За что задержали Кирилла Серебренникова? За что пострадал кирилл серебренников За что посадили кирилла серебренникова.

Режиссер и призрак «сильной руки»

«Будьте вы прокляты... Чтоб вы сдохли все сами от страха перед друг другом», - так выглядит отцензурированная версия реакции на произошедшее с Кириллом Серебренниковым со стороны Авдотьи Смирновой, супруги одного из главных символов российских либеральных реформ 90-х Анатолия Чубайса. И такую реакцию можно счесть очень типичной для российского креативного класса.

Не все знаковые люди в этой среде посчитали необходимым по примеру жены Чубайса обильно воспользоваться ненормативной лексикой. Но почти все заявили примерно следующее: визит силовиков к Серебренникову - это крушение основ, нечто совершенно недопустимое, аморальное, циничное и даже преступное.

Я далек от того, чтобы делать какие-либо выводы о виновности или невиновности главы «Гоголь-центра». Но вот какой вывод лежит на поверхности: в среде российского креативного класса вопрос о том, допустил ли Кирилл Серебренников финансовые нарушения или не допустил, никого не заинтересовал. Все бросились его защищать потому, что он «свой» - плоть от плоти креативного класса, его интеллектуально-художественный лидер и трибун.

Такая реакция не обязательно является неправильной. Но она характерна в первую очередь для общества, построенного на клановых принципах. Общества, для которого значение имеет не вопрос: « Виновен ли человек в том, что ему инкриминируют?», а вопрос: « Этот человек наш или не наш?»

Еще раз повторяю: я не раздаю моральных оценок и никого ни в чем не обвиняю. Я лишь констатирую факт: слой российского общества, который считает себя самым современным и прогрессивным, ведет себя в точном соответствии с клановыми принципами. Из этого можно сделать вывод: наш креативный класс возомнил о себе слишком много. Можно, но на мой взгляд, не нужно. В статье «Партийная организация и партийная литература» Владимир Ленин писал: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Именно это наш креативный класс и делает - живет в обществе и не является от него свободным.

Можно долго бичевать нашу «прогрессивную интеллигенцию» за несоответствие между тем, что она декларируют и тем, как она себя ведет себя на самом деле. Но давайте зададимся вопросом: а какая часть российского общества ведет себя по-другому? В какой части российского общества клановый принцип не является организационным стержнем и жизненным ориентиром? В среде силовиков? В среде чиновников? В бизнес-среде? Вот и получается: все, в чем можно обвинить наш креативный класс - это лицемерие.

Из этого опять же не обязательно следует, что защитники Кирилла Серебренникова ведут себя неправильно. С точки зрения норм, принятых в нашем обществе, ведут они себя так, как надо: апеллируют к первому лицу государства, тиражируют якобы , которую, кстати, запросто можно расценить как оказание давления на правоохранительные органы. И кто мне скажет: хорошо ли это в современных российских условиях или плохо - использовать президента для оказания давления на следователей, которые распутывают конкретное уголовное дело?

Когда культовую общественную фигуру задерживают на Западе, все заявляют о своем шоковом состоянии, но при этом добавляют: суд обязательно во всем разберется. В нашем обществе эта фраза тоже присутствует - но только в сугубо ритуальном смысле. В России нет доверия к институтам, включая суд, правоохранительные органы и прочая и прочая. В России есть вера в то, что любой вопрос можно решить, убедив президента в верности своей картины мира и в то, что «своих» надо спасть любой ценой.

С чье-то точки зрения, это очень плохо. С чьей-то точки зрения, это очень даже хорошо и удобно. Но в первую очередь это данность - данность, которую невозможно поменять, сменив президента, премьера, главу Верховного Суда и генерального прокурора. Доверие к институтам возникает только тогда, когда общество привыкает к стабильности своей политической системы. У нас такая привычка еще не сформировалась - и даже при самом наилучшем раскладе не сформируется еще в течении многих лет.

Вот в чем, на мой взгляд, глубинный политический смысл неприятной истории, в которую угодил Кирилл Серебренников. Сам того не желая, модный режиссер стал главным героем убедительного и масштабного перфоманса о скрытых нормах бытия современной российской жизни.

