Обанкротился очередной туроператор. Крупнейшие банкротства российских туроператоров Почему происходят банкротства турфирм

Ростуризм исключил из российского реестра 29 туроператоров, среди них несколько региональных операторов под брендами «Пегас», «Т​О Корал Тревел Центр», «Русский экспресс», «Натали Турс» и другие. Это не значит, что все «Корал-тревелы» и «Натали-турсы» прекратили работать - только некоторые.

Если у вас на руках путевка и договор с туроператором, сверьте юрлицо туроператора с реестром. Если его нет в реестре, позвоните в турагентство и спросите, как там дела.

Без паники, все улетят ✈️

Исключенные компании больше не будут работать в сфере выездного туризма. Однако они не закрылись и не обанкротились, а продолжают выполнять взятые на себя обязательства перед туристами.

За что их исключили?

В 2017 году все туроператоры должны создать фонды персональной ответственности, которые будут работать как дополнительная страховка для туристов. Если туроператор обанкротится или приостановит деятельность, туристы не пострадают.

Размер фонда зависит от величины туроператора, его максимум - 7% от годового оборота. До 31 января все операторы должны были внести минимальный вступительный взнос 100 тыс. рублей. Тех, кто не заплатил, исключили из росреестра.

Что делать, если моего туроператора нет в реестре?

Сначала убедитесь, что оператора действительно нет в реестре. Дело в том, что многие крупные компании создают сразу несколько юридических лиц под одним брендом. Поэтому внимательно сверьте название оператора в вашем договоре с тем, которое написано на сайте Ростуризма.

Даже если вашего туроператора действительно исключили, не торопитесь паниковать. Свяжитесь с агентством, в котором вы купили путевку. Ваш агент должен уточнить информацию у туроператора. Если отпуск не состоится, туроператор должен возместить ущерб.

Что и когда делать, чтобы вернуть деньги?

Если вы уверены, что ваш туроператор не сможет отправить вас в отпуск, не дожидайтесь даты начала путевки, а сразу требуйте возмещения ущерба.

Сначала напишите письменное требование туроператору. В требовании укажите ваши персональные данные, реквизиты договора, даты и другие подробности несостоявшейся поездки, сумму возмещения.

Если туроператор откажется или не сможет возместить стоимость путевки, найдите в договоре информацию о финансовом обеспечении. Вам нужно узнать, какая фирма застраховала ответственность туроператора или предоставила ему банковскую гарантию. Следующее требование пишите в эту фирму.

Если для возмещения ущерба не хватит банковской гарантии или страховки, вы можете написать третье требование - в объединение «Турпомощь» , которое распоряжается фондом персональной ответственности туроператора.

Значит, можно не волноваться?

Можно не волноваться. Хотя фонд персональной ответственности заработает в полную силу только через 7 лет, в переходный период для туристов действует тройная защита: страховка или банковская гарантия, фонд персональной ответственности и резервный фонд «Турпомощи».

О приостановке деятельности из-за финансовых проблем. Вслед за ним проблемы признал и крупный туроператор «Натали Турс»

«Капитал Тур»

Компания работала на рынке с 2003 года, продавала путевки по 40 туристическим направлениям. В ноябре 2010 года прекратила деятельность из-за того, что ее счета оказались под арестом. Иск к оператору подал Московский кредитный банк, которому «Капитал Тур» на тот момент задолжал 45 млн руб. (общая задолженность компании составляла 1,3 млрд руб.). В результате пострадали около 8 тыс. клиентов «Капитал Тура», находившихся за рубежом. Финансовая ответственность компании была застрахована в компании «Инногарант» на сумму 100 млн руб. «Инногарант» принял иски более чем от 6 тыс. пострадавших на общую сумму 268 млн руб., но ничего не выплатил, поскольку осенью 2011 года лишился лицензии. Сам «Капитал Тур» подал в Московский арбитражный суд заявление о банкротстве, которое и было удовлетворено в апреле 2011 года

«Ланта-тур вояж»

