История уфы. Уфа

Территория современной Уфы имеет своеобразное и удобное для поселения людей географическое положение. Ранняя история района современной Уфы уходит в далекое прошлое, во времена палеолита.

В XI-XIII веках, особенно в период монгольского нашествия, бассейн р. Белой становится ареной постоянных передвижений многих тюркоязычных племен. Основная часть башкир была покорена монголами в 1219-1220 годах. Монголы, утвердившись в юго-западной части страны башкир, превратили ее в главную базу для дальнейших завоеваний. Остальная часть края была завоевана к 1223 году. К 1236г. монголы подчинили земли булгар, кыпчаков, буртасов и мордвы. Земли, заселенные башкирами, были разделены между двумя улусами. Приуральские башкиры вошли в состав личного улуса хана Батыя, зауральские - улуса хана Шибана (младший брат Батыя). Граница между улусами проходила по р. Яик.

Как и др. покоренные народы, башкиры облагались ясаком, несли дорожную, почтовую, мостовую и др. службы, должны были отдавать в войско хана вооруж. людей с годовым запасом продовольствия. Основную тяжесть налогового обложения и др. повинностей ложилась на рядовых башкир. Местные феодалы выступали в роли посредников между ними и центр. ханской властью. Недовольные своим положением башкиры не раз поднимали восстания.

В XIV веке в бассейне р. Демы и в низовьях р. Уфы расселяется одно из самых крупных башкирских племен - племя мин. Ярким свидетельством прочной заселенности территории являются замечательные памятники средневековой архитектуры - мавзолеи (кэшенэ - иран. "Дом мертвых") Тура-хана (XIV-XVв., расположен близ Уфы в бассейне р. Дема) и Хусейн-бека, (XIVв., расположен близ ж. д. станции Чишмы, в 60 км от г. Уфы. Надземная часть с куполом построена в 1911г.).

В период феодальной раздробленности Золотой орды (со 2-й пол. XIV в.) территория Башкирии неоднократно становилась ареной столкновения противоборствующих группировок. Одно из крупных сражений произошло 18 июня 1391 г. на р. Кундурче. В середине XV века Золотая Орда распалась на несколько ханств. Территория Башкирии была расчленена между Сибирским, Казанским ханствами и Ногайской Ордой. территория современной Уфы оказалась под властью Ногайской орды.

После разгрома Казанского ханства и взятия Казани (1552г.) войсками царя Ивана Грозного русское подданство приняли западные башкирские племена, бывшие ранее под властью казанских ханов. В 1555-1556 годах в состав Русского государства вошли земли, подчинявшиеся Ногайской орде, в том числе территория и окрестности современной Уфы. В 1556-1557 годах башкирские послы ездили в Москву, где получили царские жалованные грамоты с изложением условий их вхождения в состав Русского государства. Царь Иван Грозный "жаловал" своих новых подданных специальными грамотами, в которых признавалось вотчинное право башкир на их земли и давались гарантии защиты от военных набегов. За это башкиры обязывались платить ясак (вначале пушниной и медом, позднее - деньгами).

В 1957 в Уфе в честь 400-летия присоединения Башкирии к Русскому государству установлен монумент Дружбы.

Несколько позже в состав России вошли зауральские башкиры. Они приняли русское подданство в 80-90-е годы XVI в. - нач. 20-х годов XVII в. в процессе борьбы и разгрома Сибирского ханства. Русское правительство гарантировало башкирам защиту от притязаний ногайских и сибирских ханов, от вторжения внешних врагов; сохранило за башкирским народом занимаемые ими земли на условиях вотчинного права; обещало не посягать на религию башкир и не переводить их в другую веру; обязалось не вмешиваться во внутреннюю жизнь башкирского общества, оставив власть на местах в руках башкирских биев и князей. Башкиры, признав себя подданными русского царя, обязались за свой счет нести военную службу и вносить в казну поземельную подать (ясак) медом и пушниной.

Управление Башкирией осуществлялось московским приказом Казанского дворца. Территория края составила Уфимский уезд, который делился на четыре дороги (области): Казанскую, Сибирскую, Ногайскую и Осинскую. Такое деление происходило из былой политической раздробленности края и примерно соответствовало прежним владениям Казанского и Сибирского ханств и Ногайской Орды. Осинская дорога охватывала узкую полосу между Сибирской и Казанской дорогами. Термин "дорога" происходит от монгольского даруга, который означал должность начальника области или города в Золотой Орде. Уже в XV веке термин "даруга" имел значение не столько административной должности, сколько территориальной, т.е. даругами назывались определенные области Башкирии. Дороги делились на волости, которые распадались на роды (аймаки). Границы всех четырех дорог сходились там, где сливаются реки Белая и Уфа. Это место является естественно-географическим и административно-экономическим центром Башкирии.

Первоначально непосредственную власть и сбор дани осуществлял казанский наместник. Для закрепления своей власти во вновь присоединенном крае, организации управления им и превращения его в плацдарм для проникновения в казахские степи и Сибирь царскому правительству был нужен опорный пункт. В свою очередь башкиры, страдавшие от частых набегов воинственных степняков, нуждались в постоянной вооруженной помощи Русского государства. Такую помощь им мог оказать только гарнизон города-крепости. Башкирам город нужен был и как место уплаты ясака, который до этого они вынуждены были возить в далекую Казань.