Читайте материалы

Художественного руководителя «Гоголь-центра», ранее проходившего свидетелем по делу о хищении бюджетных средств, доставили из Санкт-Петербурга в Москву, ему вменяется организация мошенничества в особо крупном размере. рассказывает, как развивались события вокруг деятеля искусств и почему он из свидетеля превратился в подозреваемого.

В Следственном комитете Серебренникова подозревают в организации хищения 68 миллионов рублей

Эти деньги были выделены из бюджета на реализацию экспериментального проекта «Платформа». «Нам хотелось придумать что-то на стыке течений современного искусства - театра, танца, музыки и медиа, чтобы они переплетались между собой», - говорил Серебренников о своем замысле. Для работы «Платформы» он основал труппу под названием «Седьмая студия». Ее генеральным продюсером стал , работавший по совместительству главой «Гоголь-центра», гендиректором - Юрий Итин, а главным бухгалтером назначили Нину Масляеву.

Первые обыски у Серебренникова дома и в «Гоголь-центре» прошли еще в мае

Три месяца назад следователи объявили, что режиссер проходит по делу о хищении (тогда предполагаемая сумма хищений составляла 200 миллионов рублей) свидетелем. Несколько дней спустя были задержаны и заключены под стражу Масляева и Итин, а в середине июня - Малобродский. Всех троих подозревают в мошенничестве со средствами «Платформы».

Бухгалтер Серебренникова уже признала свою вину

Министр культуры России Владимир Мединский также призывал не сгущать краски в связи с расследованием. Серебренников, по словам чиновника, всегда был обласкан властью, ему точно не на что обижаться. «Надеюсь, следствие будет проведено максимально непредвзято и без демонстративной жесткости. Ибо люди творческие больше реагируют на форму, а не на содержание», - подчеркнул министр.

Заместитель министра культуры России назвал задержание Серебренникова печальной ситуацией. Он отметил, что Минкульт не будет распоряжаться судьбой «Гоголь-центра» в отсутствие режиссера, так как это задача департамента культуры Москвы. В столичном ведомстве заявили , что исполнять обязанности главы театра вместо Серебренникова будет Юлия Калинина - заместитель худрука учреждения по финансовым вопросам.

По делу о хищении бюджетных денег, выделенных компании «Седьмая студия» в 2011–14 годах. По версии следствия, общая сумма похищенных средств составляет 200 млн рублей. После обыска Серебренникова допросили в качестве свидетеля и отпустили.

На следующий день силовики задержали бывшего гендиректора «Седьмой студии» Юрия Итина и бывшего главного бухгалтера Нину Масляеву. Их обвинили в мошенничестве в особо крупном размере (часть 4 статьи 159 УК); речь шла о сумме в 1,2 млн рублей. Итина отправили под домашний арест, а Масляеву - в СИЗО; последняя признала вину и пошла на сделку со следствием.

24 мая на церемонии вручения государственных наград в Кремле актер Евгений Миронов передал Владимиру Путину письмо в защиту Серебренникова. Отвечая на вопрос актера о причине обысков в театре, Путин многозначительно : «Да дураки». Позже он «нелепым» участие в следственных действиях омоновцев.

Тем не менее, через месяц после первых обысков был задержан бывший директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский, который в 2011–12 годах занимал должность генерального продюсера «Седьмой студии». Ему также предъявили обвинение в мошенничестве: по СК, среди украденных денег были и средства на постановку «Сон в летнюю ночь» - спектакль якобы так и не поставили (при этом шекспировская пьеса идет в «Гоголь-центре» до сих пор). Сумму ущерба по этому эпизоду оценили в 2,3 млн рублей. Сам Малобродский , что не имел отношения к обналичиванию денег «Седьмой студии».

В начале августа стало известно, что Масляева дала на Серебренникова, Итина и Малобродского, которые якобы «разработали план хищения средств» проекта «Платформа». Тогда же Итину, Малобродскому и Масляевой предъявили расширенное обвинение: сумма ущерба увеличилась до 68 млн рублей. Родственницы экс-бухгалтера «Седьмой студии» рассказывали, что за ними следят неизвестные.

