Характеристика и образ сони мармеладовой в романе преступление и наказание достоевского сочинение. Соня Мармеладова — олицетворение добра (по роману Ф

Сонечка Мармеладова является персонажем романа "Преступление и наказание" Федора Михайловича Достоевского. Книга написана после каторжных мытарств. Поэтому в ней явно прослеживается религиозный оттенок убеждений автора. Он ищет правду, обличает несправедливость мира, мечтает о счастье человечества, но при этом не верит в то, что мир можно переделать насильственным путем. Достоевский убежден, что нельзя избежать зла ни при каком общественном устройстве, пока зло есть в душе людей. Федор Михайлович отвергал революцию как преобразователь общества, он обратился в сторону религии, пытаясь решить исключительно вопрос повышения нравственности у каждого отдельного человека. Именно эти идеи отражает в романе героиня Сонечка Мармеладова.

Характеристика героя

Два главных персонажа романа - Соня Мармеладова и Родион Раскольников - идут по сюжету как встречные потоки. Идейная часть произведения представляется читателю через их мировоззрение. Через Сонечку Достоевский показал свой нравственный идеал, несущий веру и любовь, надежду и понимание, душевную теплоту. По мнению автора, именно такими должны быть все люди. Через Соню Федор Михайлович говорит, что каждый, независимо от положения в обществе, имеет право жить и быть счастливым. Героиня убеждена, что добиваться счастья, и своего, и чужого, преступным путем нельзя, а грех в любом случае остается грехом, во имя кого или чего бы он ни был совершен.

Если образ Раскольникова - это бунт, то Сонечка Мармеладова в романе "Преступление и наказание" олицетворяет смирение. Они являются двумя противоположными полюсами, которые не могут существовать один без другого. Однако о глубинном смысле этого бунта и смирения литературоведы спорят до сих пор.

Внутренний мир

Сонечка Мармеладова глубоко верует в Бога и обладает высокими нравственными качествами. Она видит в жизни глубочайший смысл и не понимает идей своего антагониста о бессмысленности существования, считая, что за каждым событием стоит предопределенность от Бога. Соня уверена, что человек ни на что не может повлиять, и его главная задача - это проявлять смирение и любовь. Для нее такие вещи, как сочувствие и сострадание, являются одновременно смыслом жизни и великой силой.

Раскольников судит о мире только с позиции разума, с бунтарской горячностью. Он не желает примириться с несправедливостью. Это становится причиной его душевных мучений и преступления. Сонечка Мармеладова в романе Достоевского тоже переступает через себя, но не так, как Родион. Она не хочет губить других людей и причинять им страдания, а приносит себя в жертву. Это отражает мысль писателя о том, что для человека должно быть важнее не эгоистическое личное счастье, а страдания во благо других. Только так, по его мнению, можно достичь истинного счастья.

Мораль сюжетной линии

Сонечка Мармеладова, характеристика и внутренний мир которой так тщательно проработаны в романе, отражает мысль автора о том, что каждый должен осознавать ответственность не только за совершенные поступки, но и за все зло, творящееся в мире. Соня чувствует вину за совершенное Раскольниковым преступление, поэтому принимает все близко к сердцу и старается возродить его своим состраданием. Соня разделяет судьбу Родиона после того, как тот открывает ей свою тайну.

В романе это происходит символически: когда Соня читает ему сцену воскрешения Лазаря из Нового Завета, мужчина соотносит сюжет с собственной жизнью, а потом, придя к ней в следующий раз, сам рассказывает о содеянном и пытается объяснить причины, после чего просит ее помощи. Соня наставляет Родиона. Она призывает его отправиться на площадь, чтобы каяться в преступлении перед народом. Сам автор здесь отражает идею подвести преступника к страданию, чтобы тот через него смог искупить вину.

