Жуткие медицинские процедуры женщин Древней Греции. Положение женщины в Древней Греции и Риме

Как в традиционных, так и некоторых современных обществах на протяжении столетий женщины устранялись из публичной жизни и властных сфер общества. Большинство мыслителей, от античности до Нового времени, считали, что положение женщины обусловлено ее биологической природой, и, употребляя понятие «человек», имели в виду «мужчина». Это представление стало настолько общепринятым, что даже в наши дни мы слышим его отголоски. В связи с этим М. Фуко писал: «проказа и прокаженные исчезли, но осталась сама структура». И в наши дни мы нередко становимся свидетелями дискриминации женской половины населения как в частной и семейной жизни, так и в общественно-политической, государственной деятельности.

Общеизвестно, что в Древней Греции женщина занимала второстепенное положение. Поиск причин, сложившегося статуса древнегреческой женщины, попытка обрисовать реальную степень зависимости частной жизни женщины от мужчины представляется нам весьма актуальным. Оправдано обращение к данной теме в связи с развитием феминизма в экономически развитых странах, а также распространением нового теоретического направления в исторических исследованиях - гендерного, в основе которого лежит универсальный принцип угнетения одного пола другим.

Современные исследователи связывают подчиненное положение женщин в обществе с гендерным разделением труда, начало которому было положено в период перехода от охоты и собирательства, предполагавших равные доли мужчины и женщины в хозяйстве, к земледелию и скотоводству, усиливших роль мужчины и закрепивших стереотипы «мужчины-добытчика» и «женщины-хранительницы очага». Социальное неравенство в традиционном обществе, имущественные интересы и властные отношения нашли отражение в гендерной стратификации общества. Исследование Л.С. Ахметовой «Женщины в античности» в полной мере можно назвать гендерным. Л.С. Ахметова анализировала неравное с мужчиной положение греческой женщины, полагая, что оно является исторически сложившимся, а поэтому и справедливым. Интересно, что не все исследователи придерживаются этой точки зрения, поэтому представляется необходимым сопоставить имеющиеся исследования.

Тема роли женщин в античном мире не нова для антиковедения. В современной западной историографии она достаточно популярна. Существует немало исследований различных сторон жизни и деятельности наиболее известных представительниц аристократической элиты, а также простых жительниц античных полисов. Особо велик был интерес исследователей к положению античной женщины в обществе в связи с изучением демографических процессов в Древней Греции. Один из ярких примеров - статья Н.А. Кривошты «Демографические и психологические аспекты……».

Ф. Арский в «Перикле», Г. Берве в «Тиранах Греции», Г.В. Блаватская в статье «Из истории греческой интеллигенции….» особо рассматривали проблему женского влияния на политику царей, династов и других «сильных мира сего».

Немало внимания как в отечественном, так и в зарубежном антиковедении уделялось культурологическим и общечеловеческим сторонам женского вопроса в античности, в том числе сексуально-этическим нормам жизни и поведения древнегреческой женщины. Перечислим наиболее значимые на наш взгляд работы: А. Боннар « Греческая цивилизация», Д.Е. Дюпуи «Проституция в древности», К. Куманецкий «История культуры Древней Греции и Рима», Т.Крупа « Женщина в свете античной эротики…», Е.В. Никитюк «К вопросу о гетериях в Греции….». Каждая из этих проблем в отдельности многообразна и сложна, а потому не может быть решена в единственном исследовании, так как требует фундаментального и многостороннего подхода.

Наибольшее количество работ в зарубежной историографии вопроса, а именно в труды П. Гиро «Частная и общественная жизнь греков», Ф. Велишского «Быт и нравы древних греков и римлян», Л. Винничук « Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима», А.И. Марру « История воспитания в античности», А. ван Хофа «Женские самоубийства в античном мире….» и в отечественных авторов: Ю.В. Андреева «Спартанская гинекократия», А.В. Коптева «Античное гражданское общество», А.В. Петрова «Женщины в религии и философии в античности» посвящено повседневной жизни женщин Древней Греции, их месту в организации семьи и воспитании детей. Исследователи, как правило, стараются связать эти вопросы с общей полисной структурой греческого общества, взаимоотношениями между различными слоями населения и государственной властью. Многие аспекты проблемы места женщины в политической структуре античного общества анализируются с точки зрения социально-экономических и общественно-политических отношений, а также сословной и имущественной дифференциации населения полисов.

Важно отметить специальные исследования о роли гетер в политической жизни греков VI-V вв. до н.э., т.е. в период острой политической борьбы между олигархией, демократией и тиранией, и об их влиянии на победу тех или иных политических группировок или партий: М. Фуко «История сексуальности…», А. Кравчука «Перикл и Аспазия», Ф. Арского «Перикл», Г.В. Блаватской, Т.Н. Крупы «Истории античных гетер…», Т. Мякина «Беседа о Сапфо».

Некоторыми исследователями рассмотрены проблемы воспитания девочек в античном мире. Данная сторона большой проблемы вплотную подвела ученых к анализу сексуально-этических аспектов религии и культовых обрядов у греков и римлян, их влияния на семейные отношения, морально-этические нормы поведения и сознание древних.

Традиционный для историографии сюжет - брачная политика правителей и правительниц в классическую эпоху, а также политические портреты наиболее известных представительниц правящих династий и жен государственных деятелей - разрабатывался в последнее время, пожалуй, наиболее интенсивно. Это работы А. Федосика «женщины-легенды», М.Н. Ботвинника и М.Б. Рабиновича «Знаменитые греки и римляне…».

Не случайно, что, как до революции, так и в наши дни предпочтение в ее освещении отдавалось переводным работам зарубежных авторов. . И все же, интерес к образу женщины в античности в начале XX в. до н.э. у отечественных ученых был явно выше, чем в последние годы. Женщина в древности интересовала многих, прежде всего как ключевая фигура семьи и брака. Впоследствии женский вопрос поднимался антиковедами в таком же традиционном ключе: брак, семья, воспитание детей, семейные отношения и гражданство, семья и государственная власть. Лишь изредка и в самой общей форме затрагивались проблемы повседневной жизни женщины в античности - мода, развлечения, обыденные занятия по дому и т.д. Однако эти стороны жизни не стали предметом специальных исследований, поскольку рассматривались как часть общих проблем социально-политических и социально-экономических отношений, либо в исключительно справочной форме изложения.

Другой аспект, привлекавший внимание отечественных антиковедов в связи с проблемой «женщина в античности», касается изучения рабства и рабовладельческих отношений. Каким был социальный статус женщин-служанок, кормилиц, воспитательниц детей, а также женщин-вольноотпущенниц и женщин, которых отдавали в услужение богиням в качестве иеродул, т.е. прислуги или «жриц любви» в храмы? На эти и другие вопросы пытались ответить в своих исследованиях. Исследователи Г.М. Роджерс «Строительная деятельность женщин в Эфесе», А.В. Петров, Л.С. Ахметова, А. Боннар.

Поскольку в дипломной работе положение гречанки анализировалось, прежде всего, по материалам древнегреческой литературы, были использованы публикации, в которых анализируется творчество Сапфо, Аристофана, Эсхила, Еврипида, Софокла, Алкея и других греческих лириков, драматургов и комедиографов, неоднократно освещавших вопросы любви, семьи, эмансипации женщин, женской красоты, характера, поступков, политической и социальной активности. Это работы Г.П. Анпетковой-Шаровой « Античная литература», Г. Бояджиева «От Софокла до Брехта…», Т.В. Гончаровой «Еврипид», Г.И. Гусейнова « Аристофан», Б.А. Гиленсона, И.М. Кандобы «Греческая трагедия как источник по изучению положения женщин в Древней Греции», Н.А. Чистяковой, С. Шервинского, В.Н. Ярхо «Античная лирика», «Эсхил», «Античная драма: технология мастерства».