Сотрудники СК Серебренникова в Петербурге, где он работал над фильмом «Лето» о Викторе Цое. По словам режиссера, силовики забрали его практически со съемочной площадки, посадили в микроавтобус и отвезли в Москву; при этом «Коммерсант» , что оперативники ФСБ после задержания сопроводили его в аэропорт.

Утром 22 августа Серебренников уже был в центральном аппарате СК, а ближе к вечеру режиссеру предъявили обвинение в мошенничестве. Согласно версии следователей, в 2011 году он придумал проект «Платформа», на реализацию которого в последующие годы получил более 214 млн рублей от министерства культуры. По указанию Серебренникова и Итина сотрудники «Седьмой студии» якобы завышали стоимость мероприятий, а потом составляли недостоверные отчеты.

Кроме того, «Седьмая студия» заключала договоры с фирмами-однодневками, деньги по которым «обналичивались и распределялись Серебренниковым между соучастниками». СК назвал имя еще одной фигурантки дела - это исполнительный продюсер спектакля «Сон в летнюю ночь» Екатерина Воронова, ее объявили в розыск.

После обысков в защиту Серебренникова выступили известные актеры, режиссеры (в том числе, Павел Лунгин , Александр Сокуров и ), журналисты и правозащитники. Обращение в поддержку Малобродского телеведущий Владимир Познер, писатели Владимир Сорокин и Виктор Ерофеев, дирижер Теодор Курентзис и другие деятели культуры.

В среду утром стало известно, что следствие просит отправить режиссера под домашний арест.

Заседание назначено на полдень. У здания Басманного районного суда Москвы собрались сотрудники и актеры «Гоголь-центра».

«Москва 24» в твиттере пишет , что режиссера уже доставили в суд.

Журналистка «Эхо Москвы» Алена Вершинина пишет , что в суде в качестве поручителя выступит актриса Виктория Исакова. Поддержать Серебренникова также пришел телеведущий Леонид Парфенов и режиссеры Владимир Мирзоев и Борис Хлебников.

Сейчас у здания Басманного суда находятся более двухсот человек. Все тротуары вокруг забиты людьми, передает коррепондент «Медиазоны». У входа толпятся фотографы и операторы. Приехали автозаки.

У зала, в котором будет рассматриваться вопрос о мере пресечения, также стоит группа поддержки режиссера и журналисты. Кирилла Серебренникова завели в зал.

Ты людей запускай побыстрей! Они у меня на проезжую часть уже вышли! Ускорь процесс! - говорит в телефонную трубку полицейский у здания суда. - Тут серьезная ситуация уже.

Из-за большого скопления людей с телефонами у здания суда плохо работает интернет.

К суду пришел журналист Александр Будберг, муж пресс-секретаря Дмитрия Медведева Натальи Тимаковой. Жена бизнесмена Олега Дерипаски Полина тоже пришла поддержать Серебренникова.

Заседание начинается после протокольной съемки. Части журналистов удалось попасть в зал, остальные корреспонденты смотрят трансляцию в коридоре.

Судья объясняет Серебренникову его права.

Адвокат Серебренникова Дмитрий Харитонов говорит, что у защиты есть большое количество поручений, в том числе от Натальи Солженицыной, главы фонда Солженицына, певца Филиппа Киркорова, телеведущего Андрея Малахова, режиссеров Федора Бондарчука, Авдотьи Смирновой, Александра Попогребского и других.

Защитник долго перечисляет имена поручителей: актеры Игорь Верник и Валерий Гаркалин, Евгений Миронов, Константин Хабенский, Константин Райкин, Максим Виторган, актрисы Чулпан Хаматова, Виктория Исакова и Елизавета Боярская, директор Большого театра Владимир Урин, телеведущий Иван Ургант, журналисты Ксения Собчак, Николай Картозия и Николай Сванидзе, общественный деятель Нюта Федермессер и директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Он передает судье большую пачку поручительств.