В 1574 году отряд русских стрельцов под руководством воеводы Ивана Григорьевича Нагого на высоком правом берегу р. Белой недалеко от устья реки Уфы построил небольшой укрепленный пункт, который располагался исключительно выгодно с оборонной точки зрения. На юге река Белая представляла степняков почти непреодолимую преграду. Протекавшая с севера на юг река Сутолока защищала укрепление с востока. С северо-востока оно оборонялось особым земляным валом, остатки которого сохранялись до конца XIX века.

Основу будущего города первоначально составлял "кремль", заложенный в 1574-1586 годах. Он занимал южную оконечность высокого мыса на правом берегу р. Сутолоки, при впадении ее в р. Белую. Вид кремля представлял собой ломаный четырехугольник, общая площадь которого не превышала 1,5 гектара, длина его стен составляла примерно 440-450 метров. Стены были сооружены из поставленных вертикально огромных дубовых бревен, поэтому башкиры сначала Уфу называли Имэн кала (Дубовая крепость или Дубовый город). Кроме того в состав укреплений входили три рубленые из дуба башни, две из которых были проезжие, а одна - пешеходная. Обе проездные башни были двухярусными (восьмигранник на восьмиграннике) и завершались высокими шатровыми покрытиями. Северная башня называлась Михайловской, южная - Никольской (Сутолоцкой).

Относительно происхождения названия города Уфы существует несколько гипотез, однако наиболее вероятным кажется именование нового города по имени реки Уфы (вспомним, например, г. Тобольск, основанный в 1587 году на Иртыше близ устья реки Тобол).

Город Уфа, по словам П.И. Рычкова, был окружен великими горами и находился "между восьми великих и глубоких буераков, из которых в одном, кой идет поперек города, течет речка, именуемая Сутолокой". На левом берегу Сутолоки располагались посады, где жили служилые люди.

В 1579 году в Уфе "освящена каменная церковь во имя Смоленской божьей матери". Существование каменной церкви говорит о наличии значительного для того времени населения, составившего церковный приход. В 1586 году Уфа получила статус города. Уфа становится административным центром Башкирии. Управление краем осуществлялось уфимским воеводой, подчиненным казанскому наместнику.

Появление города-крепости в центре Башкирии степными соседями башкир (ногайскими мурзами, сибирским ханом и другими кочевниками) было встречено крайне враждебно. На Уфу совершались неоднократные нападения, но все они успешно отражались гарнизоном.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Уфимский Государственный Авиационный

Технический Университет

кафедра истории Отечества и культурологии

РЕФЕРАТ

«Основание города Уфы»

Выполнила:

студентка

группы ЭУП-139

Камбулатова Г.Р.

Проверила:

Старший преподаватель

Габбасова К.Р.


Введение…………………………………………………………..…3

Глава 1. Древнейшее прошлое территории города Уфы...…....…..5

Каменный век…………………………………………………..…….5

Бронзовый век…………………………………………………..……6

Эпоха железа……………………………………………………..….6

Эпоха великого переселения народов…………………………....8

Ранние башкиры…………………………………………………..…9

Глава 2. Возникновение города Уфы……………………………...12

Предпосылки возникновения первого города в Башкирии….12

Строительство города-крепости14

Застройка Уфы в XVII - XVIII веках20

Заключение………………………………………………………......22

Список использованной литературы……………………………….23


Введение

Каждый человек знает свою биографию, но не каждый знает историю города, где он родился и вырос. В данной работе рассматриваются интересные факты из истории основания и развития города Уфы.

Интерес к истории родного города у уфимцев пробудился сравнительно рано. Так, еще в 40-е годы XIX в. местный краевед В. С. Юматов опубликовал в газете «Оренбургские губернские ведомости» статьи, в которых привел интересные сведения по истории Уфы; одним из первых он пришел к выводу об основании города в 1574 году. Особенно значительны заслуги в дореволюционной историографии Уфы Р. Г. Игнатьева. Большой знаток источников, он написал ряд интересных работ по истории города. Сведения из истории Уфы XVI-XVIII вв. содержатся также в статьях Н. Гурвича, А. Пекера, М. Сомова, В. Шевича и других. В 1872 г. уроженец Уфы академик П. П. Пекарский в статье «Когда и для чего основаны города Уфа и Самара?» выдвинул точку зрения об основании Уфы в 1586 году. Упуская из виду исторические обстоятельства, приведшие к появлению первого в Башкирии города, Пекарский ошибочно принял дату возведения Уфы в статут города за его основание .

Поиски археологов позволили заглянуть в глубь веков, восстановить древнейшее прошлое территории города Уфы. Тщательно был изучен вопрос о дате основания города. Трудность точной датировки объясняется, прежде всего, скудостью документальных источников. Архив так называемого приказа Казанского дворца, находившегося в Москве и осуществлявшего управление Башкирией в XVI-XVII вв., не сохранился. Сгорели во время многочисленных пожаров XVII-XVIII вв. также архивохранилища самой Уфы.

Но все это не исключало возможности реконструировать историю первых лет существования города, в частности, уточнить дату его основания. При решении этого вопроса важное значение имело внимательное изучение сохранившихся документальных источников и, прежде всего, такого ценного вида источников, как шежере башкирских племен, ранее не использовавшихся историками или использовавшихся чрезвычайно слабо.

При определении «возраста» Уфы учитывались и те обстоятельства (прежде всего добровольный характер присоединения башкирского народа к Русскому государству), которые привели к появлению первого в Башкирии города. Такой широкий, комплексный подход к проблеме, привлечение новых источников, как опубликованных, так и архивных, позволили историкам; сделать вывод о том, что датой основания города Уфы является 1574 год. Однако в источниках мало говорится о том, что в XV в. и ранее, на месте нынешнего города Уфы существовал нерусский город, разрушенный к моменту колонизации Башкирии русскими .