Подходы к этим вопросам намечались самые разные: здесь и чисто филологический анализ произведений, и раскрытие образов героев и героинь и социальные мотивы поведения персонажей, и морально-психологические аспекты их поступков и привычек. Отмечалось, что посредством этих понятий античные писатели и поэты пытались отразить современные им устои жизни, политику и мораль. Так, по мнению А.Н. Деревицкой, «женщина в их произведениях служила лишь фоном или аллегорическим мотивом для выражения более глубоких внутренних процессов и событий, происходивших в обществе».

Целью этой работы является изучение роли женщины в различных сферах общественной и политической жизни греческих полисов:

Выявить особенности жизни гречанок в древности, а так же правила, которым была подчинена жизнь женщины в древней Греции;

Рассмотреть роль женщины в политическом управлении полиса;

Осветить условия заключения брака и положение женщины в семье;

Изучить, как складывались внебрачные отношения мужчин и женщин;

Анализируя биографии некоторых знаменитых женщин Греции, доказать, что их судьба была скорее исключением для греческого мира, чем правилом;

Проанализировать женские образы, представленные в древнегреческой литературе, выяснить, насколько литературные образы гречанок соответствовали социальному полисному идеалу.

Хронологические рамки работы достаточно широки, они охватывают период с конца VII в. до н.э. по IV в. до н.э., так как необходимо учитывать, что процесс смены традиций, норм и законов протекает весьма медленно; необходимость обратиться к столь длительному историческому периоду вызвана стремлением к объективному освещению проблемы, заявленной в данной работе.

В работе были использованы источники как исторические, так и литературные.

Несмотря на то, что в «Истории» Фукидида роль женщины в семье освещена достаточно фрагментарно, его труд является интересным источником для разработки, данной темы, поскольку содержит, пусть и фрагментарную, информацию о греческих семьях, воспитании, образе жизни.

В философских трудах Платона и Аристотеля рассмотрена лишь роль некой идеальной женщины в политике и гражданском обществе. Данный утопический взгляд на «женский вопрос» также позволяет осветить некоторые аспекты проблемы, заявленной в данной работе. В качестве исторических источников были использованы «Сравнительные жизнеописания» Плутарха. «Жизнеописания» представляют собой биографии выдающихся греков и римлян. Наибольший интерес для нас представляют биографии видных аристократов Афин в. до н.э. - Солона, Перикла и Аристида. Одна из целей этических сочинений Плутарха - рассмотрение женских образов в разных ипостасях: женщина-мать, жена, дочь, сестра. Хотя женские образы у Плутарха всё же второстепенны.

Помимо исторических источников в дипломной работе были широко использованы и литературные.

Лирика Алкея иллюстрирует то, как мужчина мог поклоняться женщине. Семонид Аморгский же в своей «Поэме о женщинах» представляет пример женоненавистнического, сатирического взгляда на женщин.

В трагедиях великих трагиков V в. до н.э. Эсхила, Софокла и Еврипида внимание, главным образом, уделяется рассмотрению трагического героя и принципов его изображения. В произведениях этих авторов мы находим яркие женские образы, их характеристики и описание поведения. Это трагедии Эсхила: «Просительницы», «Орестея», «Персы»; трагедия Софокла «Электра»; произведения Еврипида: «Медея», «Ифигения в Авлиде», «Ипполит», «Алкеста». О драматических произведениях Еврипида следует особо отметить, что они играли как общественно-политическую, так и воспитательную роль: изображая глубину и неоднозначность чувств героев, страдания отдельной личности, вынося на суд зрителей проблемы семьи и брака, которые ранее были под запретом, драматург тем самым оказывал влияние на граждан, как мужчин, так и женщин.

В освещении положения женщины ценны и собранные Парфением короткие рассказы «О любовных страстях», отражающие общий для эллинистических поэтов и римских неотериков интерес к роли и функции женщины в любовных взаимоотношениях.

В общем и целом многие болезни женщинам лечили так же, как мужчинам. Но был нюанс. Если мужчинам советовали обязательно добавить к курсу лечения занятия гимнастикой, или бегом, или музыкой, или пением, для женщины это всё считалось не только ненужным, но и даже предосудительным. Главной «гимнастикой» для женщины был труд по дому, да ещё простые развлечения вроде качелей или танцев с дочерьми и рабынями за стенами гинекея - женской половины.

В Древней Греции почитали немало богинь, и часть из них покровительствовала женщинам. Изображение Деметры, богини плодородия, кисти Эвелин де Морган.

Конечно же, исключением были спартанки. Их женщинам, как и мужчинам, предписывалось много заниматься спортом. И в Спарте, и в остальной Греции женщину с физическим изъяном, несовершенной фигурой, испортившимся лицом считали виновной в своём состоянии - якобы оно отражает, в первую очередь, состояние души.

Представления врачей Древней Греции о женской анатомии кажутся очень странными. Так, Аристотель полагал, что девочка - это недоразвившийся в утробе мальчик, у которого просто гениталии не вышли нормально наружу. Казалось бы, если девочка - то же, что мальчик, то можно бы дать им равные права, но, как мы помним, греки считали отклонения от нормы знаком богов, что человек чем-то плох по натуре своей. Аристотель также считал, что от природы у женщины меньше зубов, и не знал, что влагалище и уретра не едины.

Богиня Афина покровительствовала и врачевателям тоже. Картина Ребекки Гуэй.

Популярное учение о том, что в человеке взаимодействуют четыре жидкости, давало неожиданные ходы в лечении больных. Так, женщинам с гиперменореей - опасно обильными менструациями - выпускали кровь. Логика была такая: раз крови выходит так много, значит, её слишком много в организме, и надо лишнюю стравить. Надо ли говорить, что в результате такого лечения выживали только сильнейшие?

В качестве причины той или иной хвори у женщины врач мог счесть нехватку половой жизни. Считалось, что женщины гораздо темпераментнее мужчин и просто помешаны на сексе. Так что врач мог прописать мужу больной почаще её навещать (правда, при этом даже не подразумевалось, что супруге нужен оргазм - главное, сам факт). А если ему гораздо больше нравятся юноши или общество гетер, всегда можно было купить качественно исполненный заменитель из кожи. Они были очень популярны у греческих дам.

Покровительница животных Артемида не интересовалась человеческими делами. Картина Гийом Сеньяка.

Считалось, что если непомерный женский половой инстинкт не удовлетворять, то её матка начнёт буквально блуждать по организму. Блужданием же матки объясняли преждевременные роды. Лечили в таком случае просто: клали женщине на живот немного навоза. Греки верили, что женский организм очень любит нечистоты, и матка сама устремится на нужное место, так сказать, на запах. После выкидыша на ранних сроках лечили немногим лучше: давали выпить жареные экскременты мула, размешанные в вине.

Блуждать матке было нетрудно, поскольку, по представлениям греков, у женщины в животе было много пространства. Поэтому бытовал такой способ определения беременности, как закладывание в вагину завёрнутого в тряпицу лука. Если наутро у женщины тянет луком изо рта, значит, место внутри ещё не закрыто распухшей от беременности маткой. Точных данных по эффективности метода, к сожалению, греки нам не оставили.

Другой странный способ определения беременности, который практиковался в те времена - перед глазами женщины растирали красный камень, и если пыль оседала на белки глаз, женщина считалась беременной.