После того, как судья приобщила медицинские документы, слово берет следователь. Согласно материалам дела, действуя в составе организованной группы, Серебренников совершил мошенничество. «Принимая во внимание, что Серебренников обвиняется в тяжком преступлении, он может скрыться от суда», - говорит он.

Микрофон в зале пищит.

Серебренников может повлиять на свидетелей по уголовному делу, если останется на свободе, добавляет следователь. Режиссер также может уничтожить доказательства и избежать ответственности. Он просит суд поместить Серебренникова под домашний арест до 19 октября с запретом пользоваться интернетом и телефоном.

Приводя доводы в пользу домашнего ареста, сотрудник СК упоминает, что у режиссера есть недвижимость за границей и вид на жительство в Латвии.

Прокурор поддерживает ходатайство.

Серебренников возражает против домашнего ареста. «Я бы хотел, чтобы меня отпустили, потому что я не виноват. Все обвинения кажутся мне невероятно абсурдными и невозможными», - говорит он.

Режиссер спокойно объясняет, что всегда ходил на допросы и сотрудничал со следствием, отвечал на все вопросы. Все государственные деньги были потрачены на проект, заключает он.

Серебренников рассказывает, что проект «Платформа» был важен для искусства.

«Поэтому я прошу отпустить меня, на самом деле. Я никуда не буду убегать, никуда я скрыться не могу», - говорит он. В начале августа режиссер рассказывал, что после обысков следователи забрали у него загранпаспорт, хотя в то время он был свидетелем по делу.

Серебренников продолжает: «Домашний арест необоснованно жесткая мера, которая не позволит мне работать».

Выступает адвокат Харитонов: «Домашний арест - необоснованное ходатайство. Нет оснований полагать, что он скроется от суда. Все, что есть у следствия, - документ о купле-продаже квартиры и данные, что он собирался выехать заграницу для постановки спектакля».

Тем временем на толпа на улице скандирует: «Кирилл! Кирилл! Кирилл!»

«Мой подзащитный не собирался никуда сбегать. Все его помыслы были направлены на работу», - продолжает защитник.

Он напоминает, что несколько раз следователи прерывали съемочный процесс. Адвокат настаивает, что следствие не предоставило ни одного доказательства того, что Серебренников может сбежать куда-то.

На улице вновь громко кричат: «Кирилл! Браво!» и громко аплодируют. Услышав из трансляции шум на улице, люди в коридоре тоже закричали и захлопали.

Адвокат рассказывает, что вчера Серебренников не отказывался от дачи показаний: после задержания режиссера девять часов везли из Петербурга в Москву, к вечеру у него «не было сил осознать обвинение». Он заверяет, что Серебренников ответит на все вопросы следователей позже.

Харитонов говорит, что судья должна дать режиссера возможность продолжить работу.

Толпа у входа в суд стала скандировать «Свободу!» и «Кирилл, выходи!»

Защитник Харитонов продолжает свою речь. Он просит суд освободить Серебренникова под залог в 68 млн рублей - это сумма ущерба, который, по данным следствия, он причинил.

«Сейчас у нас таких денег, конечно, нет, но в кратчайшие сроки, думаю, соберем», - говорит он.

Теперь слово взял следователь, передает корреспондент «Медиазоны», но его не слышно из-за непрекращающихся криков с улицы.

Уважаемые граждане! Позвольте к вам обратиться! Своим поведением вы мешаете работать суду! - говорит полицейский в рупор.

Своей работой вы мешаете творчеству! - отвечают ему из толпы, раздаются аплодисменты.

Пожалуйста, освободите проезжую часть и не мешайте работе суда.

Овации смолкли из-за того, что кто-то попросил быть потише, иначе не слышно слов адвоката.

Теперь судья перечисляет приобщенные к делу бумаги - заявление следователей, ходатайства адвоката, более 30 поручительств. Срок предварительного следствия продлили до 19 октября. Она говорит, кто и когда был допрошен.

Серебренников вновь повторяет, что он честный человек и ничего не крал. Режиссер считает, что его оговорили.

