось заключить на время в монастырскую тюрьму.

Соловецкое восстание: итоги

Несмотря на постоянную, круглосуточную осаду, подкопы и обстрелы, правительственным войскам так и не удалось проникнуть за стены монастыря. В январе 1677 года мятежников покинул чернец Феоктист, который сразу же отправился к царским войскам. Именно он и сообщил, как незаметно проникнуть внутрь монастыря.

Ночью первого февраля пятьдесят стрельцов тихо проникли сквозь небольшое тайное отверстие (окошко для ношения воды) в сушильную комнату монастыря. Далее солдаты открыли ворота и пустили остальную часть войск.

Во дворе 30 мятежников пытались отразить атаку, но безуспешно — бой был неравным. Интересно, что к этому дню за стенами обители монахов практически не осталось — часть их покинула дом самовольно, а часть была изгнана. Несколько священнослужителей было заключено в тюрьму при монастыре — их выпустили на свободу правительственные войска.

Таким образом, Соловецкое восстание прекратилось. В результате его было казнено около 30 мятежников, остальные же была отправлены в тюрьмы.

22 июня 1668 года по указу царя Алексея Михайловича стрельцы во главе с Игнатием Волоховым высадились на Соловецком острове. Цель была одна – сломить непокорных монахов и заставить их принять реформы патриарха Никона. Так началось 8-летнее Соловецкое сидение.

О причинах

Сегодня сложно дать однозначный ответ о причинах, по которым соловецкие монахи отказались принять новую веру. То ли в силу того, что реформатор Никон был лучшим учеником Елеазара Анзерского, то ли из-за бывшего заключенного Соловецкого монастыря Арсения Грека, который стал правой рукой Никона? А, может, монахи не могли простить Никону отнятых у монастыря мощей Филиппа? Наверняка, было много и других причин, из-за которых совет соборных старцев решил запечатать присланные в 1657 году Никоном богослужебные книги в монастырской казенной палате и продолжить использовать при богослужениях старую литературу. Монахи напишут царю не одну челобитную с просьбами: «не вели, государь, предания нарушать». Вместо ответа на одну из последних, в монастырь в качестве настоятеля будет прислан сторонник реформ Иосиф, которого, впрочем, изгонят. Когда же в качестве настоятеля соловляне изберут архимандрита Никанора, власть поймет - на Соловках назревает бунт.

Обитель бунтарей

К началу 17 века Соловецкий монастырь представлял собой военную крепость для отражения атак недружественных соседей, в первую очередь шведов. Кроме того, что монастырские стены были прекрасно укреплены, в обители имелся внушительный арсенал: 65 пушек, 14 пищалей и достаточное количество мушкетов, ручниц, пистолей, карабинов, копий, сабель и бердышей. К слову сказать, и сами монахи владели воинскими навыками, так что могли успешно отражать атаки врага. В самом монастыре имелся достаточный запас провианта – осада также не могла напугать соловлян. К тому времени на Соловки, кажется, со всей Руси бежали недовольные не только церковной реформой, но и недовольные вообще, а в таких, как известно, страна наша недостатка никогда не испытывала. Отряд из трехсот монахов пополнился беглыми стрельцами, донскими казаками, беглыми холопами и крестьянами.

Общая численность жителей обители к моменту прибытия на остров московских войск составляла, по некоторым данным, порядка 700 человек, поэтому вряд ли волоховскому отряду, состоящему из сотни стрельцов, удалось бы взять крепость штурмом – их попытки покорить самую большую крепость Северной Европы были обречены на провал. Ничего другого не оставалось, как прибегнуть к осаде. Впрочем, в первые годы столичные воины и их руководство не слишком усердствовали: монастырь осаждали только летом, зимой же одни уезжали в Сумский острог, другие – по домам. Даже с приездом летом 1672 года главы московских стрельцов Клементия Ивлева и увеличения численности отряда до 725 человек ситуация не слишком изменилась. Московские власти еще надеяться на мирный исход дела - царь запрещал открывать пушечный огонь по стенам обители и гарантировал прощение каждому бунтовщику, который явится с повинной.