Богини Афина, Гера и Афродита перед Парисом. Каждая из них по-своему покровительствовала греческой женщине. Картина Франца фон Штука.

Хотя сколько-то наследников от женщины ожидалось обязательно, греки постоянно искали эффективные способы предохранения. Там, где можно было достать действующие травы, делали из-них снадобья, в остальных местах выкручивались. Чтобы предотвратить зачатие, мужчине рекомендовали использовать большое количество смазки из оливкового и кедрового масла (а Аристотель считал, что в неё нужно добавить ещё и свинца). Женщине же советовали после соития сесть на корточки и почихать. А для самого соития - если целью беременность не была - считалась хорошей поза наездницы.

Если муж с симпосиумов (пьянок в кругу товарищей и музыкантов лёгкого поведения) приносил домой герпес, женщине приходилось несладко. По рекомендации греческих врачей, пузыри герпеса следовало выжигать раскалённым железом!

В Спарте полагали, что девушка перед первой брачной ночью может быть очень скована. Чтобы она возбудилась, ей давали айвы. Неизвестно, давали ли к айве наставления жениху и невесте по правильному поведению в постели.

Божеством правосудия тоже была дама, Фемида, и ей помогала дочь, богиня правды Дике. Портрет Фемиды от Антона Лосенко.

Большую часть греческой истории врачи избегали ведения родов и участия в них. Женщина рожала либо самостоятельно, либо с помощью подоспевшей повитухи. Врачи, правда, повитух консультировали и писали для них пособия. К врачам обращались также в случае, если роды были настолько трудные, что женщина вот-вот умрёт. Обычно она всё равно умирала, зато врач мог сделать кесарево сечение на остывающем трупе и спасти младенца. По легенде, именно так родился человек, научившийся у Афины врачеванию и ставший потом богом медицины - Асклепий.

Гиппократ очень интересовался женским организмом, настолько, что смог найти у женщины клитор (он называл его «маленькой колонной»). Знаменитый врач полагал, что мальчики и девочки развиваются у женщин в разных половинах матки, и по тому, смотрят соски вниз или вверх, можно определить пол будущего ребёнка. Кроме того, если ребёнок во время родов шёл вперёд тазом или ногами, Гиппократ считал, что помощь невозможна принципиально и ребёнка надо разрезать и вытаскивать кусочками. Довольно шокирует на фоне того, скольким древним культурам было известно, как принимать ребёнка при неправильном предлежании (пусть даже не всегда выходило успешно). Возможно, акушерки Древней Греции тоже знали, что предпринять, но Гиппократ счёл ниже своего достоинства с ними советоваться.


Увы, богини, защищавшие женщин, не могли защитить даже самих себя. Геру изнасиловал её брат Зевс, после чего ей пришлось стать его женой. Портрет Геры от Данте Габриэля Росетти.

Врачи-мужчины не имели права осматривать своих пациенток и только опрашивали их, а врачей-женщин не было. Известна отважная девушка, которая пыталась переломить эту ситуацию. Жительница Афин по имени Агнодика решила изучать медицину в Александрии. Для этого ей пришлось не только носить мужскую одежду, но и остричь волосы - для гречанки практически немыслимое действие, ведь такую причёску носили проститутки.

Однажды Агнодика явилась лечить некую заболевшую женщину. Та, конечно, наотрез отказалась допустить к себе врача. Тогда Агнодика показала потихоньку пациентке грудь. Женщина успокоилась, и Агнодика смогла осмотреть её и назначить лечение - кстати, такое, как назначали мужчинам, поскольку медицина в те времена уже продвинулась и отошла от экскрементов. Больная поправилась, но оказалась неспособна держать секреты при себе, и вскоре тайна Агнодики стала известна всей Александрии. Врачи города подали на неё жалобу. Однако во время суда толпа горожанок атаковала судей, называя их врагами женщин, и судьи разрешили не только Агнодике, но и любой женщине отныне изучать медицину и заниматься врачеванием. Правда, неизвестно, воспользовался ли этим разрешением кто-то после отважной афинянки. Всё же для обучения пришлось бы ходить в место, полное мужчин - это было очень нескромно.

Общественный строй строй Римской империи считался патриархальным — важное влияние на порядок в государстве устаналивали мужчины. Они занимали высокие должности и зачислялись в ряды римской армии. Вместе с тем, женщины Древнего Рима пользовались правовой защитой и имели множество привилегий, в отличие от рабов и граждан иностранных государств. Статус женщин определялся положением отца.


Положение женщины Древнего Рима в обществе

Влияние женщин в Древнем Риме распространялось через материнство и брак. К примеру, матери Юлия Цезаря и Гракхов считались в римском обществе образцовыми женщинами, поскольку они способствовали правильному воспитанию и блестящей карьере сыновей. Они пользовались политической властью, их изображения чеканились на монетах и становились образцами красоты в искусстве.
Жена Марка Антония, Фульвия, осуществляла командование во время военных кампаний во время беспорядков среди гражданского населения. Ее профиль украшал римские монеты того времени.
Плотина, получившая неограниченную власть в обществе благодаря влиятельности супруга — императора Траяна и приеемника трона Адриана. Письма Плотины служили эталоном культуры переписки, приравниваемой к государственным документам. Петиции — ответы на вопросы населения Рима были открыты для общественности. Это свидетельствовало о высоком положении женщин в империи.


Права женщин в древнем Риме

Центральное место в римской семье занимал Patria potestas — власть отца. Он мог признать ребенка либо дать приказ о его умерщвлении. Гражданское положение ребенка определялось статусом его матери. В период расцвета империи (I-II в. н.э.) девушки при замужестве передавались в «руку» мужа, это значило получение независимости от решений отца. Это требование отличалось от принятого в эпоху правления , когда замужняя женщина осталась под контролем отца. Положение римских женщин в поздний период было отличным от культур других древних государств, где они оставались всю жизнь в зависимости от повелений отца.
Самое высокое положение в римском обществе занимали женщины, вышедшие замуж только один раз — univira. Если женщина не стремилась после развода или смерти мужа к повторному браку, то ее поведение считали образцовым. Развод осуждался, поэтому случаев прекращения брачных отношений в ранний период было мало.
Женщины в Риме имели право на развод. Муж не мог принуждать супругу к любви физически. Избиение ее могло послужить причиной обращения в Сенат для развода. Для мужчины такие действия влекли негативные юридические последствия, как потеря должности и статуса.

Начиная с I в. н.э. дочери наследуют на правах, равных с сыновьями в случае отсутствия завещения отца.
Женщина обладала правами на собственное имущество, принесенное в брак, даже после смерти отца. Она могла распорядиться собственностью по своему усмотрению и даже оказывать влияние на решения сыновей путем распределения имуществом. В имперский период дети брали имя отца, позже — матери.
Нередкими в истории были случаи, когда гражданки Рима являлись в суд для оспаривания судебного решения. В они плохо разбирались и оказывали влияние через мужскую половину семьи и за счет своего авторитета в обществе. По этой причине позже возник указ об отстранении женщин от ведения судебных дел в собственных интересах. Даже после этого в практике случалось множество случаев, когда римлянки диктовали юристам стратегию решения определенного вопроса.
Государство поощряло рождение детей. Для матерей, выносивших тройню, предоставлялась награа ВМС Trium liberorum («законное право троих детей»). Они освобождались на всю жизнь от попечительства мужчин.
Яркой политической фигурой во времена Древнего Рима стала женщина Гипатия Александрийская. Она выступала советником римского и вела образовательные курсы для мужчин. В 415 г. римлянка погибла насильственной смертью. Историки полагают, что причиной ранней гибели стал конфликт с епископом Александрийским Кириллом.