Неприятности у оператора, работавшего на рынке около 20 лет и продававшего туры в Европу, Азию и США, начались в конце января 2012 года: из-за неудовлетворительного финансового состояния компании «Мастер-банк» отказался кредитовать ее на сумму 30 млн руб. В итоге пострадали около 6 тыс. клиентов «Ланта-тура», 3,5 тыс. из которых находились за границей; общий убыток клиентов превысил 194 млн руб. Против руководителей оператора возбудили уголовное дело; в дело спасения клиентов вмешался премьер-министр Владимир Путин: 1 февраля ВТБ выдал «Ланте» пятилетний кредит на $7 млн, которые пошли на возвращение застрявших туристов в Россию. Ответственность оператора была застрахована в «Ингосстрахе» на сумму 100 млн руб. В сентябре суд признал «Ланта-тур» банкротом.

«Асент Трэвел»

Компания, основанная в 1992 году и в 2007 году проданная швейцарскому туристическому концерну Hotelplan, в мае 2012 года вернулась к российским владельцам. Летом 2013 года оператор, специализировавшийся на Хорватии и Черногории, сперва заявил, что сворачивает 60% летних программ (пострадавшими, по ряду оценок, могли числиться около 16 тыс. человек, из них за рубежом находились 1,3 тыс.), а в июле полностью остановил свою деятельность и обратился в суд с заявлением о банкротстве. Суд признал «Асент Трэвел» банкротом в апреле 2014 года, общая сумма долга на тот момент составляла 49 млн руб., 70% из них — долг перед физлицами.

Крупнейший туроператор со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге работал на рынке с 1990 года и являлся одним из учредителей Ассоциации туроператоров России (АТОР); в год «Нева» обслуживала до 700 тыс. туристов, предлагая им до 50 направлений по всему миру. 16 июля 2014 года оператор о приостановке своей деятельности «в связи с невозможностью исполнять обязанности перед туристами и заказчиками». 4 августа 2014 года СК заявил, что проверит действия «Невы» на предмет совершения мошенничества. В конце ноября 2014 года гендиректор турфирмы Максим Пирогов, вскоре его отправили под домашний арест. О дальнейшей судьбе руководителя «Невы» не сообщалось.

Ущерб от мошеннической деятельности следствие оценило в 450 млн руб. В январе 2015 года турфирму банкротом.

«Лабиринт»

Туроператор, специализирующийся на Греции, заявил о приостановке своей деятельности 2 августа 2014 года — на следующий день после того, как стало известно о том, что его авиаброкер «Идеал-тур» задолжал «Оренбургским авиалиниям» 1,5 млрд руб. Среди других причин своего краха руководители «Лабиринта» назвали ослабление покупательской способности рубля, негативную политическую и экономическую ситуацию, запрет силовикам выезжать за границу. Участники рынка сразу же заявили, что случай «Лабиринта» — крупнейший за последние 20 лет: только за рубежом на тот момент оставались 27 тыс. человек, и еще несколько десятков тысяч ждали выезда (по данным АТОР, около 20 тыс. человек; по данным Ростуризма, около 40 тыс. человек). Совладелец туроператора Сергей Азарсков некоторое время скрывался за границей, но был задержан в Сербии, а в апреле 2016 года его в Россию. СК его в мошенничестве, но о результатах расследования не сообщалось.

«Южный крест»

«Солвекс-турне»

Восьмого сентября 2014 года о приостановке деятельности объявил крупный туроператор из Санкт-Петербурга — компания «Солвекс-турне». За рубежом находились около 9 тыс. клиентов компании, еще 8 тыс. купили туры. Объем кредиторской задолженности турфирмы составил около 325 млн руб., в октябре 2015 года ее признали банкротом.

Генерального директора «Солвекс-турне» Тамару Халецкую под домашний арест по подозрению в мошенничестве. В июле 2016 года АТОР обратилась к бизнес-омбудсмену Борису Титову с просьбой вмешаться в ситуацию с руководителями нескольких разорившихся в 2014 году турфирм (упоминалась в обращении и Халецкая, отпущенная под подписку о невыезде). О результатах расследования дела не сообщалось.