Обострение ситуации

Тем времен монастырь добровольно или принудительно покидают те, кто выступает за «мирное стояние». К 1673 году в обители остается 500 человек, которые решают идти до конца. Возможно, вялотекущая осада продолжалось бы не 8 лет, а много дольше, если бы до московских властей не дошла информация о том, что в мятежном монастыре нашли приют остатки разгромленных разинских отрядов, в том числе атаманы Кожевников и Сарафанов. На Соловки отправляют воеводу Ивана Мещеринова с велением активизировать военные действия против бунтовщиков, в том числе он получает разрешение открывать огонь по монастырским стенам. Все это время монахи продолжают поминать в молитвах царя Алексея Михайловича, однако в январе 1675 года принимается решение, означающее полный разрыв с правительством – монахи перестают молиться за царя-«ирода». Несогласных заключают в монастырский острог.

С острова не сходить!

Ранние холода октября 1674 года заставляют Мещеринова отступить: войска перебираются на зимовку в Сумский острог. За зиму стрелецкое войско удваивается. Нерешительность воеводы подстегивает полученная от царя депеша: "...А буде ты, Иван, с Соловецкого острова, без нашего Великого Государя указу, впредь сойдёшь, и за то тебе учинена будет смертная казнь...". Летом 1675 года Мещеринов вплотную приступает к исполнению поручения царя: монастырские стены окружаются батареями стрельцов, которые начинают подкапывать башни. Принимается решение не уходить на зимовку и продолжать осаду. Монахи отчаянно сопротивляются – отстреливаются, совершают вылазки, чтобы завалить подкопы. Только с 4 июня по 22 октября 1675 года среди осажденных 32 убитых и 80 раненых. Зимой 1676 года Мещеринов совершает отчаянную попытку атаковать монастырь – в результате погибают 36 стрельцов, монастырские же стены по-прежнему остаются неприступными. Существует версия, что к этому моменту среди бунтовщиков почти не остается монахов: они либо ушли из монастыря, либо были заключены бунтовщиками в монастырскую тюрьму.

Неизвестно, до какой степени отчаяния мог бы дойти воевода и сколько бы продолжалась осада, если бы не нежданная «удача» в лице перебежчика чернеца Феоктиста. Он сообщает Мещеринову, что проникнуть в монастырь не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Надо перебраться через ров Онуфриевской церкви и пролезть через окно под сушилом Белой башни, предварительно разобрав в нем кирпичи. Сделать это лучше всего за час до того, как начнет светать, потому как именно в это время на башне и стене будет меняться караул и останется по одному часовому. Феоктист соглашается стать проводником. Снежной ночью 1 февраля (22 января по старому стилю) полсотни стрельцов во главе со Степаном Келиным добираются до заветного окна, разбирают кирпичи, через сушильную палату добираются до ворот обители и отворяют их. Спящие защитники не сразу понимают, в чем дело: 30 из них вступают в бой, но сразу же погибают. Неприступная обитель взята.

Расправа

Ярость воеводы и стрельцов, утомленных многократными неудачами, казалось, не знала границ. Из 60 защитников монастыря 28 были казнены сразу, среди них Самко Васильев и Никанор, остальные – позже. Бунтовщиков вешали, поднимали за ребра на крючьях, сжигали, топили в ледяных прорубях, четвертовали, привязывали к конских хвостам и пускали вскачь. Однако, как написано в «Истории об отцах и страдальцах Соловецких», «блаженные же страдальцы с радостию выю в вервь вдеваху». Смогли ли «отступники» с радостью принять мученическую смерть или нет – неизвестно. Вот только через неделю после трагических событий царь Алексей Михайлович скоропостижно скончался от тяжелой болезни. Роковой стала обитель и для воеводы Мещеринова: с формулировкой «за превышение полномочий» по указу нового царя Федора Алексеевича он был заточен в соловецкую тюрьму.

План
Введение
1 События
1.1 Занятие монастыря правительственными войсками

2 Соловецкое восстание в старообрядческой литературе
Список литературы

Введение

Соловецкое восстание 1668-1676 - восстание монахов Соловецкого монастыря против церковных реформ патриарха Никона. Из-за отказа монастыря принять нововведения, правительство в 1667 году приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря. Годом позже на Соловки прибыли царские полки и приступили к осаде монастыря.

1. События

Первые годы осада мятежного монастыря велась слабо и с перерывами, так как правительство рассчитывало на мирное разрешение сложившейся ситуации. В летние месяцы правительственные войска (стрельцы) высаживались на Соловецких островах, пытались блокировать их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог, причем двинские и холмогорские стрельцы распускались на это время по домам

Такое положение сохранялось вплоть до 1674 г. К 1674 г. правительству стало известно, что мятежный монастырь стал прибежищем для уцелевших участников разгромленных отрядов С. Разина включая атаманов Ф. Кожевникова и И. Сарафанова, что стало причиной более решительных действий.