Женщины в Риме имели право на физическую и половую неприкосновенность. Изнасилование считалось преступлением и каралось законом. Существовала презумпция отсутствия вины девушки при рассмотрении подобных дел. Причиной принятия данного акта послужила история об изнасиловании Лукреции наследником Цезаря. Она покончила с собой после произнесения речи против произвола власти, выразив политический и моральный протест действующему порядку. Очевидно, это был первый призыв к установлению республики и свержению монархии.
Женщина с низким положением в обществе, актриса или проститутка, была защищена от физического посягательства договором ее купли-продажи. За изнасилование рабыни владельцу полагалось возмещение материального ущерба.
Изменение положения женщин осуществлялось во время прихода к власти христиан. Святой Августин считал, что изнасилование — это акт, в котором жертва пообщряет насильника на совершение преступления. При Константине при побеге дочери с мужчиной, если в том отсутствием согласие отца, оба молодых человека подвергаются сожжению живьем. Если девушка была несогласна на побег, то все равно в этом усматривалась ее вина, поскольку она могла спастись, крича о помощи.

Отличия положения женщин в древнем Риме

Теорию о равных правах мужчин и женщин, справедливых отношениях, впервые озвучили философы Музониус Руфус и Сенека. Они утверждали, что природа мужчин и женщин одинакова, поэтому женщины могут выполнять те же обязанности, равно как и иметь те же права наряду с мужчинами. Их воззрения благотворно повлияли на обособление прав женщин в республиканский период.
Женщины в Древнем Риме наделялись всей полнотой прав свободных граждан. Они наследовали, распоряжались имуществом, заключали сделки, вели торги, могли открыть собственный бизнес. Многие римлянки занимались благотворительностью, организовывали общественные работы.

Император Август впервые в принял ряд законов по созданию определенного морального облика женщин. Прелюбодеяние стало трактоваться как преступление stuprum — запрещенный законом половой акт, произошедший между женщиной, находящейся в браке, и любым мужчиной — не ее мужем. Любовные отношения женатых мужчин считались нормой, если женщина была из низших маргинальных слоев общества — infamis.
Дочери получали одинаковые с мальчиками права на образование. Доступность посещения начальной школы определялась состоятельностью семьи: если родители могли заплатить за образование, дети ходили в школу. Дочери сенаторов и служащих римской армии брали уроки в возрасте с 7 до 12 лет. Женщины могли получить достаточный уровень образования для работы секретарями или писцами.


Допускались ли пытки женщин в древнем Риме

В Древнем Риме женщины подвергались разнообразным пыткам. При Тиберии применялось битье до смерти ключими ветвями терновника, отрубание конечностей. Если после сбрасывания в реку Тибр несчастным удавалось спастись, их топили с лодок палачи. Император Гай Калигула прославился страстью к страданиям заключенных. Он придумывал все новые и новые способы доведения людей до гибели. Их закрывали в клетках с хищными голодными животными, отрубали им конечности, клеймил раскаленным железом. Женщины и дети не составляли исключения. Самыми страшными были пытки перед смертью версталок — женщин, поклявшихся сохранить целомудрие до 30 лет. Их в было всего шесть. Тех, которые не исполняли обещание, закапывали под городскими воротами, били плетьми. Часто женщин сжигали на костре. Император Неров вошел в историю как жестокий палач, присутствующий на пытках в качестве зрителя.

Женщины древнего Рима: видео

Женщина в Древней Греции Женщина Древней Греции долгое время служила эталоном красоты для европейцев. Ее неземной красотой вдохновились скульпторы и художники, запечатлевшие в искусстве образы Афродиты, Афины или Деметры. Статная, стройная, грациозная, с лебединой шеей, облаченная в струящийся складками хитон, золотистые кудри в высокой прическе, украшенные лентами и диадемой.


Жизнь замужней женщины Замуж гречанки выходили, в основном, не по любви и не сами выбирали себе супруга. Пятнадцать лет считался нормальный возраст для замужества девушки, в то время как мужчине для вступления в брак должно быть не менее тридцати. Брак налагал обязательства только на одну из сторон. После брака мужчина не отказывал себе в общении с любовницами и куртизанками. Он мог публично отречься от своей жены, и этого было уже достаточно ему для развода при условии, что он готов возместить приданное. Женщине получить развод было очень сложно, он разрешался только через судебное постановление, если предоставлялись свидетельства о скандальных проступках мужа. При разводе дети оставались с отцом. Ведь дети, по сути, и являлись целью. Мужчины хотели, чтобы их богатства переходили к их законным наследникам, а не детям любовниц или гетер. Чтобы быть уверенным в верности своих жен, греки приставляли за ними присматривать своих рабынь. Женщине не дозволялось никуда выходить одной. Даже в поездках к родителям женщину должен был кто-то сопровождать. Жена для древнегреческого мужчины всего лишь главная из его служанок. И основное ее занятие – следить за тем как работают рабы и иногда самой принимать участие в этой работе. Она воспитывает сыновей до семилетнего возраста, после чего их у нее забирают и отдают в закрытую школу. Дочери остаются при ней вплоть до замужества, чтобы она могла подготовить их к роли хозяйки и производительницы. Жена не знает друзей своего мужа, она никогда не принимает участие в пирах, куда ее муж приводит своих любовниц.


Гетеры и любовницы Проститутки низшего разряда – рабыни – наполняли публичные дома Афин, их услуги продавались за бесценок. Проститутки высшей категории – умные, образованные женщины, следящие за своей красотой, модно и изысканно одетые. Они умело использовали косметические средства – белила и румяна, душились благовониями, исправляли недостатки фигуры тем, что носили искусственные грудь и бедра, перетягивали талию широким поясом. Они знали, что благодаря своей красоте и уму могли приобрести почетное положение в обществе.


Гетеры порой преуспевали и в весьма мужских занятиях. Ионийская гетера по имени Таргелия, жившая в VI в. до н.э., была тайным агентом персидского царя Кира Великого и способствовала добровольному переходу Ионии под власть Персии. Аспасия устраивала открытые приемы для философов, художников и поэтов, умела вести беседы наряду с учеными мужами. Даже сам Сократ с учениками приходил послушать ее рассуждения. Некоторые гетеры в пору своего расцвета смогли накопить достаточно денег, чтобы вложить их в большие предприятия. Ламия из Афин восстановила разрушенную картинную галерею в городе Сикион близ Коринфа. Ниже гетер на социальной лестнице стояли наложницы, о которых известно очень мало. В любом случае положение наложницы нельзя было назвать счастливым: у нее не было законных прав, как у жены; не было такой независимости, как у гетеры. Если хозяин уставал от наложницы, ничто не мешало ему продать ее


В некоторых областях Древней Греции женщины обладали большей степенью свободы. Например, в Спарте их воспитание практически не отличалось от воспитания мальчиков, и они обладали правом на имущество. На Лесбосе брак давал женщине возможность вступить в общество на равных правах с мужчиной, женщины могли соперничать с мужчинами в искусстве. Тому подтверждением являлась самая известная жительница Лесбоса поэтесса Сафо.


Сафо возглавляла общину девушек, служивших культу Афродиты. Девушки обучались поэзии, музыке и танцам и конечно искусству быть женщиной и искусству любви. В атмосфере непрерывных празднеств девушки постигали суть любви и красоты, воодушевленные волшебством окружающего мира, очаровываясь собственной красотой – красотой женского тела. Несмотря на близкие отношения между девушками, они готовились в кружке Сафо не к безбрачной жизни, а все-таки к замужеству. Да и сама Сафо была замужем. Она готовила вверенных ей девушек к тому, чтобы выполнить свое предназначение, быть женой и матерью, в радости и счастье.


