И. С

В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость, да молодой задор.

Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца.

Решился все косить - валяй и себя по ногам!

Коли может женщина получасовую беседу поддержать, это уж знак хороший.

Прошедшего не воротишь...

Удивительное дело, как человек еще верит в слова.

Нечего мешкать; мешкают одни дураки да умники.

С тех пор как я здесь, я препакостно себя чувствую, точно начитался писем Гоголя к калужской губернаторше.

А что касается до времени - отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня.

Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения. Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки.

Старая шутка смерть, а каждому внове.

Тебе не для чего горячиться, мне ведь это совершенно все равно. Романтик сказал бы: я чувствую, что наши дороги начинают расходиться, а я просто говорю, что мы друг другу приелись.

Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о самом себе.

Нас не так мало, как вы полагаете.

Порядочный химик в двадцать раз лучше всякого поэта.

Летучие рыбы некоторое время могут подержаться в воздухе, но вскоре должны шлепнуться в воду.

Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.

Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр.

Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина, не самец.

Может быть, точно, всякий человек - загадка.

Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!

В чемодане оказалось пустое место, и я кладу в него сено; так и в жизненном нашем чемодане: чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было.

Человек все в состоянии понять - и как трепещет эфир и что на солнце происходит; а как человек может иначе сморкаться, чем он сам, этого он понять не в состоянии.

Кто злится на свою боль - тот непременно ее победит.

Настоящий человек - не тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть.

Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат.

Всякий человек сам себя воспитать должен, - ну хоть как я, например…

Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои.

Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет.

Цитаты Кирсанова Павла Петровича

«Мы, люди старого века, полагаем, что без принсипов... шагу ступить, дохнуть нельзя».

Личность, милостивый государь, - вот главное; человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё строится.

Он [русский народ] свято чтит предания, он - патриархальный, он не может жить без веры.

Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты.

Мне пришла мысль в голову; отчего её не высказать?

Либо я глуп, либо это всё вздор.

Мы друг друга понять не можем; я, по крайней мере, не имею чести вас понимать.

Цитаты Кирсанова Аркадия

Надо бы так устроить жизнь, чтобы каждый день был значительным.

Кленовый лист, когда падает на землю, похож на бабочку, и это странно - потому что самое сухое и мёртвое схоже с самым весёлым и живым.

Наблюдательный Базаров, живя в деревне Кирсановых, а затем у своих родителей, чаще начал встречаться с мужиками. На них он обратил внимание в Марьине. Заинтересовал его крестьянин, гнавший спутанных лошадей в утро перед дуэлью. В деревне у отца Евгений имел возможность чаще общаться с народом. С одной стороны, из сел к Василию Ивановичу привозили больных, и этих людей, несомненно, видел Базаров. С другой, он, как беспокойная и деятельная натура, сам уходил в деревню и лично знакомился с крепостными.

Базаров, конечно, знал, что передовые люди видели в народе главную историческую силу. «Ну, — говорил Базаров, обращаясь к мужику,- излагай мне свои воззрения на жизнь, братец: ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории, — вы нам дадите и язык настоящий и законы». Нельзя не видеть в самой постановке вопроса иронического отношения Евгения к мужику. Крестьянин либо молчал и не отвечал на него, либо говорил весьма неохотно, только для того, чтобы что-нибудь сказать: «А мы могим … тоже, потому значит … какой положен у нас, примерно предел». Не удовлетворяясь подобным «ответом», Евгений, нисколько не меняя тона беседы, шел далее. «Ты мне растолкуй, что такое есть ваш мир?.. — спрашивал он, — и тот ли это самый мир, что на трех рыбах стоит?». И крестьянин «растолковывал» его: «Это, батюшка, земля стоит на трех рыбах … а против нашего, то есть, миру, известно, господская воля; потому вы наши отцы. А чем строже барин взыщет, тем милее мужику».

