Подбираются проверке безударных гласных. Правописание гласных

Проверяемые безударные гласные

Безударные гласные вызывают затруднения в правописании, потому что произносятся неясно, но обозначаются теми же буквами, что и ударяемые звуки. Часто при этом получается расхождение между произношением слова и его изображением на письме. Например, мы говорим [гълΛва], [мълΛд’эош], а пишется г о лова, м о л о дежь.

Чтобы не делать ошибок в правописании в таких случаях, нужно сомнительную гласную проверять.

Способы проверки безударных гласных

1. Измените форму слова:

а) число существительного гора горы, река реки, стена стены, часы час;

б) падеж существительного: вода воду, полей поле, весна весен;

в) род у глаголов прошедшего времени: взяла взял, вела вел;

г) время глагола: боролся борется, показал покажет, несет нес.

2. Образуйте краткую форму прилагательного: седой сед, зеленый зелен.

3. Подберите непроизводную основу той же части речи: полковник полк.

4. Подберите однокоренное слово другой части речи: непереводимый перевод, удалиться даль, непримиримый мир, воссоединение единый.

Примечания. 1. Исключения составляют слова с чередующимися гласными в корне (заря зорька ) и глагольные корни с о , которые нельзя проверить формами несовершенного вида на -ивать (-ывать): говорить уговаривать, опоздать опаздывать.

2. В некоторых словах иноязычного происхождения написание безударной гласной нельзя проверить однокоренным словом, если проверяемая или проверочная гласная входит в состав суффиксов разного происхождения. Например: абон е мент, (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу), ангаж е мент, хотя ангаж и ровать; аккомпан е мент, хотя аккомпан и ровать. Сравните также в составе иноязычного корня: дезинфиц и ровать, хотя дезинф е кция. Сохраняется та же гласная в словах про е кция про е цировать и некоторых других, так как здесь гласная входит в состав корня.

3. Правильное написание проверяемых безударных гласных необходимо для разграничения слов, которые в устной речи совпадают по звучанию: посв е тить (фонарем), посв я тить (жизнь науке); прим е рять (платье) прим и рять (рассорившихся друзей); разв е вается (флаг) разв и вается (промышленность); расп е вать (песни) расп и вать (чай); с е деть (становиться седым) с и деть (на диване); ум а лять (уменьшать значение чего-либо) ум о лять (упрашивать).

Неправильный выбор проверочного слова становится причиной ошибок в понимании и написании слов. Например, слово д о лина имеет общий корень со словом д о л , а не д а ль, глагол благосл о вить образован от сочетания «благое слово», а не «благая слава». Неправильное толкование таких слов искажает их написание.

Непроверяемые безударные гласные

В русском языке немало слов с безударными гласными, которые нельзя проверить, подбирая другие словоформы и родственные слова с ударением на сомнительной гласной. Правописание таких слов проверяют по орфографическому словарю.

К числу слов с непроверяемыми безударными гласными относятся, например, такие: балалайка, бокал, корова, капуста, бетон, вентиляция, вестибюль, ветчина, винегрет, интеллигенция, периферия, пластилин, привилегия, стипендия, эликсир, эстакада и др.

Как видно из примеров, многие слова с непроверяемыми безударными гласными заимствованы из европейских языков. Написание гласных в таких словах основано на традициях.

Чередование гласных в корне

В некоторых корнях наблюдается чередование гласных а о, е и, например: заря зорька, умереть умирать.

Чередование а о

1. В корнях гар- гор- о (заг а р заг о релый).

2. В корне зар- зор- а (з а рево, з а рница, оз а рять з о рька).

3. В корне кас- кос(н) пишется о, если за ним следует согласный н , а в остальных случаях пишется а (к о снуться к а саться).

4. В корне клан- клон- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения о (скл о ниться кл а няться, покл о н накл о ниться).

5. В корне лаг- лож- перед г пишется а , перед ж пишется о (предл а гать предл о жить) Исключение: полог.

6. Корень мак- пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» а кать кисть в краску); корень мок- пишется в глаголах со значением «пропускать жидкость: вым о кнуть под дождем, непром о каемый плащ).

7. В корне плав- гласная а может быть ударяемой и безударной (плавать, плавучесть); корень плов- пишется в словах пл о вец, пл о вчиха.

8. Корень равн- пишется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» (сравнить, поравняться); корень ровн- пишется в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» (заровнять). Исключение: равнина.

9. В корне раст- рос- пишется а перед сочетанием cm и буквой щ, в остальных случаях пишется о (расти, наращение выросший, заросли, поросль). Исключения: отрасль (хотя нет cm); Ростов, росток, Ростислав (хотя есть cm).

10. В корне скак- скоч- перед к пишется а , перед ч пишется о (скакать подскочить).

11. В корне твар- твор- под ударением пишется а, без ударения о (тварь творчество, творить). Исключение: утварь.

Примечание. При образовании видовых пар некоторых глаголов происходит чередование в корне звуков о - а: опоздать (глагол совершенного вида) опаздывать (глагол несовершенного вида), уколоть укалывать, усвоить усваивать.

Иногда в современном русском языке параллельно используются варианты: обусловливать обуславливать, сосредоточивать сосредотачивать, уполномочивать уполномачивать. Написание таких глаголов затруднений не вызывает, так как гласный звук находится под ударением. Следует иметь в виду, что формы с о присущи книжному стилю речи, формы с а разговорному, для некоторых пар форма на о устарела (оспоривать устар., оспаривать общеупотребит. Ср.: ...И не оспоривай глупца. П.)

Чередование еи

В корнях бер- бир-, пер- пир-, дер- дир-, тер- тир-, мер- мир-, жег- жиг-, стел- стил-, блеет- блист-, чет - чит пишется и, если после корня следует суффикс -а , в других случаях пишется е (соберу собирать, запереть запирать, удеру удирать, вытер вытирать, замер замирать, выжег выжигать, расстелю расстилать, недочет вычитать). Исключения: сочетание, сочетать, чета (от корня чёт-).

Необходимо отличать слова с корнями мер- мир-, в которых происходит чередование гласных, от слов с корнями мер- мир-, проверяемыми ударением. Всегда пишется и в словах, однокоренных со словом мир: примирение, мировой. Всегда пишется е в словах, однокоренных с глаголом мерить: измерение, примерка, измерять.

Чередование а(я) им, а(я) ин

В корнях с указанным чередованием пишутся им и ин, если дальше следует суффикс -а (пожать пожимать, понять понимать, начать начинать, примять приминать). Пишем напоминать, внимательный. В производных формах сохраняется им, если даже не следует суффикс -а , например: подниму, сниму, подними, сними.