Женщина в Древнем Риме Положение женщины в древнем Риме отличалось от места женщины в Греции. Для греков женщина была в первую очередь хозяйкой и матерью их детей. Роль женщины в Риме была другой. Мужчина в Риме искал подругу, а не домохозяйку. Женщина занимала привилегированное положение. В её присутствии не позволительно было грубое поведение. Жена имела равные права с мужем. Дома и в общественным местах пара была всегда вместе.


Жизнь замужней женщины Самое высокое положение в римском обществе занимали женщины, вышедшие замуж только один раз univira. Если женщина не стремилась после развода или смерти мужа к повторному браку, то ее поведение считали образцовым. Развод осуждался, поэтому случаев прекращения брачных отношений в ранний период было мало. Женщины в Риме имели право на развод. Муж не мог принуждать супругу к любви физически. Избиение ее могло послужить причиной обращения в Сенат для развода. Для мужчины такие действия влекли негативные юридические последствия, как потеря должности и статуса. Женщина обладала правами на собственное имущество, принесенное в брак, даже после смерти отца. Она могла распорядиться собственностью по своему усмотрению и даже оказывать влияние на решения сыновей путем распределения имуществом. В имперский период дети брали имя отца, позже матери.


Государство поощряло рождение детей. Для матерей, выносивших тройню, предоставлялась награда ВМС Trium liberorum («законное право троих детей»). Они освобождались на всю жизнь от попечительства мужчин. Яркой политической фигурой во времена Древнего Рима стала женщина Гипатия Александрийская. Она выступала советником римского перфекта Египта и вела образовательные курсы для мужчин. В 415 г. римлянка погибла насильственной смертью.


Женщины в Риме имели право на физическую и половую неприкосновенность. Изнасилование считалось преступлением и каралось законом. Существовала презумпция отсутствия вины девушки при рассмотрении подобных дел. Причиной принятия данного акта послужила история об изнасиловании Лукреции наследником Цезаря. Она покончила с собой после произнесения речи против произвола власти, выразив политический и моральный протест действующему порядку. Очевидно, это был первый призыв к установлению республики и свержению монархии. Женщина с низким положением в обществе, актриса или проститутка, была защищена от физического посягательства договором ее купли-продажи. За изнасилование рабыни владельцу полагалось возмещение материального ущерба.


Права женщин в Древнем Риме Женщины в Древнем Риме наделялись всей полнотой прав свободных граждан. Они наследовали, распоряжались имуществом, заключали сделки, вели торги, могли открыть собственный бизнес. Многие римлянки занимались благотворительностью, организовывали общественные работы.


Император Август впервые в истории Древнего Рима принял ряд законов по созданию определенного морального облика женщин. Прелюбодеяние стало трактоваться как преступление stuprum запрещенный законом половой акт, произошедший между женщиной, находящейся в браке, и любым мужчиной не ее мужем. Любовные отношения женатых мужчин считались нормой, если женщина была из низших маргинальных слоев общества infamis. Дочери получали одинаковые с мальчиками права на образование. Доступность посещения начальной школы определялась состоятельностью семьи: если родители могли заплатить за образование, дети ходили в школу. Дочери сенаторов и служащих римской армии брали уроки в возрасте с 7 до 12 лет. Женщины могли получить достаточный уровень образования для работы секретарями или писцами.истории Древнего Рима Рим славился не только своими многочисленными победами на поле боя, но и прекрасными свободолюбивыми женщинами. В Риме впервые в истории появилась идея эмансипации женщины.




Платон о женщинах Платон отстаивает свое убеждение о том, что между мужскими и женскими способностями нет никакой разницы, оправдывающие разграничения в их правах и сферах деятельности. Конечно, есть такие занятия, вроде стряпни или прядения, где женская природа здесь отличается больше. Поэтому, Платон требует, чтобы представительницы слабого пола наряду с мужчинами имели бы одинаковые права во всех сферах. Он считает, что главное здесь не пол человека, а обладание знаниями. Женщины с мужчинами должны пройти одинаковую систему воспитания, образования. Платон возражал своим противникам, которые говорили, что математика, философия убьет в женщине женственность, а гимнастика отнимет у нее стыд. Платон убеждал, что было бы очень грустно охранять женскую нравственность только одеждой. Он считает, что для женщины добродетель – это есть и одежда, и защита всяческих посягательств на ее чистоту. Тогда она сможет разделять с мужчиной правительственные и военные труды. Платон – первый из мыслителей Европы, у которого существует высшая точка зрения о женщине как о человеческом существе.


Аристотель о женщинах Согласно Аристотелю, женщинам чего-то не хватает. Женщина, так сказать, "недоделанный мужчина". В процессе размножения она играет чисто пассивную роль, она - получатель, тогда как мужчина активен, он - даритель. Ведь Аристотель считал, что ребёнок наследует только мужское, все его будущие качества заложены в мужском семени. Женщина подобна почве, которая лишь вбирает в себя и вынашивает посеянное зерно, тогда как мужчина и есть "сеятель".Женщина представляет собой материю, в то время как мужчина - форму или душу. Он сравнивает менструальную жидкость женщины и выделение семени мужчины, и на основании этого сравнения делает вывод о том, что мужчина представляет собой высшее начало, поскольку семя - жидкость высшая по качеству, чем менструальная. Женщина - есть существо вторичное, низшее из-за ее неспособности к созданию семени. Женский зародыш - низший по отношению к мужскому, и его появление связывалось с неправильным положением матки. Аристотель, считает женщину разновидностью природной деформации, хотя и постоянно имеющей место в природе. Главное назначение и единственное оправдание данной «разновидности природной деформации», конечно, воспроизводство и обустройство домашне - семейной жизни мужчины.



Башкирова Арина


побывавших, я мечтала о далекой удивительной стране. Изучая историю Древней Греции, я обратила внимание на то, что в мифах и сказаниях, в школьных учебниках очень мало сведений о жизни простых девочек, о женщинах, их участии в судьбе страны. Каковы они, дочери великой Эллады? Похожи ли они на наших современниц? Меня заинтересовала эта тема.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Вступление. Почему я выбрала эту тему?

Читая мифы Древней Греции, слушая рассказы людей, там
побывавших, я мечтала о далекой удивительной стране. Изучая историю Древней Греции, я обратила внимание на то, что в мифах и сказаниях, в школьных учебниках очень мало сведений о жизни простых девочек, о женщинах, их участии в судьбе страны. Каковы они, дочери великой Эллады? Похожи ли они на наших современниц? Меня заинтересовала эта тема. Большое волнение пришлось испытать после прочтения рассказа

Ученого-исследователя Александра Иосифовича Немировского «Гидна». Автор повествует о юной гречанке Гидне, подвиг которой вдохновил воинов к борьбе с персидскими завоевателями. Она и сейчас у меня перед глазами: тоненькая, смелая вместе с отцом плывет к персидским кораблям по ночному морю, достает нож и перерезает один якорный канат персидского корабля, потом второй, третий. Корабли срываются с места и становятся беспомощными игрушками волн. Страх обуял персов, они в смятении, а буря не умолкает, разбрасывает суда в разные стороны. Это был страшный год персидского нашествия на Грецию, разоренная и истерзанная Эллада, казалось, никогда не обретет свободы. Гидна погибла, она разбилась о прибрежные камни, но об этом подвиге узнала вся страна. Скульптор изваял из мрамора статую юной героини, и она простояла в Дельфах более 500 лет, вызывая восхищение всех, кому дорога свобода Эллады.

