Современные подходы в обучении английскому языку. «Инновационные технологии в преподавании английского языка Инновационные технологии преподавания английского языка

Инновационные технологии в процессе обучения иностранным языкам

Нурисламова З.З., учитель английского языка

второй квалификационной категории

МОУ «Школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов»

Одной из основных задач российской массовой школы в условиях модернизации образования является поиск эффективной методики, позволяющей ребенку к окончанию школы овладеть иностранным языком на уровне достаточном для адаптации в иноязычном обществе.

Современные инновационные технологии обучения являются наиболее актуальными способами решения поставленной задачи. В практике преподавания иностранных языков на современном этапе обучения используются следующие технологии:

1) проектные технологии;

2) информационные технологии;

3) технологии языковых портфелей;

4) модульно-блочные технологии.

При использовании проектной технологии обучения ИЯ в новой образовательной парадигме становится процессом самостоятельного автономного овладения системой учебной познавательной деятельности. Проектное задание, которое даётся на группу обучаемых, непосредственно связывает овладения определённым предметным знанием с реальным использованием этого знания. Комплексный интегративный характер проектной работы позволяет студенту выстраивать единую картину мира, собирая для этого ранее полученные знания и навыки и приобретая новые. При этом ориентация на создание проекта как личностного образовательного продукта делает процесс овладения предметным знанием личностно значимым, личностно-мотивированным.

Компьютерные технологии – это единый образовательный процесс, основанный на междисциплинарном нетрадиционном содержании, формах и средствах обучения. Здесь на передний план выступает информатизация образования, суть которой в том, что для обучаемого становится доступной большая по объёму информация, представленная в базовых данных, компьютерных программах, различной справочной литературе. Информационные технологии в обучении создают принципиально новую ситуацию в плане формирования автономности обучаемого в процессе изучения ИЯ. С возможностью выхода в Интернет усилилась мотивационная основа языковой учебной деятельности. На занятиях в условиях мультимедиа - образовательных технологий студенты получают информацию из газет, телевидения, сами берут интервью, составляют сценарии, пишут статьи, проводят телемосты.

Языковой портфель рассматривается в современной концепции обучения, как важнейший инструмент формирования автономности обучаемого. В основу идеи разработки языкового портфеля заложено соотнесение российской системы требований к уровням владения иностранным языком с общеевропейскими системами, что является шагом, ведущим к созданию единого общеевропейского образовательного пространства. Оценка различных уровней владения ИЯ осуществляется через механизм лингводидактического тестирования. Суть этого аспекта новой идеологии в изучении иностранных языков состоит в переориентации учебного процесса с преподавателя на обучаемого, который в полной мере осознаёт ответственность за результаты собственной деятельности. Это постепенно формирует у него навыки самостоятельного, автономного от учителя, овладения приёмами способами труда, с целью непрерывного языкового образования, которое он сможет осуществлять в течение всей своей последующей жизни. Мы имеем в виду здесь совершенствование владения первым иностранным языком на более высоких уровнях и изучение второго, третьего и других иностранных языков.

При модульно-блочном обучении также достигается определённая «технологизация» обучения, т.к. обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства преподавателя. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик может автономно работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Взаимодействие педагога и обучаемого в учебном процессе осуществляется на принципиально иной основе: с помощью модуля обеспечивается осознанное автономное достижение учеником определённого уровня предварительной подготовленности к каждой педагогической встрече.

Целесообразно комплексное, интегративное использование в учебном процессе по овладению межкультурным общением всех выше названных технологий обучения. Так, творческие задания по проекту предполагают нахождение через Интернет информации, её креативное преломление для поставленной цели; для отработки конкретных языковых умений и навыков предлагается модуль в форме стандартизированного буклета, состоящего из учебных материалов, инструкций, контрольной проверочной работы; работы с языковым портфелем (заполнение языкового паспорта, биографии, досье) позволит осуществить мониторинг автономной учебной деятельности.

Литература:

    1.Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка// ИЯШ № 2,3 2001 г.

    2.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// ИЯШ № 2, 3 2000 г.

    3.Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. - М: Просвещение, 1991,

    4.Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве// ИЯШ №1 2000г.

    5.Мильруд Р.П. Сотрудничество на уроке иностранного языка,//ИЯШ.-1991. -№6.

Слайд 1

В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Нурисламова Зульфия Зуфаровна, Учитель английского языка МОУ «Школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г.Казань РТ

Слайд 2

ТЕХНОЛОГИИ ЯЗЫКОВЫХ ПОРТФЕЛЕЙ МОДУЛЬНО-БЛОЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Слайд 3

Информационно– коммуникативные технологии – интегративно – педагогические технологии с активным использованием компьютерной техники: 1. Интеллектуальные экспертно-обучающие системы (Базы данных, базы знаний, экспертно-обучающие системы, системы искусственного интеллекта) 2. Распределенные и интегрированные базы данных (База данных – сконструированная совокупность фактов, относящихся к определенному предмету. База знаний – информационная система, содержащая модель конкретной предметной области). 3. Системы мульти- и гипермедиа, системы виртуальной реальности (Один из видов ИТ, объединяющий в едином комплексе информацию, представленную в виде текста, звука видеоизображения, графического изображения, анимацию). 4. Электронные библиотеки (отражение информационных источников в глобальной информационной среде с помощью средств ИТ) 5. Средства телекоммуникаций (включает в себя компьютерные сети, телефонную, телевизионную, спутниковую связь для обмена разнообразной информацией между пользователями).

Слайд 4

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Преимущества: Навыки работы в команде; Навыки общения; Междисциплинарные навыки; Развитие индивидуальных навыков участников проекта; Работа с личным сознанием. Самостоятельно получают знания из разных источников Используют знания для решения новых познавательных задач Приобретают коммуникативные и исследовательские умения Развивают аналитическое и креативное мышление

Слайд 5

ТЕХНОЛОГИИ ЯЗЫКОВЫХ ПОРТФЕЛЕЙ Разделы портфолио: · паспорт, в котором учащийся оценивает свой уровень владения иностранным языком согласно «Общеевропейским компетенциям владения иностранным языком»; · языковая биография –отражает языки, которыми владеет учащийся или планирует изучить, его опыт пребывания за границей и межкультурного общения (в том числе, и по переписке). Таблица уровней владения иностранным языком - системообразующий документ портфолио. Она ясно описывает языковые умения и навыки, выработка которых происходит на том или ином уровне изучения языка. Обращаясь к данной таблице 2 раза в год - в сентябре и марте - ученик самостоятельно отслеживает индивидуальный процесс учения, корректирует его, ставит цели (на ранних этапах с помощью учителя). Это способствует формированию автономности обучающегося, способности самостоятельно учиться на протяжении жизни (“life-long learning”). Данный Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. адаптировали Общеевропейскую шкалу для начальной школы таким образом, что уже младший школьник учится самостоятельно отслеживать формирование своих языковых умений; · досье включает «лучшие» с точки зрения учащегося свидетельства его успехов в овладении языками (письменные работы, автобиографические записи, стихи и рассказы, написанные учащимся, индивидуальные / групповые проекты, письменные доклады, свидетельства признания достижений учащегося); · памятки включают рекомендации по развитию учебных навыков (скорости чтения; умения организовать свою работу, написания эссе, личного и делового письма, резюме), терминологический словарь; · рефлексия включает оценочные листы и отзывы учителя, одноклассников и родителей о портфеле.

