Какого размера были палеолитические венеры. Венеры палеолита

>> Палеолитические Венеры

Палеолитические Венеры

Для всеобъемлющего представления о Венере, обычно мысленно переносятся во времена античности и видят цветущую женственность Венеры Милосской, пленяющую мужское воображение богиню любви и красоты, выходящую из пены морской небожительницу Сандро Боттичелли. А что, если отправить воображение на тридцать или тридцать пять тысяч лет назад? Верхний палеолит - ранний каменный век - подарил человечеству изображение самой древней Венеры, богини истинной, чудо и предназначение которой - продолжение жизни.

Венеры палеолита или палеолитические Венеры - это обобщающий термин для доисторических фигурок, рельефов и статуэток женщин, в основе изображения которых есть много общих признаков. Традиционного современного эротизма в древних статуэтках нет, но есть восхищение и преклонение перед женщиной-матерью, женщиной-богиней, женщиной-началом жизни. Венеры палеолита - это всегда тучные, чаще всего беременные женщины, с обвисшей грудью, молоком которой вскормлено очень много детей, с огромными бедрами, обеспечивающими легкие роды. Всем органам женского тела, которые отвечают за процесс деторождения, уделено особое внимание, остальное - волосы, улыбка, глаза, длинные ноги - совершенно не интересовали доисторического художника.

Статуэтки распространены по всей территории Евразии, от Байкала до Пиренеев. Материал фигурок - кость, бивни мамонта, мягкий камень, поддающийся обработке примитивными орудиями первых скульпторов: известняк, кальцит, стеатит. Кстати, первая керамическая статуэтка в истории человечества - это палеолитическая Венера, найденная в Чехии. На данный момент археологи располагают сотней фигурок Венер высотой от 4-х до 25-ти сантиметров, самыми известными из которых являются:

Венера из Холе-Фельс, 35-40 тыс. лет, Германия, бивень мамонта;

Вестоницкая Венера, 27-31 тыс. лет, Чехия, керамика;

Венера Виллендорфская, 24-26 тыс. лет, Австрия, известняк;

Венера из Леспюг, 23 тыс. лет, Франция, слоновая кость;

Венера Мальтинская, 23 тыс. лет, Россия, бивень мамонта;

Венера Брассемпуйская, 22 тыс. лет, Франция, слоновая кость;

Венера Костенковская, 21 тыс. лет, Россия, известняк;

Венера Лоссельская, 20 тыс. лет, Франция, известняк.

Фигурки в большинстве принадлежат к археологической граветтской культуре, также встречаются как более ранние образцы культуры ориньякской (35 тысяч лет назад, Венера из Холе-Фельс), так и более поздние статуэтки периода мадленской культуры.

Многими учеными были предприняты попытки создать классификацию находок. В научном мире наименее спорной считается классификация Генри Дельпорта, в основе которой лежит географический принцип:

Пиренейско-аквитанская группа (Венера Леспюгская, Лоссельская и Брассемпуйская);

Средиземноморская группа (Венера с острова Мальта);

Рейнско-дунайская группа (Венера Виллендорфская и Венера из Вестониц);

Среднерусская группа (Костенки, Зарайск, Гагарино);

Сибирская группа (Венера Мальтинская, Венера из Бурети).

Есть две, пожалуй, самые загадочные из палеолитических Венер, то есть фигурки, создание которых рукой человека не доказано. Большинство исследователей утверждают, что антропоморфные черты обе фигурки приобрели природным путем. Все дело в возрасте находок, если классическим Венерам каменного века максимум 40 тысяч лет, то Венере из Тан-Тана от 300 до 500 тысяч лет, а Венере из Берехат-Рама

230 тысяч лет. Материал спорных фигурок кварцит и туф, мягкие породы камней, в значительной степени подверженные эрозии.

