Заводской бортовой компьютер ваз 2110. Бортовой компьютер "Trip Computer"

Автомобили Лада «десятого» семейства получили широкое признание у российских автолюбителей за свою надежность, простоту и удобство в эксплуатации. Создание этого автомобиля стало продолжением линейки переднеприводных машин отечественного производства. ВАЗ 2110 можно по праву считать первым достойным конкурентом иностранных машин на автомобильном рынке нашей страны.

Самым большим отличием ВАЗ 2110 от своих предшественников было то, что на этом автомобиле был впервые установлен инжекторный 8-ми клапанный двигатель внутреннего сгорания. До «десятки» все отечественные машины оснащались лишь карбюраторными двигателями. Стоит сказать, что применение на первых ВАЗ 2110 в кузове «седан» 8-ми клапанного, а в дальнейшем на ВАЗ 2112 в кузове «хэтчбек» 16-ти клапанного двигателя позволило существенно сократить отставание от ведущих мировых автопроизводителей.

ВАЗ 2110 стал первым отечественным автомобилем, на который стало возможно устанавливать гидроусилитель руля поворота. Не смотря на то, что усилители руля ставили только в специализированных центрах, и стоило это устройство немалых денег, сама возможность его установки делала «десятку» очень привлекательным автомобилем для водителей которые ценят комфорт и удобство.

Компьютеры на ВАЗ 2110

Практически одновременно с появлением ВАЗ 2110, на рынок автомобильной электроники стали выходить производители бортовых маршрутных компьютеров с предложением оснастить свой автомобиль современным устройством позволяющим контролировать мгновенные параметры двигателя и проводить его диагностику с возможностью определения ошибки в двигателя и последующим их сбросом. Это стало востребовано в связи с появлением инжекторных двигателей, работающих на основе программ записанных в электронный блок управления автомобиля. Для отечественных двигателей такими программами стали программы Январь и Bosch.

К таким бортовым компьютерам можно отнести маршрутные компьютеры среднего класса производства фирм , и Gamma (группа компаний Ferrum), которые обладают основным набором функций, простым дисплеем и отличным сочетанием цена-качество. Кроме БК среднего класса существуют компьютеры высшего класса такие как: и Prestige. Этот бортовой компьютер на ВАЗ 2110 имеет расширенный набор возможностей и цветной морозоустойчивый дисплей.

Современная комплектация автомобиля ВАЗ 2110 отличается от прежних генераций наличием множества электронных устройств, интегрированных в общую схему автоматического взаимодействия, управления и контроля. Основную роль в этой САУ играет бортовой компьютер, с помощью которого корректность эксплуатации всех этих гаджетов становится подконтрольной.

Виды бортовых компьютеров

Штатный бортовой компьютер "десятки" (он же - маршрутный БК) является особым электронным прибором, который служит главным экспертом оценки правильной работы электроники авто.

  1. БК с установкой на автомобили с топливной системой карбюраторного типа.
  2. БК с установкой на автомобили с топливной системой инжекторного типа.

В первом случае выбор таких БК на автомобильном рынке небольшой, они ограничены лимитированным набором функций. Во втором случае такие БК широко представлены в своем ассортименте с расширенным функционалом.

БК подразделяются также на изделия:

  • универсального типа для установки на любое транспортное средство, в т.ч. и на ВАЗ 2110. Такие «универсалы» монтируются либо на переднее стекло, либо на кронштейне кормового зеркала.
  • типовые, представляющие электронно – бортовые устройства (ЭБУ), сконструированные под конкретный вид авто.

Какой бортовой компьютер купить

На такой вопрос сложно ответить однозначно, все зависит оттого, какие задачи хочет решить автолюбитель с приобретением такого устройства, как БК ВАЗ 2110, цена на который варьируется от количества приданных функций.

При наличии небольшой суммы на покупку этого изделия можно приобрести бюджетный БК с ограниченным функционалом по диагностике, т.е. свое основное предназначение он выполнит. Если существует возможность покупки многофункционального гаджета с последующей инсталляцией в приборную панель и сервисными функциями, то он оправдает свое назначение, а ряд приданных опций, например, сушка свечей зажигания, весьма полезна в сезон низких температур.

Выбирая для ВАЗ 2110 бортовой компьютер следует определиться:

  1. Для каких целей он приобретается и степень перспективной задействованности всех его функций.
  2. С ценой изделия, ведь такой гаджет для «десятки» стоит от 3 до 5 тыс. руб.
  3. С местом его планируемой дислокации
  4. С параметрами монитора, такими, как: цвет, контраст, функциональность при режиме низких температурных значений.
  5. С функциями.
  6. С возможностями дополнительного сервиса.
  7. С возможностями замены программного обеспечения.

Штатный бортовой компьютер "десятки"

  • определяет код ошибки в электронной системе транспортного средства;
  • при наличии необходимого детектора снимает показания уличного температурного режима;
  • функционирует в режиме предоставления необходимой информации (высвечиваются данные по расходу горючего, состоянию запасов топлива, скорости передвижения, расстояние пор запасу топлива и др. данных).

В автомобиле ВАЗ 2110 установка бортового компьютера штатного типа проводится в место на передней панели, где ранее был установлен хронометр. Он представляет собой монитор с боковым расположением трех кнопок по вертикали, слева и справа от экрана.

Функционал кнопок

Лeвый ряд:

1. Свepxу - при поочередном надавливании показывают:

  • реальное вpeмя;
  • таймер (при eгo ycтaнoвке);
  • время движения авто.