Методическая статья

Инновационные педагогические технологии в обучении английскому языку

Зимина Т.А.

Учитель английского языка

МОУ «СОШ №18» г. Вологды

Инновационные педагогические технологии в обучении английскому языку.

Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она в состоянии дать школьнику основные базовые ориентиры основных знаний. Школа может и должна развивать познавательные интересы и способности ученика, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самообразования.

Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.

Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал (принцип). Он предполагает учет потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению.

Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности обучающихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность школьника в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов, технология развития критического мышления помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.

Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой ученикам и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д.

На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас обучающихся; формировать у школьников мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.

Обучающиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.

Содержательная основа массовой компьютеризации связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда, вообще, в любом его проявлении. Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучения других, и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина может "дружелюбно" общаться с пользователем и в какие-то моменты "поддерживать" его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания.

Основная цель изучения иностранного языка в школе - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (воспитательная, образовательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формированию способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла - это международное многонациональное, кросс-культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно - самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка, мы создаем модель реального общения.

В настоящее время приоритет отдается коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте, автономности и гуманизации обучения. Данные принципы делают возможным развитие межкультурной компетенции как компонента коммуникативной способности. Конечной целью обучения иностранным языкам является научение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, т.е. общению. Сегодня новые методики с использованием Интернет - ресурсов противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации (т.е. то, что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Эту ошибку пытаются исправить новые технологии, в частности Интернет.

Коммуникативный подход - стратегия, моделирующая общение, направленная на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним. Для пользователя реализации коммуникативного подхода в Интернете не представляет особой сложности. Коммуникативное задание должно предлагать обучающимся проблему или вопрос для обсуждения, причем ученики не просто делятся информацией, но и оценивают её. Основным же критерием, позволяющим отличить этот подход от других видов учебной деятельности, является то, что учащиеся самостоятельно выбирают языковые единицы для оформления своих мыслей. Использование Интернета в коммуникативном подходе как нельзя лучше мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта.

Одним из основных требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием Интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью. Интерактивность - это "объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами". Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет обучающихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов , как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Типология проектов разнообразна. По М. Е. Брейгиной, проекты могут подразделяться на монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и Интернет-проекты. Хотя в реальной практике зачастую приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и информационных. Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления обучающихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.

Метод проектов формирует у обучающихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих школьникам применить накопленные знания по предмету. Обучающиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Работа над проектом – процесс творческий. Обучающийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

К современным технологиям относится и технология сотрудничества . Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче, но интереснее и значительно эффективнее. И это касается как академических успехов по предмету, так и интеллектуального и нравственного развития детей. Помочь друг другу, вместе решить проблему, дойти до истины, разделить радость успеха и горечь неудачи – такие качества пригодятся ребятам и в школе, и в жизни. Учителю же эта система дает колоссальные возможности для творческого подхода и к предмету, и к ученикам.
Идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по своей сути. Она получила развитие усилиями многих педагогов во многих странах мира и поэтому довольно разнообразна в своих вариантах. Однако при всем разнообразии существуют основные принципы обучения в сотрудничестве.

Принципы обучения в сотрудничестве

1. Группы обучающихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должен быть “сильный”, “средний” и “слабый” ученики, девочки и мальчики. Если группа на нескольких уроках работает слаженно, дружно и продуктивно, нет никакой необходимости менять ее состав. Это так называемые базовые группы. Если работа по каким-то причинам не ладится, состав можно менять от урока к уроку.

2. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы. Роли могут распределяться как учителем, так и учениками внутри группы.

3. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы, т.е. отметка ставится одна на всю группу. Важно, что оцениваются не столько знания, сколько усилия обучающихся. В ряде случаев можно предоставить ребятам возможность самим оценить результаты своего труда.

4. Учитель сам выбирает члена группы, который должен отчитаться за задание. Это может быть и “слабый” ученик. Способность “слабого” ученика обстоятельно изложить результат совместной работы означает, что группа справилась с заданием и учебно-педагогическая цель достигнута. Ибо цель любого задания не формальное его выполнение (правильно/неправильно), а усвоение материала каждым участником группы.

Использование технологии обучения в сотрудничестве
при работе над текстами.

Перед началом работы целесообразно ознакомить обучающихся с порядком работы в группах с помощью своеобразной памятки.

Памятка

1. Вы работаете в группе. Помните, что успех группы в целом зависит от успеха каждого. Не забывайте оказывать помощь друг другу, делайте это тактично и терпеливо.
2. Помните, что навыки иноязычного общения совершенствуются только в общении. Будьте активны сами и внимательны к другим.
3. Не забывайте включать в свои высказывания лексико-грамматический материал, усвоенный вами ранее, а также старайтесь активно использовать новый.
4. Пользуйтесь словарем и справочным материалом по мере необходимости, но и не забывайте о языковой догадке.
5. В случае серьёзных затруднений обратитесь к учителю;
6. Если ваша группа работает над текстом для совершенствования умений говорения, то дальнейшую работу выполняйте в таком порядке:
а) индивидуально прочтите текст и обсудите его содержание в группе;
б) выберите предложения, передающие основное содержание текста;
в) ознакомьтесь с речевой задачей и схемой ожидаемого высказывания, выберите предложения из текста для заполнения схемы, внесите в них необходимые изменения, сокращения, дополнения и т.д.;
г) составьте пересказ прочитанного, опираясь на схему;
д) перескажите текст в своей группе для его оценки или в другой группе как текст для аудирования;
е) при оценивании высказывания или пересказа текста принимаются во внимание: логичность, достаточность, завершенность высказывания, наличие точки зрения говорящего, наличие структур с новым лексико-грамматическим материалом, а также наличие ошибок и их характер. Оценивая друг друга, не забывайте быть тактичными и доброжелательными.
7. Если вам предстоит познакомить членов своей или другой группы с тем, что вы узнали, и проверить степень понимания сообщенной вами информации, то следуйте следующим рекомендациям:
– определите для себя порядок высказываний, они должны быть логичны и лаконичны;
– сообщите, о чём будет ваш рассказ:
“My story is about…”
“I’d like to tell you about…”
– предупредите членов группы, что после прослушивания вы проверите, как они поняли ваш рассказ:
“Listen to my story attentively. Then you’ll answer my questions/do a test.”
– во время рассказа следите за своей речью, говорите чётко, в нормальном темпе. Если вы не уверены в правильности произнесения отдельных слов, предварительно проконсультируйтесь с учителем;
– после окончания рассказа проконтролируйте, как вас поняли. Это могут быть вопросы или тест типа “True–False”;
– проверьте результаты тестового задания и отметьте в листе контроля.
8. Помните, что всё общение внутри и между группами должно вестись на иностранном языке.