Гласные о е(ё) после шипящих согласных ж, ч, ш, щ

В русской орфографии особые трудности вызывает правописание ударяемых гласных о е(ё) после шипящих звуков ж, ч, ш, щ. Это объясняется тем, что в одних случаях мы применяем морфологический принцип орфографии, то есть сохраняем одинаковое написание корней родственных слов (например: шептать шёпот), хотя слышится ш[о]пот), а в других случаях используем фонетические написания, то есть как слышим, так и пишем (например: хорошо, ножом, речонка).

I. Гласные о е(ё) после шипящих ж, ч, ш, щ в корне слова.

После шипящих под ударением в корне пишется е(ё), хотя произносится [о], если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется е (жёлтый желтеть, шёлк шелка). Поэтому пишем:

1) вечёрка, жёсткий, зачёт, печёнка, причёска, расчёска, учёба, чёрный, чёрт, чёрточка, чёрствый, дешёвый, решётка, шёпот, щёлка (от щель), щётка (от щетина);

2) крыжовник, мажор, шов, шок, шорох, чащоба, обжора.

Примечания. 1. Следует различать написание существительных ожог, поджог и глаголов ожёг, поджёг (Люди, тушившие пожар, получили ожоги. Я ожёг себе руку).

2. В словах иноязычного происхождения возможно написание о после шипящих в безударном слоге: жокей, жонглёр, шокировать, шоколад, шоссе, шотландский, шофёр.

3. В именах собственных написание о после шипящих встречается как под ударением, так и в безударном слоге, например: Жолио-Кюри, Жорж, Печора, Печорин, Шолохов, Щорс, Джованни, Джонатан, Джордано, Шопен, Шопенгауэр, Шостакович, Шота.

II. Гласные о е(ё) после шипящих ж, ч, ш, щ в окончаниях и суффиксах.

1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии с произношением, в следующих случаях:

1) в окончаниях имен существительных, например: мячом, ножом, пажом, стеллажом, параличом, шалашом, межой, свечой (ср. безударные окончания: пейзажем, престижем, плачем, овощем, баржей, тучей, ношей, пищей);

2) в окончаниях имен прилагательных, например: чужого, большого (ср. безударные окончания: рыжего, хорошего);

3) в суффиксах имен существительных: -ок (должок, значок, ремешок), -онок (верблюжонок, галчонок, лягушонок);

4) в суффиксах имен прилагательных: -ов (моржовый, камышовый), -он (с беглым о; смешон);

5) на конце (в суффиксах) наречий, например: горячо, свежо, общо, голышом.

2. После шипящих под ударением пишется е(ё), хотя произносится [о], в следующих случаях:

1) в окончаниях глаголов, например: жжёшь, печём, течёт;

2) в глагольном суффиксе -ёвыва: затушёвывать, размежёвывать;

3) в суффиксе отглагольных существительных: -ëвк : размежёвка;

4) в суффиксе существительных -ёр: дирижёр, стажёр;

5) в суффиксе страдательных причастий -ённ, -ён (завершённый, сокращённый; завершён, сокращён), отглагольных прилагательных -ён (тушёный, копчёный), а также в производных словах (тушёнка, копчёности);

6) в предложном падеже местоимения что: о чём, на чём, а также в словах причём, нипочём.

Гласные после буквы ц

Согласный звук ц в русском языке всегда твердый, поэтому после него звучит и пишется а (не я), у (не ю), и только в иноязычных фамилиях и географических названиях иногда встречаются отступления от этого правила (Коцюбинский, Цявловский, Цюрих).

Однако по традиции после ц приято писать е (не э), хотя после твердого согласного слышится [э].

В зависимости от ударения в слове гласные о е после ц могут чередоваться, и тогда в соответствии с произношением под ударением пишем о в неударяемом слоге е. Например: танцевать танцовщик, цоколь, ружьецо, око нце.

В некоторых заимствованных словах о пишется и в неударяемом слоге под влиянием языка-источника (герцог, меццо, скерцо).

На разных принципах орфографии основаны правила правописания гласных иы после ц в корне, суффиксах и окончаниях слов.

Под влиянием традиции, вопреки произношению, в корнях слов после ц пишется и (цитата, цифра). Это написание выделяет преимущественно заимствованные русским языком слова, на орфографию которых влияет их правописание в языке-источнике. Не подчиняются этому правилу исконно русские слова цыпленок, цыц, на цыпочках и слово цыган, a также образованные от них: цыганский, цыкнуть, цыплячий и т.п.

В окончаниях и суффиксах после ц пишется ы (не и) в соответствии с произношением, например: отцы, бледнолицый, сестрицын (хотя в написании фамилий в документах могут быть исключения (ср.: Синицын, Ельцин).

Буквы иы после приставок

1. После приставки, оканчивающейся на согласную, вместо и пишемся ы в соответствии с произношением: играть разыграть, сыграть; искать отыскать, подыскать.

Примечание. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: пединститут, спортинвентарь, в слове взимать пишется и согласно произношению.

2. После приставок меж- и сверх- в начале корня сохраняется и, так как после шипящих и заднеязычных не пишется ы: межинститутский, сверхизысканный.

3. Сохраняется и также после иноязычных приставок и частиц контр-, суб-, транс-, пан- и др.: контригра, субинспектор, трансиорданский, панисламизм.

Тема безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением, идет через всю школу по программе русского языка не зависимо от названия УМК. Знакомится с правописанием безударных гласных и их проверкой ученик еще в первом классе, в некоторых УМК и корень изучается уже в первом класс, в других во втором. В любом случае ребенок должен научиться этот корень находить и выделять, а для этого нужно подобрать пару родственных слов и найти у них общую часть. Затем нужно поставить в слове ударение и подчеркнуть гласную, которую мы можем проверить. Далее подобрать такое родственное слово, в котором ударение будет падать на эту гласную.

Разноуровневые карточки по теме Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением, 2 класс.

Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением».

Первый уровень

Поставь в словах ударение, вставь пропущенную букву.