Нравственные качества

Соня Мармеладова в романе воплощает лучшее, что может быть в человеке: веру, любовь, целомудрие, готовность пожертвовать собой. Ей приходилось заниматься проституцией, но, окруженная пороком, она сохранила душу чистой и продолжала верить в людей и в то, что счастье достигается только ценой страдания. Соня, так же как и Раскольников, преступившая евангельские заповеди, тем не менее осуждает Родиона за презрение к людям, не разделяет его бунтарских настроений.

Автор попытался через нее отразить всю суть народного начала и русской души, показать природное смирение и терпение, любовь к ближнему и Богу. Мировоззрения двух героев романа противопоставляются друг другу и, постоянно сталкиваясь, показывают и противоречия в душе Достоевского.

Вера

Соня верит в Бога, верит в чудо. Родион, напротив, считает, что никакого Всевышнего нет и чудес тоже не бывает. Он пытается раскрыть перед девушкой, насколько смешны и иллюзорны ее представления, доказывает, что страдания ее бесполезны, а жертвы безрезультатны. Раскольников судит ее со своей точки зрения, говорит, что грешной ее делает не профессия, а напрасные жертвы и подвиги. Однако мировоззрение Сони непоколебимо, даже будучи загнанной в угол, она перед лицом смерти пытается что-то сделать. Девушка даже после всех унижений и страданий не потеряла веру в людей, в доброту их душ. Ей не нужны примеры, она просто верит, что все заслужили светлую долю.

Соню не смущают ни физические уродства, ни уродства судьбы, она способна к состраданию, может проникнуть в суть человеческой души и не хочет осуждать, ведь чувствует, что любое зло совершается человеком по какой-то неизвестной, внутренней и непонятной другим причине.

Внутренняя сила

Многие мысли автора отражает Сонечка Мармеладова в романе "Преступление и наказание". Характеристика ее дополняется и вопросами о самоубийстве. Девушка, вынужденная пойти на панель, чтобы семья перестала голодать, в какой-то момент думала о том, чтобы наложить на себя руки и одним рывком избавиться от позора, выбраться из зловонной ямы.

Ее останавливала мысль о том, что же будет с ее близкими, пусть и не совсем родными. Для того чтобы удержаться от самоубийства в такой жизненной ситуации, требуется гораздо больше внутренней силы. Но религиозную Соню сдерживала не мысль о смертном грехе. Она волновалась "о них, своих". И хотя разврат для девушки был хуже смерти, она выбрала его.

Любовь и смирение

Еще одна черта, пронизывающая характер Сонечки, - это способность любить. Она откликается на чужое страдание. Она, подобно женам декабристов, следует за Раскольниковым на каторгу. В ее образе Достоевский представил всеобъемлющую и всепоглощающую любовь, не требующую ничего взамен. Это чувство нельзя назвать полностью высказанным, ведь Соня никогда не говорит вслух ничего подобного, и безмолвие делает ее еще прекраснее. За это ее уважают и отец, спившийся бывший чиновник, и мачеха Катерина Ивановна, помутившаяся рассудком, и даже развратник Свидригайлов. Раскольникова ее любовь спасает и исцеляет.

Убеждения автора

Каждый герой обладает своим мировоззрением и верой. Каждый остается верен своим убеждениям. Но Раскольников и Сонечка приходят к тому, что Бог может указать путь каждому, стоит лишь ощутить его близость. Достоевский через своих персонажей рассказывает о том, что каждый человек, пришедший к Богу через тернистый путь нравственных мучений и изысканий, уже не сможет смотреть на мир так, как раньше. Начнется процесс обновления и перерождения человека.

Федор Михайлович Достоевский осуждает Раскольникова. Автор отдает победу не ему, умному, сильному и гордому, а смиренной Соне, образ которой выражает высшую истину: страдание очищает. Она становится символом нравственных идеалов автора, которые, по его мнению, близки русской душе. Это смирение, молчаливая покорность, любовь и всепрощение. Вероятно, в наше время Сонечка Мармеладова тоже стала бы изгоем. Но совесть и правда всегда жили и будут жить, а любовь и добро выведут человека даже из пучины зла и отчаяния. В этом и заключается глубинный смысл романа Федора Достоевского.