Весной 1674 г. на Соловецкий остров прибыл воевода Иван Мещеринов с указаниями начать активные военные действия против мятежников, включая обстрел стен монастыря из пушек. До этого момента правительство рассчитывало на мирное разрешение ситуации и запрещало обстрел монастыря. Царем было гарантировано прощение каждому участнику восстания, добровольно явившемуся с повинной. Рано наступивший в октябре 1674 г. холод вынудил И. Мещеринова отступить. Осада снова была снята и войска отправлены на зимовку в Сумский острог.

До конца 1674 г. монахи, остающиеся в монастыре, продолжали молиться за царя. 7-го января 1675 г.(28-го декабря 1674 г. старого стиля), на сходке участников восстания было принято решение не молиться за царя. Насельники монастыря, не согласные с таким решением, были заключены в монастырскую тюрьму.

Летом 1675 г. военные действия усиливаются и с 4 июня по 22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными. Тем не менее, и в этом году поставленные правительством задачи решены не были.

В конце мая 1676 г. Мещеринов явился под монастырем с 185 стрельцами. Были сооружены 13 земляных городков (батарей) вокруг стен, начали вестись подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. 2 января (23-го декабря старого стиля) 1677 г. Мещеринов сделал неудачный приступ к монастырю, был отбит и понес потери. Воеводой было принято решение о проведении круглогодичной блокады.

1.1. Занятие монастыря правительственными войсками

18-го января (8-го января старого стиля) 1677 г. перебежавший чернец Феоктист сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно, расположенной под сушилом у белой башни, за час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остается только по одному человеку на башне и стене. Темной снежной ночью 1-го февраля (22-го января старого стиля), 50 стрельцов во главе с Мещериновым, направляемые Феоктистом, подошли к окну, назначенному для ношения воды и слегка заделанному кирпичами: кирпичи были разломаны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четырех человек. Монастырь был взят. Насельники монастыря, заключенные мятежниками в монастырскую тюрьму были освобождены.

К моменту занятия монастыря правительственными войсками внутри его стен почти не оставалось монахов: большая часть братии монастыря либо покинула его, либо была изгнана мятежниками. Более того, по меньшей мере несколько монахов были заключены мятежниками в тюрьму при монастыре .

После короткого разбирательства на месте, предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены, другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги .

2. Соловецкое восстание в старообрядческой литературе

Соловецкое восстание получило широкое освещение в старообрядческой литературе. Наиболее известным произведением является труд Семена Денисова «История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша», созданный в XVIII в. В этом произведении описываются многочисленные жестокие убийства участников Соловецкого восстания. Например, автор сообщает:

И различно испытав, обрете во древлецерковнем благочестии тверды и не превратны, зельною яростию воскипев, смерти и казни различны уготовав: повесити сия завеща, овыя за выю, овыя же и множайшия междеребрия острым железом прорезавше, и крюком продевшим на нем обесити, каждаго на своем крюке. Блаженнии же страдалыды с радостию выю в вервь вдеваху, с радостию ноги к небесным тещи уготовляше, с радостию ребра на прорезание дающе и широчайше спекулатором прорезати повелевающе.

История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша

Сообщается о большом количество убитых (несколько сотен).

Эти утверждения были подвергнуты критике в церковной и исторической литературе (см. , ). Так, даже в старообрядческих синодиках упоминается не более 33-х имен «страдальцев Соловецких» .

Список литературы:

1. Фруменков Г. Г. Соловецкий монастырь и оборона поморья в XVI-XIX вв. -Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1975 г.

2. История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря. С.-Петербург: Спб. акц. общ. печатного дела в России Е. Евдокимов. 1899

3. Путеводитель по Соловецкой обители ее скитами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kargopol.net/file.cgi?id=130

Одним из наиболее значимых событий 17 в. стал церковный раскол. Он серьезно повлиял на формирование культурных ценностей и мировоззрения русского народа. Среди предпосылок и причин церковного раскола можно выделить как политические, сформировавшиеся в результате бурных событий начала века факторы, так и церковные, которые, однако, имеют второстепенное значение.

В начале века на престол взошел первый представитель династии Романовых, Михаил.

Он и, позже, его сын, Алексей, прозванный «Тишайшим» постепенно восстановили внутренне хозяйство, разоренное в период Смуты. Была восстановлена внешняя торговля, появились первые мануфактуры, укрепилась государственная власть. Но, в то же время, оформилось законодательно крепостное право, что не могло не вызвать массового недовольства в народе. Первоначально внешняя политика первых Романовых была осторожной. Но уже в планах Алексея Михайловича присутствует стремление к объединению православных народов, проживавших не территории Восточной Европы и Балкан.