2. По центру:

  • pacxoд горючего онлайн;
  • уcpeдненный топливный pacxoд;
  • общий pacxoд горючего.

3. Снизу:

  • уcpeдненную cкopocть перемещения авто;
  • километраж до окончания горючего;
  • наружный температурный режим.

Пpaвый ряд:

1. Сверху:

  • при нажатии обнуляются прежние просмотры.

2. По центру (выбор функции):

  • определяемся с функцией и надавливаем на кнопку, при этом БK работает в сегменте «установка», которая проводится посредством кнопки снизу;
  • для выхода из этого режима следует отжать кнопку еще раз и продержать около секунды.

3. Снизу (изменение параметров):

  • при нажатии параметры yвeличивaютcя нa oдно значение;
  • при ее удержании наступает peжим yвeличeния параметров в мигающем формате;
  • при двойном нажатии в течение секунды с последующим удержанием параметры показываются в режиме уменьшения параметров в мигающем формате.

«Маршрутник» «ОРИОН-БК»

Бортовой компьютер Орион для ВАЗ 2110 представляет собой автоматизированный комплекс программно-аппаратного типа, который выполняет следующие функции:

  • обобщает информацию с разных детекторов;
  • проводит анализ полученных данных;
  • транслирует на монитор в режиме онлайн параметры главных систем автомобиля;
  • дает необходимые советы.

Под брендом «Орион БК» эксплуатируются почти 30 комплектаций БК. Какие из них могут устанавливаться в ВАЗ 2110?


БК-03 предназначен для эксплуатации в агрегатах с карбюраторной системой подачи топлива и снабжен функциями:

  • таймера;
  • тахометра;
  • контролем над напряжением сети авто;
  • параметров АКБ;
  • считывающим временным устройством.

БК-06 - модернизированный БК-03 с функцией наличия прибора для измерении температуры. БК-11 служит для эксплуатации «десяток» с карбюраторным мотором. БК-05 следует устанавливать в авто ВАЗ 2110 с силовой установкой инжекторного типа и ЭБУ.

Всем привет. При покупке машины мне бывший хозяин отдал пакетик с сервисной книжкой и руководством по эксплуатации. По приезду домой закинул этот пакет в тумбочку и даже не посмотрел что там и как, как то мне это было без надобности. И вот на днях вечером наткнулся на тот самый пакетик ну и решил все же посмотреть его наличие! Честно сказать было интересно узнать о жизни авто на первых его километрах эксплуатации. А в руководстве по эксплуатации наткнулся на описание бортового компьютера который устанавливался на авто в моей комплектации. Думаю при покупке б/у авто не всем достается данная документация, и порой бывают возникают вопросы, а как настроить бортовик? Можно методом "тыка" или гуглить интернет. Так же разновидностей бортовых компьютером велика, как тех что ставились с завода и тех что можно дополнительно поставить самому. Поэтому решил скинуть инструкцию может кому поможет данная информация с таким же бортовым компьютером.

Маршрутный компьютер (МК), устанавливается в вариантном исполнении вместо часов. МК имеет 15 функций, разбитых на 3 группы. Выбор группы
осуществляется кнопками 1, 2 и 3.

В каждой группе функции разделены на основные и дополнительные. Основные функции перебираются по кольцу кнопками 1, 2 и 3. Дополнительные функции перебираются кнопкой 5. При выключенном зажигании компьютер всегда находится в режиме «Текущее время».
При снятом аккумуляторе ход часов и все накапливаемые параметры сохраняются не менее 1 мес.
КОРРЕКТИРОВКА ФУНКЦИИ КОМПЬЮТЕРА
Коррекция хода часов
Нажать кнопку 4 в режиме «Текущее время».
По шестому сигналу точного времени нажать кнопку 1, при этом происходит сброс секунд и округление показания часов.

Установка текущего времени (календаря)
Нажать кнопку 4 в режиме «Текущее время» («календарь»).
Кнопками 5, 6 установить нужное значение часов (дня).
Нажать кнопку 4.
Кнопками 5, 6 установить нужное значение минут (месяца).
Нажать кнопку 4 для завершения установки времени (календаря).

Установка будильника

Кнопками 5, 6 установить нужное значение часов.
Нажать кнопку 4.
Кнопками 5, 6 установить нужное значение минут.
Нажать кнопку 4 для завершения установки будильника. В режиме «Текущее время» будет светиться символ будильника (будильник включен).

Выключение будильника
Нажать кнопку 4 в режиме «Будильник».
Нажать кнопку 1 для выключения будильника. В цифровых разрядах появится «--.--», а в режиме «Текущее время» символ будильника светиться не будет (будильник выключен).

Регулировка яркости подсветки индикатора
При включенных габаритных фонарях регулировка уровня подсветки производится регулятором освещения шкалы приборов.
При выключенных габаритных фонарях регулировка уровня подсветки производится программно:
- нажать кнопку 4 в режиме «Время в пути с остановками». На индикаторе будут высвечиваться все одиночные сегменты (пиктограммы), что является признаком режима регулировки уровня подсветки, а в цифровых разрядах будет высвечиваться число, соответствующее уровню подсветки в процентах от максимального значения;
- кнопками 5, 6 установить необходимый уровень яркости подсветки;
- нажать кнопку 4 для завершения режима регулировки яркости.