Одним из главных персонажей романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова – девушка, вынужденная работать «по желтому билету» ради спасения своей семьи от голодной смерти. Именно ей автор отводит важнейшую роль в судьбе Раскольникова.

Внешность Сони описывается в двух эпизодах. Первый – сцена смерти её отца, Семена Захарыча Мармеладова: «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка … Она была тоже в лохмотьях, наряд её был разукрашен по-уличному … с ярко и позорно выдающейся целью».

Другое описание её внешнего вида появляется в сцене знакомства Сонечки с Дуней и Пульхерией Александровной: «это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку … с ясным, но запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице…». Оба этих портрета разительно отличаются друг от друга, что отражает одну из ключевых особенностей характера Сони – соединение духовной чистоты и морального падения.

История жизни Сони в высшей степени трагична: неспособная равнодушно наблюдать, как её семья погибает от голода и нищеты, она добровольно пошла на унижение и получила «желтый билет». Жертвенность, безграничное сострадание и бескорыстность заставляли Сонечку отдавать все заработанные деньги отцу и мачехе Катерине Ивановне.

Соня обладает многими прекрасными чертами человеческого характера: милосердием, искренностью, добротой, пониманием, нравственной чистотой. Она готова в каждом человеке искать нечто хорошее, светлое, даже в тех, кто не достоин такого отношения. Соня умеет прощать.

В ней развита бесконечная любовь к людям. Эта любовь настолько сильна, что Сонечка полна решимости сознательно отдавать всю себя ради них.

Такая вера в людей и особое отношение к ним («Это человек-то вошь!») во многом связаны с христианским мировоззрением Сони. Её вера в Бога и чудо, от него исходящее, поистине не имеет границ. «Что я бы без Бога - то была!». В этом плане она является противоположностью Раскольникова, который противостоит её своим атеизмом и теорией о людях «обыкновенных» и «необыкновенных». Именно вера помогает Соне сохранить чистоту души, защититься от окружающей её грязи и порока; недаром почти единственной, прочитанной не один раз ею книгой является Новый Завет.

Одной из самых значимых сцен в романе, повлиявших на дальнейшую жизнь Раскольникова, является эпизод совместного чтения отрывка из Евангелия про воскрешение Лазаря. «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги…».

Сонечка играет важнейшую роль в судьбе Раскольникова, которая заключается в возрождении его веры в Бога и возвращении на христианский путь. Только Соня сумела принять и простить его преступление, не осудила и смогла побудить Раскольникова сознаться в содеянном. Она прошла вместе с ним весь путь от признания до каторги, и именно её любовь смогла вернуть его на истинный путь.

Соня проявила себя как решительная и деятельная личность, способная принимать непростые решения и следовать им. Она убедила Родиона донести на себя: «Встань! Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету…».

На каторге Соня делала все, чтобы облегчить участь Раскольникова. Она становится известной и уважаемой личностью, к ней обращаются по имени-отчеству. Каторжники полюбили её за доброе отношение к ним, за бескорыстную помощь – за то, что Раскольников пока не хочет или не может понять. В финале романа он наконец осознает свои чувства к ней, осознает, как много она страдала за него. «Разве могут теперь её убеждения не быть моими? Её чувства, её стремления по крайней мере…». Так любовь сони, её самоотверженность и сострадание помогли Раскольникову начать процесс становления на путь истинный.

Автор воплотил в образе Сони лучшие человеческие качества. Достоевский писал: «Нравственный образец и идеал у меня один – Христос». Соня же стала для него источником собственных верований, решений, продиктованных совестью.

Таким образом, благодаря Сонечке Раскольников сумел найти новый смысл жизни и снова обрести утраченную веру.