Поселение, возведенное стрельцами на горе, по мнению Р. Г. Игнатьева, носило вначале название этой же горы - Тура-тау - «Гора-крепость», а когда было обнесено дубовой стеной, то местное население и казахи стали называть его «Имэнкала» - «Дубовая крепость». Почти одновременно поселение стало называться Уфа. В том же столетии это название утвердилось за городом.

Рассказ об истории основания Уфы будет неполным, если не остановиться на названии города. Происхождение слова «Уфа» до сих пор остается невыясненным. По мнению крупнейшего тюрколога Н. К. Дмитриева название «Уфа» восходит к древнетюркскому слову «уба», что означает «холм», «курган», «гористое место». Заслуживает внимания и гипотеза В. И. Филоненко о происхождении названия города от древнетюркского слова «уфак» - «малый», «небольшой» . В последние годы высказывалось также предположение о том, что город своим именем обязан башкирскому роду «өпәй» (русское написание - упей) и т. д.

При создании данной работы были использованы следующие основные источники:

1) История Уфы. Краткий очерк /Под ред. Ганеева Р.Г. и др. Уфа. Башкирское кн. изд-во, 1976. В этой книге дано систематизированное изложение истории развития Уфы от маленького поселения, занимавшего территорию размером около 1,2 га, до крупного экономического и культурного центра страны с более чем миллионным населением, раскинувшегося на площади более 470 квадратных километров. Четырехвековая история города богата яркими событиями.

2) Обыденнов М.Ф. Тайна Уфимских холмов. – Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1986. – 112с. В книге представлена история Уфимского полуострова, на котором ныне расположен город Уфа, описаны памятники археологии, воссоздан образ жизни жившего здесь населения от эпохи каменного века до основания города - 1574 года.

3) Буканова Р.Г. Города-крепости Юго-востока России в XVIII веке. История становления городов на территории Башкирии. – Уфа: Китап, 1997. – 256с. На основании широкого круга архивных источников рассматривается история становления городов и формирование городского населения в Башкирии.

4) Узиков Ю.А., Наймушин П.А. Как зовут тебя, улица? – Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1980. Данная книга рассматривает биографию улиц города Уфы, начиная с истории самых первых улиц.


Глава 1. Древнейшее прошлое территории города Уфы

Столица республики Башкортостан город Уфа занимает обширную территорию правобережья и частично левобережья среднего течения реки Белой в месте впадения в нее рек Уфы, Демы и Сутолоки. В природно-географическом отношении этот район представлял большие удобства для заселения. Полноводные реки, густые леса, плодородные речные террасы, необозримые пойменные луга с богатой растительностью являлись естественной основой успешного занятия как охотой и рыболовством, так и земледелием и скотоводством. Крутые обрывистые склоны правого берега Белой служили надежной защитой от нападения воинственных соседей.

Каменный век

Благоприятные природные условия способствовали возникновению здесь первых поселений уже много тысяч лет назад, в эпоху древнекаменного века (палеолита). Люди тогда жили материнским родом. Основным занятием являлась коллективная охота на крупных зверей. Орудия труда изготовлялись из камня, а также из кости и дерева. Жилищами служили пещеры, а на открытых местах - землянки .

Если памятники древнекаменного века в районе Уфы редкость, то гораздо более многочисленны свидетельства среднего каменного века (мезолита) . От наших дней это время отдалено приблизительно на 17-7 тысяч лет. Стоянки мезолита в Уфе расположены в нескольких пунктах. Три памятника - Романовка I, III и VIII находятся близ деревни Романовка Уфимского района и еще две стоянки недалеко от них, у деревни Миловка. Третий пункт, где выявлены Ильмурзинская и Кумлекулевская стоянки, находится на левобережье Белой у села Кумлекулево, в районе расположения коллективных садов уфимцев. Наконец, четвертое местонахождение расположено на левом берегу Демы, недалеко от станции Юматово у деревни Михайловка . Жители этих стоянок изготовляли из мелких кремневых пластинок ножи, наконечники стрел, резцы, скребки и т. д. Важнейшим изобретением человека эпохи мезолита были лук и стрелы, позволившие успешно охотиться на мелких животных.

Новокаменный век (неолит), охватывающий V-III тысячелетия до н. э., представлен на территории Уфы лишь несколькими фрагментами глиняной посуды (особенности изготовления - состав теста, форма, способы формовки сосудов и орнаментации, создание на их основе различных сюжетов и комбинаций), найденными на северной окраине города у бывшей деревни Новые Турбаслы (ныне входит в состав Орджоникидзевского района).

Подводя итоги характеристике древностей каменного века, можно констатировать, что окрестности города в этот древнейший период были заселены человеком постоянно, но наибольшая концентрация населения и археологических памятников наблюдается в эпоху мезолита - в VII-V тысячелетиях до нашей эры.

Бронзовый век

В эпоху бронзы (II - начало I тысячелетия до н. э.) в жизни первобытных племен происходят крупные изменения. Люди впервые научились использовать металл (медь и ее сплав - бронзу). Каменные орудия постепенно вытесняются более прочными и удобными бронзовыми. Охота и рыболовство отступают на второй план; основу хозяйственных занятий отныне составляют скотоводство и земледелие. Об этом свидетельствует замечательный клад, найденный в конце прошлого столетия близ деревни Миловка у озера Лазоревого. Здесь на глубине немногим более одного метра лежали сложенные кучей шесть бронзовых серпов, бронзовые топор и долото-тесло. Серпы представляют собой широкие слабо изогнутые пластины длиной около 30 сантиметров с крючком у основания для прикрепления к рукояти. Форма орудий, особенно серпов, позволяет датировать клад концом II тысячелетия до н. э.

