Как снять зачарование в майнкрафт. Зачарование в майнкрафт

ID зачарованной книги : 403 .

NID : enchanted_book .

Enchanted Book - английское название зачарованной книги в Minecraft. Ее также называют: чародейская книга. Не исказят смысл и другие наименования: заколдованная книга, книга зачарования, заколдованная книга и даже магическая книга.

Чары могут быть для оружия , брони, инструментов. Данный материал посвящен зачарованным книгам , которые в основном используются для брони . Итак, чародейская книга в Майнкрафте является предметом, при помощи которого можно наложить чары на различные предметы. Это делается с использованием наковальни. Впервые зачарованные книги были добавлены в Майнкрафт с версии 1.4.6 (12w49a), и с тех пор, все связанные с ними факты и факторы, периодически изменялись.

Много зачарованных книг.

Зачарованную книгу можно сделать при помощи стола зачаровывания , путем наложения чар на обычную книгу. Зачарованный вариант нельзя спутать: блестящая книга, перевязанная красной лентой.

Зачарованную книгу можно сделать, используя стол зачаровывания.

Но это не единственный способ получить зачарованную книгу. Ее можно найти с разной степенью вероятности:

  • в сундуках сокровищниц;
  • в вагонетках с сундуками в заброшенных шахтах;
  • в пустынных храмах;
  • в сундуках крепостей.

Кроме того, зачарованная книга может попасться на рыбалке, как сокровище.

Как использовать чародейскую книгу

Для использования зачарованной книги нужна наковальня . Если она есть, то все ок и надо поместить предмет, а в контексте данного материала - это элемент брони, в первый (левый) слот. Во второй слот надо положить зачарованную книгу. Необходимое количество очков опыта потребуется для завершения зачаровывания. Каждая зачарованная книга может быть использована лишь один раз.

Перенос чар с книги на элемент брони на наковальне.

Чародейские книги можно объединить, чтобы создать одну книгу с усиленными (множественными) чарами. Чары во время объединения из второй книги переносятся в книгу в первом слоте, сохраняя максимальный уровень этих чар. В том случае, если уровни одинаковых чар книг равны и доступен более высокий уровень, то книга получит этот уровень.

Чары с помощью зачарованных книг

Какие чары можно накладывать при помощи зачарованных книг? Для брони. С помощью зачарованных книг можно накладывать чары на те же предметы, которые могут быть зачарованы в столе зачаровывания, однако имеется возможность наложения чар более высокого уровня.

Чары для брони
Броня Название Что дает
0 Защита
Protection
Преобразует урон от атаки в урон брони.
1 Огнеупорность
Fire Protection
Защита от огня, лавы и огненных шаров ифритов. Уменьшает время горения игрока.
2 Невесомость
Feather Falling
Защита от падения
3 Взрывоустойчивость
Blast Protection
Защита от взрывов. Уменьшает отдачу от взрывов.
4 Защита от снарядов
Projectile Protection
Защита от стрел и огненных шаров
5 Подводное дыхание
Respiration
Уменьшает потерю воздуха под водой, увеличивает время между приступами удушья. Позволяет лучше видеть под водой.
6 Подводник
Родство с водой
Aqua Affinity
Позволяет разрушать блоки под водой с той же скоростью, что и на суше.
7 Шипы
Thorns
С некоторым шансом наносит урон атакующему.
8 Подводная ходьба
Покоритель глубин
Depth Strider
Увеличивает скорость ходьбы под водой.
9 Ледяная Поступь
Ходьба по воде
Frost Walker
Превращает воду в подмороженный лед и позволяет ходить по поверхности водоема.
34 Прочность
Unbreaking
С некоторой долей вероятности прочность не уменьшится.
70 Починка
Mending
Использует опыт для починки предмета в руках или в слотах брони.

В Майнкрафт 1.11 добавлены зачарованная книга с чарами "Проклятие связи", доспехи с которыми невозможно снять, а также с чарами "Проклятие исчезновения", доспехи с которыми не выпадают при смерти.

Уточним, что зачарованные книги могут использоваться для не зачаровываемых на столе зачаровывания предметов:

Зачаровать книгу (или найти уже зачарованную книгу в сокровищнице) и воспользоваться наковальней для переноса чар - это один из способов. Кроме того, можно зачаровать у жителей. Книги зачаровываются у библиотекаря, всё остальное - у священника.