Каждый участник группы (home group) получает свой текст для чтения: “SPRING”, “SUMMER”, “AUTUMN” или “WINTER”, – т.е. существует возможность дифференциации сложности заданий в соответствии с уровнем языковой подготовки обучающихся. Внутри одной группы дети работают над разными текстами. После прочтения текста ученики из разных групп, работавшие над одним и тем же материалом, встречаются и обмениваются информацией (expert groups). Это так называемая “встреча экспертов”. Затем они возвращаются в свои группы (home groups) и по очереди рассказывают о том, что узнали. Далее следует проверка понимания другими членами группы прослушанной информации, для чего могут быть использованы вопросы, а также тестовые задания типа “True–False”. “Сильным” ученикам можно предложить самостоятельно составить вопросы к тексту или разработать тестовые задания. В заключение обучающиеся должны оценить работу всех членов “home group”, записать результаты в лист контроля и сдать его учителю.

Great Britain: a Country of Traditions

Just like families have their own traditions, so do countries. It’s common knowledge that the British are lovers of traditions. Each season in Britain is connected with various colourful traditions, customs and festivals.

SPRING

St. David’s Day. March 1st is a very important day for Welsh people. It’s St. David’s Day. He is the “patron” or national saint of Wales. On March 1st, the Welsh celebrate St. David’s Day and wear daffodils in the buttonholes of their coats or jackets.
May Day. May 1st was an important day in the Middle Ages, the celebration of summer’s beginning. For that day people decorated houses and streets with branches of trees and flowers. In the very early morning young girls went to the fields and washed their faces with dew. They believed this made them beautiful for a year after that. Also on May Day the young men of each village tried to win prizes with their bows and arrows. People put up a striped maypole decorated with flowers and danced round it. Some English villages still have maypole dancing on May 1st.

SUMMER

The Trooping of the Colour. The Queen is the only person in Britain with two birthdays. Her real birthday is on April 21st, but she has an “official” birthday, too. That’s on the second Saturday in June. And on the Queen’s official birthday, there is a traditional ceremony called the Trooping of the Colour. It’s a big parade with brass bands and hundreds of soldiers at Horse Guards’ Parade in London. The Queen’s soldiers, the Guards, march in front of her. At the front of the parade is the flag or “colour”. The Guards are trooping the colour. Thousands of Londoners and visitors watch Horse Guards’ Parade. And millions of people at home watch it on television.
Swan Upping. Here’s a very different royal tradition. On the River Thames there are hundreds of swans. A lot of these beautiful white birds belong, traditionally, to the King or Queen. In July the young swans on the Thames are about two months old. Then the Queen’s swankeeper goes, in a boat, from London Bridge to Henley . He looks at all the young swans and marks the royal ones. The name of this custom is Swan Upping.
Highland Games. In summer, Scottish people traditionally meet together for competitions called Highland Games. After Queen Victoria visited the games at Braemar in 1848, the Braemar games became the most famous tradition in Scotland. Today thousands of visitors come to see sports like tossing the caber (a tall pole is thrown into the air as a test of strength) or throwing the hammer. The games always include Scottish dancing and bagpipe music.

Henley - a town on the Thames
to toss the caber - бросать бревно ( спортивное состязание )

AUTUMN

The State Opening of Parliament. Parliament governs modern Britain. But traditionally the Queen opens Parliament every autumn. She travels from Buckingham Palace to the Houses of Parliament, in a gold carriage – the Irish State Coach. At the Houses of Parliament the Queen sits on a throne in the House of Lords. Then she reads the Queen’s Speech. At the State Opening of Parliament the Queen wears a crown and crown jewels.
Guy Fawkes Day. November 5th is Guy Fawkes Day in Britain. All over the country people build wood fires, or “bonfires”, in their gardens. On top of each bonfire is a straw man. That is a figure of Guy Fawkes. He was one of a band of conspirators who wanted to blow up the Houses of Parliament and kill King James I and his ministers. However, the plot failed, Fawkes was caught on the 5th of November 1605. The conspirators were executed and Britain has celebrated Guy Fawkes night since then. Before November 5th, children use their guys to make money. They stand in the street and shout “Penny for the guy”. Then they spend the money on fireworks.

a guy - зд . чучело

WINTER

Up-Helly-Aa. The Shetlands are islands off the coast of Scotland. In the ninth century the Vikings from Norway came to the Shetlands. They came to Britain in ships and took away gold, animals and sometimes people.
Now, 1000 years later, people in the Shetlands remember the Vikings with the festival, which they call “Up-Helly-Aa”. Every winter people of Zerwick, the capital of the Shetland Islands, make a model of a Viking longship with the head of a dragon at the front. Then, on Up-Helly-Aa night in January, the Shetlanders dress in Viking clothes and carry the ship through the town to the sea and burn it there. The festival is a party for the people of the Shetland Islands.
Carol Singing. Originally, carols were songs performed with dancing at Christmas and other festivals. They were often sung outside houses by costumed actors called Mummers. Many of today’s carols have been written since the 19th century as Christmas hymns celebrating the birth of Jesus Christ.

1. Make home groups. Read one of the texts carefully. Find out more information about British traditions.
2. Answer the questions individually.

Text 1. “SPRING”

1. What holiday is a very important day for Welsh people?
2. What flower do people wear on St. David’s Day?
3. Is May Day an important celebration nowadays?
4. How did people celebrate May Day in the Middle Ages?
5. What is “maypole dancing”?

Text 2. “SUMMER”

1. What person has got two birthdays?
2. What ceremony is traditionally held on the Queen’s official birthday?
3. How can you explain the word “colour” in this text?
4. Does the Queen’s swankeeper mark all the swans on the Thames?
5. The Highland Games are not only sport competitions. What else do they include?
6. When did the Braermar games become the most famous tradition in Scotland?
7. What competitions for strong people are held in the Highlands?

Text 3. “AUTUMN”

1. Who traditionally opens Parliament?
2. For what purposes is the Irish State Coach used nowadays?
3. What does the Queen do in the Parliament and what does she wear?
4. What kind of person was Guy Fawkes?
5. How do people celebrate Guy Fawkes Day?
6. What do children usually do on Guy Fawkes Day?

Text 4. “WINTER”

1. Whom do the Shetlanders remember with Up-Helly-Aa festival?
2. What is the capital of the Shetlands?
3. How do the people of the Shetlands celebrate Up-Helly-Aa?
4. What are “carols”?
5. Is Carol Singing a Christmas tradition? Prove your answer.

3. Take True-False test.

Text 1. “SPRING”

1. St. David’s Day is a very important day for British people.
2. May Day is a very important celebration nowadays.
3. May Day is the celebration of spring’s beginning.
4. The symbol of St. David’s Day is a maypole.
5. The striped maypole is decorated with daffodils.

Text 2. “SUMMER”

1. The Queen’s official birthday is on the second of June.
2. Trooping of the Colour is translated on TV.
3. Swan Upping is the name of a custom of marking all swans.
4. The Highland Games were founded by Queen Victoria.
5. The Braermar games are the most famous tradition in Scotland.