Уфа — молодой, стремительно развивающийся город, который вызывает интерес у многих жителей России. Кого-то интересует история основания столицы республики Башкортостан, другие интересуются современной жизнью города и ее жителей, любители путешествий акцентируют внимание на достопримечательностях. В любом случае город Уфа заслуживает того, чтобы познакомиться с ним поближе. Итак, начнем.

История создания

Современная Уфа

Уфа — предмет споров многих историков, в первую очередь из-за даты основания города. 1574 год – официально признанная дата, поскольку именно в этом году впервые в летописях появилось первое упоминание о современной столице республики Башкортостан. Однако на ее территории в ходе раскопок обнаружились остатки поселений, городищ, которые относятся к далекой эпохе мезолита.

В XVI веке башкирские племена приняли решение, оказавшееся знаковым для дальнейшей истории всего народа. Царь Иван IV, известный как Грозный, завоевал Казанское ханство и разослал грамоты с предложением явиться к царю и преклонить головы. Тогда каждый правитель может рассчитывать на царскую милость. Так и поступили башкиры, находящиеся ранее под властью ханства Казанского. Их примеру последовали и другие башкирские племена и к 1557 году территория современной республики добровольно присоединилась к Русскому государству.

В 1573 башкиры обратились к Ивану Грозному с просьбой построить крепость на их земле. Управление территорией велось из Казани и из-за расстояния 600км не могло быть эффективного управления. Царь внял просьбам и в 1574 началось возведение крепости на горе Туратау , возглавил которое Михаил Александрович Нагой – известный русский воевода.


Интересный факт – башкиры не только стали инициаторами возведения крепости, они помогали в ее строительстве и оказывали материальную поддержку. В истории единичные случаи, когда народ добровольно идет в подчинение к иноземному завоевателю и помогает ему строить на своей земле крепости.

Дальнейшая история

В 1586 Уфа получила статус города и перевелась на особое положение в государстве. В этом регионе не было ни одного постоянного поселения, потому Уфа стала оплотом царской власти и самое главное – оборонным центром.

В XVIII веке ситуация изменяется и Уфа из оборонного центра постепенно превращалается в обычный ремесленный город, обойти который можно за пару часов.

Несмотря на утрату особого положения, Уфа развивалась стремительно, чему способствовало открытие судоходства. В 19 веке она считалась образовательным и культурным центром всего Уральского региона. В ней действовало 253 учебных заведения, открывались театры и проводились музыкальные вечера.

Интересно, что за всю свою историю Уфа ни разу не была завоевана, хотя таких попыток было немало.

В октябре 1990 республика Башкортостан была провозглашена демократическим государством в составе РФ и началась новая эпоха в развитии, как республики, так и ее столицы.

Современная жизнь города Уфа

В 2007 город получил статус миллионника, но несмотря на это Уфа считается самым просторным городом РФ. Это не только столица республики, но и самый крупный экономический центр всего Приуралья.


Уфа единственный город миллионник, в котором невозможно найти ни одной полностью пешеходной улицы. Но это вскоре изменится, поскольку сегодня город стремительно развивается и уровень комфорта растет. Возможно в скором будущем слова известной песни «город – сказка, город – мечта» будут ассоциироваться именно с Уфой.

Столица республики Башкортостан шагает в будущее семимильными шагами – развиваются все отрасли – транспортная, энергетическая, разбиваются новые парки, скверы.

Достопримечательности

Богат город и на знаковые места. Разберем 7 ключевых памяток Уфы.


Самая большая конная статуя во России – памятник Салавату Юлаеву – герою Башкирии. Вес монумента составляет 40 тонн.

Фонтан «Семь девушек». Его установили в честь семи красавиц, которые, согласно легенде, предпочли плену встретить смерть в холодных водах озера.

В 2010 году установлена бронзовая композиция «Дом куницы». Этот зверек считается символом города и изображен на гербе. В XVIII веке была предпринята попытка поменять куницу на белую лошадь, однако жители отказались и кунице вернули ее законное место на гербе.

Две мечети – Ляля Тюльпан и Ар-Рахим, восхищают не только туристов, но и жителей города. Первая своей формой напоминает два цветка, распустившихся ранней весной. Ар-Рахим в процессе строительства. Мечеть отделывается вручную с использованием золотых деталей и искусной мозаики.


Возведенный в 2007 Конгресс-холл являет собой симбиоз новейших веяний архитектуры гармонично переплетенных с башкирскими мотивами.

Уфа насчитывает 32 музея.

Уфа богата мистическими местами, для любителей пощекотать себе нервы. Это и подземный город (сеть подземелий и штолен) и заброшенный лагерь «Дубки», где до сих пор слышны голоса детей, а автомобильные сигнализации живут своей жизнью.


Ямантау (Дурная гора) – самая высокая и мистическая гора Урала. На ее вершине постоянно возникают электрические разряды, природу которых ученые до сих пор не объяснили, а при восхождении у человека появляется необъяснимое чувство страха.

