Чешский художник альфонс муха и его картины. Альфонс муха и его женщины Чешский художник муха картины

Продолжаю тему великого чешского художника - АЛЬФОНСА МАРИИ МУХИ .
Это третий пост, посвященный жизни и творчеству художника. Не люблю делать ссылок на самого себя в своих постах, поэтому, кому интересно, могут найти предыдущие посты по тэгу "А. Муха" .

С уважением к моим читателям, Сергей Воробьев.

Будь то плакаты, календари, этикетки, упаковки, карты меню, почтовые открытки или пригласительные билеты - очень скоро после начала сотрудничества с Сарой Бернар "стиль Мухи" проникает повсюду.
В то время как Сара Бернар ведет судебный процесс из-за нелегальной продажи афиш "Жисмонды", типография Фердинанда Шампенуа по всем правилам книгопечатания начинает превращать произведения Мухи в звонкую монету. На этот раз с художником заключают эксклюзивный договор с астрономической суммой гонорара - речь идет о 4000 франков в месяц, который должен окупиться для обеих сторон, даже несмотря на то, что впоследствии Муха часто сетует на непосильный объем работ, возлагаемый на него Шампенуа.

В 1896 году появляется первый цикл декоративных панно "ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ ГОДА".

Сквозь год с Альфонсом Мухой.
Слева направо: Весна, Лето, Осень и Зима

С учетом всех вариантов всего будет создано почти пятьдесят серий на эту тему, из которых "Четыре искусства", "Четыре времени суток", "Луна и звезды", "Четыре драгоценных камня" и "Четыре цветка" и сегодня являются одними из самых популярных произведений Альфонса Мухи.

Эти панно имеют вытянутую форму - они узкие и высокие; их печатают как в дешевых вариантах, так и в дорогих, использующих последнее слово полиграфической техники. Они задуманы как настенные украшения, как массовое искусство для каждого, которое "будет прекрасно смотреться и в прихожей, и на лестничной клетке", как пишет, вполне благосклонно, один из художественных критиков.

Шампенуа и его художник попали в самый "нерв". Всего годом раньше торговец художественными изделиями Самюэль Бинг основал в Париже салон "Ар Нуво" . Пока художественного течения с таким названием еще не существует, однако растущий с каждым днем поток произведений этого стиля, ставшего известным под различными именами в разных странах (в России - модерн), начинает подрывать строгий этикет салонного и монументального искусства. Искусство поступает в серийное производство, Belle Époque - Прекрасная эпоха - создает самую большую в истории галерею, состоящую из множества разнообразных предметов обихода.

"ЧЕТЫРЕ ИСКУССТВА" (1898 г.)

Развивающиеся волосы и танцующие листья,
в прозрачности утреннего света,
передающие играющую легкость движений
в панно
"Танец"

Ранние сумерки в панно "Поэзия"

Интимность лунного вечера и жест прислушивания
в панно "Музыка"

Радость дневного света
в панно "Живопись"

Здесь Альфонс Муха находит плодотворное поле деятельности: "Я был рад, что делал искусство не для закрытых салонов, а мог делать искусство для народа. Она было дешевым, его каждый мог себе купить, и оно попадало как в семьи имущих, так и в семьи неимущих".

Панно Мухи идут нарасхват. Шампануа дополнительно печатает около 150 мотивов на почтовых открытках, введенных во Франции как средство корреспонденции в 1873 году, и эти открыта разносят "стиль Мухи" по всему миру.

Один из самых популярных циклов Альфонса Мухи -
"ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ СУТОК" (1899 г.).

Слева направо: "Утреннее пробуждение", "Дневные дела",
"Вечерние мечтания" и "Ночной покой"

"ЛУНА И ЗВЕЗДЫ" (1902 г.)

"ЧЕТЫРЕ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЯ" (1900 г.)

"ЧЕТЫРЕ ЦВЕТКА"

Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha (1860-1939) - выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши, иллюстратор, ювелирный дизайнер. Один из ярчайших представителей стиля модерн. В нашей стране имя художника Альфонса Мухи мало известно. А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», - начала «серебряного» веков... Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) - «стилем Мухи». Или - «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Название пришло из Франции. Да и самого художника в Европе порой считают французом. Но это не так. Слева автопортрет художника.

Максим Мрвица - Claudine



Весна

Зима
Альфонс Мария Муха родился в чешском городке Иванчице, недалеко от Брно, в семье мелкого судебного чиновника. Здание суда, где работал отец художника, стоит до сих пор, и сейчас в нем открыт музей Мухи-младшего. Жива и церковь, на одной из скамеек которой сохранились вырезанные Мухой в детстве инициалы «А.М.» — видимо, Альфонс был не прочь пошалить. Обе постройки расположены на главной площади и немного грустно смотрят друг на друга. Чувствуется грусть и в работах, которые Муха посвятил родному городу. Возможно, причина в том, что где-то здесь родилась его первая юношеская любовь, в память о которой Муха назовет свою дочь Ярославой.

Ярослава, 1925

Мальчик с детства хорошо рисовал и пытался поступить в Пражскую Академию художеств, но безуспешно. После гимназии он работал писарем, пока не нашёл по объявлению работу помощника художника-декоратора в венском «Рингтеатре» и не перебрался в столицу Австро-Венгрии. В Вене по вечерам он посещал курсы рисования и делал первые иллюстрации к народным песням. После того как театр сгорел, Альфонс вынужден был переехать в чешский город Микулов, где писал портреты местных дворян.

Там он познакомился с графом Куэн-Беласи (Khuen von Belassi) — человеком, сыгравшим в его жизни очень важную роль. Муха занимался декорированием графского замка, и аристократ был очарован его работами. В результате Куэн-Беласи стал меценатом молодого художника. Он оплатил Альфонсу два года обучения в Мюнхенской академии изящных искусств.