Text 3. “AUTUMN”

1. At the Houses of Parliament the Queen sits in the Irish State Coach.
2. Modern Britain is ruled by the Queen.
3. “Bonfire” is a figure of Guy Fawkes.
4. Guy Fawkes is a national hero in Britain.
5. Guy Fawkes and his people wanted to blow up the Houses of Parliament and kill the king.

Text 4. “WINTER”

1. The Shetlands were colonized by the Vikings.
2. On Up-Helly-Aa, people burn a model of a Viking longship.
3. Carols are Christmas hymns.
4. Carols are costumed actors.
5. Carol Singing is performed only at Christmas.

4. Meet in expert groups.
– compare your answers for the questions
– compare your answers for the test
– work out a common answer

5. Meet in your home groups.
– take turns retelling the texts you have prepared
– let your team-mates take the True- False test
– explain them the details
– as you listen to your group-mates don’t forget to take notes
– don’t forget to fill the checking list and hand it to your teacher

KEYS TO THE TESTS

6. The whole class discussion.
Many people think that Great Britain is a country of traditions. Do you agree with this? What’s your opinion? Explain your point of view. While listening to your classmates be ready to give some more reasons to support or refute the point of view being discussed.

Технология обучения в сотрудничестве предусматривает использование таких активных форм, как диспут, пресс-конференция, дискуссия, ролевая игра.

Методика проведения диспута

Учащиеся делятся на 2 группы оппонентов и 1 группу редколлегии. Ведущим может быть учитель или хорошо подготовленный ученик. Например, данная форма работы может быть предложена как итоговый урок в 9 классе по теме “Спорт”

Обучающимся даётся 15 минут для подготовки к участию в диспуте “Спорт: за или против” . 1 группа просматривает и выбирает позитивные утверждения, связанные со спортом, а 2 группа – негативные. Обе группы вспоминают жизненные примеры из своего опыта или опыта других людей (спортсменов, медиков…).

3 группа (самая малочисленная 2-3 человека) готовит плакат с названием темы, значок для ведущего, вывешивает табличку с фразами на английском языке, например: Согласен/ не согласен, Я другого мнения, Я думаю, вы ошибаетесь и др.

Роль ведущего не только начать и завершить работу диспута или представить стороны оппозиции, но и быть связующим звеном, задавать вопросы, уметь направлять ту или иную группу в нужное русло, подводить итог.

Методика проведения урока “Пресс-конференция”

Все обучающиеся делятся на 3 группы по принципу лотереи.

1 группа – гости (из США, Великобритании…)

2 группа – представители прессы (газет, журналов), участники конференции

3 группа – редколлегия. Выбирается ведущий (учитель или наиболее подготовленный ученик). Даётся 15-20 минут на подготовку:

    1 группа просматривает и повторяет материал пройденной темы, выписывает отдельные слова, фразы.

    2 группа готовит интересные вопросы приглашённым гостям (приветствуются вопросы, заданные с юмором, вопросы личностно–ориентированного характера и вопросы, требующие ответа с опорой на знания обучающихся, выходящие за рамки программного материала учебника).

    3 группа подготавливает значок для ведущего (с Ф.И.), таблички с данными для гостей, таблички с названиями журналов / газет и приветственный плакат типа “Добро пожаловать в Россию!” или “Приветствуем участников конференции!” и т. д.

Остальные 20 минут длится сама конференция. Ведущий открывает конференцию, называет тему, цели, представляет гостей и названия издательств, представители которых участвуют в работе. Он же закрывает конференцию, благодарит участников за работу и подводит итоги. Еще одной формой группового общения, близкой к подлинному общению, является дискуссионная игра, в ходе которой обсуждаются актуальные и интересные для учащихся вопросы.

Каждый учащийся выбирает удобную для себя роль и высказывается от имени выбранного им персонажа. Таким образом, снимается психологический барьер страха перед языковой ошибкой, и предоставляется возможность высказать свое мнение.

Содержанием таких дискуссий обычно служит любая проблема реальной жизни. Например, выбор профессии, планы на будущее, отношения с родителями, защита окружающей среды, роль женщин в обществе и другие.

Дискуссия как форма работы считается сложной и требует проявления многих качеств коммуникантов, от которых требуется владение достаточным уровнем речевой компетентности, т.е. готовности включиться в реальную коммуникацию.

Данные коммуникативные действия можно реализовывать с помощью:

а) репликсогласия/ несогласия: Right, I think the same; I’m afraid you are wrong; I think...; Exactly; Absolutely; As for me...; On the contrary; I don’t think so;
б) фразивопросовуточняющегохарактера: What makes you think so? ;
Where have you got this information? ; Do you mean...? ;
What do you mean? ; What’s your idea about this? ; I believe...; Well, I suppose...;
в) эмоциональныхреакций: Unbelievable! ; That sounds strange; Incredible! How nice! Great! I can’t believe it;
г) обобщающихсуждений: On the whole; In general; Summing up all you’ve just said; Let’s come to a conclusion; The result is...;

Примерные темы групповых дискуссий :

    Is protection of the environment an important problem today?
    2. Should women work outside the home?
    3. How should the elderly people be taken care of?
    4. Is choosing a profession for secondary school graduates the responsibility of the parents only?
    5. Should teenagers work after classes to have their pocket money?
    6. An ideal family - fact or fiction?
    7. Is mass media a reflection of society?
    8. Television is a source of education and pleasure, isn’t it?
    9. “He who loves not his country can love nothing.”(Byron)
    10. Is education so important for the good of society?
    11. Peace on earth is everybody’s concern.
    12. The country expects every man to do his duty.

Примеры ролевых ситуаций :

1. You are a new pupil; you talk with your classmates about the timetable.
2. You were absent from school yesterday. Talk with your friends about what they did yesterday. Start the conversation.
3. You invited your friends to the birthday party. Start the conversation at birthday dinner.
4. You have just returned from a trip to Moscow. Start the conversation with your parents.
5. You are the shop assistant suggesting Christmas gifts to a group of schoolchildren.
6. You are a police officer in the street. Three members of a school group from the U.S.A. have become separated from their group. Help them to find the way to the hotel.
7. You are at your grandparent’s house watching television. You don’t like the programme. Try to convince your grandmother and grandfather to change to another one.
8. You are a librarian. Try to convince the boys who are not very much interested in reading to choose some interesting books for their English class.
9. You are customers talking with a waiter at a cafe.
10. You are two passengers talking with a stewardess on a plane.

Пример ролевой игры. Ток – шоу “ Sport in Our Life

Цель: развитие диалогической речи обучающихся, умения ориентироваться в различных ситуациях.

1. Разминка.

На основе пройденной темы “Sport in Our Life” проводится беседа с обучающимися о том, какие виды спорта они знают, какую роль спорт играет в их жизни. Учитель приглашает всех на ток-шоу “Sport in Our Life”. Говорит, что на съёмку этой передачи приглашены различные известные люди: братья Кличко, Алина Кабаева, Дэвид Бекхэм, Анна Курникова и т.д. Они расскажут о своих достижениях в спорте и о том, как они себя поддерживают в форме.