Тарирование датчика уровня топлива
Для проведения коррекции необходимо слить весь бензин из бака.
Нажать и удерживать кнопку 4 более 2 с в режиме «Уровень топлива».
На индикаторе появится мигающая цифра «0».
Нажать и удерживать кнопку 3 в течение 1 с до появления звукового сигнала подтверждения. После этого на индикаторе появится мигающая цифра «3».
Залить в бензобак с помощью мерной емкости 3 л бензина, выждать время, необходимое для успокоения датчика уровня топлива, нажать и удерживать кнопку 3 1 с до появления звукового сигнала подтверждения.
Продолжить эту процедуру до максимального значения 39 л, после которого компьютер автоматически выходит из режима.

Установка сигнализатора превышения скорости
Нажать кнопку 4 в режиме «Средняя скорость».
Кнопками 5, 6 установить требуемый порог скорости.
Нажать кнопку 4 для выхода из установки сигнализатора превышения скорости.




Цифровые технологии давно просочились не только в каждый дом, но и в каждый автомобиль. Бортовой компьютер ВАЗ 2110 (БК) уже более десятка лет является весьма обыденной вещью практически для любого водителя (первые БК устанавливались еще в 90-х годах на карбюраторных двигателях). С его помощью не зайдешь в социальные сети и не поиграешь в игры, но от этого он не становится менее полезным и интересным, скрывая в себе примерно такое же количество возможностей, а также разнообразных функций, как и современный смарт-телефон или планшетный ПК.

Как и любая другая цифровая техника, на ВАЗ 2112 бортовой компьютер обладает массой специфических характеристик, отличающихся от одной модели к другой. И точно так же приходится перебирать существующие на рынке предложения под себя, подбирая необходимые именно вам функции, технические данные, а также учитывая и ценовую политику конкретного изделия и производителя. Хотите знать, почему БК в современном автомобиле считается такой же незаменимой вещью, как мобильный телефон в вашем кармане?

Что из себя представляет бортовой компьютер ВАЗ 2110

Если не рассыпаться сухими терминами, переписанным из инструкции по эксплуатации, можно попросту сказать, что компьютер бортовой на ВАЗ 2112 (2110) является основным интерфейсом связи (средством общения и взаимодействия) между автомобилем и водителем. При помощи “бортового” друга вы можете узнать много полезной информации о вашем железном коне. Он поможет вам рассчитать остаток топлива, предупредит о возможном превышении скорости и непредвиденных неисправностях в основных системах инжектора и не только.

Конструктивно представляет из себя черную коробку. Может устанавливаться в приборную панель автомобиля, непосредственно на торпеду и в некоторых случаях даже на лобовое стекло. Спереди имеется небольшой числовой жидкокристаллический дисплей, а с задней стороны порт для подачи питания и связи с основными информационными системами автомобиля.


Не стоит путать электронный блок управления (ЭБУ) и бортовой компьютер. Если на ВАЗ 2110 не работает бортовой компьютер — это еще пол беды, машина может спокойно ездить, хоть автомобилист будет чувствовать себя крайне некомфортно, не имея никакой информации о работе основных систем своей машины. ЭБУ же можно считать “мозгом” автомобиля, задающим программу для работы исполнительных устройств электродвигателя. Без ЭБУ на ВАЗ-2110 типа инжектор вы точно никуда не уедите.

Тем не менее, хороший бортовой компьютер ВАЗ 2110 напрямую связан с ЭБУ, будучи способным обмениваться с ним основной информацией и сообщать о возможных проблемах с двигателем пользователю. Благодаря столь удачному симбиозу вам больше не придется ломать голову о том, почему же загорелась лампочка “Check Engine” на приборной панели.

Что показывает бортовой компьютер ВАЗ 2110

Бортовой компьютер штат ВАЗ 2110 существует в нескольких вариациях исполнения. Самый базовый вариант представляет собой небольшой семисегментный дисплей на жидком кристалле, состоящий всего из двух цифровых строчек. Он занимает весьма скромную позицию под спидометром на приборной панели. Отображает минимум информации для водителя, если не сказать, что почти ничего. Поскольку такой бортовой компьютер ВАЗ 2110 штат едва ли можно считать полноценным, часто автомобилистами заменяется на более серьезные модели, устанавливаемые вместо заглушки рядом с блоком САУО.

Бортовой компьютер на ВАЗ 2110 штат сегодня не является определенной роскошью. Полноценный электронный прибор, способный выполнить огромное количество полезных информационных и диагностических функций в вашем авто, обойдется вам не более чем в 500-900 рублей за самый простой вариант. Более “навороченные” экземпляры могут стоит от 1500 и до 12000 рублей.


Давайте обратимся к информации, которую может выдать нам бортовой штатный компьютер ВАЗ 2110. Удобным образом при помощи кнопочной навигации можно переключать ряд режимов, позволяющим держать руку на “пульсе” нашего железного коня. Вот краткий список основных возможностей, на которые способен компьютер бортовой на ВАЗ 2110:

  • отображение текущего времени и настройка будильника;
  • сообщает температуру за бортом автомобиля;
  • считает километры пробега;
  • определяет время передвижения;
  • расскажет вам, каков средний расход топлива на 100 км;
  • также можно узнать мгновенный расход топлива;
  • предварительный расчет количества топлива в автомобиле в километрах пробега;
  • средняя скорость передвижения;
  • расход топлива в литрах.