Девушка в чешском костюме

В 1888 году Муха переехал в Париж и там продолжил образование. Многие в то время стремились в столицу Франции — ведь тогда это был центр нового искусства: Эйфель уже сконструировал трехсотметровую башню, шумели Всемирные выставки, а художники ломали каноны и пропагандировали свободу. Однако финансовые дела графа ухудшились, и Муха остался без средств к существованию. Он долгое время перебивался мелкими заказами, пока в его жизни не появилась Сара Бернар (Sarah Bernhardt, 1844-1923), блистательная французская актриса. Возможно, Муха достиг бы успеха и без нее, но кто знает…

Портрет Milada Cerny

В 1893 году, перед Рождеством, Муха получил заказ на создание афиши к спектаклю «Жисмонда» театра «Ренессанс», которым владела Сара Бернар. Художник изобразил приму, игравшую в спектакле главную роль, на необычном по форме плакате — длинном и узком. Это подчеркнуло ее царственную осанку, распущенные волосы актрисы Муха украсил венком из цветов, в тонкую руку вложил пальмовую ветвь, а взгляду придал томность, создав общее настроение нежности и неги.

Ничего подобного до Мухи никто не делал. До «Жисмонды» у Сары Бернар был всего один достойный внимания плакат, выполненный швейцарским декоратором Грассетом — «Жанна д’Арк». Но плакат «Жисмонда» был гораздо интереснее. Чтобы заполучить его, коллекционеры подкупали расклейщиков или срезали «Жисмонду» ночью с заборов.


Цветы, 1897

Фрукты, 1897

Неудивительно, что актриса пожелала познакомиться с автором и заключила с ним контракт о сотрудничестве. В театре Бернар Альфонс работал шесть лет. «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Лорензачио» — все эти плакатные афиши, изображавшие Бернар, были популярны не меньше «Жисмонды». Он придумывал эскизы театральных костюмов и декораций, оформлял сцену и даже участвовал в режиссуре.

В конце XIX века театр был центром светской жизни, о нем беседовали и спорили в салонах, в театре дамы демонстрировали новые туалеты и драгоценности, а мужчины демонстрировали дам — в общем, театр был пищей для вдохновения и сплетен. И, конечно, Сара Бернар, а в особенности ее личная жизнь, всегда были объектом внимания журналистов и публики. Поводов находилось предостаточно. Бернар вдохновляла поэтов и писателей, в неё влюблялись мужчины голубых кровей.

Оскар Уайльд поэтично называл её «прекрасным созданием с голосом поющих звёзд». Виктор Гюго подарил Бернар бриллиант, символизировавший слезу, которою он не смог сдержать во время спектакля с её участием. Актриса любила подыграть публике. Так, она якобы не знала, кто был отцом её единственного сына, и к негодованию добропорядочных дам называла его «плодом прекрасного недоразумения».

Геральдическое рыцарство

За время шестилетнего сотрудничества между актрисой и Альфонсом возникли тёплые приятельские отношения, о чём свидетельствует их переписка. А любовь? Околдовала ли Муху Сара Бернар так же, как и плеяды многих других мужчин? «Госпожа Сара Бернар как бы создана для изображения удрученного скорбью величия. Все ее движения исполнены благородства и гармонии», — писали критики. Конечно, репортеры не обошли молчанием отношения актрисы с чешским художником, тем более, что его имя было по-своему говорящим: так же звали персонажа комедии Дюма-сына «Мосье Альфонс», живущего за счет любовниц.

Весенняя ночь

Действительно после заключения контракта с Бернар на Муху посыпались заказы, он приобрёл просторную мастерскую, стал желанным гостем в высшем свете, куда нередко являлся в расшитой славянофильской косоворотке, подпоясанной кушаком. У него также появилась возможность устраивать персональные выставки. Некоторые даже рекомендовал ему поменять имя или подписываться своим крёстным именем — Мария.



Поэзия, 1898

Музыка, 1898

Однако Альфонсом в том значении, которое вложил в это имя Дюма, Муха не был. В его переписке с Бернар нет и намека на то, о чем судачили в высшем свете. Скорее, это было покровительство, в чём-то, может быть, сродни покровительству старшей сестры.

Дорогой Муха, — писала Бернар художнику в 1897 году, — просите меня, чтобы я Вас представила обществу. Послушайте, дорогой друг, моего совета: выставляйте свои работы. Я замолвлю за Вас слово… Тонкость линии, оригинальность композиции, удивительный колорит Ваших картин очаруют публику, и после выставки я Вам предвещаю славу. Сжимаю обе Ваши руки в своих, мой дорогой Муха. Сара Бернар.

Девушка с распущенными волосами и тюльпанами, 1920

В год их знакомства Саре было пятьдесят, а Мухе — тридцать четыре. Муха писал, что, конечно, Бернар прекрасна, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». Муха восхищался Бернар как актрисой, даже когда ей было за шестьдесят. В те годы Муха жил в США, а Сара Бернар приезжала в эту страну на гастроли. Они не раз встречались, и об этих встречах Муха непременно писал своей невесте Марии Хитиловой (Marie Chytilová), заверяя, что между ним и Бернар всегда были лишь приятельские отношения.

Женщина с горящей свечой, 1933

Мария Хитилова долгое время была натурщицей Мухи. Ее черты легко угадываются на многих картинах художника. Оснований доверять Мухе гораздо больше, чем газетным сплетням — слишком Муха был благороден, чтобы обманывать свою невесту. Однако Муха не представлял собой и того целомудренного аскета, каким его представил в своей книге Иржи Муха — сын художника. Иржи утверждал, что до знакомства с его матерью Альфонс якобы не знал женщин. Но это не так. Например, Муха прожил целых семь лет с француженкой Бертой де Лаланд.