Первая Венера была обнаружена во Франции в 1864 году. Маркиз де Вирбе представил общественности свою находку, окрестив ее "Венера распутная" (Venus impudique ). Статуэтка маркиза де Вирбе относится ко времени мадленской археологической культуры. Это небольшая женская фигурка грубой работы без головы, рук и ног, мастер уделил внимание лишь женским половым признакам: четкий надрез на месте вагинального отверстия и большая грудь. В 1894 году, и снова во Франции, на территории пещерного жилища людей каменного века Эдуард Пьетт обнаружил первую из знаменитых палеолитических антропоморфных женских фигурок - Венеру Брассемпуйскую. Венера Виллендорфская пролежала 26 тысяч лет на берегу Дуная, пока не была извлечена из отложений лесса в 1908 году. На данный момент последней значимой находкой является Венера из Холе-Фельс, плюс - она еще и древнейшая из обнаруженных статуэток, самый первый образец фигуративного искусства.

Почему ученые называют доисторические статуэтки "Венерами"? Если в научных кругах существуют разногласия в датировке, предназначении и способе обработки материала при создании фигурок, то относительно символики мнение едино: женская статуэтка раннего каменного века - это воплощение идеала красоты того времени, следовательно, обобщенное название было дано в честь богини красоты. Попытки интерпретировать значение и возможное использование древних статуэток основывается на предположениях, на личных догадках археологов, на тех или иных представлениях ученых о мироздании, но нет самого основного при любом доказательстве - нет фактов. Случай распространенный практически для всех артефактов доисторического времени, и непреложная истина в том, что подлинное культурное значение предметов останется навсегда загадкой и никогда не выйдет за рамки чьих-то домыслов, предположений или стереотипов. Самыми правдоподобными считаются следующие версии о предназначении палеолитических Венер: символ плодородия, как женского, так и сельскохозяйственного; изображение Матери-Богини или любого другого женского божества; защитный женский талисман; порнографическое изображение. Найденных в захоронениях подобных статуэток единицы. Единственное, что можно утверждать с уверенностью: фигурки не могли нести практического применения и не являлись орудием для добычи средств к существованию. Распространенные места находок - это открытые поселения или пещеры.

Объединяющий фактор для Венер каменного века - это художественные характеристики. Наиболее распространенный тип представляет собой ромбовидную фигурку с широкой средней частью - это бедра, ягодицы и живот, и суженными верхней и нижней частями - голова и ноги. У статуэток чаще всего отсутствуют ноги и руки. Голова маленькая, без деталей.

Классические, признанные всеми Венеры относятся к двум культурам верхнего палеолита: граветтской и солютрейской - это самые тучные фигурки, ко времени мадленской культуры статуэтки становятся грациознее, обретают лицо, детали тела приобретают четкие линии, заметно увеличивается художественное мастерство. Известно использование охры при создании фигурок - это Венера Виллендорфская и Венера Лоссельская. Однозначно, покрытие охрой несет сакральную символику (кровь при менструации или при рождении), прослеживается связь с неким религиозным ритуальным действом.

Среди сотни женских фигурок верхнего палеолита, каждая из которых заслуженно претендует на уникальность, все же существует самая уникальная - Венера Вестоницкая, она заставила научный мир кардинально пересмотреть представления о жизни древнего человека. Нашли "богиню каменного века" в Чехии, 13 июля 1925 года на месте древнего очага археологи Эммануэль Даниа и Йозеф Сеидл. Участники экспедиции не сразу поняли, какое сокровище держат в руках и что будет значить для истории их небольшая находка. На первый взгляд это было уже известное женское изображение: пышная грудь, широкие бедра и круглый живот. Только когда были заботливо счищены все "наносы времени" , стало ясно - скромные чешские историки в один миг стали знаменитыми, богиня Венера явила свою доброту и в который раз удивила человечество подарком. Венера Вестоницкая - самая древняя керамическая статуэтка с вкраплениями органического материала. Неоспоримое доказательство того, что примерно 26-29 тысяч лет назад люди умели обжигать глину, до 1925 года даже самые смелые умы не могли предположить подобного. В 2004 году было проведено томографическое исследование статуэтки, и снова сенсация - оказывается, на фигурке есть отпечаток пальца десятилетнего ребенка, оставленный перед обжигом. Принадлежит Венера из Верхних Вестониц граветтской археологической культуре.

Предмет длиной в 11 сантиметров, в каком-то роде переворачивающий археологическую науку с ног на голову. В настоящее время Венера Вестоницкая выставлена в музее чешского города Брно.