24 августа 2017 года на фоне обострившейся эпидемиологической обстановки в Турции о прекращении деятельности туроператор Ted Travel. В компании трудности связали с распространением энтеровирусной инфекции и падением спроса. Однако глава Ростурзима обратился в правоохранительные органы с просьбой проверить деятельность компании — по его словам, причиной банкротства стала демпинговая политика Ted Travel. Вылететь за границу около 7,5 тыс. клиентов компании, еще 750 человек в момент дефолта находились за рубежом.

3 июля 2018 года о финансовых проблемах и приостановке деятельности туроператор ​DSBW Tours, работавший на рынке с 1991 года и изначально специализировавшийся на автобусных турах. По данным Российского союза туриндустрии, пострадать от действий оператора могут 1,2 тыс. человек. ​ «В сложившихся реалиях мы больше не можем исполнять свои обязательства перед клиентами и перед банком. Последние несколько лет мы честно боролись за сохранение нашего бизнеса», — написал на своей странице в Facebook основатель и владелец компании Карен Гончаров.

Эксперты туррынка заверили туристов, что банкротств операторов летом 2017 года можно не опасаться. Сегодня на рынке до 90% всех путевок продают топ-10 компаний, финансовое положение которых оценивается как надежное. Не повлияет на развитие ситуации ни демпинг на турецком направлении, ни многомиллионные иски к операторам от авиакомпании «Трансаэро».

В майские праздники Турция с вылетами из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и других городов продавалась по очень низким «горящим ценникам». Как сообщал вестник Ассоциации туроператоров России, улететь на отдых в Анталию из Москвы можно было и за 15 тысяч рублей. Да и сейчас купить тур можно в пределах 30 тысяч. Таких цен рынок не видел уже очень давно. Ранее явный демпинг со стороны операторов зачастую приводил к банкротству компаний. Но на этот раз ситуация кардинально другая, – заверяют эксперты. Туристы могут быть спокойны, банкротств на рынке крупных игроков не предвидится.

«По Турции в зоне демпинга сегодня работают именно турецкие операторы, с турецкими корнями. И демпинг исходит в первую очередь от турецких отелей, которые хотят привлечь больше российских туристов, поэтому дают огромные скидки, – рассказал NDNews.ru гендиректор группы компании «Виста» Олег Хигер. – По сути, Турция сегодня оказалась в европейской изоляции, туристов из Европы стало значительно меньше. И чтобы не простаивать летом, отельеры еще зимой по акциям раннего бронирования предложили очень хорошие цены. Сегодня можно сказать, что продано до 70% отельной базы, то, что продается в мае-июне – это остатки. Отсюда порой и такие низкие цены. Это не игра операторов, они ничего не теряют, поэтому не стоит опасаться банкротств».

По словам спикера, сегодня до 90% всех туров в России продают десять крупнейших федеральных операторов. У всех сформированы фонды персональной ответственности, есть страховые фингарантии. Это надежные игроки и туристам опасаться нечего.

На вопрос NDNews.ru об исках обанкротившейся «Трансаэро» к двум крупнейшим туроператорам (с Natalie Tours компания требует взыскать 5,8 миллиона долларов, с Tez Tour – около 400 миллионов рублей – прим NDNews.ru), Олег Хигер также ответил, что споры субъектов не коснутся рядовых туристов.

«Что касается Natalie Tours, туроператор создал другое юридическое лицо, и вся текущая операционная деятельность, относящаяся к продаже туров, со старого юрлица снята. А иск подан именно на старое юрлицо. Аналогичный иск есть и по Tez Tour. Но при этом операторы не выходят из правового поля. Бренд продолжает жить, спорные моменты решаются со старым юрлицом. Более того – никаких исков о банкротстве на данный момент нет. Поэтому думаю, не стоит бояться», – прокомментировал эксперт.

Подобные проблемы привели к созданию некоммерческой организации Турпомощь, которая объединяет туроператоров в сфере выездного туризма. Членство в организации подразумевает уплату ежегодного взноса, размер которого не может быть меньше чем 100 тыс. руб. (ст.11.4 Закона). Есть ли страховка от банкротства туроператора? Как бы ни страховали свою ответственность туроператоры, крайним всегда остается конечный потребитель. При этом даже продолжительность нахождения на рынке туристических услуг не является гарантией стабильности компании. В качестве примера можно привести одну из старейших отечественных турфирм Нева. Поэтому чтобы не прогореть вместе с туристической компанией необходимо перед покупкой путевки удостоверится в финансовом обеспечении компании. Другими словами, нужно узнать у какого страховщика обслуживается туроператор.