Карта из книги Марии Гимбутас «Балты. Люди янтарного моря». На карте хорошо видно (выделено более тёмным), что территория проживания племён, отнесённых автором к предкам балтских народов, захватывает бассейн реки Белой. Фактически, эта территория простирается ещё дальше на восток в горные районы Урала, в Зауралье и Казахстан.

http://www.istoki-rb.ru/detail.php?artic le=1463
и в Вестнике Академии наук РБ:
http://www.vestnikanrb.ru/

Владимир Агте
г. Уфа

О РАСПОЛОЖЕНИИ И НАЗВАНИИ ГОРОДА УФЫ

До сих пор нет общепринятой версии происхождения названия столицы Башкортостана - Уфы. Версий много: есть версии прочтения этого слова на основе тюркских языков, есть на основе финно-угорских, есть напоминающие анекдот версии народные. На наш взгляд, название города непосредственно связано с его расположением, имеет очень давнее происхождение - порядка трёх - трёх с половиной тысяч лет, и не может быть понято без рассмотрения вопроса о населении этих мест в ту далёкую эпоху.

Для начала необходимо рассмотреть взаимосвязь названия Уфы с её месторасположением.

Мог ли город, основанный где-нибудь в другом месте, скажем, на месте Бирска или Стерлитамака, быть названным Уфой? Нет, не мог! Любое поселение, основанное чуть в сторону от того места, где зародился наш город никогда бы не получило такого названия. Объяснение этому очень простое.

Издревле люди часто нарекали свои города и поселения, расположенные при слиянии двух рек (на стрелке) по названию меньшей реки. Так как большая река была обычно известна всем и представляла своеобразную ось координат, то впадающие в неё речушки определяли точную координату на этой оси, мало изменявшуюся во времени, поскольку названия водных объектов, в том числе рек, - гидронимы являются одними из самых стабильных элементов любого языка и часто переходят из одного языка в другой практически без изменений. Так что такая система координат стабильно работала на протяжении веков и тысячелетий. Отсюда появились Самара и Царицын при впадении рек Самары и Царицы в Волгу; Омск и Тобольск были основаны при впадении рек Оми и Тобола в Иртыш. Река Стерля дала своё название городу Стерлитамаку («устье Стерли» по-башкирски). За себя говорят такие названия, как Усть-Кут в Иркутской области в верхнем течении реки Лены у места впадения в неё реки Куты или Усть-Илимск - город в той же Иркутской области, но на реке Ангаре при впадении в неё (ныне в Усть-Илимское водохранилище на Ангаре) Илима.Можно найти ещё не один такой пример.

Таким образом, Уфа получила имя благодаря своему соседству с устьем реки Уфы, которая носит также башкирское имя Караидель, а окрестными жителями ласково называется Уфимкой. Даже родясь на берегах самой реки Уфы, город, скорее всего, получил бы другое название. Районный центр Караидель здесь не пример - это продукт деятельности администраторов советского периода, о чём сообщает официальный сайт администрации Караидельского района: «Караидельский район образован 20 февраля 1932 года Постановлением Президиума Башкирского Центрального Исполнительного комитета. С образованием района районный центр из волостного центра Байки был переведен к судоходной реке Уфа или по-башкирски- Караидель, что означает Черная река. До этого времени с. Караидель называлось Усть-Багазы по названию реки Багазка, которая впадает в Уфимку» .

Правда, возникает вопрос: утверждение, что Уфа возникла при впадении Уфимки в Белую не совсем логично, так как от места, где была построена русская крепость, до устья Уфимки довольно далеко. Вопрос справедливый, и первый ответ на него прост: русла Белой и Уфимки непрерывно меняются, причём весьма быстро. Вот, например, остров у железнодорожного моста в последние годы превращается в полуостров - соответственно русло Белой отходит от города, а когда-то обе реки текли прямо у подножия уфимских обрывов, собственно эти обрывы и сделав. Так, Уфимка, вероятно, текла там, где сейчас вдоль Пугачёвской слободы проходит дорога к новому мосту у Каменной переправы. У правого берега река подмывала гору, вызывая осыпи в своё русло, а левый берег(внешняя сторона крутой дуги) размывался под действием центробежной силы резко меняющего направление быстрого течения. Метр за метром русло удалялось от горы, на которой стоит Уфа, и, наконец, образовался большой полуостров в пойме рек Белой и Уфимки, носящий сейчас название Кузнецовского Затона. Когда-то же устье Уфимки располагалось, по-видимому, возле места, где впоследствии построили авторемонтный завод. Если допустить, что это было так, то всякие сомнения в том, где возникла Уфа, исчезают.

Но есть и второй ответ, не противоречащий первому, на поставленный вопрос: нынешняя Уфа получила своё название от одноимённого поселения, существовавшего ещё до основания русской крепости. И такая версия, которой придерживается в своей книге Р.Г.Буканова ,находит своё подтверждение, о чём свидетельствуети название района на Усольской горе - Старая Уфа, хотя в 1574 году Иван Нагой заложил крепость там, где ныне расположен Монумент Дружбы, а первой улицей нового города стала улица Посадская, идущая вдоль правого берега речки Сутолоки у подножья холма, на котором стояла эта крепость.

Бытующая версия, что название Старая Уфа появилось весьма поздно: то ли в XVIII , то ли в XIX веке, так сказать, на бытовой почве, представляется неубедительной. Обычно, всё-таки, бывает так: народ называет старым то, что старше. Так что есть все основания предполагать, что к моменту появления «царёвых» людей Ивана Нагого на Усольской горе (возможно как раз над авторемонтным заводом) было какое-то поселение, и, возможно, оно звалось Уфой.Уместен пример: всем известен город Рязань, хотя эта совсем не та столица Рязанского княжества, которую сжёг хан Батый в 1237 году - та находилась в 50-ти километрах от нынешней, пришла в запустение, а теперь на месте древней Рязани есть лишь городище, активно исследуемое археологами и именуемое Старой Рязанью.