Диалог этот весьма примечательный и имеет глубокий смысл. Заканчивается он авторским замечанием о том, что Базаров однажды, после разговора с крестьянином, «презрительно пожал плечами и отвернулся». Он не только не услышал живой народной мудрости, но почувствовал какую-то патриархальную дичь, возмутившую его.

Базаров не понял своего собеседника. Но разве только такие мужики, с которыми он говорил, представляли суть народной жизни? К сожалению, других типов крестьян, подобных тем, которых изображал Некрасов, в романе Тургенева мы не находим. Правда, Тургенев отмечал, что мужики разговаривали с Базаровым, как с барином, с трепетом, робостью и волнением, как школьник перед строгим и требовательным учителем. Между собой же они говорили по-иному, запросто, обнаруживая здравый ум.

Так, на вопрос соседа-крестьянина «О чем толковал? .. О недоимке, что ль?», — мужик весьма спокойно, с небрежной суровостью, но деловито отвечал: «Какое о недоимке, братец ты мой! .. так, болтал кое-что; язык почесать захотелось. Известно, барин; разве он что понимает?». В представлении этих крестьян ученый Базаров оказался «чем-то вроде шута горохового».

Замечательным даром видеть и чувствовать происходящее в русской общественной жизни обладал И. С. Тургенев. Свое понимание назревающего главного общественного конфликта 60-х годов XIX века, конфликта между либералами-аристократами и революционными демократами, писатель отразил в романе "Отцы и дети". Тургенев показал социальный конфликт между дворянами-либералами и разночинцами-демократами, носителями которого в романе стали нигилист Базаров и дворянин Павел Петрович Кирсанов.

Насколько они противоположны друг другу, показывает подробное описание внешности героев. "Изящный и породистый" облик Павла Петровича, его точеные, классические черты лица, белоснежные накрахмаленные воротнички, "красивая рука с длинными розовыми ногтями" обличают в нем богатого изнеженного дворянина-аристократа. В портрете же Базарова автор настойчиво подчеркивает такие детали, как "широкий лоб", "крупные выпуклости просторного черепа", которые говорят о том, что перед нами человек умственного труда, представитель разночинной, трудовой интеллигенции. Внешность героев, их одежда и манера поведения сразу вызывают сильную взаимную неприязнь, определяющую их дальнейшие отношения. Значит, при первом знакомстве с ними бросается в глаза их противоположность, тем более что автор настойчиво противопоставляет "плебейские манеры" Базарова изысканному аристократизму Павла Петровича.

Основной принцип построения романа - антитеза; и это видно уже из названия романа, в котором как бы противопоставляются два поколения: старшее и младшее. Но в самом романе конфликт носит не возрастной, а идейный характер, т. е. это не конфликт двух поколений, а конфликт двух мировоззрений. Как антиподы воспринимаются в романе Евгений Базаров (выразитель идеи демократов-разночинцев) и Павел Петрович Кирсанов (главный защитник мировоззрения и образа жизни либерального дворянства). Столкновения и споры, составляющие основу сюжета романа, позволяют понять сущность их взглядов.

Но нельзя не заметить и сходства между ними. И Базаров, и Кирсанов - две умные, сильные и волевые личности, которые не поддаются чужому влиянию, а, наоборот, умеют подчинить себе других. Павел Петрович явно подавляет своего кроткого, добродушного брата. А Аркадий находится в сильной зависимости у своего друга, воспринимая все его высказывания как непреложную истину. Павел Петрович горд и самолюбив, называя аналогичные черты своего противника "сатанинской гордостью". Что же все-таки разделяет этих героев? Конечно, их совершенно разные взгляды, различное отношение к окружающим людям, народу, дворянству, науке, искусству, любви, семье, всему государственному укладу современной русской жизни.