2. Объединение обучающихся в группы.

Обучающиеся вместе с учителем составляют общий план и поэтапную программу: обдумывают список приглашённых гостей, решают, кто будет брать интервью, ученики составляют вопросы либо готовят речь согласно своей роли.

3. Работа в группе.

Подборка информации о спорте, которая необходима для дачи интервью звёздам и которая поможет корреспондентам задать необходимые вопросы. Также определяется область обсуждения, т.е. виды спорта, которые распределяются между участниками. Обучающиеся делают наброски оформления, рабочие варианты выступлений, обсуждают вопросы по теме.

Возможные вопросы к участникам шоу:

    What role does sport play in your life?

    Why, according to your opinion, do many people go in for sport?

    How long are you in sport?

    In what worldwide competitions have you ever taken part?

    If you were a child, would you like to change anything in your life?

    What sports can you call: a) the most beautiful, b) the most dangerous, c) the most useful for health, d) the most interesting to watch.

4. Проведение шоу.

5. Рефлексия

И еще один пример работы в малых группах сотрудничества. Изучая или повторяя тему «Праздники англоговорящих стран», можно организовать работу следующим образом. Учитель на доске (или на карточках, которые размещаются в разных углах класса) пишет названия 3 – 4 праздников (в зависимости от количества обучающихся). Каждый ученик выбирает праздник, о котором он больше знает, который ему больше нравится. Таким образом, формируются группы из 3-4 человек. За 15-20 минут участники группы должны обсудить выбранный праздник, стараясь собрать всю информацию. Кроме того, они должны придумать вопросы для других групп. Таким образом, обобщается материал,

Целью обучения иностранному языку в гуманистической педагогике, по мнению Гальсковой Н.Д., является развитие у обучающегося способности к межкультурному взаимодействию и к использованию изучаемого языка как инструмента этого взаимодействия. Сопоставление нового, приобретаемого учеником опыта, с имеющимися у него знаниями сопровождается приобретением его индивидуального опыта. Приобретение индивидуального опыта обучающегося осуществляется за счет активизации процесса обучения. А это достигается путем применения технологии развития критического мышления посредством чтения и письма.

Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

В данной технологии принципиально меняется роль учителя. Он становится партнером, активизирующим и направляющим учебный процесс. Обучающиеся учатся бесконфликтному обмену мнений. Осуществляется личностно-ориентированное обучение, при котором каждый ученик не просто получает очередной объем готовых знаний, а вовлекается в процесс конструирования знаний на основе равноправных партнерских отношений.

Американские педагоги Дж.Стил, К.Мередит и Ч.Темпл разработали структуру технологии РКЧМ, состоящую из трех стадий: вызов, осмысление содержания, рефлексия.

Первая стадия (стадия вызова) -актуализирует имеющиеся знания обучающихся, пробуждает интерес к теме; именно здесь определяются цели изучения материала. Для этого используются различные приемы и стратегии, например, кластеры.

Так, при изучении в 8 классе раздела «Праздники» можно составить кластер: Your associations to the word Christmas ”.Учитель создает проблемную ситуацию, вызывая у учеников воспоминания о данной теме, обращаясь к их собственному опыту. Эта стадия состоит из двух элементов - мозгового штурма и создания кластера. Информация выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется в группах. После того, как обучающиеся составили кластер, можно предложить им составить предложения по данной теме. Ученики составляют предложения по теме, обмениваются информацией, работают в группах. Каждая группа называет предложение, и предложения записываются на доске. Та команда, которая дала предложение, задает вопрос.

Вторая стадия-осмысление нового материала. Здесь происходит основная содержательная работа с текстом. На данном этапе обучения в процессе работы с новой информацией ученикам предлагается использовать такой прием, как маркировка текста символами:” v ”-знаю,”+”-новая информация,”-“-что я узнал, не совпадает с тем, что я знал,”?”-недостаточная информация, надо побольше узнать. То, что обучающиеся узнали из текста мы дополняем другим цветом к кластеру.

Третья стадия-размышления или рефлексии. Здесь обучающийся осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу. На данном этапе обучающиеся отвечают на вопросы, обсуждают свое отношение к празднику, а также выполняют творческую работу в форме пятистишия – синквейна (это стих из пяти строк, который требует систематизации информации в сжатой форме по теме).

Таким образом, используя приемы и стратегии технологии развития критического мышления, можно «вооружить» обучающихся самыми разнообразными ресурсами в работе с различными типами информации. Ребята учатся работать с текстом: оценивать информацию, выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника.

Применение инновационных технологий обучения на уроках английского языка помогает решать проблемы речевого общения школьников с различным уровнем способностей, эффективного использования времени урока, повышения мотивации к изучению английского языка. Новые формы речевого общения на уроках способствуют формированию творчества, познавательной активности, самостоятельности детей.

Королева Лариса Дмитриевна,учитель английского языка,МАОУ «Гимназия№2» г. Пермь[email protected]

Куликова Юлия Владимировна,учитель английского языка, МАОУ «Гимназия№2» г. Пермь[email protected]

Инновации в преподавании английского языка в современном образовательном учреждении

Аннотация. В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня –это модель обучения всех детей завтра.

Ключевые слова: английский язык, интернеттехнологии, международные экзамены, интернетконкурс, одаренные дети

Если хочешь получить то, чего у тебя никогда не было делай то, чего никогда не делал!

Американский психолог Дж. Рензулли предложил такое определение одаренности: "одаренность -результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень; творческого подхода и настойчивости".Многие исследователи отмечают, что одной из характеристик одаренных детей является высокий уровень познавательной мотивации. Нет сомнения в том, что одаренного ребенка не устраивают традиционные методы обучения, так как у него нет возможности особо проявить, реализовать себя и, поэтому его одолевают скука, монотонность, а иногда и отрешенность от всего, что происходит на уроке.Задача учителя обеспечить условия для проявления способностей и выявления скрытых задатков ребенка,поэтому основное направление нашей методической работызаключается в создании единой системы работы с одаренными детьми как условия развития ключевых компетентностей ребенка. По нашему мнению, систему работы с одаренными детьмиможно разделить на три части:

урочная деятельностьвнеклассная работасистема дополнительного образования

В данной работе авторы поделятся опытом приобщения учащихся к изучению английского языка через организациювнеклассной работы по предмету, а также результатами работы с учащимися, имеющими высокую мотивацию к изучению английского языка. Авторы считают, что разработанные элективные курсы и творческие проекты позволяют говорить о создании системы дополнительногообразования, направленной на профилизацию одаренных учащихся.Нас заинтересовала идея дистанционного обучения, так как дистанционное обучение, как форма дополнительного образования,дает возможность реализовать основные принципы современного образования:«обучение для всех» и «обучение в течение всей жизни» и становится все более востребованным и популярным. Дистанционное обучениепредставляет собой способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных ИКТ, позволяющих осуществлятьобучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся, что являетсяглавным преимуществом. При работе с данным курсом нами используется методика асинхронного дистанционного обучения.Ученик и преподаватель могут работать автономно, в удобном для себя режиме. Необходимо отметить, что при этом повышаются самостоятельность, инициативность и ответственность учеников.Для нас важным является и тот факт, что технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:создание образовательного пространства;формирование у учащихся познавательной самостоятельности и активности;развитие критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.Так появилась идея создания дистанционного элективного курса«Английский для олимпийцев»по подготовкек участию в олимпиадах и конкурсах. Дистанционный курспредназначен для учащихся 5 классов общеобразовательных школ проявляющих особый интерес к изучению английского языка. Известно, что олимпиадные задания –это всегда задания повышенного уровня, которые нелегко выполнить со стандартным запасом школьных знаний. Участие школьников в различных олимпиадах позволяет провести отбор тех учащихся, у которых творческий потенциалсочетается с языковыми способностями, а знания необходимых языковых правил, явлений и реалий –с умением применить их на практике. Была написана программа элективного курсакак методическое сопровождение курса и получена рецензия.Цель программы–развитие индивидуальности школьников, предоставление возможности создать собственную образовательную траекторию, подготовка к участию во Всероссийских,Международных дистанционных и очных олимпиадах школьников по английскому языку.Данную программу следует рассматривать как систему использования английского языка в развитии индивидуальности школьника, котораянаправлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации. В процессе обучения по данному курсу учащиеся познакомятся с форматом олимпиад и будут практиковаться в выполнении интерактивных олимпиадных заданий. Необходимость курса заключается в том, что его изучение поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Основная образовательная задача курса определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по иностранным языкам, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к участию в олимпиадах по иностранным языкам. Отличительной особенностьюпредлагаемого курса является разнообразие практических работ для закрепления полученных знаний и формирования навыков и умений, необходимых для успешного участия в олимпиадах. Программа предусматривает установление степени достижения итоговых результатов через систему контроля в форме тестирования учащихся в формате олимпиады.Дистанционный курс был размещенна официальном сайте школы, что дало возможность реализации дистанционного обучения. http://englympic.zz.mu/Результаты выполнения интерактивных упражнений отслеживаются с помощью электронной рейтинговой таблицы, которая доступна учителюкуратору. На сайте в открытом доступе размещена технокарта, позволяющая ученикам следовать режиму работы.Курс имеет практическую часть выполнение тренинговых интерактивных упражнений, очное решение олимпиадных заданий, а также участие в различного уровня очных и заочных олимпиадах.Благодаря дистанционной организации работы обучениеанглийскому языку строится в рамках личностноориентированной парадигмы обучения. В центре всего учебного процесса находится учащийся со своими потребностями, опытом, знаниями, целями и личностными особенностями. Учащийся является активным субъектом и полноправным участником учебного процесса, а не объектом, основной задачей которого являлось бы механическое восприятие новой информации. В отличие от традиционного обучения, в дистанционном обученииосуществляется компетентностный подход. Действительно,

учитель не претендует на обладание монополией знания, он занимает позицию организатора, консультанта. Онлишь организует (регулирует,

направляет) процесс. Позиция ученика в традиционном образовании -подчиненная, безответственная, объект педагогических воздействий. В компетентностном подходе ученик сам отвечает за собственное продвижение, он субъект собственного развития, в процессе обучения.Мысчитаем, что ученик в процессе прохождения дистантного обучения должен не выучить чтото, а научиться чемуто. В процессе обучения ребёнок должен приобрести личный опыт. Предлагаемые практические задания в разделах «Аудирование», «Чтение», «Практика», «Письмо»созданы для приобретения такого опыта, что характерно длядеятельностногоподхода.Работу с одаренными детьми мы продолжаем на средней ступени обучения, а именно в 78 классах, но работа ведется в другом направлении. На этом этапе обучения мы знакомим учеников с азами ведения исследовательской работы. Нами была разработана и апробирована программа элективного курса «Исследовательская деятельность школьников средней ступени». Цель курса совершенствование метапредметных знаний, умений и навыков обучающихся, обучение методике ведения научного исследования, создание вторичного авторского текстана основе, полученной в ходе исследования информации, приобретение навыков публичной защитысвоего труда. Предлагаемый элективный курс рассчитан на тех школьников, которые проявляют интерес к английскому языкуи желают углубить и расширить свои знания по этому предмету.В курсе формируются общепредметные умения, такие как: определить план организации исследовательской работы, оформить результаты поиска, проанализировать и оценить полученные результаты, выбрать способ представления материала. В курсе осуществляются межпредметные связи, где английский язык выступает как средство для достижения поставленных целей ведения исследовательской работы.Предлагаемыев курсе задания носят проблемный характер, рассчитаны на сознательный подход к изучаемому материалу, стимулируют умственную деятельность обучаемых, способствуют выработке умений точного выражения мысли, построения логического рассуждения и системы аргументации.Тем самым данный курс способствует обеспечению образовательных потребностей учащихся и организации учебного процесса на основе индивидуализации учебной деятельности учащихся. Актуальностьпредлагаемого курса заключается в полной включенности учащегося в учебную деятельность за счет его заинтересованности в результате, в возможности поиска и обобщения информации, представлении работы на научнопрактической конференции, участие в проектах различного уровня. Новизнапрограммы заключается в соединении основного, дополнительного и индивидуального образования с практической и исследовательской деятельностью учащихся. По нашему мнению организация исследовательской деятельности учащихся способствует формированию самостоятельного мышления учащихся, развитию мыслительных операций (анализ, синтез и т.д.), поиску оптимальных решений проблемных ситуаций.Курс имеет практическую часть