Список турфирм-банкротов, а также операторов “на грани” банкротства

Несмотря на личное вмешательство Владимира Путина и предоставление туроператору кредита банком ВТБ, в сентябре того же года компания была признана банкротом. Ответственность «Ланты» была застрахована в «Ингосстрахе» на 100 миллионов рублей, однако пострадавших оказалось так много (свыше 6 тысяч туристов), что денег на всех не хватило и страховщик выплатил им лишь половину стоимости несостоявшихся туров.


Внимание

Банкротство туроператора «Ланта-тур вояж» стало толчком к созданию весной 2012 года ассоциации «Турпомощь», членство в которой теперь является обязательным для всех компаний, работающих на рынке выездного туризма. Лето 2014 года надолго запомнится туристическому рынку.


Первой потерей сезона стал один из старейших и крупнейших туроператоров страны — «Нева». 16 июля компания объявила о приостановке деятельности.

Разорившиеся туроператоры: антирейтинг и какая турфирма закроется следующей?

В тот момент за рубежом находилось около 7 тысяч туристов, отправленных на отдых компанией, и еще около 17 тысяч клиентов приобрели путевки, но уже не смогут ими воспользоваться. Незадолго до банкротства туроператор сменил страховую компанию — с крупной «Согаз» на малоизвестную «Восхождение».

Почти сразу стало ясно, что страховой суммы не хватит на полное возмещение ущерба всем пострадавшим туристам. 1 августа настала очередь «Идеал тура», специализировавшегося на организации перевозки туристов, в частности, чартерных рейсов. По официальной версии, из-за долгов компании авиаперевозчику «Оренбургские авиалинии» последняя отменила порядка 30 рейсов, и множество туристов не смогли попасть к месту отдыха или вернуться домой.

Буквально на следующий день, 2 августа, о приостановке деятельности объявил один из крупнейших из оставшихся на рынке туроператоров — «Лабиринт».

Банкротство туроператоров

Скорость может стать решающим моментом при получении компенсации. Поэтому не стоит откладывать обращение в страховую компанию до последнего.

Страховка и закон Российское законодательство слабо развито касательно туристических фирм и гарантий для их клиентов. Механизм финансовых гарантий действует очень медленно, туристические компании не регулируются государством и размер финансов для обеспечения туроператора очень невелик – 30 млн.

Инфо

При покупке путевки и объявлении туроператора банкротом наступает страховой случай, но на практике очень часто страховые компании отказывают в выдаче компенсации. Если признание туроператора несостоятельным случилось во время поездки клиента, то ситуация обстоит еще хуже.


В этом случае на помощь может прийти некоммерческая организация Турпомощь.

Где найти полный список обанкротившихся туроператоров?

Чего и Вам желаем!Как путешествовать самостоятельно?Или Мир без границ! -Читать-

  • Продолжать доверять понравившемуся туроператору.

Вот мы и подошли к главному воросу… Кому можно доверять? По большому счету — всем и никому.
Может, больше никто и не закроется до 2015 года. Но ситуация настолько критическая, что малейшее дополнительное волнение на туристическом рынке (очередное закрытие, выплеск негативной информации в СМИ, прекращение работы турагентств с каким-либо туроператором) способно моментально «подкосить» очередную, даже крупную компанию… К тому же, в такой тяжелой ситуации, многие туроператоры желают закрыться, не дожидаясь реального банкротства…
Но если Вы все же привыкли доверять туроператору больше, чем себе, то стоит обратить внимание на следующие тревожные «звоночки»…

Пять самых громких банкротств туроператоров в россии

В последние несколько недель туристический рынок России потрясли банкротства крупных и очень известных туроператоров: «Невы», «Лабиринта» и ряда других. Travel.ru предлагает вспомнить тех, кто громко ушел с рынка.
Первым заметным банкротством туроператора в России стало разорение «Капитал-тура» в ноябре 2010 года. Кредиторы заблокировали счета одной из крупнейших российских туристических компаний, мотивируя это непогашенными задолженностями со стороны туроператора.
Общий долг компании банкам в тот момент составлял 1,2 миллиарда рублей. Глубина продаж у туроператора на момент прекращения им деятельности достигала трех-четырех месяцев, и число пострадавших туристов перевалило за 8 тысяч человек.