Саломея

С Хитиловой художник познакомился только в 1903 году — сама Мария Хитилова устроила их встречу. Она была чешкой, закончила среднюю художественную школу в Праге и в двадцать один год уехала в Париж. За кров и стол она жила во французской семье, помогала по хозяйству и заботилась о детях. Впервые Мария увидела Муху в пражском Национальном театре и по-девичьи влюбилась, хотя годилась мэтру в дочери — была младше его на двадцать два года. Девушка попросила своего дядю, историка искусств, рекомендовать её Мухе как соотечественницу и начинающую художницу. К рекомендации она приложила своё письмо с просьбой принять её в тот день и час, когда Альфонсу будет удобно. И Муха пригласил Марию в своё ателье…



Дневной порыв, 1899

Утреннее пробуждение, 1899


Гвоздика, 1898
Лилия, 1898

А вскоре стал называть ее Марушкой и писать нежные письма: Мой ангел, как я благодарен тебе за твоё письмо… В мою душу пришла весна, распустились цветы… Я так счастлив, что готов разрыдаться, петь, обнимать мир.

В своих письмах Муха признавался Марушке, что до неё был влюблён лишь однажды, в шестнадцать лет. Той девушке было пятнадцать, видимо, это её звали Ярославой. Она умерла — туберкулёз уносил в конце девятнадцатого века немало жизней. Её смерть для тонкой и чувствительной натуры Мухи стала трагедией. С той поры Муха, как сам пишет, всю свою горячую любовь обратил к родине и народу нашему. Люблю их, как свою возлюбленную... Всех, кто был у него до Хитиловой, Альфонс называл «чужими женщинами», которые доставляли ему только муки. А он так мечтал «все годы изгнания о сердце чешском, о чешской девушке».

Красный плащ, 1902

Ко времени знакомства с Марией Мухой уже были созданы серии «Цветы», «Сезоны», «Искусство», «Время суток», «Драгоценные камни», «Луна и звёзды» и прочие интересные литографии, которые переиздавались в виде почтовых открыток, игральных карт и расходились мгновенно — все они изображали женщин. Муха много работал с моделями, которых приглашал в свою студию, рисовал и фотографировал их в роскошных драпировках или обнажёнными. Фотографии моделей он снабжал комментариями — «красивые руки», «красивые бёдра», «красивый профиль»… а потом из отобранных «частей» складывал идеальную картинку. Нередко во время рисования Муха закрывал лица моделей платком, чтобы их несовершенство не разрушало идеальный придуманный им образ.

Ярослава и Иржи - дети художника

Но после женитьбы на Марушке в 1906 году художник всё меньше рисовал привычных зрителю полубогинь — по-видимому, реальная женщина заменила собой мираж и воспоминание. Муха с семьей переехал в Прагу, где приступил к созданию «Славянской эпопеи», разработал эскиз витража собора Святого Вита и написал много портретов жены, дочери Ярославы, сына Иржи. Муха умер в 1939 году от пневмонии. Причиной болезни послужили арест и допросы в оккупированной немцами чешской столице: славянофильство живописца было столь известно, что его даже включили в именные списки врагов рейха.

Мадонна с лилиями, 1905

Марушка оставалась с мужем до его последнего вздоха. Она пережила супруга на двадцать лет, пыталась писать о нём мемуары. Любовь, которая была между Мухой и Хитиловой, по-чешски называют «láska jako trám» — то есть очень сильное чувство, дословный перевод: «любовь, как балка».

Из письма Мухи: Как прекрасно и отрадно жить для кого-то, до тебя у меня была только одна святыня — наша родина, а сейчас я поставил алтарь и для тебя, дорогая, молюсь на вас обеих…

Способны ли на подобные слова мужчины двадцать первого века?..

Вокруг Света


Аметист, 1900

Рубин, 1900


Портрет Ярославы (дочери художника), 1930

Пророчица, 1896

Дух весны

Вечерие грезы - Ночной сон, 1898

Плющ, 1901

Судьба, 1920

Zdenka Cerny, 1913


Портрет женщины

Портрет мадам Mucha


Портрет жены, Maruška, 1908

Позолоченный браслет

Сезоны, 1898

Голова византийки. Блондинка, 1897

Утренняя заря

Голова византийки. Брюнетка, 1897

Славяне на своей Земле. 1912

Введение славянской литургии. Фрагмент. 1912

Творчество польского художника первой половины ХХ века, к сожалению, мало известно в наше время. Хотя самобытность и незаурядность его таланта нашли множество поклонников во всем мире. Никто не останется равнодушным, любуясь сериями картин «Цветы», «Времена года», «Славянские девы», «Месяцы», в которых художник воспевает женскую красоту, красу природы и выступает как знаток народных традиций и обрядов.

Биография Альфонса Мухи

Альфонс родился в Моравии в небольшом провинциальном городе Иванчице в 1860 году. Именно конец Х1Х века наложил отпечаток на все его творчество, даже в середине ХХ века он не утратил поэтичности и мечтательности, стараясь в бурное неспокойное время, отобразить в своих произведениях душу народа.

Его отец Онджей, портной по профессии, небогатый человек остался вдовцом с несколькими детьми и вступил во второй брак (скорее всего по расчету) с дочерью зажиточного мельника Амалией, которая впоследствии стала матерью известного художника.

Амалия рано умерла, но Онджей был лучшим из отцов для своего многочисленного семейства и все его дети, даже девочки, что в то время было удивительным, получили среднее образование.