Карточка №1

козочка – к…за

лес – л…сник

гриб – гр…бок

горы – г…ра

холм – х…лмы

росы – р…са

мяч – м…чи

чижик – ч…жи

Карточка №2

мяч – м...чи

грач – гр…чи

земли – з…мля

головы – г…лова

дерево – д…ревья

волны – в…лна

норы – н…ра

ёжик - …жи

Карточка №3

окна - …кно

вёсны – в…сна

пчёлы – пч…ла

реки – р…ка

письма – п…сьмо

мёд – м…док

лес – л…са

озеро - …зёра

Карточка №4

свечи – св…ча

численник – ч…сло

слово – сл…варь

кончик – к…нец

доски – д…щечка

зёрнышко – з…рно

голодный – гол…д

порядок – р…ды

Карточка №5

ослеп – сл…пой

гололёд – л…дяной

яйца - …ичный

вечер – в…черний

вождь – в…жатый

центр – ц…нтральный

смолы – см…листые

море – м…ской

Карточка №6

повозка – в…зить

ходит – перех…дил

молча – зам…лчал

уносит – н…сить

шалость – наш…лил

гости – уг…стил

скрип – скр….петь

мирный – м…рить

Карточка №7

травы – тр…ва

море – м…ряк

снег – сн…жинка

степь – ст…пной

холод – х…лодный

бег – б…жал

смотр – см…трел

загадка – отг…дать

Карточка №8

брёвна – бр…вно

дрозд – др…зды

носик – н…сы

избы - …збушка

треск – тр…скучий

часики – ч….совой

лёжа – пол…жать

повозка – в…зить

Карточка №9

слёзы – сл…за

стрелка – стр….лок

овцы – …вца

счастье – сч…стливый

больно – б…леть

тёмный – т…мнеть

помог – пом…гать

поспешно – посп…шил

Карточка №10

зимы – з…ма

брёвнышко – бр…вно

вёсла – в…сло

меч – м…чи

польза – п…лезный

весело – в…сёлый

заварка – в…рить

полёт – прил…тели

Карточка №11

коврик – к…вёр

звери – зв…рьки

скворушка – скв…речник

снежный – сн…говик

птенчик – пт…нцы

держит – д…ржал

дождь – д…ждливый

полз – уп…лзать

Карточка №12

полюшко – п…лянка

свет – св…тильник

вёдра – в…дёрко

сад – с…довник

тень – т…нистая

чёрный – ч…рнеть

чистка – выч…стить

узнали – узн…вать

Второй уровень

Поставь ударение, из двух слов выбери проверочное, вставь пропущенную букву.

№1

следом, следы – насл…дить

ледяной, лёд – л…док

снег, снеговик – сн…жинка

звонкий, звонок – позв…нить

котята, котик – к…тёночек

говорил, говор – разг…вор

пляска, расплясался – пл…сать

заварка, заварить – св…рить

№2

поверхность, верхушка – в…ршина

сторож, сторожит – ст…рожка

кольца, колечко – к-льцо

дешёвый, дёшево – д…шевле

рябенький, рябина – р…бой

завинтил, винтик – подв…нтить

ночлег, ноченька – н…чевать

тянут, тянучка – пот…нули

№3

бедняк, бедный – б…дняжка

пастушок, пас – п…стух

скрип, скрипучий – заскр…пел

поделка, деловой – д…ла

обманщик, обманул – обм…нуть

тёпленький, тепло – пот…плело

зелень, зеленоватый – з…лёный

читатель, прочитанный – ч…тать

№4

топить, растопка – раст…пил

дров, дровяной – др…ва

лисонька, лисята – л…сёнок

часики, часовщик – ч…сы

бельевой, побелка – б…льё

насорил, насорено – зас…рить

крикнул, крикун – закр…чал

кормушка, накормит – к…рмить

№5

посоли, соль – с…лёный

дождик, дожди – д…ждливый

посадка, садовник – зас…дить

столик, столовая – ст…ляр

беляк, беленький – б…льевая

сталь, сталевар – ст…льной

посёлок, селение – с…ло

подарок, подари – д…рить

№6

сосны, сосновый – с..сна

просьба, проситель – попр…сить

деревянный, деревья – дер…во

старенький, старик – ст..рушка

колосится, колос – к…лосья

мостовая, мостик – м…сты

сердечко, сердце – с…рдечный

стойка, стоять – пост…ять

№7

бобры, бобрик – б…бровый

отчим, отечество - …тец

овечий, овцы - …вечки

домище, домик – д…машний

каток, катит – пок…тать

выяснил, ясный – объ…снил

откачка, качать – раск…чали

тяжко, тяжелее – т…жёлый

№8

задание, задано – з…дача

волнение, волны – в…лновать

телята, тёлка – т…лёночек

лошадь, лошадка – л…шадиный

море, моряк – м…рской

свиньи, свинина – св…нья

потерпишь, терпение – пот…рпеть

сказать, сказка – подск…зать

№9

вредный, вредить – навр…дил

пчёлка, пчелиный – пч…ла

корень, корешок – к…ренья

морщинки, морщит – м…рщины

мирить, мирно – пом…рились

долг, одолжи – зад…лжал

пёстренький, запестрел – п…стреть

кончать, окончил – нак…нечник

№10

голубь, голубчик – г…лубятня

земли, земляк – з…мляной

кройка, скроить – выкр…йка

скалы, скалистый – ск…лы

совиный, совушка – с…вёнок

выгон, гонки – заг…нять

терять, потеря – раст…рял

закопал, копка – к…пать

№11

росинка, росы – р…систый

подводник, водяной – в…дица

рядок, ряд – р…довой

дождик, дожди – д…ждливый

город, загородка – ог…родить

ученье, ученик – уч…ница

№12

давление, давит – разд…вить

небо, небесный – неб…са

конюшня, конский – к…неводство

молодой, молодость – м…лодёжь

падать, западня – п…дение

ловушка, ловля – нал…вил

Третий уровень

Подбери проверочное слово, поставь ударение, вставь пропущенную букву.

№1

… - с…довник

… - в…дяной

… - цв…тут

… - зв…зда

… - т…нистый

… - м…стерить

… - др…жит

… - з…мля

№2

… - в…рить

… - ст…лбы

… - пл…та

… - скр…пач

… - …грать

… - прил…тел

… - выр…зать

№3

… - ш…рстяной

… - п…левой

… - хол…д

… - кл…довая

… - пч…линый

… - ост…влять

№4

… - з…мовать

… - к…злёнок

… - к…вёр

… - м…ховой

… - к…мочек

… - см…ялся

… - цв…тная

… - заскр…пел

№5

… - к…рмил

… - ч…рника

… - гн…здо

… - с…сновый

… - р…чной

… - площ…дь

… - т…жёлый

… - зап…щал

№6

… - б…лил

… - пр…мой

… - п…чник

… - д…ление

… - ог…нёк

… - кр…чать

… - подн…сти

… - хв…лить

№7

… - н…винка

… - пл…ды

… - зерк…ло

… - фабр…ка

… - м…стечко

… - гр…зовая

… - пл…тить

… - пост…ять

№8

… - н…зина

… - тр…стник

… - п…чтальон

… - м…рской

… - кл…новый

… - пот…мнело

… - посм…трел

№9

… - осл…бел

… - фл…жок

… - м…стовая

… - т…пло

… - г…лодный

… - в…дить

…. – т…шина

… - ск…льзить

№10

… - сл…дил

… - л…дник

… - сп…шить

… - к…лючий

… - б…нтовать

… - разл…новать

… - т…рмозить

… - стр…на

№11

… - б…рега

… - д…бро

… - т…рговля

… - п…стреть

… - ос…нь

… - пощ…дить

… - оп…здать

… - к…фейник

№12

… - зап…сать

… - зазв…нил

… - сл…мать

… - в…ртушка

… - пож…лтел

… - ст…на

… - зав…дить

… - сн…говик

Четвёртый уровень

Подбери по два проверочных слова, поставь ударение, вставь пропущенные буквы.