В конце декабря 2010 года «Капитал-тур» официально признал себя банкротом. В конце января 2012 года о приостановке деятельности объявил туроператор «Ланта-тур вояж».

Что представляет собой банкротство туроператоров

Еще одним мастодонтом туристического бизнеса была «Фирма «Нева». По доходам за 2013 год она немного уступает «Южному кресту» - 3684 млн. руб., но финансовое обеспечение в 454 млн. руб. также ничем не помогло при разорении. Примеры упадка за 2015 Банкротство туроператоров в 2015 году также удивляет своими масштабами. Начало этого года принесло банкротство нескольким десяткам турфирм как общероссийских, так и региональных.

В число несостоятельных перевозчиков вошли «Солвекс-турне», «Верса», «Голд Лайн» и другие. В основном все прошло без скандалов и конфликтных разбирательств, но и тут не обошлось без исключений.

При ликвидации «Лабиринта» было обнаружено огромное количество всевозможных нарушений, а глава «Розы Ветров Мир» даже попал под арест на время ведения расследования деятельности его компании. Главе «Лабиринта тоже не повезло. При попытке скрыться в Сербии его экстрадировали.

Все дела: гражданские и уголовные. юридический форум

В то же время эксперты ИХ Финам допускают, что финансовую дестабилизацию российских турфирм могли спровоцировать ошибочные управленческие решения и слабый контроль рисков. Кроме того, не последнюю роль сыграл неоднозначный долговой портфель, исключающий оперативное рефинансирование в условиях ужесточения банковских требований. Согласно с данными Ростуризма, первый квартал 2014 года показал сокращение количества отдыхающих за границей на 4%. При этом статистических данных за второе полугодие еще нет.

Однако если допустить, что у отдельных операторов могло наблюдаться сокращение спроса на уровне 15–20%, то при наличии достаточных резервов краткосрочное давление на продажи не может привести к фатальным кассовым потерям. Поэтому напрашивается вывод о том, что дестабилизация произошла по причине недостаточной ликвидности компаний.

Федеральное агентство по туризмуминистерство культуры российской федерации

Рыночная экономика и банкротство турфирм тесно взаимосвязаны между собой. Можно сказать, что несостоятельность способствует перетеканию финансового и трудового потенциала от малоэффективных компаний к действующим организациям.

Кроме того, процедура банкротства связана с удовлетворением требованием кредиторов. В то же время, обанкротившееся предприятие может нанести материальный ущерб своим партнерам или клиентам. На этой почве возникает необходимость более детально изучить вопрос, связанный с несостоятельностью туроператоров, а также рассмотреть возможные способы страховки от банкротства туристических компаний. Предпосылки краха Не так давно директор турфирмы «Ника» Корнышев Михаил заявил, что к краху туроператоров нередко приводит невыгодное сотрудничество с авиакомпаниями. Это связано с тем, что туристические компании вынуждены выкупать места в гостиницах и авиабилеты на год вперед.

Банкроты туроператоры список

Теперь при банкротстве одного из агентств клиенту приобретут тур из средств этого фонда. Турагентства очень часто при проблемах с клиентами стараются купить тур в другом месте за свой счет, чтобы избежать проблем с судебными разбирательствами и законодательством Гарантии и возвраты При банкротстве туроператора нужно буквально бежать за компенсацией, предварительно подготовив все необходимые документы.

От скорости зависит вероятность получения компенсации, ведь страховщики переоценивают свои возможности, что ведет к ликвидации и страховой компании после банкротства турфирмы. Никто не может дать твердых гарантий, что получится вернуть деньги или получить путевку за счет провинившегося туроператора.

Очень многое зависит от того, сколько еще людей было обмануто и разочаровано, насколько велики финансовые резервы самой турфирмы, насколько благонадежен страховщик и ряда других факторов.