Адвокат Харитонов говорит, что Ирина Прохорова готова дать в качестве залога любую сумму, которую назначит суд.

В зал заходит режиссер Андрей Смирнов («Белорусский вокзал», «Жила-была одна баба», играл в фильме «Елена»). Он говорит, что 20 лет знаком с Кириллом и знает его только с хорошей стороны.

Адвокат просит рассказать, почему Смирнов выступил поручителем. Тот отвечает, что знал Серебренникова, когда тот еще был «молодым талантом». Теперь он стал именитым талантливым режиссером. Дело против него дутое, считает Смирнов.

«Никаких оснований сомневаться в гражданской честности Кирилла у меня нет», - добавляет он.

Вопросов к нему нет.

Теперь выступает режиссер и сценарист Алексей Мизгирев. Он говорит о невиновности Серебренникова.

Адвокат Харитонов снова говорит о залоге и просит заслушать главреда «Нового литературного обозрения» и литературоведа Ирину Прохорову.

В зал заходит Прохорова. Она рассказывает, что знакома с режиссером последние 15 лет.

Адвокат просит поручительницу рассказать об отношениях с Серебренниковым.

С моей точки зрения, он выдающийся режиссер, и я бы сказала, что он вывел нашу страну на передовую театрального движения, - говорит Прохорова. По ее словам, вся его жизнь - это творчество.

О задержании режиссера Кирилла Серебренникова. Художественный руководитель «Гоголь-центра» задержан как подозреваемый в организации хищения не менее 68 млн руб., выделенных в 2011–2014 гг. на театральный проект «Платформа».

«Его действия квалифицируются следствием по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере)», – сообщает сайт СКР. Следствие собирается предъявить ему обвинение и просить суд избрать ему меру пресечения.

«После того как Серебренников будет допрошен, следствие может обратиться в суд за избранием меры пресечения в виде ареста или в виде домашнего ареста», – сообщил информированный источник ТАСС. Он допустил, что это может произойти уже 22 августа.

Серебренникова задержали в Петербурге, где он снимает фильм «Лето» о Викторе Цое, и доставили в Москву в Следственный комитет. Это «Дождю» рассказал адвокат режиссера Дмитрий Харитонов. Журналист Михаил Идов, который написал сценарий фильма «Лето» и участвует в работе над картиной, сказал «Дождю», что в понедельник никаких предпосылок к задержанию не было. Серебренникова доставили в СКР в Москве, подтвердил РБК источник в центральном аппарате комитета. По его словам, сначала будет процессуально оформлено задержание, а затем начнется допрос.

Сам адвокат Харитонов также спешно возвращается в Москву. Он сказал агентству «Москва», что его подзащитный не будет давать без него показаний. О задержании режиссера его адвокат узнал, когда в 10.30 ему позвонил следователь СК и сообщил, что Серебренникова уже доставили в Следственный комитет для проведения следственных действий. «Поскольку он находился в Петербурге и снимал кино – он уже это делает там почти месяц, – естественно, это была полная неожиданность, – сказал Харитонов в эфире "Коммерсантъ FM". – До этого мы два раза были в Следственном комитете на следственных действиях, просто по звонку приходили – никаких проблем не возникало. Для чего сейчас все это сделано – абсолютно непонятно».

Показания против режиссера Кирилла Серебренникова, которого СКР собирается обвинить в организации хищения 68 млн руб. бюджетных средств, дала не только бывший главный бухгалтер «Седьмой студии» Нина Масляева. Как утверждает информированный источник ТАСС, в деле есть показания и других лиц и показания Масляевой не были ключевыми. По его словам, следствие собрало «достаточно оснований» для того, чтобы статус Серебренникова изменился со свидетеля на подозреваемого». Ранее сообщалось, что бухгалтер Масляева дала следствию признательные показания. Она арестована. 9 августа в Мосгорсуде были зачитаны ее показания, в которых она призналась в обналичивании.