Венера Виллендорфская считается, как сказали бы сейчас, эталоном красоты эпохи палеолита. Небольшая фигурка, изображающая полнотелую женщину, была найдена в Австрии в 1908 году. Возраст Венеры, как предполагают ученые, составляет 24-25 тысяч лет. Это один из самых древних предметов культуры из когда-либо найденных на Земле.

Палеолитические красавицы

Подобные статуэтки археологи начали обнаруживать с середины позапрошлого столетия. Все они изображают женщин с объемными формами и датируются верхним палеолитом. Территория, на которой делались подобные находки, достаточно обширна: от Пиренеев до Сибири. Все статуэтки (общее число их — несколько сотен) объединяются сегодня названием «палеолитические Венеры». Первоначально имя древнеримской богини красоты использовалось в шутку: фигурки слишком сильно отличались от принятых канонов изображения женского тела. Однако оно закрепилось и используется сегодня повсеместно.

Характерные черты

Венера Виллендорфская и аналогичные статуэтки обладают рядом параметров, позволяющих объединить их в одну категорию предметов искусства. Это пышные формы, небольшая голова, выраженные половые признаки, частое отсутствие или незначительная проработка рук и ног. У многих статуэток ромбовидный силуэт. Самая объемная часть фигуры — живот и ягодицы. Ноги и голова значительно меньше, как бы образуют вершины ромба.

Среди исследователей ведутся споры о том, является ли такое строение изображением реальных форм тела, встречающихся у некоторых народов Африки (стеатопигия), или же это элемент культа плодородия.

Венера Виллендорфская: описание

Одна из палеолитических статуэток была обнаружена недалеко от города Виллендорф в Австрии. В 1908 году здесь на месте бывшего кирпичного завода велись раскопки, а теперь стоит небольшой памятник в виде увеличенной копии найденной фигурки.

Венера Виллендорфская размер имеет совсем небольшой — всего 11 см. Она представляет собой обнаженную женщину с чрезмерно увеличенной грудью, и объемным животом. Голова Венеры, по сравнению с туловищем, довольно мала и не имеет прорисованных черт лица, зато ее украшают тщательно проработанные древним мастером косы. Руки женщины располагаются на огромной груди и также отличаются небольшим размером, ступни ног отсутствуют.

Возраст

Сегодня можно встретить утверждения, что Венера Виллендорфская — это самое древнее из найденных изображений женщин. Однако дело обстоит несколько иначе. Венера Виллендорфская, по подсчетам ученых, была создана примерно 24-25 тысяч лет назад. Безусловно, возраст немалый. Однако существуют и более древние статуэтки: Венера из Холе-Фельс (35-40 тысяч лет), Венера Вестоницкая (27-30 тысяч лет).

Кроме того, в конце прошлого столетия были обнаружены две фигурки, чье происхождение пока непонятно. Если будет доказано, что их сотворили руки человека, а не эрозия и выветривание, то Венера из Тан-Тана и Венера из Берехат-Рама станут самыми древними статуэтками (300-500 и 230 тыс. лет соответственно), изображающими женщину.

Материал

Венера Виллендорфская изготовлена из оолитового пористого известняка. Интересно, что подобный материал не встречается в местности, где нашли статуэтку. Некоторое время происхождение Венеры оставалось загадкой для исследователей. Приоткрыть завесу тайны смогли сотрудники Музея естественной истории в Вене, где фигурка хранится и сегодня. Вероятно, известняк был добыт недалеко от чешского города Брно, что почти в 140 км от Виллендорфа. Здесь расположена Странская Скала, известняковый массив которой по составу очень близок материалу Венеры. Остается неизвестным, была ли фигурка изготовлена у города Брно или у Виллендорфа, куда доставили материал.

Еще один интересный момент — статуэтка изначально была покрыта Этот факт говорит в пользу предположения о ритуальном предназначении фигурки. Чаще всего охрой покрывали культовые предметы.

Безликая

Отсутствие какой бы то ни было проработки черт лица также свидетельствует в пользу этой версии. В древности считалось, что лицо — внешнее выражение личности. Лишенные же его фигурки воплощают нечто большее, чем просто людей. Вероятно, Венера Виллендорфская и аналогичные ей статуэтки были ритуальными предметами культа плодородия, прославляющего деторождение, плодовитость, обильность. Увеличенные живот и ягодицы могли символизировать также опору и безопасность.