Все чары

Речь идет о нумерации и названии всех чар в Майнкрафте. Что касается ID, то указание в таблице - в порядке возрастания и только для компьютеров (нумерация для Java и Bedrock Edition отличается).

АйДи NID Зачарование
0 protection Защита
1 fire_protection Огнеупорность
2 feather_falling Невесомость
3 blast_protection Взрывоустойчивость
4 projectile_protection Защита от снарядов
5 respiration Дыхание
6 aqua_affinity Родство с водой (подводник)
7 thorns Шипы
8 depth_strider Глубинный шаг
9 frost_walker Ледяная поступь (ходьба по воде)
10 binding_curse Проклятие привязки
16 sharpness Острота
17 smite Небесная кара
18 bane_of_arthropods Бич членистоногих
19 knockback Отбрасывание
20 fire_aspect Заговор огня
21 looting Мародерство (добыча)
22 sweeping Разящий клинок
32 efficiency Эффективность
33 silk_touch Шёлковое касание
34 unbreaking Прочность
35 fortune Удача
48 power Сила
49 punch Ударная волна
50 flame Воспламенение
51 infinity Бесконечность
61 luck_of_the_sea Морская удача
62 lure Приманка
70 mending Починка
71 vanishing_curse Проклятье утраты
- impaling Пронзатель
- riptide Тягун
- loyalty Верность
- channeling Громовержец
- binding_curse Проклятие несъёмности

Про доспехи

Поскольку настоящий материал посвящен зачарованным книгам для брони (в основном), то не лишним будет перечислить ее элементы. Данные по прочности и защите приведены для справки.

Броня в Майнкрафте
Броня Защита Прочность
Кожаный шлем 56
Золотой шлем 78
Кольчужный шлем 166
Железный шлем 166
Алмазный шлем 364
Кожаная куртка 81
Золотая кираса 113

Возможность зачаровывать в Minecraft дает вам множество преимуществ. Вы сможете сделать ваше оружие сильнее, броню - крепче, а инструменты - эффективнее. Как зачаровывать вещи в "Майнкрафт", и что для этого нужно? Сейчас будем разбираться.

Что нужно для зачаровывания вещи в "Майнкрафте"

  • Стол зачаровывания;
  • Вещь, которую вы хотите зачаровать (оружие, броня, инструменты, книга);
  • Уровни опыта.

Сперва нужно сделать стол зачаровывания. Схема его создания выглядит так:

Где К - это книга, А - алмаз, О - обсидиан.

  • меч из любого материала;
  • инструменты из любого материала (топор, кирку, лопату);
  • броню из любого материала (сапоги, штаны, нагрудник, шлем);
  • книги.

Ценой зачаровывания вещей в "Майнкрафте" является опыт. Его можно получить, убивая монстров, добывая и переплавляя руду. Также опыт дается за приготовление еды, ловлю рыбы и разведение животных или непосредственно из банок с опытом, которые можно выторговать у деревенских жителей. Для зачаровывания одной вещи вам может потребоваться уровень от первого до тридцатого.

Процесс зачаровывания

Установите стол и нажмите на него правой кнопкой мыши. Появится экран зачаровывания. Положите вещь в специальный слот под изображением книги. Справа появятся три возможных варианта зачаровывания, где зеленая цифра - цена за эти чары в уровнях. Если вас не устраивает набор предложенных вариантов, вы можете снять вещь и снова установить ее в слот. Тогда предлагаемые чары случайно заменятся на другие. Названия чар зашифрованы, поэтому результат является случайным.

Увеличение силы чар

На столе можно сделать зачаровывание ценой с первого по восьмой уровень, это не самые сильные чары. Стол можно усилить с помощью книжных полок. Для максимальной эффективности вам понадобятся пятнадцать блоков книжных полок. Расставьте их вокруг стола через один пустой блок, чтобы от книжных полок к столу начали перелетать буквы. Если вы захотите уменьшить уровень предлагаемых чар, достаточно поставить факел или любой другой блок между столом и книжной полкой.

Зачарованные книги

На столе зачаровывания, кроме экипировки, можно зачаровать книгу. Книги используются для переноса и хранения чар. Например, если прямо сейчас у вас нет необходимого меча и вы боитесь потерять уровни, можно зачаровать книгу и положить ее в сундук. Также книга может быть полезной, если вам необходимо наложить на предмет определенные, а не случайные чары.