Эти разногласия отчетливо проявляются в их спорах, которые затрагивают многие социальные, экономические, философские, культурные вопросы, волнующие русское общество в начале 60-х годов XIX века. Но обращает на себя внимание особый характер споров Кирсанова с Базаровым, их пристрастие к отвлеченным, общим предметам, таким, например, как авторитеты и принципы. Если Павел Петрович утверждает незыблемость авторитетов, то Базаров не признает этого, считая, что всякая истина должна подвергаться проверке сомнением. Во взглядах Павла Петровича проявляется его консерватизм, благоговение перед старыми авторитетами. Сословная барская спесь не позволяет ему воспринимать новые общественные явления, относиться к ним с пониманием. Все новое он принимает в штыки, твердо отстаивая устоявшиеся жизненные принципы. Если бы Кирсанов по-отечески мудро относился к молодому поколению, прощая ему максимализм и заносчивость, то, возможно, он смог бы понять и оценить Базарова. Но и герой-разночинец отнюдь не по-сыновнему относится к старшему поколению, с гордым презрением отрицая все культурные и нравственные ценности прошлого. Он смеется, видя Николая Петровича, играющего на виолончели, раздражается, когда Аркадий, по его мнению, "говорит красиво". Он не понимает деликатной вежливости Николая Петровича и барского высокомерия его брата.

Культ преклонения перед красотой, искусством, любовью, природой царит в тихом "дворянском гнезде" Кирсановых. Красивые изысканные фразы лишены конкретных значимых дел. А нигилист Базаров жаждет настоящей гигантской деятельности, разрушающей ненавистный ему уклад жизни. Слишком далеко зайдя в своем отрицании, никаких созидательных целей герой перед собой не ставит. Вспомним его парадоксальные афоризмы: "Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта", "Рафаэль гроша медного не стоит" и т.д. Вообще возникает ощущение, что Базаров произносит эти фразы в полемическом задоре, чтобы шокировать своего противника. Кроме того, Евгений слишком резко нападает на поэзию, музыку, любовь. Это заставляет нас усомниться в искренности его отрицания. Создается впечатление, что Базаров пытается убедить, прежде всего, самого себя в том, что искусство, чувства - это чепуха, "романтизм9. Он как бы пытается убить в себе и способность любить, и умение чувствовать красоту и поэзию. В правильности такого предположения убеждает нас финал романа, повествующий о безвременной случайной смерти этой могучей, недюжинной натуры. Именно здесь мы видим настоящего Базарова, в котором уже нет раздражающей самоуверенности и развязности, резкости и категоричности суждений. Он прост и человечен перед лицом надвигающейся смерти. Герой не скрывает больше свой "романтизм9, трогательно прощаясь с любимой женщиной, заботясь об осиротевших стариках-родителях, думая о загадочной России, переосмысливая свое отношение к жизни. В этом последнем испытании Базаров обретает цельность и стойкость духа, помогающие ему встретить смерть достойно.

Громадный потенциал этой могучей, неординарной натуры остался без применения. Базаровский нигилизм узок и ограничен, поэтому он не дал ему возможности совершить что-то значительное, оставившее след в истории. Живут в своем замкнутом мире любви, поэзии, музыки, красоты и Кирсановы, отгородившись от социальных проблем окружающей действительности. Жизнь их нельзя назвать состоявшейся. Трагический разлад в романе Тургенева между поколениями, отказывающимися понять друг друга, - главная идея романа.

События, описанные в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети", происходят в середине девятнадцатого века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ. Название произведения наводит на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос - взаимоотношения поколений. В некоторой степени это справедливо. Но основное внимание автора обращено на конфликт разных мировоззрений - либералов и революционеров-демократов, называемых нигилистами. Тургенев пытается осмыслить мировоззрение нового человека, разночинца по происхождению, демократа по политическим взглядам.

На противопоставлении взглядов разночинца и дворянина построен сюжет романа. Среди героев наиболее активными представителями непримиримых мировоззрений являются Евгений Базаров и "аристократ до мозга костей" Павел Кирсанов.

Павел Петрович был типичным представителем своей эпохи и среды. Он следовал "принсипам9 везде и во всем, продолжая даже в деревне жить так, как он жил всю жизнь. Он сохранил свои привычки неизменными, хотя с практической точки зрения это было неудобно. А для нигилиста Базарова это было просто смешно.