Образец: зе́лень, зелёный – з…л…не́ть.

№1

П…л…сатый, к…л…сок, х…л…дало, г…л…са, м…л…дой.

№2

Г…в…рливый, ст…р…на, б…р…га, д…р…гой, в…с…лятся.

№3

Ст…р…ниться, г…л…вастик, в…л…сок, ст…б…лёк, в…ч…рок.

№4

Б…р…да, д…р…жить, г…л…вешка, м…л…тилка, з…л…чёный.

№5

Ст…р…жить, л…п…тали, в…т…рок, к…л…сится, тр…п…тали.

№6

З…л…той, г…л…систый, д…р…вянный, г…л…дал, г…р…дить.

Карточки для проверочных работ по теме Безударные согласные в корне, проверяемые ударение

Карточка №1

В скобках пиши проверочные слова.

П..стух, мол..тьба, зап..х, п..лоса, д..леко, зв..зда, ст..лбы, н..зина, д..жди, з..нты, д..брота.

В..зить, поч..нить, бр..дить, х..дить, л..вить, схв..тить, прин..сить, пос..дить, осм..треть.

2. Прочитай словосочетания. Рядом запиши слово, которым можно заменить данное словосочетание.

Образец. Заниматься лепкой – лепить.

Наносить вред –

Сделать подарок –

Издавать крики –

Испытывать жалость –

Излучать свет –

Произвести выстрел –

В подобранных словах подчеркни безударную гласную.

3. Прочитай и спиши пословицы.

1) Кончил дело – гуляй смело. Конец – всему делу венец.

2) Труд человека кормит, а лень портит. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

3) Добрая слава дороже богатства. Лень добра не делает.

5) В камень стрелять – только стрелы терять.

Найди в каждой пословице однокоренные слова. Подчеркни то, которое является проверочным для безударной гласной в корне.

Карточка №2

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни, как их можно проверить.

Вокруг меня л..тели мешки риса, бегали коренастые фигуры. Я тоже хв..тал мешки, т..скал, бр..сал, снова б..жал и хв..тал. За б..ртом пл..сали волны. Хл..стал по палубам дождь. Св..стал над р..кой ветер. В сырой мгле рассвета стремительно и неустанно бегали полуголые мокрые люди и кр..чали, см..ялись, любуясь своей силой, своим трудом. (М. Горький.)

2. К данным словам подбери однокоренные с указанными значениями.

Синий – слово, обозначающее название птицы.

Снег – слово, обозначающее название птицы.

Рыжий – слово, обозначающее название гриба.

Белый – слово, обозначающее часть яйца.

Напиши полученные пары слов. Подчеркни безударную гласную корня.

3. Напиши в пять столбиков слова с безударной гласной в корне

П..так, сп..ртивный, дл..на, с..нева, ш..лун, п..сти, м..сной, в..зание, м..рской, л..ства, б..да, с..ринка, т..мнота, тр..ва, л..нивый

Карточка №3

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Ветер с моря, ромашки с поля, цветок из сада, ягоды из леса, шишка ели, запах мёда, борщ из свёклы.

Запиши словосочетания по образцу.

Образец. Чай из трав – травяной чай.

В именах прилагательных подчеркни безударные гласные в корне.

2. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Митя нак..тался на саночках с л..дяной горы и на коньках по замёрзшей р..ке. Приб..жал д..мой и г..в..рит отцу: «Уж как вес..ло з..мой! Я бы х..тел, чтобы з..ма всё была».

(По К. Ушинскому)

3. Из однокоренных слов выпиши только те, которые являются проверочными. В проверяемом слове вставь пропущенную букву.

1) Подвязка, вязать, связка, развязать, связанный – св..зать.

2) Подливка, залив, ливень, наливать – подл..вать.

3) Сознавать, знать, признание – узн..вать.

4) Заявить, объявить, заявка – объ..вление.

5) Светлячок, светлый, свет, светает, рассвет – св..тильник.

Карточка №4

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Подбери к данным словам проверочные слова. Напиши. Вставь пропущенные буквы.

Хлод, холдный – пох..л..дло.

… , … – ст..р..жить.

… , … – г..л..дать.

… , … – в..ч..реет.

… , … – з..л..неет

2. Спиши пословицы. Найди слова с двумя безударными гласными в корне. Устно подбери проверочное слово для каждой гласной.

1) Родная сторона сердцу дорога. 2) Про доброе дело говори смело. 3) Пустой колосок всегда нос кверху дерёт. 4) Ум не в бороде, а в голове. 5) Старых почитай, молодых

3. Прочитай и определи, какая безударная гласная в корне проверена.

Трепещет, … – тр..п..тали.

Вечерний, … – в..ч..реет.

Сторожка, … – ст..р..жили.

Зелень, … – з..л..нели.

Хлопочет, … – хл..п..тали.

Лепет, … – л..п..тали.

Спиши, дописывая проверочное слово для другой безударной гласной

Карточка №5

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

По небу п..лзли со всех ст.рон т..жёлые гр..зовые тучи; солнце исчезло; как-то сразу пот..мнело; в оздухе запахло д..ждём. Осл..пительной змейкой блеснула молния, над самой г..л..вой оглушительными раскатами прок..тился гром. (Н. Гарин-Михайловский.)

2. Спиши, изменяя слова, обозначающие действие предмета, по образцу.

Образец. Кормит – кормил.

Варит – … . Машет – … . Вяжет – … .

Стонет – … . Пашет – … . Пишет – … .

Лижет – … . Скажет – … . Зацепит – … .

Тащит – … . Топит – … . Косит – … .

3. Отгадай загадки. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

1) За железным к..нём ящик тянется с д..бром, сквозь дырявое дно в землю падает д..бро.

2) В с..нокос г..рька, а в мороз сл..дка. Что за ягодка?

3) Ты кр..чал – оно м..лчало. Ты м..лчал – оно кр..чало.

4) Кто так медленно п..лзёт, на себе свой дом в..зёт?

5) Пот..хоньку я журчу, уг..стить в..дой х..чу.

6) Две с..стрёнки – м..стерицы, друг другу п..мощницы.

Карточка №6

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Тонкая ива склонилась над оз..ром. Словно в зерк..ло глядит она в прозрачную, как ст..кло, воду. Нал..тел в..терок, и оз..ро сразу ож..ло, зап..стрело.

Подчеркни слова, в которых безударная гласная в корне проверяется буквой ё.

2. Прочитай.

Т..кла через с..ло р..ка. Была она в..сёлая, г..в..рливая. Решили люди приучить речку к работе. Ведь она может помочь и коров доить, и землю п..хать, и огород пол..вать, и брёвна п..лить, и з..рно м..лоть.