Перенос чар с книги на предмет осуществляется на наковальне. Поместите предмет в левый слот, а книгу - в правый. Перенос будет стоить несколько дополнительных уровней. С помощью книг можно зачаровать вещи, не доступные на столе, или наложить чары, не доступные для этого вида вещей. Например, можно наложить свойство "Неразрушимость" на лук, меч, броню, удочку, зажигалку, ножницы и мотыгу.

Теперь вы знаете, как зачаровывать в "Майнкрафте" и пользоваться зачарованными книгами.

Окно стола зачаровывания

Окно до 1.8

Перезачаровывание топора

Зачаровывание (англ. Enchanting ) - наложение особых свойств на оружие , инструменты или броню . Сами эти свойства называются чарами . Среди игроков эти свойства нередко называются «зачарованиями» (иногда «зачарованием» называется сам процесс наложения этих свойств), но это не совсем корректно с точки зрения русского языка.

Основы

Для зачаровывания предмета поместите его в ячейку в интерфейсе стола зачаровывания (ПКМ по столу для открытия). После размещения предмета справа появятся три случайных варианта зачаровывания, со стоимостью в уровнях опыта, указанной числом справа. Игрок может выбрать любой из них, если у него достаточно на это опыта (в творческом режиме опыт не требуется), и придать таким образом предмету связанный с этим пунктом набор свойств.

Зачаровывать можно любые элементы брони , мечи , луки , кирки , лопаты , топоры , ножницы (до 1.9) и удочки .

Уровень влияет на то, какие чары могут быть получены. Многие чары имеют несколько уровней. Также возможно зачаровывать предмет на несколько чар. С повышением стоимости повышается вероятность получения более ценного зачаровывания. Как правило, самый дорогой пункт в меню даст лучшую комбинацию чар.

Почти идеальный вариант размещения книжных полок вокруг стола зачаровывания

Максимальный уровень опыта, на который можно зачаровывать предмет, увеличивается при помещении книжных шкафов на расстоянии в один блок от стола зачаровывания. После 1.3 стоимость чар рассчитывается по формуле:

Базовый уровень (base) = (1..8 + (b/2) + 0..b),

Уровень в верхнем слоте = max (base / 3, 1) Уровень в среднем слоте = (base × 2) / 3 + 1 Уровень в нижнем слоте = max (base , b × 2)

где b - число близлежащих книжных шкафов. Учитывается не более 15 шкафов, стоящих на уровне стола или на 1 блок выше с промежутком от стола в один блок (квадрат 5×5 со столом в центре), между столом и шкафами не должно быть никаких блоков (даже снега, факелов и т. п.), иначе соответствующие шкафы не будут использованы. Таким образом, если нужно что-то зачаровывать, но уровня персонажа не хватает, при помощи факелов можно временно «выключить» шкафы и понизить уровень чар.

Возможные чары

Чары для брони

EID Предмет Название Эффект Макс. уровень При улучшении Замечания
0






Защита
Protection
Преобразует урон от атаки ближнего и дальнего боя в урон брони. IV Смотрите статью Броня Взаимно несовместимы.
1






Огнеупорность
Fire Protection
Защита от огня , лавы и огненных шаров ифритов . Уменьшает время горения игрока. IV
3






Взрывоустойчивость
Blast Protection
Защита от взрывов . Уменьшает отдачу от взрывов. IV
4






Защита от снарядов
Projectile Protection
Защита от снарядов (стрел , огненных шаров и трезубцев утопленника). IV
2
Невесомость
Feather Falling
Защита от падения IV Также работает при телепортации жемчугом Края .
5
Подводное дыхание
Respiration
Уменьшает потерю воздуха под водой, увеличивает время между приступами удушья. III +15 секунд ко времени дыхания под водой, +1 секунда ко времени между приступами удушья
6
Подводник
Родство с водой
Aqua Affinity
Позволяет разрушать блоки под водой с нормальной скоростью, как на суше I
7






Шипы
Thorns
С некоторым шансом наносит урон атакующему III Увеличивает шанс нанесения урона Броня изнашивается быстрее в зависимости от переданного и полученного урона.

III уровень доступен только при совмещении двух вещей/вещи и книги с зачаровыванием «Шипы II».