Павлу Петровичу лет сорок пять, он всегда выбрит, ходит в строгом английском костюме, воротничок его рубашки всегда бел и накрахмален. Лицо Павла Петровича правильное и чистое, но желчное. "Весь облик Павла Петровича, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после двадцатых годов".

И по внешности, и по убеждениям Павел Петрович аристократ. Правда, как пишет Писарев, "убеждений у него, по правде сказать, не имеется, но зато есть привычки, которыми он очень дорожит" и "по привычке доказывает в спорах необходимость "принсипов9.

В чем же заключаются эти "принсипы9? Во-первых, это взгляд на государственное устройство. Сам дворянин и аристократ, он придерживается тех же взглядов, что и большинство дворян того времени. Павел Петрович поддерживает установившиеся порядки, он монархист. Павел Петрович не переносит инакомыслия и яростно защищает доктрины, которым "постоянно противоречили его поступки". Он любит порассуждать о русских крестьянах, но при встрече с ними "морщится и нюхает одеколон". Кирсанов толкует о России, о "русской идее", но употребляет при этом огромное количество иностранных слов. Он с пафосом говорит об общественном благе, о служении отечеству, но сам сидит сложа руки, удовлетворившись сытой и спокойной жизнью.

Видя, что не может победить нигилиста в споре, не может поколебать его нравственные устои, вернее, отсутствие их, Кирсанов прибегает к последнему средству решения конфликтов - дуэли. Евгений принимает вызов, хотя считает это выходкой полоумного "аристократишки9. Они стреляются, и Евгений ранит Кирсанова. Решить их проблемы дуэль не помогла.

С помощью сатирического изображения автор подчеркивает нелепость поведения Павла Петровича, потому что смешно и бессмысленно полагать, будто бы можно силой заставить молодое поколение думать так же, как поколение "отцов9. Базаров и Кирсанов расстаются, придерживаясь каждый своего мнения. Базарову удалось лишь нарушить душевное равновесие Павла Петровича.

Для молодых нигилизм - определенная политическая и жизненная позиция. Но они воспринимают ее как модное поветрие (Ситников, Кукшина, Аркадий). Отрицать все: авторитеты, науку, искусство, опыт предыдущих поколений и ни к чему не прислушиваться. Все они повзрослеют, обзаведутся семьями и будут вспоминать о своих убеждениях, как об ошибках юности. А пока они только опошляют идеи, которые "проповедует9 Базаров.

В романе есть только один настоящий нигилист, который отдает отчет своим мыслям, своим убеждениям. Это Базаров. Он интересуется естественными науками и собирается продолжить дело отца, уездного лекаря. По убеждениям он нигилист и насмехается над "принсипами9 Павла Петровича, считая их ненужными и просто смешными. Базаров находит, что лучшее - отрицать, и он отрицает. На восклицание Павла Петровича: "Но надобно же и строить!" - он отвечает: "Это уже не наше дело". Евгений язвительно относится к романтикам, но, оставшись один, осознает романтика в себе.

Жизнь жестоко подшутила над Базаровым. Не верящий в любовь, он полюбил, а его любовь отвергли. Рассматривая альбом Саксонской Швейцарии, Базаров говорит Одинцовой: "Вы не предполагаете во мне художественного смысла - да во мне действительно его нет. но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической". Базаров пытается развенчать бездейственные "принсипы9, не принимает иллюзорную мечтательность. Но вместе с тем он отказывается от великих достижений культуры ("Рафаэль гроша медного не стоит"), утилитарно воспринимает природу. Базарову не было суждено прожить долго. Он умирает со словами: "Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?" Таков трагический итог жизни Евгения.