Спиши. Вставь пропущенные буквы.

3. Спиши словосочетания. Подчеркни слова, которые звучат одинаково. Подбери и напиши к ним проверочные.

Посидеть на скамейке – поседеть от старости.

Полоскать бельё – поласкать щенка.

Заколю булавкой – закалю здоровье.

Примерять платье – примирять друзей.

Острые мечи – футбольные мячи.

Запивать лекарство – запевать песню.

Проживать в городе – прожевать пищу.

Свила гнездо – свела по ступенькам.

Спиши с доски – спеши домой.

Отворить дверь – отварить картофель.

Слезать с крыши – слизать сметану.

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Возможные трудности

Добрые советы

К безударному корню трудно подобрать проверочное слово потому, что оно вышло (выходит) из активного употребления.

Н..гие поля - нАг (то есть не одет).

К безударному корню трудно подобрать проверочное слово потому, что значения корней в настоящее время уже расходятся по смыслу.

Проз..бать - зЯбь.

Об..яние - бАять.

В этом случае приходится полагаться на вашу начитанность и языковую интуицию. Если вы в них сомневаетесь, обратитесь к списку 1.

Гласную в слове можно проверить разными ударными корнями.

Разв..ваться - вИлся, вЕял.

Зап..вать - пЕть, пИть.

Обратите внимание на значение корня (его легко узнать по контексту). Выберите проверочное слово, близкое по значению. Если вы затрудняетесь это сделать, обратитесь к списку 2.

К одному и тому же безударному корню иногда можно подобрать два проверочных однокоренных слова с разными ударными гласными.

Г..лова - гОловы, двуглАвый.

Г..родской - гОрод, грАд.

Зас..делся - сЕсть, сИдя.

Разбр…сал – брОсил, разбрАсывает.

Скорее всего, перед вами явление полногласия и неполногласия. Не проверяйте корни с полногласными сочетаниями –оло- и –оро- однокоренными словами с неполногласными сочетаниями –ла- и –ра-.

Обратите особое внимание на коварный корень –сид- / -сед-. Запомните правописание слов с этим корнем:

сидеть, посидеть, засидеться (сИдя),

но: седло, заседание, председатель (сЕл).

Безударную гласную О в корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на – ывать, - ивать :
посм…треть – смОтрит (глагол рассмАтривает не является проверочным словом).

Трудно запомнить слова-исключения. Иногда не удаётся вспомнить, какую именно гласную писать в данном слове-исключении.

Воспринимайте исключения как словарные слова. Запоминайте их отдельно от правил. Чтобы запомнить было легче, обратитесь к списку 3. Вставьте буквы вместо многоточий.

Можно ошибочно отнести орфограмму «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением» к слову с чередующимся корнем и наоборот.

Пример неверного толкования:

рОсток - безударная гласная в корне проверяется словом подрОс.

Различайте корни, проверяемые ударением, и корни, в которых происходит чередование гласных.

Пример верного толкования:

рОсток - перед нами исключение из орфограммы «Чередование гласных в корне –раст- (-ращ-) \ -рос-».

Возникают трудности при толковании значений слов с корнями –равн- и –ровн-.

Подр…внять волосы - значит сделать их одинаковыми? Прямыми?

Оба варианта толкования кажутся сомнительными.

Действительно, далеко не ко всем случаям с корнями –равн- и –ровн- можно напрямую применить правило. Запомните правописание слов: сровнять, выровнять.

К слову с сомнительной согласной иногда трудно подобрать проверочное слово.

Сырое(ж\ш)ка.

Варе(ж\ш)ка.

Если вы не можете подобрать проверочное слово, обратитесь к списку 4.

Вы не уверенны в написании слова с возможной непроизносимой согласной.

Обратитесь к списку 5.

В некоторых однокоренных словах в корне пишется то удвоенная согласная, то одинарная (тоННа, но трехтоНка).

Иноязычные корни в некоторых русских словах теряют удвоенную согласную. Обратите внимание на следующие случаи:

тоННа - трехтонка, пятитонка и т.п.,

колоННа - колонка,

грамматика - грамота,

кристаЛЛ, кристаЛЛический - кристальный.

Не путайте также два похожих корня: -бал- (на балу, бальное платье) и –балл- (пятибалльный шторм, высший балл).

В некоторых заимствованных словах после согласной либо гласной вместо буквы Е пишется буква Э. Как отличать такие слова?

С…ссия, силу…т, ма…стро, про…кт.

После согласных и после гласной И в таких словах обычно пишется буква Е.

Исключением является слово проект , правописание которого необходимо запомнить.

ДОлина - отдАленный район;

развИвающиеся страны - знамёна развЕваются;

разрЯдить обстановку - разрЯдить ружьё - разрЕдить грядки;

прожЕвать хлеб - прожИвать в Москве;

завИзировать отчет - завЯзать узел;

сплОтить ряды - заплОтить реку - уплОтнить график - заплАтить по счету;

угАдали ответ - угОдили в западню;

умАлять достоинство - неумОлимая правда;

посЕдел к старости - посИдел на скамейке;

отОщать от голода - утАщить домой;

увИдать приятеля - листья увЯдают;

посвЕтить лампой - посвЯтить жизнь обществу - посвЯтить в тайну;

соблюдать чИстоту в доме - чАстота колебаний - чЕстолюбие;

навЕвать тоску - завИвать волосы - навИвать проволоку на катушку;

скрЕпить печатью - скрИпеть карандашом;

ослЕпить светом - слЕпить из глины - глаза слИпаются;

примЕрять платье - примИрять врагов;

выпАрить на огне - выпОроть молнию;

отвОрите дверь - отвАрить в молоке;

ворона свИла гнездо - свЕла пятно на платье - свЕла по лестнице вниз;

спИшите задание - спЕшите домой;

залИзать раны - залЕзать в окно;

слЕзать вниз - слИзать мед с крышки;

тИсненный золотом переплет - стЕсненный в средствах;

повАлить дерево - позвОлять шалости;

покАрать по закону - покОрить благородством;

укрОтить зверя - сокрАтить сроки;

закОлоть - закАлить на огне;

пристЕгнуться - постИгать истину;

блАгослОвенный- прослАвление;

полАскать ребенка - полОскать белье;

пОлоть грядку - пАлить из пушки;

городской стАрожил - стОрожить склад;

обЕжать вокруг дома - не обИжать младших;

дрОжат от холода - раздрАжать своим видом.

1) Случаи, в которых к данному слову трудно подобрать проверочное.

ОкресТности - окресТ (вышло из употребления);

празДник - празДен (вышло из употребления);

чествовать - чесТь;

яВственный - яВить;

яства - есть;

усТный - усТа;

громозДкий - громозДить;

кудесник - чудеса;

бессловесный - слова, словеса;

ровесник - вровень;

сверсТник - версТа (в значении возраст - из др.-р. яз.);

часТный, часТник - часТь;

сумаСшедший - с ума Сошедший;

чуВство - в др.-р. яз. в этом слове ясно звучал согласный [в].