Нельзя забывать и о том, что в далекие времена наших предков пища доставалась нелегким трудом, а голод был нередким событием. Поэтому женщины с пышными формами считались сытыми, здоровыми и богатыми, способными родить крепких и выносливых детей.

Возможно, палеолитические Венеры были воплощением Богини или же использовались как талисманы, притягивающие удачу, символы плодородия, устойчивости, безопасности и продолжения жизни. Точного ответа о предназначении фигурок, скорее всего, ученые никогда не узнают, поскольку слишком большое количество времени прошло с момента их появления и слишком мало осталось свидетельств той эпохи.

Современное отношение

Люди, которые видят впервые Венеру из Виллендорфа, реагируют на нее по-разному. У кого-то она вызывает неподдельное восхищение как символ свободы от существующих сегодня стереотипов женской красоты (кукла Барби, 90-60-90 и так далее). Иногда Венеру называют даже символом женской сокровенной сути. Кто-то при виде фигурки откровенно пугается образа из-за его непривычности. Словом, как и в случае с большинством ценнейших произведений искусства, Венера Виллендорфская, стиль построения которой присущ всем палеолитическим статуэткам, вызывает самые противоречивые эмоции.

Для некоторых современных художников она является источником вдохновения. Одним из результатов творческой переработки образа стала так называемая Венера Виллендорфская 21 века — статуя высотой 4,5 метра, работа одной из выпускниц Академии художеств в Риге. Как и прототип, она получила неоднозначную реакцию критиков и простой публики.

Бесспорным остается тот факт, что Венера из Виллендорфа — одно из древнейших произведений искусства, свидетель давно ушедшей эпохи. Она помогает проникнуть на миг в далекое прошлое, осознать, сколь изменчивы нормы и идеалы красоты, как глубоко уходят корни привычной нам сегодня культуры. Как все странное и необычное на фоне устоявшегося образа жизни и мышления, она призывает посмотреть на себя и историю немного с другого ракурса, усомниться в истинности убеждений и догматов, впустить творческое вдохновение и избавиться от умершего и закостенелого.

«Палеолитические Венеры»

Еще одним кругом верхнепалеолитических находок, имеющих значение, выходящее за пределы этой обыденной посюсторонней жизни, являются многочисленные фигурки, рельефы и рисунки женщин. Разумеется, и этот сюжет был сначала истолкован вполне материалистично, как проявление эротических наклонностей древнего человека. Но, надо сознаться, эротизма в большинстве этих изображений немного. Фигурки палеолитических «венер», относящиеся большей частью к Ориньяку и в Мадлене исчезающие, показывают, что интерес к женщине тридцать тысяч лет назад весьма отличался от нынешнего. Лицо, руки и ноги проработаны в этих фигурках очень слабо. Подчас вся голова состоит из одной пышной прически, но вот все что имеет отношение к рождению и кормлению ребенка -- все это не просто тщательно прописано, но, как кажется, преувеличено. Огромный зад, бедра, беременный живот, отвисшие груди. Палеолитическая Венера -- это не грациозное создание, пленяющее воображение современного мужчины, и не цветущая женственность луврской Афродиты, но многорожавшая мать. Таковы наиболее известные «венеры» из Виллендорфа (Австрия), Ментоны (Итальянская Ривьера), Леспюжю (Франция).

Женские фигурки из камня и кости, безликие, но с подчеркнутыми признаками женского, рождающего естества, были очень широко распространены в верхнем палеолите всей Северной Евразии. Почти безусловно они отражали возрождающую к печной жизни материнскую утробу земли. Вестоницкие «венеры» особенно интересны тем, что сделаны из глины и обожжены. Это чуть ли не первые и истории человечества образцы терракоты (25 500 лот назад).

Палеолитические «венеры» Ориньякского времени:

  • а) из Виллендорфа, Австрия. Высота 11 см. Известняк;
  • б) из Сапиньяно, Италия. Высота 22,5 см. Серпентин;
  • в) из Леспюжю, Франция. Высота 14,7 см. Кость мамонта;
  • г) из Дольних Вестониц, Чехия. Терракота

руке массивный рог, очень напоминающий роги изобилия, но, скорее всего это -- знак присутствия Бога-Зубра.