Отношение автора к своим героям непростое. Критики отмечали, что, желая наказать детей, Тургенев высек отцов. Но главное, что ему замечательно удалось показать смену отживающих форм сознания новыми, трагичность положения людей, первыми произносящих слово: "Вперед!9

Кто такой Базаров? Отношение к народу Базарова

Иваном Сергеевичем Тургеневым роман "Отцы и дети" был написан в сложное для нашей страны время - в 1861 году. Действие произведения происходит в 1855-1861 гг. В те времена закончилась война с Турцией, которую Россия проиграла, а на смену умершему правителю Николаю I пришел Александр II.

Рассмотрим в этой статье отношение к русскому народу Базарова. Ведь посредством данного героя затрагивается проблема крепостничества, тяжелого положения русского мужика.

Картины жизни деревни

Главный персонаж романа - разночинец Базаров. Отношение к народу этого героя - важнейшая тема произведения. Начинается повествование невеселыми картинами жизни предреформенной деревни. Обращение к природе неслучайно. Всюду читатель встречает запустение и разруху, бесхозяйственность и нищету. Даже Аркадий Кирсанов признает, что преобразования в деревне просто необходимы. Речь здесь идет о произошедшей в 1861 году реформе, которая, по сути, ничего не изменила в положении крестьян.

Происхождение Базарова

Ближе всего к крестьянству из всех героев романа - Евгений Базаров. Отношение к народу этого персонажа во многом определяет его происхождение. На протяжении произведения он не раз подчеркивает, что он разночинец, называет себя лекарским сыном, лекарем. В разговоре с Павлом Петровичем Кирсановым Евгений Базаров отвечает с гордостью, что его дед пахал землю, поэтому мужик, скорее, в нем, нежели в Павле, признает соотечественника. Кирсанов, говорит Евгений, не умеет даже разговаривать с крестьянами. Однако умеет ли это делать сам Базаров? Отношение к народу (цитаты из текста лишь подтверждают это) у этого героя тоже не было простым.

Но Евгений прав. Павел Петрович действительно не только не может общаться со своими мужиками, но и управлять ими.

Максим Горький о Базарове

Как писал Максим Горький, в отношениях Евгения к русскому народу следует заметить прежде всего отсутствие всякой "сладости", "вычурности". Крестьянам это нравится, и поэтому Евгения так любит прислуга и ребятишки, несмотря на то что тот не задаривает их деньгами и подарками. Мужики видят в нем умного и простого человека, но в то же время Евгений для них чужой, ведь он не знает потребностей крестьянства, быта, опасений и надежд, верований, понятий и предрассудков.

Отношение к главному герою крестьян

Базарова в доме Кирсановых действительно любят. К нему все привыкли, "слуги также привязались", хоть он и подтрунивал над ними. Дуняша охотно хихикала с Базаровым и посматривала на него значительно, искоса, даже Петр - и тот "ухмылялся и светлел", стоило юноше обратить на него внимание. Мальчишки бегали за Евгением, "как собачонки".

Как ведет себя с крестьянами Евгений Базаров?

Не умиление, а лишь гнев вызывает положение крестьян в Базарове. Герой этот трезво оценивает народ, его силы: он видит суеверие, необразованность, недовольство и забитость. В отличие от Павла Петровича, называющего с умилением народ набожным, патриархальным, но нюхающего одеколон при разговоре с ним, Евгений не держит в общении с крестьянами дистанции. Братья Кирсановы, помещики, неспособны вести хозяйство, не умеют наладить в своем имении дела. Хозяйство их скрипело, трещало, "как немазаное колесо".

Отношение к крестьянам Петра Петровича

Речь героев как свидетельство связи с русским народом

Речь героев служит ярким свидетельством их связи с народом. Так, Павел Петрович использует множество иностранных слов, произнося их на свой манер ("эфтим", "принсипы"), намеренно их искажая. Речь Евгения характеризует меткость, простота, точность выражений, множество поговорок и пословиц ("туда и дорога", "песенка спета" и др.).