Альфонс до 17 лет учился в Славянской гимназии небольшого польского города Брно, а затем его отец сумел устроить юношу в Академию художеств города Прага. Так Альфонс стал студентом, но нужно сказать, что далеко не лучшим из студентов. Он безбожно прогуливал занятия, в том числе, и закона Божьего, что считалось недопустимым, а получал отличные отметки только по рисованию и пению.

Студент вскоре был отчислен из Академии по причине «всякого отсутствия таланта к художеству» и становится писарем в городском суде Иваничица. Спустя два года, случайно наткнувшись на объявление о вакансии декоратора в Венской фирме, производящей театральный реквизит, он устраивается туда художником по декорациям. Но в 1881 году фирма разоряется, и Альфонс вновь остается не у дел.

Благодаря хлопотам отца, он перебирается в южный город Микулов, где занимается чем придется: немного рисует театральные декорации, занимается миниатюрой, портретами, плакатами и порой за неимением другой работы, малярничает.

И тут художнику повезло: его попросили расписать замок грушованского графа Куэна, где он расписывал потолки в принятом тогда стиле итальянского Ренессанса. После этого его направили к брату графа в замок Гандегг в далекой Тиролии. Здесь он не только расписывал комнаты, но также и написал портрет графини и всего семейства. В свободное время, которое выпадало нечасто, художнику удавалось выбраться на природу, где он жадно рисовал с натуры.

В гости к графу приезжает венский профессор живописи Край, он заинтересовался произведениями молодого художника и убеждает его продолжить образование. Довольный граф выступает меценатом Альфонса и за свой счет отправляет его в Академию художества города Мюнхен. Так, в 1885 году художник продолжил свое профессиональное образование. Через два года он переводится в Академию искусств в Париже, причем сразу на третий курс.

Это лучшее время в его учебе, но оно скоро оканчивается: граф прекратил выплату стипендии, и юноше пришлось рассчитывать только на свои силы. В некоторых мемуарах Альфонс Муха намекает на периоды лишений и невзгод, но уже в 1991 году он устанавливает прочные связи с издателем Арманом Коллином, а также пишет плакаты для спектаклей с участием Сары Бернар. Великой актрисе так понравились работы молодого художника, что она заключает с ним шестилетний контракт на все новые произведения.

Таким образом Альфонс вступает в период достатка и известности: с большим ажиотажем проходят выставки его работ во многих крупных европейских городах и изменчивая Фортуна, наконец постучала в дверь к художнику.

Славянская Эпопея

В наши дни считается, что именно произведения этого цикла и являются самым ценным вложением художника в сокровищницу мирового искусства. Гораздо позже в «Парижский период» Альфонс Муха возродил и приумножил свои удачные находки и подарил нам новые творения.

Любовь к Родине, ее природе, ее истории и ее традициям – неотъемлемая часть работы настоящего художника. Поэтому уже будучи зрелым творцом Альфонс Муха задумывает создать серию картин, посвященных истории славян. Эта идея не родилась в один момент, он долго ее вынашивал, путешествуя по славянским странам, в том числе и по России. Работа над эпопеей, принесшей художнику всемирную известность, длилась 20 лет, и написано было двадцать огромных полотен, отображающих кульминационные моменты истории.

Все произведения художника чрезвычайно оптимистичны – они несут огромный заряд веры в свою страну и ее народ. Всю коллекцию картин он принес в дар любимому городу Праге. В 1963 году, после смерти художника, публика получила доступ к всему собранию полотен и по сей день любоваться удивительным даром настоящего патриота Альфонса Мухи.

Любовь в жизни художника

Именно в Париже Муха встречает свою любовь, свою музу – девушку- чешку Марию Хитилову. В 1906 году они вступают в брак, хотя Мария моложе Альфонса на двадцать лет, но она искренне любит его и восхищается его творчеством.

Для Альфонса же эта юная девушка стала, как он сам говорил, второй любовью после Родины. Вместе с ней он переезжает на жительство а Америку, с которой подписал выгодные контракты на серии работ. Здесь рождаются дети художника, но мечты о далекой родине никогда его не оставляют, и в 1910 году семья Альфонса возвращается в Моравию.

Последний период творчества

В 1928 году после окончания работы над «Славянской эпопеей», Муха работает над созданием официальных банкнот независимой Чехословакии и коллекции марок. Всю свою жизнь художник не уставал учиться новому, искал себя и стремился к самовыражению, все его начинания были «обречены на успех», благодаря самобытному таланту и неустанному труду.

С приходом к власти фашистов и пропаганде расистских теорий, интерес к творчеству Мухи падает. Его объявляют панславянистом, его патриотизм идет вразрез с пропагандой расизма, а картины, воспевающие красоту родной природы, не вписываются в пропаганду насилия и жестокости.

Художник был объявлен врагом Третьего Рейха, и посажен в тюрьму. Хотя его вскоре выпустили, но здоровье его было подорвано, и в 1939 году Альфонс Муха скончался. Перед смертью художник успел издать мемуары, и по завещанию был похоронен в Чехии на Вышеградском кладбище.

Несправедливо забытый

Единственный музей Альфонса Мухи открыт в Праге. По инициативе его детей и внуков был открыт в 1998 году. Именно здесь можно увидеть изменившую жизнь мастера афишу к спектаклю «Жисмонда». В музее хранятся экспонаты, сопровождающие жизнь художника и освещающие его творчество.

Многие выставленные здесь предметы переданы в дар музею семьей художника, из них можно узнать о его личной жизни и характере, привычках и отношениях в семье.

