Татьяна навка новое ледовое шоу. «Сама нежность!» Выступление Навки с дочкой Надей на льду произвело фурор

Три года назад Татьяна Навка создала компанию Navka Show , став одновременно и генеральным продюсером, и главной звездой своих ледовых постановок. За три года - три шоу. «Руслан и Людмила», «Аленький цветочек» и в этом году новогодняя премьера - сказка «Спящая красавица. Легенда двух королевств» . Татьяна Навка о своем шоу - как она выбирает сказки для спектаклей, о роли олимпийской чемпионки Алины Загитовой и участии в спектаклях маленьких детей - специально для «Сноба»

Фото: Из личного архива Татьяны Навки

Про новый спектакль

Для меня этот проект имеет особое значение. Я долго шла к тому, чтобы показать совершенно новую, неповторимую сказку, которая была создана специально для нашего шоу. «Спящая красавица. Легенда двух королевств» — полноценная независимая интерпретация истории о зачарованной принцессе и могущественной фее. Увлекательные сюжетные линии, захватывающий и неожиданный финал. Очень хочется, чтобы мюзикл на льду пробудил в людях самые искренние чувства и напомнил о том, что доброта и любовь способны разрушить самое сильное заклинание.

По красоте и технологичности у этого представления нет аналогов. Мы сотрудничаем с лучшими специалистами: спецэффекты, художественные находки, световые элементы, костюмы — все сделано на самом высшем уровне. Благодаря всему этому создается волшебная, магическая атмосфера.

Про выбор сюжетов для постановок

Я выбираю сказки, отталкиваясь от своих собственных желаний и ощущений. Когда я первый раз задумалась, с чем я приду к зрителю, для меня было важно что-то русское и значимое. Читая ребенку на ночь «Руслана и Людмилу», я вдруг поняла, что многие не читали эту сказку и не знают сюжета. Остальные — и «Аленький цветочек», и «Спящая красавица. Легенда двух королевств» — я выбирала, отталкиваясь только от своих впечатлений и желаний, от того, что бы мне хотелось, чтобы увидела моя дочь и другие дети. В последней сказке я сначала играю добрую фею, но потом из-за предательства в любви становлюсь злой. Мне важно меняться, искать себя в новых образах.

На премьеру одного из самых ожидаемых новогодних шоу – ледовый спектакль «Спящая красавица. Легенда двух королевств», который прошел при поддержке ювелирно-часовой компании Chopard, почти все звезды пришли с детьми. Ани Лорак позировала с дочерью Софией. Девочка и певица были одеты в так называемый стиль Family look, когда наряд взрослого и ребенка либо одинаковые, либо очень похожи.

Фото: Елизавета Карпушкина

Фото: Елизавета Карпушкина

«Дочке нравится одеваться так же, как я. Драные джинсы она выбрала сама. София – вообще «боевой» ребенок. Любит «мальчишеские» подвижные игры, спорт. Мне нравится, что у нее такой характер, считаю, что быть «бойцом» очень хорошо, в будущем пригодится», - поделилась с 7дней.ру артистка.

Фото: Елизавета Карпушкина

Фото: Елизавета Карпушкина

решила показать сказку на льду своей внучке. Выглядела, к слову, певица просто потрясающе. Сплетники шептались, что артистка помолодела минимум на 10 лет. Она похудела, похорошела, прибегнув по слухам к услугам пластического хирурга.

Фото: Елизавета Карпушкина

«Жду сюрпризов», - улыбнувшись, призналась корреспонденту 7дней.ру . Услышав, что в финале шоу Татьяна Навка и Петр Чернышев воспарят на тросах над сценой, воскликнула: «Ну зачем, зачем вы это сказали? Вы знаете, что такое спойлеры?»

Фото: Елизавета Карпушкина

Фото: Елизавета Карпушкина

Фото: Предоставлено организаторами мероприятия

Фото: Елизавета Карпушкина

Фото: Елизавета Карпушкина

Другие детали расстроенной певице сообщать не стали, поэтому она по достоинству . От этого эпизода шоу никто не остался равнодушным, многие утирали слезы умиления.

Фото: Предоставлено организаторами мероприятия

Фото: Предоставлено организаторами мероприятия

Но то, что случилось в финале, затмило даже полет фигуристов. Из зала Татьяне Навке передали Анастасии Заворотнюк . "Это Мила Чернышева!" - произнесла фигуристка. И передала ее отцу. У зрителей и так были глаза на мокром месте от трогательного и фантастического шоу, а сдержать эмоции смогли единицы.

Фото: Елизавета Карпушкина

Фото: Елизавета Карпушкина

Мероприятие также посетили: с дочерьми, Андрей Бурковский с дочерью, Валентин и Марина Юдашкина,

Ледовый мюзикл Татьяны Навки «Спящая красавица. Легенда двух королевств» идет на ледовой арене «Мегаспорт» (метро ЦСКА). Меня позвали друзья, поэтому я 30 декабря в ущерб готовке и уборке поехала смотреть, а вообще-то билеты стоят от 1 тысячи до немилосердных 4-х. На халяву обычно и уксус сладкий, но не тут-то было:))

Итак, плюсы:

1) Вся визуальная часть спектакля. Умопомрачительные костюмы, отличные световые, пиротехнические и прочие спецэффекты, персонажи, летающие под потолком и над головами зрителей. С учетом того, сколько вбухано бабла, удивляться не приходится, но тут видно, что оно с пользой потрачено. Зрелище, конечно, внушает.