Неоднозначность восприятия Базарова крестьянами

Базаров искренне хочет помочь крестьянам. Ему хочется "хоть ругать их", но "возиться" с мужиками. Но Евгений все же не вполне понимает потребности этого слоя населения, доказательством чего является сцена разговора Евгения с мужиком, произошедшая в имении отца, после которой крестьянин так о нем отозвался "так, болтал кое-что". Автор отмечает, что Базаров, умевший говорить с мужиками, даже и не подозревал, что в глазах последних был "чем-то вроде шута горохового". Особое отношение Базарова к народу все же не помогает ему до конца понять крестьян.

Как мы видим, Евгений одинок. В семье Кирсановых его не понимают, отвергает и возлюбленная Одинцова, с родителями герою неинтересно, к этому добавляется и отсечение его от народа. Почему же это произошло, в чем причина одиночества Базарова? Этот человек - один из представителей типа раннего разночинца-революционера, а новому поколению всегда трудно прокладывать путь, потому что его ничего не освещает, приходится идти наугад.

Сознание народных масс еще не доросло до понимания революционной идеи нигилистов-разночинцев, и в финале произведения сам Евгений это понимает. Он говорит, умирая, что не нужен России.

Базаров: отношение к народу

Цитаты из произведения, приведенные выше, доказывают, что взаимоотношения Базарова с крестьянами были отнюдь не однозначными. Иван Сергеевич Тургенев, однако, видит главную причину обреченности героя не в умении найти подход к мужику. Она на самом деле в том, что у того нет никакой положительной программы, он лишь отрицает, поэтому еще одна важнейшая причина одиночества - внутренний конфликт, который переживает Базаров. Отношение к народу у этого героя, таким образом, трагично - он видит нужды крестьян, но не может ничего изменить. Но даже перед лицом смерти Евгений остается таким, как был: не боящимся быть слабым, сомневающимся, умеющим любить, возвышенным, и в этом заключается его уникальность и притягательность.

Способность к настоящей любви Тургенев всегда считал важнейшим критерием оценки человека. Автор показывает, что и здесь этот персонаж выше уездных аристократов, в том числе и своей возлюбленной - эгоистичной и душевно холодной Одинцовой.

Таким образом, следует сказать, что тему крепостничества поднимает в произведении именно главный герой - Базаров. Отношение к народу этого персонажа следующее: он хоть уважал и любил русского человека, хотел для него лучшей доли, но не верил в душе в народные силы и, что важнее, был чужд народу, не понимал его.

Тургенев посвятил свое произведение памяти Виссариона Григорьевича Белинского (годы жизни - 1811-1848), великого русского разночинца. Отношение Базарова к народу в романе "Отцы и дети" - это не отношение отдельного человека. В тексте отразилось дыхание эпохи. Автор воспроизводит положение нашей страны накануне реформы, а также изображает нового человека, который в столкновении с обреченным на гибель старым миром доказывает торжество над аристократией демократизма. Отношение Базарова к народу типично для нарождающегося в то время слоя разночинцев-нигилистов.

Сюжет и проблематика произведения не теряют своей актуальности, о чем говорит целый ряд фильмов, снятых по роману "Отцы и дети". С начала 20-го века самых известных русских экранизаций насчитывается 6, первая из которых датируется 1915 годом (режиссер - Вячеслав Висковский), а последняя вышла совсем недавно - в 2008-м (режиссер - Авдотья Смирнова). Отношение Базарова к народу, цитаты из текста и другую информацию можно найти в каждом из них.

Внимание, только СЕГОДНЯ!
  1. Новое!

    Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" был написан в 1861 году - в том время, когда менялись вековые устои России. Одной из тем произведения является вечная тема любви. В романе мы видим яркие любовные истории: историю любви Павла петровича...

  2. Философские взгляды Базарова и их испытания жизнью В романе И.С. Тургенева « Отцы и дети» изображена Россия конца пятидесятых годов девятнадцатого века, время, когда демократическое движение только-только набирает силу. И в результате этого возникает...

    Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» как нельзя лучше раскрывает умение писателя угадывать «новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание». Носителем этих идей в романе выступает демократ-разночинец Евгений Базаров. Оппонентом героя...