Как же воспитывали девочек в Греции? Почему в учебнике автора Ф.А.Михайловского, который лежит у меня на парте на уроке истории, в разделе «Древняя Греция» не названо ни одно женское имя? Какую роль сыграли женщины в истории этой страны?

Объектом исследования выступают женщины Древней Греции.

Предметом исследования облик женщины древней Эллады и ее роль в истории страны.

Целью данного исследования является изучение темы « Роль женщин в истории Древней Греции» с точки зрения новых исследований исторической науки.

  1. 1.Изучить источники, свидетельствующие о положении женщин в Древней Греции.
  2. Провести анализ традиций, обычаев, образа жизни предмета исследования.
  3. Рассмотреть процесс воспитания и образования детей Эллады и провести сравнительный анализ.
  4. Оценить вклад знаменитых женщин в культуру Греции.
  5. Определить актуальность проблемы в современных условиях.
  6. Изложить возможность решения гипотезы.

Гипотеза исследования: что, если женщины Древней Греции играли ведущую роль в семье, политике, государстве, то традиционная точка зрения о том, что положение гречанок было на уровне слуг, неверно.

Методы исследования:

  1. Обработка и анализ информации в системе Интернета (информационный).
  2. Анализ документов.
  3. Сравнительно-исторический.
  4. Метод построения теории на основании изученных источников.

Для достижения цели и решения поставленных задач автор изучила ряд источников по теме:

Греция: храмы, надгробия и сокровища. Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации» М., «Терра». 2006г.).

Древняя история. Кареев Н.И. «Просвещение», М., 1997г.

А.И. Самсонов. 400 знаменитых имен и событий из всеобщей и отечественной истории. «Дрофа», М.,2010г.

Работа имеет традиционную структуру и включает введение, основную

Глава I. Хранительница домашнего очага.

1.1. Рождение малыша.

В греческих семьях после рождения ребенка отец должен был признать младенца своим или отказаться от него, если ребенок рождался увечным. Радость появления малыша выражалась в том, что вход в дом украшался венками из листьев оливкового дерева, если новорожденным был мальчик, и гирляндами из шерсти, если девочка. Домашним богам приносили жертвы, а приглашенные на праздник гости дарили ребенку подарки - игрушки и амулеты. Тогда же младенцу давали имя. Малыши развлекались погремушками и куклами, дети постарше играли в волчок, йо-йо (чертик на ниточке), обруч или катали деревянные тележки, запряженные козами. Более состоятельные семьи приобретали даже специальную детскую мебель - скамеечки и кроватки. До шести-семи лет ребенок занимался только играми и воспитывался матерью и нянями в отцовском доме, в гинекее, куда муж не имел доступа. В Древней Греции полагали, что дитя, как хрупкое растение, нуждается в теплой материнской заботе. Отец не может дать того, что необходимо в этом возрасте; малышу нужны ласка и нежность матери; сильная и охраняющая любовь женщины, чтобы защитить от внешних влияний чуткую душу. Гречанка исполняла высокие обязанности супруги и матери, на которые в древности смотрели как на божественные. Она была жрицей семьи, хранительницей священного жизненного огня, Вестой очага. Женщины в Древней Греции были нужны в основном для того, чтобы заботиться о благополучии семей, и им не позволялось тратить слишком много времени на образование. Я думаю, это несправедливо.

Такова традиционная точка зрения исследователей - замкнутость женщин Греции в собственном пространстве.

1.2.Главная роль в доме.

В доме женщина играла главную роль. Она ведала расходами, вела хозяйство, наблюдала за рабами и собственными служанками, пряла и ткала, а также заботилась о детях и ухаживала за другими членами семьи, когда те болели. В знатных семействах матери, которые следили за работой рабынь и занимались воспитанием дочерей и сыновей, соблюдали древние обычаи. Жизнь богатой замужней женщины в Афинах протекала в кругу семьи. Ей разрешалось посещать подруг или приглашать их к себе в гинекей на обед, но этим и ограничивался круг ее общения. У нее почти не было других предлогов, чтобы выйти из дома. Женщинам из бедных семей чаще
удавалось покидать свой дом: они делали покупки на рынке и пополняли
запасы воды, что давало возможность общения, так необходимого всем.

1.3.Образование и воспитание детей.

Когда мальчику исполнялось шесть-семь лет, начиналось его официальное школьное обучение. «Независимо от имущественного положения все дети мужского пола получали определенный объем знаний по трем основным дисциплинам: музыке, письму и гимнастике». (Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации» М., «Терра», 2006г. стр.71.). Два первых предмета часто объединялись, музыкальные занятия сочетали обучение игре на лире с чтением наизусть поэмы. Целью образования мальчиков в Древней Греции было воспитание ответственных граждан, которым надлежало принимать участие в управлении государством. Это означало, что только мальчики должны были получать всестороннее образование. Они изучали грамматику, ораторское искусство и диалектику, литературу и язык, а также арифметику, музыку, геометрию и астрономию. Для девочек формальное образование полагали излишеством и учили дома, прививая им хозяйственные навыки, обучали ткацкому делу и различным домашним премудростям. Особое внимание отводилось танцам и физическому воспитанию.

Музыка занимала главное место в образовании девочек. Мы знаем, что в Древней Греции было положено начало современной полифонической музыке, поэтому вероятно, что в этой области гречанки сумели проявить себя. Согласно легенде, Гермес, основатель искусств, сконструировал первую лиру, натянув струны на панцирь черепахи, и вручил ее очаровательной девушке. Зазвучала плавная, мягкая мелодия. Еще один древний инструмент, на котором играли женщины – тимпан. По кожаной мембране ударяли пальцами или кистями рук. Он использовался в культовых церемониях, на празднествах в честь богов. Давайте побываем на таком мероприятии.

Перед нами прекрасное создание греческой архитектуры - храм Афины Девы Парфенон. С четырех сторон его окружают стройные колоннады. Весь пронизанный светом, он кажется воздушным и легким. Позади колон на мраморной ленте, опоясывающей все четыре фасада самого здания, представлена праздничная процессия. Почему эти люди, запечатленные навек в камне, заинтересовали меня? Здесь изображена торжественная церемония вручения жрецу одеяния, сотканного афинскими девушками для богини.

Действительно, раз в четыре года в середине лета происходило всенародное празднество. Оно носило название Великих Панафиней. В длинных белых одеждах шли жрецы и должностные лица, глашатаи славили богиню, а легкий ветерок развевал яркую ткань желто-фиолетового одеяния, которое несли в дар богине Афине знатные девушки города. Целый год они ткали и вышивали его. Вот где проявлялось их мастерство. Другие девушки несли священные сосуды для жертвоприношений. Мы еще раз убеждаемся в том, что женщины в Древней Греции принимали активное участие в жизни города – полиса. А спокойная и величавая статуя Афины, созданная руками великого скульптора Фидия, покровительствовала им.

1.4. О чем рассказывает нам вазовая живопись

Исследуя выбранную тему, я изучала вазовую живопись. Эти удивительные произведения искусства открывают самые заветные страницы истории страны, жизни и быта женщин Греции. Такие вазы дарили малышам на ежегодном весеннем празднике. Здесь отражена сцена из раннего детства афинского ребенка. Мы видим картину с играми и игрушками. Родители обожали детей, никакого различия между мальчиками и девочками в этом возрасте не было.