Альфонс Мария Муха (1860-1939) - чешский график, живописец, виртуоз декоративно-прикладного искусства. С его именем связано возникновение нового стиля в искусстве, зародившегося на стыке 19-20 веков. В европейском искусстве этот стиль получил название модерн или ар-нуво.

Отличительной чертой произведений в стиле модерн стал отказ от прямых линий в пользу естественных природных изгибов. Альфонс Муха был признанным мастером новых изысканных форм. Его многогранный талант оказал влияние на многих европейских архитекторов, художников, графиков.

Биография Альфонса Мухи

24 июля 1860 недалеко от Брно, в старом маленьком моравском городке Иванчице родился Альфонс Мария Муха. Мальчик рано начал увлекаться пением и живописью.

После окончания гимназии, отец направил его работы в художественное училище в Праге с просьбой о зачислении. Но в ответ профессора сообщили, что у автора работ недостаточно таланта.

После такой неудачи юноше пришлось работать писарем в местном суде. Но это не помешало Альфонсу придумывать декорации, рисовать афиши и билеты для местного театра. Во многом этот период жизни определил характер его будущего творчества.

Два года спустя, в 1789 году, по объявлению в венской газете, Альфонс Муха устроился в мастерскую «Каутски-Бриоши-Буркхарт », которая занималась изготовлением различной театральной фурнитуры.

В 1881 мастерская была полностью уничтожена во время пожара, и художник вынужден был уехать в маленький чешский городок Микулов. Здесь ему пришлось заняться оформлением родового замка местного графа Куэн-Беласи .

Творчество Альфонса произвело большое впечатление на графа, который предложил молодому художнику помощь и стал его меценатом. В 1885 Альфонс поступил на третий курс Академии художеств в Мюнхене. Отучившись два года, художник принял решение завершить свое художественное образование в Париже.

Альфонс Муха был принят в одну из самых известных художественных школ Франции – Академию Жюльена , а затем в Академию Коларосси . Однако в 1889 он лишается материальной помощи графа Куэна-Беласси и работает простым оформителем, газетным иллюстратором.

В 1894 художнику поступил заказ от театра «Ренессанс ». Требовалась афиша для премьеры спектакля «Жисмонда» с блистательной Сарой Бернар . Выбрав для работы вытянутый горизонтальный формат, добавив цвета и мелких деталей, художник изменил до сих пор существовавший принцип составления афиш.

На Сару Бернар работа неизвестного художника произвела колоссальное впечатление. Великая актриса захотела с ним познакомиться. В результате сотрудничества были созданы работы: «Дама с камелиями », «Медея », «Самаритянка », «Тоска », «Гамлет »


В течение шести лет после этой счастливой встречи, Альфонс Муха в качестве главного декоратора театра «Ренессанс» рисовал афиши, создавал украшения, придумывал костюмы и декорации к этим спектаклям.

В этот период творчества у художника складывается свой характерный узнаваемый стиль.

Смысловым центром горизонтально вытянутого панно служит изображение загадочной незнакомки с пленительной улыбкой на устах в обрамлении замысловатого орнамента, составленного из фрагментов фантастических цветов и растений, символических изображений, изысканных переплетений арабесок.

На волне успеха, в 1897, в парижской галерее «La Bodiniere » успешно прошла первая выставка работ художника. На следующий год в Salon des Cent (Салон Ста) открылась вторая, более крупная. Затем целый ряд выставок прошёл по всей Европе.

В 1898 началось блестящее сотрудничество Альфонса с Жоржем Фуке , сыном предприимчивого парижского ювелира. Результатом совместной работы стала неординарная коллекция ювелирных изделий. Впечатлённый успехом ювелир, заказал Мухе оформление фасада своего дома и разработку интерьера для нового магазина.

Кроме художественного творчества, Альфонс Муха занимался преподавательской и аналитической деятельностью. В 1901 была опубликована его книга «Декоративная документация», которая стала практическим пособием для многих художников.

В ней были собраны образцы всевозможных орнаментов, эскизы мебели, предметов бытового обихода, наброски ювелирных изделий. Большая часть представленных рисунков была позже воплощена в готовых изделиях.

В 1900 в Париже проходила Всемирная выставка, для которой Муха оформил павильон Боснии и Герцеговины. Именно в это время у художника возникает интерес к истории славянских народов, который только усиливается во время путешествия по родным местам. В нём крепнет желание создать цикл патриотических картин в неоклассическом стиле.

К началу XX века Альфонс Муха завоевал репутацию мэтра, к мнению которого с почтением прислушивалась художественная общественность не только Европы, но и Америки, которую он впервые он посетил в 1904. Имя Альфонса Мухи в Америке было хорошо известно.

3 апреля 1904 газета «New York Daily News » напечатала одну из его работ - «Дружба » и статью, посвящённую творчеству художника. В 1906 Альфонс Муха сотрудничал с «German Theatre » в Нью-Йорке: придумывал декорации и проект занавеса, создавал декоративные панно и эскизы костюмов. Четыре года он провёл в США, успешно совмещая занятия живописью и преподаванием.

Вернувшись в Чехию в 1910, художник начал работать над осуществлением своей давней мечты - созданием цикла полотен «Славянская эпопея ». Эта работа заняла почти 18 лет.

В 1913 Альфонс Муха совершил поездку в Россию, побывал в Москве и Санкт-Петербурге. Особые чувства у него вызвало посещение Троице-Сергиевой лавры. Полученные во время поездки впечатления нашли отражение в «русских» полотнах этого цикла.

В 1918 была образована новая республика Чехословакия, и её правительство обратилось к Альфонсу Мухе с просьбой разработать дизайн новых государственных , почтовых марок, государственного герба и бланков правительственных документов. Этот период его творчества отмечен созданием эскиза знаменитого витража в соборе Святого Вита в Пражском Граде.