8
Подводная ходьба
Покоритель глубин
Depth Strider
Увеличивает скорость ходьбы под водой III Увеличивается скорость Взаимно несовместимы.
9
Ледяная Поступь
Ходьба по воде
Frost Walker
Превращает воду в подмороженный лёд , что позволяет ходить по поверхности водоёма II Увеличивается радиус замерзания воды
70






























Починка
Mending
Использует опыт для починки предмета в руках или в слотах брони. I

Чары для оружия

EID Предмет Название Эффект Макс. уровень При улучшении Замечания
16

Острота
Sharpness
Дополнительный урон V + - урона Дополнительный урон определяется случайным образом при каждом ударе. Взаимно несовместимы. На топор можно наложить только с помощью наковальни .
17

Небесная кара
Smite
Дополнительный урон зомби (кадаврам , зомби-свинолюдям и утопленникам), скелетам (скелетам-иссушителям и зимогорам), иссушителям , и фантомам . V + - урона
18

Бич членистоногих
Гибель насекомых
Bane of Arthropods
Дополнительный урон паукам , пещерным паукам , чешуйницам и чешуйницам края . V + - урона
19
Отдача
Отбрасывание
Knockback
Отбрасывает мобов и игроков II Более сильное отбрасывание Этот бонус не складывается с бонусом отбрасывания во время бега .
20
Заговор огня
Fire aspect
Поджигает цель II Увеличивается время горения При убийстве моба вместо сырого мяса выпадет сразу жареное.
21
Добыча
Мародёрство
Looting
Увеличивает добычу с мобов, увеличивает шанс выпадения редкого дропа III +1 к верхней границе возможного дропа, +0,5 % к шансу редкого дропа, +10 % к шансу выпадения зачарованного редкого дропа Редкий дроп имеет по умолчанию 2 % шанс выпадения, и 20 % шанс, что из этого количества дроп выпадет зачарованным. «Добыча» может увеличить шанс выпадения редкого дропа до 3,5 %, и до 50 % шанс выпадения зачарованных предметов из этого количества.
22
Разящий клинок
Sweeping Edge
Увеличивает урон по мобам, стоящих рядом с целью III Увеличивает урон в n/(n + 1) + 1 раз, где n - уровень зачаровывания
48
Сила
Power
Дополнительный урон V Увеличивает урон на 25 % Увеличивает урон на 25% × (уровень + 1) , то есть на 50 % при Сила I и на 150 % при Сила V. Сила V позволяет убить почти любого моба с одного выстрела (2.5 × 4.5 = 11.25 сердец).
49
Откидывание
Отбрасывание
Punch
Отбрасывание цели II Отбрасывание увеличивается
50
Горящая стрела
Воспламенение
Flame
Поджигает стрелы I Воспламеняет выпущенные стрелы, что поджигает цель при попадании. Горящие стрелы не поджигают окружающие предметы, не излучают свет, но могут активировать ТНТ .
51
Бесконечность
Infinity
Стрелы не тратятся. Но для стрельбы нужна хотя бы одна стрела. Не работает с зачароваными стрелами I Может быть полезным в сражении против дракона Края . Выпущенные стрелы нельзя поднять.
65
Верность
Loyalty
Возвращает трезубец после броска III Трезубец возвращается быстрее
66
Пронзатель
Impaler
Наносит дополнительный урон в ближнем и дальнем бою водным мобам. V Каждый уровень добавляет 2.5 ( × 1⁄4) дополнительного урона каждый удар. В группу «Водных» мобов входят - дельфины , стражи , древние стражи , рыба , спруты , черепахи и игрок, но не утопленники , так как они относятся к нежити.
67
Тягун
Riptide
Зачарованный трезубец при броске потянет игрока за собой III Трезубец потянет игрока дальше Работает только под водой или во время дождя, в противном случае трезубцем нельзя будет атаковать.
68
Громовержец
Channeling
При попадании в сущность, в неё ударит молния I Работает только во время грозы.

Чары для инструментов

EID Предмет Название Эффект Макс. уровень При улучшении Замечания
32




Эффективность
Efficiency
Более быстрая добыча ресурсов V Увеличивает скорость добычи. V уровень приведет к тому, что блоки с прочностью 1 и менее (например, адский камень и земля) станут добываться почти мгновенно даже каменными инструментами, со скоростью 1 блок в такт .

Действует только на те блоки, которые инструмент может добыть. Сочетается с эффектом спешка .