Соня Мармеладова играет важную роль в романе «Преступление и наказание». Первоначально героиня занимала второстепенное место в повествовании, однако Ф. М. Достоевский с помощью образа Сони выразил свои христианские мысли, что сделало образ героини действительно важным в идейном содержании.

Биография

Важна история жизни данного образа. Мармеладова Софья Семеновна родилась в бедной семье. На момент повествования героине было 18 лет. Матери Соня лишилась еще в детстве. Отец был человеком пьющим, из-за чего положение их семьи было крайне бедным. Первоначально вместе с семьей Соня живет в глубинке, а затем переезжает в Петербург, однако и там отец не может найти работу. Ради отца и его новой жены Катерины Ивановны, у которой было трое детей, Сонечка зарабатывает деньги сначала швеей. За работу она получала ничтожно мало, а иногда ей и вовсе не платили. Поэтому она приняла решение ради своей семьи пойти по «желтому билету», чего очень сильно стыдилась.

Судьба Сони тяжела и трагична. Однако героиня не опускает руки и продолжает проходить все испытания на своем пути. Встреча Сонечки с Родионом Раскольниковым имеет композиционное значение. Два важных персонажа в повествовании встречаются и оказывают друг на друга влияние. После признания Раскольникова в убийстве Соня отправляется за ним в Сибирь. Она счастлива, что через семь лет они будут вместе.

Характер

Анализ образа Сони невозможен без рассмотрения ее внутренних качества. Сонечка Мармеладова - чистая и милосердная девушка, которая способна к самопожертвованию ради каждого человека, близкого ей или малознакомого. Уже то, что она помогает пьющему отцу и Катерине Ивановне, которая не является ей настоящей матерью, говорит о том, что Соня добра и милосердна. Причем помогает людям героиня без каких-либо корыстных целей, от всего чистого сердца. Настоящим подвигом является ее желание помочь другим людям и ее способность к самопожертвованию.

Смирение - вот образ жизни героини. Однако нельзя назвать ее характер слабым, это по-настоящему один из самых сильных женских образов в русской литературе. Никакие жизненные препятствия не ломают Сонечку, она готова идти напролом.

Помогает выдержать все несчастия Соне ее вера в Бога. Она не ропщет на Бога из-за своего бедственного и трагичного положения, она верит в справедливость. Именно эта вера помогает Сонечке продолжать свой жизненный путь самой и светить своей человечностью другим людям.

Еще одним стимулом к жизни для Сони является любовь. Она искренна и добродушна.

Значение образа

Образ Сони имеет большое значение в романе «Преступление и наказание». Ее воздействие на образ Раскольникова действительно велико. Персонажи много времени проводят за разговорами, в которых находят утешение. Соня является поддержкой Родиона, благодаря ее нравственным качествам Раскольников «вдруг переменился»: «выделано-нахальный и бессильно-вызывающий тон его исчез». Герой признается в убийстве старухи-процентщицы.

Сонечка не оставляет главного героя, она отправляется вместе с ним. Героиня даже в убийце смогла найти человека. Для Раскольникова она стала нравственным спасением, раскаянием за теорию. За характер и душевные качества ее любят все заключенные, она становится для них символом раскаяния и прощения. Так, роман Ф. М. Достоевского показывает, что Сонечка Мармеладова несет божественное начало, способное воздействовать на других людей.

Соня, подобно Христу, сознательно ведет себя к греху. Делает она это не из корыстных побуждений, а ради того, чтобы помочь своей семье. Ее падение - в то же время подвиг. Не каждый человек способен пойти на такой шаг, чтобы спасти близких людей.

Как и многие герои романа, Мармеладова имеет свою теорию - теорию Бога. Узнав о мировоззрении Раскольникова, она говорит ему, что не поддерживает его теорию, что в мире не может быть разделения на «право имеющих» и «тварей дрожащих», что все люди равны и что ни один человек не может вершить судьбу другого человека. Равны все люди, по мнению Сони, именно перед Богом.