2) Случаи, в которых проверка может привести к ошибке.

Блеснуть (хотя блестеть);

лесТница (хотя лесенка);

плеснуть (хотя плескаться);

искусный - искусен (не путайте со словами искусство, искусственный).

шеФствовать (шеФ) - шествовать (шедший);

часТный (часТь) - ежечасный (час);

косТный мозг (косТь) - косные воззрения.

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

Осн..щение; распростр..нять; зат..нувшийся; просв..щение.

В большинстве случаев безударные гласные в корне проверяются ударением:

насл..ждение - сладость;

объед..нение - единство.

Не следует проверять безударные гласные в глаголах совершенного вида глаголами несовершенного вида на -ывать / -ивать (в них ударная гласная меняется):

опоздать - нельзя проверять словом опаздывать ;

раскроить - нельзя проверять словом раскраивать.

Оснащение - снасть.

Распространять - пространство.

Затянувшийся - затянутый.

Просвещение - свет.

Чередующиеся гласные в корне

В корнях с чередующимися гласными безударная гласная проверяется не ударением, а по особым правилам. Эти корни можно объединить в четыре группы.

От чего зависит правописание гласной в корне:

от ударения

от последующей согласной

от наличия либо отсутствия суффикса -а-

от значения корня

корни:
-зар-
-плав-
-гор-
-клон-
-твор-
-чин-
-мин-
-жим-

корни:
-скак- / -скоч-
-раст- / -рос-
-лаг- / -лож-

корни:
-бер- / -бир-
-тер- / -тир-
-пер- / -пир-
-дер- / -дир-
-стел- / -стил-
-блест- / -блист-
-чет- / -чит-
-жег- / -жиг-
-мер- / -мир-
-кос- / -кас-

корни:
-равн- , -ровн-
-мак-, -мок-

1. Чередующиеся корни, в которых правописание гласной зависит от ударения:

ЗАР-, -ПЛАВ-, -ГОР-, -КЛОН-, -ТВОР-, -ЧИН-, -ЖИМ-, -МИН-, -НИМ-

Тв..рить; нач..нать; заг..рел; з..ря; зан..мать; попл..вок; вспом..нать; наж..мал.

В данных корнях под ударением могут звучать и писаться разные гласные (например зо́рька, за́рево; скло́н, кла́няться и т. д.).

В безударном же положении в них пишутся следующие варианты корней:

Зар-

Плав-

Гор-

Клон-

Твор-

Чин-

Жим-

Ним-

Мин-

Озарить
Плавучий

Исключения:

зоревать;

пловец;

плывуны .

Сгорел
Наклонил
Сотворить

Исключение:

утварь .

Починил Сжимая Внимал Разминал

Тв о рить - безударный корень -ТВОР-.

Нач и нать - безударный корень -ЧИН-.

Заг о рел - безударный корень -ГОР-.

З а ря - безударный корень -ЗАР-.

Зан и мать - безударный корень -НИМ-.

Попл а вок - безударный корень -ПЛАВ-.

Вспом и нать - безударный корень -МИН-.

Наж и мал - безударный корень -ЖИМ-.

2. Корни, в которых правописание гласной зависит от последующей согласной: -СКАК- / -СКОЧ-, -РАСТ- (-РАЩ-) / -РОС-, -ЛАГ- / -ЛОЖ-

Поск..кал; выск..чка; ск..чок; выр..сти; выр..сли; пол..гать; пол..жить.

Скоч-

Скак-

Раст-, -ращ-

Рос-

Лаг-

Лож-

Отскочил

Исключения:

скачок;

я скачу;

скача .

Проскакал

Подрасти

Выращенный

Исключения:

росток;

ростовщик;

Ростов;

Ростислав .

Исключение:

отр а сль.

Располагались

Излагать

Положение

Изложение

Поск а кал - вариант -СКАК-.

выск о чка - вариант -СКОЧ-.

Ск а чок - исключение.

Выр а сти - вариант -РАСТ-.

Выр о сли - вариант -РОС-.

Пол а гать - вариант -ЛАГ-.

Пол о жить - вариант -ЛОЖ-.

3. Корни, в которых правописание гласной зависит от наличия суффикса -а-

3.1. Корни -бер / бир-â; тер / тир-â; пер / пир-â; дер / дир-â; стел / стил-â; блест / блист-â; чет / чит-â; жег / жиг-â; мер / мир-â.

Наст..лать; уп..реться; уд..рал; бл..стающий.

Здесь правописание гласной зависит от суффикса -а- после корня.

Наст и лать - после корня идет суффикс -а-.

Уп е реться - после корня отсутствует суффикс -а-.

Уд и рал - после корня идет суффикс -а-.

Бл и стающий - после корня идет суффикс -а-.

3.2. Корень -КОС- / -КАС-

Прик..сновение; к..снуться; по к..сательной; к..саться.

Прик о сновение

К о снуться - после корня отсутствует суффикс -а-.

По к а сательной - после корня идет суффикс -а-.

К а саться - после корня идет суффикс -а-.

4. Близкие по значению корни, в которых правописание гласной зависит от значения

4.1. Корни -РАВН- и -РОВН-

Выр..внять (дорогу); ср..внить отрезки.

Выр о внять (дорогу) - сделать ее более прямой, гладкой (по значению подходит корень -РОВН-).

Ср а внить отрезки - провести их сопоставление (по значению подходит корень -РАВН-).

4.1. Корни -МАК- / -МОК-

Обм..кнуть в чай; пром..чил ноги; вым..кнуть.

Обм а кнуть в чай - опустить в жидкость.

Пром о чил ноги - пропустить жидкость через одежду.

Вым о кнуть - пропустить жидкость.

Правописание проверяемых согласных в корне

Проверяемые согласные подразделяются на два типа: сомнительные и непроизносимые.

Подру..ка; голлан..ский; чудес..ный; салфе..ка.

Запомним следующие случаи:

блеснуть (хотя блестеть);

лестница (хотя лесенка);

плеснуть (хотя плескаться);

шефствовать (шеф), но шествовать (шедший);

костный (мозг), но косные (воззрения);

вперемешку (перемешать) - вперемежку (перемежаться);

сверстник, но ровесник;

чувствовать, чествовать;

яства, но явственный;

частная (жизнь);

праздник;

сумасшедший.

Подру ж ка - подруженька.

Голлан д ский - Голландия.

Чудесный - чудеса.

Салфе т ка - салфеточка.

Правописание словарных слов

Слова, написание которых не регулируется орфографическим правилом, называются словарными.

С..рень, интелл..генция, во..зал, па..сажир.