33






Шёлковое касание
Silk Touch
При разрушении блока (с помощью правильного инструмента) выпадает этот блок, даже если из него должно выпадать что-то другое (например, из камня будет выпадать камень, а не булыжник). С версии 12w50a (1.4.6) на наковальне с помощью зачаровыванной книги чары «Шёлковое касание» можно наложить на ножницы и добывать ими паутину . I Позволяет добыть обычно недоступные блоки, такие, как руды , мицелий , траву , огромные грибы , лёд и паутину . Несовместимо с «Удачей».
34






























Прочность
Unbreaking
С некоторым шансом прочность инструмента не уменьшится III Инструмент потеряет единицу прочности с шансом 100%/(x+1) , где x - это уровень зачаровывания. К примеру, при «Прочность III» шанс потери запаса прочности равен 25 % от начального (100 %/(3+1) = 25 %). То есть прочность инструмента увеличится примерно в 4 раза.
35




Удача
Fortune
Даёт шанс выпадения большего количества ресурсов III I: 33 % * 2 (на 33 % больше)
II: 25 % * 2, 25 % * 3 (на 75 % больше)
III: 20 % * 2, 20 % * 3, 20 % * 4 (на 120 % больше)
Работает с неметаллическими рудами , светящимся камнем , высокой травой , пшеницей (только на семена), адскими наростами и арбузами . Также увеличивает шанс выпадения кремня до 100 % на III уровне. Несовместимо с Шёлковым касанием.
61
Везучий рыбак
Морская удача
Luck of the Sea
Увеличивает шанс поймать сокровище. Уменьшает шанс поймать мусор (при ловле рыбы) III I: 7,5 % шанс поймать мусор, 6 % шанс поймать сокровище.
II:5 % шанс поймать мусор, 7 % шанс поймать сокровище.
III:2,5 % шанс поймать мусор, 8 % шанс поймать сокровище.
Эффекты складываются.
62
Приманка
Lure
Увеличивает шанс поймать рыбу. Уменьшает шанс поймать мусор или сокровище на 1 % за уровень III I: ожидание −5 сек, шанс поймать мусор 9 %, сокровище 4 %.
II: ожидание −10 сек, шанс поймать мусор 8 %, сокровище 3 %.
III: ожидание −15 сек, шанс поймать мусор 7 %, сокровище 2 %.

Замечания

Дополнительные возможности наложения чар на наковальне

  • Любой эффект конфликтует сам с собой. Таким образом, нельзя получить инструмент с несколькими копиями одного эффекта.
  • Все чары защиты конфликтуют друг с другом (хотя Лёгкость реализована как защита, она не подчиняется этому правилу).
  • Все чары повышенного урона конфликтуют друг с другом.
  • Шёлковое касание и Удача конфликтуют друг с другом. На самом деле, даже если получить кирку с этой комбинацией при помощи модификаций или редакторов инвентаря, она не даст эффекта «бесконечных ресурсов» - Удача не будет работать на кирке с Шёлковым касанием и при добыче алмазной, красной и т. п. руд, будут просто выпадать блоки, в нормальном количестве.
  • Чары Бесконечность и Починка на луке конфликтуют друг с другом.

Справочные схемы

Зависимость возможных чар от уровня на алмазных инструментах с 1.3.1 до 1.8.

Вышеизложенные таблицы содержат технические значения из кода игры и малоприменимы на практике.

(англ.) есть калькулятор вероятностей, справочные таблицы, описание механизма зачаровывания и некоторые другие данные.

Заклинания

Заклинания составляются случайным образом. Из списка выбираются от трёх до четырёх слов, которые соединяются, образуя название заклинания. Названия случайны и не зависят от выбранного предмета, уровня или набора чар. Таким образом, заклинание - косметическая деталь, которая не играет никакой роли в механике и не сохраняется вместе с предметом, а только отображается в окне магического стола.

the elder scrolls klaatu berata niktu xyzzy bless curse light darkness fire air earth water hot dry cold wet ignite snuff embiggen twist shorten stretch fiddle destroy imbue galvanize enchant free limited range of towards inside sphere cube self other ball mental physical grow shrink demon elemental spirit animal creature beast humanoid undead fresh stale

Заклинания записаны на Стандартном Галактическом Алфавите , который является простым подстановочным шифром в серии игр Commander Keen . Если вы хотите быстро расшифровать заклинания, замените alternate.png в.minecraft\versions\версия игры \версия игры .jar\font на default.png . Ключ шифра:


Другие способы зачаровывания )

Защита protection 0 0 Огнеупорность fire_protection 1 1 Невесомость feather_falling 2 2 Взрывоустойчивость blast_protection 3 3 Защита от снарядов projectile_protection 4 4 Шипы thorns 7 5 Дыхание respiration 5 6 Глубинный шаг depth_strider 8 7 Родство с водой (Подводник) aqua_affinity 6 8 Острота sharpness 16 9 Небесная кара smite 17 10 Бич членистоногих bane_of_arthropods 18 11 Отбрасывание knockback 19 12 Заговор огня fire_aspect 20 13 Мародёрство (Добыча) looting 21 14 Эффективность efficiency 32 15 Шёлковое касание silk_touch 33 16 vanishing_curse Java Edition Алмазы! - minecraft:story/enchant_item

История

Beta

Если вы уже дошли до крафта алмазного меча – вам следует знать, что это не финальная единица в модельном ряде оружия ближнего боя. Построив стол зачаровывания, вы сможете улучшить характеристики практически любого меча. Исключение могут составлять только мечи, дропающиеся с зомби-свинолюдей – их можно зачаровать с вероятностью в 20%. Зачарование оружия позволяет увеличить его мощность и добавить различные положительные эффекты. А еще зачарованный меч красиво блестит и переливается.

Стол зачарования крафтится на верстаке. Для его создания необходимы 4 блока обсидиана, 2 алмаза и книга. Три обсидиановых блока располагаются в нижнем ряду сетки крафта, четвертый – посередине второго ряда. По бокам четвертого блока устанавливаются два алмаза. Над четвертым блоком обсидиана помещается книга.
Стол зачаровывания лучше всего ставить около книжного шкафа – это позволит зачаровать броню и инструменты сильнее.

Для того, чтобы зачаровать меч в Minecraft , необходимо поместить его в ячейку стола зачаровывания. После этого справа от меча появятся три разных варианта зачаровывания, генерирующихся рандомно. Рядом с каждым вариантом зачаровывания будет указана стоимость действия в уровнях опыта. При зачаровывании опыт не получается, а тратится, используясь в виде игровой валюты – чем больше ваш уровень опыта, тем круче можно!!!зачаровать меч в Minecraft. Можно выбрать любой подходящий вариант зачаровывания, если на него хватает опыта, и придать тем самым мечу заданный набор свойств. Уровень влияет на то, какие могут быть получены чары. Чары – многоуровненые, и с повышением стоимости чар увеличивается вероятность получения более ценного меча. Как правило, самый дорогой пункт из вариантов зачаровывания позволит придать мечу лучшую комбинацию чар.

Максимальный уровень опыта, на который можно зачаровать меч в Minecraft, повышается при размещении стола зачаровывания на расстоянии одного блока от книжного шкафа . Существует формула, по которой уровень зачаровывания увеличивается с увеличением книжных шкафов вокруг стола, но это работает только до 15-го шкафа . Между столом и шкафом не должно быть никаких блоков или предметов – даже снега или факелов, иначе соответствующий блок не даст бонуса к чарам.

Бонусы и эффекты чар

Как же зачаровать меч в Minecraft на необходимый эффект? К сожалению, этого можно добиться только многократным помещением меча в ячейку стола зачаровывания, так как чары генерируются рандомно.

Для меча существует шесть разновидностей зачаровывания – три боевых и три специальных. Боевые чары увеличивают урон по мобам – чара «острота» распространяет свое действие на всех монстров, «небесная кара» обрушивается на все разновидности зомби и скелетов, а «бич членистоногих» наносит дополнительные повреждения паукам, пещерным паукам и чешуйницам. Дополнительный урон определяется случайно при каждом наносимом ударе. Эти три чары взаимно несовместимы. Все три вида боевых зачарований качаются до 5 уровня. Чары «остроты» пятого уровня можно наложить при помощи стола только на золотой меч, однако можно сковать одинаковых два меча любого материала с «остротой» 4 уровня, получив таким образом меч с «остротой» 5 уровня.