Мне нужны были подтверждения неравноправия женщин в Греции. История традиционно описывает достойных афинянок как малообразованных затворниц, чья жизнь посвящена домашнему очагу, прядению, ткачеству, разным семейным заботам. Женщины появлялись в обществе только по поводу религиозных церемоний. Одну из них мы уже рассмотрели. Внимательное изучение вазовой живописи пятого века открыло передо мной иную картину повседневной жизни афинянок.

Художники изобразили их выполняющими гимнастические упражнения, играющими на музыкальных инструментах.

Они наслаждаются прогулкой, ныряют, плавают, собирают фрукты в компании подруг. Можно предположить, что такой свободой пользовались только взрослые женщины, так как большинство историков склоняются к тому, что до 15 лет девочки практически не выходили из дома.

На основании вазовой живописи можно сделать вывод, что девушки получали более полное, разностороннее образование и воспитание.

Большое значение в жизни юных гречанок играло замужество. Они мечтали о любимом точно так же, как современные девушки, грустили, радовались, свои переживания излагали в стихах, музыке. Одна из ваз передает события свадебной церемонии.

Брачный возраст гречанок – 15 лет. Мужа для девушки выбирал отец, он же по доброй воле обеспечивал ее приданым - деньгами, недвижимостью или даже землей. За день до свадьбы невеста приносила в жертву богине Артемиде свои игрушки. Так она прощалась с детством.

Свадебная церемония предполагала омовение священной водой, принесенной в специальном сосуде под названием лутрофор.

В день свадьбы обе семьи приносили жертвы богам и устраивали праздник - каждая семья в своем доме. Жених или жрец («вестник») перевозил невесту, одетую в белое платье и с покрывалом, наброшенным на лицо, в новый дом на колеснице. Процессию сопровождали гимны в честь бога Гименея. Бедняки довольствовались простой повозкой и не нанимали музыкантов. Невеста не должна была входить в свое новое жилище сама: ее переносил через порог на руках муж в знак того, что она присоединяется к культу и домашним богам новой семьи.

Затем новобрачные подходили к домашнему очагу, невесту кропили водой, она прикасалась к огню очага и читала молитвы. В этот день девушка переходила из-под власти отца под власть мужа. Он становился опекуном жены: без его согласия она не могла распоряжаться своим имуществом.

Свадебные церемонии, религиозные ритуалы и похороны были в числе немногих общественных событий, в которых женщины играли важную роль.

Глава II. Знаменитые женщины Древней Греции

1.1.Афинянка Агнодика .

Изучая историю Древней Греции, я думала, есть ли среди выдающихся деятелей женщины? Используя материалы Интернета, я могу ответить на этот вопрос. Метод обработки и анализа данных позволяет нам говорить о высоком уровне развития медицины в Греции. Женщины – затворницы не могли проявить себя в этой сложной области, приоритет в лечении людей на стороне мужчин. Попробуем подтвердить нашу гипотезу ярким примером.

Агнодика, смелая и решительная, переодевшись мужчиной, начала изучать медицину. Ей удалось добиться отмены закона, запрещавшего женщинам заниматься врачеванием. Я думаю, это замечательный успех, утверждающий гражданскую позицию женщин Греции.

Агнодика практиковала как городской врач. Со временем у нее появилась обширная практика. Больше всего к Агнодике шли женщины. Самым достойным и надежным она открывала свою тайну. Непосвященные продолжали считать ее мужчиной. Популярность Агнодики росла. И это породило зависть среди некоторых ее коллег-мужчин. Они составили на Агнодику донос. С целью самозащиты, Агнодика была вынуждена открыться. Доносчики были не только посрамлены, но и осмеяны. Благодаря заступничеству влиятельных пациенток, Агнодика стала первой в Афинах

(и, вероятно, во всей Элладе) женщиной-врачом, получившей официальное право заниматься медицинской практикой.

2.2. Женщины-философы.

С первыми опытами философствования женщин в Древней Греции мы встречаемся в то время, когда женские роли в театре играли только мужчины. Дочь богатых родителей прекрасная Гиппархия, сообщает Диоген Лаэртский в своих жизнеописаниях, серьезно занималась философией. Он удостоил ее своим письменным посланием: «Я восхищен, женщина, твоей страстью к философии и тем, что ты примкнула к нашей школе, суровость которой даже многих мужчин отпугнула». (В.П.Большаков, Л.Ф.Новицкая. Особенности культуры в ее историческом развитии. «Просвещение». М., 1998г).

В биографии ученого, философа и математика Пифагора приведены имена наиболее выдающихся женщин-философов, последовательниц Пифагора. Писания пифагорейских жен дошли до нас только в отрывках.

Существует мнение, что у Пифагора была последовательница с именем Феано, которой принадлежат сочинения "О Пифагоре", "О добродетели", "Совет женщинам". Дочь Пифагора Дамо изучала философию под руководством отца, увлекалась естественными науками. Ей он доверил самые сокровенные записи с наказом, чтобы она никому из недругов не разглашала изложенную в них философию. Дамо исполнила наказ, за что удостоилась похвалы от многих философов: «И хоть она могла продать его сочинения за большие деньги, она того не пожелала, предпочтя золоту бедность и отцовский завет»,- отметил ученый Платон. Другой последовательнице Пифагора - Периктионе принадлежат сочинения "О гармонии в женщине" и "О мудрости", которые, по свидетельствам некоторых древних авторов, очень высоко оценивал Аристотель. Любимой ученицей философа Платона была Аксиофея. Она с увлечением занималась физикой и естественными науками. Иногда ей приходилось переодеваться в мужское платье, чтобы присутствовать на заседаниях Академии.Развитие женской философии также является наглядным подтверждением нашей гипотезы. Ум и образованность этих женщин приводили в восторг знаменитых мужчин – мыслителей древности: Солона, Пифагора, Сократа, Перикла и других. Письменные источники – сочинения этих выдающихся женщин, дошедшие до наших современников, изучают сегодня студенты философских факультетов.

2.3.Гетеры.

Не всех девушек в Древней Греции воспитывали для роли жены. Некоторые из них становились гетерами - подругами богатых мужчин, вели
обеспеченную жизнь и могли присутствовать на пирах, различных увеселительных мероприятиях. С детства они посещали специальные школы, где обучались философии, ведению бесед и ораторскому искусству. Гетеры были полной противоположностью малообразованным домохозяйкам. Эти женщины играли на флейте, знали литературу и искусство, философию и мистические ритуалы.

В их домах собирались политические деятели, поэты, музыканты.
Гетеры носили сложные прически, которые украшались диадемами и
золотыми сетками. Их не всегда уважали, поэтому почтенный человек не мог жениться на такой девушке. Достойная греческая женщина всю жизнь жила затворницей в гинекее – на женской половине дома. Она не посещала театр, не участвовала в Народном собрании, даже на улицу выходила в сопровождении родственников или рабыни.

Аспасия из Милета была высокообразованной женщиной, умела поддержать разговор поэтов и философов. Она славилась в Афинах не только умом, но и красотой. Прекрасная собеседница, наделенная ораторским талантом, вызывала восторг мудрого Сократа, которому очень интересно было беседовать с девушкой. Перикл полюбил прекрасную Аспасию и решил жениться. Авторитет и влияние стратега в Афинах были так велики, что даже его женитьба на гетере не уменьшила его популярности. Счастьем наполнился дом Перикла, когда туда вошла эта женщина. Она не уединилась в гинекее, а продолжала принимать гостей. Друзья Перикла стали ее друзьями. В тяжелые для стратега дни нелегко пришлось и Аспасии.