Заключительное полотно из цикла «Славянская эпопея» было написано в 1928, и художник передал в дар чешскому народу 20 произведений, поэтизировавших историю славянских народов. Эти произведения вызвали у зрителей меньший интерес, чем его ранние работы в стиле модерн, хотя для самого Альфонса Мухи работа над этим грандиозным замыслом была основным смыслом его творческой жизни.

В 1939, после оккупации Чехословакии, художник был арестован нацистами. В тюрьме 14 июля 1939 Альфонс Муха умер и был похоронен на вышеградском кладбище в Праге. В 1998 в столице Чехии в честь знаменитого чешского художника был открыт музей.

Творчество и работы Альфонса Мухи

Живопись Альфонса Мухи, за исключением эпических полотен «Славянская эпопея», немногочисленна и практически неизвестна широкой публике. В основном это камерная жанровая и портретная живопись:

  • «Женщина в красном », 1902
  • «Мадонна в лилиях », 1920
  • «Зимняя ночь », 1920
  • «Портрет Ярославы », 1930
  • «Женщина с горящей свечой », 1933

Цикл работ «Славянская эпопея»

Над живописным циклом «Славянская эпопея» Альфонс Муха работал с 1910 по 1928. 20 грандиозных полотен были переданы в дар Праге. Художник считал работу над этим циклом главным делом своей жизни. Часть картин из цикла:

Литографии, афиши и плакаты

Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. С её помощью он достигал неповторимой игры фактур усиливающей художественную выразительность произведений, известных сегодня всему миру. Техника литографии позволяет тиражирование, при этом каждый оттиск сохраняет свою художественную оригинальность. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин.

  • Афиши к спектаклям театра «Ренессанс», 1894-1900
  • » 1897
  • », серия 1896
  • », серия 1898
  • », серия 1900
  • », 1911

Ювелирные украшения

Создавая афиши для спектаклей, где блистала Сара Бернар, Альфонс Муха изображал на них необычные ювелирные украшения. В поиске новых форм, он изучал историю, фольклор.

Эти невиданные украшения привлекли внимание Жоржа Фуке, парижского ювелира. В результате счастливого сотрудничества двух талантливых художников на свет появились абсолютно новаторские произведения ювелирного искусства.

Самое известное произведение ювелирного искусства, созданное по эскизу Мухи в 1899 – «Роза руки », золотой браслет в виде змеи, украшенный россыпью драгоценных камней. Впервые эскиз этого браслета появился на афише к спектаклю «Медея »

Примечательно, что хотя Альфонс Муха по праву считается признанным мастером модерна, сам художник не признавал своей близости этому искусству. Он был категорически против того, чтобы его запомнили только по великолепным декоративным произведениям.

Работая над «Славянской эпопеей», он надеялся донести до сознания людей свою духовную составляющую, патриотизм, обеспокоенность будущим своего народа. Однако в истории искусств Альфонс Муха навсегда остался мастером совершенных форм.

Музей Альфонса Мухи в Праге

В 1998 в историческом центре Праги, в великолепном барочном дворце Кауницкого , построенного в 1720, был открыт музей, посвящённый творчеству всемирно известного и любимого чешского художника Альфонса Мухи.

В собрании музея представлено более 100 произведений. Живописные работы, рисунки, пастели, литографии, фотографии, личные вещи. Особое внимание уделено произведениям наиболее известного, парижского периода творчества художника. В музее работает сувенирная лавка.

Стоимость посещения музея:

  • 180 крон — взрослые
  • 120 крон — дети, студенты и пожилых людей старше 65 лет
  • 490 крон — семейный билет (2 взрослых, 2 детей)

Адрес музея: Prague 1, Panská 7. Расположение на карте Праги:

Телефон: +420 221-451-333

Официальный сайт музея: www.mucha.cz

Расписание работы: ежедневно с 10:00 до 18:00


Альфонс Муха сделал поистине неоценимый вклад в развитие культуры своей родины и Чехия благодарна за все его творения.

Альфонс Мария Муха родился в чешском городке Иванчице, недалеко от Брно,
в семье мелкого судебного чиновника. Здание суда, где работал отец художника, стоит до сих пор,
и сейчас в нем открыт музей Мухи-младшего.

Мальчик с детства хорошо рисовал и пытался поступить в Пражскую Академию художеств,но безуспешно.
После гимназии он работал писарем, пока не нашёл по объявлению работу помощника
художника-декоратора в венском «Рингтеатре» и не перебрался в столицу Австро-Венгрии.
В Вене по вечерам он посещал курсы рисования и делал первые иллюстрации
к народным песням. После того как театр сгорел, Альфонс вынужден был переехать в
чешский город Микулов, где писал портреты местных дворян.
Там он познакомился с графом Куэн-Беласи -человеком, сыгравшим в его жизни очень важную роль.
Муха занимался декорированием графского замка, и аристократ был очарован его работами.
В результате Куэн-Беласи стал меценатом молодого художника.
Он оплатил Альфонсу два года обучения в Мюнхенской академии изящных искусств.
В 1888 году Муха переехал в Париж и там продолжил образование.
Многие в то время стремились в столицу Франции — ведь тогда это был центр нового искусства:
Эйфель уже сконструировал трехсотметровую башню, шумели Всемирные выставки, а художники ломали
каноны и пропагандировали свободу. Однако финансовые дела графа ухудшились,
и Муха остался без средств к существованию.
В Париже Альфонс Муха впервые занялся оформительством, установил связи с издательствами,
начал создавать обложки и иллюстрации. Писал он маслом,
а его живопись переводили на язык ксилографии.
Он долгое время перебивался мелкими заказами, пока в его жизни не появилась Сара Бернар -
блистательная французская актриса.
Возможно, Муха достиг бы успеха и без нее, но кто знает…

Сара Бернар

Сара Бернар

Сара Бернар на плакате Мухи к спектаклю «Жисмонда».