    Павел Петрович Кирсанов, человек с «щегольски-сухой» душой. Сын боевого генерала 1812 г., он окончил Пажеский корпус, и его ожидала блестящая военная карьера. Неудачная любовь к женщине с «загадочным взглядом», княгине Р., перевернула всю его жизнь....

  3. Новое!

    «Он в своих произведениях обыкновенно обращал внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество»,- так писал о Тургеневе Добролюбов, характеризуя необыкновенную способность писателя откликаться на «злобу дня». Именно...

  4. В своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев, помимо прочих тем, поднимает и тему, если можно так выразиться, ложного ученичества. С первых страниц произведения мы знакомимся с двумя “добрыми приятелями”, как называет себя с Базаровым Аркадий Кирсанов....

Иваном Сергеевичем Тургеневым роман "Отцы и дети" был написан в сложное для нашей страны время - в 1861 году. Действие произведения происходит в 1855-1861 гг. В те времена закончилась война с Турцией, которую Россия проиграла, а на смену умершему правителю Николаю I пришел Александр II.

Рассмотрим в этой статье отношение к русскому народу Базарова. Ведь посредством данного героя затрагивается проблема крепостничества, тяжелого положения русского мужика.

Картины жизни деревни

Главный персонаж романа - разночинец Базаров. Отношение к народу этого героя - важнейшая тема произведения. Начинается повествование невеселыми картинами жизни предреформенной деревни. Обращение к природе неслучайно. Всюду читатель встречает запустение и разруху, бесхозяйственность и нищету. Даже Аркадий Кирсанов признает, что преобразования в деревне просто необходимы. Речь здесь идет о произошедшей в 1861 году реформе, которая, по сути, ничего не изменила в положении крестьян.

Происхождение Базарова

Ближе всего к крестьянству из всех героев романа - Евгений Базаров. Отношение к народу этого персонажа во многом определяет его происхождение. На протяжении произведения он не раз подчеркивает, что он разночинец, называет себя лекарским сыном, лекарем. В разговоре с Павлом Петровичем Кирсановым Евгений Базаров отвечает с гордостью, что его дед пахал землю, поэтому мужик, скорее, в нем, нежели в Павле, признает соотечественника. Кирсанов, говорит Евгений, не умеет даже разговаривать с крестьянами. Однако умеет ли это делать сам Базаров? Отношение к народу (цитаты из текста лишь подтверждают это) у этого героя тоже не было простым.

Но Евгений прав. Павел Петрович действительно не только не может общаться со своими мужиками, но и управлять ими.

Максим Горький о Базарове

Как писал Максим Горький, в отношениях Евгения к русскому народу следует заметить прежде всего отсутствие всякой "сладости", "вычурности". Крестьянам это нравится, и поэтому Евгения так любит прислуга и ребятишки, несмотря на то что тот не задаривает их деньгами и подарками. Мужики видят в нем умного и простого человека, но в то же время Евгений для них чужой, ведь он не знает потребностей крестьянства, быта, опасений и надежд, верований, понятий и предрассудков.

Отношение к главному герою крестьян

Базарова в доме Кирсановых действительно любят. К нему все привыкли, "слуги также привязались", хоть он и подтрунивал над ними. Дуняша охотно хихикала с Базаровым и посматривала на него значительно, искоса, даже Петр - и тот "ухмылялся и светлел", стоило юноше обратить на него внимание. Мальчишки бегали за Евгением, "как собачонки".

Как ведет себя с крестьянами Евгений Базаров?

Не умиление, а лишь гнев вызывает положение крестьян в Базарове. Герой этот трезво оценивает народ, его силы: он видит суеверие, необразованность, недовольство и забитость. В отличие от Павла Петровича, называющего с умилением народ набожным, патриархальным, но нюхающего одеколон при разговоре с ним, Евгений не держит в общении с крестьянами дистанции. Братья Кирсановы, помещики, неспособны вести хозяйство, не умеют наладить в своем имении дела. Хозяйство их скрипело, трещало, "как немазаное колесо".