Кстати, версия о существовании на Усольской горе древнего поселения, давшего имя вновь основанному городу, представлена ещё в XVIII веке Петром Ивановичем Рычковым в его книге «Топография Оренбургской губернии». В этой книге, в одиннадцатой главе, носящей название «О городе Уфе и о всей Уфимской провинции», он пишет: «О звании города Уфы можно догадываться, что оно не вновь ему придано, но паче возобновлено прежнее, и сущее то, которым нагайские ханы, исстари живучи в здешних местах, город свой именовали, ибо никакого резона не видно, чтоб городу, построенному над самой рекой Белою, коя величиною против Уфы вдвое больше, именоваться по реке Уфе, которая в реку Белую впадает с правой же стороны по течению её, версты с три выше города, где никакого городового строения нет. К тому ж над самой рекою Уфою от города верстах в пяти, на весьма высоком и прекрасном месте, поныне видно татарское городище, где, как сказывают, ногайские ханы живали. И так могло быть, что оное городище по реке Уфе, текущей подле него, прежде нынешнего города Уфы, Уфою именовано, а тому последуя и российского построения город Уфа ж названа. Башкирцы реку Уфу называют Уфа-Идель, что значит Уфа-река, а Белую - Ак-Идель, то есть белая река» . И далее: «Знатный башкирский старшина Нагайской дороги Каратабынской волости Кедряс Муллакаев в изъяснение сего объявил, аки бы задолго до покорения российскому скипетру Казанского царства и Башкирцев на самом том месте, где ныне город Уфа, был великий город, который простирался вверх по реке Белой до устья реки Уфы, и до Уфимских, то есть при реке находящихся, гор, так что жительство его распространялось по длине вёрст на десять» . Далее Рычков приводит легенду о великом змее, приходившим в город и заражавшим всех своим ядом, от которого часть жителей города погибла, а остальные покинули город, после чего «оный ядовитый змей спрятался в находящуюся при реке Уфе гору и исчез, так что более уж никакого вреда от него не было» .

Рычков пишет, что башкиры называли реку Уфа-Идель, но редактор в примечании поправляет автора - эта река именуется по-башкирски Караидель. Полагаем всё же, что прав Рычков, ибо он записал то, что слышал от местных жителей, а к разгадке двойственности названия реки Уфы мы ещё вернёмся. В предании же о змее, умерщвлявшим жителей Уфы своим ядом, можно предположить воспоминание об эпидемии (пандемии) чумы, начавшейся (или же замеченной) в 1346 году где-то к северу от Азовского и Чёрного морей, принесённой ногайцами(!) в Крым, а оттуда завезённой генуэзцами в страны Средиземноморья. В последующие годы она распространилась от Испании до Норвегии и от Англии до Руси и уничтожила одну треть населения Европы. Вероятно, задела эпидемия и земли современного Башкортостана, повлекла гибель многих людей, и заставила выживших покинуть заражённый город. После этой страшной катастрофы он смог восстановить своё величие и значение уже будучи в составе Русского государства.

Как бы то ни было, свидетельство Рычкова подтверждает предположение, что ещё до основания русской крепости существовал город с названием Уфа и располагался он на горе над устьем реки Уфы, давшей ему своё имя.Возможно, и Усть-Уфимское городище железного века одно из подтверждений этому, хотя своё название оно получило в новое время.

Почему же русская крепость была основана именно в этом месте, а не где-нибудь в районе Бирска или Охлебинино - в местах очень красивых и удобных, и почему крепость поставили не на Усольской горе, не на месте, где ныне памятник Салавату Юлаеву или не на месте, где ныне мусульманское кладбище? Ведь любое из этих мест в силу своей высоты даёт гораздо более широкий обзор, что гораздо лучше позволяет контролировать окрестности и своевременно заметить приближение врага. Но, крепость поставили фактически в низине. Почему? В месте расположения кроется и ответ, зачем, собственно, построили крепость.

Понятно, что, находясь в центре современной Башкирии, крепость не могла реально препятствовать набегам на башкир агрессивных соседей с юга - эта задача была решена лишь в XVIII - XIX веках с основанием Оренбурга и строительством пограничных линий из цепи укреплений и казачьих станиц. Не могла маленькая крепость с малочисленным гарнизоном и защитить много людей за своими стенами. Поэтому, основная цель её создания была в другом, а именно: быть опорным пунктом на водных путях Южного Урала - главных стратегических дорогах того времени. Уфимка течёт с севера и своими притоками обеспечивает доступ в самое сердце Урала. Белая - течёт с юга и охватывает своим бассейном огромную территорию Предуралья и Урала. А у слияния этих рек стоит город, базируясь в котором и двигаясь по самым удобным для того времени, безопасным и дешёвым водным путям можно легко попасть практически в любую точку огромного богатого края хоть для сбора дани, хоть для других целей. Можно предположить, что одной из этих «других», а, возможно, главной целью была добыча полезных ископаемых Урала, прежде всего металлов: меди и железа. Поэтому то крепость и основали не на высоких кручах, а поближе к реке, к месту, где можно было устроить пристань. Предположение Р.Г. Букановой, что «Первые отряды стрельцов, строившие крепость, прибыли коротким и удобным сухим путём по старому Сибирскому тракту, со стороны р. Уфы, а не на судах вверх по извилистому течению р. Белой», представляется маловероятным, поскольку передвигаться с тяжёлым грузом (пушки, прочее оружие, строительные инструменты и т.д.) на судах по воде было намного легче и безопаснее, чем по сильно пересечённой местности через Уральские горы, а длительность пути не имела в данном случае первостепенного значения.