В 1893 году, перед Рождеством, Муха получил заказ на создание афиши к спектаклю «Жисмонда»
театра «Ренессанс», которым владела Сара Бернар.
Художник изобразил приму, игравшую в спектакле главную роль, на необычном по форме плакате —
длинном и узком. Это подчеркнуло ее царственную осанку, распущенные волосы актрисы Муха
украсил венком из цветов, в тонкую руку вложил пальмовую ветвь, а взгляду придал томность,
создав общее настроение нежности и неги. Ничего подобного до Мухи никто не делал.
Чтобы заполучить плакат, коллекционеры подкупали расклейщиков или срезали «Жисмонду» ночью с заборов.
Неудивительно, что актриса пожелала познакомиться с автором и заключила с ним контракт о сотрудничестве.
В театре Бернар Альфонс работал шесть лет. «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка»,
«Лорензачио» — все эти плакатные афиши, изображавшие Бернар, были популярны не меньше «Жисмонды».


Дама с камелиями

Самаритянка


Гамлет

Он придумывал эскизы театральных костюмов и декораций, оформлял сцену и даже участвовал в режиссуре.
В конце XIX века театр был центром светской жизни, о нем беседовали и
спорили в салонах, в театре дамы демонстрировали новые туалеты и
драгоценности, а мужчины демонстрировали дам —
в общем театр был пищей для вдохновения и сплетен.


Драгоценные камни

Аметист

Изумруд

В том же стиле Арт Нуво художником создавались и красочные графические серии:
«Времена года», 1896,"Времена суток", 1899, "Цветы», 1897, «Месяцы», 1899, «Звезды», 1900,
которые и до нашего времени широко тиражируются в виде арт-постеров.

Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались


моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках,
игральных картах. Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов,
дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера.
К художнику пришёл успех.


Поэзия

Живопись

Музыка

Чуть позднее Муха стал также сотрудничать с известным в то время
ювелиром Жоржем Фуке, который создавал по эскизам художника ювелирные
изделия. Украшения «в стиле Мухи» популярны до сих пор.
В тот же период Муха разработал множество упаковок, этикеток и
рекламных иллюстраций для товаров и продуктов самого разного рода —
начиная от дорогого шампанского Moet & Chandon и заканчивая
туалетным мылом.


Клеопатра

Голова византийки Блондинка

Эти две композиции, на одной из которых изображён профиль блондинки, а на другой — брюнетки,
являются одними из самых выразительных произведений Альфонса Мухи. Кроме искусно запечатлённых лиц
и богатства нюансов цвета, их очарование кроется в роскошных и фантастических головных уборах,
вызывающих в воображении исчезнувшее великолепие византийской культуры.

Голова византийки Брюнетка

За время шестилетнего сотрудничества между актрисой и Альфонсом Мухой
возникли тёплые приятельские отношения, о чём свидетельствует их
переписка. А любовь? Околдовала ли Муху Сара Бернар так же, как и
плеяды многих других мужчин? Конечно,репортеры не обошли молчанием
отношения актрисы с чешским художником, тем более, что его имя было
по-своему говорящим: так же звали персонажа комедии Дюма-сына
«Мосье Альфонс», живущего за счет любовниц.
Некоторые даже рекомендовал ему поменять имя или подписываться своим крёстным именем — Мария.
Однако Альфонсом в том значении, которое вложил в это имя Дюма, Муха не был.
В его переписке с Бернар нет и намека на то, о чем судачили в высшем свете.


Зодиак

Мечтательность

Действительно после заключения контракта с Бернар на Муху посыпались заказы,
он приобрёл просторную мастерскую, стал желанным гостем в высшем свете, куда нередко являлся
в расшитой славянофильской косоворотке, подпоясанной кушаком.

А. Муха Автопортреты

У него также появилась возможность устраивать персональные выставки.
В феврале 1897 года в Париже, в крохотном помещении частной галереи
«La Bordiniere», открывается его первая выставка — 448 рисунков, плакатов и
эскизов. Она пользовалась невероятным успехом, и вскоре жители Вены,
Праги и Лондона получили возможность увидеть все это тоже.

Aльфонс Муха был певцом женской красоты. Женщины на
его литографиях привлекательны и, как сказали бы сейчас, сексуальны.
«Les Femmes Muchas» («ле фам Мюша», «женщины Мухи») —
томные, пышные и грациозные.
Сложное сплетение складок одежды, локонов, цветов, узоров.
Безупречная композиция, совершенство линий и гармония цвета.
Чешского художника Альфонса Муху, как и многих других художников его времени,
пронзила стрела нового искусства. Интересно то, что вкусы художника потребовали от него даже
новых технических решений в области литографии. Ар-нуво, или модерн, охватил Европу с
начала 1880-х, и только Первая мировая война вернула к прозе жизни
любителей прекрасного.


Плющ

Чертополох

А тогда рушились академические нормы, громко спорили искусствоведы,в моду
входили восточные мотивы. Живописцы отказывались от прямых линий,
на полотнах цвели фантастические лилии, нарциссы и орхидеи,
порхали бабочки и стрекозы. Художники ар-нуво верили в возможность достижения
гармонии с природой, простоту и умеренность, противопоставляя их викторианской роскоши.
Выраженные в искусстве, эти добродетели должны были способствовать гармонизации
отношений между людьми — ведь красота представлялась теперь не чем-то отвлеченным,
красота стала синонимом истины.
И, конечно, фраза князя Мышкина «Красота спасет мир» была начертана на знаменах сторонников всего нового.