Данная теория показывает героиню как настоящего христианина, что и пытался передать Ф. М. Достоевский.

Веря в Бога, Соня не призывает Раскольникова к этому, она хочет, чтобы он сам дошел до веры. Персонаж постепенно приходит к выводу, что ее убеждения - это теперь и его убеждения.

Значение Сони не только в том, что она ведет Родиона по верному пути к Богу, но и в том, что героиня является выразителем идей самого Федора Михайловича Достоевского, для которого религия занимала важное место в жизни. Образом Сонечки Мармеладовой он показал идеальный женский образ, чья вера способна возродить не только себя, но и других людей.

Данная статья рассматривает образ Сони Мармеладовой, ее значение в произведении, также статья поможет написать сочинение «Соня Мармеладова».

Тест по произведению

Фёдор Достоевский по праву считается непревзойденным знатоком человеческой души. Этот писатель как никто осознавал, что каждая личность - это отдельный мир страстей, верований и надежд. А потому его персонажи составляют палитру самых ярких и разнообразных образов не только русской, но мировой литературы. Один из них - Соня Мармеладова. Характеристике и анализу героини величайшего психологического романа посвящена эта статья.

Уникальный женский образ

Семья Мармеладовых занимает в романе Достоевского особое место. Каждый из ее членов переживает свою трагедию. Тема «униженных и оскорбленных» раскрыта и в этом произведении, однако образ главной героини несравним по силе страдания ни с каким другим даже в творчестве великого русского писателя. А потому он является уникальным в литературе.

История жизни

Кто такая Соня Мармеладова? Характеристика ее сводится к следующим качествам: искренность, милосердие, доброта. Сила каждого из них необыкновенна. И только обладательница лучших человеческих качеств способна пережить трагедию, которая выпала на ее судьбу, и при этом не очерстветь душой, не потерять своей нравственной основы.

Главный герой романа однажды встречает в трактире подвыпившего опустившегося человека, рассказы которого вызывают смех у окружающих. Соня Мармеладова - дочь этого человека. История жизни этих людей поражает Раскольникова. А познакомившись с девушкой, студент-идеалист уже не в состоянии находиться в стороне от несчастья, которое коснулось этой семьи. Бедность - не порок, но нищета - это иное дело. Она унижает человека и заставляет его идти на преступление против нравственности. В этом заключается трагедия Мармеладова. Дочь его пошла на панель, дабы прокормить семью. Он же в это время где-то «лежал пьяненькой». И отныне пить он стал еще ожесточеннее, почти до безумия, приводя в бешенство свою больную и измученную невзгодами жену и причиняя боль и без того выстраданному сердцу дочери. Но у девушки необыкновенно любящая и открытая душа. Иначе невозможно пережить терзания, которые испытывает Соня Мармеладова.

Характеристика

Падшие женщины в обществе вызывают презрение. Этой участи не избежала и Соня Мармеладова. То, что проституция для нее стала единственным возможным способом прокормить отца, мачеху и их малых детей, никого не интересует. Да и мало кто способен постичь глубину чужого страдания. Для этого нужно иметь либо отстраненный идеализм Раскольникова, либо любящее сердце отца. Сестра главного героя также проникается к Соне сочувствием. Однако такие неприглядные личности, как Лужин и Лебезятников, способны лишь на осуждение. И следует сказать, что персонажи эти являются собирательными образами. Подобных личностей предостаточно во все времена. Но и те и другие, а также и сама Соня Мармеладова, понимают, что она совершила величайший грех, преступила закон нравственности. И смыть с себя следы страшного порока ей будет непросто.