«Согласно материалам дела, показания о причастности Серебренникова к хищению бюджетных средств дала как бывший главбух "Седьмой студии" Нина Масляева, признавшая вину, так и сотрудница бухгалтерии Татьяна Жирикова, проходящая по делу свидетелем, а также другие лица», – сказал источник «Интерфакса», видевший материалы дела. По его словам, «эти показания вместе с другими доказательствами стали основанием для привлечения Серебренникова к уголовной ответственности».

Комментируя задержание Серебренникова, статс-секретарь – замминистра культуры Александр Журавский заявил ТАСС, что Минкультуры «и на прежних этапах» помогало правоохранительным органам по делу о хищении бюджетных средств для проекта «Платформа», и предоставляло все имевшиеся материалы. Новых запросов от следствия министерство, по его словам, не получало. О задержании режиссера он узнал от журналистов.

В «Гоголь-центре» сказали РБК , что узнали о задержании своего худрука только недавно. Первый заместитель Серебренникова Алексей Кабешев не смог прокомментировать ситуацию. Исполнять обязанности руководителя «Гоголь-центра» будет Юлия Калинина, заместитель худрука по финансам. Это «Интерфаксу» сказали в пресс-службе департамента культуры Москвы, в ведении которого находится театр. По словам собеседника агентства, Калинина исполняет обязанности руководителя с 1 августа, когда Кирилл Серебреников ушел в отпуск.

Директор Большого театра Владимир Урин заявил ТАСС, что предлагает сначала дождаться вердикта суда, а потом уже делать выводы. В том числе принимать решения о премьере балета «Нуреев», который Серебренников поставил для ГАБТа. Премьера балета была неожиданно отменена за несколько дней до назначенной даты, потому что Урин счел постановку неготовой.

Член комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Олег Казаковцев сказал «РИА Новости», что бессмысленно комментировать что-либо до суда. Первый зампред думского комитета по культуре Иосиф Кобзон заявил, что комментировать тут нечего, это может делать только Следственный комитет. «Когда происходят такие вещи, они, с одной стороны, вызывают возмущение, почему творческих работников [задерживают]. А с другой стороны, нельзя творческим работникам нарушать закон», – цитирует его «РИА Новости». Другой зампред комитета – коммунист и режиссер Юрий Бортко пообещал РИА следить за развитием событий и сам пожаловался на цензуру, из-за которой он третий год не может снять фильм о Донбассе. По его словам, если Серебренникову «инкриминируют идеологические какие-то нарушения или, не дай бог, политические преступления», здесь он будет стоять насмерть, защищая этого «замечательного режиссера», финансовые нарушения он комментировать отказался.

Художник-мультипликатор Юрий Норштейн заявил «РИА Новости», что не верит, что человек, который занимается творчеством и настолько талантлив, «будет размениваться на денежные посулы». Член Совета по правам человека при президенте Николай Сванидзе считает неправомерным и демонстративным задержание Серебренникова. Он сказал «Интерфаксу», что задержание режиссера с мировым именем вместо системной борьбы с коррупцией производит странное впечатление и в самой стране, и за ее пределами и «будет иметь очень тяжелые последствия для общей атмосферы в нашей стране».

По делу о хищении бюджетных средств, выделенных на проект «Платформа», режиссер был допрошен как свидетель 23 мая. До этого в «Гоголь-центре» прошли обыски, в ходе которых актеров и других сотрудников театра удерживали в зале, запрещая звонить близким. «Дождь» со ссылкой на источник в силовых структурах сообщал, что следователи хотели добиваться ареста Серебренникова, но получили сверху указание его не трогать, после того как за него заступились высокопоставленные чиновники и политики, в том числе и из правительства.

24 мая после церемонии вручения государственных премий актер и худрук Театра наций Евгений Миронов рассказал Владимиру Путину о представлении, устроенном Следственным комитетом. «Да дураки», – заявил президент в ответ на вопрос Миронова о том, зачем эти обыски были необходимы. Позже он объяснил журналистам, что ничего умного не видит в обысках в театре при силовой поддержке.