представить результаты своей работы в удобнойдля восприятия форме. Оценка знаний и умений учащихся проходит в виде защиты исследовательской работы или проекта.Предполагаемые формы реализации проекта учебноролевая экспедиция (экскурсия), играпутешествие, конференции по проблемам исследований, выпуск альбома/альманаха, представление проекта, систематизация справочного материала и создание картотеки, создание дополнительных учебных материалов.При работе с курсом был соблюден принцип перехода от коллективной к индивидуальной работе.Выбор этого принципа обусловлен, вопервых, тем, что коллективная аудиторная работанаиболее привычна для ученика и учителя для введения материала, обучения новым технологическим подходам и методам; вовторых, тем, что навыки индивидуальной работы над заданиями по проекту должны быть сформированы в достаточной мере у каждого учащегося. Поэтому в процессе обучения важен постепенный переход от коллективной к индивидуальной и самостоятельной работе. Итогом работы над курсом стала зачетная работа, на которой ученики представили на суд жюри свои исследовательские работы.Ежегодно в Перми проводится муниципальный проект «Расширение практики независимой оценки уровня владения английским языком в соответствии с международными стандартами ». В 2013 году мы решили принять участие впроекте, так как все большее количество наших учащихся сдали, сдают и собираются сдавать международные экзамены. Мы разработали проект городского интернетконкурса «FlywithCambridgeExams», который направлен на ознакомление со структурой международного экзамена посредством дистанционных технологий для привлечения широкого круга учащихся, овладение английским языком в соответствии с международными стандартами через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, развитие профессионализма учителей английского языка и сертификации уровня профессиональной компетенции педагогов. Целью проекта является создание условий для успешной подготовки учащихся к сдаче международных экзаменов посредством использования дистанционных технологий в обучении английскому языку. Международный экзамен предоставляет возможность независимой оценки уровня владения языком и является средством дополнительной мотивации к дальнейшему изучению английского языка.Материал экзаменов, охватывающий все виды речевой деятельности, основан на реалиях современной жизни, типичных коммуникативных ситуациях и служит формированиюуверенности в практическом пользовании иностранным языком как средством общения и эффективного межкультурного взаимодействия в ситуациях обучения и отдыха.Результаты экзаменов не имеют срока давности, признаются средними и высшими учебными заведениями, работодателями, правительствами во всем мире, и способствуют развитию мотивации подростков в овладении иностранным языком.Мы проананализировали ожидаемые результаты:Для учащихся:Повышение качества языковой подготовки учащихся в гимназии, обеспечение оптимальных условий для самореализации учащихся в процессе обучения английскому языку, освоениеформата заданий международного тестирования с последующей сдачей международных экзаменов.Для родительской общественностиОбеспечение выполнения социального заказа родителей школьников по подготовке учащихся по английскому языку на требуемом уровне для продолжения образования в соответствии с выбранной профессией.Для педагогического сообществаОбеспечение возможности качественного выполнения социального заказа учащихся гимназии и их родителей. Повышение профессионального и психологопедагогического мастерства учителей английского языка МАОУ «Гимназии №2» и создание условий для расширения сетевого сотрудничества гимназии с организациями дополнительного образования и вузами.Для системы образования района и городаДеятельность учителей английского языка МАОУ «Гимназия №2» в важном направлении по созданию модели лингвистического образования способнареально повысить эффективность языковойподготовки в области английского языка и оказать содействие в профильной ориентации учащихся. Возможные результаты реализации проекта способствуют ознакомлению с форматоммеждународных экзаменов и возможности получения независимой оценки уровня владения английским языком по общеевропейской шкале компетенции владения иностранным языком.В октябре нашинтернетконкурс «FlywithCambridgeExams», в котором приняли участие 71 ученик 710 классов города Перми,был размещен на сайте гимназии http://englympic.zz.mu/?view=test&test=20,. Второй этап конкурса находится в разработке. По окончании второго этапа будет объявлен победитель, который станет счастливым обладателем сертификата, дающего право на бесплатную сдачу международного экзамена.Описанная выше система дополнительного образованияпозволила нам сформировать профильные классы на старшей ступени обучения. Учащиеся старших классов требуют более пристального внимания учителя, и работа с одаренными детьми приняла форму театрального проекта, который мы смогли воплотить в жизнь благодаря сотрудничеству с LewisSchoolofEnglishи режиссером Джессикой Холлоуэй. Проект длился две недели, втечение которых дети разучивали роли, писали сценарий, придумывали оформление сцены, шили костюмы, знакомились с тайнами актерского мастерства и учились двигаться и говорить на сцене. Премьера спектакля “TheWishList” имела огромный успех у родителей, учителей и учащихся гимназии.Участие в театральных постановкахпо праву считается важной составляющей при обучении английскому языку. Создание ситуации успеха помогает учащимся преодолеть «языковой барьер», который является психологическим препятствиемдля общения на иностранном языке в реальной жизни. Театральные постановки это именно та форма организации работы с учащимися, которая отвечает требованиям личностноориентированного подхода в образовании и содействует становлению человека, развитию еготворческого потенциала и индивидуальности.Отличительной чертой театральных проектов является создание условий для творческой самореализации учащихся через развитие их способностей.Вовлечение учащихся в мир театра дает педагогу уникальную возможность знакомить школьников с культурой родной страны, а также с обычаями и традициями страны изучаемого языка,побуждает к саморазвитию и самосовершенствованию. Английский язык в данном случае становится средством выражения мыслей, чувств и эмоций для осуществления практической коммуникации и способствует формированию и развитию иноязычной речевой компетенции.Овладение иностранным языком означает не только языковое, культурное и интеллектуальное обогащение, но также и обогащение переживаний. Обращение к театральной педагогике помогает ученику лучше сориентироваться в окружающем мире, пройти социальную адаптацию. Учащиеся развивают в себе такие навыки и умения, которые они смогут затем применить в реальнойповседневной жизни: пользоваться новыми информационными технологиями, быть готовыми к межличностному сотрудничеству, что полностью соответствует принципам системнодеятельностного подхода, являющегося методологической основой новых ФГОС.В 2013 году учащиеся профильной группы по изучению английского языка познакомились с новой формой работы, а именно с вебквестом “WhyShouldWeLearnBodyCommunication?” (www.gum2.jimdo.com) Это своего рода групповое сотрудничество, итогом которого может являтся проект или ролевая игра. В переводе с английского это продолжительный целенапрвленный поиск, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Учащиеся получают заданиев виде гиперссылок, пройдя по которым они выходят на реально существующие сайты. Таким образом они анализируют и отбирают материал по заданной теме с дальнейшей презентацией результата своей работы.Цельданного вебквеста: Формирование социокультурных знаний на примере различий в невербальной коммуникации у представителей разных стран и национальностей для повышения межкультурной осведомленности.Работа ведется в режиме малых групп. Учащиеся должны четко понимать, что нужно делать, чтобы прийти к конечному продукту, поэтому четко прописывается процедура выполнения заданий и указывается время выполнения каждого задания. Задания строятся по принципу «от простого к сложному». На первом этапеучащиеся работают с лексикой по теме «Невербальное общение», знакомятся с новыми словами, делают записи в словаре и выполняют онлайн упражнения на проверку словарного запаса по теме. Работа на данном этапе организована таким образом, чтобы подготовить учащихся к ответу на заданный вопрос. Второй этапподразумевает работу с текстами, размещенными на аутентичных сайтах, анализ текстовой информации, обсуждение в группе и ответ на поставленный вопрос. Последнее задание второго этапа включает тест на понимание прослушанной аудиозаписи и решения викторины по теме. Третий этапсодержит подсказки, которые помогают людям понимать язык жестов в реальной жизни у представителей различных стран, и завершается онлайн викториной. Четвертый этапготовит учащихся к ответу на вопрос о необходимости понимать язык жестов и помогает учащимся использовать полученные знания на практике. В заключении, выполнив все задания поэтапно, учащиеся могут посмотреть документальный фильм о секретах невербального общения. Необходимо заметить, что работа с данным вебквестом имеет практическую направленность: помимо отработки навыков говорения, чтения, аудирования и письма, учащиеся получают знания о культуре изучаемого языка. Последняя страница вебквеста содержит подробные критерии оценки работы и дает возможность провести рефлексию и спрогнозировать свою отметку. Результатом работы с вебквестом является публикация работ.Работа малых групп организована в режиме сетевого взаимодействия. Учащиеся публикуют результаты своих исследований на Googleстраничках группы, там же находятся отчеты о проделанной работе. Заключительный урок посвящен устной защите результатов и презентацией в формате PREZIили GLOG. Учащиеся успешно справились с поставленными задачами. Следовательно, проанализировав вышеизложенные факты, мы можем прийти к выводу, что система дополнительного образования открывает новые возможности для вовлечения учащихся в изучение английского языка и достижения высоких результатов. Тот факт, что учащиеся знакомы с основными принципами ведения исследовательской работы, позволяет проводить ежегодные исследовательские конференции в рамках профильного потока учащихся, изучающих английский язык на углубленном уровне.Нужно заметить, что данная работа требует внесения изменений вдеятельность учителя. Именно поэтому мы продолжили работу по поиску интересных и эффективных форм и методов подачи материала и формирования УУД и разработали проект «Медиаобразовательные технологии как средство подготовки к сдаче экзаменов в формате ЕГЭ по английскому языку».Ни для кого не является секретом, что в настоящее время уже существует поколение школьников и студентов, для которых более привычным является восприятие аудиовизуальной информации, недаром в англоязычной литературе его называют GenerationDotCom. Знания того, как функционируют медиа, как мы взаимодействуем с ними и как мы можем использовать их с максимальной пользой, становятся необходимым компонентом компетентности современного человека.Из опыта работы в школе знаем, как важноучителю найти средства, оказывающие эмоциональное воздействие на школьников, вызывающие и поддерживающие их интерес к обучению, что не может не сказаться благотворно на результатах итоговой аттестации. Знакомство учащихся с медиакультурой и аудиовизуальными текстами позволяет использовать в процессе обучения и подготовки к экзаменам аутентичные тексты, современную лексику, соединяет в себе различные аспекты акта речевого взаимодействия и имеет высокую информативную, образовательную, воспитательную и развивающую ценность.