И не то чтобы палеолитический художник просто не умел или не желал изображать женскую красоту. На нескольких памятниках мы можем видеть, что он в принципе прекрасно это делал -- головка из слоновой кости (Брассемпуй), рельеф в пещере Ля Мадлен, открытый в 1952 году. Но фигурки и изображения «венер» отнюдь но ставили целью прославить совершенство женской красоты.

Находки, сделанные на Украине К. Поликарповичем, проясняют смысл странных статуэток. В святилище на Десне кроме черепов и бивней мамонта, кроме ревунов им была найдена и женская фигурка из слоновой кости типа «венер». Она раньше была прикреплена к чему-то и являлась частью заупокойного святилища.

Крупные копытные животные, зубры, мамонты, олени, быки становятся в верхнем палеолите почти универсальным образом Небесного Бога. Они, носители мужского «семейного» начала, дают жизнь, которую принимает и вынашивает в своей утробе «Мать-Земля». Не эта ли мысль направляла резец верхнепалеолитического мастера из Ложери-Басс, когда он работал над изображением беременной женщины у ног оленя?

Скорее всего, эти «венеры» являлись изображениями «МатериЗемли», беременной умершими, которым надлежит еще родиться вновь к вечной жизни. Может быть, сущность так изображавшаяся была самим родом в его протяжении от предков к потомкам, Великой Матерью, всегда производящей на свет жизнь. На Украине же, в Гагарине, семь таких фигурок располагались по стенам землянки мадленцев. Они стояли в специальных нишах. Это безусловно был объект поклонения. Для хранительницы рода не важны индивидуальные «личные» признаки. Она -- вечно беременное жизнью чрево, вечно кормящая своим молоком мать. Вряд ли размышления древних поднимались до высоких абстракций, но коль хоронили они своих мертвецов в землю, то стало быть верили и в их воскресение, а если верили, то не могли не поклоняться Матери-Сырой-Земле, дающей пишу, жизнь и возрождение.

Надежды кроманьонцев не ограничивались землей, они душой стремились к небесному Богу-Зверю, всемощному подателю жизни. Но из опыта повседневности они прекрасно знали, что семя жизни должно найти ту почву, в которой только и может прорасти. Семя жизни давало небо, почву -- земля. Поклонение МатериЗемле, столь естественное у земледельческих народов, в действительности оказывается древнее земледелия, так как целью поклонения был для древнего человека не земной урожай, но жизнь будущего века.

Весьма ошибается Мирча Элиаде, когда во введении к «Священному и мирскому» утверждает: «Ведь очевидно, что символика и культы Матери-Земли, плодовитости человека,... священности Женщины и т.п. смогли развиться и составить широко разветвленную религиозную систему лишь благодаря открытию земледелия. Столь же очевидно, что доаграрное общество бродяг-номадов было не способно также глубоко и с той же силой прочувствовать священность Матери-Земли. Различие опыта -- это результат экономических, социальных и культурных различий, одним словом -- Истории» -- «Очевидное» -- еще не истинное, это лучше других должен был знать религиовед. Культы Матери-Земли охотников верхнего палеолита заставляют нас предположить, что религиозное не есть всегда продукт социального и экономического, но, подчас является их причиной и предпосылкой.

Для лучшего понимания всей неоднозначности причин и следствий в человеческой культуре особенно интересны фигурки «венер» из Дольни Вестонице. Вестоницкие «венеры» сделаны из глины и обожжены. Это чуть ли не первые в истории человечества образцы терракоты (25 500 лет назад). Древний мистик должно быть старался в самом материале запечатлеть великую идею земли, соединяющейся с небесным огнем для принятия в себя небесного семени. Может быть удар молнии, оплавившей почву, навел его на эти образы. От бытовой керамики, появляющейся в раннем неолите, эти специально обожженные на огне глинянные статуэтки Матери-Земли отделяют не менее двенадцати тысячелетий.