Питерский туроператор «Аэлита Трэвел», занимающийся детским отдыхом, заявил о приостановке своей деятельности, в переводе с юридического на разговорный язык это обычно означает банкротство. Соответствующее сообщение опубликовано на сайте компании. Как отмечают наблюдатели, причиной ухода с рынка относительно крупного в своей нише туроператора стало неблагоприятное стечение обстоятельств, в числе которых оказались массовые отмены запланированных чартеров « ».

«В связи с невозможностью туроператора ООО «Аэлита Трэвел» исполнить свои обязательства по договорам о реализации туристского продукта по независящим от него причинам, и на основании ст. 17.4 ФЗ -132 «О туристской деятельности в Российской Федерации», настоящим уведомляет о приостановке туроператорской деятельности c 17.07.2017», - говорится в сообщении компании. Там также отмечается, что всем туристам, заключившим договор с туроператором, следует обратиться в питерский и московский офисы компании «с целью составления реестра заявлений на возврат уплаченных по договорам денежных средств, формирования пакета документов для предоставления его в страховую кампанию и решению вопроса страхового возмещения».

То, что приостановка деятельности туроператора произошла по независящим от компании причинам, фактически подтвердили другие игроки рынка. Так, по словам , руководителя туроператора « », проблемы «Аэлиты» вызваны сразу несколькими факторами. «Насколько мне известно, в начале сезона у них были проблемы с рейсами «ВИМ-авиа». Им пришлось пересаживать туристов на другую авиакомпанию, где, как я понимаю, билеты стоили дороже. Во всяком случае они выставляли доплаты за перевозку на этих рейсах», - рассказала она корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ». Тем не менее, вполне возможно, что доплачивать компании пришлось за счет собственных средств.

Также, по словам г-жи Твердышевой, проблемы у «Аэлита Трэвел» были и с болгарским лагерем «Чавдар». «Подробностей я не знаю, но, насколько мне известно, владелец той части лагеря, с которой у туроператора были договорные соглашения, и с которым они работали напрямую, умер. И, предположительно, от них потребовали еще раз внести деньги за уже проплаченные услуги - без этого управляющие отказывались размещать туристов и предоставлять им питание», - пояснила руководитель «Ост-Вест».

«Я думаю, со всеми этими проблемами «Аэлита» не справилась. Но дать кукую-то объективную оценку я не могу, поскольку эта фирма стоила особняком на питерском рынке детского отдыха», - добавила эксперт, отметив, что уже несколько лет как эта компания открыла собственный офис в Москве. «То есть нельзя сказать, что дела у них шли плохо. Ведь помимо чисто детского отдыха «Аэлита Трэвел» поднимала свои собственные чартеры. Но, видимо, эти две проблемы серьёзно подкосили финансовые возможности туроператора. Хотя на данный момент на тот же август у них все туры проплачены. Но я не думаю, что в начале сезона компания собственноручно поставила себя в такое положение. Никто не мог предугадать ни ситуацию с авиакомпанией, ни ситуацию с лагерем», - заключила Наталия Твердышева.

Тут стоит отметить, что неблагоприятное стечение обстоятельств уже не в первый раз становиться причиной ухода с рынка даже крупных игроков. Так в августе прошлого года о своем банкротстве объявил туроператор «Brisco», основными направлениями которого являлись Турция и Египет. «После террористического акта с нашим лайнером 31 октября 2015 года, а также, закрытия наших двух единственных направлений, наша компания понесла колоссальные финансово-экономические потери. Несмотря на не прекращавшиеся геополитические и экономические события в России и во всем мире, руководство компании продолжало предпринимать ряд конструктивных мер по восстановлению деятельности компании, а также искать альтернативные выходы из сложившейся сложной ситуации, несмотря на отсутствие операционной деятельности на протяжении всего зимнего сезона 2015/2016 годов», - говорилось тогда в официальном заявлении туроператора. При этом «последней каплей» оказался отзыв лицензий у двух подряд страховых компаний, обеспечивавших финансовое обеспечение туроператорской деятельности компании (подробнее читайте по ссылке


Top