Замысел основателей нового города Московского царства оправдался полностью: ещё во второй половине XIX века по горным рекам в паводок сплавлялись барки с продукцией металлургических заводов Южного Урала. По Белой - из Тирляна, Белорецка и других заводов, бывших ниже по течению; по Уфимке и её притоке Аю - даже из Златоуста, находящегося фактически на гребне Уральского хребта. И пути всех этих речных караванов сходились в Уфе!

Так что, тот, кто выбирал место на Южном Урале для опорного пункта Государства Российского, прекрасно знал не только географию этих мест, но и, похоже, знал о наличии в недрах уральской земли несметных богатств. Откуда? На этот вопрос пока нетчёткого ответа, но его поиск подводит нас ближе и к ответу на вопрос: «Что значит слово уфа и кто назвал так реку?».

Для начала ознакомимся с версиями В.В. Поздеева, приведенными имв своей книге «Южноуральская топонимика. Историко-топонимический словарь». Хотя автор не является профессиональным филологом, что вызывает скепсис профессионалов к его труду, тем не менее, собранный им обширный материал заслуживает хотя бы того, чтобы с ним ознакомиться, поскольку при составлении словаря использовано свыше 200 источников, в том числе около 40 ранее неопубликованных архивных материалов. В словаре нет напрямую слова Уфа, поскольку рассматриваются топонимы Челябинской области, но есть статья о происхождении названия реки Уфалейки.

«УФАЛЕЙКА, река длиною 70 километров на севере области; правый приток Уфы на 853 километре от устья. Исток в горном болотистом месте на Уфалейском хребте ; на некоторых картах образуется от слияния Бол. и Мал. Уфалейки. В 1761 году на реке при заводе основали п. Верхний Уфалей , ныне город областного подчинения; в 1813 г. возник выселок Нижний Уфалей . Реки Уфа, Уфалей имеют общую этимологическую базу; высказано несколько версий. Выводят имяУфы из башкирского слова уба - холм, курган; оно известно в алтайских языках. Сравнивают с башкирским родом упа. Есть версия существования у башкир слова Уфа - тёмная вода ; за основу брали литовское, латышское слово упэ - река, ручей . А оно, очевидно, иранского (скифского) происхождения: Балтийское море, Северный Ледовитый океан не случайно именовали Скифскими . Поэтому иранская версия более приемлема. Топонимика и иранские языки сохранили чередования а/у, в/у/б/п/ф ; явление замены звука в на звук ф для северных говоров у русских не является случайностью. И переход у осетин, прямых потомков скифов (и пуштун), превращение слова ав (аб, ов, оу, оп, ап) - вода, река в аф усиливают североиранское происхождение гидронимов Уфа, Уфалей , при этом базовым словом может быть пуштунскоеубэ - вода, жидкость . Союз этого слова с другим пуштунским словом лай - ил, грязь, осадок , образовали гидроним Уфалей , а название можно понимать как слякиша, грязнуха, глинянка - популярные названия в горах у рек, включая притоки Уфы . Может быть поэтому и башкиры называют реку Кара-Идель, т. е. Чёрная река?».

Уфа - столица республики Башкортостан. Она расположена в середине республики, где соединяются реки Белая, Караидель, Дема. Хотя ей более четырех веков, она все растет и становится краше. Ее население превысило один миллион человек.

При въезде южная сторона Уфы ошеломляет своей величавостью! Широкая, глубокая река Агидель (Белая), кажется, недвижимой. Через нее огромный, широкий железный мост. По левую сторону реки, на самой высокой скале, приветствует всех гостей города Салават батыр на стальном коне, с высоко поднятой рукой. Национальный герой, поэт Салават Юлаев боролся за свободу своего народа и через сколько веков, вернувшись, стоит на страже страны.

По правую сторону от моста - Монумент Дружбы Русского и Башкирского народов. Он был воздвигнут в честь 400 - летия добровольного присоединения Башкирского народа к Русскому государству. Поселение, расположенное там, где сейчас Монумент Дружбы, в первое время носило название « Тура - тау », а затем

«Имэн кала» - « Дубовый город», и только спустя годы оно получило нынешнее имя - Уфа. Вся моя великая страна Россия и Башкортостан скоро будут праздновать 450- летие этого исторического события.

По времени основания Уфа значительно опередила другие крупные уральские города. Уфа была построена как первая небольшая русская крепость на башкирской земле во второй половине XVI столетия, вскоре после падения Казани и добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству.

Башкиры в 1573 году обратились к русскому царю с просьбой поставить на их земле город для защиты от сибирских и ногайских ханов, которые хотели вернуть свою прежнюю власть. Кроме того, в городе на башкирской земле мог бы собираться ясак (подать царскому правительству) со всей ее территории, так как в то время ясак, состоявший в основном из мехов и мёда, доставлялся с немалыми трудностями непосредственно в Казань из-за отсутствия городов в самом Башкирском крае.

Как важный административный центр Уфа сразу же приобрела широкие связи со всем Башкирским краем: здесь было сосредоточено управление Башкирией; сюда свозилась подать; через город шло пополнение военных гарнизонов из Москвы.