Очень характерна и обнаруженная в конце 1950-х годов под навесом скального укрытия Англе сюр л"Англи (Angles-sur-1"Anglin, Вьенна, Франция) сцена мадленского времени. Три женщины, с ясно подчеркнутыми знаками своего пола, стоят близ друг друга. Одна -- с узкими девичьими еще бедрами, другая -- беременная, третья -- старая, обрюзгшая. Первая стоит на спине зубра, поднятый хвост и наклоненная голова которого показывают, что он изображен в возбуждении гона. Не отображает ли этот рельеф ритм жизни и не подчеркивает ли он, что для кроманьонца жизнь эта была не случайностью, но божественным даром, семенем Божиим, которой надо правильно распорядиться, дабы обрести вечность? А может быть это первое из долгого ряда изображений Великой Богини в трех ее образах -- невинной девушки, матери и старухисмерти, изображений -- столь характерных для позднейшего человечества? Смерть, уведение от жизни в этом случае оказывается не полным исчезновением, но только этапом бытия, за которым следует новое зачатие божественным семенем, новое рождение, полным исчезновением, но только этапом бытия, за которым следует новое зачатие божественным семенем, новое рождение.


Самолюбие читательниц наверняка будет польщено, когда они узнают, что первыми произведениями искусства были именно женские фигурки. Археологи прозвали их «палеолитическим Венерами». Разумеется, с изрядной долей шутки, ибо выглядят эти «Венеры», по нашим меркам, крайне непривлекательно. Лицо, руки и ноги, как правило, даже не намечались, зато первобытный художник богато наделил фигурки гипертрофированными женскими признаками – обвисшими грудями, резко выделенным, свисающим до колен животом и большими бедрами.

Однако это не значит, что все женщины палеолита представляли собой подобные «туши». Да и вряд ли эти фигурки были канонами красоты. При изготовлении «Венер» художником двигали не столько эротические, сколько культовые мотивы: здесь проявлялось уважительное отношение к зрелой женщине, этакому «сосуду» для беременности. Учитывая, что жизнь людей эпохи палеолита была тяжела и опасна, такие «плодородные» женщины, дожившие до зрелости, были в большой цене (тем более, если учесть господствующий в то время матриархат). По описаниям путешественников, в некоторых африканских племенах до сих пор ценятся невесты (!) на девятом месяце беременности, как доказавшие свою «плодоносность».

Если же судить по наскальным изображениям, первобытные женщины были стройны, мускулисты и не очень-то отличались от мужчин.

Изучение разнообразных племен, ведущих и поныне первобытный образ жизни, наиболее ярко подтверждает то, насколько разнообразными и экстравагантными могут быть представления о женской красоте. Приведу лишь несколько примеров:

– Женщины из Мьянауна (Бирма) гордятся в первую очередь своими шеями. И гордиться есть чем – шеи красавиц порой достигают 50 см! Вытягивают их при помощи медных колец, одеваемых на шею с детства, число которых постоянно растет.

– Девушки из эфиопских племен сурма и музи аналогичным образом «раскатывают» себе губу: вживляют в нее глиняный диск, постепенно увеличивая его размер. Это ужасное, с точки зрения европейца, украшение носит и «экономическую» подоплеку: чем больше девушка «раскатает» губу, тем больше скота дадут ее семье, когда придет время выходить замуж. Некоторые исследователи считают, что «губатая» традиция зародилась как способ избежать увода женщин племени захватчиками.

– Жительницы же острова Борнео считают верхом красоты оттянутые до плеч уши, чего добиваются, подвешивая к мочкам бронзовые гирьки. Со временем вес таких «сережек» может достигнуть 3 кг!

– Для племени карамоджонгов (на границе Судана и Уганды) украшением женщины считаются особые фигурные наросты на теле. Ради этих «прелестей» женщинам приходится вытерпеть мучительную процедуру: кожа лица и тела надрезается железными крючьями и затем в течение месяца посыпается пеплом.

– Жительницы Соломоновых островов, вступая в брак, лишаются верхних резцов. Их торжественно выбивает дядя невесты по материнской линии с помощью камня и заостренной палки.

– Матери из племени индейцев типо (Бразилия) сдавливают лица своих дочерей деревянными палками. И это не наказание за плохое поведение – просто, не дай Бог, вырастет дочка с круглым лицом и будет посмешищем! Лицо должно быть вытянутое и очень узкое.