Это далеко не исчерпывающий список возможностей, на которые способен бортовой компьютер на ВАЗ 2110. Существует бесчисленное множество всевозможных моделей, потенциал которых вполне может расширяться и обновляться с улучшением прилагаемой к ним прошивки. Например, штатный бортовой компьютер ВАЗ 2110 (тот же МК-10, АМК-2110 с прошивкой 211000) по умолчанию имеет конкретные недоработки, не позволяющие получать информацию через диагностический интерфейс электронного блока управления (ЭБУ), но все это прекрасно “лечится” обновленной прошивкой.

Понятие про режим самодиагностики. Что такое коды ошибок и как ими пользоваться

Мы уже говорили ранее о том, что бортовой компьютер ВАЗ 2110 штат сильно помогает предупреждать проблемы, возникающие в связи с неправильной работой исполняющих и контрольных систем вашего автомобиля, когда загорается лампочка “Check Engine”. Все это реально, поскольку в чип инсталлирован режим самодиагностики бортовой на компьютер ВАЗ 2112. БК получает информацию от ЭБУ по К-линии и сообщает автомобилисту, что с его железным конем не так.

Это очень важно, поскольку все системы двигателя на ВАЗ-2110 типа инжектор управляются ЭБУ и сбои в его работе и функционировании основных диагностических систем могут привести к выходу из строя всего автомобиля, нерациональному расходу топлива и сильной потери мощности ДВС. Если у вас имеется компьютер бортовой ВАЗ 2110, вам достаточно просто спросить его, что с автомобилем не так, и ваш “электронный” друг тут же выдаст всю подноготную. Не нужно вызывать дорогостоящих специалистов либо подолгу копаться под капотом авто — самодиагностические системы могут сделать все это за нас.

Конечно же, бортовой компьютер ВАЗ 2110 сообщает нам информацию об ошибках в закодированном виде. Вы не увидите текстовое сообщение, информирующее, что именно с вашим автомобилем не так, а лишь цифровой код неисправности. Основная причина данного подхода в том, что размер экрана бортового компьютера сильно ограничен. Но это в действительности не является какой либо проблемой, если у вас есть под рукой справочник с расшифровкой (его легко можно найти также у нас на сайте).

Если ваш автомобиль комплектуется лишь базовым бортовым компьютером ВАЗ-2110, расположенным под спидометром на приборной панели, то режим самодиагностики в нем запускается при помощи одновременного поворота ключа зажигания и удерживания нажатой кнопки сброса суточного пробега. Сразу после этого перед вами должны начать “плясать” все стрелки на приборной панели. Нажав два раза на кнопку сброса, мы переключаемся от версии прошивки, собственно, к информации об ошибках

Если ваш автомобиль снабжен люксовой комплектацией, где штат бортовой компьютер ВАЗ 2110 установлен рядом с блоком САУО (и АМК 211002), режим самодиагностики там включается еще проще, нажатием кнопки “часы” в режиме отображения времени. Если появляется надпись об ошибке — необходимо просто подключить бортовой компьютер ВАЗ 2110 к диагностическому интерфейсу.


Настраиваем бортовой компьютер штат на ВАЗ 2110 на примере базового БК люксовой комплектации. Некоторые полезные приемы.

Несомненно, чтобы полностью охватить все возможности бортового компьютера на ВАЗ 2110, стоит ознакомиться с инструкцией эксплуатации по нему. Мы рассмотрим лишь краткий список некоторых полезных функций, на которые способен бортовой компьютер ВАЗ 2110 штатный. Например, настройка датчика, отвечающего за уровень топлива в баке:

  1. 1. Первым делом надо полностью опустошить бачок с бензином в вашем автомобиле. Далее необходимо переключиться в режим выбора топлива, удерживая первую сверху кнопку в правом ряду в течении нескольких секунд. Бортовой компьютер штатный ВАЗ 2110 отобразит на дисплее цифру “0”.
  2. 2. В режим торирования переключаемся удержанием на секунду кнопки с изображением автомобиля, о чем бортовой компьютер на ВАЗ 2112 уведомит нас коротким звуковым сигналом. На дисплее теперь загорелась цифра “3”.
  3. 3. Заливаете в бензобак 3 л. бензина. Подождав некоторое время, еще раз нажимаем и удерживаем кнопку с изображением авто.
  4. 4. Продолжаем наполнять бак бензином до максимальной его емкости. БК сам закончит процедуру торирования и переключится в режим ожидания.
  5. 5. Еще проще настроить БК для сигнализации о превышении скорости. Для этого необходимо переключиться в в режим “средняя скорость” и вновь удерживать верхнюю правую кнопку в течении нескольких секунд. Целочисленное цифровое значение выставляется при помощи функциональных клавиш “+” и “-” на панели прибора. Выходим из режима настройки скорости аналогичным образом, как и входили в него.

Возникла у меня однажды потребность в бортовом компьютере для моей "ласточки" ВАЗ2110. Двигатель там инжекторный и управляет им невероятно умный Электронный Блок Управления (ЭБУ), который может много чего о себе и двигателе рассказать, если его правильно попросить. Во-первых удобно узнавать причину включения индикатора Check Engine на приборной панели (не то чтобы он часто включался, но все же), а во-вторых можно узнавать кучу интересных и полезных параметров двигателя (состояние того же датчика массового расхода воздуха (ДМРВ)).