Это поставило царя и патриарха, уже в период присоединения Левобережной Украины, перед довольно сложной проблемой идеологического характера. Большая часть православных народов, приняв греческие нововведения, крестилась тремя перстами. По традиции Москвы для крещения использовались два перста. Можно было либо навязать собственные традиции, либо подчиниться канону, принятому всем православным миром. Алексей Михайлович и патриарх Никон, избрали второй вариант. Происходившая в то время централизация власти и возникшая идея о будущем главенстве Москвы в православном мире, «Третьем Риме», требовали единой идеологии, способной сплотить народ. Реформа, проведенная впоследствии, на долгое время расколола российское общество. Разночтения в священных книгах и трактовке исполнения обрядов требовали изменения и восстановления единообразия. Необходимость исправления церковных книг отмечалась не только властями духовными, но и светскими.

Имя патриарха Никона и церковный раскол тесно связаны. Патриарх Московский и всея Руси отличался не только умом, но и жестким характером, целеустремленностью, властолюбием, любовью к роскоши. Свое согласие встать во главе церкви он дал только после просьбы царя Алексея Михайловича. Начало церковному расколу 17 века положила подготовленная Никоном и проведенная в 1652 г. реформа, которая включала в себя такие новшества, как троеперстие, служение литургии на 5 просфорах и проч. Все эти изменения впоследствии были одобрены на Соборе 1654 г.

Но, переход к новым обычаям был слишком резким. Положение в церковный раскол в России усугубилось еще и жестоким преследованием противников нововведений. Многие отказались принять изменения в обрядах. Старые священные книги, по которым жили предки, отказывались отдавать, многие семьи бежали в леса. При дворе сформировалось оппозиционное движение. Но в 1658 г. положение Никона резко изменилось. Царская опала обернулась демонстративным уходом патриарха. Однако свое влияние на Алексея он слишком переоценил. Никон был полностью лишен власти, но сохранил богатство и почести. На соборе 1666 г., в котором участвовали патриархи Александрийский и Антиохийский, с Никона сняли клобук. И бывший патриарх был отправлен в ссылку, в Ферапонтов монастырь на Белом озере. Впрочем, жил там любивший роскошь Никон далеко не как простой монах.

Церковный собор, низложивший своевольного патриарха и облегчивший судьбу противников новшеств, полностью одобрил проведенные реформы, объявив их не прихотью Никона, но делом церкви. Не подчинившиеся нововведениям были объявлены еретиками.

Заключительным этапом раскола стало Соловецкое восстание 1667 – 1676 гг., окончившееся для недовольных гибелью или ссылкой. Еретики преследовались и после смерти царя Алексея Михайловича. После падения Никона церковь сохранила свое влияние и силу, однако ни один патриарх уже не претендовал на высшую власть.

1668-1676 годов - мятеж монахов Соловецкого монастыряпротив реформы русской православной церкви. Поводом к восстанию послужило снятие сана патриарха с Никона. Число участников восстания достигало 450-500 человек. 22 июня 1668 года на Соловецкие острова прибыл стрелецкий отряд под командой стряпчего И. Волхова. Монастырь отказался пропустить стрельцов в стены крепости. Благодаря поддержке окрестных крестьян и работных людей монастырь смог выдержать более чем семилетнюю осаду, не испытывая затруднений в продовольствии. Многие работные люди, беглые служилые люди и стрельцы пробирались на острова и примыкали к восставшим. В начале 1670-х годов в монастыре появились участники восстания под руководством С. Разина, что значительно активизировало восстание, углубило его социальное содержание. Осажденные предпринимали вылазки, которые возглавляли выборные сотники - беглый боярский холоп И. Воронин, монастырский крестьянин С. Васильев. Беглые донские казаки П. Запруда и Г. Кривонога руководили строительством новых укреплений. К 1674 году под стенами монастыря было сосредоточено до тысячи стрельцов и большое количество орудий. Осаду возглавил царский воевода И. Мещеринов. Повстанцы успешно оборонялись, и лишь предательство монаха Феоктиста, указавшего стрельцам незащищенное окно Белой башни, ускорило поражение восстания, которое было жестоко январе 1676 года. Из 500 участников восстания, находившихся в монастыре, остались в живых после взятия крепости только 60. Все они за исключением нескольких человек позже были казнены.


Top