2) Само катание - выше всяких похвал. Навка танцует замечательно, собрала интернациональный звёздно-чемпионский ансамбль. Пётр Чернышев, особенно с учетом его нынешних личных обстоятельств - просто герой и король льда. С удовольствием узнала в короле и королеве мою любимую литовскую, а ныне и московскую чемпионскую пару Маргариту Дробязко и Повиласа Ванагаса - это наиболее сильные с драматической точки зрения образы. Остальные тоже великолепны. Правда, Загитова шлёпнулась на тройном прыжке, и звёздный американец тоже, ну да ничего.

На этом, собственно, плюсы и заканчиваются. Ледовое шоу, ледовый мюзикл - это отнюдь не только фигурное катание, это и ещё много чего. Прежде всего музыка.

Два часа спектакля перенести можно с превеликим трудом - музыка просто никакая, а точнее, её просто нет. Набор каких-то вульгарнейших звуков сложно при всём желании назвать мюзиклом. Имя композитора - какой-то Сергей Ковальский - мне ни о чем не говорит. Так вот, если Сергей Ковальский композитор, то я Пабло Пикассо. Единственным желанием было вырубить звук и сидеть, просто наслаждаясь картинкой. Мои друзья, сидевшие рядом со мной, в какой-то момент наклонились к моему уху и спросили - «А нельзя убрать звук?» Первый раз в жизни пожалела, что не ношу с собой беруши.

Если бы я заранее поинтересовалась, кто там главный по вокалу, я бы не пошла:)). Практически все мужские партии поёт Киркоров. На сайте шоу написано, что ещё и Григорий Лепс, но Лепса я как-то не услышала. Потратить предновогодний вечер на то, чтобы послушать Киркорова - это, конечно, сюрприз. А кто-то ещё и деньги за это заплатил! Из классической французской сказки сделать блатной шансон с пошлейшими киркоровскими обертонами - это надо было крепко постараться. Все женские партии, как мне показалось, пела Аллегрова со своими испитыми и прокуренными вульгарнейшими интонациями, но на сайте написано, что это была Анастасия Стоцкая. Не верь, как говорится, ушам своим. В общем если, что-то выглядит как Аллегрова, поёт как Аллегрова, хрипит, как Аллегрова, но на сайте написано, что это Стоцкая, то это Стоцкая.

Неужели Навка с её возможностями, связями, знакомствами, ресурсами, бюджетом не могла подобрать для шоу нормальную музыку и нормальных исполнителей?? Да с её потенциалом вполне можно было Пласидо Доминго пригласить петь короля, а Хиблу Герзмаву - принцессу. Неужели некому было подсказать, что нельзя сливать мюзикл в унитаз, а классическая волшебная сказка - это не вечеринка в сельском клубе?

Кстати, о самой сказке. Я-то, наивная, просидела почти все два часа, ожидая, когда же появится фея Карабосс, а принцесса уколет пальчик веретеном. Хрена с два! Все мои титанические усилия разобрать сюжет и понять, что, собственно, происходит на сцене, закончились ничем. Кто все эти люди? Зачем они танцуют в перьях? Кто там кому дядька и где чья внучка? Почему Навка только что была доброй феей в белом, а сейчас какая-то грымза-мегера в антрацитово-чёрных тряпках? Кто кого спасает, кто кого убил, кто умер и кто не умер - всё это тайна, покрытая мраком. Дети на трибунах крутятся, дёргают родителей: «Мам, а это кто? Мам, а что это они делают?» - мамаши смущенно тупят, хотя вроде, Шарля Перро читали все. Уверяю вас, ничего общего со сказками Перро там нет, и проще сразу смириться с мыслью, что по концовке будет хэппи-энд. В общем, кроме раздражения, ничего такое «либретто» не вызывает. Интересно, сами авторы-то поняли, что хотели сказать?...

Ну и самое главное. Грандиозный формат мегаарены зрелище не спасает. Нет эффекта присутствия, не возникает эмпатии, нет ощущения растворения в действе, всё это шумит, грохочет и орёт как-то мимо тебя.

Мой вам совет - хотите увидеть действительно шикарное ледовое шоу - приезжайте в Новопушкинский сквер. Там вам и музыка, и катание, и костюмы, и атмосфера волшебства, и того же Чернышёва можно подёргать за штаны, и герои общаются с публикой на подмостках сцены, и любимые мелодии из классических балетов и опер, и стоит всё удовольствие 100 рублей - почувствуйте разницу. Вот сейчас приехала с феерического «Чиполлино», - полный мешок удовольствия! Работать ледовый театр будет по 12 января, в день обычно два спектакля. Приезжайте!!!


Top