Отношение к крестьянам Петра Петровича

Речь героев как свидетельство связи с русским народом

Речь героев служит ярким свидетельством их связи с народом. Так, Павел Петрович использует множество иностранных слов, произнося их на свой манер ("эфтим", "принсипы"), намеренно их искажая. Речь Евгения характеризует меткость, простота, точность выражений, множество поговорок и пословиц ("туда и дорога", "песенка спета" и др.).

Неоднозначность восприятия Базарова крестьянами

Базаров искренне хочет помочь крестьянам. Ему хочется "хоть ругать их", но "возиться" с мужиками. Но Евгений все же не вполне понимает потребности этого слоя населения, доказательством чего является сцена разговора Евгения с мужиком, произошедшая в имении отца, после которой крестьянин так о нем отозвался "так, болтал кое-что". Автор отмечает, что Базаров, умевший говорить с мужиками, даже и не подозревал, что в глазах последних был "чем-то вроде шута горохового". Особое отношение Базарова к народу все же не помогает ему до конца понять крестьян.

Одиночество Евгения

Как мы видим, Евгений одинок. В семье Кирсановых его не понимают, отвергает и возлюбленная Одинцова, с родителями герою неинтересно, к этому добавляется и отсечение его от народа. Почему же это произошло, в чем причина одиночества Базарова? Этот человек - один из представителей типа раннего разночинца-революционера, а новому поколению всегда трудно прокладывать путь, потому что его ничего не освещает, приходится идти наугад.

Сознание народных масс еще не доросло до понимания революционной идеи нигилистов-разночинцев, и в финале произведения сам Евгений это понимает. Он говорит, умирая, что не нужен России.

Базаров: отношение к народу

Цитаты из произведения, приведенные выше, доказывают, что взаимоотношения Базарова с крестьянами были отнюдь не однозначными. Иван Сергеевич Тургенев, однако, видит главную причину обреченности героя не в умении найти подход к мужику. Она на самом деле в том, что у того нет никакой положительной программы, он лишь отрицает, поэтому еще одна важнейшая причина одиночества - внутренний конфликт, который переживает Базаров. Отношение к народу у этого героя, таким образом, трагично - он видит нужды крестьян, но не может ничего изменить. Но даже перед лицом смерти Евгений остается таким, как был: не боящимся быть слабым, сомневающимся, умеющим любить, возвышенным, и в этом заключается его уникальность и притягательность.

Способность к любви

Способность к настоящей любви Тургенев всегда считал важнейшим критерием оценки человека. Автор показывает, что и здесь этот персонаж выше уездных аристократов, в том числе и своей возлюбленной - эгоистичной и душевно холодной Одинцовой.

Заключение

Таким образом, следует сказать, что тему крепостничества поднимает в произведении именно главный герой - Базаров. Отношение к народу этого персонажа следующее: он хоть уважал и любил русского человека, хотел для него лучшей доли, но не верил в душе в народные силы и, что важнее, был чужд народу, не понимал его.

Тургенев посвятил свое произведение памяти Виссариона Григорьевича Белинского (годы жизни - 1811-1848), великого русского разночинца. Отношение Базарова к народу в романе "Отцы и дети" - это не отношение отдельного человека. В тексте отразилось дыхание эпохи. Автор воспроизводит положение нашей страны накануне реформы, а также изображает нового человека, который в столкновении с обреченным на гибель старым миром доказывает торжество над аристократией демократизма. Отношение Базарова к народу типично для нарождающегося в то время слоя разночинцев-нигилистов.

Сюжет и проблематика произведения не теряют своей актуальности, о чем говорит целый ряд фильмов, снятых по роману "Отцы и дети". С начала 20-го века самых известных русских экранизаций насчитывается 6, первая из которых датируется 1915 годом (режиссер - Вячеслав Висковский), а последняя вышла совсем недавно - в 2008-м (режиссер - Отношение Базарова к народу, цитаты из текста и другую информацию можно найти в каждом из них.


Top