Первоначально Уфа состояла только из острога (крепости), который был расположен в южной, обращенной к Белой, части современной Первомайской площади города Уфы и был ограничен с востока оврагом и речкой Сутолокой, с запада глубоким оврагом, а с юга обрывом к реке Белой. Он был окружен рвом и обнесен земляным валом, на котором возвышались дубовые стены с башнями и воротами.

Сегодняшняя Уфа - замечательный город, с благоустроенными кварталами жилых домов и зеленью парков, широкими площадями и заводами - гигантами.

В этом городе около тысячи улиц - больших и малых. Главная магистраль Уфы - проспект Октября - уникальный. Асфальтовой лентой протянулся он почти на десять километров. Проспект проложен по той дороге, где слышался когда - то кандальный звон, - шли политкаторжане в далекую Сибирь.

Биография других улиц начиналась раньше - это история города. Большинство из них названы в честь борцов за свободу народа, героев Великой Отечественной войны, заслуженных строителей и других знаменитых людей. Считается, что в XVII веке за оградой крепости появилась первая улица - Посадская. Она сохранилась до нашего времени, прилегая к холму, где высится Монумент Дружбы. Как и во всяком «посаде» XVII века, жили торговцы и ремесленники. Другая улица носила название Большой Московской (Старая Уфа), потому что селились на ней московские стрельцы. Улицы в то далекое время возникали очень просто: дома размещались вдоль дорог. В начале существования города у него было две главных дороги: Казанская и Сибирский путь. В старинной Уфе они образовали Большую Казанскую улицу (ныне Октябрьской революции) и Большую Сибирскую (ныне улица Мингажева). Этим улицам примерно по триста лет. В 1803 году город получил проект - планировку. Строился он медленно. «Город был тогда... - писал С.Я. Елпатьевский, - тихий, задумчивый, ласковый. Тянулись улицы, заросшие травой, и было видно поле, куда выходили они. И на улице домики одноэтажные, реже двухэтажные, с садами и садиками, где пышно росли сирень, жасмины, георгины низенькие домики с окнами, запиравшимися на ночь ставнями с железными болтами». Устоявшимися и, казалось, вечными были для обывателей названия тогдашних улиц: Жандармская и Тюремная, Каретная и Лазаретная, Никольская и Ханыковская, Казарменная и Воздвиженская, Бурлацкая и Кузнецкая, Конюшенная и Кишечная, Старокладбищенская и Соборная... Особенно повезло церквям и соборам -- их имена были в названиях многих улиц города. Наступил двадцатый век... Коренной переворот в истории Уфы, как и всей страны, произошел в результате революции. Эти перемены отразились и на названиях улиц. Появились улицы Социалистическая, Первомайская, Революционная, позже Коммунистическая, Интернациональная, Индустриальное шоссе, еще позже, как символ братской дружбы трудящихся Башкирии и ГДР, улица Галльская, улица Ленина. В начале века дважды побывал в Уфе В. И. Ленин. Здесь создал он опорный пункт «Искры», готовил кадры революционеров. Его имя носит одна из старейших улиц столицы, бывшая Центральная. Победивший пролетариат увековечил имена борцов, отдавших жизнь за свои идеи. Мы идем по городу и видим улицы имени Ивана Якутова - председателя первого Совета рабочих депутатов, большевиков П.Вавилова, Я.Ахметова, П.Зенцова, братьев Кадомцевых, П.Морякова, Б.Яуриманова, Б.Шафиева, Ш.Худайбердина...На табличках улиц -- имена людей, биографии которых связаны с Башкирией. Это: М.И.Калинин, Я.М.Свердлов, А.Д.Цюрупа, А.И.Свидерский, Н.И.Подвойский, полководцы М.В.Фрунзе, В.К.Блюхер, В.И.Чапаев, революционеры А.В. Ухтомский, И.П.Павлуновский. В Башкирии жили и работали писатели С.Т.Аксаков, М.Гафури, Г.Ибрагимов, Н.А.Крашенинников, А.А.Фадеев...

Я побывала в Научно-исследовательском институте глазных болезней. И меня удивило, что профессор академии, директор этого института, известный на весь мир человек, Азнабаев Марат Талгатович мой земляк из деревни Якшимбетово. Дорогие мои друзья, я горжусь им, ведь он большой хирург, который делает уникальные операции слепым новорожденным детям, делает их зрячими!

Путешествие по Уфе привело нас к зданию БГУ - Башкирского государственного университета. Величавые колонны этого высшего учебного заведения внушают уважение, здесь столько молодых людей - парней и девушек получают высшее образование, чтобы стать достойными специалистами профессионалами нашей страны. А также здесь есть и другие институты и университеты - это педагогический, медицинский, авиационный, нефтяной, аграрный, технологический, финансово-экономический и т.д.

Уфа центр развитой индустрии, город машиностроителей и нефтяников, химиков и энергетиков, строителей и транспортников. На ее долю приходится почти половина объема продукции промышленности, около четверти государственных капитальных вложений Башкортостана. Какая гигантская стройка идет по всей Уфе. Театров, учебных заведений, парков, магазинов не счесть. Постоянно открываются трамвайные, троллейбусные, автобусные маршруты. Проводятся подготовительные работы под строительство метро. Но проблем у столицы еще очень много. Из-за изношенности оборудования некоторых заводов, фабрик и других предприятий загрязняется экология - загрязнения попадают в атмосферу и реки. Счастливое и здоровое будущее жителей нашей столицы - в наших руках. Поэтому мы должны получить достойное образование и наш святой долг использовать свои знания для продолжения традиций отцов, улучшения благосостояния наших соотечественников.


Top