Словарные слова также пишутся по орфографической норме. Эта норма установлена не по тому или иному правилу, а специально для данного слова. Она отражена в орфографическом словаре.

Школьный курс предполагает знание определенного минимума словарных слов, которые входят в школьный орфографический словарь. Кроме того, необходимый минимум словарных слов, которые следует запомнить, находится в конце каждого школьного учебника по русскому языку.

CИрень, интеллИгенция, воКзал, паСсажир.

Правило

По общему правилу правописания безударных гласных во всех однокоренных словах в корне пишутся одни и те же гласные.

Проверить безударную букву можно ударением. Для этого нужно подобрать такое однокоренное слово , в котором искомая гласная будет находиться под ударением. Ударную букву хорошо слышно, и у вас не будет никаких сомнений. Если такое слово подобрать невозможно, перед вами - непроверяемая безударная гласная , которую нужно запомнить.

Примеры

Ка ток - ка тит.

Мо ток - намо тка (не проверяем глаголом с -ыва: наматывать).

Пе вец - пе ть.

Пте нец - пте нчик.

Тря стись - тря ска.

История правила

Впервые на гласные в корнях обратил внимание Михаил Ломоносов в Российской грамматике . Но правило им сформулировано не было. Развивая мысль Ломоносова, авторы следующих учебников уже формулируют подобие правила. Вот так:

В общем, писать некоторые слова с безударными гласными не как все считалось "непристойным", но правила еще нет.

Николай Греч уже предлагал проверять безударные гласные ударными в однокоренных словах, но у него также ещё нет единого правила: отдельный абзац он посвящает каждой паре гласных, которые можно спутать.

Но за 100 лет формулировка была отточена.

По поводу правила о безударных гласных не ведётся особых споров. Всем оно понятно, всем нравится. Но именно на это правило допускается большая часть ошибок.

На что обратить внимание

  • Ни в коем случае не проверяйте ударением гласные в корнях с чередованием гласных .
  • Не проверяют ударением слова с полногласием однокоренными с "выпавшей" гласной. Например, в слове золо то пишем буквосочетание ОЛО, хотя есть слово зла то .
  • При установлении написания о или а в неударяемых корнях глаголов не следует принимать в расчёт формы несовершенного вида на -ывать (-ивать) с ударяемым а, например: то птал , потому что то́ пчет (хотя выта́ птывал), мо лчать, мо лчат, потому что мо́ лча (хотя ума́ лчивать).
  • При подборе однокоренного слова помните о лексическом значении корня. Существует много похожих и даже почти одинаковых корней, имеющих разные значения и разные гласные. Например, приме рять одежду (проверяем словом приме рка ), прими рять друзей (проверяем словом ми р ), уми рать и уме реть (чередование мер-мир зависит от суффикса а , нельзя проверять ударением).
На нашем сайте есть специальный курс, который поможет довести подбор проверочных слов до автоматизма. Посмотреть курс

Вот наиболее полный список слов с похожими корнями:

Залезать (лезть) в нору – зализать (лижет) рану

Начал облезать (облез) – облизать (лижет) леденец

Слезать (лезть) с дерева – слизать (лижет) сметану

Запевать (петь) песню – запивать (пить) лекарство

Навевать (веять) грустные мысли – навивать (вить) волосы на плойку

Развеваться (веять) на ветру – развиваться (развитие) по возрасту

Полоскать (полощет) бельё – ласкать (ласка) кошку

Посветить (свет) фонариком – посвятить (свято) стихи даме

Спешите (спешка) на работу – спишите (списывать) в тетрадь

Чистота (чисто) в доме – частота (часто) радиоволн, визитов

Умолять (молит) о помощи – умалять (мал) заслуги

Посидеть (сидя) на скамейке – поседеть (сед) от горя

Увядать (вянет) на жаре – увидать (вид) друга

Примерять (мерка) платье – примирять (мир) врагов – умирать, умереть (мер/мир)

Проредить (редкий) морковь – разрядить (разряд) ружьё

Накалить (накал) железо – наколоть (укол) дрова

Цветущая долина (дол) – далёкий (даль) маяк

Свела (вёл) с ума – свила (вить) гнездо

Она очень мила (мил) – Она мела (мёл) пол

Датировать (дата) документ – дотировать территорию

Прожевать (жёваный) мясо – проживать (жить) в квартире

Подражать старшим - раздражать (дразнит) – дрожать (дрожь) на ветру

Сплотить (плотно) коллектив – заплатить (плата) долг

Скрепить (крепко) листы – скрипеть (скрип) на ветру

Прекращать ремонт – укрощать (кроткий) тигра – сокращать (кратко) дробь

Трепать (трёпка) на ветру – какое-то тряпьё (тряпка)

Вызволять (воля) пленника – взвалить (вал) на себя груз – валять (валяный) шерсть

Старожил (стар) города – сторожил (сторож) склад

Обежать (бег) магазины – обижать (обида) слабых

Газовая плита (плитка) – сплетать (плёл) корзинку

Хвастливый (хвастать) зазнайка – хвостатый (хвост) чёрт

Угадать (загадка) слово – угодить (угода) невесте

Испариться (пар) в воздухе – неоспоримый (спор) аргумент

Кочковатый (кочка) луг – качаться (качка) на качелях – кочевник

Теснить (тесно) соседей – тиснить (тиснуть) на коже

Стесненный (тесно) в средствах - тисненный (тиснуть)золотом

Слепил (лепка) снеговика – слипаться (липкий) вместе

Отварить (варит) картошку – отворить (створка) дверь

Что стряслось (тряска) – трещит (треск) по швам

Бронировать (бронь) билеты – бранить (брань) мужа

Сгребать (грёб) листья – грибной (гриб) суп

Висеть (повис) груша, нельзя скушать – весовой (вес) сахар

Истощиться (тощий) от голода - притащиться (тащит) под вечер, тащить сумку

Косить (косит) траву – кассир (касса) - касаться, прикосновение (кос/кас)

Лучший радист (радио) – моя родня (род)

Пойдём на каток (катит) – котик, коток (кот)

Охранять (охрана) склад – хронология (хронос) событий

Горьковатый (горький) вкус – гористая (горы) местность – горбыль (горб) – горевать (горе) – разгораться, загар (гор/гар)

Приведение (вёл) приговора в исполнение – увидел привидение (вид)

Прядут (прясть) три девицы – придут гости

Обнажённый (наг) натурщик – ножевое (нож) ранение

Наваждение (отвадил) – наводнение (воды)

Постепенно утихать (тихо) – утешать (утеха) ребёнка

В данном пункте остановимся более подробно на тех, что не подвергались анализу.