Естественно, сначала я посетил авторынок, с мыслью о том, что столь простой девайс просто обязан стоить недорого. Какого же было мое удивление, когда я увидел цены. Даже не знаю, чего туда напихали производители, но цены никак не укладывалась в категорию адекватных. В связи с этим решил сделать девайс самостоятельно. Благо, протокол общения с ЭБУ (Keyword Protocol 2000) крайне простой и на просторах интернета есть его полное описание. Обмен данными идет по принципу запрос-ответ в асинхронном режиме по одному проводу. Зовется это безобразие K-Line. Работает очень просто, шлем некоторый запрос в виде пакета данных, после чего получаем ответ в виде другого пакета.

Изначально хотел собрать схему на AVR микроконтроллере (далее МК) Atmega16 или Atmega32 и дисплее от какого-нибудь древнего мобильника с разрешением 176х220 или около того. Но потом вспомнил, что в стародавние времена, когда доллар был совсем дешевый, я заказал вот такой дисплей:

Судя по описанию это цветной TFT дисплей с разрешение 320х240 и диагональю 3.2", управляет им контроллер SSD1289. Кроме этого, на дисплей установлена сенсорная панель, которую обслуживает АЦП, установленный на плате с дисплеем и связывающийся с МК по SPI. Стоило это чудо китайской техники в районе 300р. и имело всего один маленький недостаток - параллельная шина данных для управления контроллером дисплея. А это 21 провод (16 - шина данных и 5 - служебные). Т.е. Atmega32 сюда уже явно не подходит ни по количеству выводов, ни по быстродействию, значит надо что-то мощнее. В итоге остановился на STM32, довольно дешевые и мощные МК. После некоторого времени поисков, я обнаружил, что у STM32 контроллеров есть замечательная штука под названием FSMC (Flexible static memory controller). Это интерфейс для подключения внешней памяти по параллельной шине данных, при этом МК будет с ней работать как со своей внутренней, адресное пространство расширяется во внешнюю память. Т.е. просто указываем адрес и пишем данные. Именно туда можно и даже нужно подключить такой дисплей и в итоге получить аппаратную поддержку работы с дисплеем на высокой скорости. При этом еще и не загружая сам контроллер, все ведь аппаратное.

Выбор пал на STM32F103VCT6. Представляет собой 100-лапую многоножку в LQFP корпусе содержит на борту блок FSMC, ЦАП, целую пачку USART, SPI и т.п., 256 Кб памяти (хоть запрограммируйся), и имеет тактовую частоту ядра 72МГц (без проблем повышаемую до 120 МГц без потери стабильности работы МК). Полное описание можно посмотреть в даташите, который приложен к статье. Далее была продумана структура устройства. Интерфейс сразу решено было делать на основе графических элементов (проще говоря картинок), то потребовалось решить проблему хранения этой самой графики. Т.к. дисплей достаточно большой да еще и на вывод каждого пикселя идет минимум 16 бит информации (режим RGB565), то о хранении графики в памяти МК не может быть и речи. Поэтому было принято решение подключить SD карту и всю мультимедийную информацию хранить на ней. И тут опять на помощь пришел огромный набор периферии STM32 контроллеров. Для SD карты тут имеется специальный интерфейс SDIO, это "родной" интерфейс для карточек памяти SD и MicroSD (правда, об этом я узнал позже, когда наступил на первые грабли).

Итак, функционал получился следующим:

  • Получение с ЭБУ таких параметров, как: Напряжение сети, Обороты двигателя, Температура двигателя, Расход топлива (мгновенный, на 100км), Скорость движения, Положение дроссельной заслонки, Напряжение на ДМРВ, Время впрыска, Массовый расход воздуха, Цикловой расход воздуха, Длительность импульса впрыска, Положение регулятора холостого хода. Чтение и сброс ошибок.
  • Индикация исправности ламп и уровня охлаждающей жидкости.
  • Напоминание о замене фильтров.
  • Подсчет пройденного расстояния и потраченного топлива.
  • Управление фарами и габаритными огнями.
  • Измерение температуры в салоне и за бортом с ведением статистики.
  • Показ времени.
  • Управление освещением салона.
  • Звуковые и световые уведомления.

Также в планах было через реализовать USB диагностический адаптер, как одну из функций, но пока маловато свободного времени и USB на STM32 еще не разобрался.

Конечно, баги еще иногда проскакивают, но большая часть функционала работает нормально, а баги постепенно отлавливаются и исправляются.

Как только определился с железом и функционалом, сделал схему и развел плата. Как оказалось позднее, продумана схема была не очень хорошо (изначально SD карточка подключалась по SPI и ей катастрофически не хватало скорости работы, ну и разные мелкие недоработки). В результате была и вторая и третья версия схемы, но в итоге все получилось, железо работает очень стабильно и на жаре и на холоде. В ходе изготовления и доработок было принято решение разделить устройство на блоки: Основная плата с МК, его обвзязкой и питанием, УНЧ, K-Line адаптер и плата microSD и USB.




Рассмотрим схему каждого из них подробнее. Итак, плата с МК:

Пойдем слева направо, сверху вниз. Разъем с загадочным названием D/S1 предназначен для контроля открытия дверей и включения зажигания. К разъемам SENSORS и USART подключается плата с адаптером K-Line и транзисторными ключами для контроля выхода реле контроля ламп, датчика уровня охлаждающей жидкости и датчика скорости. Далее идет разъем P12, контакт Photo - это фоторезистор для контроля освещенности, второй вывод подключается на GND, SPEED - сигнал датчика скорости с платы адаптера K-Line. На разъем POWER подается питание схемы, а так же снимается напряжение для освещения салона.