В конце мая СКР сообщал, что обыски в «Гоголь-центре» прошли по делу о хищении бюджетных средств в 2014 г., выделенных АНО «Седьмая студия». АНО – это театральная труппа, созданная Серебренниковым в 2012 г. на основе собственного актерско-режиссерского курса в школе-студии МХАТ. До сих пор обвиняемыми по делу проходили бывший генпродюсер «Седьмой студии» Алексей Малобродский, ее бывший директор Юрий Итин и главный бухгалтер Нина Масляева. Масляева вину признает и дает показания.

Малобродского, Итина и Масляеву обвиняют в хищении бюджетных средств, выделенных на театральный проект «Платформа». 21 июня в суде Малобродского обвинили в хищении денег, выделенных на спектакль «Сон в летнюю ночь», который, по версии обвинения, так и не был поставлен. Адвокат обвиняемого Юлия Лахова указывала, что спектакль поставлен, неоднократно игрался и на него есть многочисленные рецензии. На это прокурор заметила, что «написать можно всякое», и суд прислушался к стороне обвинения, сообщал «Дождь».

Серебренников через Facebook призвал зрителей помочь ему доказать, «что проект "Платформа" действительно был», хотя «100 афиш оригинальных мероприятий, сделанных нами за три года, могут не убедить тех, кого мы должны убедить». Он предложил публике представить свидетельства – воспоминания и впечатления от постановок «Седьмой студии», особенно от спектакля «Сон в летнюю ночь». Спектакль снова включили в репертуар студии.

В начале августа режиссер неожиданно сообщил Sueddeutsche Zeitung, что у него отобрали загранпаспорт, хотя он проходит только свидетелем по делу. Он выразил недоумение в связи с тем, что в сентябре ему нужно ехать в Штутгарт для работы над постановкой оперы «Ганс и Гретель» Энгельберта Хумпердинка, но выразил надежду, что все образуется. Sueddeutsche Zeitung тогда напомнила, что также недавно была отменена премьера постановки Серебренникова «Нуреев» в Большом театре. На вопрос, не стоит ли за всеми этими неприятностями министр культуры Владимир Мединский, режиссер ответил, что это уже спекуляции, «быть может, Мединский, быть может, кто-то еще» и он предпочитает пока об этом не думать. Он также отметил, что сейчас в России стало «больше сумасшедших, которые от имени государственных инстанций или религии нападают на культуру», и добавил, что «когда министр культуры Мединский выступает в провинции за открытие памятника Сталину, то это говорит об очень многом». «Больше я ничего не могу сказать, к сожалению. Если бы речь шла только обо мне, я мог бы говорить более откровенно», – сказал Серебренников.

В самом начале июня Министерство культуры подтвердило, что просило СКР привлечь к уголовной ответственности виновных в хищениях денег, выделенных «Седьмой студии» по проекту «Платформа». В ответе министерства на запрос «Дождя» говорилось, что письмо в СК за подписью замминистра Николая Малакова, которое утекло в соцсети и СМИ, было подписано «уже после того, как в информационном пространстве распространились многочисленные сообщения о действиях следственных органов». 9 августа РБК сообщил, ссылаясь на материалы следствия, представленные в Мосгорсуд, что дело о хищении госсубсидии было возбуждено еще в 2015 г., следует из материалов дела, в конце июня 2017 г. оно было передано от Московского управления СКР центральному аппарату комитета.

Источник «Интерфакса» объяснял, что паспорт у Серебренникова изъяли еще при обысках в конце мая и отправили на экспертизу, чтобы проверить подлинность документа. По словам собеседника агентства, «эти следственные действия являются лишь поводом для того, чтобы не выпустить режиссера за рубеж».

Скандально-известный «Гоголь-центр» ввязался в историю с убытками в размере 80 миллионов рублей, и в связи с этим театр может закрыться в ближайшее время .

Ранее о финансовых трудностях «Гоголь-центра» заявила новый директор театра Анастасия Голуб .

Выяснилось, что при худруке центра - Кирилле Серебрянникове - в театре «не происходили отчисления во внебюджетный фонд и налогов по физическим лицам», а также наблюдалось «отсутствие ведения плановой финансовой хозяйственной деятельности» .