2.3.1. Правописание безударных гласных в корне

Правило Примеры
1. В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением. Громо здиться - громо́ здкий, вообра жать, обра з - обра́ зчик, раздра жать - дра́ знит, умо лять - мо́ лит, ума лять - ма́л ый.
2. Если под ударением пишется ё , то без ударения в том же слоге пишется е . Чё ркать - че ркнуть, пё стрый - испе щрить, твё рдый - затве рдеть.
3. В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а-ра, ла ; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о-оро, оло . Бра зды - бо ро зда, обла ко - обо ло чка, охла ждение - хо ло д, возгла с - го ло с, огра да - ого ро дить, гла ва - го ло ва, сокра щать - ко ро ткий.
4. Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю). Возра жать, нава ждение, а ромат, па норама, ла би ринт, ло те рея, бе тон, ка стрюля, при ви легия, эти кет.

Обратите внимание!

1) Слово до лина является однокоренным со словом до л ; слово препода ватель - со словом да ть ; слова одо леть, преодо леть - со словом до ля .

2) Имена существительные ка мпания и ко мпания различаются по значению.

Ка мпания - 1. «Совокупность военных операций; война в определённый период» (военная кампания, русско-японская кампания ); 2. «Мероприятия, деятельность» (предвыборная кампания, посевная кампания ).
Ко мпания - 1. «Общество, группа людей, проводящих вместе время» (дружная компания); 2. «Торговое или промышленное предприятие» (ср.: сталелитейная компания ).

3) Гласные о-а в корнях глаголов нельзя проверять при помощи формы несовершенного вида на -ывать (-ивать ), ср.: раско лет - раска лывать, гово рить - разгова ривать .

4) В некоторых заимствованных словах с выделявшимся в прошлом суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные относятся к разным по происхождению суффиксам, ср.:

интелле кт. интелли гент,
аккомпане мент. аккомпани ровать,
лиде р. лиди ровать,
трене р. трени ровать,
абоне мент. абони ровать,
дезинфе кция. дезинфи цировать.

Примечание. Читайте также о способах проверки безударных гласных в корне на странице: Как проверить слова с безударными гласными в корне?

2.3.2. Правописание корней с чередованием гласных

Корни с чередующимися гласными А /О

1. Зависимость от ударения

Корни Правило Примеры Исключения
Гар-/гор- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении пишется о . Зага́ р - заго релый, уго реть, пого релец. Прига рь, изга рь, выга рки.
Клан-/клон- Кла́ няться, покло́н - покло ниться, скло нять, накло нение, скло нение.
Твар-/твор- Тва́ рь, тво́рчество - тво рить, сотво рить, претво рить, притво риться. Утва рь.
Зар-/зор- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении пишется а . За́ рево, зо́ рька - за ря, за рница, оза рять. Зо ревать, зо рянка.
Плав-/плов- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а , о , или ы ), в безударном положении пишется а . Пла́ вать, плы́ ть - пла вучесть, попла вок, жук-пла вунец. Пло вец, пло вчиха;
плы вуны

2. Зависимость от конечных согласных корня

Корни Правило Примеры Исключения
Раст-
Ращ-/рос-
Перед ст и щ пишется а , перед с пишется о . Ра ст и, ра ст ение, выра щ ивать, нара щ ение - выро с ший, заро с ли, поро с ль. а) Ро стов, Ро стислав, ро сток, ро стовщик, выро сток ро стовщический ).
б) отра сль (и производные от них, например: отра слевой ).
Скак-/скоч- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении перед к пишется а , перед ч пишется о . Ска к ать, проска к ать, на ска к у - выско ч ка, заско ч ить, выско ч ить. Ска чу, ска чок, ска чи, вска чь.
Лаг-/лож- Перед г пишется а , перед ж пишется о . Сла г аемое, пола г ать, разла г ать - сло ж ить, поло ж ить, разло ж ить. Поло г .

3. Зависимость от наличия суффикса -а-

4. Зависимость от значения

Корни Правило Примеры Исключения
Мак-/мок- Корень мак- (мач- ) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость».
Корень мок- (моч- ) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым».
Обма кнуть перо в чернила («погрузить»), ма кать хлеб в сметану («погружать») - промо кнуть пятно («пропустить жидкость»), промо кательная бумага («пропускающая жидкость»), смо чить («сделать мокрым»).
Равн-/ровн- Корень равн- пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный».
Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой».
Пора вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ура внение («математическое равенство») - подро внять кусты («сделать ровными»), разро внять песок («сделать ровным, гладким»). Ра внина, поро вну, уро вень, ро весник.

Корни с чередующимися гласными И /Е

Корни Правило Примеры
Бир-/бер-

Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется и , если суффикса нет, то в корне пишется е .

.
Заби ра ть - забе ру.
Жиг-/жег- Выжи га ть - выже гший.
Стил-/стел- Засти ла ть - посте лить.
Блист-/блест- Бли ста ть - бле стеть.
Мир-/мер- Уми ра ть - уме реть.
Тир-/тер- Сти ра ть - сте реть.
Дир-/дер- Разди ра ть - разде рёт.
Пир-/пер- Запи ра ть - запе реть.
Чит-/чет-

Вычи та ть - выче ты. рять, приме рять платье, ме рило.

2) Чередование и /е в корнях пир- /пер- характерно только для слов со значениями «закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперёд, выдавиться» и т.п.

Запи рать - запе реть, отпи рать - отпе реть, выпи рать - выпе реть.

В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и .

Пи р, пи ровать.

Чередование A(Я) /им(ин)

Корни Правило Примеры
Корни с чередованием а(я) /им(ин) Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется им (ин ), если суффикса нет, то в корне пишется а /я . Пожим а ть - пожа ть, нажим а ть - нажа ть, размин а ть - размя ть, поним а ть - поня ть, начин а ть - нача ть, помин а ть - памя ть.

2.3.3. Употребление буквы Э

Как отмечалось (см. п. 1.5), гласная буква е используется, прежде всего, после мягких согласных и в начале слова, после гласных, если обозначает два звука [ j ] + гласный (е да, крае вед ).

В то же время по традиции во многих словах после твёрдых согласных и после гласных (там, где нет звука [ j ] ) также пишется е , а не э .

При выборе гласной следует пользоваться следующими правилами:

Пишется Е Пишется Э
1. В иноязычных словах после согласного, например: кашне, стенд, леди, денди, Мери . 1. После согласных в некоторых иноязычных словах: мэр, сэр, пэр и производных от них (мэрия, пэрство ), в некоторых именах собственных: Бэкон, Бэла, Улан-Удэ .
2. После гласной и , например: диета, реквием, кариес . 2. После гласных (кроме и ) в соответствии с произношением пишется э , например: силуэт, поэзия, дуэт .
3. В словах: проект, проекция, реестр, феерия . 3. В начале слова в соответствии с произношением пишется э (это, экзамен, этаж, экономика ) и в производных от них (отэкзаменовать, сэкономить ).
 Top