И снова мы сталкиваемся с тем, что традиционные методы обучения с применением формального подхода и рутинной однообразной работы ограничивают свободу в выражении своей точки зрения, ликвидируют самостоятельность учащихся, снижают мотивацию. Вто время как интеграция медиаобразования в преподавание иностранных языков перспективна, потому, что развивает индивидуальность учащихся, самостоятельность мышления,формирует творческую личность, что помогает создать ситуацию успеха при сдаче экзаменов.Дальнейшей целью работы в этом направленииявляется использование медиаобразовательных ресурсов для создания методического комплекса тренировочных упражнений в формате ЕГЭ. Нельзя забывать о летних каникулах, которые составляют значительную часть свободного времени учеников. Именно это время благоприятно для организации летних профильных лагерей. По мнению авторов, занятия в летнем лагере, безусловно, расширяют возможности для творческого развития, социализации и профориентации. Летний лагерь как специально организованное воспитательное пространство способствует вовлечению детей в творческий процесс в атмосфере психологического комфорта. Поэтому учащиеся профильной группы получают возможность продолжать углубленно заниматься английским языкомв июне. Результатом работы пришкольного летнего лагеря мы считаем возросшую мотивацию к изучению английского языка, интеграцию различных образовательных компетенций, которые становятся надпредметными и будут востребованы не только в школе, но и в семье, и в кругу друзей, и в будущих производственных отношениях. Основная задача профильного лагеря –приобретение детьми коммуникативных навыков английского языка. Мы стремимся сделать занятия в лагере увлекательными и максимально эффективными, потому что нам не безразлично с каким настроением наши ученики вернутся в школу в сентябре.По мнению экспертов аттестационной комиссии педагогов, участие наших учеников в различных конкурсах и олимпиадах говорит о высочайшей активности учащихся в проявлении уровня своей коммуникативной компетенции.

«Инновационные технологии в преподавании английского языка»

Тема: «Инновационные технологии в преподавании английского языка»

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя – активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет – ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученное™, склонностей и т.д.

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают:

изучение лексики;

отработку произношения;

обучение диалогической и монологической речи;

обучение письму;

отработку грамматических явлений.

Возможности использования Интернет – ресурсов огромны.

На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.

Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.

^ Новые информационные технологии в обучении английскому языку

Содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении. Р. Вильяме и К. Макли в своей статье “Компьютеры в школе” пишут: “Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучения других, и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина может “дружелюбно” общаться с пользователем и в какие-то моменты “поддерживать” его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания”.

Основная цель изучения иностранного языка в средней школе – формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета.

Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, что мотивирует изучение структуры и словаря иностранного языка, которые служат этой цели. Таким образом, внимание учащихся концентрируется на использовании форм, нежели на них самих, и обучение грамматике осуществляется косвенным образом, в непосредственном общении, исключая чистое изучение грамматических правил.

Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:

электронную почту (e-mail); телеконференции (usenet); видеоконференции;

возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;

доступ к информационным ресурсам:

справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy); поисковые системы (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite); разговор в сети (Chat).

Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке.

Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственное рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы.

^ Обучение аудированию, чтению, письму с помощью Интернета

Интернет – превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире. Таким образом, можно с помощью Интернет превратить классную комнату в агентство новостей , а своих учеников – в первоклассных репортеров. Такой вид деятельности подойдет для старших классов, так как включает в себя объемное чтение и искусство интерпретации, беглую речь.

Можно предложить ученикам работать по двое или по трое, исследовать статьи, охватывающие все стороны жизни: передовицы, спорт, погоду, культуру… Преимущество такой работы заключается в полной вовлеченности всего класса в сочетании с дифференциацией заданий: сильные ученики могут заняться исследованием более трудных статей, в то время как более слабым можно поручить отчет о погодных условиях или что-нибудь из области культуры.

Обучение письму

Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты,

^ Интернет, как средство коммуникативности

В настоящее время приоритет отдается коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте, автономности и гуманизации обучения.

^ Коммуникативный подход – стратегия, моделирующая общение, направленная на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним, а так же на осознание требований к эффективности высказывания.

Одним из новых требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием Интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью.

Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Более того, Интернет развивает навыки, важные не только для иностранного языка. Это, прежде всего, связано с мыслительными операциями: анализа, синтеза, абстрагирования, идентификации, сравнения, сопоставления, вербального и смыслового прогнозирования и упреждения и т.д. Таким образом, навыки и умения, формируемые с помощью Интернет-технологий, выходят за пределы иноязычной компетенции даже в рамках “языкового” аспекта. Интернет развивает социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность в себе и их способность работать в коллективе; создает благоприятную для обучения атмосферу, выступая как средство интерактивного подхода.

Сайты, развивающие знание английского языка

Несомненно, Интернет может использоваться в качестве эффективного приложения для развития грамматических, лексических навыков и умений, проверки знаний. Сюда входят всевозможные тренировочные лексические, грамматические, фонетические упражнения, тесты на чтение, грамматику, IQ-тесты и т.д. Преподаватели или сами школьники могут находить такие сайты на WWW.

http://rudocs.exdat.com/docs/index-152438.html


Top