Недруги обрушили свой удар именно на нее, понимая, как она дорога Периклу. Ее оклеветали, но муж встал на защиту жены. Он доказал ее невиновность. Следом за нападками врагов началась война и чума, унесшая жизнь великого афинянина. Верная жена и подруга была рядом до последнего дня.

Глава III. Внешний облик гречанки.

3.1.Особенности женского костюма

Я предлагаю посмотреть на гречанку со стороны.
Важную роль во внешнем облике женщины играет одежда. Наряд ее - четырехугольный шерстяной кусок ткани, который назывался пеплос. Его оборачивали вокруг тела и прихватывали на плечах заколками. Затем появился «хитон», первая закрытая одежда, которую можно было носить без заколок. Короткий хитон служил повседневной одеждой, длинный праздничным нарядом.

3.2. Парикмахерское искусство.

Женских шляп греческий костюм почти не знал, так как обычай вообще запрещал греческой женщине появляться на улице. Тем большее значение придавалось искусно сделанной прическе.

Парикмахерское искусство Древней Греции было на высоком уровне, о чем можно судить по памятникам скульптуры. Процесс причесывания у древних греков был своеобразным церемониалом. Рабы-парикмахеры должны были быстро и умело причесать голову клиента. За нарушение пропорций парикмахер сурово наказывался. Каждый из рабов выполнял только одну определенную операцию (окрашивание, завивка и т.д.). Эти процедуры были трудоемки и занимали массу времени. Возможно, поэтому в Древней Греции были усовершенствованы металлические стержни для завивки волос, получившие название каламис. Считается, что в Древней Греции появились первые парикмахеры, которые по названию щипцов стали называться каламистрами. Рабы-каламистры ценились значительно дороже обычных рабов. Они пользовались особым расположением хозяев. Продавали их обычно редко. Парикмахеры поднимали волосы сзади и поддерживали при помощи сетки или повязки, таким образом, шея женщины казалась тоньше и длиннее. Так как высокий лоб у женщин не считался признаком красоты, пряди волос его закрывали. Самой распространенной была прическа из кос, заплетенных за ушами. Косы в два ряда кольцом обвивали голову.

При этом на лбу волосы укладывались в густую челку из мелких кольцеобразных или серповидных локонов. Дополнением этой прически был тонкий металлический обруч-филле; он не только декорировал прическу, но и скреплял волосы, поддерживал завитые пряди на темени. Перевязывали волосы и позолоченным кожаным ремешком. Молодые девушки носили распущенные волосы. Прически молодежи во все времена были значительно короче, но процесс причесывания от этого не сокращался. Для торжественных случаев и пиров прически делались несколько часов, посыпались порошком из трав, семян, придававших волосам золотистый оттенок. Волнистые волосы и драпировка одежды создавали впечатление цельного, законченного внешнего вида. Самым натуральным и вместе с тем самым распространенным украшением волос у греческих женщин были венки, которые сплетались из цветов и листьев различных растений. Венки издревле употреблялись и при радостных и при печальных празднествах. Ими украшали свои волосы и пирующие и приносящие жертву. Прическа древнегреческих женщин всегда гармонировала с их одеждой. В женских скульптурных портретах художники стремились воплотить идеальную красоту: стройные, высокие фигуры, лица с правильными чертами. В поэтических произведениях греки наделяли своих богинь золотыми волосами, голубыми глазами, матовой кожей. Таковы героини Гомера, Эсхила. Возможно, все эти качества должны были иметь и земные женщины, считавшиеся прекрасными.

Облик гречанки не будет полным, если мы не поговорим об украшениях. Их надевали, соблюдая известную сдержанность. Но постепенно драгоценности стали предметом щегольства и демонстрацией богатства. Роскошь приняла небывалые размеры, никакие запреты и законы не могли остановить модников. К головным украшениям можно причислить обручи, сплетенные из золотых и серебряных нитей, сетки для волос, а также сфендоны или стефаны - изящные изделия в виде серпа из драгоценных металлов. Они не только украшали изящные прически, но и служили им опорой. Более строгие в своем жизненном укладе спартанцы избегали носить украшения, а если надевали, то из простых металлов.

Последние исследования ученых. Заключение.

Новейшие исследования ученых заставляют нас посмотреть на
жизнь женщин в Древней Греции иначе. Изучив останки жителей
древних Микен, ученые пришли к следующим выводам: оказывается, женщины обладали существенной властью и часто играли ключевые роли в государственных делах. Историки и археологи традиционно склонны считать, что положение древних гречанок было ненамного лучше, чем у слуг. Судьбы многих из них безрадостны.

Например, спартанские женщины, которые жили по законам Ликурга и подчинялись строго установленным порядкам. Я думаю, они были не очень счастливы. Главное для любой женщины – это ребенок, а в Спарте можно лишиться его, если Совет старейшин (герусия) признает дитя больным. Новорожденного внимательно осматривали старейшины, и если находили больным или хилым, отправляли к Апотетам (обрыв на горном хребте) и там оставляли умирать. Даже очень сильные женщины не скрывали слез. Изучение археологических находок показывает, что неверно утверждение об униженном положении большинства женщин в Греции. Открытие стало итогом работы ученых из Манчестера, которые исследовали останки жителей древних Микен, где жил царь Агамемнон.

«Раньше считалось, что в то время в Древней Греции к женщине относились едва ли не как к вещи. Наше исследование показывает, что это утверждение неверно. Микены – один из самых важных археологических памятников в Европе»,– рассказывает профессор Манчестерского университета Терри Браун. (Греция: храмы, надгробия и сокровища. Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации» М., «Терра». 2006г.)

Ученым удалось доказать, что похороненная в одной могиле вместе с
мужчиной женщина была ему не супругой, а сестрой. Что это значит? Равноправие между полами?

Это открытие показывает, что мужчины и женщины пользовались равной властью. Как теперь выясняется, гречанки получали ее по праву рождения. Особенно важно, что раньше думали, будто женщину хоронили в богатой могиле из-за того, что она была женой богатого мужчины. Это мнение вполне соответствовало прежним взглядам на Древнюю Грецию, где женщины, как считалось, практически не имели власти и способны были влиять на происходящее лишь через своих мужей.

"Проблема заключается в том, что до недавнего времени мы трактовали жизнь в Древней Греции, исходя из работы прошлых поколений археологов. Прежде это была преимущественно мужская профессия, и ученые анализировали находки с оглядкой на мужчин. Теперь ситуация меняется, и мы начинаем смотреть на женщин Древней Греции в новом свете",- пишет Робин Маккай. (Греция: храмы, надгробия и сокровища. Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации» М., «Терра». 2006г).

Что касается женщин города – полиса Спарты, то они были самыми смелыми в Греции. Мужество – это показатель высокой гражданственности. Когда спартанцы отправлялись на войну, женщина напутствовала сына: «Возвращайся со щитом или на щите». На щите приносили павших в бою. Историк Аркадий Молчанов рассказывает о том, что женщины Спарты, у которых погибли сыновья, шли на поле боя и смотрели, куда они были ранены – в грудь или в спину. Если в грудь, то женщины с гордостью смотрели на окружающих и с почетом хоронили своих детей, если видели рану на спине, то, рыдая от стыда, спешили скрыться с поля боя, предоставляя право хоронить мертвых другим. Мы убеждаемся в том, что женщина наряду с ролью матери, жены, играла важную гражданскую роль в жизни страны. Данное исследование подтверждает гипотезу о роли женщин в истории Древней Греции.


Top