В правой части схемы расположены разъемы для подключения периферии. К разъемам P2, P5, P9 и PEN_IRQ подключаются дисплей с подсветкой и АЦП сенсорной панели, micro SD карта, и USB разъем. С DS18b20 вроде все понятно. Разъем SOUND для подключения УНЧ (звуковые уведомления), K-Line_Pow - питание платы с адаптером, AMP_Pow - питание УНЧ (изначально питание УНЧ снималось полностью, но оказалось, снимать и подавать питание на УНЧ не лучшая идея, на включение уходит несколько секунд, в результате был использован УНЧ с функцией STDBY, поэтому сейчас выход MOSFET подключен на вход STDBY УНЧ). Ну и разъем LED для подключения светодиода световых уведомлений.

В схеме K-Line адаптера все стандартно, схема собрана на компараторе и довольно известна на просторах интернета:

Здесь же находится обвязка, необходимая для согласования с датчиками.

С SD картой все так же просто, стандартная обвязка для SDIO:


Изначально УНЧ был собран на TDA2003, но из-за отсутствие функции STDBY от него пришлось отказаться и использовать заказанный семплом у Texas Instruments УНЧ LM4991. Это 3-ватнный УНЧ в SO-8 корпусе и питанием 5В. Схема взята из даташита:

УНЧ включен постоянно, но пока никакие звуки воспроизводить не требуется, он находится в режиме STDBY, в результате чего потребление не превышает 2мкА (типовое по даташиту - 0.1мкА).

Плата под SD карту разведены в Sprint Layout, т.к. остались еще от одной из первых версий схемы, а под все остальные в AltiumDesigner, т.к. от Sprint Layout я полностью отказался.

В собранном виде все выглядит вот так:

Фото сделано во время отладки девайса, поэтому тут присутствуют старые платы K-Line адаптера и УНЧ. Новые платы были установлены позже, без полного извлечения устройства из панели автомобиля, поэтому таких подробных фото нет. Но общий смысл, думаю, понятен.

Для подключения дисплея был использован IDE шлейф. Его гораздо удобнее паять, чем обычный китайский, т.к. провода в нем одножильные, в следствие чего можно не волноваться, что при пайке отогнется "волосок" и закоротит на соседний провод. Плюс он обладает большей прочностью. Китайские многожильные шлейфы использовать не рекомендую. В крайнем случае МГТФ. Изначально уличный датчик температуры был заказан у китайцев (металлическая гильза с проводом), и он оказался действительно водонепроницаемым. Но при первых же заморозках обнаружилось одно интересное и неприятное свойство уличного датчика. При понижении температуры до -1 градуса он отказывается отвечать на запросы МК. Поэтому позже я сделал водонепроницаемый датчик из обычного, просто обсадив выводы и сам датчик термоусадкой, и залив его с обоих сторон герметиком. Заодно перенес его из под заднего бампера (сильно грелся от подсветки номера) под накладку на заднем треугольном стекле (там во время езды нагревается максимум на 2 градуса). После чего датчики начали работать стабильно при любой температуре. Так же при первом подключении длинного провода для датчиков, пришлось уменьшить сопротивление подтягивающего резистора с 4.7К до 1К, иначе датчики работать отказывались. Подключение выполнено витой парой.

Установлено все это дело вместо пепельницы возле ручки передач. Для этого была вырезана лицевая панель из оргстекла толщиной около 3мм. и обтянута карбоновой пленкой (по крайней мере китайцы зовут ее именно так). Т.к. поверхность в районе пепельницы имеет изгиб, то сбоку из акриловой смолы сделаны выступы и обточены по изгибу панели. Делал очень просто, сначала вырезал заготовки из картона, затем приклеил их на оргстекло и промазал стыки пластилином, после чего просто залил туда смолу и после высыхания обработал наждачной бумагой, придав окончательную форму. В итоге сверху и снизу лицевая панель плотно вставляется в паз пепельницы, а по бокам прилегает к панели. По бокам все так же обтянуто карбоном.

Внутри вся электроника закрыта родным кожухом от пепельницы. Разъемы карты памяти и Micro USB выведены под декоративную накладку ручки передач (мягкую). Датчик освещенности выведен сверху панели в решетке обдува лобового стекла, т.к. на него должен попадать уличный свет.

За бесперебойную работу часов отвечает батарейка "таблетка" на напряжение 3В. Менять еще вряд ли когда-то придется. т.к. большую часть времени схема работает от АКБ. Питается схема от DC-DC преобразователя на популярной микросхеме MC34063. Напряжение 3.3В. Потребление тока небольшое, микросхема не греется и работает без внешнего транзистора. Схема запускается даже на севшем АКБ, когда приборная панель вообще не стартует.

А теперь рассмотрим, как все это дело работает.

Пока девайс никто не трогает, он находится в режиме ожидания. Экран погашен и производится лишь опрос датчиков температуры с периодичностью раз в минуту для ведения статистики. Включить устройство можно аж двумя способами:

Первый - прикоснуться к экрану. При этом включится подсветка и будет показан главный экран. Проверка наличия датчиков температуры производится при каждом включении экрана и в случае отсутствия связи с одним из них вместо температуры отобразится N/A.