Голуб заявила, что в связи со сложившейся ситуацией она вынуждена приостановить заключение договоров на новые постановки, однако спектакли, заявленные в репертуаре, будут идти.

«Созданный худруком театра Кириллом Серебренниковым репертуар востребован зрителем - это главный показатель театра. Но абсурд ситуации заключается в том, что при таких высоких художественных стандартах, экономические показатели плачевны », - отметила она.

Вообще, Гоголь-центр - это государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы .

Раньше он назывался Московским драматическим театром имени Н. В. Гоголя, однако после неожиданного назначения Серебрянникова в 2012 году театр поменял свое традиционное имя на более «современное».

Бенефициаром назначения одиозного режиссера на пост директора гостеатра стал бывший руководитель столичного департамента культуры Сергей Капков , что тоже неудивительно: Серебрянников считается другом Ксении Собчак (а в это время именно Ксюша «тусовалась» с Капковым).

После этого внутри учреждения культуры начались серьезные противоречия .

Взбунтовалась театральная труппа, возмущенная тем, что к руководству театра приходит человек, даже не имеющий высшего театрального образования (сам Кирилл Серебрянников по образованию «физик-математик», и в театр пришел как «любитель»).

«Назначение художественным руководителем Серебренникова, призывающего к свержению принципов системы Станиславского, отрицающего русский психологический театр - это мощный толчок к гибели российского театра» , - заявили актеры в своем открытом письме.

После демарша актеров Серебрянников попросту предложил труппе «написать заявления», а сам на время скандала перебрался за границу.

А затем стало известно о переформатировании театра в «Гоголь-центр» с тремя труппами-резидентами, программами кинопоказов, концертов, лекций и открытых дискуссий».

Вообще, во всей этой темной истории, возможно, скрывается сразу несколько «скелетов в шкафу» .

Сам Кирилл Серебрянников - весьма свободолюбивый деятель с очень нестандартными взглядами на российскую действительность.

Он неоднократно становился объектом резкой критики со стороны культурной и политической общественности, например, за использование гомосексуальных образов и вообще чрезмерное увлечение «сценическим развратом».

Серебрянников разделяет «креативные» взгляды Марата Гельмана и прочих популярных «галеристов».

Неудивительно, что вокруг его персоны ходят разные слухи, в том числе и частные обвинения в нетрадиционной сексуальной ориентации. Да и сам он горазд подлить масла в огонь: например, в феврале 2013 года, отвечая на вопрос журнала The New Times, Серебрянников открыто поддержал гомосексуальных подростков .

И неудивительно, что в «Гоголь-центре» уже презентовали фильмы про историю Pussy Riot или, например, скандальный фильм про детей-ЛГБТ «Жизнь Адель», или ставили спектакли с «пропагандой гомосексуализма и педофилии», как заявлял о постановке «Отморозки» депутат и неутомимый борец с оранжизмом Евгений Федоров.

Еще один скандал разразился в 2013 году, когда стало известно о намерении Серебренникова снять фильм «Чайковский» по собственному сценарию, где, как вы, наверное, уже догадываетесь, великий композитор должен был представлен именно с позиции его нестандартной сексуальной ориентации .

Серебрянников даже «пробил» финансирование для Чайковского: Минкульт выделил на поддержку этого проекта 30 миллионов рублей из необходимых 240 миллионов, однако из-за разразившегося скандала Фонд кино отказал в дальнейшем финансировании съёмок картины.

Теперь Серебренников говорит о намерениях искать средства на проект за рубежом. И я не удивлюсь, если он найдет там поддержку - так, как известно, к пиару известных гомосексуалистов особое отношение. Тем более, если попутно можно убить двух зайцев - и унизить образ великого русского композитора, и лишний раз продвинуть гей-пропаганду среди российских зрителей.

Возможно, кстати, что громкая отставка Капкова была частично связана, в том числе, и кадровой политикой, которую он проводил как чиновник, ответственный за столичную культуру.

Что же до Серебренникова, то, как показала практика, его «концептуализм» и увлечение ЛГБТ-продвижением только привели «Гоголь-центр» к экономическому дефолту.


Top