Специальные чары дают дополнительные эффекты при использовании в бою зачарованного меча. «Отбрасывание», понятное дело, отбрасывает мобов при нанесении им удара. «Аспект огня» поджигает жертву. Это, кстати, очень удобно при массовом убое животных на ферме – вместо сырого мяса сразу дропается жареное, не нужно тратить ресурсы на приготовление пищи. Благодаря чаре «мародерство» можно существенно увеличить дроп с мобов, а также высока вероятность выпадения редкого дропа. «Аспект огня» и «отбрасывание» качаются до второго уровня, «мародерство» имеет три уровня прокачки.

Сложности зачаровывания

Как зачаровать меч в Minecraft правильно? У игры существует определенный алгоритм работы со столом зачаровывания. Не вдаваясь в технические подробности, стоит отметить, что базовые очки зачарования равняются количеству затраченных на процесс очков опыта. К этому прибавляются бонусы от книжных шкафов.

Наложение тех или иных чар зависит от наличия необходимого количества очков зачаровывания. Если у вас есть определенное их количество, достаточное для наложения двух и более видов чар, то вероятность зачаровывания будет выше у той чары, у которой так называемый «вес» больше. Самой «тяжелой», а соответственно наиболее вероятной при попытках зачаровать меч в Minecraft является «острота», имеющая «вес» 10. «Небесная кара», «бич членистоногих» и «отбрасывание» весят по 5 единиц, а «аспект огня» и «мародерство» — по 2 единицы.

Меч в Minecraft можно зачаровать неоднократно, используя перезачаровывание . При наличии достаточного количества опыта меч зачаровывается, следуя вышеизложенному алгоритму, до максимально возможного уровня. Это не означает, что меч сразу зачаруется, к примеру, на «остроту» 5 уровня – вероятность этого существует, но скорее всего, на меч наложится две и более разных чар.

В англоязычном сегменте интернета существует большое количество подробных таблиц зачарования, калькулятор вероятности наложения чар и другие полезные вещи.

После реализации в игре механизма торговли появилась возможность зачаровать меч в Minecraft за определенную цену у деревенских жителей.

Источник картинок: minecraftwiki.net

Зачарование - наложение особых свойств на оружие, инструменты или броню при помощи стола зачарования. С версии 1.8 для зачарования требуется лазурит. На зачарование тратится опыт и лазурит, при этом более мощные чары требуют большего уровня опыта и больше лазурита.

Для зачарования предмета поместите его в ячейку в интерфейсе стола зачарования (ПКМ по столу для открытия). После размещения предмета справа появятся три случайных варианта зачарования, со стоимостью в уровнях опыта, указанной числом справа. Игрок может выбрать любой из них, если у него достаточно на это опыта, для зачарования на максимальный уровень требуется 3 лазурита, при зачаровании на максимальный уровень от 30 лвл берется всего 3 лвл для зачарования.

Зачаровывать можно любые элементы брони, мечи, луки, кирки, топоры, лопаты, мотыги, ножницы, щиты, элитры, зажигалки, удочки. Часть предметов зачаровывается только с помощью наковальни.

Уровень влияет на то, какие чары могут быть получены. Многие чары имеют несколько уровней. Также возможно зачаровать предмет на несколько чар. С повышением стоимости повышается вероятность получения более ценного зачарования. Как правило, самый дорогой пункт в меню даст лучшую комбинацию чар.

Зачарованные книги и одинаковые предметы можно объединять на наковальне, для получения наибольшего уровня зачарования и объединения нескольких чаров в один предмет.

А теперь о новых чарах, в новейших версиях появились совершенно новые чары, как их добыть и куда наложить сейчас расскажу.

Ледоход - превращает воду в подмороженный лед, что позволяет ходить по поверхности водоема (почувствуй себя боженькой:Angelic. Лед со временем тает, поэтому не стоит долго стоять на одном месте если не хотите окунуться в воду.
Уровень зачарования: Ледоход I, Ледоход II.
Можно выловить или купить у жителя библиотекаря.

Проклятие утраты - предмет с данным чаром самоуничтожится при смерти игрока, невозможно выбросить, это происходит только в случае смерти игрока.

Проклятие несъемности - данный чар на предмете не позволит вам его выбросить или снять его со слота, выпадает из игрока только в случае его смерти.

Можно выловить или купить у жителя библиотекаря, так же зачаровать на столе.

Это все новые чары добавленные версиями 1.9 - 1.11, в 1.12 новых зачарований не добавляли.

Ну и я бы не был Иглой если бы не показал вам интересные способы оформления стола зачарований, возможно это кому то поможет.


Top