– А в племени туарегов из пустыни Сахара позором для женщин считается… худоба! Красавица должна иметь множество складок на боках, большой живот и лоснящееся лицо. Достичь этого «идеала» ненамного легче, нежели сбросить лишний вес. Для «увеличения красоты» девочек с малолетства помещают в палатки, где они мало двигаются и в обилии поглощают верблюжье молоко.

Года четыре назад посещал я Эрмитаж и там в каких то дальних закоулках сфотографировал(фотографию не выкладывают она получилась не очень хорошей ) одну из "палеолитических венер", это одни из самых древних изделий человека найденных археологами,средняя датировка любой из них(их сейчас найдено сотни экземпляров ) 20 тыс. лет до н.э. Вдумайтесь в эту цифру, одна такая статуэтка вмещает в себя всю человеческую цивилизацию,все достижения которых добилось человечество можно с легкостью уместить в возраст одной такой статуэтки..

Венера Брассемпуйская
Это вторая по счету "венера" из всех вообще найденных на данный момент. Обнаружена во Франции в 1894 году близ селения Брассемпуй. Изготовлена из слоновой кости,датируется промежутком 26 000-24 000 до н.э. считается одним из наиболее ранних реалистичных изображений человеческого лица.


Как вы понимаете это только часть целой фигуры которая увы не сохранилась,голова с шеей составляют длину 3,65 см.

Реконструкция возможного облика.То что на голове трактуют и как схематическое изображение волос или как на реконструкции считают неким капюшоном,второе название этой фигурки "Дама с капюшоном"

Еще более уникальной фигурой является Человеколев .

Статуя считается одной из древнейших известных скульптур в мире и самой древней зооморфической скульптурой.Статуэтка датируется 32 000 лет до н.э.! Изготовлена из бивня мамонта,в высоту 29,6 см. На левой руке присутствует семь параллельных, горизонтальных линий.
Наличие подобной фигуры в то время говорит ровно о двух вещах: это статуэтка какого то божества,значит уже в то время имелись какие то религиозные воззрения,антропологи сопоставив размеры и масштабы отклонили версию что это человек в львиной шкуре т.е. шаман. И второе,скажем так,наличие абстрактного мышления и воображения признается современными учеными у человека того времени только теоретически и есть точка зрения что все известные палеолитические венеры изготовлялись с натуры, то есть что художник видел, то и лепил..
Интересный факт-в Южной Индии до сих пор существует поклонение Нарасимха,человекульву.

Есть еще вот такая венера,она интересна тем что в своей руке держит как полагают рог бизона.

Венера Лоссельская . Фигура представляет собой барельеф выполненный в известняке. Датируется 25 000 лет до н.э. Фигура примечательна самим рогом,на нем имеется тринадцать надрезов-13 лунных месяцев в году.Специалисты по доисторической религии так же считают что этот рог позже стал известен как Рог изобилия(считаю послезнанием и притянуто за уши хотя много позже и появились изображения богинь с разными предметами в руке,в том числе и рогом ).

И наконец совсем недавняя находка.

Венера из Холе-Фельс
Обнаружили её в 2008 году близ Шельклингена, Германия. Кстати в том же районе что и Человекальва.
На данный момент статуэтка является древнейшим признанным(есть две намного более ранних "венеры", но черты вообще человека там схематичны) произведением искусства верхнего палеолита и доисторического фигуративного искусства вообще.Её возраст датируется между 35 000 и 40 000 лет до н.э. Относится к тому времени когда кроманьонцы только начали переселение в Европу.Сделана из бивня шерстистого мамонта,высота 6 см.,на месте головы — отверстие, дающее право сделать вывод, что статуэтка использовалась как кулон.

Небольшое уточнение по поводу "что художник видел то и лепил" в научной среде идет давний спор-часть исследователей рассматривает подчёркнутые анатомические особенности человеческого тела: живот, бёдра, ягодицы, груди, вульву, как реальные физиологические черты, подобные тем, которые наблюдаются у представителей койсанских народов(бушмены и готтентоты) Южной Африки.


Другие исследователи оспаривают эту точку зрения и объясняют их подчеркивание как символ плодородия и изобилия.
Кстати, не все палеолитические Венеры тучные и имеют преувеличенные женские черты. Также не все фигурки лишены лицевых черт.


Top