В этом режиме доступны все настройки, но получение и отображение данных с ЭБУ, естественно, не осуществляется. Если в течении 20 секунд никакие действия со стороны пользователя не осуществляются, то устройство переходит обратно в режим ожидания.

Второй - включить зажигание. В этом случае сначала будет показана заставка и воспроизведен звук включения (если звук активирован в настройках), и по прошествии 8 секунд будет произведено подключение к ЭБУ.

Такая задержка сделана не случайно. Во-первых ЭБУ после подачи питания несколько секунд шлет в линию мусор (по крайней мере мой BOSCH делает именно так), а во-вторых попытка присоединиться к ЭБУ во время или сразу после старта двигателя заканчивалась проблемами с запуском двигателя. Он либо совсем не стартовал, либо глох сразу после старта. После чего включится Главный экран. Если связь с ЭБУ установлена успешно, то отобразятся считанные данные, иначе будут отображены нули и устройство будет периодически пытаться установить соединение с ЭБУ.

Теперь рассмотрим подробнее Главный экран. Как видно, он состоит из двух зон. Первая зона предназначена для отображения различной информации в виде таблицы. Расшифруем, что там есть:

  • MAIN VOLT. - напряжение в бортовой сети.
  • TEMP. INT. - температура в салоне.
  • TEMP. OUT. - температура за бортом.
  • ENGINE TEMP. - температура двигателя.
  • ENGINE RPM - обороты двигателя в минуту.
  • SPEED - скорость движения км/ч.
  • FUEL RATE - мгновенный расход топлива в литрах.

Все значения, кроме температуры в салоне и за бортом читаются из пакетов, выпрашиваемых у ЭБУ. Отрицательные температуры (и двигателя в том числе) отображаются синим цветом (знак минуса туда никак не помещался). Для отображения оборотов так же требуется 4 цифры, которые в отведенное место никак не помещаются. Поэтому сделано следующим образом. Когда значение меньше 1000 цвет цифр светло-голубой, если значение больше 1000, цвет изменяется на зеленый, единицы оборотов при этом не отображаются (128 = 1280-1289 об/мин), а при превышении 3500 - цвет цифр становится красным. Также изменяется цвет скорости, при достижении отметки в 130км/ч цифры краснеют. В правом верхнем углу экрана отображается время.

Во второй зоне расположены иконки состояния. Слева направо:

Часть иконок кликабельна и открывает дополнительные информационные экраны. Это: Температура за бортом, Расход топлива, Время, Индикаторы замены фильтров. При нажатии на иконку (ну или прямо на цифры, относящиеся к ней) расхода открывается экран статистики. Здесь отображаются Максимальное, Минимальное значения. Для уличной температуры он будет выглядеть так:

Здесь выводится записанная за сутки таблица температур. Обнуление происходит в 00:00. Нажатие на кнопку CANCEL возвратит нас на Главный экран.

Нажатие на Время откроет экран статистики поездки:

Здесь отображаются Время поездки (TIME OF TRAVEL), Пройденный путь за поездку (PASSED WAY), Израсходованное топливо (FUEL CONSUMED) и Расход на 100км. (FUEL PER 100KM). При этом есть 2 режима работы. Пока не нажата кнопка START, данные сбрасываются через 5 минут после остановки двигателя. Если же нажать кнопку START, то ведение статистики будет продолжено, пока не будет нажата кнопка RESET (удерживать 2 секунды), даже после выключения двигателя.

Нажатие на иконку замены фильтров откроет вот такой экран статистики:

Здесь отображается пробег с моменты замены фильтра. Удержание кнопки RESET сбрасывает показания для соответствующего фильтра и делается после каждой замены. Подсчет расстояния идет по импульсам с датчика скорости.

На этом функции Главного экрана заканчиваются. Теперь рассмотрим экран настроек, который вызывается по нажатию кнопки Настройки в правом нижнем углу экрана. Выглядит он следующим образом:

Здесь можно увидеть 6 иконок. Каждая из них открывает свой пункт настроек. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Тут мы видим:

  • Напряжение в сети (MAIN VOLT.);
  • Обороты (ENGINE RPM), цветовое обозначение такое же, как на главном экране;
  • Расход воздуха (AIR FLOW);
  • Датчик массового расхода воздуха (MAF SENSOR);
  • Положение дроссельной заслонки (THROTTLE POSITION);
  • Время впрыска (INJECT. TIME);
  • Регулятор положения ХХ (REG-R IDLE);
  • Напряжение на ДМРВ (очень полезные параметр, позволяет узнать исправность датчика) (MAF VOLT.).

У меня ошибок нет, поэтому на экране пусто. Коды ошибок также можно сохранить на карту памяти, нажатием кнопки SAVE. Это будет текстовый файл под названием errors.txt. Помимо этого, ошибки можно сбросить, путем удерживания кнопки RESET. Довольно полезная функция, ЭБУ не всегда сбрасывает ошибки после замены неисправных датчиков. Если сброс прошел успешно, на экране появится соответствующее уведомление, после чего, ошибки будут считаны еще раз.

Установка осуществляется нажатием на цифры. То, значение, которое изменяется в данный момент, обозначено стрелкой. Выбор устанавливаемого параметра (часы/минуты) осуществляется нажатием на эти самые часы или минуты. Применение настроек по нажатию кнопки Apply.