Цветы

Одним из первых теоретиков ар-нуво был английский живописец и искусствовед Джон Рескин.
Его идеи быстро подхватили британские художники-прерафаэлиты, следовавшие
традициям флорентийских мастеров раннего Возрождения («прерафаэлиты», то-есть «до Рафаэля»).
В их братстве состояли Джон Уильям Уотерхауз, Джон Эверетт Милле, Данте Габриэль Россетти …
те, кем сейчас гордится Англия. Кисть прерафаэлитов создала новый женский образ
la femme fatale («ля фам фаталь», «роковой женщины») — таинственный, мистический и прекрасный.
Музами художников были Прозерпина, Психея, Офелия, Леди из Шалотт —
жертвы трагической или неразделённой любви. А вдохновение живописцы черпали из своей бурной
личной жизни. Именно эти образы и очаровали Альфонса Муху.

Гвоздика


Принцесса Гиацинт


Луна

Созданные им серии «Сезоны», «Искусство», «Драгоценные камни», «Луна и звёзды» и
прочие интересные литографии, которые переиздавались в виде почтовых открыток,
игральных карт и расходились мгновенно — все они изображали женщин.
Муха много работал с моделями, которых приглашал в свою студию, рисовал и фотографировал их
в роскошных драпировках. Фотографии моделей он снабжал комментариями —
«красивые руки», «красивые бёдра», «красивый профиль»…
а потом из отобранных «частей» складывал идеальную картинку.
Нередко во время рисования Муха закрывал лица моделей платком, чтобы их
несовершенство не разрушало идеальный придуманный им образ.


Натура

На рубеже веков Альфонс Муха стал настоящим мэтром, к которому внимательно
прислушивались в кругах художественной общественности.
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли "стилем Мухи".
Поэтому закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника
«Декоративная документация».
Это наглядное руководство для художников, на страницах которого
воспроизведены разнообразные орнаментальные узоры, шрифты, рисунки
мебели, различной утвари, столовых наборов, ювелирных изделий, часов, гребней, брошей.
Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём.

В 1906 году Альфонс Муха уезжает в Америку, чтобы заработать деньги,
необходимые для осуществления мечты всей его творческой жизни:
создания картин во славу своей Родины и всего славянства.
В этом же году он женится на своей ученице Марии Хитиловой, которую он страстно любил и
которая была моложе его на 22 года.

Мэтр Муха среди женских образов серии «Четыре сезона».
Изображение на стене ювелирного бутика в городе Остин, Техас.

О монументальных исторических полотнах Альфонса Мухи знают немногие,
а вот его «женскими коллекциями» мир восхищается до сих пор,
хотя сам художник считал только эти полотна главным делом своей жизни..
В 1910 году он возвращается в Прагу и все свои силы сосредотачивает
на “Славянской эпопее”. Этот монументальный цикл был передан им в дар
чешскому народу и городу Праге, но не имел успеха у критики.

В это же время он разработал эскиз витража собора Святого Вита в Праге
(чествование святых Кирилла и Мефодия)
и написал много портретов жены, двух дочерей, сына Иржи.
После провозглашения в 1918 г. республики, Мухе было поручено изготовление первых чехословацких
почтовых марок, денежных знаков и государственного герба.

Панно из цикла "Славянская эпопея"

Весной 1913 года Альфонс Муха отправился в Россию, чтобы собрать материалы для будущих картин цикла.
Художник побывал в Санкт--Петербурге и в Москве, где посетил Третьяковскую галерею.
Особенно сильное впечатление на него произвела Троице-Сергиева Лавра.
Выбор года путешествия в Россию был не случаен. В 1913 году отмечалось трёхсотлетие дома Романовых.

Отче наш

И еще одна очень важная сторона жизни этого великого поклонника женской красоты
(достаточно взглянуть на его поэтичные женские портреты).
Его личная, семейная жизнь. На фоне многих влюбленностей Муха всегда был
счастлив любовью к единственной. В 1906 году, уже сорокашестилетним,
прославленным, он женился в Париже на своей юной ученице и
соотечественнице Марии Шитиловой. Она была и оставалась до конца жизни
его любимой Музой, его моделью. Была младше художника на 22 года. И
обожала его. Искренне и бескорыстно. Ибо к моменту их брака его долги
были гораздо больше его состояния. Однако они оба знали: «деньги - вещь
наживная» - и при неровных, нерегулярных достатках родили и вырастили сына и
двух дочерей - рыжеволосых красавиц, так похожих лицом и статью на
ослепительную мать. Потом он рисовал и их, дочерей,и в
поющих линиях их фигур, в их чертах находил все ее же, свою обожаемую
Марию, ибо до последнего часа не хотел и не мог избавиться от ее чар.


Дочери

Дочь Ярослава


Художница

Юная девушка в моравском костюме


Женщина с горящей свечой

Муха умер в 1939 году от пневмонии. Причиной болезни послужили арест и допросы
в оккупированной немцами чешской столице: славянофильство живописца было столь известно,
что его даже включили в именные списки врагов рейха.


Судьба

Творчеству Альфонса Мухи посвящены музей в Праге,
экспозиция цикла «Славянская эпопея» в Моравски-Крумлове и выставка о ранних годах его жизни
в отреставрированном здании быв. суда в Иванчице.
Произведения Мухи входят в коллекции многих видных музеев и галерей мира.
В настоящее время разрабатываются планы строительства в пражском парке Стромовка,
недалеко от бывшего выставочного комплекса, специального здания для экспонирования «Славянской эпопеи».


Top