Раскольников

Образ Сони Мармеладовой удивителен тем, что, несмотря на свое горе и презрение окружающих, она способна на настоящую любовь. Речь идет не о том земном чувстве, которое больше напоминает эгоистичную страсть, а о другом, истинном, христианском. Девушка не утратила способности сочувствовать. Быть может, дело в том, что находилась она на дне социального общества недолго? Или дело в том, что благородные душевные качества ничто не может убить? Автор указывает на другую причину.

В тот вечер, когда Раскольников сознается Соне в своем злодеянии, она решает разделить с ним судьбу. Но прежде он должен покаяться и прийти к следователю с повинной. А перед уходом Родион Романович получает от девушки крест, некогда принадлежавший Лизавете. Той самой, чья жизнь оказалась на совести честолюбивого студента случайно, убийство которой разбило вдребезги и без того несостоятельную идею о «право имеющих». И из этого поступка можно сделать вывод, что сил выжить и не потерять себя Соне придавала вера. Только христианская идея способна спасти человечество. Лишь она одна имеет право на существование.

В эпилоге

В конце произведения становится окончательно понятна роль, которую в судьбе Раскольникова сыграла Соня Мармеладова. «Преступление и наказание» - роман, который не заканчивается признанием главного героя в совершенном злодеянии. Ведь это все же не детектив, а произведение, имеющее глубочайшую идею, актуальную во все времена.

Раскольников во всем сознается. Но даже на каторге долгое время винит себя лишь в том, что не смог осуществить свои грандиозные планы. Соня его сопровождает. Она вызывает симпатию у заключенных, в то время как странный студент - лишь неприязнь. Его душа наполнена страданием по собственной несостоявшейся судьбе. Ее - любовью к нему. И наступает день, когда Раскольников осознает вину, понимает до конца смысл тех слов, которые она ему некогда говорила. До освобождения еще долгих семь лет. Но со дня покаяния Раскольникова начинается новая история - «постепенного обновления человека».

Ложь и правда, добро и зло, борьба идей, столкновения характеров - все это составляет основу конфликта романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», самого знаменитого, может быть, произведения писателя.

Униженные, оскорбленные, «маленькие люди», «подпольные люди» - персонажи едва ли не всех произведений Достоевского. Так и в «Преступлении и наказании». Брошенные на улицах дети, пьяная девочка на Конногвардейском бульваре, женщина-самоубийца на мосту, Мармеладов, Катерина Ивановна, сам Раскольников со своей матерью и сестрой - все они явно не благополучны, как будто отвергнуты жизнью, существуют где-то на самом краю, как будто над пропастью.

К этим отверженным относится и Сонечка Мармеладова. Она такая же, как все вокруг, падшая, погибающая, и в то же время она совсем другая, она принадлежит как будто двум мирам.

Соня - жертва, и в то же время она воплощение сострадания, всю себя отдает погибающим: своему несчастному семейству, убийце Раскольникову, наконец. Она не для себя живет, для других, и в этом смысл ее жизни.

Она никого не судит, только себя, всех жалеет, всех любит, всем помогает, чем может. Это показалось бы банальным, ходульным образом «воплощенной добродетели», если б не великолепная простота, не реалистическая подлинность, с какой изображает свою героиню Достоевский. И - если б не ее «падшее», крайнее, «последнее», пограничное положение и состояние.

Во всей своей полноте образ Сонечки раскрывается через главного героя, Раскольникова. Она послана ему, может быть, во спасение. Их обреченность, их зависимость друг от друга четко обозначена в самой сюжетной завязке романа. Раскольников «случайно» знакомится в трактире с ее заблудшим отцом и «случайно», сам того не желая, убивает заодно со старухой ее двоюродную сестру, Лизавету, такого близкого человека для Сонечки: и Евангелие Лизавета принесла, и читали вместе. «Она, - говорит о Лизавете Соня, - бога узрит». И даже такого его, убившего никому не сделавшую зла, добрую и кроткую женщину, Сонечка не отвергает. Только говорит в ужасе: «Что вы над собой сделали!»