Верхняя шкала показывает текущий уровень освещенности. А нижняя служит для установки уровня, при котором должны включаться фары. При этом если движение только началось, то фары включаются сразу, а в случае, если машина уже двигалась до снижения уровня освещенности ниже заданного уровня, то включение произойдет лишь через 15 секунд. Если же машина стоит на месте (завелись, греем двигатель), то фары включаться не будут. Определение начала движения происходит и по датчику скорости и по данным ЭБУ. Поэтому данная функция будет работать даже в том случае, если нет соединения с ЭБУ. Выключение происходит либо через 5 секунд после остановки двигателя, либо по нажатию на кнопку управления режимом фар на главном экране. Сохранение настроек по нажатию кнопки APPLY.

Всего одна шкала. При настройки яркости, уровень меняется сразу же, но если не нажать на кнопку APPLY, то после выхода будет возвращено предыдущее значение. После настройки, яркость дисплея будет автоматически изменяться пропорционально текущему уровню освещенности, основываясь на том уровне, который был задан пользователем.

На этом различные меню и настройки заканчиваются. остается всего несколько функций:

  • Управление габаритными огнями. Если после включения двигателя машина стоит на месте, то включение произойдет через 2 минуты. Если же началось движение, или температура двигателя достигла 40 градусов или больше, включение произойдет сразу. Отключение происходит через минуту после остановки двигателя.
  • Управление освещение салона. При открывании двери начинается плавное нарастание яркости лампы, которое длится около 13 секунд. Если же дверь закрыть, то яркость останется на том уровне, до которого успела дойти, пока дверь была открыта. Далее, если машина стоит, то через 10 секунд яркость начнет снижаться (скорость снижения в 2 раза ниже нарастания). Если же начато движение, то лампа будет погашена практически сразу.
  • Звуковые уведомления. Всего таких уведомлений 3. Одно из них звук заставки, второе - звук уведомления включения фар/габаритов, третье - все остальное.
  • Световые уведомления. Их 4. Первое - светодиод зажигается при нажатии на экран, второе - уведомление о включении/отключении фар/габаритов (2 вспышки с интервалом 0,5 сек.), третье - уведомление от тревогах (5 вспышек с интервалом 0,2сек.) и четвертое - уведомление о дежурном режиме (одна вспышка с интервалом 5 сек.). Этот вид уведомлений не отключается.

На этом текущий функционал заканчивается. Теперь рассмотрим некоторые технические аспекты работы девайса.

  • Графика. Весь интерфейс представлен в виде обычных изображений в формате BMP. Цветовое пространство RGB565. Сами картинки должны быть отзеркалены по вертикали. Хранятся на карте памяти в каталоге /sys.
  • Звук. Со звуком все еще проще, тут обычные WAV файлы, моно, 8 бит. Частота дискретизации особого значения не имеет, в программе предусмотрена автоподстройка. Длительность звука включения не более 6 сек, а уведомлений не более 2 сек. Хранятся на карте памяти в каталоге /sys.
  • Карта памяти. Обычная Micro SD (или SD) карточка, отформатированная в FAT/FAT32. Проверял и 128Мб и 8Гб - работают. На карте хранятся как элементы интерфейса, так и все настройки девайса (/sys/settings.bin). Поэтому при каждом включении производится поиск карточки, и если ее нет, то выводится сообщение:

Для запуска, следует вставить карту и нажать на предупреждение. После чего, система начнет работу.

Калибровка дисплея. При первой подаче питания на устройство необходимо провести калибровку сенсора. Проводится она очень легко, необходимо нажать в центр перекрестий, появляющихся на экране. Всего таких точек 4.

После завершения процесса калибровки, значения сохранятся на карту памяти в файл /sys/touch.bin. Соответственно, удаление этого файла повлечет за собой повторную калибровку.

В целом интерфейс получился очень шустрый, переключения происходят мгновенно. Небольшой видеоролик в конце статьи демонстрирует его работу. Шрифты в прошивке только английские, слова короче, проще вмещать их на экране. Всего шрифтов 3, один из них только цифровой для отображения параметров, и два буквенно-символьные-цифровые. Один с большими символами, другой с маленькими.

Прошивка написана на языке Си в среде Eclipse, исходники прилагаются. Занято около 1/5 памяти МК, так что еще есть куда развиваться. Также прилагаю файлы, необходимые для работы девайса. Само устройство работает в машине больше года и вполне неплохо. Работало и летом на 40-градусной жаре и зимой при -20. Никаких проблем не выявлено. Дисплей никак не реагирует на мороз, замедления вывода не происходит. Обновления прошивки постараюсь выкладывать в комментариях. В принципе не проблема добавить поддержку нескольких протоколов общения с ЭБУ и сделать при этом их подгрузку с карты памяти (пишем в текстовый файлик команды, кидает на карточку, а далее МК уже сам с ними разбирается). Пока протестирована работа с ЭБУ BOSCH на машине 2001г выпуска. На этом у меня все.

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
Основная плата
U1 МК STM32

STM32F103VC

1 Поиск в Чип и Дип В блокнот
U2 DC/DC импульсный конвертер

MC34063A

1 Поиск в Чип и Дип В блокнот
Q1, Q2 Биполярный транзистор

BC857

2 Поиск в Чип и Дип В блокнот
Q3, Q5, Q7, Q8 Биполярный транзистор

BC847

4 Поиск в Чип и Дип В блокнот
Q4 MOSFET-транзистор

BSH103

1 Поиск в Чип и Дип В блокнот
Q6 MOSFET-транзистор

Top