Соня и Родион в чем-то очень близки, понятны друг другу, необходимы. Оба ранены несправедливостью жизни, оба думают прежде о ближнем, чем о себе, но Раскольников весь в плену своей гордости и безумной идеи, верит, что ему можно «преступить», убить можно.

Хрестоматийный эпизод: Раскольников падает перед Соней на колени. И объясняет: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился». Это же даже в такое страшное для него время гордость говорит в нем, он все еще мыслит высокими и отвлеченными категориями!

Так же при их следующей встрече, узнав, что он убил, Соня обнимает и целует его, но нет в ней никаких мыслей о «всем человеческом страдании»: «Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете».

Соня не поучает, не проповедует, только в страшный момент, когда он сознается ей, она зовет его к покаянию, потому только, что знает: ему иначе нельзя. Она и о воскресении Лазаря читает ему, только когда он требует («Елизавете же читала»).

Удивительно определяет Соня и причину трагедии Раскольникова: «Зачем я прежде тебя не знала! Зачем ты прежде не приходил?» И в самом деле верится, приди он прежде к ней, ничего бы не случилось.

Раскольников живет весь в моральных категориях и переживаниях, он справедливости хочет, правды, как он ее понимает. Соня вне морали, вне правды как права. Для всех вокруг она падшая, и сама так понимает себя. Но она слишком способна любить, жертвовать, слишком чиста, несмотря на свое видимое «падение». Даже - кажущийся парадокс - может быть, она становится особенно чиста благодаря своему падению.

Она не может понять Раскольникова. С какой наивной трогательностью она ищет ему оправдания: «…был голоден? Чтоб матери помочь?» Она не привносит ему свое «светлое», она ищет его лучшего в нем: «Как же вы сами последнее отдаете, а убили, чтоб ограбить!» Страшен их первый разговор в ее комнате. Он искушает ее: «…вас в больницу свезут… С Полечкой… то же самое будет…» И самое страшное, наконец: «…тебе бог что за это делает?»

Но для Сони этого вопроса не существует: «Все делает». Соня остается верна.

«Ты мне нужна», - говорит Соне Раскольников, и она идет за ним. А он, нужен ли ей? Безусловно. Только через него, через свою главную в жизни заботу, она окончательно обретает себя.

Жизнь Сони и Раскольникова в Сибири, в каторге - совершенно особенное место в романе. Соня собирается следовать за его этапом, они не говорят об этом ни слова, но оба знают, что так и будет.

На каторге Раскольников страшно страдает, болеет и не неволя, не каторжный быт, не физические трудности и лишения - причина его страданий. Он страдает от уязвленной гордости. Он стыдится даже Сони и мучает ее «своим презрительным и грубым обращением».

Арестанты не любили Раскольникова, даже хотели убить как безбожника, а встречая Соню, снимали шапки и кланялись. Ее хвалили даже за ее маленький рост, не зная уже за что похвалить. «К ней даже ходили лечиться».

Достоевский сам прошел каторгу, знал, что это такое, мог ли он выше вознести свою героиню! Наконец, она невероятным образом оживляет, возрождает и Раскольникова. Он еще не раскрыл Евангелие, «но одна мысль промелькнула в нем: «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями?»

И сама Соня чувствует себя теперь такой счастливой, что даже почти пугается своего счастья. Образ Сони Мармеладовой чрезвычайно важен для Достоевского. Это, разумеется, не «житийный» образ. Соня верует, но она вовсе не устремлена в «нездешнее», «горнее», она вся здесь, вся на грешной земле. Но именно через нее великий писатель обозначает свое видение пути победы добра над злом.

И нет никакого сомнения в том, что маленькая, неяркая, «бесчестная» Соня Мармеладова - один из лучших и важнейших женских образов не только в творчестве Ф. М. Достоевского, но и во всей русской классической литературе.


Top